Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Понятие «культура», сходства и различия культур

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «культура» — многоаспектный феномен, что затрудняет определение этого понятия. В науке существуют многочисленные определения культуры. Клайд Клакхон предложил шесть подходов к определению культуры: описательный, психологический, исторический, нормативный, структурный, генетический. Избирательность культуры. Из всего многообразия способов удовлетворения специфических нужд людей культура… Читать ещё >

Понятие «культура», сходства и различия культур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «культура» — многоаспектный феномен, что затрудняет определение этого понятия. В науке существуют многочисленные определения культуры. Клайд Клакхон предложил шесть подходов к определению культуры: описательный, психологический, исторический, нормативный, структурный, генетический.

Дэвид Мацумото определил культуру, акцентируя внимание на психических процессах.

Культура — динамическая система правил, эксплицитных и имплицитных, установленных группами с целью обеспечить свое выживание, включая установки, ценности, представления, нормы, модели поведения, общие для группы и реализуемые различным образом каждым специфическим объединением внутри группы, передаваемые из поколения в поколение, относительно устойчивые, но способные изменяться во времени.

Зигмунд Фрейд считал, что культура — это продукт сублимации человека, перевода сексуальной энергии в творческую [44].

Хофстед (Hofstede, 1991) предполагает, что культура — это то коллективное программирование сознания, которое отличает членов одной группы или общества от других. Оно проявляется в определенных допущениях, представлениях, паттернах мышления, нормах и ценностях данной группы [57].

Назначение культуры состоит в формировании единого понимания смысла жизни людьми, которые принадлежат определенной общности — этносу [44].

Этнос — это общность людей, связанных единой системой отношений к природе, членам своей и чужой общности, самому себе, идеям, ценностям, совместно выработанным людьми в процессе этногенеза.

Этнос возникает на основе единого самосознания, осознания сходства и различий, а также на основе единства территории, языка, культуры. Люди приобретают культуру, благодаря принадлежности к этнической общности. Люди создают культуру, исходя из потребностей этнической общности.

Но, основываясь на биологических и социальных особенностях человека, можно выделить сходства различных культур.

  • 1. Любая культура определяется своим языком.
  • 2. Каждая культура имеет средства выражения эстетики и достижения эстетического наслаждения.
  • 3. Каждая культура имеет способы отношения к ключевым событиям человеческой жизни, например рождение, смерть.
  • 4. Каждая культура стремится к сохранению этнической группы, ее сплочению, удовлетворению потребностей в упорядоченном образе жизни [44].

Выделяются тенденции в понимании культурных различий: абсолютизм, этноцентризм, универсализм, релятивизм.

Этноцентризм основан на идее превосходства. Все культуры не равные и разные.

Абсолютизм основан на идее одинаковости культур. Все культуры одинаковые и не равные. Одни — цивилизованные, другие первобытные. Одни культуры превосходят другие.

Универсализм — основан на идее, что все культуры возможно привести к единому знаменателю, из многих культур сформировать единую однонациональную культуру (пример — СССР). Эта идея характерна для политики глобализации — создания единой политической, экономической, культурной общности. Это стимулирует развитие национального самосознания, сопротивление универсализации культур, движение антиглобализма.

Релятивизм — развивает идею равноценности культур при признании их различий. Культуры равные, но разные (Франц Боас). Эта тенденция направлена на отрицание этноцентричности, выход за пределы своей культуры, сочувствие и понимание других культур. Условием проявления релятивизма становятся развитие толерантности к другим культурам, признание равнозначности, равноправия разных этносов, уважение личности как носителя иной культуры.

В последнее время актуальными становятся проявления тенденций культурного универсализма и релятивизма. В мире крайне мало изолированных культур. Все культуры так или иначе взаимодействуют друг с другом.

Можно выделить пять феноменов взаимодействия.

  • 1. Культурная диффузия — принятие или отторжение новшеств одной культуры другой. Культуры, с одной стороны, стремятся сохранить свои основы, а с другой — заимствовать из иных культур.
  • 2. Внезапные взрывные изменения в культуре — происходят, как правило, одновременно в различных культурах (например, открытия в разных областях науки и искусства могут обнаружить определенные общности, кластеры). Подготовка к изменениям происходит медленно и незаметно, затем наступает культурный взрыв.
  • 3. Культурная эволюция, которая имеет одинаковые необратимые шаги в любой культуре. Например, переход первобытного сообщества из матриархата в патриархат.
  • 4. Избирательность культуры. Из всего многообразия способов удовлетворения специфических нужд людей культура выбирает ограниченное количество способов. Этот выбор делает кто-то один, за которым следуют остальные. Для следующих поколений сделанный ранее выбор уже становится нормой поведения.
  • 5. Единство материальной и духовной культуры. Познание самого себя через поведение и отношения других людей — основная функция культуры.

В этой главе, говоря об особенностях разных культур, мы будем использовать термин «национальная культура», т. е. общая культура страны. При этом важно помнить, что в рамках любого многочисленного народа мира могут существовать значительные культурные различия, например восточное и западное побережье Северной Америки. Рассматривая национальные культурные особенности и сравнивая разные культуры, важно избегать явления, известного как «экологическая ошибка» — ошибочное представление о том, что если две культуры отличаются друг от друга, то и любые два представителя этих культур будут неизбежно отличаться друг от друга в той же мере, что крайне маловероятно [44].

Вопросы и задания

  • 1. В параграфе раскрывается понятие «экологическая ошибка». Приведите примеры «экологической ошибки» во взаимодействии разных культур.
  • 2. Какие особенности многонационального коллектива должен учитывать лидер в своей работе?
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой