Рисунок и перспектива
Однако не математика, а законы зрительного восприятия и, в конечном счете, практика реалистического рисунка должны служить основой и критерием достоверности и правдивости перспективных построений. В новых исследованиях уже невозможно игнорировать эту практику и новые данные психологии восприятия. Поэтому перспектива как наука о законах реалистического изображения пространственно расположенных… Читать ещё >
Рисунок и перспектива (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рисуя с натуры окружающие предметы, мысленно сопоставляя их размеры, определяя на листе те или иные соотношения, мы всегда руководствуемся законами перспективы и добиваемся благодаря этому правдивого и верного изображения действительности. Твердые знания законов перспективы обязательны для каждого художника и архитектора. Практическое значение теории перспективы в изобразительном искусстве и архитектуре общеизвестно.
Ошибки в рисунке, отсутствие сходства между изображением и оригиналом во многих случаях являются следствием нарушения правил линейной перспективы. При этом нарушается не только внешнее сходство, но также правдивость и убедительность рисунка в целом. Указания подобного рода можно встретить почти в каждой книге, посвященной вопросам рисунка или перспективы.
Все это так. Однако не всем современным архитекторам и художникам, в том числе и некоторым опытным мастерам рисунка, известны другие, не менее знаменательные факты, достойные особого внимания и всестороннего изучения. Факты эти свидетельствуют о том, что современная теория линейной перспективы далеко не так совершенна, как многие себе представляют. Факты подтверждают также, что ряд положений существующей теории линейной перспективы не выдерживает строгой критики как с точки зрения новейших данных психологии и физиологической оптики, так и с позиций изобразительной практики в целом.
К сожалению, многие не вполне достоверные теоретические положения, содержащиеся в теории линейной перспективы, широко распространены среди наших художников, архитекторов и преподавателей рисунка. В настоящее время они многократно повторяются и излагаются как в устной форме, так и в ряде современных руководств и пособий по рисунку и перспективе.
Несомненно, что такой некритический подход к теории линейной перспективы, а также неправильное освещение вопроса о взаимоотношении рисунка и перспективы, допускаемое некоторыми исследователями, наносят ущерб нашей художественной практике.
В свете поставленных вопросов задача настоящей работы состоит в том чтобы вскрыть и внимательно изучить недостатки существующего метода перспективных построений и теории линейной перспективы. Признавая большую практическую ценность этого метода, требуется, однако, противопоставить ему ряд новых рекомендаций по построению перспективных изображений, опирающихся на конкретные данные изобразительной практики, а также на дальнейшую теоретическую разработку вопроса в целом.
Главная роль в проведенных исследованиях была отведена изучению богатой практики реалистического рисунка с натуры — рисунка, задачей которого является правильная передача зрительных впечатлений о форме и расположении предметов в пространстве.
Глава 1. Основные положения теории линейной перспективы
1.1 Линейная перспектива
Само слово перспектива переводится с латыни как «Смотреть насквозь». Перспектива — это наука об изображении предметов так, как их видит человеческий глаз. То есть, с кажущимися изменениями в пространстве (линейными, световыми, цветовыми, тоновыми, контрастными.
Перспектива делится на линейную и воздушную.
Линейная перспектива — это кажущиеся размерные изменения в пространстве по контурам предметов, которые можно изобразить линией.
Воздушная перспектива — это кажущиеся световые изменения в пространстве, которые передают тоном и цветом. У воздушной перспективы есть свои законы и у линейной перспективы есть свои законы, мы их и рассмотрим.
Законы линейной перспективы:
1. Для того чтобы изобразить глубину пространства, нужно частично ближним предметом перекрывать дальний. То есть сделать плановость в рисунке. В учебном рисунке обычно делают около трёх планов.
2. Ближний предмет всегда зрительно больше, чем дальний, если они одинаковые по высоте в реальности.
3. Чем ближе расположен к Вам рисуемый предмет, тем ниже его основание к краю листа. Чем дальше он, тем выше его основание от края листа. Если есть другой предмет, который расположен в реальности дальше от Вас, при рисовании тем выше его основание по отношению к предмету, который ближе к Вам.
4. Все вертикальные линии изображаются всегда вертикально, без изменений, кроме тех случаев когда предмет очень высокий и мы смотрим на него с верха или с низа, например смотрим и рисуем многоэтажку. Или же например Вы стоите около деревьев с поднятой головой вверх.
5. Горизонтальные рёбра в угловом повороте (угловая перспектива), нужно изображать наклонно.
6. Горизонтальные рёбра в угловом положении нужно изображать короче, чем во фронтальном (фронтальная перспектива).
7. Фронтальная перспектива изображается без перспективных изменений линейно. А в угловой — нужно изображать линейные перспективные изменения. Изображаем так как видим — горизонтальные линии, например, будут короче, чем такие же под длине вертикальные. Рисуем также перспективные сокращения предметов в пространстве (линейное уменьшение размеров предметов в пространстве, по отношению к Вам.) Направление горизонтальных рёбер предметов нужно также уметь видеть.
8. Чем ближе горизонтальные линии предметов к линии горизонта, тем больше они сокращаются. То есть, чем они ближе к линии горизонта, тем они короче по длине. Плоскость, расположенная на линии горизонта изображается ровной линией.
9.Если повернуть плоскость круглой формы по отношению к глазам фронтально, (фронтальная перспектива) то рисуем круг. А если повернуть под углом, (угловая перспектива), то рисуем эллипс. В зависимости от того провернули эллипс — по горизонтали или по вертикали, он будет расположен или вертикально или горизонтально.
1.2 Линейная перспектива в рисунке интерьера
Интерьер — это замкнутое внутреннее пространство архитектурного сооружения, которое включает в себя различные пространственные планы и источники освещения, создающие ту или иную оригинальную световую среду, характеризующую помещения. Использование различных цветов, фактур материалов и предметов, входящих в интерьер, создает определенные сложности в его изображении.
Рисунок интерьера имеет своей целью развить объемно-пространственное мышление, дать возможность учащимся приобрести навыки изображения внутреннего пространства различной степени сложности, закрепить и углубить знания по практическому применению закономерностей наблюдательной перспективы, расширить композиционное понятие.
В рисунке интерьера особое значение приобретают метод линейно-конструктивного построения изображения и знание закономерностей наблюдательной перспективы. Линейно-конструктивный метод изображения и линейная перспектива позволяют четко следить за ходом построения изображения предметов в рисунке.
Прежде всего, успешное выполнение рисунка интерьера с натуры зависит от правильного выбора точки зрения, линии горизонта и точек схода параллельных прямых. При рисунке помещения линии горизонта будут располагаться на уровне глаз сидящего или стоящего за мольбертом человека. В зависимости от местоположения рисующего перспектива его рисунка будет угловой или фронтальной.
При линейном построении рисунка интерьера помещения следует обратить особое внимание на качество графического построения работы. Линии, находящиеся на переднем плане, должны быть значительно ярче линий, находящихся на заднем плане. Это позволит уже на первоначальном этапе рисунка показать глубину и пространство помещения и облегчит работу над светотеневым решением интерьера.
Глава 2. Процесс работы над практической частью курсового проекта
2.1 Основные характеристики процесса реализации перспективы
Если вы внимательно посмотрите на окружающий мир, то заметите и другие особенности перспективы, помимо того, что параллельные прямые сходятся. По мере удаления объекты уменьшаются. Кажется, что чем дальше находятся равноудалённые друг от друга предметы (например, телефонные столбы или железнодорожные шпалы), тем теснее они расположены. Вдалеке наземные объекты настолько малы, что с трудом различимы. При ещё большем удалении они и вовсе превращаются в точки. Существуют методики построения линий и других геометрических форм, позволяющие реалистично воспроизвести на рисунке этот эффект. Вы сможете вполне убедительно его сымитировать, если имеете хоть какое-то представление о перспективе.
Считается, что линия горизонта находится на уровне глаз наблюдателя. Если человек стоит на земле в окружении людей (которые тоже стоят), линия горизонта будет находиться приблизительно на уровне глаз окружающих: пониже у высоких людей, повыше у низких. Предметы, высота которых не достигает уровня глаз наблюдателя, будут находиться ниже линии горизонта, и их верхние грани будут видны хотя бы чуть-чуть. Предметы, целиком расположенные выше уровня глаз, окажутся выше линии горизонта, и, хотя бы немного, но будут видны их нижние грани. По мере удаления они будут опускаться к линии горизонта и грани, обращённые к наблюдателю, будут видны полнее.
В трёхмерной сцене будут искажены все геометрические формы за исключением тех, которые параллельны картинной плоскости. Такие формы не искажаются, но изменяются в размерах в зависимости от того, на каком расстоянии находятся.
Остальные геометрические формы искажаются. Окружности превращаются в эллипсы. Если окружность служит основанием конуса или цилиндра, малая ось эллипса совпадает с их осью.
2.2 Работа над практической частью курсового проекта на примере интерьера комнаты
Шаг 1. Обозначаем точку горизонта Итак, как нарисовать комнату? На чистом листе в середине рисуем небольшой прямоугольник. Это будущая стена вашей комнаты. В этом прямоугольнике вы должны отметить точку, которая будет служить горизонтом. К нему будут сходиться все линии стен, окон, дверей и мебели в будущей комнате. Теперь возьмите линейку и проведите прямые от этой точки ко всем четырем углам вашего листа. Это углы вашей комнаты.(прил1, рис.1)
Шаг 2. Границы комнаты Теперь вы должны обозначить границы вашей комнаты большим прямоугольником. В принципе, этого можно и не делать, эту функцию может выполнять край бумаги. Но с точки зрения эстетики и оформления работы так будет правильно. На рисунке потолок и пол оттенили серым цветом для удобства восприятия. Это можно будет сделать и в самом конце работы, если понадобится.(прил.1, рис 2)
Шаг 3. Двери Рисуем двери. Определитесь, на какой стене они будут, и проведите тонкую линию от точки горизонта до них.(прил. 2, рис 3)
Шаг 4. Окна Окна на боковых стенах делаем по такому же принципу, как и двери. Если окно нужно нарисовать на фронтальной (ровной) стене, то оно будет вертикально расположено по отношению к потолку и полу. Может быть еще вариант, когда вам необходимо нарисовать два окна на разных стенах. В этом случае элемент на фронтальной нужно будет «привязать» к тому, что на боковой. Как это выглядит, можно увидеть на схеме. (прил. 1 рис 4)
Шаг 5. Мебель Как нарисовать комнату с мебелью? Расставлять и прорисовывать ее нужно по такому же принципу: все горизонтальные грани шкафов, тумбочек, столов и т. п. будут сходиться в точке, которую вы наметили. Даже персидский ковер будет подчиняться этому закону. Изменяя местоположение точки горизонта, вы сможете менять размер стен в своей комнате. К примеру, правую зрительно делать больше левой. Таким методом пользуются дизайнеры, когда им нужно показать одну из стен в более выгодном свете. (Прил. 1, рис 5) Теперь вы знаете, как нарисовать комнату. В заключение хочется напомнить, что прорисовывать вспомогательные линии следует очень легкими движениями, чтобы вы могли стереть карандаш и не оставить следа. (Прил. 1, рис 6)
Заключение
Рисунок и перспектива. Каково взаимоотношение этих двух родственных друг другу понятий? Рисунок ли должен следовать строгим правилам геометрической перспективы или же, напротив, перспектива как научная дисциплина должна существовать и развиваться на основе обобщения богатого опыта изобразительной практики?
Исторически взаимоотношение рисунка и перспективы не было постоянным. Теория перспективы была создана архитекторами и живописцами эпохи Возрождения. Поэтому не случайно именно живопись называет Леонардо да Винчи матерью перспективы.
Сейчас многое изменилось. Перспектива из науки о зрении превратилась в одну из отраслей проективной геометрии. Современного перспективиста-математика фактически уже не интересует, как человек видит предметы и как изображает их при рисовании с натуры. Правила перспективы выводятся строго математическим путем, и то, что эти правила приходят иногда в противоречие с практикой реалистического рисунка, объясняется большей частью отдельными неточностями и субъективными ошибками рисующих.
Однако не математика, а законы зрительного восприятия и, в конечном счете, практика реалистического рисунка должны служить основой и критерием достоверности и правдивости перспективных построений. В новых исследованиях уже невозможно игнорировать эту практику и новые данные психологии восприятия. Поэтому перспектива как наука о законах реалистического изображения пространственно расположенных предметов сейчас уже не может развиваться и существовать как изолированная от художественной практики отрасль проективной геометрии, как абстрактная математическая наука.
перспектива линейный рисунок
1. Климухин А. Г. Начертательная геометрия. М.: Стройиздат, 1978. 368 с.
2. Кореев Ю. В. Начертательная геометрия. М.: Стройиздат, 1995. 330 с.
3. Крылов Н. Н. Начертательная геометрия М.: Высшая школа, 1990. 231.
4. Раушенбах Б. В. Системы перспектив в изобразительном искусстве: Общая теория перспектив. — М.: Наука, 1986.
5. Штелер Т. Обратная перспектива: Павел Флоренский и Морис Мерло-Понти о пространстве и линейной перспективе в искусстве Ренессанса // Историко-философский ежегодник 2006 / Ин-т философии РАН. — М.: Наука, 2006, с. 320−329.
6. http://hudozhnikam.ru/
Приложение 1
Рис.1
Рис 2.
Рис 3.
Рис. 4
Рис 5.
Рис. 6
Приложение 2
Линейная перспектива в рисунке интерьера известных художников:
Джон Рёскин
Альбрехт Дюрер
Андрей Ноаров
Уильям Блейк
Пиранези, Джованни Баттиста
Пиранези, Джованни Баттиста
Пьетро ди Готтардо Гонзага
Фердинандо Бибиена
Приложение 3
Студенческие работы Академии художеств им. И.Е. Репина:
Работы выполненные мягкими материалами
Работы выполненные мягкими материалами
Приложение 4
Работы выполненные акварелью
Работы выполненные акварелью
Приложение 5
Работы выполненные карандашом на тонированной бумаге
Приложение 6
Работы выполненные графитным карандашом
Работы выполненные графитным карандашом
Приложение 7
Иван Иванович Шишкин: «Дворик» 1878 г.
Карандаш, бумага 32×22