Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Организация работы стоматологических медицинских организаций на основе маркетинговой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках проводимой реорганизации здравоохранения, внедрения рыночных отношений и перехода к медицинскому страхованию, предусматривается необходимость решения одной из наиболее сложных задач — социальной целесообразности и экономической эффективности функционирования стоматологической службы. Последнее десятилетие характеризуется техническим прогрессом, внедрением современного оборудования… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (обзор литературы)
    • 1. 1. Состояние стоматологической помощи в экономически развитых странах
    • 1. 2. Стоматологическая амбулаторно-поликлиническая помощь населению России на современном этапе
    • 1. 3. Доступность, посещаемость и нуждаемость населения в амбулаторно -поликлинической стоматологической помощи
    • 1. 4. Анализ международных концепций маркетинга. Элементы маркетинговых исследований в работе стоматологических организаций
  • ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37 2.1 Этапы исследования
    • 2. 2. Методика изучения потребности населения в стоматологических услугах
    • 2. 3. Методика изучения уровня стоматологического здоровья пациентов и нуждаемости населения в стоматологической помощи
    • 2. 4. Методика статистической обработки материалов исследования 41 РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  • ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМИ УСЛУГАМИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
    • 3. 1. Общая характеристика нуждаемости пациентов в стоматологической помощи обратившихся в частную клинику и государственные стоматологические организации
    • 3. 2. Причины обращений к врачам стоматологам пациентов различных возрастных групп в государственные и коммерческие организации
    • 3. 3. Клинические причины обращений пациентов в стоматологические медицинские организации
  • ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 4. 1. Медико-биологические и социальные аспекты оказания стоматологических услуг в коммерческих стоматологических организациях
    • 4. 2. Экономические вопросы оказания коммерческих стоматологических услуг
  • ГЛАВА 5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КОЛИЧЕСТВА ДОЛЖНОСТЕЙ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И
  • НЕОБХОДИМОГО ЧИСЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    • 5. 1. Оценка степени влияния комплексов факторов определяющих выбор пациентами государственных и коммерческих стоматологических организаций
    • 5. 2. Математическое прогнозирование обращаемости пациентов к врачам различных специальностей в государственных и коммерческих стоматологических организациях
  • Обсуждение результатов
  • ВЫВОДЫ

Организация работы стоматологических медицинских организаций на основе маркетинговой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С 1991 г. развитие здравоохранения как социально-экономической структуры происходило в закономерном соответствии с экономическим и социальным развитием государства. Расходы на здравоохранение, включая бюджетные ассигнования и взносы на обязательное медицинское страхование, сократились на треть. Это обстоятельство привело к усилению коммерциализации стоматологической службы, как одного из самых массовых и дорогостоящих видов медицинской помощи. По интенсивности уровней обращаемости населения за медицинской помощью, стоматологические услуги занимают второе место после терапевтической [3, 6, 20, 25, 38, 40, 43, 50, 58, 61, 68,73, 82, 87, 107, 114, 167, 203].

Высокая распространённость стоматологических заболеваний, неуклонный рост расходов на лечение и профилактику, вынуждают население оплачивать все возрастающие и дорогостоящие стоматологические услуги. Это обстоятельство определяет высокую степень социально-экономической значимости стоматологических заболеваний для населения [7,8,13,19,41,44,49,60,88,95,115, 116,120, 122, 155].

Поиск путей совершенствования деятельности стоматологических медицинских организаций обусловлен сокращением программы государственных гарантий, финансируемой за счёт средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, разрывом между размером выделяемых финансовых средств на медицинское обеспечение и объёмами государственного заказа на медицинские услуги, введением жёсткой системы налогового учёта и налогового планирования внебюджетных средств и недостаточностью теоретической разработки и освещения вопросов методологии анализа, оценки и планирования эффективности предпринимательской деятельности медицинских стоматологических организаций. Необходимо отметить, что в последние годы выполнены исследования, посвященные изучению проблемы улучшения организации стоматологической помощи как населению в целом, так и отдельным категориям работников различных отраслей экономики [24, 29,31,39, 59, 66, 70, 92, 96, 117, 121, 123, 131, 140, 156,177,237,238].

В условиях рыночной экономики врачи-стоматологи занимают особое положение по сравнению с представителями других медицинских специальностей. При этом отличительные черты организационно-экономической структуры стоматологической службы проявляются во всех её подсистемах и на всех направлениях деятельности. Услуги становится всё более технологичными и наукоёмкими, а качество — зависимым от применяемых технологий, оснащённости рабочего места, уровня подготовленности специалистов и оплаты их труда, а также профессиональной ориентации на высокую эффективность оказываемой помощи. Стоматологическую отрасль медицинской помощи от других отличает высокая интенсивность труда с характерными особенностями поточного производства, а объём трудозатрат врача и среднего персонала приближается к штатному фонду рабочего времени [5, 14, 16, 27, 69, 93, 108, 163, 178, 180, 181,185, 186, 208,214].

В рамках проводимой реорганизации здравоохранения, внедрения рыночных отношений и перехода к медицинскому страхованию, предусматривается необходимость решения одной из наиболее сложных задач — социальной целесообразности и экономической эффективности функционирования стоматологической службы. Последнее десятилетие характеризуется техническим прогрессом, внедрением современного оборудования и новых технологий в практику врачей-стоматологов. При этом на государственном уровне происходит формирование основных принципов уставной деятельности стоматологических медицинских организаций, регламентируются организационно-правовые формы, основы хозяйственно-экономической деятельности, определяются система налогообложения, субъекты и объекты движущих сил стоматологических услуг [28,33,48, 67, 80, 94, 98, 100, 113, 119, 125, 130, 135, 146,158, 179, 182].

Накопленный в мировой практике опыт показывает, что лечебные учреждения альтернативных форм собственности используют более прогрессивные формы организации работы, активнее внедряют новые медицинские технологии [9,25, 47, 64, 101,112, 144, 162, 172, 173, 190, 204, 221].

Несмотря на внедрение вынужденных и экономически обоснованных механизмов хозяйствования в здравоохранении, в том числе в оказании стоматологической помощи, необходимо сохранить гарантированный государством сектор стоматологических услуг населению. В то же время, лица желающие получить стоматологическую помощь более высокого уровня и качества, имеющие средства для оплаты таких услуг, должны иметь эту возможность. Принципы демократического общества предполагают сохранение за гражданами право выбора любых медицинских, в том числе стоматологических услуг. Необходимо констатировать, что в современных правовых и экономических условиях, государственные и частные стоматологические организации, имеют возможность привлекать не только средства граждан, но финансы обязательного и добровольного медицинского страхования, заключать договорные отношения как с государственными, так и частными ОАО и предприятиями и организациями. Новые формы организации стоматологической помощи населению должны решать не только финансово-экономические вопросы, но гарантии объема и качества медицинских услуг [18, 21, 26, 42, 72, 86,102,138, 143, 147, 164, 166, 168, 175, 184, 199, 203].

Однако исследований, рассматривающих стоматологическую помощь в комплексе качества, уровня, объёма и безопасности предоставляемых услуг, которые учитывают не только интересы пациентов, но и врачей и руководителей стоматологических организаций, недостаточно. Основной базой концепции развития маркетинга отрасли, являются результаты изучения нуждаемости, уровней обращаемости, посещаемости населения по поводу стоматологических заболеваний среди различных социальных групп населения, которые необходимы для программно-целевого планирования, разработки профилактических программ в рамках национальных проектов [22, 34, 52, 62, 74, 118, 127, 128, 142, 169, 171, 176, 194,218, 223].

В настоящее время ситуация по внедрению в практику медицинской деятельности маркетинга далека от совершенства. Несмотря на его общее развитие в последние годы, исследований в области медицинского маркетинга проводятся недостаточно [32, 35, 45, 104, 144]. Многочисленные исследования в этой сфере выполнены за рубежом [36, 53, 54, 103, 105, 259, 260, 263, 265, 266, 269], результаты которых не всегда могут быть адаптированы к отечественным условиям в силу целого ряда особенностей, связанных с организацией и условиями работы медицинских учреждений [84, 89,111, 132, 141, 144, 151, 193,215,216,243].

Необходимость изучения рынка, уровня потребительского спроса, обеспечения безопасности предоставляемых населению стоматологических услуг, а также решения проблем ведения адекватной хозяйственной деятельности стоматологических организаций, обусловила проведение данного исследования.

Цель исследования: на основании организационного, клинико-статистического изучения стоматологических услуг, предоставляемых населению, научно обосновать применение методов, принципов и средств маркетинга в деятельности стоматологических организаций.

Задачи исследования:

1. Изучение возрастно-полового, социального состава, поведенческой характеристик различных контингентов населения, обращающихся за стоматологической помощью.

2. Анализ нуждаемости и обращаемости различных социальных групп населения г. Арзамаса в стоматологической помощи в государственных и частных стоматологических организациях.

3. Научное обоснование и разработка основных принципов планирования первичной медико-санитарной стоматологической помощи населению с применением маркетинговых технологий.

4. Разработка модели прогнозирования уровней посещаемости пациентов к врачам стоматологам различных специальностей в медицинских стоматологических организациях.

Научная новизна: выявление потребности населения в стоматологических услугах в зависимости от социальных, экономических, медицинских факторовопределение значения внешних и внутренних маркетинговых факторов в оказании стоматологической помощинаучное обоснование планирования врачебных ставок с использованием маркетинговых технологийпрогноз объема мотиваций потенциального потребителя стоматологических услуг.

Научно-практическая значимость исследования заключается в обосновании использования маркетинговых методов в деятельности стоматологических медицинских организаций и методов прогнозирования объемов посещаемости стоматологических учреждений для управления потоком пациентов и эффективным планировании деятельности стоматологических организаций.

Основные положения, выносимые на защиту:

— исследование мнения населения о предоставленных стоматологических услугах позволяет планировать объёмы оказания платных и бесплатных (ОМС и бюджета) стоматологических услуг;

— основные внешние и внутренние маркетинговые факторы являются основой прогностической модели посещаемости пациентов к врачам стоматологам;

— прогностические модели обеспечивают доступность получения медицинской помощи всем слоям населения, планирование на научной основе посещаемости пациентов и оптимизацию работы стоматологической медицинской организации.

Личный вклад автора. Автор является организатором и исполнителем всех этапов проведённого исследования. Автором проведён социологический опрос и клиническое обследование 857 пациентов, разработаны 8 прогностических моделей. Проведена оценка деятельности стоматологических медицинских организаций по оптимизации оказанных услуг.

Внедрения в практику здравоохранения. Материалы исследования внедрены в стоматологических медицинских организациях г. Арзамаса и Нижегородской области, Республики Татарстан, используются в учебном процессе на кафедрах общественного здоровья и организации здравоохранения с курсом медицинской информатики, терапевтической стоматологии ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» МЗ РФ, кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» МЗ РФ.

Апробация и публикации результатов исследований.

Основные положения диссертационной работы доложены и обсуждены на:

— всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы стоматологии», Уфа, 2010;

— IV Российской научно-практической конференции «Профилактика стоматологических заболеваний и гигиена полости рта», Казань. 2011;

— международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке: новый взгляд», Тамбов, 2011.

По теме диссертации опубликовано 7 научных работ, из них 3 в рецензируемых изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией.

Структура и объём диссертации.

Диссертация состоит из введения, обзора литературы, трёх глав собственных исследований, обсуждения, выводов, практических.

ВЫВОДЫ.

1. В стоматологические медицинские организации больше обращаются женщины, чем мужчины, соответственно 73,0+1,9% и 67,0+2,1% (Р<0,001). С увеличением возраста количество женщин, обратившихся в государственные учреждения, снижается с 33,0+2,4% в возрастной группе 30−39 лет до 10,0+1,5%) среди лиц старше 60 лет (мужчины с 37,0+2,4% до 8,0+1,3% соответственно), а в коммерческие соответственно с 32,0+2,3%, до 10,0+1,3%, и с 29,0+2,0%, до 15,0+1,8%. С возрастом женщины в большинстве случаев обращаются ко всем врачам-стоматологам, а мужчины только к стоматологам-терапевтам государственных стоматологических организаций.

2. С возрастом увеличивается значение индекса ГР-У (индекс гигиенического состояния полости рта) у всех пациентов и уменьшается индекс ИССГТ (индекс состояния стоматологической помощи). Так, индекс ГР-У у женщин 40−49 лет составляет от 0 до 15, а ИССП от 69% до 96%- 2029 летних соответственно — от 0 до 12 и от 75% до 96%. У мужчин в возрасте 40−49 лет ИССП составляет от 61% до 87%, а индекс ГР-У от 0 до 14, а возрасте от 20−29 лет, соответственно от 75% до 96% и от 0 до 6.

3. В коммерческие стоматологические организации большинство пациентов-74,5+1,5% обращаются для получения терапевтической и в два раза меньше-33,6+1,6% ортопедической стоматологической помощи. Среди пациентов около половины обратившихся составляют 48,5+4,3% рабочие, 21,2+3,5% служащие, 7,5+2,3% пенсионеры. Среди обратившихся пациентов с разным уровнем ежемесячного дохода на одного члена семьи, больше лиц с доходом 5000 рублей: к стоматологамхирургам-24,7+3,7%), стоматологам-терапевтам-26,0+3,8% и 26,7+3,9%) стоматологам-ортопедам.

4. Разработанные восемь прогностических математических моделей для определения вероятности обращаемости к врачам-стоматологам различных специальностей, позволяют прогнозировать тенденцию обращаемости пациентов в государственные или коммерческие стоматологические организации. Включение специальных коэффициентов в прогностические матрицы способствует определению предпочтения пациентом государственной или коммерческой стоматологической организации.

5. Разработанные прогностические матрицы, рассчитанные при помощи формул математического анализа, позволяют планировать первичную медико-санитарную стоматологическую помощь и обосновать необходимое число должностей врачей — стоматологов в государственных и коммерческих стоматологических организациях.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Для планирования первичной медико-санитарной стоматологической помощи необходимо создание базы персонифицированных данных по определённому населенному пункту путем изучения нуждаемости населения в стоматологической помощи.

2. Для определения тенденции выбора пациентами стоматологических медицинских организаций с целью получения стоматологических услуг рекомендуется использование предложенных математических матриц.

3. Предложенные методы прогнозирования обращаемости населения рекомендуется применять для планирования объема стоматологических услуг, кадрового состава, обоснования открытия новой стоматологической медицинской организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аакер Дэвид А. Стратегическое рыночное управление/ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2007. — 496 с.
  2. Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир// Стандарты и качество. 2001. — № 5−6. — № 5/6.- С. 49−61.
  3. О.И. Стоматологическая заболеваемость населения в различных климато-географических зонах России: автореф. дис. канд. мед. наук.: -М., 1999.-27 с.
  4. Р.Л. Планирование будущего корпорации. М: Прогресс, 1985. -327 с.
  5. A.B. Оценка стоимости условий единицы трудоемкости в стоматологии// Стоматология. 1996. — № 1. — С.66−67.
  6. A.B. Заболеваемость, нормативы, потребности и пути повышения эффективности стоматологической помощи населению: автореф. дис. докт. мед. наук.: М., 1983. — С.48.
  7. A.B. Принципы функционирования стоматологических учреждений в условиях рыночной экономики // Труды Y съезда Стоматологической ассоциации России (Москва, 14−17 сент. 1999 г.) — М.-1999.-С.4−5.
  8. Э.А. Социально-гигиеническое исследование контингента больных, причин обращений и объема медицинской помощи, оказываемой хозрасчетными поликлиниками: дисс. канд. мед. наук-М.- 1991.- 189 с.
  9. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
  10. И. Стратегический менеджмент. -М.: Экономика, 1989. -344 с.
  11. Э.С. Об изучении мнений пациентов о работе врачей поликлиники/Э.С. Антипенко, Р. Б. Несыпова //Здравоохранение РФ. 1983. -№ 12.-0.16−18.
  12. Г. Г. Основные организационные принципы разгосударствления стоматологической сети //Стоматология. -1995. -№ 3.- С.77−79.
  13. Г. В., Основы научного планирования стоматологической помощи. /Г.В. Базиян, Г. А. Новогродцев //М., Медицина, 1968. С. 240.
  14. Л.Е. Маркетинг. М.: ИНФРА — М., 2008. — 224 с.
  15. В.М., Планирование работы частной стоматологической клиники (некоторые рекомендации по составлению бизнес-плана) / В. М. Безруков, Н. Б. Кузьмина, A.B. Алимский // Стоматология для всех. 1999. -№ 4. — С.43−47.
  16. С.А. Метод фокус-групп. М.: «Магистр», 996. — 272 с.
  17. В.В. Концептуально ориентированный сервис в стоматологии // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2003. -№ 3 (11). — С. 19.
  18. В.Э. Расходы на медицину: социологический аспект // Социологические исследования. 1999. — № 5. — С. 105−106.
  19. В.Э., Фили Ф., Шейман И., Шишкин С. Расходы населения на медицинские услуги и лекарства // Экономика здравоохранения. 2000. -№ 7/46. — С.45−50.
  20. Г. В., Методы продвижения платных стоматологических услуг к их потенциальным потребителям/ Г. В. Большаков, М. З. Капдан, В. Г. Бутова //Экономика здравоохранения. 1999. -№ 11−12/41. -С.18−19.
  21. Е.В. Распространенность кариеса зубов и заболеваний пародонта по материалам обследования двух регионов/ Е. В. Боровский, Евстигнеева И. А. //Стоматология. 1987. — Т.66. — № 4. — С.64−66.
  22. К. Стратегия на практике. СПб.- Питер, 2003. -251 с.
  23. В.Г., Ананьева В. Г., Власов H.H., Ковальский В. Л. и др. Модели предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических учреждений // Вестник стоматологии 1998. -№ 1.(58).-С.5.
  24. В.Г., Комаров Г. А., Максимовский Ю. М. Предпринимательская деятельность в Российской стоматологии.: Метод, рекомендации: ММСИ. -М, 1999.-67с.
  25. В. Г. Ковальский В.Г. Экспертиза качества стоматологической помощи. / Практическое руководство М.: Издательский дом «STBO.OK». 2005.- 191 с.
  26. В.Д. Современные подходы к расчету цены условной единицы трудоемкости в стоматологии / В. Д. Вагнер, Н. Т. Шамшурина, H.A. Уфимцева//Здравоохранение. 1998. — № 1. — С. 19−24.
  27. В.Д. Стоматологическая поликлиника: этапы развития и становления // Труды VII Всероссийского съезда стоматологов. -М.-2001. -С.7−10.
  28. В.Д. Гарантии в стоматологии мнения и закон //Организация управления, экономика и бухгалтерский учет в стоматологии. — Москва-Краснодар, 2005. — С.23−31.
  29. А.К. Оказание платных стоматологических услуг на базе стоматологической поликлиники: Материалы I съезда врачей Республики Беларусь. Минск, 1990. — С.309−310.
  30. O.A. Введение в медицинский и фармацевтический маркетинг // Экономика здравоохранения. 1996. — № 3. — С. 23−26.
  31. Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. -М.: Медицина, 1999. 200 с.
  32. Д.Д. Здравоохранение России: Кризис и пути преодоления. -М.: Медицина, 1999. 198с.
  33. A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг. М.: Медицина, 2001.-224 с.
  34. З.И. Стратегический менеджмент/ З. И. Виноградова, В. Е. Щербакова // М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004. 304 с.
  35. П.А. Стандартизация в здравоохранении: стандарты медицинских технологий / П. А. Воробьев, Д. В. Лукьянцева // Зам. гл. врача. 2007. -№ 12.-С. 21−26.
  36. Н.И. К разработке перспективной модели стоматологического обслуживания в системе городского здравоохранения/ Н. И. Вишняков, Е. О. Данилов // «Проблемы городского здравоохранения»: С-Петербург. 1997. -выпуск 2. — С.238−240.
  37. А.И. О состоянии стоматологии в России и перспективы ее развития. Доклад на IV съезде СтАР/ А. И. Вялков, Леонтьев В. К. // Стоматология. 1999. — № 2. — С.44−49.
  38. Г. И. Подходы к оценке качества амбулаторно-поликлинической помощи населению/ Г. И. Галанова //Экономика здравоохранения. 1998. — № 2. — С.43−48.
  39. А.Н. Реформирование стоматологической службы в условиях перехода к рыночной экономике А.Н. Галлиулин// Казанский вестник стоматологии 1996. — № 2. — С.34.
  40. Р.А., Двойников С. И., Павлов В. В. и др. Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении. Самара- СПб.: Перспектива, 1998. — 176 с.
  41. А. Тенденции рынка медицинских услуг. // Аналитическая газета DMG, № 7 (1), 2003. Web: http://www.dmg.ru/number7−2003-l.asp
  42. II. Ф. Реформа: Государственная стоматология: казнить нельзя помиловать! Интервью Н. Ф. Герасименко. //Аналитическая газета DMG. № 10 (6). — 2005. Web:http://www.dmg.ru/numberl0−2005−6.asp
  43. Н.Ф. Дума о здравоохранении/ Н.Ф. Герасименко//Ш (XIX) Всероссийский Пироговский съезд врачей. Материалы Съезда. М., 1999.-С.62−69.
  44. В. Основные проблемы развития рынка ДМС в стоматологии / В. Гераскин // Аналитическая газета «Dental management group». 2000. — № 1. — С.4−6
  45. В. Перспективная модель стоматологической практики. //Аналитическая газет DMG. № 7(3). — 2003. http://www.dmg.ru/number7−2003−3 .asp
  46. В. Реформа: О будущем стоматологии. // Аналитическая газета DMG, № 10 (8), 2005. Web: http://www.dmg.ru/numberl0−2005−8.asp
  47. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика/ Е.П. Голубков//М.: Финпресс, 1998. 416 с.
  48. Е.П., Маркетинг: выбор лучшего решения/ Е. П. Голубков, Е. Н. Голубкова, В. Д. Спицын //М.: Экономика, 2009. 258 с.
  49. Г. Н., Маркетинг на рынке услуг и товаров медикопроизводственного комплекса/ Г. Н. Голухов, Ю. В. Шиленко // Экономика здравоохранения. -1998. № 7. — С. 11−20.
  50. Г. Я. Стратегический менеджмент / Г. Я. Гольдштейн// Конспект лекций. -1995. 93 с.
  51. Гражданский кодекс Российской федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 23.12.2003).
  52. Гражданский кодекс Российской федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 24.07.2004).
  53. А.Х. Некоторые проблемы развития стоматологической службы г. Казани / А. Х. Греков, В. Г. Корчагин //Казан, вестник стоматологии -1996. -№ 2.-С36.
  54. В.А. Социально-гигиенические и организационные аспекты стоматологической помощи населению области в современных условиях: автореф. дис. к.м.н. С.-Петербург. — 1998. — С. 18.
  55. В.М. Организация и совершенствование внебюджетной стоматологической помощи населению в условиях крупного города.: автореф. дис. к.м.н. -М.:ММСИ. 1993. 23 с.
  56. A.C. Измерение корпоративной культуры стоматологической организации посредством использования анкеты OCAI. /A.C. Григорян, А. В. Виноградов, В. Г. Бутова, И. В. Духанина // Российский стоматологический журнал. 2007. -№ 2.- С. 46.
  57. А.Н. Предпринимательская деятельность в медицине: Справочник. -М.: Рус. врач, 1998. 127 с.
  58. М. Стратегии на корпоративном уровне: создание стоимости в многопрофильных компаниях/ М. Гудл, Э. Кэмпбел, М. Александер //СПб.: Питер, 2002.- 132 с.
  59. Т.А. Деятельность стоматологической поликлиники в условиях смешанного финансирования/ Т. А. Гуляева, В. Д. Вагнер //Экономика и менеджмент в стоматологии. 2001. — № 1(3). — С. 25−27.
  60. Ю.С., Мчедлидзе Т. Ш., Кураскуа A.A. и др. Новая перспектива развития негосударственной стоматологической помощи // Современные аспекты медицины и здравоохранения крупного города: Сборник научно-практических работ. СПб, 1997. Выпуск 2. — С.52−55.
  61. Е.О. Организация стоматологической помощи взрослому населению крупного города в условиях реформирования здравоохранения: автореф. дис. к.м.н. СПб. 1996. — 19 с.
  62. Е.О., Особенности развития рынка стоматологических услуг на современном этапе// Е. О. Данилов, Т. Ш. Мчедлидзе, A.A. Цимбалистов // Труды VII Всероссийского съезда стоматологов. М., 2001. — С. 12−13.
  63. Е. О. Данилов Е.О. Правовые основы стоматологической практики. Санкт-Петербург., 2002. — 176 с.
  64. П.Г. О понятии производительности зубоврачебного труда/ П. Г. Дауге // Одонтология и стоматология, 1924. 4/6. С. 65−67.
  65. Н.Г. Социологические исследования мнения врачей о путях повышения качества стоматологической поликлинической и стационарной помощи/ Н. Г. Дедова, И. М. Губайдуллин // Сов. здравоохранение. 1991. -№ 3.-С.16−19.
  66. А.И. Изучение потребности населения в различных видах стоматологической помощи по данным анкетирования/ А. И. Делендик // Стоматология. 2000. — № 6. — С.58−60.
  67. С. Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы, их формы и содержание/ www.marketing.spb.ru
  68. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии/ П. Дойль//- СПб.: Питер, 2003.-544 с.
  69. .З. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев.-№ 4.-2000. -С. 16−31 .Web: http://pseudology.org/Gallup/OnlinePolls.htm
  70. П. Практика менеджмента/ П. Друкер//- М.: Изд-во «Вильяме», 2000. -397 с.
  71. В. Москва: Большинство крупных стоматологических фирм не открывает новые филиалы /В. Ермолаев// Газета «Стоматология сегодня». -М, 2001.-№ 78(Ю).
  72. С. А. Модель цены медицинских услуг /С.А. Закирова// Здравоохранение Российской Федерации. 2000. — № 5. — С.25−28
  73. Ю.В. Правовые основы стоматологической практики /Ю.В. Засыпкина// Медицинская документация в стоматологии www. stomatology-academy.com
  74. O.E. Автоматизация здравоохранения/ O.E. Зекий// М., Новости, 2001.-400с.
  75. И.Б. Особенности стоматологии переходного периода: оценка и прогноз профессионалов и населения: автореф. дисс. канд. мед. наук. -М., 1998.- 19 с.
  76. О.Г. Телефонное интервью: заметки организатора опроса. // Социология: методология, методы, математические модели. (4 М). № 6,. -1996. -С.130−146.
  77. А.К., Подлесных В. И., Серова J1.C. Практический менеджмент. М.: ИНФРА-М. 1998. — 365с.
  78. В.И., Кудрявцева Т. В., Орехова Л. Ю., Слесаревская Л. С. Принципиальный подход к методике определения себестоимости стоматологической услуги //Пародонтология. 1999. — № 1. — С.39−40.
  79. Н.Г. Медико-социальные факторы формирования причин обращения за амбулаторно-поликлинической помощью и удовлетворенность ее качеством.:автореф. дис. к.м.н. М., 1989. — 23 с.
  80. М.З. Маркетинговые основы деятельности негосударственных стоматологических организаций: дис. к.м.н. -Москва. 1998.- 179 с.
  81. В.А. Социально-гигиеническое исследование удовлетворенностью поликлинической помощью: дисс. к.м.н. М., 1989.- 189с.
  82. И.В. Содержание отдельных составляющих маркетингового комплекса компаний, работающих в сфере услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. № 3. — 2002. — С.5−12.
  83. Н. Как создать акционерное общество/ Н. Китайгородский // Экономика и жизнь, 1990, № 27.
  84. И.С. Использование метода фокус-групп при исследовании рынка стоматологических услуг/ И. С. Кицул, Д. И. Хлебович, А. Е. Бахарева //Здравоохранение. 2001. — № 10. — С.151 -156.
  85. И.С. Некоторые организационно-экономические проблемы развития стоматологической службы / И.С. Кицул// «Актуальные проблемы охраны здоровья населения и здравоохранения Иркутской области». -Иркутск, 1999.-С. 177−180.
  86. М.В. Организация экономической работы медицинских учреждений в новых условиях/ М. В. Климкин, Ф. Н. Кадыров // Экономика здравоохранения 1996. — № 10−11. — С.35−39.
  87. В.Л. Методические подходы, технология классификации негосударственных стоматологических предприятий/ В. Л. Ковальский // Проблемы стоматологии и нейростоматологии. 1999. — № 1. — С.41−43.
  88. В.Л. Научное обоснование концептуальной модели реформирования стоматологической помощи детскому населению крупных городов.: автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 2002. — 293.
  89. B.JT. Научное обоснование функционально-организационной структуры негосударственных стоматологических предприятий / ММСИ. -к.м.н., М., 1999.-32с.
  90. Комментарий к федеральному закону об АО. Под ред. Тихомирова. М.: 1990.- 397 с.
  91. Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. М.: МЦФЭР, 1997. -226 с.
  92. П.Р. Управление медицинской помощью: практ. рук: Пер. с англ., под общ. ред. О. П. Щепина. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. — 743 с.
  93. Концепция развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации // Мед. газета. 1997. — № 39.
  94. К.Ю. Особенности формирования сети государственных стоматологических учреждений в различных регионах Российской Федерации (предварительный анализ)/К.Ю. Корсун // Стоматология. 2002. -№ 6. -С. 57−60.
  95. Ковальский B. J1. Алгоритмы организации и технологии оказания основных видов стоматологической помощи. //Москва: Медицинская книга, 2004.- 180 с.
  96. Ф. Основы Маркетинга. М.: Бизнес-книга, 1995.- 702 с.
  97. Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. Спб.: Питер, 2003. — 3202 с.
  98. В.В. Менеджмент стоматологической организации. М.: Медицинская книга, Стоматология, 2007. — 664 с.
  99. Э.Н. Экономика здравоохранения: поиск резервов / Э. Н. Кулагина, И. И. Введенская //Нижний Новгород: Изд-во Бланкоиздат, 1998.214 с.
  100. Э.Н., Экономическая теория и Экономика здравоохранения /Э.Н. Кулагина, Введенская И. И. //Н.Новгород: Изд-во НГМА, 1995.- 104 с.
  101. Ю.Кулаков A.A., Шестаков В. Т., Бутова В. Г. Экспертиза качества стоматологической помощи (организационные вопросы). -М., 2010. -383 с.
  102. К. Маркетинг услуг что дальше? В поисках новой парадигмы и свежих веяний/ К. Лавлок, Э. Гаммессон // Маркетинг и маркетинговые исследования, № 2(62) 2006. — С. 158−172.
  103. В. К. Реформа: государственная стоматология: казнить нельзя помиловать! Интервью с Леонтьевым В. К. // Аналитическая газета DMG. -№ 10(7). 2005. Web: http://www.dmg.ru/numberl0−2005−7.asp
  104. В.К. Организация стоматологической службы / В.К. Леонтьев// Стоматология. 1995. — Т.74. — № 1. — С. 66−72.
  105. В.К. Состояние стоматологической помощи населению и перспективы ее развития/ В. К. Леонтьев, А. В. Алимский, Т. В. Шестаков //Вопросы организации и экономики в стоматологии Екатеринбург, 1994.-С. 5−11.
  106. В.К. Социальная стоматология на современном этапе / В. К. Леонтьев, Ю. В. Шиленко // Стоматология 1999. — № 1. — С.5−10.
  107. В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития /В.К. Леонтьев// Труды VII съезда стоматологов России, -М, 2001.-С. 6−9.
  108. В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития /В.К.Леонтьев // Институт стоматологии. — 2006.- № 4. — С. 10−12.
  109. В. К. Пахомов Т.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. М.: 2006. 416 с.
  110. В.К., Максимовский Ю. М., Бутова В. Г., Ушаков В. Я. и др. Государственный контроль в стоматологической практике. М.: Медицинская книга.-2006.- 148 с.
  111. В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития /В.К.Леонтьев // Институт стоматологии. — 2006.- № 4. — С.10−12.
  112. В.К. Что может быть дальше с государственной стоматологией России?/ В. К. Леонтьев // Институт стоматологии. 2005. — № 1.
  113. В.К., Олесова В.II. О реформировании и совершенствовании стоматологической службы России (концептуальная модель). М.: Патриот, 2012.- 14 с
  114. В.К., Шестаков В. Т., Воронин В. Ф. Оценка основных направлений развития стоматологии. -М.: Медицинская книга, 2007. 280 с.
  115. П.А. Методы расчета и прогнозирования потребности в стоматологическом персонале/ П. А. Леус // Стоматология. 1995. — Т.74. -№ 6. -С.55−57.
  116. А.М. К вопросу об оказании платных медицинских услуг в лечебных учреждениях г.Москвы / А.М. Лукашов// Экономика здравоохранения. 1996. — № 2. -С 11−15.
  117. Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. М.: Изд-во «Книжный мир», 1998.- 157 с.
  118. Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. М.: МЦФЭР, 1998.- 160 с.
  119. Малый АЛО. Врачебные стандарты как основа базовой медицинской помощи населению/ А. Ю. Малый, В. К. Леонтьев // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2003. — № 3. — с.5−11.
  120. Малый АЛО. Система стандартизации в здравоохранении и стандарты в стоматологии / АЛО. Малый// Стоматологический форум. 2003. — № 1. — С. 29−33.
  121. С.С. Разработка организационных мероприятий по совершенствованию контроля качества и эффективности стоматологической помощи во внебюджетных учреждениях: автореф. дис. к.м.н. М., 1999. -20с.
  122. Маркетинг в стоматологии. Методическое пособие/ под ред. Н. И. Вишнякова. СПб, СПбГМУ им. Акад. И. П. Павлова, 1999. — 24 с.
  123. Маркетинговые направления деятельности современных компаний. Зарубежный опыт и российская практика. М.: МАКС Пресс, 2001. — с. 138
  124. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1998.- 126 с.
  125. С.А. Организация медицинской помощи в сфере платных медицинских услуг. Маркетинг. Управленческий учет. Финансовый менеджмент /С.А. Мартынчик, Худяков М. Б. //- М.: МЦФЭР, 1999. -208 с.
  126. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1.: Социологический опрос. / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука. — 1990. — 232с.
  127. Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. «Школы стратегий» / пер. с англ. // Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 336 с.
  128. М.З. Нерешенные проблемы организации стоматологической помощи на дому /М.З. Миргазизов//Сб. тр. ЦНИИС. М., 1991. -С.56−58.
  129. М.З. Программа технологического обновления стоматологии Республики Татарстан/ М. З. Миргазизов // Казан, вестник стоматологии. -1996.-№ 2.-С.31−34.
  130. М.З., Те Е.А., Лахмотко Г. И. и др. Новый хозяйственный механизм в стоматологической службе Кузбасса //Сб. тр. ЦНИИС.-М., 1991.-С.167−173.
  131. H.B. Дифференцированный подход к маркетингу услуг/Н.В. Миронова//Маркетинг журнал 4p.ru. 2003. — Web: http://www.4p. ru/index, php? page= 1829&tmpl=print
  132. С.Б. Применение маркетинга в обязательном медицинском страховании: проблемы и перспективы/ С. Б. Мулов // Экономика здравоохранения. 1998. -№ 3. — С.9−11
  133. МЗ.Мчедлидзе Т. Ш. В России формируется практика судебного рассмотрения дел по искам пациентов / Т. Ш. Мчедлидзе //Медицинское право и этика. -2000.-№ 2.-С.13−15.
  134. Т.Ш. Маркетинговая система крупной стоматологической фирмы/ Т. Ш. Мчедлидзе В.М. Янченко, C.B. Янченко // Труды V съезда Стоматологической ассоциации России (Москва, 14−17 сент. 1999 г.) -М., 1999.-С.18−23.
  135. Т.Ш. Рекламная деятельность в стоматологии/ Т. Ш. Мчедлидзе, O.A. Гусев //Экономика здравоохранения. 1998. — № 12. — С.24−28.
  136. Т.Ш., Т.Ш. Коммерческая стоматологическая организация в условиях перехода к рыночной экономики / Т.Ш. Мчелидзе СПб: Институт стоматологии, 2001. С.221−222.
  137. С.П. Общество на полях / С. П. Мясоедов, Ю. И. Фединский //М.: Политиздат, 1991.
  138. Г. И., Управление качеством медицинской помощи/ Г. И. Иазаренко, Е.И. Полубенцева// М.: Медицина, 2000. — 368 с.
  139. H.A., Объективная цена стоматологической услуги утопия или реальность? / H.A. Николаев, В. Б. Недосеко // Экономика и менеджмент в стоматологии. — 2003. — № 3. — С.2336−26
  140. Э.В. Международные модели маркетинга услуг / Э. В. Новаторов //Маркетинг в России и за рубежом № 3. 2000. — С. 91−95.
  141. Э.В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг / Э.В. Новаторов// Маркетинг в России и за рубежом. -№ 3(17).- 2000.- С. 91−98.
  142. Э.В. Становление маркетинга услуг как самостоятельной научной дисциплины за рубежом / Э. В. Новаторов // Маркетинг в России и за рубежом. № 4.-2002. — С. 3−7.
  143. Э.В. Стратегия материализации обслуживания в маркетинге услуг/ Э.В. Новаторов// Журнал Маркетинг в России и за рубежом. Выпуск № 2.-2002.-С. 66−71.
  144. И. А. Социально-гигиенические аспекты совершенствования стоматологической терапевтической помощи в условиях перехода к медицинскому страхованию: автореф. дис. к.м.н. М., 1994. 21с.
  145. Обзор рынка стоматологических клиник Москвы. // Аналитическая газета DMG. № 3,. — 2001. Web: http://stom.ru/dmg/1 081 l/article4.shtml 161. Обзор рынка стоматологических услуг Москвы // Аналитическая газета «Dental management group». — 2000. — № 1.
  146. Обзор рынка стоматологических услуг Москвы // Аналитическая газета «Dental management group». 2001. — № 3.
  147. Обзор рынка стоматологических услуг Москвы // Аналитическая газета «Dental management group». 2002. — № 1.
  148. Обзор рынка стоматологических услуг Москвы. Ведомственные лечебно-профилактические учреждения. // Аналитическая газета DMG. № 3. — 2001. Web: http://stom.ru/dmg/1 081 l/article4.shtml
  149. Обзор сектора государственных стоматологических поликлиник Москвы. // Аналитическая газета DMG. № 10(3). — 2005. Web: http://www.dmg.ru/numberlO-2005−3.
  150. Опросы «Интернет в России». Выпуск 10. Зима 2004−2005. Фонд «Общественное мнение». Web: http://bd.fom.ru/report/map/projects/internet/internetl 0/о51 001 170.ОСТ 91 500.01.0005 2001 — «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении».
  151. Оценка качества работы медицинских учреждений и удовлетворенности пациентов: Метод, материалы / Под. ред. О. П. Щепина, В. К. Овчарова. М.: НИИ СГЭиУЗ им. Н. А. Семашко РАМН, 1997.-95 с.
  152. В. «Обзор рынка негосударственных стоматологических клиник Москвы по итогам 2003 года» // Аналитическая газета «Dental management group». 2004. — № 1−2.
  153. В. Обзор негосударственных стоматологических клиник Москвы по итогам 2004 года. /В. Павлов // Аналитическая газета DMG. № 10. — (2). -2005. Web: http://www.dmg.ru/numberl0−2005−2.asp
  154. В. Управление качеством в стоматологии/ В. Павлов // Аналитическая газета DMG. № 10 (2). — 2005. Web: http://www.dmg.ru/number8−2004−7. asp
  155. И.И. Критерии оценки стоматологической помощи населению Республики Беларусь: автореф. дис. к.м.н. Минск. 1996. — 16с.
  156. Ф.Ф. Организация профилактики и лечения зубов в Австралии / Ф.Ф. Паподопулос// Стоматология для всех, 2001. № 2. — С. ЗЗ-35.
  157. Н.А. Современные проблемы оказания стоматологической помощи в условиях медицинского страхования/ Н. А. Пожарская, О. И. Салагай // «Актуальные проблемы охраны здоровья населения и здравоохранения Иркутской области». Иркутск, 1998. — С.99−100.
  158. В.И. Особенности развития стоматологической службы в новых социально-экономических условиях: дис. д-ра мед. наук в виде научного доклада. М., 2001. — 62с.
  159. И.В., Зеленская Т. М., Ромашов П. Г., Пивоварова Н. А. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. СПб. — 2006.287 с.
  160. Постановление Правительства РФ № 101 от 14.02.2003 г. «О продолжительности рабочего времени медицинских работниковстоматологических клиник в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».
  161. Приказ МЗ и МП РФ № 312 от 06.08.96 г. «Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования».
  162. Приказ МЗ РФ № 238 от 26.07.2002 г. «Об организации лицензирования медицинской деятельности».
  163. Приказ МЗ РФ № 408 от 15.11.2001 г. «Инструкция по расчету условных единиц трудоемкости работы врачей-стоматологов и зубных врачей».
  164. Приказ МЗ РФ № 50 от 25.01.88 г. «О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема».
  165. Приказ МЗ СССР № 1166 от 10.12.76 г. «Положение о стоматологической поликлинике».
  166. Приказ МЗ СССР № 950 от 1.10.76 г. «О штатных нормативах медицинского персонала стоматологических поликлиник».
  167. Т.Я. Мотивация пациентов к профилактике и лечению у стоматолога в условиях крупного промышленного предприятия: автореф. дис. к.м.н. Омск, 1993. 19с.
  168. Профессионалы о профессиональных ассоциация. // Аналитическая газета DMG. № 4(2). — 2002. Web: http://www.dmg.ru/number4−2002−2. asp
  169. В.И., Агеенко A.M., Ризванов И. Р., Клрягин Г. Н. Документация в клинике стоматологической имплантологии // Новое в стоматологии. № 3. — 1993. С. 322−335.
  170. Дж.А. Новые принципы планирования и управления в здравоохранении стран Центральной и Восточной Европы. М., Остожье, 1996.-С.66−84.
  171. Г. В. Экспертные оценки в медицине/ Г. В. Раушенбах, Филиппов О.В.//-М.: ВНИИМИ, 1983. 80 с.
  172. Реформы здравоохранения в Европе: анализ нынешних стратегий. ВОЗ: Европейское региональное бюро, Копенгаген, 1996. — 48 с.
  173. A.B. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М.: Финансы и статистика, 1998. — 336 с.
  174. , В.Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях / В. Н. Родионова // Экономика и управления здравоохранением (ред. Ю.П. Лисицин) 1993.-С. 43−82.
  175. А.Н. Маркетинг: Учебник / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
  176. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1999.-621 с.
  177. З.П. Общее управление организацией. М.: Изд-во «ИФРА-М», 2001.-302 с.
  178. В.В. Альтернативные подходы к ценообразованию на стоматологические услуги // Вестник стоматологии. 1997. — № 3. — С.6.
  179. В.В. Стоматологическая помощь как особый вид услуг в здравоохранении/ В. В. Садовский, И. Б. Золотоусская, Ю. В. Шиленко //Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко. 1997. — № 1. — С.68−76.
  180. В.В. Стоматология «в 4 руки» М., Стоматология, 1999- 103 с.
  181. P.A. Информированность пациентов о своих правах при получении стоматологических услуг/ P.A. Салеев М. Ю. Абросимова // Стоматология нового тысячелетия. М., 2002. — С. 194.
  182. P.A. Организационно-правовые вопросы создания и функционирования филиала юридического лица по оказанию платных стоматологических услуг / P.A. Салеев, Греков А. Х., Самодин В.И.// Экономика и менеджмент в стоматологии. 2001. № 2(4) -С.30−34.
  183. P.A. Потребительское поведение на рынке стоматолдогических услуг. /Р.А.Салеев, Ф. Ф. Миндубаева // Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященные 50-летию РКБ МЗ РТ:
  184. Современные проблемы развития регионального здравоохранения. Казань, 2003. — С.92−93.
  185. Р.Б. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий: Пер. с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. — 432 с.
  186. В.И. Клинико-статистические группы и возможность их внедрения в практику стоматологического обслуживания/ В. И. Самодин // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2001. — № 2. — с.12−16
  187. В.И. Организация платных услуг населению в стоматологических учреждениях / В. И. Самодин, В. С. Васюкова, Н. Г. Шамшурина // Здравоохранение. 1997. — № 2. — С. 121−129.
  188. В.И. Формирование цены стоматологической услуги на основе клинико-статистических групп/ В. И. Самодин, B.C. Васюкова // Здравоохранение. 1997. — № 1. — с. 152−158.
  189. Сборник нормативных документов по организации стоматологической помощи: Грань., М., 1999. — 527 с.
  190. В.И. Научное обоснование развития здравоохранения России в условиях социально-экономических реформ: докт. дис. в виде доклада. М., 1997.- 60 с.
  191. A.A. Иски пациентов: кто несет ответственность?" /А.А.Старченко, Д. А. Зинланд, М. Ю. Фуркалюк, И. В. Рыкова, и др. //Менеджер здравоохранения", 2011. № 4. — с. 50−62.
  192. М.М. К вопросу об определении понятия «услуга» / М.М. Сухоруков//Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 4. (42). -С. 117−126
  193. Тё Е. А. Совершенствование управления стоматологической службой на основе применения экономических методов, автореф. дисс. к.м.н. Казань. -1993. -23с.
  194. Теория и практика менеджмента и маркетинга/ К. Н. Симонян, Т. Д. Лиенко, A.B. Сапегина, А. Т. Дмитришен А.Т. // Учебное пособие. РМАПО, кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения. М.: «ЦОПКБ ВИМ». 1997.-140 с.
  195. И.А. Модель маркетинговой системы медицинских услуг (маркетинговая формализованная сущность либеральной системы здравоохранения) // Эксклюзивный маркетинг. 1999. — № 5. — С.47−83.
  196. И.А. О взаимодействии врача и пациента в маркетинговой системе медицинских услуг // Здравоохранение Российской Федерации. -1999. № 2. — С. 63−64.
  197. И.А. Проблемы удовлетворения спроса на медицинские услуги / И. А. Тогунов // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2000. — № 4.-С. 18−20.
  198. И.А. Сегментация рынка медицинских услуг как степень доступности медицинской помощи / И. А. Тогунов // Здравоохранение Российской федерации.-2000.-№ З.-С. 12−14.
  199. О. Непроторенная дорога или кое-что о медицинском праве / О. Токарев//Медицинская газета. 17. — № 57.
  200. A.A., Стрикленд А.Дж.мл. III. Стратегический менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2001 411 с.
  201. В. Фармацевтический маркетинг / В. Усенко// Провизор. 2002. -№ 19.
  202. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 / Российская газета № 79 25.04.1996, с. 3−4.
  203. ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998).
  204. ФЗ от 08.02.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001).
  205. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
  206. ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 23.12.2003) «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995).
  207. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
  208. ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 06.04.2004) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995).
  209. А. Маркетинг для «чайников». М.: «Диалектика», 1998. — 332 с.
  210. А. Инвестиции в стоматологический бизнес/ А. Ходаков // Директор-инфо-№ 1 .-2005. Web: http://www.directorinfo.ru/ Article. aspx? id= 14 054&iid= 638
  211. Дж. Что такое маркетинговое исследование. / Дж. Хэмилтон// Социологическое исследование. 1994. — № 3. — С. 109.
  212. А.П. Маркетинг услуг: Продукт / А.П. Челенков// Маркетинг. -1998.-№ 1.-С.116−120.
  213. Шейман И. М Экономика здравоохранения. Учебник /И.М.Шейман, М. Колосницина, С. Шишкин //ГУ ВШЭ.- М., 2008. 480 с.
  214. Шестаков В. Т Шестаков В. Т., Янушевич О. О., Леонтьев В. К. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект концепции) М.: Медкнига. Изд-во «Стоматология». -2008.- с. 199.
  215. О.П. Основные направления совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации Медицина и здравоохранение в дни войны и мира: Материалы науч.-практ. конф. М., 2000. — С. 118−124.
  216. Экономика России: рост возможен. Исследование производительности ключевых отраслей. Отчет McKinsey GlobalйШе.Октябрь, 1999. Web: http://www.bsmei.narod.ru/dp/McK/resalt.pdf
  217. В.Л. Во главе угла профессионализм и интересы клиентов/ В. Л. Эпштейн // Стоматология для всех. — 2000. — № 2. — С.60−62.
  218. Т.Н. Изучение мнения населения о качестве медицинской помощи во внебюджетных стоматологических учреждениях / Т.Н. Юшманова// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. — № 4. — С. 17−19.
  219. Т.Н. Эколого-гигиенические и социальные аспекты стоматологического здоровья населения Архангельской области: автореф. д.м.н. Архангельск. 1999. — 39с.
  220. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. — 329с.
  221. В.М., Касумова М. К., Мчедлидзе Т. Ш. Управление медицинским бизнесом: Система управления стоматологической организацией. СПб., 2005. — 272 с.
  222. Ackoff R.L. Beyond Prediction and Preparation //Journal of Management Studies. 1983. — N20. — s. 59−69 .
  223. Berry L.L. and Parasuraman, A. (1991) Marketing Servises: competing Through Quality, New York, Free Press
  224. Berry, L.L., Zeitami, V.A. and Parasuraman, A. (1985) Quality counts in services too // Business Horizons. May-June. — P. 44−52.
  225. Brown E.R. A national health program for the United States // JAMA. 1992. -Vol.267, No 4.-P. 552−558.
  226. Chasteen J.E. Predictable means productive in four-handed dentistry // Dentalpractice Msr 1980 — № 1(3) — P. 54−56.
  227. David C. Bojanic. Quality Measurement in Professional services Firm// Journal of Professional Services Marketing. 1991. — № 7. —. — P.27−36
  228. European Health Care Reform. Analysis of current strategies / Eds and written by Richard Saltman, Josef Figueras. WHO Regional Publications. European Series, No 72. — Copenhagen, 1997. — 310 p.
  229. Harvey A. What Researchers Think About Online Research. 1998. — Web: http://www.rockresearch.com/Articles/mr06/mr06.html
  230. Health care Delivery in the United States / Steven Jonas a contributors$ with a forew. By John Gordon Freymann. 3rd ed. — N.Y.: Springer, 1986.-558 p.
  231. Kotier P. Marketing Management: The Millenium Edition, New Jersey, Prentice Hall. -2000−715p.
  232. Lister J. Reform of British national health service // N. Engl. J.'Med. -1990.-N0.6.-P. 410−412.
  233. Marcenes W.S., Sheihman A. The relationship between stress and oral health status. Soc. Sei. Ved., 1992, Dec, 35(12). — P. 727−730.ci
  234. Maslow A.M. Motivation and Personality, New York, Harper & Row. -1987. -p.15−31.
  235. Mc Catthny, E.J. William D. Perreaul. Basic Marketing, Homewood, 111, Irwin. 1996.- 868 p.
  236. Ogunbodede E.O., Olusile A.O., Ogunniyi S.O. Faleyimu B.L. Socioeconomic factors and dental health in an obstetric population.- West Afr. J. Med., 1996, Jul-Sept- 15(3).-P.170−176.
  237. ORH Position Paper: Expanded Programme Through Partnership With the International Dental Federation and Participation in the NCD Integrated Programme. Geneva, 1986.
  238. Parasuraman, Zeitthaml. Services Marketing 203p.
  239. Rathmell John M. What is meant by services? // Journal of Marketing, Vol. 30. № 4 (Oct., 1966). — P.32−34.
  240. Rust R.T., Zahoric A.J., Keiningham T.L. Service Marketing, Harper Collins College Publishers. 1996. — P.7−10.
  241. Rust R.T., Zahoric A.J., Keiningham T.L. Service Marketing, Harper Collins College Publishers. № 4. — 1996. — P. 1 1.
  242. Seltman R.B., Antonio Duran Hans F.W. Dubois. Governing Public World Health Organization, on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2011.-260 p.
  243. Souba W.W. Political strategy, business strategy, and the academic medical center: linking theory and practice. /W.W.Souba, M.R. Weitekamp, J.F. Mahon. // J. Surg Res. 2001.- Sep-100(l):l-10.
  244. Woods D.K. Realizing your marketing influence, Part 2: marketing from the inside out. / D.K. Woods, S. Cardin //J. Nurs Adm. 2002 Jun-32(6):323−30.
Заполнить форму текущей работой