Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Требования и особенности бухгалтерского баланса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Настаивают на этом и налоговики в письмах ФНС России от 18 апреля 2011 г. № КЕ-4−6/6116, от 18 апреля 2011 г. № КЕ-4−3/6116, где однозначно заявляют, что формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 года должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за этот год. И за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 г. в налоговые органы должна представляться бухгалтерская отчетность… Читать ещё >

Требования и особенности бухгалтерского баланса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Она составляется на основе данных бухгалтерского учета. Бухгалтерская отчетность состоит из:

  • — Бухгалтерского баланса (форма № 1);
  • — Отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
  • — Отчета об изменениях капитала (форма № 3);
  • — Отчета о движении денежных средств (форма № 4);
  • — Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
  • — Пояснительной записки;
  • — Аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она подлежит обязательному аудиту.

К организациям, подлежащим обязательному аудиту, относятся: открытые акционерные общества (ОАО); банки; страховые компании; фондовые биржи; инвестиционные фонды; фонды, источником образования которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц; организации с годовым объемом выручки от реализации более 500 тыс. МРОТ; организации, сумма активов баланса которых на конец отчетного года превышает 200 тыс. МРОТ.

Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности. бухгалтерский отчетность финансовый баланс Необходимость составления бухгалтерской отчетности порождается одним из основополагающих принципов бухгалтерского учета — принципом непрерывности деятельности организации.

В современных условиях бухгалтерская финансовая отчетность служит одним из основных источников информации не столько для менеджмента различного уровня самой организации, сколько для внешних пользователей. В соответствии с этим бухгалтерская отчетность должна создавать необходимые условия пользователям информации для принятия ими управленческих решений, для взаимодействия с данной организацией. В свою очередь это достигается адекватностью отражения состояния экономических ресурсов организации. При этом такая адекватность подразумевает представление в бухгалтерской отчетности активов, обязательств перед организацией, доходов, расходов, прибылей и убытков и капитала организации. Данные качественные характеристики бухгалтерской отчетности определяют ее содержание. В свою очередь содержание бухгалтерской отчетности невозможно рассматривать без ее базовых понятий, к которым относятся:

  • — система учетных показателей (натуральное, денежное выражение и др.);
  • — хозяйственная деятельность коммерческой организации; период информационного охвата;
  • — данные бухгалтерского учета (показатели синтетических и аналитических счетов); обязательность формирования отчетности.

К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования.

Правдивый баланс — это баланс, составленный на основании записей, сделанных по всем документам, отразившим факты хозяйственной жизни организации за отчетный период. Условие правдивости — обоснование показателей документами, записями на бухгалтерских счетах, бухгалтерскими расчетами и инвентаризацией. Обязательное условие правдивости баланса — сверка записей по счетам аналитического и синтетического учета перед его составлением [1, c. 124].

Реальность — соответствие оценок его статей объективной действительности. Правдивость и реальность — неоднозначные понятия. Баланс может быть правдивым, но не реальным. Например, на балансе числится долг за физическим лицом 5000 руб. по выявленной у него недостаче ценностей. В этом отношении баланс правдив, но если данное лицо неплатежеспособно, то в этой части баланс не реален. Предположим, на балансе числится объект основных средств по остаточной стоимости 4 млн руб., а реальная стоимость 8 млн руб. Баланс правдив, но не реален.

Что представляет собой оценка, соответствующая действительности? Существует три теории балансовых оценок: объективная, субъективная, книжная. Теория объективных оценок основана на принципе продажных цен, которые могли бы быть установлены при продаже имущества на момент составления баланса. Теория субъективных оценок основана на том, что стоимость средств зависит от индивидуальных условий, в которых находится организация. Один и тот же предмет может иметь разную стоимость у разных организаций и даже в одной и той же организации в различные периоды ее работы. Теория книжных оценок базируется на той оценке, по которой хозяйственные средства числятся в учете (в книгах). Ни одна теория не дает однозначного решения вопроса об оценке, то есть получается реальность относительная и поэтому соответствие баланса определяется нормативными документами [1, c. 126].

Реальность в большей степени зависит от ликвидности средств организации. Под ликвидностью в данном случае понимается способность средств пройти кругооборот и в конечном итоге принять денежную форму.

Единство — построение баланса на единых принципах учета и оценки. Это означает применение во всех структурных подразделениях организации единой номенклатуры счетов бухгалтерского учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции и т. д.

Преемственность означает, что каждый последующий баланс должен вытекать из баланса предыдущего. Например, заключительный баланс прошлого года должен быть начальным балансом отчетного года. Преемственность заключается также в единообразии методов оценок и оставления баланса.

Ясность баланса — его доступность для понимания лицами, его составившими, и всеми, его читающими.

Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н (далее — приказ № 66н) утверждены формы бухгалтерской отчетности, которые вступают в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год. По логике буквального прочтения получается, что если новые формы вступают в силу лишь с годовой отчетности, то промежуточную бухгалтерскую отчетность следует представлять по старым формам? Так как момент вступления в силу данного приказа привязан к годовой отчетности, у бухгалтеров возникали вопросы, по какой форме представлять промежуточную бухгалтерскую отчетность. Напомним, что промежуточная отчетность включает в себя месячную и квартальную бухгалтерскую отчетность и состоит из бухгалтерского баланса и отчета и прибылях и убытках. Формируется промежуточная бухгалтерская отчетность не позднее 30 дней по окончании отчетного периода, а годовая — не позднее 90 дней по окончании года.

Порядок организации и ведения бухучета, а также представления бухгалтерской отчетности регламентируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, а общие требования к промежуточной бухгалтерской отчетности, содержание ее составляющих установлены Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 06 июля 1999 г. № 43н.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, других отчетов и приложений применяются последовательно от одного отчетного периода к другому (п. 34 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности). Кроме того, в соответствии с пунктом 9 ПБУ 4/99 при составлении бухгалтерского баланса и отчета и прибылях и убытках организация должна придерживаться принятых ею форм последовательно от одного отчетного периода к другому. Изменение принятой формы бухгалтерского баланса допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Полагаем, что к таким исключительным случаям можно отнести и принятие новой формы бухгалтерского баланса на законодательном уровне нормативным правовым актом.

Также следует обратить внимание на такой момент: до принятия приказа № 66н организации были вправе самостоятельно разработать формы бухгалтерской отчетности, а в соответствии с принятым приказом № 66н теперь организации самостоятельно определяют лишь детализацию показателей по статьям бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.

К тому же организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года (п. 29 Положения по ведению бухучета и бухотчетности).

То есть если бухгалтерский баланс за I квартал вы сдадите по старой форме, а годовую отчетность по новой форме, установленной приказом № 66н, то нарушается данный принцип поддержания принятой формы баланса последовательно в каждом отчетном периоде. Значит, если новые формы бухгалтерской отчетности вступают в силу с представлением годовой отчетности, то формы промежуточной бухгалтерской отчетности также должны соответствовать формам, представляемым за год — то есть утвержденным приказом № 66н.

Настаивают на этом и налоговики в письмах ФНС России от 18 апреля 2011 г. № КЕ-4−6/6116, от 18 апреля 2011 г. № КЕ-4−3/6116, где однозначно заявляют, что формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 года должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за этот год. И за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 г. в налоговые органы должна представляться бухгалтерская отчетность, составленная по формам, утвержденным приказом № 66н. Ссылаются финансисты при этом на письмо Минфина России от 24 января 2011 года № 07−02−18/01, в котором разъясняется, что при формировании промежуточной бухгалтерской отчетности нарастающим итогом с начала года содержание включаемых в ее состав бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках должно соответствовать формам и содержанию бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, включаемых в состав годовой бухгалтерской отчетности.

Также в пользу применения новых норм при представлении промежуточной бухгалтерской отчетности говорит тот факт, что показатели промежуточной и годовой отчетности должны быть сопоставимы, поскольку промежуточная отчетность является составной частью годовой отчетности и формируется нарастающим итогом с начала года. Естественно, что при представлении квартальной отчетности по старым формам, а годовой — по новым в силу прямого указания этот принцип сопоставимости показателей нарушится. Поэтому необходимо использование одинаковых норм при формировании бухгалтерской отчетности за отчетные периоды и за год.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность.

Формы промежуточной бухгалтерской отчетности 2011 года должны соответствовать формам годовой бухгалтерской отчетности за этот год, а значит, за I квартал, полугодие и 9 месяцев 2011 года в налоговые органы должна представляться бухгалтерская отчетность, составленная по новым формам, утвержденным приказом № 66н.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (п. 5 ст. 13 Федерального закона от 21 октября 1996 г. № 129-ФЗ).

Также главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 2 ст. 7 Закона № 129-ФЗ).

За грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности установлена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа размере от 2000 до 3000 рублей (ст. 15.11 КоАП РФ). То есть:

  • — за искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;
  • — за искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

Помимо этого непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов, в частности форм бухгалтерской отчетности, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ) либо влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц — от 300 до 500 рублей (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой