Общее положение о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан
Владелец счёта обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок письменно сообщить банку о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счёта. При не поступлении от клиента в указанные сроки возражений совершённые операции и остаток средств на счёте считаются подтверждёнными. После открытия счёта главным бухгалтером или его заместителем карточки с образцами подписей и оттиска печати… Читать ещё >
Общее положение о банковских счетах, открываемых в банках Республики Узбекистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Банковские счета подразделяются на следующие виды:
- а) депозитные счета до востребования (основные и вторичные);
- б) сберегательные депозитные счета;
- в) срочные депозитные счета;
- г) другие виды депозитных счетов (бессрочные, беспроцентные депозиты по аккредитивам и т. п.);
- д) ссудные счета.
Юридические и физические лица самостоятельно выбирают банки для своего расчётного или кассового обслуживания и вправе открывать депозитные счета до востребования в национальной и иностранной валютах в одном или нескольких банках.
При открытии клиентом любого счёта заключается договор на обслуживание банковского счёта.
Депозитный счёт до востребования хозяйствующего субъекта в национальной валюте, открытый впервые, является его основным счётом.
Клиенты могут открывать вторичные депозитные счета до востребования в одном или нескольких банках.
Для открытия депозитного счёта до востребования в национальной валюте в банк представляются следующие документы:
- а) заявление на открытие счёта по установленной форме;
- б) копия свидетельства о государственной регистрации;
- в) карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенная нотариусом, либо вышестоящей организацией.
Для открытия счёта клиент представляет необходимые документы главному бухгалтеру банка, либо юридической службе банка, которая проверяет правильность оформления документов, оформляет договор банковского счёта. Сформированное юридическое дело хранится в сейфе главного бухгалтера.
Для открытия счёт в бухгалтерию (главному бухгалтеру, его заместителю) представляется распоряжение руководства банка об открытии счёта с приложением карточки образцов подписей должностных лиц, имеющих право распоряжаться счётом, и оттиска печати, заверенной в установленном порядке. В распоряжении должны быть указаны владелец счёта, номер и дата договора банковского счёта, порядок и периодичность выдачи выписок счёта. Распоряжение после открытия счёта с отметкой должностных лиц бухгалтерии также помещается в юридическом деле клиента.
После открытия хозяйствующим субъектам счетов банки обязаны не позднее следующего рабочего дня сообщить письменно соответствующему налоговому органу об открытии счёта.
Карточки с образцами подписей и оттиска печати представляются в двух экземплярах. Один экземпляр находится у бухгалтера, второй — у контролёра.
В карточки с образцами подписей включаются подписи руководителя и главного бухгалтера юридического лица или лиц уполномоченных руководителем, и удостоверяются печатью.
Право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру или другим лицам, имеющим право второй подписи.
Открытые счета клиентам регистрируются в книге регистрации открытых счетов. В этой книге должны быть следующие данные:
- — дата открытия счёта;
- — дата и номер договора об открытии счёта;
- — наименование клиента;
- — наименование (цель) счёта;
- — номер лицевого счёта;
- — порядок и периодичность выдачи выписок счёта;
- — дата сообщения налоговым органам, фондам об открытии счёта;
- — дата закрытия счёта;
- — примечание.
В книге для каждого номера и наименования счёта второго порядка открываются отдельные страницы, которые пронумеровываются, прошнуровываются и опечатываются. Книга заверяется подписью главного бухгалтера или его заместителя и хранится у главного бухгалтера в несгораемом шкафу (сейфе).
Счета физических лиц по вкладам (депозитам) открываются с соблюдением Г ражданского кодекса Республики Узбекистан.
Лицевые счета, открываемые не клиентам, а для учёта имущества, расчётов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и т. п., также регистрируются в книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям.
Учётной политикой банка может быть предусмотрено ведение книги регистрации лицевых счетов в электронном виде, при этом должны быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа. В этом случае из ЭВМ ежедневно распечатываются отдельные ведомости открытых и закрытых счетов, которые подшиваются в отдельное дело и хранятся у главного бухгалтера или его заместителя. На каждое первое число года, следующего за отчётным, а при необходимости — в другие сроки в течение года, ведущаяся в ЭВМ книга регистрации счетов выдаётся на печать. Отдельные листы книги сшиваются, скрепляются печатью и подписываются главным бухгалтером. Сформированная книга регистрации действующих счетов сверяется с ведомостями открытых и закрытых счетов, прошнуровывается, опечатывается, подписывается главным бухгалтером или его заместителем и сдается в архив. При необходимости банк может вести несколько книг регистрации счетов по потребности банка, с обязательной сквозной нумерацией каждой страницы по всем книгам.
Внесение изменений в книгу учёта лицевых счетов клиентов может осуществляться только с разрешения главного бухгалтера либо его заместителя.
После открытия счёта главным бухгалтером или его заместителем карточки с образцами подписей и оттиска печати с указанием на них порядка и периодичности выдачи выписок счёта (ежедневно, один раз в 3, 5, 10 и т. д. дней) передаются ответственному исполнителю банка.
В случае закрытия счёта, а также при изменении наименования организации, учреждения либо номера счёта владелец счёта обязан возвратить банку чековые книжки с оставшимися неиспользованными чеками и корешками при заявлении, в котором указываются номера возвращаемых неиспользованных чеков. Если счёт закрывается, то в этом заявлении должно содержаться подтверждение остатка средств на счете и указание, куда перечислить остаток средств.
Лицевые счета клиентов печатаются в двух экземплярах, которые передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счёта и предназначается для выдачи или отсылки клиенту.
Лицевые счета, выписки из которых клиентам не выдаются, печатаются в одном экземпляре. Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки.
Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников банка. Если по каким-либо причинам счёт вёлся вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счёт, и штампом банка.
Выписки на бумажных носителях выдаются в порядке и сроки, указанные в карточках образцов подписей и оттиска печати. На лицевом счёте (первом экземпляре) бухгалтерским работником ставится штамп.
По суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счёту.
На документах, прилагаемых к выпискам, должны проставляться штамп и календарный штемпель даты провода документа по лицевому счёту. Штамп проставляется только на основном приложении к выписке. На тех дополнительных документах, которые поясняют и расшифровывают содержание операций, обозначенных в основном приложении, штамп не ставится.
Не заверяются оттиском указанного штампа лишние экземпляры оплаченных расчётных документов, прилагаемые к выпискам из счетов, уже снабжённые штампом банка на ранней стадии их обработки, а также документы по приходным кассовым операциям.
Владелец счёта обязан в течение 10 дней после выдачи ему выписок письменно сообщить банку о суммах, ошибочно записанных в кредит или дебет счёта. При не поступлении от клиента в указанные сроки возражений совершённые операции и остаток средств на счёте считаются подтверждёнными.