Процессы модернизации в Индии и Вьетнаме
Трудно представить себе британского администратора в Индии без целой свиты туземных помощников — переводчиков, секретарей, клерков. Без них же не были бы возможны ученые изыскания ориенталистов. Аналогичным образом, каждое английское коммерческое предприятие опиралось, помимо штата служащих-индийцев, на целую сеть младших партнеров из числа местного купечества. Придя в Индию, англичане нашли… Читать ещё >
Процессы модернизации в Индии и Вьетнаме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Введение
1. Модернизация в Индии
2. Модернизация во Вьетнаме
Заключение
Литература
модернизация индия вьетнам колониальный
Введение
Исходными составляющими, влиявшими на модернизацию колониального общества в ЮВА, являлись: а) субрегиональные типы социально-политической структуры общества доколониального; б) характер и особенности колониальной политики держав (Нидерланды, Испания, США, Великобритания, Франция).
1. К эпохе европейской колонизации в ЮВА сложились три основных типа социально-политической структуры: вьетнамский (бюрократически-феодальный), приморский, или малайский (военно-феодальный), и индокитайско-яванский, или государственно-патриархальный. Географически первый из них характерен для Вьетнама (первоначально — Северного), второй — для Малайи, Суматры, Филиппин, Молуккских островов, Сулавеси, Брунея, последний — для Таиланда, Бирмы, Камбоджи, Лаоса, Центральной и Восточной Явы Айзенштадт Ш. «Осевая эпоха»: возникновение трансцендентных видений и подъем духовных сословий // Ориентация — поиск: Восток в теориях и гипотезах. — М., 1992. — С. 92.
2. При выделении моделей модернизации колониального общества в ЮВА, помимо вышеназванных двух ее составляющих, следует при классификации принимать во внимание факторы религиозные (наличие трех мировых религий в регионе) и этнические, повлиявшие на взаимодействие традиционных структур с колониальной властью.
3. Модернизация быстрее шла в условиях приморского общества, особенно с догосударственной структурой (Филиппины), но также и там, где сложившиеся, но слабые местные структуры не могли противостоять разрушительному для местных обществ воздействию колониализма (Малайя, Восточная Суматра, Юго-Западный Сулавеси).
4. Другие традиционные структуры оказали колониализму большее противодействие. Это противодействие, наложившись на особенности колониальной политики Нидерландов («система культур», «этический курс» в Индонезии), Англии (привлечение китайских и индийских иммигрантов в Малайю и Бирму, создание «этноэкономических» секторов в Малайе), Франции (сохранение традиционной структуры в Лаосе и Камбодже, а также в значительной степени во Вьетнаме), заметно повлияло на модели модернизации, которые можно назвать филиппинской, малайской, яванской и индокитайской, имея в виду, что названия не означают абсолютную привязку к ныне существующим государствам.
1. Модернизация в Индии История установления британского колониального господства в Индии довольно хорошо изучена. Индологи описали во всех подробностях предпосылки, ход и результаты основных социально-экономических, политических и, в меньшей степени, культурно-идеологических событий, сопровождавших распад Могольской державы. Они изучили последовавшую за распадом «войну всех против всех», трансформацию английской Ост-Индской компании из коммерческой организации в военно-политическую, расширение владений компании до масштабов империи, генезис системы колониального управления, зарождение и развитие колониальной идеологии, включая и колониальную индологию (ориентализм). Однако длительный, затянувшийся почти на столетие (даже если отсчитывать от традиционного рубежа — 1757 г.) процесс формирования «британского Раджа» исследуется большей частью с одной стороны — английской. Что же касается собственно индийского участия, то здесь внимание исследователей привлекают, главным образом, эпизоды сопротивления индийских государств колониальной экспансии (наиболее яркий пример — события в Майсуре 1762−1799 гг.), а также формирование такого интересного элемента политической структуры колониального общества, как княжества Бэшем А. Чудо, которым была Индия. — М., 1977. — С. 83.
За рамками исследования зачастую остается тот факт, что англичане не смогли бы действовать на индийской земле столь эффективно, если бы они не нашли значительное число «лояльных туземцев» — тех, кто верой и правдой служил им, помогая завоевывать Индию и управлять ею. Речь в данном случае идет не о тех, кто просто служил «ангрезам» ради заработка, а о довольно многочисленных представителях некоторых социальных групп, которые вполне сознательно поддержали англичан и стали, до определенного времени, опорой их владычества в Индии.
Для большинства князей и крупных феодалов лояльность новым правителям была вынужденной, навязанной если не прямой силой, то угрозой потери власти. О том, насколько искренней была эта лояльность со стороны даже тех, кто подписал субсидиарные договоры, можно судить по восстанию 1857−1859 гг. Опорой британской власти в Индии стали представители двух социальных слоев: «людей пера» (чиновничества и «интеллигенции» — главным образом из среды брахманов и каястхов) и купечества Гусева Н. Р. Многоликая Индия. — М., 1980. — С. 83.
Трудно представить себе британского администратора в Индии без целой свиты туземных помощников — переводчиков, секретарей, клерков. Без них же не были бы возможны ученые изыскания ориенталистов. Аналогичным образом, каждое английское коммерческое предприятие опиралось, помимо штата служащих-индийцев, на целую сеть младших партнеров из числа местного купечества. Придя в Индию, англичане нашли немало тех, кто, с одной стороны, был разочарован в существовавших феодальных порядках, а с другой — был способен понять и оценить многие аспекты социально-политического строя и культуры Запада. Дошедшие до нас источники, отражающие воззрения этих людей, позволяют сделать вывод о том, что они служили колонизаторам не просто ради заработка, а в результате сознательного выбора в пользу тех, в ком видели представителей более справедливого общественного устройства. И когда в 1857 г. здание британской империи в Индии содрогнулось, «лояльные туземцы» не просто остались верны, но и приветствовали победы английского оружия. Именно эти люди раньше всех устремились за европейским образованием и должностями в колониальном аппарате, именно из их среды вышли первые индийские профессора и специалисты, зачинатели национальной прессы, члены первых просветительских и реформаторских обществ. И, казалось бы парадоксальным, но на самом деле вполне объяснимым то, что именно они впоследствии заложили основы индийского национально-освободительного движения.
Модернизация общественных отношений не являлась целью британской колониальной политики в Индии. На первых этапах владычества британцы определенно стремились ничего в Индии не менять. В первой половине XIX в. возобладала линия «евангелистов», стремившихся «улучшить» традиционный социальный строй, т. е. его сохранить, освободив от одиозных черт. После Сипайского восстания возобладала линия на целенаправленное создание «колониального государства» — европеизированного «косвенного управления». Фактор непонимания европейцами туземной ментальности, своих возможностей и последствий реформ.
Традиционный аграрный строй был против попыток его реформирования. Аграрная политика исходила из догмы, что необходима частная собственность на землю. В колониальных условиях она привела к созданию частной собственности, сначала ограниченной высоким налогом, а затем, с уменьшением налога, к оформлению паразитической частной собственности феодального типа. Ограничение частной собственности «снизу», т. е. предоставление собственнических прав арендаторам создало еще одну паразитическую прослойку Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. — СПб., 1991. — С. 72.
1. Борьба вокруг социальных реформ: отмены рабства, запрещения сати, запрета убийства новорожденных девочек, разрешения вдовам вторично выходить замуж и т. п. Религиозно-социальная реформаторская мысль: ее традиционные и западные истоки.
2. Борьба в отношении политики в области образования. Европейские и традиционные школы. Начальная и высшая школа. Подготовка интеллектуалов или чиновников. Усвоение европейских идей: увеличение привязанности к метрополии и отчуждения от колониальной власти. Проблема свободы слова и печати в колонии. Взаимоотношения колонизаторов с интеллектуальной элитой. Новые пространства взаимного непонимания.
3. Проблема привлечения индийцев к управлению. Их роль в административном аппарате. «Стальной каркас» Индийской империи.
4. Участие индийцев в совещательных органах при губернаторах и генерал-губернаторе. Наделение совещательных органов законодательными функциями.
Введение
принципа выборности. Цензы и значение элитарности политического класса в условиях высокой иерархичности индийского общества.
5. Создание «индийского» права и судопроизводства. Первые попытки приспособить традиционное индусское и мусульманское право к колониальным условиям. Их крушение. Создание новых кодексов, учитывающих местную специфику в ограниченной степени. Внедрение юридического образования, создание кадров туземных судей и адвокатов, введение европейской системы судопроизводства. Борьба за равноправие европейцев и туземцев в судах.
6. Поверхностность модернизации в колониальных условиях. Cохранение огромного пласта незатронутого модернизацией населения. Традиционалистские реакции на модернизацию: национализм, регионализм, кастеизм, коммунализм. Гальванизация премордиальных институтов.
2. Модернизация во Вьетнаме Как гласит древняя вьетнамская легенда, император-дракон Лак Лонг Куан женился на фее-птице Ау Ко. Вскоре она снесла сто яиц, из которых вылупились сто детей Ерасов Б. С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. — М., 2002. — С. 122. 50 из них поселились с отцом на побережье, а 50 ушли с матерью в горы. Старший сын стал королем, положив начало династии Хунг, а свою страну он назвал Ванланг.
Cилуэт Вьетнама напоминает латинскую букву S, начертанную на востоке Индокитайского полуострова. Вьетнамцы же любят сравнивать очертания страны с двумя корзинами с рисом, висящими на коромысле. Корзины — это дельты двух рек: реки Хонгха (р. Красная) на севере и реки Меконг на юге. Они же являются рисовыми житницами страны. Коромысло — это горный хребет Чыонгшон, протянувшийся через всю страну.
Первое государство на территории Вьетнама образовалось уже в бронзовом веке. Во II веке до нашей эры страна была покорена войсками китайской династии Хань. Более чем на тысячу лет страна попала под владычество Китая, отвоевав независимость только в Х веке, когда страна стала называться Дайвьет. Китайские и монгольские завоеватели не оставили Вьетнам в покое, но всякий раз их вторжения заканчивались поражением, и Вьетнам становился все сильнее.
В середине XIX века во Вьетнам вторглись французские войска, и с 1884 года страна стала колонией. Организатором борьбы за свободу стал патриот Нгуен Ай Куок, больше известный под именем Хо Ши Мин. В 1930 году он создал компартию Индокитая, под руководством которой в августе 1945 года Вьетнам завоевал независимость. 2 сентября 1945 была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам. Война с французами длилась еще 9 лет и завершилась 7 мая 1954 года блестящей победой вьетнамских войск под Дьенбьенфу Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. — М., 1990. — С. 95.
Во исполнение Женевских соглашений по Вьетнаму страна была разделена на Север и Юг, между которыми вскоре вспыхнула война, в которую на стороне Юга вмешались США, начавшие бомбардировки Северного Вьетнама. За годы войны на страну было сброшено 7 млн. тонн бомб (в три раза больше, чем за всю вторую мировую войну). 9 из 15 тыс. деревень были превращены в руины, разрушены 1600 ирригационных сооружений. В 1973 году американцы с позором ушли из Вьетнама, и в 1975 году силами Освобождения Южного Вьетнама при поддержке Вьетнамской народной армии страна была воссоединена.
Сейчас во Вьетнаме проживают около 76 млн. человек 54 национальностей. Титульная национальность, вьеты, составляет 88%. Они живут главным образом в дельте Красной реки, на приморских равнинах Центрального Вьетнама, в дельте Меконга и в больших городах. Национальные меньшинства живут в горных районах, занимающих свыше двух третей площади страны. Правительство Вьетнама проводит политику поддержки национальных меньшинств, осуществляя такие программы, как доставка йодированной соли в отдаленные деревни, строительство деревенских медпунктов, создание бесплатных интернатов для детей национальных меньшинств. модернизации индия вьетнам колониальный Верховным органом государственной власти СРВ является Национальное собрание, избираемое на 5 лет. Оно, в свою очередь, избирает президента республики, премьер-министра, председателя Верховного народного суда и народного прокурора.
Вьетнам — многорелигиозное государство. Самая старая и распространенная религия — буддизм. В настоящее время в стране насчитывается 20 тысяч пагод, посвященных Будде. За буддизмом следует католицизм, принесенный иностранными миссионерами в XVI веке. Последователи протестантизма и ислама во Вьетнаме немногочисленны Павленко Ю. В. Человек и власть на Востоке // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. — М., 1993. — С. 134.
Все храмы и пагоды, а также все деревни имеют свои ежегодные праздники, которые привлекают участников и зрителей со всех концов страны. Процессии и народные гулянья устраиваются главным образом весной — с февраля по апрель — и посвящаются различным божествам и национальным героям.
Традиционная вьетнамская музыка не записывается на бумаге, а передается устно из поколения в поколение. В последнее время наряду с народной музыкой во Вьетнаме пользуются популярностью и современные музыкальные ритмы.
Сейчас переживает подъем вьетнамское изобразительное искусство, в котором национальные традиции сочетаются с веяниями Запада. Молодые художники увлекаются поиском новых технических форм, приемов и стилей.
Заключение
Конец XVIII — до середины XIX в. — это пренатальная стадия модернизации, когда для Востока стало очевидно его отставание, во всяком случае, в военном отношении. Восточные монархи были вынуждены реформировать административно-государственную систему и военную структуру, одни — в рамках политики изоляционизма, другие, обращаясь к Западу. Но восточное общество было способно воспринять «новое» лишь в традиционном облачении и ради укрепления традиционных устоев жизни. Однако уже одно лишь понимание восточными правителями и частью их соратников необходимости перемен означало сдвиг в общественном сознании. Нововведения сопровождались частичной перестройкой общественных структур, требовали нового профессионализма, а соответственно и реформы системы образования. В колониях происходила европеизация наиболее продвинутой части колониальной интеллигенции и функционеров, обслуживающих нужды колониальной экономики.
Начальный этап модернизации Востока (середина XIX — начало XX в.) — это этап накопления структурных элементов и регулятивных механизмов, свойственных капиталистическому обществу, этап осознания восточной правящей и интеллектуальной элитой независимых (полунезависимых) монархий необходимости перехода от охранительной модернизации к модернизации развития. В колониях, которые были структурным элементом общественного организма колониальных держав, этот процесс в целом начался раньше и проходил интенсивнее.
Характерные черты модернизации Востока — это ее отмеченный выше принудительный в рассматриваемый период характер, образование многоукладности, вестернизованные формы преобразований, секуляризация.
Литература
Айзенштадт Ш. «Осевая эпоха»: возникновение трансцендентных видений и подъем духовных сословий // Ориентация — поиск: Восток в теориях и гипотезах. — М., 1992.
Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. — СПб., 1991.
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. — М., 1977.
Гусева Н. Р. Многоликая Индия. — М., 1980.
Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей теории. — М., 1990.
Ерасов Б. С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. — М., 2002.
Павленко Ю. В. Человек и власть на Востоке // Феномен восточного деспотизма: структура управления и власти. — М., 1993.