Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Корпоративное взаимодействие колледжей и учреждений культуры в подготовке специалиста социально-культурной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выступлений: на научно-практической конференции, посвященной 75-летию Московского государственного университета культуры и искусств (май 2005 г.) «Мир культуры — культура мира» с сообщением «Влияние корпоративной педагогики на учебный процесс в колледжах культуры и искусств» (М.: МГУКИ, 2005) — на научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов кафедры культурно-досуговой… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Понятие «Корпоративная педагогика». ^
    • 2. Колледж культуры как субъект корпоративной педагогики
    • 3. Учреждение культуры как субъект корпоративной педагогики
  • ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕДЖЕЙ КУЛЬТУРЫ И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В
  • ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Влияние мотивации педагогов к труду на подготовку специалистов социально-культурной деятельности. gg
    • 2. Влияние психологического климата в трудовых коллективах колледжей культуры и учреждений культуры при подготовке специалистов социальнокультурной деятельности
    • 3. Ценностные ориентации как способ интеграции деятельности педагогов в колледжах культуры и учреждений культуры при подготовке специалистов социально-культурной деятельности

Корпоративное взаимодействие колледжей и учреждений культуры в подготовке специалиста социально-культурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обусловлена тенденциями развития нашего общества, состоянием социально-культурной ситуации, резко обострившимся интересом к проблемам профессионального образования в сфере культуры и искусств. В настоящее время изменяется содержание деятельности колледжей культуры, их корпоративное взаимодействие с учреждениями культуры в подготовке специалистов социально-культурной деятельности.

Актуальность подготовки кадров среднего звена по специальности «Социально-культурная деятельность» и «Народное художественное творчество» вызвана необходимостью инновационных подходов в педагогике. Изучение проблем подготовки кадров социально-культурного профиля в колледжах культуры проблематично из-за отсутствия^ теоретических исследований, направленных на разработку поиска эффективности учебно-воспитательного процесса.

Как показывает анализ, масштабы перемен в жизни нашего общества ускоряют темп жизни, обучение в колледжах культуры. Современному студенту предстоит освоить не готовое решение учебных задач, а реализовать свой творческий потенциал, обеспечить самостоятельное движение к успеху. Адаптироваться к новым темпам жизни специалисту среднего звена невозможно без мотивации в обучении и преподавании, которая становится важнейшим условием подготовки специалистов социально-культурной деятельности в колледжах культуры, определяющей доминантой коммуникативных связей с учреждениями культуры.

Поэтому обучение в колледжах культуры необходимо выводить на новый уровень, уровень корпоративной педагогики, позволяющий колледжам культуры искать пути перехода из закрытой системы образования в открытую. Это может быть осуществлено только на путях отказа от старых, не оправдавших себя педагогических методов и форм обучения, поиска соответствующих специфике учебно-воспитательного процесса на основах корпоративной педагогики.

Одним из путей решения проблемы является взаимодействие колледжей и учреждений культуры в подготовке специалистов социально-культурной деятельности. Вместе с тем в настоящее время содержание учебно-воспитательного процесса в колледжах культуры не всегда отвечает уровню подготовки специалистов, которые необходимы обществу. Слабо обновляется педагогический состав, мотивация его труда, что приводит к деформации психологического климата в трудовом коллективе.

Вследствие этого< возникает проблема поиска корпоративного взаимодействия колледжей и учреждений культуры в подготовке специалистов нового поколения.

Решение вышеуказанной проблемы сдерживается отсутствием специальных научных исследований.

Следовательно, актуальность данной проблемы и определила тему диссертации «Корпоративное взаимодействие колледжей и учреждений культуры в подготовке специалиста социально-культурной деятельности».

Степень научной разработанности проблемы. Проведенный анализ показывает, что существует значительное число научных трудов, раскрывающих методологию функционирования системы отечественного образования. Современной психологией и педагогикой накоплен значительный опыт в исследовании корпоративной педагогики, содержание которой включает широкий спектр общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков, управленческой и координирующей творческой деятельности. Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, И .Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин раскрыли педагогические, социальные, личностные основы, обеспечивающие функционирование колледжей культуры.

Теоретические основы исследования в управленческом аспекте образования рассматривались в философских трудах В. Г. Афанасьева, Э. М. Андреева, Н. И. Болдина, Ю. Н. Бронникова, В. Г. Байковой, А. Г. Журавлева, К. Н. Иванова и др., где определены методологические подходы к функционированию учебно-воспитательного процесса в колледжах культуры.

Для нашего диссертационного исследования актуально оценивать' педагога как субъекта общественных отношений, знающего специфику молодежного сознания и поведения под yглoм^ зрения потребностей в познавательной деятельностии культурного прогресса. Именноэти ключевые вопросы осмыслены в трудах Ю. Г. Алексеевой, И.В. Бестужева-Лады, В. Н. Боряза, Л. П. Буевой, С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовского, Л. Н. Когана, В. А. Разумного, А. Г. Харчева, В. Б. Чурбанова, В. А. Шубкина, В. А. Ядова и других исследователей.

Многие авторы пришли к выводу, что совершенствование-культурных контактов студентов и повышение индивидуальной творческой активности не достигаются сами по себе, какой бы благополучной не была система колледжей культурытолько целенаправленное, психолого-педагогически выверенное воздействие на студенческие ориентации и установки способствует эффективному решению учебных и практических задач.

Поиски решения данной проблемы были предприняты в трудах психологов В. Г. Асеева, Л. И. Божович, В. К. Вилюнаса, Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, Йлингарт, А. К. Макаровой, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонова, X. Хекхаузена, Г. И. Щукиной и других ученых. Все они характеризуют образование как основу активности и эффективной деятельности педагога и студента.

Эта проблема рассматривалась в трудах В. И: Байденко, Н. С. Белого, В. Беспалько, В. В. Герчиковой, В. Н. Гончарова, И. Ф. Гончарова, Э. П. Гусинского, Ю. С. Давыдова, C.B. Девятовой, В. А. Змеева, А. Е. Иванова, И. Савицкого, Е. А. Сергеева, Ю. Г. Татура, А. Н. Тихонова, JI.B. Трапезниковой, Ю. И. Турчаниновой, А. Д. Урсула, Ф. Н. Филиппова, В. Д. Шадрикова.

Важное значение для нашего исследования имеют труды, непосредственно посвященные теории и практике социально-культурной деятельности, включая образовательный процесс в колледжах культуры. Здесь следует выделить труды И. М. Андреевой, И. И. Горловой, С. Н. Иконниковой, A.C. Каргина, Н. В. Кротовой, Е. М. Клюско, М. Б. Копыловой, Н. Д. Никандрова, В. Е. Новаторова, Л. Г. Олех, Р. И. Пшеничниковой, Л. И. Рудич, Е. Ю. Сидорова, А. В. Соколова, Ю. А. Стрельцова, В. В. Туева, Г. Л. Тульчинского, H.H. Ярошенко.

Анализируя выводы данных исследований, можно выявить типичные недостатки в подготовке кадров, в колледжах культуры. Это, в первую очередь, ограниченность в выборе форм, средств и методов обучения и развития личности.

Технологиям обучения социально-культурной деятельности посвящены труды Ю. П. Азарова, Н. К. Баклановой, Н. Ю. Бутенко, А. Ю. Бутова, Л. Вишневской, Н. И. Гендиной, Т. В. Христидис.

В педагогической науке к данной проблеме обращались B.C. Кузин, B.C. Коробейников, Б. Т. Лихачев, Б. М. Морозова, К. К. Платонов, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. А. Караковский, Е. В. Бондаревская, Г. Л. Смирнов, В. М. Соколов, Л. И. Умановский, рассматривающие психолого-педагогические основы мотивации обучения студентов как целостный процесс развития личности.

Существует ряд исследований, имеющих непосредственное научное значение для изучения педагогических технологий в системе образования. Это труды Н. И. Булаева, В. М. Болынова, Л. С. Зориловой, В. Г. Горецкого,.

А. Д. Жаркова, JI.C. Жарковой, А А. Коновича, Ю. Д. Красильникова, НА. Паршикова, которые обосновали методологию проблемы, определили место в профессиональной подготовке, обозначили основные направления деятельности колледжей культуры.

Названные выше авторы в своих исследованиях лишь косвенно касались обозначенной в диссертации проблемы и не рассматривали процесс подготовки специалистов социально-культурного профиля в колледжах культуры на основе корпоративной педагогики.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, объектом исследования избрана деятельность колледжей и учреждений культуры по подготовке специалистов социально-культурной деятельности, а предметом — корпоративное взаимодействие колледжей и учреждений культуры в подготовке специалистов социально-культурной деятельности.

Анализ проблемы позволил сформировать, гипотезу исследования, которая состоит в предположении о том, что разработка и научное обоснование корпоративного взаимодействия колледжей культуры и учрежденийкультуры в подготовке специалиста социально-культурной деятельности будут наиболее эффективными, если в колледжах культуры будет осуществляться подготовка специалистов социально-культурного профиля на основе корпоративной педагогики как целостная саморегулирующаяся открытая система, взаимодействующая с учреждениями культуры. Условия её функционирования:

— создание системы корпоративного взаимодействия колледжей культуры и учреждений культуры;

— совместная деятельность и взаимодействие педагогов колледжей и специалистов учреждений культуры в процессе ознакомительной, учебной, преддипломной и дипломной практики;

— формирование мотивации у педагогов колледжей культуры и специалистов учреждений культуры к реализации инновационных технологий обучения, построенных на «сотворчестве», «сотрудничестве».

Все это и определило цель исследования, которая состоит в теоретическом обосновании, разработке и внедрении педагогической модели корпоративного взаимодействия колледжей и учреждений культуры в подготовку специалистов социально-культурной сферы.

Данная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

— рассмотреть понятие «корпоративная педагогика в колледжах культуры»;

— проанализировать методы формирования мотивации к труду педагогов колледжей культуры;

— выявить влияние мотивации у студентов к обучению на базе корпоративной педагогики;

— определить основные направления процесса совершенствования подготовки специалистов социально-культурного профиля на основе применения методов корпоративной педагогики во взаимодействии колледжей культуры и учреждений культуры;

— разработать практические рекомендации по внедрению форм взаимодействия колледжей культуры и учреждений культуры в процессе подготовки специалистов социально-культурного профиля в колледжах культуры.

Базами исследования стали Нижегородский областной колледж культуры, районный дом культуры «Стеклозаводский», Редькинский сельский Дом культуры — экспериментальная базаконтрольная база — муниципальный «Культурный центр» и Контауровский сельский дом культуры.

Выбор баз исследования был определен идентичностью решения ими учебных и творческих задач, территориальным расположением, что создавало возможности для сравнительного анализа, осуществления констатирующего и опытно-экспериментального этапов исследования.

Методологическую основу исследования составили: учение о личности как субъекте воспитания и обученияфилософские, социологические, психолого-педагогические положения об активности личности в системе социальных отношений, о целенаправленном познании человеком окружающего мира и творческом освоении его, о духовных потребностях развивающейся и обучающейся личности.

Проблемы корпоративной педагогики рассматривались с позиции гуманизма А. Е. Капто, Ю. В. Кричевского, B.C. Лазарева, А. С. Макаренко, В. И. Рыбакова, В. А. Сухомлинского, Е. А. Ямбурга и др.

Важнейшими принципами исследования стали отраженные в теории педагогики отечественного образования и художественного творчества, сущность процессов, обеспечивающих подготовку специалистов (И.Ф. Исаева, А. Т. Мищенко, В. А. Сластенина, Е. Р. Шиянова и д.р.).

Основополагающими оказались идеи оптимизации педагогического процесса Ю. К. Бабанского, А. К. Маркова, Н. Н. Нечаева, A.A. Вербицкого и д.р. и системного подхода к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств H.A. Паршикова.

Организация и методы исследования.

Исследование проводилось с 2002 по 2007 год.

Первый этап (2002;2004 гг.) предусматривал изучение и анализ философской, психологической, социологической, педагогической литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы. На этом этапе происходили разработка программы, инструментария и методики исследования, подбор баз для проведения экспериментальной работы. На основе анализа документов, материалов периодической печати, монографий и других публикаций по интересующим автора проблемам была сформирована методологическая часть программы исследования и намечен ее процедурный разделизучено состояние процесса обучения в Нижегородском областном колледже культуры.

На II этапе (2004;2006 гг.) в опытно-экспериментальном Нижегородском колледже культуры было проведено изучение влияния объективных и субъективных факторов на процесс формирования взаимодействия колледжей и учреждений культуры, а также реализацию научной концепции в обучении на практикеосуществлена логическая и структурная обработка исследовательских материалов, что позволило создать специальную программу экспериментальной работы, включающую психологические и педагогические разделы, в которых предусмотрены поиски новых путей совершенствования учебно-творческого процесса в колледжах культуры при подготовке специалистов социально-культурного профиля.

На III этапе (2006;2007 гг.) была завершена опытно-экспериментальная работа по внедрению в практику разработанной автором педагогической модели взаимодействия колледжей и учреждений культуры по подготовке специалистов социально-культурной деятельности. Анализировались полученные данные, подводились итоги, сделаны выводы, внедренные в практическую деятельность.

Методика исследования включала целый комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели. Это — анкетирование, опрос, беседы, которые проводились со всеми категориями обучающихся в Нижегородском областном колледже культуры и на базах практики.

Метод наблюдения использовался в целях определения эффективности различных компонентов процесса внедрения личностно-деятельностного подхода к учебно-воспитательному процессу в колледжах культуры.

С применением вышеназванных методов было осуществлено снятие первого среза уровня^ состояния учебно-воспитательного процесса в колледжах культуры.

Для проведения исследования была сделана попытка найти методики, которые позволили бы в дополнение к внешним обстоятельствам выявить специфику учебно-творческого процесса в колледжах и учреждениях культуры как социального организма и осознать, что подлинными мотиваторами поиска новых авторских технологий обучения являются мотивация к труду, ответственность, возможности профессионального роста, нахождение способов и методов обучения, которые были бы созвучны времени. В эксперименте участвовало 150 студентов Нижегородского областного колледжа культуры и 32 педагога. Всего в результате исследования в Нижегородском областном колледже культуры было опрошено свышег'220 человек. Избранная методика позволила получить необходимый и достаточный набор сведений, способствующих наиболее полному пониманию сущности корпоративной педагогики взаимодействия учебно-воспитательного процесса в колледжах культуры и учреждений культуры.

В? 2007 г., подводились окончательные итоги исследования. Уточнялись основные теоретические выводы и практические рекомендации, осуществлялась проверка’исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работывыявлялись теоретическая новизна, практическая значимость и положения диссертации, выносимые на защиту.

Научная новизна исследования состоит в развитии теории и практики корпоративной педагогики, обеспечивающей взаимодействие колледжей и учреждений культуры, что определяется новизной проблематики и методологическим ракурсом с позиций современной научной концепции доктора педагогических наук, профессора А. Д. Жаркова по педагогическому регулированию двух систем: целостного учебно-воспитательного процесса в колледжах культуры и ценностно-ориентированного, активно-деятельностного подхода к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры.

В раскрытии понятия и сущностных характеристик учебно-воспитательного процесса с позиции корпоративной педагогики в колледжах культуры, позволивших определить влияние педагогических технологий обучения на процесс формирования у педагогов мотивации к труду и мотивации обучения у студентов в колледжах культуры.

Обоснованы организационно-педагогические и методические условия повышения результативности учебно-воспитательного процесса при подготовке специалистов социально-культурной деятельности в колледжах культуры, а именно в:

— ценностном подходе к учебно-воспитательному процессу в колледжах и учреждениях культуры, зиании типологии мотивов у педагогов и студентов с целью совершенствования процесса обучения в колледжах культуры, формировании творческих навыков на занятиях дисциплин специального социально-культурного цикла, обеспечивающих реализацию развития мотивации обучения у студентов колледжей культуры;

— разработке авторских программ по технологии обучения, отражающих оригинальное содержание и методику деятельности, отвечающую запросам студентов колледжа культуры.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

— разработке понятия «корпоративная педагогика взаимодействия колледжей и учреждений культуры» как сложного, многопланового процесса, порождаемого потребностью личности к воспитанию и пониманию важности исторических и теоретических знаний дисциплин профессиональной социально-культурной направленности;

— выявлении межпредметных связей дисциплин государственного стандарта и специализаций, обеспечивающих равнозначное отношение студентов к их познанию и освоению в своей профессиональной деятельности;

— выявлении педагогических условий формирования мотивации у педагогов колледжей культуры, опирающихся на мотивацию студентов, выбор ими специализации и квалификациирассмотрении современных педагогических технологий: «педагогическая мастерская», «технология коллективной мыслительной деятельности», «обучение как исследование», «проектное обучение», активизирующих процесс корпоративной педагогики, направленной на усвоение студентами новых знаний, умений, навыков своей будущей профессии, саморегуляцию внутренних ресурсов личности студента;

— разработке научно-обоснованных рекомендаций по формированию корпоративной педагогики в коллежах культуры: систематизации терминологического аппарата дисциплин государственного образовательного стандарта, анализа программного материала по специальности социально-культурная. деятельность и народное художественное творчество.

Практическая значимость исследования заключается в* разработанных автором рекомендациях, предложениях и выводах, которые внедрены в практику деятельности Нижегородского областного колледжа культуры и могут быть использованы в колледжах культуры и искусств любого типа Российской Федерации.

Материалы, -полученные в ходе исследования, могут быть использованы в системе высшего профессионального образования при:

— совершенствовании федеральных образовательных стандартов профессионального образования в средних и высших учебных заведениях культуры и искусств;

— оказании информационно-методических, образовательных и других видов услуг учреждениям, организациям культуры;

— организации и проведении учебной и производственной практики студентов областных колледжей культуры и искусств в учреждениях культуры.

На защиту выносятся следующие положения: колледж культуры осуществляет подготовку специалистов социально-культурной деятельности в конкретных условиях, обеспечивающих общее и профессиональное развитие личности студента в ходе освоения знаний, умений и навыков.

Учреждение культуры есть система по производству духовных ценностей на основе усвоенных в колледжах культуры знаний, умений и навыков профессионального мастерства специалистов социально-культурного профиля;

— корпоративное взаимодействие колледжей и учреждений культуры обусловлено научной концепцией А. Д. Жаркова в ходе подготовки специалистов социально-культурного профиля и представляет совокупность структурных компонентов, таких как мотивация к труду у педагогов колледжа, здоровый климат в трудовом коллективе, мотивации и интересы у студентов, обучающихсяв колледжах' культуры, которые обеспечивают единство и целостность системы;

— колледжи культуры располагают большими возможностями профессионального обучения и влияния на процесс формирования мотивации труда у педагогов и мотивации у студентов к обучению, которые выступают регуляторами их поведения. Учебно-воспитательный процесс в колледжах культуры способен обеспечить проектирование личности студента, создать базисные условия для развития мотивационной сферы, интегрировать усилия всех субъектов учреждений культуры в решении единых педагогических задач;

— модель педагогического обеспечения процесса взаимодействия колледжей культуры и учреждений культуры включает систему компонентов:

1) теоретический блок на базе корпоративной педагогики как совокупность идей педагогического сотрудничества педагогов колледжей культуры и специалистов учреждений культуры;

2) технологический блок, представляющий создание организационно-педагогических и методических условий процесса взаимодействия колледжей культуры и учреждений культуры;

3) практическую деятельность, направленную на обновление и развитие, формирование вероятностных моделей действий на освоение знаний, умений, навыковво-вторых, сохранение и передачу художественных и этнохудожественных культурных традицийв-третьих, разнообразие учебного процесса, его равновесие с базовым учебным процессом в колледжах /культуры путем усиления и активизации противоположных импульсов, процессов, тенденцийв-четвертых, воспроизведение дополнительных ресурсов обучения и практикив-пятых, создание единой культурно-образовательной сферы или пространства, способствующего формированию* профессиональной направленности обучениям колледжах культуры по специальности «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество».

Апробация работы осуществлялась посредством:

— отражения результатов исследования в публикациях;

— выступлений: на научно-практической конференции, посвященной 75-летию Московского государственного университета культуры и искусств (май 2005 г.) «Мир культуры — культура мира» с сообщением «Влияние корпоративной педагогики на учебный процесс в колледжах культуры и искусств» (М.: МГУКИ, 2005) — на научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств «Роль учебно-производственной практики в формировании специалиста социально-культурной деятельности» с докладом «Пути повышения роли учебно-производственной практики в подготовке специалиста социально-культурного профиля в колледжах культуры и искусств» (М.гМГУКИ, 2006). На научно-практической конференции молодых ученых Науки о культуре: современные концепции и традиции" с докладом «Колледж культуры как субъект корпоративной педагогики (М.: МГУКИ, 2007);

— выступлениях на совещаниях в департаменте по культуре Нижегородской области и в Комитете образования г. Нижнего Новгорода;

— докладах перед педагогами Нижегородского областного колледжа культуры, на обследуемых объектах в 2002;2007 гг.

Достоверность исследования обеспечивается использованием комплекса методик, четкой" организацией экспериментально-опытной работы, широтой. и полнотой количественного и качественного материалов, актами о внедрении. Репрезентативность эмпирического материала и относительно равные возможности экспериментальных и контрольных баз позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных результатов диссертационного исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения, списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза исследования, которая выражалась в том, что разработка и научное обоснование корпоративного взаимодействия колледжей культуры и учреждений культуры в подготовке специалистов социально-культурной 1 деятельности позволяет повысить эффективность учебно-творческого процесса на основе корпоративной педагогики.

Все поставленные в исследовании задачи выполнены. В ходе исследования автор диссертации пришла к следующим выводам.

При анализе понятия «корпоративная педагогика в колледжах культуры и учреждениях культуры» выяснилось, что этот научный подход имеет большую эффективность в учебно-творческом процессе при I подготовке специалистов социально-культурной деятельности.

Это свидетельствует о существовании огромных потенциальных возможностей в системе среднего специального образования, на которое 1 влияют как объективные, так и субъективные факторы на основе четкой и конкретной постановки целей и задач повышения эффективности всего процесса подготовки кадров.

Влияние корпоративной педагогики на процесс подготовки кадров осуществляется через правильную постановку цели, которая зависит не только от субъекта, а задается объективными обстоятельствами. Осознание целей (или «принятие» целей, которые ставятся перед субъектом извне), представляет собой ценностно-ориентированный процесс, происходящий в двух эпостасях: образовательном учреждении, т. е. в колледже культуры и учреждении культуры.

В корпоративной педагогике целеполагание состоит из конкретных задач и выявленных условиях в которых функционирует.

Как показывают полученные данные, цель — подготовка кадров в колледжах культуры объективно существует в конкретной предметной ситуации. Для сознания субъекта цель может выступить как в абстракции ценностных ориентаций, так и в практических ситуациях. Цель воплощается в действие, направленном на подготовку кадров в коллежах культуры. В корпоративной педагогики действие имеет и свой операционный аспект, т. е. технологию (каким образом это может быть достигнуто), который определяется как самой по себе целью, так и предметными условиями ее достижения. Функционируя совокупность действий по подготовке кадров социально-культурной деятельности в колледжах культуры есть цель, поставленная в определенных исторических условиях. Поэтому действие имеет особую сторону, особую его «образующую», а именно способы, какими достигается.

В процессе подготовки кадров социально-культурной деятельности в колледжах культуры проявляются, во-первых, отдельные виды и формы деятельности, которые можно разложить по критерию различия побуждающих их мотивов, затем действия — процессы, подчиняющиеся сознательным целям и, наконец, совокупность действий, которые непосредственно зависят от условий достижений конкретной цели.

Эти «единицы» деятельности и образуют макроструктуру учебно-творческого процесса в колледжах культуры. Особенности анализа внедрения корпоративной педагогике приводит к выделению отдельных составляющих, которое состоит не в расчленении деятельности на элементы, а в раскрытии характеризующих их взаимосвязей. Одновременно исключает возможность какого бы то ни было удвоения изучаемой реальности. Речь идет не о разных процессах в колледжах культуры и учреждениях культуры, а скорее о разных плоскостях учебно-творческого процесса в колледжах культуры. Этим и объясняется, что по первому взгляду невозможно судить о том, имеет ли педагог дело в каждом данном случае с действием или приемом. К тому же деятельность по формированию личности студента представляет собой в высшей степени динамическую систему, которая характеризуется постоянно происходящими трансформациями.

Анализ недостатков психолого-педагогических исследований показывает, что «практические задачи смешиваются с теоретическимиотсутствует точность используемой терминологии, неумение выстроить понятийный аппарат. Нередко происходит механическое употребление понятий из различных научных школ, параллельно существующих в наукепрофессиональна интерпретация полученных данных в контексте своих теоретических позиций».28.

Полученные в исследовании данные показывают, что если деятельность ¦ утратила мотив, вызвавший ее к жизни, и тогда она превратится в действие, реализующее совсем—другое отношение’к мирудругую деятельность. А иногдасовокупность действий может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать основной деятельностью. Наконец, действие может трансформироваться в способ достиженияцели, в прием, способный реализовать различные действия.

Корпоративная педагогика-выражается в том, что каждое действие на различных объектах может включать в* себя единицы прежде относительно самостоятельные. В ходе достижения выделившейся общей цели I подготовки кадров социально культурной деятельности в колледжах культуры происходит выделение промежуточных целей, в результате чего целостное действие дробится на ряд отдельных последовательных действий. Для корпоративной педагогики особенно характерно, когда действие протекает в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировавшихся педагогических приемов в колледжах культуры. В' корпоративной педагогике достигаемые промежуточные результаты субъектами учебно-творческого процесса представляют собой, целостную.

28 Диссертационные исследования в системе психолого-педагогических знаний (состояние и проблемы). — М.: Московский психолого-социальный институт. 2002. — С. 78. систему новых знаний, технологий и методов-логически связанных общей концептуальной схемой.

Поэтому, выделение в деятельности образующих ее «единиц» имеет первостепенное значение для решения проблемы подготовки кадров социально-культурной деятельности в колледжах культуры.

Корпоративная педагогика отличается человеческими качествами студентов, от которых во многом зависит взаимодействие колледжей культуры и учреждений культуры. Тем более, что личность студента колледжа культуры всегда характеризуется специфическими' чертами: оперативность, мобильность, практичность, умение совершать большое количество действий из различных видов деятельности. Студенческая категория особая. Именно этот аспект характеристик личности студента в колледже культуры попытались углубить и систематизировать в различных теориях многие ученые.

Автор диссертации считает, что в подготовке кадров — специалистов социально-культурной деятельности следует опираться на наиболее распространенные теории, которые состоят в том, что культуре всякого общества соответствует некоторый тип личности, одобренный социальной средой и основные черты которого укореняются в личном опыте.

Рассматривая подготовку кадров в колледжах культуры современному студенту необходимо, определять еще и стиль жизни, профессиональную, направленность, внутри которой развиваются индивидуальные черты. Такой тип личности студента колледжа культуры включает: особый тип мышления, направленный на общую социальную средусвои психологические механизмы, которые помогают студенту в освоении профессией.

В профессиональной подготовке специалистов социально-культурной деятельности в колледжах культуры велико влияние творчества во всех компонентах учебного процесса, управления, организации, общения, создания духовных ценностей.

Совокупность творческих способностей, наиболее часто встречающихся в ходе профессиональной деятельности и сгруппированных в абстрактном суммировании в колледжах культуры при подготовке кадров социально-культурной деятельности встречается всего у 38% студентов.

При подготовке кадров социально-культурной деятельности в I колледжах культуры невозможно установление разнообразной и сложной системы действий, ибо важную роль играет мотивация. В ходе исследования законов развития образования как целостной системы в сознании студентов возникают знания во всем богатстве их внешних и внутренних связей, в их единстве.

Корпоративная педагогика позволяет студенту в своем развитии проходить своеобразную восходящую спираль: от конкретного в представлении через абстрактные понятия к конкретному в мышлении и от него к практике у учреждениях культуры.

На основе понятий «учебный», «учебно-творческий» и «учебновоспитательный процесс» было сделано предположение о функционировании и развитии изучаемых процессов в колледжах и учреждениях культуры.

Корпоративная педагогика в сравнении с общей является более развернутой системой взглядов, обосновывающих определенное понимание учебно-творческого процесса. Успешное решение задач исследования делало необходимым осуществление своеобразной интеграции накопленного ранее опыта практически во всех направлениях подготовки кадров' специалистов социально-культурной деятельности в колледжах культуры. Особенно ценным является то, что удалось выявить, 1 прежде знания и представления, а также методы решения практических задач.

Корпоративная педагогика позволяет проводить четкую разграничительную черту между отжившими и сохраняющими свое значение знаниями, не менее важно добиваться решительного преодоления всего устаревшего, не оправдывающего себя в учебно-творческой деятельности.

В Нижегородском областном колледже культуры с внедрением корпоративной педагогики значительно быстрее способствовало овладению всем новым, прогрессивным, что рождается сегодня в жизни нашего общества. Корпоративная педагогика в колледжах культуры рассматривает деятельность субъектов в контексте дальнейшего освоения процесса взаимодействия. Этот процесс может успешноосуществляться на основе глубокого и! всестороннего овладения каждым студентом колледжа культуры всей совокупностью определяющих черт и качеств: специалиста социально-культурной деятельности, что образует своеобразный фундамент: для правильного и наиболее творческого усвоения и применения на практике всего нового, что появляется в профессиональном образовании. Корпоративная педагогика нацеливает педагогический коллективколледжа культуры и учреждения культуры на> глубокое изучение объективных законов. Это во? многом объясняется тем, что культура является важнейшей сферой общества. Поэтому недооценка законов и принципов ее развития, может привести к крупным отрицательным последствиям для существующих и последующих поколений.

Поэтому важно понять, что у культуры, как и у любого другого сложного феномена, есть множество сторон. А суть вопроса заключается в том, что рыночные отношения личностно-ориентированны, а корпоративная педагогика опирается на знания, правильно оценивать разнообразные ситуации и своевременно принимать единственно верные решения с позиции взаимодействия колледжей культуры со своими коллегами.

Корпоративная педагогика — это сплав научности с самой жизнью во I всем многообразии ее существования и развития, где органически сочетается конкретные планы развития корпоративного взаимодействия колледжей и учреждений культуры в подготовке специалиста социально-культурной деятельности, разработке качественных признаков, измерений по шкале отношений, постоянный контроль качества деятельности всех педагогов, участвующих в учебно-творческой деятельности и специалистов учреждений культуры с целью повышения её эффективности.

Эффективность этого процесса зависит от многих параметров и определяется, прежде всего, содержанием деятельности, соответствует ее I целям, смыслы полно и обоснованно используются в учебно-творческом процессе в колледжах культуры и практической деятельности учреждений 1 культуры. Поэтому уровень деятельности педагогов определяется, прежде всего, содержанием, как структурирован и организован учебный материал, каковы связи различных элементов содержания предмета.

Выбор того или иного способа взаимосвязи колледжа культуры и учреждения культуры может быть реализовано в автономном режиме каждого вида и формы деятельности в комплексе. Важно только, чтобы при взаимодействии учитывалась специфика каждого учебного предмета. В контексте корпоративной педагогики к каждому конкретному предмету предъявляются требования взаимосвязи входящих в него компонентов.

Здесь усвоение учебного материала, зависит от организации всего учебно-творческого процесса, который зависит от множества самых разных факторов. Прежде всего, необходимо полнее учитывать объективные факторы, такие как социокультурная ситуация, Болонский процесс, девертисификация и модернизация российского образования.

Анализ содержания учебно-творческой деятельности показывает, что все вышеперечисленные факторы необходимо учитывать, тогда процесс усвоения знаний, на овладение обобщенными способами действий, будут иметь практическое значение. Содержанием в предмете учебно-творческой деятельности являются теоретические знания, усвоение которых в колледже культуры осуществляется посредством практически воспроизводящих действий, направленных на содержательное обобщение. Лучшим способом усвоения знаний для студентов колледжей культуры это умение открыть закономерность, взаимосвязь особенных и единичных явлений в контексте социокультурной ситуации, Болонского процесса, девертисификации и модернизации российского образования.

Корпоративное взаимодействие колледжей культуры имеет и свою внешнюю структуру или строение, которая включает такие психологические компоненты, как мотивация: мотивация проявляется в ситуациях заданияучебных действийконтроля, переходящего в самоконтрольоценку, переходящую в самооценку. Мотивы цементируют процесс корпоративного взаимодействия колледжей и учреждений культуры в подготовке специалистов социально-культурной деятельности.

Мотивация К! труду у педагогов оказывает огромное влияние на психологический климат в коллективе, возможность проявить творчество, осознать высокую значимость своего общественного труда, выработать стремление к самостоятельности, желание брать ответственность на себя и принимать участие в управлении.

Корпоративная педагогика позволяет подготовку кадров в колледжах культуры осуществлять по нарастающей, поскольку мотивация у субъектов соответствует формированию целостной структуры интеллекта в таких его компонентах, как практическое применение знаний в учреждениях культуры.

Отражая современные требования к единству теории и практики, в колледжах культуры все виды практики все виды практики органично вытекают из содержания учебных курсов, предоставляется студентам возможность закрепить и конкретизировать полученную информацию.

В ходе эксперимента от курса к курсу характер практики усложняется. Новое, что было внесено в практику на основе корпоративной педагогики в Нижегородском колледже культуры — это её комплексность, позволяющая обеспечить межпредметные связи и одновременную опору на ряд общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Комплексность практики осуществляется в реальных условиях функционирования учреждений культуры.

В Нижегородском областном колледже культуры руководством практикой осуществляют преподаватели, имеющие соответственную теоретическую подготовку, разносторонние обладающие опытом деятельности учреждений культуры, которые в процессе подготовки кадров формируют прочную основу трудовой, профессиональной деятельности. В Нижегородском областном колледже культуры и искусств педагоги и специалисты учреждений культуры уверены в правильности выбора основного направления подготовки кадров.

Такой подход позволяет диссертанту соотнести свои выводы с поисками наших старших коллег из Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, которые считают, 1 что «Социально-культурная деятельность» — это вид общественной практики, в процессе которой в условиях взаимодействия людей создаются, сохраняются, осваиваются и распространяются ценности культуры, изменяется человек и окружающий его мир. Совершено естественно, что сколь совершенны ни были бы программы теоретических курсов обучения, их усвоение требует иллюстрации практикой и за г десятки лет на отделение социально-культурной деятельности сложилась оправдавшая себя система’последовательного и поэтапного подкрепления академических аудиторных занятий ознакомительной, учебной, производственной и преддипломной практикой.29.

29 Ариарский M.A., Ивлиева И. А., Полагутина Л. В. Методика «погружения» в специальность. Научно-методическое пособие в помошь осваивающим специальность «Социально-культурная деятельность». СПб, СПБГУКИ, 2007. — С. 93.

Таким образом, социально-культурная деятельность — это не только процесс и результат, а прежде всего непрерывная деятельность по становлению и развитию теории и практики на основе корпоративной педагогики создания условий для совершенствования специалиста, формирования у него высшего профессионального мастерства. Наиболее понятно специалист проявляется в знаниях, умениях и навыках на практике, где осуществляет социально-культурную деятельность для всех возрастов и слоев населения. В чем и состоит высочайшая миссия выпускников колледжей культуры.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 19&0. -335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Психология личности в условиях социальных изменений. М.: ИПАН, 1993. — 103 с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1985. 448 с.
  4. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Техника, 2002. -608 с.
  5. Ю.П. Семейная педагогика. 2-е изд. — М.: Политиздат, 2004. -238 с. г
  6. Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: Познание иврачевание от древности до наших дней. М.: Прогресс Культура:1
  7. Изд-во агентства «Яхтсмен», 1995. 605 с.
  8. М.А. Высшая школа на новом этапе реализации воспитательного потенциала культуры и досуга. СПб, 2004, — 101 с.
  9. М.А. Педагог досуга. Л.: СПб, 2001, — 168 с.
  10. Т.А. Управление образовательным учреждением начального и среднего профессионального образования сферы культуры: теоретико-методологические основы. Автореф. дис. на соиск. уч. степени докт. пед. наук. М., 2002.
  11. Асмолов А.Г. XXI век: Психология в век психологии // Вопросы психологии. 1999. — № 1 — с. 54 — 68.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М., 1996. 638 с.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Педагогика, 1984. 105 с.
  14. Асмолов А.Г.-Психология личности. -М., 1990. 367 с.
  15. А.К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1990. — 165 с.
  16. H.K. Психологические основы профессионального мастерства. М.: МГИК, 1991. — 53 с.
  17. Бакланова. Н.К., Григорян К. К., Новогородцева А. П. Психологическая консультативная служба в вузе // Современные проблемы подготовки кадров в вузе культуры: Сб. мат. науч.-метод. конф. М.: МГИК, 1993. — С.43.
  18. П.Бакланова Т-И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности: Учеб. пособие / Моск. гос. ин-т культуры. — М., 1992. 102 с.
  19. JI.E. Золотое правило поведения (Из цикла «Филос. беседы»). М., 1996.
  20. B.C. Социально-философская антропология. М.: Онега, 1994.-252 е.,
  21. Г. С. Диалектика общения: Гносеологические и мировоззренческие проблемы.- М.: Изд-во ин-та философии АН СССР, 1987.-25 с.
  22. Г. С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира / Отв. ред. А. И. Арнольдов, В. А. Кругликов.- М.: Наука, 1987. С. 90 — 135.
  23. М.М. Эстетика словесного творчества: 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  24. H.A. Смысл творчества. М., 1985. — 105 с.
  25. Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры: Психология человеческой. судьбы / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1988. — 399 с.
  26. Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М.: Прогресс, 1986.- 420 с.
  27. Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. — 232 с.
  28. Библиотека высших учебных заведений Российской Федерации: Справочник / Науч. б-ка МГУ им. М. В. Ломоносова и др. М.: Логос, 1998.-351 с.
  29. .П. Введение в философию воспитания. М.: ТОО «APT + №»: Фонд духов, и нравст. образования, 1996. — 135 с.
  30. .П., Беличева С. А., Бочарова В. Г., Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. и др. Основные теоретические положения социального воспитания учащихся. М., 1990. — 33 с.
  31. H.H. Массовая коммуникация и общение. М.: Знание, 1988.-78 с.
  32. H.H., Петровская Л. А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению. Общение и деятельность. -Прага, 1981.-248 с.
  33. A.A. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр. М.: АПН СССР, 1983. — 98 с.
  34. Бодалев A.A.' Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.
  35. A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 324 с.
  36. A.A. Психология о личности. -М.: МГУ, 1988. 187 с.
  37. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1992. — № 4 — С. 31 — 33.
  38. В.И. Ценности и психология устойчивого социального развития. Новосибирск: Изд-е ИФ и СО РАИ, 1994. — 48 с.
  39. В.Г. Педагогика социальной работы.- М.: SYR-Apryc, 1994.-207 с.'
  40. A.A. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. — 64 с.
  41. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968.-268 с.
  42. Л.П. Человек, деятельность и общение. М.: МГУ, 1986. — 83 • с.
  43. Буева Л.П. t Человеческий фактор: новое мышление и новое действие. -М.: Знание, 1988. 63 с.
  44. М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.: Наука, 1990.- 126 с.
  45. Введение в практическую социальную психологию: Уч. пособие для студ. высш. уч. завед. М.: Наука, 1994. — 225 с.
  46. В.И. О деловой этике и этикете. М.: «Фонд Правовая культура», 1994. — 175 с.
  47. H.H. Образование как способ развития индивида: концепция Гегеля / В кн.: Культура, образование, развитие индивида. -М., 1990.-С. 81−93.
  48. И.В., Непомнящий H.H. Люди и феномены. М.: Олимп: ACT, 1998.-508 с.
  49. Н.В. Личностный подход к изучению творчества // Совершенствование подготовки учащихся малокомплектной школы.- Бийск, 1996.-154 с.
  50. В.П. Воспитательное воздействие на личность: многоуровневая модель: Уч. пособие. Пенза: ПГАСА, 1998. — 50 с.
  51. Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 499 с.
  52. Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. 6. — Научное наследство / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1984. — 400 с.
  53. Ф. Философия духа. Т. 3. -М., 1976.
  54. P.C. Введение в интеллектуальную коммуникацию: Учеб. пособие. -М.: Б. и., 1992. 130 с.
  55. Л.Я. Самоактуализационный тест / Л. Я. Гозман, М. В. Кроз, М. В. Латинская. М.: Рос. пед. агентство, 1995. — 43 с.
  56. И.Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. -М.: Мол. гвардия, 1991.-238 с.
  57. Э. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, JI.A. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 255 с.
  58. B.C. Культура педагогического общения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144 с. (Мастерство учителя: советы, предложения).
  59. Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1993. — 207 с.
  60. О.Н. Конфликтология: Уч. пособие для студ. — М.: Гос. акад. им. С. Орджоникидзе, 1993. 42 с.
  61. В.Н., 'Салюкова Л.Я. Социализация личности: социальный педагог, семья и школа: Уч. пособие. Ставрополь: Изд-во СКИУУ, 1993.-184 с.1
  62. Г. В. Психология общения: Текст лекций спецкурса. Гос. пед. ин. ин. яз. М. Тореза, 1980. — 74 с.
  63. А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учеб. для студентов вузов. М.: Гардарика, 1998.-470 с.
  64. В.В. О понятии человека в современной философии и психологии / В кн.: Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 21−30. 1
  65. П. Новое искусство жить. Пер. с франц. М.: Ин-т практ. психологии, 1995. — 326 с.
  66. О.И. Культура общения и ее воспитание: Уч. пособие -Д.: ЛГИК, 1989.-98 с.
  67. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальтупражнениями. / Пер. с англ. М.: Прогресс. Изд. фирма «Универс», 1993. — 336 с.
  68. А.Б. Общение: наука и искусство. М.: Знание, 1980. -159 с.
  69. Т.А. Тренинг общения. Омск: Б. и., 1992. — 42 с.
  70. М.Н. Педагогика: долгий путь к гуманистической этике. -Екатеринбург: Наука- Уральское отделение, 1998. 312 с.
  71. Ю.Н. Введение в культурантропологию: Уч. пособие. -СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1992. 62 с.
  72. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу: Уч. пособие. — JL, 1991.- 106 с.
  73. Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. д-ра психол. наук: 19.00.05 Л., 1990. — 68 с.
  74. .С. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 1996. -590 с.
  75. А.В. Диалектика становления мышления и сознания. -Свердловск: Изд-во урал. ун-та, 1989. 152 с.
  76. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Уч. пособие для студентов вузов культуры и искусств. — М.: МГУК, 2002. 249 с.
  77. JT.C. Коммерческая деятельность учреждений культуры. Уч. пособие для студентов вузов культуры И’искусств, — М.: МГУК, 2001 148 с.
  78. Л.С., Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговаядеятельность: теория, практика и методика научных исследований: i
  79. Уч. пособие. -М.: МГУК, 1994. 110 с.
  80. Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении. -Киров: ЭННОМ, 1991. 94 с.
  81. Ю.Н. Эффективность делового общения: Практ. пособ. М.: Знание, 1988.-63 с.
  82. В.П., Хрящева Н. Ю. Социально-психологический тренинг: Уч. пособие. Л.: ЛГУ, 1989. — 55 с.
  83. Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. М.: Рус. яз., 1979. — 239 с.
  84. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Привола, 1994. — 333 с.
  85. Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Наук, думка, 1982.- 113 с.
  86. А. Как и чем управляются люди. СПб: Тов-во «Общественная польза», 1889. — 190 с. I
  87. С.П. Психология художественного действия субъекта. М.: Мое. психол-соц. ин-т. — 638 с.
  88. Игры обучение, тренинг, досуг: Игры для интенсивного обучения- Игры для активного отдыха. / Ю. В. Дегтярев и др. — М.: Новая школа, 1998.-464 с.
  89. С.Н. Диалог о культуре. — Л.: Ленинздат, 1987. — 205 с.
  90. Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. — 110 с.
  91. В.П. Праздничная культура русского народа как ценностно-адаптационный феномен. -М.: «Радетели-просвещения», 1998. 131 с.
  92. Р.У. Целостный мир человека и его эволюция: (Теория и практика). Уфа, 1998. — 119 с.
  93. Р.Л. Система предельных категорий философии. 2 изд. доп. — Казань: Хэтер, 1998. — 198 с.
  94. В.Е. Психотерапия для всех и для каждого. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998.-378 с.
  95. М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  96. М.С. Образование, воспитание, культура. СПб: Гуман. ун-т профсоюзов, 1995. — 156 с.
  97. М.С. Философия культуры. СПб: Петрополис, 1996. — 293 с.
  98. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  99. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1988. — 68 с.
  100. Кан-Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения: Метод, рек. М.: Центр по пробл. общения, 1990. — 32 с.
  101. Кан-Калик В .А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 141 с.
  102. В.Н. Основы психологии общения: Уч. пособие по спецкурсу. Челябинск: Вологод. гос. пед. ин-т, 1990. — 82 с.
  103. И.Т. Миграция. Креативность. Текст: Пробл. неклассич. теории познания / Рус. Христиан, гуманитар, ин-т. Ин-т философии1. РАН.-СПб, 1999.-407 с.
  104. ЮЗ.Килошенко М. И. Рефлексия невербального поведения в социальной перцепции: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05. СПб, 1994.
  105. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. М.: Издательство Московского государственного университета культуры, 1995. — 133 с.
  106. Л. Проблемы теории обучения: Пер. с нем.- М.: Педагогика, 1984. 256 с.
  107. М.О. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. — 527 с.
  108. Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1997. — 320 с.
  109. Колесников^ JI.H. Обаяние личности как категория риторики. — Орел: ОГУ, 1998. 199 с.
  110. Коллектив, общение, личность: Сб. науч. тр. / Редколл.: A.B. Мудрик (отв. ред) и др. М.: Изд. АПН СССР, 1983. — 149 с.
  111. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий. Л.: Лениздат, 1987. — 386 с.
  112. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  113. Кон И. С. Открытие «Я» М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
  114. Кон И. С. Ребенок и общество: (ист.-этногр. перспективы). М.: Наука, 1988. — 269 с.
  115. Конфликтология в трансформирующемся российском обществе: теория и практика. Тез. и материалы Всерос. конф., 1−2 июля 1998 г. М.: Ин-т социологии РАН, 1998. — 119 с.
  116. Концепция развития и совершенствования. Развитие и совершенствование человеч. существа / Центр психофиз. совершенствования «Единение». М., 1999. — 156 с.
  117. Пб.Коротаев A.A., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля общения // Вопросы психологии. 1990. — № 2. — С.62.
  118. В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. -Самара: Самар. ун-т, 1994. 103 с.
  119. А.Н., Коган В. В. Проблемы информационного взаимодействия в обществе: Филос.-социол. анализ. М.: Наука, 1980.- 176 с.
  120. В.В. Психология межкультурных различий. Саратов, 1998.-265 с.
  121. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. JL: Изд-во ЛГУ, 1990.-206 с.
  122. В.В. Основы коммуникации: (Пед. аспект): Учебн. пособие к спецкурсу для преподавателей и слушателей ин-тов повыш. квалиф., студентов вузов, педагогов и учащихся шк., лицеев, гимназий, колледжей. Оренбург: Оренбург, ИУУ, 1995. — 18 с.
  123. Кузнецов IL С. Адаптация как функция развития личности / Под ред. Р. Х. Тугушева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 73 с.
  124. В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 192 с.
  125. C.B. Педгогика личности. Лекционно-практический курс: Учебник для педагогических институтов и слушателей ИПК и ФПК. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. пед. ин-та, 1995. — 166 с.
  126. Культура досуга / В. М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В. М. Димов и др. Киев: Изд-во при Киев, ун-те, 1990. — 240 с.
  127. Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. — 439 с.
  128. Культурно-досуговая деятельность. Учебник под ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. М.: МГУК, 1998 г.
  129. Культурная антропология: Уч. пособие. СПб: Изд-во С. I
  130. Петербургского университета, 2005. — 186 с.
  131. Кэй М. Об умении работать с людьми. М.: Север, 1995. — 189 с.
  132. В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов-на-Дону, 1986. — 135 с.
  133. В.А. Условия опознания эмоциональных состояний по выражению лица // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Под ред. A.A. Бодалева. -М.: НИИ общ. и пед. психологии, 1979. 195 с.
  134. В.А. Эмоциональные и познавательные характеристики общения / И. П. Шкратова, А. И. Тащева, Т. П. Скрипкина. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1990. — 167 с.
  135. И. Д. Мастерство делового взаимодействия. М.: Просвещение, 1989. — 183 с.
  136. М.М., Холопова Т. И. Протокол и этикет для деловых людей. М.: АНК ИЛ, 1994. — 207 с.
  137. В.Л. Искусство быть собой. М.: Знание, 1977. — 207 с.
  138. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. Под ред. и с примеч. В. В. Иванова. М., 1985. — 536 с.
  139. Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда / Пер. с англ. М.: Прогресс Универс, 1993. — 206 с.
  140. A.A. Педагогическое общение. М.-: Знание, 1989. — 59 с.
  141. A.A. Психология общения: Пособие для доп. образования. М.: Смысл, 1997. — 364 с.
  142. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1982. — 126 с.
  143. О.Б. Николай Александрович Бердяев: в поисках-смысла истории. Самара: Сам. ун-т, 1998. — 175 с.
  144. .Ф. Познание и общение: (Сб. ст.) / АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1988. — 208 с.
  145. .Ф. Психологические исследования общения. М.: Наука, 1985.-344 с.
  146. .Ф. Психологические процессы и общение. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С. 203−238.
  147. Е.А. Человеческий фактор объект социальной политики. М.: МГУ, 1988. — 151 с.
  148. A.B. О воспитании и об образовании. М.: Педагогика, 1976.-636 с.
  149. Я.А. Барьеры общения. Конфликты, стресс. Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1991. — 222 с.
  150. Лую А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976. 43 с.
  151. С.И. Язык в речевом общении. М.: Просвещение, 1991. -125 с.
  152. М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 176 с.
  153. Н.С. Социология культуры: Теорет. курс авториз. изложения / Мое. экстернат гуманит. ун-т. М., 1993. — 176 с.
  154. А.П. Духовная культура России: социально-педагогические проблемы саморазвития. Дис. докт. пед. наук. — СПб, 1990. — 446 с.
  155. А.П. Исторические предпосылки формирования самобытности Российской культуры. С.-Петербург: СПб ГИК, 1992.-386 с.
  156. А.П. Отечественная культура как предмет культурологи. — СПб: СПб ГУЛ.- 1996.
  157. С.Т. Язык искусства в контексте культуры: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб, 1992. — 402 с.
  158. Е.Я. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польского Е. В. Новиковой. — М.: Прогресс, 1986. — 254 с.
  159. В.М. Проблема формирования и воспитания личности в творческом наследии Гегеля: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 193 с.
  160. Г. М. Взаимоотношения биологического-социального в человеке. Тбилиси: Изд-во Тбил. ун-та, 1990. — 195 с.
  161. Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социол. исследования. 1992. — № 2. — С. 122 — 123.
  162. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения. М.: Наука, 1988.-429 е.
  163. П. Современная западная социология: Теория, традиции, перспективы. СПб: Изд-во «Нотабене», 1992.
  164. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 1998.- 191 с.
  165. .Г. Досуг: Методология и методика социологических исследований: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995. 92 с.
  166. .Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения: Учеб. пособие / Моск. гос. ин-т культуры. М., 1989. -76 с.
  167. A.B. Введение в социальную педагогику. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 368 с.
  168. A.B. О подготовке школьников к общению // Проблемы подготовки к общению. Таллинн, 1979. — 107 с.
  169. A.B. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дис. докт. пед. наук. JL: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1981. -211с.
  170. A.B. Социализация и «Смутное время». М.: Знание, 1991. -78 с.
  171. A.B. Социализация и свободное время. М.: Сов. Россия, 1991.-109 с.
  172. Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. -М.: Моск. псих-соц. ин-т. Воронеж.
  173. Л.О. Функциональная модель современного клуба. М., 1990.-58 с.
  174. JI.C. Развитие профессиональной направленности у студентов вузов культуры в процессе обучения педагогическому общению: Дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 288 с.
  175. М.Н. Человеческое общение. М.: Политиздат, 1988. -126 с.
  176. О человеческом в человеке / Под общ. ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 384 с.
  177. H.H. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990. — 183 с.
  178. H.H., Щекин Г. В. Психология работы с людьми: Советы руковод. Киев: Политиздат Украины, 1990. — 203 с.
  179. И.А. Психология общения: Метод, рек. Сыктывкар, 1994.-78 с.
  180. Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М.: АПН СССР, 1987. — 164 с.
  181. A.B. Умение обращаться с людьми. Этикет Делового человека. М.: Культура и спорт: Издат. об-ние «ЮНИТИ», 1996. -318 с.
  182. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 194. — 214 с.
  183. Э.А. Современная городская культура и человек. М.: Наука, 1987.- 191 с.
  184. Основы социальной работы: Учебник для студ. вузов. М.: Инфра, 1997.-367 с.
  185. Основы социально-психологической теории: Учеб. пособие / Под общей ред. A.A. Бодалева и А. Н. Сухова. М.: Междунар. педагог, академия, 1995. — 419 с.
  186. Основы этикета и искусства общения / Под ред. H.A. Петровой. -СПб: ИВО фирма «Ароис», 1993.
  187. Основы этических знаний: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по филос. спец. СПб: Лань, 1998. — 252 с.
  188. С.Э., Либин A.B. Психология вашего сознания. —, М.: Мысль, 1995.-220 с.
  189. Педагогические ресурсы досуга / Н. Ф. Максютин, Р. Г. Салахутдинов, A.A. Тихомиров и др. Науч. ред. Н. Ф. Максютин. -Казань: Медицина, 1996. 137 с.
  190. М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. — 328 с.
  191. Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  192. C.B. Секреты открытого общения. Казань: Тат. кн. изд-во, 1994.-11 с.
  193. Поэтика. Стилистика. Язык и культура: (Сб. ст.): Памяти Т. Г. Динокур. (Отв. ред. H.H. Розанова). М.: Наука, 1996. — 334 с. V
  194. Ю.Д. Общественные отношения и социальное общение // Общественные отношения (социально-философский анализ). Киев: Наук, думка, 1991.-283 с.
  195. A.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Об-во «Знание» РСФСР, 1991. — 45 с.
  196. A.C. Тренинг коммуникативных умений: Метод, разраб. занятий. М.: Новая шк., 1993. — 47 с.
  197. Психология личности в условиях социальных изменений / Ред. К.А. Абульханова-Славская, М. И. Воловикова. М.: РАН, Ин-т психологии, 1993. — 103 с.
  198. В.А. Драматизм бытия: истоки бесперспективности. -М.: Прометей, 1991. 91 с.
  199. В.А. Клуб и культура общения: (Пособие для клуб, работников) / М-во культуры СССР. Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ. — просвет, работы. М., 1989. — 91 с.
  200. A.B. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальнойtфилософии. СПб: Издательство С.-Петербургского университета- Иваново: Издательство «Политинформ», 1993. — 210 с.
  201. .А. Коммуникация как социальное явление. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1984. 143 с.
  202. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В. Равич-Щерба. М.: Педагогика, 1988. -329 с.
  203. C.JI. Основы общей психологии: 2 т. М.: Педагогика, 1989.
  204. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  205. B.C. Педагогические-основы формирования культуры быта: Монография / Моск. гос. ун-т культуры. М., 1996. — 203 с.
  206. B.C. Ценностные ориентации молодежи в условиях экономической реформы // Интеграция и дезинтеграция в современном мире: Россия и Запад: Междунар. конф. М.: МГИМО (Университет) МИД РФ, 1996. — С. 110 — 118.
  207. Самодеятельное художественное творчество в СССР. Очерки истории: Конец 1950-х нач. 1990-х гг. / РАН, Гос. ин-т искусствознания. — СПб: Дмитрий Буланин (ДБ), 1999. — 468 с.
  208. Г. Н. Психотренинги по общению для учителей и старшеклассников. М.: Мысль, 1993. — 33 с.
  209. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика — Пресс, 1992.- 190 с.
  210. В.Ф. Проблема общения в процессе обучения и воспитания студентов в педвузе. Уфа: БГПИ, 1983. — 75 с.
  211. В.Ф. Психология самоопределения личности: Учеб. пособие к спецкурсу. Свердловск: Свердлов. ГПИ, 1986. — 141 с.
  212. Л.Ю., Егерева С. Ф. Нравственный выбор и его воспитание: Науч.-метод. пособие / Казан, гос. пед. ун-т, Каз. гос. акад. культуры и искусства. — Казань, 1995. — 79 с.
  213. Современная западная социология: Классические традиции и поиски новой парадигмы: к XII всемир. социол. конгр. (Мадрид, 1990) / Под общ. Ред. Ю. Н. Давыдова и Н. Л. Поляковой. М., 1990. -201 с.
  214. Современные концепции эстетического воспитания (Теория и практика) / РАН. Ин-т философии. М., 1998. — 301 с.
  215. П.А. Система социологии. М.: Наука, 1993.
  216. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-542 с.
  217. , Б. А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности. Автореф. на соиск. уч. степ, док. псих. наук. -М., 1992.
  218. Социология / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Мысль, 1990. — 446 с.
  219. Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительной работы: Учеб. пособие / Моск. гос. ин-т культуры. -М., 1988.-74 с.
  220. Ю.А. Общение в сфере свободного времени: Учеб. пособие / Моск. гос. ин-т культуры. М.: МГИК, 1991. — 116 с.
  221. Ю.А. Социальная педагогика досуга: Учеб. пособие. -М.-МГУК, 1996.-127 с.
  222. В.Я. Молодежь и искусство. М.: Санкт-Петербург, 2002. -349 с.
  223. .Т. Социология: Общий курс: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Прометей, 1994. — 392 с.
  224. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. -Л.: ЛГУ, 1984.-43 с.
  225. В.П. Современные психологические теории личности: Учеб. пособие / ЛГУ. Л.: ЛГУ, 1990. — 71 с.
  226. О.Д. Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ (экспериментализм, инструментализм, операционализм): Монография: Рязань, 1998. — 118 с.
  227. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985. — № 6.-С. 32−49.
  228. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избр. труды. М., 1999. — 438 с.
  229. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М., 1989.-248 с.
  230. Д.И. Психология становления личности. М., 1994. -294 с.
  231. В.П. Особенности взаимодействия преподавателя и студентов при активном методе обучения: Дис. канд пед. наук. Л., 1983.-251 с.
  232. Философия в современной культуре: состояние и перспективы: Межвуз. теорет. сб. Ульяновск: Ульян, гос. техн. ун-т, 1998. — 116 с.
  233. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 559 с.
  234. А.Я. Культурогенез. М., 1995. — 128 с.
  235. Н.И. Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения. М.: Ин-т рус. яз. им. A.C. Пушкина, 1998. — 291 с.
  236. В. Человек в поисках смысла / Пер. с англ. и нем. Общ- ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  237. В.И. Нация до национального государства: Ист.-социол. очерк Центр. Европы XYII в. нач. XX в. / РАН Ин-т славяноведения. — Дубна: Феникс, 1999. — 94 с.
  238. Хрестоматия по вниманию. Под ред. А. Н. Леонтьева, A.A. Пузырева и В. Я. Романова. М.: МГУ, 1986. — 296 с.
  239. Р. Психология влияния: Пер. с англ. — 3-е междунар. изд. -СПб и др.: Питер, 1999. 270 с.
  240. Человек в культуре России: Материалы YI Всерос. научн.-практ. конф., посвящ. Дню слав, письменности и культуры. Ульяновск, 1998.- 111 е.
  241. Человек. Среда. Общение. (Сб. статей) Таллин, пед. ин-т. -Таллинн: ТПИ, 1980. — 137 с.
  242. М.А. Культура общения. Л.: Ленингр. орг. об-ва «Знание» РСФСР, 1983. — 32 с.
  243. В.М. Имиджеология: Секреты личного обаяния. М.: Изд. объединение «ЮНИТИ», «Культура и спорт», 1994. — 320 с.
  244. А.Ю. Информационная парадигма в структуре современного мышления. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1998. -174 с.
  245. Т. Социальная психология / Пер. с англ. В. Б. Ольшанского. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1999. — 535 с.
  246. Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. -М, 1997.-240 с.
  247. Р. Искусство общения / Пер. с нем. М.: СП «Интерэксперт», 1992. — 77 с.
  248. Э. Идентичность: Юность и кризис / Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. A.B. Толстых. М.: Издат. группа «Прогресс», 1996. -340 с.
  249. Этикет: Умение жить и вести себя дома, в семье и в обществе. — М.: Цитадель, Триада, 1996. 223 с.
  250. И.М. Психология взаимопонимания. — Казань: Татар, кн. изд-во, 1991.
  251. C.B. Педагогическая теория и педагогическая практика: новые понятия и система взаимосвязей. М.: МПГУ, 2004, — 84 с.1*6
Заполнить форму текущей работой