Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Особенности организации экономического развития Северных территорий: На примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ отечественных научных публикаций свидетельствует о том, что основным предметом исследований являлся вопрос об этническом возрождении малочисленных народов Севера и восстановлении их прав на традиционное природопользование в условиях экспансии индустриальных структур в местах их обитания. Эти исследования, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение, однако степень… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ОСОБЕНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
    • 1. 1. Роль традиционных промыслов в организации экономического развития северных территорий России
    • 1. 2. Создание институтов самоорганизации коренных малочисленных народов Севера
  • Глава 2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
    • 2. 1. Международный опыт решения проблем развития традиционной экономики
    • 2. 2. Адаптация зарубежного опыта трансформации отношений собственности на территории традиционных промыслов к российским регионам
  • Глава 3. РАЗВИТИЕ ТРАДИЦИОННОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОДСИСТЕМАХ
    • 3. 1. Перспективные направления развития традиционных промыслов в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре
    • 3. 2. Мероприятия по реформированию традиционной экономики Северных территорий России

Особенности организации экономического развития Северных территорий: На примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

В современной России две трети территории относятся к районам Севера или приравненным к ним, в которых проживает более двенадцати миллионов человек. В Российской Федерации живет сорок пять коренных малочисленных народов Севера, что составляет примерно 2% от численности населения северных регионов. Основной особенностью организации экономического развития Северных регионов является традиционное хозяйство, которое было и является важнейшим исторически сложившимся компонентом северных экосистем, демонстрирующем экологически сбалансированные способы освоения окружающей среды. Доля традиционных отраслей в структуре валового регионального продукта северных субъектов колеблется от 0,2 до 1,5%. Уровень безработицы среди коренного населения в три — четыре раза превышает средний по этим субъектам. Источником их существования является в основном сезонная работа, социальные пособия, пенсии пожилых людей. Около половины коренного населения имеют начальное и неполное среднее образование. Восстановление традиционной занятости этих народов, защита их прав, их социально-экономическое, культурное развитие — основная цель государственной политики в отношении коренного населения Севера.

В связи с развитием нефтегазового комплекса, ухудшением экологической обстановки, рыночными преобразованиями произошел резкий спад развития традиционных отраслей не только Северных территорий, созданы совершенно новые условия для традиционной деятельности всех регионов России и проживающего в них населения. Но в значительной степени изменилась структура хозяйственной деятельности и занятости коренных народов Севера, хотя и остается весьма специфичной, обусловленной географическими и природно-климатическими условиями.

Сегодня можно наблюдать постепенное повышение уровня развития традиционных отраслей хозяйствования. Однако острота и актуальность проблемы не снижается, кардинального решения до сих пор не найдено, а многочисленные попытки в лучшем случае смягчают, но не решают острого объективного противоречия между интересами аборигенного населения и современной индустриальной цивилизацией. Для преодоления сложившегося кризиса требуются кардинальные решения.

В число узловых проблем экономического развития коренного населения входит борьба за территорию и ресурсы традиционного жизнеобеспеченияукрепление традиционной экономикинациональное самоуправление и политическое самоопределениеинституты самоорганизации коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС) — трансформация отношений собственности на территории традиционного природопользованияопределение перспективных направлений развития традиционных промыслов.

Вследствие вышесказанного актуальность диссертационной работы определяется необходимостью поиска ответов на следующие вопросы: во-первых, какие условия необходимо создать для обеспечения традиционной экономики КМНС как особенности организации экономического развития Северных территорийво-вторых, какие мероприятия обеспечат устойчивое развитие традиционной экономики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Степень разработанности проблемы. Теоретические и методологические вопросы развития организации хозяйственной деятельности коренного населения Севера представлены в трудах К. Клоковой, В. М. Курикова, И. В. Лукиной, В. В. Мархинина, О. Мурашко, А. Н. Пилясова, И. В. Удаловой, Н. Г. Хайрулиной, Т. Г. Харамзина, и рядом других исследователей.

Опыт решения проблемы развития традиционных отраслей экономики накоплен и разработан учеными Финляндии, США, Канады.

Отдельные аспекты развития традиционного хозяйства зарубежом представлены в работах Дж. Аттера, С. Милза, Б. М. Гуигана, Р. Ирвина, Д. Лиза и других авторов.

Анализ отечественных научных публикаций свидетельствует о том, что основным предметом исследований являлся вопрос об этническом возрождении малочисленных народов Севера и восстановлении их прав на традиционное природопользование в условиях экспансии индустриальных структур в местах их обитания. Эти исследования, несомненно, имеют большое теоретическое и практическое значение, однако степень изученности таких проблем как экономическое освещение места и роли традиционной экономики малочисленных народов Севера в развитии регионов, определение условий существования экономических укладов разного уровня друг с другом, обоснование непротиворечивости форм и методов традиционного природопользования в северных районах страны, сосуществующих рядом с высокоиндустриальными формами и методами хозяйствования, привнесёнными некоренным населением, эффективные институты самоорганизации коренных народов при самоуправлении, тенденции развития традиционного хозяйства Северных территорий и механизмы его реформирования не получили в них соответствующего обоснования, что определило выбор темы настоящей диссертационной работы.

Цель и задачи диссертационной работы.

Целью диссертационной работы является исследование особенностей организации экономического развития Северных территорий России на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и разработка мероприятий по реформированию традиционной экономики.

В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решались следующие задачи:

• определение роли традиционных промыслов в организации экономического развития Северных территорий России;

• изучение институтов самоорганизации КМНС;

• изучение зарубежного опыта организации экономического развития северных территорий;

• разработка предложений по трансформации отношений собственности в рамках традиционного природопользования на основе зарубежного опыта в Северных регионах России;

• определение перспективных направлений в развитии традиционных промыслов Северных территорий;

• предложение рекомендаций по реформированию традиционной экономики Северных территорий.

Предметом исследования — управленческие отношения, создающие предпосылки для эффективной организации экономического развития Северных территорий России.

Объектом исследования является традиционная экономика Северных территорий как неотъемлемая часть хозяйственного механизма.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

• Доказано, что при организации экономического развития Северных территорий России в современных условиях особая роль принадлежит традиционной экономике. Определены направления социально-экономической политики развития территориальных подсистем, включающие: развитие мелкого предпринимательства и внедрение предпринимательских инициатив в традиционную экономикусовершенствование отношений собственности на землю в территориальных экономических подсистемахсоздание эффективных институтов самоорганизацииопределение перспектив развития традиционной экономикиразработку механизмов территориальной организации традиционного хозяйства.

• Для решения проблем самоуправления и трансформации отношений собственности на различные территории Северных регионов предложены формы институтов самоорганизации КМНС как наиболее приемлемые для выживания и коллективного ведения хозяйства в сложных природно-климатических условиях: общины во всех ее разновидностях, этноприродный парк, фактории, многоотраслевые корпорации (как инфраструктура традиционного хозяйства).

• На основе анализа зарубежного опыта организации экономического развития северных территорий выявлены общие условия и направления функционирования традиционной экономики КМНС, характерные для всех стран циркумполярного региона, основными из которых являются: повышение уровня самообеспеченности КМНСразвитие торговых связей, партнерских отношений между Северными районами соседних государств и укрепление территориальных торговых палатсодействие развитию предпринимательских инициатив среди женщин КМНСповышение эффективности региональных программ расширения предпринимательства у КМНС, создание корпорацийулучшение отношений и улаживание конфликтов между аборигенными общинами и нефтегазовыми компаниямиотстаивание интересов КМНС на окружном, национальном и международном уровнях;

• Разработаны предложения по трансформации отношений собственности коренных народов Севера на территории проживания, территории традиционного природопользования, родовые угодья, незаселенные территории и на земли пониженной категории с учетом зарубежного опыта, предусматривающие: равноправное участие заинтересованных сторон в процессах выработки решений связанных с землями и ресурсамипотребности местного населениякорпоративные интересыобязательства со стороны государства по обеспечению конституционных гарантий.

• На основе анализа ресурсного и технического потенциала традиционной экономики в Ханты-Мансийском автономном округе (оленеводстве, охотничьем промысле, рыболовстве и рыбном промысле, звероводстве, сборе дикоросов, производстве изделий художественных промыслов) определены перспективные направления развития традиционных отраслей: развитие перерабатывающего производства, развитие материально-технической базы, научно-исследовательские работы, разработка программ развития отдельных отраслей, авансирование платежей, инвестирование средств, государственная финансовая поддержка;

• Для обеспечения устойчивого развития традиционной экономики Северных территорий России разработаны мероприятия по ее реформированию, включающие: усиление развития перерабатывающего сектора, формирование новых форм и методов хозяйствования, государственную поддержку предприятий традиционных отраслей, расширение существующего производства и развитие новых производств, финансирование за счет бюджета, подготовку высококвалифицированных кадров.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды зарубежных и отечественных экономистов по проблемам территориальной организации регионального экономического развития, традиционного природопользования, а также законодательные и нормативные акты по вопросам регулирования традиционного природопользования в Российской Федерации, документы Правительства Ханты-Мансийского автономного округа.

В работе использованы диалектический метод познания, системнофункциональный подход, методы логического, исторического, сравнительного анализа, статистический, информационный анализ, а также табличный и графический методы.

Эмпирическую базу исследования составляют сведения Госкомстата Российской Федерации, Комитета по вопросам малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа, Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции по Ханты-Мансийскому автономному округу, материалы периодической печати и международной ассоциации «Северный Форум», результаты социологических опросов и социально-экономических исследований.

Практическая значимость диссертационной работы. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы при разработке региональных программ развития малого предпринимательства, традиционных промыслов Севера России, программ комплексного социально-экономического развития Северных регионов.

Результаты исследования были включены в программу «Устойчивое социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа на период 2002 — 2006 гг.», использовались в практической деятельности предприятий Ханты-Мансийского автономного округа.

Теоретические положения работы могут быть использованы в преподавании учебных курсов: «Региональная экономика», «Основы предпринимательства».

Работа проведена в рамках пунктов паспорта специальности 08.00.05 -«Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика» пункта 5.11 — территориальная организация регионального экономического развитияприкладные исследования особенностей развития различных типов регионовпункта 5.14 — разработка перспектив развития региональных социально-экономических систем.

Апробация работы. Теоретические положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором на Научно-практической конференции «Молодежь Югры: вчера, сегодня, завтра» в г. Ханты-Мансийске (1999 г.), на Научно-практической конференции «Аграрная наука на рубеже веков» в г. Тюмени (1999 г.), на научной конференции преподавателей и аспирантов «Державинские чтения» в г. Тамбове (2002 г.), на Всероссийской научной конференции «Перспективы процесса социально-экономической стабилизации в России: концепции, факторы, механизмы» в г. Пензе (2005г.).

По теме диссертации опубликовано 7 печатных работ общим объемом 2,65 п.л. (авторский объем — 2,5п.л.).

Структура диссертации определена в соответствии с необходимостью решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Заключение

.

Настоящее исследование проведено на основе одного из северных регионов Российской Федерации — Ханты-Мансийском автономном округе. Ханты-Мансийский автономный округ является наиболее благоприятным северным регионом с экономической точки зрения, в котором проживают коренные малочисленные народы ханты, манси, ненцы, занимающиеся традиционными ' промыслами. Округ имеет богатые сырьевые ресурсы, достаточно большое количество квалифицированных кадров и инфраструктуру, обеспечивающую хозяйственную деятельность. В целом округ имеет существенный потенциал для дальнейшего развития за счет разумной территориальной организации экономики, совершенствования системы управления и повышения эффективности функционирования действующих производств.

Из поставленных цели и задач исследования нами были выдвинуты следующие выводы и предложения:

1. Основными видами хозяйственной деятельности аборигенов являются рыболовство, пушной промысел и сбор дикоросов, с которыми связана жизнедеятельность коренных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа.

Традиционные виды хозяйствования по-прежнему являются основой жизнедеятельности северных народов. Условием, обеспечивающим реализацию традиционной системы жизнедеятельности, является трудовая деятельность с присущими ей специфическими умениями «как и что делать» в рамках.

50 сложившейся этнической культуры.

Традиционные промыслы в рамках регионального хозяйства имеют в настоящее время больше социальное значение, чем экономическое. От существования традиционной формы хозяйствования напрямую зависит.

50Мархинин В. В. Северные этносы во взаимодействии национальных культур. — Новосибирск: Наука, 1990. -с. 9 жизнедеятельность и благополучие почти 7 тыс. семей общей численностью 29 640 чел.

Таким образом, определена роль традиционных промыслов в развитии экономики Северных территорий России, изучены проблемы социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, включающие: развитие малого предпринимательства и внедрение предпринимательских инициатив в традиционное хозяйствованиесовершенствование отношений собственности в территориальных экономических подсистемахсоздание эффективных институтов самоорганизации для Северных территорий Россииопределение перспектив развития традиционной экономикиразработку механизмов территориальной организации традиционного хозяйства.

2. Проведенный анализ сложившейся ситуации в традиционном хозяйстве позволяет определить следующую его специфику:

— традиционное хозяйство имеет природосообразный, ресурсосберегающий характер и ориентирован на удовлетворение минимальных потребностей семьи и рода;

— основные формы самоорганизации малочисленных народов Севера при ведении традиционного хозяйства — общинные, родовые, семейные хозяйства и личные оленеводческие хозяйства, этнопарки, фактории;

— формы самоорганизации ориентируются в основном на натуральный тип хозяйствования, самообеспечение и самоуправление коренных жителей, стремятся сделать традиционные промыслы рентабельными.

Таким образом, изучены институты самоорганизации КМНС.

Для решения проблем трансформации отношений собственности и самоуправления территориальной организацией экономики Северных регионов предложены эффективные формы институтов самоорганизации как наиболее приемлемые для выживания и коллективного ведения хозяйства в сложных природно-климатических условиях: родовые угодья, общины во всех ее разновидностях, этноприродный парк, фактории, многоотраслевые корпорации (как инфраструктура традиционного хозяйства).

Относительно роли традиционных промыслов в общей картине малого предпринимательства Югры, можно отметить, что при малом количестве предприятий, традиционное хозяйство может производить достаточный объем продукции (работ, услуг). При грамотном внедрении малых форм предпринимательства в данную отрасль, она сможет достичь уровня таких отраслей как транспорт, связь и общественное питание.

3. Большой опыт в развитии прав коренных малочисленных народов Севера на ведение традиционного хозяйства имеет Канада. Анализ развития традиционного хозяйства малочисленных народов в Канаде позволяет сделать вывод о возможности заимствования накопленного опыта.

Для поддержания и развития коренных народов Севера Российской Федерации Международной Ассоциацией «Северный Форум» и «Арктическим Советом» разработаны ряд программ.

Изучены общие условия и направления развития традиционной экономики КМНС, характерные для всех стран циркумполярного региона, основными из которых являются: повышение уровня самообеспеченности КМНСразвитие торговых связей, партнерских отношений между Северными районами соседних государств и укрепление территориальных торговых палатсодействие развитию предпринимательских инициатив среди женщин КМНСповышение эффективности региональных программ расширения предпринимательства у КМНС, создание корпорацийулучшение отношений и улаживание конфликтов между аборигенными общинами и нефтегазовыми компаниямиотстаивание интересов КМНС на окружном, национальном и международном уровнях;

4. Выявлены особенности трансформации отношений собственности коренных народов Севера на территории проживания, родовых угодий, территории традиционного природопользования, незаселенные территории, земли пониженной категории. Предложен вариант расчета доли ежегодных сборов, получаемых коренным населением от добычи нефти и газа на указанных территориях.

5.Совершенствование организационных форм в традиционных отраслях предлагаем производить в направлении формирования многоотраслевых корпоративных структур, включающих весь производственный цикл от сырья до конечного продукта традиционных отраслей, а также объектов строительства, лесозаготовки и лесопереработки, торговли и т. д.

Повышению качества продукции оленеводства и содействию дальнейшему развитию данной отрасли, по нашему мнению будут следующие мероприятия:

— увеличение инвестиций и укрепление предпринимательской деятельности, возрождение торговых отношений, финансовых и экономических связей с целью привлечения коренных народов к участию в региональной экономике;

— обеспечение перехода к инновационным методам развития;

— улучшение качества традиционной продукции путем использования новой техники и современных технологий в традиционных системах хозяйств и в дальнейшей переработке.

В обеспечении устойчивости оленеводческой отрасли важную роль играют производство продуктов питания из оленины и дальнейшая переработка оленьего мяса, для чего необходимы соответствующее обучение и использование достижений научно-исследовательской работы.

— Необходимо предоставить ветврачам обучение системе самоконтроля, а также помощь в разработке действенной системы самоконтроля для своих убойных пунктовобучение убою в соответствии с западноевропейскими требованиями и правилами, обеспечение эффективной, качественной и соответствующей гигиеническим требованиям работы убойного пункта, гарантирующего выпуск безопасной, высококачественной продукции. Такое обучение можно провести на территории Лапландии (Финляндия), оленеводческая отрасль уже функционирует на достаточно высоком уровне, т.к., например, у Ханты-Мансийского автономного округа на данный момент.

— ^ существуют тесные культурные и экономические связи.

— Создание пакета программ туристического обслуживания, связанных с промыслом оленеводства. Развитие туризма на оленеводческой территории несомненно будет способствовать повышению уровня жизни работников оленеводства.

— Создание проектов по переработке побочного сырья оленеводства (шкур, рогов, костей, и т. п.) и изготовление из них высококачественных изделийсоздание предприятий по пошиву одежды из кожи и меха, швейных цехов, художественных мастерских и магазинов, а также мастерских и магазинов рукоделиясооружение охладительных и морозильных помещений для более эффективного использования местного сырьястроительство малых перерабатывающих цехов и торговых точек для продажи оленины и продуктов питания из оленьего мяса.

— Увеличение поголовья за счет стимулирования развития частного оленеводства, приведение численности общественного стада в соответствие с кормовой базой имеющихся оленьих пастбищ.

— Использование пантового и ферментно-эндокринного сырья, которое после переработки будет использоваться в производстве биостимуляторов, биологически активных веществ и новых лекарственных препаратов.

— Создание бизнес-центра, который будет предлагать бесплатные услуги в виде консультаций предпринимателям и желающим создать собственное предприятие.

Проведение данных мероприятий будет способствовать улучшению жизни ^ коренных народов Севера и повышению ценности оленьего мяса — чистого природного продукта, на всей территории оленеводства. Отрасль оленеводства, а также культура северных народов не только сохранят свою жизнеспособность, но и приобретут новую ценность. А также мероприятия будут содействовать достижению, примерно, одинакового уровня в переработке оленьего мяса и производстве продуктов питания из оленины на всей территории оленеводства.

В охотничьем промыслепередача промысловых участков в пользование представителям коренных малочисленных народов Севера с уточнением соответствующих квот.

В рыболовствеувеличение годового объема вылова основных видов рыб в целом по Ханты-Мансийскому автономному округу за счет районов, не затронутых нефтедобычей, модернизация действующих предприятий с приведением их мощности в соответствие с имеющейся сырьевой базой, строительство мини-заводов, создание баз хранения и пунктов приема выловленной рыбы.

В звероводствесохранение поголовья на существующем уровне, улучшение кормления, зоотехнической, племенной работы, создание мощностей по первичной обработке и выделке пушнины.

Таким образом, определены перспективные направления развития традиционной экономики в Ханты-Мансийском автономном округе (оленеводстве, охотничьем промысле, рыболовстве и рыбном промысле, звероводстве, сборе дикоросов, производстве изделий художественных промыслов): развитие перерабатывающего производства, развитие материально-технической базы, научно-исследовательские работы, разработка программ развития отдельных отраслей, авансирование платежей, инвестирование средств, государственная финансовая поддержка и другие.

6. Создание экономической системы — корпорации, по типу которые созданы в Канаде.

Корпорация, на начальном этапе, будет выполнять роль бизнес-инкубатора. Сначала будет предоставлять общинам, предпринимателям из числа коренных малочисленных народов Севера первичную помощь, начиная с концепции разработки делового планирования и стратегии. Следующим этапом будет составление бизнес-планов, поиск инвесторов и сопровождение этого проекта на каждой стадии его реализации. Следующим направлением работы может стать помощь в организации сбыта уже произведенной продукции. Это связано с тем, что коренные народы знают как лучше поймать рыбу, изготавливают уникальные изделия художественных промыслов, но не обладают достаточным уровнем представительства, чтобы организовать устойчивый сбыт. И здесь Корпорация должна выступить посредником между производителем продукции и ее покупателем.

Создание 3−4 Корпораций на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры было бы достаточно, преимущественно в местах проживания коренного населения и там, где традиционные отрасли наиболее развиты.

Отдельной строкой хотелось бы выделить работу по установлению сотрудничества с нефтегазовыми предприятиями. Они являются самыми крупными потребителями услуг различного рода и в то же время обладают инвестиционными средствами.

Мы считаем, что для поддержания и развития рынка продукции северных народов государство смогло формировать госзаказ на продукцию традиционных промыслов Севера. Оно может приобретать значительные объемы «северной» продукции для армии, милиции, исправительных учреждений, объектов социальной сферы. Тогда государство покрывало бы разницу в тарифах, а коренные народы почувствовали бы заботу о себе.

Главным направлением социально-экономического развития сельских населенных пунктов, где проживает основная часть коренных жителей, является создание рабочих мест в традиционных отраслях хозяйства.

Создание новых рабочих мест и сохранение существующих в отраслях ^ традиционного сектора касается не только малочисленных народов Севера, но и всего коренного населения, занимающегося этими видами деятельности. В связи с этим сохранение традиционных отраслей хозяйства и затраты на эти цели нельзя рассматривать как социальную поддержку только коренных малочисленных народов Севера.

Исследования показали необходимость государственной поддержки предприятий традиционных отраслей прежде всего на низших ступенях производства: первичной заготовки и добычи. Для функционирования предприятий различных форм собственности, кроме финансовой поддержки на период их реорганизации и становления, необходима подготовка высококвалифицированных кадров управленцев, экономистов, бухгалтеров, технических специалистов и других. Помимо дотации необходимы инвестиции для создания баз хранения продукции в небольших по численности населенных пунктах в местах промыслов. В сельских и поселковых центрах необходимо создание мини-предприятий по переработке продукции промыслов до полуфабрикатов и конечной продукции.

Таким образом, предложены рекомендации по реформированию традиционной экономики Северных территорий.

Разработаны мероприятия по реформированию традиционного хозяйства Северных территорий России, включающий: усиление и развитие перерабатывающего сектора, формирование новых форм и методов хозяйствования, государственную поддержку предприятий традиционных отраслей, расширение существующего производства и развитие новых производств, достаточное финансирование за счет бюджета, подготовку высококвалифицированных кадров.

Предложены инструменты реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Северных территорий России: совершенствование организационных форм хозяйствования в традиционной экономике, совершенствование нормативно-правовой базы, разработку механизма взаимодействия с нефтедобывающими компаниями и окружной властью, формирование госзаказа на продукцию традиционных отраслей, финансирование капитальных вложений, выдачу кредитов, субсидирование, лизинг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Проблемы занятости населения: этнический аспект / Е. Агитов // Журнал ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Мир коренных народов» № 2, 2000 г.
  2. Дж. Американские индейцы: земля, природные ресурсы и самоопределение / Дж. Аттер // Выдержки из книги «Американские индейцы ответы на вопросы сегодняшнего дня». США, 1994 г.
  3. Л.В., Лапина Г. П. Малый бизнес в России в эпоху экономических реформ / Л. В. Бабаева, Г. П. Лапина // Российская академия наук, Институт социологии. Москва, 1997 г.
  4. В.О. Развитие малого предпринимательства в регионе / В. О. Бетин //Дис. к.э.н. Тамбов, 2004 164 с.
  5. Д., Мурашко О. Коренные народы Севера: итоги переписи 2002 г. И политическая ситуация /Д.Богоявленский, О. Мурашко// «Живая Арктика» № 15, 2004. с. 16−22
  6. Бочарников В. Принципы политики сохранения устойчивого биоразнообразия / В. Бочарников// «Живая Арктика» № 15, 2004. с.48−53
  7. Т. Проблемы и перспективы развития традиционного хозяйства коренных малочисленных народов Севера / Т. Бочарникова // Вестник РИТЦ № 3 (9), 2003 г.
  8. Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации /Е.Брагина // Мировая экономика и международные отношения № 6, 1998 с. 127−132
  9. Всеобщее Заключительное Соглашение Коренных народов Юкона (Канада) (UFA)
  10. .М. Как формируется законодательство о коренных народах в Канаде /Б.М.Гуиган// Сборник материалов Российско-Канадского семинара «Территории традиционного природопользования коренныхнародов Севера: опыт Канады и России». Москва, 2002 г. с.22−23
  11. Дж.К. Новое индустриальное общество / Дж.К.Гэлбрейт // Москва, 1969
  12. П. Рынок: как выйти в лидеры /П.Друкер// Практика и принципы. Москва, 1992
  13. Закон ХМАО от 03.05.00 № 27-оз «О государственной поддержке малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе» / в ред. от 31.12.04 № 109-оз // СЗ ХМАО от 25.05.00 г. № 4 част 1, ст.218
  14. Закон ХМАО Югры от 19.03.04 № 6-оз «О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа» // СЗ ХМАО-Югры от 19.03.04 г. № 2 ст. 116
  15. Закон ХМАО от 04.12.01 № 87-оз «О программе государственной поддержки малого предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе на 2002 2003 годы» // СЗ ХМАО от 17.12.01 г. № 11 ст. 1358
  16. Закон о Самоуправлении Коренных Народов Юкона (Канада).
  17. Закон об Удовлетворении Земельных Притязаний Коренных Народов Юкона (Канада)
  18. Закон ХМАО от 08.06.98 № 43-оз «О земле» / ред. от 27.05.04 № 23-оз // СЗ ХМАО май 1998 г. № 5 ст.457
  19. Закон ХМАО от 18.04.96 № 15-оз «О недропользовании» / ред. от 31.12.04 № 94-оз // «Новости Югры» № 3 от 15.01.05
  20. Закон ХМАО от 03.05.00 № 26-оз «Об изъятии и предоставлении земельных участков на территории Ханты-Мансийского автономного округа» /ред.от 15.10.02. № 51-оз // СЗ ХМАО от 25.05.00 № 4, часть 1, ст.217
  21. Закон ХМАО от 29.11.02 № 73-оз «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» / ред. от 30.11.04 № 64-оз // СЗ
  22. ХМАО от 18.12.02 № 11 ст.1415
  23. Закон ХМАО от 19.11.01 № 73-оз «Об общинах коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе"// «Новости Югры», спецвыпуск от 04.12.01
  24. Защита интересов и совершенствование организации хозяйственной деятельности коренного населения Севера/ К. Клоков, В. Дмитриев // Рекомендации. Пушкин. Ленинград, 1990 г.
  25. Земельный кодекс РФ от 25.10.01 г. № 136-Ф3 // СЗ Российской Федерации 2001 г. № 44. ст.4147
  26. В.А. Формирование предпринимательства в России /В.А.Золотухин// дисс. к.э.н. Москва, 1994 г.
  27. Н.Г. Государство и малый бизнес в США. / Н.Г.Золотухин// Наука. Москва, 1987. 175с.
  28. Инструкция № 62 от 15.06.2000 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций»
  29. Итоги социально-экономического развития ХМАО за 2003 год
  30. Канадско-Российской соглашение о сотрудничестве в Арктике и на Севере // Канада, 1992 год
  31. Н.В. Организационно-экономические инструменты развития малого бизнеса в регионах /Н.В.Киселева // Автореферат дис. к.э.н. Тамбов, 2003 г. 32. Конституция Канады 1982.
  32. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утверждённая Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440 // СЗ Российской Федерации 1996 г. № 15. ст. 1572
  33. Концепция региональной политики социально-экономического развития малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе (на международное десятилетие коренных народов Мира)// Екатеринбург, Ханты-Мансийск: 1996 г.
  34. Закон ХМАО от 07.05.02 № 27-оз «О программе социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа на период с 2002 по 2006 годы»
  35. В.М. Российский Север: проблемы, вопросы, решения / В.М.Куриков/ЛЭОО «Алфавит». СПб, 1996 г.
  36. В.М. Социально-экономические проблемы сохранения и развития коренных малочисленных народов Севера / В. М. Куриков // ООО «Алфавит». СПб, 1999 г.
  37. В.М. Стратегия развития северных этносов /В.М.Куриков// Екатеринбург, Ханты-Мансийск, 1999 г.
  38. В.М. Ханты-Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие / В. М. Куриков // Издательский дом «Зевс». Екатеринбург, 2000 г.
  39. В.М. Экономка северных этносов: базис и независимость / В.М.Куриков//Издательство Томского университета. Томск, 1999 г.
  40. В.М. Югра энергетическое сердце России / В.М.Куриков// ООО «Алфавит». СПб, 2001 г.
  41. Лиз Д. Как мы добились Соглашения по управлению природными ресурсами Юкона /Д.Лиз // Сборник материалов Российско-Канадского семинара «Территории традиционного природопользования коренных народов Севера: опыт Канады и России». Москва, 2002 г. с.31−34
  42. Н.Л. Мелкое производство и социализм / Н. Л. Лушина // Наука. Москва, 1988.- 127с.
  43. К. Капитал / К. Маркс // Т. 1. М., 1978.
  44. В.В., Удалова И. В. Традиционное хозяйство народов Севера и нефтегазовый комплекс / В. В. Мархинин, И. В. Удалова // Социологическоеисследование в ХМАО. Наука. Новосибирск, 2002.
  45. Мархинин В. В. Северные этносы во взаимодействии национальных культур/В.В.Мархинин//Наука. Новосибирск, 1990.
  46. Материальное накопление в условиях рыночной экономики // Наука. Москва, 1991 г.
  47. Меморандум о взаимопонимании (MOB) о сотрудничестве в области развития Севера и решения проблем коренных народов Севера, между МДИРС и Российской Федерацией, 1997 год
  48. Дж. Основы экономической теории / Дж. Миль // Соч. в 3-х т. М. 1981 г.
  49. Мир коренных народов № 2 2000г. // Журнал ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
  50. О. Политика РФ в отношении прав коренных малочисленных народов в России в условиях реформы федерального законодательства /О.Мурашко//http://www.raipon.org/russiansite/legisIation/stateduma/./reformlegislatio n2004. htm
  51. От патернализма к партнерству, строительство новых отношений народов Севера и государства / А.Н.Пилясов// Магадан, 1998 г.
  52. Перечень успехов, проблем и извлеченных уроков в ходе реализации ИНРИПП- 2'
  53. М.Н. Основы экономики и предпринимательства /М.Н.Петров// Издательский дом Герда. СПб, 2001.- 320 с. 61. «Положение о статусе родовых угодий в Ханты-Мансийском автономном округе"// «Новости Югры» № 44 от 03.03.92 г.
  54. Постановление Правительства ХМАО от 28.04.2000 г. № 45-пп «О межведомственной комиссии по лицензированию недр и водных объектов» // СЗ ХМАО от 14.06.00 № 5 ст. ЗЗЗ
  55. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа № 7-п от 1 марта 2000, приложение 5 // СЗ ХМАО от 19.04.00 № 3 ст.205
  56. Предложение Финляндии Арктическому Совету «Развитие современного производства и переработки продукции в условиях устойчивого оленеводства в период 2002 2005г.г.»
  57. Предпринимательство России: очерки прошлого, настоящего, будущего. (Монография) / В. М. Юрьев, И. В. Грошев, В. Д. Мамонтов, Смагина В.В.// Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. Тамбов, 2002 г. 355с.
  58. Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 2001 г. г.» / одобрена Постановлением Правительства РФ от 14.02.2000 г. № 121//СЗ Российской Федерации 2000 г. № 8. ст.959
  59. Программа создания институтов для коренных малочисленных народов Российского Севера (ПИКН)
  60. Проект по институционному строительству для коренных малочисленных народов Севера России (ИНРИПП 1), ИНРИПП — 2
  61. Пути выживания народов ханты и манси / И. В. Лукина, З. С. Рябчикова, О. Р. Кузьмина // Материалы международной научно-практической конференции. Ханты-Мансийск, 1993 г.
  62. А.И. Примеры образования территорий традиционного природопользования в Российской Федерации / А. И. Райшев // Сборник метериалов семинара АКМНСС и ДВ (Канада). Приложение к альманаху «Мир коренных народов Живая Арктика». Москва, 2002 г. с.56
  63. Резолюция съезда представителей малого и среднего бизнеса Югры «10лет малому предпринимательству // Итоги и перспективы развития на Севере России». Ханты-Мансийск, 2004 г.
  64. Рекомендации круглого стола «Проблемы и пути совершенствования охраны здоровья сельского и аборигенного населения Севера» Москва, 11 апреля 2005 г.
  65. Д. Начало политической экономии и налогового обложения / Д. Риккардо// Соч. в 3-х т., Т.1. Госполитиздат. Москва, 1955 г. 360с.
  66. Северные народы России на пути в новое тысячелетие // Сборник документов, статей, воспоминаний и размышлений. Москва, 2000 г.
  67. А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит//Москва, 1967.- 805 с.,
  68. Соглашения о Самоуправлении Коренных народов Юкона (Канада) от 14 февраля 1995 года
  69. П.В. Современные проблемы коренных народов России / П.В.Суляндзига// Сборник материалов Российско-Канадского семинара «Территории традиционного природопользования коренных народов Севера: опыт Канады и России». Москва, 2002 г. 8−10
  70. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономии /Ж.Б.Сэй// Москва, 1986 г.
  71. Текущий контекст российско-канадского сотрудничества на Севере // Из документов по реализации проекта ИНРИПП-2
  72. А.Н. Связи монополистического капитала с мелким и средним бизнесом /А.Н.Ткаченко// Мировая экономика и международные отношения № 8, 1982. с.56−64.
  73. М. Перспективы проекта «Адаптация канадского опыта образования традиционных территорий коренных народов к условиям России / М. Тодышев// «Живая Арктика» № 15, 2004. с.38−43
  74. Указ Президента РФ от 22.04.92 г. № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера» // Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992 г. № 18. ст. 1009
  75. Указ Президента РФ от 4.04.1996г. № 491 «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» / с изм. 14.11.97, 06.01.99 // СЗ Российской Федерации 1996 № 15. ст1583
  76. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 26.04.95 № 4-оз / ред. От 30.12.03 № 77-оз // СЗ ХМАО — Югры от 16.11.00 № 10 ст.722
  77. Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 1997 г. г. / утв. Постановлением Правительства РФ от 18.12.1995 г. № 1256 // СЗ Российской Федерации 1996 г. № 2. ст. 100
  78. Федеральный закон РФ от 07.05.01 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации 2001 г. № 20. Ст. 1972
  79. Федеральный закон РФ от 11.10.91 г. № 1738−1 «О плате за землю» // Российская газета 1991 г. 30 октября
  80. Федеральный закон РФ от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» /в ред. Федерального закона РФ от 22.08.04 № 31-ФЗ // СЗ Российской Федерации 1995 г. № 25. ст.2343
  81. Федеральный закон РФ от 19.06.96 г. № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» // СЗ Российской Федерации 1996 г.№ 26. ст. 303 0
  82. Федеральный закон РФ от 20.07.00 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ» // СЗ Российской Федерации 2000 г. № 30. ст.3122
  83. Федеральный закон РФ от 24.07.02 г. № 101-ФЗ «Об обороте земельсельскохозяйственного назначения» // СЗ Российской Федерации 2002 г. № 30. ст.3018
  84. Федеральный закон РФ от 30.04.99 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» // СЗ Российской Федерации 1999 г. № 18. ст.2208
  85. Т.Г. Пути перехода к рынку аборигенов Югры // Сборник тезисов докладов международной конференции «Коренные народы. Нефть. Закон». Ханты-Мансийск, 1998.
  86. Т.Г. Экономика традиционного природопользования коренных малочисленных нардов Севера / Т.Г.Харамзин// Издательство ИКАР. Москва, 2001 г.
  87. Т.Г., Хайрулина Н. Г. Социально-экономическое развитие обских угров на этапе перехода к рыночным отношениям / Т. Г. Харамзин, Н.Г.Хайрулина// По материалам социологических исследований. ГУИПП «Полиграфист». Ханты-Мансийск, 1998г
  88. И. Теория экономического развития / И. Шумпетер// Москва, 1982
  89. Информационный центр Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации http.7/win.mail.ru/cgi-bin/readmsg?id=11 151 092 000 000 028 672:00:2:2
Заполнить форму текущей работой