Естественные монополии и их роль в российской экономике
Существует Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», к монополиям относятся следующие сферы хозяйствования: транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги… Читать ещё >
Естественные монополии и их роль в российской экономике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Институт сокращенных программ Курсовая работа Дисциплина: Макроэкономика Тема: «ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ И ИХ РОЛЬ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»
Выполнил:
Угренева А.В.
Москва
Содержание Введение
1. Естественные монополии: проблемы функционирования и практика регулирования
2. Роль естественных монополий в экономике России
3. Государственное регулирование естественных монополий Заключение Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. Современный этап экономического развития характеризуется переходом к эффективным методам хозяйствования на основе инновационных технологических и управленческих стратегий. Особую роль в данном процессе играют естественные монополии. Изменения в функционировании естественных монополий влияют на все макроэкономические показатели страны. В последние 5 лет на их долю приходится 10?13% валового внутреннего продукта, они обеспечивают рабочими местами 7% населения страны, а инвестиции в основной капитал «большой тройки естественных монополистов» составляли в 2010 г. 86,8 млрд долл. США. Наша страна производит около 10−11,5% объема мировой первичной энергии, что в пять раз больше ее доли в мировом ВВП.
Осуществляя инфраструктурную функцию, естественные монополии играют исключительную роль в поддержании необходимой целостности и устойчивости национальной экономики. Ресурсы и продукция, транспортируемые этими монополиями, реализуется на мировом рынке, удовлетворяя потребности ряда стран различных регионов мира, что расширяет участие страны в международных экономических отношениях. Народнохозяйственное значение естественных монополий определяется и их участием в пополнении доходов государственного бюджета страны. В то же время существует целый ряд проблем, связанных с недостаточной микроэкономической и макроэкономической эффективностью деятельности российских естественных монополий.
Степень разработанности проблемы. В экономической науке создана значительная теоретическая основа для изучения проблем функционирования естественных монополий. В научных трудах дается общая характеристика естественной монополии, выявляются причины ее возникновения и устойчивости, анализируется состояние конкретных организаций, относящихся к типу естественных монополий в России и за рубежом, развитие отраслей с естественно-монопольными сегментами, исследуются последствия деятельности естественных монополий для национального хозяйства в целом.
Основополагающие принципы и подходы к характеристике естественных монополий как экономической категории были заложены в работах представителей классического и неоклассического направлений экономической мысли: С. Бэйли, Дж. С. Милля, Э. Чедвика, Ф. фон Визера, А. Маршалла, У. Шепарда, А. Харбергера. С применением новых методов исследования эти рыночные структуры изучают современные ученые У. Баумоль, Р. Дорнбуш, К. Макконнел, Д. Рубинфельд, С. Фишер, Н. Хайман. Свое слово в развитии общей теории несовершенной конкуренции и монополии сказали также представители кейнсианства Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Э. Хансен.
Основатели американского институционализма Т. Веблен, Дж. Коммонс, Дж. Гэлбрейт рассматривали естественные монополии в контексте сформировавшихся в обществе формальных и неформальных правил игры, разных типов трансакций и социально-экономического и политико-правового устройства общества. Разработка важнейших принципов организации конкурентных и неконкурентных рыночных структур и функционирования фирм как сетей внешних и внутренних контрактов, направленных на преодоление неопределенности и информационной асимметрии, снижение трансакционных издержек, можно обнаружить в работах представителей неоинституционального направления экономической мысли: Р. Коуза, Ф. Найта, Й. Барцеля, Дж. Стиглера. С позиции экономики организаций естественно монопольные рыночные структуры в настоящее время исследуют представители французской «экономики соглашений» К. Менар и Ж. Сапир, с позиции экономики права Р. Познер, теории эволюционных изменений Р. Нельсон и С. Уинтер, концепции специфических активов и оппортунистического поведения О. Ульямсон, поиска политикоэкономической ренты Г. Таллок и др.
В изучении проблемы естественных монополий заметное место занимают исследования отечественных ученых: С. Авдашевой, А. Богданова, А. Войтова, Р. Гринберга, С. Далина, Л. Демина, М. Дерябиной, Р. Евстигнеева, Е. Корольковой, П. Ловчиновского, Л. Лозовского, Е. Малинниковой, А. Некипелова, С. Никитина, Б. Райзберга, Е. Стародубцева, А. Шаститко, А. Яковлева.
Объектом исследования являются естественные монополии, функционирующие в России, и их государственное регулирование.
Предметом исследования являются особенности и механизмы функционирования естественных монополий, способы их эффективного регулирования в специфической российской макроэкономической и институциональной среде, анализируемые во взаимосвязи с показателями экономической эффективности их развития.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, статистиков, юристов, специалистов в области изучения естественномонопольного сектора, проблем его развития в современных условиях, разработчиков стратегических и тактических подходов к государственному регулированию естественно-монопольных видов деятельности, направлений повышения эффективности функционирования предприятий данного сектора экономики.
1. Естественные монополии: проблемы функционирования и практика регулирования Термин «монополия» в современной экономике имеет скорее негативную коннотацию. Монополия ассоциируется с вытеснением конкурентов с рынка, созданием барьеров на пути новых производителей, ценовым давлением на потребителей и поставщиков, в отдельных случаях — с попытками давления на государство (если монополия играет важную роль в экономике). Чтобы предотвратить возникновение таких явлений, государство уделяет большое внимание антимонопольному регулированию (в частности, порождая тем самым парадокс принуждения фирм к конкурентной борьбе, победа в которой запрещена законодательно).
Однако следует помнить о том, что в ряде ситуаций монопольный контроль над рынком является единственным возможным вариантом обеспечения устойчивого развития соответствующей отрасли экономики и полностью соответствует интересам как потребителей, так и государства, тогда как конкуренция, напротив, привела бы к росту производственных издержек и вызвала бы увеличение расходов потребителей. Речь идет о так называемых естественных монополиях. Однако возникают важные вопросы:
— какие монополии могут быть отнесены к естественным? Очевидно, что любой монополист, стремясь защитить свое рыночное положение, будет настаивать на отнесении своей компании к естественным монополиям. Фактически именно на этой позиции стоят противники теории естественной монополии. Согласно им, монополии сформировались в ответ на недовольство производителей жесткой конкуренцией на рынке (например, в США в конце XIX-начале XX вв.), причем помогло им возникнуть правительство США, дефакто предоставившее им монопольный статус. Сама же теория естественной монополии возникла как необходимость оправдать существование таких монополий;
— нуждаются ли естественные монополии в специфическом регулировании, или, в силу своей высокой общественной полезности, потребности в особом регулятивном аппарате для них нет?
В данной вопросе мы сделаем попытку уточнить сущность естественной монополии, выявить причины, обуславливающие ее возникновение, сформулировать отличие естественной монополии от классической и описать механизмы регулирования их деятельности.
Естественная монополия соответствует той, и только той рыночной ситуации, когда эффективное производство и распределение любого объема продукции или услуги возможно лишь при наличии единственной фирмыпроизводителя. Этот критерий можно описать как субаддитивность издержек. Издержки являются субаддитивными, если их величина для одной фирмы меньше, чем для двух и более, при определенном общественно обусловленном уровне производства. Наличие конкурентов в этой ситуации ведет к неоправданным затратам на создание параллельной инфраструктуры (например, на прокладку еще одной железной дороги).
Такая специфическая ситуация возникает в результате действия трех факторов:
1) особенности технологии. Если несколько обобщить, то можно констатировать, что существование естественной монополии обуславливается объективными физическими законами (которые лежат в основе используемой технологии);
2) уникальность продукции и ресурсов. Уникальность товаров или услуг, произведенных естественными монополистами, заключается в невозможности их замены на другие товары или услуги из-за особых потребительских свойствах. Большую роль играют также ресурсы, используемые естественными монополистами для выпуска товаров и услуг. К таким ресурсам можно отнести, в частности, инфраструктуру (производственный комплекс) и само сырье, из которого производится товар (например, контроль над определенным месторождением вполне способен породить естественную монополию);
3) высокие барьеры входа на рынок. Хотя предполагается, что этот фактор имеет наибольшее значение не столько для формирования новых естественных монополий, сколько для сохранения уже сложившимися монополиями своего статуса (поскольку конкуренты не могут позволить себе инвестировать в проект со столь высокими издержками), однако это не совсем так. Высокий барьер входа на рынок автоматически делает естественным монополистом компанию, которая согласилась взять на себя соответствующие риски и успешно преодолела этот барьер. Иными словами, барьеры для входа на рынок позволяют естественным монополиям не только удерживать свой статус, но и получать его.
Если монополия возникла в результате действия хотя бы одного из перечисленных выше факторов, то она может быть отнесена к естественным.
Прочие факторы, обуславливающие наличие монополии, типичны как для естественных, так и для традиционных монополий, и критериями разграничения быть не могут. К этим факторам можно отнести:
1) экономия на разнообразии;
2) вертикальная интеграция деятельности;
3) наличие секрета или патента;
4) соответствие требованиям национальной безопасности. На этом аспекте следует остановиться подробнее, поскольку отдельные авторы полагают, что соответствие этому критерию является безусловным признаком естественной монополии. Хотя для государства предпочтительным может являться такой вариант развития какой-либо отрасли, при котором определенный рынок контролируется только одной компанией, однако это не означает, что такой вариант является предпочтительным также и с точки зрения рынка. Созданная для целей обеспечения национальной безопасности монополия может быть как естественной (обеспечивающей субаддитивность издержек), так и поддерживаемой искусственным путем.
Польза от естественной монополии для национальной экономики заключается не только в том, что они обеспечивают более низкие издержке ведения определенной деятельности, но и в том, что будучи крупными по размеру компаниями и единственными операторами в какой-либо сфере, они способны аккумулировать значительные ресурсы для реализации общественно важных проектов с длительными сроками окупаемости. Например, ключевой для формирования геоэкономической роли России проект трансъевразийского транспортного коридора может быть реализован только действующей инфраструктурной монополией — Российскими железными дорогами.
Очевидно, что естественные монополии играют стратегическую роль в экономике страны в силу своего масштаба (фактически охватывая целую отрасль) и значимости своей деятельности для обеспечения общественного благосостояния (поскольку иные компании вести тот же вид деятельности не в состоянии). По этой причине государство, желая создать для таких монополий благоприятные условия ведения бизнеса, но при этом стремясь защитить своих граждан от возможного недобросовестного поведения естественного монополиста, берет на себя функцию регулирования и контроля естественных монополий.
Во многих публикация, касающихся естественных монополий, границы между понятиями «контроль» и «регулирование» часто неопределенны. Как правило, эти слова употребляются как синонимы. Согласно «Современному экономическому словарю» контроль — «составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, положениями, инструкциями, другими нормативными актами, а также программами, планами, договорами, проектами, соглашениями». Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. Термин «регулирование», как правило, понимается как контроль над установлением тарифов и цен. Отмечается, что регулирование качества услуг, контроль соблюдения правил поведения на рынке, лицензирование, обеспечение доступа к инфраструктуре, к сожалению, недостаточно институционализированы. Кроме того, отсутствует понимание неразрывности комплекса регулирующих воздействий на те или иные сферы деятельности". Зотов А. П., Галлямова Д. Х. Методы государственного регулирования функционирующих естественных монополий // Экономика и управление. 2006. № 4. С. 84 Такой подход к регулированию оказывает влияние на деятельность естественных монополий и может привести к недостаточному удовлетворению спроса потребителей, снижению ВНП и другим негативным последствиям.
Принято считать, что существуют два типа контроля естественных монополий со стороны государства — внешний и внутренний. Эти типы раскрывает Ж. Сапир. Внешний — «через принятие регламентирующих актов или корректирующее налогообложение (штрафы и субсидии), внутренний — «через присутствие представителей государственных органов (с правом принятия решения) в самих компаниях».
Если обратиться к зарубежному опыту, то можно увидеть, что во главе угла в этой деятельности стоит суверенность и самостоятельность органов регулирования не только от самих контролируемых компаний, но и от других органов государственного управления. Кроме того, действия всех регулирующих органов должны быть максимально согласованы, что дает им большую свободу в принятии решений.
Регулирование естественных монополий в западных странах реализуется с помощью административных органов, судов, либо тех и других. Считается, что самая непростая ситуация сложилась в Великобритании, где система контроля является двусторонней. В 1980 году в стране был принять Закон о конкуренции, который не оправдал возлагаемых на него надежд, в той части, что не прибавилось оперативности в контроле естественных монополий. Сегодня британская система контроля основывается на законодательстве о добросовестной торговле и о конкуренции, где ведущая роль принадлежит Ведомству по добросовестной торговле, Комиссии по монополиям, государственному секретарю торговли и промышленности. С другой стороны, естественные монополии контролирует Суд по ограничительной практике.
Отметим, что в Великобритании транспорт и распределение газа отделены от сфер потенциальной конкуренции (добыча газа), «т.е. в монопольной собственности и управлении находятся только газопроводы и газораспределительная сеть, а задачей реформ провозглашается повышение эффективности путем внедрения в функционирование естественных монополий рыночного механизма, для которого имеются соответствующие технические возможности».
В США основная функция государственного контроля за естественными монополиями возложена на антитрестовский отдел Министерства юстиции. Данный отдел вправе возбуждать судебные производства против нарушения антитрестовского законодательства. Функцией контроля также обладает Федеральная торговая комиссия. Однако, главную роль в этой деятельности играют федеральные суды и, в первую очередь, Верховный суд США, который определяет легитимность тех или иных ограничений в договорах или методах хозяйственной деятельности.
Как и в Великобритании, состав регулируемых отраслей в США имеет свои особенности. Так, например, транспортировка газа по газопроводам не является естественной монополией. В США существуют спотовый и фьючерсный рынки газа «с низкими ценами на газ, относительно открытым и взаимосвязанным контрактным рынком на право использования газопроводов и хранилищ».
В ФРГ функции регулирования возложены на органы по делам картелей, куда входят Федеральное ведомство по делам картелей, министр экономики и высшие органы земель. В их полномочия входит осуществление расследования и возбуждение административных производств, а также наложение штрафов.
В целом, основные принципы регулирования естественных монополий за рубежом, можно определить следующим образом:
— необходимость альтернативных источников информации об объекте регулирования;
— предпочтительность ценового регулирования перед регулированием нормы прибыли естественной монополии;
— полное институциональное отделение регулируемого естественномонопольного сектора от конкурентных сфер деятельности отрасли.
В целом, можно говорить о том, что государственное регулирование естественных монополий в развитых странах опирается на несколько стратегий, среди которых наиболее эффективной является стратегия, базирующаяся на модели ценообразования, ориентированной на работу естественных монополий в условиях «второго наилучшего решения».
Изучая зарубежный опыт регулирования естественных монополий, и перенося его на Россию, необходимо помнить, что «отечественная экономика и экономики западных стран находятся на разных этапах технологического развития».
ФЗ РФ «О естественных монополиях» предусматривает применение органами регулирования естественных монополий двух основных методов: ценового, осуществляемого установлением цен (тарифов) или их предельного уровня, и неценового, заключающегося в определении потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установлении минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Выбор метода регулирования осуществляет сам регулирующий орган и осуществляет применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности. При этом учитывается стимулирующая роль указанных методов в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них, а также оценивается обоснованность затрат. Во внимание принимаются: издержки производства (реализации) товаров; налоги и другие платежи; стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления; прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам); удаленность различных групп потребителей от места производства товаров; соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей; государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
Главным регулятивным органом в России является Федеральная энергетическая комиссия, спектр полномочий которой достаточно широк. Среди регулируемых комиссией естественных монополий — электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт, трубопроводный транспорт и нефтепродукты, а также морские, речные терминалы, аэропорты и порты. В своей работе комиссия опирается на довольно обширную законодательную базу, которая в последнее время активно совершенствуется и обновляется.
Реализуя свои полномочия, ФЭК старается достичь главных целей, как единый тарифный орган, применяя следующие методы. Это, прежде всего:
— достижение баланса экономических интересов, регулируемых организаций потребителей, их товаров и услуг;
— осуществление антиинфляционного регулирования цен и тарифов;
— проведение единой ценовой политики в отношении субъектов естественных монополий.
Согласно Федеральному закону «О естественных монополиях» в России действует Положение о Реестре субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль. В данный Реестр включаются хозяйствующие субъекты естественных монополий, которые заняты производством или реализацией товаров в условиях естественной монополии, в том числе транспортировкой газа по трубопроводам, транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам. Решение о включении организации в Реестр принимает Правление Федеральной энергетической комиссии, основываясь на результатах анализа деятельности хозяйствующих субъектов либо опираясь на заявления поставщиков и потребителей продукции на соответствующих рынках, которые обоснованно объясняют необходимость включения организации в Реестр.
Государство достаточно жестко регулирует деятельность естественных монополий. Поэтому монополисты стремятся минимизировать государственное регулирование. В подготовленной Центром стратегических разработок «Стратегии развития Российской Федерации до 2010 г.» прописано предложение об ослаблении государственного контроля, касающегося ценообразования в монополизированных отраслях.
Другой взгляд на регулирование естественных монополий, напротив, состоит в том, что необходимо усиление государственного присутствия в монопольных секторах экономики. Энергетическая стратегия России до 2020 г. говорит о том, что основным средством достижения целей и реализации приоритетов Энергетической стратегии является государственное воздействие на формирование цивилизованного энергетического рынка, экономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством.
Государственное регулирование этих процессов будет осуществляться с помощью:
— ценовой, налоговой и таможенной политики;
— институционально-организационных преобразований в ТЭК при одновременном совершенствовании методов антимонопольного контроля оптовых и розничных цен энергетических рынков на федеральном и региональном уровнях и регулирования естественных монополий;
— совершенствования законодательства и нормативно-правовой базы функционирования энергетического сектора, стандартизации и сертификации, лицензирования деятельности субъектов энергетического рынка.
Сегодня, многие экономисты сходятся во мнении, что государство должно осуществлять регулирование цен в сфере естественных монополий, однако необходимо обеспечивать выгодное для государства функционирование и развитие монопольных секторов экономики. По мнению большинства заинтересованных лиц, оптимальное соотношение этих мер в государственном регулировании представляет собой достаточно сложную задачу, требующую взвешенного решения. Выбору наилучшего курса в этой области государственного регулирования в определенной мере может помочь опыт западных стран.
Итак, регулирование естественных монополий является одним из важнейших факторов, которые обеспечивают нормальное функционирование экономики. Антимонопольное законодательство должно быть здравым и взвешенным, а его реализация работниками регулирующих органов должна умеренной, поскольку слишком жесткий контроль может привести к дисбалансу рыночных отношений.
Законы и подзаконные акты, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение для современной России, но их применение в деле встречается с различными трудностями.
Во-первых, понятие естественной монополии, представленное в ФЗ «О естественных монополиях», допускает неоднозначную трактовку. Например, в законе по сути дела противопоставляются понятия естественной монополии и конкуренции.
Кроме того, недостаточное внимание уделяется установлению границ естественных монополий, их идентификации, обоснованию включения субъектов хозяйствования в Реестры естественных монополистов. «Эти вопросы отодвинуты на второй план и продолжают решаться совершенно формально, с преимущественным использованием чисто бюрократических процедур, без достаточных обоснований и расчетов по идентификации естественной монополии, хотя их игнорирование во многом усугубляет неэффективность проводимых реформ».
Закон ФЗ «О естественных монополиях» определяет включение в Реестры субъектов естественных монополий соответствующими органами государственного регулирования на основании анкет и заявлений, как правило, по совершенно формальным процедурам, а не по итогам расчетов характеристик деятельности для каждого потенциального естественного монополиста.
Что касается ценообразования, то ценовые методы государственного регулирования естественных монополий используются достаточно широко, определены проблемы ценообразования, а также некоторые эффективные пути их решения. Тем не менее, круг выработанных решений и предлагаемых средств является далеко не полным, и «методические возможности формирования цен с учетом подходов современной теории естественной монополии не используются. Как следствие, в практике регулирования отсутствуют „точки отсчета“, ориентиры, обеспечивающие оптимизацию уровней и структуры цен (тарифов) как на конечную, так и на промежуточную продукцию (в части цен доступа к сетевым инфраструктурным объектам)».
Если рассматривать процессы, касающиеся естественных монополий России и зарубежных стран, то можно сделать определенные обобщения, на которые обращают внимание различные ученые. В первую очередь, должно быть публично-правовое регулирование естественных монополий, чтобы соблюсти интересы как производителей, так и потребителей.
Кроме того, правовое регулирование не должно быть направлено только на установление цен и тарифов и не должно сводиться лишь к контролю за деятельностью естественных монополий. Это при том, что инструмент регулирования тарифов приобретает все большую роль в макроэкономической политике государства, поскольку наблюдается тенденция усиления влияния тарифов естественных монополий на общий уровень инфляции.
Для оптимизации регулирования естественных монополий, для оздоровления экономики необходимо, в первую очередь совершенствование законодательной базы регулирования деятельности естественных монополий, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, а также совершенствование деятельности контролирующих органов.
Необходимо согласование схемы развития инфраструктурных сетей, анализ финансово-хозяйственной, инвестиционной и инновационной деятельности естественных монополий, разработка стандартов качества и защита прав потребителей услуг, разработка механизма договорных отношений между предприятиями и их основными потребителями.
2. Роль естественных монополий в экономике России Монополии обладают огромным влиянием на благосостояние экономики страны, они могут как положительно, так и пагубно влиять на нее. Поэтому их исследование, а именно изучение этих факторов имеет огромное значение особенно в Российской Федерации, где законодательная база, регулирующая влияние монополий далеко не идеальна. Исходя из всего вышеперечисленного, тема естественных монополий является актуальной.
В современном понимании монополия — это крупное предприятие, контролирующее производство и сбыт одного или нескольких видов продукции. При такой структуре на рынке отсутствует конкуренция и функционирует только одна фирма, потому что она изготавливает уникальный продукт и, соответственно, защищена от входа на рынок других фирм.
Причинами возникновения монополий являются следующие факторы:
1. Возможность получать большую прибыль в связи с тем, что покупатель лишен выбора;
2. Концентрация капитала и производства;
3. Отсутствие конкуренции;
4. Централизация капитала — «поглощение» нескольких малых предприятий;
5. Дает возможность вести крупную внешнюю экономическую политику.
Существует несколько видов монополий:
1. Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
2. Государственная монополия — монополия, созданная законодательно, то есть существуют законы, определяющие границы рынка этой монополии, регулирующие его деятельность и т. д.;
3. Открытая монополия — та ситуация на рынке, когда появилась новая технология, но еще не все ее освоили.
Подробнее рассмотрим естественную монополию. Итак, выяснили, что естественные монополии обладают высокой отдачей при низких затратах на производство, а технологии производства и продукт, изготавливаемый этой монополией не имеют альтернативы. При таких условиях существование конкуренции на рынке не целесообразно, так как спрос уже удовлетворен той продукцией, которую предоставляет фирма-монополист, и при этом естественная монополия получает колоссальную экономию и прибыль.
Естественные монополии выполняют важнейшие функции в Российской экономике. От их состояния зависит место России на мировом рынке энергоресурсов и конкурентоспособность ее продукции. Отсюда следует, что существуют определяющие особенности функционирования и реформирования этих монополий.
К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефтеи газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др.
Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты).
Существует Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», к монополиям относятся следующие сферы хозяйствования: транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи; услуги по оперативно — диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Итак, наиболее крупными предприятиями в России, содержащими естественно — монопольные виды деятельности, являются федеральные компании: ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ОАО «ФСК ЕЭС»), ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Акционерная компания по транспорту нефти „Транснефть“».
Регулированию подлежат предприятия, в которых:
1) большую часть их бизнеса составляют услуги, рассчитанные на широкий круг потребителей;
2) финансирование происходит с использованием огромных сумм денег;
3) развитие бизнеса влияет на улучшение общественного благосостояния и развития промышленности на конкретной территории.
Рассмотрим теперь баланс «плюсов» и «минусов» в связи с существованием сфер деятельности, где количество эффективных предприятий равно единице (отрасль естественной монополии).
«Плюсы»:
1) возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,
2) возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,
3) возможность использования достижений научно-технического прогресса,
4) возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги,
5) возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.
«Минусы»:
1) возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,
2) возможность блокировать технический прогресс,
3) возможность «экономить» за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,
4) возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.
Видно, что у естественной монополии достоинства становятся недостатками и наоборот. Эта форма экономической организации глубоко противоречива. Мы не можем однозначно определить, что перевешивает — «плюсы» или «минусы».
Однако общество не может жить в условиях такой неопределенности, зависимости от естественных монополистов. Рыночная форма экономической организации не в состоянии преодолеть или даже ослабить действия негативных факторов естественной монополии. Рыночный механизм распределения ресурсов в данном случае не работает.
Разрешить существующие противоречия общество может только одним способом — регулированием естественной монополии.
Методы государственного регулирования естественных монополий:
1. Ценовое регулирование.
— Метод предельных издержек (государство контролирует, чтобы цена установленная монополистом равнялась предельным издержкам);
— Метод средних издержек (цена должна быть равна средним издержкам).
— Метод установления потолка цен (определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и устанавливается минимальный уровень их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии).
— Субсидирование естественных монополий (метод ценовой дискриминации, когда одни потребители получают продукты по более низким ценам за счёт других, которые платят больше).
2. Неценовое регулирование.
— Предварительный контроль (обязательное представление ходатайства о согласии на совершение каких-либо сделок, также представление другой необходимой информации в соответствующие органы).
— Последующий контроль (обязательное оповещение органа регулирования естественной монополии о действиях, совершаемых над субъектом монополии).
Далее раскрывается важный вопрос — заморозка тарифов естественных монополий, но она не коснется населения, а распространится только на промышленные предприятия.
Решение о заморозке тарифов естественных монополий правительство приняло осенью 2013 года. Тарифы на услуги естественных монополий для промышленных потребителей в этом году повышены не будут, в следующие два года тарифы на газ, электричество и грузовые железнодорожные перевозки будут индексированы на уровень инфляции предыдущего года.
Однако позитивный эффект от этой меры может быть не так значителен. Крупнейшие монополии заявили о том, что из-за заморозки тарифов они будут вынуждены снижать свои инвестиционные программы. Между тем именно инвестпрограммы являются одним из главных источников спроса в целом ряде производственных отраслей, в частности строительстве, металлургии и машиностроении.
По оценкам «Газпрома», в результате заморозки внутренних цен на газ за три года компания может потерять 510 млрд руб. выручки, снизить инвестпрограмму на 407 млрд руб. Бюджет не получит около 100 млрд руб. налогов от смежных отраслей, возникнет угроза потери почти 300 тыс. рабочих мест. Глава компании Олег Бударгин заявлял о том, что компания в условиях грядущего недополучения доходов будет вынуждена пойти на сокращение персонала (речь идет об управленческом аппарате). Также речь идет об отказе от индексации заработных плат (зарплаты будут повышать только производственникам).
Между тем сейчас именно естественные монополии остаются главным генератором инвестиций. Поэтому намерения властей помочь с помощью заморозки тарифов бизнесу могут обернуться прямо противоположным результатом. Такая ситуация может привести к еще большему сворачиванию деловой активности в результате падения инвестиций в основной капитал со стороны естественных монополий, а потом к скачкообразному росту цен и тарифов, когда начнется разморозка.
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что монополия представляет собой такую отрасль, где вся информация сосредоточена «в руках» единственной фирмы производителя, продукция которой уникальна, а барьеры стоящие на пути проникновения являются непреодолимыми.
Российские естественные монополии имеют большое значение для национальной экономики, которая без таких предприятий обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях.
3. Государственное регулирование естественных монополий Принципы государственного регулирования. В настоящее время полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти — Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам.
При этом в шестой статье Закона «О естественных монополиях» предусмотрено три метода регулирования:
1. Ценовое регулирование.
2. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
3. Установление минимального уровня обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения их потребностей в полном объеме.
Исходя из общих условий построения нормы закона, можно сделать вывод, что, во-первых, Закон «О естественных монополиях» не предусматривает применение иных методов регулирования, кроме перечисленных, и, во-вторых, даже эти методы не являются обязательными к применению и могут использоваться по усмотрению соответствующих органов регулирования.
Как следует из Положения о ФАС России, этот орган наделен полномочиями по применению к субъектам естественных монополий только одного из трех методов регулирования — ценового. В свою очередь ФАС России наделена полномочиями по использованию второго и третьего методов — антимонопольных.
За время, прошедшее с момента принятия Закона «О естественных монополиях», федеральные органы исполнительной власти претерпели не одну реорганизацию, в сам Закон неоднократно вносились изменения. Между тем положение дел с государственным регулированием деятельности естественных монополий по-прежнему нельзя признать удовлетворительным.
По нашему мнению, выход из сложившейся ситуации видится в четком законодательном решении вопросов о том, что такое естественная монополия и кто является субъектом естественной монополии, деятельность которой подлежит государственному регулированию. Эти вопросы особенно актуальны в свете того, что российские естественные монополии в настоящее время находятся в процессе реформирования, в ходе которого происходит выделение из них некоторых видов деятельности.
Естественная монополия как объект государственного регулирования. На сегодняшний момент в большинстве стран мира либерализация затронула транспорт, связь, электроэнергетическую и газовую отрасли. Границы либерализации в конкретной отрасли во всех странах разные, как и ее результаты. В российском законодательстве естественно-монопольный сегмент сведен до минимума — инфраструктурная составляющая, однако в реальности «границы рынка» в каждой из регулируемых отраслей разнятся. На наш взгляд, именно несовершенство выбора «границ» объекта регулирования, отсутствие методологии выделения естественно-монопольного сегмента приводят к несовершенству выбора инструментов регулирования инфраструктурных отраслей и непониманию четкого направления их реформирования.
В российском законодательстве ключевыми признаками естественной монополии как состояния товарного рынка являются:
— наличие технологических особенностей производства товара, выражающихся в снижении издержек при увеличении объемов производства и делающих эффективным удовлетворение спроса на соответствующий товар в условиях отсутствия конкуренции;
— отсутствие товаров, способных послужить заменителем для товаров, производимых субъектами естественной монополии, результатом чего является низкая степень влияния цены на спрос.
Это определение довольно часто подвергается критике, смысл которой сводится к следующему:
— Определение не отражает объективную необходимость государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
— Определение не отражает особую значимость для общества и государства отраслей экономики (видов деятельности), которые находятся в состоянии естественной монополии.
— Определение не отражает состояние естественной монополии как определенной отрасли экономики (вида или сферы экономической деятельности). Не возникает перехода от термина «состояние» к терминам «отрасль экономики», «виды» или «сферы экономической деятельности». А ведь деятельность субъектов естественных монополий регулируется в определенных, названных здесь же в Законе, сферах деятельности.
Рассматривать естественную монополию как состояние рынка товара, на наш взгляд, все-таки неправильно потому, что отношения, возникающие при обращении определенного товара, не включают в себя иные отношения, которые возникают в естественномонопольной отрасли.
Более того, закрепленное в законодательстве понятие «естественная монополия» основано не на экономическом анализе, а на соображениях «целесообразности», что недопустимо. Произвольность включения или исключения тех или иных отраслей из списка естественно-монопольных говорит о плохом понимании законодателем (и государством в целом) направления реформ соответствующих отраслей экономики.
Таким образом, Закон принят вопреки нормальной логике юриспруденции. Вместо того, чтобы сначала определить объект, а уже под него подвести нормативно-правовую базу, был написан закон под императивно выбранные сферы экономической деятельности. Другими словами, если убрать из закона определение естественной монополии как объекта регулирования, то его юридическая суть не изменится.
Выделяя из какой-либо отрасли отдельные сферы деятельности и называя их естественно-монопольными, Закон «О естественных монополиях» «забывает» обо всей совокупности отношений, которые существуют в этой отрасли в целом. Не следует рассматривать и регулировать естественно-монопольное ядро в отрыве от иных сфер деятельности, составляющих естественно-монопольную отрасль. При этом в законодательстве наметилась именно эта тенденция — считать естественной монополией только ядро соответствующей отрасли. Отсюда и попытка «искусственно» ограничить сферу государственного регулирования отрасли в целом.
Например, в электроэнергетике, согласно Закону «О естественных монополиях», естественно-монопольными видами деятельности признаются только услуги по передаче электрической энергии, услуги по передаче тепловой энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
При этом практически весь массив нормативно-правовых актов в области электроэнергетики нацелен не на регулирование этих видов деятельности, а на регулирование взаимоотношений между различными сферами электроэнергетики: производством, передачей электроэнергии, оперативно-диспетчерскими услугами, оптовой и розничной торговлей электроэнергией и мощностью. Таким образом, государственное регулирование направлено на установление правил взаимодействия различных видов деятельности в рамках одной отрасли — электроэнергетики.
Необходимо конкретизировать положения Закона «О естественных монополиях»: действительно ли переход к конкуренции в рассматриваемых видах деятельности является «стратегической» целью государства. В этом случае концепцию данного закона следует изменить, закрепив конкретные шаги, которые бы позволили преобразовать состояние естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Однако обратим внимание на следующее. Коль скоро состояние монополии на соответствующих товарных рынках рассматривается как естественное, вызванное объективными причинами, которые не устранимы в обозримом будущем, то представляется нелогичным включать в Закон «О естественных монополиях» нормы о переходе к конкуренции на данном рынке.
Таким образом, причиной несовершенства законодательства в данном случае являются не столько отдельные несогласованные моменты нормативноправовой базы, сколько отсутствие единого подхода к определению естественных монополий и, как следствие, отсутствие понимания целей регулирования и реформирования.
Заключение
Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а не дробление. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами — это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.
монополия макроэкономический естественный
Список использованных источников
и интернет-ресурсов Нормативно-правовые источники:
1. О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 17.07.2009, с изм. от 18.07.2009) // Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. — N 31 (1 ч.). — Ст. 3434.
2. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Научная литература:
3. Авдашева С. Б. Холдинги с участием государственных и смешанных компаний: оценка российской практики в контексте мирового опыта / С. Б. Авдашева. — М.: ГУ ВШЭ. — 2003 г.
4. Варнавский В. Г. Концессии в транспортной инфраструктуре: теория, практика, перспективы / В. Г. Варнавский. — М.: Изд-во «ИМЭМО РАН». — 2002.
5. Государство в эпоху глобализации: материалы теоретического семинара ИМЭМО. — М.: Российская Академия наук, 2001.
6. Кудряшова E.H. Институциональные соглашения в условиях естественной монополии / E.H. Кудряшова. — М.: ИНФРА-М, 2004.
7. Кузнецов Б. Т. // Макроэкономика: учебное пособие — Москва: Юнити-Дана, 2012 г.
8. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.
Периодические издания:
9. Гольденберг И. А. Проблемы институциональной реформы и регулирование естественной монополии // Проблемы прогнозирования. 2002. № 2.
10. ДиЛоренцо Томас. Миф о «естественной монополии» // Современная конкуренция. — 2009. — № 5.
11. Зотов А. П., Галлямова Д. Х. Методы государственного регулирования функционирующих естественных монополий // Экономика и управление. 2006. № 4.
12. Крюков В. Мировая энергетика на перекрестке дорог, какой путь выбрать России? // Вопросы экономики. — 2009. — № 12.
13. Котляров И. Д. Геоэкономическое значение трансевразиского транспортного коридора // Записки Горного института. — 2009. — Том 184.
14. Котляров И. Д. Управление формированием продуктивных ресурсов предприятия городского автомобильного пассажирского транспорта // Известия Петербургского университета путей сообщения. — 2011. — Вып. 3 (28).
15. Салиева Р. Н. Правовое обеспечение государственного регулирования естественных монополий в нефтегазовом секторе экономики // Вестник Тюменского государственного университета. 2004. № 1.
16. Сапир Ж. Естественные монополии: проблемы определения и контроля // Проблемы прогнозирования. 2004. № 6.
17. Белоусова Н. И. Методология структурного регулирования российских естественных монополий на федеральном и региональном уровне. Автореф. дисс. … д. экон. наук. — М., 2009.
18. Гаврилов А. И. Проблемы реформирования естественных монополий // Современные проблемы науки и образования. 2005. № 1.
19. Матин А. А. Неценовые методы регулирования естественных монополий в условиях трансформации экономики. Автореф. дисс. … Канд. экон. наук. М., 2007.