Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Развитие научно-методического аппарата управления качеством таможенного контроля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также на качество таможенного контроля в настоящее время могут оказать негативное влияние такие факторы, как увеличение внешнеторгового оборота, г' последовательное уменьшение сроков совершения таможенных операций, сокращение количества таможенных органов и их штатной численности. Они приводят к возрастанию нагрузки на должностных лиц таможенных органов и, как следствие, к увеличению вероятности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Таможенный контроль и задача его совершенствования
    • 1. 1. Анализ современного состояния таможенного контроля
    • 1. 2. Управление качеством таможенного контроля как инструмент повышения его эффективности
    • 1. 3. Современный научно-методический аппарат управления качеством таможенного контроля и задача его развития
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Развитие научно-методического аппарата управления качеством таможенного контроля
    • 2. 1. Развитие понятийного аппарата качества таможенного контроля
    • 2. 2. Система показателей и критериев качества таможенного контроля
    • 2. 3. Методика оценки качества таможенного контроля
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления качеством таможенного контроля и повышению его эффективности
    • 3. 1. Рекомендации по проведению оценки качества таможенного контроля
    • 3. 2. Рекомендации по формированию корректирующих и предупреждающих действий
    • 3. 3. Реализация разработанных практических рекомендаций на примере Приволжского таможенного управления
  • Выводы по главе

Развитие научно-методического аппарата управления качеством таможенного контроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деятельность таможенных органов Российской Федерации осуществляется в динамично изменяющихся условиях внешней среды: продолжающейся интеграции Российской Федерации в международную систему хозяйственных связей, членства ее во Всемирной торговой организации, функционирования Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.

В связи с этим существует необходимость в гармонизации и унификации применяемых в разных странах подходов к оценке и управлению качеством базового процесса — таможенного контроля на единой основе, которой являются положения международных стандартов в области качества.

Это также обеспечит соответствие таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации, общепризнанным в мировой г' практике требованиям, основанным на удовлетворении потребностей заинтересованных сторон и принципах постоянного улучшения.

В то же время анализ современного состояния таможенного контроля свидетельствует о том, что применение требований международных стандартов пока еще не нашло должного отражения в связи с необходимостью адаптации их положений к деятельности таможенных органов Таможенного союза, и в частности Российской Федерации.

Международные стандарты ИСО серии 9000 (МС ИСО серии 9000) [3−6] определяют, что любой процесс и его результаты должны соответствовать у' требованиям потребителей, отвечать их интересам и удовлетворять их потребности и ожидания.

Заинтересованными в результатах таможенного контроля сторонами являются: государство, участники внешнеэкономической деятельности и персонал таможенных органов.

При этом государство прежде всего заинтересовано в том, чтобы таможенный контроль был правомерным (полностью соответствовал действующему законодательству) и результативным (обеспечивал полноту поступления платежей в федеральный бюджет и выполнение установленных показателей).

Участники внешнеэкономической деятельности заинтересованы в снижении непроизводительных издержек, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, а персонал таможенных органов — в качественном выполнении задач таможенного контроля и наличии комфортных условий труда.

До недавнего времени таможенный контроль обеспечивал интересы главным образом государства. В настоящее время законодателем перед таможенными органами поставлены новые, не менее важные задачи, связанные с сокращением сроков совершения таможенных операций и снижением издержек участников внешнеэкономической деятельности [11, 15].

Качественное решение этих задач в современных условиях не представляется возможным без учета интересов персонала таможенных органов. Таким образом, в целом для обеспечения качественного таможенного контроля необходимо установить баланс интересов как государства, так и других заинтересованных сторон, и на этой основе выстроить подходы к управлению качеством процесса таможенного контроля.

Существующий в настоящее время научно-методический аппарат управления качеством таможенного контроля пока не обеспечивает в должной мере учет интересов лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и персонала таможенных органов. Так, исполнение большинства показателей, которые в настоящее время установлены для таможенного контроля Федеральной таможенной службой (ФТС России), направлено, прежде всего, на удовлетворение интересов государства и в незначительной части — участников внешнеэкономической деятельности.

О наличии данной проблемы свидетельствуют также результаты проводимых на регулярной основе опросов участников внешнеэкономической деятельности, подтверждающих недостаточно высокую степень удовлетворенности лиц г' качеством процесса таможенного контроля и его результатами.

Кроме того, проведенный в работе анализ выполнения установленных показателей свидетельствует о том, что таможенные органы способны выдавать требуемый результат в определенные периоды времени, но он не является устойчивым. Управление процессом таможенного контроля не обеспечивает стабильность его качества, которое во многом зависит от многочисленных факторов динамично изменяющейся внутренней и внешней среды.

В настоящее время для управления таможенным контролем используются преимущественно результаты мониторинга показателей, основанных на выявлении г' и учете несоответствий в процессе, т. е. управление базируется на обнаружении несоответствий, и их появление является управляющим сигналом для осуществления корректирующих действий над процессом. Управление таможенным контролем в такой ситуации является управлением с большими рисками, оно не основано на предупреждении появления несоответствий в процессе, что может привести к снижению его эффективности и не дает гарантии достижения стабильных результатов работы в дальнейшем.

Также на качество таможенного контроля в настоящее время могут оказать негативное влияние такие факторы, как увеличение внешнеторгового оборота, г' последовательное уменьшение сроков совершения таможенных операций, сокращение количества таможенных органов и их штатной численности. Они приводят к возрастанию нагрузки на должностных лиц таможенных органов и, как следствие, к увеличению вероятности допущения ими нарушений и ошибок в работе. Все это в целом обусловливает важную практическую проблему повышения качества таможенного контроля. Ее решение связано с необходимостью совершенствования управления качеством таможенного контроля, что соответствует Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [20], где стратегической целью для таможенных органов определено повышение качества и результативности таможенного администрирования.

Это обусловило актуальность проведенных исследований, определило их объект и цель.

Объектом научного исследования является таможенный контроль.

Цель исследования состоит в повышении качества таможенного контроля.

Достижение этой цели в настоящее время может быть обеспечено путем совершенствования управления качеством таможенного контроля на основе применения положений международных стандартов ИСО серии 9000.

Это обусловило выбор управления качеством таможенного контроля на г' основе МС ИСО серии 9000 предметом диссертационного исследования.

Границы исследования. Таможенный кодекс Таможенного союза определяет таможенный контроль как «совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства государств — членов Таможенного союза» [1, ст.4].

При этом следует отметить, что осуществление таможенного контроля подразделяется на два значительных блока, различающихся как моментом начала г' проведения контроля, так и применяемыми формами: таможенный контроль до выпуска товаров (определение законодательно не закреплено) и таможенный контроль после выпуска товаров (определение дано в ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза) [1, ст.99].

Таможенный контроль до выпуска товаров является основным процессом, по результатам которого в настоящее время определяется степень достижения конкретным таможенным органом поставленных целей. Так, если обратиться к контрольным показателям эффективности деятельности таможенных органов, установленным ФТС России, то станет ясно, что абсолютное большинство из них г' около 75%) относятся к характеристикам таможенного контроля [21].

В связи с этим, в диссертационном исследовании вопросы управления качеством таможенного контроля исследуются применительно к первому этапу, то есть таможенному контролю до выпуска товаров.

Степень разработанности проблемы. Совершенствование управления качеством таможенного контроля предполагает наличие соответствующего научнометодического аппарата, учитывающего требования международных стандартов в области качества, обеспечивающего баланс интересов всех заинтересованных в результатах процесса сторон и реализующего принцип постоянного улучшения.

Разработка такого аппарата являлась предметом исследований многих у зарубежных и отечественных ученых. Особых успехов в создании эффективных систем управления качеством добились в Японии и США, где научные и методологические разработки, в первую очередь, связаны с именем американского ученого Э. Деминга (Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами, 1986). Также большой вклад в создание применяемых в настоящее время систем управления качеством внесли американские ученые J. Juran (A History of Managing for Quality: The evolution, Trends and Future Directions of Managing for Quality, 1995), А. Фейгенбаум (Контроль качества продукции, 1986). у'.

Исследованию отдельных аспектов управления качеством и методам мониторинга и оценки качества посвящены работы Генри Р. Нива (Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса, 2005), К. Исикавы (Японские методы управления качеством, 1988), Д. Уилера и Д. Чамберса (Статистическое управление процессами, 2009), В. Andersen (Root Cause Analysis. Simplified tools and techniques, 2001) и др.

Среди российских ученых данными проблемами занимались Ю. П. Адлер (Управление качеством: статистический подход, 1979), В. А. Лапидус (Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях, 2002), A.B. Гличев (Антология русского у' качества, 2000), Е. П. Кочетков (Диалог консультанта с руководителем подразделения о статистических методах при производстве продукции, 2006) и др.

Вопросы управления качеством таможенной деятельности, в том числе применения современных инструментов и методов ее оценки и контроля, освещались в исследованиях, проведенных C.B. Барамзиным [42−44], В. И. Голоскоковым [137], Ю. Е. Гупановой, JI.A. Жигуном [69,142], В. В. Макрусевым [86−88], В. Ю. Диановой [64−65], и др. Так, в работах Ю. Е. Гупановой подробно раскрыты вопросы совершенствования управления качеством таможенных услуг. В исследованиях JI.A. Жигуна освещены вопросы, связанные с выявлением факторов, определяющих качество управления таможенными услугами, а также организацией контроля. Работы C.B. Барамзина посвящены развитию теоретических аспектов и методологии освоения требований международных стандартов, в том числе методам измерения, мониторинга и оценки качества деятельности таможенных органов и организации систематического совершенствования процедур таможенной деятельности.

Таким образом, в целом в настоящее время в отношении управления качеством таможенной деятельности имеются существенные наработки, создан значительный научный фундамент.

Вместе с тем ряд научно-методических вопросов еще не получил достаточного развития.

В частности, существующий научно-методический аппарат управления качеством таможенного контроля не обеспечивает в полной мере применения МС ИСО серии 9000, он не адаптирован к условиям деятельности таможенных органов, комплекс существующих показателей недостаточно системно охватывает все аспекты процесса и качества его результатов. Отсутствует методика измерения, анализа и оценки таможенного контроля, позволяющая адекватно определять его качество.

Кроме того, в настоящее время отсутствует действенный механизм постоянного улучшения таможенного контроля и его результатов, позволяющий совершенствовать процесс и повышать его эффективность.

Таким образом, в настоящее время имеет место противоречие между требуемым и существующим уровнем развития научно-методического аппарата управления качеством таможенного контроля.

На практике неразрешение этого противоречия приводит к снижению качества таможенного контроля, не позволяет обеспечить требуемый уровень эффективности таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Необходимость разрешения указанного противоречия обусловила общую научную задачу проведенных исследований. Ее суть состоит в развитии научно-методического аппарата управления качеством таможенного контроля и разработке рекомендаций по повышению его эффективности.

Решение этой задачи в диссертации достигнуто решением следующих частных задач:

1) развитием понятийного аппарата качества таможенного контроля;

2) разработкой системы показателей и критериев качества таможенного контроля;

3) разработкой методики оценки качества таможенного контроля.

Необходимость решения поставленных задач обусловила приведенную на рис. 1 структуру диссертации.

1. Таможенный контроль и задача его совершенствования.

Анализ современного состояния таможенного контроля -> Управление качеством таможенного контроля как инструмент повышения его эффективности -> Современный научно-методический аппарат управления качеством таможенного контроля и задача его развития и г 2. Развитие научно-методического аппарата управления качеством таможенного контроля.

Развитие понятийного аппарата качества таможенного контроля -> Система показателей и критериев качества таможенного контроля —> Методика оценки качества таможенного контроля.

3. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию управления качеством таможенного контроля и повышению его эффективности.

Рекомендации по проведению оценки качества таможенного контроля -> Рекомендации по формированию корректирующих и предупреждающих действий -> Реализация разработанных практических рекомендаций на примере Приволжского таможенного управления.

Рис. 1. Структурно-логическая схема диссертационного исследования.

Область диссертационного исследования соответствует п. 1.6.116.

Механизм повышения эффективности и качества услуг" специальности 08.00.05.

Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг)" Паспорта специальностей ВАК РФ.

Теоретической базой исследования послужили труды известных российских и зарубежных ученых, специалистов в области управления качеством и управления таможенной деятельностью. В основу методологии исследования положен системный подход.

Методологическую базу исследования составляют методы сравнительного и системного анализа, аналогии, исторического 'и ретроспективного анализа, анкетирование, экспертное прогнозирование и экономико-математическое моделирование. В работе применяется методологический принцип единства теории и практики, использованы прикладные экономико-статистические методы.

Информационную базу исследования составили международные и национальные стандарты Российской Федерации в области качества, таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство РФ о таможенном деле, нормативные правовые акты Правительства РФ, нормативные и правовые акты, аналитические материалы и отчетно-статистические данные ФТС России, Приволжского таможенного управления. Также использованы материалы по теме исследования из средств массовой информации, в том числе информационных ресурсов сети Интернет.

Эмпирическую основу исследования составили данные Приволжского таможенного управления, содержащие сведения о проведенном комплексе мероприятий по созданию системы менеджмента качества Приволжского таможенного управления на основе МС ИСО серии 9000, а также результаты статистических исследований автора, проведенные в таможенных органах Приволжского таможенного управления.

Новыми научными и практическими результатами, полученными лично автором, являются: г'.

1) выводы из анализа современного состояния таможенного контроля и управления его качеством;

2) усовершенствованный научно-методический аппарат управления качеством таможенного контроля;

3) рекомендации по проведению оценки качества таможенного контроля и формированию корректирующих и предупреждающих действий в целях улучшения таможенного контроля.

В обобщенном виде суть выводов заключается в следующем:

— вероятность снижения качества таможенного контроля по причине возрастания сложности задач, стоящих перед таможенными органами, в связи с увеличением товарооборота, последовательным уменьшением сроков совершения таможенных операций, сокращением количества таможенных органов и их штатной численности, повышением требований заинтересованных сторон к результатам таможенного контроля;

— необходимость адаптации положений МС ИСО серии 9000 к практике осуществления таможенного контроля таможенными органами в условиях активизации интеграционных процессов;

— существующий научно-методический аппарат управления качеством таможенного контроля не в полной мере обеспечивает решение задач, поставленных перед таможенными органамиПравительством Российской Федерации, связанных с повышением качества таможенного администрирования;

— слабым звеном в управлении таможенным контролем в настоящее время является неразработанность подходов к осуществлению измерения его качественных характеристик, проведению мониторинга, анализа и оценки показателей, основанных на принципах качества.

Все это в целом свидетельствует о необходимости дальнейшего развития научно-методического аппарата управления качеством таможенного контроля на основе положений международных стандартов ИСО серии 9000. Это развитие должно быть направлено на адаптацию положений МС ИСО серии 9000 к деятельности таможенных органов, обеспечение баланса потребностей и ожиданий г' заинтересованных сторон, а также применение статистических методов при управлении рассматриваемым процессом.

Предложенный научно-методический аппарат управления качеством таможенного контроля включает:

— уточненный понятийный аппарат управления качеством таможенного контроля, отличающийся введением новых понятий: «качество процесса таможенного контроля», «качество продукта таможенного контроля», «несоответствие (несоответствующая продукция) таможенного контроля», «управление качеством таможенного контроля», «оценка качества таможенного контроля», «улучшение качества таможенного контроля», «результативность таможенного контроля»;

— систему показателей и критериев качества таможенного контроля, которая в отличие от существующей в настоящее время базируется на балансе интересов всех заинтересованных в результатах деятельности таможенных органов сторон, что позволяет повысить адекватность оценки качества таможенного контроля;

— методику оценки качества таможенного контроля, отличающуюся учетом дополнительных факторов, влияющих на результаты процесса таможенного контроля, и применением статистических методов при управлении процессом, основанных на предупреждении несоответствий, возникающих в процессе таможенного контроля, и управлении причинами их появления, что позволило более полно учесть требования МС ИСО серии 9000 и, в конечном счете, существенно повысить качество таможенного контроля.

Указанные научные результаты позволили обосновать:

— рекомендации по проведению оценки качества таможенного контроля;

— рекомендации по формированию корректирующих и предупреждающих действий в целях улучшения таможенного контроля.

Реализация разработанных практических рекомендаций позволила повысить эффективность таможенного контроля, осуществляемого таможенными органами Приволжского таможенного управления, что в диссертации подтверждается статистическими данными.

Научная новизна полученных результатов исследования заключается в разработке научно-методического аппарата управления качеством таможенного контроля, учитывающего особенности осуществления таможенного контроля и основанного на положениях МС ИСО серии 9000. В отличие от известных, этот аппарат опирается на баланс интересов заинтересованных сторон и статистические методы оценки результатов управления таможенным контролем.

На основе этого аппарата разработаны практические рекомендации по совершенствованию управления качеством таможенного контроля за счет разработки и реализации корректирующих и предупреждающих действий и мероприятий по улучшению.

Полученные научные результаты обеспечивают дальнейшее развитие теории таможенного контроля и в целом — экономики и управления народным хозяйством.

Апробация и внедрение результатов исследования велись по следующим направлениям:

— результаты исследования прошли апробацию в Российской таможенной академии при подготовке учебных материалов и проведении практических занятий по дисциплине «Управление качеством в таможенной деятельности»;

— использовались при подготовке учебно-методического комплекса по программе учебной дисциплины «Стандарт ФТС России. Система управления качеством в таможенных органах» в Российской таможенной академии;

— основные положения диссертационной работы докладывались на III Международной молодежной научно-практической конференции 20−23 апреля 2010 года (Российская таможенная академия, г. Люберцы) — Международной научно-практической конференции 21 декабря 2011 года (Российская таможенная академия, г. Люберцы) — научно-практической конференции 4 декабря 2012 года (г. Новосибирск, Сибирское таможенное управление);

— материалы исследования включены в отчеты по научно-исследовательским работам: «Разработка рекомендаций по освоению в ФТС России требований МС ИСО серии 9000 с учетом опыта Приволжского таможенного управления», «Разработка рекомендаций по созданию и освоению в ФТС России механизма ведомственной аттестации систем управлениятаможенными органами на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001−2008»;

— материалы исследования включены в учебник «Экономика таможенного дела», издание Российской таможенной академии;

— материалы исследования включены в монографию «Теоретические основы освоения требований МС ИСО серии 9000 в ФТС России», издание Российской таможенной академии;

— результаты исследования используются в практической деятельности Приволжского таможенного управления и таможенных органов Приволжского регионаразработанная Методика мониторинга, анализа и оценки внедрения и функционирования элементов системы менеджмента качества процесса таможенного контроля товаров и транспортных средств утверждена начальником.

Приволжского таможенного управления 30.03.2010 и с 2010 года используется в практической деятельности таможенных органов Приволжского региона;

— также основные теоретические аспекты диссертации были использованы автором: при подготовке к выступлению на научно-практической конференции, проведенной Приволжским таможенным управлением 21.05.2010 совместно с участниками внешнеэкономической деятельности, осуществляющими деятельность в Приволжском регионе (г. Нижний Новгород);

— при подготовке к выступлению на Дне инвестора, проведенном Министерством инвестиционной политики Нижегородской области, руководством города Нижнего Новгорода и Нижегородской области 17.02.2012 (г. Нижний Новгород) с участием представителей бизнес-сообществапри подготовке статей для информационно-аналитического журнала «Таможня»: «Контроль со знаком качества» (Таможня. 2009. № 11 (226)), «Цель ПТУ — постоянное улучшение» (Таможня. 2011. № 6 (269)).

Обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, обеспечивается полнотой учета факторов, влияющих на объективность оценки качества таможенного контроля, а также использованием общенаучных методов (ретроспективного, факторного и системного анализа, научного обобщения практического и теоретического опыта), хорошо зарекомендовавших себя при исследовании вопросов управления качеством.

Достоверность результатов диссертационного исследования подтверждается согласованностью полученных выводов с практикой осуществления оценки качества таможенного контроля таможенными органами Российской Федерации, а также положительными результатами внедрения основных научных результатов в деятельность Приволжского таможенного управленйя, учебную и научную работу Российской таможенной академии.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его научной новизной и актуальностью и заключается в развитии теоретических положений управления качеством применительно к таможенному контролю и дальнейшем совершенствовании основ адаптации требований МС ИСО серии 9000 к системе управления таможенными органами Российской Федерации.

Разработанный научно-методический аппарат управления качеством таможенного контроля может быть применен в дальнейших исследованиях по совершенствованию таможенного администрирования.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что разработанные теоретические положения диссертации обеспечивают совершенствование методик мониторинга, анализа и оценки качества таможенного контроля и других процессов таможенной деятельности. Они также могут быть использованы при формировании перспективной системы управления качеством таможенных услуг.

Применение разработанных автором рекомендаций по совершенствованию управления качеством таможенного контроля дает возможность повышать эффективность осуществления таможенного контроля на любом из уровней таможенной системы: ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов на основе применения принципа постоянного улучшения.

Практическое применение результатов исследования позволяет формировать особые технологии управления качеством таможенного контроля на основе анализа применения комплексной системы показателей и критериев качества, базирующихся на балансе интересов всех заинтересованных в результатах таможенного контроля сторон.

В целом, разработанная методика оценки качества таможенного контроля, основанная на применении статистических методов, может быть адаптирована практически к любому процессу таможенной деятельности, и ее использование будет способствовать повышению результативности деятельности таможенных органов.

Внедрение полученных результатов сделает возможным эффективно использовать потенциал таможенных органов для решения поставленных задач и в целях реализации функций, возложенных на таможенные органы в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Содержащиеся в работе теоретические выводы и практические рекомендации могут быть использованы: в работе ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов при разработке и применении показателей и критериев оценки качества процессов таможенной деятельностив аналитической деятельности таможенных органов при оценке качества их работы и выявлении перспективных направлений развитияпри подготовке программ и учебных пособий, преподавании курсов «Управление таможенным делом», «Таможенный менеджмент», «Управление в таможенных органах» в рамках учебного процесса Российской таможенной академии и других высших учебных заведений,' а также в дополнительном профессиональном образовании для повышения квалификации должностных лиц таможенных органов.

Публикации. Основные положения диссертации опубликованы в 8 работах общим объемом 64,3 п.л., из них авторский объем — 3,8 п.л.

В состав данных работ входят 6 публикаций общим объемом 2,5 п.л. (личный вклад автора — 2,3 п.л.), из них 2 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, а также 1 монография (личный вклад автора —1,0 п.л.), 1 учебник (личный вклад автора — 0,5 п.л.).

Структура и объем диссертации

В соответствии с целью и задачами исследования диссертационная работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников, содержащий 179 источников, и приложения. Объем работы составляет 148 страниц основного текста, включает 30 таблиц, 25 рисунков, 6 приложений.

Выводы по главе.

1. Сформулированные практические рекомендации по совершенствованию управления качеством таможенного контроля и повышению его эффективности конкретизируют механизм применения предложенного в главе 2 научно-методического аппарата в практике управления качеством таможенного контроля.

2. В целях такой конкретизации автором разработаны рекомендации по проведению оценки качества таможенного контроля, которые позволили структурировать и упорядочить данную деятельность. В ее осуществление предложено включить, помимо анализа выполнения установленных показателей, также анализ рисков, несоответствий и причин их возникновения, оценку достаточности ресурсов, необходимых процессу таможенного контроля.

3. Основываясь на результатах проведенной оценки, автором разработаны рекомендации по формированию корректирующих и предупреждающих действий, направленных на улучшение таможенного контроля.

При этом автором разделены понятия коррекции, корректирующих и предупреждающих действий. Это разделение обусловлено различием их целевой направленности.

В целях обеспечения процесса постоянного улучшения предложено проводить на регулярной основе оценку результативности предпринятых корректирующих и предупреждающих действий.

4. В п. 3.3. на примере статистических данных Приволжского таможенного управления показана реализация разработанных в диссертационном исследовании рекомендаций.

Результаты реализации служат объективным подтверждением изложенных в диссертации выводов о целесообразности разработки и реализации корректирующих и предупреждающих действий в целях повышения эффективности таможенного контроля, а такж^ любого другого процесса таможенной деятельности.

Заключение

.

В ходе проведенного исследования решена поставленная научная задача, заключающаяся в развитии научно-методического аппарата управления качеством таможенного контроля и разработке рекомендаций по повышению его эффективности.

На основании проведенного в работе анализа современного состояния таможенного контроля и научно-методического аппарата, используемого в г* настоящее время при управлении его качеством, обоснована необходимость дальнейшего развития и совершенствования такого аппарата.

В результате исследования российского и зарубежного опыта освоения требований МС ИСО серии 9000, в том числе в таможенных органах, обоснована целесообразность и актуальность проведения оценки качества таможенного контроля на основе применения статистических методов.

В ходе исследования: уточнен понятийный аппарат управления качеством процесса таможенного контроляна основе баланса потребностей и ожиданий заинтересованных сторон разработана система показателей и критериев качества таможенного контроля, которые сгруппированы в пять основных групп: показатели правомерности, результативности, технологичности, адекватности и оперативности.

В работе впервые предложена для использования в таможенных органах методика оценки качества таможенного контроля, основанная на адаптированных к деятельности таможенных органов положениях МС ИСО серии 9000 и применении статистических методов при управлении процессами.

В исследовании доказано, что применение данной методики позволяет достаточно полно и всесторонне оценить качество таможенного контроля, своевременно вырабатывать управленческие решения по формированию и реализации корректирующих действий при выявлении несоответствий в ходе проведения таможенного контроля, а также предупреждающих действий и мероприятий по улучшению, и оценивать их влияние на качество таможенного контроля.

Разработанные рекомендации по организации и проведению оценки качества таможенного контроля в целях предупреждения несоответствий и управления причинами их появления позволили апробировать методику в практической деятельности таможенных органов Приволжского таможенного управления, что дало возможность оценить качество процесса таможенного контроля, в том числе в динамике.

Кроме того, в таможенных органах Приволжского региона были реализованы представленные в работе практические рекомендации по применению результатов оценки качества таможенного контроля для формирования корректирующих и предупреждающих действий. Полученные результаты дают возможность предположить, что их дальнейшее развитие предоставит возможность для совершенствования управления качеством таможенного контроля в целях повышения его эффективности на любом из уровней таможенной системы: ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

В связи с этим, задачей дальнейших исследований является развитие теоретических положений управления качеством применительно к другим процессам таможенной деятельности и дальнейшее совершенствование основ адаптации требований МС ИСО серии 9000 ко всей системе управления таможенными органами Российской Федерации.

В целом, разработанный научно-методический аппарат управления качеством таможенного контроля унифицирует подходы к проведению оценки качества таможенного контроля на основе единых международных стандартов и, следовательно, может быть применен в дальнейших исследованиях по совершенствованию таможенного администрирования в рамках Единого экономического пространства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Электрон, ресурс. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.06.2013).
  2. ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения иг*словарь. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.iso.org/standart9000.html (дата обращения 20.01.2011).
  3. ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.iso.org/standart9000.html (дата обращения 20.01.2011).
  4. ИСО 9004:2001. Системы менеджмента качества. Методические указания по улучшению деятельности. Электрон. ресурс. Режим доступа: http://www.iso.org/standart9000.html (дата обращения 20.01.2011).
  5. ИСО 9004:2009. Системы качества. Руководство по разработке, реализацииг*и совершенствованию. Электрон. ресурс. Режим доступа: http://www.iso.org/standart9000.html (дата обращения 20.01.2011).
  6. ГОСТ Р ИСО 9000−2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.gost.ru (дата обращения 05.07.2013).
  7. ГОСТ Р ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.gost.ru (дата обращения 05.07.2013). '
  8. ГОСТ Р ИСО 9004:2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.gost.ru (дата обращения 05.07.2013).
  9. ГОСТ Р 50 779.42 99 (ИСО 8258 — 91). Статистические методы. Контрольные карты Шухарта. Электрон. ресурс. Режим доступа: http://www.gost.ru (дата обращения 05.07.2013).
  10. Распоряжение Правительства РФ от 06.06.2012 № 1125-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования». Электрон,ресурс. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.06.2013).
  11. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1128-р «О плане мероприятий («дорожная карта») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта». Электрон, ресурс. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.06.2013).
  12. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция, 1999). Электрон, ресурс. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.03.2013).
  13. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537. Электрон, ресурс. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.03.2013).
  14. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311 -ФЗ. М.: Проспект, 2011. 256 с.
  15. О таможенном тарифе: закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003−1. Электрон, ресурс. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.02.2011).
  16. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р. Электрон, ресурс. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.03.2013).
  17. Об утверждении положения и регламента работы Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России: приказ ФТС России от 14.06.2007 № 725 Электрон, ресурс. Доступ из СПСг''
  18. КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.02.2011).
  19. Об утверждении регламента Федеральной таможенной службы: приказ ФТС России от 2612.2012 № 2656 Электрон, ресурс. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.03.2013).
  20. Стандарт организации. Мониторинг и измерение продукции и процесса таможенный контроль до выпуска товаров (СТО СМК ПТУ 02−02−001−2013). Нижний Новгород: Приволжское таможенное управление, 2013. 66 с.
  21. Стандарт организации. Управление документацией (СТО СМК ПТУ 0201−001−2013). Нижний Новгород: Приволжское таможенное управление, 2013. 40 с.
  22. Стандарт организации. Корректирующие и предупреждающие действия (СТО СМК ПТУ 02−01−004−2013). Нижний Новгород: Приволжское таможенное управление, 2013. 13 с.
  23. Стандарт организации. Анализ со стороны руководства (СТО СМК ПТУ 02−01−005−2013). Нижний Новгород: Приволжское таможенное управление, 2013. 56 с.
  24. Книги, учебники, учебные пособия, монографии
  25. О.Г. Управление качеством. М.: А-Приор, 2012. 128 с.
  26. Ю.П. Управление качеством: -статистический подход. М.: Издательство «Знание», 1979. 49 с.
  27. Анализ видов и последствий потенциальных отказов. БМЕА. Ссылочное руководство. Пер. с англ. 4-го издания: Н. Новгород: ООО СМЦ Приоритет, 2009. 142 с.
  28. В.Г., Анисимов Е. Г., Капитоненко В. В. Оптимизационно-адаптивный подход к управлению инвестициями в условиях неопределенности: монография. М.: Изд-во РТА, 2009. 174 с.
  29. Е.Г., Карпов А. Н., Липатова Н. Г. Проблемы таможенной деятельности. Часть 1. понятия и определения в области исследования проблемsтаможенного дела. М.: Изд-во РТА, 2010. 110 с.
  30. Антология русского качества. / Под ред. A.B. Гличева. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. 432 с.
  31. И.З., Штерн JI.M. Стандарты ИСО 9000 в жизни. М.: Книжный дом «Университет», 2001. 233 с.
  32. Г. В. Теория государственного управления: Учебник. М.: Издательство «Омега-JI», 2010. 525 с.
  33. C.B. Функции управления в таможенном деле (проблемы качества процессов и результатов). Монография. М.: РИО РТА, 2009. 152 с.
  34. C.B. Исследование систем управления. Учебное пособие. М.: РИО РТА, 2007. 35 с.
  35. C.B. Управление качеством таможенной деятельности. Учебник. М.: РИО РТА, 2004. 356 с.
  36. Н.М., Иванов В. Н., Кухаренко В. Б. От культа таможни к таможенной культуре. М.: РИО РТА, 2000. 80 с.
  37. Н.М., Съедин С. И. Таможенный менеджмент. Учебное пособие. М.: РИО РТА, 1996.362 с.
  38. Большая Российская энциклопедия. М.: Эдди-Пресс, 2001. 870 с. s
  39. Большая советская энциклопедия. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://bse.sci-lib.com.
  40. Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007. 816 с.
  41. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002. 754 с.
  42. О.С., Наумов А. И. Менеджмент. М., Гардарика, 1999. 456 с.
  43. Всеобщее управление качеством (TQM): Учебник для вузов. Под ред.О. П. Глудкина. М.: Радио и связь, 1999. 600 с.
  44. Р. Нив. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 432 с.
  45. И.П. Менеджмент: Учебник: 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮПИТИ, 2002. 353 с.
  46. А.В. Основы управления качеством продукции. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. 424 с.
  47. Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. 340 с.
  48. Ю.Е. Концептуальные и методологические основыоптимизационно-адаптивного управления качеством таможенных услуг в условияхsнеопределенности и риска: Монография. М.: Изд-во РТА, 2011. 106 с.
  49. Ю.Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: Монография. М.: Изд-во РТА, 2012. 164 с.
  50. Ю.Е. Научно-методические рекомендации по управлению качеством таможенных услуг: научно-методическое пособие. М.: Изд-во РТА, 2012. 80 с.
  51. Ю.Е. Статистический эксперимент: анкетирование по вопросам управления качеством таможенных услуг: научно-практическое пособие. М.: Изд-во РТА, 2012. 52 с.
  52. Н.И. Теория и практика управления в таможенных органах: альбом схем. Спб.: Спб филиал РТА, 2005. 71 с.
  53. Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 412 с.
  54. Джордж Стивен, Ваймерскирх Арнольд. Всеобщее управление качеством TQM. Стратегии и технологии, применяемые сегодня в самых успешных компаниях. Спб.: Виктория плюс. 2002. 343 с.
  55. В.Ю., Макрусев В. В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. М.: РИО РТА, 2005. 292 с. '
  56. В.Ю., Макрусев В. В., Маркина О. В. Развитие таможенных институтов: монография. М.: Изд-во РТА, 2009. 250 с.
  57. В.Г. Основы таможенного дела: учебник. М.: Экономика, 1998.675 с.
  58. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Бук Чембер Интернешнл, 1992. 380 с.
  59. А.Д. Таможенный менеджмент: модели и информационное обеспечение. М.: Изд-во РТА, 2009. 172 с. г*
  60. JI.A. Менеджмент: современные основы организации контроля на предприятии. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 2007. 470 с.
  61. К. Японские методы управления качеством: сокращ. перевод с англ. М.: Экономика, 1988. 215 с.
  62. JI.B. Статистическое управление процессами для начинающих. Н. Новгород: ООО СМЦ Приоритет, 2010. 44 с.
  63. В.Э. Методы управления затратами и качеством продукции. М.: ИКЦ «Маркетинг», 2002. 208 с.
  64. В.П. Основы теории эффективности таможенного дела: монография / В. П. Косенко, Л. И. Опошнян. М.: РИО’РТА, 2005. 95 с.
  65. Т. Самооценка в организациях: пер. с англ. И. Н. Рыбакова при участии Г. Е. Герасимовой / Научное редактирование В. А. Лапидус и М. Е. Серов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000. 328 с.
  66. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992. 780 с.
  67. Е.П. Диалог консультанта с руководителем подразделения о статистических методах при производстве продукции: изд. 2-е исправленное. Н. Новгород: ООО СМЦ Приоритет, 2006. 140 с.
  68. Е.П. Диалог с руководителем компании о предупреждении отказов. Н. Новгород: ООО СМЦ Приоритет, 2007. lt)4 с. 157 —
  69. Ф. Качество и я: Жизнь бизнесмена в Америке. М.: «Стандарты и качество», 2003. 563 с.
  70. М.Г., Шишков Г. М. Менеджмент качества: как он есть. М.: ЭКСМО, 2006. 358 с.
  71. В.А. Всеобщее качество (ТС)М) в российских компаниях. М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2002. 432 с.
  72. В.А. Статистические методы, всеобщее управление качеством, сертификация и кое-что еще. Н. Новгород: ООО СМЦ Приоритет, 1996. 33 с.
  73. В.А. Система Шухарта. Н. Новгород: ООО СМЦ Приоритет, 2004. 65 с.
  74. Т.И. Управление затратами на качество продукции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. 290 с.
  75. Д.С., Седов В. И., Сиськов В. И. Стандарт и качество (экономический аспект проблемы): 2-е изд., доп. и пер. М.: Издательство стандартов, 1975. 368 с.
  76. И.И., Шапиро В. Д. Управление качеством: 2-е изд. М.: Омега-Л, 2005. 400 с.
  77. В.В., Дианова В. Ю. Таможенный менеджмент: учебное пособие. М.: Изд-во РТА, 2009. 278 с.
  78. В.В. Основы системного анализа в таможенном деле: курс лекций. М.: Изд-во РТА, 2009. 332 с.
  79. В.В., Сафронов А. В. Государственные таможенные услуги: монография. М.: Изд-во РТА, 2008. 196 с.
  80. А.С., Мухин В. И. Исследование систем управления: учебник. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2005. 225 с.
  81. Дж. Справочник по методам непрерывного улучшения. Практикум для достижения организационного превосходства. Пер. с англ. Н. Новгород: ООО СМЦ Приоритет, 2004. 122 с. s
  82. M., Альберт M., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. М.: Дело, 1995. 480 с.
  83. .З. Теория организации: учебник. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012. 848 с.
  84. В.М. Исследование систем управления: учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2008. 527 с. s
  85. В.М. Управление качеством: учебник. М.: Юнити-Дана, 2005.463 с.
  86. В.И. Исследование систем управления: учебник. М.: Национальный институт бизнеса, 2000. 480 с.
  87. А.Д. Управление качеством. М.: Дрофа, 2004. 720 с.
  88. Общий и специальный менеджмент: учебник. / Под ред. A.JI. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2000. 568 с.
  89. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: учебное пособие. М.: Дело и сервис, 1999. 497 с.
  90. В.В. Менеджмент качества: учебник. СПб.: Наука, 2003. 512 с.
  91. Основы управления таможенными органами России: учебник / В. В. Макрусев, В. Т. Тимофеев, И. Н. Колобова, C.B. Барамзин, А. Ф. Андреев. Под общ. ред. В. А. Черных. М.: Изд-во РТА, 2009. 252 с.
  92. В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учебник. М.: Юристь, 2002. 365 с.
  93. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., ИНФРА-М, 2005. 480 с.
  94. В.В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов. М.: РИА Стандарты и качество, 2006. 250 с.
  95. . Лекции об аудите качества. М.: РИА Стандарты и качество, 2000. 310 с.
  96. Т.Ф., Ярошенко А. И., Бакаев В. И. Система КАНАРСПИ -гарантия высокого качества. М: Изд-во стандартов, 1968. 213 с.
  97. Системный анализ и управление: учебное пособие / В. В. Макрусев, A.A. Пауков, А. Г. Истомин, РТА. М.:РИО РТА, 2004. 410 с.
  98. Э.А. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 2003. 248 с.
  99. Статистическое управление процессами. SPC. Ссылочное руководство. Пер. с англ. 2-го издания. Н. Новгород: ООО СМЦ Приоритет, 2007. 224 с.
  100. Управление таможенным делом: учебное^особие / В. В. Макрусев, В. А. Черных, В. Т. Тимофеев, А. Ф. Андреев, И. Н. Колобова, В. Ю. Дианова, C.B. Барамзин. Под общ. ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. Спб.: Троицкий мост, 2011.448 с.
  101. Д. Чамберс Д. Статистическое управление процессами. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 425 с.
  102. Управление в таможенных органах (по материалам США): учебно-методическое пособие: пер. с анг. / Под ред. Н. М. Блинова, С И.Съедина. М.: РИО РТА, 1995. 398 с.
  103. А. Контроль качества продукции: сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и научн. ред. A.B. Гличев. М.: Экономика, 1986. 471 с.
  104. Фоксвел Колин. Руководство по применению стандарта ИСО 9001:2000 в сфере услуг. Компетентный подход к внедрению систем менеджмента качества. М.: РИА Стандарты и качество, 2002. 360 с.
  105. Д. Управление качеством в американских корпорациях: пер. с англ. М.: Экономика, 1990. 430 с.
  106. А .Я. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг: монография / А .Я. Черныш, Ю. Е. Гупанова, О. Г. Симахин. М.: Изд-во РТА, 2012. 140 с. ?
  107. А.Я. Основы научных исследований: учебник / А. Я. Черныш, Е. Г. Анисимов, Н. П. Багмет, И. В. Глазунова, Т. Д. Михайленко. М.: Изд-во РТА, 2011.226 с.
  108. А.Я. Основы экономики таможенного дела: учебное пособие / А. Я. Черныш, Е. Г. Анисимов, Ю. Е. Гупанова и др. М.: Изд-во РТА, 2012. 206 с.
  109. А .Я. Основы таможенного дела: учебник / А. Я. Черныш, Е. И. Антонова, Ю. Е. Гупанова и др. М.: Изд-во РТА, 2012. 508 с.
  110. А.Я. Теоретические основы освоения требований МС ИСО серии 9000 в ФТС России: монография / A.gL. Черныш, С. В. Барамзин, В. И. Голоскоков, О. Г. Локтева и др. М.: Изд-во РТА, 2012. 308 с.
  111. А.Я. Экономика таможенного дела: учебник / А. Я. Черныш, Е. Г. Анисимов, Т. Г. Газизулин, О. Г. Кухарская и др. М.: Изд-во РТА, 2013. 426 с.
  112. Эванс Джеймс. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 671 с.
  113. Экономическая теория (политэкономия): учебник для вузов / Под ред. Д. В. Валового. М.: Изд. дом АТИСО, 2008. 520 с.
  114. Andersen В. Root Cause Analysis. Simplified tools and techniques. Milwaukee, WI: American Society for Quality, 2001. 272 p.
  115. Deming, W.E. The new economics. For Industry, Government and Education. 2nd ed. Cambridge, MA: MIT, Center for Advance Engineering Study, 1995. 247 p.
  116. Garvin D. Managing Quality: The Strategic and Competitive Edge. New York, Free Press, 1988. 253 p.
  117. Harrington J. The Improvement Process: How America’s Leading Companies Improve Quality. New York, McGraw-Hill. 1987. 312 p.
  118. Ishikawa K. What is Total Quality Control? The Japanese Way. Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall. 1985. 365 p.
  119. Juran J.M. A History of Managing for Quality: The evolution, Trends and Future Directions of Managing for Quality (Milwaukee, WI, ASQC Quality Press), 1995. 267 p.
  120. Vivek Nanda. Quality Management System Handbook For Product Development Companies. CRC Press. USA. 2005. 287 p.3. Статьи, тезисы докладов
  121. Ю.П., Хунузиди Е. И., Шпер В. Л. Методы постоянного совершенствования сквозь призму цикла Шухарта-Деминга // Методы менеджмента качества. 2005. № 3. С. 29−36.
  122. Ю., Щепетова С. Чего же мы ждем от системы экономики качества// Стандарты и качество. № 1. 2002. С.52−65.s
  123. Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир // Стандарты и качество. 2001. № 5/6. С. 49−61.
  124. А.Ф. Теоретические аспекты оценки эффективности и качества таможенного дела // Вестник РТА. 2009. № 1. С. 60−67.
  125. И.Л., Версан В. В. О моделях систем управления: нужна ли альтернатива моделям МС ИСО серии 9000? Какова стратегия действий в этой области? // Стандарты и качество. 2003. № 2. С. 56−63.
  126. О. А. Новые подходы к организации таможенного оформления и таможенного контроля: за и против // Хозяйство и право. 2010. № 2. С. 118−120.
  127. В.И. Предпосылки применения системы менеджмента качества на базе МС ИСО серии 9000 в целях управления качеством таможенного контроля в таможенных органах Приволжского таможенного управления // Вестник РТА. 2010. № 4. С. 11−19.
  128. Е.П. Внедрение и применение системы менеджмента качестваsна основе МС ИСО серии 9000 в таможенных органах. Ведомственная аттестация // Вестник РТА. 2010. № 4. С. 28−33.
  129. Ю.Е. Необходимость повышения качества таможенных услуг в современных условиях // Вестник РТА. 2012. № 1. С. 18−26.
  130. Ю.Н. Экспресс-метод оценки эффективности таможенного контроля // Вестник РТА. 2007. № 1. С. 115−119.
  131. А.Д. Теоретико-методологические аспекты взаимодействия таможни и бизнеса / А. Д. Ершов, В. М. Юрицин // Вестник РТА. 2010. № 3. С.12−17.
  132. JI.А. Выявление факторов, определяющих качество управления государственными таможенными услугами / Л. А. Жигун // Вестник РТА. 2013. № 3. С.30−39.
  133. О.Г. Механизм постоянного улучшения в управлении качеством таможенного контроля // Экономика и предпринимательство. 2013. № 8. С. 496−499.
  134. О.Г. Применение статистических методов в управлении качеством процесса таможенного контроля на примере Приволжского таможенного управления // Вестник РТА. 2010. № 4. С.3413.
  135. H. Применима ли концепция всеобщего качества к деятельности органов государственной власти в России? // Стандарты и качество. 2000. № 7. С. 45−57.
  136. М.З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества // Стандарты и качество. 1997. № 9. С. 39−47
  137. О.В. Правовые аспекты совершенствования таможенного контроля: предварительная декларация, декларирование товаров, централизованная таможенная очистка // Таможенное дело. 2009. № 3. С. 17−20.
  138. Alexey Gubin. Developing of performance measurement problems for Russian customs service // Customs Scientific Journal CUSTOMS. 2011, № 1. C. 54−62.
  139. Теоретические труды и отчеты о НИР
  140. Диссертации и авторефераты диссертаций
  141. C.B. Совершенствование механизма управления таможенной системой Российской Федерации: дисс. на соиск. учен. степ, к.э.н. // М.: РТА, 1997. 158 с.
  142. C.B. Развитие управления таможенной деятельностью в России: автореферат дисс. на соиск. учен. степ, д.э.н. //М.: РТА, 2000. 52 с.
  143. Ю.Е. Разработка концептуальных, методологических и методических основ управления качеством таможенных услуг: дисс. на соиск. учен. степ, д.э.н. // М.: РТА, 2013. 415 с.
  144. A.B. Совершенствование системы управления в таможенной службе на основе индикативного подхода: дисс. на соиск. учен. степ, к.э.н. // М.: РТА, 2004. 143 с.
  145. А.П. Совершенствование управления таможенной деятельностью и повышение ее эффективности: дисс. на соиск. учен. степ, к.э.н. // М.: РТА, 1996. 287 с.
  146. A.B. Управление развитием таможенных технологий (региональный аспект): дисс. на соиск. учен. степ, к.э.н. // М.: РТА, 1999. 189 с.
  147. И.А. Совершенствование управления в таможенных органах РФ на основе контроллинга: дисс. на соиск. учен. степ, к.э.н. // М.: РТА, 2003. 148 с.
  148. А.И. Совершенствование управления таможенным контролем объектов внешней торговли (на примере Владимирской таможни): дисс. на соиск. учен. степ, к.э.н. // М.: РТА, 2003. 162 с.
  149. О.Г. Развитие системы управления государственными таможенными услугами на основе таможенного мониторинга: дисс. на соиск. учен, степ, к.э.н. // М.: РТА, 2011. 156 с.
  150. О.А. Управление качеством таможенных услуг: дисс. на соиск. учен. степ, к.э.н. // Саратов, 2007. 196 с.
  151. Информационные ресурсы сети Интернет
  152. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011 2013 годы Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.customs.ru/ru/activities/ndexes/.
  153. В.А. Концепция всеобщего качества (TQM) как национальная идея России Электрон. ресурс. Режим доступа: http ://www. elitarium.ru/2006/04/14/koncepcij avseobshhegokachestvatqmkaknacio nalnaj aidej arossii .html.
  154. Таможенная служба Российской Федерации в 2012 году: справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России Электрон, ресурс. Режим доступа: http://customs.ivs/index.php?option=comcontent&view=article&id=7995&Itemid=1845
  155. Total Quality Management (TQM) Электрон, ресурс. Режим доступа: http://bankreshenij .ru/?p=241.
  156. A.B. Практический менеджмент качества онлайн. Личная страница эксперта А. В. Горбунова Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.pqm-online.com/agorbunov.
  157. Толковый словарь Ушакова онлайн. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.ushakovdictionary.ru.
  158. Большой толковый словарь русского языка Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.slovopedia.com.
  159. Н. В. Яшин Н.С. Оценка результативности должна быть результативной Электрон. ресурс. Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY 12/rez-smk.htm.
  160. Материалы 28-го заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики Российской Федерации Электрон, ресурс. Режим доступа: http://modernization.pro/index.php?/.
  161. М.В. Совершенствование управления таможенным контролем в интересах развития внешней торговли Российской Федерации. Электрон, ресурс. Режим доступа: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/488 204.html.
  162. Материалы Всероссийского центра исследования общественного мнения Электрон, ресурс. Режим доступа: http://wciom.ru/.
  163. Итого Персонал таможенных органов Участники ВЭД Таможенные органы Государство, ^ общество Заинтересованные стороны
Заполнить форму текущей работой