Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе: На материалах Ставропольского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Криминологическая специфика различных типов районов, преимущественная распространенность тех или иных видов преступлений вызывают необходимость создания межрайонных специализированных групп по борьбе с отдельными видами преступлений. Так, на наш взгляд, было бы целесообразно создать несколько межрайонных групп по борьбе с кражами из квартир, кражами и угонами автомототранспорта в районах… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические и прикладные аспекты изучения преступности в регионе
    • 1. Анализ методологической основы криминологического исследования региональной преступности
    • 2. Социально-экономическое и геополитическое положение Ставропольского края и его влияние на организацию предупреждения преступности
  • ГЛАВА II. Криминологическая характеристика преступности в регионе
    • 1. Количественные и качественные показатели преступности в Ставропольском крае
    • 2. Причинный комплекс преступности в Ставропольском крае
  • ГЛАВА III. Организация предупреждения преступности в регионе
    • 1. Основные направления и особенности регионального предупреждения преступности
    • 2. Криминологическая внутрирегиональная классификация зон преступности и ее влияние на организацию предупреждения преступлений

Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе: На материалах Ставропольского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется тем, что в настоящее время в социальной, политической, экономической и других сферах жизни российского общества приобрели устойчивый характер негативные тенденции. Эти тенденции выразились в неустойчивости политической системы, коррупции, безработице, зависимости экономической системы от теневого бизнеса и других негативных процессах и явились непосредственными причинами резкого обострения криминогенной ситуации в России. Значительно расширился круг косвенных детерминантов, с которыми также связывается состояние преступности. Среди них выделяются те, которые обусловлены региональными особенностями преступности.

Если абстрагироваться от общих, типичных криминогенных факторов, характерных для всех регионов России, то сфера детерминантов преступного поведения, которые могут объяснить имеющиеся расхождения в преступности, очень значима1. Исследование этих особенностей способствует формированию научно обоснованной системы мер по предупреждению преступности.

Актуальность исследования проблем предупреждения преступности в Ставропольском крае объясняется тем, что криминогенная обстановка в нем, как и на всей территории Северного Кавказа, на протяжении уже ряда лет остается весьма сложной. На ее состояние существенное влияние оказывают негативные изменения в экономике, географическое положение, военно-политическая ситуация в близлежащих субъектах Ставропольского края и государствах Закавказья, а также многонациональный состав населения края.

Криминогенное положение в Ставропольском крае и других южных регионах России усугубляется событиями в Чеченской Республике и соседних Закавказских государствах, где происходят военные события.

1 Лунеев В. В. Преступность XX века: мировые, региональные и российские тенденции. — М: Изд-во НОРМА, 1997.-С. 86.

Усложняют криминальную обстановку усиливающиеся миграционные потоки, которые привели к резкому увеличению числа беженцев и вынужденных переселенцев, существенно изменяющих демографическую ситуацию в Южном федеральном округе. В результате этих процессов численность населения в Ставропольском крае, с одной стороны, значительно увеличивается, а с другой стороны, наблюдается ее уменьшение по причине возросшего числа насильственных преступлений, связанных с террористическими актами.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о значимости теоретического исследования вопросов выявления состояния и определения способов предупреждения региональной преступности. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. Региональные (территориальные) особенности преступности — проблема, которая постоянно привлекает внимание криминологов. Отмечая необходимость теоретического обоснования регионального подхода, криминологи подчеркивают его практическое значение — возможность с учетом полученных данных дифференцировать борьбу с преступностью. Проблемы методологии регионального подхода к исследованию преступности нашли отражение в трудах отечественных ученых: М. М. Бабаева, Н. А. Беляева, А. В. Борбат, Ю. В. Бышевского, В. И. Гладких, Г. И. Забрян-ского, Ф. Ш. Измайловой, Н. П. Косоплечева, М. В. Королевой, В. В. Лунеева, А. Э. Малинского, Д. К. Нечевина, В. А. Петрова, В. В. Пискарева, К. Т. Ростова, А. Ф. Токарева, В. Г. Трапша, В. В. Сосновского, П. К. Сухова, В. А. Уткина, A.M. Цалиева и др.

Так, демографические процессы и проблемы территориальных различий преступности исследовались М. М. Бабаевым, А. И. Долговойпроблемы социально-экономической географии рассматривались А. А. Габиани, Р.Г. Гачечи-ладзесравнительно-региональное направление нашло отражение в научных исследования И. Б. Михайловской, А. В. Возняк, К. Т. Ростова и др.- территориально-географическая обусловленность особенности региональной преступности — в работах А. Ф. Соколовадифференцированный подход к изучению территориальных различий преступности характерен для работ Э. Б. Акаеваимитационная система криминологического регионального анализа нашла отражение в трудах В. Д. Курушина, В. А. Минаева, А. П. Полежаева и др.

Отдельным аспектам региональной преступности Ставропольского края посвящены исследования П. А. Истомина — по налоговой преступности, И. Н. Клюковской — по коррупционной преступности, А. А. Конева, Д. И. Пастерева, Т. В. Пинкевич — по экономической преступности, Ю. Е. Пудовочкина, E.JI. Ру-бачевой — по преступности несовершеннолетних, JI.M. Щербаковой — по женской преступности и др.

Научные труды вышеперечисленных авторов, несомненно, внесли весомый вклад в раскрытие проблемы региональной преступности. Однако следует отметить, что региональный аспект преступности Ставропольского края рассматривался или в других социально-экономических и политических условиях, или отражал отдельные виды преступности.

Таким образом, недостаточная разработанность проблем организации, форм и методов общего и специального предупреждения преступности в регионе с учетом современного социально-экономического, геополитического положения, этнического и конфессионального многообразия, а также криминогенной ситуации предопределили выбор темы диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются преступность в Ставропольском крае, рассматриваемая с учетом комплекса социальных и правовых факторов, обусловливающих ее, а также система мер предупреждения преступности в регионе.

Предмет исследования — изучение территориальных особенностей преступности в Ставропольском крае во взаимосвязи с совокупностью геополитических, социально-экономических, миграционных и иных факторов, рассмотренных в конкретных пространственных и временных границахформы, методы общего и специального предупреждения региональной преступности.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целями диссертационного исследования являются комплексный криминологический анализ преступности в регионе (на материалах Ставропольского края), обусловливающих ее фактороввыработка основных направлений профилактической деятельности.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:

1) провести анализ социально-экономического и геополитического положения региона и рассмотреть организацию предупреждения преступности;

2) провести анализ методологической основы криминологического исследования региональной преступности;

3) дать комплексную криминологическую характеристику особенностей преступности в Ставропольском крае и предложить прогноз преступности в регионе;

4) представить меры общего и специального предупреждения преступности на основе причинного комплекса преступности в регионе;

5) предложить основные направления деятельности правоохранительных органов по профилактике преступности;

6) разработать комплекс мероприятий для программно-целевого планирования предупреждения преступности в регионе.

Методологическая основа диссертационного исследования представлена системой методов, из них общенаучные методы познания: диалектический, системный, сравнительный, формально-логический.

Широкое использование в работе получили методы эмпирического криминологического исследования:

— определение состояния (объем, уровень, структура, динамика) преступности в регионе было достигнуто сбором и анализом официальных статистических данных правоохранительных органов и общественных объединений, органов внутренних дел, прокуратуры и судов различных инстанций;

— уточнение социально-демографического (пол, возраст, образовательный уровень, социальное и семейное положение и т. п.) состава лиц, совершающих различные преступления, проводилось путем анализа статистических данных, а также в результате анкетирования. На основе полученных данных рассчитывались коэффициенты (индексы) криминальной активности различных социально-демографических групп;

— установление пространственного (территориального) распределения преступности и отдельных ее видов в регионе: по районам, населенным пунктам края и т. п. Одновременно выявлялись экспортно-импортные потоки преступлений: жители каких территориальных единиц совершают преступления (и какие именно) на изучаемой территории. Так, при изучении пространственного распределения преступности в Ставропольском крае наиболее «криминальными» оказались Ставрополь и Кавказские Минеральные Воды;

— выявление временного (по дням недели, часам суток, месяцам — «сезонная волна») распределения преступности и ее видов. Так, например, на Кавказских Минеральных Водах уровень преступности ежегодно увеличивался начиная с весеннего сезона, достигал максимума в летние месяцы, несколько снижался осенью и падал до минимума в зимний период года. Квартирные кражи происходили чаще с 12 до 16 часов (что легко объяснимо — время, когда владельцы жилья на работе), а уличные преступления — с 18 до 24 часов;

— установление взаимосвязей между преступностью, ее состоянием и социальными, экономическими, политическими, культурологическими и прочими факторами, влияющими на преступность, — это наиболее сложная из задач эмпирического криминологического исследования. Она решалась средствами корреляционного, факторного, регрессионного анализа, т. е. специальными математическими методами2;

— прогноз развития криминогенной ситуации в Ставропольском крае, с учетом факторов, его обусловливающих, производился с помощью экспертных оценок, математического моделирования.

2 Гилинский Я. Криминология: Курс лекций — СПб.: Питер, 2002. — С. 29.

Использовался также и междисциплинарный подход, в частности, при рассмотрении вопросов географии, этнографии, конфликтологии, теории социального управления.

Применение вышеназванных научных методов обеспечило выполнение требований комплексного и междисциплинарного подходов в процессе диссертационного исследования.

Нормативная база диссертационного исследования представлена Конституцией Российской Федерации, уголовным и административным законодательствами России, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и другими нормативными актами.

Эмпирическую базу исследования составили статистические данные о преступности за последние 10 лет (с 1993 по 2003 г.) в целом по России, по Южному федеральному округу, по Ставропольскому краюрезультаты экспертных оценок, опроса населения по проблемам организации предупреждения преступности в регионе. В анкетировании и интервьюировании приняли участие более 300 человек, в том числе 156 сотрудников правоохранительных органов.

Изучен имеющийся в МВД РФ и ГУВД Ставропольского края опыт программно-целевого планирования предупреждения преступлений.

Научная новизна и достоверность результатов исследования. Диссертация является монографическим исследованием, специально посвященным теоретическому анализу региональных особенностей преступности в Ставропольском крае. Новизна полученных результатов состоит в том, что: сформирован комплексный подход к изучению и анализу объекта и предмета исследованияполучены репрезентативные показатели преступности в Ставропольском крае на современном этапевыявлены особенности причинного комплекса преступности в регионе, характерные для современного состоянияразработана методика исследования и прогнозирования преступностисформировано содержание основных направлений деятельности правоохранительных органовпредставлены предложения в программно-целевое планирование предупреждения преступностиприменены критерии структурного построения криминогенных зон преступности в крае.

Достоверность результатов обеспечивается методологией и методикой исследования, репрезентативностью эмпирического материала, на которых базируются теоретические положения, обобщения и рекомендации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Теоретическое обоснование особенностей региональной преступности и установление закономерностей ее изменения в зависимости от социально-экономических, социально-политических, социально-культурных и иных факторов на данной территории, что позволяет существенно повысить эффективность мер, направленных на предупреждение преступности.

2. Особенности региональной преступности в Ставропольском крае, сформулированные на основе результатов анализа количественных и качественных показателей преступности за период с 1993 по 2003 год.

3. Предложена методика прогнозирования преступности и сделан краткосрочный прогноз преступности в Ставропольском крае до 2005 г., проведенный на основе сложившейся ситуации: политической, экономической, демографической, социальной.

4. Предложен авторский вариант методики изучения преступности в регионе, позволяющий определить взаимосвязь региональной преступности с социально-экономическими, национальными, политическими, конфессиональными и другими факторами.

5. Сформулированы предложения по совершенствованию общесоциального уровня предупреждения преступности в регионе, которые связаны с наиболее значимыми и долговременными видами социальной деятельности, развитием экономики, обеспечением прав, свобод, законных интересов граждан, поддержанием культуры и нравственности, укреплением законности, социальной защиты населения.

6. Предложения по совершенствованию специального уровня предупреждения преступности в Ставропольском крае, включающие комплекс мер воздействия на региональные причины и условия, порождающие преступностьформирующие основные направления деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности в регионе. Предложена система функциональной деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступности на основе принципов программно-целевого планирования и управления.

7. Криминологическая внутрирегиональная классификация зон преступности, основанная на специфических региональных факторах и позволяющая раскрыть особенности преступности в отдельных зонах Ставропольского края и организовать эффективную профилактическую деятельность в них.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования. Теоретические положения, выводы и рекомендации диссертационной работы могут быть использованы при проведении научных исследований проблем предупреждения региональной преступностив организации практической деятельности сотрудников органов внутренних делпри планировании и разработке профилактических мероприятий, программ борьбы с преступностью в регионе с учетом особенностей геополитического, социально-экономического, демографического и культурологического положения Ставропольского краяв учебном процессе при изучении дисциплины «Криминология».

Практическая значимость исследования определяется тем, что его материалы использованы при планировании мероприятий по профилактике правонарушений в органах МВД, обобщении судебной практики по отдельным категориям преступлений районными судами г. Ставрополя, в выступлениях при проведении совещаний работников прокуратуры и судей Ставропольского края.

Апробация и практическая реализация результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета Ставропольского государственного университета, докладывались на научно-практических конференциях, проведённых в Ставропольском государственном университете, Северо-Кавказском социальном институте, Ставропольском институте им. В. Д. Чурсина, а также отражены в научных публикациях. Выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, внедрены в практическую деятельность правоохранительных органов Ставропольского края.

Структура и объем диссертации

определялись целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Результаты исследования показали, что одним из факторов, оказавшим довольно сильное влияние на формирование типологической группировки районов, явился, сформированный из показателей рецидивной преступности. В соответствии с его влиянием была построена ранжировка районов.

В самой неблагополучной — шестой группе — из 2872 зарегистрированных преступлений в 1366 случаях деяние совершили лица, ранее совершавшие преступления. В эту группу вошли такие районы, как Апанасенковский, Ипатов-ский, Грачевский, Петровский и Туркменский. В пятой группе — Александров.

140 Разделение на зоны позволило учитывать социально-экономические, демографические, географические особенности районов Ставропольского края. Так, в зону № 1 вошли г. Ставрополь (Ленинский, Промышленный и Октябрьский районы), г. Михайловск (Шпаковский район) — зона № 2 — г. Не-винномысск, Александровский, Андроповский и Кочубеевский районызона № 3 — Кавказские Минеральные Воды (города Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Георгиевск, Железноводск, Минеральные воды, Лермонтов, а также районы Георгиевский, Минераловодский, Лермонтовский, Предгорный) — зона № 4 — города Нефтекумск, Новопавловск, районы Курский, Нефтекумский, Левокумский, Кировский, Степновский) — зона № 5 — города Буденновск, Благодарный, Зеленокумск, районы Арз-гирский, Буденновский, Благодарненский, Советский, Новоселецкий) — зона № 6 — Апанасенковский, Ипатовский, Грачевский, Петровский, Туркменский районы и города Ипатово, Светлоград) — зона № 7 — города Изобильный, Новоалександровск, районы Изобильненский, Красногвардейский, Новоалександровский, Труновский. ский, Андроповский и Кочубеевский районы и г. Невинномысск. В четвертой группе — регион Кавказских Минеральных Вод.

Таким образом, такое ранжирование и анализ рецидива свидетельствует о том, что в этих районах основным направлением профилактической деятельности должна стать профилактика рецидива как основное направление предупредительной деятельности правоохранительных органов.

Близкие по весовым значениям оказались и результаты влияния фактора, сформированного из показателей о динамике общего количества краж личного имущества, совершенных рецидивистами. В соответствии с влиянием этого фактора большинство районов оказались в пятой и четвертой группах.

Ранжирование по зонам позволило выявить соотношение общего количества преступлений в группах и доли тяжких и особо тяжких преступлений. В целом, как показал статистический анализ, количество зарегистрированных преступлений во всех семи зонах и в целом по Ставропольскому краю снижено. Вместе с тем показатели регистрации тяжких и особо тяжких преступлений либо остались на том же уровне, либо выросли и достигли в седьмой группе 58,4%, в шестой — 55,3%, в пятой — 54%, в четвертой — 50,7%, в третьей — 50,4%, во второй — 50,2%, в первой — 45,6%.

Полученные результаты свидетельствуют о высоком росте латентной преступности. В этой ситуации следует выяснить вид латентной преступности, поскольку именно от этого будет зависеть построение модели предупреждения преступлений. Так, если высок уровень естественной латентности, следует усилить работу, с одной стороны, в области повышения правосознания среди населения, а с другой — повысить уровень доверия населения к сотрудникам правоохранительных органов. В том случае, когда речь идет об искусственной латентности, следует проводить работу с сотрудниками органов внутренних дел.

По уровню краж чужого имущества, совершенных в зонах, наибольший вес получили зоны № 1, 3, 5. Однако следует отметить, что при кражах скота уровень меняется, поскольку самый большой вес этих преступлений зарегистрирован в 5 и 6 зонах. И это не случайно, поскольку эти районы по своему развитию относятся к аграрным и расположены вблизи границ с такими субъектами Российской Федерации, как Республика Дагестан, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика.

Самой благополучной в этом плане является зона № 1, так как она относится к промышленным районам, где, по мнению Г. И. Забрянского, городское население составляет 93−95%, а 7−5% населения связано с аграрной сферой141.

Другие же показатели хищений в этой зоне не позволяют говорить о благополучии. Так, хищения автомобилей, зарегистрированных в этом регионе, переносят его на седьмое место, шестое же место принадлежит зоне № 3 (Кавказские Минеральные Воды). Самые низкие показатели позволили первое место занять зоне № 6. Такое же распределение показателей представлено и при проведении анализа краж, совершенных из квартир.

Следовательно, именно в этих зонах необходимы повышенное внимание к охране собственности, усиление предупредительной деятельности, а для ее эффективности следует, как представляется, расширять и виктимологическую профилактику среди населения региона.

Как показал анализ, весьма влиятельными в криминогенном отношении являются лица, не имеющие постоянных источников дохода, совершающие различные и довольно часто тяжкие и особо тяжкие преступления. Наиболее влияющим на ситуацию оказался фактор данных об убийствах, совершенных лицами, не имеющими источников дохода. В соответствии с весом этого фактора ранжировка районов оказалась следующей: в шестую группу вошли соответственно зоны № 1,23.

Очень близко к составу убийств примыкает причинение тяжкого вреда здоровью. Отличить эти преступления на практике бывает чрезвычайно сложно, вместе с тем такую близость составов иногда используют для корректиров.

141 См.: Забрянский Г. И. Криминологическая классификация регионов Российской Федерации // Вестник Моск. ун-та. — Серия 11. Право. — 1993. — № 2. — С. 54−57. ки статистики. Если, например, нужно показать снижение количества убийств, то их классифицируют как причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом. В результате получается искаженная статистическая картина. В силу этого, а также из-за влияния и других более глубинных процессов бывает очень сложно понять истинные причины различий в статистике указанных со.

142 ставов .

Иллюстрацией к приведенным рассуждениям может быть рейтинг районов, рассчитанный по показателю лиц, не имеющих источников дохода, причинивших тяжкий вред здоровью. Так, по этому показателю в седьмую группу вошла зона № 2, в шестую группу — зона № 1, в пятую группу — зона № 3.

По уровню несовершеннолетних, совершивших преступления, в седьмую группу вошла зона № 3. Самой благополучной здесь оказалась зона № 4.

Отдельный фактор образовали данные об уровне преступлений, совершенных в общественных местах. В соответствии с результатами анализа зоны распределились следующим образом. Самые высокие показатели в зоне № 1, и это не случайно, поскольку в зону входят три городских (Ленинский, Промышленный и Октябрьский) района г. Ставрополя, г. Михайловск и Шпаковский район. Здесь достаточное количество молодежи, увеселительных заведений, высших и средних учебных заведений. Самый низкий показатель — в зоне № 7, которая относится к аграрному району.

Достаточно интересна корреляция рассмотренного фактора с фактором, сформированным на основе данных о деятельности службы по раскрытию экономических преступлений. По этим показателям районы распределились следующим образом: в седьмую группу включена зона № 3 (Промышленный район), в первую группу — зона № 7 (аграрный район).

Немаловажным, на наш взгляд, является предупреждение незаконного оборота наркотиков. Анализ свидетельствует, что самая неблагополучная си.

142 Сосновский В. В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе (на материалах Московской области): Дис. канд. юрид. наук. — М., 1999. — С. 131. туация в зонах № 3, 1 и 5. При характеристике незаконного оборота оружия эти же зоны были показаны как наиболее криминогенные.

Таким образом, были рассмотрены различные группы факторов, имеющих большое влияние на криминологическую ситуацию в районах Ставропольского края. Влияние каждого из этих факторов соответственно определяет группу, в которую входит тот или иной район. Отсюда возникла исследовательская задача — рассчитать обобщающий показатель, который позволил бы суммировать влияние всех рассмотренных факторов. На основе такого обобщающего показателя, вобравшего в себя совокупную характеристику отобранных показателей, проведена итоговая ранжировка районов.

В соответствии с ней седьмую группу, как наиболее неблагополучную, составили зона № 3, затем № 1 и № 5.

Из этого можно сделать вывод, что факторы, осложняющие криминологическую обстановку, чаще всего проявляют свое действие именно в этих районах. Следовательно, именно в этих зонах необходимо проводить комплексные профилактические мероприятия, направленные на нейтрализацию отрицательного влияния выявленных факторов.

Криминологическая типология административных районов Ставропольского края не только позволяет в зависимости от факторов, влияющих на криминогенную обстановку, ранжировать районы, но и наглядно свидетельствует о неравномерности нагрузки на сотрудников ведущих служб органов внутренних дел ряда районов как по числу регистрируемых преступлений, так и по количеству проживающего на территории районов населения.

Особенно велики подобные диспропорции в зонах № 1, 2 и 3. Здесь же, как показал анализ, значительное число преступлений совершается в состоянии опьянения, ранее судимыми, а также несовершеннолетними. Эти обстоятельства свидетельствуют о необходимости существенного укрепления в районах данного типа служб участковых инспекторов милиции и участковых инспекторов по делам несовершеннолетних, основная задача которых — предупреждение правонарушений по месту жительства, и в первую очередь, в сфере семейно-бытовых отношений.

Не соответствует нормативам и существующая нагрузка (количество населения) на одного работника милиции. Стремительный рост числа жителей в этих и других районах ставит вопрос об увеличении численности личного состава органов внутренних дел.

Большая протяженность районов указанных типов в сочетании с невысокой плотностью нарядов милиции, особенно патрульно-постовой службы, серьезно влияет на распространенность так называемых уличных преступлений, а также краж личного имущества граждан, в первую очередь квартирных. Это требует пересмотра структурных подразделений службы охраны общественного порядка, создания дополнительного числа патрульно-постовых нарядов, улучшения их обеспеченности транспортом.

Нуждаются в перераспределении силы и средства органов внутренних дел краевого центра и городов Кавказских Минеральных Вод. Как уже отмечалось, даже внутри одной группы районов существует необоснованная фактическим состоянием криминогенной обстановки обеспеченность работниками оперативно-следственных служб.

Криминологическая специфика различных типов районов, преимущественная распространенность тех или иных видов преступлений вызывают необходимость создания межрайонных специализированных групп по борьбе с отдельными видами преступлений. Так, на наш взгляд, было бы целесообразно создать несколько межрайонных групп по борьбе с кражами из квартир, кражами и угонами автомототранспорта в районах, наиболее пораженных данными видами преступленийаналогичные группы по борьбе с карманными кражами, предупреждению и раскрытию мошенничества в районах с наибольшей долей указанных преступлений. Следует отметить: ранее такие группы существовали, в них работали специалисты, которые могли оперативно реагировать на факты совершения преступлений, что эффективно сказывалось не только на раскрываемости преступлений, но и на их профилактике. Однако эти подразделения органов внутренних дел были расформированы.

Функциональная взаимозависимость районов, обусловленная их включенностью в единую социально-экономическую систему региона, порождает такое явление, как внутрикраевая миграция преступности. Процесс этот двусторонний. С одной стороны, он проявляется в виде так называемого экспорта преступности, когда жители одного района совершают преступления в других районах, с другой — в виде импорта преступности, когда на территории определенного района совершаются преступления лицами, постоянно не проживающими в этом районе. Поэтому более объективным показателем преступной активности населения того или иного района, по мнению ряда авторов, будет его «собственная преступность» + экспорт преступности143.

Исходя из полученной криминологической типологии районов края, приходим к выводу, что преступная активность жителей зоны № 1 и № 3 значительно возрастает, поскольку именно из этих районов ежедневно выезжает наибольшая часть жителей в другие районы города.

Для правильной оценки криминологической ситуации в районе и выбора наиболее приемлемых мер профилактики правонарушений необходимо, на наш взгляд, иметь в каждом районе статистические расчеты соотношения экспорта и импорта преступности как в целом по краю, так и по каждому из городских районов. Результаты такого анализа в целом по региону позволили бы определить не только размеры маятниковой миграции, но и выявить географию совершаемых преступлений.

Подобный анализ позволит районным органам внутренних дел более целенаправленно строить профилактическую и оперативно-розыскную работу в контакте с другими правоохранительными органами, объединять усилия в работе по конкретным уголовным делам, в организации индивидуально.

143 Гладких В. И., Борбут А. В., Шабанов Г. Х. Преступность в Московском регионе: Состояние. Особенности. Тенденции. — М., 1998. — С. 213. профилактической работы с лицами, находящимися на учете, проведении общепрофилактических мероприятий (совместные операции, рейды и т. п.). Аналогичный анализ при желании возможно проводить и на уровне микрорайонов, среди которых тоже можно выделить так называемые «открытые» районы с максимальным сосредоточением занятого населения из других районов города, «закрытые» — с преимущественным сосредоточением на рабочих местах местного населения и районы с высоким выходным потоком людей в рабочие зоны первого и частично второго типа районов.

В практическом отношении знание указанных зависимостей дает возможность органам внутренних дел указанных районов более целенаправленно строить профилактическую работу с потенциальными правонарушителями, осуществлять взаимообмен информацией с районными подразделениями органов внутренних дел, трудовыми коллективами, общественными формированиями по месту жительства.

Различия в условиях жизнедеятельности населения региона наблюдаются не только в городах, районах и микрорайонах, но и в социальных группах. Изучение этих различий и воздействие на них имеет практическое значение с точки зрения регуляции социального поведения населения. Ряд исследователей сформулировали некоторые локальные факторы социального поведения:

1) состав населения (социально-демографическая структура), по которому можно выделить районы с высокой долей подростков и молодежи, многодетных семей, неблагополучных семей, малообеспеченных групп населения, с большим удельным весом рабочих и т. д.;

2) территориальные различия в возможностях потребления: недоразвитая инфраструктура и неблагоустроенное жилье, высокая доля проживающих в общежитиях;

3) межличностные отношения: степень межличностных контактов, социальный контроль, отношение к окружающей среде, готовность к коллективным действиям144.

Полученная нами типология районов позволяет учитывать указанные социальные факторы и в зависимости от их преимущественной направленности строить правовоспитательную работу среди населения. Так, к примеру, в так называемых спальных районах при относительно хороших условиях жизни ослаблены межличностные контакты,. население ориентируется в основном на удовлетворение бытовых потребностей, установка к коллективным действиям ситуативная. Это требует развития в них таких общественных форм самодеятельности, как, например, общественные комитеты самоуправления, созданные в микрорайонах по месту жительства.

Соответственно, в районах интенсивного развития промышленности (например, в районах зон № 1, 2 и 5) основную работу по предупреждению правонарушений необходимо переносить в производственные коллективы, обладающие сильными воспитательно-профилактическими традициями и дееспособными общественными формированиями.

Социальная структура населения тесно связана с индексом преступной активности — величиной диспропорции между долей лиц, обладающих данным признаком, в составе преступников, и долей лиц, обладающих этим признаком, в составе всего населения145.

Как показывают исследования, индекс преступной активности мужчин более чем в девять раз выше индекса преступной активности женщин. Среди возрастных групп он наиболее высок у лиц в возрасте от 14 до 18 лет, затем у лиц от 18 до 29 лет и т. д. Поэтому половозрастной состав населения непосредственным образом связан с уровнем преступности в регионах, о чем свидетель.

144 См.: Jlenc А., Павельсон М., Раска Э. и др. Социально-территориальные различия и преступность в условиях крупного города (на материалах г. Таллина). — Таллин, 1981. С. 39.

145 См.: Вицин С. Е. Проблемы системного подхода к организации борьбы с преступностью: Автореф. дис. д-раюрид. наук. -М., 1979. — С. 16−17. ствует более низкий коэффициент собственной преступности в районах зон № 4 и 6 Ставропольского края, где большая часть проживающих — лица старшего и пенсионного возраста, и соответственно более высокие показатели в других районах. Значительно разнятся индексы преступной активности населения в зависимости от занятости в той или иной отрасли народного хозяйства: наиболее высок этот показатель у лиц, занятых в строительстве, на транспорте, в кредит-но-банковской сфере, материально-техническом снабжении, жилищно-коммунальном и бытовом обслуживании, и соответственно наименьший у представителей сферы образования, науки, культуры, искусства, здравоохранения и др.

Криминологическая типология края в значительной степени опирается на социальную дифференциацию населения, поэтому оценка и учет социально-демографической специфики административных районов являются гарантией правильного выбора основных направлений и оптимальных форм и методов профилактической деятельности территориальных органов внутренних дел.

Подводя итоги изучения данного вопроса, сформулируем некоторые выводы и предложения по организации профилактической деятельности органов внутренних дел в зависимости от типологической группировки районов, внедрение которых, на наш взгляд, дает возможность более дифференцированно подходить к решению стоящих перед территориальными органами правопорядка задач:

— дифференцированный подход к организации профилактики правонарушений в Ставропольском крае обусловлен существованием различий в уровне социально-экономического, демографического и социокультурного развития исторически сложившейся административно-территориальной системы;

— несмотря на происходящее постоянное сближение социально-экономических характеристик различных районов, в практическом смысле различия между ними неизбежны и функционально оправданы, и в зависимости от степени и характера этих различий следует строить всю систему профилактики правонарушений в конкретном территориальном образовании;

— в обобщенном виде структура социальных детерминантов преступности в регионе состоит из материальных и социокультурных условий, сферы труда, быта и досуга, степень удовлетворенности которыми и предопределяет уровень криминогенности населения того или иного района;

— комплексное управление профилактикой преступности в условиях района так же, как и отдельно взятого региона в целом, наиболее эффективно при реализации комплексных целевых программ борьбы с преступностью, составляемых в рамках социального планирования развития регионов;

— результаты анализа состояния предупредительной деятельности в различных криминологических типах районов свидетельствуют о необходимости пересмотра существующей расстановки сил и средств правоохранительных органов путем перераспределения их между районами, в зависимости от уровня их криминогенности и правовой защищенности;

— криминологическая специфика различных типов районов, обусловленная преимущественным распространением в них тех или иных видов преступлений, вызывает потребность создания межрайонных специализированных групп по борьбе с отдельными уголовными преступлениями: квартирными кражами, кражами и угонами автомототранспорта, карманными кражами, мошенничеством;

— путем дифференциации районов по категориям различных социальных групп, преимущественно проживающих на их территории, разработать адаптированные к местным условиям программы предупреждения правонарушений среди различных социальных слоев населения, учитывая при этом их индексы преступной активности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги диссертационного исследования, посвященного криминологической характеристике и предупреждению преступности в регионе (на материалах Ставропольского края), следует отметить, что под регионом понимается определенная часть территории страны с относительно однородными социально-экономическими, социально-психологическими и демографическими признаками, обусловливающими особенности преступности в данном территориально-пространственном формировании. Такое понятие дает основание утверждать, что региональный подход к исследованию преступности выступает обязательным атрибутом прикладных криминологических исследований.

1. Региональный анализ преступности позволяет установить закономерности порождения и функционирования преступности в разных по социально-экономическим, социально-культурным и иным характеристикам районах исследуемого региона, существенно повышает выработку стратегических направлений предупредительной деятельности правоохранительных органов.

2. Изучение преступности во взаимосвязи с социальной средой, экономическими, социальными, национальными, политическими факторами дает возможность выявлять и прогнозировать неравномерности в состоянии к динамике преступности по регионам, обнаруживать и группировать некоторые факторы территориальных аспектов преступности, связанные с социально-экономическими и демографическими различиями на рассматриваемых территориях. Наряду с существованием региональных факторов, влияющих на преступность, имеются и другие, более частные условия, оказывающие влияние на криминогенную активность населения отдельных территорий региона. Все это в полной мере относится как в целом к Южному федеральному округу, так и к входящим в его состав субъектам Федерации.

В ходе изучения социальных групп населения следует особое внимание уделять социально-этнической структуре, поскольку региональные различия во влиянии этнических факторов на криминогенную обстановку в большинстве регионов, а особенно в Южном федеральном округе и, в частности, на территории Ставропольского края играют заметную роль.

3. Региональный анализ преступности включает в себя системный подход исследования: анализ преступности на региональном уровне (на материалах Ставропольского края) — характеристику социально-экономического и геополитического положения региона (Ставропольского края) и его влияния на организацию предупреждения преступностивыявление причинного комплекса преступности в регионевзаимосвязь и взаимообусловленность процессов, происходящих в обществе, и преступности в регионе.

Все это позволит в свою очередь выявлять специфические региональные особенности в криминологической характеристике региона и проводить сравнение с другими территориальными образованиями, схожими как по геополитическому положению, так и количеству народонаселения, а также плотности населениякорректировать региональную политику борьбы с преступностью в регионе, в том числе определение стратегии и тактики борьбы с преступностью силами и средствами местных органов законодательной и исполнительной власти, а также правоохранительных органовподготовить целевые программы по предупреждению преступности на региональном уровне.

4. Анализ социально-экономического и геополитического положения Ставропольского края позволил выделить особенности исследуемого региона: экономико-географическое положение краявысокая плотность населенияблизость районов военных действий и межнациональных конфликтовспециализация и характер ресурсно-сырьевой базымногонациональный район России, на территории которого проживает более ста национальностейвысокий уровень миграции.

5. Криминологическая характеристика преступности в Ставропольском крае в значительной мере определяется общими для страны социальноэкономическими, организационно-управленческими, правовыми, духовными и нравственными проблемами.

На изменение преступности на Ставрополье в различные периоды времени оказывали влияние как объективные, так и субъективные факторы.

Снижение общего числа зарегистрированных преступлений в течение 1995;1996 гг. сменилось резкими темпами роста преступности в Ставропольском крае в 1998 и 1999 гг., прирост которых к 1993 г. составил 131,6%. Абсолютное число зарегистрированных преступлений в 1999 г. достигло 48 214. Затем эта цифра ежегодно стала плавно снижаться. По итогам 2002 г. она составила 38 913 преступлений. При этом количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений продолжало расти, что свидетельствует о высоком уровне латентности остальных видов преступности.

Лидирующее место, несмотря на изменение законодательства, продолжают занимать кражи. Увеличивается количество выявленных преступлений, совершенных с применением оружия, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также алкогольной продукции.

В 2002 — 2003 гг. произошли позитивные изменения в стабилизации оперативной обстановки в ряде отраслей экономики. Более эффективно велась работа по выявлению преступлений в сфере агропромышленного комплекса (+3,8%), на объектах торговли (+27,3%), строительства (+27,8%), в сфере незаконного оборота алкогольной продукции (в 2,3 раза). Количество выявленных преступлений экономической направленности увеличилось на 2,3% (5617).

6. Исходя из анализа развития криминальной ситуации в крае в предшествующий прогнозируемому период, с учетом криминологической оценки факторов, оказывающих наибольшее влияние на состояние преступности, следует ожидать некоторого увеличения общего числа регистрируемых преступлений, т. е. темпы их прироста будут в пределах от 0,9 до 7,1% и общее усредненное количество зарегистрированных преступлений в 2005 г. составит 39,2 — 41,7 тыс., произойдут определенные изменения и в динамике преступности и криминальной активности населения в сторону увеличения.

7. Основной причиной, вынуждающей граждан, ранее нарушивших закон, совершать новые преступления, является отсутствие возможности у ранее судимых после освобождения из мест лишения свободы получить средства для существования честным путем, а также преобладание в современных условиях «выгодности» преступного поведения по сравнению с законопослушным.

Представленные результаты исследования указывают на особенность распространенности преступности на территории Ставропольского края как за прошедший период, так и с учетом оценки прогноза они должны учитываться при планировании целенаправленной профилактической деятельности территориальными органами внутренних дел, при осуществлении взаимодействия между ними.

При изучении причинного комплекса региональной преступности выделены следующие причины, которые влияют на криминогенную ситуацию в регионе: социально-политические (геополитические, национальные и т. п.) — социально-экономические (спад производства, появление безработицы, инфляция, расслоение населения на богатых и бедных, криминальная приватизация, рост частного предпринимательства, расширение коммерции, рынка недвижимости, социальной нестабильности и т. п.) — неурегулированный процесс миграцииправовыенравственно-психологические.

8. Одним из основных направлений предупредительной деятельности должна стать национальная политика в регионах. Особо остро эта проблема выражена в субъектах Южного федерального округа, в том числе на территории Ставропольского края.

Одним из важных вопросов, который сегодня также не решен, — это вопрос религиозного фактора, так как он играет существенную роль в регионах с традиционно повышенной степенью религиозности населения, к которым относится и Северный Кавказ.

9. В предупредительной деятельности на региональном уровне важное значение имеет программно-целевой подход, поскольку это метод решения крупных проблем, носящих межотраслевой, межведомственный и межрегиональный характер.

Основная цель программы — приведение форм и методов борьбы с преступностью в соответствие с уголовно-правовой политикой государства. В связи с этим основные мероприятия программы сориентированы на обеспечение единства действий федеральных, региональных и местных органов власти по раскрытию, предупреждению, предотвращению и пресечению преступлений.

10. Современная политическая и экономическая ситуация, принципиально новая жизненная реальность породили целый ряд негативных явлений, отрицательно сказывающихся на безопасности и здоровье населения. Многие явления, носившие ранее позитивный характер, в настоящих условиях приобрели новые негативные формы. Кризис экономики, политическая нестабильность, межнациональная напряженность, все чаще приводящая к открытым конфликтам и даже прямым военным действиям, настолько обостряют и без того сложную обстановку в крае, что несут реальную угрозу здоровью и безопасности населения, приводят к деградации людей, падению рождаемости, росту смертности, увеличению доли иждивенцев, не занятых общественно полезным трудом, резкому падению жизненного уровня населения. Все это влияет и на изменения его нравственно-психологических характеристик: с одной стороны, стремление к материальному благополучию любой ценой, падение престижа образования и общего культурного уровня, с другой — ощущение проигрыша, неудачи, неуверенности в завтрашнем дне, уход от реальной жизни в разные культовые объединения. Все это стимулирует и углубляет стресс в обществе, влияет на повышение уровня криминогенное&trade-.

Значительное снижение экономического развития влечет за собой снижение уровня жизни населения, рост безработицы, миграционных процессов, социальной напряженности и т. п., а эти факторы негативно влияют на состояние преступности и правопорядка в целом.

Этому способствуют еще не наступившая политическая стабилизация в обществе, утрата духовных ориентиров, падение нравственности, культурного уровня населения, власть денег, а данные обстоятельства ведут, в конечном счете, к повышению криминализации общества, размеры которой угрожают самой государственности.

Как уже отмечалось, экономика края находится в кризисном состоянии. Производственная сфера региона характеризуется резким спадом, снижением объемов выпускаемой продукции, что приводит к сокращению рабочих мест, росту безработицы, снижению уровня доходов на душу населения. А это в свою очередь связано с падением жизненного уровня населения, что ведет к объективному росту преступности, повышению уровня криминализации населения.

На Ставрополье также складывается неблагоприятная демографическая ситуация (к примеру, резко растет миграция, что ослабляет и без того слабую инфраструктуру края), которая отрицательно влияет на изменение уровня, динамики и структуры преступности.

На рост преступности в Ставропольском крае оказывает отрицательное влияние и уровень криминализации населения. В частности, в регионе высокий удельный вес ранее судимых, наркоманов и алкоголиков, лиц с психическими расстройствами и первичными отклонениями, что также ведет к повышению криминальной активности.

11. Повышенный уровень преступности Ставропольского края закономерно соответствует низкому уровню развития региона. Базовыми характеристиками, определяющими территориальные различия преступности, являются социально-экономические явления и процессы, причем социально-экономические изменения влияют на преступность не сразу, а через определенный период, поскольку, во-первых, механизм этого явления опосредуется характеристиками населения, субъективным факторомво-вторых, преступность порождают не сами по себе экономические процессы, пусть даже неблагоприятные, а отрицательные последствия недостаточного учета или игнорирования этих процессов в управленческой деятельности, предупреждении преступности. Выявилось и влияние географического фактора на преступность, но он проявляется во взаимодействии с социальными условиями жизни людей и особенностями управления экономикой региона.

Региональная преступность продуцируется не только общими для всей страны изменениями во всех сферах общественной жизни, но и своеобразием их сочетания на региональном уровне. Наконец, следует всегда анализировать конкретные условия жизнедеятельности людей в разных регионах, изменения этих условий, а также предшествующее в регионе состояние преступности.

12. Проблема территориальных различий преступности актуальна как для Ставропольского края, так и для Южного федерального округа. Обусловлена она, как отмечалось ранее, значительной дифференциацией в уровнях социально-экономического развития районов и городов края, степенью их урбанизированности, демографическими различиями. Классификации и типологии регионов уделялось достаточно большое внимание в отечественной науке. Это позволило решить следующие теоретические и прикладные задачи: выявить систему факторов, положенных в основу внутрирегиональной классификации районов, отражающих социальную обусловленность преступности в нихпостроить модели оценки оперативной обстановки в нихвыделить виды управленческих решений, направленных на профилактику преступлений и учитывающих специфику социально-экономического развития районовоптимизировать управление органами внутренних дел (распределение и перераспределение сил и средств, изменение приоритетов, направлений деятельности и т. д.).

13. На основе применения методов факторного анализа по каждому из сформированных вариантов (групп) исходных показателей осуществлялся выбор определяющих факторов, который позволил провести балльное шкалирование статистических данных, характеризующих выделенные основные факторы по каждому району Ставропольского края. На этой основе образовано семь групп зон преступности и проведена криминологическая оценка сложившейся в них обстановки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международный Пакт о гражданских и политических правах. 1996 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина. 1991 г.
  2. Конституция Российской Федерации. — М., 1993.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.
  4. Административный Кодекс Российской Федерации М., 2002.
  5. Федеральная миграционная программа. Указ Президента РФ от 09.08.94 г. № 1668.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 09.08.1995. № 825 «О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации».
  7. Указ Президента Российской Федерации от 12.02.1997 № 97 «Об утверждении Устава Терского войскового казачьего общества».
  8. Устав Ставропольского края. Ставрополь, 2001.
  9. Закон «Об административной ответственности за нарушение порядка пребывания и определение на постоянное место жительства в Ставропольском крае» 18 декабря 1996 г.
  10. Диссертации и авторефераты
  11. P.M. Прогнозирование преступного поведения и методические основы индивидуальной профилактики преступлений: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1979.
  12. В.А. Условия эффективности общей профилактики преступлений, осуществляемой органами внутренних дел в крупном городе: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1987.
  13. М.Айрапетов B.C. Социальные проблемы вынужденной миграции: состояние и пути их решения (на материалах современной России): Дис. канд филос. наук.-М., 1994.
  14. М.М. Теоретические основы криминологического исследования социально-демографических процессов в СССР: Автореф. дис. д-ра юрид. наук.-М., 1975.
  15. Л.А. Социальные причины территориальных различий в преступности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1976.
  16. С.Е. Проблемы системного подхода к организации борьбы с преступностью: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. -М., 1979.
  17. Ю.И. Влияние миграционных процессов на преступность в Южном федеральном округе: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001.
  18. К.К. Теория и практика познания криминологической обстановки: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. -М., 1991.
  19. ИльинаН.В. Особенности причинного комплекса преступности в условиях перехода к рыночной экономике: Дис. канд. юрид. наук. М., 1998.
  20. И.Н. Коррупция в России: понятие, состояние и проблемы ее предупреждения: Дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2000.
  21. М.В. Преступность приезжих и ее предупреждение в особо крупном городе: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1987.
  22. B.C. Профилактика преступлений, совершаемых мигрантами: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1984.
  23. Т.В. Криминологические и уголовно-правовые основы борьбы с экономической преступностью: Дис. д-ра юрид. наук. — М., 2002.
  24. Г. А. Информационное обеспечение профилактической функции органов внутренних дел: Дис. канд. юрид. наук. М., 1985.
  25. Т.В. Правовое регулирование процесса организации профилактической деятельности органов внутренних дел: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1988.
  26. В.В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе (на материалах Московской области): Дис. канд. юрид. наук. -М., 1999.
  27. Е.С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, совершаемых в малых городах: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М., 1979.
  28. А.Я. Феномен российской преступности в переходный период: тенденции, пути и средства противодействия: Дис. д-ра юрид. наук. — М., 1986.
  29. П.К. Организация профилактики преступлений в городе — туристическом центре: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1982.
  30. А.Ф. Особенности преступности в городах и сельской местности: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Свердловск, 1971.
  31. В.А. Влияние социально-экономических процессов на территориальное различие в состоянии преступности: Автореф. дис. канд. экон. наук. -М., 1983.
  32. JI.M. Особенности предупреждения преступлений, совершаемых женщинами: региональный аспект: Дис. канд. юрид. наук. Ставрополь, 1999.1. Учебники
  33. Г. А. Криминология. М., 1984 .
  34. В.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980.
  35. А лексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М., 1999.
  36. Л.В., Клюковская И. Н. Курс лекций по криминологии. Ставрополь, 2003.
  37. Криминология: Учебник / Под ред. д-раюрид. наук В. Н. Бурлакова, д-ра юрид. наук Н. М. Кропачева. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Питер, 2002.
  38. Криминология: Учебник / Под ред. А. И. Долговой. М., 1997.
  39. Криминология: Учебник / Под ред. И. И. Карпеца, В. Е. Эминова. М., 1992.
  40. Криминология и организация предупреждения преступлений. М., 1995.
  41. Криминология: Учебник / Под ред. Б. В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. -М., 1988.
  42. Криминология: Учебник / Под ред. проф. Н. Ф. Кузнецовой, проф. Г. М. Миньковского. М., 1998.
  43. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Бурлакова, В. П. Сальникова. -СПб., 1998.
  44. Курс советской криминологии. — Т.1. -М., 1985.
  45. Г. Ф. Криминология: Учебник / Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1999.
  46. Г. Й. Криминология. М., 1994.1. Монографии, пособия
  47. В. В. Категории «форма» и «структура». -М., 1970.
  48. Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: опыт системного исследования. СПб., 1998.
  49. В.А., Бабкин И. О., Медведев Н. П., Хоц А.Ю., Шнюков В. В. Ставрополье: этноконфликтологический портрет. Ставрополь, 2002.
  50. А.В., Аксентьев В. А. Этнические проблемы современности и культуры межнационального общения. Ставрополь, 1993.
  51. А.А. Преступность в сфере экономики (криминологические и уголовно-правовые проблемы): Монография. -М., 1997.5 2. Акаев Э. Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М., 1984.
  52. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М., 1969.
  53. С.В. Борьба с преступностью: теоретическая модель комплексной программы. М., 1990.
  54. М.М., Кузнецова Э. В., Урлалис Е. Б. Влияние демографических процессов на преступность. М., 1976.
  55. Е. Проблемы криминологии. Динамика криминогенной ситуации. — М., 1983.
  56. B.C. Белозерова Л. П., Турун П. П. Эволюция расселения Ставрополья и Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1993.
  57. С.Е. Системный подход и преступность. М., 1980.
  58. С.Е. Моделирование в криминологии. М., 1973.
  59. Влияние социальных условий на преступность. М., 1983
  60. М. Ф. и Кремянский В.И. Современные проблемы теории познания диалектического материализма. Т. 1. Материя и отражение. -М., 1970.
  61. А.А., Гачечиладзе Р. Г. Некоторые вопросы географии преступности (по материалам Грузинской ССР). Тбилиси, 1982.
  62. К.К., Силаев А. И. Криминологическая обстановка и ее региональные особенности. М., 1985.
  63. В.И. Преступность в сверхкрупном городе и ее предупреждение органами внутренних дел (на материалах Москвы): Монография. М., 1994.
  64. В.И., Борбут А. В., Шабанов Г. Х. Преступность в Московском регионе: Состояние. Особенности. Тенденции. -М., 1998.
  65. А.И. Теоретические посылки и общие итоги территориальных различий преступности и их причин. -М., 1988.
  66. А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР: Вопросы теории. — Львов, 1976.
  67. Изменение преступности в России. М., 1994.
  68. В.А. Ставропольский край: природа, население, хозяйство. -Ставрополь, 1997.
  69. И.Н. Антикоррупционная политика: приоритетные направления формирования и развития. Ставрополь: СГУ, 2003.
  70. И.Н. Современное состояние коррупции в России и проблемы ее предупреждения. Ставрополь: СГУ, 2001.
  71. В.М. Социальные свойства преступности. М., 1977.
  72. В.Н. Причинность в криминологии. М., 1966.
  73. В.Н. Социальное и индивидуальное прогнозирование в криминологии // Вопросы научного прогнозирования. Вып. 2. М., 1968.
  74. Криминогенная ситуация в Российской Федерации в начале XXI века. М., 2001.
  75. В.Н. Генетика, поведение, ответственность (О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения). М.: Политиздат, 1989.
  76. В.Н. Причины правонарушений. -М., 1976.
  77. В.Д., Минаев В. А., Полежаев А. П. Имитационная система криминологического регионального анализа. -М., 1990.
  78. А., Павельсон М., Раска Э. И др. Социально-территориальные различия и преступность в условиях крупного города (на материалах г. Таллина). -Таллин, 1981.
  79. Межнациональные отношения в регионах России и СНГ. М., 1994.
  80. Модель регионального криминологического и уголовно-правового прогноза. -М., 1994.82.0вчинский С.С., Царев А. И. Предупреждение преступности в средних и малых городах. — М., 1975.
  81. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений. -М., 2000.
  82. Программно-целевой подход в управлении: Теория и практика. М., 1975.
  83. Преступность и реформы в России / Под ред. Долговой А. И. М., 1998.
  84. Причины правонарушений. -М., 1976.
  85. Т.В., Пастырев Д. И. Миграционные процессы в России как объект криминологического исследования (региональный аспект). Ставрополь, 2002.
  86. Программно-целевой метод в планировании. М., 1982.
  87. Программно-целевой подход в управлении: Теория и практика. М., 1975.
  88. JI. А. Самодвижение материи в свете кибернетики. М.: «Наука», 1971.91 .Преступность и реформы в России. М., 1998.
  89. Преступность: стратегия борьбы. -М., 1997.93 .Программно-целевой подход в управлении: Теория и практика. М., 1975.
  90. Э.Э. Борьба с преступностью и социальное управление: Теоретические и методические аспекты. Таллин, 1985.
  91. К.Т. Преступность в регионах России (социально-криминологический анализ). СПб., 1998.
  92. С.В. Миграционная ситуация в Ставропольском крае в новых геополитических условиях. Ставрополь, 1999.
  93. Современная экономическая ситуация в России. Ставрополь, 1997.
  94. В. И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании. -М., 1962.
  95. В. И. Зобов Р.А. Новые философские аспекты элементно-структурных отношений. Л.: ЛГУ, 1970.
  96. Н.А. Преступность как социальное явление. Л., 1979.
  97. Социальные отклонения. М., 1989.
  98. А.Ф. Криминологические основы программно-целевого предупреждения преступности. М., 1993.
  99. Территориальные различия преступности и их причины. М., 1988.
  100. Территориальные различия преступности. М., 1995.
  101. Урбанизация и развитие городов в СССР. М., 1989.
  102. В. С. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно-правовая профилактика. —М., 1983.
  103. Шур Э. М. Наше преступное общество. М., 1977.
  104. A.M. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985.
  105. A.M. Преступность и социальная психология. М., 1971.1. Статьи
  106. Ю.М. Антиобщественный образ жизни как криминологическая проблема // Советское государство и право. 1981. — № 3.
  107. П. В. К проблемам экономической безопасности Ставрополья // Современные проблемы региональной безопасности (научно-практическая конференция). Ставрополь, 1997.
  108. М.М. Демографические процессы и проблемы территориальных различий преступности // Вопросы борьбы с преступностью. М., 1974.
  109. Беляев НА, Цалиев В. М. Вопросы методологии регионального подхода к исследованию преступности //Вестник ЛГУ. 1986. Вып. 3.
  110. Л.А. О системном подходе к изучению сущности преступности // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 15. -М., 1972.
  111. JI.А. О системном подходе к изучению сущности преступности // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 15. М., 1972.
  112. Л.А., Клопов Э. В. Социальные эффекты и структура безработицы в России II Социологические исследования. 2000. — № 1.
  113. А., Мороз Н. Особенности демографического развития крупнейших городов (по материалам РСФСР) //Крупнейшие города — их настоящее и будущее. М., 1979.
  114. К.К. Региональные различия показателей преступности //Повышение эффективности деятельности органов внутренних дел с учетом территориальных особенностей преступности. -М., 1983.
  115. А.И. Теоретические посылки и общие итоги изучения территориальных различий преступности и их причин //Территориальные различия и их причины. -М., 1988.
  116. Г. И. Криминологическая классификация регионов Российской Федерации // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. — 1993. — № 2.
  117. Г. И. Криминологическая классификация регионов Российской Федерации //Укрепление законности и борьба с преступностью. Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1993. № 2.
  118. С.А. О правовом воспитании как средстве предупреждения преступности против собственности // Актуальные проблемы правоведения в современный период. Томск, 1991.
  119. О.С. Коррупция и организованная преступность // Преступность и реформы в России. М., 1998.
  120. Информационно-аналитический вестник представительства Президента РФ в республиках Адыгея, Дагестан // Северо-Кавказский регион. 1999. -№ 1.
  121. Комплексная программа борьбы с преступностью // Советское государство и право. 1989. — № 9.
  122. .В. Изучение факторов, влияющих на изменение уровня и структуры преступности // Советское государство и право. 1982. — № 1.
  123. В.В. Тенденции преступности: мировые, региональные, российские // Государство и право. 1993. — № 5.
  124. И.Б., Возняк А. В. Социально-экономическое развитие региона и противоправное поведение // Социологические исследования. -1980. № 4.
  125. Г. М. Предмет криминологической профилактики преступлений и некоторые проблемы ее эффективности // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 17. -М., 1972.
  126. Г. М., Ревин В. П., Баринова Л. В., Доценко А. Д. Об основах предупреждения преступлений // Уголовная политика и проблемы безопасности государства. -М., 1998.
  127. Е.П. Следование и исследование // Вопросы философии. 1968. — № 8.
  128. А.Б. Влияние религиозного фактора на возникновение политического экстремизма и терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы. — М., 2000.
  129. В.В. О понятии социального планирования предупреждения пре-ступности//Вестник ЛГУ. 1983. Вып. 1 — № 5.
  130. Р.Э. Некоторые проблемы организованной преступности на Северном Кавказе // Развитие экономики, социальной сферы и правовой системы. — Отрадная, 1997.
  131. Т.В. Некоторые особенности причинного комплекса преступности на Ставрополье и проблемы миграции // Организованная преступность, миграция, политика. — М., 2002.
  132. А.Б. Социальная система предупреждения преступлений // Советское государство и право. 1972. — № 11.
  133. А.П. Планирование социального развития особо крупного города и проблемы профилактики преступности //Вопросы профилактики правонарушений в особо крупном городе. М., 1981.
  134. А.Б. Социальная система предупреждения преступлений //Советское государство и право. 1972. -№ 11.
  135. В.Ф. Социальное планирование и профилактика правонарушений // Социологические исследования. 1989. -№ 2.
  136. Сергушена Экономическая преступность // Ставропольские губернские ведомости. — 2000. 2 февр.
  137. В. Победим ли мы преступность // Юридическая газета. — 1999. -№ 14.
  138. В.И. Криминологическая характеристика транснациональной преступности в Дальневосточном регионе // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в России: Сб. научн. трудов. М., 1997.
  139. М.Д. Преступность, ее причины и условия //Преступность и ее предупреждение. Л., 1966.
  140. Социально-экономическое положение Ставропольского края. Ставрополь, 1999. Информационно-аналитический вестник представительства Президента РФ в республиках Адыгея, Дагестан // Северо-Кавказский регион. — 1999.-№ 1.
  141. Решения VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. — Гавана, 1990.
  142. Сведения о состоянии преступности 1993 2002 гг. по данным ИЦ УВД АСК.
  143. Социально-экономическое положение Ставропольского края, январь-декабрь 2002 г. 2 часть. Ставрополь, 2003. Социально-экономическое положение Ставропольского края январь-декабрь 2002 г. 1 Часть — Ставрополь, 2003.
  144. Словарь иностранных слов. М., 1994.
  145. Словарь русского языка. Т.4. -М., 1998.
Заполнить форму текущей работой