Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Организация бухгалтерского учета на предприятиях сферы услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенная сравнительная характеристика системы финансового и управленческого учета показала, что управленческий учет по своему содержанию, шире, чем финансовый, поскольку через функции управления он превращает учет в интегрированную систему внутрихозяйственного учета затрат и доходов организации. В настоящее время прослеживается тенденция сближения оперативного, статистического, налогового… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ
    • 1. 1. Социально-экономическая сущность и роль услуг
    • 1. 2. Особенности организации и ведения бухгалтерского учета на предприятиях сферы услуг
    • 1. 3. Методические подходы к формированию учетной политики на предприятиях сервиса
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ
    • 2. 1. Проблемы организации налогового учета на предприятиях сервиса в рамках действующего законодательства
    • 2. 2. Проблемы управленческого учета на предприятиях сферы услуг
    • 2. 3. Проблемы организации учетного процесса на предприятиях сферы услуг
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ
    • 3. 1. Развитие методических подходов к постановке управленческого учета на предприятиях сферы услуг
    • 3. 2. Разработка интегрированных планов счетов на предприятиях сферы услуг
    • 3. 3. Совершенствование регистров бухгалтерского учета на предприятиях сферы услуг

Организация бухгалтерского учета на предприятиях сферы услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная мировая экономическая система претерпевает значительные изменения как в связи со структурными сдвигами, так и под воздействием различных социальных факторов. Трансформация привела к тому, что в развитых странах ведущей экономической сферой является сфера услуг. Расширение потребления услуг является одним из самых значительных явлений экономической жизни начала XXI века. По данным Всемирной торговой организации (ВТО), доля услуг в мировом валовом продукте составляет более 60%.

Для современного рынка услуг характерна не только тенденция роста, причем опережающего по сравнению с продукцией материального производства, но и нарастающей тенденцией диверсификации услуг. Последние десятилетия отмечены появлением новых видов услуг в сфере компьютерных информационных технологий и телекоммуникаций. В целом же рынок услуг характеризуется значительным удельным весом так называемых наукоемких услуг, требующих приложения специальных экономических, технических, инженерных и других знаний.

Деятельность по оказанию услуг простирается как на сферу удовлетворения социальных, бытовых, духовных человеческих потребностей, так и на сферу удовлетворения деловых потребностей организаций или даже политических, социальных и экономических потребностей отдельных государств и мирового сообщества в целом.

Масштабы и динамизм развития сектора услуг, его роль в хозяйственном организме и социальной жизни общества естественным образом обусловили возрастание устойчивого интереса со стороны научного сообщества, делая сферу услуг приоритетным объектом изучения в экономических исследованиях. Это вполне объяснимо вышеотмеченными тенденциями, а также и тем обстоятельством, что современные экономические науки не накопили значительного объема знаний относительно специфического товара, именуемого услугой. Торговый оборот как материальных (осязаемых) товаров, так и услуг имеет многотысячелетнюю историю. Однако, только в последние десятилетия исследованиям особенностей экономических отношений в сфере производства и реализации услуг стало уделяться адекватное внимание.

В экономике сфера услуг и сфера товарного производства являются органичными взаимодополняющими отраслями.

Сфера услуг представляет собой одну из важнейших областей общественной жизни и оказывает заметное влияние на все стороны нашей деятельности. В связи с этим сервисная деятельность играет определенную роль в материальном жизнеобеспечении людей, здесь осуществляются самые различные виды их духовной деятельности.

Сфера услуг — это, с одной стороны, круг сервисных услуг, оказываемых населению, с другой — совокупность организаций и индивидуальных исполнителей, которые в рамках сервисной деятельности оказывают материальные и социально-культурные услуги потребителям.

Цель сервисной деятельности — удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей людей, а результат сервисной деятельностиповышение качества жизни городского и сельского населения.

Итак, в XXI веке сервис превратился в крупномасштабную сферу человеческой активности. Резко возросло значение секторов услуг в экономике практически всех стран — как развитых, так и развивающихся. В России сервисная деятельность представлена более чем тысячей видов различных услуг.

В настоящее время теоретические разработки и практические рекомендации по организации бухгалтерского учета, внешней и внутрифирменной финансовой отчетности, а также по ряду других проблем совершенствования учета не распространяются на сферу сервиса. При этом, очевидно, что деятельность предприятий сферы услуг имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других сфер и отраслей хозяйства и оказывают определенное влияние на организацию учетных систем на предприятии. К ним относятся: многоотраслевой характер оказываемых услуг, непосредственный контакт с потребителями услуг, индивидуальность заказов, их разнообразие и многочисленность, территориальная разобщенность производства и кассовых хозяйств.

Изложенные выше факты свидетельствуют об актуальности углубленных практических исследований, направленных на совершенствование методологии бухгалтерского учета в сфере услуг.

Состояние изученности проблемы. Значительный вклад в развитие научной концепции бухгалтерского учета и его методологии внесли видные отечественные исследователи: А. С. Бакаев, П. С. Безруких, И. Н. Богатая, В. Г. Гетьман, Ю. А. Данилевский, В. Р. Захарьин, В. Б. Ивашкевич, М. И. Кутер, Н. П. Кондраков, З. В. Кирьянова, В. Д. Новодворский, В. Ф. Палий, В. В. Патров, М. З. Пизенгольц, JIM. Полковский, Я. В. Соколов, А. Д. Шеремет и др.

Среди зарубежных авторов представляют интерес работы ученых И. Бегте, М. Ван Бреда, К. Друри, Э. П. Леонге, Д. Миддлтона, М. П. Мэтьюса, Б. Нидлза, Е. Пизани, Б. Райна, Г. В. Симона, Е. С. Хендриксена, И. Ф. Шерра, Э. Шмаленбаха, Д. Шмидта и др.

Среди специалистов, занимающихся вопросами организации и совершенствования бухгалтерского учета на предприятиях сферы услуг, следует выделить таких ученых как H.A. Бреславцева, С. К. Егорова, В. И. Ткач, М. С. Тимофеева.

Несмотря на то, что история изучения вопроса зарубежными и российскими авторами насчитывает несколько десятилетий, в настоящее время наблюдается недостаток комплексных научных работ по совершенствованию методологии бухгалтерского учета на предприятиях сферы услуг.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических положений по совершенствованию технологий бухгалтерского учета на предприятиях сферы услуг в условиях российской экономики. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

— уточнить понятие и определить социально-экономическую сущность услуг;

— выявить особенности сферы услуг и раскрыть их влияние на организацию и ведения бухгалтерского учета на предприятиях сферы услуг;

— уточнить методические подходы к формированию учетной политики на основе факторов, учитывающих специфику предприятий сервиса;

— исследовать проблемы организации финансового, налогового и управленческого учета на предприятиях сферы услугразработать рекомендации по совершенствованию методики бухгалтерского учета на основе применения интегрированного плана счетов на предприятиях сферы услугразработать рекомендации по совершенствованию регистров бухгалтерского учета.

Предметом исследования выступили вопросы теории и практики организации финансового, налогового и управленческого учета на предприятиях сферы услуг.

Объектом настоящего исследования является процесс ведения бухгалтерского учета на предприятиях сферы услуг. Объектом практической реализации исследований явились предприятия сферы услуг г. Ростова-на-Дону и Ростовской области.

Теоретической и методологической основой исследования составили научные труды и публикации ведущих отечественных и зарубежных экономистов по проблемам бухгалтерского учета. В работе использовались законодательные и нормативные акты Российской Федерации, регламентирующие методологию бухгалтерского учета. Эмпирической базой исследования явились официальные статистические данные о развитии сферы услуг, а также результаты опроса, проведенного в форме анкетирования, главных бухгалтеров и руководителей 100 ростовских предприятий, оказывающих различные виды услуг. Изучены и учтены материалы конференций и семинаров, внутренние регламентирующие и отчетные документы предприятий сферы услуг.

Для решения поставленных задач в процессе исследования применялись общенаучные методы — анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному, эксперимент и моделирование.

Научная новизна результатов исследования состоит в разработке теоретико-методологических и методических положений по организации бухгалтерского учета, направленных на совершенствование учетного обеспечения управления на предприятиях сферы услуг и имеющих существенное значение для повышения качества и обоснованности принятия управленческих решений. Наиболее значимые результаты, содержащие элементы научной новизны, заключаются в следующем:

— выявлены особенности функционирования сферы услуг, которые необходимо учитывать при формировании учетной политики, что позволит сформировать рациональную учетную систему. Данные особенности состоят: в преобладании субъектов малого и среднего предпринимательствавозможности применения различных режимов налогообложенияспецифике нормативного регулированиясложившемся делении всех услуг на материальные и нематериальные услуги, на производственные и непроизводственныеиндивидуальном и эксклюзивном характере услуг, оказываемых предприятиямизначительном удельном весе косвенных расходов в себестоимости услуготсутствии незавершенного производства из-за кратковременности производственного цикласовпадении процесса производства (оказания услуги) и процесса потребления услугимногоотраслевом характере оказываемых услуг.

— уточнены методические подходы по формированию учетной политики для целей финансового и управленческого учета, отличающиеся тем, что при раскрытии организационного, технического и методического аспектов рекомендовано принимать во внимание отраслевые факторы, отражающие специфику отраслифакторы макроокружения (политические, социодемографические, технологические, экономические) — факторы, характеризующие риск и неопределенность внешней среды, что позволит учесть требования действующего законодательства и сформировать в рамках учетной системы предприятия сферы услуг информацию, пригодную для принятия управленческих решений;

— разработаны рекомендации по формированию интегрированной системы учета на предприятиях сферы услуг, заключающиеся в построении учетной системы, базирующейся на взаимосвязи финансового, налогового, управленческого видов учета, что позволит упростить, ускорить учетный процесс на основе автоматизированного составления и обработки единой первичной учетной документации, обеспечив принцип экономичности;

— сформирована дескриптивная модель управленческого учета на предприятиях сферы услуг, включающая в себя три основных блока: элементы, определяющие методологию и методику бухгалтерского учетамеханизм реализации методологии и методики бухгалтерского учета, предполагающий закрепление в учетной политике методов и методик, разрешенных для применения в рамках действующего законодательства, позволяющих сформировать информационную базу для целей управления предприятиемпроцесс формирования информации в учетной системе предприятия сферы услуг (регистрация фактов хозяйственной жизни на основе первичных учетных документов, оценка фактов хозяйственной жизни для целей финансового и управленческого учета, осуществление бухгалтерских записей, обобщение бухгалтерских записей в регистрах учета, формирование финансовой (бухгалтерской) и управленческой отчетности). Использование данной модели позволит обеспечить интеграцию финансового и управленческого учета в рамках учетной системыразработаны рекомендации по совершенствованию методики бухгалтерского учета, заключающиеся в использовании схем построения интегрированных планов счетов бухгалтерского учета для предприятий сферы услуг, применяющих: а) общий режим налогообложения. План счетов базируется на использовании счетов 30−36, с помощью которых отражаются расходы, классифицированные по нормам главы 25 НК РФ (с выделением прямых и косвенных, учитываемых в полном объеме или в пределах нормативов, признаваемых в момент осуществления либо в особом порядке, уменьшаемых или нет налоговую базу по налогу на прибыль), что позволяет осуществлять накопление и систематизацию информации в рамках бухгалтерского учета, необходимую для заполнения декларации по налогу на прибыльб) общий режим налогообложения совместно с единым налогом на вмененный доход (ЕНВД). План счетов обеспечивает организацию раздельного учета расходов по данным налоговым режимам на базе использования счетов: 34 «Расходы по ЕНВД» и 35 «Расходы по разным налоговым режимам» и использования субсчетов к ним в разрезе осуществляемых видов деятельности, что позволит разграничить расходы по деятельности, облагаемой ЕНВД, от расходов по общей системе налогообложения и получить дополнительную информацию, необходимую для целей управленияв) упрощенную систему налогообложения. План счетов предполагает выделение следующих счетов: 30 «Расходы не нормируемые», включающего в себя два субсчета: 30/1 «Расходы для целей налогообложения» и 30/2 «Расходы не оплаченные» и счет 31 «Расходы нормируемые», имеющий субсчета: 31/1 «Расходы для целей налогообложения в пределах норм" — 31/2 «Расходы, не принимаемые для целей налогообложения», счет 32 «Расходы общие», контролирующий полноту проведения записей по счетам бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения;

— разработаны формы регистров бухгалтерского учета: а) Ведомость аналитического учета расходов при общей системе налогообложения, предусматривающая систематизацию записей в хронологическом порядке за конкретный период времени по видам расходов в соответствии с предлагаемой группой счетов 30−36, что позволит интегрировать налоговый и бухгалтерский учет в части расходов, использовать при заполнении декларации и выполнять функцию регистра налогового учетаб) Ведомость аналитического учета расходов для предприятий сферы услуг, применяющих единый налог на вмененный доход в совмещении с общим режимом, обеспечивающая раздельный учет расходов по этим налоговым режимам для целей заполнения налоговых деклараций, а также для управленческих целейв) Ведомость, позволяющая интегрировать бухгалтерский и налоговый учет на предприятиях сферы услуг при применении упрощенной системы налогообложения, систематически накапливать данные об имеющихся расходах организации и использовать их для заполнения Книги доходов и расходов.

Практическая значимость результатов исследования работы определяется тем, что ее теоретические и методические результаты доведены до практических выводов, рекомендаций, применяемых в хозяйственной практике предприятий индустрии сервиса. Результаты исследования могут быть использованы при формировании учетной системы на данных предприятиях, а также при написании учебных и практических пособий и чтении лекционных курсов по направлениям: «Бухгалтерский финансовый учет», «Налоговый учет», «Бухгалтерский управленческий учет» в высших специальных учебных заведениях профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов, занятых в области экономики и управления.

Апробация работы и использование результатов.

Основные результаты исследования докладывались на научных сессиях профессорско-преподавательского состава и аспирантов.

ЮРГУЭС, ряде международных научно-практических, межрегиональных и вузовских конференций, использовались в преподавании дисциплин «Бухгалтерский финансовый учет», «Бухгалтерский управленческий учет», «Учет на предприятиях малого бизнеса», «Бухгалтерский учет на предприятиях сферы услуг» студентам Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса. Теоретические и методические разработки могут быть применены в преподавании соответствующих дисциплин по специальности 80 109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Практические рекомендации диссертации могут быть использованы предприятиями сферы услуг при решении задач оптимизации учетного процесса. Использование предприятиями сферы услуг практических рекомендаций по формированию системы учета обеспечит повышение релевантности информации, формируемой в системе бухгалтерского учета, эффективности принимаемых управленческих решений, а также и улучшение результатов деятельности организации в целом.

Содержащиеся в диссертации выводы, предложения и практические рекомендации по построению счетов бухгалтерского учета для интеграции с налоговым учетом при совмещении предприятием общего режима налогообложения и ЕНВД внедрены в практику работы ООО «Альянс+РД», рабочий план счетов и система записей с использованием 30-х счетов при УСНО апробированы на ООО «Компания Эксполайн». Также на данных предприятиях апробирована дескриптивная модель организации управленческого учета.

Публикации. Основные положения диссертации отражены в 10 публикациях, объемом 9,5 печатных листов, в том числе в журналах, рекомендованных ВАК России — 2 статьи, объемом 3,24 п.л.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, в которых последовательно решаются поставленные задачи, заключения, приложений и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие основополагающие выводы и рекомендации.

1. Сфера услуг является в странах с развитой рыночной экономикой приоритетным объектом для предпринимательской деятельности. Расширение сферы услуг стало одной из тенденций современной экономической действительности. В РФ наблюдается рост сектора услуг. Основными причинами, вызвавшими этот рост, являются: 1) растущее благосостояние населения- 2) увеличение свободного времени людей;

3) появление совершенно новых видов товаров и усложнение известных, что требует обеспечения их квалифицированным техническим обслуживанием;

4) привлекательность для предпринимателей в виду отсутствия необходимости в значительном стартовом капитале- 5) развитие технологии в области телекоммуникаций и информатизации, расширившее возможности оказания услуг. Эволюция общества массового потребления закономерно привела к созданию сервисной экономики, особенно к прогрессу информационного ее сектора. Проведенное исследование эволюции концептуальных взглядов зарубежных и отечественных ученых на категорию «услуга», трактовок данного понятия в нормативных актах показало, что отсутствует исчерпывающее определение данной экономической категории. Многие исследователи относят услуги к абстрактному, многогранному проявлению человеческой деятельности в сфере экономики, отличающейся от материального производства. По нашему мнению, под услугой следует понимать вид деятельности, в процессе выполнения которого создаются блага и выгоды для потребителя, а желаемый результат создается в самом процессе оказания услуг. В результате оказания услуги возникает полезный эффект, представляющий собой совокупность полезных свойств, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной потребности человека. Существенными признаками данного вида деятельности в экономической науке признаются неосязаемость, неразрывность производства и потребления, непостоянство качества, несохраняемость Вопросы классификации услуг актуализируются для многопрофильного предприятия, что связано с необходимостью ведения раздельного учета в разрезе оказываемых услуг, а также для целей формирования финансовой, управленческой и налоговой отчетности. Нами предложена авторская классификация услуг, сформированная на основе изучения используемых классификаций и включающая в себя следующие группы услуг: коммуникации, финансовые услуги, консалтинг, наука и культура, услуги в области логистики, туризм, строительство, социальные услуги. Рекомендуемая классификация может служить отправной точкой для разработки аналитических счетов в рамках структурированного плана счетов многопрофильного предприятия сферы услуг.

2. Выявлены следующие особенности сферы услуг, влияющие на организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятиях сферы услуг:

1) преобладание субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) возможности применения различных режимов налогообложения;

3) специфика нормативного регулирования деятельности предприятий сферы в услуг- 4) сложившееся деление всех услуг на материальные и нематериальные услуги, на производственные и непроизводственные- 5) индивидуальный и эксклюзивный характер услуг оказываемых предприятиями- 6) значительный удельный вес косвенных расходов- 7) отсутствие незавершенного производства из-за кратковременности производственного цикла- 8) совпадение процесса производства (оказания услуги) и процесса потребления услуги- 9) многоотраслевой характер оказываемых услуг. Проведенный на основе разработанной нами анкеты, опрос главных бухгалтеров 100 ростовских предприятий сферы услуг с целью изучения и выявления специфики организации учета на предприятиях сферы услуг подтвердил наличие выделенных нами на основе обобщения теоретического материала особенностей предприятий сферы услуг, которые отличают ее от других сфер и отраслей хозяйства и оказывают влияние как на организацию и экономику предприятия, так и на ведение и построение бухгалтерского учета. Выявленные особенности необходимо для создания эффективной учетной системы, отвечающей требованиям действующего законодательства РФ.

3. Специфические особенности предприятий сферы услуг оказывают влияние на методологию и организацию финансового учета по двум направлениям: 1) учет затрат и калькулирование себестоимости оказываемых услуг (проявляются на уровне состава калькуляционных статей, определения калькуляционной единицы, использования позаказного метода учета затрат и калькулирования себестоимости услуг, либо нормативного (возможно применение в учете сразу двух методов), трудности определения прямых затрат, отсутствия незавершенного производства (если оказываемая услуга не имеет временных рамок) — значительной доли в себестоимости накладных расходов, возможностях использования сокращенной производственной себестоимости услуг) — 2) учет продажи услуг и формирования финансовых результатов (проявляются на уровне документального оформления приема заказов и их передачи потребителю, отсутствия счета 43 «Готовая продукция» в схеме бухгалтерских проводок, возможное использование счета 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам» при длительном цикле оказания услуг, частое наличие операций с «давальческим сырьем», сопровождение оказываемых услуг сопутствующими видами деятельности).

4. На процесс формирования учетной политики на предприятиях сервиса оказывают влияние выделенные нами три группы факторов: 1) отраслевые факторы, учитывающие специфику отрасли- 2) факторы макроокружения (политические, социодемографические, технологические, экономические) — 3) факторы, характеризующие риск и неопределенность внешней среды. Релевантная информация в системе управленческого учета может быть сформирована лишь при наличии закрепленных в учетной политике для целей управленческого учета методологии и методик.

5. Систематизация основных элементов учетной политики при применении различных систем налогообложения на предприятиях сферы услуг и проведенное исследование влияния основных элементов учетной политики на содержание учетной и налоговой информации показали возможность интеграции бухгалтерского и налогового учета в рамках учетной системы. Для унификации данных бухгалтерского и налогового учета организации необходимо в учетной политике принять порядок, наиболее удовлетворяющий требования предприятия сферы услуг, позволяющий сблизить бухгалтерский финансовый и налоговый учет. На предприятиях сферы услуг, имеющих незначительную операционную сегментацию, количество расхождений между бухгалтерским учетом и порядком определения налогооблагаемой прибыли очень невелико, что позволяет организовать эффективную систему получения информации для целей налогообложения в рамках интегрированной системы учета.

6. Проведенная сравнительная характеристика системы финансового и управленческого учета показала, что управленческий учет по своему содержанию, шире, чем финансовый, поскольку через функции управления он превращает учет в интегрированную систему внутрихозяйственного учета затрат и доходов организации. В настоящее время прослеживается тенденция сближения оперативного, статистического, налогового и финансового учета, повышения качества учетной информации, усиления ее контрольных функций, ликвидации параллелизма и дублирования в получении экономических показателей. На основе разработанной анкеты проведено анкетирование 100 руководителей предприятий г. Ростова-на-Дону для изучения состояния управленческого учета в сфере услуг (Приложение 7- 8), показавшее, что на 84% предприятий сферы услуг управленческий учет отсутствует полностью, и только на 16% предприятий он организован. При принятии управленческих решений, как правило, используются данные финансового учета (46%) или финансового учета с учетом некоторых корректировок (42%), а также учитывается информации о внешней среде бизнеса (53%). Руководители крупных и средних предприятий используют в качестве основы решения информацию управленческого учета. Большинство респондентов (92%) признали целесообразность составления форм управленческого учета на базе трансформации данных финансового учета, а 8% опрошенных посчитали этот вопрос не актуальным.

7. Высокий удельный вес косвенных расходов на предприятиях сферы услуг требует решения проблемы их распределения для целей принятия управленческих решений. Традиционные решения по распределению косвенных затрат могут привести к принятию неадекватных управленческих решений. Избежать этого возможно на основе использования АВС-методики, адаптированной к особенностям сферы услуг. Данная методика позволяет принимать обоснованные решения в отношении: снижения издержекценовой политикитоварно-ассортиментной политикиоценки стоимости операций в условиях усиливающейся конкуренции. Нами апробирована методика внедрения АВС-метода, адаптированного к специфике сферы услуг на примере ООО «Альянс+РД» (г. Ростов-на-Дону).

8. Выработаны рекомендации по организации бухгалтерского учета на сервисных предприятиях, учитывающие организационные и правовые особенности предприятий малого бизнеса, включающие в себя предложения по формированию учетной политики, по разработке структуры и выделению функций бухгалтерской службы малого предприятия сферы услуг. В связи с преобладанием в сфере услуг малых предприятий рекомендовано объединить организационный и технический аспект, рассматривая их в рамках организационно-технического раздела учетной политики.

9. Выявлены три группы проблем в области организации ведения бухгалтерского учета предприятиями сферы услуг. Первая группа связана с недостаточной проработанностью вопросов, связанных с организационной структурой предприятий сферы услуг, разграничением функций, выполняемых бухгалтером. Расчет численности бухгалтерской службы рекомендуется осуществлять в тесной взаимосвязи с объемом документооборота. Вторая группа проблем связана с необходимостью разработки возможных вариантов сближения основных элементов учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, что позволит снизить трудоемкость учетных работ. Третья группа проблем связана с внедрением информационных технологий и их использованием при ведении бухгалтерского и налогового учета. Для решения данных проблем необходимо определить наиболее приемлемые современные программы обработки учетной информации.

10. Результаты анализа современных проблем организации бухгалтерского и управленческого учета на предприятиях сферы услуг свидетельствует о необходимости совершенствования методического обеспечения по следующим направлениям: 1) развитие методики управленческого учета в рамках интегрированной системы учета- 2) разработка методических подходов к формированию интегрированного плана счетов на предприятиях сферы услуг- 3) совершенствование регистров бухгалтерского учета. Формирование интегрированной системы учета, базирующейся на взаимосвязи финансового, налогового, управленческого видов учета позволит упростить, ускорить учетный процесс на основе автоматизированного составления и обработки единой первичной учетной документации, обеспечив принцип экономичности.

11. Развиты методические подходы, предусматривающие процесс постановки интегрированной системы учета на предприятиях сферы услуг в два этапа: 1) разработка методологии управленческого учета на основе определения круга пользователей информации, формируемой в рамках интегрированной системы учета и закрепление ее в учетной политике для целей управленческого учета- 2) разработка системы мер по реализации организационно-технического аспекта, закрепленного в учетной политике для целей управленческого учета путем установления круга ответственных лиц за формированием управленческой информации, уточнения действующих должностных инструкций, разработки и утверждения внутрифирменных методик, регламентирующих порядок трансформации данных финансового учета в управленческие.

12. В ходе исследования рекомендовано формирование учетной политики для целей управленческого учета осуществлять в двух аспектах: 1) организационно-техническом, предусматривающем раскрытие информации о варианте организации управленческого учета, перечне конкретных служб, работников, занятых ведением управленческого учета, финансовой структуре организации, графике документооборота в управленческом учете, регламентирующем перечень управленческой документации, сроки предоставления и ответственных лиц, а также формы первичных документов и учетных регистров, технике обработки и формирования управленческой информации, рабочем плане счетов, перечне регистров синтетического и аналитического учета, утвержденных формах управленческой отчетности- 2) методическом, предусматривающем раскрытие информации о методах оценки активов и пассивов при формировании управленческого баланса и других форм управленческой отчетности, методиках учета затрат и калькулирования себестоимости, отличных от применяемых в финансовом учете, методах и методиках, используемых при анализе форм управленческой отчетности, методах и методиках внутрихозяйственного контроля, осуществляемого на базе данных анализа.

13. При формировании интегрированной системы учета на предприятиях сферы услуг рекомендовано использовать разработанную дескриптивная модель управленческого учета на предприятиях сферы услуг, предполагающая интеграцию финансового и управленческого учета в рамках учетной системы и включающую в себя 3 основных блока: 1) элементы, определяющие методологию и методику бухгалтерского учета- 2) механизм реализации методологии и методики бухгалтерского учета, предполагающий закрепление в учетной политике методов и методик, разрешенных для применения в рамках действующего законодательства, позволяющих сформировать информацию соответствующую информационным потребностям руководства- 3) процесс формирования информации в учетной системе предприятия сферы услуг (регистрация фактов хозяйственной жизни на основе первичных учетных документов, оценка фактов хозяйственной жизни для целей финансового и управленческого учета, осуществление бухгалтерских записей, обобщение бухгалтерских записей в регистрах учета, формирование финансовой и управленческой отчетности). Особенностью данной модели является то, что ее основой выступает бухгалтерский финансовый учет.

14. Разработана схема построения интегрированного рабочего плана счетов бухгалтерского учета при применении предприятием сферы услуг общего режима налогообложения, базирующаяся на использовании счетов 30−36, на которых отражаются расходы, классифицированные по нормам главы 25 НК РФ, т. е. с выделением прямых и косвенных, учитываемых в полном объеме или в пределах нормативов, признаваемых в момент осуществления либо в особом порядке, уменьшаемых или нет налоговую базу по налогу на прибыль, что позволит осуществлять накопление и систематизацию информации в рамках бухгалтерского учета, необходимой для заполнения декларации по налогу на прибыль на предприятиях сферы услуг, применяющих общий режим налогообложения. В ходе исследования разработаны схемы корреспонденции счетов на основе интегрированного плана счетов при общей системе налогообложения.

15. Предложено для организации раздельного учета расходов для целей определения налоговой базы по прибыли хозяйствующих субъектов — предприятий сферы услуг, находящихся на общей системе налогообложения, отдельные виды, деятельности которых подпадают под специальный налоговый режим в виде ЕРЮ Д. использовать счета: 34 «Расходы по ЕНВД» и 35 «Расходы по прочим налоговым режимам», что позволит разграничить расходы по деятельности, облагаемой ЕНВД, от расходов по общей системе налогообложения и получить дополнительную информацию, необходимую для целей управления. Субсчета к счетам 34 и 35 рекомендуется строить в разрезе имеющихся видов деятельности, попадающих под систему ЕНВД. Разработанная методика и схема учетных записей внедрены на ООО «Альянс+РД». Рекомендовано организациям сферы услуг, осуществляющим несколько видов деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом, обязанных вести учет показателей раздельно по каждому виду деятельности в рабочем плане счетов к каждому счету открыть отдельные субсчета по видам деятельности, что позволит избежать возможности возникновения ошибок в разграничении видов деятельности.

16. Разработана структура интегрированного плана счетов для предприятия сферы услуг, применяющего УСНО, предполагающая выделение следующих счетов: 30 «Расходы не нормируемые», включающего в себя два субсчета: 30/1 «Расходы для целей налогообложения» и 30/2 «Расходы не оплаченные» и счет 31 «Расходы нормируемые», имеющий субсчета: 31/1 «Расходы для целей налогообложения в пределах норм" — 31/2 «Расходы, не принимаемые для целей налогообложения», счет 32 «Расходы общие», контролирующий полноту проведения записей по счетам бухгалтерского учета и учета для целей налогообложения. Предлагаемые счета налогового учета 30−31 увязываются с показателями, подлежащими отражению в Книге учета доходов и расходов, являющейся регистром налогового учета. Система записей на основе интегрированного плана счетов на предприятиях сферы услуг, работающих по упрощенной системе налогообложения, внедрена по нашему предложению в ООО «Компания Эксполайн».

17. Выявлены основные недостатки регистров бухгалтерского учета, закрепленных в приказе 64н, сводящиеся к следующему: 1) отсутствие в ряде форм информации, необходимой для принятия управленческих решений- 2) несоответствие в ряде случаев требованиям действующего законодательства в виду появления новых нормативных актов- 3) отсутствие регистров, отражающих прочие доходы и расходы и величину собственного капитала. Нами разработаны формы регистров, устраняющие данные недостатки. В частности, разработана Ведомость аналитического учета расходов при OCHO, предусматривающая систематизацию записей в хронологическом порядке за конкретный период времени по видам расходов в соответствии с предлагаемой группой счетов 30−36, что позволит интегрировать налоговый и бухгалтерский учет в части расходов, кроме того, информация, представленная в Ведомости может быть использована бухгалтером предприятия при заполнении декларации и выполняет функцию регистра налогового учета (Приложение 13). Разработана Ведомость аналитического учета расходов для предприятий сферы услуг, применяющих ЕНВД в совмещении с общим режимом, которая обеспечивает раздельный учет расходов по этим налоговым режимам для целей заполнения налоговых деклараций, а также для управленческих целей. (Приложение 14). Учитывая предложения по регистрации расходов предприятий сферы услуг в целях УСНО на счетах бухгалтерского учета, разработана форма, позволяющая интегрировать бухгалтерский и налоговый учет (Приложение 16). Предлагаемый регистр позволяет систематически накапливать данные об имеющихся расходах организации и использовать их для заполнения Книги доходов и расходов по УСНО.

Практическое использование предложенных подходов будет способствовать совершенствованию систем учета и внутреннего контроля предприятий сферы услуг, развитию и более широкому применению методов анализа хозяйственной деятельности в выработке и обосновании управленческих решений, повышению их эффективности, что, в конечном счете, должно оказать позитивное влияние на финансовые результаты, уровень риска и инвестиционную привлекательность данных хозяйствующих субъектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон: принят Гос. Думой 21 октября 1994 г.: офиц. текст: по состоянию на 26 июня 2007 г. // Собрание законодательства РФ. -1994−5 декабря. № 32. — Ст.3301
  2. О защите прав потребителей: федер. закон: принят Верховным Советом 7 февраля 1992 года№ 2300−1.: офиц. текст: по состоянию на 25 октября 2007 г. // Собрание законодательства РФ. 2007. — 29 октября. — № 44.- Ст.5282
  3. О бухгалтерском учете: федер. закон: принят Гос. Думой 23 февраля 1996 г.: одобр. Советом Федерации 20 марта 1996 г.: офиц. текст: по состоянию на 3 октября 2006 г.// Собрание законодательства РФ. 1996. -25 октября. — № 48.- Ст.5369
  4. Об акционерных обществах: принят Гос. Думой 24 октября 1995 г.: офиц. текст: по состоянию на 29 апреля 2008 г.// Собрание законодательства РФ. 1996. — 1 января. — № 17.- Ст.1
  5. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон: принят Гос. Думой 14 января 1998 г.: одобр. Советом Федерации28 января 1998 г.: офиц. текст: по состоянию на 29 апреля 2008 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. — 16 февраля. — № 7.- Ст. 785
  6. Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы: Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1: офиц. текст: по состоянию на 18 октября 2006 г.// Собрание законодательства РФ. 2002. — 7 января. — № 1(ч.1).- Ст.52
  7. Программа социально экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы): Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-Р — Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShowDocumID108078.ht ш1
  8. Концепция развития бухгалтерского учета в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 № 180 // Бухгалтерский учет. 2004, — № 16
  9. О формах документов строгой отчетности для учета наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин: Письмо Госналогслужбы РФ от 31.03.1998 № ВК-6−16/210 //
  10. Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 1998. — № 7
  11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению: Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н: офиц. текст: по состоянию на 18 сентября 2006 г. // Экономика и жизнь. 2000. — № 46.
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007): Приказ Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н: Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2008 № 10 975. -Российская газета 2001.-2 февраля.- № 31.
  13. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н: офиц. текст: по состоянию на 18 сентября 2006 г. // Финансовая газета. 1999. -№ 34
  14. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025: офиц. текст: по состоянию на 1 февраля 2005 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. — 25 августа.- № 34.- Ст.3979
  15. ГОСТ Р 52 143 2003. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. — Введ. 2004−07−01. — М.: Госстандарт России: Издательство стандартов, 2003. — 11с.
  16. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН): Постановление Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г.: офиц. текст: по состоянию на 18 декабря 2006 г. М.: Издательство стандартов, 1994.-45с.
  17. , Э.М. Экономический анализ сферы услуг/. Э. М Агабабьян. М.: Издательство «Экономика», 1968. — 515с.
  18. , Н.Г. Система государственной поддержки малого предпринимательства в России / Н. Г. Агурбаш. М.: Аикил, 2007.-582с.
  19. Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка/ М.: Агентство США по международному развитию. Ресурсный центр малого предпринимательства, 2003.-334с.
  20. , В. Правовой статус малых предприятий / В. Андреев. М.: Омега-Л, 2008,-361с.
  21. Антология экономической классики / предисл. И. А. Столярова. М.: МП «ЭКОНОВ», «КЛЮЧ», 1993.- 446с.
  22. , Р.Н. Основы бухгалтерского учета / Р. Н. Антони.- М.: Триада НТТ, 1992.- 464с.
  23. , Д. Определение себестоимости методом Activity based costing // Д. Атаманов — М: Финансовый директор, N 7−8 (июль-август) 2003.
  24. Аудит: учебное пособие / Ю. А. Данилевский и др. — Изд. 2-е, перераб. и доп.- М.: ФБК-ПРЕСС, 2002.- 644с.
  25. , A.M. Финансы: учебник/ А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. М.: ФБК-ПРЕСС, 2007.- 498с.
  26. , А. Экономика и финансирование социально-культурной сферы./ А. Бабич, В. Егоров.- Казань: Центр экспертизы и маркетинга КГУ, Казань, 1996 241с.
  27. , Г. Л. Организация бизнеса в системе услуг / Г. Л. Багиев, Л. С Голованов. СПб.: Университет экономики и финансов, 1998. -256с.
  28. , A.C. Налоговый кодекс РФ отменяет бухгалтерский учет?! / A.C. Бакаев.// Российский налоговый курьер.- 2001.- N 9. с. 15
  29. , A.C. Нормативное обеспечение бухгалтерского учета: Анализ и комментарии / A.C. Бакаев.- М.: МЦФЭР, 2007.-420с.
  30. , A.C. Годовая бухгалтерская отчетность организации: подходы и комментарии к составлению / A.C. Бакаев. М.: Бухгалтерский учет, 1997.- 333с.
  31. , Д. Грядущее постиндустриальное общество /Д. Белл. — М.: Дело ЛТД, 1999.- 617с.
  32. , Р.Л. Полный цикл финансового учета: практическое пособие / Р. Л. Бенке, РН. Холт. М.: ВИКТОРИ, 1993.-378с.
  33. , Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация / JI.A. Бернстайн — пер. с англ. — науч. ред. пер, чл.-корр. РАН И, И. Елисеева — гл. ред. серии проф. Я. В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 2002.- 549с.1. О О
  34. , И. Балансоведение / И. Ветге — пер. с нем. — науч. ред. В. Д. Новодворский — вступ, A.C. Бакаева — прим. В. А. Верхова. М.: Бухгалтерский учет, 2006.- 424с.
  35. Бизнес, коммерция, рынок: Словарь-справочник / автор-сост. Г. С. Саркисянц — под ред. В. Г. Машепцсва, А. Г. Саркисянца, Л. Д. Шарова. -М.: Информ печать, 1993.- 346с.
  36. , И. А. Управление активами/ И. А. Бланк. Киев: Ника-Центр, 2000.-787с.
  37. , М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг — пер. с англ.- 4-е изд. М.: Дело Лтд, 1994, — 519 с.
  38. , А.О. Малое предпринимательство: Теория и практика: учебное пособие/А.О. Блинов, И. И. Шапкин. М.: Дашков и К", 2006.-357с.
  39. , И.Н. Стратегический учет собственности предприятия / И. Н. Богатая. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. — 320с.
  40. , И.Н. Делопроизводство и бухгалтерия: учеб.-практ. пособие/ И. Н. Богатая, Л. Н. Кузнецова- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Дело, 2003.-395с.
  41. , И.Н. Бухгалтерский учет / И. Н. Богатая, H.H. Хахонова. -4-е изд., перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2007.- 858с.
  42. Большой бухгалтерский словарь / Под ред. А. Н. Азриеляна. М.: Институт новой экономики, 1999.- 589с.
  43. , В.В. Компьютерные технологии в бухгалтерском учете на базе автоматизированных систем: практикум / В. В. Брага, A.A. Левкин. М.: Финстатинформ, 2001.- 612с.
  44. , H.A. Балансоведение: учебное пособие / H.A. Бреславцева, В. И. Ткач, В. А. Кузьменко. М.: Приор, 2001.-160с.
  45. , Н. А. Система балансовых отчетов и концепция балансового управления экономическими процессами / H.A. Бреславцева. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦВШ, 1997. — 165с.
  46. , H.A., Адамова, Н.В. Бухгалтерский учет расходов для целей налогообложения предприятий сферы услуг/ H.A. Бреславцева, Н. В. Адамова. Шахты: ЮРГУЭС, 2006.- 158с.
  47. , Э. Вводный курс по бухгалтерскому учету, аудиту, анализу: Самоучитель / Э. Бриттон, К. Ватерстон- пер. с англ. И.А. Смирновой- под ред. проф. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика. 1998.-339с.
  48. , М.А. Стандарты бухгалтерского учета в схемах. На основе приказов Минфина России с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации / M.JI. Булатов. М.: Экзамен, 2003.- 597с.
  49. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебное пособие/ под ред. проф. В. Д. Новодворского. М.: ИНФРА-М, 2003.- 626с.
  50. Бухгалтерский учет: учебное пособие / A.C. Бакаев и др. под ред. П. С. Безруких. М.: Бухгалтерский учет, 2004. — 736с.
  51. Бухгалтерский учет: учебное пособие / И. И. Бочкарева и др.- под ред. Я. В. Соколова. М.: Велби- Проспект, 2004.- 570с.
  52. Бухгалтерский учет в России в XXI веке: учебное пособие / H.JT. Маренков и др.- под общ. ред. H.JI. Маренкова. М.: Эдиториал УРСС, 2002.- 544с.
  53. Бухгалтерский учет на предприятиях сферы услуг / H.A. Бреславцева и др.- под ред. H.A. Бреславцевой, Т. Д. Поповой. -Ростов н/Д: Феникс, 2006.- 441с.
  54. , Т.Г. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности для принятия управленческих решений / Т. Г. Вакуленко, Л. Ф. Фомина. -СПб.: «Издательский дом Герда», 2001.- 690с.
  55. , Н.Р. Очерки по бухгалтерскому учету и анализу/ Н. Р. Вейцман. М.: Инфра, 2005.- 408 с.
  56. Ван Хорн, Дж. К. Основы управления финансами / Дж.К. Ван Хори — пер. с англ.- гл. ред. серии Я. В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 1996.-376с.
  57. , В.И. Комментарий к законодательству о малых предприятиях / В. И, Власов, О. М. Крапивин. М.: ИНФРА-М, 2004.-320с.
  58. , И. Экономика фирмы: учебное пособие / И. Ворст, П. Ревентлоу- пер. с датского А. Н. Чеканского, О. В. Рожденствснского. М.: Высшая школа, 1994.- 423с.
  59. , JI.C. Бухгалтерский управленческий учет: практическое руководство/ JI.C. Васильева, Д. И. Ряховский, М. В. Петровская. М.: Эксмо, 2007 г. — 320с.
  60. , М.А. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие. -. 2-е изд. доп. и пер. М.: Омега-Л, 2003.- 528с.
  61. , В. Г. Финансовый учет/ В. Г. Гетьман. М.: Финансы и статистика, 2002.- 305с.
  62. , JI.T. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия / JI.T. Гиляровская, A.A. Вехорева. -СПб.: Питер, 2003.-340с.
  63. , JI.T. Аудит финансовых результатов: Методология и методика /JI.T. Гиляровская, Ж. А. Кеворкова. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1997.- 414с.
  64. Гитман, JL Дж. Основы инвестирования: пер. с анг./ JI. Дж. Гитман, М. Д. Джонк. М.: Дело, 1999.- 538с.
  65. , Г. Я. Маркетинг. Электронный ресурс./ Гольдштейн Г. Я., Катаев A.B. — Электорон. статья. Режим доступа: http ://www. cfm.ru/ marketing/goldkat/5. shtml.
  66. Гражданское право. / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов.- М.: Волтерс Клувер, 2005. Т.2. — 544с.
  67. Грибов, В Д. Менеджмент в малом бизнесе: учебное пособие / В. Д. Грибов. М.: Финансы и статистика, 2002.- 551с.
  68. Гусева, EJI. Управление производством на малом предприятии: учебно-практическое пособие / Е. П. Гусева. М.: МЭСИ, 2001.-427с.
  69. , В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание / В. И. Даль. М.: Астрель- ACT, 2003.- 482с.
  70. , Р. Финансы и предпринимательство. Финансовые инструменты, используемые западными фирмами для работы организации /Р. Дамари: пер. с анг. Е. П. Вышинского. Ярославль: Елень, 1993.- 430с.
  71. , P.JI. Международное налогообложение / PJ1. Дернберг- пер. с анг. М.: ЮНИТИ, 1997.-678с.
  72. До конца года в главу 25 Налогового кодекса будут внесены изменения: редакц. статья / Российский налоговый курьер.- 2001. -14с.
  73. , К. Введение в управленческий и производственный учет — пер. с анг. /К. Друри- под ред. С. А. Табалиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 2006., с. 568−569
  74. К. Управленческий и производственный учет/ К. Друри. М.: Юнити-Дана, 2007.- 614с.
  75. , И.А. Бухгалтерская отчетность и принципы ее составления в соответствии с международными стандартами. Методика трансформации / И. А. Дымова. М.: Современная экономика и право, 2001.-312с.
  76. , С.К. Информационное обеспечение управления в сфере бытового обслуживания: дисс.. докт. экон. наук: 08.00.05, 08.00.12./ Егорова Стэлла Курбатовна. М. 2000.- 319с.
  77. , С.К. Основы бухгалтерского учета и аудита в сфере сервиса/ С. К. Егорова, К .Я. Денисова. М.: Юристъ, 2000, — 382с.
  78. , Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперация / Н. Е. Егорова, М. А. Маренный. М.: Компания Спутник +, 2004.- 576с.
  79. , Д. А. Введение в стратегический анализ инвестиционной деятельности: проблемы теории и практики / Д. А, Ендовицкий, Н. М. Подоприхин. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. Ун-та, 2001.-418с.
  80. , Д.А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики: учебное пособие / Д.А. Ендовицкий- под ред. Л. Т. Гиляровской.- Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001.-464с.
  81. , Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика / Д.А. Ендовицкий- под ред. проф. Л. Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2001.- 569с.
  82. , О.В., Мельник М. В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / О. В. Ефимова, М. В. Мельник. М.: Омега-Л, 2004.-521 с.
  83. , В.Р. Теория бухгалтерского учета 6 учебное пособие / В. Р. Захарьин. М.: ИНФРА-М: ФОРУМ, 2004. — 304с.
  84. В.Б. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности / В. Б. Ивашкевич, И. М. Семенова. М.: Бухгалтерский учет, 2003.- 398с.
  85. , О.П. Информационные технологии бухгалтерского учета / О. П. Ильина. СПб.: Питер, 2002.- 480с.
  86. Индивидуальное предпринимательство / Г. Б. Ковалева и др.- автор-составитель Г. Б. Ковалева. М.: АиН, 2002.- 553с.
  87. , В. И. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. И. Иноземцев. М.: Логос, 2006.- 553с.
  88. , Д. Финансовый контроль: пер. с анг./ Д. Ирвин М.: Финансы и статистика, 2006.- 455с.
  89. , Т.Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): учебное пособие / Т. Р. Карлин, А. Р. Макмин. М.: ИНФРА-М, 2000.-474с.
  90. , В.В. Малые предприятия 2005: практическое пособие/ В. В. Карпов, Н. В. Лукина. М.: Экономика и финансы, 2005.-339с.
  91. , Т.П. Управленческий учет: учебное пособие /Т.П. Карпова. М.: Юнити, 2002.- 350с.
  92. , В.В. Финансовый учет и отчетность в соответствии со стандартами GAAP / В. В. Качалин. М.: Дело, 1998.- 486с.
  93. , А.П. Международная экономика. 4.1 Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие /А.П. Киреев. — М.: Международные отношения, 2007. с. 266−267.
  94. , З.В. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / З. В. Кирьянова. — М.: Финансы и статистика, 1996. 192с.
  95. , Д.В. УСН и ЕНВД: как совместить? /Д.В. Кислов М.: Налог Инфо, 2006, — 280с.
  96. , Д.В. Малые предприятия: регистрация: учет: налоги / Д. В. Кислов.- М.: ГроссМедиа, 2005. 288с.
  97. , H.H. Раскрытие информации в пояснениях к бухгалтерской отчетности / H.H. Клинов- под ред. В. Д. Новодворского. М.: Бухгалтерский учет, 2003.- 425с.
  98. , C.B. Учет на предприятиях малого бизнеса: практическое пособие / СВ. Ключников. М.: Альфа-Пресс, 2004.-618с.
  99. , B.B. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности / В.В. Ковалев- Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2000.- 757с.
  100. , Р.В. Финансовый менеджмент: пер. с анг. / РВ. Колб, Р. Дж. Родригес — предисл. к рус. изд. к.э.н. E.JI. Драчевой. М.: Финпресс, 2001.-688с.
  101. , Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебное пособие / Н. П. Кондраков.- М.: ТК Велби- Проспект, 2008.- 448с.
  102. Концепции системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности Электронный ресурс. / Официальный сайт Фонда НСФО. Электрон, дан. — М.: Фонд НСФО. — Режим доступа: http://www.nsfo.ru, свободный. -Загл. с экрана.
  103. , В.Н. История экономических учений / В. Н. Костюк. М.- Центр, 1997.- 455с.
  104. , Ф. Армстронг Г. Основы маркетинга: пер. с анг. / Ф. Котлер, Г. Армстронг- Изд.9-е М.: Вильяме, 2003. — с.343.
  105. , В.И. К вопросу о критериях определения сферы услуг. Развитие непроизводственной сферы в новых условиях хозяйствования/ В. И. Крамаренко. Киев, 1990.- 397с
  106. , З.И. Взаимодействие систем бухгалтерского и налогового учета: международный опыт и российская практика / З. И. Кругляк.// Все для бухгалтера. 2007.- N 15.
  107. , H.A. Единый налог на вмененный доход / H.A. Кудрявцева, А. С. Тапейцина, М. А. Подобед. М.: ПРИОР, 2001.-634с.
  108. М.И. Бухгалтерский учет: основы теории: учебное пособие / М. И. Кутер. М.: Экспертное бюро-М, 1991.- 337с.
  109. , М.И. Теория бухгалтерского учета : учебное пособие/ М. И. Кутер. М.: Финансы и статистика- 2002.- 640с.
  110. , М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: учебное пособие/ М. И. Кутер. М.: Финансы и статистика- 2000.- 533с.
  111. , С.Ф. Единый налог на вмененный доход / С. Ф Курбатова. -М.: Юстицинформ, 2006.- 240с.
  112. , Д. Стратегический менеджмент: учебное пособие: пер с анг. / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон. М.: Проспект, 2003. -336с.
  113. , Э.П. Основы бухгалтерского учета /Э.П. Леонге. М.: Инфра-М, 2002, — 329с.
  114. , О.Г. Сближение налогового и бухгалтерского учета: предпосылки и проблемы / О. Г. Лапина // Налоговая политика и практика.-2008. -N5.
  115. , МТ. Малое предпринимательство: учебное пособие / М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин. М.: ИНФРЛ-М. 2004.- 474с.
  116. , Г. Г. Бухгалтерский учет: Учебное пособие по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров: Базовый курс / Г. Г. Левина, И. И Бочкарева, В. В Патров- под ред. Патрова В. В. М.: ИД Бинфа, 2008.- 570с.
  117. И. Обеспечит ли налоговый учет данные для исчисления налога на прибыль? /И. Ложников, Л. Колесников // Финансовая газета. 2001.- N 45.
  118. , Т.Н. Теория и практика международного бухгалтерского учета: учебное пособие / Т. Н. Малькова. СПб.: Бизнес-Пресса, 2001.- 697с.
  119. , К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс.- Соч.- Т. 26- Ч. 1. -М.: ГИПЛ, 1961.-813
  120. , М.Ю. Общая теория учета: естественный, бухгалтерский и компьютерные методы / М. Ю. Медведев.- М.: Дело и Сервис, 2001.- 442с.
  121. , М.Ю. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие / М. Ю. Медведев. М.: Омега-Л, 2007. — 700с.
  122. , В.И. Практические советы по применению ИБУ 1 — ПБУ 12 / В. И. Макарьева.- М.: Налоговый вестник, 2000.-161с.
  123. Международные стандарты финансовой отчетности 1999: пер. с анг. М.: Аскери-АССА, 1999.- 311с.
  124. Международные экономические отношения: учебное пособие / под ред. И. П. Фаминского М.: Юристь, 2007. — 847с.
  125. , Д. Бухгалтерский учет и принятие финансовых решений : пер. с анг. /Д. Миддлтон.- под ред. И. И. Елисеевой. М.: Аудит- ЮНИТИ, 1997.- 699с.
  126. , Г. Стратегический процесс: пер. с анг. / Г. Минцберг, Дж.Б. Куинн, С. Гансал — под ред. Ю. Н. Киптуревского. СПб.: Питер, 2007.- 349с.
  127. , Н.В. Дифференцированный подход к маркетингу услуг. Электронный ресурс. / Н. В. Миронова. Режим доступа: http://www.marketing-ua.com/articles.php?articleId=126 >
  128. , Д.В. Моделирование безвозмездного обязательства по оказанию услуг / Д. В. Мурзин // Цивилистические записки- межвуз. сб. науч. тр. М., 2002. Вып. 2.- 411с.
  129. , A.C. Бухгалтерский учёт / A.C. Мухина. М.: Мир деловой книги, 2002.- 316с.
  130. , М. Р., Перера М. X. Б. Теория бухгалтерского учета: пер. с анг. / М. Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера М.- под ред. Я. В. Соколова, И. А. Смирновой. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999.-708с.
  131. , H.A. Основы бухгалтерского учёта / H.A. Наумова, И. П. Василевич, Л. В. Нуридипова. М.: ЮНИТИ, 2005.-381с.
  132. , Б. Принципы бухгалтерского учета: пер. с анг. / Б. Нидлз, X. Андерсон, Д. Колдуэлл- под ред. Я. В. Соколова. 2-е изд. — М.: Финансы и статистика, 1994.- 579с.
  133. , В.Д. Бухгалтерский учет на малых предприятиях: учебное пособие / Б. Д. Новодворский, P.JI. Сабанин. М.: Велби- Проспект, 2006.- 296с.
  134. , ВД. Бухгалтерская отчетность организации: учебное пособие / В. Д. Новодворский, JI.B. Пономарева. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Бухгалтерский учет, 2004.- 334с.
  135. , ВД. О взаимодействии систем бухгалтерского учета и налогообложения / В. Д. Новодворский. М.: Бухгалтерский учет. — 2003.- № 23. — с. 64−67.
  136. Об Итогах Социально-Экономического Развития Российской Федерации в первом полугодии 2007 года. Электронный ресурс. / Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.
  137. , В.Ф. Бухгалтерская отчетность: особенности / В. Ф. Палий. М.: Бератор-Пресс, 2003.- 309с.
  138. , В.Ф. Международные стандарты учета и финансовой отчетности: учебник / В. Ф. Палий. М.: ИНФРА-М, 2004.- 623с.
  139. , В.Ф. Организация управленческого учета. / В. Ф. Палий. -М.: Бератор-Пресс, 2003. 539с.
  140. , Н. Интеграция управленческого и бухгалтерского учета / И. Панова // Финансовая газета. Региональный выпуск.- 2008.- N 3.
  141. , Е. Основы общей бухгалтерии: пер. с ит. / Е. Пизани.-М.: Аудит- Юнити, 1997.- 402с.
  142. , М.З. О содержании управленческого учета" / М. З Пизенгольц // Бухгалтерский учет. 2000. — N 19. С. 72−76.
  143. , Н.В. Интеграция управленческого и бухгалтерского учета / Н. В. Подоляк // Международный бухгалтерский учет. 2008. -Ы 1.
  144. , Л.М. Теория бухгалтерского учета / Л. М. Полковский М.: Экономика и финансы, 2002. — 408с.
  145. , М.Л. Применение законодательства в бухгалтерской практике / М. Л. Пятов. М.: Бухгалтерский учет, 2002.- 607с.
  146. , М.Л. Правовые основы бухгалтерского учета: практическое руководство. /М.Л. Пятов. М.: Эксмо, 2006.- 224с.
  147. , Б. Стратегический учет для руководителя: пер. с анг. / Б. Райан- под ред. В. А Микрюкоиа. М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998.- 408с.
  148. , Б.А. Основы бизнеса: учебное пособие / Б. А. Райзберг. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Ось-89, 2000.-362с.
  149. Рахман, 3., Шеремет, А. Бухгалтерский учёт в рыночной экономике / 3. Рахман, А. Шеремет. М.: ИНФРА, 2005. — 408с.
  150. , Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия: пер. с фр. / Ж. Ришар- под ред. Л. П. Белых. М.: Аудит- ЮНИТИ, 1997.- 446с.
  151. , Ж. Бухгалтерский учет: теория и практика: пер. с фр. /Ж. Ришар- под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 2000.-324с.
  152. , А.И. Образовательные услуги как объект гражданских прав: проблемы правового определения. Электронный ресурс. / Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр образовательного законодательства». — Режим доступа: http://www.lexed.ru/
  153. , А.Н. Автоматизация аудита / АН. Романов, Б. Е. Одинцов. М.: Аудит- ЮНИТИ, 1999.-677с.
  154. Россия в цифрах. 2008: краткий статистический сборник / Росстат -М., 2008−510 с.
  155. Российское обозрение малых и средних предприятий 2001 г. / под ред. С. Бэтстоуна, В. М. Широнина. М.: Ресурсный центр малого предпринимательства — Тасис СМЕРУС 9803, 2002.- 368с.
  156. Рубе, В. А Малый бизнес: история, теория, практика /В.А. Рубе. -М.: ТЕИС, 2000.- 649с.
  157. , В.Е. Анализ экономики. Страна, рынок, фирма: учебное пособие. М.: Междунар. отношения, 1999.- 631с.
  158. , В.Н. Техника финансово-экономических расчетов: учебное пособие/ В. Н. Салин, О. Ю. Ситников. М.: Финансы и статистика, 2002, — 300с.
  159. , Н.Г. Принципы бухгалтерского учета: учебное пособие / Н. Г. Сапожникова. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2001.- 455с.
  160. , Е.Е. Учебник счетоводства./ Е. Е. Сивере 4-е изд.-Берлин: Книгоиздательство Знание, 1925.-40с.
  161. Сио К. К. Управленческая экономика: пер. с анг./К.К. Сио. М.: Инфра-М, 2000.- 477с.
  162. , Н.К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей / Н. К. Сирополис. М.: Дело Лтд, 1997.- 444с.
  163. , Б. Внешнеэкономическая деятельность. / Б. Смитиенко. 3-е издание. М.: ИНФРА-М. 2007.- 586с.
  164. , Ю.М. Конструктор и экономика: ФСА для конструктора. / Ю. М. Соболев. Пермь: Кн. изд-во, 1987.- 439с.
  165. , Я.В. Бухгалтерский учет: от истоков до наших дней: учебное пособие для вузов / Я. В. Соколов. М.: Аудит- ЮНИТИ, 1996.-564с.
  166. , Я.В. Основы бухгалтерского учета / Я. В. Соколов. М.: Финансы и статистика, 2003.- 496с.
  167. , Я.В. Новый План счетов и основы ведения бухгалтерского учета / Я. В. Соколов, В. В. Патров, H.H. Карзаева. -М.: Финансы и статистика, 2003.- 314с.
  168. , Я.В., Соколов В. Я. История бухгалтерского учета./ Я. В. Соколов, В. Я. Соколов. М.: Финансы и статистика, 2003.- 272с.
  169. , Д.И. Услуги как объект гражданских прав: дисс.. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Степанов Дмитрий Иванович. М., 2004, — 520с.
  170. , В.В. Услуги: практическое руководство/ под общей ред. В. В. Семенихина. М.: Эксмо, 2006.- 192с.
  171. , В.А. Международные и национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности: практическое пособие / В. А. Терехова. М.: Перспектива, 1999.- 462с.
  172. , В.И. Управленческий учет на предприятиях сферы услуг./ В. И. Ткач, О. Н. Гончаренко.- Москва-Ростов-на-Дону: ИЦ Март, 2004.-160с.
  173. М.С. Бухгалтерский учет на предприятиях сервиса. Теоретические основы и практика бухгалтерского учета: учебное пособие / М. С. Тимофеева, Б. Ю. Сербиновский, С. Н. Цветкова. М.: Дашков и К, 2003.-1072с.
  174. Учетная политика на 2007 год в целях бухгалтерского учета и налогообложения: практическое руководство / под общей ред. В. В. Семенихина. М.: Эксмо, 2006. — 288с.
  175. , Ч. Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: пер. с анг. / Ч. Т. Хорнгрен, Дж. Фостер- под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 2005.- 442с.
  176. , Э.С. Теория бухгалтерского учета: пер. с анг. / Э. С. Хендриксен, М. Ф. Ван Бреда- под ред. Я. В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 2000.- 576с.
  177. , Г. И. Реинжиниринг на предприятиях сферы услуг / Г. И. Хотинская // Менеджмент в России и за рубежом — 2001 N 6 -339с.
  178. , И.Ф. Бухгалтерия и баланс.: пер. с нем./ И. Ф. Шерр. М.: Экономическая жизнь, 1925.-341с.
  179. Э. Счетные планы. / Э. Шмаленбах. Л., 1928.- 499с.
  180. Шнейдман, JI.3. «Законодательное регулирование бухгалтерского учета и аудиторской деятельности» Электронный ресурс. / Официальный сайт Министерства финансов РФ. Режим доступа: http://www.minfin.ru, свободный. — Загл. с экрана.
  181. , А.Д. Управленческий учет: учебное пособие / А. Д. Шеремет, Н. П. Кондраков, С.М. Шапигузов- под ред. А. Д. Шеремета.- 2-е изд., испр.- М.: ИД ФБК-Пресс, 2002.- 512с.
  182. Andreas Knorr. Public Service Obligations versus Competition Policy. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.eerc.kiev.ua, свободный. — Загл. с экрана.
  183. Cooper, R. The Two-Stage Procedure in Cost Accounting Part One/ Journal of Cost Management, Vol. 1, — 1987- N 2, pp. 43−51.
  184. Peter A. Accounting and finance for non-specialists / Pearson education Limited, Third edition. 2001.
  185. World Development Indicators. Washington D.C., 2005, p.204.
Заполнить форму текущей работой