Аллюзия как метод.
Скандинавская версия
Зададим известный древнеримский вопрос: cui prodesi? Cui bono? «Кому это выгодно?» Тем, кто стремился захватить власть в Киеве, было выгодно убийство Бориса — любимого сына князя Владимира. В библейской Книге Бытия воспевается отцовская любовь престарелого Иакова к сыну, прекрасному Иосифу, предпоследнему из сыновей, рожденному от любимой жены Рахили. Отец отличает его от всех сыновей и одаривает… Читать ещё >
Аллюзия как метод. Скандинавская версия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Зададим известный древнеримский вопрос: cui prodesi? Cui bono? «Кому это выгодно?» Тем, кто стремился захватить власть в Киеве, было выгодно убийство Бориса — любимого сына князя Владимира. В библейской Книге Бытия воспевается отцовская любовь престарелого Иакова к сыну, прекрасному Иосифу, предпоследнему из сыновей, рожденному от любимой жены Рахили. Отец отличает его от всех сыновей и одаривает больше других, отчего рождается зависть и ненависть обделенных отцовской любовью братьев. Библейские Иосиф и Вениамин явно сопоставимы с Борисом и Глебом из «Повести». Однако велико и различие: Иосиф все-таки не погиб от рук братьев, они подло продали его в Египет в рабство. По моему мнению, подобное соотнесение с персонажами Священной истории необходимо для понимания главной мысли: Бориса и Глеба убивали не наемные убийцы, и не один окаянный Святополк, но все братья. Зависть всех братьев переросла в ненависть и в смертельную вражду. Юных и безвинных Бориса и Глеба, должно быть, поразило такое лютое и ничем не заслуженное отношение к себе ненавидящих их. Столкнувшись со смертельной злобой и языческой ненавистью, они буквально остолбенели и уже не стремились спастись от рук братьев, которых они искренне любили1.
Одно из самых интересных объяснений убийства дает выдающийся историк русской церкви Г. П. Федотов в книге «Святые Древней Руси», он полагает, что Борис и Глеб были первыми в русской истории непротивленцами злу силой, чем и объясняется их своеобразное поведение перед лицом смерти. Русская церковь «не делала различия между смертью за веру во Христа и смертью в последовании Христу». Борис и Глеба стали жертвами братоубийства, политического преступления в княжеской усобице, как многие до и особенно после них.
Итак, пасынка Владимира, Святополка, рожденного от греховного союза, отягощенного прелюбодеянием, летописец обвинил в убийстве князей Бориса, Глеба и Святослава. Сводные братья якобы могли помешать ему в борьбе за княжеский стол в Киеве. Скандинавский источник дает совершенно иную версию. «Прядь об Эймунде» рассказывает о событиях XI в. в Гардарике, то есть «стране городов», или восточных землях Руси. Устное сказание, записанное спустя несколько веков, сохранилось в списке XIII столетия. Сюжетная линия «Пряди» такова.
После смерти конунга Вальдамера (Владимира) власть в Кенугарде (Киеве) наследовал Бурицлав конунг, в Хольмгарде (Новгороде) — Ярицлейв конунг (Ярослав), а в Пальтескья (Полоцке) — Вартилав конунг (Брячислав). Викинги поддержали Ярицлейва в его борьбе за власть против Бурицлава, но тот с большим печенежским войском стал штурмовать Кенугард. В этом сражении Ярицлейв получил серьезное ранение в ногу, после чего на всю жизнь охромел. Однако он сумел победить Бурицлава, убитого викингами самого Эймунда, чему противился Ярицлейв.
Таким образом, из сюжета «Пряди об Эймунде» возникает версия, которая лишь в отдельных деталях совпадает с рассказом нашей летописи и согласно которой братьев-князей убили варяжские дружинники, служившие Ярославу.
Косвенным доказательством непричастности Святополка к убийству братьев является и то обстоятельство, что его имя не стало табуированным, запретным на Руси: летопись рассказывает о Святополке Изяславовиче, Святополке Мстиславовиче, Святополке Юрьевиче. В конце XII в. его тезка принимал активнейшее участие в другой, весьма странной истории.