Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Разработка научно-методических и организационных основ повышения качества продукции и услуг на базе совершенствования региональной системы подготовки персонала в соответствующей области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные результаты исследования были представлены и обсуждены на заседаниях ученых Советов Академии стандартизации, метрологии и сертификации, Краснодарского филиала Академии СМиС, краевого учебно-методического совета по ДПО, координационного совета по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров при департаменте образования и науки администрации Краснодарского края… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ состояния и обоснование направлений развития подготовки персонала в области качества
    • 1. 1. Состояние теории и практики дополнительного профессионального образования
    • 1. 2. Теоретические основы управления эффективностью производства и качеством продукции
    • 1. 3. Дополнительное профессиональное образование в области качества как фактор воздействия на качество продукции
  • Глава 2. Исследования и разработка научно-методических основ повышения качества продукции и услуг в регионе на базе совершенствования дополнительного профессионального образования в области качества
    • 2. 1. Социально-экономическая оценка хозяйственной деятельности региона и региональной системы управления эффективностью производства^ качеством продукции
    • 2. 2. Теоретические основы применения моделирования при проектировании региональной системы дополнительного профессионального образования в области качества
    • 2. 3. Разработка функциональной динамической и математической моделей региональной системы дополнительного профессионального образования в области качества
    • 2. 4. Экспериментальная апробация модели региональной системы дополнительного профессионального образования в области качества
  • Глава 3. Организационные аспекты формирования региональной системы дополнительного профессионального образования в области качества
    • 3. 1. Разработка алгоритма создания и формирование организационно-функциональной структуры дополнительного профессионального образования в области качества
    • 3. 2. Экономическая оценка влияния дополнительного профессионального образования на качество продукции и услуг
    • 3. 3. Пути совершенствования региональной системы дополнительного профессионального образования в области качества
  • Заключение

Разработка научно-методических и организационных основ повышения качества продукции и услуг на базе совершенствования региональной системы подготовки персонала в соответствующей области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная экономическая ситуация, в которой находится Россия, характеризуется крайней противоречивостью. С одной стороны предприятия получили возможность проявления инициативы в экономическом и социальном росте. С другой стороны нарушение хозяйственных связей при недостаточном опыте функционирования в рынке приводит к диспропорциям, к снижению эффективности экономики, ухудшению качества продукции и услуг. Определенное влияние на показатели эффективности и качества оказывают и изменения в сфере занятости населения, потребности в специалистах. Кадровая ситуация характеризуется нерациональным использованием высококвалифицированных специалистов, неравномерностью распределения трудовых ресурсов, не соответствием их качественного состава задачам нынешнего этапа развития экономики. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы организации ускоренного повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Социально-экономическая ситуация со всей остротой в числе неотложных выдвигает задачу повышения компетентности, подготовки специалистов, способных принимать неординарные решения и прогнозировать их последствия, эффектизно действовать в сложных, экстремальных ситуациях.

На современном этапе становится все более очевидным, что основным условием выживания предприятий, отраслей и экономики России в целом является, на фоне внедрения достижений научно-технического прогресса, повышение качества и конкурентоспособности продукции или услуг. Таким образом, если имеется желание успешно работать на рынке, необходимо организовать тотальное управление качеством на высоком профессиональном уровне.

Эффективность национальной экономики напрямую связана с пропорциональностью и комплексностью развития ее регионоз.

Управление факторами, влияющими на безопасность и качество выпускаемой в регионе продукции, на экологическое состояние природной среды и, в конечном итоге, на качество жизни населения является перспективным направлением развития экономических и социальных преобразований в стране в целом и в регионе, в частности. Влияние развития отдельных регионов на эффективность национальной экономики в целом требует современных форм управления в территориальном разрезе. Последние годы вопросам исследования объективных закономерностей управления эффективностью и качеством в региональном разрезе посвящены работы ряда современных ученых В. Я. Белобрагина, В. Г. Весса-на, Л. Г. Дубицкого, Ю. В. Зорина, Ю. В. Литвиненкс, З.В. Ск-репилова, А. Г. Свешникова и др. В этих работах разработан ряд теоретических положений, которые можно определить как новую целостную систему методов и средств, направленную на повышение эффективности производства и качества продукции, позволяющих конкретизировать экономический анализ эффективности качества в территориальном разрезе, дающих дополнительные возможности выявления и использования резервов интенсификации социально-экономического развития. При этом в работах В. Я. Белобрагина и Ю. В. Зорина уделяется определенное внимание роли и месту обучения кадров вопросам стандартизации, метрологии, сертификации и управления качестзом в территориальных системах. В работах В. Н. Азарова, Б. В. Бойцова, A.B. Гличева, В. В. Капырина дано фундаментальное обоснование разработке концепции Федеральной программы непрерывного образования в области качества.

Анализируя эти работы можно сделать вывод о том, что одним из важнейших условий обеспечения эффективности и качества является выполнение работ по стандартизации, метрологии, сертификации и управлению качеством квалифицированными специалистами, знающими теорию и владеющими практикой деятельности в указанных областях. Не меньшее значение имеет наличие определенных знаний и навыков в этих вопросах у других работников сферы производства, науки, обслуживания, торговли, управления, а также у потребителей продукции и услуг.

Вхождение России в мировое экономическое сообщество требует осознания, что качество — область знаний, подлежащая всеобщему изучению и определяет необходимость обучения вопросам качества, начиная со школы и кончая специальной подготовкой высококвалифицированных специалистов.

Особую значимость в области управления качеством приобретает дополнительное профессиональное образование (далее ДПО). В Российских условиях сложилось уникальная ситуация. Во-первых, потребность в ДПО вызвана объективно продолжающимся мировым научно-техническим прогрессом, постоянно увеличивающимся во времени объемом знаний. Во — вторых, экономический закон перемены труда стал действовать более интенсивно л неотвратимо. В-третьих, возникла своеобразная ситуация, вызванная ускоренным переходом общества к рыночным отношениям.

Таким образом, одной из первостепенных задач на современном этапе является выработка новой идеологии и филссссии образования в области управления эффективностью производства и качеством, уяснения выбора путей и стратегий построения новой образовательной системы. Различные аспекты совершенствования профессиональной подготовки в новых социально-экономических условиях нашли отражение в ряде работ современных авторов. Образование взрослых становится предметом исследования социологии и управления, психологии и андрагогики, акмеологии и др.

Вместе с тем, ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством как составная часть региональной системы образования, его значимость и влияние на эффективность производства и качество продукции в территориальном разрезе не было предметом специального исследования. В настоящее время проблемы региональной системы образования приобретают все большее теоретическое и практическое значение. Одним из главных факторов российских реформ становится интеллектуальный и профессиональный потенциал страны и регионов. Однако проблемы образования в области качества исследованы недостаточно, не разработаны вопросы рациональной структуры и размещения учреждений ДПО в области стандартизации, метрологий, сертификации и управления качеством, отсутствует достаточно глубокая проработка как отдельных проблем в этом направлении, так и теоретических положений в целом. К сожалению крайне недостаточно работ по оценке роли профессионального образования в области качества в решении проблем повышения эффективности производства и качества продукции. Практически отсутствуют работы по оценке влияния ДПО в области качества на уровень качества продукции и услуг.

Вышеперечисленные обстоятельства обусловили выбор диссертационной темы, проведение исследования и разработки ссга-низационно-экономических основ создания региональной системы ДПО в выше обозначенной области.

Объект исследования — процессы ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством.

Предмет исследования — выявление объективных закснс:.:ег-ностей взаимосогласованного управления эффективностью производства и качеством в территориальных системах, анализ организационно-экономических предпосылок развития региональных систем ДПО, определение влияния профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качестзом на качество продукции и услуг в регионе.

Методологические и теоретические основы исследования. Исходные методологические позиции исследования составляют философские идеи о целостности, всеобщей связи, взаимообусловленности и развитии социальных явленийположение общей теории систем и теории экономического и социального управлениятеория региональной экономикиконцептуальные исследования в области методологии ДПО.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования служат труды ряда современных ученых по вопросам разработки принципов и форм управленческих воздействий на эффективность и качество, профессиональной подготовки специалистов в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством, реформирования образования и инновационным процессам, решения региональных проблем в образовании, экономического анализа и построения математических моделей .

Цель и задачи исследования

Целью настоящего исследования является разработка научно-методических и организационных основ повышения качества продукции и услуг на базе совершенствования региональной системы подготовки персонала в соответствующей области на примере Краснодарского края.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи:

1. Изучить состояние теории и практики ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством .

2. Выявить основные подходы к решению региональных проблем образования. Изучить состояние и тенденции развития ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством, как составной части региональной системы повышения квалификации и переподготовки кадров (на материалах Краснодарского края).

3. Разработать модель региональной системы ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством и алгоритм ее создания.

4. Определить и проверить в опытно-экспериментальной работе основные направления и комплекс условий развития ДПО в масштабе региона и конкретного образовательного учреждения.

5. Осуществить формирование и совершенствование системы ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством в Краснодарском крае.

6. Разработать метод экономической оценки влияния ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством на уровень качества продукции и услуг в регионе. Основные этапы и база исследования. Соответственно задачам строились этапы исследования, которое выполнялось в 1991;2ОСС годы. Базой исследования явились ведущие учреждения ДПО края, которые или профессионально осуществляют повышение квалификации и переподготовку кадров в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством, или те, где программы повышения квалификации и переподготовки затрагива-ст вопросы управления качеством. Это Академия стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России (Краснодарский филиал), учебный центр института ВНИИСагропродукт, межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров при Кубанском государственном университете, Краснодарский региональный институт агробизнеса, СевероКавказский региональный учебный центр дополнительного образования, Краснодарский краевой центр непрерывного образования «Знание» и др. Всего 37 учебных заведений. В этих образовательных учреждениях ежегодно обучаются около 2 9 тысяч человек или более 60 процентов от общего числа слушателей в целом по краю.

Методика исследования. Исследование потребовало различных методов прогностического анализа, привлечения разнообразных источников информации. Значительное место отводилось методу коллективных экспертных оценок, которые поззолили оперативно и вместе с тем системно изучать социально-экономические и научно-технические факторы развития ДПО в рамках региональной системы, структуру и функции отдельных компонентов. Проводился теоретический анализ философской, экономической, педагогической литературы по проблемеиспользовался метод контент-анализа документов по ДПО и докладов, представленных на конференцияхметод опроса руководителей предприятий и участников образовательного процесса ДПО по специально разработанным анкетам.

Для построения математической модели региональной системы ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации применен метод структурно-функционального анализа. В связи с исследованием большого массива информации с целью выявления определенных закономерностей и систематических взаимосвязей между переменными, анализа экономической информации в целях извлечения знаний для принятия решения в условиях неопределенности применен метод добычи данных, основанный на принципах РАД — разведочного анализа данных. Т.к. при исследовании проводился поиск закономерностей в многомерных данных, применены методы многомерного разведочного анализа, такие как кластерный анализ, факторный анализ, логлинейный анализ, канонические корреляции, пошаговая линейная регрессия и др.

К практике экономического анализа влияния ДПО на уровень качества в регионе автором применена теория индексов.

Научная новизна заключается в том, что впервые: -определена взаимосвязь между подготовкой персонала и качеством продукции и услугвыявлен коэффициент воздействия ДПО в области качества на качество продукции и услуг в регионе;

— уточнены и систематизированы представления о ДПО в сб-ласти стандартизации, метрологии, сертификации как составной части территориальной системы управления эффективностью г. рс-изводства и качеством продукции;

— создана и апробирована математическая модель региональной системы ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством;

— применена теория индексов к практике экономического анализа влияния ДПО на качество продукции и услуг в регионе;

— определено и экспериментально проверено влияние ДПО на качество продукции и услуг в Краснодарском крае, предложен метод количественной оценки воздействия ДПО;

Практическая ценность и реализация результатов работы. Полученные в работе научные результаты использованы для определения основных направлений и условий развития региональной системы ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством и ее создания в Краснодарском крае. Материалы исследования применены при разработке программы развития региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в Краснодарском крае на 2000 — 2005 г.г.

Разработанные принципы построения региональная система ДПО внедряется Санкт-Петербурге, Нижнем Нозгороде и Воронеже.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования были представлены и обсуждены на заседаниях ученых Советов Академии стандартизации, метрологии и сертификации, Краснодарского филиала Академии СМиС, краевого учебно-методического совета по ДПО, координационного совета по повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров при департаменте образования и науки администрации Краснодарского края, докладывались на ряде региональных научно-практических конференций в период с 1995 по 2001 год. За период исследования автором разработаны, апробированы и внедрены 8 учебных программ ДПО. Утверждена главой администрации края Программа развития региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в Краснодарском крае на 2000 — 2С05 г. г. В нее вошли целевые проекты по приоритетным направлениям развития ДПО. В том числе и разработанный автором проект «Качество», представляющий собой целевую программу переподготовки и повышения квалификации кадров предприятий и организаций Краснодарского края в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством.

Основные положения, выносимые на защиту:

В ходе исследования автором анализируется состояние проблемы образования взрослых, и на этом фоне излагаются основы теории и практики дополнительного образования в области качества. Автором рассмотрены общие проблемы подготовки специалистов в области качества и проблемы развития ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством на общероссийском и региональном уровнях. В результате анализа функционирования региональной системы образования из нее выделена многоуровневая комплексная система непрерывного образования в области качества, которая рассмотрена во взаимосвязи с комплексной программой социально-экономического развития региона. При этом ДПО в области управления качеством является связующим звеном между формальным профессиональным образованием в области управления качеством и всеобщим образованием в области качества, воздействующим, с целью управления, на качество предметов и средств труда, а так же на качество труда и потребления. Проводите я комплексная социально-экономическая оценка хозяйственной деятельности региона и региональной системы управления качеством, дается характеристика различных статистических групп отраслей экономики региона, освещаются вопросы, связанные с анализом состояния ДПО в Краснодарском крае. Разработаны теоретические основы применения моделирования при проектировании региональной системы ДПО в области управления качеством. Многообразие статистических групп предприятий и видов продукции обусловили необходимость разработки математической модели, что позволило наглядно представить системную идеологию процесса управления ДПО в области качества и дало возможность приступить к проектированию состава и структуры системы с ее прямыми и обратными связями. При проектировании развития ДПО в области качества предложено системообразующее направление, предусматривающее согласованное действие всех элементов в процессе достижения глобальной цели — повышения уровня и качества жизни в регионе. Проведенные исследования позволили предложить алгоритм создания и оптимизации и на этой основе приступить к Формированию системы ДПО в области управления качеством в Краснодарском крае.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего з себя 14 6 источников, и содержит 160 страниц машинописного текста, 30 иллюстраций, б таблиц и 6 приложений.

выхода управления /?(«) = {рч»), р2(п),., ркп (п)} где Рцп) — оптимизируемые параметры п = 1,2,.,^.

N — число элементов в комплексе.

Тп — число составляющих вектора входа.

2.33) У число составляющих вектора выхода кп — число составляющих вектора управления.

Функционирование п-го элемента параллельного комплекса определяется следующими функциями преобразования.

УЦп) = /Чп (Х1(л), Х2(я),., Хг (п), р (п),.рЬ1(п)).

У2(п) = /Г2я (дГ1(и), Х2(п),., Хг (п), р (п),. ркп (п)).

2.34).

Уип (п) = Рип (хцп), Х2(п),., Хг (п), р (п),. ркп (п)).

Добавив к модели функционирования целезую функцию, получаем математическую модель оптимизации.

Д = (2.35).

Ц = I С{п)(у (п), х (п),^(п)) {2>зб, п=1 где Сп)(у (п), х (п), р (п)) — функция, которая оценивает вклад г.-гс элемента в достижение цели.

Управление процессом функционирования осуществляется выбором значений управляющих параметров р{п), п = 1,2,.^У, при которых выполняются заданные ограничения и целевая функция достигает максимального значения.

Сложностью применения численных методов для проведения качественных исследований является не только большое количество переменных, но и отношение переменных к различным шкалам измерения. Таким как номинальная, порядковая и интервальная.

Кроме того, как было сказано ранее, в нашем случае связь между переменными «объективно» слабая. Поэтому необходимо исследование выборки достаточно большого объема за длительный период времени.

2.4. Экспериментальная апробация модели региональной системы дополнительного профессионального образования.

Представляется целесообразным для разработки и внедрения региональной системы ДПО в области качества провести поэтапный анализ воздействия ДПО в области качества в различных отраслях народного хозяйства на уровень качества продукции и услуг в разрезе территориальной системы управления эффективностью и качеством.

1 этап. Воздействие на единичный уровень качества в разрезе подсистемы управления эффективностью и качеством по этапам производства и использования продукции и услуг.

2 этап. Воздействие на групповой уровень качества в разрезе подсистемы менеджмента качества предприятия.

3 этап. Воздействие на комплексный уровень качества в разрезе подсистемы отраслевого управления качеством.

4 этап. Воздействие на интегральный уровень качества в разрезе подсистемы социально-экономического развития региона.

При этом верхняя и нижняя границы оптимизации определяются требованиями, установленными в соответствующих подсистемах .

При проведении сбора данных автор использует отчетные и статистические материалы ведущих предприятий по основным отраслям народного хозяйства Краснодарского края. Собранный материал и его статистическая обработка представлены автором в виде многомерных, многовходовых таблиц скомпанованных в соответствии с глубиной декомпозиции и с разбивкой на четыре этапа исследования. Для иллюстрации табличного материала азтсрсм разработаны графики уровней качества. Табличные и графические материалы представлены в приложении 3.

Для проведения исследования за десятилетний период был накоплен большой массив информации, даже машинная обработка которого представляет собой определенную трудность.

Скяаа НПО в области тесэд продукция, услуги) 1 этап анализа предприятия, шпусхащие продукции и предостаалящие услуги) 2 этап анализа.

ТарриприошсЕстаи уирлмя црдит ринш репюяа.

Смееама ДНО, а вбвкп >пкп1.

Отрасли) (регион).

3 этап анализа 4 этап а1штзл.

Рис. 26 Этапы анализа.

Поэтому автор в исследовании прибегает к логлинейному анализу для более глубокого исследования данных, т.к. именно логлинейный анализ позволяет проверить статистическую значимость различных факторов и взаимодействий (например: время, продукция, предприятия, отрасль, регион и т. д.). При определении коэффициентов воздействия ДПО на единичный уровень качества продукции на отдельных предприятиях края автор при помощи логарифмического преобразования переформулировал задачу анализа многомерных таблиц в термины дисперсионного анализа. В частности, стало возможным многовходовые таблицы уровней качества отдельных видов продукции рассматривать как отражение различных влияний воздействия ДПО в области качества, которые складываются вместе линейным образом (приложение 3,. При этом метод анализа соответствий позволяет описать соответствия между переменными и наблюдениями, представленными в столбцах и строках, разработанных автором, таблиц.

Для сокращения числа переменных и определения структуры взаимосвязи между ними автор прибегает к методу сокращения данных или факторному анализу. Для объединения переменных в один фактор при определении зависимости между ними, автор использует диаграммы рассеяния. Полученная путем подгонки линия I регрессии дает графическое представление зависимости. Если определить новые переменные на основе линии регрессии, изображенной на. этих диаграммах, то такие переменные будет зклю-чать в себя наиболее существенные черты двух исходных переменных. Диаграмма рассеяния позволила визуализировать зависимость между двумя переменными X и У (например, уровнем качества в торговле и общественном питании или групповом уровне качества агрофирмы «Кубань» и сельхозобщества «Кубанская степь»). Мы сократили число переменных. Однако новый фактор (переменная) в действительности является линейной комбинацией исходных переменных (приложение 3).

В результате проведенного анализа автором получены данные интегрального уровня качества и коэффициента воздействия ДПО на качество продукции и услуг в Краснодарском крае за 10-ти летний период (см. таблицу 6). Анализируя ситуацию на рынке образовательных услуг и определяя меру связи между полученными переменными уровня качества в отраслях региона Аи воздействия ДПО на качество продукции и услуг на отраслевом уровне автор обращает внимание на положительный коэффициент корреляции (см. рисунок 27).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В диссертации, объединившей многолетние исследования и практическую работу автора, определены основные закономерности создания региональной системы ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качества.

Цель проведенного исследования выявление влияние ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством на качество продукции и услуг в регионе, а так же разработка научно-методических и организационных основ повышения качества продукции и услуг на базе совершенствования региональной системы подготовки персонала в соответствующей области на примере Краснодарского края.

В результате проделанной работы получены следующие научные и практические результаты:

1. Исследована взаимосвязь научно-технического прогресса с эффективностью общественного производства и повышением качества продукции, выявлена роль образования в области качества, как фактора воздействия на качество продукции и услуг.

2. Проведен анализ уровней качества продукции и услуг на предприятиях различных отраслей народного хозяйства Краснодарского края за десятилетний период. Проанализировано воздействие ДПО на качество продукции и услуг. На основании полученных результатов доказана необходимость создания в регионе системы ДПО в области качества.

3. Разработаны структурно-функциональная модель и алгоритм создания региональной системы ДПО. Проведено математическое моделирование воздействия ДПО на качество продукции и услуг в регионе.

4. На основании проведенных исследований в Краснодарском крае создана и совершенствуется система ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством. Установлена высокая сходимость теоретически смоделированной и созданной системы ДПО.

5. Созданная система ДПО значительно активизировала деятельность, входящих в нее образовательных учреждений, привела к поиску нового содержания и форм организации учебного процесса по переподготовке и повышению квалификации в области качества.

6. Предложен метод экономической оценки влияния ДПС на качество продукции и услуг.

7. Показано, что Краснодарский край репрезентативен и полученные закономерности могут быть использованы в других регионах страны.

8. Рассмотрены пути совершенствования региональной системы ДПО в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
  2. Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» .
  3. МС ИСО 9000:2000 Системы менеджмента качества основы и словарь.
  4. ГОСТ Р ИСО 9001−96. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве и обслуживании.
  5. МС ИСО 9001:2000 Системы менеджмента качества-требования .
  6. МС ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества Руководящие указания по улучшению деятельности.
  7. ЕОК 6−89 Общее руководство качеством. Русское издание № 6, 1989.
  8. Руководство ИСО/МЭК 4 3 «Организация и проведение проверок на компетентность».
  9. ЕЫ 45 012 Основные критерии для сертификационных органов проводящих сертификацию систем качества.
  10. ЕЫ 45 013 Общие критерии органов, которые аттестуют персонал.
  11. ГОСТ 16 504–81. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения.
  12. В. В. Инновационные подходы в деятельности учреждения дополнительного образования как средство его развития: Автореф.дис.канд. пед.наук.-Ростов-на-Дону, 1997.-21с.
  13. Ю. Волны вариабельности.// Стандарты и качество, № 6, 1997, 50 с.
  14. С.Ю., Тагунова И. А. Образование и «третий возраст»//Сов.педагогика.-198 9.-№б.-С.102−107.
  15. Ф.А. Экономика и качество. М.: Изд-во стандартов, 1987, 128с.
  16. А. Новые процессы занятости в условиях перехода к рыночной экономике//Вопр.экономики.-1995.-№ 5.-С.39−42.
  17. . Основы линейного программирования М., «Радио и связь», 1988, 128 с.
  18. . Методы оптимизации, Вводный курс М., «Радио и связь», 1988, 126 с.
  19. В.А. Состояние и тенденции развития системы профессионально-технического образования в новых социально-экономических условиях: Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1966.-23 с.
  20. В.П. Акмеология и образование взрослых// Образование взрослых: психолого-педагогические аспекты: Материалы межрегиональной науч.-практ.конф.-Краснодар, 1999.-С.24−27.
  21. С.Ф. Качество работы и продукции основа качества жизни.// Стандарты и качество — 1996, № 1, с. 1218 .
  22. В.В. Развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей и специалистов // Информационно-аналитический зест-ник.Вып.1−2(6−7).-М.: Государственная академия инноваций, 1998.-С.7−24.
  23. В., Власов В. Система дополнительного профессионального образования: состояние и перспективы // Новые знания.-1997.-№ 4. -С.16−19.
  24. В.Я. Территориальные органы Госстандарта СССР //М.: Изд-во стандартов 1988, 112 с.
  25. В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. -М.: Изд-зо стандартов, 1994, 140с.
  26. В.Я. Проблемы совершенствования непрерывного обучения кадров в области управления качеством // Стандарты и качество, 1995, № 1, с.59−61.
  27. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989.- 195 с.
  28. В.Н., Литвиненко Ю.В, «Филиал Академии стандартизации, метрологии и сертификации». //Стандарты и качество № 6, Москва, 1998, 46−47 с.
  29. В.Н. Должностная подготовка руководителей испытательных лабораторий. Учебный модуль. Краснодар, 1998, 34 с.
  30. В.Н., Белугин A.B., Доронин Е. Г. Системы менеджмента качества с чего начать. Учебное пособие для руководящего состава предприятий. Краснодар, 1999,23 с.
  31. В.Н. Международная деятельность Краснодарского филиала АСМС. //Опыт подготовки и сертификации (аттестации) персонала, работающего в области стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством, Минск, 1999, 12−14 с.
  32. В.Н. Подготовка и повышение квалификации специалистов один из главных элементов развития виноделия. // Садоводство и виноградарство 21 века: Материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 1999, 18−19 с.
  33. В.Н. Актуальные проблемы метрологического обеспечения производства на современном этапе. Квалификация и качество № 4, Москва, 2000, 18−19 с.
  34. В.Н. Качество и конкурентоспособность винодельческой продукции начинается с кадров. Виноград и вино России (спецвыпуск), Москва, 2000, 46−48 с.
  35. В.Н. Проблемы подготовки специалистов в области качества для организаций региона.// Сборник научных трудов Краснодарского филиала АСМиС, Краснодар, 2000, 1924 с.
  36. В.Н. Смысл и цель жизни человека. Жизнь и смерть. Качество жизни. Жизнь и образование.// Методическое пособие. Краснодар, 2001, 38 с.
  37. В.Н. Основной выход из кризиса промышленного виноградарства и виноделия. Виноград и вино России, N'2, Москва, 2001, 24−25 с.
  38. В.Н. Качество нашей жизни требует нового подхода. Перспективы развития дополнительного профессионального образования. Кубанское качество, № 1, Краснодар, 2001, 24−28 с.
  39. В.Н. Решение региональной проблемы профессионального образования в области качества Краснодарским ЦСМ и Академией стандартизации, метрологии и сертификации. Квалификация и качество. Приложение, № 1, Москза, 2001, 28−29 с.
  40. А.П. Современные стратегии образования: варианты выборы // Педагогика.-№ 2, 3−8 с.
  41. В.Г. Интеграция управления качеством продукции. М.: Изд-во стандартов, 1990, № 3, 140 с.
  42. В.Г., Панкина Г. В. Некоторые направления развития сертификации в Российской Федерации // Сертификация, 1996, № 4, 4−7 с.
  43. В. Г. Сертификация дело профессионалов // Сертификация, 1997. № 1, 3−8 с.
  44. В.Г., Сиськов В. И., Дубицкий Л. Г. и др. Интеграция производства и управление качеством продукции.
  45. М.: Изд-во стандартов, 1995, 320 с. 51. ¦ Воронин Г. П. Альперин JT. О проблемах определения эффективности работ по основным направлениям деятельности Госстандарта России // Стандарты и качество. 1998. № 3, 16−18 с.
  46. B.JI. Управление образованием на Западе: тенденция централизации и децентрализации // Педагогика.- 1997. № 2. — 110−117 с.
  47. М.Я. Справочник по элементарной математике. -М.: Наука, 1975, 416 с.
  48. В. Бизнес-образование в системе ДПО: проблемы и тенденции // Новые знания. 1998. — № 1. — 18−2С с.
  49. A.M. Организационно-педагогический менеджмент на муниципальном уровне: Автореф.дис.канд.пед.наук.- Ставрополь, 1999. 20 с.
  50. B.C. Педагогическая наука в условиях непрерывного образования // Сов. Педагогика. 1987. — № 7.- 57−62 с.
  51. B.C. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  52. A.B. Очерки по экономике и организации производства. Очерк 7. Нововведения, маркетинг и системы качества // Стандарты и качество 1995 — № 10 — 50−53 с.
  53. A.B. Очерки по экономике и организации управления качеством //Стандарты и качество, 1993, № 2, 21−23с.
  54. A.B. Современное представление о механизме управления качеством продукции // Стандарты и качество, 1995, № 3, 33−37 с.
  55. О., Диснин И., Журавлев Д. И др. Принципы региональной политики // Россия. 1993. — № 1. — 7−10 с.
  56. В.Е. Особенности обучения современных взрослых людей // Образование взрослых: психолого-педагогические проблемы: Материалы межрегиональной науч.-практ.конф.-Краснодар, 1999. 30−32 с.
  57. П. А. Волков М. Проблемы территориальных органов Госстандарта России // Стандарты и качество, 1993, № 7, 51−52 с.
  58. Е.А. Проблема образования взрослых в условиях Кубани // Образование взрослых: психолого- педагогические проблемы: Материалы межрегиональной науч.- практ. конф.- Краснодар, 1999. 32−33 с.
  59. Э. Выход из кризиса. Тверь, 1994.
  60. Э.Д. Современная школьная реформа в России. М.: Наука, 1998. — 464 с.
  61. О. Очерки по философии образования. М., 1995. — 240 с.
  62. Е.Б., Николаева Л. А. Дополнительное образование: содержание и перспективы развития // Педагогика. -1995. № 5. — 39−44 с.
  63. И. Региональная направленность это главное // Народное образование. — 1993. — № 2. — 19−21 с.
  64. А., Схатум Б. Непрерывное образование на Кубани // Новые знания. 1997. — № 1. 19−22 с.
  65. С. Образование взрослых в России: от века XIX к XXI // Новые знания. 1997. — № 3. — 16−20 с.
  66. Ю.В., Ярыгин В. Т. Системы качества и управление процессами. М.: Машиностроение, 1997, 203 с.
  67. Ю.В. // Стандарты и качество, 1998, № 6, 40 с.
  68. Е.Г. Обучение специалистов в новых экономических условиях// Стандарты и качество, 1995, № 3, 68−70 с.
  69. К. Японские методы управления качеством -М.: Экономика, 1988.
  70. К.Г. Профессиональное обучение и содействие занятости безработных. Науч. издание. М.: Международный центр развития модульной системы обучения, 1998. — 220 с.
  71. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: Наука, 1997.
  72. З.А. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров региональной системы образования: Автореф.дис.докт.пед.наук. СПб., 1995. — 19 с.
  73. В.Г. Основные направления региональной политики в области высшего образования // Регионология. 1993. № 3. — 4−7 с.
  74. С.M. Неформальное образование взрослых: проблемы экономики и управления. СПб., 1998. — 135 с.
  75. Г. Н. Акмеологический подход к дополнительному профессиональному образованию // Проблемы развития региональной системы дополнительного профессионального образования: Материалы региональной науч.-практ. конф. Краснодар, 1997. 25−27 с.
  76. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. В. И. Шкатулла. -М., 1998. 558 с.
  77. C.B. Дополнительное профессиональное образование: проблемы и перспективы // Информационно-аналитический вестник. Вып. 1−2 {6−1). М.: Государственная академия инноваций, 1998. — 25−33 с.
  78. И.А., Подлепа С. А., Клаузнер Е. Р. Стандартизация в условиях становления рыночных отношений // Стандарты и качество 1995, № 1, 25−29 с.
  79. B.C. Конструирование программы раззития региональной образовательной системы: Дис.канд.пед.наук. М., 1993.
  80. Н.С. О региональной политике Госстандарта России в области стандартизации // Стандарты и качество -1994, № 4, 7−11 с.
  81. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985.
  82. В.О. Педагогическая прогностика: научные подходы и мифы. // Педагогика. 1995. — № 3. — 7−14 с.
  83. В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что еще.// Стандарты и качество, 1996, № 4, 68−71 с.
  84. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб.-М., 1991.-224 с.
  85. Л.Н. Образование взрослых в общецивилизаци-онном контексте // Образование взрослых: теория и практика. Вып.1. СПб., 1995.
  86. Народное образование. 1993. — № 7. — 3−6 с.
  87. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1
  88. К., Энгельс Ф. Соч. Т.23
  89. К., Энгельс Ф. Соч. Т.26, ч. 3.102. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46, 4.1−2
  90. К., Энгельс Ф. Соч. Т. 47 104. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 49 105. Маслоу А. Мотивация личности. СПб., 1999. — 478 с.
  91. . А. Уровень качества. Социально- экономические вопросы оценки качества и защита потребителя. -М.: Издательство стандартов, 1989, 184 с.
  92. Новые ценности образования. Тезаурус / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1995.-113 с.
  93. Об образовании: Закон РФ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ с изменениями от 16 ноября 1997 // Вестник образования. 1996. — № 7. — 3−57 с.
  94. Образование взрослых и прогресс. Институт международного сотрудничества. Бонн, 1994. — 448 с.
  95. Образование взрослых: реальность, проблемы, прогноз /Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1998. — 161 с.
  96. Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов: Приказ Госкомвуза РФ от 18 июня 1995 г. № 1078// Бюллетень Госкомвуза РФ. -1995.-№ 10.- 2−20 с.
  97. Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ: Приказ Минобразования РФ от 18 июня 1997 г. № 1221 // Курьер. -1997. 12 авг.
  98. О высшем и послевузовском образовании: Закон РФ от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Российская газета. 1996. — 29 авг.
  99. О дополнительном образовании: Закон РФ: проект // Новые знания. 1997.-№ 3.- 5−13 с.
  100. О местном самоуправлении: Закон Краснодарского края от 2 ноября 1995 года // Кубан. новости. 1995. — 29 но-яб.
  101. В.Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб., 1995.
  102. Опыт и проблемы совершенствования организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки: Материалы региональной науч.-практ. конф. Краснодар, 1996. — 70 с.
  103. О совершенствовании работы с кадрами в агропромышленном комплексе Краснодарского края в новых экономических условиях: Закон Краснодарского края от 2 5 февраля 1997 г. // Кубан. новости. 1997. — 20 марта.
  104. О состоянии и тенденциях развития системы дополнительного профессионального образования в регионах: Решение Коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 11 ноября 1997 г. № 1312.
  105. Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1991.-63 с.
  106. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. B.C. Гершунского. М.: Педагогика, 19S0. — 224 с.
  107. В.М. Региональное образование: организация, управление, развитие: Автореф.дис.докт.пед.наук. М., 1994. -21 с.
  108. Проблемы развития региональной системы дополнительного профессионального образования: Материалы региональной науч.-практ. конф. Краснодар, 1997.-7 4 с.
  109. Программа развития региональной системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в Краснодарском крае на 1999−2000 годы: Утв. постановлением главы администрации Краснодарского края от 15 февраля 1999 г. № 102.
  110. И.И. Развитие региональной образовательной системы (на материалах Сочинского региона): Автореф. дис. канд.пед.наук. СПб., 1992. -17 с.
  111. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Отв. Ред. Б. J1.Вульфсон. М., 1995.
  112. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах. Т.2. — М., 1993. 608 с.
  113. А.И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие. М.: МИК, 1997. — 160 с.
  114. Сборник нормативно-правовых и методических документов в сфере дополнительного профессионального образования. М., 1998. — 464 с.
  115. М.З. Система общего руководства качеством как гарантия обеспечения качества на предприятии// Стандарты и качество, 1996, № 5, 34−38 с.
  116. В.А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис. докт. пед. наук. -М., 1977. 18 с.
  117. Словарь основных понятий дополнительного профессионального образования.-М., 1997.-44 с.
  118. Соглашение между правительством Российской Федерации и администрацией Краснодарского края о разграничении предметов ведения и полномочий // Краснод. известия.1996. № 28 (1285) .
  119. Статистический сборник // Краснодарский край в цифрах Краснодар, 2000
  120. Теоретические основы непрерывного образования / Под ред. В. Г. Онушкина. М., 1987. — 207 с.
  121. Ю.С. Методика выявления и описания интегра-тивных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ.1. М., 1988.-46с.
  122. Ю.С. Социокультурное и педагогическое проектирование: проблемы и перспективы интеграции // Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах: Материалы междунар. науч.-метод, конф. Сочи, 1988. — 21−25 с.
  123. Управление качеством продукции. Справочник/ Под ред. В. В. Бойцова, А. В. Гличева. -М.: Изд-во стандартов, 1985, 464 с.
  124. K.M. Проблемы управления народным образованием в переходный период // Народное образование. 1993. -№ 6.
  125. К. Д. Педагогические соч. Т. 2. — М.-Л., 1948. — 740 с.
  126. В.В. Теоретические основы содержания общетехнической подготовки учащихся профтехучилищ: Автореф. дис. докт.пед.наук.- СПб., 1991. -22 с.
  127. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб., 1998.-639 с.
Заполнить форму текущей работой