Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Этико-философский анализ нравственных систем православия, католичества и протестантизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Антиномичность как этический критерий мышления предполагает способ восприятия действительности, отличный от рационального, совокупность одновременно истинных тезиса и антитезиса. Антиномия — явление, реализующееся «вместо закона». В этической реальности это означает качественный переход мировоззрения от уровня естественного нравственного закона к более высокому и сложному для реализации уровню… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Этический анализ нравственного потенциала христианства
    • 1. 1. Антиномичность и апофатичность как этические критерии 13 православного мышления
    • 1. 2. Особенности этических подходов к пониманию греховности в 53 христианских конфессиях
  • 2. Сравнительный анализ добродетелей в христианстве 77 2.1 Добродетели как фундаментальные основы нравственных сис- 77 тем православия, католичества и протестантизма
    • 2. 2. Системы добродетелей в русской религиозной философии, 119 современных католической и протестантской этиках

Этико-философский анализ нравственных систем православия, католичества и протестантизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современной этике четко обозначилась тенденция фокусирования внимания исследователей на прикладных областях науки. Причина этого явленияв востребованности решения актуальных нравственных вопросов отдельных групп общества. Однако интенсивность изучения задач прикладной этики не приводит ученых к однозначным ответам на больные вопросы, и даже нахождение этих ответов может привести лишь к «прописыванию» этических кодексов для различных областей деятельности: медицины, предпринимательства, юриспруденции, политики, педагогики, науки в целом и т. д. Во-первых, принятие или неприятие подобных кодексов в качестве индивидуальных нравственных установок останется актом свободной воли личности, так же как и признание компетенции авторов концепций в плане однозначного решения этических проблем современности. Во-вторых, дробление этики на отдельные прикладные ячейки без наличия объединяющего теоретического фундамента противоречит принципу целостности человеческой личности и чревато появлением противоположных нравственных установок, приводящих человека к моральной дилемме, не имеющей решения в контексте предложенных концепций.

При попытке освещения любой проблемы прикладной этики необходимо иметь основой фундаментальные актуальные теоретические исследования. Тенденция сведения теоретического аспекта современной этики к истории этических учений в данном случае ограничивает методологические основы исследований культурно-историческим методом. Однако простое перечисление попыток решения проблемы в истории философской мысли или тем более вычленение постановки какого-либо этического вопроса с комплексом вариантов ответов на него из конкретной культурно-исторической эпохи и механическое перенесение его в современность не гарантируют нахождение выхода из проблемной духовно-нравственной ситуации. В связи с этим актуальным для российской действительности является обращение к фундаментальной системе устойчивых нравственных определений, норм и правил, позволяющих избежать этического анархизма. Данная система должна рассматривать личность в единстве ее телесной, душевной и духовной составляющих (В.В. Зеньковский).

В начале XX в. вопросы, касающиеся смысла жизни человека и истории человечества, приобрели особую актуальность, сохранившуюся по сей день. Нарастающее беспокойство ввиду нерешенных глобальных проблем способствует осознанию острого чувства ответственности перед будущими поколениями. Таким образом, необходимо, чтобы нравственная система современного человека, не теряя тесной связи с национальными и научными традициями, включала в себя соответствующие существующей историко-культурной ситуации критерии, ориентирующие его на выполнение своего предназначения, душевно-духовное совершенствование, непрерывное развитие.

Исторически сложилось так, что православная нравственная система развивалась и реализовывалась наряду с русской государственностью. Социальные изменения и национальные особенности до определенного момента (начала се-кулярных процессов) гармонично укладывались в данную систему, поскольку последняя антиномично сочетает в себе традиционность и актуальность.

В настоящее время в России особой популярностью пользуется гуманистическая нравственная система, представляющая собой совокупность разнородных элементов, имеющих преемственную связь с западнохристианскими этическими концептами, и ориентированная на полипарадигмальное, плюралистическое мышление.

Задача человеческого нравственного бытия — это осуществление деятельности в структуре определенной нравственной системы. Двойственность мировоззрения может привести к нравственной дезориентации, лабильности этических критериев мышления. Иллюстрацией смешения элементов нравственной системы является, например, декаданс или искусство и литература эпохи постмодерна. Разнообразие взглядов на одну и ту же проблему в контексте иерар-хичной, жестко структурированной православной нравственной системы отражено в русской нравственной философии.

Таким образом, проблема выбора нравственной системы сегодня значима не только в личностном, но и социальном плане. Приоритетность процесса воспитания в образовательной парадигме обусловливает анализ и изучение актуальных нравственных систем с учетом их онтологических корней и конкретно-исторической специфики.

Степень научной разработанности проблемы. Поскольку исследование носит комплексный характер, нами были проанализированы работы не только христианских (православных, католических и протестантских) богословов, но и труды русских религиозных философов, историков философии XX в., а также современные этические исследования.

В данной работе исследуются системы этических понятий и терминов, которыми оперируют православные и западнохристианские богословы. Светскую и религиозную этики связывает общность предмета: сфера человеческих действий или поступков.

Вопросу взаимосвязи особенностей мышления и религиозной интенции личности уделено внимание в трудах П. А. Флоренского, А. Ф. Лосева, В. В. Зеньковского, М. Вебера, архиепископа Сергия (Страгородского), М. М. Бахтина. Непосредственно антиномичность мышления рассматривается в работах И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, В. В. Зеньковского, Н. А. Васильева, а также в трудах современных философов Б. В. Раушенбаха, П. В. Калитина, А. Лебедева, А. П. Скрипника, А. А. Гагаева.

В связи с зависимостью типа мышления от вероисповедания наблюдаются принципиальные отличия в понимании феноменов греховности и системы добродетелей в различных христианских конфессиях. Сравнительный анализ данных явлений позволяет дать четкое определение особенностей характерной для России православной системы добродетелей и аутентичного понимания греховности. Данный анализ проводится на основе святоотеческого наследия, трудов русских религиозных философов, протестантских теологов, католических философов и богословов.

Особенности нравственных систем протестантизма, общими чертами которых являются филантропическая ориентация и акцентирование внимания на этосе профессиональной деятельности, рассматриваются в работах М. Лютера, Ж. Кальвина, М. Вебера, К. Барта, П. Тиллиха, Р. Бультмана, Р. Нибура, Д. Бон-хеффера.

Основные положения современной католической нравственной системы разработаны Э. Жильсоном, Р. Гвардини, Ж. Маритеном, К. Ранером, Г. Зивер-том, Э. Мунье, К. Войтылой, Й. Ратцингером и др.

Особое значение для формирования и развития христианских нравственных систем имеют труды Августина Блаженного. Его работа «О граде Божием» сыграла значительную роль в эволюции идеи предопределения в западном христианстве.

Анализу этических аспектов западнохристианской религиозной мысли посвящены работы А. С. Хомякова, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Г. В. Флоровского, протоиерея И. Мейендорфа, архиепископа Антония (Храповицкого), архиепископа Сергия (Страгородского). Этому же вопросу большое внимание уделяется в исследованиях ученых второй половины XX — начала XXI вв. С. В. Лезова, С. А. Харькова, Б. Л. Губмана, А. А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна, С. С. Хоружего, Н. В. Мотрошиловой, Л. А. Чухиной, Н. И. Петрова, М. А. Корзо.

Содержание православной нравственной системы раскрывается в святоотеческом предании. Личностные системы добродетелей Святых Отцов обладают уникальными особенностями, но в целом имеют один и тот же базис, тео-центричны, необратимы (эсхатологичны), имеют иерархическую структуру и относятся к типу сложных открытых систем. Однако не у всех Святых Отцов использован системный подход в изложении нравственных вопросов. Ведущая роль в раскрытии этических аспектов православия принадлежит преп. Иоанну Лествичнику, преп. Петру Дамаскину, свт. Игнатию Брянчанинову, св. Григорию Синаиту, свт. Григорию Богослову, свт. Тихону Задонскому, преп. Паисию Святогорцу, свт. Николаю Сербскому и др.

В русской религиозной философии проблемам понимания категорий греховности и добродетели посвящены работы А. С. Хомякова, В. В. Розанова, B.C. Соловьева, Н. О. Лосского, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, П. А. Флоренского и др. Общая черта данных исследований — глубокое влияние православного мировоззренческого концепта, использование в качестве источников Священного Писания Православной Церкви и святоотеческого наследия.

В трудах современных богословов и иерархов Православной Церкви особое внимание уделяется систематизации этического знания. Работы митрополита Филарета (Вознесенского), архимандрита Рафаила (Карелина), митрополита Иерофея (Влахоса), архимандрита Платона (Игумнова), протоиерея Владислава (Свешникова), Н. К. Гаврюшина, К. В. Зорина способствуют формированию целостного, системного восприятия нравственности, ориентируют на объективность иерархической структуры нравственной системы, необходимость выстраивания иерархии ценностей каждым человеком.

В отечественной этике проблемам христианской нравственности уделяется особое внимание в исследованиях А. А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна, А. П. Скрипника, Е. А. Плеханова, С. С. Хоружего, J1.A. Чухиной, М. А. Корзо, Е. В. Мочалова, А. А. Гагаева, П. А. Гагаева и др.

Анализ указанных работ показал, что в современной отечественной этической литературе проблема комплексного исследования взаимосвязи этических критериев мышления, религиозной интенции сознания и нравственной системы в личностном и социальном вариантах реализации остается малоизученной.

Углубленного изучения требуют особенности православного мышления и соответствующей ему системы добродетелей, поскольку они являются традиционными для России и способствуют повышению культуры обыденного сознания современной личности. Данная работа дополнит комплекс этико-философских исследований по нравственной систематике.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является выявление сходств и отлиний нравственных систем христианских конфессий, этико-философский анализ взаимосвязи этических критериев мышления, вероисповедания и содержания нравственной системы в личностном и социальном аспектах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать зависимость типа мышления личности от вероисповедания, выделяя этические критерии православного мышления (антиномич-ность и апофатичность);

— провести сравнительное исследование категории греховности и систем добродетелей в православии, католичестве и протестантизме (в христианской традиции нравственная система обозначается как система добродетелей);

— выделить особенности систем добродетелей, описанных в русской религиозной нравственной философии конца XIX — первой половины XX в. и современных католической и протестантской этиках;

— исследовать генезис современной гуманистической нравственной системы и выделить принципиальные отличия между гуманистической и православной нравственными системами.

Объектом исследования являются нравственные системы христианских конфессий как совокупности факторов, определяющих специфику поступка человека и обладающих культурно-исторической уникальностью.

Предмет исследования представляет собой нравственное сознание, функционирующее в рамках той или иной нравственной системы.

Методологические основания исследования.

В качестве основного направления методологии исследования выбран системный подход. Один из базовых методов, использованных в данной работе, — сравнительный анализ, необходимый для определения особенностей понимания феноменов греховности и добродетели в различных христианских конфессиях. Сложность объекта исследования и многоуровневый характер анализируемых проблем требуют применения комплекса методологических установок. В процессе написания работы использовались следующие методы:

— метод синтеза в исследовании современных психологических, образовательных и этико-философских концепций, а также в рассмотрении целостной личности как субъекта в рамках определенной нравственной системы, ориентированной на определенный тип мышления личности;

— культурно-исторический метод, позволяющий рассмотреть влияние конфессиональных отличий на формирование личностного и национального нравственного сознания, а также служащий для выявления преемственной связи между нравственными системами современности и христианскими системами добродетелей;

— герменевтический метод, который помогает на основании уникальности бытийной исторической ситуации определить этическую ценность богословских текстов, позволяет осмыслить и интерпретировать явления духовной культуры прошлого;

— аксиологический метод, позволяющий выстроить иерархию ценностей в рамках определенной нравственной системы и способствующий оценке значимости для современной России осмысления нравственной проблематики в русской религиозной философии;

— метод индукции, предполагающий принцип единообразия процессов и утверждающий, что все происходит в соответствии со всеобщими законами. Используются следующие приемы индуктивного исследования: единственного сходства — при изучении личностных систем богословов и теологов в пределах одной конфессии, и единственного различия — для изучения зависимости типа мышления от особенностей религиозного мировоззрения личности;

— метод прогнозирования, необходимый для осуществления попытки определения нравственного потенциала православной и гуманистической нравственных систем в условиях российской действительности.

Гипотеза исследования. Категории «добродетель» и «грех» — одни из наиболее значимых в христианской этике. Греховность имеет сетевую структуру, которая заключается в отсутствии иерархичности и стабильности функций элементов сети (пороков). Добродетель — элемент нравственной системы, процесс, содержание которого непосредственно связано с религиозной интенцией человека. Помимо общих черт в нравственных системах христианства (в системах добродетелей) существуют значительные отличия на конфессиональном уровне. Эти отличия взаимосвязаны с особенностями мышления личности, что, в частности, формирует этические критерии мышления и поступка.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— выделены этические критерии православного мышления (антиномич-ность и апофатичность);

— разработана сетевая модель структуры греховности и модель системы добродетелей в контексте христианского миропонимания;

— использован системный подход в этико-философском анализе нравственных систем в русской религиозной нравственной философии конца XIXпервой половины XX в. и в современных западнохристианских философских концепциях.

Основные положения, выносимые на защиту:

— одним из определяющих факторов типа мышления личности является вероисповедание. Православному вероисповеданию, исторически характерному для России, соответствует православное мышление людей, живущих на ее территории. Этическими критериями, присущими данному типу мышления, являются антиномичность и апофатичность. Апофатическая составляющая антиномии определяет гносеологические и этические особенности православного мышления;

— содержание категории греховности имеет отличия в христианских конфессиях. Западнохристианское понимание обусловливает психофизиологическую трактовку понятий «Суд Божий» как психологического комплекса, а «прощение грехов» — как пережитка «образа отца». Для греховности характерен сетевой способ организации, который не предполагает четкой фиксации местонахождения и функционирования того или иного элемента сети (порока). Данная структура имеет негативную аксиологическую модальность телеологично-сти;

— системность — необходимая характеристика христианской нравственности как в нормативном (система заповедей), так и в практическом (система добродетелей) аспекте. Содержание элементов нравственных систем в христианстве имеет конфессиональные особенности: этос профессиональной деятельности в протестантизмеорганизационно-правовой этос в католичестве и этос нравственного и духовного совершенствования в православии;

— православная нравственная система обладает следующими атрибутивными свойствами: открытость, сложность, иерархичность, динамичность, конкретность, самореферентность (выполнение функций, затребованных собственной структурой), теоцентричность, телеологичность (с позитивной аксиологической модальностью);

— жесткая взаимосвязь мышления и системы добродетелей свидетельствует о том, что обращение к инокультурной нравственной системе ведет к изменению типа мышления, потере национальных традиций и их ассимиляции в ходе глобализационных процессов.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении курсов философии и этики в высших учебных заведениях, а также при создании спецкурсов по религиозной философии, истории этических учений и прикладной этике для студентов и аспирантов, специализирующихся в области исследования христианской этики. Кроме того, положения и выводы диссертации могут найти применение в современной российской образовательной теории и практике.

Апробация работы.

Материалы диссертационного исследования были представлены в виде научных докладов на международных (IV Международные Ильинские научно-богословские чтения «Иван Ильин и современная Россия», Екатеринбург, 2006 г.- Международная научно-практическая конференция «Проблемы развития регионального социума. К 75-летию А.И. Сухарева», Саранск, 2006 г.), всероссийских (Формирование стратегии устойчивого социально-экономического развития регионов РФ, Саранск, 2005 г.- Философско-богословская конференция, посвященная памяти мучеников, новомучеников и исповедников земли Мордовской, Саранск, 2007 г.), межрегиональных (VIII и IX научнос/ богословские конференции «Христианское просвещение и культура», Йошкар-Ола, 2005 и 2006 гг., III межрегиональные Пименовские чтения, Саратов, 2005 г.), региональных (VI и VII Масловские региональные образовательные чтения, Саранск, 2004 и 2005 гг.- региональная научная конференция памяти проф. A.JI. Киселева «Духовное развитие региона: состояние и перспективы», Саранск, 2006 г.) конференциях, а также на ежегодных научных конференциях молодых ученых, Огаревских чтениях в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева (2005 и 2006 гг.) и отражены в 17 научных публикациях. Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по два параграфа, заключения и библиографического списка использованной литературы (206 наименований). Структура и последовательность изложения материала обусловлены целью и задачами исследования.

Заключение

.

Процессы культурного становления в индивидуальном и социальном аспектах сопровождаются усложнением функциональной составляющей нравственной системы. Функционирование православной системы добродетелей представляет собой методологическую базу нравственного совершенствования человека, реагирующую на особенности конкретно-исторической ситуации и ориентированную на категориальный аппарат антиномично-апофатичного мышления.

Антиномичность как этический критерий мышления предполагает способ восприятия действительности, отличный от рационального, совокупность одновременно истинных тезиса и антитезиса. Антиномия — явление, реализующееся «вместо закона». В этической реальности это означает качественный переход мировоззрения от уровня естественного нравственного закона к более высокому и сложному для реализации уровню евангельской нравственности. Антиномии как элементы реального бытия делятся на антиномии психофизиологического типа (физические и нравственные) и религиозные, связанные с духовным уровнем личности. Антиномичность, присущая мышлению определенного человека в той или иной степени, влияет на его мировоззренческую позицию, в связи с чем можно выделить следующие типы личности: материалистический, религиозный мистический, религиозный нехристианский, протестантский, католический, православный, святой.

Апофатичность — уникальный этический критерий православного мышления, нравственный ориентир поступков человека как «сущего-ничто», условие интенции функционирования в пределах православной нравственной системы с добродетелью смиренной любви в качестве базиса. Принцип апофатичности реализуется и в современной естественнонаучной парадигме, где рациональное знание определяется как открытое, окончательно не достижимое.

Православие, католичество и протестантизм в различной степени отличаются друг от друга как канонически и догматически, так и в сфере нравственности. Безусловно, непротивление злу, любовь к врагам, молитва, пост, неосуждение ближнего и др. являются основными положениями христианской этики, но содержание каждого из них предстает по-новому в свете конфессиональных отличий. Это же касается и понятия греховности.

В сети греховности элементы четко не структурированы, свойства пороков не заданы, поскольку они отличаются ситуативным характером взаимодействия между собой и с внешними по отношению к сети объектами. Контроль в сети осуществляется через само присутствие в ней. Если элемент не соответствует сетевым требованиям, он автоматически выбывает из сети. В итоге, осознание порока вне общего контекста греховности приводит к его апологии. Нравственно дезориентированное мышление теряет сам стимул борьбы с грехом.

Особенность понимания феномена греховности в Западном христианстве тесно связано с богословскими спорами о свободе и благодати. Они отразились и на онтологической полемике о соотношении бытия и становления, которая во многом определила направления развития западноевропейского естествознания. В этико-философской проблематике понимание грехвности тесно связано с формированием экзистенциального мировоззрения, осмыслением причинности и обусловленности бытия человека, поиском решения проблемы отчуждения личности от себя, от другого и от мира.

Проблема элиминирования понятия греховности из сознания человека особо остро наблюдается в социальном этосе протестантизма. Социальное благополучие, базирующееся на нестабильных, ситуативных критериях мышления, не спасает человека от проблемы утери смысла своего бытия. Реализация онтологической, врожденной способности человека к самосознанию и самооценкесовести — происходит в независимости от реализации социально-этической доктрины. Совесть — особенность психофизиологической структуры человека, которая препятствует остановке на объективировании минимума нравственности. Тревога вины, смерти, отсутствия смысла возникает вследствие подавления врожденной интенции человека к непрерывному совершенствованию. Ослабление совести, нарушение ее функционирования (см. 1. Кор. 10, 25−30) взаимосвязано с понижением степени антиномичности мышления.

Функциональными условиями системности добродетели в контексте православного миропонимания являются антиномия «традиционность-актуальность», выступающая в качестве адаптации, целеориентация на нравственное и духовное совершенствование, интеграция в православное мировоззрение, реализующаяся через взаимосвязь с догматическими и каноническими положения православного вероучения, и христоцентричность как поддержание образца (идеал).

Необходимо рассматривать православную нравственную систему не только в категориях «часть — целое», но и в категориях «система — окружающий мир». Открытая православная нравственная система поддерживается за счет Божественной благодати. Закрытость нравственной системы, эгоистическая самозамкнутость человека или общества неизбежно приводит к увеличению доли нивелирующих процессов, приводящих систему к состоянию однородности, неаутопойетичности (где главный принцип — «различение тождественности»).

Предельный индивидуализм, как в религиозном бытии, так и в социально-нравственной сфере деятельности не дает опытной замены внешнего авторитета (необходимого элемента католической нравственной системы) на стабильные этические критерии мышления. В результате естественное самопонимание человека осложняется осознанием себя в пустоте существования.

Критикуя дуализм теологии и гуманизма прошлого века, раздробленность бытия, нарушение целостности человека в этико-философских концепциях, современное западное мировидение, однако, не содержит конструктивов, способных решить актуальные проблемы современности. Вместо целостности аполо-гизируется плюралистичность, вместо структурирования бытия — отказ от иерархии как онтологического принципа построения, вместо экзистенциальных католических и протестантских нравственных систем — экуменические эклектичные системы. Нарушения в иерархической структуре человека (перемена местами душевного и духовного) привели к сведению процесса нравственного совершенствования к достижению усредненного, фиксированного уровня нравственности (так называемой, житейской честности). Православие, формируя специфический, отличный от западнохристианского тип мышления, является средой существования традиционной иерархической нравственной системы, ориентированной на четко фиксированные этические критерии мышления.

Для эпохи постмодерна характерен поворот «постаджорнаменто», переход от антропоцентрического гуманизма к универсальному гуманизму, от филантропии к филокосмии. Добродетелями эпохи постмодерна являются плюрализм, равноправный диалог, дискурс, совместное нахождение решений, мира и согласия, основанное, однако, на неизбежных разногласиях (как необходимое условие реализации принципа плюрализма).

Эклектичная гуманистическая нравственная система, основанная на принципе толерантности, согласно современной научной парадигме, имеет право на существование и реализацию, но для России обращение к данной системе означает понижение уровня нравственности, поскольку традиционная православная нравственная система имеет менее нивелированный, усредненный характер. Кроме того, тысячелетняя традиция формирования особенностей мышления в контексте православного миропонимания обусловливает естественную деятельность человека именно в рамках соответствующей системы. Перемена типа мышления неизбежно связана с деформацией нравственного сознания личности и общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авва Дорофей. Поучения, послания, вопросы, ответы. репринтное издание. — Калуга. — типография A.M. Михайлова, 1895 г. — М.: «АКТИС», 1991. -306 с.
  2. , П. (священник). Ересь имябожничества и имябожники / священник Петр Андриевский. -http://www.moskvam.ru/blessedfire/52 000/andr.htm
  3. , Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р. Г. Апресян. М., 1995.-353 с.
  4. , Р.Г. Понятие общественной морали (опыт концептуализации) / Р. Г. Апресян // Вопросы философии. 2006. — № 5. — С. 3−17
  5. , Р.Г. Постижение добра / Р. Г. Апресян. М.: Молодая Гвардия, 1986.-207 с.
  6. Аусбургский (лютеранский) Символ Веры. -http://svitock.narod.ru/3/ref02.htm
  7. , В.А. Н.А. Васильев: жизнь и творчество: в книге Н.А. Васильев. Избранные труды. М.: Наука, 1989. — С. 209−238
  8. , И. (протоиерей). Нравственность человеческая вообще и нравственность христианская / протоиерей И. Базаров // Странник. 1878. — № 3. -С. 86−96
  9. , К. Очерк догматики. Лекции, прочитанные в университете Бонна в летний период 1946 г. / К. Барт. СПб.: Алетейя, 1997. — 272 с.
  10. Бах, Р. Чайка Джонатан Ливингстон. Иллюзии / Р. Бах- пер. с англ. -М.: ИД «Софии», 2004. 204 с.
  11. , М.М. К философии поступка / М. М. Бахтин. -http://www.philosophy.ru/library/bahtin/post.html
  12. , М.М. Проблема обоснованного покоя / М. М. Бахтин. http://vispir.narod.ru/bahtin.htm
  13. , Н.И. Философия языка в России: К истории русской лин-гвофилософии / Н. И. Безлепкин. СПб.: «Искусство-СПБ», 2002. — 272 с.
  14. Бенедикт XVI (Верховный Понтифик). Энциклика Deus Caritas Est епископам, пресвитерам и диаконам, монашествующим и всем верным мирянам / Верховный Понтифик Бенедикт XVI- пер. С. Халходжаева © Copyright 2006 Libreria Editrice Vaticana
  15. , В.В. Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверин-цев / В. В. Бибихин. -М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. 416 с. — (Богословие. Духовность. Наука).
  16. Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробужение / старец Паисий Святогорец- пер. с греч. © Москва, 2001. -http://lib.eparhia-saratov.ru/index.html/author/156
  17. Блаженный Августин. Творения: в 4 т. Т. 1: Об истинной религии / Августин Блаженный. СПб.: Алетейя- Киев: УЦИММ — Пресс, 2000. — 742 с.
  18. Блаженный Августин. Творения: в 4 т. Т. 2: Теологические трактаты / Августин Блаженный. СПб.: Алетейя- Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. — 751 с.
  19. Блаженный Августин. Творения: в 4 т. Т. 3: О граде Божием: книга I
  20. XIII / Августин Блаженный. СПб.: «Алетейя" — Киев: УЦИММ — Пресс, 1998. -596 с.
  21. Блаженный Августин. Творения: в 4 т. Т. 4: О граде Божием: книга
  22. XIV XXII / Августин Блаженный. — СПб.: «Алетейя" — Киев: УЦИММ — Пресс, 1998.-587 с.
  23. , Б. (протоиерей). Молитва и богослужение в жизни Православной Церкви / протоиерей Б. Бобринский // Православие в жизни. Фонд «Христианская жизнь». репринтное издание 1953 г., издательство Чехова. -Клин, 2002
  24. Богослужебный язык русской церкви. История. Попытки реформации / под ред. архимандрита Тихона (Шевкунова). М.: Изд. Сретенского монастыря, 1999.-411 с.
  25. , Д. Время молчать / Д. Бонхеффер. -http://www.krotov.info/library/02b/bon/hofer3.htm
  26. Большой толковый словарь русского языка / сост. С. А. Кузнецов. -СПб.: «Норинт», 2000. 1536 с.
  27. Большой энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Большая Российская энциклопедия" — СПб.: «Норинт», 2000. — 1456 е.: ил.
  28. , С. (протоиерей). Очерки учения православной церкви / протоиерей Сергей Булгаков. Электронная библиотека Института философии РАН. — http://www.philisophy.ru
  29. , Р. Избранное: Вера и понимание. Том 1-Й / Р. Бультман- пер. с нем. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 752 с. (Серия «Книга света»).
  30. , Н.А. Воображаемая логика. Избранные труды / Н. А. Васильев. М.: Наука, 1989. — 264 с.
  31. , М. Избранные произведения / М. Вебер- пер. с нем., сост., общ. ред. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  32. Великие мысли, кратко реченные. Более 4000 изречений святых отцов и учителей Церкви / сост. В. Васильева, В. Веденичев. СПб.: «Общество святителя Василия Великого», 2001. — 576 с.
  33. Вестминстерское Исповедание Веры. http://www.reformed-church.ru/page73
  34. , И. (митрополит). Православная духовность / митрополит Ие-рофей Влахос. http://www.pagez.ru/olb/107.php
  35. , И. (митрополит). Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души / митрополит Иерофей Влахос- пер. с греч. А. Крюкова. -Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2004. 368 с.
  36. , Ф. (митрополит). Конспект по нравственному богословию / митрополит Филарет Вознесенский. http ://1 i b. eparhi а-saratov.ru/books/20f/filaret/moral/contents.html
  37. , К. Основание этики / К. Войтыла- пер. Ю. А. Шрейдера // Вопросы философии. 1991. — № 1. — С. 29−60
  38. , Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты / Н.К. Гав-рюшин. Нижний Новгород: «Глагол», 2005. — 381 с.
  39. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / В.М. Ф. Гегель. М.: Изд-во «Мысль», 1999. — 1072 с. — (Классическая философская мысль).
  40. Гегель, Г. В. Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1 / Г. В.Ф. Гегель- отв. ред. А.В. Гулыга- пер. с нем. М. И. Левиной. М.: Мысль, 1976. — 532 с.
  41. , С.А. Личность и общество во взглядах русских религиозных мыслителей / С. А. Головко // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2006. — № 1. — С. 84−105
  42. , Б.Л. Кризис современного неотомизма. Критика неотомистской концепции Ж. Маритена: монография / Б. Л. Губман. М.: Высш. школа, 1983.-143 с.
  43. , Б.Л. Символ веры Ж. Маритена: в книге Маритен, Ж. Философ в мире. М.: Высшая школа, 1994. — С. 135−176
  44. , Ф. (архиепископ). Историческое учение об отцах церкви. Том 1 / архиепископ Филарет Гумилевский- переиздание 1859 г. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1996. — 244 с.
  45. , Ф. (архиепископ). Историческое учение об отцах церкви. Том 2 / архиепископ Филарет Гумилевский- переиздание 1859 г. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1996. — 384 с.
  46. , Ф. (архиепископ). Историческое учение об отцах церкви. Том 3 / архиепископ Филарет Гумилевский- переиздание 1859 г. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1996. — 450 с.
  47. , А. Религиозность как основа нравственности (против автономистов) / А. Гусев. 2-е изд., испр. и доп. — Казань, 1894. — 193 с.
  48. , А.А. Великие моралисты / А. А. Гусейнов. М.: Республика, 1995.-352 с.
  49. , А.А. Возможна ли мораль независимая от религии? / А. А. Гусейнов // Гуманитарные проблемы современной цивилизации. СПб., 2006. -С. 30−33
  50. , А.А. Идеи универсализма и самобытности (о возможности глобального этоса) / А. А. Гусейнов // Наука и религия. Междисциплинарный и кросскультурный подход. М.: Канон, 2006. — С. 26−42
  51. , А.А. Об идее абсолютной морали / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. 2003. — № 3 — С. 3−12
  52. , А.А. Образование, обучение, воспитание / А. А. Гусейнов // Этика образования. Ведомости. Вып. 26. — Тюмень, 2005. — С. 88−102
  53. , А.А. Понятие морали / А. А. Гусейнов // Этическая мысль. -Вып. 4.-М., 2003.-С. 3−13
  54. , А.А. Свобода и справедливость: точки сопряжения / А. А. Гусейнов // Ведомости НИИ прикладной этики. Вып. 26. — Тюмень, 2006. — С. 17−83
  55. , А.А. Сослагательное наклонение морали / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. 2001. — № 5. — С. 3−32
  56. , А.А. Этика / А. А. Гусейнов // Вопросы философии. 1999. -№ 8.-С. 81−91
  57. , А.А. Этика и мораль в современном мире / А. А. Гусейнов // Этическая мысль. Вып. 1 — М., 2000. — С. 4−15
  58. , О. (иерей). Догматическое богословие. Курс лекций: в 3 ч. Ч. III. / иерей Олег Давыденков. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1997. — 292 с.
  59. , В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I / В. И. Даль. Переиздание 1880−1882 гг. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1956. — 670 с.
  60. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис / под ред. Н. Варжанского. переиздание «Доброе исповедание», 1910 г. Миссионерский отдел Львовской епархии УПЦ, 2003. — 204 с.
  61. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского. Т И. репринтное издание. — Москва: Типо-Литография И. Ефимова, Бол. Якиманка, дом Смирновой. 1888. — М.: Паломник, 2003. — 816 с.
  62. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского. Т III. репринтное издание. — Москва: Типо-Литография И. Ефимова, Бол. Якиманка, дом Смирновой. 1888. — М.: Паломник, 2003. — 490 с.
  63. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника
  64. . Т. IV. репринтное издание. — Москва: Типо-Литография И. Ефимова, Бол. Якиманка, дом Смирновой. 1888. — М.: Паломник, 2003. — 653 с.
  65. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского. Т. V. репринтное издание. — Москва: Типо-Литография И. Ефимова, Бол. Якиманка, дом Смирновой. 1888. -М.: Паломник, 2003. — 582 с.
  66. , Ф.М. Подросток. Произведения разных лет / Ф.М. Достоевский- сост. и коммент. С. В. Жожикашвилли. -М.: СЛОВО/SLOVO, 1999. -752 с.
  67. , О.Г. Понятие морали / О. Г. Дробницкий. М.: Наука, 1974.-388 с.
  68. Духовные стороны христианства: энциклопедия изречений святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам духовной жизни. -http://www.pagez.ru/ds/dobro.php
  69. , С.М. Аскетизм по православно-христианскому вероучению / С. М. Зарин. М., 1996. — 693 с.
  70. , В.В. История русской философии / В. В. Зеньковский. -М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с. — (Summa).
  71. , В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский- отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1996.-272 с.
  72. , В.В. Психология детства / В. В. Зеньковский. М.: ИЦ «Академия», 1995. — 347 с.
  73. , К.В. Что такое «наследственная порча?» / К. В. Зорин. М.: Русский хронограф, 2004. — 383 с.
  74. Иаков (монах). Дивный букет. Молитва преп. Ефрема Сирина / монах Иаков // Духовно-нравственное воспитание. 2005. — № 1. — С. 97−102
  75. , П. (архимандрит). Православное нравственное богословие / архимандрит Платон (Игумнов). Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004.-170 с.
  76. , И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х томах / И. А. Ильин.
  77. М.: ТОО «Рарогъ», 1993.-448 с.
  78. , И.А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин. СПб.: Издательство «Шпиль», 2004. — 352 с.
  79. , И.А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. М.: Республика, 1993. — 431 с. — (Мыслители XX века).
  80. , О. Константин Леонтьев. О. Павел Флоренский (из архива Татьяны Флоренской). Ряд соображений / О. Ильинский // Новый журнал. -2005. № 241. — http://magazines.russ.ru/nj/2005/241/ill9.html
  81. Ильинский, С.В. PR. Реклама. Маркетинг. НЛП. Оперативный словарь-справочник (А Я) / С. В. Ильинский. — http://www.franklang.ru/slI.htm
  82. История философии: Запад-Россия-Восток: в 4 книгах. Книга четвертая: Философия XX в. / под ред. проф. Н. В. Мотрошиловой. — 2-е изд. — М.: «Греко-латинский кабинет» ® Ю. А. Шичалина, 2000. — 448 с.
  83. История этических учений: учебник / под ред. Р. Г. Гусейнова. М.: Гардарика, 2003. — 911 с.
  84. , С.Л. Формирование толерантного сознания в российской школе / С. Л. Каганович // Образовательная политика. 2006. — № 10. — С. 13−17
  85. , В.Н. Миротворчество как нравственная задача Церкви в современную эпоху / В. Н. Кайдаш. Загорск: Московская Духовная Академия, 1990.-44 с.
  86. , И. Критика чистого разума / И. Кант- пер. с нем. Н. О. Лосского свариантами пер. на рус. и европ. языки. М.: Наука, 1999. — 655 с.
  87. , И. Лекции по этике / И. Кант- общ. ред., сост. и вступ. ст. А. А. Гусейнова. М.: Республика, 2005. — 431 с. — (Библиотека этической мысли).
  88. , И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. М.: Мысль, 1999. — 1472 с. — («Классическая философская мысль»).
  89. , Р. (архимандрит). Умение умирать или искусство жить / архимандрит Рафаил (Карелин). М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. — 445 с.
  90. , Г. Г. Этика после постмодернизма / Г. Г. Кеглер // Вопросы философии.-2006.-№ 3.-С. 111−117
  91. , В.И. Логика: учебник для юридических вузов / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 1999. — 256 с.
  92. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. М.: Русскш хронографъ1991, 2004. — 448 с.
  93. , Д. Эй, Нострадамус!: роман / Д. Коупленд- пер. с англ. А. Азова. М.: ООО «Издательство ACT»: ОАО «Люкс», 2004. — 254, 2. с. -(Альтернатива).
  94. , В.И. Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского: очерк / В. И. Кулешов. М.: Дет. Лит., 1984. — 2-е изд. — 218 е., ил. — (школьная библиотека).
  95. , X. Справочник по физике / X. Кухлинг- пер. с нем. М.: Мир, 1982.-520 е., ил.
  96. , Ф.В. Антиномия рациональности и понятие многомерного разума / Ф. В. Лазарев. http://www.crimea.edu/crimea/ac/kant/219.html
  97. , А. Еще раз о логике триединства / А. Лебедев // Духовный мир. Сборник работ учащихся Московских духовных школ. Выпуск № 3. -Сергиев Посад, 1996. — 128 с.
  98. , С.В. Теология культуры Пауля Тиллиха: в книге Тиллих, П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. — С. 461−471
  99. , А.Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2000.-511 с.
  100. , К.Н. Избранное / К. Н. Леонтьев. М.: «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993. — 400 с.
  101. , В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / В. Н. Лосский. http://www.vehi.net/vlossky/index.html
  102. , Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н. О. Лосский. -М.: «Прогресс-Традиция», «Традиция», 1998.-416 с.
  103. , Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа / Н. О. Лосский. М.: Политиздат, 1991. — 368 с. — (Библиотека этической мысли).
  104. , М. Большой катехизис / М. Лютер. Публикуется по изданию КНИГА СОГЛАСИЯ- пер. К. Комарова © 1996, Фонд «Лютеранское наследие», P.O. Box 46, Streling Heights, MI 48 311
  105. , У. Глобализация и межкультурный диалог / У. Макбрайд // Вопросы философии. 2003. — № 1. — С. 80−87
  106. , А. После добродетели / А. Макинтайр. М.: Академический проект, 2000. — 384 с.
  107. , Ж. Философ в мире / Ж. Маритен- пер. с фр., послесл. и коммент. Б. Л. Губмана. М.: Высшая школа, 1994. — 192 с. — (Библиотека философии).
  108. , И. Византийское богословие: исторические направления и вероучение / И. Мейендорф. Когелет, 2001. — 432 с.
  109. , Э. Введение в математическую логику / Э. Мендельсон- пер. с англ. Ф. А. Кабакова, под ред. С. И. Адяна. М.: Наука, 1971. — 326 е.: ил.
  110. Молитвослов с правилом ко причастию. Московский Патриархат, Молдавская митрополия, Единецко-Бричанская Епархия, 2003. 127 с.
  111. , Г. (протоиерей). Основы христианской нравственности / протоиерей Г. Нефедов. М.: Паломник, 2006. — 288 с.
  112. , В. (игумен). Архетипы православного сознания / игумен Вениамин (Новик). http://miryanin.narod.ru/arhetipypravoslavnogosoznanija.html
  113. , В. (игумен). Статьи. Актуальные проблемы российского православного церковного сознания / игумен Вениамин (Новик). -http://vAVW.krotov.info/library/n/novik.html
  114. О борьбе с грехом и страстями по учению преподобного Нила Сор-ского / под ред. С. В. Тимченко. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993. — 123 с.
  115. О грехах языка. Домашние поучения. Выпуск 5. — СПб.: Диоптра- М.: Лествица, 2002. — 192 с.
  116. , А.И. Путь разума в поисках истины: учеб. пособие по апологетике для духовных школ / А. И. Осипов. 4-е изд., испр. и доп. — М.: Сретенский монастырь, 2002. — 430 с.
  117. , К. (архимандрит). Ищите прежде Царствия Небесного. Проповеди / архимандрит Кирилл Павлов- под ред. Н. М. Поповой. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. — 448 с.
  118. Пакер, Джеймс И. Проповедь Евангелия и всевластие Бога / Джеймс И. Пакер. http://www.reformed.ru/articles/misc/packer-sovereignty-andresponsibility-01 .html
  119. , И. Непогрешимость православия / И. Панайотис- пер. с греч. Петра Басораба. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. -64 с.
  120. , Н.Е. Смерть души / Н. Е. Пестов. М.: Изд-во ГЛАС, 2006.64 с.
  121. , Г. В. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) / Г. В. Платонов, А. Д. Косичев // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1998. — № 3. — С. 16−34
  122. , Е.А. Философско-педагогическая антропология «Нового богословия» / Е. А. Плеханов. Владимир: ВГПУ, 2002. — 256 с.
  123. , Е. (протоиерей). Нравственное богословие для мирян в порядке десяти заповедей Божиих / протоиерей Евгений Попов- переиздание 1901 г. -М.: «Правила веры», 2001. 1051 с.
  124. , Е. Пустыня. Очерки из жизни фиваидских отшельников: в 2-х частях / Е. Поселянин. Изд. группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского женского монастыря «Скит». — 384 с.
  125. , А.А. Мысль и язык / А. А. Потебня. 3-е издание, дополненное статьями «Язык и народность» и «О национализме». — Харьковъ: Типография «Мирный Трудъ», 1913. — 225 с.
  126. Поупкин, Ричард. Философия. Вводный курс: учебник / Р. Поупкин, А. Стролл- под общ. ред. И. Н. Сидоренко. М.: Серебряные нити, 1998. — 512 с.
  127. Православие в жизни. Сборник статей / под ред. С. Верховского- печ. по изд. им. Чехова, Нью-Йорк, 1953 г. М.: Книга, 2002. — 448 с.
  128. Православие и современность: информационно-аналитический портал Саратовской епархии. Преподобный Серафим Саровский. -http://www.eparhia-saratov.rU/txts/holidays/05np/01/0115.html
  129. Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица / под ред. О. Осетровой- переиздание 1898 г. М.: Изд-во Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. — 444 с.
  130. Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти / преподобный Иустин (Попович). 2-е изд., испр. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. — 288 с.
  131. , А.В. Справедливость и ответственность: социально-этические проблемы в философии морали / А. В. Прокофьев. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2006. — 277 с.
  132. Путь к спасению / сост. И. М. Косов. Саранск: Мордов. книжное изд-во, 1994.-544 с.
  133. , А.В. Кант и нравственная свобода / А. В. Разин // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2006. — № 2. — С. 52−70
  134. , К. Основание веры. Введение в христианское богословие / К. Ранер- пер. с нем. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. — 662 с. — (Серия «Современное богословие»).
  135. Ратцингер, Йозеф (кардинал). Введение в христианство/ кардинал Йо-зеф Раицингер. -http://www.benediktxvi.ru/text/ratzinger-knigi.htrnl
  136. Ратцингер, Йозеф (кардинал). «Католикам-политикам и всем мирянам.». Доктринальная нота, касающаяся некоторых вопросов участия католиков в политической жизни / кардинал Йозеф Ратцингер. -http://www.benediktxvi.ru/text/kongr-politik.html
  137. , Б.В. Логика троичности / Б. В. Раушенбах // Вопросы философии. 1993. -№ 3. — С. 63−70
  138. , Б.В. О логике триединости / Б. В. Раушенбах // Вопросы философии. 1990. — № 11. — С.166−169
  139. , К. Свобода учиться / К. Роджерс, Д. Фрейберг. М.: Смысл, 2002. 527 с.
  140. , П. Исторический очерк развития христианской апологетики или основного богословия / П. Рождественский. -http://www.spbda.ru/theology/cont/histl.php
  141. , В.В. Уединенное. Опавшие листья. Апокалипсис нашего времени. Статьи о русских писателях /В.В. Розанов, сост. и коммент. В.Г. Су-кач. М.: CJIOBO/SLOVO, 2001. — 776 с.
  142. , В. (протоиерей). Очерки христианской этики / протоиерей Владислав Свешников. -М.: Паломникъ, 2001. 624 с.
  143. Святитель Василий Великий. Примите слово мое: сборник писем / святитель Василий Великий- сост. иерод. Никон (Париманчук). М.: Изд. Сретенского монастыря, 2005. — 384 е.: ил. — (Письма о духовной жизни).
  144. Святитель Григорий Нисский. О блаженствах / святитель Григорий Нисский. М.: Издательство им. Свт. Игнатия Ставропольского, 1997. — 128 с.
  145. Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. О истинном и ложном смиренномудрии / святитель Игнатий Брянчанинов. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/09i/ignatii/chram/9.html
  146. Святитель Николай Сербский. Молитвы на озере / святитель Николай Сербский. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.-302 с.
  147. Святитель Тихон Задонский: Избранные труды, письма, материалы / святитель Тихон Задонский. М.: Православный Свято-Тихвинский гуманитарный университет, 2004. — 752 с.
  148. Священномученик Горазд, Епископ Чешский и Моравско-Силезский. 1168 вопросов и ответов о православной вере / священомученик Горазд. 2-е репринт, издание 1994 г. — М.: Изд-во св. Кирилла и Мефодия, 2002. — 261 с.
  149. , О.А. Церковнославяно-русские паронимы: материалы к словарю / О. А. Седакова. М.: Греко-латинский кабинет®- Ю. А. Шичалина, 2005.-432 с.159Сикорский, И. А. Об умственном развитии и воспитании детей / И.А.
  150. Сикорский- под ред. П. Каптерева. СПб.: Захарьевская, 1902. — 84 с.
  151. Симфония или Алфавитный Указатель к Священному Писанию. Издательство Миссионерского Союза «Свет на Востоке». переиздание 1925 г. / предисловие Я. И. Крепер, В. Л. Жак. — 3-е изд. — Карнталь, 1971. — 1277 с.
  152. А.П. Этика: учебник / А. П. Скрипник. М.: Проспект, 2004.-352 с.
  153. Слово об обожении / под ред. архимандрита Никона (Иванова), протоиерея Николая (Лихованова). М.: Изд-во «Сибирская благозвонница», 2004. -174 с.
  154. , Е.И. История христианской Церкви / Е. И. Смирнов. репринтное издание. — Издание 10. Петроград, Типография Петр. Т-ва Печати и Издат. Дома «ТРУДЪ», Кавалергардская, 40, 1915. — М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1997. — 462 с.
  155. Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов, расположенные в соответствии с годовым кругом евангельских чтений / сост. Протоиерей Михаил Нейгум. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. -696 с.
  156. , B.C. Оправдание добра: Нравственная философия / B.C. Соловьев- вступ. Статья А. Н. Голубева и Л. В. Коноваловой. М.: Республика, 1996. — 479 с. — (Библиотека этической мысли).
  157. Социальная философия: словарь / сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — 624 с. — («Summa»).
  158. Сравнительная философия: Моральная философия в контексте многообразия культур / отв. ред. М. Т. Степанянц. М.: Вост. лит-ра, 2004. — 318 с.
  159. Старец Паисий Святогорец. О семье христианской / старец Паисий Святогорец. http://lib.eparhia-saratov.rU/books/l 5p/paisiis/semia/contents.html
  160. , Н. (протоиерей). Добродетель / протоиерей Н. Стеллец-кий // Вера и разум. 1913. -№ 24. — С. 769−782
  161. , Н. (протоиерей). Номизм и антиномизм / протоиерей Н. Стеллецкий // Вера и разум. -1913.- № 20. С. 145−161
  162. , С. (архиепископ). Православное учение о спасении / архиепископ Сергий Страгородский. М.: Издательский отдел Московского Патриархата Иосифо-Волоцкий монастырь- Издательство «Просветитель». -Переиздание 1898 г., 1991. — 264 с.
  163. Тиллих, Пауль. Избранное: Теология культуры / П. Тиллих- пер. с англ. М.: Юрист, 1995. — 479 с. (Лики культуры).
  164. , А.И. Роль чувств в морали, принципа сенсуализма — в этике / А. И. Титаренко // Вопросы философии. — 1984. — № 8. — С. 59−71
  165. , Л.Н. В чем моя вера? Собрание сочинений. I серия. Второй томъ / Л. Н. Толстой. М.: Издание В. М. Соблина, 1911.
  166. , Л.Н. Повести и рассказы / Л.Н. Толстой- предисл., коммент. С. Г. Бочарова. М.: Слово/Slovo, 1999. — 720 с.
  167. , Е. Н. Миросозерцание блаженного Августина: в книге Блаженный Августин. Творения: в 4 т. Т. 2: Теологические трактаты. СПб.: Алетейя- Киев: УЦИММ-Пресс, 2000. — С. 681−750
  168. , В. (протоиерей). Основы православия. Одеяние Божества, или о том, как приобрести смирение / протоиерей Вячеслав Тулупов. -http://www.hram.ru/index.php/osnovi-tulupov-0
  169. Федеральный закон: Выпуск 47(230). О свободе совести и о религиозных объединениях. М.: ИНФРА-М, 2004. — 21 с.
  170. Философский энциклопедический словарь / под ред. Е. Ф. Губского и др. М.: ИНФРА-М, 1997. — 576 с.
  171. , П.А. Вопросы религиозного самопознания / П. А. Флоренский. М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 235, 5. с. — (Философия. Психология).
  172. , П.А. Общечеловеческие корни идеализма / П. А. Флоренский. Сергиев Посад, 1908. — 63 с.
  173. , П.А. Сочинения: в 4 т. Т. 3 (I) / П.А. Флоренский- под ред. игумена Андроника Трубачева. М.: Мысль, 2000. — 621, 1. е., 1 л. портр. — (Филос. наследие).
  174. , П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи / П. А. Флоренский. М.: ACT, 2005. — 633, 7. с. — (Philosophy).
  175. , Г. (протоиерей). Пути русского богословия / протоиерей Г. Флоровский. 3-е изд. репринт. 1937 г.- предисл. прот. И. Мейендорфа. -Париж: YMCA-PRESS, 1983. — 560 с.
  176. , Г. В. Богословские статьи. О Церкви. Церковь: Ее природа и задача. Исторические антиномии / Г. В. Флоровский. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/20f/florovsky/church/20.html
  177. , С.JI. Реальность и человек / С.Л. Франк- сост. П. В. Алексеев. -М.: Республика, 1997. 479 с. — (Мыслители XX века).
  178. , Э. Догмат о Христе / Э. Фромм. М.: Олимп, ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998. — 416 с.
  179. , С.А. Философско-теологические источники трансцендентной теологии К. Ранера / С. А. Харьков // Религиоведение. 2006. — № 3. — С. 119−128
  180. , А.С. Сочинения в двух томах. Том II: Работы по богословию / А.С. Хомяков- сост. и примеч. В. А. Кошелева. М.: Московский философский фонд- изд-во «Медиум», 1994. 479 с.
  181. , С.С. Опыты из русской духовной традиции / С. С. Хоружий. -М.: Парад, 2005.-448 с.
  182. Цветник духовный. На основе сборника «Цветник духовный» Афонского Русского Пантелеимонова монастыря (1903 г.). М.: Изд-во «Аксиос» совместно с АНО «Развитие духовности, культуры и науки», 2000. — 800 с.
  183. , JI.A. Человек и его ценностный мир в религиозной философии / JI.A. Чухина. Рига: Зинатне, 1991. — 303 с.
  184. , М.А. Индивидуальное мышление в контексте принципа плюрализма / М. А. Шестакова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2005. — № 4. — С. 3−18
  185. , Е. (протоиерей). Православная школа / протоиерей Евгений Шестун. Самара: ФГУП «Изд-во «Самарский Дом печати», 2004. — 368 с.
  186. , Е.Н. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Камаева // Педагогика. 2005. -№ 9.-С. 17−25
  187. Шульц, Иоганн. Разъясняющее изложение «Критики чистого разума» / Иоганн Шульц- перевод со второго немецкого издания 1897 г. под ред. Б. А. Фохта. М., 1910. — http://www.bellabs.ru/Books/Kantiana/
  188. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. — 671 с.
  189. , В.В. Современный словарь по психологии / В. В. Юрчук. -Мн.: «Современное Слово», 1998. 768 с.
  190. Янг, Дж. Христианство / Дж. Янг- пер. с англ. К. Савельева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 384 е.: ил. — (Грандиозный мир).
  191. , X. Вера Церкви. Введение в православное богословие / X. Яннарас. -http://www.agnuz.info/library/books/YannarasVeraTserkvi/page05.htm
  192. , И.Л. Православно-христианское учение о нравственности / И. Л. Янышев.-М., 1887
  193. Lebedev, A. Dungworth M. Russian orthodox and protestant individualism as patterns of European thought / A. Lebedev, M. Dungworth. Казань: ИКЦ, 2003. -60 с.
  194. The Art of Reading: Context for Writing. Second edition / Developed by Steven Pensinger. McGrow-Hill, 1990. — 695 p.
Заполнить форму текущей работой