Экономическое могущество США после Второй мировой войны
Стимулирующее воздействие на американскую экономи-ку оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. За-кон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производствен-ных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы… Читать ещё >
Экономическое могущество США после Второй мировой войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тема 38: Экономическое могущество США после Второй мировой войны..
1. Факторы экономического могущества.
2. Сущность консервативной модели развития.
3. Экономика США на данном этапе.
1. Соединенные Штаты Амери-ки закончили вторую мировую войну, будучи бесспорным лидером капиталистического мира. Еще до войны они рас-полагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатым государством. Однако именно вторая ми-ровая война способствовала усилению могущества США, привела к их господству в послевоенном мире.
За годы войны национальный доход США удвоился, бо-лее чем вдвое возросло промышленное производство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм, опирающийся на емкий внутренний и междуна-родный рынки. Поставки сырья, продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, сти-мулировали обновление основного капитала. Сумма воен-ных подрядов составила 175 млрд. дол., а чистая прибыль американских монополий — 70 млрд. дол. Усилился процесс концентрации производства: количество крупных предприя-тий с числом рабочих свыше 10 тыс. увеличилось в 7 раз. Война ускорила процесс интенсификации сельского хо-зяйства: механизация и химизация производства стимулиро-вались огромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резко увеличить свои доходы.
Военные действия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсы страны с населени-ем почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходили ресурсы других капиталистических государств. В результа-те после войны США давали 60% промышленной продук-ции капиталистического мира. На их долю приходилось 50% мировой добычи угля, 64% — нефти, 53% — выплав-ки стали, 17% — производства зерна, 63% — кукурузы. Со-единенные Штаты сосредоточили в своих руках 2/3 золото-го запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.
Экономическое превосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттонвудской конференции 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандар-та, за долларом была закреплена роль мировой конверти-руемой валюты, его золотое содержание определилось в 35 дол. за 1 унцию золота. Доллар стал расчетной и резер-вной денежной единицей, наравне с золотом он являлся га-рантом стоимости банкнот. Одновременно были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международ-ный банк реконструкции и развития (МБРР), которые в значительной степени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.
С окончанием войны перед страной встала проблема реконверсии, т. е. перевода экономики с военных на мир-ные рельсы. Она предполагала проведение военной демо-билизации и демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсия проходила под контролем государства. В ноябре 1945 г. президент Г. Тру-мэн подписал закон, сокращавший налоги на 6 млрд. дол. Была ускорена продажа государственных военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу. С помощью правительства крупные корпорации в относительно корот-кий срок перевели военные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос на новейшее обору-дование, которое постепенно заменяло изношенное или ус-таревшее за годы кризиса и войны. Мелким и средним предпринимателям удалось воспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее им было трудно конкурировать с крупным бизнесом. Аналогичной была ситуация в сельском хозяйстве, где в 1945 — 1947 гг. сохранялась благоприятная рыночная конъюнктура.
После второй мировой войны Соединенным Штатам удалось избежать кризиса реконверсии, подобного кризи-су 1920—1921 гг. Эта объяснялось тем, что в результате так называемого отлаженного спроса в стране имелось около 129 млрд. дол. ликвидных накоплений, готовых соз-дать стимул для производства товаров широкого потребле-ния и для капитального строительства.
Наступление мирного времени повлекло за собой свер-тывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на эконо-мику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал от-ветственность государства за состояние экономики страны. Оно должно было обеспечить «максимальные» занятость, производство и покупательную способность". В соответ-ствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов (СЭК), обязанный следить за хо-зяйственным пульсом страны и представлять ежегодно док-лад президенту. Глава государства должен был в свою оче-редь направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринима-телям. Конгресс учреждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений.
Одной из проблем реконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен, который после-довал после отмены в конце 1946 г. государственного кон-троля над ценами и заработной платой. Пресечение ин-фляции президент назвал первостепенной задачей в эконо-мическом послании Конгрессу в январе 1948 г.
В этом же году экономика США, исчерпав стимулиру-ющее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. про-мышленное производство сократилось на 6%. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в 1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5% рабочей силы. Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Трумэна пред-ложила программу реформ, получивших название «спра-ведливого курса». Она предусматривала повышение мини-мума заработной платы, строительство дешевого жилья для семей с низкими доходами, оказание помощи ферме-рам и финансовую поддержку штатам на цели образова-ния, введение системы медицинского страхования и др. Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался нео-кейнсианцами как один из «стабилизаторов» американской экономики. Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квар-тир для низко доходных семей в течение шести лет.
Смягчению послевоенной рецессии способствовали осу-ществление «плана Маршалла» и война в Корее. «План Маршалла», или программа возрождения Европы, был предложен государственным секретарем США Дж. Мар-шаллом в его выступлении в Гарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощи европейским государствам при условии использования ее для роста производства и финансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговых барьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частных американских инвестиций и предоставления еже-годных отчетов Конгрессу США. В «плане Маршалла» сог-ласились участвовать 16 европейских стран, в том числе Ве-ликобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течение четырех лет действия «плана Маршалла» Кон-гресс США выделил 13 млрд. дол., 2/3 из которых было ис-трачено на закупки американских товаров. Благодаря «пла-ну Маршалла» США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увели-чить инвестиции в экономику европейских стран.
Стимулирующее воздействие на американскую экономи-ку оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. За-кон о военном производстве, принятый в сентябре этого же года, расширял вмешательство федерального правительства в экономику и социальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередность решения производствен-ных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы, предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военного производства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г. в стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войны в Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза, производство военных само-летов — в 5 раз, танков, бронетранспортеров и других видов вооружения — в 4,5 раза и т. д. Расходы на производство атомного и разработку термоядерного оружия в 1952 — 1953 гг. составили 5 млрд. дол., что более чем в 3 раза превышало затраты предыдущих лет.
За время войны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. дол., т. е. больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новых промышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше пред-приятий, чем в первые послевоенные годы, хотя новые за-воды строились в расчете на смешанное военное и граж-данское производство в основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1958 г. на 37%; рас-ширилась занятость, повысились заработки за счет увели-чения основных ставок и сверхурочных работ.
Несмотря на благоприятную экономическую конъюн-ктуру, война в Корее, принесшая США 54 тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она пре-допределила поражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой второй мировой войны ге-нерал Д. Эйзенхауэр, с которым широкие массы связыва-ли надежды на прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. война в Корее была прекращена.
Республиканская администрация придерживалась кур-са на умеренное государственное вмешательство в эконо-мику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. были отменены все меры экономического контроля, вве-денные трумэновской администрацией. Для преодоления экономического спада 1953 — 1954 гг. правительство при-бегло к финансовым рычагам регулирования: был пони-жен обязательный уровень резервов в банках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сок-ращена с 3 до 1,75% учетная ставка для облегчения досту-па к кредиту; правительство выбросило на рынок часть ва-лютных запасов для активизации бизнеса. В целях стиму-лирования инвестиций были сокращены налоги на корпо-рации и личные доходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоенной рецессии 1957;1958 гг.
Вместе с тем для правительства Эйзенхауэра было оче-видно, что для поддержания расширенного воспроизвод-ства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Была принята программа широкомас-штабного дорожного и жилищного строительства, в соот-ветствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строи-тельстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программ в эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.
Таким образом, в течение первого послевоенного деся-тилетия Соединенные Штаты сохранили и упрочили свои позиции в капиталистической экономике. Усилилась роль государства в регулировании хозяйственной жизни стра-ны, что особенно проявилось в период реконверсии и пос-левоенных циклических спадов производства. Вместе с тем подстегивающим фактором экономического роста ста-новятся рост военных расходов, милитаризация хозяйства, осуществляемая в условиях соперничества великих дер-жав и «холодной войны» .
В 1978 г. Картер предложил антиинфляционную прог-рамму. Одним из ее главных компонентов стала идея «доб-ровольных ограничений», согласно которой частный бизнес должен был воздерживаться от повышения цен на продук-цию, а профсоюзы — от борьбы за увеличение заработной платы для рабочих. Другим звеном антиинфляционной по-литики стало сокращение расходов федерального прави-тельства. Была заморожена заработная плата государствен-ных служащих, сократились ассигнования на социальные нужды. Правительственная политика содействовала некото-рому росту производства в США: с 1977 г. до середины 1979 г. среднегодовые темпы валового национального продукта составили 4%, безработица в стране сократилась до 5,8% рабочей силы. Однако улучшение экономической конъюн-ктуры не сопровождалось понижением уровня инфляции.
Антиинфляционной политике администрации Картера противоречил стремительный рост военных расходов. Бы-ли санкционированы новые крупные военные программы (межконтинентальные ракеты MX, крылатые ракеты, стратегический бомбардировщик «Стеле» и др.), что выз-вало опасный виток гонки вооружений. Военные расходы возросли к 1980 г. в реальном исчислении на 5%.
Инфляция стала подлинным бичом американской эконо-мики. Если в 1977 г. ее среднегодовой уровень составлял 6,5%, то в 1979 гг. — почти 13%. От инфляции больше все-го страдали беднота, пенсионеры и лица с фиксированными доходами. Стремясь противостоять инфляции, они скупали товары, в которых не нуждались, опасаясь нового повыше-ния цен. Это еще более повысило спрос, а за ним последовал очередной рост цен. Вместе с тем началось как бы «бегство от денег». Богатые американцы вкладывали деньги в недви-жимость, товары длительного пользования, произведения искусства, предметы роскоши. Стремительно возросли про-центные ставки, поскольку заимодавцы требовали увеличе-ния сумм с учетом инфляции. Для оказания поддержки низ-кооплачиваемым работникам Конгресс принял решение о повышении минимума заработной платы. Выплаты по соци-альному страхованию исчислялись на основе индекса про-житочного минимума. Следовательно, с ростом цен автоматически росли и выплаты по социальному страхованию. Ма-лоимущие и пенсионеры получили сиюминутное облегчение своего положения, однако их возросшая покупательная спо-собность вызвала дальнейший рост цен. Инфляционная спираль раскручивалась все больше и больше, и рост цен ка-зался безостановочным.
В этих условиях ФРС резко повысила в октябре 1979 г. учетные ставки с целью ужесточения условий кредита и ограничения денежной массы в стране. Такая жесткая фи-нансовая политика на какое-то время понизила уровень инфляции, но одновременно вызвала экономический спад, особенно в автомобилестроении и жилищном строительс-тве. К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвы-сокой отметки — 18%, среднегодовой индекс потреби-тельских цен возрос до 13,5%. Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов — сба-лансировать бюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит соста-вил 59,6 млрд дол.
К концу 70-х гг. обнажились и другие проблемы амери-канской экономики. Углубился структурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном произ-водстве капиталистического мира сократилась с 42% в 1960 г. до 36,7% в 1980 г. Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с 18% в 1960 г. до 13% в 1980 г. Обострилась конкурентная борь-ба с западноевропейскими и японскими монополиями как на международных, так и на внутреннем рынках США. Замедление темпов экономического роста привело к тому, что в 1980 г. уровень ВНП на душу населения США был ниже, чем в Германии, Англии и Франции, и лишь на 15% превышал японский.
Таким образом, администрация Картера не смогла решить ни одну из острых проблем 70-х гг. Его президен-тство американские историки назвали «бесцветным», а са-мого президента — «автором грандиозных программ, ни одну из которых он не смог довести до конца» .
2. Экономические трудности 70-х гг. поставили под сомнение правильность системы государственного регулирования ры-ночной экономики, вызвали пересмотр теоретических посы-лок и практики государственной экономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консерва-тивным вариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся в годы правления республи-канской администрации президента Р. Рейгана (1981 — 1988 гг.) и получил название «рейганомики» .
" Рейганомика" явилась лишь одним из вариантов нео-консервативной политики, которая на протяжении 80 — начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталис-тических странах. Неоконсерватизм стал ответом на ухуд-шение условий капиталистического воспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационали-зации производства, его структурной и технологической перестройки, усиление интернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовало более гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплении больших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификации рабочей силы, но-вого подхода к решению экологических и социальных проблем. Большей свободы рук в новых условиях требова-ли и НТК и растущий немонополизированный секторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своей экономической политике.
Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:
1) сокращение налогов на корпорации и личных подо-ходных налогов;
2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
3) дерегулирование предпринимательской деятельности;
4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.
Осуществление программы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980—1982 гг. экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался на положении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973 — 1975 гг. В течение 1982 г. в США бездей-ствовали 30 % производственных мощностей в обрабаты-вающей промышленности. Резко ухудшилось положение в автомобилестроении, жилищном строительстве, отраслях, выпускающих предметы потребления. Снизились объемы производства в черной металлургии и химической про-мышленности. Многие крупные компании оказались в тисках финансовых трудностей. Безработица составила более 10% рабочей силы.
Сокращение налогов стало первым шагом экономичес-кой политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25% в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения нало-гов увеличатся инвестиции в производство, что создаст но-вые рабочие места, увеличит национальный продукт и, сле-довательно, правительство получит большой налоговый до-ход, несмотря на снижение ставок налогообложения.
В области социальной политики была выдвинута прог-рамма «нового федерализма». Согласно этой программе раз-делялись функции федеральных, штатных и местных орга-нов власти. Правительства штатов должны были взять на се-бя ответственность за выполнение двух благотворительных программ — помощь многодетным семьям и талоны на пита-ние, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы бы-ли отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.
К концу первого срока правления администрации Рейга-на инфляция упала до 4%. ФРС ослабила политику сдер-живания денежных средств. Несколько снизились процен-тные ставки, облегчив финансирование покупок домов и ав-томобилей. Безработица сократилась до 8% рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрача-лась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд дол., главным образом, за счет увеличения расходов на военные цели.
Основные цели внутренней политики Рейгана — сокра-тить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоход-ные налоги, увеличить мощь вооруженных сил — остава-лись неизменными и во время второго срока его пребыва-ния в Белом доме.
В соответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. «потолок» личных подоходных налогов сокращался с 50 до 28%, а налога на прибыли корпораций — с 46 до 34%. Закон освободил 6 млн граждан с низкими доходами от уп-латы федеральных налогов. Цель закона состояла в том, чтобы установить систему, при которой лица с одинаковы-ми доходами платили бы примерно одинаковые налоги. Вместе с тем новый закон подрывал принцип прогрессив-ного налогообложения, практику, сложившуюся с 1913 г. и предусматривавшую, что лица с высокими доходами будут платить больший процент, чем лица с низкими доходами. Были установлены только две ставки: 15% — на под-лежащие налогообложению доходы ниже 29 750 дол. в год на семью и 28% — на доходы, превышающие этот уровень. Налоговая политика 'стимулировала инвестиционную ак-тивность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность «среднему классу» улучшить свое мате-риальное положение.
В 1983 г. в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условиях глубокой структур-ной перестройки экономики, связанной с новым этапом на-учно-технической революции. Реальные инвестиции в тех-нику обработки информации (ЭВМ, оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возраста-ли ежегодно в среднем на 13%.
В итоге подъема 1983 — 1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили их предкри-зисные максимальные уровни- 1979 г. почти на 28%. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением числен-ности занятых. Американская экономика смогла создать более 17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5%, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потреби-тельский спрос свидетельствовал о росте доходов населе-ния и явился стимулом хозяйственного подъема.
Главными факторами экономического подъема 1983—1989 гг. стали следующие:
1) завершение структурной перестройки экономики, что создало условия для ускорения обновления и расшире-ния основного капитала;
2) устойчивый рост реального объема личного потреб-ления;
3) стабилизация курса доллара на сравнительно низ-ком уровне относительно валют других стран, что позво-лило привлечь в американскую экономику огромные фи-нансовые ресурсы других стран.
Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенден-ции в экономическом развитии США. В результате «рейганомики» дефицит государственного бюджета США соста-вил 152 млрд. дол., превышение расходов над доходами достигло 5% ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долга. За пе-риод 80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1% от общей численности населения, почти удвои-лись, в то время как у 70% американцев возросли в гораз-до меньшей мере. Соединенные Штаты, имевшие в середи-не 60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойде-ны 10 странами. Тенденция увеличения доли богатых сло-ев в ущерб бедным вызвала обеспокоенность «среднего класса», на который падало 60% распределяемого дохода, и привела к чувству утраты «американской мечты» .
Средняя заработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабо-чих равнялась 14,8 дол. против 17,9 дол. в Дании, 21,5 — в ФРГ и 21,9 — в Швеции.
Ослабли конкурентные позиции США в мировой эко-номике. После 1983 г., потеряв статус чистого кредитора, сохранявшийся с 1917 г., США становятся чистым дол-жником, задолжавшим другим странам больше, чем дол-жны им. В 80-е гг. важнейшей тенденцией американской экономики стало ускоренное вовлечение ее в мирохозяй-ственные связи, переход от относительно «автономного» к более «открытому» типу экономики, которому свойственна более высокая степень зависимости от общих тенденций и противоречий мирового хозяйства.
В конце 80-х гг. после самого длительного подъема эко-номика США вступила в период резкого замедления тем-пов роста. За 1989—1992 гг. среднегодовой прирост реаль-ного объема ВВП составил около 1% против 3,8% в сред-нем за 1982;1988 гг.
Депрессивное состояние американской экономики в 1989 —1992 гг. объясняется не только циклическим ослабле-нием всех основных компонентов спроса, но и воздействием специфических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисные процессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военных закупок.
В конце 80-х гг. экономика стала испытывать опреде-ленные перегрузки в связи с обслуживанием огромной за-долженности, накопленной за годы последнего подъема. В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населе-ния, государства, корпораций превысила И млрд дол., или около двух объемов ВНП. В семейном доходе доля выплат по погашению ипотечной задолженности за 80-е гг. возросла с 9 до 13%. Все это сказалось на ослаблении пот-ребительского спроса. Фактором торможения экономического роста послужи-ло начавшееся сокращение государственного военного спроса. С 1988 г. военные расходы снижались почти неп-рерывно, за исключением периода (конец 1990 — начало 1991 г.), связанного с конфликтом в Персидском заливе. За 1991 г. объем военного производства уменьшился на 6,6%, аза 1988;1991 гг. — на 9%.
Общая продолжительность спада составила 10 меся-цев — с октября 1990 г. по март 1991 г., промышленное про-изводство сократилось на 2%. Он затронул в основном авто-мобильную промышленность в связи с расширением мощ-ности японских фирм в США. В 1991 г. объем производства в этой отрасли сократился по сравнению с 1988 г. на 14,3 %. Это послужило причиной падения производства в металлур-гической промышленности за тот же период на 9,7%. Кри-зис в строительстве повлек снижение производства стройма-териалов. За 1990—1991 гг. продукция деревообработки сократилась на 10%, металлоконструкций — на 6,4, быто-вой техники, ковровых изделий и мебели — на 27%.
В сравнительно лучшем положении оказались отрасли с сильной экспортной ориентацией: общее, электротехничес-кое машиностроение, приборостроение, спрос на продук-цию которых сохранялся. Экспортная экспансия способ-ствовала стабилизации курса доллара в конце 80 — начале 90-х гг. на относительно низком уровне, существенно повы-силась конкурентоспособность американских производите-лей. Вывоз оборудования, составивший около 40% объема внешней торговли США, за 1989—1991 гг. возрастал еже-годно на 12%, обеспечивая общие высокие темпы роста эк-спорта. В то же время импорт в США замедлился, способ-ствуя коррекции внешнеторгового баланса. В 1991 г. дефи-цит торгового баланса уменьшился до 74 млрд дол. против 159,7 млрд в 1987 г. Платежный баланс был сведен с мини-мальным за десятилетие дефицитом в 8,6 млрд дол.
Продолжительность экономического спада объясня-лась тем, что впервые за послевоенные годы в кризис была вовлечена значительная часть отраслей нематериального производства. Началось сокращение занятости в сфере ус-луг, средняя норма безработицы достигла 7,3% рабочей силы.
Острой экономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета — 290 млрд дол., рас-тущий государственный долг — около 4 млрд, что привело к сокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению частных заемщиков с рынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.
В связи с этим главной задачей демократической адми-нистрации Б. Клинтона стало оздоровление экономики пу-тем стимулирования инвестиционного процесса.
Экономическая стратегия президента Клинтона харак-теризуется следующими чертами:
а) акцентирование внимания на долгосрочных пробле-мах, активное применение фискальных мер в отличие от монетарной политики;
б) использование государственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развития государственной ин-фраструктуры, создания благоприятных условий для дея-тельности малого бизнеса;
в) усиление роли государства в решении социальных проблем.
План стабилизации экономики, разработанный демок-ратической администрацией, состоит из трех основных программ:
1) краткосрочной программы стимулирования экономи-ки, на которую выделяется 30 млрд дол. Основная ее зада-ча — увеличение числа рабочих мест через развитие системы образования, профессиональной подготовки и переподготов-ки, а также путем развития системы общественных работ;
2) долгосрочной инвестиционной программы, рассчитан-ной на 4-летний период начиная с 1993 г., которая предпола-гает создание льгот и стимулов для частных инвесторов, це-левые капиталовложения в наиболее важные отрасли хозяй-ства. На ее осуществление выделено 140 млрд дол.;
3) программы сокращения бюджетного дефицита как необходимого условия долгосрочного экономического рос-та. Предполагается уменьшить дефицит госбюджета до 1997 г. на 500 млрд дол., в 1997 г. — на 140 млрд дол. и сократить долю бюджетного дефицита в объеме ВНП с 5,4% в 1994 г. до 2,7% в 1997 г.
В 1992 г. в США начался экономический подъем, ха-рактерными чертами которого являются сравнительно не-высокие, но стабильные темпы и сбалансированность рос-та. Прирост реального ВВП в 1992 — 1996 гг. колебался в пределах 2 — 2,7%. На фоне общего замедления потреби-тельского спроса в 90-е гг. по сравнению с 80-ми сохранил-ся и значительно повысился устойчивый спрос со стороны наиболее обеспеченной части населением США. В 1996 г. объем покупок населением товаров длительного пользования увеличился по сравнению с 1991 г. на 33,5%, а объем инвестиций в жилье — на 42%.
Вместе с тем основой экономического подъема в США в 90-е гг. в значительной степени является инвестиционный спрос, обусловленный активным процессом технического переоснащения производства на базе современной компью-терной техники. За 1992—1996 гг. объем частных инвести-ций в экономику увеличился на 37 против 3% во второй по-ловине 80-х гг.
За первые четыре года президентства Б. Клинтона бюджетный дефицит сократился на 63%, составив 107,3 млрд дол. Этот результат был достигнут благодаря как ре-алистичной и сдержанной бюджетной макрополитике пре-зидента, так и экономическому подъему. Одновременно впервые за много лет снизился уровень инфляции (2,7%) и норма безработицы (5,6%).
Для действующего президента сложилась исключи-тельно благоприятная ситуация для повторной победы на выборах. 5 ноября 1996 г. он был избран на второй четы-рехлетний срок. За Б. Клинтона проголосовало 49% изби-рателей, принявших участие в выборах, или 24% электора-та. В процессе опросов, проведенных в день выборов, 33% избирателей отметили улучшение своего материального положения по сравнению с 1992 г. и только 20% — ухуд-шение. Около 56% избирателей оценили положение в эко-номике как отличное или хорошее.
Однако по-прежнему серьезной проблемой экономики США остается дефицит внешнеторгового баланса. В 1992—1996 гг. объем импорта товаров и услуг в сопостави-мых ценах увеличился более чем на 50%, а прирост экспорта товаров и услуг уменьшился почти вдвое. В результате отри-цательная величина частного экспорта возросла с 29,5 млрд дол. в 1992 г. до 117,1 млрд дол. в 1996 г. Это произошло в основном за счет увеличения пассива в торговле с индустриально развитыми странами Западной Европы, Ка-надой и Японией (торговля с Японией дала 40% всей вели-чины пассивного сальдо американского торгового баланса).
Для проблемы дефицита внешнеторгового баланса США должны будут урегулировать торгово-экономичес-кие противоречия с Японией и, используя двуи многосто-ронние механизмы, расширить экспорт товаров и услуг в Южную Корею, Китай, страны ЕС и Канаду.
Таким образом, опыт развития американской экономики последних десятилетий свидетельствует о том, что решение ее проблем зависит не только от выбора средств государ-ственной политики, но и от потенциальных возможностей адаптироваться к существованию в новых мирохозяйствен-ных условиях взаимозависимости государств.
3. Современные США — сильнейшая держава, достигшая высокого уровня экономического развития, обладающая мощным научно-техническим потенциалом. Это страна, имеющая в своем распоряжении огромный арсенал ракетно-ядерного оружия и разнообразные средства международного влияния. Американская модель экономического роста использовалась как образец многими развитыми странами, а впоследствии и новыми индустриальными государствами. США претендуют также на роль генератора в формировании новой системы микрохозяйственных связей.
Соотношение отраслей в экономике США отражает сложившееся общественное разделение труда и пропорции общественного воспроизводства. Эти пропорции во многом определяют уровень эффективности всего хозяйства США.
Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, технической модернизации промышленности с относительно несложным производством, повышении эффективности использования производственного аппарата капиталоемких и материалоемких отраслей промышленности с высокой долей промежуточной продукции (металлургия и химическая промышленность).
В начале XX в. нематериальное производство занимало незначительное место в хозяйстве США, а в настоящее время оно превратилось в динамично развивающийся сектор хозяйства. Наиболее быстрый рост сферы нематериального производства и услуг в США был отмечен в отраслях духовного производства (наука и образование), а также восстановления физических и творческих способностей человека. Среди этих отраслей особенно выделяются те, которые связаны с обеспечением отдыха населения.
Среди отраслей материальной сферы промышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения научно-технического прогресса.
Структурная перестройка промышленного производства основывается на быстром и взаимосвязанном росте трех ключевых отраслей современной индустрии: машиностроения, электроэнергетики и химической промышенности. На них приходится 55−60 процентов всех инвестиций в промышленности.
На протяжении ряда десятилетий доля добывающей промышленности в структуре всего промышленного производства США сокращалась. Это было связано с общим для экономики США процессом снижения в производстве затрат материалов, сырья и энергии.
1. Полетаева Н. И., Пашкевич Л. Ф., Шаповал Г. Ф. и др. Экономическая история зарубежных стран.; Под ред. Голубовича В. И. Мн.: Экоперспектива, 2002.
2. Лан В. И. США в военные и послевоенные годы (1940;1960). М.: Наука, 1978.