Правовое регулирование труда педагогических работников (на примере Государственного профессионального образовательного учреждения "Сыктывкарский гуманитарн
Значительный вес в системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов занимают нормативно-правовые акты Министерства образования Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 466… Читать ещё >
Правовое регулирование труда педагогических работников (на примере Государственного профессионального образовательного учреждения "Сыктывкарский гуманитарн (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Минобрнауки России Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»
(ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина»)
Юридический институт Кафедра гражданского права и процесса ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Правовое регулирование труда педагогических работников (на примере Государственного профессионального образовательного учреждения «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова»)
Исполнитель: обучающийся 6410 группы Леушина Елена Викторовна Научный руководитель: к.ю.н., доцент Тетерина Тамара Васильевна Сыктывкар 2015
СОДЕРЖАНИЕ Введение
1. Педагогические работники как субъекты трудового права
1.1 Общая характеристика педагогической деятельности и право граждан на занятие педагогической деятельностью
1.2 Классификация и анализ правовых норм, регулирующих педагогическую деятельность
2. Особенности трудовых правоотношений педагогических работников
2.1 Особенности заключения и расторжения договора с педагогическим работником
2.2 Особенности регулирования оплаты труда педагогических работников
2.3 Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха Заключение Список использованных источников Введение Актуальность избранной темы исследования педагогическая деятельность характеризуется высоким уровнем ответственности и значительным эмоциональным напряжением. Правовые нормы призваны эффективно регулировать трудовую деятельность педагогических работников.
Регулирование трудовых отношений педагогических работников обладает наибольшей спецификой. Это вызвано тем, что именно они являются участниками образовательного (учебно-воспитательного) процесса. На них возлагается ответственность за достижение обучающимися определенных результатов в учебе, за освоение ими основных образовательных программ, за организацию воспитательной работы. Именно педагог в немалой степени способствует формированию личности обучающегося. Этим обусловлено установление специальных правил по регламентации их труда.
Объектом настоящей работы выступают правоотношения, возникающие в сфере регулирования труда педагогических работников в Российской Федерации.
Предметом исследования является правовое регулирование труда педагогических работников на примере ГПОУ «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа им. И.А. Куратова».
Цель выпускной квалификационной работы — выявление проблем правового регулирования труда педагогических работников на примере ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова» и разработка предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:
— дать характеристику педагогической деятельности и права граждан на занятие педагогической деятельностью;
— проанализировать и классифицировать правовые нормы, регулирующие педагогическую деятельность;
— выявить особенности заключения и расторжения договора с педагогическим работником;
— выявить особенности регулирования оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха педагогических работников
— проанализировать правовое регулирование рабочего времени отдыха.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания: анализ, синтез, системный, историко-юридический, метод сравнительно-правовой, формально-юридический и др.
Теоретической основой работы явились труды следующих ученых: М. И. Аверьяновой, Е. Л. Болотовой, С. Ю. Головиной, В. И. Казанцева, А. Я. Петрова, В. Н. Понкратовой, О. Ю. Рудневой, В. М. Сырых, Н. А. Шайденко и др.
Нормативно-эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития России, Приказы Минобрнауки России, локальные акты ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» и другие нормативно-правовые акты в сфере правового регулирования труда педагогических работников, а также судебная практика судов общей юрисдикции.
Глава 1. Педагогические работники как субъекты трудового права
1.1 Общая характеристика педагогической деятельности и право граждан на занятие педагогической деятельностью Вопрос об особой роли педагога в развитии человеческой личности и современного общества обсуждался ещё в 1966 году в Париже на специальной межправительственной конференции о статусе учителей. На этой конференции были приняты Рекомендации Рекомендация ЮНЕСКО «О положении учителей» (Принята 05.10.1966 Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, -1993. -С. 120 — 138., которые стали ориентиром для многих стран при формировании законодательства по вопросам туда педагогических работников и были направлены на решение таких вопросов, как:
— подготовка к профессии учителя;
— усовершенствование работы учителей и их профессиональная подготовка, условия работы и продвижения по службе;
— реализация прав и обязанностей учителей;
— создание условий, необходимых для обеспечения эффективного процесса обучения;
— проблемы социального страхования учителей См.: Сафаралиев Г. К. Кадровая политика в образовании: достойным педагогам — достойное положение // Народное образование. -2010. -№ 7. -С. 51.
С учётом этого документа разрабатывался и Закон Российской Федерации «Об образовании» Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.07.1992 -N 3266−1 ФЗ // Собрание законодательства РФ. -1996. -N 3. ст. 150., принятый в 1992 году (ныне утратил силу).
С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 -N 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2012. -N 53 (ч. 1). -Ст. 7598.
По сравнению с Законом «Об образовании» 1992 года содержание статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года отражает детальную проработку мер социальной поддержки всех участников образовательного процесса. Закон об образовании в Российской Федерации направлен на защиту интересов человека, семьи, общества и государства См.: Попова И. Н. Закон Об образовании в Российской Федерации: воспитание и социализация несовершеннолетних // Народное образование. -2014. -№ 7. -С.33.
Основные принципы и гарантии конституционных прав граждан в сфере образования в полной мере включены в данный Закон. Впервые на законодательном уровне государством признаётся особый статус педагогических работников. Существенно, что все права и меры социальной поддержки педагогов закрепляются за ними вне зависимости от места работы См.: Шайденко Н. А. Закон глазами законодателя // Педагогика. -2013. -№ 7. -С.121.
Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных Федеральным законом «Об образовании», организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.
Образовательные организации могут образовываться в форме учреждений, основные положения о которых содержатся в ст. ст. 123.21−123.23 Гражданского кодекса РФ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. -N 32. -Ст. 3301. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение) (ст. 123.21 ГК РФ).
Для системы общего образования характерно многообразие правовых статусов педагогов. Их содержание существенно зависит от типа и вида образовательной организации, от категории детей, с которыми работает педагог, от статуса учредителя, отраслевой принадлежности образовательного учреждения, от внедрения инновационных технологий, квалификационной характеристики должности педагогического работника.
Объём основных прав и свобод педагогического работника, гарантированных Конституцией РФ, дополняется нормами гражданского, трудового, административного, пенсионного, санитарного и образовательного законодательства.
Трудовым кодексом РФ Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2002. -N 1 (ч. 1). -Ст. 3. предусмотрены ограничения на занятие педагогической деятельностью.
К педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (ст. 331 ТК).
Ст. 351.1 Трудового кодекса РФ содержит ограничения на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних. К трудовой деятельности в вышеуказанной сфере не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
В Государственную Думу РФ депутатом ГД РФ А. С. Старовойтовым был внесен проект Федерального закона N 618 149−6 «О внесении изменений в статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации» Проект Федерального закона N 618 149−6 «О внесении изменений в статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.10.2014) // Режим доступа СПС Консультант-Плюс. (Дата обращения:15.05.2015г.).
Целью законопроекта является недопущение лиц, совершивших действия, направленные на реабилитацию нацизма (если эти действия установлены в законном порядке), к воспитанию и обучению других людей, в том числе несовершеннолетних.
Также законопроектом предлагается не допускать указанных лиц к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Мы считаем, что данный законопроект должен быть принят Государственной Думой, так как педагогический работник играет особую роль в формировании личности и моральных качеств человека. Педагогические работники, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления предусмотренные ст. 354.1 Уголовного кодекса РФ Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. -N 25. -Ст. 2954. (реабилитация нацизма), не должны допускаться к трудовой деятельности, связанной с преподавательской и воспитательной работой.
Нормы гражданского, административного права и актов в сфере образования определяют общие границы реализации правового статуса См.: Болотова Е. Л. Правовой статус педагога // Народное образование. -2010. -№ 1. -С.152.
Конкретное наименование должности педагога зависит от типа образовательного учреждения. Наиболее распространенные наименования должностей педагогов — воспитатель, учитель, преподаватель. Кроме того, к педагогам относятся классные воспитатели, инструкторы, тренеры, музыкальные руководители, вожатые, методисты, мастера производственного обучения, логопеды и др. Существуют должности, которые в своем наименовании содержат слово «педагог»: социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.
Перечень должностей, относящихся к категории педагогических работников, утверждён Постановлением Правительства РФ от 08 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций: Постановление Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 N 678 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2013. -№ 33. -Ст. 4381.
Согласно названному Постановлению Правительства РФ к педагогическим работникам причислены: руководители, деятельность которых непосредственно связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом. Это директор школы, лицея, колледжа, ректор вуза, заведующий детским дошкольной образовательной организацией, их заместители по воспитательной или учебной работе и другие руководители (кроме тех, чей труд не связан непосредственно с воспитанием или обучением, например, главный бухгалтер, главный инженер, заместитель по хозяйственной части и пр.).
Педагогический работник должен иметь определённый образовательный ценз, который установлен квалификационными характеристиками.
Уровень образования педагогов ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова» соответствует требованиям, предъявляемым к педагогическим кадрам п. 7.15 ФГОС СПО и включенным в раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования: Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н // Российская газета. -2010. 20 октября.
Квалификационные требования предусматривают не только наличие у педагогических работников определённого уровня профессионального образования, но и определённые требования к профилю полученной специальности по образованию См.: Шумилина Т. О. Формирование кадровой политики // Народное образование. -2014. -№ 7. -С.86.
Педагог должен иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а образование соответствующего уровня по направлению подготовки «Образование и педагогика». Также он может иметь образование в области, соответствующей преподаваемому предмету, — высшее или среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на педагогическую работу, документа об образовании, квалификации или наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 ТК РФ).
Особенности правового регулирования труда педагогов обусловлены несколькими обстоятельствами — особой ролью педагога в жизни общества, спецификой трудовой деятельности, связанной с нервными нагрузками и повышенными трудозатратами, необходимостью повышения престижа преподавательской работы См.: Осипцова Ж. П. О допуске и правовых ограничениях на занятие педагогической деятельностью // Народное образование. -2011. -№ 6. -С.61.
Ведущей целью кадровой политики ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова» является выполнение задач, стоящих перед колледжем, путем создания оптимальной системы управления. Одной из основных функций отдела кадров является осуществление по подбору, расстановке специалистов.
Статус педагога должен гарантировать право педагогических работников на безопасные и здоровые условия труда, на медицинское обслуживание, достойное пенсионное обеспечение с сохранением права на досочное назначение трудовой пенсии, санаторно-курортное лечение и многое другое. То есть, необходим гарантированный социальный пакет См.: Меркулова Г. И. Не допустить поспешности в принятии решений… // Народное образование. -2011. -№ 4. -С.27.
Таким образом, существует ряд особенностей регулирования труда педагогических работников, законодательно закрепленных дополнительных условий и требований, которым должны отвечать лица, допускаемые к педагогической деятельности. Педагог обладает определенными правами и обязанностями, а также несет ответственность, присущую только этой категории работников.
1.2 Классификация и анализ правовых норм, регулирующих педагогическую деятельность В Трудовой кодекс РФ внесены нормы, определяющие особенности труда педагогов, однако эти нормы отражают специфику педагогического труда поверхностно, имеют преимущественно отсылочный характер. Содержание конкретных правовых положений о труде этой категории работников сосредоточено в многочисленных подзаконных актах, утверждаемых Правительством РФ, либо уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (министерства и подведомственные им организации). Широкое распространение получило локальное правотворчество образовательных учреждений о труде педагогических работников См.: Болотова Е. Л. Законодательство о труде педагогических работников // Народное образование. -2010. -№ 7. -С. 148.
Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, насчитывает сегодня уже не сотни, а тысячи актов. Очевидно, что такой обширный нормативный массив нуждается в постоянном изучении.
Исследования, которые ведутся в этой области рядом ученых, появление учебников, учебных пособий и комментариев к образовательному законодательству дают основание говорить о начале формирования самостоятельного направления юридической науки — образовательного права См.: Козырин А. Н. Образовательное право как учебная дисциплина // URL: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/analitika/detail.php?ELEMENT_ID=666.
В системе образовательного права действуют два вида источников: нормативно-правовой акт и нормативный договор См.: Сырых В. М.
Введение
в теорию образовательного права. М, -2002. -С. 252. Применяемые в сфере образовательного права нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Согласно ст. 4 ФЗ «Об образовании» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2014. -N 31. -Ст. 4398. как акт высшей юридической силы устанавливает права и свободы человека и гражданина в области образования. Реальное право человека на образование в Российской Федерации обеспечивается и некоторыми другими статьями Конституции РФ, в том числе закрепляющими право гражданина на судебную защиту своих конституционных и иных прав.
Конституционные нормы по вопросам образования содержатся также в конституциях республик Российской Федерации.
Следующими после Конституции РФ актами высшей юридической силы являются федеральные законы, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Основополагающий из них Федеральный закон «Об образовании» устанавливает исходные, первичные нормы правового регулирования в области образования. Его нормативные положения дополняются и конкретизируются другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ См.: Сырых В. М.
Введение
в теорию образовательного права. -С. 256.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об образовании» субъекты РФ могут принимать законы и иные нормативно-правовые акты, направленные на регулирование образовательных отношений. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в соответствии со ст. 8 ФЗ «Об образовании» относятся: разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации; создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации и другие функции.
В системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов наибольшей юридической силой обладают нормативные указы Президента РФ как главы государства. В области образования эти указы решают вопросы, связанные с установлением льгот студентам и аспирантам, закреплением мер социальной защиты работников образовательных учреждений и пр.
Среди федеральных подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам образования наиболее распространены нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации. Свои нормативные решения Правительство принимает в виде постановлений и распоряжений. Как федеральный орган исполнительной власти Правительство принимает нормативные решения по всем вопросам, связанным с реализацией федеральных законов в сфере образования. Оно определяет порядок применения тех или иных мер социальной защиты участников образовательных отношений, присвоения ученых степеней и званий, размеры и порядок оплаты труда работникам образовательных учреждений и др.
Значительный вес в системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов занимают нормативно-правовые акты Министерства образования Российской Федерации. В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 466 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2013. -N 23. -Ст. 2923., Министерство образования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правового регулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров), в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, в сфере молодежной политики.
Нормативно-правовые акты Минобразования России принимаются в форме приказов, писем, инструкций, разъяснений, решений Коллегии.
Замыкают систему подзаконных нормативно-правовых актов в области образования локальные нормативно-правовые акты образовательных организаций. Благодаря им образовательной организации предоставляется возможность конкретизировать нормы законов, указов Президента РФ, нормативно-правовых актов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления применительно к специфике образовательной организации, особенностям ее педагогической и иной деятельности в сфере образования.
Правотворческая деятельность в образовательных организациях осуществляется учредителями, органами управления либо коллективом учреждения. Перечень вопросов, по которым могут принимать нормативно-правовые акты органы управления образовательной организации, порядок принятия таких актов закрепляется в уставе организации См.: Архипов В. Правовые основы разграничения сфер управления учебным заведением между его коллективом и администрацией // Народное образование. -2008. № 2. -С. 176.
Образовательная организация действует на основании Устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из ч. 2 ст. 25 ФЗ «Об образовании» следует, что в Уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
Уставы образовательных организаций могут содержать правила поведения педагогического работника, повторное в течение одного года грубое нарушение которых может повлечь прекращение трудового договора с педагогом в соответствии с п. 1 ст. 336 ТК РФ См.: Аверьянова М. И. Дифференциация правового регулирования труда педагогических работников общеобразовательных организаций // Труд и социальные отношения. -2014. -№ 6. -С. 112.
В Уставе ГПОУ «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова» Устав ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» (утвержден Приказом Министерства образования РК № 671 от 26.11.2013) // URL: http://pedcollkomi.ru/documents/index.php установлены предмет, цели основной и иной, приносящей доход деятельности, основные направления образовательной деятельности, положения по управлению организацией, имуществу, финансовой и хозяйственной деятельности, порядке ликвидации и реорганизации учреждения.
В целях управления качеством деятельности колледжа коллективом ГПОУ «Сыктывкарского гуманитарно-педагогического колледжа имени И.А. Куратова» была внедрена система менеджмента качества.
Широкие права в подготовке и принятии локальных актов предоставлены коллективу образовательного учреждения. В частности, он принимает правила внутреннего трудового распорядка, рассматривает проекты годовых учебных планов, определяет перечень и порядок предоставления образовательных учреждений социальных льгот из фондов трудового коллектива См.: Сырых В. М.
Введение
в теорию образовательного права. М.: Центр образовательного законодательства Российской Федерации. -2002. -С. 260.
Таким образом, система нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере образования состоит из Конституции РФ, федеральных законов (например, ФЗ «Об образовании», Трудовой кодекс и др.), законов субъектов Российской Федерации, подзаконных актов и локальных актов образовательной организации и профессионального союза.
Ведущую роль в этой системе играют Конституция РФ, а также федеральные законы, т. е. нормативно-правовые акты, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
договор отдых педагогический правовой Глава 2. Особенности трудовых правоотношений педагогических работников
2.1 Особенности заключения и расторжения трудового договора с педагогическим работником Трудовой договор является основным документом, определяющим отношения педагогического работника с его работодателем — образовательной организацией. Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах, подписывается обеими сторонами. Один экземпляр трудового договора передаётся работнику, другой хранится у работодателя.
Специфическим условием трудового договора, заключаемого с педагогическими работниками образовательного учреждения, является учебная нагрузка, зафиксированная в тарификационной ведомости.
Если при приёме на работу объём учебной нагрузки не оговорён, считается, что трудовой договор заключён исходя из количества педагогической (преподавательской) работы, соответствующего ставке занимаемой должности См.: Степанова В. Правовой регламент заключения трудовых договоров // Народное образование. -2008. -№ 4. -С.167.
Поскольку деятельность педагога связана не только с обучением, но и с воспитанием, законодатель предъявляет специальные требования к его личности: он должен соответствовать определенным моральным стандартам и не нарушать общепризнанных правил поведения. В этой связи законом установлены, с одной стороны, ограничения для занятия педагогической деятельностью для лиц, имеющих судимость за определенные преступления, а с другой — дополнительные основания увольнения педагогических работников за аморальные поступки.
В п. 8 ст. 81 ТК РФ указано, что увольнение за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением работы, относится к работникам, выполняющим воспитательные функции.
Согласно п. 46 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 // Российская газета. -2006. 31 декабря. (далее Постановление от 17 марта 2004 г.)по данному основанию допускается увольнение только тех работников, которые занимаются воспитательной деятельностью, например учителей, преподавателей учебных заведений, мастеров производственного обучения, воспитателей детских учреждений, и независимо от того, где совершен аморальный проступок: по месту работы или в быту.
Судебная практика однозначна: лица, хотя и работающие в учреждениях, где основным содержанием работы является воспитание и обучение (высшие и средние специальные учебные заведения, школы, интернаты и т. д.), но выполняющие лишь технические обязанности (уборщица, кладовщик), уволены по п. 8 ст. 81 ТК РФ быть не могут.
В законодательстве и Постановлении от 17.03.2004 понятие аморального проступка отсутствует.
В судебной практике выработалось определение аморального проступка. Так, в апелляционном определении Омского областного суда от 3 сентября 2008 г. N 33−3296/2008 Об определении аморального проступка (Электронный ресурс): Апелляционное определение Омского областного суда от 3 сентября 2008 г. N 33−3296/2008 — Режим доступа: СПС Консультант-Плюс. (Дата обращения:15.05.2015г.) указано: «Под аморальным следует понимать проступок, нарушающий принятые в обществе нормы морали, совершенный работником на работе или в быту и не соответствующий морально-этическим требованиям, предъявляемым к выполняемой им работе или занимаемой должности».
Это же определение аморального проступка содержится в Определении судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 11.03.2014 по делу N 33−693/2014Об определении аморального проступка (Электронный ресурс): Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 11.03.2014 по делу N 33−693/2014 -Режим доступа: СПС Консультант-Плюс. (Дата обращения:15.05.2015г.), которое дополнено следующим положением: «Аморальный проступок может выразиться в сквернословии, в появлении в нетрезвом состоянии среди учащихся, хотя и вне образовательного учреждения. При этом, например, не является аморальным проступком сообщение сведений, не соответствующих действительности».
Считаем необходимым определение аморального проступка, выработанное судебной практикой, закрепить на законодательном уровне, внеся соответствующие поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Для противодействия коррупции в сфере образования, незаконному предпринимательству в законодательство об образовании Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -2008. -N 52 (ч. 1). -Ст. 6228. введено понятие «конфликт интересов педагогического работника» (п. 33 ст. 2) и «защита прав учащихся и их родителей (законных представителей)» (ст. 45). Педагогический работник не вправе оказывать платные образовательные услуги учащимся в данном образовательном учреждении, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (п. 2 ст. 48) См.: Болотова Е. Л. Педагогическая деятельность в новом Законе Об образовании в Российской Федерации // Народное образование. -2013. -№ 6. -С.45.
Правила поведения, которым обязательно подчиняются дисциплинированные работники, включают в себя и трудовой распорядок. Официального определения трудового распорядка в Кодексе не приводится, поэтому толкование его смысла производится по грамматическому и логическому принципам. Распорядок — это сложившиеся или установленные кем-либо правила, относящиеся к образу жизни, труду, последовательности действий; режим, т. е. точно установленный, строго предписанный кем-либо порядок См.: Казанцев В. И. Трудовое право. М.: Академия -2012. -С.231.
Согласно ст. 189 Трудового Кодекса РФ правила внутреннего трудового распорядка — это локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с данным Кодексом и иными федеральными законами:
— порядок приема и увольнения работников;
— основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора;
— режим работы;
— время отдыха;
— применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;
— иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.
Разновидность нормативов численности — типовые штаты. Штатным расписанием называется внутренний акт организации, в котором зафиксирована её структура, штатный состав и штатная численность. Штатное расписание — стратегически важный документ, отражающий структуру и численность работников организации. Штатное расписание позволяет планировать потребность в персонале, оптимизировать количество и состав штатных единиц, регулировать фонд заработной платы. Пересмотр штатного расписания подчас влечет за собой увольнение сотрудников, прием новых, переводы работников организации См.: Грудцына Л. Ю. Кадровик. М.: Эксмо.- 2007. — С. 108.
Ст. 179 Трудового кодекса РФ установлено, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным — при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Трудовым законодательством не установлено норм, запрещающих увольнять в связи с сокращением штата или численности работников одновременно двух членов семьи. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников каждый из супругов может иметь только при наличии оснований, предусмотренных ст. 179 ТК РФ и коллективным договором.
Коллективным договором ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» на 2014;2016 годы Коллективный договор ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» на 2014;2016 годы // URL: http://pedcollkomi.ru/documents/upr_deyatelnost.php#
3 Формулировка основных выводов судов по трудовым спорам с участием педагогических работников: «Федеральный центр образовательного законодательства 2003;2014 ФГБУ предусмотрен запрет на увольнение двух работников из одной семьи: «При сокращении численности или штата не допускать увольнения двух работников из одной семьи одновременно» (п. 4.1.5).
Судебная практика по делам, связанным с трудовой деятельностью педагогических работников, достаточно единообразна, в ходе изучения судебных решений существенных противоречий между решениями судов в разных субъектах РФ по данной категории дел не выявлено. В ст. 336 ТК РФ названо третье специальное основание увольнения педагогических работников. Оно касается руководящих работников вузов и их филиалов и будет проанализировано в следующей теме. При увольнении педагогов по инициативе работодателя по другим основаниям, которые не связаны с виновным поведением работника, (к примеру, в связи с сокращением штата, вызванным уменьшением нагрузки или числа обучающихся) применяется правило, согласно которому увольнение осуществляется по окончании учебного года. Такие нормы закреплены в некоторых Типовых положениях об образовательных учреждениях (начального профессионального образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования специалистов).
Ниже сформулированы основные выводы судов по трудовым спорам с участием педагогических работников:
— суды, как правило, признают правомерным увольнение педагогических работников по ст. 336 Трудового кодекса РФ (за повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность и за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника);
— суды признают правомерным увольнение работников не только образовательных организаций, но и социальных учреждений (дом-интернат), осуществляющих обучение, по п. 2 ст. 336 ТК РФ за применение методов воспитания, связанных с психическим насилием над обучающимся;
— образовательный ценз лиц, претендующих на осуществление педагогической деятельности, имеет значение не только при принятии решения о заключении трудового договора, но и при лицензировании образовательной организации;
— должности «инструктор по вождению» и «мастер производственного обучения» не тождественны, инструктор по вождению не является педагогическим работником, на него не распространяются гарантии и льготы, предусмотренные для лиц данной категории;
— стимулирующие выплаты за качество выполняемой работы не являются обязательной составляющей заработной платы, а осуществляются в пределах средств, предусмотренных на оплату труда, поэтому их отмена приказом директора школы при отсутствии денежных средств на указанные цели в фонде оплаты труда, не является нарушением трудовых прав;
— ненадлежащее выполнение процедуры аттестации может стать причиной признания решения аттестационной комиссии незаконным.
Оценка соответствия педагогического работника предъявляемым квалификационным требованиям осуществляется не только при приеме на работу, но и в процессе трудовой деятельности. Организационно-правовой формой такой проверки является аттестация. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений утверждено приказом Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. Оно распространяется на работников государственных и муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов (кроме вузов). Педагогические работники негосударственных образовательных учреждений могут пройти аттестацию на основе договора между органом управления образованием, при котором создана соответствующая аттестационная комиссия, и этим учреждением или самим работником.
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий. Аттестация должна обеспечить целенаправленное, непрерывное повышение уровня профессиональной компетентности работников и повышение оплаты их труда в соответствии с ростом квалификации. Она проводится с соблюдением принципов открытости, коллегиальности, обеспечивающих объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам.
Аттестация руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность и на первую квалификационную категорию, является обязательной. Основанием для ее проведения является представление в соответствующую аттестационную комиссию руководителей органов управления образованием (на руководителей образовательных учреждений и лиц, претендующих на должности руководителей образовательных учреждений) или руководителей образовательных учреждений (на их заместителей, а также на руководителей филиалов и других руководителей структурных подразделений, старших мастеров). Представление должно содержать всестороннюю оценку профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности; его возможностей управления данным образовательным учреждением или структурным подразделением; опыта работы, знаний основ управленческой деятельности. Работник должен быть ознакомлен с указанным представлением не позднее чем за две недели до аттестации. Срок ее проведения определяется соответствующим органом управления образованием.
Аттестация на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников проводится на добровольной основе.
Итак, заключение и расторжение трудового договора с педагогическими работниками производится как по общим правилам, так и обязательным для всех категорий работников, так и по специальным, присущим только трудовым отношениям с участием педагогов.
2.2 Особенности регулирования оплаты труда педагогических работников В ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 «Об образовании» указаны компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. В частности, к ней относится установление заработной платы работников образовательной организации, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования См.: Петров А. Особенности правового регулирования оплаты труда педагогов и некоторых других категорий работников // Вопросы трудового права. — 2012. — N 5. — С. 63.
Согласно п. 3 ст. 99 ФЗ «Об образовании» нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с частью 3 статьи 99 Федерального закона «Об образовании», не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
В ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова» действует «Положение об оплате труда работников государственного профессионального образовательного учреждения «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова».
Оплата труда работников образовательных организаций регулируется двумя методами: государственно-правовым и договорным См.: Петров А. Особенности правового регулирования оплаты труда педагогов и некоторых других категорий работников // Вопросы трудового права. — 2012. — N 5. — С. 63.
Отличие в оплате труда на основе ставки заработной платы от оплаты на основе должностного оклада состоит в том, что в первом случае педагогическому работнику, осуществляющему с его согласия постоянно педагогическую работу сверх или меньше установленной нормы, оплата производится пропорционально количеству часов учебной нагрузки (педагогической работы) в одинарном размере из расчета установленной ему ставки заработной платы.
В трудовых договорах с работниками (в дополнительных соглашениях к трудовому договору) должны быть закреплены конкретные условия оплаты труда с указанием конкретных размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов) ставок заработной платы, устанавливаемых за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы за ставку заработной платы). При изменении условий оплаты труда должны вноситься соответствующие изменения и дополнения в трудовые договоры путем заключения дополнительных соглашений, в том числе и при переходе на новые системы оплаты труда См.: Понкратова В. Н. Оплата труда: правовое регулирование // Народное образование. -2011. -№ 4. -С. 63.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2008. -N 33. -Ст. 3852. системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением.
С 2005 г. Российской трёхсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) ежегодно утверждаются Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год (утверждены решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, протокол № 11 от 24.12.2014) // Российская газета. -2015. 12 января.
К обязательным для применения на всей территории России относятся нормы и условия оплаты труда, предусмотренные разделом III Единых рекомендаций См.: Понкратова В. Н. Оплата труда: правовое регулирование // Народное образование. -2011. — № 4. — С. 55.
Дифференциация в правовом регулировании оплаты труда работников образовательных учреждений установлена по такому критерию, как тип образовательного учреждения.
Преподавателям образовательных учреждений профессионального образования, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с установленной преподавательской работой, до конца учебного года выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года. См.: Петров А. Особенности правового регулирования оплаты труда педагогов и некоторых других категорий работников // Вопросы трудового права. — 2012. — N 5. — С. 65.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 850 О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 850 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — N 2. — Ст. 213. педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. установлено ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 1000 руб.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования: Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н // Российская газета. — 2008. 28 мая. утверждены Профессиональные квалификационные группы работников образования:
— профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня;
— профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала второго уровня;
— профессиональна квалификационная группа должностей педагогических работников;
— профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений.
Педагогическим работникам назначаются стимулирующие выплаты. В соответствии с Постановлением Правительства РК от 22.10.2007 N 241 «Об оплате труда работников государственных образовательных организаций Республики Коми» Об оплате труда работников государственных образовательных организаций Республики Коми: Постановление Правительства Республики Коми от 22.10.2007 N 241 // Республика. -2007. 24 октября. выплатами стимулирующего характера являются:
1) надбавки за интенсивность и высокие результаты работы;
2) надбавки за качество выполняемых работ;
3) надбавки за выслугу лет;
4) премиальные выплаты по итогам работы.
Выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет при наличии таких показателей увеличивают размер заработной платы согласно Постановлению Правительства РК от 22.10.2007 N 241 «Об оплате труда работников государственных образовательных организаций Республики Коми» :
— при педагогическом стаже свыше 1 года — 5%;
— от 5 до 10 лет — 10%;
— от 10 до 15 лет — 15%;
— свыше 15 лет — 20%
В коллективном договоре ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» на 2014;2016 годы установлена следующая структура заработной платы:
— должностные оклады, оклады (ставки заработной платы, тарифные ставки), в том числе повышенные должностные оклады, оклады (ставки заработной платы, тарифные ставки) работников;
— выплаты компенсационного характера (доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; доплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; доплаты за работу, не входящую в круг основных должностных обязанностей работника; доплаты молодым специалистам);
— выплаты стимулирующего характера (надбавки за интенсивность и высокие результаты работы; надбавки за качество выполняемых работ; надбавки за выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы).
Согласно п. 3.2.5. Коллективного договора ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж», в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник может приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы, известив работодателя в письменной форме, в соответствии со ст. 142 ТК РФ. Оплату за время этого простоя работодатель производит в размере не менее двух третей средней заработной платы работника, как за простой по вине работодателя, в соответствии со ст. 157 ТК РФ.
Данное Положение коллективного договора противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в обзоре законодательства и существующей практики от 10.03.2010 г. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2010) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2010. — N 5.: «работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, работодатель обязан возместить не полученный им средний заработок за весь период её задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном ст. 236 Трудового кодекса».
Имеется многочисленная судебная практика по спорам такого характера. Например, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2011 г. N 5-В11−15 Право работников на отказ от выполнения работы (Электронный ресурс): Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.04.2011 N 5-В11−15. — Режим доступа: СПС Консультант-Плюс. (Дата обращения: 15.05.2015 г.) указано: «Право работников на отказ от выполнения работы является мерой вынужденного характера, предусмотренной законом для цели стимулирования работодателя к обеспечению выплаты работникам определенной трудовым договором заработной платы в установленные сроки. Это право предполагает устранение работодателем допущенного нарушения и выплату задержанной суммы. Таким образом, исходя из смысла приведенных норм, работник во время приостановления работы вправе не выходить на работу, и за это время ему должен сохраняться средний заработок».
Для предупреждения возникновения споров по делам о выплате заработной платы работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней и неверному установлению условий договоров, считаем необходимым внести в Трудовой кодекс РФ норму о том, что работник, во время приостановления работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, вправе не выходить на работу, и за это время ему должен сохраняться средний заработок.
Таким образом, оплата труда педагогических работников включает в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Критерии и размеры оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2.3 Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха В связи с повышенными психоэмоциональными нагрузками, возможными стрессами, связанными с нестандартными ситуациями на работе, в целях защиты здоровья педагогов для них установлены дополнительные льготы в отношении рабочего времени и времени отдыха. Это, прежде всего, сокращенное рабочее время и удлиненный ежегодный отпуск См.: Головина С. Ю. Правовое регулирование труда отдельных категорий работников. М., — 2003. — С. 153.
Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных организаций, включающий предоставление выходных дней, определяется с учётом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, пребывание их в течение определённого времени, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В Приказе Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре: Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 // Российская газета. — 2015. 11 марта. устанавливается продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников. Названным Приказом устанавливается верхний предел учебной нагрузки педагогических работников:
«7.1.1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, преподавателям, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, верхний предел учебной нагрузки устанавливается в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году;
7.1.2. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка, устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году;
7.1.3. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка, устанавливается в объеме, не превышающем 800 часов в учебном году.
7.2. Объем учебной нагрузки при работе по совместительству у того же и (или) у другого работодателя на должностях профессорско-преподавательского состава не должен превышать половины от верхнего предела учебной нагрузки, определяемого по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка".
В ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова» действуют «Правила внутреннего трудового распорядка», утверждённые директором учреждения Д. А. Беляевым в 2015 г. В этом документе закреплены положения о порядке приема на работу, основных правах и обязанностях работодателя, работников колледжа, рабочем времени и времени отдыха, мер поощрения и взыскания, оплаты труда, оснований прекращения трудового договора.
Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает проводимые уроки (учебные занятия), независимо от их продолжительности, и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установленные для обучающихся. При этом количеству часов установленной учебной нагрузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий продолжительностью, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательного учреждения с учётом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН), утверждённых в установленном порядке. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
При проведении спаренных учебных занятий неустановленные перерывы могут суммироваться и использоваться для выполнения другой педагогической работы в порядке, в предусмотренном правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения См.: Руднева О. Ю. Правовой статус педагогического работника // География в школе. -2010. -№ 1. -С.52.
Нормативно-правовая база урока далека от совершенства. Действия педагога, несмотря на творческий и самостоятельный характер, ограничены правовыми запретами См.: Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. — 2009. № 9. — С.123.
Деятельность педагога, несмотря на свободу преподавания, подлежит анализу и правовой оценке в рамках внутриколледжского контроля (Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001 № 22−06−147 «О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений» О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений (Электронный ресурс): Письмо Минобразования Российской Федерации от 07.02.2001 N 22−06−147 — Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 15.05.2015 г.)), в рамках аттестационного контроля (Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 // Российская газета. — 2014. 04 июня.) и в рамках государственно-общественного контроля (Приказ Минобрнауки России от 06.04.2015 N 362 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями» Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями (Электронный ресурс): Приказ Минобрнауки России от 06.04.2015 N 362 — Режим доступа URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 15.05.2015 г.); письмо Минобразования РФ от 14.05.2004 № 14−51−131/13 «О методических рекомендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений О Методических рекомендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений: Письмо Минобразования Российской Федерации от 14.05.2004 N 14−51−131/13 // ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. — 2004. — N 19.»).
Другая часть педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в том числе личными планами педагогического работника, и включает:
— выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
— организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;
— время, затрачиваемое непосредственно на подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, воспитанников, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также их семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
— периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимся, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, различной степени активности, приёма ими пищи. При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательном учреждении в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются сменность работы образовательного учреждения, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы к дежурству по образовательному учреждению педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;
— выполнение дополнительно возложенных на педагогических работников обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей дополнительной оплатой труда (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.) См.: Руднева О. Ю. Правовой статус педагогического работника // География в школе. 2010. — № 1. — С. 53.
Дни недели (периоды времени, в течение которых образовательная организация осуществляет свою деятельность), свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы, педагогический работник может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям и т. п.
Таким образом, режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников образовательных организаций регулируется Трудовым кодексом РФ. Также рабочее время устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательной организации, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Заключение
Исследовав вопрос о правовом регулировании труда педагогических работников, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день существует ряд вопросов, требующих своего правового разрешения.
Во-первых, в Уголовный кодекс РФ введена статья 354.1 об уголовной ответственности за действия, подпадающие под реабилитацию нацизма, в частности, одобрение преступлений нацистов, распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества. В связи с этим считаем необходимым дополнить перечень преступлений, совершение которых сопряжено с ограничением допуска граждан к педагогической деятельности, внеся в статьи 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующими дополнениями:
1) в абзаце третьем части второй статьи 331 после слов «а также против общественной безопасности» добавить слова «имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступление, предусмотренное статьей 354.1 (реабилитация нацизма) Уголовного кодекса Российской Федерации;»
2) в статье 351.1 после слов «а также против общественной безопасности» добавить слова «имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступление, предусмотренное статьей 354.1 (реабилитация нацизма) Уголовного кодекса Российской Федерации.»
Во-вторых, Статья 142 Трудового кодекса РФ предоставляет право работнику, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы. В Трудовом кодексе РФ не регламентирован вопрос об оплате за период приостановления работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней. Поскольку работодатель не выполняет свои обязанности по своевременной и полной оплате труда работника, полагаем дополнить ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации частью 2 следующего содержания:
«Время простоя по причине вынужденного приостановления работы работником в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, работодатель обязан возместить не полученный им средний заработок за весь период её задержки с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере, установленном статьей 236 настоящего Кодекса».
В-третьих, статья 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации определяет правовой статус педагогических работников. Под правовым статусом педагогического работника понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Часть 5 данной статьи предусматривает право работника на длительный отпуск сроком до 1 года не реже, чем каждые 10 лет непрерывной педагогической деятельности. В целях реальной реализации данного права; предлагаем внести изменения в ч. 5 ст.47изложив их в следующей редакции: право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Оплата длительного отпуска осуществляется в размерах не менее 50 процентов от средней заработанной платы за соответствующий период предыдущего учебного года.
Список использованных источников
1. Рекомендация ЮНЕСКО «О положении учителей» (Принята 05.10.1966 Специальной межправительственной конференцией по вопросу о статусе учителей) // Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993. -С. 120 — 138.
2. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 дек.1993г. // Российская газета.-2009г. — 21 янв.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12. 2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации
2002. -N 1 (часть 1). — Ст. 3.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (первая часть): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 1994. — N 32. — Ст. 3301.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации 1996. -N 25. — Ст. 2954.
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.07.1992 N 3266−1: // Собрание законодательства Российской Федерации 1996. -N 3. — Ст. 150.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации
2012. -N 53 (часть 1). — Ст. 7598.
8. О противодействии коррупции в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 2008. -N 52 (часть 1). — Ст. 6228.
9. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 // Российская газета. — 2006. 31 декабря.
10. О Правилах разработки и утверждения типовых норм труда: Постановление Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 -N 804 // Собрание законодательства Российской Федерации — 2002. -N 46. -Ст. 4583.
11. О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя: Постановление Правительства Российской Федерации РФ от 30.12.2005 N 850 // Собрание законодательства Российской Федерации — 2006. -N 2. -Ст. 213.
12. О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 N 583 // Собрание законодательства Российской Федерации — 2008. N 33. -Ст. 3852.
13. Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 466 // Собрание законодательства Российской Федерации 2013. -N 23. -Ст. 2923.
14. Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций: Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 33. — Ст. 4381.
15. Об оплате труда работников государственных образовательных организаций Республики Коми: Постановление Правительства Республики Коми от 22.10.2007 N 241 // Республика. — 2007. 24 октября.
16. Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования: Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н // Российская газета. — 2008. 28 мая.
17. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования: Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н // Российская газета. — 2010. 20 октября.
18. Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность: Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 N 276 // Российская газета. — 2014. 04 июня.
19. О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре: Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 -N 1601 // Российская газета. — 2015. 11 марта.
20. О содержании и правовом обеспечении должностного контроля руководителей образовательных учреждений: [Электронный ресурс]: Письмо Минобразования РФ от 07.02.2001 N 22−06−147 Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс», 2015 г.
21. О Методических рекомендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений: Письмо Минобразования РФ от 14.05.2004 N 14−51−131/13 // ОвД. Межведомственный информационный бюллетень.- 2004. -N 19.
.ur