Диффузионизм.
Этапы развития мировой культуры
Усилия сторонников диффузионизма направлены на поиски изначальных, исходных для всего человечества культурных кругов. Так австрийский ученый В. Шмидт считает источником цивилизации культуру низкорослого африканского народа — пигмеев; английские антропологи Г. Эллиот-Смит, У.Дж. Перри, С. Графтон мировым центром цивилизации считали Египет; немецкие исследователи Ф. Делич и Г. Винклер полагали, что… Читать ещё >
Диффузионизм. Этапы развития мировой культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В конце ХIХ — начале ХХ вв. появляется диффузионизм — направление в изучении культуры, центральный термин которого — диффузия (распространение, движение частиц в пространстве) был заимствован учеными Германии и Австрии из области физики. Исследователи, обратившие внимание на культурную диффузию, считали, что явления культуры возникали не в результате эволюции, а могли быть заимствованы из другой культуры.
Культурная диффузия — это процесс распространения в географическом пространстве культурных достижений, явлений; заимствования каких-либо черт, особенностей, ценностей одного общества другим обществом, группой. В результате культурной диффузии культурные явления, черты, ценности (например, злаки, технологии обработки земли, строительства, письменность, религиозные учения) распространяются из места своего появления в другие регионы. Основными средствами, способами распространения чужой культуры являются колонизация, завоевания и войны, торговля, миграция, миссионерские движения. Культура при этом может передаваться от общества к обществу и без перемещения самих обществ.
В отличие от сторонников эволюционизма, рассматривающих явление культуры как звено в цепи эволюции абстрактно, без учета конкретных условий, сторонники диффузионизма обращают внимание на конкретные географические условия появления, распространения культур. Так, труд немецкого ученого, считающегося основоположником диффузионизма Ф. Ратцеля, называется «Антропогеография». В этой работе ученый рассматривает предметы материальной культуры какого-нибудь народа, которые образуют «культурный круг» — центр, из которого они распространяются среди других народов. По мнению Ф. Ратцеля и его последователей — Ф. Гребнера, Л. Фробениуса, — развитие человечества началось из одного или из нескольких центров — «культурных кругов», «культурных зон».
Каждое явление материальной или духовной культуры возникло в каком-либо конкретном месте и затем было перенесено в другое. История культуры предстает, таким образом, как история перемещений в географическом пространстве нескольких «культурных кругов.
Усилия сторонников диффузионизма направлены на поиски изначальных, исходных для всего человечества культурных кругов. Так австрийский ученый В. Шмидт считает источником цивилизации культуру низкорослого африканского народа — пигмеев; английские антропологи Г. Эллиот-Смит, У.Дж. Перри, С. Графтон мировым центром цивилизации считали Египет; немецкие исследователи Ф. Делич и Г. Винклер полагали, что в основе всех цивилизаций земли лежит культура Междуречья.
Итак, диффузионизм позволяет изучать взаимодействие между культурами, раскрывает механизм освоения достижений других культур.
В процессе культурной диффузии заимствуемые элементы могут со временем изменяться, приспосабливаться — адаптироваться воспринимающей культурой. С развитием общества, в первую очередь систем коммуникаций, процессы культурной диффузии — обмена идеями, технологиями, явлениями материальной и духовной культуры ускоряются, что ярко демонстрирует современная культура.