Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Политическое сознание

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отражая и интерпретируя политику в эмоционально-чувственной форме, политическая психология представляет собой «практический» тип политического сознания. Если, к примеру, идеология является продуктом специализированного сознания, плодом теоретической деятельности группы людей, то политическая психология формируется на основе практического взаимодействия людей друг с другом и с институтами власти… Читать ещё >

Политическое сознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1. Политическое сознание, его понятие и структурные компоненты

В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является «политическое сознание». То есть, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций.

Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Наряду с ценностями, установками и т. п. политическое сознание включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.

Следует отметить, что политическое сознание тесно связано с политическим поведением и является его подготовительным этапом, наполняет политическое поведение смыслом, а также делает возможным политическое взаимодействие между субъектами политического процесса. Можно охарактеризовать политическое сознание как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность.

Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах. Прежде всего, следует выделить специализированное и массовое политическое сознание.

Специализированное сознание — это, как правило, идеологически однородное сознание. Первоначально оно является достоянием немногих. Его носители — прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. Они фиксируют необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию массового сознания в соответствующем направлении. При этом главным в специализированном сознании является выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы (или групп), социального слоя определенных установок.

Массовое политическое сознание — опосредованно выражает уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Кроме того, соответствующие знания, — с одной стороны, — вырабатываются различными идеологиями и закреплены в политической культуре. С другой стороны, такие знания «добываются» и собственной практикой массовых социальных групп.

Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно имеет конкретно-исторический характер, часто переживает периоды подъема и спада. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: политических курсов и тактико-стратегической деятельности тех или иных партий, различных социальных потрясений, содержания конкретно-исторической ситуации и многих других.

В реальности возможны различные варианты взаимосвязи специализированного политического сознания (например, политической партии) и массового политического сознания.

При этом иногда то, что бывает теоретически и практически изжито и преодолено конкретной политической партией, может еще долгое время оставаться присущим политическому сознанию общества. Это обстоятельство отмечали многие политические деятели и современности, и прошлого. Но, возможна и обратная ситуация: в массовом политическом сознании фиксируется необходимость того или иного политического действия, принятия какого-либо политического решения, а специализированное сознание к этому не готово. Например, в нашей стране идея о необходимости многопартийности прежде утвердилась в обществе, а соответствующие инициативы со стороны компартии-монополиста и государства последовали с серьезным запозданием.

По мнению исследователей, в политическом сознании можно выделить следующие уровни:

1. Государственный. На данном уровне осуществляются выработка и обоснование официальной политики. Уровень характеризуется стремлением к выражению общих интересов правящих политических сил. Здесь же происходит адаптация (приспособление) интересов общества, общественного мнения к проводимой государственными институтами политике. «Государственное» сознание регулирует политические отношения путем выработки различных законопроектов, программ, решений, конституций, поправок к их статьям и т. д.

Данный уровень политического сознания отличается наибольшей последовательностью в защите существующих политических порядков и принципов управления. Для него также характерен позитивно-прагматический способ восприятия политической действительности, — то есть ориентация на достижение успеха, выгоды в процессе приобретения, расширения или удержания власти.

2. Теоретический. Данный уровень обычно представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер. Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного класса, правящих кругов.

При этом в политических теориях и учениях, представленных на этом уровне, преследуется цель исследовать следующие проблемы: сущностные проявления политики; закономерные политические тенденции и процессы; причины, их вызывающие; реальный ход политических событий; действительные и возможные последствия политических решений, принимаемых законодательными, административными (исполнительными) и судебными инстанциями.

Особенностью теоретического уровня является его теснейшая связь с экономическими, правовыми, военно-стратегическими и другими реалиями. Данный уровень отличается также оформлением политических теорий в соответствующие политические программы, декларации и доктрины. При этом такие программы, будучи реализованы на практике, закрепляют политическое сознание в качестве ведущего элемента политики. А от данного элемента, в свою очередь, зависят характер политических отношений и политических институтов, организаций и учреждений, использование материальных средств осуществления политики.

И, наконец, осознание политики на теоретическом уровне позволяет: ставить и решать ее важнейшие цели и задачи — как

фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические); определять средства и методы их достижения; определять направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем; вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ; корректировать политику с учетом данных практического опыта.

3. Эмпирический. Этот уровень базируется на непосредственной практике, живом участии в политическом процессе отдельных людей, малых и крупных социальных общностей.

Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, представлений, иллюзий, переживаний. Взятые в единстве с теоретическими воззрениями в области политики, они служат, во-первых, питательной почвой для формирования у масс общественного мнения относительно политики и политических деятелей, а во-вторых, духовной основой политической культуры общества.

4. Обыденный. Данный уровень политического сознания тесно связан с эмпирическим уровнем, но эмпирический уровень характеризует непосредственно практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей и взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей.

Обыденный уровень отличается от эмпирического и тем, что имеет идеологические и теоретические элементы. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации. Кроме того, обыденный уровень отличается взаимосвязанностью рационального и эмоционального, свежего житейского опыта и традиций, сиюминутных настроений и устойчивых стереотипов. Поэтому данный уровень нестабилен, зависим от эмоций и меняющегося непосредственного опыта, подвержен колебаниям.

Таким образом, политическое сознание имеет сложную структуру и целый ряд уровней. Оно не только отражает политическую действительность, но и вырабатывает ее определенное восприятие. А уже на основании такого восприятия во многом и строится политическое поведение, как отдельных граждан, так и общества в целом.

По мнению исследователей, важными уровнями политического сознания, требующими отдельного рассмотрения, являются — политическая идеология и политическая психология, которые лишь частично совпадают по содержанию, соответственно с теоретическим и обыденным, но имеют и свою специфику.

Под идеологией обычно понимают систему теоретических взглядов, идей, выражающих интересы и цели определенных социальных групп и направленных на сохранение или изменение существующих общественных отношений. Политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с точки зрения интересов и целей какой-либо социальной группы (класса, нации и пр.). При этом объемы понятий «политическая идеология» и «политическая теория» частично перекрывают друг друга, т.к. идеология анализирует политическую реальность средствами теории — это систематизированное, логически последовательное, претендующее на объективность знание, вырабатываемое профессионалами сферы духовного производства. Однако идеология не укладывается целиком в рамки теории, потому что представляет знание не только о сущем (о том, что есть), но и о должном (о том, что должно быть) в обществе, что лишает ее твердой теоретической почвы.

Другим уровнем политического сознания, парным идеологическому, является политическая психология — совокупность политических чувств, мнений, настроений, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов. Будучи несистематизированным и стихийно формирующимся духовным образованием, политическая психология представляет собой своеобразный аналог обыденного сознания. Но полного совпадения между ними нет, так как понятие «политическая психология» включает в себя наряду с рациональными также и иррациональные, т. е. неосознаваемые, не контролируемые сознанием элементы — мотивы, предпочтения, установки и т. п.

Сложность структуры политического сознания обусловлена еще и тем, что в ней присутствуют «внесистемные» элементы, которые хотя и считаются культурными анахронизмами, но все же не потеряли еще своей функциональной полезности. Речь идет о таких своеобразных феноменах, как политические мифы и утопии.

При этом мифологией, как известно, называют мистифицирующий способ объяснения природной и социальной реальности на ранних стадиях общественного развития. Это ассоциативно-образный, чувственный тип мировоззрения, оформляющий свое содержание с помощью метафор и символов. Мифу свойственны принципиальная алогичность, безразличие к противоречиям, антропоморфизм (объяснение любых явлений через перенесение на них отношений между людьми), культ богов и героев и т. д.

Подобные черты можно обнаружить и у многих современных идей и доктрин. Так, идеи национальной или расовой исключительности, безусловного превосходства социализма, принципиальной непогрешимости политических вождей, существования мировых заговоров (сионистских, масонских) и пр. демонстрируют явное родство с мифологией. Эта архаичная форма сознания регулярно воспроизводится в политике ввиду своей простоты, логической непритязательности и одновременного требования благоговейного почтения к любому содержанию мифа. Фрагменты мифологии встречаются не только на уровне обыденного сознания.

Своеобразной рационализированной формой мифа можно считать утопии — произвольно сконструированные образы (идеалы) желаемого общественного устройства. Их практическая реализация в принципе невозможна (слово «утопия» в буквальном переводе означает «место, которого нет»). Утопия, по определению, осуществиться не может, но она может вдохновить и направить людей на борьбу за изменение существующей реальности. Служить препятствием абсолютизации современных порядков, догматизации мышления — вот главная функция утопических идей. Полное исчезновение утопий было бы вредно для общественного сознания, последнее стало бы чрезмерно статичным.

Утопии полезны как лекарства — в малых дозах. В больших количествах они дезориентируют общество, ведут к бессмысленной трате общественных сил и энергии. Главная проблема утопий — суметь отличить утопические социальные проекты от вполне реализуемых. Часто те идеи, которые на момент своего появления часто выглядят абсолютной утопией, — осуществляются, а те концепции, которые представляются чуть ли не самоочевидными, — оборачиваются в итоге разочаровывающей утопией.

Таким образом, политические мифы, утопии — это «периферийные», «пограничные» элементы политического сознания. Его сердцевину и центральную ось образуют политические идеологии.

2. Политическая идеология и психология, их основные элементы, функции и особенности формирования

Политическая идеология — это комплекс идей, система взглядов субъектов политики (личность, группа, класс, общество) на власть, государственное устройство рационально-ценностная мотивация политической деятельности.

Основными функциями политической идеологии являются: идейное овладение общественным сознанием; внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего; создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемых партией, движением или другими силами целей и задач политического развития; стимуляция целенаправленных действий граждан во имя поддержки и исполнения поставленных задач; активное оппонирование конкурирующим доктринам и учениям.

Современная политическая идеология является многоуровневой. Обычно выделяют три уровня функционирования идеологических систем:

1. Теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенного класса (нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политического развития.

2. Программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, конкретные лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативную основу для принятия управленческих решений и стимулирования политического поведения граждан.

3. Актуализированный — характеризует степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, меру их воплощения в своих практических делах и поступках.

Наиболее влиятельные идеологии — либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократизм, национализм и фашизм.

Либерализм — политическая идеология, ориентированная на обеспечение индивидуальной свободы как универсальной цели.

Основные принципы либерализма: абсолютная ценность человеческой личности; автономия индивидуальной воли; неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу и собственность; верховенство закона как инструмента социального контроля; договорный характер отношений между государством и индивидом; невмешательство государства как в частную жизнь граждан, так и в регулирование экономических отношений; разделение властей на три основные ветви — законодательную, исполнительную и судебную; признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов.

Одно из внутренних течений либерализма — неолиберализм. Для него характерны: осознание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений; признание необходимости усиления регулирующей роли государства; акцент на проблемах равенства и справедливости как условиях свободного развития каждого индивида и обеспечения социальной стабильности.

Основное различие неолиберализма и классического либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства. Классический либерализм выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, а современные либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических проблем.

Консерватизм — осознанный, теоретически аргументированный традиционализм. Возник как реакция уходящих с исторической арены классов, в частности, аристократии на становление капитализма.

Принципы консерватизма: следование традициям; признание безусловного превосходства органического типа упорядоченности социальных отношений над сознательным; идея естественной эволюции государства и общества; отрицание договорной природы государства, рассматриваемого как порождение естественных процессов; приверженность социальной стабильности и осторожному реформированию, отрицание революционных переворотов; культ сильного государства, церкви, семьи, школы, армии; приоритет целого (государства, народа, нации) над частью (слоем, партией, индивидом).

Неоконсерватизм оформился в 60−80-х годах XX века как синтез традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал.

Марксизм возник в 40-х годах XIX века как идеология пролетариата, сформировавшегося вследствие промышленного переворота. Это — учение: о прогрессе как смене общественных формаций в результате роста производительных сил; о социалистической революции как способе перехода от старого к новому общественному строю, свободному от эксплуатации; о сломе буржуазной государственной машины и замене ее диктатурой пролетариата, отмирающей впоследствии; о построении коммунизма — безрыночного, бесклассового и безгосударственного общества с таким уровнем развития производительных сил, который обеспечивает возможность достижения всеобщего изобилия и распределения по потребностям.

Социал-демократизм возник на идейной почве марксизма в конце XIX — начале XX веков как реформистское течение.

Социализм понимался теоретиками социал-демократии не как конечная цель, к которой пролетариату следует стремиться после осуществления революции, а как протекающий внутри капитализма процесс постоянного роста общественного благосостояния, свободы, справедливости, вызываемый ограничением эксплуатации наемных работников, расширением общественного контроля за производством и государством.

Основные принципы социал-демократизма: отрицание революций как способа позитивных изменений ы экономической и политической жизни общества; приверженность эволюционному способу перемен; отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу, который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться; осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп; признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов; стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.

Национализм — многоликая идеология, способная вызывать различные, нередко противоположные последствия. По природе он принадлежит к категории идеологий партикуляризма в противоположность интернационалистским перспективам либерализма и социализма. Национализм принимал различные формы — как радикально-насильственные, так и относительно цивилизованные.

В связи с тем, что национализм не охватывает все центральные аспекты социальной трансформации и сводится прежде всего к концепту национального превосходства, его следует рассматривать как узконаправленную, частичную идеологию, не имеющую достаточной теоретической широты и философской глубины. Однако, будучи мощной силой, способной объединять широкие слои населения для активной деятельности, национализм является идеологией главным образом в этом, практическом смысле.

Фашизм как общественное движение и идеология возник в обстановке глубокого социально-экономического кризиса двадцатых — тридцатых годов XX века, после поражения во Второй мировой войне реанимировался в форме неофашизма.

Основные политико-идеологические постулаты:

— общественная и личная жизнь подлежит жесткому контролю со стороны государства, представляющего высшие интересы нации;

— вершина властной иерархии — вождь, наделенный сверхъестественными качествами, выразитель «духа нации» и ее исторической судьбы;

— высшая ценность — собственная нация, которая превосходит другие народы и потому должна находиться в привилегированном положении. Неофашистская идеология, воспринявшая основные постулаты классического фашизма, отвергается массовым сознанием и не оказывает существенного влияния на духовную атмосферу демократических государств. Вместе с тем антииммигрантские настроения в европейских государствах усиливают позиции праворадикальных партий, стоящих на позициях крайнего национализма и шовинизма, близких к фашизму.

Политическая психология представляет собой совокупность по преимуществу эмоционально-чувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их (людей) политического поведения и непосредственного взаимодействия с институтами.

Рассмотрение политической психологии как специфического фактора политического процесса позволяет раскрыть её особые отличительные свойства, продемонстрировать политические чувства и эмоции как наиболее подвижный и динамичный элемент политического сознания, который организует и определяет субъективные образы лидеров, государства, власти, складывающейся у человека. Именно чувства заставляют человека оценить политические явления в зависимости от того, какими они отражаются в его сознании, а не от их реального содержания. Например, недоверие к той или иной партии, к режиму в целом формируется у человека по преимуществу не в результате анализа их программы и действий, а за счёт отношения, скажем, к неэтническому поступку их лидера или просто на основе неведомым образом возникшей антипатии или симпатии. Таким образом, человек воспринимает политическую реальность чаще всего такой, какой она представляется его чувствам и эмоциям, которые, действуя по собственным законам, вполне могут и неадекватно отражать окружающий мир.

Отражая и интерпретируя политику в эмоционально-чувственной форме, политическая психология представляет собой «практический» тип политического сознания. Если, к примеру, идеология является продуктом специализированного сознания, плодом теоретической деятельности группы людей, то политическая психология формируется на основе практического взаимодействия людей друг с другом и с институтами власти. И в этом смысле она характеризует те ощущения и воззрения людей, которыми они пользуются в повседневной жизни. К их отличительным чертам относят прежде всего отображение людьми практических объектов сквозь призму своих непосредственных интересов и доступного им политического опыта. Повинуясь чувствам, люди подчиняют получаемую ими информацию собственным задачам, логике своих индивидуальных действий. Поэтому политическая психология тем больше влияет на ориентацию людей во власти, чем сильнее политика включается в круг их непосредственных интересов.

С чисто познавательной точки зрения политическая психология является органической формой мышления, которая не в состоянии отразить скрытые от непосредственного наблюдения черты политических явлений. Используя избирательную информацию о политических процессах, она отображает лишь те внешние формы и фрагменты действительности, которые доступны эмоционально-чувственному восприятию. Поэтому политическая психология не приспособлена для анализа сложных причинно-следственных связей и отношений в политике, хотя в определённых случаев может угадать суть каких-то политических взаимоотношений.

Познавательная ограниченность политической психологии проявляется в приписывании непосредственно воспринимаемым ею явлениям разнообразных причин, устраняя таким образом имеющиеся у неё дефицит информации. В науке такое явление получило название «каузальной атрибуции» (Ф. Хайдер), отражающей свойство политической психологии умозрительно достраивать политическую реальность, домысливать, искусственно конструировать мир, придумывать ему звенья.

Политическая психология — внутренне противоречивое явление. В отличие от идеологии, стремящейся подвести политические взгляды людей под некий общий знаменатель, политическая психология отражает политическую реальность во всём её многообразии, допуская одновременное существование самых разноречивых и даже противоположных эмоций. Поэтому в психологии всегда присутствует различные и подчас противоречивые чувства: долга и желания освободиться от обязательств, потребность к самоуважению и жажда подчинения более сильному, общительность и чувство одиночества, осуждение власти и желание быть к ней ближе и т. д.

Политическая психология обладает разнообразной и разветвленной внутренней структурой, она включает в себя:

социально-психологические чувства и эмоции, характеризующие специфику отображения человеком своих интересов и формирование мотивов политической деятельности в группе (обществе);

индивидуально-психические элементы, отражающие личностно-персональные черты психики — волю, память, способность к мышлению и др.;

функционально-физиологические элементы сознания, характеризующие психически врождённые черты и задатки человека, регулирующие адаптацию человеческого организма к внешней среде;

психофизические свойства, регулирующие наследственность и темперамент, демографические и половозрастные черты, здоровье и прочие аналогичные характеристики.

3. В Конституции РФ записано, что создание государственной идеологии запрещается. Объясните смысл такого запрета

конституция политический идеология сознание В первой советской Конституции — Конституции РСФСР 1918 г. в качестве основной ставилась задача уничтожения всякой эксплуатации человека человеком, полного устранения деления общества на классы, беспощадного подавления эксплуататоров и победы социализма во всех странах. Советское государство лишало отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые использовались ими в ущерб интересам социалистической революции. Поскольку среди этих прав значилась и свобода выражения мнений, то ни о какой иной идеологии, кроме марксизма, в тот период, разумеется, не могло быть и речи.

Конституция СССР 1936 года предоставляла гражданам политические права и свободы только «в целях укрепления социалистического строя». Использование данных прав в иных целях критики социалистического строя и его идеологии, запрещалось.

Действующая Конституция РФ закрепляет принцип идеологического многообразия как одну из основ конституционного строя страны. Этот принцип исключает возможность существования в России государственной или обязательной идеологии. «Никакая идеология, — предусмотрено в Конституции, — не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Тем самым в Российской Федерации должно быть обеспечено идеологическое многообразие, признанное государством.

Установление в Конституции принципа идеологического многообразия — одно из важнейших демократических завоеваний народов России. Многообразие в сфере идеологии позволяет каждому человеку (группам людей) свободно развивать свои научные теории и воззрения, распространять и защищать их с помощью всех допускаемых Конституцией средств, активно способствовать их осуществлению путем разработки программных документов, законопроектов и т. д.

Отсутствие государственной идеологии не означает, что органы государственной власти действует не зависимо от идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обуславливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления путем активного участия в избирательных кампаниях.

1. Бергланд Д. Либертарианство за один урок. — URL: http://www.libertarium.ru/libertarium/one lesson.

2. Денисов И. Политическое сознание современного российского общества. — URL: http://www.politnauka.org/library/teory/denisov.php.

3. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. — М.:Наука, 2007.

4. Макаренко В. П. Главные идеологии современности. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

5. Сирота Н. М. Идеология и политика. — М.: Аспект Пресс, 2011.

6. Соловьев А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии. — М.: Аспект Пресс, 2012.

7. Флад К. Политический миф. — М.: Прогресс-Традиция, 2004.

8. Шестопал Е. Б. Политическая психология. — М.: Аспект-Пресс, 2012.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой