Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Профилактика заболеваемости и коррекция физической подготовленности школьников начальных классов методами лечебной физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вероятность развития синдромов и заболеваний желудочно-кишечного тракта тесно взаимосвязана с низким вниманием родителей к двигательной активности ребенка (г=-0,69) и высокой длительностью выполнения им домашних заданий (г=0,60). Развитие у младших школьников неврозов и нейродермитов связано повышенным уровнем общей тревожности детей (г=0,85), недостаточностью активного отдыха (г=0,68), широким… Читать ещё >

Содержание

  • Список условных сокращений
  • Введер- ше
  • Глава 1. Аналитический обзор литературы
    • 1. 1. Основные проблемы сохранения здоровья детей в современных условиях
    • 1. 2. Факторы формирования здоровья детей младшего школьного возраста в современных условиях
    • 1. 3. Использование методов и средств лечебной физической культуры для коррекции состояния здоровья и физического развития детей
  • Глава 2. Объекты, объем и методы исследований
  • Глава 3. Оценка показателей здоровья младших школьников
    • 3. 1. Распространенность основных неинфекционных заболеваний по данным медицинской документации
    • 3. 2. Распространенность основных неинфекционных заболеваний и синдромов по результатам опроса матерей
    • 3. 3. Анализ состояния микробиоценозов верхних дыхательных путей
  • Глава 4. Оценка уровня физической подготовленности, физической активности, работоспособности и эмоционального статуса младших школьников
    • 4. 1. Оценка уровня физической подготовленности и физической активности младших школьников
    • 4. 2. Оценка работоспособности младших школьников
    • 4. 3. Оценка психоэмоционального статуса младших школьников
  • Глава 5. Анализ гигиенических и психосоциальных факторов и их взаимосвязи с нарушениями состояния здоровья и уровнем физической подготовленности школьников
    • 5. 1. Общая гигиеническая характеристика учебного процесса и факторов внутришкольной среды
    • 5. 2. Оценка комплекса психосоциальных факторов, обусловленных семейным воспитанием школьников
    • 5. 3. Анализ взаимосвязей нарушений здоровья, психоэмоционального состояния, физической подготовленности и работоспособности детей с гигиеническими и психосоциальными факто
  • Глава 6. Оценка эффективности программы оздоровления детей
    • 6. 1. Общая характеристика программы
    • 6. 2. Оценка эффективности программы по показателям состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей

Профилактика заболеваемости и коррекция физической подготовленности школьников начальных классов методами лечебной физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Качество здоровья населения любой страны составляет основу ее экономического развития и социальной стабильности. В настоящее время все более растущую тревогу специалистов вызывает здоровье детей, которое в значительной степени определяет длительность сохранения трудоспособности и социальной активности человека [Алифанова, Л.А., 2007; Онищенко Г. Г., 2007; Щепин, О.П., 2004].

Ретроспективный анализ состояния здоровья и параметров физического развития и физической подготовленности детей и учащейся молодежи последних десятилетий указывает на достоверно выраженную тенденцию к ухудшению этих жизненно важных для растущего организма составляющих. Многочисленные экспериментальные данные ряда научно-методических лабораторий на материале около 1,5 млн. обследованных детей и учащихся регионов России выявили, что к настоящему времени сформировалась статистически достоверная тенденция ухудшения здоровья и физического состояния детей и учащихся в процессе их воспитания и обучения на этапах от начальной школы к средней, а затем и старшей. За время обучения в школе уровень хронической патологии возрастает более чем в полтора раза [Побор-ский А.Н., 2001; Стунеева Г. И., 2000; Sandberg D.E., 2000; Kral М.С., 2003]. Неуклонно растет распространенность среди детей школьного возраста миопии, болезней эндокринной и костно-мышечной систем, расстройств питания и органов пищеварения и другой патологии [Аветисян JI.P., 2001; Вето-шева В.И., 2004; Швецов А. Г. и др., 2000; Павлов С. Б. и др., 2000; Печора К. Л., 2004]. Согласно данным Роспотребнадзора, за последнее десятилетие уровень общей заболеваемости детей в стране возрос в полтора раза и приближается к 200 тыс. на 100 тысяч детей в возрасте от 1 года до 14 лет. Иными словами, в среднем каждый ребенок в стране ежегодно болеет не менее двух раз [Онищенко Г. Г., 2008; Степанова М. И., 2004; Кучма В. Р., 2000].

Физическое развитие и физическая подготовленность детей и учащихся характеризуется дисгармонией развития основных двигательных качеств и функциональных систем, от состояния которых зависит правильное формирование растущего организма ребенка, подростка, юноши или девушки. В то же время на фоне сложившейся ситуации в системе государственного образования не сформировалась структура оздоровления детей с низким уровнем здоровья и физического развития средствами коррекционной и оздоровительной физической культуры. Совокупное количество детей и учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе и полностью освобожденных от физкультуры по состоянию здоровья, приближается в среднем по России к 12%. Это значит, что в среднем каждый 8-й школьник в России не только имеет плохое здоровье, но и не получает профессиональной помощи и навыков по правильному физическому развитию и здоровому образу жизни [Рос-томашвили Л.Н., 1997, 2002; Виноградов П. А. и др., 2002; Изаак С. И. и др., 2002; Комков А. Г. и др., 2002; Нежкина H.H. и др., 2003].

Представленный комплекс нерешенных проблем и назревшая необходимость разработки эффективных программ лечебной физкультуры для школьников начальных классов определяет актуальность настоящих исследований.

Гипотеза. Предполагается, что и проведение регулярных занятий по лечебной физкультуре по специально разработанной программе позволит сократить число детей начальных классов общеобразовательной школы, относимых к подготовительной и специальной медицинским группам, улучшить показатели их физической подготовленности и здоровья и стабилизировать психоэмоциональное состояние.

Цель работы — научно обосновать систему профилактики заболеваемости и коррекция физической подготовленности школьников начальных классов методами лечебной физической культуры с учетом внутришкольной среды и психосоциальных факторов.

Объект исследования — процесс формирования показателей здоровья и физической подготовленности младших школьников в современных условиях крупного промышленного города.

Предмет исследования — методы профилактики заболеваемости и коррекции физической подготовленности и работоспособности у младших школьников.

Задачи исследования:

• Изучить распространенность среди младших школьников основных неинфекционных заболеваний по данным медицинской документации и результатам специального опроса матерей.

• Оценить уровень физической подготовленности и физической активности детей младшего школьного возраста.

• Выявить связь нарушений здоровья, психоэмоционального состояния, уровня физической подготовленности и работоспособности детей с гигиеническими и психосоциальными факторами.

• Оценить влияние предлагаемой системы лечебной физической культуры на улучшение показателей физической подготовленности, здоровья и работоспособности у младших школьников.

Научная новизна. Впервые проведены санитарно-микробиологические исследования по оценке микробиоценозов слизистых оболочек младших школьников и их взаимосвязи с уровнем микробной об-семененности воздушной среды классных комнат на фоне дополнительных занятий лечебной физической культурой. Впервые показано, что введение в расписание начальных классов регулярных занятий по лечебной физической культуре способствует улучшению уровня физической подготовленности детей, сокращению числа детей, относимых к подготовительной и специальной медицинским группам, повышению их работоспособности, стабилизации эмоционального состояния и снижению вероятности возникновения хронических неинфекционных заболеваний вследствие повышения устойчивости к условно патогенным микроорганизмам.

Теоретическая значимость. Проведенные исследования расширяют знания в области закономерностей формирования здоровья и уровня физической подготовленности детей младшего школьного возрастадополняют имеющиеся сведения о значимости гигиенических и психосоциальных факторов в формировании здоровья и уровня физической подготовленности младших школьниковуглубляют знания о-методах коррекции уровня физической подготовленности средствами лечебной физической культуры.

Практическая значимость. Разработана программа для занятий лечебной физкультурой, направленная на профилактику заболеваемости, коррекцию физической подготовленности, повышение работоспособности и стабилизацию эмоционального статуса учащихся начальных классов, которая внедрена в практическую деятельность школы № 44 Советского района г. Уфы, а также используется в работе ГОУ ДО Республиканского детского эколого-биологического центра Республики Башкортостан, детского отделения Республиканского врачебно-физкультурного диспансера, Башкирского института физической культуры (филиал) ФГОУ ВПО «Уральского государственного университета физической культуры» (имеется 4 акта внедрения). Разработано информационно-методическое письмо «Телесно — ориентированные подходы в оптимизации учебной деятельности младших школьников».

Положения, выносимые на защиту.

1. Низкий уровень физической подготовленности школьников младших классов в значительной степени определяется недостаточной грамотностью и активностью родителей в вопросах физического воспитания детей, малым количеством занятий по физической культуре в школьной программе, а также отсутствием специальных дополнительных занятий лечебной физической культуры по коррекции осанки и двигательной активности школьников.

2. Ведущими факторами, влияющими на формирование здоровья и физической подготовленности младших школьников, являются чрезмерные трудовые и нервно-эмоциональные нагрузки, обусловленные перегруженностью учебного материала, нерациональными режимами труда и отдыха, а также недостаточным вниманием родителей к вопросам физического развития детей.

3. Представленная в работе программа групповых занятий лечебной физической культурой позволяет уже после первого года использования существенно улучшить показатели физической подготовленности, способствует укреплению иммунитета, повышению работоспособности и стабилизации эмоциональной сферы младших школьников всех трех физкультурных групп.

выводы.

1. Распространенность основных неинфекционных заболеваний среди обследованных младших школьников по данным медицинской документации составляет 78,5±1,9, по результатам опроса матерей — 51,0±7,1 на 100 учащихся. В структуре неинфекционных заболеваний ведущее место занимают нарушения осанки (57,7%), плоскостопие (26,0%), болезни органов пищеварения (14,0%о), болезни системы кровообращения (10,6%), аллергические болезни (8,0%), и неврозы (6,0%). Распространенность нарушений осанки и болезней системы кровообращения уменьшается от первого класса к четвертому, а остальных хронических статистически достоверно возрастает на протяжении обучения в начальной школе (г=0,67 — 0,94).

2. Фактический уровень физической подготовленности детей младшего школьного возраста является относительно низким и формируется на фоне недостаточной физической активности детей в свободное от учебы время, а также слабого внимания родителей к вопросам физического развития детей. В результате тестирования уровня физической подготовленности 28,8% выполнили тестовые упражнения на «отлично» и «хорошо», 34,6% - на «удовлетворительно» и 36,6% не справились с тестами.

3. Вероятность развития синдромов и заболеваний желудочно-кишечного тракта тесно взаимосвязана с низким вниманием родителей к двигательной активности ребенка (г=-0,69) и высокой длительностью выполнения им домашних заданий (г=0,60). Развитие у младших школьников неврозов и нейродермитов связано повышенным уровнем общей тревожности детей (г=0,85), недостаточностью активного отдыха (г=0,68), широким распространением утомления и переутомления детей (г=0,53) и их низкой сопротивляемости стрессу (г=0,69).

4. Выявлена статистически достоверная высокая корреляционная связь между уровнем физической подготовленности младших школьников, с одной стороны, и частотой и длительностью активного отдыха ребенка (г=0,78), длительностью выполнения домашних заданий (г=0,72), наличием у него хронических заболеваний (г=0,69) и вниманием родителей к его двигательной активности (г=0,68), — с другой.

5. В результате реализации предложенной программы лечебной физической культуры среди школьников начальных классов к концу первого года ее применения статистически достоверно улучшился уровень их физической подготовленности, сократилось число детей в подготовительной и специальной группах, повысился уровень их работоспособности, снизился уровень тревожности.

6. Регулярные занятия лечебной физической культурой способствуют снижению заболеваемости, частоты и уровня обсемененности слизистых оболочек зева и носа стафилококками, стрептококками и другими условно патогенными микроорганизмами и повышению индекса микробной устойчивости.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. С целью улучшения уровня физической подготовленности и профилактики общей заболеваемости младших школьников в дополнение к действующим программам по физической культуре во всех начальных классах общеобразовательной школы рекомендуется вводить занятия лечебной физической культурой в объеме не менее двух часов в неделю по специальной программе.

2. К проведению дополнительных занятий по лечебной физической культуре в начальных классах общеобразовательной школы могут привлекаться учителя по физической культуре, инструкторы по лечебной физической культуре, а также специалисты по адаптивной физической культуре.

3. В качестве критерия эффективности оздоровительных программ по лечебной физической культуре рекомендуется использовать показатели микробной обсемененности слизистых оболочек носа и зева младших школьников с последующим расчетом Индекса микробной устойчивости.

4. В программе по лечебной физической культуре целесообразно предусматривать элементы музыкотерапии, танцетерапиии, а также «телесно-ориентированных техник», которые в совокупности способствуют коррекции осанки, развитию мелкой моторики, снятию психомоторного напряжения, обучению основам саморегуляции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Л.Р. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся Текст. / Л. Р. Аветисян, С. Г. Кочарова // Гигиена и санитария. 2001. — № 6. — С. 48 — 49.
  2. , И.Э. Новая шкала трудности учебных предметов как инструмент гигиенической регламентации школьных нагрузок Текст. / И. Э. Александрова, М. И. Степанова // Здоровье населения и среда обитания. -2000.-№ 9.-С. 21 -25.
  3. , Л.А. Реализация системного подхода к здоровьесбе-режению и гармоничному развитию школьников Текст. / Л. А. Алифанова // Педиатрия. 2007. — Т. 86, № 2. — С. 106 — 110.
  4. Альманах психологических тестов Текст. М.: КСП, 1996.400 с.
  5. , О.М. Гигиеническая оценка условий обучения в образовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. — Ростов н/Д, 2003. — 23 с.
  6. , В.А. Физическое развитие детей школьного возраста, проживающих в Кирове, за 10 летний период Текст. / В. А. Беляков, И. В. Попова, В. Н. Жуков // Здравоохранение Российской Федерации. — 2005. — № 6.-С. 53 -55. '
  7. , А.И. Состояние здоровья учащихся младших классов лицея искусств Текст. / А. И. Бурханов, Т. А. Хорошева // Гигиена и санитария. 1999. -№> 3. — С. 42 — 45.
  8. , Е.В. Адаптация к школьным нагрузкам учащихся образовательных учреждений нового типа Текст. / Е. В. Быков, А. П. Исаев // Физиология человека. 2001. — № 5. — С. 76 — 81.
  9. , В.И. Значение профилактики в снижении зрительного утомления в процессе учебной деятельности у детей младшего школьноговозраста Текст. / В. И. Ветошева // Гигиена и санитария. 2004. — № 4. — С. 61 -63.
  10. , Д.А. Дисбактериоз и иммунопатологический процесс Текст. / Д. А. Воеводин, Г. Н. Розанова, М. А. Стенина // Микробиология. -2005, — № 2. -С. 89−92.
  11. Возрастные особенности системы управления движениями у детей младшего школьного возраста Текст. / А. И. Босенко, А. Г. Белинова, В. А. Скобелев, В. В. Токан // Гигиена и санитария. 2001. — № 4. — С. 51 — 53.
  12. , И.И. Двигательный режим и лечебная физкультура в пульмонологии Текст. / И. И. Воробьева. М.: Медицина, 2000. — 64 с.
  13. , Л.Д. Клиническая интерпретация результатов микробиологического исследования Текст. / Л. Д. Воропаева // Лабораторное дело. 1989. -№ 3. — с.8 — 11.
  14. , Е.Э. Психология телесности Текст. / Е. Э. Газарова -М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002. 192 с.
  15. , И.В. Телесно ориентированные подходы к психокор-рекционной и развивающей работе с детьми Текст. / И. В. Ганичева. — М., 2004. — 144 с.
  16. Гигиеническая оценка стафилококкового биоценоза слизистой носа школьников промышленного города Текст. / Б. Я Усвяцов, О.В. Муза-лева, И. И. Гербич [и др.] // Гигиена и санитария. 1998. — № 2. — С. 13 — 16.
  17. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования Текст. / М. И. Степанова, H.H. Куинджи, А. Г. Ильин [и др.] // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 40 — 44.
  18. Гигиенические требования к условиям в общеобразовательных учреждениях Текст.: СанПин 2.4.2.1178 02 // Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы / Минздрав России. — М., 2003. — 50 с.
  19. Гигиенические условия в детских и подростковых учреждениях Текст. / А. М. Спиридонов, В. А. Жернов, О. П. Гокоева, Н. М. Цунина // Гигиена и санитария. 1999. — № 3. — С. 52 — 54.
  20. В.JI. Биологические аспекты отбора юных пловцов на этапе специализации Текст.: автореф. дис.. канд. биол. наук. М., 2007. -24 с.
  21. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2004 году Текст. // Здравоохранение Российской Федерации. 2006. — № 3. — С. 3 -23.
  22. Динамика физического развития школьников Нижнего Новгорода Текст. / H.A. Матвеева, Ю. Г. Кузмичев, Е. С. Богомолова [и др.] // Гигиена и санитария. 1997. — № 2. — С. 26 — 29.
  23. , А.Д. Влияние особенности учебной нагрузки на организм учащихся Текст. / А. Д. Дмитриев // Гигиена и санитария. 1994. — № 8. -С. 32 -33.
  24. , Л.П. Конституциональная обусловленность показателей физического развития детей Текст. / Л. П. Додонова // Гигиена и санитария. 1994. -№ 9. — С. 21−23.
  25. , В.И. Валеология. Здоровый образ жизни Текст. / В. И. Дубровский. М., 1999. — 560 с.
  26. , В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия) Текст.: учебник для студентов вузов / В. И. Дубровский. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 608 с.
  27. , С.П. Адаптивная физическая культура Текст.: учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. — М.: Советский спорт, 2000. — 240с.
  28. , Л.А. Возрастные особенности адаптации детей к началу обучения в школе и пути профилактики ее нарушений Текст. / Л. А. Жданов, Т. В. Руссова, A.A. Солнцев // Педиатрия. 1990. — № 6. — С. 50 — 56.
  29. A.A. Биологическое обоснование концепции развития компонентов подготовленности под влиянием соматотипоспецифических изменений растущего организма спортсменок командно-игровых видов Текст.: автореф. дис.. д-ра биол. наук. М., 2006. — 46 с.
  30. , Ж.Н. Гигиеническая характеристика влияния учебной нагрузки на организм школьников средних классов при компенсирующем и традиционном обучении Текст. / Ж. Н. Зеллис // Гигиена и санитария. 1994. — № 8. — С. 29−31.
  31. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по креативной терапии Текст. / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. — СПб.: Речь, 2003. -400 с.
  32. Изучение влияния обучения по экспериментальной программе на состояние здоровья гимназистов Текст. / А. Г. Швецов, С. М. Кабиева, В. Н. Приз, М. Г. Калишев // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 46 — 49.
  33. Иммунный статус школьников начальных классов при различных условиях обучения Текст. / С. Б. Павлов, А. Л. Сидоренко, И. С. Кратенко, Г. Б. Павлова // Гигиена и санитария. 2000. — № 6. — С. 41 — 44.
  34. , Д.Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и сома-топсихические расстройства у детей Текст. / Д. Н. Исаев. СПб.: Речь, 2005. -400 с.
  35. , Д.С. Физиолого-гигиеническая оценка экспериментальных форм организации физического воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях Текст.: автореф. дис.. канд. биол. наук. — М., 2003. 23 с.
  36. , Т.П. Неврологические и нейропсихологические проявления школьной дезадаптации Текст. / Т. П. Калашникова, И. П. Корюкина, Ю. И. Кравцов // Российский педиатрический журнал. — 2001. № 1. — С. 13 — 15.
  37. , Р.Т. Влияние социально-гигиенических факторов условий жизни детей школьного возраста на уровень их физического развития Текст. / Р. Т. Камилова // Гигиена и санитария. 2001. — № 6. — С. 52 — 55.
  38. , Т.А. Факторы риска, влияющие на состояние здоровья детей Текст. / Т. А. Кирилкина, Ж. Г. Чарыева, E.H. Кутепов // Гигиена и санитария. 1999. — № 6. — С. 43 — 48.
  39. Клинико метаболические показатели детей в период адаптации к школе Текст. / В. А. Грицинская, A.B. Гордиец, М. Ю. Галактионова [и др.] // Педиатрия. — 2001. — № 5. — С. 57 — 59.
  40. О.С., Савельева В. В. Иммунорезистентность и состояние здоровья спортсменов при повышенных физических нагрузках циклическогохарактера // Теория и практика физической культуры. 2007. — № 1. — С. 30 -32.
  41. Козак, J1.M. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста Текст. / JT.M. Козак, Л. Г. Коробейникова, Г. В. Коробейников // Физиология человека. 2002. — Т. 28, № 2. — С. 35 -43.
  42. , И.Н. Физиолого гигиеническое обоснование применения методов эстетотерапии для сохранения и укрепления здоровья дошкольников в системе дополнительного образования Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. — Оренбург, 2004. — 23 с.
  43. , B.C. Физкультурно оздоровительная работа в школе Текст.: метод, пособие / B.C. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. — М.: Изд — во НЦЭНАС, 2003.- 184 с.
  44. , H.H. Хронологические основы обучения, воспитания и контроля за состоянием здоровья школьников Текст. / H.H. Куинджи // Российский педиатрический журнал. 2000. — № 2. — С. 35 — 40.
  45. , А.Г. Гигиеническая оценка обучения и воспитания кадетов в школе интернате «Кубанский казачий корпус» Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. — Ростов н/Д, 2003. — 23 с.
  46. , А.И. Состояние здоровья детей, обучающихся по различным школьным программам Текст. / А. И. Кусельман, H. JL Соловьева, А. П. Черданцев // Педиатрия. 2002. — № 6. — С. 53 — 57.
  47. , В.Р. Гигиенические проблемы реформирования структуры и содержания общего среднего образования (в 12 летней школе) Текст. / В. Р. Кучма // Здоровье населения и среда обитания. — 1986. — № 5. — С. 2 — 6.
  48. , В.Р. Задачи гигиены детей и подростков в свете федерального закона «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» Текст. / В. Р. Кучма // Гигиена и санитария. — 2000. — № 1. — С. 36 — 40.
  49. , С.М. К вопросу о нейроциркуляторной дистонии у детей и подростков Текст. / С. М. Кушнир // Педиатрия. 2003. — № 2. — С. 106 — 108.
  50. , Е.Д. Особенности умственной работоспособности и эмоционального состояния младших школьников Текст. / Е. Д. Лапонова // Российский педиатрический журнал. 2001. — № 6. — С. 43 — 44.
  51. , Г. Н. Физиолого-гигиеническое обоснование факторов, формирующих здоровье учащихся образовательных учреждений различного типа Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. Оренбург, 2002. -21 с.
  52. , Н.И. Тендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов Текст. / Н. И. Латышевская, С. В. Клаучек, Н. П. Москаленко // Гигиена и санитария. 2004. — № 1. — С. 51 — 54.
  53. , Н.И. Организация мониторинга образа жизни как составляющая социально-гигиенического мониторинга Текст. / Н. И. Латышевская, Л. А. Давыденко, В. Б. Мандриков // Гигиена и санитария. 2004. — № 6.-С. 31 -32.
  54. , Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии Текст.: учебное пособие / Н. Л. Литош. М.: СпортАкадемПресс, 2002. — 140 с.
  55. , Т.М. Особенности состояния здоровья детей в условиях социальной дифференциации населения Текст. / Т. М. Максимова, О. Н. Гаенко // Российский педиатрический журнал. — 2003. № 6. — С. 35 — 39.
  56. , C.B. Лечебная физическая культура у детей с гастроэн-теропатологией Текст. / C.B. Матвеев, Б. И. Херодинов. СПб.: СОТИС, 2002. — 96 с.
  57. , C.B. Лечебная физкультура при реабилитации детей с дизметаболической нефропатией Текст.: метод, рекоменд. / C.B. Матвеев. -СПб., 1996.-20 с.
  58. , C.B. Оздоровление детей в детских дошкольных учреждениях средствами физического воспитания Текст. / C.B. Матвеев, С.А. Че-репанченко, Г. Н. Парамонова. — СПб., 2001. 44 с.
  59. , C.B. Реабилитация детей с заболеваниями мочевой системы средствами лечебной физической культуры Текст.: метод, рекоменд. для спец. ЛФК / C.B. Матвеев. СПб., 2003. — 20 с.
  60. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем Текст. :10-й пересмотр / Всемирная Организация Здравоохранения. Женева, 1995. — Т. 1,4. 1. — 689 с.
  61. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем Текст. :10-й пересмотр / Всемирная Организация Здравоохранения. Женева, 1995. — Т. 1, Ч. 2. — 634 с.
  62. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем Текст.: 10-й пересмотр / Всемирная Организация Здравоохранения. Женева, 1995. — Т. 2. — 180 с.
  63. Методология комплексной оценки условий воспитания и обучения детей и подростков Текст. / А. Г. Сухарев, Л. Я. Каневская, Л. В. Рябова [и др.] // Гигиена и санитария. 2000. — № 4. — С. 33 — 36.
  64. , О.Ю. Состояние здоровья и санитарно- эпидемиологическая характеристика условий воспитания и обучения детей и подростков в Российской Федерации Текст. / О. Ю. Милушкина // Здоровье населения и среда обитания. 1998. — № 9. — С. 1 — 2.
  65. Мирбабаева, С. А. Возрастные особенности роста антропометрических параметров тела у детей 7−12 лет жизни в условиях низкогорья
  66. Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. Уфа, 2004. — 22 с.
  67. , М.М. Комплексное влияние факторов школьной среды на здоровье детей Текст. / М. М. Мокеева, Н. П. Сетко // Гигиена и санитария.- 1999. -№ 1.-С. 29−31.
  68. , В.В. Динамика некоторых показателей иммунной защиты и физической работоспособности у школьников Текст. /В.В. Насолодин, С. М. Воронин, О. Н. Зайцев // Гигиена и санитария. 2001. — № 2. — С. 54- 56.
  69. Нейроциркуляторная дистония у детей и подростков болезнь или пограничное состояние Текст. / A.A. Курочкин, А. Ф. Виноградов, В. В. Аникин, Е. В. Иванова // Педиатрия. — 2003. — № 2. — С. 96 — 98.
  70. Немедикаментозная коррекция вегетативной дисфункции у подростков методом психофизической тренировки Текст. / H.H. Нежкина, И. Е. Бобошко, J1.A. Жданова [и др.] // Российский педиатрический журнал. 2003. -№ 3.-С. 13 — 16.
  71. Новые подходы к мониторингу здоровья школьников Текст. / А. Г. Румянцев, Д. Д. Панков, С. М. Чечельницкая [и др.] // Российский педиатрический журнал. 2004. — № 3. — С. 4 — 7.
  72. Нормативы физического развития детей 8, 9, 10 лет Текст. / В. Р. Кучма [и др.] // Справочник педиатра. 2007. — № 4. — С. 49 — 64.
  73. , Г. Г. Итоги и перспективы обеспечения санитарно -эпидемиологического благополучия Российской Федерации Текст. / Г. Г. Онищенко // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2007. — С. 32−45.
  74. Особенности соматического и нервно-психического здоровья детей из социально неблагополучных условий Текст. / В. А. Доскин, Т. Г. Авдеева, И. В. Сулимова, С. Н. Кузьменкова // Российский педиатрический журнал. 2001. — № 1.-С. 19−21.
  75. Оценка и коррекция состояния здоровья детей, проживающих в районах с высокой техногенной нагрузкой Текст. / A.A. Кожин, В. А. Попова, В. В. Бебешко, С. Н. Селютина // Медицина труда и промышленная экология. 2000. -№ 6. — С. 38 — 40.
  76. , Д.Д. Психосоциальные проблемы детского и подросткового возраста Текст. / Д. Д. Панков, А. Г. Румянцев, И. В. Кузнецова // Российский педиатрический журнал. 2003. — № 3. — С. 4 — 6.
  77. , К.JI. Психологическая готовность детей к школе Текст. / К. П. Печора // Российский педиатрический журнал. 2004. — № 3. — С. 60 -61.
  78. , И.В. Здоровье детей, обучающихся в школах нового вида Текст. / И. В. Пляскина // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 62 -71.
  79. Показатели здоровья девочек подростков в системе социально -гигиенического мониторинга здоровья населения крупного города Нижнего
  80. Поволжья Текст. / Л. П. Сливина, М. В. Андреева, О. В. Сивочалова, Л. К. Квартовкина // Гигиена и санитария. 2004. — № 6. — С. 46 — 47.
  81. , Е.И. Характеристика методов оценки физического развития детей Текст. / Е. И. Прахин, В. Л. Грицинская // Педиатрия. 2004. — № 2.-С. 60−62.
  82. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников Текст. / Т. Г. Хамаганова, Д. Н. Крылов, О. В. Даниленко, С. Б. Семке // Гигиена и санитария. 2000. — № 1. — С. 71 — 73.
  83. Проблемы формирования здорового образа жизни у учащихся в образовательных учреждениях Текст. / В. Р. Кучма, И. А. Демина, А. К. Кошкина [и др.] // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 52 — 56.
  84. Психосоматические расстройства (клиника, эпидемиология, терапия, модели медицинской помощи) Текст. / А. Б. Смулевич, А. Л. Сыркин,
  85. B.Н. Козырев и др. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1999.-№ 4.-С. 4- 15.
  86. , А.П. Хроническая ежедневная головная боль у детей Текст. / А. П. Рачин, Я. Б. Юдельсон // Журнал неврологии и психиатрии им.
  87. C.С. Корсакова. 2005. -' № 1. — С. 83 — 85.
  88. Роль дисбактериоза в формировании хронической неинфекционной патологии у детей Текст. / Д. А. Воеводин, Г. Н. Розанова, М. А. Стенина, А. Н. Чередеев // Микробиология. 2001. — № 6. — С. 88 -93.
  89. , Л.Н. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной патологией (начальная школа) Текст.: учебно методическое пособие / Л. Н. Ростомашвили. — М., 2002. — 43 с.
  90. , Л.Н. Адаптивное физическое воспитание. Авторская программа по лечебной физкультуре для детей с тяжелой зрительной патологией (начальная школа) Текст.: учебно методическое пособие / Л. Н. Ростомашвили. — СПб., 1997 — 43 с.
  91. , JI.H. Реализация программы ЛФК для младших школьников с тяжелой патологией зрения Текст.: учебно методическое пособие / Л.Н. Ростомашвили- под ред. В. А. Феоктистовой, С.П. Евсеева- СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. — СПб., 1997. — 92 с.
  92. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии Текст. / под ред. Л. Б. Борисова. М.: Медицина, 1979. — 286 с.
  93. Руководство по телесно ориентированной терапии Текст. — СПб., 2007.-256 с.
  94. , В.П. Изменения краткосрочной памяти у детей младшего школьного возраста в. процессе учебной деятельности Текст. / В. П. Рыбаков, Н. И. Орлова, Ю. Н. Чернышова // Гигиена и санитария. 2002. — № 3. — С. 49 — 52.
  95. , Т.В. Медицинское обследование детей в детских образовательных учреждениях Текст.: учебно методическое пособие / Т. В. Рябчикова, В. К. Кукушкин, Л. А. Качанова. — М., 2000. — 86 с.
  96. , Е.Д. Особенности инфекционной патологии у детей в условиях техногенного загрязнения атмосферного воздуха Текст. / Е.Д. Са-вилов, C.B. Ильина, В. Т. Киклевич // Гигиена и санитария. 2002. — № 1. — С. 31−33.
  97. Санитарная микробиология Текст. / под ред. Г. П. Калины, Г. Н. Чистовича. М.: Медицина, 1969. — 270 с.
  98. , И.М. Гигиеническая безопасность и региональная модель мониторинга здоровья школьников промышленного города Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. Оренбург, 2004. — 23 с.
  99. , П. И. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую соматическую патологию Текст. / П. И. Сидоров, А. Г. Соловьев, И. А. Новикова // Гигиена и санитария. 2001. — № 4. — С. 46 — 49.
  100. , Н.И. Значимость психосоциальных факторов трудового процесса для работников различных профессий в современных условиях Текст. / Н. И. Симонова // Медицина труда и промышленная экология.2008. -№ 6.-С. 41−47.
  101. , Л.П. Гигиеническая оценка санитарно- эпидемиологического благополучия детей и подростков, проживающих на урбанизированных территориях (на примере Волгоградской области) Текст.: автореф. дис.. д ра мед. наук. — Ростов н/Д, 2002. — 47 с.
  102. Стандарты физического развития детей школьного возраста города Уфы Текст.: информационно методич. письмо / сост.: Г. Н. Богданова]. — Уфа, 1998.- 11 с.
  103. , М.И. Гигиеническое обоснование новой структуры учебного года в школе Текст. / М. И. Степанова, С. В. Чайкин // Гигиена и санитария. 2004. — № 3. — С. 51 — 54.
  104. , Г. И. Здоровье и самочувствие детей в период обучения в школе Текст. / Г. И. Стунеева, В. А. Кирюшин, A.M. Цурган // Гигиена и санитария. 2000. — № 3. — С. 45 — 46.
  105. , А.Г. Методические подходы к ведению социально-гигиенического мониторинга детского населения Текст. / А. Г. Сухарев, Л.Ф. Игнатова// Гигиена и санитария. 1997. — № 6. — С. 32 — 35.
  106. , М.Г. Социально- игиеническая оценка здоровья детей среднего школьного возраста в крупном центре нефтехимической промышленности Текст. / М. Г. Тиванов // Бюл. Сиб. отд ния АМН СССР. — 2000. -№ 3 — 4.-С. 77−81.
  107. М.А. Полиморфизмы генов серотонической системы маркеры устойчивости спортсмена к физическим и психическим нагрузкам Текст.: автореф. дис.. канд. биол. наук. -М., 2009. — 23 с.
  108. , Б.Я. Характеристика микробного биоценоза слизистой оболочки носа у здоровых людей и стафилококковых бактерионосителей Текст. / Б. Я. Усвяцов, Л. И. Паршута, О. В. Бухарин // Микробиология. -2000. № 5. — с. 65 — 69.
  109. Факторы и генетика патогенности стрептококков группы В Текст. / A.A. Дмитриев, М. М. Кантикова, И. И. Микула, A.A. Тотолян // Микробиология. 2000. — № 5. — С. 92 — 97.
  110. Федеральный закон от 30.03.1999. № 52 ФЗ «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» Текст.: принят ГД ФС РФ, 12 марта 1999 г. // Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 2. — С. 167.
  111. Физиолого гигиенические аспекты сохранения индивидуального здоровья школьников Текст. / Н. П. Сетко, H.H. Кузько, Е. В. Кирнасюк [и др.] // Российский педиатрический журнал. — 2003. — № 2. — С. 48 — 50.
  112. , B.JI. Физиолого-гигиеническая оценка современных воспитательно образовательных режимов в дошкольных образовательных учреждениях Текст.: автореф. дис.. канд. мед. наук. — Ростов н/Д, 2003. — 27 с.
  113. , М.И. Об интеллектуальной нагрузке учащихся общеобразовательных учреждений инновационного типа Текст. / М. И. Чубирко, O.A. Фуфаева // Здравоохранение Российской Федерации. — 1999. № 6. — С. 6−8.
  114. , Э.М. Физиолого-гигиенические аспекты адаптации первоклассников к школе Текст. / Э. М. Шереметьева, Н. П. Сетко // Гигиена и санитария. 1999. — № 4. — С. 27 — 30.
  115. , О.П. Здоровье и физическое развитие детей в России 1985 2000 гг. Текст. / О. П. Щепин, Е. А. Тищук // Российский педиатрический журнал. — 2004. — № 1. — С. 47 — 49.
  116. , Ю.А. Научные основы стандартизации исследований и оценки физического развития детей и подростков в России Текст. / Ю. А. Ямпольская // Российский педиатрический журнал. 1999. — № 5. — С. 10 — 13.
  117. An outbreak of intrafamiliar hepatitis A associated with clam consumption: epidemic transmission to a school community Text. / E. Leoni, C. Be-vini, S. Degli Esposti, C. Graziano // Eur. J. Epidemiol. 1998. — Vol. 14, N 2. -P. 187−92.
  118. Anderson, P. Neurobehavioral outcomes of school age children born extremely low birth weight or very preterm in the 1990s Text. / P. Anderson, L.W. Doyle // JAMA. — 2003. — Vol. 289, N 24. — P. 3264 — 72.
  119. Baldrick, P. Developing drugs for pediatric use: a role for juvenile animal studies? Text. / P. Baldrick // Regul. Toxicol. Pharmacol. 2004. — Vol. 39, N3.-P. 381 -9.
  120. Benjamin-Garner, R. Sociodemographic differences in exposure to health information Text. / Benjamin-Garner R- Oakes JM- Meischke H- Meshack
  121. A. et all. // Ethnicity & disease. 2002 Winter- 12 (1), P. 124 — 134.
  122. Borowsky, I.W. Brief psychosocial screening at health supervision and acute care visits Text. / I.W. Borowsky, S. Mozayeny, M. Ireland // Pediatrics. 2003. — Vol. 112, N 1. — P. 129 — 33.
  123. Braczkowska, B. Oddzial Higieny Pracy Panstwowej Szkoly Higieny przy Panstwowym Zakladzie Higieny w Warszawie, w latach 1926 1939 Text. /
  124. B. Braczkowska, L. Jablonski // Med. Pr. 1999. — Vol. 50, N 2. — P. 191 — 6.
  125. Cakan, M. Cross cultural aspect of the Group Embedded Figures Test: norms for Turkish eighth graders Text. / M. Cakan // Percept. Mot. Skills. -2003. — Vol. 97, N 2. — P. 499 — 509.
  126. Chang, C.Y. Failure to thrive in children with primary distal type renal tubular acidosis Text. / C.Y. Chang, C.Y. Lin // Acta Paediatr. Taiwan. 2002. -Vol. 43, N6.-P. 334- 9.
  127. Chen, C.W. Growth and development of children with congenital heart disease Text. / C.W. Chen, C.Y. Li, J.K. Wang // J. Adv. Nurs. 2004. -Vol. 47, N3. — P. 260 — 9.
  128. Chiodo, L.M.Neurodevelopmental effects of postnatal lead exposure at very low levels Text. / L.M. Chiodo, S.W. Jacobson, J.L. Jacobson // Neuro-toxicol. Teratol. 2004. — Vol. 26, N3. — P. 359 — 71.
  129. Christensen, M.F. Recurrent abdominal pain in children Text. / M.F. Christensen // Ugeskr. Laeger. 2004. — Vol. 166, N 5. — P. 357 — 61.
  130. Cognitive profiling and preliminary subtyping in Chinese developmental dyslexia Text. / C.S. Ho, D.W. Chan, S.H. Lee [et al.] // Cognition. -2004. Vol. 91, N 1. — P. 43 — 75.
  131. Criteria for determining disability in infants and children: failure to thrive Text. / E.C. Perriri, C.H. Cole, D.A. Frank [el al.] // Evid. Rep. Technol. Assess (Summ). 2003. — Vol. 72. — P. 1 — 5.
  132. Development of displacement of centre of mass during independent walking in children Text. / F Dierick, C. Lefebvre, A. van den Hecke, C. Detrem-bleur // Dev. Med. Child. Neurol. 2004. — Vol. 46, N 8. — P. 533 — 9.
  133. Development of neural mechanisms for reading Text. / P.E. Turkel-taub, L. Gareau, D.L. Flowers [et al.] // Nat. Neurosci. 2003. — Vol. 6, N 7. — P. 767−73.
  134. Does isochromosome 7q mandate bone marrow transplant in children with Shwachman Diamond syndrome? Text. / J. Cunningham, M. Sales, A. Pearce [et al.] // Br. J. Haematol. — 2002. — Vol. 119, N 4. — P. 1062 — 9.
  135. Derlig trivsel blandt hospitalsbehandlede 0 2 — erige burn Text. / E.M. Olsen, T.H. Johannsen, B. Moltesen, A.M. Skovgaard // Ugeskr. Laeger. -2002. — Vol. 164, N 48. — P. 5654 — 8.
  136. Everyday activity predicts bone geometry in children: the iowa bone development study Text. / K.F. Janz, T.L. Burns, S.M. Levy [et al.] // Med. Sci. Sports Exerc. 2004. — Vol. 36, N 7. — P. 1124 — 31.
  137. Fekkes, M. Bullying behavior and associations with psychosomatic complaints and depression in victims Text. / M. Fekkes, F.I. Pijpers, S.P. Ver-loove Vanhorick // J. Pediatr. — 2004. — Vol. 144, N 1. — P. 17 — 22.
  138. Floyd, R.L. No evidence for ethnic and racial bias in the Tryout Edition of the Merrill Palmer Scale — Revised Text. / R.L. Floyd, K. Gathercoal, G. Roid // Psychol. Rep. — 2004. — Vol. 94, N 1. — P. 217 — 20.
  139. Goldbloom, R. Children’s inhumanity to children Text. / R. Gold-bloom // J. Pediatr. 2004. — Vol. 144, N 1. — P. 3 — 4.
  140. Haden, J.R. Psychiatric syndromes that mimic asthma Text. / J.R. Haden, D.A. Khan // Adv. Psychosom. Med. 2003. — Vol. 24. — P. 72 — 85.
  141. Hallal, P. Adolescent Physical Activity and Health: A Systematic Review Text. / P. Hallal- C. Victora, M. Azevedo // Sports Medicine. 2006.- № 36(12).- P. 1019−1030
  142. Hunt, S.M. The problem of quality of life Text. // Quality of life Research. 1997. — Vol. 6. — P. 205 — 210.
  143. Jordan, A. The role of media in children’s development: an ecological Perspective Text. / A. Jordan // J. Dev. Behav. Pediatr. 2004. — Vol. 25, N 3. — P. 196 — 206.
  144. Kirkpatrick, M. Comments on Dr. Walter R Schumm’s paper 'What was really learned from Tasker and Golombok’s (1995) study of lesbian and single parent mothers? Text. / M. Kirkpatrick // Psychol. Rep. 2004. — Vol. 94, N 3. -P. 1185−6.
  145. Lange Kettner, C. More evidence on size modification in spatial axes systems of varying complexity Text. / C. Lange — Kettner // J. Exp. Child. Psychol. — 2004. — Vol. 88, N 2. — P. 171 — 92.
  146. Lhuisset, L. Visual control of manual aiming movements in 6 to 10 -year — old children and adults Text. / L. Lhuisset, L. Proteau // J. Mot. Behav. -2004. — Vol. 36, N 2. — P. 161 — 72.
  147. Liptak, G.S. Health and social outcomes of children with cerebral palsy Text. / G.S. Liptak, P.J. Accardo // J. Pediatr. 2004. — Vol. 145. — P. S36 — 41.
  148. Milsom, A.H. Dental care of the disadvantaged child — a teacher’s point of view Text. / A.H. Milsom // Community Dent. Health. — 1998. — Vol. 15. -P. 316 — 8.
  149. Nutrients for cognitive development in school aged children Text. / J. Bryan, S. Osendarp, D. Hughes [et al.] // Nutr. Rev. — 2004. — Vol. 62, N 8. — P. 295 — 306.
  150. Ophthalmic manifestations of congenital disorder of glycosylation type la Text. / H. Jensen, S. Kjaergaard, F. Klie, H.U. Moller // Ophthalmic Genet. 2003. — Vol. 24, N 2. — P. 81 — 8.
  151. Pediatric procedural approach avoidance coping and distress: a mul-titrait — multimethod analysis Text. / R.S. Bernard, L.L. Cohen, C.B. McClellan, J.E. MacLaren // J. Pediatr. Psychol. — 2004. — Vol. 29, N 2. — P. 131 — 41.
  152. Pediatric urolithiasis evaluation of risk factors in 95 children Text. / A. Erbagci, A.B. Erbagci, M. Yilmaz [et al.] // Scand. J. Urol. Nephrol. — 2003. -Vol. 37, N2. — P. 129 -33:
  153. Raynor, P. Anthropometric indices of failure to thrive Text. / P. Ray-nor, M.C. Rudolf// Arch. Dis. Child. 2000. — Vol. 82, N 5. — P. 364 — 5.
  154. Role of biokinetics in risk assessment of drugs and chemicals in children Text. / L.L. de Zwart, H.E. Haenen, C.H. Versantvoort [et al.] // Regul. Toxicol. Pharmacol. 2004. — Vol. 39, N 3. — P. 282 — 309.
  155. Sandberg, D.E. Should short children who are not deficient in growth hormone be treated? Text. / D.E. Sandberg // West J. Med. 2000. — Vol. 172, N 3.-P. 186−9.
  156. Schachter, J. On: chaotic possibilities: toward a new model of development Text. / J. Schachter // Int. J. Psychoanal. 2004. — Vol. 85. — P. 1007 — 9.
  157. Sensoiy discrimination and intelligence: testing Spearman’s other hypothesis Text. / I.J. Deary, P.J. Bell, A.J. Bell [et al.] // Am. J. Psychol. 2004. -Vol. 117, N 1. — P. 1 — 18.
  158. Shapiro, B.K. Cerebral palsy: A reconceptualization of the spectrum Text. / B.K. Shapiro // J. Pediatr. 2004. — Vol. 145. — P. S3 — 7.
  159. Sidebotham, P. Failure to thrive Text. / P Sidebotham // Arch. Dis. Child. 2000. — Vol. 82, N 5. — P. 428.
  160. Stability and change among high functioning children with pervasive developmental disorders: a 2 — year outcome study Text. / E. Starr, P. Szatmari, S. Bryson, L. Zwaigenbaum // J. Autism Dev. Disord. — 2003. — Vol. 33, N 1. — P. 15 -22.
  161. Symptoms, lung function, and beta2 adrenoceptor polymorphisms in a birth cohort followed for 10 years Text. / N.M. Wilson, J.R. Lamprill, J.C. Mak [et al.] // Pediatr. Pulmonol. — 2004. — Vol. 38, N 1. — P. 75 — 81.
  162. Tabibi, Z. Choosing a safe place to cross the road: the relationship between attention and identification of safe and dangerous road crossing sites Text.
  163. Z. Tabibi, K. Pfeffer // Child Care Health Dev. 2003. — Vol. 29, N 4. — P. 237 -44.
  164. Takata, Y. Development of a psychosomatic complaints scale for adolescents Text. / Y. Takata, Y. Sakata // Psychiatry Clin. Neurosci. 2004. — Vol. 58, N 1.-P.3 -7.
  165. The development of young children’s memory strategies: First findings from the Werzburg Longitudinal Memory Study Text. / W. Schneider, V. Kron, M. Hennerkopf, K. Krajewski // J. Exp. Child. Psychol. 2004. — Vol. 88, N 2. — P. 193 -209.
  166. The generational transmission of socioeconomic inequalities in child cognitive development and emotional health Text. / J.M. Najman, R. Aird, W. Bor [et al.] // Soc. Sei. Med. 2004. — Vol. 58, N 6. — P. 1147 — 58.
  167. The Nine Box Maze Test: A measure of spatial memory development in children Text. / L.M. Pentland, V.A. Anderson, S. Dye, S.J. Wood // Brain Cogn. 2003. — Vol. 52, N 2. — P. 144 — 54.
  168. Transcranial Doppler ultrasonography and neurocognitive functioning in children with sickle cell disease Text. / M.C. Kral, R.T. Brown, P.J. Nietert [et al.] // Pediatrics. 2003. — Vol. 112, N 2. — P. 324 — 31.
  169. Ventegodt, S. The life mission theory IV. Theory on child development Text. / S. Ventegodt, J. Merrick // Sci. World J. 2003. — Vol. 11, N 3. — P. 1294−301.
  170. Wright, C. A randomised controlled trial of specialist health visitor intervention for failure to thrive Text. / C. Wright // Arch. Dis. Child. 2000. — Vol. 82, N 1. — P. 88.
  171. Wright, C.M. Identification and management of failure to thrive: a community perspective Text. / C.M. Wright // Arch. Dis. Child. 2000. — Vol. 82, N 1. -P. 5 -9.
Заполнить форму текущей работой