Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Совершенствование экономического механизма рационального природопользования в регионе: на материалах Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конкретное приращение научного знания состоит в следующем: уточнено понимание и толкование процесса рационального природопользования в регионе с учетом иерархической структуры организации экономики в увязке с уровнем показателей природоемкости, определяющие формирование современного типа эколого-экономического мышления, и подходы к формированию экономического механизма природопользованияв отличие… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы формирования экономического механизма рационального природопользования
    • 1. 1. Рациональное природопользование — условие устойчивого развития региона
    • 1. 2. Концептуальные положения формирования экономического механизма рационального природопользования
    • 1. 3. Методологические основы экономической оценки природных ресурсов в системе рационального природопользования
  • 2. Оценка современного состояния региональной системы природопользования
    • 2. 1. Ресурсный потенциал и его использование в природохозяй-ственном комплексе
    • 2. 2. Анализ натурального и экономического ущерба от антропогенной деятельности
    • 2. 3. «Эко-интенсивность» развития деятельности хозяйствующих субъектов на территории Ставропольского края
  • 3. Основные направления совершенствования экономического механизма природопользования
    • 3. 1. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности
    • 3. 2. Развитие экологического предпринимательства
    • 3. 3. Лицензионно-рыночные отношения в региональном механизме рационального природопользования

Совершенствование экономического механизма рационального природопользования в регионе: на материалах Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема взаимодействия природы и общества приобрела особую остроту на современном этапе, который характеризуется переходом от индустриальной к постиндустриальной фазе развития — в общемировом масштабе и от жестко централизованной к рыночной экономике — в государствах постсоветского пространства. Сегодня стало очевидным, что задачи сохранения окружающей среды и экономического развития взаимосвязаны: разрушая и истощая природную среду невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие. Идея устойчивого развития, возникшая в результате осознания человечеством ограниченности природно-ресурсного потенциала для экономического роста, а также надвигающейся опасности необратимых негативных изменений в окружающей среде, нашла широкое признание в мире. Исходя из рекомендаций и принципов, изложенных в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, во многих странах разработаны национальные концепции и стратегии устойчивого развития, которые предусматривают обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач, проблем сохранения качества окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей.

Достижение эколого-экономической устойчивости регионов является необходимым условием сохранения целостности России и снижения вероятности социальных, национальных, политических и демографических катаклизмов.

Стабильное и эффективное экономическое развитие региона все в большей мере зависит от его экологического благополучия. Практически любое нарушение экологического равновесия, явившееся следствием хозяйственной деятельности, изначально возникает в рамках региона. Поэтому проблема стабилизации экологической обстановки носит в первую очередь региональный характер.

Недостаточность научных разработок в сфере регулирования и стимулирования природоохранной деятельности, сохраняющая масштабы техногенного и антропогенного воздействия на окружающую среду, оказывает существенное негативное влияние на экологическую обстановку, общий экономический рост. Это обусловливает разработку действенных механизмов регулирования природоохранной сферы.

Степень разработанности проблемы. Современная отечественная и зарубежная литература располагает обширным диапазоном публикаций, которые по тематической направленности условно можно классифицировать следующим образом: проблемы природопользования как гармоничного единства общества и среды обитания исследованы в трудах В. Вернадского, Ч. Дарвина, Р. Декарта, И. Канта, Ж. Б. Ламарка, М. Ломоносова, Д. Менделеева, И. Мечникова и другихисследованию вопросов управления природопользованием посвящены фундаментальные работы ученых: С. Н. Бобылева, Э. В. Гирусова, А. А. Голуба, А. Г. Дружинина, В. Г. Игнатова, И. П. Красовской, М. Я. Лемешева, Н. Ф. Реймерса, К. К. Рихтера, Н. В. Чепурных, А. Ш. Ходжаева, Я. Я. Янды-ганова и другихнаучному обоснованию доктрины экологически устойчивого безопасного социально-экономического развития Российской Федерации посвящены фундаментальные труды Л. И. Абалкина, А. Л. Боброва, В. С. Голубе-ва, А. А. Гусева, В. И. Данилова-Данильяна, Н. Н. Лукьянчикова, К. В. Папе-нова, И. М. Потравного, А. И. Татаркина, Т. С. Хачатурова, А. Е. Яковлева и другихзначительный вклад в разработку концептуальных и методических подходов к изучению основ экономического механизма природопользования внесли С. Н. Бобылев, А. П. Воронцов, В. Г. Глушкова, С. В. Макар, Н. А. Моисеев, Е. В. Фомичева, О. С. Шимова и другиеметодам стимулирования природоохранной деятельности в условиях рыночной экономики и обоснованию использования экономических инструментов для проведения хозяйствующими субъектами природоохранных мероприятий посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых. Наиболее значимы по этой проблематике работы А. И. Белоусова, Н. В. Банниковой, 3. Р. Боташевой, А. В. Гладилина, А. А. Голуба, В. В. Глухова, П. М. Нестерова, Е. Б. Струковой, В. И. Трухачева, В. Н. Холиной и других.

Отмечая заслуги представителей отечественной и зарубежной научных школ, необходимо отметить тот факт, что обширный диапазон теоретических и методических вопросов организации экономического механизма рационального природопользования, учитывающего влияние рыночных процессов на эколого-экономические отношения, которые, хотя и признаются актуальными, остаются мало исследованными и недостаточно освещаются в экономической литературе, чем и объясняется выбор темы научного исследования.

Данное обстоятельство в сочетании с актуальностью диссертационной проблематики обусловили выбор темы исследования, формулировку ее цели и задач.

Цель диссертационной работы заключается в научном обосновании теоретических положений и разработке практических рекомендаций по формированию экономического механизма регулирования природоохранной деятельности, ориентированного на повышение эффективности регионального природопользования.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач, отражающих логическую структуру и последовательность диссертационного исследования: проанализировать и обобщить сложившиеся представления об экономической сущности и содержании рационального природопользованияуточнить показатели природоемкости с учетом иерархической структуры организации экономики;

— провести мониторинг влияния социально-экономических и экологических аспектов функционирования регионального техногенного комплекса на состояние окружающей среды;

— предложить усовершенствованную методику интегральной оценки рейтинга природопользователей для участников регионального экологического пространства на примере крупнейших загрязнителей воздушного бассейна;

— определить экономические рычаги для активизации стимулирования природоохранной деятельности и разработать рекомендации, обеспечивающие рациональное природопользование в региональной эколого-экономической системе;

— выявить возможности экологического предпринимательства в условиях ограниченности ресурсов в обеспечении материальной и финансовой базы для сохранения и оздоровления окружающей средыопределить приоритетные направления развития экологического предпринимательства в регионе;

— предложить механизм реализации рыночных возможностей природопользователей с целью экологически ориентированного экономического развития региона через призму рационального использования природно-ресурсных благ.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: экономика природопользования, п. 12.15 — «Разработка организационно-экономического механизма рационального природопользования» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования РФ (по экономическим наукам).

Предметом исследования выступают экономические процессы при-родохозяйственной деятельности региона в условиях нарастания экологического кризиса.

Объектом исследования является комплекс взаимоотношений между природно-ресурсным потенциалом, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием, определяющий особенности региональной природохозяйственной деятельности в Российской Федерации и Ставропольском крае.

Теоретико-методологической основой исследования служат фундаментальные концепции и прикладные исследования, а также современные разработки отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики и управления охраной окружающей среды, рационального природопользования, организации механизмов эколого-экономического регулирования.

Инструментарно-методический аппарат. Для решения поставленных в работе задач была использована совокупность научных методов исследований, среди которых в наибольшей степени применялись экономико-математическое моделирование, экспертизация, статистические группировки, метод сравнительных экономических и социологических оценок, что обеспечило достаточную надежность метода исследования и научную достоверность итоговых результатов, выводов и предложений.

Информационно-эмпирическая база исследования формировалась на основе официальных данных федеральных и региональных органов Рос-стата, докладов и отчетов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Российской Федерации и Ставропольского края, федеральных и региональных экологических программ, информационных ресурсов международной информационной системы Интернет, материалов периодической печати, первичной информации о деятельности предприятий-природопользователей Ставропольского края, а также данных анкетных обследований, полученных в результате социологического опроса, и личных наблюдений автора. Совокупность использованных данных, соответственно обработанных, проанализированных, обобщенных, экологически и социально-экономически интерпретированных, обеспечивает необходимую репрезентативность результатов исследования.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования базируется на положении, согласно которому совершенствование системы управления природоохранной деятельностью региона связано с формированием экономического механизма в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды, направленного на стимулирование контрагентов к разработке и реализации мер по улучшению качества среды обитания, в том числе за счет устойчивого развития и воспроизводства естественных и искусственных экосистем, входящих в региональный природохозяйственный комплекс.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Разрешение проблем эколого-экономической направленности и поиск путей выхода из экстремального природохозяйственного кризиса требуют научного исследования и критического переосмысления крайне неблагоприятных тенденций, сформировавшихся к настоящему времени в сфере потребления природно-ресурсных благ. В контексте данного видения обусловливается необходимость использования комплексного подхода к определению процесса природопользования с точки зрения современных реалий социально-экономического развития, обеспечивающего полное вовлечение ресурсных благ в сферу социо-эколого-экономических отношений, в рамках которого процесс природопользования. рассматривается в виде пирамиды, состоящей из: прямых воздействий человека, связанных с эксплуатацией природных ресурсовпоследствий указанных воздействий, которые через призму геофизических, геохимических и других природно-антропогенных цепей связей могут быть удалены от зоны, места непосредственного использования природного ресурсаинституциональных и технологических структур, обеспечивающих взаимодействие социума с природными ресурсами и природной средой, которые включают органы управления и контроля на различных уровнях, научное и проектное обеспечение, технические сооружения и средства и т. д.

2. Традиционное эколого-экономическое мышление, свойственное современному этапу социально-экономического развития, представляет собой модель «черного ящика», на вход которого подаются природные ресурсы, а в качестве выхода берутся конечная продукция и всякого рода загрязнения и деформация окружающей среды, отходы и т. д. Согласно этой логике, при нехватке произведенной продукции очевидна необходимость подачи на вход большего количества ресурсных благ, причем функционирование внутри «черного ящика» остается вне рассмотрения. Для решения экологических проблем при формировании нового типа экономического развития, основанного на организации рационального природопользования, следует оценить и скорректировать эффективность функционирования экономических структур с экологических позиций, т. е. модифицировать сам «черный ящик». Это требует переосмысления причин колоссальной природоемкости экономики и необходимости бороться с ними, а не со следствиями, что позволит снизить нагрузку на природно-ресурсный потенциал в условиях критического приро-дохозяйственного кризиса.

3. В рамках наращивания масштабности техногенного воздействия на состояние окружающей среды в целом и региональную экологическую обстановку в частности сформировались объективные условия, и существует настоятельная необходимость формирования в качестве приоритетного направления развития экологоориентированного воспроизводственного процесса эффективного экономического механизма рационального природопользования, отвечающего императивам экологизации экономики, устойчивого эколого-экономического развития, инициирующего переход от современного индустриально-потребительского общества к ноосферной цивилизации. В ключе данного видения вытекает объективная необходимость в принятии срочных превентивных мер в природоохранной сфере с целью предотвращения необратимой биохимической аномалии и сохранения репродуктивного потенциала региона.

4. Исследование объективных возможностей применения экономических рычагов обеспечения рационального природопользования региона как основного инструмента адаптации к императивам экологически устойчивого развития позволило сделать вывод о том, что экономические методы не всегда являются единственно верным решением задач, связанных со снижением степени техногенного воздействия на основные компоненты экосистем. В связи с этим при формировании экономического механизма в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды возникает целесообразность перехода от механического противопоставления экономических и рыночных инструментов эколого-экономической политики к их синтезу и совместному применению на практике.

5. Проведение интегрированной оценки структуры промышленных выбросов в разрезе крупнейших природопользователей региона с учетом территориальной нагрузки на состояние воздушного бассейна позволяет выявить конкретные объекты и определить приоритетные направления в работе природоохранных органов, а также обозначить основные позиции сосредоточения внимания самих хозяйствующих субъектов на конкретных аспектах экологической деятельности при принятии управленческих решений.

6. В ходе диссертационного исследования установлено, что резкое уменьшение государственного финансирования экологической сферы привело практически к ликвидации государственных предприятий и организаций. В условиях ограниченности ресурсов государства в обеспечении материальной и финансовой базы для сохранения и оздоровления окружающей среды большую роль должна сыграть предпринимательская деятельность. Наиболее значимы возможности предпринимательства по производству и реализации товаров, осуществлению работ и оказанию услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.

Научная новизна исследования заключается в развитии теоретических и методических положений, а также в разработке практических рекомендаций по формированию экономического механизма в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды в условиях усиления эколого-экономического антагонизма.

Конкретное приращение научного знания состоит в следующем: уточнено понимание и толкование процесса рационального природопользования в регионе с учетом иерархической структуры организации экономики в увязке с уровнем показателей природоемкости, определяющие формирование современного типа эколого-экономического мышления, и подходы к формированию экономического механизма природопользованияв отличие от существующих подходов предложена методика интегрированной оценки структуры промышленных выбросов, основанная на ранжировании хозяйствующих субъектов (природопользователей) посредством эмпирического анализа показателей загрязнения, позволяющая проводить группировки загрязнителей по критерию «доля в общем объеме выбросовтенденция ее изменения» для определения приоритетных направлений в работе природоохранных органовданы рекомендации по экономическому стимулированию хозяйствующих субъектов, участвующих в региональном природохозяйственном процессе, содержащие предложения по изменению налогового законодательства, а также использованию подвижного коэффициента при определении платы за негативное воздействие, учитывающего эффективность использования очистного оборудования, что позволит обеспечить не только снижение выбросов, но и более полное использование очистных сооруженийдоказана целесообразность развития предпринимательства в экологической сфере, определены его направления, основанные на предложенной автором классификации экопредпринимательства по функциям, видам, направлениям, позволяющие повысить эффективность использования природно-ресурсного потенциала регионавнесены предложения по усовершенствованию экономического механизма природопользования, включающие модель создания регионального рынка лицензий на право осуществления выбросов стационарными источниками загрязнения, а также методические разработки по определению цены лицензии, выявлению участников регионального рынка квот и круга потенциальных лицензиатов.

Практическая значимость работы состоит в формировании экономического механизма рационального природопользования как важного направления развития экологоориентированного воспроизводственного процесса на базе хозяйствующих субъектов (природопользователей) Ставропольского края и определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработанности сформулированной проблемы. Содержащиеся в работе положения могут служить концептуальной основой последующих теоретических и прикладных исследований по углублению проблем формирования инструментария рационального природопользования, а также имеют практическое значение для определения роли экономических механизмов управления охраной окружающей среды в решении конкретных социо-эколого-экономических задач региона. Изложенные в работе предложения, выводы и рекомендации носят научно-практический характер и могут быть применены в практике природоохранной деятельности других регионов страны.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования представлялись научной общественности в докладах на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях в г. г. Пензе, Ставрополе, Санкт-Петербурге, Пятигорске, Воронеже, Самаре, где получили положительную оценку, и внедрены в практику деятельности министерства экономического развития и торговли Ставропольского края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основные теоретико-методологические и эмпирические выводы и. рекомендации диссертационного исследования заключаются в следующем:

Г. В контексте эффективности использования природного капитала переход к устойчивому развитию делает необходимым включение экологического фактора в систему основных социально-экономических показателей. В настоящее время недоучет данного фактора при принятии управленческих решений во многом связан с отсутствием ^ традиционных показателях развития стоимостного выражения природного капитала и деградации окружающей среды. Имеющиеся в этой сфере макроэкономические показатели, не учитывают экологическую деградацию, базируются на техногенном приро-доемком развитии, создавая: возможность резкого ухудшения экономических показателей в будущем, а также истощения природно-ресурсных благ и загрязнения окружающей среды. Всвязи’с этим необходимы научно-методические разработки по совершенствованию экономического механизма рационального природопользования. В диссертационном исследовании предлагается внедрение трехуровневой системы показателей природоемкости с учетом иерархической структуры организации экономики: макро-, мезои микроуровень.

2. Экономический механизм рационального природопользования представляет собой систему взаимосвязанных планово-экономических инструментов и методов управления, организации: и стимулирования рационального использования природных ресурсов^ и охраны окружающей среды, направленную на создание материальной заинтересованности природопользовате-лей в оптимизации их взаимодействия с природной средой, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений людей. Объектом экономического механизма природопользования выступает комплекс взаимоотношений между природно-ресурсным потенциалом, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием, определяющие особенности региональной природохозяйственной деятельности. Репрезентативным субъектом предлагаемой социально-эколого-экономической системы должен являться мезорегиональный уровень (субъекты Российской Федерации).

3. Ставропольский край — целостный природно-хозяйственный комплекс, интегрированный в экономику России. Хозяйственный профиль края определяют четыре главные отрасли: сельское хозяйство, промышленность, рекреационно-туристический и транспортный комплексы.

Ставропольский край, характеризуясь как самодостаточное и относительно автономное воспроизводственно-экономическое образование, в то же время является неотъемлемой составляющей национального хозяйства России. Аграрный и индустриальный сегменты ставропольского экономического комплекса обеспечивают до 0,6% общегосударственных поступлений промышленной продукции и более 3% - продукции сельскохозяйственного производства, долевая составляющая края в ЮФО по вышеназванным показателям соответственно — 11,9% и 14,8%.

Предпринятый анализ социально-экономического положения Ставропольского края позволил выявить определенные положительные тенденции в экономике региона: рост промышленного производства, увеличение объемов сельскохозяйственной продукции (27,1 млрд руб. — в 2002 г., 52,2 млрд руб. -в 2006 г.), увеличение оборота розничной торговли (49,9 млрд руб. — в 2002 г., 123,9 млрд руб. — в 2006 г.), рост объемов валового регионального продукта (86,0 млрд руб. — в 2002 г., 180,8 млрд руб. — в 2006 г.), увеличение долевой составляющей вышеназванных показателей в общероссийском и окружном масштабах. В то же время, принимая во внимание негативное воздействие экономической деятельности на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (312,9 тыс. т в 2006 г.), сброс загрязненных о сточных вод в водные объекты (216,5 млн м в 2006 г.), размещение в почве отходов (1554,4 тыс. т в 2006 г.) и т. д., исследование деструктивных последствий техногенеза представляется. в высшей степени актуальным.

4. Исследования показали, что необходим эколого-экономический мониторинг крупнейших предприятий. В^ связи с этим в работе предлагается методика интегральной оценки, основанная на определении рейтингов, построенных с использованием триединого анализа структуры промышленных выбросов. Данная методика апробирована в практике работы министерства экономического развития и торговли Ставропольского края. Полученная в результате интегральной оценки крупнейших загрязнителей атмосферного воздуха информация-подтверждает наглядность и точность, позиционирования предприятий в экологическом пространстве края' с выявлением первоочередных задач в работе природоохранных органов, а также возможность сосредоточения внимания самих природопользователей на данных аспектах экологической деятельности при принятии управленческих решений.

5. Проведенным исследованием выявлено, что формально, показатели * эко-интенсивности (эко-эффективности, интенсивности загрязнений) снижаются. Индикатор «эко-интенсивность» представляет собой удельную величину негативного воздействия* на окружающую среду (например, загрязнений, разрушений ландшафтов, уничтожения или сокращения' видов и популяций и т. д.) в расчете на единицу конечного результата (конечной продукции или вклада в ВВП). Однако в данном случае снижение выбранного индикатора экономического роста — с 4,3 т/тыс. руб. в 2002 г. до 1,9 т/тыс. руб. в 2006 г. -показало, что улучшение показателя интенсивности загрязнений происходит не за счет уменьшения загрязнения окружающей среды, а вследствие роста объемов валового регионального продукта, который за исследуемый период увеличился в 2,07 раза (в сопоставимых ценах). Следовательно, острота экологического кризиса такова, что требуется незамедлительное принятие экстраординарных средооздоровительных мер.

6. Использующиеся экономические формы регулирования природопользования явно недостаточны и слабо стимулируют природоохранную деятельность. Развитие экономического регулирования в регионе осуществляется по методам «негативной мотивации» и затрагивает, прежде всего, платежи за природные ресурсы и за негативное воздействие на окружающую среду, а также штрафы за нарушение природоохранного законодательства. Внедрение системы платного природопользования (с крайне низкими нормативами) не является стимулирующим, так как природопользователи не имеют возможности платить, а поступающая плата за потребление и воспроизводство ресурсов не достигает поставленных целей. В данной связи в работе предложены рекомендации в сфере стимулирования устойчивого потребления природ-но-ресурсных благ региона: в целях повышения стимулирующей функции платы за негативное воздействие на окружающую среду целесообразно при определении ее размеров учитывать не только величину нанесенного ущерба (годовой объем выброса, сброса, размещения отходов), но и эффективность использования очистного оборудования, к примеру, в виде подвижного коэффициента, величина которого обратно пропорциональна эффективности использования очистного оборудования. Такая система платежей за загрязнение стимулировала бы не только снижение выбросов, но и более полное использование очистных сооружений.

Стимулирующий эффект платы можно увеличить, если ввести понижающие коэффициенты к ставкам платежей в случае, когда фактический объем выбросов (сбросов) составляет не более 50% от установленного лимита.

Сложившаяся система ресурсных платежей слабо влияет на экономические интересы хозяйствующих субъектов, не соответствует интересам государства в природоохранной сфере и незначительно стимулирует природоохранную деятельность. Представляется, что выход из сложившейся ситуации возможен в условиях последовательного перехода к использованию рентных отношений, которые стимулируют природоохранную деятельность и ставят природопользователей в равные экономические условия, при которых плата за использование природных ресурсов напрямую зависит от производственных условий.

7. В условиях существующей ограниченности ресурсов государства в обеспечении материальной и финансовой базы для сохранения и оздоровления окружающей среды все большее значение приобретают возможности экологического предпринимательства. Анализ основных направлений его развития позволил определить ряд особенностей осуществления бизнеса в экологической сфере и проблемы, ограничивающие развитие на данном этапе: слабая организация и низкий уровень государственной поддержкиспрос на экологические товары и услуги ограничен и изменчив во времени и не формируется в должной мере (ценьгдолжньг играть стимулирующую роль не только в интенсивном развитии производства, но и в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Ценовая политика подразумевает стимулирование производства и потребления экологичной продукции) — производство имеет высокий уровень неопределенности и риска и не имеет системы риск-менеджмента.

8. Одним из эффективных инструментов, реализующих особенности рыночного подхода, является формирование рынка лицензий. В работе предложена модель функционирования регионального рынка лицензий на право осуществления выбросов от стационарных источников загрязнения, которая позволяет определить цену лицензии и круг потенциальных лицензиатов, а также выявить покупателей и продавцов квот.

Реализация предлагаемой системы позволит снизить уровень ущерба атмосферному воздуху вследствие упреждения выбросов, а также снизить нагрузку на окружающую среду.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. текст. — Новосибирск: Издательство Сибирского университета, 2006. — 48 с.
  2. Российская Федерация. Законы. О плате за пользование водными объектами: федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. — № 19. — Ст. 2067.
  3. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами»: федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 111-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 33. — Ст. 3414.
  4. Российская Федерация. Законы. Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 2. — Ст. 133.
  5. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений: федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 34. — Ст. 3535.
  6. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2005 год: федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2004. — № 52(1). — Ст. 5277.
  7. Российская Федерация. Законы. Лесной кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. — № 50. — Ст. 5278.
  8. Ставропольский край. Законы. О налоге на имущество организаций: закон Ставропольского края от 26 ноября 2003 г. № 44-кз // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2003. — № 24. — С. 30 -34.
  9. Основные показатели охраны окружающей среды: статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики — М., 2005. http: //www.gks.ru/ (15.10.2006).
  10. Основные показатели охраны окружающей среды 2006: статистический бюллетень / РОССТАТ. — М., 2006. — 155 с.
  11. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 году» / Министерство природных ресурсов Российской Федерации. М.: Центр международных проектов, 2006. — 500 с.
  12. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2005: статистический сборник / РОССТАТ. -М., 2006. 685 с.
  13. Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам на 1 января 2006 года: статистический бюллетень / Федеральная служба государственной статистики. М., 2006. — 202 с.
  14. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 году» / Министерство природных ресурсов Российской Федерации. — М.: Центр международных проектов, 2007.- 500 с.
  15. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007: статистический сборник / Росстат. — М., 2007. — 991 с.
  16. Российский статистический ежегодник. 2007: статистический сборник / Росстат. -М., 2007. 912 с.
  17. Россия в цифрах. 2007: крат. стат. сб. / Росстат. М., 2007. — 494 с.
  18. Социально-экономическое положение Южного федерального округа в 2006 году / Федеральная служба государственной статистики. — М., 2007-. -78 с.
  19. Об экологической ситуации в Ставропольском крае: аналитическая записка / Ставропольский краевой комитет государственной статистики. -Ставрополь, 2004. 10 с.
  20. Охрана окружающей среды в Ставропольском крае: статистический сборник / Ставропольский краевой комитет государственной статистики- Ставрополь, 2004. 23 с.
  21. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Ставропольского края в 2004 году» / Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ставропольскому краю. Ставрополь, 2005. — 125 с.
  22. Об экологической ситуации в Ставропольском крае: аналитическая записка / Территориальный- орган. федеральной службы государственной статистики поСтавропольскому краю. — Ставрополь, 2005. 10 с.
  23. Охрана окружающей среды в Ставропольском крае: статистический сборник / Территориальный! орган: федеральной5 службьт государственной статистики, но Ставропольскому краю. — Ставрополь, 2005. — 23 с.
  24. Промышленность Ставропольского края-:. статистический сборник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь, 2005. — 65 с.
  25. Валовой региональный продукт за 2005 год: экспресс-информация / Территориальный орган федеральной*службьтгосударственной?статистики по Ставропольскому краю. — Ставрополь, 2006. — 1 с.
  26. Об экологической ситуации в Ставропольском крае: аналитическая записка / Территориальный орган федеральной службы, государственной статистики, по Ставропольскому краю- Ставрополь, 2006. • 10 с.
  27. Охрана окружающей среды: в Ставропольском крае: статистический сборник / Территориальный орган федеральной- службы государственной статистики по Ставропольскому краю: — Ставрополь, 2006. — 24 с.
  28. Применение минеральных и органических удобрений в крае: статистический бюллетень / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. — Ставрополь, 2006. — 26 с.
  29. Социально-экономическое положение Ставропольского края (январь — декабрь): доклад. Ч. 1 / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. — Ставрополь, 2006. -134 с.
  30. Социально-экономическое положение Ставропольского края (январь — декабрь): доклад. Ч. 2 / Территориальный орган федеральной службы, государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь, 2006. — 100 с.
  31. Ставропольский край и его регионы: статистический сборник / Тер-. риториальный орган федеральной службы государственной' статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь, 2006. — 303 с.
  32. Основные фонды Ставропольского края: статистический сборник / * Территориальный орган федеральной службы государственной статистики пог * 't
  33. Ставропольскому краю. Ставрополь, 2007. — 58 с.
  34. Ставрополье 2007: статистический справочник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь, 2007. — 48 с.
  35. Ставропольский край в цифрах: статистический сборник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. — Ставрополь, 2007. — 242 с.
  36. Транспорт и связь в Ставропольском крае. 2007: статистический сборник с аналитическими материалами / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. — Ставрополь, 2007. 50 с.
  37. Труд и занятость в Ставропольском крае. 2007: статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. — Ставрополь, 2007. 150 с.
  38. Транспорт и связь в Ставропольском крае: статистический сборник / Ставропольский краевой комитет государственной статистики. — Ставрополь, 2004. 25 с.
  39. Условия труда работающих на предприятиях и в организациях по видам экономической деятельности в 2005 году / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. Ставрополь, 2006. — 229 с.
  40. Финансы Ставропольского края: статистический сборник / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю. — Ставрополь, 2007. — 96 с.
  41. , В. В. Экологические ориентиры стратегии экономического развития России / В. В. Аникеев // Устойчивое развитие Наука и практика: Офиц. сайт. 2002. № 1. http: //srv5.uni-dubna.ru/ (26.12.2005).
  42. , Т. Ю. Анализ сценариев трансформирующейся экономики России с учетом экологической составляющей / Т. Ю. Анисимова // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии: тр. 7-й междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. СПб., 2005. — С. 18−23.
  43. , В. А. Основы природопользования: Теоретический аспект / В. А. Анучин. М.: Мысль, 1978. — 293 с.
  44. , О. Е. Реализация рентных принципов управления в сфере природопользования / О. Е. Астафьева // Экология и промышленность России. 2007. — № 1. — С. 27−29.
  45. , П. Я. Региональное природопользование: методы изучения, оценки и управления / П. Я. Бакланов, П. Ф. Бровко, Т. Ф. Воробьева и др. — под ред. П. Я. Бакланова, В. П. Каракина. М.: Логос, 2003. — 160 с.
  46. , В. Тенденции развития регионов в 2005 — 2006 гг. / В. Безруков, Г. Останкович // Экономист. 2005. — № 10. — С. 31−38.
  47. , Е. Экологический мониторинг природной среды / Е. Бе-лоусова // Экономист. 2002. — № 7. — С. 81−87.
  48. , К. Н. Охрана природы / К. Н. Благосклонов, А. А. Иноземцев, В. Н. Тихомиров. — М.: Высшая школа, 1967. 442 с.
  49. , В. И. Механизм эколого-экономического регулирования деятельности малых предприятий : монография / В. И. Бобошко. М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 432 с.
  50. , С. Н. Россия на пути антиустойчивого развития? / С. Н. Бобылев // Вопросы экономики. — 2004. — № 2. С. 43−54.
  51. , С. Н. Экологизация экономики и конечные результаты / С. Н. Бобылев, А. Ш. Ходжаев // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика.-2001.-№ 4.-С. 96−108.
  52. , С. Н. Экономика природопользования / С. Н. Бобылев, А. ' Ш. Ходжаев. М.: ТЕИС, 1997. — 272 с.
  53. , С. Н. Экономическая оценка природных ресурсов и услуг / С. Н. Бобылев, А. В. Стеценко // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2000. — № 1.-С. 108−117.
  54. , A. JI. Экономическое развитие России и рациональное природопользование / A. JI. Бобров, К. В. Папенов // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 2004. № 2. — С. 3−20.
  55. , А. Экономические механизмы устойчивого развития / А. Бородин // Экономист. 2005. — № 4. — С. 63−72.
  56. Боташева, 3. Р. Стимулирование природоохранной деятельности в рыночных условиях: монография / 3. Р. Боташева. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2004. — 126 с.
  57. , А. М. Экологизация экономики: методы регионального управления / А. М. Бронштейн, В. А. Литвин, И. И. Русин — под ред. М. Я. Лемешева. -М.: Наука, 1990. 120 с.
  58. , И. Природная рента, как категория рыночной экономики / И. Буздалов // Вопросы экономики. 2004. — № 3. — С. 24−26.
  59. Ван дер Вейн, А. Экологические индикаторы качества экономического роста / А. Ван дер Вейн, И. П. Глазырина, М. А. Мазнева и др. // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2005. — № 6. — С. 104 — 110.
  60. , А. П. Экономика природопользования / А. П. Воронцов. М.: ЭЛИТ, 2004. — 377 с.
  61. , Ю. Е. Инструменты маркетинга в управлении- охраной, окружающей среды региона / Ю. Е. Гаврилко // Экономика регионов: пути развития: сборник научных работ / СГАУ. — Ставрополь, 2006. С. 21—24.
  62. , Ю. Е. Разработка маркетингового механизма формирования и реализации эколого-экономической стратегии / Ю. Е. Гаврилко // Экономика регионов: пути развития: сборник научных работ / СГАУ. — Ставрополь, 2006. С. 29−32.
  63. , Ю. Е. Экологизация .аграрного производства: проблемы и противоречия / JI. И. Карданова, Ю. Е. Гаврилко // Состояние и перспективы развития экономики России: региональный аспект: сборник научных статей. Ставрополь, 2006. — С. 164−168.
  64. , Ю. Е. Экологический маркетинг как условие устойчивого потребления-природно-ресурсных благ / Ю. Е. Гаврилко // Экономика регионов: пути развития.: сборник научных работ / СГАУ. Ставрополь, 2006. — С. 25−28.
  65. , Ю. Е. Экологический маркетинг как фактор обеспечения рационального природопользования / Ю. Е. Гаврилко // Природно-ресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России: сборник статей
  66. V Международной научно-практической конференции / ПГСХА. Пенза, 2007.-С. 56−58.
  67. , Ю. Е. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности в регионе: проблемы и решения / Ю. Е. Гаврилко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: экономика и управление. 2006. — № 2 (июль — декабрь). — С. 218−225.
  68. , Н. В. О совершенствовании правового регулирования системы платежей за пользование природными ресурсами / Н. В. Герасименко // Законодательство и экономика. — 2004. — № 10. — С. 72—81.
  69. , Э. В. Экология и экономика природопользования / Э. В. Гирусов, С. Н. Бобылев, A. JI. Новоселов, и др. — под ред. Э. В. Гирусова. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. 455 с.
  70. , В. Г. Экономика природопользования / В. Г. Глушкова, С. В. Макар. М.: Гардарики, 2003. — 448 с.
  71. , Д. В. Экологические характеристики продукции / Д. В. Горшков // Экология и жизнь. 2005. — № 7. — С. 25−27.
  72. Данилов-Данильян, В. И. Устойчивое развитие будущее Российской Федерации / В. И. Данилов-Данильян // Россия на пути к устойчивому развитию. — М., 1996. — С. 5−12.
  73. , Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды / Т. А. Демина. М.: Аспект Пресс, 1995. — 143 с.
  74. , Д. А. Оффсетная торговля и окружающая среда / Д. А.
  75. Джангиров // Экология производства. 2005. — № 3. — С. 24−29.
  76. , А. Б. Экономика и рациональное природопользование на рубеже веков / А. Б. Доманин // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2000. — № 3. — С. 54−60.
  77. , А. В. Экологическое проектирование и экспертиза. Практика / А. В. Дончева. М.: Аспект-Пресс, 2002. — 286 с.
  78. , В. П. Экономика и природа / В. П. Ефимов // Природа и общество. М., 1968. — С. 43.
  79. , Ю. К. Природопользование / / БСЭ. 3-е изд. — 1975. — Т. 20. — С. 595−596.
  80. , В. Г. Экология и экономика природопользования / В. Г. Игнатов, А. В: Кокин. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 508 с.
  81. , Н. Н. Динамика эколого-хозяйственной жизни в постсоветской России / Н. Н. Клюев // Использование и охрана-природных ресурсов в России.-2005.-№ 1.-С. 122−130.
  82. , В. И. Региональные факторы устойчивого функционирования хозяйственного комплекса*Ставропольского края / В. И/Колесников // Сб. науч. тр. / СевКавГТУ. Ставрополь, 2002. — Серия «Экономика», вып. 6.-С. 109−120. ^
  83. , Б. Технология прибыли / Б. Коммонер — пер. с англ. — М.: Мысль, 1976.-112 с.
  84. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Зеленый мир. 1996. — № 12. — С. 3−5.
  85. , И. П. Платежи за природные ресурсы / И. П. Красов-ская // Экономист. 2000. — № 9: — С. 84−87.
  86. , Ю. В. Использование рыночных механизмов ^ сфере охраны окружающей среды на примере рынка лесных углеродных сертификатов / Ю. В. Кузминых // Использование и охрана природных ресурсов в России. 2005. — № 4. — С. 58−63.
  87. , Г. О некоторых вопросах экономического механизма природопользования / Г. Кукушкин // Экономист. — 1993. — № 1. — С. 92−96.
  88. , А. Экономические механизмы / А. Кульман — под общ. ред. Н. И. Хрусталевой — пер. с фр. — М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. 192 с.
  89. , Ю. Н: Очерки природопользования / Ю. Н. Кураж-ковский. М.: Мысль, 1969. — 272 с.
  90. , М. Экономические интересы и социальное природопользование / М. Лемешев. М.: Прогресс. — 1988. — 254 с.
  91. , А. П. Проблемы генезиса постиндустриального общества / А. П. Леонтьев, 3. А. Корчагина // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2001. — № 5. — С. 93−120.
  92. , В. Н. Менеджмент и маркетинг в экологии : хрестоматия / В. Н. Лопатин // http: //kraevedenie.chat.ru/posobie/ekomm.html (26.12.2005).
  93. , Н. Н. Экономика и организация природопользования / Н. Н. Лукьянчиков, И. М. Потравный. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 454 с.
  94. , М. М. Менеджмент / М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров и др. — под ред^ М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. 343 с.
  95. , К., Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. Отд. 3, гл. 6: Постоянный и переменный капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 23. М., 1960. — С. 210 — 222.
  96. , Н. А. Экономический механизм обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования в России / Н. А. Моисеев // Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2002. -№ 3. — С. 32−36.
  97. , Н. Н. Устойчивое развитие и стратегия переходного периода / Н. Н. Моисеев // Земной Мир. 1995. — № 14. — С. 4.
  98. , А. П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды / А. П. Москаленко. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2003. — 224 с.
  99. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. — 376 с.
  100. , А. В. Экономика природопользования / А. В. Неверов. — Минск: Вышэйшая школа, — 1990. — 216 с.
  101. , В. Н. Адаптивная стратегия природопользования / В. Н. Овчинников, Ч. X. Гуния // Экологические императивы устойчивого развития России. СПб., 1996. — Серия «Россия накануне века», вып. 5. — С. 111−118.
  102. , С. Совершенствование экономических механизмов природопользования / С. Палиев, В. Кадохов // Экономист. — 2002. — № 4. — С. 57 -64.
  103. , В. И. Качество социологической информации / В. И. Па-нито. — Киев: Наукова думка, 1986. — С. 82.
  104. , К. В. Экономика природопользования / К. В. Папенов. -М.: Изд-во МГУ, 1997. 240 с.
  105. , К. В. Экономические решения и состояние окружающей среды / К. В. Папенов // Вестник Московского университета. Серия 6. экономика. 2001. — 5. — С. 55−79.
  106. , Н. В. Экологический менеджмент / Н. В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер. СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
  107. , Н. В. Экономика природопользования и охраны окружающей среды / Н. В. Пахомова, К. К. Рихтер. СПб.: Изд-во СПб. ун-та. -2003.-220 с.
  108. , Н. Ф. Природопользование : словарь-справочник / Н. Ф. Реймерс. М.: Мысль, 1990. — 637 с.
  109. , Б. Б. Территориальная структура регионального природопользования / Б. Б. Родоман // География и практика. Иркутск, 1978. — С. 19−24.
  110. , Е. В. Анализ эколого-экономических взаимодействий / Е. В. Рюмина. М.: Наука, 2000. — 158 с.
  111. , Е. В. Оценка ущерба от загрязнения окружающей среды по регионам России,. / Е. В. Рюмина, А. М. Аникина // Экономика природопользования. 2006. — № 5. — С. 89−95.
  112. , А. К. Хозяйственный механизм рационального природопользования: сущность, формы / А. К. Рябчиков. Йошкар-Ола: МарПИ, 1993.- 130 с.
  113. , Г. В. Экономика окружающей среды и природных ресурсов. Вводный курс / Г. В. Сафонов, А. А. Голуб. М.: ГУ ВШЭ, 2003. -268 с.
  114. , Л. А. За загрязнение надо платить / Л. А. Свечина // Став-рос-Юг. 2004. — № 1−2. — С. 10−11.
  115. Ставропольский край. Динамика развития. Ставрополь: Интеллект, ЮРКИТ, 2006. — 192 с.
  116. , С. Г. О цене «даровых» благ природы / С. Г. Струми-лин // Вопросы экономики. — 1967. — № 8. — С. 60−72.
  117. , С. Мимо урны / С. Танхилевич // Ставропольская правда. 2004. — 29 ноября. — С. 5.
  118. , А. И. Проблемы устойчивого развития Урала / И. А. Та-таркин // Экономические основы формирования региональной политики: опыт, проблемы, перспективы. Екатеринбург, 1996. — 52 с.
  119. , М. Г. Статистический анализ природоохранной деятельности в регионе / М. Г. Трудова. — М.: Издательство МГУ, 1989. 152 с.
  120. , Ю. перспективы развития методов экономического регулирования в сфере охраны окружающей среды / Ю. Трутнев, А. Ишков // ЭКОС информ. 2006. — № 3. — С. 5−9.
  121. , Г. А. Управление эколого-экономическими систе-мами/F. А. Угольницкий. -М- ! Вузовская книга, 1999. 132 с.
  122. , Н. П. Оптимизация экономики / Н. П. Федоренко. — М.: Наука, 1977.-236 с.
  123. , Н. П. Экономические проблемы оптимизации природопользования / Hi П. Федоренко. — М.: Наука, 1973- 153 с.
  124. , Н. Регулирование природопользования / Н. Фейтель-ман: —М-: Наука. — 1987. — 112 с.
  125. , Е. В. Экономика природопользования / Е. В- Фомичева: М.: Дашков и К0, 2003. — 208 с.
  126. Хаустов, A. Hi Экономика природопользования: диагностика и отчетность предприятий / А. П: Хаустов, М. М. Редина. М.: Изд-во РУДН, 2002.-216 с.
  127. Чепурных, Н В: Планирование и прогнозирование природопользования / Н. В. Чепурных, А. А. Новоселов. М.: Йнтерпракс, 1995. — 288 с.
  128. , Н. В. Учет экономических, социальных и экологических проблем при построении региональных программ природопользования / Н. В: Чепурных // Управление природой. М., 1979. — С. 18−25.
  129. , О. С. Экономика природопользования / О. С. Шимова, Н. К. Соколовский. М.: Инфра-М- 2005. -377 с.
  130. , О. Региональные аспекты экономического механизма природопользования / О. Щуплова // Экономика сельского хозяйства России. -2005.-№ 2. -С. 31.
  131. Экология и экономика природопользования / под ред. проф. Э. В. Гирусова, проф. В. Н. Лопатина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. -519 с.
  132. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов / под ред. В. Г. Глушковой. М.: Московский Лицей, 2003. — 288 с.
  133. , А. Е. Региональная экологическая политика на современном этапе / А. Е. Яковлев. — Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 1999.-523 с.
  134. , Я. Я. Экономика природопользования / Я. Я. Яндыга-нов. М.: КНОРУС, 2005. — 576 с.
  135. Englin, J. A hedonic travel cost analysis for valuation of multiple components of site quality: The recreation value of forest management / J. Englin, R. Mendelssom // Journal of Environment Economies and Management. 1991. -№ 21. -P. 275−290.
  136. Rennings, K. Redefining innovation-eco-innovation research and the contribution from ecological economics / K. Rennings // Ecological economics. -2000.-№ 32.-P. 319−332.
  137. Wiche, Z. Rechnet sich Umweltshulz / Z. Wiche, N. Lanz // Um-weltmagazin. 1990. — № 8. — P. 24−32.
Заполнить форму текущей работой