Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Хорватская национальная идея

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В итоге, в 1927 году ХПП, Хорватский крестьянский республиканский союз и Хорватская федералистская крестьянская партия объединяются в единый Хорватский блок. На выборах в Скупщину прошло только два депутата от блока: это А. Трумбич и А.Павелич. Попытка завоевать депутатские места в Скупщине провалилась. Ближе к концу 1920;х гг. председатель ХПП Павелич всё больше пытается привлечь к своим идеям… Читать ещё >

Хорватская национальная идея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание Введение Глава 1. Хорватская национальная идея во второй половине XIX — первой трети XX вв.

1.1 Эволюция идеологии Партии права во вт. пол. XIX — 1918 г.

1.2 Развитие хорватского национализма в 1920;х гг.

Глава 2. Организационное оформление движения усташей и основные тенденции его развития в 1930;х — нач. 1940;х гг.

2.1 Провозглашение и создание организации усташей: программные документы организации и их основные положения

2.2 Направления деятельности усташей (1930;е гг) Глава 3. Независимое государство Хорватия (НГХ) в годы Второй мировой войны Заключение Список использованной литературы и источников хорватский национальный усташи Введение Хорватский национализм является очень многогранной и интересной для изучения темой. Исследуя историю Хорватии, нельзя не обратить внимание на его зарождение, развитие, кульминацию в годы Второй мировой войны и спад. Зародившись в середине XIX в. он проходит различные периоды истории, в которых есть и взлёты, и падения этого феномена хорватского общества. Есть умеренный национализм, но есть и крайние формы его проявления. В данной работе ставится целью рассмотреть и проанализировать именно крайний национализм, представленный в Хорватии движением усташей, проследить развитие хорватского национализма, перерастание его в движение усташей, а также их деятельность в годы Второй мировой войны.

Объектом данной работы является движение усташей, его предпосылки, существование от зарождения и до краха, а предметом — деятельность усташей и их предшественников, которая так или иначе связана с их движением.

Что касается актуальности данной темы, то можно отметить, что режим усташей потерпел крах в 1945 г. Но движение не погибло, а существует в отдельных проявлениях и по сегодняшний день. Поэтому чтобы понять те либо иные действия современных хорватских националистов, нужно изучить историю их движения, связь усташской идеологии с идеологиями других партий, движений и даже государств. Также нужно и далее исследовать эту проблему, особенно деятельность «повстанцев» в годы существования НГХ. По сути, это лишь приоткрытая страница истории Хорватии в годы Второй мировой войны. Тема актуальна и в связи с изучением противоречий Германии и Италии, которые проявились в вопросе о покровительстве усташей.

В ходе выполнения данной работы были поставлены следующие задачи:

1. Проследить становление хорватской национальной идеи во второй половине XIX — первой трети XX вв;

2. Рассмотреть организационное оформление движения усташей и основные тенденции его развития в 1930;х — нач. 1940;х гг;

3. Изучить и проанализировать существование Независимого государства Хорватия (НГХ) в годы Второй мировой войны.

Для написания данной работы были использованы ряд исследований и источников. Среди исследований стоит назвать наиболее подходящими для темы работы монографию С. Белякова «Усташи: между фашизмом и этническим национализмом»; книгу Б. Станоевича «Усташский министр смерти: анатомия преступления Андрия Артуковича»; О. Романько «За Фюрера и Поглавника» и ряд других. Также были привлечены источники. Самые главные из них — это «Устав» и «Принципы усташского движения», написанные А.Павеличем. Они позволяют уяснить стурктуру их организации, цели, пути решения политических и социально-экономических вопросов. Очень важны труды «отца» хорватского национализма — Анте Старчевича: изучив их, становится возможным понимание первоначальной идеологии хорватских националистов и как она постепенно трансформировалась. Использованы также и другие источники: это зборники документов, связанных с концентрационным лагерем Ясеновац, дневник итальянского министра Г. Чиано и ряд других источников.

Глава 1. Хорватская национальная идея во второй половине XIX — первой трети XX вв.

1.1 Эволюция идеологии Партии права во вт. пол. XIX — 1918 г.

Важными вехами в складывании идеологии будущей партии стали вышедшая в 1859 г. работа Э. Кватерника «Хорваты и итальянская конфедерация» и «Обращение к Риекской жупании», составленное А. Старчевичем в 1861 году. Центральное место в этих произведения занимала идея хорватского государственного права. Эта же идея была выдвинута Анте Старчевичем в 1861 г. в Хорватском саборе, где он заявил, что законную власть на территории Хорватии имеет только Господь Бог [10, s.61−80]. Понятное дело, что заявления такого плана определили характер идеологии Партии права, отсчёт существования которой учёные берут с этого же заседания Хорватского сабора, состоявшегося 26 июня 1861 года. Национализм и панхорватство, которые обусловили претензии «правашей» — так стали называть членов Партии права, на Славонию, Далмацию, Боснию и Герцеговину, Военную Границу (которая, в частности, была присоединена к Хорватии и Славонии в 1881 г). Стоит также отметить и «сербский» вопрос в идеологии «правашей»: складывание хорватского и сербского национализма происходило одновременно, и националистически настроенные сербы предъявляли претензии на те же земли, что и хорваты [1, с.88−89]. Это только одно из тех противоречий, которые появлялись и набирали силу между хорватами и сербами. В будущем, это сыграет очень важную роль в отношениях между хорватским и сербским этносами.

Помимо двух основателей Партии права, свой вариант правашской идеологии создал М.Павлинович. Он действовал в Далмации, был по рождению хорватом. Его взгляды были почти схожи со взглядами Старчевича и Кватерника, но он ставил во главу угла католическую веру, а не служение Отечеству.

Таким образом, происходит эволюция хорватского национального движения, так как появляется католический «далматинский» вариант хорватского национализма. Можно говорить и о приобретении хорватским национализмом массового характера: по словам исследователя В. Богданова, в 1880-е гг. Партия права «объединила вокруг себя большую часть хорватского народа и стала единственным настоящим выразителем его воли».

В 1890-х годах в хорватском национальном движении, т. е. в деятельности Партии права наступает новый этап. Это связано с появлением в руководящих постах партии такого человека, как Йосип Франк. Юрист и политик, ловкий, деятельный человек, Франк смог привнести изменения в идеологии партии. В 1895 г. происходит раскол Партии права: от неё откалывается Чистая партия права («франковцы»): «чистыми» называли себя потому, что считали свою идеологию наиболее «чистой» в националистическом плане. В Чистую партию права вошёл и Анте Старчевич.

При Франке изменяются и усиливаются отдельные идеологические направления деятельности партии. Во-первых, «праваши» начинают поддерживать режим Габсбургов на Балканах. Во-вторых, идеология партии постепенно теряет антиклерикальную окраску и даже делаются попытки наладить взаимодействие с католической церковью. В-третьих, прослеживается усиление сербофобской позиции в идеологии «правашей». Последняя тенденция связана с первой, так как депутаты-праваши доказывали верность хорватов Габсбургам, а сербов клеймили как изменников. «Франковцы» устраивали сербские погромы в 1900;1902 гг. в городах Загреб, Карловец, Славонский брод [1, с.95−96].

Далее происходит раскол в самой Чистой партии права: в 1908 г. от ней откалывается группа во главе с М. Старчевичем и создаёт Старчевичеву партию права; они декларировали возвращение к идеям Анте Старчевича. В годы Первой мировой войны пресса «франковцев» призывала к «мести сербам за гибель эрцгерцога». В Боснии и Герцеговине создавались «отряды самообороны», которые терроризировали местное сербское население, которое подозревали в нелояльности к империи. Но в октябре 1918 г. Чистая партия права распалась, многие её члены эмигрировали. В декабре этого же года она возрождается как Хорватская партия права [1, с. 98, 111].

Хорватская национальная идея претерпела значительные изменения на протяжении 1850-х — 1918 гг. Идеология Партии права, основывалась на национализме, панхорватстве, антиклерикализме и сербофобии. В 1870-х гг. был создан «далматинский» вариант данной идеологии, отвергающий антиклерикализм. В первой половине 1890-х гг, когда в Партии права появляется Й. Франк, начинается новый этап в развитии хорватского национального движения: происходит усиление сербофобии в партии и утихание вражды против австрийских властей. Впоследствии франковцы производят сербские погромы в ряде городов. В годы Первой мировой войны сербофобия франковцев усиливается: в своей прессе они всячески поливают грязью сербов и призывают к отмщению за убийство Франца-Фердинанда сербом Г. Принципом. Но с окончанием Первой мировой войны происходит распад Австро-Венгрии, а также партии «правашей». В итоге, в этот период идеология «правашей» эволюционирует в сторону национализма и сербофобии.

1.2 Развитие хорватского национализма в 1920;х гг.

Осенью 1918 г. происходит окончательный распад Австро-Венгрии. 29 октября 1918 г. Хорватский сабор провозгласил отделение всех югославянских провинций от империи Габсбургов и создание Государства словенцев, хорватов и сербов (ГСХС). 1 декабря 1918 г. принц-регент Александр Карагеоргиевич в Белграде провозгласил объединение Сербии с ГСХС и создание нового государственного образования — Королевства сербов, хорватов и словенцев. Таким образом хорватский национализм, представленный воссозданной в декабре 1918 г. Хорватской партией права, развивался в 1920;е годы в условиях единого государства сербов, хорватов и словенцев.

Хорватская партия права (ХПП) основывалась на идее самобытности хорватского народа, обретения им государственной самостоятельности; они были противниками единого государства сербов, хорватов и словенцев. ХПП в начале 1920;х гг. представляла собой довольно немногочисленную организацию, в которую входили националистически настроенная интеллигенция и бывшие офицеры австро-венгерской армии. В 1920;х гг. праваши продолжали отстаивать идею хорватского государственного права, отвергая идею «югославизма»: они считали, что каждая нация, в первую очередь хорваты, имеет право на самоопределение. Анте Павелич, секретарь ХПП и будущий лидер усташей, говорил: ««Хорватский народ не может отречься от своего естественного права на самоопределение, он никогда не отречется от национальной самобытности и своей тысячелетней государственности» [6, с.111−112]. Следует отметить, что ХПП из-за своей немногочисленности и радикальности не имела большого влияния в КСХС. И поэтому праваши искали способ провести своих депутатов в Скупщину, чтобы хоть как-то стать более заметными в едином югославянском государстве.

В итоге, в 1927 году ХПП, Хорватский крестьянский республиканский союз и Хорватская федералистская крестьянская партия объединяются в единый Хорватский блок. На выборах в Скупщину прошло только два депутата от блока: это А. Трумбич и А.Павелич. Попытка завоевать депутатские места в Скупщине провалилась. Ближе к концу 1920;х гг. председатель ХПП Павелич всё больше пытается привлечь к своим идеям внимание. Когда в 1928 г. был убит один из основателей и представителей Хорватской крестьянской партии С. Радич, А. Павелич обвинил в этом преступлении всю систему государственной власти, которая совершает преступления против хорватского народа на протяжении десяти лет. Фактически идеология Хорватской партии права прошла в 1920;х гг. ещё один этап в своём развитии: происходит поворот идеологического курса ХПП в сторону крайнего хорватского национализма и даже шовинизма, что станет одной из самых важных предпосылок для оформления движения усташей. Следует также отметить, что попытка пройти легально в Скупщину, окончилась неудачно. Слишком радикальными становились взгляды правашей, постепенно реорганизованных в усташей, и поэтому они в принципе не могли опереться на социальную базу: у них она была слишком мала. Поэтому председатель ХПП Павелич решил избрать другую тактику, и в январе 1929 г. эмигрировал. В дальнейшем он будет действовать в плане расширения и утверждения своего движения за рубежом, искать союзников, чтобы окончательно оформить уже свое движение — усташское.

Глава 2. Организационное оформление движения усташей и основные тенденции его развития в 1930;х — нач. 1940;х гг.

2.1 Провозглашение и создание организации усташей: программные документы организации и их основные положения В конце 1920;х гг. хорватский национализм вступает в новый этап своего развития. Точкой отсчёта можно считать январь 1929 г. — эмиграция Анте Павелича из Королевства сербов, хорватов и словенцев. Вначале он перебрался в Вену (Австрия), а затем — в Будапешт (Венгрия). В апреле этого же года он вместе со своим соратником Г. Перчецем посетил Софию. Там он встретился с руководителем ВМРО В.Михайловым. В итоге, 20 мая 1929 г. Павеличем и Перчецем с одной стороны и Михайловым — с другой была подписана «Софийская декларация», согласно которой они решили координировать свои усилия в борьбе с Белградом. Македонские боевики стали обучать хорватских «коллег» военной подготовке, и под их руководством усташи поучаствовали в нескольких набегах македонских чет на территорию КСХС. В ответ на это, 17 августа 1929 г. чрезвычайный «суд по защите государства» в Белграде заочно приговорил А. Павелича и Г. Перчеца к смертной казни «за создание вооруженного заговора против престола и югославской государственности».

Сразу же, когда Павелич оказался за рубежом, он начал собирать вокруг себя наиболее активную часть хорватской эмиграции. В основном, это были бывшие «франковцы». Они жили в Венгрии и Австрии, и именно там Павелич собрал под свои знамёна большую их часть [1, 115].

Нужно отметить, что сами усташи считали точкой отсчёта существования своего движения 7 января 1929 года. В этот день якобы состоялось совещание «усташей-основателей», а также на нём был принят «Устав».

В это время был создан Главный усташский штаб; также начал выходить печатный орган организации — «Усташа» («Повстанец»), где в одном из первых номеров и появилось первое официальное название движения — «Усташа — хорватская революционная организация» (по сути, это провозглашение организации). Но уже с 1933 г. Павелич называет свою организацию «Хорватское революционное движение», а ещё через некоторое время — «Хорватское освободительное движение». Судя по названию, лидер усташей хотел показать «массовость» своего движения, его «справедливую, идейную направленность». Её социальную базу составляли великохорватски настроенные интеллигенты, студенты, отставные офицеры, чиновники, а также небольшая часть духовентства. Впоследствии группы усташей действовали на территории Австрии, Венгрии, Италии, Германии, а также в некоторых странах Америки.

В 1932 г. лидер усташей А. Павелич опубликовывает «Устав» в газете «Усташа». Главной задачей усташского движения являлось «освобождение Хорватии из-под иноземного ярма и создание полностью самостоятельного и независимого хорватского государства». Согласно «Уставу», верховным руководителем усташской организации либо движения является Поглавник, обладающий неограниченной властью Усташей объединяла железная дисциплина. Это же было прописано и в «Служебном уставе усташского войска».

Своим «основным законом» усташи считали созданный в 1933 г. Анте Павеличем документ под названием «Принципы хорватского усташского движения». По этим принципам должна была быть организована жизнь в возрождённом хорватском государстве. Документ состоит из 17 пунктов — «принципов». Первые два принципа говорят о «самобытности» хорватов". 3−5 принципы говорят о том, что земли, заселённые хорватами, должны быть неразрывны. Согласно 7 и 8 принципам, хорватская государственная традиция «никогда не прерывалась», и только «интернациональные силы» мешают хорватам восстановить своё независимое государство. 9−11 принципы говорят о том, что хорваты могут жить счастливо только в своём независимом государстве, где им будут управлять только хорваты. 12 принцип возвещает о принадлежности хорватов к западным традициям и культуре. 13−16 принципы провозглашают основной опорой будущего хорватского государства крестьянство, религиозные и семейные традиции хорватской деревни, принадлежность всех богатств Хорватии народу. Всемерное улучшение и укрепление традиционной жизни хорватов, совершенствование её достоинств и добродетелей — цель будущей государственной власти. О последнем говорит 17 принцип.

«Принципы усташского хорватского движения» являлись основным программным документом движения усташей. Очевидна лишь одна цель — достижение независимого хорватского государства. Понятно и возвращение к патриархальным устоям хорватского общества. Но вопрос о характере власти так и не был чётко указан принципах. Согласно 11 принципу в «хорватских народных и государственных делах не может принимать участия тот, кто по происхождению и крови не является членом хорватской нации». В дальнейшем, в Независимом государстве Хорватия править будет сначала де-юре монарх Томислав II, а де-факто — поглавник А.Павелич.

2.2 Направления деятельности усташей (1930;е гг) В начале 1930;х гг. усташи начинают постепенно расширять сферу своей деятельности. Венгрия и Италия были первыми странами, где Павелич организовал усташские лагеря, где «повстанцы» проходили боевую и идеологическую подготовку (в Италии — с 1931 г). В Венгрии в 1932;1934 гг. функционировал один из главных лагерей усташей — Янка-Пуста, которым руководил соратник А. Павелича Г. Перчец. 1932 г. был создан ещё один центр усташской деятельности — в Германии: в его организации принимали участие ученый и публицист М. Лоркович, деятель правашей, писатель М. Будак, и видный деятель усташского движения Б.Елич. Последний был связан с деятельностью усташского филиала в Аргентине — «Хорватский домобран». Активисты «Домобрана» занимались популяризацией идей хорватской национально-освободительной борьбы и обличением террора короля Александра среди мирового сообщества. С января 1930 г. отделения «Хорватского домобрана» начали свою открытую деятельность в Болгарии, Франции, Бельгии и Австрии, а до конца года — в США и Аргентине. В 1931 г. Б. Еличем был возобновлён выпуск газеты «Хорватский домобран», а в Питсбурге он основал газету «Хорватская независимая держава». Обе газеты издавались на нескольких языках. Эти издания переправлялись в Европу и служили рупором идеологической пропаганды хорватских националистов. В исторической науке усташское движение рассматривается часто как «усташско-домобранское».

Усташи активно занимались вербовкой людей в свои ряды. Как правило, это были рабочие, крестьяне, рыбаки, моряки, которые находились на заработках за рубежом. Вербовочные центры усташей были созданы в ряде американских государств: Уругвай, Аргентина, Боливия, США. Основной центр вербовки находился в Европе — в Бельгии. Ряды усташей пополняли в большинстве своём выходцы из бедных и полиэтничных регионов, например таких, как Босния и Герцеговина. Таким образом, «Усташа» постепенно расширяла свою социальную базу.

Что касается деятельности усташей, то здесь можно определить два направления: легальное и нелегальное. В своей легальной деятельности усташи пытались с помощью издаваемых брошюр, газет, книг привлечь внимание международной общественности к своим идеям. Ещё 1 сентября 1929 г. А. Павелич направляет меморандум в Лигу Наций. В меморандуме Павелич указывал на принятое ещё в 1918 г. положение о праве наций на самоопределение, и указывал о лишении применительно к хорватам действия этого положения. В 1931 году на немецком вышла брошюра Анте Павелича: значительную часть брошюры составляли выдержки из исторических документов, опираясь на которые, Павелич стремился доказать свою правоту. В 1932 г, уже на французском языке, издаётся брошюра «Экономическое положение придунайских земель», в которой Павелич вновь обрушился с обвинениями на Югославию и, в частности, на короля. Однако легальное направление никаких значительных плодов не принесло. И Лига Наций, и Великобритания, и Франция не обращали внимания на «каких-то» хорватов [1, с.120−121].

И тогда вперёд выдвигается второе направление деятельности усташей — нелегальное. Как было описано выше, первые группы усташей участвовали в набегах на территорию КСХС ещё летом 1929 г. В начале 1930;х начали создаваться тренировочные военные лагеря усташей в ряде европейских стран. В своём «Уставе» усташи призывают «восстать против шестоянварской диктатуры и великосербского террора». Одновременно усташами была сделана попытка в сфере вооруженной борьбы выйти из-под покровительства ВМРО и самим совершать диверсии на территории Хорватии. В качестве района предполагаемой акции был выбран район Лика в северо-западной части хорватского Приморья. 6−7 сентября 1932 г. небольшая группа боевиков-усташей напали на жандармерию в местечке Брушани, близ Госпича. Бой длился около получаса, усташи отступили сначала в горы Велебита, а затем, через итальянский Задар, на территорию Италии. Этот инцидент был назван «Ликским восстанием» и А. Павелич официально высоко оценил результаты «восстания». Однако «восстание» показало, что усташи ещё не могли действовать без поддержки ВМРО, и союз организаций Павелича и Михайлова был возобновлён. Однако стоит отметить, что после этого инцидента началась масштабная проверка югославскими спецлужбами «благонадёжности» граждан, и в ходе этой проверки очень много законспирированных членов «Усташи» были разоблачены и осуждены на тюремные сроки.

Самой успешной террористической акцией усташей является убийство короля Югославии Александра 9 октября 1934 года в городе Марселе. В этот день король Александр Карагеоргиевич прибыл в Марсель на югославском эсминце и в сопровождении Луи Барту на автомобиле отправился на вокзал. Владо Черноземский — член ВМРО, смертельно ранил короля Александра и министра Барту [6, с.167−168].

Павелич после убийства короля Александра заявил о «свержении Усташским движением кровавой белградской диктатуры». Однако смерть короля обошлась усташам слишком дорого. Вместе с королём также был убит французский министр иностранных дел Луи Барту. Смерть сразу двух крупных политических деятелей от руки террористов не могла пройти так просто для «Усташи». В октябре 1934 г. Муссолини приказывает ликвидировать все тренировочные усташские лагеря (но в Венгрии они продолжают функционировать); итальянская полиция арестовывает Кватерника и Павелича и они находятся под стражей не менее двух лет. В других европейских странах также закрываются усташские центры подготовки.

С 1934 по 1940 гг. для усташей наступил период «молчания». Нелегальная деятельность, в отличие от легальной, принесла свои плоды, но они негативно сказались на усташском движении. В 1935 г. усташи сосредоточились на работе в самой Хорватии и создании здесь централизованной подпольной сети. Усташская пропаганда привлекала, в основном, студенчество, рабочую молодёжь, и католическое духовенство [1, с.123−124]. С февраля 1939 г. бежавшим из заключения в Италии членом «Усташи» публицистом М. Будаком был налажен ежедневный выпуск газеты «Хорватский народ», пропагандировавшей усташеские идеи и распространявшейся полулегально (с 1940 г. после ареста Будака — нелегально).

В 1936 г. Анте Павелич был освобождён из тюрьмы, но оставался под следствием вплоть до 1940 г. Также поступили со многими усташами: они были освобождены под условный срок в 1937;1939 гг. Но Италия оставила усташей на своей территории вне закона.

Надеясь найти себе другого покровителя, Павелич после своего освобождения направляет в германский МИД меморандум под названием «Хорватский вопрос». В нём Павелич заверяет немцев в полной лояльности хорватов к ним, даже говорит о «готском» происхождении хорватов, намекая на этническое родство последних с немцами. Но Германия не приняла во внимание меморандум.

В итоге, Павеличу ничего не оставалось, как оставаться в Италии. Муссолини планировал задействовать усташей в своих экспансионистских планах по расчленению Югославии. Италия в обмен на свою помощь требовала от усташей, чтобы хорватское государство тесно сотрудничало с Италией. Эти вопросы обсуждались на встрече А. Павелича с премьер-министром Италии Г. Чиано в 1940 г. В итоге, было заключено соглашение, удовлетворявшее основные требования итальянцев. Позже «дуче» предложил сделать королём Хорватии одного из членов правящего в Италии Савойского дома [14, р. 39−40].

Можно отметить, что в 1930;е гг. движение усташей организационно оформляется: появлятся «Устав», программа движения, создавались тренировочные лагеря усташей в ряде европейских стран. В ряды усташей вливались в основном бедные слои населения из тех регионов, где была напряжённая этническая обстановка. Здесь сыграл свою роль и мировой экономический кризис 1929;1933 гг, когда резко выросло количество безработных. В это же время усташи в своих «Принципах» делают акцент на возвращение к традиционным ценностям; они видели опору в будущем хорватском государстве именно в хорватской деревне, а «чистокровный» хорват обязательно должен был быть крестьянином либо иметь крестьянские корни. После своей эмиграции из КСХС Павелич начинает активную работу по организации своего движения, в том числе устанавливает контакты с бывшими «франковцами». Одновременно Павелич пытается донести свои националистические идеи до международной общественности, но безуспешно. Тогда на первый план выдвигаются террористические методы борьбы: активная террористическая деятельность усташей происходит с 1929 по 1934 гг. Но самая успешная их акция — это убийство короля Александра в октябре 1934 г. обернулась против них самих. Италия, которая являлась основной страной, где находились усташи, объявила их вне закона и арестовала их лидеров, а также ликвидируются их лагеря в ряде европейских государств, кроме Венгрии. Вплоть до нач. 1940;х гг. усташи занимались лишь пропагандой своих идей, и поиском нового покровителя. Но меморандум «поглавника» Павелича не нашёл отклика у германских нацистских властей. Таким образом, вплоть до конца марта 1941 г. усташи не то что были не у дел, но и были запрещены как организация.

Глава 3. Независимое государство Хорватия (НГХ) в годы Второй мировой войны

25 марта 1941 года югославская делегация подписала соглашение о присоединении к Тройственному пакту. Это вызвало массовые протесты населения по всей стране. Через два дня, высшие офицеры во главе с генералом Д. Симовичем совершили государственный переворот. Симович заявил, что смена власти в Югославии не повлияет на её внешнюю политику, однако немцы уже не доверяли югославам: они выступали против немцев [7, с.330−337].

Узнав о планах германского командования о нападении на Югославию, Муссолини начал действовать. Он восстановил деятельность усташей [5, с.4−5]. Перед всем этим Муссолини пригласил поглавника Павелича в Рим «для консультаций». 5 апреля германское консульство связалось с С. Кватерником — главой усташской организации на хорватских землях. Немцы заверили усташей в своей помощи им в создании хорватского независимого государства, однако взамен за это усташи должны были передать Хорватию под совместный протекторат Италии и Германии с удовлетворением их территориальных претензий, а также «пригласить» немецкие войска «освободить хорватское население». Взамен за потерю земель усташам обещалось передать под управление Боснию и Герцеговину.

6 апреля 1941 г. войска нацистской Германии начали вторжение в Югославию, действуя с территории Австрии, Болгарии, Венгрии и Румынии. Уже 17 апреля Югославия капитулировала, король и правительство выехали в эмиграцию. Страна была повержена в течение 11 дней. Что касается усташей, то они уже 10 апреля 1941 г. в Загребе С. Кватерник зачитывает текст декларации о провозглашении Независимого государства Хорватия (НГХ). 15 апреля А. Павелич прибыл в Загреб. В этот же день новое государство было признано Германией и Италией, а спустя несколько недель — и другими союзниками Германии. Границы НГХ были определены в соответствии с договорами, заключенными с Германией (13 мая) и Италией (18 мая) в 1941 году. В состав НГХ вошли, помимо собственно Хорватии и Славонии, Босния и Герцеговина, часть Далмации, позднее — часть Срема. 13 апреля загребский католический архиепископ Алоизие Степинац направил двенадцати хорватским епископам циркуляр, в котором призвал их к «плодотворной работе на благо и процветание хорватского государства», т. е. хорватская церковь признала новую власть усташей [8, с. 237].

После создания НГХ встаёт вопрос о прежних договорённостях Павелича с Муссолини. 15 мая 1941 года был опубликован указ, объявлявший символом хорватского суверенитета корону Звонимира, тем самым официально введя институт монархии. 18 мая Павелич направил адрес Виктору-Эммануилу с официальным предложением хорватской короны одному из представителей Савойской династии. В этот же день были подписаны Римские соглашения, в тексте которых НГХ именовалось не иначе, как «королевство Хорватия». По их условиям часть Далматинского побережья и многие острова Адриатики пришлось уступить Италии [13, c.64−69]. Хотя НГХ считалось суверенным государством, его территория была поделена на зоны оккупации между Германией и Италией. Восточная часть страны относилась к немецкой, западная — к итальянской. 15 июня 1941 г. Хорватия присоединилась к Тройственному пакту, была признана всеми участниками этого союза ив декабре объявила войну Великобритании.

Законодательная база НГХ была очень похожа на германскую. Среди первых законодательных актов был «Закон об основании армии и флота государства Хорватия», принятый 10.04.1941 г. и утвержденный А. Павеличем на первом заседании правительства 16 апреля. Он регламентировал создание и компетенцию силовых структур государства. Регулярная армия получила название Хорватской самообороны и состояла из сухопутных войск, военного флота и ВВС (созданы 19.04.1941 г).

17 апреля 1941 года был издан Закон о защите народа и государства, изданный, по которому смертная казнь полагалась за подозрение в попытке подрыва «чести и жизненных интересов хорватского народа», то есть усташского режима. 30 апреля 1941 года был издан Закон о защите арийской крови и чести хорватского народа, в основу которого были положены идеи, проверенные нацистами на практике. Вслед за указами, запрещающими евреям работать в сфере экономики, 4 июня 1941 года был опубликован Закон о защите национальной и арийской культуры хорватского народа, который запрещал лицам еврейской национальности деятельность во всех областях культуры. Эти законы носили не только антисемитский, но и антисербский характер. Вместе с тем они позволяли усташам установить полный контроль за прессой и радиовещанием, превращали в орудие режима всю систему образования.

В феврале 1942 года был созван так называемый Хорватский государственный сабор, однако это не было подобием ни парламента, ни даже средневекового представительного органа. Сабор выполнял, скорее, роль еще одного органа усташской пропаганды. С его трибуны оглашались взгляды усташского руководства на важнейшие политические вопросы.

Одним из печально известных направлений деятельности усташей в Независимом государстве Хорватия стали этнические чистки населения. Систематический террор против сербского населения, насильственное обращение целых деревень в католицизм, массовые убийства мирных жителей, уничтожение тысяч людей (главным образом сербов и евреев) в концентрационных лагерях, насильственные депортации сербского населения спровоцировали восстание и ответный террор, направленный как против усташей, так и против хорватского и, в особенности, мусульманского населения. Начинается формирование вооруженного сербского националистического движения — четничества, лидером которого был полковник, а позднее — генерал, военный министр Югославского эмигрантского правительства Драголюб Михаилович. Четниками были этнические сербы. Впоследствии четники стали получать помощь от Великобритании, начиная с 1941 г. Но их тактика «выжидания ради выживания» привела многих четнических командиров к сотрудничеству с усташами. Поэтому с 1943 г. Великобритания делает ставку на партизан-коммунистов Тито, которые также ведут борьбу против усташей и их покровителей [5, с.9−10].

Еще одним методом подчинения усташеским режимом сербского населения было создание в 1942 г. так называемой «Хорватской православной церкви» (ХПЦ), независимой от Сербской патриархии в Белграде. Необходимо заметить, что из 577 представителей православного духовенства на территории НГХ 219 (в т. ч. трое епископов) были убиты, а большая часть оставшихся в живых изгнаны в Сербию еще в 1941 г. Было разрушено 299 православных храмов. Усташи рассчитывали, что сербское население, оставшееся без духовных пастырей и церквей, должно было потянуться в новую церковь. Но и эта инициатива не принесла каких-либо значительных результатов.

Уже в 1942 г. проявляются первые признаки кризиса политики усташей и самого НГХ. Непрекращающаяся борьба с партизанами изматывала силы усташей, а создание титовскими партизанами «Бихачской республики» на территории Крайны позволило им использовать этот плацдарм для наращивания своих сил для дальнейшей борьбы. Также усташи должны были решить проблему с «лишними» людьми в НГХ, которые не могли быть «чистокровными» хорватами. Для этого они позаимствовали у нацистов ещё один их атрибут — концентрационные лагеря смерти. Самый первый усташский лагерь смерти был создан не позднее 24 июля 1941 года. Он располагался около местечка Ясеновац, на хорватско-боснийской границе. В послевоенные годы было подсчитано количество умерших в этом лагере: 500−600 тыс. человек, и это не окончательная цифра. Имена комендантов и палачей Ясеноваца — Мирослава Майсторовича (бывшего католического священника), Динко Шакича, Петара Брзицы (хвалившегося личным убийством 1 360 узников) — стали кровавыми символами преступлений усташеского режима [9, s. 45−65, 128−130].

Помимо Ясеноваца, в НГХ существовали следующие крупные концентрационные лагеря: Госпич (35 тыс. заключенных), Паг (8,5 тыс. заключенных), Джаково (3,5 тыс. заключенных), Ястребарско, Лепоглавле и некоторые другие. В отличие от Третьего рейха, в НГХ наладить массовое использование заключенных на производстве так и не удалось; они применялись в основном на подрядных тяжелых работах [9, s. 30−45].

Под влиянием поражений в борьбе с партизанами и внутренних противоречий созданное усташами государство начал охватывать глубокий кризис. Он имел военную и экономическую составляющую. Военная: расширение боевых действий партизанами наносило огромный урон вооружённым силам НГХ. Многие усташи-«домобраны» переходили на сторону партизан либо сдавались им в плен. С другой стороны, четники, видя ослабление режима усташей в НГХ, также начинают разрывать с ним отношения и объединяются с усташскими начальниками на местах, которые начали проявлять сепаратизм по отношению к Загребу [1, с.135−139]. Экономическая: по сути, о какой-либо экономической политике усташей в НГХ говорить очень сложно. Ими декларировалась поддержка предпринимательства и частной собственности, однако фактически на плаву оставались крупные монополии, которые получали от германского военного командования военные заказы. Налоговое бремя и трудовая и военная повинность легла на плечи крестьянства, мелкого и среднего бизнеса. Крах НГХ в 1944;1945 гг. был вопросом времени. В октябре 1944;го в результате совместных действий Народно-освободительной армии Югославии (позднее — Югославской армии) и советской Красной Армии была освобождена Сербия. Военные действия в Боснии и Хорватии затянулись на несколько месяцев, однако весеннее наступление титовской югославской армии весной 1945;го нанесло последний удар усташскому НГХ.

Что касается хорватского национализма, то он не был уничтожен и продолжал свою деятельность. Усташи, которые находились в эмиграции, взялись за организацию своего разрушенного движения. В то же время во второй половине 1940;х годов борьбу против коммунистической Югославии продолжили хорватские «крижари» (крестоносцы). Их небольшие партизанские отряды совершали диверсии на землях Хорватии, Боснии и Герцеговины. Крижари не создали собственной централизованной политической организации, они не представляли собой единой силы [1, с.140−141].

Таким образом, стоит заключить, что в годы Второй мировой войны усташи сотрудничали со странами Тройственного пакта и создали под протекторатом Германии и Италии Независимое государство Хорватия. Однако это квазигосударственное образование (так как было признано только Германией. Италией и их сателлитами) принесло хорватскому народу огромные потери и беды. Межэтнические бойни, концентрационные лагеря, физические зверские расправы с сербами, — это неполный перечень творимых усташами преступлений в НГХ. Их зверства внушали ужас даже их союзникам. Но борьба сербских четников и коммунистов-партизан против усташского режима и оккупантов позволила разгромить усташей, и НГХ в мае 1945 г. было ликвидировано. Однако хорватский национализм не был уничтожен, и получил свое дальнейшее развитие в послевоенные годы.

Заключение

Независимое государство Хорватия — главное детище усташей перестало существовать за несколько дней до победы над Германией. Но не был повержен хорватский национализм, который получил своё развитие в послевоенный период: панхорватсво и сербофобия — одни из главных идеологических установок усташей, особенно сильно проявили себя не так давно, после распада Второй Югославии. Несмотря на это, хорватскому крайнему национализму был нанесён сокрушительный удар в 1945 г.

В ходе выполнения данной работы были решены следующие задачи: 1) прослежено становление хорватской национальной идеи во второй половине XIX — первой трети XX вв; 1) рассмотрено организационное оформление движения усташей и основные тенденции его развития в 1930;х — нач. 1940;х гг; 3) изучено и проанализировано существование Независимого государства Хорватия (НГХ) в годы Второй мировой войны.

Выводы: а) на формирование организации усташей повлияла, во-первых, идеология так называемых «правашей» — членов Хорватской партии права, которая, во-вторых, берёт свое начало ещё от Партии права, основанной Старчевичем и Кватерником в сер. XIX; б) усташи, в силу своей идеологии, не могли быть влиятельными в самодостаточном обществе: они набирали силу, когда случались политические или экономические потрясения или ей требовался покровитель — им была Италия, и (в) в годы Второй мировой войны им представилась возможность воплотить свои идеи в виде НГХ, что вылилось в трагедию для сербов, боснийцев, и самих хорватов.

Список использованной литературы и источников

1. Беляков С. С. Усташи: между фашизмом и этническим национализмом: Монография / С. С. Беляков. — Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2009. — 320 с.

2. Косик В. И. Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации: 1942;1945). Взгляд из XXI века. — М.: Институт славяновед. РАН, — 192 с.

3. Принципы усташского движения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://falangeoriental.blogspot.com.by/2013/10/blog-post_2001.html. — Дата доступа: 16.12.2015.

4. Романько О. В. За Фюрера и Поглавника. — Симферополь., 2006. — 155 с. 4.

5. Станоевич Б. Усташский министр смерти: Анатомия преступлений Андрии Артуковича. — М., 1989. — 246 с.

6. Фрейдзон В. И. История Хорватии. Краткий очерк с древнейших времен до образования республики (1991 г.) — СПб.: Алетейя, 2001. -318 с. — (Славянская библиотека. Bibliotheca slavica).

7. Югославия в XX веке: Очерки политической истории / Ответственный редактор К. В. Никифоров. — М.: «Индрик», 2011. — 888 с.

8. Alojzije Stepinac: Zlocinac ili svetac. (Dokumenti о izdaji i zlocinu) / B. Stanojevic. — Beograd, 1986. — 649 s.

9. Koncentracioni logor Jasenovac. 1941;1945. Dokumenti. Knj. 3 / A. Miletic. — Beograd, 1987. — 877 s.

10. SLUZBOVNIK USTASKE VOJSKE [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://forum.ustaskipokret.com/viewtopic.php?f=4&t=1902&sid=f586b3e92508ee42afefe1474fb68d5e. — Дата доступа: 15.12.2015.

11. StarcevicA. Izabrani spisi. — Zagreb, 1945. — 563 s.

12. Ustav hrvatske revolucionarne organizacije «Ustase» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://hr.wikisource.org/wiki/Ustav_hrvatske_revolucionarne_organizacije_%22Usta%C5%A1e%22. — Дата доступа: 16.12.2015.

13. Zbornik dokumenata i podataka о narodnooslobodilackom ratu naroda Jugoslavije. — Т. XIII. — Knj. 1. — 289 s.

14. The Ciano Diaries. 1939;1943: The complete, unabridged diaries of count Galeazzo Ciano, Italian minister for Foreign Affair S. 1936;1943 / Ed. by Hugh Gibson. — Carden City, N.Y., 1946.-584 p.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой