Уроки эпидемии ВИЧ.
Социальная солидарность и взаимопомощь
Прогресс в области медицинских технологий и организационных мероприятий привели к тому, что за период развития эпидемии ВИЧ многое изменилось в положительную сторону. Были преодолены многие страхи, предрассудки и мифы в отношении ВИЧ (СПИДа) — они если и не исчезли, то перестали быть влиятельными факторами. Стало ясно, что ВИЧ-инфицированные могут вести полноценную жизнь, быть сознательными… Читать ещё >
Уроки эпидемии ВИЧ. Социальная солидарность и взаимопомощь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Прогресс в области медицинских технологий и организационных мероприятий привели к тому, что за период развития эпидемии ВИЧ многое изменилось в положительную сторону. Были преодолены многие страхи, предрассудки и мифы в отношении ВИЧ (СПИДа) — они если и не исчезли, то перестали быть влиятельными факторами.
Стало ясно, что ВИЧ-инфицированные могут вести полноценную жизнь, быть сознательными и ответственными членами общества, не несут такой опасности, как это казалось в первые десятилетия эпидемии. Новые методы терапии позволили значительно увеличить продолжительность и качество жизни среди ВИЧ-инфицированных.
Сейчас ВОЗ рекомендует использовать термин ЛЖВ (лица, живущие с ВИЧ), поскольку это больше отражает нынешние реалии. «Вольной СПИДом» — это сугубо медицинское понятие, которое отражает только заключительные стадии ВИЧ. Не следует также больше воспринимать ЛЖВ в терминах «виновник» или «жертва», так как это совершенно ничего не дает для улучшения ситуации. С помощью многих мероприятий (общественного здравоохранения, общественных движений и др.) были достигнуты заметные успехи в преодолении дискриминации и стигмы в отношении ЛЖВ.
Эпидемия ВИЧ — это проблема не столько сугубо медицинская, сколько комплексная: она включает аспекты политические, социальные, экономические, организационные, правовые, культурные и др. Это проблема общества в целом.
Выяснилось, что общество вполне способно контролировать и сдерживать ВИЧ. Об это свидетельствует ряд успешных программ и стратегий, реализованных в разных странах. Повысилась осведомленность общества в вопросах профилактики заражения ВИЧ. Распространение эпидемии в последние годы замедлилось; хотя, конечно, говорить об облегчении еще очень рано.
Осведомленность российских женщин о различных аспектах ВИЧ (СПИДа)[1]. В рамках проекта «Выборочное обследование репродуктивного здоровья 2011» изучалась также осведомленность российских женщин репродуктивного возраста (15−44 лет) о ВИЧ (СНИде). Обследование показало довольно высокую степень осведомленности (рис. 5.6).
Как правило, данные знания увеличивались с возрастом, уровнем образования, сексуальным опытом.
Рис. 5.6. Осведомленность женщин о ВИЧ (СПИДе), %:
1 — знают основные способы предотвращения передачи ВИЧ; 2 — знают, что нс существует лечения СПИДа; 3 — знают, что заболевание может протекать бессимптомно; 4 — знают, что существуют лекарства, снижающие вероятность передачи ВИЧ от матери к ребенку; 5 — знают как минимум одно учреждение, где производится тестирование на ВИЧ Еще один вывод: более эффективными являются нс принудительные меры, а комплексные программы, основанные на добровольности, сотрудничестве и доверии, включающие специалистов, волонтеров, широкую общественность, а также ЛЖВ. Важную роль сыграло привлечение самих ЛЖВ и больных СПИДом к различным программам помощи для повышения эффективности и прозрачности действий. В том числе значителен вклад самих ЛЖВ в помощь другим лицам с аналогичным состоянием.
Но огромное множество проблем остается нерешенными (этических, правовых, социальных, экономических, научно-медицинских и др.). Одна из самых острых проблем — сохраняющееся резкое неравенство в глобальном распределении бремени эпидемии, поскольку достигнутые успехи отражают картину в основном лишь в развитых странах. Поэтому фундаментальной этической задачей является организация помощи бедным и наиболее страдающим от ВИЧ странам со стороны развитых стран.
Наступление ВИЧ (СПИДа) ярко высветило ряд специфических проблем биоэтики в области борьбы с эпидемиями. Сходные вопросы возникают и по поводу таких инфекционных заболеваний, как туберкулез, гепатит, новых вирусных эпидемий (например, лихорадки Эбола). Там тоже имеются проблемы дискриминации по статусу здоровья, стигматизации, применения принудительных мер или ограничений в правах. Фундаментальную роль играет конфликт между интересами личности (ее правами и свободами) и интересами охраны здоровья общества. Уроки борьбы с ВИЧ (СПИДом) должны помочь обществу в решении этих проблем «эпидемии и этики» .
- [1] Репродуктивное здоровье населения России 2011. С. 49.