Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Роль государства в становлении социальной безопасности в современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концепция" утверждает, что безопасность-это система защиты индивида, общества и государства, но не утверждает, что индивид, общество и государство являются одновременно и угрозами по отношению друг к другу. Общество в силу особой организации может и выступает как угроза индивиду и государству, государство в определенных случаях выступает такой же угрозой по отношению общества и индивида… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая Основные понятия иктура социальной безопасности
    • 1. 1. Социальная безопасность: определение понятия социальной безопасности, объекта, угроз и субъекта
    • 1. 2. Базовые элементы структуры социальной безопасности
  • Глава вторая. Государство и социальная безопасность
    • 2. 1. Современное государство как инструмент социальной безопасности и снижения угроз
    • 2. 2. Социальная политика как государственный инструмент социальной безопасности
  • Глава третья. Становление социальной безопасности в современной России
    • 3. 1. Социально-экономическое положение российского общества и социальная безопасность
    • 3. 2. Социальная политика российского государства и социальная безопасность

Роль государства в становлении социальной безопасности в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема обеспечения социальной безопасности приобрела особую актуальность для всех государств постсоветского пространства, в которых экономические реформы породили множество острых социальных проблем на уровне их пороговых значений".1.

Для российского общества и каждого гражданина России социальная безопасность актуальна по двум причинам. Первая причина связана с тенденцией снижения производительной силы российского общества. Вторая — со стремлением высших классов общества обеспечить при этом себе высокий процент прибыли.

Эти две ¦ противоположные тенденции определяют положение основной массы наемного труда, делают его непрочным, уязвимым от незначительных экономических перепадов и коньюктуры. Основная масса наемного труда в России, не обладая достаточными средствами к жизни, влачит сегодня жалкое социальное существование. В обществе создан устойчивый слой людей, который не может существовать без государственной поддержки.

Рынок, в конечном счете, продуктивный механизм для достижения общественного богатства. И это его положительная сторона должна культивироваться государством в большей степени.

Однако рынок неоднозначно оказывает воздействие на социальную безопасность различных слоев российского общества. Сдерживание разрушительной силы прибыли становится одной из приоритетных задач российского государства. Это направление политики государства — регулиро.

1 Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М., Наука, 2001. С. 530. вание прибыли в различных ее видах — имеет своей основополагающей целью создать систему социальной безопасности.

Отсутствие в свое время законодательной регламентации первоначального накопления капитала в России привела к многочисленным злоупотреблениям, которые часто служили и служат основным источником неоправданно резкого роста социальной дифференциации, что вызывает значительную социальную напряженность. Это есть следствие процесса перераспределения собственности, которое происходило в условиях приватизации. В обществе образовался «социальный расплав» — это огромное количество маргиналов, загнанных в ситуацию чисто физиологического выживания.

Идея минимизации затрат на содержание рабочей силы по сути дела является лейтмотивом философии продолжающихся реформ в России. Расширяется группа населения с постоянно низкими доходами. В противоположность этой группе в стране сформирован слой людей, чьи доходы становятся высокими и сверхвысокими. В России проблема нарастания имущественного расслоения и расширения нищеты и бедности приобрела с началом реформ особые масштабы и остроту. Сформировалась устойчивая группа территорий с высокой концентрацией бедного населения.3.

Эти характерные особенности отличают Россию и 2003 года. Некоторое замедление ухудшения положения наемных работников в последнее время связано в первую очередь с действиями Президента страны В. В. Путина. Его действия на этом посту не позволили, по выражению московского политолога С. Телегина-«оскотиниться» российской буржуазии.

Основная доля богатства сегодня приходится на незначительный круг лиц и приобретено оно не за счет эффективного использования капиталов в производстве, а за счет перераспределения природной ренты, тру.

2 См.: Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991 — 1997. М., 1998. С. 902.

3 См.: Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991 — 1997. С. 903. да и капиталов. Данные статистики середины 90-х годов показывают, что основные доходы создавались не в перерабатывающей промышленности, а в добывающей и торговой сфере.

По оценкам социологов слой сверхбогатых людей в России составляет около 1% населения, 3−5% - слой богатых по мировым стандартам. На фоне обеднения значительных слоев населения. формирование социальной группы сверх богатых людей создает социально-психологическую атмосферу напряженности.4 Потеря основной массой населения устойчивого социального положения так же создает эту напряженность и снижает уровень социальной безопасности.

Рассматриваемая в диссертационном исследовании проблема не получила сегодня в отечественной политологической литературе достаточного внимания. А это говорит о том, что проблема социальной безопасности еще не стала широкой общественной проблемой. Ей уделяется внимание тогда, когда наемные работники начинают бастовать: стучать касками на Горбатом валу в Москве, перекрывать авто — и железнодорожные магистрали федерального значения. Эта проблема оживает и тогда, когда голоса избирателей перетекают к партиям левого толка. О ней вспоминают и тогда, когда крупный и мелкий бизнес страдает от действий государства.

Понятие «социальной безопасности» вводят в современный научный оборот исследователи Института социально-политических исследований (ИСПИ) РАН в начале 90-х годов прошлого века. Их исследования социально-политической ситуации в России позволили им определить причины и тенденции снижения социальной безопасности населения на каждом этапе «неолиберльных реформ» в стране.5.

4 См. Беляева Л. Л. Социальная модернизация в России в конце XX века. М., 1997. С. 61 -76.

5 Россия: новый этап неолиберальных реформ: Социальная и социально-политическая ситуация в первой половине 1997 года/Под ред. Г. В. Осипова (руководитель), В. К. Левашова, В. В. Локосова. М., Республика, 1997; Новый курс России: предпосылки и ориентиры. Социальная и социально-политическая ситуация в России. Год 1995;й./Под ред. Г. В. Осипова (руководитель), В. К. Левашова и В. В. Локосова. М. Acade-mia, 1996; Иванов В. Н. Россия: обретение будущего. Изд. 3-е доп., М., РИЦ ИСПИ РАН, 1998; Осипов Г. В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приориткеты. М., Фонд содействия развитию социальных и политических наук. 1997.

Получила развитие такая отрасль знания} как социология безопасности, а так же ее разделы, связанные с формированием культуры безопасности в трансформирующемся обществе.6 Происходит философское осмысление безопасности.

В научный оборот вводится «гуманитарная безопасность» как предмет политологического анализа, актуализируется политика гуманитарной о безопасности. Уделяется внимание проблемам социальной безопасности личности, общества и государства, разрабатываются учебные курсы «Социально-политическая безопасность личности, общества, государства».9 Поднимаются вопросы, связанные с безопасностью социально-трудовой сферы. 10 В журнале «Безопасность Евразии» вводится рубрика «Политология безопасности».

Однако необходимо констатировать то, что политология безопасности и социальной безопасности не получила должного развития, а политологические аспекты социальной безопасности не рассматриваются в политической науке. Социальная безопасность рассматривается либо в контексте социального измерения безопасности, 11 либо в контексте социальных последствий экономической безопасности, 12 либо в контексте возвратного права, 13либо в системе национальной безопасности, 14либо в контексте.

6 Кузнецов В. Н. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе/Приложение к журналу «Безопасность Евразии», М., Республика, 2002.

7 См.: Кузнецов В. Философия и социология безопасности: К десятилетию (1992;2002) служения авторов и организаторов журнала «Безопасность» народам России, обществу и государству//Безопасность Евроа-3nn=Security&-Eurasia. M., 2001; Рыбалкин Н. Н. Философия безопасности. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

8 Сергеева Л. Основы гуманитарной безопасности: опыт политологического анализа/Безопасность Евразии, 2000, № 1- Сухарев А. Политика гуманитарной безопасности (К вопросу о теории политики и практике безопасности)/ Безопасность Евразии, 2000, № 1.

9 Силласте Г. Социально-политическая безопасность как составная часть общей концепции национальной безопасности.//Безопасность. 1995. № 5−6- Силласте Г. Социальная безопасность личности, общества и государства/Безопасность Евразии, 2000, № 1- Силласте Г. Социально-политическая безопасность личности, общества, государства/Безопасность Евразии, 2001, № 2;

10 Фетисов Э. Социально-трудовая сфера и безопасность/Безопасность Евразии, 2000, № 1.

11 См.: Дзлиев M., Романович. А., Урсул А. Безопасность России: социальное измерение//НАВИГУТ=ЫАУЮиТ. М&bdquo- 2001, № 4.

12 См.: Богданов И. Я. Экономическая безопасность и ее социальные последствия: Автореферат диссерт. на соискание доктора наук. М. 2000.

11 См.: Минин Б. А. Возвратное право: социальная безопасность и общественное разви-тие/Междунар.акад.обществ.развития и др. М. 2002.

14 См.: Миняев С. С. Социальная безопасность в системе национальной безопасности: проблема определе-ния//Россия и мир: гуманитарные проблемы. СПб., 2001. Вып. 1. глобализации, 15либо в контексте положения различных демографических и профессиональных групп населения в стране.16.

Методологические и теоретические основы исследования проблемы, анализируемой в диссертации, базируются на классических и современных представлениях о социальной безопасности и роли государства в ее становлении. Методологическими предпосылками и основаниями работы выступают фундаментальные положения системно-формационной теории, институционального анализа, метода историко-сравнительного исследования, диалектико-материалистического метода исследования государства и социальной политики. При этом автор руководствовался требованиями основополагающих гносеологических принципов восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического в познании.

Эмпирической базой исследования послужили данные отечественной и зарубежной статистики, результаты отечественных и зарубежных эмпирических исследований, материалы периодической печати.

Целью исследования является анализ роли государства в становлении социальной безопасности в современной России. Для достижения цели исследования в диссертации представлена попытка решить следующие задачи: определить сложившиеся теоретические подходы анализа безопасности и социальной безопасностираскрыть предмет и основные понятия политологии социальной безопасностипроанализировать структуру социальной безопасности и дать характеристики элементов данной структуры;

15 См.: Левашов В. К. Глобализация и социальная безопасность//Социс, 2002. № 3- Яновский Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999.

16 Гундаров И. А. Пробуждение: пути преодоления демографической катастрофы в России//Фонд нац. и межд.безопасности. М. Беловодье. 2001; Базарный В. Ф. Спасем детей — спасем Россию!//Безопасность. М., 2001; Рыков С. Л. Социальная безопасность военнослужащих женщин//Безопасность. М., 2001. показать роль и значение государства в становлении социальной безопасности и снижении угроз в обществе и современном российском обществевскрыть социально-политический механизм становления социальной безопасности и снижения угроз в обществе и современном российском обществе.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации предпринята одна из первых попыток в отечественных политологических исследованиях разработки концепции социальной безопасности, определена роль государства в формировании социальной безопасности и в становлении социальной безопасности в современной России. В процессе реализации названной цели и решениг связанных с этим исследовательских задач, были получены следующие имеющие научную новизну результаты и положения, выносимые на защиту: разработана оригинальная концепция социальной безопасностиопределены понятия: «социальная безопасность», «структура социальной безопасности», «элементы структуры социальной безопасности" — показан взаимообусловливающий характер элементов структуры социальной безопасностидоказано, что российское государство является активным субъектом становления социальной безопасности и снижения социальных угроз в современной Россииобосновано включение в систему социальной безопасности социальной политики как ее институционального основанияобосновано, что усиление конфликта между российским государством и бизнесом определяется требованиями социальной безопасности.

Теоретическая и практическая значимость проведенного анализа состоит в разработке принципиальных положений концепции социальной безопасности.

Результаты проведенного анализа и новые теоретические положения могут быть использованы в дальнейшей разработке теоретических основ взаимодействия государства и общества.

Обоснованные в диссертационном исследовании выводы и научные положения могут выступить методологическим основанием для исследований в области социальной безопасности и предотвращения социальных угроз. Выводы, обобщения, материалы диссертационного исследования могут быть использованы в подготовке учебных курсов по «Политологии социальной безопасности», «Социальной политике», «Политологии», «Конфликтологии» для студентов и аспирантов высших учебных заведений.

Основные выводы и положения исследования докладывались автором на различных международных, республиканских и региональных научных конференциях и семинарах:

Научно-практическая конференция в Северо-Западном филиале Российской правовой Академии Министерства юстиции Российской Федерации «Роль юстиции в современном мире», посвященной 200 летию Министерства юстиции, Санкт-Петербург 14 декабря 2001 г.- второй научно-общественный Форум «Формирование гражданского общества в России», Санкт-Петербург февраль 2002 г.- Дни петербургской философии, ноябрь 2003 г.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры конфликтологии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета 18 декабря 2003 г. и рекомендована к защите.

Диссертация состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы. Общий объем работы 173 страницы текста в компьютерной верстке.

Заключение

.

Государство, оказывая воздействие на частную собственность, конкуренцию и социальную дифференциацию, определяет легитимный характер борьбы различных социальных сил в обществе. Борьба ведется.: за собственность, ее сохранение и приумножение, за сохранение конкурентно способности участников социального процесса, сохранение социальной дифференциации. Т. е. государство по большому счету воспроизводит основания своего существования — особую степень различий в обществе начиная с разделения труда, и заканчивая разделением представлений у каждого отдельного индивида. Следуя за своими основами, государство находит в каждом различающим себя субъекте некоторое единство, которое необходимо только ради того, чтобы воспроизводились всевозможные отличия. Таким из многих единств является социальная безопасность.

Социальная безопасность — это вся совокупность условий необходимых для жизни как отдельных индивидов, так и всех политических, экономических и социальных структур. В другом случае социальная безопасность может быть представлена как совокупность материально-вещественных и духовных условий, способствующих, с одной стороны, сохранению действительных связей, с другой стороны, — изменению этих связей. В такой двойственности социальной безопасности заключается парадокс или противоречие, которое позволяет тем условиям, которые способствуют не опасному сохранению и изменению индивида и всех структур общества, объективироваться как по отношению к индивиду, так и по отношению к обществу. Социальная безопасность приобретает форму отношений, которые покоятся на частной собственности, конкуренции, социальной дифференциации и конфликте. Последние отношения образуют элементы безопасности общества в целом и социальной безопасности в частности как особых отношений представленных как отношения дохода (заработной платы и прибыли).

В отношениях дохода выражены интересы различных слоев общества, а его дифференциация указывает на то, какой должна быть социальная безопасность, что угрожает этой безопасности^ кто является носителем социальной безопасности. Доход-такое понятие и действительное отношение, где сталкиваются интересы различных слоев общества, ибо ко. дсем этим различным слоям сам доход относится различно. Последнее связано с тем, что в отношения дохода вступают индивиды с различной собственностью, с различной конкурентной способностью, с различным социальным положением.

То, что их всех, в конечном счете, объединяет — это богатство общества. А тем самым все, что мешает индивидам производить этого богатство, превращается в угрозы, а само богатство в жизненно важные интересы. Поэтому получается, и эта идеология закреплена в «Концепции национальной безопасности России», что безопасность есть состояние защищенности жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз, а в разряд угроз относится все, что противодействует экономическому росту, политическому могуществу, политической и социальной стабильности. Потому социальная дифференциация выступает в качестве угрозы, а не является элементом социальной безопасности, а частная собственность и конкуренция не упоминаются ни в качестве угроз, ни в качестве элементов социальной безопасности.

Концепция" утверждает, что безопасность-это система защиты индивида, общества и государства, но не утверждает, что индивид, общество и государство являются одновременно и угрозами по отношению друг к другу. Общество в силу особой организации может и выступает как угроза индивиду и государству, государство в определенных случаях выступает такой же угрозой по отношению общества и индивида. С индивидом происходит то же самое. Система защиты как бы отделяется от всех субъектов безопасности, тогда как в действительности безопасность положена в существующих отношениях вместе с субъектами этих отношений. А коли это так, то безопасность-это не состояние защищенности, а общественные отношения, не позволяющие индивидам и государству осуществлять опасные действия. Поэтому государство как носитель особых отношений не позволяет индивидам осуществлять опасные действия в отношении самого себя, индивид — не позволяет осуществлять государству опасных действий как в отношении себя, так и индивида. С обществом происходит то же самое. Разрушение отношений внутри общества равносильно его гибели.

Государство в современном обществе выступает основным субъектом безопасности. Таковым является и российское государство. Это происходит потому, что под его контролем находятся отношения в обществе, под его контролем находится индивид. Оно формирует систему правовых отношений, систему гарантированных отношений, систему социальных отношений. Оно определяет степень и силу опасности и безопасности всех отношений в обществе. Оно конституирует и элементы безопасности, делает их легитимными.

Индивид со своей стороны формирует так же систему своей безопасности, но это делается с опорой на разработанную государством систему безопасности. В связи с таким взглядом на безопасность и социальную безопасность сама «Концепция национальной безопасности России» должна получить адекватное название, а именно: «Концепция государственной безопасности России», в которой должны быть выписаны все обязательные отношения в общем, виде, и которым бы следовал каждый гражданин страны.

Всеобщий кодекс безопасности и социальной безопасности может быть представлен в общем виде и только тогда, когда отношения в обществе примут устойчивый характер. Сегодня же можно обойтись теми законами, которые определяют экстремальные действия индивидов и их организаций, а тем самым определены принципы всех отношений всех организаций с государством. Создать общий для всех Кодекс безопасности и социальной безопасности невозможно еще и потому, что та основа, на которой базируется современное российское общество — частная собственность, конкуренция и социальная дифференциация и конфликт — порождает всевозможные угрозы и борьбу как угрозу.

Особенное значение в отношениях социальной безопасности играет социальная дифференциация. Социальные различия связаны, и об этом уже упоминалось, с различиями в денежном доходе. Анализ, проведенный нами, показал, что степень или уровень социальной безопасности наемного труда зависит от той доли богатства, которой он обладает. Доля богатства необходимая наемному труду зависит от потребностей. Фиксируя факт того, что все трудовые конфликты проистекают по причине задержки по выплатам заработной платы и ее величины, мы пришли к выводу о том, что отношения между заработной платой и прибылью являются жизненно важными как для бизнеса, так и для наемного труда. В связи с чем вопрос о заработной плате и прибыли приобретает политический характер, а отношение государства как к заработной плате, так и к прибыли, должно приобрести значимый характер, чего нельзя сказать о сегодняшнем российском государстве. Значимый характер должна приобрести зависимость заработной платы и прибыли от роста производительности труда.

Российское государство за этот недолгий реформенный период сделало все для того, чтобы прибыли, процент и рента достигали баснословных величин, за счет минимизации затрат на воспроизводство рабочей силы. Сегодня в стране самая дешевая рабочая сила. Ее значимость определяется порогами физического выживания. Основная доля денежных средств расходуется на питание и самые необходимые товары длительного пользования, вошедшие в минимальный стандарт.

Российское государство как в прошлом, так и в настоящем, не смогло решить главной социальной проблемы — социального неравенства. Оно его только своими действиями усугубило, породило классы, которые на свой лад присваивают прибавочную стоимость, посредством легитимации частной собственности и конкуренции. Социальная дифференциация, или расслоение, стала основной опасностью, той своей стороной, которая порождает корысть. Корысть как форма отношений поразила все слои общества, а преступления, совершаемые в корыстных целях, стали самыми распространенными в современной России.

Задача российского государства заключается в том, чтобы установить разумное соотношение между заработной платой и прибылью. Для чего необходимо переосмыслить цели и задачи социальной политики государства. Требуется расширить представления о ней. Признать за ней необходимость оказывать воздействие на основные издержки производства, соотношение форм собственности, разумно формировать объемы государственных социальных фондов и частных инвестиционных социальных программ. Современной социальной политике необходимо с доверием от-носи^ч5я к опыту крупных компаний, взявших на себя социальную ответственность по социальному обеспечению своих работников. Больше активизировать бизнес на решение социальных проблем, увязать повышение заработной платы и иные выплаты работникам и управленцам с производительностью труда, т. е. развитие общества и каждого отдельного гражданина поставить в зависимость от роста производительности труда.

Задача российского государства заключается в том, чтобы создать систему социальной безопасности для всего населения страны. Что требует от него усиления контроля над функционированием частной собствена ности, поддержки государственной, муниципальной" и иный форм — общественной собственности. Собственность, выраженная в правах, согласно Р. Коузу, тождественна праву на безопасность, на защиту от экспроприации, социальную защиту. Поэтому разумное сочетание различных форм собственности, актуализация различных форм общественной собственности есть серьезная перспектива становления системы социальной безопасности в России.

Задача российского государства заключается так же в том, чтобы в ближайшей перспективе снизить уровень социальной дифференциации. Степень социальной дифференциации должна быть обоснована как ростом производительности труда в обществе, так уровнем развития потребностей индивидов. Снижение степени социальной дифференциации — тот ориентир политики государства в становлении системы социальной безопасности.

Задача российского государства заключается так же в том, чтобы поддерживать конкуренцию исходя из требований научно-технического прогресса и роста благосостояния населения страны. Не оправданная этими основаниями конкуренция излишня и пагубно сказывается на становлении системы социальной безопасности в России.

Задача российского государства заключается так же в том, чтобы снизить уровень конфликтности в обществе. Высокий уровень конфликтности в российском обществе пагубно сказывается на становлении системы социальной безопасности. Политика государства, не учитывающая интересы основной массы населения, провоцирует усиление конфликтности в обществе. Государство обязано стимулировать социально-политическую деятельность как механизма предупреждения и разрешения конфликтов. Социальная политика при этом должна получить законодательное закрепление не только посредством определением социальных прав и гарантий, но и посредством разработки закона о социальной политике российского государства, определить и обозначить меру ответственности государст.

138 См.: Народная партия — альтернатива выбору между правыми и левыми. M. 2003. С. 42. венных и социальных институтов за формирование социальной безопасности в стране.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Б. Регулирование социальных вопросов: государственная политика, политика занятости и доходов/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 1997, № 14(59).
  2. A.IO. Игра в жизнь: Государство и личность. Болезни современного общества. Суррогатное саморазрушительное поведение. СПб., Политехника, 1999.
  3. Андрей Нещадин: «И бизнесу, и власти жизненно необходимо повысить свой авторитет у общества"//Человек и труд, № 12, 2003.
  4. Г. П. Политическая социология. Курс лекций. СПб., Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2000.
  5. А. Человек с бамбуковой палкой/Ведомости, 2002, 12 сентября.
  6. В.А., Еремеев С. Г. Десятилетие либеральных реформ и перспективы гражданского общества в России//Граждапский Форум. Выпуск 2, СПб., 2002.
  7. В.А. Региональный политический ландшафт России: столкновение интересов. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
  8. М. Как выйти из порочного круга «экономики бедности»?//Человек и труд, № 11- 12,2003.
  9. В.В. Экономическая безопасность государства: Моногра-фия/Петр.акад.паук и искусств, Межрегиоп. агепство экон.безопасности. М., Аванти, 2001.
  10. Безопасность и здоровье нации/Отв. Ред. А. И. Долгова. М., 1996.
  11. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты./Юсповополагающие государственные документы. Часть 1., М., МГФ «Знание», 1998.
  12. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты./Юсиовополагающие государственные документы. Часть 2., М., МГФ «Знание», 1998.
  13. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. Пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой. Послесл. А. Филиппова. М., Прогресс-Традиция, 2000.
  14. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., «Academia», 1999.
  15. Беляева J1.А. Социальная модернизация в России в конце XX века. М., 1997.
  16. А. Генеология богатства. Корни российского высшего класса находятся в советской номенклатуре//Эксперт Северо-запад, № 19, 2002, 20 мая.
  17. А. Всеобщая организационная наука. (Тектология). М., 1917.
  18. И.Я. Экономическая безопасность и ее социальные последствия: Автореферат диссерт. на соискание доктора наук. М. 2000.
  19. И.Я., Калинин А. П., Радионов Ю. Н. Экономическая безопасность России: цифры и факты. М., 1999.
  20. Т., Топилина В. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы//Социс. 2001. № 6.
  21. Ф. Современная социальная политика: между планом и рынком. Учебное пособие. М. Градарика. 1996.
  22. А.И. Национальная и техногенная безопасность России (проблемы взаимосвязи). Монография. М., Манускрипт, 1998.
  23. А.И., Сальников В. П., Степашин С. В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. Санкт-Петербургский университет МВД России, 1999.
  24. М. Избранные произведения. М., 1990.
  25. Т. Теория праздного класса. Наука, М., 1981.
  26. Владимир Устинов: Глубоко ли копают прокуроры. Признание Генерального прокурора Президенту, коллегам и гражданам страны/Российская газета, 2002, 14 февраля.
  27. А.В. Внутренние и внешние угрозы национальной безопасности Российской Федерации: основные понятия, классификация, содержание. М., РАГС, 1998.
  28. А.В. Концептуальные подходы к обеспечению национальной безопасности. М., 1998.
  29. А.В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., 1999.
  30. А.В. Система жизненно важных интересов Российской Федерации: сущность, содержание, классификация, механизм согласования. М., РАГС, 1998.
  31. А.В., Прохожев А. А. Безопасность России: современное понимание, обеспечение. М., Росэкономфонд «Созидание», 1998.
  32. А.В., Прохожев А. А. Государственное управление и национальная безопасность России. М., РАГС, 1999.
  33. А. Вслед за Барбадосом/Советская Россия, 2003, 22 ноября.
  34. Н. Жизнь по кодексу. «ЛУКОЙЛ» узаконил социальные гарантии/Российская газета, 2002, 17 декабря.
  35. Н.И. Перспективы системы государственно-правового контроля// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  36. И.Н. Национальная безопасность Российской Федерации: Проблемы правового регулирования, СПб., СПбУ МВД России, 2000.
  37. А.В. Взаимосвязь государства и гражданского общества в урегулировании политических конфликтов// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  38. А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика (теоретико-методологический анализ). М., Эдиториал УРСС, 2000.
  39. В.И., Пусько B.C. Национальная безопасность. М., ВУ, 1997.
  40. И.А. Хозяйственно-социальная иерархия в России до и после пере-стройки//Социс. 1995. № 4.
  41. М.К. Государство и общество в современной России: проблемы и перспективы// Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. Материалы международного симпозиума 23 24 мая 1997 г. М., РНИ-СиНП, 1997.
  42. Е. Реформа обязательного медицинского страхования в бездействии/Известия, 2004, 16 января.
  43. Государственно-правовые основы обеспечения безопасности в Российской Федерации. СПб., Санкт-Петербургский государственный университет, 1999.
  44. Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике/РАН. Ин-т мировой экономики и междунар.отношений. М., Наука, 2001.
  45. Гражданский Форум. Выпуск 2. СПб., Изд-во СПб. философское общество, 2002.
  46. Гражданское общество и проблемы безопасности в России. Материалы «круглого стола"//Вопросы философии. 1995, № 2.
  47. ., Иванова С., Проскурина О. Добровольное бремя. Промышленники тратят на социальную сферу 1% ВВП./Ведомости, 2003, 3 декабря.
  48. Гуманитарные технологии и политический процесс в России. Сб. Статей под ред. Л. В. Сморгунова, СПб., Из-во С.-Петерб.ун-та, 2001.
  49. JI.C. Человечество на рубеже веков: Показатели социально-экономического развития стран мира. М., Логос, 2003.
  50. А.В. Теоретико-методологические аспекты обеспечения общественной безопасности Российской Федерации, М., Прогрессивные Био-Медицинские технологии. 2000.
  51. Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Ев-ропе//Вопросы философии. 1990. № 9. С. 74.
  52. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы/Пер. с нем., М., «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2002.
  53. Р. Тропы из утопии/Пер. с нем. Б. М. Скуратова, В. Л. Близнекова, М., Праксис, 2002.
  54. О.С. Если мы такие умные, почему мы не такие богатые (Ценностно-мотивационные особенности представителей политической и бизнес -элит)//Вестник политической психологии, № 1, 2001.
  55. Делевский 10. Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории, С. Петербург, Типогр. т-ва «Общественная польза», 1910.
  56. T.A. Потери человеческого капитала России в 90-е годы вклад преждевременной смертности/Ип-т соц.-полит.исслед. -М., ИСПИ РАН, 2001.
  57. М., Романович. А., Урсул А. Безопасность России: социальное измере-HHe//HABHrYT=NAVIGUT. М., 2001, № 4.
  58. В.М. Здоровье как социальная проблема.//Социально-гуманитарное задание, 1999, № 6.
  59. А.П. Методологические основы общей теории национальной безопас-ности/Юбщая теория безопасности: Учебное пособие. М., ВАГШ, 1994.
  60. С.В. Государственные преступления против основ конституционного строя и безопасность государства и государственная преступность, М., Норма, 1999.
  61. В.В. Прошлое, настоящее и будущее России в программных документах современных политических партий// Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. Материалы международного симпозиума 23 24 мая 1997 г. М&bdquo- РНИСиНП, 1997.
  62. B.C. Экономическая безопасность России. М, Юрист, 1997.
  63. А.К. Социальный конфликт. М., Academia, 2000.
  64. В.И., Ильчиков М. З. Терроризм глобальная проблема современности. М., Ин-т международного права и экономики, 1996.
  65. Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общест-ва//Социс. 2001. № 8.
  66. Л. Как в воду глядел. Предвыборный пиар шустеров на боевом взводе/Советская Россия, 2003, 16 сентября-
  67. Л. Современное русское общество и civil society: границы иаложения.//Рго et Contra. М., осень 1997.
  68. Л.Г., Ковалева Н. В. Потребительский рынок и благосостояние (по результатам массовых опросов)//Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития/Общ. ред. Т. И. Заславской.-М.- Аспект Пресс, 1995.
  69. Г. «Реформы» в порочном кругу /Правда, 2002, 2−3 апреля.
  70. Г. А. Неутешительный диагноз положения страны/Советская Россия, 2003, 6 февраля-
  71. В.Н. Россия: обретение будущего (размышление социолога). Изд. 3-е, доп., М&bdquo- РИЦ ИСПИ РАН, 1998.
  72. В.Н. Россия: обретение будущего. Изд. 3-е доп., М., РИЦ ИСПИ РАН, 1998- Осипов Г. В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., Фонд содействия развитию социальных и политических наук. 1997.
  73. А.В., Маланичев Ф. Г., Палий А. И., Шпаковский Ю. Г. Гражданская защита в системе национальной безопасности России.//Безопасность. 1996. № 34.
  74. В.И. Социальная стратификация. Сыктывкар, Изд-во РИО Сыктывкарского университета, 1991.
  75. И., Кузнецов Г. Производительность труда: вверх по лестнице, ведущей вниз//Человек и труд, № 5,2002.
  76. Г. Бедные, но спокойные. Рост цен пока не угрожает политической стабильности/Известия, 2002, 6 марта.
  77. Г. Верьте себе, если больше некому/Известия, 2003, 31 января.
  78. Г. Мы ждем радости от зарплаты/Известия, 2003, 28 января.
  79. Г. Мы ждем радости от зарплаты/Известия, 2003, 28 января.
  80. B.JI. Постиндустриальный мир Даниела Белла. М., 1999. С. XIX-XX.
  81. К.Х. Экономическая безопасность: стратегия возрождения России. М., 1996.
  82. Р.Ф. Экономическая безопасность России: Теория и практика, СПб., СПбУ МВД России, 1999.
  83. Л.Г. О роли оппозиции на современном этапе политического развития России// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  84. JI. Расплата за зарплату/Труд, 2002, 5 июня.
  85. В.Н. Социальная защита населения и власть//Журнал социологии и социальной антропологии, изд-во СПбГУ, СПб., том II, № 2,1999.
  86. А.В., Топалов М. Н. Эволюция форм политического протеста и оценки их эффективности/Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  87. В.Ц. Парадоксы государственной власти в гражданском обществе. М., 1992.
  88. И.Ю. Экономическая безопасность России в прошлом и настоящем. М, 1998.
  89. В.И. Задачи оппозиции в сложившейся социально-политической ситуа-ции//Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  90. Д. Политическая социология/Пер.с фр.- Предисл. А. Б. Гофмана, М., Издательство «Весь мир», «ИНФРА-М», 2001.
  91. Н.Д., Сидоров А. Ф. Экономическая теория: Учебник. СПб., Изд-во С-Петерб. ун-та, 2002.
  92. Комментарий к Конституции РФ. Под общ.ред. Э. П. Григониса. СПб., Питер, 2002.
  93. Конституция Российской Федерации. М., Юрид. лит., 1993.
  94. Конфликтология. СПб., 1999.
  95. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300//Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 52
  96. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24)//Российская газета, 2000, 18 января.
  97. А.П., Соковых Ю. Ю. Правовые средства управления кризисными ситуациями: сравнительный анализ международно-правового и внутригосударственного регулирования.//Государство и право. 1997. № 10.
  98. В. Буханка хлеба для российских стоиков/Санкт-Петербургские ведомости, 2003, 7 июня.
  99. .С. И др. Проблема суверенитета в Российской Федерации. М., 1994.
  100. .С. Модели федерализма для России.//Федерализм. 1997. № 5.
  101. О.В., Хуторянский Ю. В. Элита и возраст: путь на-верх//Социс. 2002. № 4.
  102. В. Философия и социология безопасности: К десятилетию (1992−2002) служения авторов и организаторов журнала «Безопасность» народам России, обществу и государству//Безопасность EBpoa3HH=Security&Eurasia. М., 2001.
  103. В.Н. Социология безопасности: Формирование культуры безопасности в трансформирующемся обществе/Приложение к журналу «Безопасность Евразии»., М., Республика, 2002.
  104. Кузнецова, д.ю.н., профессор МГУ. Пусть решает закон, а не «беловорот-ничковая» амнистия/Российская газета, 2000, 6 декабря.
  105. ЮЛ., Явчуновская Р. А. Человек. Полиэтнический Мир. Безопасность. (Опыт социолого-политологического анализа). СПб., 1998.
  106. Г. А. Приоритеты человека ориентиры социально-экономических преобразований.// Россия: социальные силы и пути преодоления системного кризиса. «Экономическая демократия», М., 2001.
  107. К.Э. Социальные модели общества в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике (к вопросу о разработке социальной модели России XXI века)/Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 24(112) — 1999.
  108. X. Социальное рыночное хозяйство. Германский путь. М., 1996.
  109. В. Правовые аспекты информационной безопасности.//Система безопасности связи и телекоммуникаций. 1998, июль август.
  110. В.К. Глобализация и социальная безопасность//Социс, 2002. № 3.
  111. В.Н. Развитие Федерации и Конституция России.//Государство и право. 1997. № 8.
  112. А.С. Проблема типизации политических конфликтов в современной России// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  113. Л. Приоритеты концепции национальной безопасности Рос-сии.//Международная жизнь, М., 1997.№ 10.
  114. А.В. Политика и безопасность. Монография. М., Изд-во «Щит-М», 1998.
  115. В.Л. Национальная безопасность: ценности, интересы и це-ли//Военная мысль. 1995, № 6.
  116. В.Л. Угрозы национальной безопасности России//Военная мысль, 1996, № 1.
  117. К. К еврейскому вопросу. Соб. Соч. Т. 1. С. 408.
  118. К. Конспект книги Дж. Милля «Основы политической экономии». Т. 42.
  119. К. Теории прибавочной стоимости (IV том «капитала»). Часть вторая (главы VIII XVIII).MapKC К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 26, ч.Н.
  120. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Т. 42.
  121. К. Энгельс Ф. Избранные произведения. Т.2.
  122. И.М. Криминальная экопомика//Предприниматель, 1995, № 1−2.
  123. Р.А. Чубайс и ваучер. Из истории российской приватизации. М., 1997.
  124. Л. фон Индивид, рынок и правовое государство/Антология под ред. Дарио Антисери и Массимо Балдини. Пер. С. Мальцевой, Пневма, СПб., 1999.
  125. М.Г., Минепок Д. М. Корысть. Криминологические и уголовно-правовые проблемы. СПб., Юридический центр Пресс, 2001.
  126. .А. Возвратное право: социальная безопасность и общественное развитие/Междунар.акад.обществ.развития и др. М. 2002.
  127. Г. М. Особенности криминогенной обстановки в быстро-развивающихся городах и проблемы безопасности граждан: Проблемы обеспечения личной безопасности граждан. М. 1995.
  128. С.С. Социальная безопасность в системе национальной безопасности: проблема определепия//Россия и мир: гуманитарные проблемы. СПб., 2001. Вып. 1.
  129. В.И. Концептуальные основы стратегии национальной безо-пасности//Социальпо-политический журнал, 1996, № 6.
  130. Наемный труд на переломных этапах развития экономики/Под ред. д-ра экой, наук Р. И. Цвылева. М., Эдиториал УРСС, 1999.
  131. Народная партия альтернатива выбору между правыми и левыми. М. 2003.
  132. Национальная безопасность России: реальность и перспективы. М., 1996.
  133. Национальная безопасность: критерии, концепции, проблемы. Материалы международной конференции в Москве//Армия, 1992, № 6.
  134. Национальная безопасность: Россия в 1994 г.//Обозреватель OBSERVER. Спец. Вып. М., «РАУ Корпорация», 1993.
  135. Национальные интересы и проблемы безопасности России. М., 1997.
  136. С.Н. Ценности гражданского общества//Гражданский Форум. Выпуск 2, СПб., 2002.
  137. Л.И. Политические конфликты институционализации власти в России// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  138. Новый курс России: предпосылки и ориентиры. Социальная и социально-политическая ситуация в России. Год 1995-й. Под редакцией Г. В. Осипова (руководитель), В. К. Левашова и В. В. Локосова. М., Academia, 1996.
  139. О концепции безопасности Российской Федерации. М., РИСИ, 1993.
  140. О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию.//Независимая газета. 1996. 14 июня.
  141. Обеспечение безопасности населения и территории (организационно-правовые вопросы). Отв.ред. О. Л. Дубовик, Н. Г. Жаворонкова. М., 1994.
  142. Общественные движения в современной России/Отв.ред В. В. Костюшев, М., ИС РАН, 1999.
  143. Г. В. Россия: Национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.
  144. А. Новых русских обогатили три основных источни-ка//Финансовые известия. 1996, 20 июня.
  145. От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. М., «Российская политическая энциклопедия», 1998.
  146. Парк Роберт Э. Конкуренция и коифликт//Вопросы социологии. Выпуск № 5, 1994.
  147. Е. Оппозиционные партии и движения современной России. М., Изд-во «Информпечать» ИТРК РСПП, 1998.
  148. В.Е. Заметки о терроризме. М., Эдиториал УРСС, 2001.
  149. Политическая конфликтология между старыми и новыми парадигмами: Материалы симпозиума «Политическая конфликтология между старыми и новыми парадигмами» (14 14 июня 2001 г.), Воронеж, Воронежский государственный университет, 2001.
  150. Политические процессы в России: институциональный, идеологический и поведенческий аспект. Сб. Статей под ред. О. В. Поповой, СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.
  151. Политология: Энциклопедический словарь. Общ.ред. и сост.: Ю. И. Аверьянов, М., Изд-во Моск.коммерч.ун-та. 1993.
  152. Поль де Гров Конкуренция и соцзащита./Ведомости, 2001, 9 ноября.
  153. О.В. Гражданское общество: в плену навязчивой идеи?//Гражданский Форум. Выпуск 2, СПб. 2002.
  154. .Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М., Наука 1991.
  155. Право, государство и безопасность человека в современном мире. Программа международного научпо-практического симпозиума. МВД России. Санкт-Петербургский юридический институт/Состав. В. П. Сальников и др., СПб., 1995.
  156. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 2005 годы).
  157. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 2000 годов/Российская газета, 1997, 12 марта.
  158. С.А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. М., Знание, 1991.
  159. А.А. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и термииов.//Безопасность. 1995. № 9.
  160. А.А. Национальная безопасность: основы теории, сущность проблемы. Уч. пособие для слушателей РАГС. М., РАГС, 1996.
  161. .Г. Национальная безопасность Российской Федерации: некоторые проблемы теории. М., 1993.
  162. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., Изд-во «АСПЕКТ-ПРЕСС», 1996.
  163. Расходы и потребление домашних хозяйств//социальное положение и уровень жизни населения России. 2002. Стат.сб./Госкомстат России. М., 2002.
  164. В. А Зиновьев фигурв знаковая. Ф. Чапкасовой («МУ» 30.11.2002 г.)/Советская Россия, 2003, 10 июня.
  165. Реформа государства в зарубежных странах и развитие человеческого потенциала/Человек и труд, № 12, 2003.
  166. JI. Повышение труда бюджетников объективно необходимо/Человек и труд, № 5, 2002.
  167. С.В. Социальная доминанта политического конфлик-та./Политические конфликты: от насилия к согласию. М, 1996.
  168. П. Новый социальный вопрос. Переосмысливая государство всеобщего благосостояния/Пер. с франц. Барановского К. Ю., Немовой J1.A., Из-во «Ad Mardginem», М., 1997.
  169. В. Социальные аспекты бюджетной политики//Человек и труд, № 12, 2003.
  170. Роль государства в развитии общества: Россия и международный опыт. Материалы международного симпозиума 23 24 мая 1997 г.» М., РНИСиНП, 1997.
  171. С.И. Социальная дифференциация современного американского общества. М., 1994.
  172. Российские компании па пути к кооперативному гражданству/Ведомости, 14 февраля 2002.
  173. Российский статистический ежегодник. М., Статистика, 1999.
  174. Россия 1999. М, Издательство ИСЭПН, 2000.
  175. Россия у критической черты: возрождение или катастрофа. М., 1997.
  176. Россия федеративная: проблемы и перспективы. М., РИЦ ИСПИ РАН, 2002.
  177. Россия: новый этап неолиберальных реформ: Социальная и социально-политическая ситуация в первой половине 1997 года/Под ред. Г. В. Осипова (руководитель), В. К. Левашова, В. В. Локосова. М., Республика, 1997.
  178. Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  179. Россия: трансформирующееся общество/Под редакцией В. А. Ядова. М., Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001.
  180. Ростошииский Е. Н Проблема сохранения в философии и естествознании. Изд-во СПбГУ, СПб., 1999.
  181. В.И., Стуканов А. П. Преступность в Санкт-Петербурге. Факты, аиализ, размышления. СПб., Издательский дом «Сентябрь», 2001.
  182. Н.Н. Философия безопасности. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  183. И.П. О концепции национальной безопасности Рос-сии.//Независимая газета. 1997, 29 апреля.
  184. Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов.//Социологические исследования, 2001, № 4.
  185. Р.В. Социальная структура общества как регулятор развития экономики./Экономическая социология и перестройка. М., Прогресс. 1989.
  186. Р.В. Экономическая социология переходной России. Люди и реформы. М., Дело, 1998.
  187. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе. Переходный период и дальнейшее развитие. Пер. с англ., М., ИКЦ «ДИС», 1997.
  188. Сальдо: нищета/Советская Россия, 2003, 18 января.
  189. Г. Бизнес берут на испуг. В России опасно быть успешным/Российская газета, 2003, 18 июля.
  190. Ф. Страшная жизнь. Обеспеченные и образованные россияне не чувствуют себя в безопасности/Ведомости, 2002, 5 июля.
  191. Ф. Без забастовок обходятся теперь российские работники. На Западе бастуют больше/Ведомости, 2002, 4 июля.
  192. И. Беспризорники в Белом доме/Российская газета, 2002, 14 февраля.
  193. Г. Ю. Политическая стабильность и безопаспость.//Социалыю-политический журнал., М., № 3.
  194. Л. Основы гуманитарной безопасности: опыт политологического анализа/Безопасность Евразии, 2000, № 1.
  195. А. Качество жизни в сранении. Социальная проблематика наконец-то становится для властей самой приоритетной/Труд. 2002, 21 марта.
  196. Г. Социальная безопасность личности, общества и государст-ва//Безопасность Евразии, 2000, № 1.
  197. Г. Социально-политическая безопасность как составная часть общей концепции национальной безопасности.//Безопасность. 1995. № 5−6.
  198. Г. Социально-политическая безопасность личности, общества, государства/Безопасность Евразии, 2001, № 2-
  199. Г. Г. Социальная политика современной России: проблемы реформирования/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, 1998, № 8 (75).
  200. Совет безопасности Российской Федерации: Функции. Структура. Нормативные документы: Сборник справочных материалов/Аппарат Совета безопасности РФ, М., 1997.
  201. П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  202. Т. Н. Беркунова Л.А. Продовольственная безопасность России (проблемы настоящего и будущего).//Россия: социальные силы и пути преодоления системного кризиса. «Экономическая демократия», М., 2001.
  203. Состояние преступности в России (за январь декабрь 2000 года). М., Главный информационный Центр, 2001.
  204. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: Задачи, противоречия, механизмы. М., Наука, 2001.
  205. Социальная политика: Учебник./Под общ.ред. Н. А. Волгина. М., Издательство «Экзамен», 2002.
  206. Социальная политика: Учебник./Под общ.ред. Н. А. Волгина. М., Издательство «Экзамен», 2003.
  207. Социальная стратификация. М., изд-во «АСПЕКТ ПРЕСС», 1996.
  208. Социальная энциклопедия./Редкол.: А. П. Горкин, Г. Н. Карелова, Е. Д. Катульский и др., М., Большая Российская энциклопедия, 2000.
  209. Социальное время и социальная политика в XXI веке: Специализированная информация/РАН ИНИОН, Центр социальных научно-информационных исследований. Отдел социологии и социальной психологии. М., ИНИОН, 2002.
  210. Социальное партнерство как перспективная система конструктивного разрешения отечественных конфликтов// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  211. Социальное расслоение и социальная мобильность. М., Наука, 1999.
  212. Социальное управление: словарь. М., Изд-во МГУ, 1994.
  213. Социальные ресурсы и социальная политика. Под ред. С. С. Шаталина и др.-Отв.ред.и автор введения С. С. Шаталин. М. Наука, 1990.
  214. Социальные реформы отстают от экономических/Санкт-Петербургские ведомости, 2004, 16 января
  215. Социологический энциклопедический словарь. М., Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
  216. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, А. В. Кабыща и др./Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. М., 1996.
  217. В.И. Антагонизация российского общества. Материалы научно-практической конференции «Россия накануне XXI века: социальные и социально-политические проблемы». М., 6−7 октября 1994. М., 1996.
  218. В.И. Социально обездоленные капитализмом и их защи-та.//ИЗМ, № 1 (16), 1998.
  219. Е.И. Конфликтология переходного периода: методологические, теоретические, технологические проблемы. М., Институт социологии РАН, 1996.
  220. С.В. Безопасность человека и общества (политико-правовые вопросы). СПб., 1994.
  221. С.В. Вопросы безопасности в системе государственного и муниципального управления. Часть I и II. Общие принципы и геополитические аспекты безопасности Российской Федерации. СПб., 1994.
  222. С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности РФ. Дис. на соиск. уч. степени доктора юридических наук. СПб., 1994.
  223. А.И. Социальная политика: теория и практика. Изд-во Санкт-Петербургского отделения философского общества России, СПб., 2000.
  224. И. Проблемы национальной безопасности России: реальность и перспективы.//Безопасность. М., 1995. № 11
  225. А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. М., 2000.
  226. А. Политика гуманитарной безопасности (К вопросу о теории политики и практике безопасности)/ Безопасность Евразии, 2000, № 1.
  227. Табель о рангах бюджетников/Ведомости, 2004, 16 января.
  228. Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономики. М., 1999.
  229. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. Ин-т социологии РАН, 2-е изд., перераб. и дополн., М., Изд-во Института социологии РАН, 1998.
  230. Фабрициус Фриц. Права человека и европейская политика. М., 1995.
  231. Э. Социально-трудовая сфера и безопасность/Безопасность Евразии, 2000, № 1-
  232. А.В. О некоторых составляющих и перспективах обеспечения общественного согласия// Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  233. О.М. О тенденциях развития социально-политического кон-фликта//Россия: политические противоборства и поиск согласия. М., 1998.
  234. С. Чему Россия учит нас теперь? Как слабость государства угрожает свободе.//Рго et Contra. М., осень 1997.
  235. А.И. Преступность как угроза национальной безопасности. Ульяновск, 1998.
  236. Ф. Теория государственного управления/Феликс Шамхалов, М., ЗАО «Издательство «Экономика», 2002.
  237. В. Подходы к решению проблемы бедности//еловек и труд, № 12, 2003.
  238. А.Ю., Кирута А. Я. Измерение экономического неравенства. М., 2002.
  239. Л.И. Об основах концепции национальной безопасности Россини/Безопасность. М., 1996. № 1−2.
  240. Л.И. Общественная система безопасности в системе национальной безопасности.//Безопасность. М., № 7−12.
  241. .М., Полынев А. О., Савельев В. К. Кризисные ситуации в регионах и экономическая безопасность России.//Федерализм. 1997. № 2.
  242. Н.В. Совершенствование правовой системы России как фактор предупреждения и разрешения социальных конфликтов// Современная конфликтология в контексте культуры мира. Материалы I Международного конгресса конфликтологов. М., УРСС, 2001.
  243. В.А. О концепции национальной безопасности России (Краткий обзор парламентских слушаний).//Безопасность. М., 1996. № 7−12.
  244. Экономика труда и социально трудовые отношения/Под ред. Г. Г. Ме-лекьяна, Р. П. Колосовой. — М.: Изд — во МГУ, Изд — во ЧеРо, 1996.
  245. Экономика труда и социально трудовые отношения/Под ред. Г. Г. Мелекьяна, Р. П. Колосовой. — М.: Изд — во МГУ, Изд — во ЧеРо, 1996.
  246. Ф. Введение к «Классовой борьбе во Франции»/К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., Т.22.
  247. Ф. Наброски к критике политической экономии/Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.
  248. Ф. Принципы коммунизма. Соч. Т.4.
  249. С.А. Социальное согласие: утопия или шанс? М., Изд-во Института социологии РАН, 2002.
  250. Юм Д. Соч. Т. II. М., 1965.
  251. Н.Н. Франклин Рузвельт: человек и политик. Новое прочтение. М.: Межд. отношения, 1981.
  252. Р.Г. Глобальные изменения и социальная безопасность. М., 1999.
  253. Е. Социальная сила бизнеса/Ведомости, 2002, 4 апреля.
  254. Bonaker Thorsten Konflikteorien/ Eine sozialwissenschaftliche Einfurung mit Quellen. Leske +Budrich, Opladen, 1996.
  255. Hattich M. Grundbegriffe der Politikwissenschaft. Darmstadt. Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1980.
  256. Lebenslagen, Lebenslaufe, Lebensstile/ Herausgaben von Peter A. Berger und Stefan Hradil. Gottingen, 1990.
  257. Noack P. Was ist Politik? Eine Einfurung in ihre Wissenschaft/Geleitw. von Grosser A. Munchen- Zurich: Knaur. 1978.
  258. Manfred G. Schmidt. Sozialpolitik. Historische Entwicklung und internationaler Vergleich, Leske + Budrich, Opladen 1988.
Заполнить форму текущей работой