Оценка конкурентоспособности коммерческого банка в РТ на примере ОАО «Банк Эсхата»
Рисунок 1.5 — Экономические субъекты рыночной экономики Каждый из названных участников хозяйственных процессов имеет определенные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. Так, потребители стремятся достичь наивысшей удовлетворенности своих нужд и запросов с минимальными затратами, производители — извлечь максимальную прибыль из своей хозяйственной деятельности, а роль… Читать ещё >
Оценка конкурентоспособности коммерческого банка в РТ на примере ОАО «Банк Эсхата» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Республики Таджикистан Политехнический институт технического университета Таджикистана имени академика М. Осими в г. Худжанде Факультет «Инженерно-экономический»
Кафедра «Финансы и кредит»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему:
Оценка конкурентоспособности коммерческого банка в РТ на примере ОАО «Банк Эсхата»
Выполнила: Рахмонова И.Х.
студентка 4 курса, группы 25.01.04
Научный руководитель: Бобоев М.У.
к.э.н., доцент ПИТУТ Худжанд — 2015
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы
Специальность: 25.01.04ра «Финансы и кредит»
Ф.И.О. студентка: Рахмонова И. Х Тема работы: оценка конкурентоспособности коммерческого банка в РТ на примере ОАО «Банк Эсхата»
Для написания выпускной квалификационной работы использовано отчеты и статистики ОАО «БАНК ЭСХАТА»
Содержание дипломной работы:
№ | Наименование раздела | Объем в % | Срок выполнен | |
Составление и утверждение задания | ||||
1. | Теоретические основы исследования банковской конкуренции и конкурентоспособности коммерческих банков на рынке финансовых услуг в РТ | |||
1.1 | Сущность, виды и типы банковской конкуренции | 27.02.2015 | ||
1.2 | Роль конкурентоспособности банков в условиях рыночной экономики | |||
1.3 | Методические основы оценки конкурентной позиции коммерческого банка | 27.03.2015 | ||
1.4 | Факторы, влияющие на конкурентоспособность банковского продукта | |||
Анализ конкурентоспособности коммерческого банка в РТ на примере ОАО «Банк Эсхата» | ||||
2.1 | Анализ основных финансовых показателей ОАО «Банк Эсхата» | 22.04.2015 | ||
2.2 | Оценка конкурентоспособности банковских услуг | |||
2.3 | Анализ конкурентной позиции банка ОАО «Банк Эсхата» | |||
2.4 | Пути повышения конкурентоспособности коммерческого банка ОАО «Банк Эсхата» | |||
Заключение | ||||
13.05.2015 | ||||
Приложение | ||||
1. Сроки процентовок:
1-я процентовка — 10% 27.02.2015
2-я процентовка — 25% 27.03.2015
3-я процентовка — 30% 22.04.2015
4-я процентовка — 35% 13.05.2015
2. Дата выдачи задания Научный руководитель: к.э.н., доцент Бобоев М.У.
Задание приняла к исполнению Рахмонова И.Х.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ В РТ
1.1 Сущность, виды и типы банковской конкуренции
1.2 Роль конкурентоспособности банков в условиях рыночной экономики
1.3 Методические основы оценки конкурентной позиции коммерческого банка
1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность банковского продукта ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В РТ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНК ЭСХАТА»
2.1 Анализ основных финансовых показателей ОАО «Банк Эсхата»
2.2 Оценка конкурентоспособности банковских услуг
2.3 Анализ конкурентной позиции банка ОАО «Банк Эсхата»
2.4 Пути повышения конкурентоспособности коммерческого банка ОАО «Банк Эсхата»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР ПРИЛОЖЕНИЯ
Конкуренция — это механизм соперничества на рынке за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и захватить максимально возможную долю рынка.
Банковская конкуренция — это совершающийся в процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, на рынке кредитов и банковских услуг.
Актуальность темы
исследования. Занимаясь банковским предпринимательством (да и не только банковским), то есть, по сути, начиная свое дело, всегда встает вопрос конкурентных преимуществ. Первоочередной задачей является выставить себя конкурентоспособным и достойным соперником среди уже существующих участников того или иного сегмента рынка. Однако, анализируя конкретно банковскую специфику, достаточно просто прийти к выводу, что конкуренция среди банков имеет ряд отличий от конкуренции на прочих финансовых рынках, которые обязательно нужно учитывать при ведении финансового бизнеса.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение методов оценки конкурентоспособности коммерческих банков, и предложить пути повышения конкурентоспособности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
— раскрыть сущность, виды, типы банковской конкуренции и методы их оценки;
— определить роль конкурентоспособности банков в условиях рыночной экономики;
— определить факторы, влияющие на конкурентоспособности;
— рассмотреть особенности анализа основных финансовых показателей;
— дать оценку конкурентоспособности банковских услуг;
— рассмотреть конкурентной позиции банка;
— предложить рекомендации по совершенствование конкурентоспособности банка.
Объектом выпускной квалификационной работы является ОАО «Банк Эсхата».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, цель, задачи и объект выпускной квалификационной работы.
В первой главе работы раскрыта сущность и особенности конкуренции, рассмотрено роль конкурентоспособности банков, методические основы оценки конкурентной позиции, факторы, влияющие на конкурентоспособность банковского продукта.
Во второй главе рассмотрены анализ конкурентоспособности коммерческого банка на примере ОАО «Банк Эсхата», в том числе: анализ основных финансовых показателей, оценка конкурентоспособности банковских услуг, анализ конкурентной позиции банка, а также предложены пути повышения конкурентоспособности коммерческого банка.
В заключении изложены основные выводы, проведенного исследования по результатам выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из страниц, включает в себя 22 рисунков, 3 таблиц и 23 наименований использованных литератур.
Глава 1. Теоретические основы исследования банковской конкуренции и конкурентоспособности коммерческих банков на рынке финансовых услуг в РТ
1.1 Сущность, виды и типы банковской конкуренции
Банк — это, кредитная организация, которая выполняет минимум три следующих операций:
1) выдача кредитов;
2) прием депозитов;
3) открытие и ведение банковских счетов.
Занимаясь банковским предпринимательством, т. е. начиная свое дело, всегда встает вопрос конкурентных преимуществ. Первоочередной задачей является выставить себя достойным соперником среди уже существующих участников сегмента рынка. Однако, анализируя конкретно банковскую специфику, мы должны прийти к выводу, что конкуренция среди банков очень жестко за последнее несколько лет и должны учитывать при ведении финансового бизнеса.
Банки предлагают своим потребителями физическим и юридическим лицам практически одинаковые услуги размещение денежных средств и привлечение денежных средств. Банк как участник рынка «продает» и «покупает» товар деньги, в то время как иные предприятия осуществляют реализацию похожих, но в чём-то отличающихся товаров. [13, стр.60]
Понятие конкуренция, являясь основополагающей категорией в классической неклассической экономической теории, и столь повсеместно употребляемое в сегодняшних условиях, привлекает пристальное и систематическое внимание многих современных экономистов и трактуется ими по-разному (см. рис. 1.1)
Рисунок 1.1 — Эволюция теории конкуренции [13, стр.60]
В определении понятия «конкуренция» выделяются три основных подходов:
Первый определяет конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории. [18, стр.44]
Второй подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.
Третий определяет конкуренцию как состязательность, соперничество на каком-либо поприще между отдельными субъектами, заинтересованными в достижении одинаковых целей. Такой подход характерен для маркетинговой теории.
Конкурент — это юридическое или физическое лицо, которое конкурирует с кем-либо, т. е. старается продать свой товар вместо товара другого участника рынка.
Конкурентная борьба — это деятельность, направленная на завоевание прочных позиций на рынке Конкуренция — это механизм соперничества на рынке за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и захватить максимально возможную долю рынка.
Определение, данное в Закон РТ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», следующее: «Конкуренция на рынке финансовых услуг — свободная состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке». [1, стр.3]
Выделяют следующие характерные признаки конкуренции:
— существование рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей (продавцов);
— наличие большего или меньшего количества покупателей (продавцов), соревнующихся между собой и использующих различные инструменты рыночной политики;
— чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер других конкурентов.
Конкуренция (от лат. concurrеrе — сталкиваться) представляет собой механизм соперничества на рынке товаров, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и, следовательно, получить желаемую прибыль.
Банковская конкуренция — это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
Конкурентная позиция — это сравнительная характеристика основных рыночных параметров фирмы относительно конкурента. (см. рис. 1.2)
Рисунок 1.2 — Ступени конкурентной позиции Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах. Если рассматривать рыночную систему с точки зрения объектов купли-продажи, можно сказать, что в неё входят следующие сектора:
1. Рынок средств производства и производственных услуг. На него коммерческие банки выходят в роли продавцов банковских услуг для предприятий, финансовых посредников, а также в роли покупателей производственных ресурсов.
2. Рынок предметов потребления и потребительских услуг. Здесь банки выступают как финансовые посредники, но иногда и как покупатели.
3. Рынок труда. Он является целевой областью кадровой политики банков, которым неизбежно приходится время от времени обновлять или пополнять свой персонал, выходя на этот рынок в качестве покупателей.
4. Рынок интеллектуально-информационного продукта. На нём банки могут действовать и как продавцы банковских услуг, и как покупатели производственных ресурсов.
5. Рынок недвижимости. Здесь банки выступают чаще всего как финансовые посредники и лишь относительно редко как покупатели или продавцы.
6. Финансовые рынки. В этой сфере банки являются одними из главных действующих лиц.
— рынок ссудных капиталов. С одной стороны, банки покупают временные права на денежные ресурсы у своих вкладчиков, с другой — выступают как продавцы при выдаче ссуд;
— рынок ценных бумаг. Выполняя поручения клиентов, а также по собственной инициативе банки осуществляют куплю-продажу ценных бумаг и играют попеременно то роль продавцов, то роль покупателей;
— рынок валют и драгоценных металлов. Роль банков на этом рынке аналогична их роли на рынке ценных бумаг.
При анализе конкуренции на основе количественных и качественных характеристик дается оценка ее типа. Выделяются и характеризуются следующие экономические модели:
— совершенная конкуренция, где в качестве продавцов выступает большое количество участников рынка, не удовлетворяющих его потребности в целом и реализующих однородную продукцию;
— чистая конкуренция, для которой характерно большое число конкурирующих предприятий, продающих недифференцированную продукцию и борющихся за лучшие, более выгодные условия рыночной деятельности;
— монополистическая конкуренция, где имеется большое количество предприятий, борющихся за более выгодные условия производства и продажи товаров, и где используются неценовые методы конкуренции;
— олигополистическая конкуренция, для которой характерно небольшое количество предприятий, использующих преимущественно неценовые способы соперничества за лучшие и более выгодные условия рыночной деятельности;
— монопсония, когда одному покупателю противостоит значительное количество продавцов;
— чистая монополия, где выступает одно предприятие, выпускающее уникальную продукцию. (см. рис. 1.3)
Рисунок 1.3 — Основные модели конкуренции на рынке В конкуренции и конкурентной борьбе существуют два главных признака, во многом определяющие методологию:
— конкуренция ценовая, позволяющая управлять конкурентной деятельностью с помощью ценовых рычагов;
— конкуренция неценовая, использующая механизмы рекламы и брэндинга, управления качеством и надежностью товаров, сервиса, престижности и т. п.
Рассмотрим виды банковской конкуренции:
а) конкуренция продавцов и конкуренция покупателей.
б) внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция.
в) ценовая и неценовая конкуренция.
г) совершенная и несовершенная конкуренция. (см. рис. 1.4)
Рисунок 1.4 — Виды конкуренции В зависимости от используемых методов конкуренции различают: ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция осуществляется путём изменения (как правило, снижения) цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара (надёжность, долговечность, безопасность, полезный эффект, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).
В зависимости от участвующих в конкуренции рыночных субъектов выделяют конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей. Конкуренция продавцов — это их соперничество за наиболее выгодные условия сбыта товаров. Конкуренция покупателей — это соревнование между ними за доступ к этим товарам.
В зависимости от отраслевой принадлежности субъектов конкуренции принято различать внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и туже потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.
Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предприятиями разных отраслей.
В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция — это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.
Несовершенная конкуренция — это конкуренция, ограниченная вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы вне конкуренции, иными словами условия конкуренции неравны.
Современная экономика характеризуется непрерывным взаимодействием трех основных экономических субъектов: потребителя, производителя и государства.
Рисунок 1.5 — Экономические субъекты рыночной экономики Каждый из названных участников хозяйственных процессов имеет определенные цели, в соответствии с которыми и строит свою деятельность. Так, потребители стремятся достичь наивысшей удовлетворенности своих нужд и запросов с минимальными затратами, производители — извлечь максимальную прибыль из своей хозяйственной деятельности, а роль государства заключается прежде всего в обеспечении благополучия общества в целом. Выполнение же субъектами экономики несвойственных им функций приводит к кризисным процессам в хозяйстве, социальным и политическим потрясениям в обществе.
Рынок — это совокупность регулируемых взаимодействующих решений потребителей, производителей и государства по распределению каких-либо материальных или нематериальных средств.
Работа с клиентами требует от банковского специалиста не только отличной экономической подготовки, но и хорошее знание основ психологии, деловой этики, умения вести переговоры. Во многих случаях клиенту сложно или практически невозможно оценить главный измеритель качества услуг — квалификацию банкира. Поэтому велико значение окружающей обстановки и наличия дополнительных услуг: личное внимание, вежливость, отзывчивость обслуживающего персонала, общение на языке клиента, умение слушать. [4, стр.43]
1.2 Роль конкурентоспособности банков в условиях рыночной экономики
Сущность банковской конкуренции наиболее ярко отражается в важнейшей характеристике банковской услуги на рынке — в ее конкурентоспособности.
Конкурентоспособность банковского продукта или услуги — это наличие совокупности параметров определенного продукта или услуги, которые могут быть выделены клиентами, выгодно отличают этот продукт или услугу от конкурентов в конкретном сегменте банковских продуктов и услуг в заданный промежуток времени.
Конкурентоспособность — это и способность смотреть в перспективу, это и переход к оценке банка по рыночной, справедливой стоимости, к его управлению во благо акционеров. То есть достижение конкурентоспособности — это переход на лучшие западные управления, оценки бизнеса банка, оценки его рисков.
Исследование рынка и собственных возможностей банка позволяет определить конкурентные преимущества банка — те материальные и нематериальные активы банка, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для банка и которые позволяют ему обойти конкурентов. Обладание конкурентными преимуществами позволяет занять прочную позицию на рынке.
Первая сила конкуренции — соперничество между имеющимися конкурентами. На рисунке 1.2 проведено элементы конкурентные преимущества банков. [7, стр.33]
Рисунок 1.6 — Элементы конкурентных преимуществ На практике конкурентные преимущества банка могут иметь разнообразные формы. (см. рис. 1.7)
Рисунок 1.7 — Элементы практических конкурентных преимуществ В процессе анализа конкурентоспособности следует учитывать следующие положения:
— необходимость количественной оценки конкурентоспособности, без чего поддержание или повышение уровня конкурентоспособности носит субъективный характер;
— отсутствие универсального общепринятого понятия конкурентоспособности;
— основные свойства конкурентоспособности — относительность и конкретность;
— конкурентоспособность определяется путем использования результатов сопоставления характеристик продуктов и услуг определенного банка с характеристиками продуктов и услуг банков-конкурентов;
— сопоставление характеристик элементов продуктового портфеля определенного банка и банков-конкурентов в процессе сравнительного анализа должно удовлетворять требованиям полноты и корректности.
Процесс анализа и оценки конкурентоспособности банковских продуктов и услуг включает следующие этапы:
— исследование запросов и предпочтений потенциальных клиентов;
— организация мониторинга рынка банковских продуктов и услуг с целью сбора информации об особенностях продуктовых рядов конкурентов, объемов продаж, стратегий развития банков-конкурентов и т. д.;
— разработка единой системы показателей качества банковских продуктов и услуг с позиций банка и клиентов по каждому элементу продуктового портфеля;
— моделирование процесса обеспечения конкурентоспособности, т. е. выявление факторов влияния на уровень конкурентоспособности и определение зависимостей между ними;
— выбор модели количественной оценки конкурентоспособности банковских продуктов и услуг, разработка собственных методов, алгоритмов и процедур решения определенной задачи.
Исследование рынка и собственных возможностей банка позволяет определить конкурентные преимущества банка — те материальные и нематериальные активы банка, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для банка и которые позволяют ему обойти конкурентов. Обладание конкурентными преимуществами позволяет занять прочную позицию на рынке.
В современной экономической ситуации не всякому банку под силу обслуживать все категории клиентов, зачастую это и малоэффективно. Многие банки осознают, что надо выделить свой сегмент рынка, свой круг клиентов и развивать услуги, ориентируясь на этих клиентов, т. е. реализовывать стратегию дифференциации.
Дифференциация предполагает приспособление услуг к нуждам определенных групп потребителей и клиентов банка, создание у клиента ощущения уникальности оказываемой ему услуги. В итоге однотипные услуги, даже в случае их полной идентичности по качеству и цене, не воспринимаются потребителями как заменители, а рассматриваются как уникальные. Происходит формирование устойчивых потребительских предпочтений, устойчивых связей «банк — клиент», а это затрудняет выход на рынок новых, неизвестных финансово-кредитных организаций.
Дифференциация качества услуг, также как и общая ориентация на улучшение качества обслуживания клиентов, поставили перед банками проблему определения критериев качества банковского продукта. В принципе здесь возможны два подхода: с точки зрения клиентов и с точки зрения банков.
С точки зрения клиентов, критериями качества банковского обслуживания являются: скорость обслуживания, срочность проведения операций, часы работы банка, наличие ошибок и неточностей в работе, качество консультирования. Клиент сопоставляет качество услуг банка с их ценами.
Для банка критериями качества являются: скорость внутренних рабочих процессов, уровень затрат на исправление допущенных ошибок, производительность труда, мотивация работников банка и другие факторы, которые сопоставляются с уровнем затрат на производство банковских услуг.
Очевидно, что в управленческой деятельности необходимо учитывать обе группы критериев качества. По мнению американских исследователей наиболее важным критерием для определения качества банковских услуг клиентом является квалификация обслуживающего персонала и окружение.
Для выявления и анализа конкурентных преимуществ полезно систематизировать информацию в виде таблицы, в которой такие факторы как: величина капитала, менеджмент, банковские технологии, качество информации, финансовые инновации, корреспондентская сеть, культура обслуживания, рекламная кампания, репутация банка, качество услуги — сравниваются с аналогичными показателями других банков. Такой анализ необходим для позицирования — определения позиций банка на рынке и его конкурентоспособности.
Анализ известных определений конкурентоспособности и представления о предмете исследования позволили выделить целый ряд моментов, безусловно, важных для раскрытия сущности конкурентоспособности и определения ее места среди других экономических категорий:
— конкурентоспособность услуги — это мера ее привлекательности для потребителя;
— привлекательность услуги определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых требований;
— состав предъявляемых требований, их приоритетность зависит как от вида услуги, так и типа ее потребителя;
— конкурентоспособность как экономическая категория рассматривают относительно конкретного рынка и конкретного аналога;
— имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь той услуги, которая уже обладает определенной долей рынка.
Конкурентоспособность банковской услуги — это относительный динамичный показатель качественных и стоимостных ее характеристик, оптимальное соотношение которых обеспечивает, во — первых, удовлетворение конкретной потребности клиентов, а, во — вторых, выгодное отличие от аналогичных услуг конкурентов. В связи с этим, банку необходимо постоянно работать над поддержанием ценности оказываемой им услуги в глазах потребителей, чтобы она, по мере прохождения жизненного цикла, не теряла своих свойств и как можно дольше выдерживала конкуренцию. [5, стр.49]
Таким образом, проведенные исследования позволили определить сущность банковской конкуренции и значение конкурентоспособности финансовой организации и предоставляемых ею услуг, тем не менее, анализ представленных определений не раскрывает в полной мере их специфические черты.
1.3 Методические основы оценки конкурентной позиции коммерческого банка
В процессе ведения конкурентной борьбы возникает проблема оценки уровня конкурентоспособности коммерческих банков, направленной на выявление плюсов и минусов в их деятельности и способствующей разработке собственной стратегии поддержания и укрепления конкурентного преимущества.
Для достижения поставленной цели возможно при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности, базирующейся на: [2, стр.33]
— система внутренней отчетности;
— система сбора внешней информации;
— системе анализа информации;
— система маркетинговых исследований.
Система внутренней отчетности должна быть направлена на полное отражение текущей деловой информации о деятельности банка, уровне его внутренней работы. Среди источников внутренней информации необходимо выделить: статическую отчетность, бухгалтерскую отчетность, оценочные отчеты по кредитованию, результаты внутренних исследований, акты ревизии и проверок, различного рода справки.
Система сбора внешней информации предполагает накопление разнообразных данных о ситуации на всех рынках, особенно тех, где действует банк, обо всех субъектах рыночных отношений (существующих и потенциальных конкурентах, клиентах, контактных аудиториях и др.), а также о состоянии факторов макросреды. Основную внешнюю информацию можно получить из следующих источников: средства массовой информации, сеть Интернет, публикуемые годовые отчеты, статистическая отчетность, банковские издания, справочники и т. д.
Необходимость проведения комплекса маркетинговых исследований определяется конкретной ситуацией, стоящей перед банком, в случае, когда руководство уже не может полагаться на системы внутренней отчетности и сбора внешней информации. Не все банки могут позволить себе создание системы маркетинговых исследований, и многие обычно обращаются с просьбой об их проведении по интересующей проблеме в специализированные организации (см. рис. 1.8)
Особое место при решении данной проблемы занимает система нормативов Национального банка Таджикистана, которая используется в качестве базовой во многих методиках:
— норматив достаточности капитала;
— норматив мгновенной ликвидности;
— норматив текущей ликвидности;
— норматив долгосрочной ликвидности;
— норматив общей ликвидности;
— норматив максимального размера риска.
Для осуществления единого порядка такой оценки, разработано Руководство «О порядке оценки банковской деятельности», основанной на подходе CAMЕL".
Рисунок 1.8 — Классификация банковских услуг [14, стр. 9]
Целью данной системы является всестороннее отражение финансового состояния кредитных организаций, определение соответствие их операций банковскому законодательству и нормативно правовым актам Национального банка Таджикистана. Оценка финансового состояния кредитных организаций проводится в ходе непосредственной проверки их деятельности на местах и при дистанционном надзоре.
В соответствии с Унифицированной системой банковской оценки, каждой кредитной организации присваивается комплексный рейтинг, основанный на оценке и рейтинге 5 ключевых компонентов финансового положения и операций кредитной организации. [3, стр. 5]
Данные факторы компонентов охватывают адекватность капитала, качество активов, компетенцию менеджмента, качество и уровень доходности, и адекватность ликвидности.
Комплексный рейтинг и оценки компонентов присваиваются с использованием оценочной шкалы от 1 до 5.
При рассмотрении маркетинговых технологий и инструментов в банковском бизнесе было выявлено, что наиболее эффективной технологией повышения конкурентоспособности банковских услуг на сегодняшний день является бенчмаркинг, который представляет собой не только принятие опыта, но и отправную точку для создания новых идей, повышения эффективности деятельности.
Разработана модель бенчмаркинга в сфере банковских услуг, представляющая собой структурированный процесс, который должен разрабатываться индивидуально для каждого проекта с учетом определенной цели (рис. 1.9).
Согласно предложенной модели необходимо:
— провести анализ рынка банковских услуг;
— исследовать потребительские предпочтения физических лиц при выборе банковских услуг различных банков-конкурентов;
— проанализировать деятельность коммерческого банка и выявить проблемное поле в его деятельности и объект бенчмаркинга;
— осуществить поиск аналогий и определить объект-ориентир бенчмаркинга;
— определить «точки разрывов» в параметрах показателей выбранной банковской услуги анализируемого коммерческого банка и услуги-эталона банка-конкурента;
— выбрать оптимальный вариант бизнес-процесса;
— разработать программу внедрения мероприятий и организационный механизм реализации программы бенчмаркинга по обеспечению конкурентоспособности банковских услуг;
оценить результативность и эффективность мероприятий по улучшению бизнес-процессов банковских услуг. [14, стр. 11]
Рисунок 1.9 — Модель бенчмаркинга банковского продукта Комплексный рейтинг обычно имеет близкое сходство с присвоенными оценками компонентов. Тем не менее, комплексный рейтинг нельзя получить путем расчета среднеарифметического значения оценок компонентов.
Оценка каждого компонента основан на качественном анализе факторов, включенных в данный компонент и на его взаимосвязи с другими компонентами.
Считаем, что оценку конкурентоспособности услуг, предоставляемых банком, необходимо проводить не обобщенно, а в разрезе продуктового ряда, анализируя целесообразность предоставления каждой услуги и эффективность тарифной политики. Более того, некоторые методики при оценке качества услуг, предполагают несколько подходов, учитывая мнения различных групп клиентов.
1.4 Факторы, влияющие на конкурентоспособность банковского продукта
Детальный анализ банковской деятельности позволяет выделить следующие факторы, оказывающие решающее влияние на эффективность работы и конкурентоспособность банка.
Достаточность капитала. Ввиду большой подвижности международных финансовых рынков и роста числа фирм с фиктивными балансами органы надзора придают все большее значение соблюдению стандартов Банка международных расчетов по собственному капиталу банка.
Общий рейтинг по надежности. Основу для рейтинговой оценки кредитной организации участниками рынка составляют надежность базы рефинансирования и репутация данной организации.
Рисунок 1.10 — Факторы конкурентоспособности [6, стр. 72]
Экономия, обусловленная ростом масштаба производства. Большие начальные ассигнования и высокие производственные затраты на поддержку инфраструктуры информационных технологий, а также поиск альтернативных путей сбыта придают банковской организации характер предприятия с фиксированными затратами.
Экономия, обусловленная широким профилем услуг. Комплекс преимуществ и эффекты можно получить при последовательной тщательной обработке и использовании информации о рынке и клиентах. Эффективность информационного управления можно повысить с помощью специально разработанных баз данных. Экспертиза рынка, отрасли и продукции. Традиционные посреднические функции банков все больше заменяются прямым использованием рынков капитала владельцами капитала и инвесторами. Поэтому банковские организации вынуждены набирать специалистов из производственной сферы и аналитиков в качестве носителей экспертных знаний для оформления, структурирования и ранжирования сделок, отобранных на фондовом рынке. [8, стр.39]
Репутация является важнейшим «неосязаемым имуществом» каждого производителя финансовых услуг. В окружении банка, где отношения с клиентами складываются в ходе множества отдельных сделок, а партнерские отношения банка с клиентами недолговечны, непременным условием успеха является дифференциация в общении, отвечающая интересам клиентов. В инвестиционном банковском деле, например, репутация определяется количеством, размерами и качеством заключенных сделок, а также позицией в рейтинговой таблице. Таким образом, рост репутации, распространение информации об успехах банка в сочетании с внутри банковской передачей сведений о репутации принадлежат к существенным факторам успеха в деле привлечения клиентов.
Заимствования на международном рынке капитала. Когда емкость национальных рынков недостаточна для успешного размещения эмиссии и частные инвесторы действуют на международном уровне, банки перешагивают через национальные границы. Все виды банковской деятельности имеют европейские или даже мировые масштабы.
Стратегические цели банка. Исходя из существующих структур клиентов и услуг, а также мощности банка, в его центральном и региональных отделениях должны быть, определены виды деятельности, которые в долгосрочной перспективе обеспечат конкурентные преимущества, необходимые для получения ожидаемой доходности.
Для достижения стратегических целей банка возможны три альтернативы действий: реорганизация; дезинвестиция (отступление), и развитие, или наращивание интенсивности присутствия по выбранным направлениям деятельности.
Примерами реорганизации могут служить мероприятия менеджмента по затратам, сертификации по нормам Международной организации по стандартам (ISO). В рамках дезинвестиции возможен, например, выбор действий, позволяющих ограничивать и брать под контроль возврат депозитов мелким вкладчикам. [10, стр.102]
В общепринятых схемах классификации различают три типа стратегии вхождения в рынок, которые могут быть перенесены на специфическую постановку проблем в банковском секторе.
Стратегия создания собственных учреждений подразумевает учреждение собственных филиалов, отделений и представительств банка.
Стратегия кооперации позволяет банкам участвовать в освоении рынка в форме участия, стратегического альянса или совместного предприятия.
Стратегия приобретения имеет несколько форм: собственно приобретения и несколько видов слияния — горизонтального, вертикального и латерального типов.
Значение конкурентоспособности коммерческого банка особенно возрастает в условиях глобализации финансовых потоков. Банковские организации должны подстраиваться под изменяющиеся условия рынка как на национальном, так и на международном уровнях, создавая все более усовершенствованные банковские услуги, что требует использования новых методов и инструментов повышения их конкурентоспособности.
Исследование теоретических основ сущности понятия «конкурентоспособность банковских услуг» позволило расширить его определение и рассматривать последнюю как взаимодействие множества факторов.
С позиции системного подхода конкурентоспособность формируется под влиянием различных факторов: внешних и внутренних (рис 1.11).
Рисунок 1.11 — Систематизация факторов конкурентоспособности банковских услуг [14, стр.13]
В свою очередь, на внешние факторы организация не может значительно повлиять, банку приходиться приспосабливаться, но на составляющие внутренней среды кредитная организация может воздействовать, изменяя условия протекания этих процессов, что позволит коммерческому банку завоевывать и удерживать конкурентные преимущества.
Формирование конкурентоспособности банка на основе внутренних факторов включает в себя повышение конкурентоспособности: ресурсных преимуществ, банковских услуг и управленческих решений.
В рамках нашей работы мы рассматриваем внутренние факторы, влияющие на конкурентоспособность банковских услуг в виде частных потенциалов (маркетингового, информационного, кадрового и т. д.) и в четырех аспектах: отношения с потребителями, совершенствования внутренних бизнес-процессов, управления финансами, обучения и развития кадров. В работе предлагается их разделить на два блока: факторы, влияющие на формирование потребительских свойств (аспект отношений с потребителями, совершенствования внутренних бизнес-процессов, обучения и развития персонала) и — на экономические свойства (аспект управления финансами).
Такая систематизация факторов позволяет определить направления формирования конкурентоспособности банковских услуг.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности коммерческого банка в РТ на примере ОАО «Банк Эсхата» за 2013;2014 гг.
2.1 Анализ основных финансовых показателей ОАО «Банк Эсхата»
Развитие экономики страны во многом определяется наличием и эффективным функционированием банковского сектора. Экономическая активность в большинстве отраслей хозяйственного комплекса, развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение реальных денежных доходов населения стимулируют действующие кредитные учреждения расширять объемы и спектр предоставляемых услуг, внедрять прогрессивные технологии, повышать качество банковского обслуживания. Кроме того, однородность оказываемых банковских услуг заставляет всех субъектов финансового рынка уделять огромное внимание тарифной политике, как значимому фактору конкуренции.
ОАО «Банк Эсхата» является открытым акционерным обществом, созданным в Республике Таджикистан в соответствии с учредительным договором от 16 ноября 1993 года как Коммерческий Банк «Эсхата». В соответствии с решением собрания учредителей от 28 мая 1999 года банк был преобразован в Акционерный Коммерческий Банк «Эсхата». 12 сентября 2002 года банк был перерегистрирован как Открытое Акционерное Общество «Банк Эсхата».
Сегодня ОАО «Банк Эсхата» — один из крупнейших участников рынка банковских услуг Таджикистана, осуществляя все основные виды банковских операций. Сеть Банка Эсхата формируют 22 филиалов, 110 центр банковского обслуживания и около 428 пунктов денежных переводов по всей нашей стране. Банк Эсхата предлагает своим клиентам все основные банковские продукты, принятые в международной финансовой практике. Работая на банковском рынке 20 лет, Открытое Акционерное Общество «Банк Эсхата» является одним из самых надежных банков нашей страны, занимая место в тройке лидеров по своей деятельности.
В течение 6 последних лет Банк Эсхата сотрудничает с международными рейтинговыми агентствами, которые проводят независимый рейтинг и оценивают финансовые показатели Банка. Так, за эти годы деятельности Банк Эсхата отмечен рейтинговыми оценками:
1. А — (Микро-Кредитс Рейтинг Интернешнл, Индия)
2. A — (Планет Рейтинг, Франция)
3. A — (Микрофинанса Рейтинг, Италия)
4. B3 — (МудисИнвесторс Сервис) (2011)
5. В3 — (МудисИнвесторс Сервис) (2012)
Успешно работая в финансово-кредитной сфере и содействуя укреплению экономики Таджикистана, Банк уделяет значительное внимание решению конкретных социальных проблем и развитию культуры населения.
Динамичное развитие банка подтверждается различными рейтингами.
Так, за последние два года деятельность Банка Эсхата оценена положительными оценками от ведущего рейтингового агентства Moody’s Investors Service: рейтинговая оценка B3 (би три), как и все предыдущие оценки, является успешной для Банка Эсхата, так как она показывает высокий степень детализации своего кредитного портфеля, сосредоточенности банка в области микро финансирования и розничной торговли, хорошие финансовые показатели, в том числе качество активов, ликвидности и доходности. Высокие рейтинговые оценки будут способствовать дальнейшему развитию партнерской сети, а именно привлечению новых инвестиций, международному признанию, а также успешному развитию международного бизнеса и деятельности Банка Эсхата в целом. В таблице 2.1. проведен анализ основных финансовых показателей банковский финансовый конкурентный рейтинговый Таблица 2.1
Анализ основных финансовых показателей ОАО «Банк Эсхата» за 2013;2014 гг.
Финансовые результаты | Темп роста, % | |||
Активы | 899,4 | 1321,2 | 146,89% | |
Ссуды клиентам | 1022,6 | 1384,2 | 135,36% | |
Собственный капитал | 145,8 | 255,7 | 175,37% | |
Прибыль (убыток) | 47,9 | 66,8 | 139,46% | |
Чистый процентный доход | 104,1 | 128,5% | ||
Чистые непроцентные доходы | 167% | |||
Рентабельность дохода | 31,92% | 33,94% | ||
Рентабельность капитала | 33,56% | 26,12% | ||
Ликвидность | 116% | 119% | ||
Источник: www. eskhata.com
Как видно из данных таблицы 2.1., активы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда этот показатель составлял 899,4 млн. сомони, увеличились на 46,89% и составили к концу 2014 года 1321,2 млн. сомони.
Капитал банка по сравнению с прошлым годом, увеличился на 75,37% и составил 255,7 млн. сомони.
Сравнивая показатели отчета о прибылях и убытках с бюджетом, мы можем сказать, что операционный доход превзошел, ожидания банка и составил преобразований во всех сферах, особенно в направлениях обеспечения улучшения инвестиционного климата, развития частного сектора и предпринимательства, повышения эффективности использования государственной собственности, а также доступа к инвестиционным и товарным рынкам.
Одним из показателей плодотворной работы Банка Эсхата является чистая прибыль, которая за отчетный период составила 66,8 млн. сомони, что на 39,46% больше аналогичного периода прошлого года.(cм. рис. 2.1)
Рисунок 2.1 — Банки лидеры по чистой прибыли На конец 2014 года рентабельность капитала (ROE) составила 33,94%, рентабельность активов (ROA) составила 26,12%.
Уровень ликвидности банка базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными им средствами путем оперативного управления их структурными элементами.
О платежеспособности банка и своевременном выполнении своих обязательств по пассиву свидетельствует 119% ликвидности.
Расчет и анализ количественных показателей деятельности коммерческого банка имеют первостепенное значение при оценке его конкурентоспособности.
Таблица 2.2
Динамика основных показателей ОАО «Банк Эсхата» за 2013;2014 гг.
Показатели | Ед.измер. | Рост, в % | |||
Активы | млн. сом. | 899,4 | 1321,2 | 46,89 | |
Кредиты юридическим лицам | млн. сом. | 459,8 | 21,31 | ||
Кредиты частным клиентом | млн. сом. | 643,6 | 924,4 | 43,63 | |
Собственный капитал | млн. сом. | 145,8 | 255,7 | 75,37 | |
Депозиты в нац. Валюте | млн. сом. | 872,72 | 817,3 | — 6,35 | |
Депозиты в ин. Валюте | млн. сом | 244,2 | 333,1 | 36,4 | |
Чистая прибыль | млн. сом. | 47,9 | 66,8 | 39,45 | |
Среднесписочная численность сотрудников | Чел. | 78,81 | |||
Рентабельность капитала (ROE) | % | 33,56 | 26,12 | — 22,16 | |
Рентабельность активов (ROA) | % | 5,32 | 6,63 | 24,62 | |
Достаточность капитала | % | 15,63 | 19,09 | 22,13 | |
Источник: www. eskhata.com
Уникальное отношение к сотрудникам остается важнейшим конкурентным преимуществом Банка.
2014 год прошел под знаком динамичного развития, следствием которого явился рост численности сотрудников головного офиса и филиалов, открытие новых банковских подразделений.
В 2014 году состоялось множество конкурсов по отбору новых сотрудников, и по их результатам были приняты на работу 1261 человек. Из этого числа 979 мужчин и 282 женщины. Значительное внимание в прошлом году уделялось обучению и повышению квалификации сотрудников Банка за рубежом.
Количество сотрудников, прошедших обучение за рубежом в 2014 году составило около 200 человек, 42 из которых из числа руководящего состава.
Особое внимание также было уделено обучению и повышению квалификации кредитных экспертов. Для повышения эффективности экспертов, в 2014 году внедрены новые методы обучения. Удаленные обучения и тестирования, организация стратегических сессий в Шахристане и Ромите укрепили корпоративных дух, а работа и игры в командах послужили закреплению приобретенных знаний и развитию командного духа.
Согласно статистике отдела управления человеческими ресурсами общее количество обученных сотрудников в 2014 г. по Банку Эсхата составило 1309 человек.
Банк Эсхата рассматривает обучение персонала как один из ведущих приоритетов, позволяющий банку более успешно решать возникшие проблемы, связанные с новыми направлениями деятельности, и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, повышение качества и производительности труда сотрудников, укрепление лояльности и повышение способности персонала адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и требованиям рынка.
2.2 Оценка конкурентоспособности банковских услуг
Одной из основных задач органов банковского надзора является анализ и оценка финансового состояния кредитных организаций и микрофинансовых организаций.
Для осуществления единого порядка такой оценки, разработано Руководство «О порядке оценки банковской деятельности», основанной на подходе CAMEL". Целью данной системы является всестороннее отражение финансового состояния кредитных организаций и микрофинансовых организаций, определение соответствие их операций банковскому законодательству и нормативно правовым актам Национального банка Таджикистана. Оценка финансового состояния кредитных организаций и микрофинансовых организаций проводится в ходе непосредственной проверки их деятельности на местах и при дистанционном надзоре.
Данные факторы компонентов охватывают адекватность капитала, качество активов, компетенцию менеджмента, качество и уровень доходности, и адекватность ликвидности.
Порядок расчета рейтинга деятельности Банка по системе CAMEL
C — capital adequacy, или достаточность капитала;
A — asset quality, или качество активов;
M — management, или качество управления;
E — earnings, или доходность (прибыльность);
L — liquidity, или ликвидность.
За каждый показатель будут начисляться баллы — от 1 балла до 5 баллов. Общая рейтинговая оценка Банка рассчитывается как сумма баллов по пяти основным показателям деленная на 5 (пять), т. е.
(С+A+M+E+L)/ 5 (2.1.)
Показатели по системе CAMEL определяет оценку работы Банка за определенный период по нижеприведенной шкале. (см. таблица 2.3)
Таблица 2.3
Присвоения рейтинга
Состояние Банка | Рейтинг | |
Прочный | от 1 до 1,2 | |
Удовлетворительный | от 1,21 до 1,49 | |
Посредственный | от 1,5 до 2,49 | |
Предельный | от 2,5по 3,50 | |
Неудовлетворительный | свыше 3,5 | |
Достаточность капитала рассчитывается как средний показатель двух коэффициентов:
а) достаточность условного капитала, взвешенная с учетом риска активов;
Этот показатель рассчитывается как соотношение условного общего капитала к активам, взвешенным с учетом риска. Следующая таблица показывает, сколько баллов начисляется за тот или иной показатель этого коэффициента.
Таблица 2.4
Коэффициент Camel
Коэффициент достаточность условного капитала с учетом риска | более 20% | от 20% до 17% | от 16% до 14% | от 13% до 12% | менее 12% | |
Балл | ||||||
Коэффициент достаточность условного капитала | более 18% | от 18% до 15% | от 14% до 12% | от 11% до 10% | менее 10% | |
Балл | ||||||
Коэффициент качество активов | менее 5% | От 5% до 15% | от 15% до 30% | от 30% до 50% | свыше 50% | |
Балл | ||||||
Коэффициент нестандартных кредитов | менее 3% | От 3% до 5% | от 5% до 10% | от 10% до 5% | свыше 15% | |
Балл | ||||||
Коэффициент ошибок на одно кредитное досье | менее 1,5 | от 1,5 до 2,3 | от 2,3 до 3,2 | от 3,2 до 4,2 | свыше 4,2 | |
Балл | ||||||
Коэффициент выявленных ошибок | менее 1,5 | от 1,5 до 2,3 | от 2,3 до 3,2 | от 3,2 до 4,2 | свыше 4,2 | |
Балл | ||||||
Коэффициент доходность | менее 1,5 | от 1,5 до 2,3 | от 2,3 до 3,2 | от 3,2 до 4,2 | свыше 4,2 | |
Балл | ||||||
Коэффициент прибыльность | более 5% | от 3% до 5% | от 1% до3% | от 0% до1% | менее 0% | |
Балл | ||||||
Коэффициент ликвидных активов к общим активам | более 40% | от 40% до 35% | от 35% до 30% | от 30% до 25% | Менее 25% | |
Балл | ||||||
Коэффициент ликвидных активов к краткосрочным обязательствам | более 90% | от 85% до 90% | от 80% до 85% | от 75% до 80% | менее 75% | |
Балл | ||||||
б) достаточность условного капитала Этот показатель рассчитывается как соотношение условного общего капитала к общим активам. Следующая таблица показывает, сколько баллов начисляется за тот или иной показатель этого коэффициента.
Для вычисления коэффициента достаточность капитала будет использована следующая формула:
Кд.к.= Ко*100/Ао (2.2.)
где:
Кд.к— достаточность капитала Банка, А — общие активы Банка К — общий капитал банка Данная формула применяется только в целях оценки рейтинга филиала.
После того как оба этих показателя рассчитаны, начисляются баллы согласно вышеуказанным таблицам, а их средний показатель рассчитывается путем деления на 2 (два) суммы этих баллов.
Качество активов рассчитывается как средний показатель двух коэффициентов:
а) соотношение фонда возможных потерь по нестандартным кредитам к капиталу.
б) коэффициент нестандартных кредитов в кредитном портфеле.
После того как оба этих показателя рассчитаны, начисляются баллы согласно вышеуказанным таблицам, а их средний показатель рассчитывается путем деления на 2 (два) суммы этих баллов.
Менеджмент рассчитывается как средний показатель двух коэффициентов:
а) коэффициент ошибок на одно кредитное досье.
Этот коэффициент рассчитывается как соотношение количества ошибок и нарушений выявленных в ходе проверок кредитных досье к количеству проверенных досье.
б) коэффициент выявленных ошибок с высокими и средними приоритетами.
Данный показатель рассчитывается согласно количеству выявленных ошибок с высокими, существенными и средними приоритетами. Каждая ошибка с высоким приоритетом равняется 0,3 баллу, ошибка с существенным приоритетом равняется 0,1 балла и каждая ошибка со средним приоритетом равняется 0,05 балла.
После того как оба этих показателя рассчитаны, начисляются баллы согласно вышеуказанной таблице, а их средний показатель рассчитывается путем деления на 2 (два) суммы этих баллов.
Доходность или Прибыльность рассчитывается как показатель коэффициента рентабельности активов:
Этот коэффициент рассчитывается как соотношение чистой прибыли к средневзвешенным активам.
Ликвидность рассчитывается как средний показатель двух коэффициентов:
а) коэффициент соотношения ликвидных активов к общим активам.
б) коэффициент соотношения ликвидных активов к краткосрочным обязательствам.
После того как оба этих показателя рассчитаны, начисляются баллы согласно вышеуказанным таблицам, а их средний показатель рассчитывается путем деления на 2 (два) суммы этих баллов. (см. рис. 2.2)
СИСТЕМА РЕЙТИНГА | |||
Сводный рейтинг | 2,70 | 2,80 | |
Составной рейтинг | |||
Капитал | 1,0 | 1,5 | |
Качество Активов | 3,0 | 3,0 | |
Руководство/Администрация | 3,5 | 3,5 | |
Доходы | 1,0 | 1,0 | |
Ликвидность | 5,0 | 5,0 | |
Рисунок 2.2 — Оценка ОАО Банк Эсхата по методу САМЕL
По результатам оценки деятельности за 2013;2014 гг. банку присваивается рейтинг по системы CAMEL оценка «Посредственный» .
2.3 Анализ конкурентной позиции банка ОАО «Банк Эсхата»
В каждом крупном филиале отделения ОАО «Банк Эсхата» имеется свой отдел кредитования (кредитующее подразделение). Ведь кредитные операции являются одним из основных и основополагающих в деятельности каждого банка и их значения в обеспечении доходности трудно переоценить. Таким образом, правильное и своевременное проведение различных мероприятий связанных с кредитными операциями, играет значительную роль в общей работе банка.
Кредит представляет собой форму движения денежного капитала кредитора. Он обеспечивает превращение капитала кредитора в заемный капитал заемщика.
Кредитный отдел ОАО «Банк Эсхата» делится на два вида:
— микрокредиты (до 20 000 $);
— малые кредиты (до 300 000 $).
В 2014 году Кредитная политика была направлена на активное наращивание качественного портфеля, сформированного главным образом за счет кредитов, предоставленных предприятиям реального сектора экономики. Одновременно с увеличением объемов кредитования в течение 2014 года Банк уделял значительное внимание улучшению качества и оптимизации структуры портфеля.
В отчетном году клиентам предоставлялись такие формы банковских продуктов, как микро, малые и средние кредиты, потребительские кредиты, агрокредиты. Для удержания клиентов и привлечения потенциальных клиентов, также упрощения условий в 2014 году внедрены новые кредитные продукты как ипотечное кредитование «Калиди орзухо» и «Манзили», который разработан в целях улучшения жилищных условий граждан нашей страны.
Рисунок 2.3 — Анализ кредитного портфеля ОАО Банк Эсхата Рост портфеля, в течение года зафиксирован на 361,6 млн. сомони, что на конец года составил 1384,2 млн. сомони c учетом межбанковских кредитов. Также количественный рост клиентов отмечен на 6 тысяч человек. На конец отчетного года общее количество кредитов превысило 28 733 кредитов, что по сравнению с 2013 годом больше на 5747 кредитов.
Рисунок 2.4 — Анализ кредитного портфеля зарегистрированного в РТ По приросту кредитного портфеля банк стабильно входит в тройку лучших банков. По кредитным операциям в 2014 году банк получил процентный доход 104,1 млн. сомони, что на 28% больше аналогичного показателя за 2013 год.
Заметно улучшилось качество портфеля по сравнению с плановым показателем за счет перевыполнение плана объема кредитного портфеля.
В соответствии с миссией и стратегией Банка стать лидером в обслуживании микро и малого бизнеса на Севере и улучшение позиции банка в обслуживании микро, малого бизнеса на Юге страны, в течение года открылись новые подразделения.
В отчетном году внедрение «Скоринг"-а (по методике Скоринга бизнес кредитов) по всей системе ОАО «Банк Эсхата» способствует качественному обслуживанию и содействию бизнес решениям клиентов.
Координация работы банка в области кредитования, контроль над соблюдением кредитной политики, процедуры по контролю соответствия кредитных досье клиентов утвержденных нормативно правовым документам, ведение и учет предоставленных кредитов позволяет эффективно принимать решения по предоставлению кредита и предотвращению проблемных кредитов.
Также в целях внедрения специальных механизмов контроля, правильность ведения и учета кредитов, мониторинг квалификации ссуд и их своевременный перенос реализована программа «Контрольно исполнительные функции Инспектора по контролю и обработке кредитов». Данная программа также способствует повышению уровня знаний Инспектора по контролю и обработке кредитов, по обучению структурных подразделений филиалов Банка, что в конечном итоге приведет к повышению качества предоставляемых кредитов. (см. рис. 2.5)
Рисунок 2.5 — Выданные кредиты ОАО «Банк Эсхата» в разных отраслях В международной банковской практике принята следующая классификация, подразделяющая депозиты на четыре группы:
1. Срочные депозиты;
2. Депозиты до востребования;
3. Сберегательные вклады населения;
4. Ценные бумаги.
Для банков наиболее привлекательными являются срочные вклады, которые усиливают ликвидные позиции банков.
Повышение качества обслуживания клиентов и расширения спектра оказываемых услуг остается приоритетным направлением деятельности Банка. Сочетание комплексного подхода к продаже высококачественных банковских продуктов по конкурентным тарифам и максимального учета интересов каждого индивидуального клиента позволило банку не только сохранить, но и значительно расширить клиентскую базу за прошедший год (см. рис. 2.6)
Рисунок 2.6 — Срочные вклады частных лиц в ОАО Банк Эсхата Банк Эсхата сумел добиться темпов увеличение депозитного портфеля. За 2014 год объем срочных вкладов частных лиц составил 344,1 млн. сомони, что по сравнению с 2013 годом больше на 24%. Это хороший показатель среди других банков и микро финансовых организаций республики. (см. рис. 2.7)
Рисунок 2.7 — Процентная ставка по депозитам в РТ С каждым годом Банку доверяют, и это доверие основывается на многолетнем опыте работы с клиентами. Клиентов Банка привлекает широкая продуктовая линейка, стабильность и безопасность, условия хранения депозитов.
Рисунок 2.8 — Виды срочных депозитов Проявляя заботу о сохранении и стабильном увеличении сбережений своих клиентов, Банк Эсхата предлагает конкурентоспособные и не подвергающиеся риску программы по депозитным вкладам с разнообразными и выгодными условиями. Большой опыт на рынке финансовых услуг, успешные финансовые показатели Банка — это залог безопасности и преумножение вложенных средств клиентов.
Для составления рейтинга в ходе сравнения были рассмотрены предложения от 20 финансовых организаций — 15 банков и 5 микрокредитных депозитных организаций. Для корректности анализа за основу были взяты следующие условия: вкладчик — физическое лицо; сумма средств — 10 000 сомони, либо 5000 долларов США; срок депозита — 12 месяцев; депозит срочный, преимущественно без капитализации и пополнения счета.
Основные источники информации — официальные веб-сайты и рекламные буклеты финансовых организаций.
Рисунок 2.9 — Срок депозита
2.4 Пути повышения конкурентоспособности коммерческого банка ОАО «Банк Эсхата»
Основой успеха банка в условиях рыночной экономики является высокий уровень организации рыночной деятельности, стержнем которого служит четкое сознание и реализация каждым работником своей ответственности и своей роли в достижении качественных конечных результатов.
Как положительный момент следует отметить тот факт, что само наличие международного сертификата системы менеджмента качества может иметь решающее значение при привлечении инвестиций, так как повышает уровень надежности и доверия к банку со стороны потенциальных инвесторов, значительно снижает риски при оказании инвестиционной поддержки ОАО «Банк Эсхата «и является своего рода гарантом для инвестиционных компаний.
Система менеджмента качества (СМК) — это один из признанных в мире инструментов управления компанией с точки зрения качества. В последнее время именно качество чаще всего становится определяющим фактором конкурентоспособности компании. Под качеством подразумевается то, что в компании все процессы должны постоянно контролироваться и быть стабильными.
СМК имеет определенные требования в соответствии с международным стандартом. Эти требования регулируют процесс работы любой компании и позволяют направлять её деятельность в нужное русло. Кроме того, в системе предусмотрен определенный порядок оказания услуг, их контроль и последующее улучшение.
На международной арене получение такого сертификата говорит о том, что в Таджикистане есть такие компании, которые получили международный сертификат качества. Для клиентов наличие сертификата у банка сравнимо с тем, что покупатель в магазине выбирает товар с сертификатом качества или без него. У покупателя сразу появляется выбор.
Есть определенные требования, которые обязательно должны соответствовать стандарту. Руководство банка приняло решение внедрить систему в сфере денежных переводов. Так как СМК новая система, при её внедрении, у банка были свои трудности, но, несмотря на это, были внедрено СМК, и через определенное время были достигнуты ощутимые результаты.
Известно, что внедрение в деятельности банка СМК способствует к повышению качество обслуживания и все это направлено на удовлетворение потребности клиентов.
К примеру, на сегодняшний день «Банк Эсхата» является одним из лидеров по денежным переводам в Таджикистане. Потому можно сказать, что банк добился значительных успехов в сфере предоставления услуги денежных переводов.
Рисунок 2.10 — Денежные переводы Банк Эсхата В отчетном году Банк Эсхата занял лидирующие позиции на рынке денежных переводов, благодаря скорости, высокому качеству обслуживания, доступности для клиентов. Доля рынка Банка по всей республике составила 42%, что 9,7% больше 2013 года. Интенсивный темп развития рынка денежных переводов способствует постоянному совершенствованию данного направления деятельности.
На конец, 2014 года объем выданных денежных переводов населению вырос на 13,25% и составил 1 552 138,9 тыс. долл. США.
За отчетный период с целью расширения ассортимента услуг, привлечение новых клиентов начато сотрудничество еще с двумя международными системами денежных переводов «Бегом» и «Приват мани».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования в выпускной квалификационной работе можно сделать следующие выводы:
1. Занимаясь банковским предпринимательством (да и не только банковским), то есть, по сути, начиная свое дело, всегда встает вопрос конкурентных преимуществ. Первоочередной задачей является выставить себя конкурентоспособным и достойным соперником среди уже существующих участников того или иного сегмента рынка. Однако, анализируя конкретно банковскую специфику, достаточно просто прийти к выводу, что конкуренция среди банков имеет ряд отличий от конкуренции на прочих финансовых рынках, которые обязательно нужно учитывать при ведении финансового бизнеса.
2. Конкуренция — это механизм соперничества на рынке за возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и захватить максимально возможную долю рынка.
Рост портфеля, в течение года зафиксирован на 361,6 млн. сомони, что на конец года составил 1384,2 млн. сомони c учетом межбанковских кредитов. Также количественный рост клиентов отмечен на 6 тысяч человек. На конец отчетного года общее количество кредитов превысило 28 733 кредитов, что по сравнению с 2013 годом больше на 5747 кредитов.
Банк Эсхата сумел добиться темпов увеличение депозитного портфеля. За 2014 год объем срочных вкладов частных лиц составил 344,1 млн. сомони, что по сравнению с 2013 годом больше на 24%. Это хороший показатель среди других банков и микро финансовых организаций республики.
4. В отчетном году Банк Эсхата занял лидирующие позиции на рынке денежных переводов, благодаря скорости, высокому качеству обслуживания, доступности для клиентов. Доля рынка Банка по всей республике составила 42%, что 9,7% больше 2013 года. Интенсивный темп развития рынка денежных переводов способствует постоянному совершенствованию данного направления деятельности.
5. На конец, 2014 года объем выданных денежных переводов населению вырос на 13,25% и составил 1 552 138,9 тыс. долл. США.
Также, в данной работе были представлены рекомендации специалистов по данной сфере по повышению конкурентоспособности коммерческого банка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон РТ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
2. Руководство «О порядке оценки банковской деятельности»;
3. Постановление МНМО РТ «Об утверждении Прогноз денежно — кредитной политики РТ на 2015 год»;
4. Постановление МНМО РТ «Об утверждении Прогноз денежно-кредитной политики РТ на 2014 год»;
5. Обзор развития банковской системы.2015г;
6. Бизнес класс деловой журнал выпуск № 1 сентябрь 2014 г.;
7. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г. Г. Коробовой. — М.: 2003.;
8. Учебное пособие по курсу «управление банковским продуктом» Профессор Семенюта О. Г. от 28.06.2007 г.;
9. Банковское дело: Учебник — 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. О. И. Лаврушина. — М.: Финансы и. статистика, 2005.-672 с.;
10. «Финансовый менеджмент банка» Ю. С. Маслеченков, Москва 2003 г.;
11. «Пути повышения конкурентоспособности Российских банков» Е. В. Рябин, Москва «Финансы и Статистика» 2008 г.;
12. «Конкурентоспособность в банковском секторе» А. М. Тавасиев, Н. М. Ребельский, Москва 2001 г.
13. Маркетинг банковских услуг (конспект лекций). Автор: Кох Л. В., редактор: Ильин А.А.
14. Формирование конкурентоспособности банковских услуг с использованием технологии бенчмаркинга. Автор: Хасанова Л.Т.
Электронные ресурсы:
15. Банковский маркетинг — Февраль ИО Библиотека русских учебников 15.02.2015 г;
16. Роль конкуренции в развитии рыночных отношений в России 27.02.2015г;
17. Маркетинг банковских услуг (конспект лекций) IV. Отбор целевых рынков" 27.02.15 г.;
18. Моделирование конкуренции в условиях рынка — Монографии — Российская Академия Естествознания 27.02.2015 г.;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Отчет ОПУ на 31.12.2014
НАИМЕНОВАНИЕ СТАТЕЙ | 31 декабря 2014 г. | |
Процентные доходы | 199 855 699 | |
Процентные расходы | — 77 611 409 | |
ФПВП по ссудам | — 18 173 596 | |
Чистый процентный доход | 104 070 694 | |
Чистый доход по операциям с иностранной валютой | — 138 484 235 | |
Доходы по услугам и комиссии полученные | 334 363 130 | |
Расходы по услугам и комиссии уплаченные | — 44 398 610 | |
Прочие доходы | 10 850 567 | |
Чистые непроцентные доходы | 162 330 852 | |
Операционный доход | 266 401 546 | |
Операционные расходы | — 174 252 724 | |
Чистая прибыль до удержания налога на прибыль | 92 148 822 | |
Налог на прибыль | — 25 372 819 | |
Чистая прибыль | 66 776 003 | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Годовой баланс на 31.12.2014
НАИМЕНОВАНИЕ СТАТЕЙ | 2014 г. | |
АКТИВЫ | ||
Денежные средства | ||
Средства в Национальном Банке Таджикистана | ||
К получению из других банков и небанковских финансовых организаций | ||
Ссуды, предоставленные клиентам, за вычетом резервов на потери по ссудам | ||
Чистые Основные средства и нематериальные активы | ||
Счета к получению и предоплаты | ||
Прочие активы | ||
ИТОГО АКТИВОВ | ||
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КАПИТАЛ | ||
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | ||
Ссуды и средства банков и небанковских финансовых организаций | ||
Счета клиентов до востребование | ||
Счета клиентов, срочные | ||
Прочие обязательства | ||
Всего обязательства | ||
КАПИТАЛ | ||
Уставный капитал | ||
Нераспределенная прибыль предыдущих периодов | ||
Резервы переоценки | ||
Другие резервы | ||
Квалифицированные субординированные ссуды | ||
Нераспределенная прибыль | ||
Всего капитал | ||
ИТОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА И КАПИТАЛ | ||