Финансовая деятельность государства
Нормы расходов подразделяются на обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты) и необязательные — расчетные (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление). Нормы расходов устанавливаются в материальном и денежном выражении. Материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения… Читать ещё >
Финансовая деятельность государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт»
Кафедра «Теоретической экономики, экономического моделирования и права»
Контрольная работа
по дисциплине «Финансовое право»
Выполнила: студентка 2 курса экономического факультета Позднякова А. Д. СОП 4 семестр Проверил: Котов Р.М.
Кемерово 2015
- 1. Финансовая деятельность Государства. Конституционные финансовой деятельности РФ
- 2. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
- 3. Понятие и состав государственных доходов
- 4. Задача
- Список литературы
1. Финансовая деятельность государства. Конституционные финансовой деятельности РФ Финансовая система РФ, ее состав Совокупность звеньев в их взаимосвязи, входящих в состав финансов Российской Федерации, образуют финансовую систему России, которую составляют следующие институты:
§ бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;
§ внебюджетные целевые фонды;
§ финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
§ имущественное и личное страхование;
§ кредит (государственный и банковский).
Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления Финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов (бюджетных и кредитных ресурсов; страховых денежных фондов; финансовых средств отраслей народного хозяйства и государственных предприятий). Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления.
Принципы финансовой деятельности Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, т. е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ.
Основными из них являются федерализм, законность, гласность, плановость.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся: финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72 Конституции РФ).
Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.
Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т. д.
Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.
Методы осуществления финансовой деятельности Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Их разнообразие зависит от многих факторов: субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.
Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы собирания денежных средств и методы их распределения и использования.
Важнейший метод собирания денежных средств в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты — налоговый метод — метод установления налогов. В отличие от налогового метода, которому свойственен принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется также метод добровольных взносов — покупка государственных и муниципальных ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки и т. д.
При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два важнейших метода: метод финансирования и кредитования.
Метод финансирования выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств.
Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмездности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.
Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации Федеральные государственные органы и государственные органы власти субъектов Федерации осуществляют функции финансовой деятельности в соответствии с установленным Конституцией РФ разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной финансовой политики, финансовое, валютное и кредитное регулирование, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (ст. 72). Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти (ст. 73,76).
- 2. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования
финансирование бюджетный государственный доход
Сметно-бюджетное финансирование распространяется на широкий круг объектов, но главным образом — на бюджетные учреждения. Бюджетное учреждение — это организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда на основе сметы (ст. 161 БК РФ).
Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственным или муниципальным учреждениям, относящимся к непроизводственной сфере, для осуществления расходов выделяются бюджетные денежные средства на основе специальных финансовых документов — смет. Смета бюджетного учреждения— это планово-финансовый документ, в котором отражаются денежные средства, поступающие в его распоряжение в течение года для финансирования текущей деятельности и развития, а также указываются источники доходов и целевое направление средств. Являясь финансовым документом, смета доходов и расходов утверждается в порядке и форме, установленных нормативными актами. Составление и исполнение смет бюджетных учреждений — это часть бюджетного процесса. Смета действует в течение финансового года — с 1 января до 31 декабря.
Бюджетные учреждения (школы, вузы, поликлиники, больницы, детские дошкольные учреждения и др.), как правило, не имеют доходов для полного покрытия своих расходов, а потому их деятельность должна финансироваться из бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В то же время бюджетные учреждения вправе привлекать дополнительные денежные средства от профильной (оказание платных услуг) и непрофильной (сдача имущества в аренду, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц и др.) деятельности. Привлечение дополнительных средств не должно приводить к снижению размеров бюджетного финансирования.
Бюджетные средства могут быть израсходованы на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; на перечисления в государственные внебюджетные фонды; на трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления; на командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов (ст. 70 БК РФ). Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Оплата по договорам, исполнение которых осуществляется за счет федерального бюджета, проводится в пределах утвержденных им лимитов бюджетных обязательств.
Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений и мероприятий на индивидуальные, сводные и сметы централизованных мероприятий. Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением и содержит только его расходы. Она учитывает особенности источников денежных средств и их объемы, обусловленные спецификой деятельности бюджетного учреждения. Индивидуальные сметы бюджетных учреждений одной сферы деятельности объединяются в сводные. Сводные сметы составляются федеральными министерства и ведомствами в отношении подведомственных бюджетных учреждений, а также исполнительными органами власти субъектов РФ и местного самоуправления — в отношении соответствующих бюджетных учреждений. Сводные сметы могут включать в себя как индивидуальные сметы бюджетных учреждений, так и сметы расходов на централизованные мероприятия (например, на проведение научных конференций и симпозиумов, областных семинаров врачей, учителей, работников культуры и т. д.).
Составление индивидуальной сметы осуществляется на основе контрольных цифр, сообщаемых бюджетному учреждению (получателю бюджетных средств) вышестоящей организацией (распорядителем бюджетных средств). Контрольные цифры содержат информацию о лимите бюджетных ассигнований, который предусмотрено выделить бюджетному учреждению после утверждения бюджета. Эти контрольные цифры вышестоящая организация доводит до каждого подведомственного ей бюджетного учреждения, исходя из общей контрольной цифры, полученной от финансового органа, составляющего проект бюджета.
Смета бюджетного учреждения состоит из отдельных статей, каждая из которых имеет предметно-целевое назначение. Для всех получателей бюджетных средств установлены две группы расходов — текущие и капитальные, а в каждой группе расходы детализируются по статьям (например, в группе текущих расходов — расходы по оплате труда, а в группе капитальных — расходы на капитальный ремонт). Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат.
При составлении сметы бюджетное учреждение руководствуется нормативами расходов. Нормативы расходов — это установленные на расчетную единицу измерители расходов по однородным учреждениям (например, норма расходов продуктов на одного больного в больнице, норм расходов на содержание ребенка в дошкольном учреждении и др.).
Нормы расходов подразделяются на обязательные (штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки, питание, медикаменты) и необязательные — расчетные (расходы на содержание зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление). Нормы расходов устанавливаются в материальном и денежном выражении. Материальные нормы определяют объем материальных (натуральных) средств на единицу измерения расходов (например, количество продуктов питания на одного осужденного в местах лишения свободы). Денежные нормы являются стоимостным выражением материальных норм расходов. Нормы расходов различаются и как индивидуальные и комбинированные. Индивидуальная норма расходов предусматривает расходы только на одну цель (например, питание, медицинское обслуживание одного больного в больнице). Совокупность индивидуальных норм по определенному показателю образует комбинированную норму (например, расходы на содержание одного больного в день — один койко-день).
Смета расходов бюджетного учреждения составляется его финансовым подразделением, подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Затем она направляется в вышестоящую организацию, где включается составной частью в сводную смету по министерству или ведомству. Сводные сметы учитываются при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета. После утверждения бюджетов (федерального, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований) сметы бюджетных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств и доводятся до бюджетных учреждений (получателей бюджетных средств).
Бюджетные учреждения составляют отчет об исполнении сметы ежемесячно, а также по окончании года. Отчеты направляются в вышестоящую организацию и территориальный орган Федерального казначейства (в случае, если учреждение финансируется из федерального бюджета). Порядок составления отчетов определяется ежегодно приказом Минфина России об утверждении правил составления бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете, за соответствующий год.
- 3. Понятие и состав государственных доходов
- Государственные доходы и источники их формирования. Доходы выражают экономические отношения, возникшие при формировании фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов власти. Основные материальные источники доходов государственного бюджета: I. Национальный доход. При недостатке его привлекаются национальные богатства. Основные методы мобилизации денежных средств: 1. налоги; 2. займы; 3. эмиссии денежной массы; 4. кредиты. Источники формирования денежных средств делятся на 3 группы: 1. внешние (займы); 2. внутренние (государственный кредит и налоги); 3. эмиссионные (бумажно-денежные и кредитные эмиссии). II. Налоги. Все доходы государственного бюджета можно разделить на 3 группы: 1. налоговые, 2. неналоговые, 3. доходы целевых бюджетных фондов. Состав и структура доходов государственного (федерального) бюджета Доходы целевых бюджетных фондов (9) создаются для финансирования государственных целей. Состав их: дорожный фонд, федеральный фонд воспроизводства материального сырья, фонд минфин по атомной энергетике, мин. РФ по налогам и сборам, налоговая полиция, федерально-экологический фонд, управление, изучение, сохранение и воспроизводство водных, биологических ресурсов, фед. фонд восстановления и возобновления водных ресурсов, контрольно-резервирующий фонд минфин. Они имеют статус целевых бюджетных фондов, их назначение: финансирование отдельных государственных расходов. Неналоговые доходы — это доходы от имущества, находящейся в государственной собственности, или от эксплуатации данного имущества, или от внешне-финансовой деятельности. Налоговая система: принципы построения и роль в формировании доходов Федерального Бюджета России. Прямые и косвенные налоги Налоговые поступления — в этой группе самый большой удельный вес составляет налог на добавленную стоимость, налог на прибыль (доход предприятий и организаций), акцизы. Налоги — обязательные платежи, взимаемые государством в лице центральных и местных органов власти с физических и юридических лиц, а также часть национального дохода, мобилизуемого во всех звеньях бюджетной системы. Налоги поступают в государственный бюджет в определенном размере и сроке, установленных законодательством. Они выполняют 2 функции: 1. фискальную (основная) — с ее помощью образуется государственные денежные фонды, т. е. она создает материальные условия для функционирования государства. Обеспечивает реальные возможности перераспределения национального дохода в пользу наименее защищенных слоев общества.
- Связана с регулирующей, т.к. обеспечивает предназначение регулирующей. 2. регулирующую — является активным инструментом перераспределения процессов и влияет на воспроизводство, стимулируя или снижая его, тем самым эта функция регулирует платежеспособность населения, изменяет уровень и структуру совокупного спроса и через механизм воздействует на воспроизводство.
- Прямые налоги (на прибыль, подоходный налог, налог на имущество) непосредственно изымаются из части дохода налогооблажения. Косвенные (акцизы, НДС, таможенные пошлины, фискальные и монопольные налоги) взимаются с цен на товары и услуги. Объектами налогооблажени являются доходы от продажи и реализациии товаров и услуг, цены на товары, операции с ценными бумагами, имущества юридических и физических лиц, использование недр и природных ресурс
- 4. При наступлении страхового случая по договору ОСАГО пострадавший водитель потребовал от страховой компании признанного виновным в происшествии гражданина выплаты в размере 400 тыс. руб. на возмещение ущерба, мотивируя это тем, что максимальный размер страховой суммы, в пределах которой страховщик обязуется возместить причиненный вред, по закону составляет 400 тыс. руб. Пострадавший водитель предъявил страховщику справку аккредитованного независимого оценщика, подтверждающую нанесенный ущерб автомобилю пострадавшего водителя на сумму 450 тыс. руб.
- Правомерны ли требования пострадавшего гражданина к страховой компании? На какую сумму выплаты он может рассчитывать?
- Правомерны, согласно п. 4 ст. 931 ГК РФ, он вправе предъявить требования о возмещении вреда непосредственно к страховщику (страховой компании). Таким образом, это его право, но не обязанность. Он имеет право взыскать ущерб как со страховой компании, так и с виновника ДТП. Однако, значительно удобнее заявлять требования к страховой компании, чем взыскивать их с физического лица. Если страховая компания произвела выплату страхового возмещения, однако с размерами такой выплаты он не согласен, он имеет произвести переоценку ущерба путем обращения к независимому эксперту.
- Водитель может рассчитывать на сумму не превышающую 400 тыс. руб.
- Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 400 тыс. рублей, в том числе:
- 240 тыс. рублей при причинении вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших и не более 160 тыс. рублей при причинении вреда жизни;
- 160 тыс. рублей при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших и не более 120 тыс. рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.
- Страховая выплата по каждому страховому случаю не может превышать величину Установленной страховой суммы. Страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными Правительством РФ.
- Если автомобиль не «старше» 5лет (а отечественный — не более 3 лет), и степень его износа не более 40 процентов, можно обратиться в экспертную организацию для расчета размера утраты товарной стоимости (УТС).
- Список литературы
- 1. Гражданский Кодекс РФ. Ч.1: ФЗ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ
- 2. Бюджетный кодекс РФ: ФЗ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ
- 3. Налоговый кодекс РФ. Ч. II: ФЗ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ
- 4. Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ
- 5. Налоговый кодекс РФ. Ч.1: ФЗ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ
- 6. Горбунова, О. Н. Финансовое право: Учебник / О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева, А. Б. Быля. — М.: Юристъ, 2008. — 536 с.
- 7. Древаль, Л. Н. Субъекты Российского финансового права / Л. Н. Древаль. — М.: Юриспруденция, 2008. — 288 с.
- 8. Крохина, Ю. А. Финансовое право России: Учебник / Ю. А. Крохина. — М.: Норма, 2007. — 704 с.
- 9. Павлов, П. В. Финансовое право: Учебник / П. В. Павлов. — М.: Омега-Л, 2008. — 336 с.
- 10. Петрова, Г. В. Финансовое право: Учебник / Г. В. Петрова. — М.: ТК Велби, 2006. — 280 с.
- 11. Финансовое право России. Актуальные проблемы: Монография / Под ред. А. А. Ялбулганова. — М.: Норма, 2007. — 352 с.
- 12. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. — М.: Юристъ, 2008. — 749 с.
- 13. Финансовое право: Учебник / Под ред. С. В. Запольского. — М.: Российская академия правосудия РАП, 2006. — 414 с.
- 14. Финансовое право для экономических специальностей: Учебник / Под ред. С. О. Шохина. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2008 г. — 544 с.
- 15. Финансовое право РФ: Учебник / Под ред. М. В. Карасева. — М.: Юристъ, 2007 г. — 576 с.