Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Вооруженный конфликт в Либерии и роль Нигерии в его разрешении, 1989-1997 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Много полезного материала по теме диссертации было почерпнуто из британской периодики. Среди английских источников выделяется группа специализированных научных изданий, к которым можно отнести выходящие в Лондоне журналы «Африка», «Африка конфидешнл», «Африкэн Эффэрс», «Африкэн дэвелопмент», «Уэст Африка». Публикуемые в них материалы отличает обилие фактических данных, взвешенность и научная… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. 1. Внешнеполитическая доктрина Нигерии и ее роль в межаф|риканских отношениях
    • 1. Принципы внешней политики Нигерии и ее роль в межафриканских отношениях
    • 2. Место и роль Нигерии в западноафриканском регионе, внутри
  • ЭКОВАС и создании ЭКОМОГ
  • Глава 2. Генезис конфликта в Либерии и усилия Нигерии по его локализации и разрешению
    • 1. Социально-этнические и политические предпосылки к гражданской войне в Либерии
    • 2. Роль нигерийского контингента выполнении миротворческой миссии
  • ЭКОМОГ в Либерии
    • 3. Дипломатические усилия Нигерии по урегулированию конфликта в
  • Либерии
  • Глава 3. Роль внешних факторов в либерийском конфликте и его урегулировании
    • 1. Роль США в либерийском конфликте и его урегулировании
    • 2. Роль ООН в урегулировании либерийского конфликта
    • 3. Роль африканских государств в гражданской войне в Либерии

Вооруженный конфликт в Либерии и роль Нигерии в его разрешении, 1989-1997 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гражданская война в Либерии — это, вероятно, один из самых кровавых, сложных и запутанных вооруженных конфликтов в истории независимой Африки.

Он, вероятно, не имеет прецедентов ни по числу сражавшихся друг с другом вооруженных группировок, ни по количеству африканских государств, направляющих свои войска в рамках миротворческих усилий.

Боевые действия в Либерии начались в декабре 1989 года, когда отряды Национально-Патриотического Фронта под руководством Чарльза Тэйлора, потомка освобожденных американских рабов, основавших эту страну в качестве независимого государства в 1847 году и практически безраздельно властвовавших там в течении 133 лет, вторглись сюда из соседнего Кот д’Ивуара.

Цель, добиться которой поклялся Ч. Тэйлор, состояла в свержении диктатуры Сэмюела Доу, правившего страной 10 лет, бывшего армейского старшего сержанта, который насильственным путем сверг в 1980 г. стоявшую у власти американо-либерийскую олигархию, но затем в глазах большинства либерийцев превратился в одну из наиболее коррумпированных и жестоких фигур современной Африки. Однако к тому времени, когда 9 сентября 1991 года С. Доу был убит, гражданская война в Либерии превратилась в борьбу между разрозненными группировками за контроль над богатыми ресурсами страны и удовлетворение личных властных амбиций.

За годы «гражданской войны» в Либерии погибли более 150 тысяч человек, примерно половина населения оказалась на положении беженцев или перемещенных лиц. Экономика страны, базировавшаяся на экспорте каучука, ценных пород дерева и железной руды была практически разрушена.

С точки зрения конкретных временных рамок гражданской войне в Либерии явно «не повезло». Внимание мировых держав было сосредоточено на проблемах, далеких от событий, происходивших в этой западно-африканской стране, — войне в Персидском заливе и геополитических сдвигах, происходивших в конце 80-х — начале 90-х годов в Восточной Европе и на территории бывшего СССР.

В отличии от затяжных войн в Анголе и Мозамбике, конфликта на юге Африки, трагедии в Руанде и других «горячих точках» континента, гражданская война в Либерии осталась вне фокуса внимания мировых держав.

Гражданская война в Либерии, начавшаяся буквально через полтора месяца после падения Берлинской стены, стала, пожалуй, первым крупномасштабным вооруженным конфликтом после «холодной войны». Он развивался вне рамок традиционного межблокового противостояния, идеологического или межконфессионального противоборства. Конфликт в Либерии не явился случайностью и его никак нельзя представить только в виде крайней формы борьбы за власть амбициозных политиков. Особенность генезиса гражданской войны в Либерии в том, что предпосылки к ее возникновению вызревали практически в течении полутора веков.

Уникальность ситуации в Либерии состоит в феномене сегрегации и социальной дискриминации в монорасовом обществе. В стране о течении десятилетней американо-либерийцами в отношении представителей коренных народностей культивировалось нечто, напоминающее «социальный расизм».

Страной, по утверждению нигерийского политолога Амаду Сесаи управляла олигархия трехсот семей американо-либерийского происхождения. Чудовищные диспропорции существовали в отношении распределения национального дохода: два процента жителей Либерии из числа американо-либерийцев контролировали 60% национального богатства (169, с. 36−37).

Помимо перманентного конфликта между американо-либерийцами и эндогенными группами населения, следует выделить и другую этническую составляющую конфликта. Одна из главных проблем нестабильности в Либерии, где насчитывается более 20 этносов, — соперничество между лидерами построенных по племенному признаку группировок, претендующими на верховную власть в стране. Другим компонентом напряженности является межконфессиональная вражда между христианами, мусульманами и адептами традиционных верований.

Хотя центральной фигурой гражданской войны все годы оставался Чарльз Тэйлор, во внутреннем либерийском кризисе он сыграл роль не более чем катализатора, так как корни конфликта — в постоянном ухудшении политической и социальной жизни страны.

Фигура самого Чарльза Тэйлора — обвиненного в коррупции чиновника в администрации Доу, бежавшего от суда в США и чудом выбравшегося из американской тюрьмы, человека сугубо гражданского, — была первоначально лишена той харизмы, которой необходимо обладать лидеру военно-политического движения, претендующего на власть в стране.

Заграничные покровители и спонсоры Тэйлора на первом этапе пытались использовать его как таран, с помощью которого предполагалось покончить с одиозным режимом Доу. Однако, лидеру НПФ Л за считанные месяцы удалось взять под свой контроль 90% территории страны и только несколько сот метров отделяли его от президентского дворца. После этого Тэйлор уже не мог себя видеть ни в какой другой роли, кроме президента Либерии. И только благодаря силовому вмешательству внешних сил его путь к власти растянулся на семь долгих и кровавых лет.

Одна из главных особенностей либерийского конфликта заключается в том, что впервые для его урегулирования путем «принуждения к миру» были использованы межафриканские силы из состава армейских подразделений стран — членов региональной организации Экономического Сообщества стран Западной Африки. Это был практически первый опыт государств континента в урегулировании своими силами внутренних конфликтов.

Главную и решающую роль в организации и проведении миротворческих операций в Либерии в 1990;1997 годах сыграла Нигерия. Именно по инициативе президента Ибрагима Бабангиды в конце мая 1990 года был создан Постоянный посреднический Комитет ЭКОВАС по Либерии. Нигерия вынесла на себе основное бремя миротворческих усилий. Позиция Нигерии и ее действия в либерийском конфликте органично вписываются в ее общую военно-политическую стратегию на континенте.

Нигерийские военнослужащие составили костяк контингента ЭКОМОГ, которым с конца сентября 1990 года бессменно руководили нигерийские генералы. Нигерия ежедневно тратила тысячи долларов на содержание своих военнослужащих, число которых достигало 10 тысяч человек. Нигерия обеспечивала более, чем на 70% материально-техническое снабжение миротворческих операций. Совокупные финансовые расходы, понесенные правительством Нигерии в связи с участием в урегулировании либерийского кризиса по различным источникам составляют сумму от 3 до 4 миллиардов долларов (286.7.07.1997).

Лишь благодаря усилиям нигерийских дипломатов в июле 1995 года удалось убедить лидера крупнейшей вооруженной группировки Ч. Тэйлора в отсутствии разумной альтернативы выполнению мирных соглашений. Войска под командованием нигерийских генералов Иниенгера и Виктора Малу сделали максимум возможного для разоружения повстанцев и организации демократических выборов в Либерии в июле 1997 года, окончательно поставивших точку в либерийской драме.

Все эти факты позволяют считать Нигерию одним из основных действующих сил в разрешении либерийского кризиса и объясняют необходимость самостоятельного исследования роли Нигерии в урегулировании одного из самых кровопролитных и затяжных вооруженных конфликтов, имевших место на Африканском континенте в конце ХХ-го века.

В урегулировании вооруженного конфликта в Либерии участвовали международные организации, прежде всего ООН и ее специализированные органы. В стране была развернута Миссия военных наблюдателей ООН, в Монровии присутствовали специальные представители ОАЕ. Участие в миротворческих усилиях в Либерии принимали более пятнадцати африканских государств. Значительную роль в ходе конфликта сыграли США — держава, традиционно поддерживающая с Либерией особые, «опекунские» отношения.

Анализ всех этих факторов позволяет определить степень эффективности усилий международного сообщества в деле урегулирования локальных конфликтов, изучить вопросы взаимодействия и координации миротворческих действий между различными субъектами внешнего влияния и, в конечном счете, может помочь в выработке оптимальных технологий урегулирования локальных конфликтов на африканском континенте.

Совокупность всех отмеченных конкретно-исторических обстоятельств обусловливает актуальность данного диссертационного исследования. ,.

Предметом исследования является анализ внешних и внутренних факто-1 ров междоусобной войны и мирного урегулирования в Либерии, а также роли-Нигерии в этих процессах. '.

Хронологические рамки диссертации охватывают в основном период с конца 1989 года по февраль 1998 года. Этот временной промежуток включает в себя события от начала повстанческого движения на северо-востоке страны, переросшего в войну, до завершения крупномасштабных боевых действий в августе 1996 года, реализации плана мирного урегулирования, организации выборов в Либерии и завершается выводом контингента ЭКОМОГ из страны.

Вместе с тем, автор счел необходимым сделать экскурс в новую и новейшую политическую историю Либерии, для того, чтобы иметь возможность проанализировать генезис конфликта, проследить вызревание предпосылок войны.

Научная новизна диссертации определяется тем, что впервые предметом исследования избран анализ роли Нигерии и других государств в локализации гражданской войны в Либерии, стабилизации обстановки в этой стране и мирном демократическом разрешении самого масштабного вооруженного конфликта в Западной Африке в 90-е годы. В зарубежной, главным образом, нигерийской научной литературе содержатся обстоятельные исследования по данной проблематике, однако хронологически они охватывают период только до середины 1995 года.

В российской историографии отдельные специальные работы по данной теме практически отсутствуют.

Основная цель диссертации — объективный анализ роли Нигерии в разре-гнии крупномасштабного, многолетнего вооруженного конфликта в Либерии, илий нигерийских военных и политиков по прекращению гражданской вой-.1, а также миротворческих усилий, предпринятых мировым сообществом.

В рамках этой общей цели автор поставил перед собой следующие кон->етные задачи:

— выявить и проанализировать исторические, социальнополитические отчасти экономические предпосылки междоусобной войны в Либерии;

— определить роль и место западноафриканского региона во внешней попике Нигерии и степень ее влияния в региональных международных органи-щиях;

— дать характеристику внешнеполитической доктрине Нигерии и выде-^ть ее главные принципы и приоритетные направления;

— дать анализ роли Нигерии в создании и конкретных действиях межаф-яканских миротворческих сил в Либерии;

— показать роль западноафриканских стран в миротворческих усилиях;

— выявить социально-экономические корни и причины интернационали-ации войны в Либерии;

— определить роль Нигерии в мирном урегулировании либерийского онфликта;

— проанализировать роль США, ряда других держав и международных рганизаций в гражданской войне. Определить степень эффективности их ми-отворческой деятельности;

— дать анализ деятельности ООН в период гражданской войны в Либерии;

— выявить общие закономерности миротворческой деятельности по уре-улированию локальных конфликтов в ареале развивающихся стран и опреде-!ить наиболее эффективные пути их локализации и разрешения.

Методологической основой диссертации являются принципы генетического подхода, а также элементы структурнофункционального и системного анализа. Предлагаемое исследование имеет историко-политологическую основу и в определенной мере носит междисциплинарный характер.

Источниковедческая база диссертации.

Работа написана на основе, главным образом, нигерийских, английских и американских источников. Широко использовалась периодическая печать западноафриканских стран — членов ЭКОВАС, а также специонализированные и общеполитические публикации.

В работе в качестве первоисточника выступали документы ООН, ОАЕ, ЭКОВАС, правительств Нигерии и Либерии, международных неправительственных и гуманитарных организаций («Врачи без границ», «Эмнести интернешнл'', «Африка уотч»), официальные издания международных исследовательских центров (SIPRI, IISS, NSIA), страноведческие и биографические справочники, выступления и интервью глав государств.

В настоящее время в российской политологии и востоковедении идет сложный и противоречивый процесс становления новой постсоветской историографии. Современные методические подходы, стремление непредвзято осмыслить новые реалии отражены в монографии А. М. Васильева «Россия на Среднем и Ближнем Востоке: от мессианства к прагматизму». Серьезный и объективный анализ происходящих в африканских странах процессов содержится в статьях российских дипломатов Г. Карасина «Россия и Африка», Л. Сафонова «Российские приоритеты в Африке» и П. Петровского «Демократические реформы в России и Африке: общие черты и специфика», опубликованных в журнале «Международная жизнь» .

Интерес представляют тезисы докладов и научных сообщений на VI 1-й Конференции африканистов (М., 1995) и материалы международной Конференции «Россия и новое международное партнерство для Африки» (М., 1996).

Большую помощь при написании данной диссертации автору оказало изучение работ российских африканистов и востоковедов: Васильева A.M., Исмагиловой Р. Н., Кивы A.B., Косухина Н. Д., Примакова Е. М., Следзевского. ., Смирнова Е. Г., Старушенко Г. Б., Тарабрина Е. А., Фокеева Г. В., Чемодановой Е. Г., Этингера Я. Я., Яблочкова Л. Д. и других.

Весьма полезным для автора оказалось изучение вышедшего в свет в 1996 году исследования «Тропическая Африка: от авторитаризма к политическому плюрализму». Глубокий анализ истории Либерии содержится в трудах М. Ю. Френкеля. Из немногих работ российских авторов по проблематике диссертации привлекает внимание научно-информационный бюллетень, подготовленный сотрудницей Института Африки Е. Г. Чемодановой «Нигерия и страны „третьего мира“: новое в стратегии политического сотрудничества» .

Наиболее глубоко и всесторонне тематика гражданской войны и попыток мирного урегулирования в Либерии и роли в этих процессах Нигерии исследована в нескольких коллективных трудах нигерийских ученых. В 1992 году в ла-госском издательстве «Габумо Паблишинг» вышла подготовленная под руководством Маргареты Адеринсола Вогт коллективная монография «Либерийский кризис и ЭКОМОГ: смелая миротворческая акция в регионе». В этой книге содержатся 14 разделов, посвященных предыстории конфликта, процессу его интернационализации, политике ЭКОВАС и роли Нигерии в его урегулировании. В написании работы приняли участие нигерийские ученые и журналисты Ама-ду Сисей, Оссиома Нволизе, Ннамни Обази, Джимму Адиса и другие. В приложениях к монографии содержатся основополагающие документы ЭКОВАС, имеется подробная хронология событий начального периода гражданской войны в Либерии.

Следует также отметить исследование ряда нигерийских авторов «Миротворчество, как стратегия безопасности в Африке» (Лагос, 1992), где на примере внутренних вооруженных конфликтов в Либерии и Республике Чад проанализированы возможные формы и методы внешнего воздействия с целью достижения мира в «горячих» точках Африки.

Большой интерес также представляет документальный сборник Деятельность Нигерии в ЭКОВАС. За динамику региональной интеграции", эдготовленный Нигерийским Институтом Международных отношений.

Проблемы в региональной политики Нигерии исследованы в подготов-5нной группой нигерийских ученых под руководством Б. Акинтеринва и .Ассея «Нигерия и ее ближайшие соседи: проблемы региональной безопасно-ги» (Ибадан, 1992).

В 1993 году в лагосском издательстве «Мальтхаус Пресс» была опубли-эвана подготовленная группой нигерийских военных специалистов книга Нигерия в международном миротворчестве: доктрина военного командова-ля где проанализированы военно-технические вопросы развертывания ниге—шского контингента ЭКОМОГ в Либерии.

Среди исследований нигерийских ученых выделяется фундаментальная зллективная монография, изданная в 1993 году в Лагосе под руководством. Экоко и М. Вогт «Нигерия в международных миротворческих усилиях. 1960;?92″ Несколько разделов этой книги посвящены анализу политики Нигерии в гношении ее реакции на события в Либерии на начальном этапе гражданской) йны, роли Нигерии в создании ЭКОВАС и локализации боевых действий в)90 -1992 годах. Важную роль в подготовке предлагаемого исследования сыг-пи различные работы последних лет в области конфликтологии. В частности, зачины, методы ведения и спосооы урегулирования воин малой интенсивно-и» на Африканском континенте анализировались с учетом типологии содер-ащейся в монографии британского ученого Оливье Фэрли «Конфликты в Аф-1ке» (Лондон, 1996). Были также учтены результаты изысканий Ж. Галле Тропики — земля насилия", Париж, 1994), к. Самервилла («Иностранное воен-зе вмешательство в Африке» Ланхем, США, 1995 г.), И. Зартмана Разрешение конфликтов в Африке", Париж, 1990 г.), а также авторов коллек-(вной монографии «Истинная цена конфликтов», «Войны и конфликты в Чер-)й Африке» .

Вопросы, связанные с положением беженцев из Либерии нашли довольно подробное отражение в коллективной монографии, изданной Скандинавским Институтом африканских исследований «Миграционные движения: африканский опыт» (Уппсала — 1995 г.). Эта же проблема исследована в работе Ф. Жендро «Демографические последствия конфликтов в Африке» (Париж -1996). .

Значительный интерес представляет анализ проблемы и принципов внешней политики Нигерии, имеющийся в работе видного нигерийского дипломата Б. Акиньеми «Внешняя политика и федерализм. Опыт Нигерии» (Лондон, 1986).

Среди немногих пока работ, исследующих конфликтные ситуации, в том числе в Африке, с точки зрения международного права выделяется работа Ма-рио Беттама «Право на вмешательство» (Париж — 1996). Что касается конкретных вопросов, обычно возникающих на заключительных стадиях урегулирования конфликтных ситуаций, то они более или менее подробно исслкедованы в монографии английского автора М. Бердэла «Разоружение и демобилизация после гражданских войн: оружие, солдаты и завершение вооруженных конфликтов» (Оксфорд — 1996).

Следует выделить изданную в 1996 году в США коллективную монографию «Суверенитет, как бремя ответственности: управление конфликтами в Африке». Ее авторы убедительно аргументируют концепцию, в соответствии с которой основной причиной вооруженной конфронтации внутри африканских государств, в том числе Либерии, являются социальные противоречия и диспропорции, возникающие как следствие неудовлетворительного р>тсоводства обществом со стороны властей.

В опубликованной на английском языке в 1996 году работе «Иллюзия влияния: роль ОАЕ в разрешении конфликтов власти» исследователь из Нидерландов Клаус ван Вальравен дает резко критический анализ деятельности существующих структур ОАЕ в плане предотвращения и урегулирования вооруженных конфликтов в странах континента, в том числе, Либерии.

— 12 В работе широко использовались материалы нигерийской периодической печати. Наиболее полезными для предлагаемого анализа оказались издаваемые в Нигерии научные журналы «Найджириэн Джорнэл оф Интернешнл Афэрс», «Найджириэн Джорнэл оф Политкэл Сайенс» и газеты «Дэйли тайм» и «Нью Найджириэн». Эти газеты отражают официальную точку зрения правительства Нигерии на события в Либерии и достаточно аргументированно доказывают правомочность и необходимость вмешательства межафриканских миротворческих сил в конфликт в Либерии. Напротив, такие независимые издания, как газеты «Дейли чемпион», «Панч» и журнал «Тэлл» зачастую тиражировали точку зрения тех оппозиционных кругов, которые утверждали, что дорогостоящая военная акция противоречит национальным интересам страны.

При написании раздела о роли африканских государств в Либерийском конфликте автор использовал периодические издания, выходящие в соседних с Либерией странах и других государствах — членах ЭКОВАС. Постоянно и подробно освещала события гражданской войны и попыток мирного урегулирования ганская пресса, в особенности, газеты «Ганиэн тайме» и «Дэйли грэфик». Несмотря на нерегулярность выхода в свет, интересные материалы по данной теме публиковались в сьерра-леонских изданиях «Уикли Ньюс» и «Ньюс-Леттер» (Фритаун). Из франкоязычных газет и журналов, издающихся в странах региона, полезные материалы о либерийском конфликте публиковались в выходящих в Абиджане «Фартернитэ-Матэн» и «Рэформатер», ломейской «Того-пресс», гвинейских «Юнитэ», «Хоройя», «Линкс» и сенегальской газете «Ле Солей».

Много полезного материала по теме диссертации было почерпнуто из британской периодики. Среди английских источников выделяется группа специализированных научных изданий, к которым можно отнести выходящие в Лондоне журналы «Африка», «Африка конфидешнл», «Африкэн Эффэрс», «Африкэн дэвелопмент», «Уэст Африка». Публикуемые в них материалы отличает обилие фактических данных, взвешенность и научная строгость. К сожалению, отдельных обзорных статей, полностью посвященных гражданской войне в Либерии в этих изданиях практически нет, что компенсируется значительным количеством материалов, посвященных общему анализу и типологии африканских конфликтов, методам их разрешения. В то же время развитее внутриполитического кризиса и гражданской войны в Либерии постоянно освещалось в т.н. «большой английской прессе» — газетах «Тайме», «Файненшл тайме», «Гардиан», «Обсервер», «Инденендент», журнале «Экономист», «Кар-рен Полиси» и других.

Примерно такую же характеристику можно дать американским источником из числа периодических изданий. Среди специализированных научных журналов следует выделить выходящие в Нью-Йорке «Африкэн Стадиз Ньюс-леттер», «Африкен Опиниэн», «Форин Эффэрс». Достаточно широко и подробно события 1990 — 1997 годов в Либерии, особенно эпизоды, связанные с участием американских военных в эвакуации иностранцев из Монровии в 1990 и 1996 годах, освещались в таких изданиях, как журналы «Тайм», «Ю. С. Ньюс энд Уорлд Рипорт», в газетах «Нью-Йорк Тайме» и «Вашингтон Пост».

Особую источниковедческую ценность представляют периодически издаваемый Исследовательским Центром Конгресса США бюллетень «Си эР эС Ишу Бриф», два выпуска которого были специально посвящены американской политике в отношении Либерии и издаваемый в Лагосе Информационной Службой США бюллетень «Ньюс».

Следует отметить, что французкие научно-политические периодические издания регулярно и оперативно публикуют аналитические материалы, исследующие проблемы вооруженных конфликтов на Африканском континенте. Этим вопросам, в том числе тематике гражданской войны в Либерии, посвящены, например, специальные номера журналов «Монд дипломатик» и «Африк конгампорэн». В большой статье французского ученого Ги Николаса «Нигерия, как новая региональная держава», опубликованной в парижском научном журнале «Африк контампорэн», обстоятельно исследованы вопросы выработки и реализации внешнеполитической доктрины Нигерии, подробно рассмотрены основные аспекты ее политики в западноафриканском регионе.

Перипетии вооруженного противоборства в Либерии и вопросы мирного урегулирования регулярно освещались в таких французских изданиях, как.

Дэфан-с насьональ", «Монд», «Фигаро», «Африка энтернасьональ», «Африк ожурди^и», «Жён Африк», «Маршэ тропико э медитерранэен» и другими.

Вместе с тем высокий класс материалов французской периодики по африканским проблемам не может заслонить некоторую политическую ангажиро1 ванность многих журналистов и политологов. Их приверженность официальной линией, Елисейского Дворца и МИД Франции в первой половине 90-х годов проявлялась в традиционной критике «гегемонистских устремлений» Нигерия, I желании оправдать и обосновать позиции соседних с Либерией франкоязычных стран. !

Примечательно, что после заметного сближения между Парижем и Абуджей в 1995;1996 годах, произошедшего на фоне резкой критики ряда аспектов внутренней политики Нигерии со стороны Вашингтона и Лондона, французская пресса кардинально изменила тональность своих оценок политики президента Сани Абачи в Западной Африке.

Либерийские периодические издания в 90-е годы выходили в Монровии крайне спорадически и зарубежные исследователи, к сожалению, как правило, даже не имели возможности доступа к ним.

Автор надеется, что предполагаемое исследование сможет в определенной степени заполнить пробел, существующий в современной российской историографии, особенно, конфликтологии, который отражает явный недостаток работ, посвященных анализу генезиса, развития и путей урегулирования гражданской войны в Либерии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам проведенного исследования можно сделать ряд обобщающих выводов о характере гражданской войны в Либерии, роли Нигерии и других государств и международных организаций в локализации и мирном урегулировании междоусобицы, о тех уроках, которые африканские страны и мировое сообщество должны извлечь из трагического опыта этой кровавой драмы, прежде всего, в плане выработки оптимальной технологии разрешения вооруженных конфликтов в ареале развивающихся стран со сложной этнополитиче-ской структурой общества.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что по параметрам ведения боевых действий, целям противоборствующих сторон и степени вовлеченности в них стран региона события 1990;1996 годов в Либерии можно определить как «интернационализированную гражданскую войну» или — с чисто военной точки зрения — ограниченный вооруженный конфликт переменной интенсивности. По степени вовлеченности в него широкого круга стран Западной Африки либерийский конфликт можно квалифицировать как региональный.

Причины конфликта многоплановы и неоднородны. В его генезисе переплелись вековая вражда между американо-либерийской элитой и поставленными на нижние этажи социальной лестницы коренными жителями страны, глубокое разочарование последних превратившимся в деспотическую клановую олигархию режимом выходца из их собственной среды Сэмюелем Доу, межплеменные и межконфессиональные противоречия.

Война, начатая в конце 1989 года с целью свержения режима президента Сэмюеля Доу, постепенно приобрела черты откровенной межэтнической резни. Каждая из повстанческих организаций объединяла в основном выходцев из какой-либо одной народности или группы племен.

Не последнюю роль в развязывании войны путем материальной и моральной поддержки созданного Чарльзом Тэйлором повстанческого движения — Либерийский Национально-Патриотический Фронт — сыграли Ливия и ряд франкоязычных стран Западной Африки.

Драматические события в Либерии отражают также общий для стран Тропической Африки феномен, который можно обозначить как отсутствие традиции и отработанного механизма ненасильственной смены власти, а более конкретно — мирной конституционной и демократической замены конкретных лиц, находящихся во главе государства. В последние годы, не считая нескольких государств (ЮАР, Бенин, Мали, Замбия, Кот д’Ивуар), большинство высших руководителей африканских стран оставляли свой пост, либо будучи сметены волной народного недовольства, либо свергнутыми силой оружия.

Война в Либерии не явилась сюрпризом для соседних государств, и ее истинные масштабы и вероятные политические последствия стали очевидны уже на 4-й — 5-й месяц боев. Тем не менее, до ввода в страну контингента ЭКОМОГ не было предпринято превентивных мер в отношении отрядов НПФЛ, которые становились для миротворческих сил очевидным противником. Подобные меры должны были предшествовать непосредственному применению военной силы и включать:

— блокирование очага конфликта с целью недопущения его горизонтальной эскалации за счет перекрытия границ и основных транспортных артерий и отсечения мест скопления повстанческих формирований от основной территории страны;

— предотвращение внешнего стимулирования конфликта за счет жесткого перекрытия границ и каналов внешнеполитической активности и связей руководства повстанческих группировок;

— предотвращение «выбросов» военной активности за пределы основного ареала конфликта путем ограничения и упорядочения миграции, создания зон с усиленным режимом безопасности;

— 146- максимальное ослабление противника без применения военной силы, благодаря экономической блокаде, поддержке соперничающих (хотя бы и по тактическим соображениям) группировок;

— максимальный внутренний раскол противника, т. е. формирование и поддержка в его элите противоборствующих группировок.

Анализ ситуации в Либерии и вокруг нее также недвусмысленно показывает, что ставка некоторых лидеров на устранение неудобных режимов в соседних странах путем «экспорта» туда вооруженных группировок оппозиции, как правило, оказывается не только недальновидной, но и опасной для самих инициаторов подобной политики. Подтверждение тому — многотысячные потоки беженцев, хлынувших из Либерии в соседние страны, в частности, в Кот д’Ивуар, территория которого служила одной из баз повстанцев. Первопричиной этому явилось то обстоятельство, что стремясь играть заметную роль в регионе, пытаясь соперничать по влиянию с Нигерией и противостоять утверждению этой страны в качестве региональной «сверхдержавы», ивуарское руководство в течении определенного периода открыто демонстрировало симпатию НПФЛ.

События в Либерии в полной мере подтвердили правомерность одного из основополагающих принципов нигерийской внешней политики о взаимосвязанности государств региона, о том, что внутренняя безопасность и экономическое процветание каждого из них в значительной мере зависит от стабильности у соседей, о праве на коллективное миротворческое вмешательство.

Если последовательно придерживаться такого принципа, то вопрос о степени правомерности создания миротворческих механизмов международной экономической организации, каковой изначально является ЭКОВАС, приобретает риторический характер.

События в Либерии показали, что Нигерия способна обеспечить лидирующую роль в западно-африканском регионе, среди государств-членов ЭКОВАС.

Именно Нигерия стала инициатором создания межафриканских региональных миротворческих сил — ЭКОМОГ, костяк которых составили нигерийские военнослужащие. Это был практически первый опыт государств континента в урегулировании своими собственными силами внутренних конфликтов.

Вмешательство во внутренний конфликт межафриканских сил, в состав которых вошли военнослужащие армий Нигерии, Ганы, Гамбии, Сьерра-Леоне и Гвинеи, беспрецендентно для Африки. Оно сразу же вызвало резкое противодействие Ч.Тэйлора. Озабоченный возникшей опасностью лишиться плодов своих побед, он выступил с осуждением «нигерийских захватчиков». И «белые каски» уже не могли ограничиться контролем за прекращением огня между тремя воюющими сторонами, им пришлось самим играть активную роль в боевых действиях.

Действия Нигерии и ЭКОМОГ в рамках реализации принципа «прин>-ж-дения к миру» в конечном счете оказались оправданными. Однако их эффективность была бы гораздо выше при принятии своевременного решения о применении силовых методов на самой ранней стадии конфликта.

Следует также отметить, что с самого начала военное вмешательство легло тяжким бременем на страны, экономические ресурсы которых и без того ограничены. Оно также означало неизбежные человеческие жертвы. Акция ЭКОМОГ в Либерии, помимо прочего, создавала прецедент использования международного контингента против суверенного государства, поскольку международно признанная легитимность правительства Сэмюеля Доу по состоянию на 24 августа 1990 года еще не была утрачена.

Тем не менее, как показал весь последующий ход событий, только благодаря решительным действиям Нигерии, инициативе и политической воле ее руководителей удалось создать миротворческую силовую структуру, которая спасла Либерию, как государство, и ее жителей от гибели и самоуничтожения.

Анализ опыта Либерии выявил условия, необходимые для прекращения активных боевых действий, а также соблюдение последовательности ряда этапов в процессе мирного урегулирования. К первым относятся сокращение ниже достаточного уровня ресурсной базы войны, когда экономический коллапс делает невозможным удовлетворение потребностей воюющих группировок, а продовольствии, приемлемом бытовом обустройстве, средствах транспорта, связи и т. п. Отсутствие заинтересованности в военной добыче за отсутствием таковой для многих комбаттантов делает войну бессмысленным, «неинтересным» занятием, что само по себе создает условия для ее скорейшей приостановки или прекращения. Поскольку повстанцы всех мастей регулярно паразитировали на гуманитарной помощи, направляемой гражданскому населению международными организациями, то важнейшим делом миротворческих сил должно быть создание безопасных каналов для обеспечения «адресной» доставки такой помощи.

Безусловно необходимо перекрытие всех путей доставки в воюющую страну оружия, боеприпасов, амуниции и военной техники. Эмбарго, чтобы стать эффективным, должно быть тотальным в том, что касается связей с соседними странами. Именно «прозрачность» границ давала возможность НПФЛ и другим группировкам осуществлять внешнеторговые операции, вывозить из Либерии предметы традиционного экспорта по заниженным ценам и получать средства на продолжение войны.

Конфликт в Либерии стал источником наживы для торговцев оружием и потребителей ее природных богатств.

Если бы внешние силы, имеющие собственные интересы в регионе, не вмешивались во внутренний конфликт в Либерии, гражданская война в стране могла бы прекратиться через год-два после ее начала или не начаться бы вовсе. У противников не хватило бы моральных и материальных сил продолжать междоусобицу.

Следует согласиться с предложением российских дипломатов о том, что необходимы инициативы по недопущению в будущем дополнительных военных «вливаний» в Либерию и расползанию по Западной Африке массы оружия, в том числе советского и российского производства, попадающего в эту страну, как правило, через цепочку многочисленных частных посредников. в этом конг тексте, несомненно, было бы полезным проконсультироваться с руководством ЭКОВАС с возможным последующим выходом на ОАЕ об открытии в Африке международного регистра перемещения вооружений или введение в интересах самих же африканцев, обеспокоенных попаданием смертоносного товара с адресной пометкой «для Либерии» в их страны, например сенегальскую область Казаманс, иных форм контроля при соответствующих международных гарантиях (47. с.29).

По вопросу о поэтапности самого мирного процесса можно сделать вывод, что он должен включать в себя несколько последовательных фаз: прекращение огня и отвод враждующих сторон с линии боевого соприкосновения, переговоры между ними при участии международных посредников с выработкой четко расписанного по времени и согласованного плана конкретных действий по демилитаризациигарантии выполнения такового плана, включающие жесткие санкции за саботаж принятых обязательствналичие органов, осуществляющих систематический контроль за выполнением в срок положений соглашениясдача оружияроспуск вооруженных формирований и создание на основе самых крупных и влиятельных из них политических партийсоздание независимой избирательной комиссииорганизация и проведение выборов под контролем международных наблюдателей.

Как показывает опыт Либерии, для успешной реализации финальной стадии урегулирования в этот период необходимо не сокращать, а существенно наращивать состав международных миротворческих сил, как гаранта безопасности при реализации всей системы перечисленных мероприятий.

Абсолютно необходимым условием успеха осуществления мирного плана является финансовое обеспечение со стороны международных организаций и заинтересованных западных держав-спонсоров.

Важнейшим элементом мирного урегулирования в Либерии стало формирование политических партий на основе повстанческих группировок, участвовавших в гражданской войне. Это, во-первых, следует рассматривать как взаимоприемлемый способ перевести вооруженное противоборство в русло цивилизованной политической борьбы, во-вторых, как необходимый этап в процессе организации всеобщих выборов, и в-третьих — как залог стабильности и демократического развития стран, являющихся ареной междоусобиц.

Опыт гражданской войны в Либерии подводит к мысли о чрезвычайно низкой эффективности механизмов ОАЕ в урегулировании вооруженных конфликтов на континенте.

Успех сил ЭКОМОГ в Либерии в сочетании с опытом по разумному применению санкций, как представляется, мог бы стать дополнительным доводом в пользу идеи создания в субрегионе, или в целом на африканском континенте в рамках ОАЕ, специального контингента межафриканских сил по поддержанию мира. В таком случае США, финансировавшие львиную долю расходов западных спонсоров на содержание ЭКОМОГ, разоружение повстанцев и организацию выборов, могут де-факто стать основным «кредитором» подобных операций, что, несомненно, усилит их присутствие и влияние в этом регионе планеты. При этом нельзя исключить обострения франко-американских противоречий в Западной Африке.

В создании под эгидой панафриканских организаций специальных силовых структур, способных гасить пожары междоусобных или межгосударственных войн в Африке на их начальной фазе, заинтересованы Россия и западноевропейские страны. Конкретные усилия в этом направлении при финансовой и материальной помощи ряда западных держав уже предпринимаются.

Урок, который преподала Либерия, заключается в том, что там, где имеет место гражданский конфликт, в котором на принимает участия мировое сообщество или пытается обойтись минимальными усилиями, он обходится слишком дорого.

Что касается ООН, то ее роль в либерийском конфликте по сути дела свелась к выполнению ограниченных контрольно-наблюдательных функций. Причем миссия ооновских военных наблюдателей прибыла в Либерию в целях контроля за соблюдением мирного соглашения «Котону-93», выполнять условия которого ни одна из сторон-подписантов не собиралась.

Следует отметить, что усилий международных организаций оказалось недостаточно для обеспечения безопасности коридоров для «адресной» доставки продуктов питания и предметов первой необходимости пострадавшему от войны населению, что привело к превращению поставок гуманитарных организаций в один из каналов снабжения воюющих группировок.

Весьма неоднозначна роль западных держав, прежде всего США, в либерийском конфликте. Они имеют собственные интересы в регионе и поддерживали «нужных» им участников конфликта.

Помощник госсекретаря США по африканским вопросам Дж. Мус выступил в подкомитете по Африке Палаты представителей Соединенных Штатов, в мае 1996 года заявил, что «мирное решение опустошительной четырехлетней гражданской войны в Либерии — это один из основных приоритетов администрации президента Клинтона в Африке» (302. 20.05.1995). В ходе кровавой междоусобицы США пытались методами экономического давления воздействовать на воюющие группировки с целью выполнения их условий подписанных ими мирных соглашений. США финансировали начавшееся с середины ноября 1996 года разоружение 60 тысяч либерийских повстанцев.

Ход и результаты войны в Либерии ясно показали ограниченность влияния США на процессы развития острых военно-политических конфликтов в африканских странах. В 1990 году Вашингтону не удалось реализовать желательный для него сценарий событий, связанный прежде всего с «проведением» на пост президента Либерии '" третьей кандидатуры" Дж.Серлиф.

Еще в 80-е годы США пытались за счет финансовых рычагов придать режиму С. Доу респектабельный демократический имидж. Можно сделать вывод, что Либерия стала одной из первых африканских стран, оказание помощи которой со стороны западной державы было обусловлено степенью демократизации правящего режима.

Посольство США тесно сотрудничало с командованием ЭКОМОГ, а американские войска сыграли основную роль в эвакуации мирных граждан из Монровии в 1990 и 1996 годах. Однако сколь-либо значимых политических или экономических дивидендов в послевоенной Либерии США не добились. Их креатура Д. Серлиф не сумел составить конкуренции Ч. Тэйлору, а американские компании были потеснены японцами в области добычи каучука. Франция практически до конца 1996 года поддерживала силы, противостоящие Ч.Тэйлору. Именно позиция ее представителя помешала Совету Безопасности объявить НФПЛ «террористической организацией» .

Сейчас, когда над обсуждением и реализацией путей урегулирования локальных конфликтов в Африке не нависает тень соперничества двух великих держав, намного большая ответственность за их разрешение ложится на самих африканцев.

Опыт создания ЭКОМОГ — оказался уникальным явлением. Впервые африканцы решили, что они должны всерьез взять на себя ответственность и попытаться урегулировать свои собственные конфликты. Они поняли, что не следует все время ждать, когда на помощь придут внешние силы и навяжут свое решение африканских проблем. Впервые африканские государства взяли на себя чрезвычайно тяжелую ответственность, чтобы попытаться помочь другой африканской стране.

Миротворчество в либерийском конфликте было новаторской миссией ЭКОВАС и поэтому имела чрезвычайно большое значение для повышения эффективности и расширения спектра и форм деятельности этой организации.

История не терпит сослагательного наклонения, однако ретроспективный анализ показывает, что гражданская война в Либерии могла бы закончиться осенью 1990 года или весной 1992 года фактически с тем же военно-политическим результатом, что и летом 1997 года. Только в первом случае были бы спасены десятки тысяч человеческих жизней и экономике страны не был бы нанесен катастрофический ущерб.

Тем не менее усилия и затраты Нигерии и других государств-членов ЭКОВАС оправданы прежде всего тем, что они создали возможность для мирного, демократического пути решения вопроса о власти. У легитимно избранного президента всегда больше шансов на успех в реконструкции страны и привлечении для этого иностранных инвесторов.

Теперь главная проблема президента Ч. Тэйлора — выполнение обещаний, данных людям, оставшихся с ним. Этнические группы гио и мано, составлявшие большую часть его армии, отнюдь не в восторге, что природные богатства их страны служат источником процветания лишь для бизнесменов, в значительной степени представляющих американо-либерийцев, которые были отстранены от власти в 1980 году после прихода к власти С. Доу, иностранных компаний и ливано-индийских коммерсантов.

Воскрешение Либерии — сложная задача. Даже нынешние руководители страны признают, что будущее Либерии остается неопределенным. Во-первых, разрушена экономика. Плантации каучуконосов и железорудная промышленность, приносившие до войны ежегодно свыше 300 млн. долларов в иностранной валюте, уже давно разграблены и заброшены. Кроме разрухи, которую принесла с собой война в Либерию — конфликт стал настоящей трагедией для 2,5 миллионов ее жителей. Более трех четвертей тех, кто пережил эту кровавую бойню, голод, лишения и болезни, были вынуждены укрываться за границей, либо искать убежище в Монровии и ее окрестностях. А те 500.000 жителей, которые не смогли уйти и остались в своих деревнях, были практически лишены в течение четырех лет какой бы то ни было гуманитарной помощи.

Подрыв нравственных норм, глубокий психологический шок, возможно, в не меньшей степени, чем любые другие прямые последствия войны, являются большим препятствием на пути восстановления страны.

Экономические проблемы Либерии будет трудно разрешить, пока сохраняется угроза политического насилия. В глубинных районах страны еще остаются разрозненные вооруженные отряды, большую часть которых составляют юнцы моложе 15 лет. Чтобы убедить их сложить оружие, потребуются мощные стимулы, а именно рабочие места и деньги.

Перспективы развития отношений между Нигерией и Либерией можно расценить, как благоприятные. Несмотря на то, что президенту' Либерии Ч. Тэйлору вряд ли удастся полностью избавиться от прежнего «антинигерийского комплекса», следует предположить, что в будущем отношения между Монровией и Абуджей будут строиться не на эмоциональной, а прагматической основе. Тем более, что со своей стороны нигерийское руководство демонстрирует добрую политическую волю. Прочный мир в Либерии нужен не только ее жителям. Это необходимое условие гармоничного и поступательного развития интеграционных процессов во всем западноафриканском регионе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой