Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Музыкально-теоретический анализ произведения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Начинается мелодия произведения со скачка на ч. 4^ на слабой доле такта. Именно такое начало с 5-й ступени свойственно первому и второму предложениям обоих куплетов. Все предложения песни завершаются устойчиво — первой ступенью. После волнообразного развития к концу первого и второго куплета происходит постепенный спад, но он приводит мелодию к более высокому звуковому уровню — к тонике (g1… Читать ещё >

Музыкально-теоретический анализ произведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Музыкальная форма

«Хор Тирольцев» написан в куплетно-вариационной форме (2 куплета). Первый и второй куплеты произведения написаны в простой двухчастной безрепризной форме.

  • 1-й куплет (1−24 такты) состоит из запева и припева. Запев (6+4) представляет собой однотональный неквадратный период повторного строения со вступлением (1−2 такты). Он состоит из двух предложений (1−6 такты, 7−10 такты). Припев (4+10) также представляет собой однотональный период повторного строения с расширением.
  • 2-й куплет (25−48 такты) аналогично первому состоит из запева и припева. Запев (5+4+4+4) написан в форме сложного периода. Припев (4+4) является однотональным, квадратным.

Ладотональный план

Основная тональность произведения G-dur (очень светлая по колориту тональность) остается неизменной на протяжении всего звучания хора. Избранная композитором тональность настраивает слушателей на жизнерадостный, легкий, приподнятый характер. Она на протяжении двух куплетов последовательно отражает содержание поэтического текста.

Гармонический язык произведения простой, ясный, красочный и несложный. Композитор чаще всего использует трезвучия основных ступеней (T, S, D). Реже использует обращения септаккордов побочных ступеней (II2 VI2).

В каденции встречаются аккорды DD. Для начала первого (1−10 такты) и второго куплетов (24−32 такты) песни характерен тонический органный пункт (ТОП). В конце первого куплета (18−22 такты) есть доминантовый органный пункт.

Фактура

Одним из средств музыкальной выразительности, с помощью которого композитор раскрывает тему, является фактура произведения. Хоровая фактура всего произведения гомофонно-гармоническая, прозрачная, характеризуется трёхголосным изложением. Фактура хора компактного соотношения, (максимальное интервальное соотношение партии, А и С1 в запевах 1-го и 2-го куплета большая секста; в припевах не шире октавы; исключение составляет начало припева (11-й такт) — дуодецима). Плотность звучанию придает преимущественно тесное расположение всех партий, одинаковый ритм у всех голосов в припеве. Такой тип изложения музыкального материала способствует достижению плотного хорового звучания.

Темп

Темп вытекает из исполнительского замысла, обобщает чувства и мысли в отношении данного произведения.

«Хор Тирольцев» исполняется в подвижном темпе — Allegretto, что объясняется его жанровой особенностью и литературным содержанием. Указанный композитором темп как нельзя лучше соответствует донесению до слушателей образного строя произведения. Темп хора на протяжении всего изложения остается неизменным. В конце произведения, хотя в нотном тексте этого обозначения нет, следует сделать небольшое агогическое изменение темпа — ritenuto (в последнем такте), что будет способствовать более выразительному исполнению произведения и позволит почувствовать завершение звучания хора.

Динамика

Большую роль в создании музыкального образа играет динамическая палитра музыки хора. Выразительные динамические оттенки, тщательно выписанные рукой композитора, определяют общий исполнительский план. Динамический план произведения довольно большого диапазона. Он простирается от pp до ff. Динамика в хоровом произведении яркая. В качестве одного из выразительных средств композитор применяет динамические контрасты. Запев первого и второго куплетов песни исполняется p, припевы начинаются на нюансе f и ff. Нюансировку припевов песни также определяют динамические контрасты (1-й припев — pp-ff-pp; 2-й припев — f-pp-ff-pp-ff).

Джоаккино Россини в данном произведении мастерски решает линию динамического развития и достигает полного единства в сочетании динамики музыки с литературным текстом.

Метроритмические особенности произведения

Музыкально-теоретический анализ произведения.

Хор Тирольцев из оперы «Вильгельм Телль» написан в простом размере схема трехдольная. Размер произведения соответствует воплощению его художественного содержания и обусловлен им.

Ритмическая структура хора особым разнообразием не отличается. Музыкальный материал излагается в основном восьмыми и четвертными длительностями, для начала каждого предложения припева характерно появление на сильных долях половинных длительностей. Ритмический рисунок партий, А и С2 простой, ровный, в 1-м и 2-м куплете он одинаков. Для этих партий характерна следующая группировка длительностей в такте: dd.

Музыкально-теоретический анализ произведения.

В припеве партия, А имеет свой ритмический рисунок, он по прежнему простой, но излагается преимущественно четвертыми длительностями. У партий С1 и С2 ритмически однородными являются первое и второе предложение припева (исключением является ритм партий С1 в расширении припева после первого куплета).

Метроритмический рисунок партии С1, которая является ведущим мелодическим голосом на протяжении всего произведения, построен на новом ритмическом материале в куплетах песни. Для первого и второго предложения куплетов и расширения в первом куплете характерно появление четвертных длительностей с точками, затактовое начало.

Музыкально-теоретический анализ произведения.

Мелодическая линия ведущего голоса во всех куплетах ни разу не прерывается. Кратковременные ритмические остановки не более чем на восьмую паузу появляются только после исполнения куплетов и в припевах.

Мелодическая линия партий хора на протяжении звучания первого куплета и двух предложений второго куплета ни разу не прерывается. В припевах у всех партий она выражена короткими фразами, перемежающимися только восьмыми паузами. Это звучит как прерывистая речь, поскольку музыкальный материал излагается от первого лица.

Совпадение ритма всех партий в конце хора, его изложение четвертными длительностями, небольшое замедление темпа создает ощущение ритмического расширения и является логичным для окончания произведения.

Мелодия

Мелодия на протяжении всего произведения отличается легким, полетным, подвижным, веселым, но в тоже время напевным характером. Энергичная, стремительная мелодия создает праздничное приподнятое настроение. Этому способствует наличие грациозных, призывных, напористых, взволнованных интонаций в куплете и светлых, лирических интонаций в припеве.

Выразительность мелодии связанно с ее устремленностью вверх, с гибкой волнообразной линией подъемов и спадов. Ей присуще соотношение преобладающе плавного постепенного движения и скачков (ч. 4, ч. 5 — в этих интервалах звучит интонация призыва). Характерными чертами мелодии являются частые распевания, пластичная извилистость, волнообразность, продолжительные фразы, прерываемые паузами только в припевах. Мелодия произведения легко запоминается и ложится на слух.

Начинается мелодия произведения со скачка на ч. 4^ на слабой доле такта. Именно такое начало с 5-й ступени свойственно первому и второму предложениям обоих куплетов. Все предложения песни завершаются устойчиво — первой ступенью. После волнообразного развития к концу первого и второго куплета происходит постепенный спад, но он приводит мелодию к более высокому звуковому уровню — к тонике (g1 — в конце первого куплета, g2 — в конце произведения). Диапазон мелодического движения достаточно большой. Развитие мелодии происходит в пределах ундецимы.

Общехоровое изложение во всей песне представляет собой устойчивое трёхголосие. Ведущим мелодическим голосом в хоре является партия С1, она выполняет эту функцию на протяжении всего произведения. Композитор оживляет её звучание характерными красками сопровождающих голосов С2 и А, (которые в терцовом соотношении дают гармоническую основу (создают красивый гармонический фон с элементами контрапункта) в куплетах песни).

Для хоровых голосов характерно разновременное вступление и окончания звучания предложений, куплетов, припевов. Одновременно начинаются оба припева, и завершается произведение также у всех партий вместе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой