Организация работы стоматологических медицинских организаций на основе маркетинговой деятельности
Диссертация
В рамках проводимой реорганизации здравоохранения, внедрения рыночных отношений и перехода к медицинскому страхованию, предусматривается необходимость решения одной из наиболее сложных задач — социальной целесообразности и экономической эффективности функционирования стоматологической службы. Последнее десятилетие характеризуется техническим прогрессом, внедрением современного оборудования… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ (обзор литературы)
- 1. 1. Состояние стоматологической помощи в экономически развитых странах
- 1. 2. Стоматологическая амбулаторно-поликлиническая помощь населению России на современном этапе
- 1. 3. Доступность, посещаемость и нуждаемость населения в амбулаторно -поликлинической стоматологической помощи
- 1. 4. Анализ международных концепций маркетинга. Элементы маркетинговых исследований в работе стоматологических организаций
- ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37 2.1 Этапы исследования
- 2. 2. Методика изучения потребности населения в стоматологических услугах
- 2. 3. Методика изучения уровня стоматологического здоровья пациентов и нуждаемости населения в стоматологической помощи
- 2. 4. Методика статистической обработки материалов исследования 41 РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЗА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИМИ УСЛУГАМИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И ЧАСТНЫЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
- 3. 1. Общая характеристика нуждаемости пациентов в стоматологической помощи обратившихся в частную клинику и государственные стоматологические организации
- 3. 2. Причины обращений к врачам стоматологам пациентов различных возрастных групп в государственные и коммерческие организации
- 3. 3. Клинические причины обращений пациентов в стоматологические медицинские организации
- ГЛАВА 4. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- 4. 1. Медико-биологические и социальные аспекты оказания стоматологических услуг в коммерческих стоматологических организациях
- 4. 2. Экономические вопросы оказания коммерческих стоматологических услуг
- ГЛАВА 5. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, КОЛИЧЕСТВА ДОЛЖНОСТЕЙ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И
- НЕОБХОДИМОГО ЧИСЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
- 5. 1. Оценка степени влияния комплексов факторов определяющих выбор пациентами государственных и коммерческих стоматологических организаций
- 5. 2. Математическое прогнозирование обращаемости пациентов к врачам различных специальностей в государственных и коммерческих стоматологических организациях
- Обсуждение результатов
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Аакер Дэвид А. Стратегическое рыночное управление/ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2007. — 496 с.
- Адлер Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир// Стандарты и качество. 2001. — № 5−6. — № 5/6.- С. 49−61.
- Адмакин О.И. Стоматологическая заболеваемость населения в различных климато-географических зонах России: автореф. дис. канд. мед. наук.: -М., 1999.-27 с.
- Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации. М: Прогресс, 1985. -327 с.
- Алимский A.B. Оценка стоимости условий единицы трудоемкости в стоматологии// Стоматология. 1996. — № 1. — С.66−67.
- Алимский A.B. Заболеваемость, нормативы, потребности и пути повышения эффективности стоматологической помощи населению: автореф. дис. докт. мед. наук.: М., 1983. — С.48.
- Алимский A.B. Принципы функционирования стоматологических учреждений в условиях рыночной экономики // Труды Y съезда Стоматологической ассоциации России (Москва, 14−17 сент. 1999 г.) — М.-1999.-С.4−5.
- Аннамурадов Э.А. Социально-гигиеническое исследование контингента больных, причин обращений и объема медицинской помощи, оказываемой хозрасчетными поликлиниками: дисс. канд. мед. наук-М.- 1991.- 189 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. 416 с.
- Ансофф И. Стратегический менеджмент. -М.: Экономика, 1989. -344 с.
- Антипенко Э.С. Об изучении мнений пациентов о работе врачей поликлиники/Э.С. Антипенко, Р. Б. Несыпова //Здравоохранение РФ. 1983. -№ 12.-0.16−18.
- Ашуров Г. Г. Основные организационные принципы разгосударствления стоматологической сети //Стоматология. -1995. -№ 3.- С.77−79.
- Базиян Г. В., Основы научного планирования стоматологической помощи. /Г.В. Базиян, Г. А. Новогродцев //М., Медицина, 1968. С. 240.
- Басовский Л.Е. Маркетинг. М.: ИНФРА — М., 2008. — 224 с.
- Безруков В.М., Планирование работы частной стоматологической клиники (некоторые рекомендации по составлению бизнес-плана) / В. М. Безруков, Н. Б. Кузьмина, A.B. Алимский // Стоматология для всех. 1999. -№ 4. — С.43−47.
- Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: «Магистр», 996. — 272 с.
- Бойко В.В. Концептуально ориентированный сервис в стоматологии // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2003. -№ 3 (11). — С. 19.
- Бойков В.Э. Расходы на медицину: социологический аспект // Социологические исследования. 1999. — № 5. — С. 105−106.
- Бойков В.Э., Фили Ф., Шейман И., Шишкин С. Расходы населения на медицинские услуги и лекарства // Экономика здравоохранения. 2000. -№ 7/46. — С.45−50.
- Большаков Г. В., Методы продвижения платных стоматологических услуг к их потенциальным потребителям/ Г. В. Большаков, М. З. Капдан, В. Г. Бутова //Экономика здравоохранения. 1999. -№ 11−12/41. -С.18−19.
- Боровский Е.В. Распространенность кариеса зубов и заболеваний пародонта по материалам обследования двух регионов/ Е. В. Боровский, Евстигнеева И. А. //Стоматология. 1987. — Т.66. — № 4. — С.64−66.
- Боумен К. Стратегия на практике. СПб.- Питер, 2003. -251 с.
- Бутова В.Г., Ананьева В. Г., Власов H.H., Ковальский В. Л. и др. Модели предпринимательской деятельности негосударственных стоматологических учреждений // Вестник стоматологии 1998. -№ 1.(58).-С.5.
- Бутова В.Г., Комаров Г. А., Максимовский Ю. М. Предпринимательская деятельность в Российской стоматологии.: Метод, рекомендации: ММСИ. -М, 1999.-67с.
- Бутова В. Г. Ковальский В.Г. Экспертиза качества стоматологической помощи. / Практическое руководство М.: Издательский дом «STBO.OK». 2005.- 191 с.
- Вагнер В.Д. Современные подходы к расчету цены условной единицы трудоемкости в стоматологии / В. Д. Вагнер, Н. Т. Шамшурина, H.A. Уфимцева//Здравоохранение. 1998. — № 1. — С. 19−24.
- Вагнер В.Д. Стоматологическая поликлиника: этапы развития и становления // Труды VII Всероссийского съезда стоматологов. -М.-2001. -С.7−10.
- Вагнер В.Д. Гарантии в стоматологии мнения и закон //Организация управления, экономика и бухгалтерский учет в стоматологии. — Москва-Краснодар, 2005. — С.23−31.
- Василькович А.К. Оказание платных стоматологических услуг на базе стоматологической поликлиники: Материалы I съезда врачей Республики Беларусь. Минск, 1990. — С.309−310.
- Васнецова O.A. Введение в медицинский и фармацевтический маркетинг // Экономика здравоохранения. 1996. — № 3. — С. 23−26.
- Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России. Кризис и пути преодоления. -М.: Медицина, 1999. 200 с.
- Венедиктов Д.Д. Здравоохранение России: Кризис и пути преодоления. -М.: Медицина, 1999. 198с.
- Ветитнев A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг. М.: Медицина, 2001.-224 с.
- Виноградова З.И. Стратегический менеджмент/ З. И. Виноградова, В. Е. Щербакова // М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2004. 304 с.
- Воробьев П.А. Стандартизация в здравоохранении: стандарты медицинских технологий / П. А. Воробьев, Д. В. Лукьянцева // Зам. гл. врача. 2007. -№ 12.-С. 21−26.
- Вишняков Н.И. К разработке перспективной модели стоматологического обслуживания в системе городского здравоохранения/ Н. И. Вишняков, Е. О. Данилов // «Проблемы городского здравоохранения»: С-Петербург. 1997. -выпуск 2. — С.238−240.
- Вялков А.И. О состоянии стоматологии в России и перспективы ее развития. Доклад на IV съезде СтАР/ А. И. Вялков, Леонтьев В. К. // Стоматология. 1999. — № 2. — С.44−49.
- Галанова Г. И. Подходы к оценке качества амбулаторно-поликлинической помощи населению/ Г. И. Галанова //Экономика здравоохранения. 1998. — № 2. — С.43−48.
- Галиуллин А.Н. Реформирование стоматологической службы в условиях перехода к рыночной экономике А.Н. Галлиулин// Казанский вестник стоматологии 1996. — № 2. — С.34.
- Галкин Р.А., Двойников С. И., Павлов В. В. и др. Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении. Самара- СПб.: Перспектива, 1998. — 176 с.
- Гапеев А. Тенденции рынка медицинских услуг. // Аналитическая газета DMG, № 7 (1), 2003. Web: http://www.dmg.ru/number7−2003-l.asp
- Герасименко II. Ф. Реформа: Государственная стоматология: казнить нельзя помиловать! Интервью Н. Ф. Герасименко. //Аналитическая газета DMG. № 10 (6). — 2005. Web:http://www.dmg.ru/numberl0−2005−6.asp
- Герасименко Н.Ф. Дума о здравоохранении/ Н.Ф. Герасименко//Ш (XIX) Всероссийский Пироговский съезд врачей. Материалы Съезда. М., 1999.-С.62−69.
- Гераскин В. Основные проблемы развития рынка ДМС в стоматологии / В. Гераскин // Аналитическая газета «Dental management group». 2000. — № 1. — С.4−6
- Гераскин В. Перспективная модель стоматологической практики. //Аналитическая газет DMG. № 7(3). — 2003. http://www.dmg.ru/number7−2003−3 .asp
- Гераскин В. Реформа: О будущем стоматологии. // Аналитическая газета DMG, № 10 (8), 2005. Web: http://www.dmg.ru/numberl0−2005−8.asp
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика/ Е.П. Голубков//М.: Финпресс, 1998. 416 с.
- Голубков Е.П., Маркетинг: выбор лучшего решения/ Е. П. Голубков, Е. Н. Голубкова, В. Д. Спицын //М.: Экономика, 2009. 258 с.
- Голухов Г. Н., Маркетинг на рынке услуг и товаров медикопроизводственного комплекса/ Г. Н. Голухов, Ю. В. Шиленко // Экономика здравоохранения. -1998. № 7. — С. 11−20.
- Гольдштейн Г. Я. Стратегический менеджмент / Г. Я. Гольдштейн// Конспект лекций. -1995. 93 с.
- Гражданский кодекс Российской федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 23.12.2003).
- Гражданский кодекс Российской федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 24.07.2004).
- Греков А.Х. Некоторые проблемы развития стоматологической службы г. Казани / А. Х. Греков, В. Г. Корчагин //Казан, вестник стоматологии -1996. -№ 2.-С36.
- Григорьев В.А. Социально-гигиенические и организационные аспекты стоматологической помощи населению области в современных условиях: автореф. дис. к.м.н. С.-Петербург. — 1998. — С. 18.
- Гринин В.М. Организация и совершенствование внебюджетной стоматологической помощи населению в условиях крупного города.: автореф. дис. к.м.н. -М.:ММСИ. 1993. 23 с.
- Григорян A.C. Измерение корпоративной культуры стоматологической организации посредством использования анкеты OCAI. /A.C. Григорян, А. В. Виноградов, В. Г. Бутова, И. В. Духанина // Российский стоматологический журнал. 2007. -№ 2.- С. 46.
- Гуев А.Н. Предпринимательская деятельность в медицине: Справочник. -М.: Рус. врач, 1998. 127 с.
- Гулд М. Стратегии на корпоративном уровне: создание стоимости в многопрофильных компаниях/ М. Гудл, Э. Кэмпбел, М. Александер //СПб.: Питер, 2002.- 132 с.
- Гуляева Т.А. Деятельность стоматологической поликлиники в условиях смешанного финансирования/ Т. А. Гуляева, В. Д. Вагнер //Экономика и менеджмент в стоматологии. 2001. — № 1(3). — С. 25−27.
- Гусев Ю.С., Мчедлидзе Т. Ш., Кураскуа A.A. и др. Новая перспектива развития негосударственной стоматологической помощи // Современные аспекты медицины и здравоохранения крупного города: Сборник научно-практических работ. СПб, 1997. Выпуск 2. — С.52−55.
- Данилов Е.О. Организация стоматологической помощи взрослому населению крупного города в условиях реформирования здравоохранения: автореф. дис. к.м.н. СПб. 1996. — 19 с.
- Данилов Е.О., Особенности развития рынка стоматологических услуг на современном этапе// Е. О. Данилов, Т. Ш. Мчедлидзе, A.A. Цимбалистов // Труды VII Всероссийского съезда стоматологов. М., 2001. — С. 12−13.
- Данилов Е. О. Данилов Е.О. Правовые основы стоматологической практики. Санкт-Петербург., 2002. — 176 с.
- Дауге П.Г. О понятии производительности зубоврачебного труда/ П. Г. Дауге // Одонтология и стоматология, 1924. 4/6. С. 65−67.
- Дедова Н.Г. Социологические исследования мнения врачей о путях повышения качества стоматологической поликлинической и стационарной помощи/ Н. Г. Дедова, И. М. Губайдуллин // Сов. здравоохранение. 1991. -№ 3.-С.16−19.
- Делендик А.И. Изучение потребности населения в различных видах стоматологической помощи по данным анкетирования/ А. И. Делендик // Стоматология. 2000. — № 6. — С.58−60.
- Дерюгина С. Комплекс маркетинговых коммуникаций: элементы, их формы и содержание/ www.marketing.spb.ru
- Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии/ П. Дойль//- СПб.: Питер, 2003.-544 с.
- Докторов Б.З. Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев.-№ 4.-2000. -С. 16−31 .Web: http://pseudology.org/Gallup/OnlinePolls.htm
- Друкер П. Практика менеджмента/ П. Друкер//- М.: Изд-во «Вильяме», 2000. -397 с.
- Ермолаев В. Москва: Большинство крупных стоматологических фирм не открывает новые филиалы /В. Ермолаев// Газета «Стоматология сегодня». -М, 2001.-№ 78(Ю).
- Закирова С. А. Модель цены медицинских услуг /С.А. Закирова// Здравоохранение Российской Федерации. 2000. — № 5. — С.25−28
- Засыпкина Ю.В. Правовые основы стоматологической практики /Ю.В. Засыпкина// Медицинская документация в стоматологии www. stomatology-academy.com
- Зекий O.E. Автоматизация здравоохранения/ O.E. Зекий// М., Новости, 2001.-400с.
- Золотусская И.Б. Особенности стоматологии переходного периода: оценка и прогноз профессионалов и населения: автореф. дисс. канд. мед. наук. -М., 1998.- 19 с.
- Исупова О.Г. Телефонное интервью: заметки организатора опроса. // Социология: методология, методы, математические модели. (4 М). № 6,. -1996. -С.130−146.
- Казанцев А.К., Подлесных В. И., Серова J1.C. Практический менеджмент. М.: ИНФРА-М. 1998. — 365с.
- Калинин В.И., Кудрявцева Т. В., Орехова Л. Ю., Слесаревская Л. С. Принципиальный подход к методике определения себестоимости стоматологической услуги //Пародонтология. 1999. — № 1. — С.39−40.
- Калоиани Н.Г. Медико-социальные факторы формирования причин обращения за амбулаторно-поликлинической помощью и удовлетворенность ее качеством.:автореф. дис. к.м.н. М., 1989. — 23 с.
- Каплан М.З. Маркетинговые основы деятельности негосударственных стоматологических организаций: дис. к.м.н. -Москва. 1998.- 179 с.
- Кинк В.А. Социально-гигиеническое исследование удовлетворенностью поликлинической помощью: дисс. к.м.н. М., 1989.- 189с.
- Киреев И.В. Содержание отдельных составляющих маркетингового комплекса компаний, работающих в сфере услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. № 3. — 2002. — С.5−12.
- Китайгородский Н. Как создать акционерное общество/ Н. Китайгородский // Экономика и жизнь, 1990, № 27.
- Кицул И.С. Использование метода фокус-групп при исследовании рынка стоматологических услуг/ И. С. Кицул, Д. И. Хлебович, А. Е. Бахарева //Здравоохранение. 2001. — № 10. — С.151 -156.
- Кицул И.С. Некоторые организационно-экономические проблемы развития стоматологической службы / И.С. Кицул// «Актуальные проблемы охраны здоровья населения и здравоохранения Иркутской области». -Иркутск, 1999.-С. 177−180.
- Климкин М.В. Организация экономической работы медицинских учреждений в новых условиях/ М. В. Климкин, Ф. Н. Кадыров // Экономика здравоохранения 1996. — № 10−11. — С.35−39.
- Ковальский В.Л. Методические подходы, технология классификации негосударственных стоматологических предприятий/ В. Л. Ковальский // Проблемы стоматологии и нейростоматологии. 1999. — № 1. — С.41−43.
- Ковальский В.Л. Научное обоснование концептуальной модели реформирования стоматологической помощи детскому населению крупных городов.: автореф. дисс. докт. мед. наук. М., 2002. — 293.
- Ковальский B.JT. Научное обоснование функционально-организационной структуры негосударственных стоматологических предприятий / ММСИ. -к.м.н., М., 1999.-32с.
- Комментарий к федеральному закону об АО. Под ред. Тихомирова. М.: 1990.- 397 с.
- Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения. Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. М.: МЦФЭР, 1997. -226 с.
- Конгстведт П.Р. Управление медицинской помощью: практ. рук: Пер. с англ., под общ. ред. О. П. Щепина. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. — 743 с.
- Концепция развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации // Мед. газета. 1997. — № 39.
- Корсун К.Ю. Особенности формирования сети государственных стоматологических учреждений в различных регионах Российской Федерации (предварительный анализ)/К.Ю. Корсун // Стоматология. 2002. -№ 6. -С. 57−60.
- Ковальский B. J1. Алгоритмы организации и технологии оказания основных видов стоматологической помощи. //Москва: Медицинская книга, 2004.- 180 с.
- Котлер Ф. Основы Маркетинга. М.: Бизнес-книга, 1995.- 702 с.
- Кох Р. Стратегия. Как создавать и использовать эффективную стратегию. Спб.: Питер, 2003. — 3202 с.
- Кузнецов В.В. Менеджмент стоматологической организации. М.: Медицинская книга, Стоматология, 2007. — 664 с.
- Кулагина Э.Н. Экономика здравоохранения: поиск резервов / Э. Н. Кулагина, И. И. Введенская //Нижний Новгород: Изд-во Бланкоиздат, 1998.214 с.
- Кулагина Э.Н., Экономическая теория и Экономика здравоохранения /Э.Н. Кулагина, Введенская И. И. //Н.Новгород: Изд-во НГМА, 1995.- 104 с.
- Ю.Кулаков A.A., Шестаков В. Т., Бутова В. Г. Экспертиза качества стоматологической помощи (организационные вопросы). -М., 2010. -383 с.
- Лавлок К. Маркетинг услуг что дальше? В поисках новой парадигмы и свежих веяний/ К. Лавлок, Э. Гаммессон // Маркетинг и маркетинговые исследования, № 2(62) 2006. — С. 158−172.
- Леонтьев В. К. Реформа: государственная стоматология: казнить нельзя помиловать! Интервью с Леонтьевым В. К. // Аналитическая газета DMG. -№ 10(7). 2005. Web: http://www.dmg.ru/numberl0−2005−7.asp
- Леонтьев В.К. Организация стоматологической службы / В.К. Леонтьев// Стоматология. 1995. — Т.74. — № 1. — С. 66−72.
- Леонтьев В.К. Состояние стоматологической помощи населению и перспективы ее развития/ В. К. Леонтьев, А. В. Алимский, Т. В. Шестаков //Вопросы организации и экономики в стоматологии Екатеринбург, 1994.-С. 5−11.
- Леонтьев В.К. Социальная стоматология на современном этапе / В. К. Леонтьев, Ю. В. Шиленко // Стоматология 1999. — № 1. — С.5−10.
- Леонтьев В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития /В.К. Леонтьев// Труды VII съезда стоматологов России, -М, 2001.-С. 6−9.
- Леонтьев В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития /В.К.Леонтьев // Институт стоматологии. — 2006.- № 4. — С. 10−12.
- Леонтьев В. К. Пахомов Т.Н. Профилактика стоматологических заболеваний. М.: 2006. 416 с.
- Леонтьев В.К., Максимовский Ю. М., Бутова В. Г., Ушаков В. Я. и др. Государственный контроль в стоматологической практике. М.: Медицинская книга.-2006.- 148 с.
- Леонтьев В.К. О состоянии стоматологии в России и перспективах ее развития /В.К.Леонтьев // Институт стоматологии. — 2006.- № 4. — С.10−12.
- Леонтьев В.К. Что может быть дальше с государственной стоматологией России?/ В. К. Леонтьев // Институт стоматологии. 2005. — № 1.
- Леонтьев В.К., Олесова В.II. О реформировании и совершенствовании стоматологической службы России (концептуальная модель). М.: Патриот, 2012.- 14 с
- Леонтьев В.К., Шестаков В. Т., Воронин В. Ф. Оценка основных направлений развития стоматологии. -М.: Медицинская книга, 2007. 280 с.
- Леус П.А. Методы расчета и прогнозирования потребности в стоматологическом персонале/ П. А. Леус // Стоматология. 1995. — Т.74. -№ 6. -С.55−57.
- Лукашов А.М. К вопросу об оказании платных медицинских услуг в лечебных учреждениях г.Москвы / А.М. Лукашов// Экономика здравоохранения. 1996. — № 2. -С 11−15.
- Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. М.: Изд-во «Книжный мир», 1998.- 157 с.
- Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. М.: МЦФЭР, 1998.- 160 с.
- Малый АЛО. Врачебные стандарты как основа базовой медицинской помощи населению/ А. Ю. Малый, В. К. Леонтьев // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2003. — № 3. — с.5−11.
- Малый АЛО. Система стандартизации в здравоохранении и стандарты в стоматологии / АЛО. Малый// Стоматологический форум. 2003. — № 1. — С. 29−33.
- Мамедов С.С. Разработка организационных мероприятий по совершенствованию контроля качества и эффективности стоматологической помощи во внебюджетных учреждениях: автореф. дис. к.м.н. М., 1999. -20с.
- Маркетинг в стоматологии. Методическое пособие/ под ред. Н. И. Вишнякова. СПб, СПбГМУ им. Акад. И. П. Павлова, 1999. — 24 с.
- Маркетинговые направления деятельности современных компаний. Зарубежный опыт и российская практика. М.: МАКС Пресс, 2001. — с. 138
- Маркова В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1998.- 126 с.
- Мартынчик С.А. Организация медицинской помощи в сфере платных медицинских услуг. Маркетинг. Управленческий учет. Финансовый менеджмент /С.А. Мартынчик, Худяков М. Б. //- М.: МЦФЭР, 1999. -208 с.
- Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1.: Социологический опрос. / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М.: Наука. — 1990. — 232с.
- Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Дж. «Школы стратегий» / пер. с англ. // Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 336 с.
- Миргазизов М.З. Нерешенные проблемы организации стоматологической помощи на дому /М.З. Миргазизов//Сб. тр. ЦНИИС. М., 1991. -С.56−58.
- Миргазизов М.З. Программа технологического обновления стоматологии Республики Татарстан/ М. З. Миргазизов // Казан, вестник стоматологии. -1996.-№ 2.-С.31−34.
- Миргазизов М.З., Те Е.А., Лахмотко Г. И. и др. Новый хозяйственный механизм в стоматологической службе Кузбасса //Сб. тр. ЦНИИС.-М., 1991.-С.167−173.
- Миронова H.B. Дифференцированный подход к маркетингу услуг/Н.В. Миронова//Маркетинг журнал 4p.ru. 2003. — Web: http://www.4p. ru/index, php? page= 1829&tmpl=print
- Муллов С.Б. Применение маркетинга в обязательном медицинском страховании: проблемы и перспективы/ С. Б. Мулов // Экономика здравоохранения. 1998. -№ 3. — С.9−11
- МЗ.Мчедлидзе Т. Ш. В России формируется практика судебного рассмотрения дел по искам пациентов / Т. Ш. Мчедлидзе //Медицинское право и этика. -2000.-№ 2.-С.13−15.
- Мчедлидзе Т.Ш. Маркетинговая система крупной стоматологической фирмы/ Т. Ш. Мчедлидзе В.М. Янченко, C.B. Янченко // Труды V съезда Стоматологической ассоциации России (Москва, 14−17 сент. 1999 г.) -М., 1999.-С.18−23.
- Мчедлидзе Т.Ш. Рекламная деятельность в стоматологии/ Т. Ш. Мчедлидзе, O.A. Гусев //Экономика здравоохранения. 1998. — № 12. — С.24−28.
- Мчелидзе Т.Ш., Т.Ш. Коммерческая стоматологическая организация в условиях перехода к рыночной экономики / Т.Ш. Мчелидзе СПб: Институт стоматологии, 2001. С.221−222.
- Мясоедов С.П. Общество на полях / С. П. Мясоедов, Ю. И. Фединский //М.: Политиздат, 1991.
- Назаренко Г. И., Управление качеством медицинской помощи/ Г. И. Иазаренко, Е.И. Полубенцева// М.: Медицина, 2000. — 368 с.
- Николаев H.A., Объективная цена стоматологической услуги утопия или реальность? / H.A. Николаев, В. Б. Недосеко // Экономика и менеджмент в стоматологии. — 2003. — № 3. — С.2336−26
- Новаторов Э.В. Международные модели маркетинга услуг / Э. В. Новаторов //Маркетинг в России и за рубежом № 3. 2000. — С. 91−95.
- Новаторов Э.В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг / Э.В. Новаторов// Маркетинг в России и за рубежом. -№ 3(17).- 2000.- С. 91−98.
- Новаторов Э.В. Становление маркетинга услуг как самостоятельной научной дисциплины за рубежом / Э. В. Новаторов // Маркетинг в России и за рубежом. № 4.-2002. — С. 3−7.
- Новаторов Э.В. Стратегия материализации обслуживания в маркетинге услуг/ Э.В. Новаторов// Журнал Маркетинг в России и за рубежом. Выпуск № 2.-2002.-С. 66−71.
- Новикова И. А. Социально-гигиенические аспекты совершенствования стоматологической терапевтической помощи в условиях перехода к медицинскому страхованию: автореф. дис. к.м.н. М., 1994. 21с.
- Обзор рынка стоматологических клиник Москвы. // Аналитическая газета DMG. № 3,. — 2001. Web: http://stom.ru/dmg/1 081 l/article4.shtml 161. Обзор рынка стоматологических услуг Москвы // Аналитическая газета «Dental management group». — 2000. — № 1.
- Обзор рынка стоматологических услуг Москвы // Аналитическая газета «Dental management group». 2001. — № 3.
- Обзор рынка стоматологических услуг Москвы // Аналитическая газета «Dental management group». 2002. — № 1.
- Обзор рынка стоматологических услуг Москвы. Ведомственные лечебно-профилактические учреждения. // Аналитическая газета DMG. № 3. — 2001. Web: http://stom.ru/dmg/1 081 l/article4.shtml
- Обзор сектора государственных стоматологических поликлиник Москвы. // Аналитическая газета DMG. № 10(3). — 2005. Web: http://www.dmg.ru/numberlO-2005−3.
- Опросы «Интернет в России». Выпуск 10. Зима 2004−2005. Фонд «Общественное мнение». Web: http://bd.fom.ru/report/map/projects/internet/internetl 0/о51 001 170.ОСТ 91 500.01.0005 2001 — «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении».
- Оценка качества работы медицинских учреждений и удовлетворенности пациентов: Метод, материалы / Под. ред. О. П. Щепина, В. К. Овчарова. М.: НИИ СГЭиУЗ им. Н. А. Семашко РАМН, 1997.-95 с.
- Павлов В. «Обзор рынка негосударственных стоматологических клиник Москвы по итогам 2003 года» // Аналитическая газета «Dental management group». 2004. — № 1−2.
- Павлов В. Обзор негосударственных стоматологических клиник Москвы по итогам 2004 года. /В. Павлов // Аналитическая газета DMG. № 10. — (2). -2005. Web: http://www.dmg.ru/numberl0−2005−2.asp
- Павлов В. Управление качеством в стоматологии/ В. Павлов // Аналитическая газета DMG. № 10 (2). — 2005. Web: http://www.dmg.ru/number8−2004−7. asp
- Панкевич И.И. Критерии оценки стоматологической помощи населению Республики Беларусь: автореф. дис. к.м.н. Минск. 1996. — 16с.
- Пападопулос Ф.Ф. Организация профилактики и лечения зубов в Австралии / Ф.Ф. Паподопулос// Стоматология для всех, 2001. № 2. — С. ЗЗ-35.
- Пожарская Н.А. Современные проблемы оказания стоматологической помощи в условиях медицинского страхования/ Н. А. Пожарская, О. И. Салагай // «Актуальные проблемы охраны здоровья населения и здравоохранения Иркутской области». Иркутск, 1998. — С.99−100.
- Полуев В.И. Особенности развития стоматологической службы в новых социально-экономических условиях: дис. д-ра мед. наук в виде научного доклада. М., 2001. — 62с.
- Поляков И.В., Зеленская Т. М., Ромашов П. Г., Пивоварова Н. А. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. СПб. — 2006.287 с.
- Постановление Правительства РФ № 101 от 14.02.2003 г. «О продолжительности рабочего времени медицинских работниковстоматологических клиник в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности».
- Приказ МЗ и МП РФ № 312 от 06.08.96 г. «Об организации работы стоматологических учреждений в новых экономических условиях хозяйствования».
- Приказ МЗ РФ № 238 от 26.07.2002 г. «Об организации лицензирования медицинской деятельности».
- Приказ МЗ РФ № 408 от 15.11.2001 г. «Инструкция по расчету условных единиц трудоемкости работы врачей-стоматологов и зубных врачей».
- Приказ МЗ РФ № 50 от 25.01.88 г. «О переходе на новую систему учета труда врачей стоматологического профиля и совершенствовании формы организации стоматологического приема».
- Приказ МЗ СССР № 1166 от 10.12.76 г. «Положение о стоматологической поликлинике».
- Приказ МЗ СССР № 950 от 1.10.76 г. «О штатных нормативах медицинского персонала стоматологических поликлиник».
- Приходина Т.Я. Мотивация пациентов к профилактике и лечению у стоматолога в условиях крупного промышленного предприятия: автореф. дис. к.м.н. Омск, 1993. 19с.
- Профессионалы о профессиональных ассоциация. // Аналитическая газета DMG. № 4(2). — 2002. Web: http://www.dmg.ru/number4−2002−2. asp
- Пьянзин В.И., Агеенко A.M., Ризванов И. Р., Клрягин Г. Н. Документация в клинике стоматологической имплантологии // Новое в стоматологии. № 3. — 1993. С. 322−335.
- Райе Дж.А. Новые принципы планирования и управления в здравоохранении стран Центральной и Восточной Европы. М., Остожье, 1996.-С.66−84.
- Раушенбах Г. В. Экспертные оценки в медицине/ Г. В. Раушенбах, Филиппов О.В.//-М.: ВНИИМИ, 1983. 80 с.
- Реформы здравоохранения в Европе: анализ нынешних стратегий. ВОЗ: Европейское региональное бюро, Копенгаген, 1996. — 48 с.
- Решетников A.B. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М.: Финансы и статистика, 1998. — 336 с.
- Родионова, В.Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях / В. Н. Родионова // Экономика и управления здравоохранением (ред. Ю.П. Лисицин) 1993.-С. 43−82.
- Романов А.Н. Маркетинг: Учебник / Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. — 560 с.
- Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. -М., 1999.-621 с.
- Румянцева З.П. Общее управление организацией. М.: Изд-во «ИФРА-М», 2001.-302 с.
- Садовский В.В. Альтернативные подходы к ценообразованию на стоматологические услуги // Вестник стоматологии. 1997. — № 3. — С.6.
- Садовский В.В. Стоматологическая помощь как особый вид услуг в здравоохранении/ В. В. Садовский, И. Б. Золотоусская, Ю. В. Шиленко //Бюллетень НИИ им. Н. А. Семашко. 1997. — № 1. — С.68−76.
- Садовский В.В. Стоматология «в 4 руки» М., Стоматология, 1999- 103 с.
- Салеев P.A. Информированность пациентов о своих правах при получении стоматологических услуг/ P.A. Салеев М. Ю. Абросимова // Стоматология нового тысячелетия. М., 2002. — С. 194.
- Салеев P.A. Организационно-правовые вопросы создания и функционирования филиала юридического лица по оказанию платных стоматологических услуг / P.A. Салеев, Греков А. Х., Самодин В.И.// Экономика и менеджмент в стоматологии. 2001. № 2(4) -С.30−34.
- Салеев P.A. Потребительское поведение на рынке стоматолдогических услуг. /Р.А.Салеев, Ф. Ф. Миндубаева // Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященные 50-летию РКБ МЗ РТ:
- Современные проблемы развития регионального здравоохранения. Казань, 2003. — С.92−93.
- Салтман Р.Б. Реформы системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий: Пер. с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. — 432 с.
- Самодин В.И. Клинико-статистические группы и возможность их внедрения в практику стоматологического обслуживания/ В. И. Самодин // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2001. — № 2. — с.12−16
- Самодин В.И. Организация платных услуг населению в стоматологических учреждениях / В. И. Самодин, В. С. Васюкова, Н. Г. Шамшурина // Здравоохранение. 1997. — № 2. — С. 121−129.
- Самодин В.И. Формирование цены стоматологической услуги на основе клинико-статистических групп/ В. И. Самодин, B.C. Васюкова // Здравоохранение. 1997. — № 1. — с. 152−158.
- Сборник нормативных документов по организации стоматологической помощи: Грань., М., 1999. — 527 с.
- Стародубов В.И. Научное обоснование развития здравоохранения России в условиях социально-экономических реформ: докт. дис. в виде доклада. М., 1997.- 60 с.
- Старченко A.A. Иски пациентов: кто несет ответственность?" /А.А.Старченко, Д. А. Зинланд, М. Ю. Фуркалюк, И. В. Рыкова, и др. //Менеджер здравоохранения", 2011. № 4. — с. 50−62.
- Сухоруков М.М. К вопросу об определении понятия «услуга» / М.М. Сухоруков//Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 4. (42). -С. 117−126
- Тё Е. А. Совершенствование управления стоматологической службой на основе применения экономических методов, автореф. дисс. к.м.н. Казань. -1993. -23с.
- Теория и практика менеджмента и маркетинга/ К. Н. Симонян, Т. Д. Лиенко, A.B. Сапегина, А. Т. Дмитришен А.Т. // Учебное пособие. РМАПО, кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения. М.: «ЦОПКБ ВИМ». 1997.-140 с.
- Тогунов И.А. Модель маркетинговой системы медицинских услуг (маркетинговая формализованная сущность либеральной системы здравоохранения) // Эксклюзивный маркетинг. 1999. — № 5. — С.47−83.
- Тогунов И.А. О взаимодействии врача и пациента в маркетинговой системе медицинских услуг // Здравоохранение Российской Федерации. -1999. № 2. — С. 63−64.
- Тогунов И.А. Проблемы удовлетворения спроса на медицинские услуги / И. А. Тогунов // Пробл. соц. гигиены, здравоохр. и истории медицины. 2000. — № 4.-С. 18−20.
- Тогунов И.А. Сегментация рынка медицинских услуг как степень доступности медицинской помощи / И. А. Тогунов // Здравоохранение Российской федерации.-2000.-№ З.-С. 12−14.
- Токарев О. Непроторенная дорога или кое-что о медицинском праве / О. Токарев//Медицинская газета. 17. — № 57.
- Томпсон A.A., Стрикленд А.Дж.мл. III. Стратегический менеджмент. -М.: ИНФРА-М, 2001 411 с.
- Усенко В. Фармацевтический маркетинг / В. Усенко// Провизор. 2002. -№ 19.
- Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 / Российская газета № 79 25.04.1996, с. 3−4.
- ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 21.03.2002) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998).
- ФЗ от 08.02.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001).
- Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
- ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 23.12.2003) «О некоммерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995).
- Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
- ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 06.04.2004) «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995).
- Хайем А. Маркетинг для «чайников». М.: «Диалектика», 1998. — 332 с.
- Ходаков А. Инвестиции в стоматологический бизнес/ А. Ходаков // Директор-инфо-№ 1 .-2005. Web: http://www.directorinfo.ru/ Article. aspx? id= 14 054&iid= 638
- Хэмилтон Дж. Что такое маркетинговое исследование. / Дж. Хэмилтон// Социологическое исследование. 1994. — № 3. — С. 109.
- Челенков А.П. Маркетинг услуг: Продукт / А.П. Челенков// Маркетинг. -1998.-№ 1.-С.116−120.
- Шейман И. М Экономика здравоохранения. Учебник /И.М.Шейман, М. Колосницина, С. Шишкин //ГУ ВШЭ.- М., 2008. 480 с.
- Шестаков В. Т Шестаков В. Т., Янушевич О. О., Леонтьев В. К. Основные направления развития стоматологической службы России (Проект концепции) М.: Медкнига. Изд-во «Стоматология». -2008.- с. 199.
- Щепин О.П. Основные направления совершенствования системы здравоохранения Российской Федерации Медицина и здравоохранение в дни войны и мира: Материалы науч.-практ. конф. М., 2000. — С. 118−124.
- Экономика России: рост возможен. Исследование производительности ключевых отраслей. Отчет McKinsey GlobalйШе.Октябрь, 1999. Web: http://www.bsmei.narod.ru/dp/McK/resalt.pdf
- Эпштейн В.Л. Во главе угла профессионализм и интересы клиентов/ В. Л. Эпштейн // Стоматология для всех. — 2000. — № 2. — С.60−62.
- Юшманова Т.Н. Изучение мнения населения о качестве медицинской помощи во внебюджетных стоматологических учреждениях / Т.Н. Юшманова// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 1999. — № 4. — С. 17−19.
- Юшманова Т.Н. Эколого-гигиенические и социальные аспекты стоматологического здоровья населения Архангельской области: автореф. д.м.н. Архангельск. 1999. — 39с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. — 329с.
- Янченко В.М., Касумова М. К., Мчедлидзе Т. Ш. Управление медицинским бизнесом: Система управления стоматологической организацией. СПб., 2005. — 272 с.
- Ackoff R.L. Beyond Prediction and Preparation //Journal of Management Studies. 1983. — N20. — s. 59−69 .
- Berry L.L. and Parasuraman, A. (1991) Marketing Servises: competing Through Quality, New York, Free Press
- Berry, L.L., Zeitami, V.A. and Parasuraman, A. (1985) Quality counts in services too // Business Horizons. May-June. — P. 44−52.
- Brown E.R. A national health program for the United States // JAMA. 1992. -Vol.267, No 4.-P. 552−558.
- Chasteen J.E. Predictable means productive in four-handed dentistry // Dentalpractice Msr 1980 — № 1(3) — P. 54−56.
- David C. Bojanic. Quality Measurement in Professional services Firm// Journal of Professional Services Marketing. 1991. — № 7. —. — P.27−36
- European Health Care Reform. Analysis of current strategies / Eds and written by Richard Saltman, Josef Figueras. WHO Regional Publications. European Series, No 72. — Copenhagen, 1997. — 310 p.
- Harvey A. What Researchers Think About Online Research. 1998. — Web: http://www.rockresearch.com/Articles/mr06/mr06.html
- Health care Delivery in the United States / Steven Jonas a contributors$ with a forew. By John Gordon Freymann. 3rd ed. — N.Y.: Springer, 1986.-558 p.
- Kotier P. Marketing Management: The Millenium Edition, New Jersey, Prentice Hall. -2000−715p.
- Lister J. Reform of British national health service // N. Engl. J.'Med. -1990.-N0.6.-P. 410−412.
- Marcenes W.S., Sheihman A. The relationship between stress and oral health status. Soc. Sei. Ved., 1992, Dec, 35(12). — P. 727−730.ci
- Maslow A.M. Motivation and Personality, New York, Harper & Row. -1987. -p.15−31.
- Mc Catthny, E.J. William D. Perreaul. Basic Marketing, Homewood, 111, Irwin. 1996.- 868 p.
- Ogunbodede E.O., Olusile A.O., Ogunniyi S.O. Faleyimu B.L. Socioeconomic factors and dental health in an obstetric population.- West Afr. J. Med., 1996, Jul-Sept- 15(3).-P.170−176.
- ORH Position Paper: Expanded Programme Through Partnership With the International Dental Federation and Participation in the NCD Integrated Programme. Geneva, 1986.
- Parasuraman, Zeitthaml. Services Marketing 203p.
- Rathmell John M. What is meant by services? // Journal of Marketing, Vol. 30. № 4 (Oct., 1966). — P.32−34.
- Rust R.T., Zahoric A.J., Keiningham T.L. Service Marketing, Harper Collins College Publishers. 1996. — P.7−10.
- Rust R.T., Zahoric A.J., Keiningham T.L. Service Marketing, Harper Collins College Publishers. № 4. — 1996. — P. 1 1.
- Seltman R.B., Antonio Duran Hans F.W. Dubois. Governing Public World Health Organization, on behalf of the European Observatory on Health Systems and Policies. 2011.-260 p.
- Souba W.W. Political strategy, business strategy, and the academic medical center: linking theory and practice. /W.W.Souba, M.R. Weitekamp, J.F. Mahon. // J. Surg Res. 2001.- Sep-100(l):l-10.
- Woods D.K. Realizing your marketing influence, Part 2: marketing from the inside out. / D.K. Woods, S. Cardin //J. Nurs Adm. 2002 Jun-32(6):323−30.