Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Формирование организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения сельского хозяйства региона: На примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В этой связи приобретают особую значимость исследования организационно-экономических аспектов формирования системы материально-технического обеспечения, учитывающие специфику регионального аграрного производства и тенденции развития материально-технической базы сельского хозяйства, а также целевое регулирование поставок средств производства для АПК. Весьма актуальными становятся теоретические… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
    • 1. Л.Формирование системы ресурсообеспечения се. {ьского хозяйства
      • 1. 2. Закономерности и тенденции развития материально-технической базы агропромышленного производства
  • У ПАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 2. 1. Формирование рынка материально-технических оесурсов для сельского хозяйства
    • 2. 2. Регулирование цен на материально-технические ресурсы и паритетные отношения
    • 2. Организация логистических процессов и совершенствование
    • 1. арк атинговой деятельности в агроснабжении
  • ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ МАТШ1АЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
    • 3. 1. Совершенствование лизинговых отношений в системе ресурсообеспечения агропромышленных предприятий
    • 3. 2. Производственно-техническое обслуживание сельского хозяйства депрессивного региона

Формирование организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения сельского хозяйства региона: На примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Формирование системы материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса страны на основе рыночных принципов проходит с большими трудностями. Из-за неотработанности организационно-экономического механизма системы обеспечения а-рарного производства почти прекратилось обновление техники в сельском хозяйстве, снизилась обеспеченность тракторами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами. Механизм взаимосвязей в АПК при абсолютизации рыночных отношений не содержит действенных экономических рычагов и стимулов, направленных на увеличение производства продукции отечественного сельского хозяйства, в юм числг за счет улучшения снабжения материально-техническими ресурсами. Снижение платежеспособности аграрного потребителя рынка средств производства усугубляет ценовой диспаритет на продукцию промышленности и сельского хозяйства. Как следствие, ухудшаются качественные и количественные характе-пистики ресурсного потенциала сельского хозяйства, исключена возможность расширенного воспроизводства материально-технических ресурсов на основе достижений НТП за счет поставок из ресурсопроизводящих отраслей I сферы а1Ж и формирования эффективной материально-технической базы сельского хо-ляйетза. Для решения этих проблем необходимо радикально реформировать рыночную сибтему материально-технического обеспечения сельского хозяйства.

Для формирования современного рынка средств производства, адекватного стратегии экономического роста сельского хозяйства, целесообразно обеспечить на региональном уровне рациональное сочетание механизмов рыночного и государственного регулирования системы оптовых рынков средств производства. Восстановить и обеспечить эффективность материально-технической базы аграрного производства в современных условиях возможно только на основе совершенствования лизинговых отношений в системе ресурсообеспечения агропромышленных предприятий, а также установления государством предельных нормативов возмещения торговых издержек на материально-технические средства в •зависимости от издержкоемкости этих товаров.

Технологические и социально-экономические особенности ведения сельского хозяйства в регионах определяют конкретные организационно-^ономические формы логистических процессов и маркетинговой деятельности. Однако проблемы логистики и маркетинга в системе материально-технического обеспечения аграрного производства сейчас отошли на второй план из-за системного кризиса, поразившего по объективным причинам сельское хозяйство. Многообразие причин кризиса обуславливает необходимость системного подхода к поискам регионально адаптированных механизмов его разрешения в хронически депрессивном по социально-экономическим условиям хозяйствования Дагестане. Роль аграрного сектора в обеспечении устойчивого роста экономики Дагестана первостепенна.

В этой связи приобретают особую значимость исследования организационно-экономических аспектов формирования системы материально-технического обеспечения, учитывающие специфику регионального аграрного производства и тенденции развития материально-технической базы сельского хозяйства, а также целевое регулирование поставок средств производства для АПК. Весьма актуальными становятся теоретические и практические рекомендации по повышению эффективности ресурсообеспеченности сельского хозяйства субъектов Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям. Совершенствование материально-технического обеспечения сельского хозяйства следует рассматривать как важнейший фактор повышения эффективности аграрного производств^ в том числе за >счет рационального использования возможностей машинно-технологических станций.

Выработка ориентиров и практических приоритетов материально-технического обеспечения регионального аграрного производства в условиях перманентно возникающих проблем развития вызывает необходимость постоянного осмысления и поиска действенных мер по их решению. Эта необходимость и отсутствие научно обоснованной концепции формирования механизма материально-технического обеспечения сельского хозяйства обусловили выбор темы диссертации, определили ее цель, задачи и основные направления исследования.

Степень разраб уганностн проблемы. Теоретические и прикладные вопросы развития механизма функционирования материально-технического обеспечения в разные периоды разрабатывались в трудах отечественных исследователей В. Алферьева, И. Афанасенко, М. Ахохова, А. Астахова, Г. Бабкова, А. Беляева, И. Буздалова, Г. Борисенко, Е. Бакаева, Н. Емельянова, М. Гордона, В. Газмана, В. Дорофеевой, М. Драгайцева, О. Кролли, Д. Костоглодова, В. Комарова, Н. Овчинникова, ВЛлпракова, В. Пурлика, А. Семененко и др. Однако при всей значимости полученных ими отдельных теоретических и прикладных результатов проблемы формирования системы ресурсообеспеченности сельского хозяйства далеко не исчерпаны. В сложных и противоречивых условиях переходных процессов на региональном уровне представляют значительный научный и практический интерес разработка подходов к преодолению системного кризиса в сельском хозяйстве, стабилизации и устойчивому росту аграрного комплекса региона Многие вопросы, относящиеся к теории материально-технического обеспечения, еще не решены или представляются дискуссионными. В этих условиях регрессивная динамика развития материально-технического обеспечения в регионах обуславливает необходимость разработок адаптированных к их условиям принципиально новых теоретических и методических положений по совершенствованию системы материально-технического обеспечения сельского хозяйства.

Целью диссертационного исследования является разработка и обоснование стратегических направлений формирования организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения сельского хозяйства, обеспечивающего повышение эффективности функционирования АПК на уровне субъекта Федерации.

Цель исследования обусловила постановку следующих основных задач:

— определить основные направления развития системы организационно-экономических отношений, критериев и параметров материально-техническою обеспечения аграрного производства, обеспечивающие повышение эффективности всех отраслей АПК;

— выявить особенности влияния системообразующих факторов и условии на формирование материально-технической базы, а также определения приоритетов технического перевооружения и инвестиционной политики сельского хозяйства;

— обосновать воспроизводственный подход к формированию рынка материально-технических ресурсов в АПК и определить условия его развития в депрессивном регионе;

— уточнить методические подходы к регулированию цен на материально-технические ресурсы и услуги с учетом специфики агропромышленной сферы:

— учесть специфику аграрного производства при применении методов логистики и маркетинга в системе агроснабжения;

— разработать механизм совершенствования лизинговых отношений в системе ресурсообеспечения агропромышленных предприятий;

— использовать опыт функционирования уже сложившихся организационных рыночных форм хозяйствования (агросервисных, дилерских структур, развития машинно-технологических станций и обслуживающих кооперативов) в процессе разработки и обоснования системы мер по восстановлению материально-технического обслуживания сельского хозяйства.

Предметом исследования выступает совокупность организационно-экономических отношений формирования рыночного механизма ресурсообеспечения сельского хозяйства.

Объектом исследования является система материально-технического обеспечения аграрного производства Республики Дагестан.

Теоретическую и методическую основу диссертационного исследования составляют современная экономическая теория, труды отечественных и зарубежных ученных по проблемам материально-технического обеспечения сельского хозяйства и рыночных преобразований, официальные методические рекомендации и нормативные акты органов законодательной и исполнительной власти Российской.

Федерации и Республики Дагестан. В работе применяются методы экономико-статистической обработки информации, логического, экономического анализа.

В качестве информационной базы были использованы аналитические материалы Госкомстата РФ и РД, Росагроснаба РФ и Дагестана, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД, Министерства экономики РД, материалы периодических изданий, научных конференций и семинаров.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, состоят в следующем:

— обоснованы методические подходы к развитию и совершенствованию организационно-экономического механизма материально-технического обеспечения сельского хозяйства с учетом специфических социально-экономических особенностей воспроизводственною процесса в трудоизбыточном регионе;

— конкретизированы взаимосвязи экономических интересов предприятии аграрной сферы, снабженческо-гюсреднических формирований и ресурсопроп «водящих отраслей в процессе формирования рынка материально-технических ресурсов;

— разработана система мер по совершенствованию механизма регулирования цен на материально-технические ресурсы в ЛПК, предусматривающая восстановление доходности сельскохозяйственных предприятий и межотраслевого ценового паритета;

— обоснована необходимость и предложена методика расчета показа! еля уровня материально-технической обеспеченности предприятий зон обслуживания агроснаба;

— показано значение организации экономически эффективных товарных, информационных, финансовых и транспортных потоков в сфере агроснабжения на основе совершенствования логистических систем в сфере ресурсообеспечения сельского хозяйства;

— предложена система научно-обоснованных мер по повышению эффективности лизинговых операций в системе агроснабжения;

— даны научно-обоснованные рекомендации по повышению эффективности функционирования организационных форм производственного агросервиса и машинно-технологических станций депрессивного региона.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке конкретных предложений и рекомендаций по повышению эффективности организационно-экономической системы обеспечения сельского хозяйства материально-техническими ресурсами. Научно-обоснованные выводы и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, доведены до практического использования сельскохозяйственными предприятиями и региональными системами материально-технического обеспечения аграрного производства при формировании стратегии развития материально-технической базы сельскохозяйственной отрасли Республики Дагестан.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационно! о исследования были изложены на научно-практических конференциях, отражены в научных статьях и брошюре. Г1о теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 5,5 п.л. Выводы и предложения автора приняты к внедрению Миниаер-ством сельского хозяйства и продовольствия РД при разработке стратегических направлений и концепции развития системы ресурсообеспечения сельского хозяйства, а так же рекомендованы для использования в практике деятельности различных формирований Дагагроснаба.

Структура и объем диссертации

Структура работы обусловлена подавленной целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, ipex глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем диссертации составляет 167 страниц машинописного текста, в том числе 16 таблиц, 4 схемы и 11 приложений. Список использованной литературы содержит 134 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исходной базой кардинального решения аграрной проблема является повышение эффективности сельского хозяйства, укрепление его материально-технической основы. Выполнение этих крупномасштабных задач в значительной степени зависит от организации материально-технического снабжения, что обусловлено его местом в системе общественного воспроизводства. Снабжение аграрной сферы имеет ряд специфических черт, обусловленных особенностью сельского хозяйства как отрасли материального производства. Материально-техническое снабжение сельского хозяйства активно влияет на интенсификацию аграрного производства, внедрение ресурсосберегающих технологий, использование основных и оборотных средств сельскохозяйственных предпр. ггий.

Одной из закономерностей управления социально-экономическими процессами в аграрной сфере является сохранение устойчивой внутренней связи между управляемой подсистемой и субъектом управления, их постоянное взаимодействие. При анализе материально-технического обеспечения сельского хозяйства как объекта управления, его сущности и функционального назначения выделяются три составляющих:

— характеристика сельского хозяйства региона;

— определение места материально-технического обеспечения в системе АПК;

— выяснение сущности и экономического содержания материально-технического обеспечения сельского хозяйства и учет факторов, определяющих развитие этого процесса.

Для решения проблем формирования современной материально-технической базы сельского хозяйства необходим целый ряд организационно-экономических и технических мер, адекватных целям повышения эффективности сельского хозяйства. В этих условиях система материально-технического обеспечения сельского хозяйства становится основой развития отечественного аграрного сектора, рационального комплектования машинно-тракторного парка и повышения эффективности его использования за счет укрепления производственного потенциала 1 и 11 сферы АПК. Материально-техническая база аграрной экономики характеризуется определенной системой критериев и показателей, которые обуславливаются системой социально-экономических отношений. Это связано с тем, что основной косплексообразующей отраслью агропромышленного производства является сельское хозяйство, которое и определяет существенные особенности формирования, распределения и использования технических и материально-трудовых ресурсов АПК.

Материально-техническое обеспечение сельского хозяйства призвано активно влиять на внедрение в производство передовой техники и современных машин, способствовать росту индустриализации сельскохозяйственного производства, его интенсификации, содействовать более рациональному использованию материальных ресурсов. Цель материально-технического обеспечения заключается не только в восстановлении нормального процесса аграрного производства, но и в совершенствовании материально-технической базы сельского хозяйства. Поэтому процесс материально-технического обеспечения сельского хозяйства и формирования сложного комплекса организационно-экономических отношений нуждается в научно-обоснованном управлении, осуществляемом специально созданной системой.

Для выхода из кризисной ситуации необходимо осуществлять регулирование механизма аграрного сектора путем экономического и организационного стимулирования сельскохозяйственного производства.

Деградация материально-технической базы отраслей АПК представляет реальную угрозу продовольственной безопасности страны. Техническая оснащенность сельского хозяйства снизилась до 40−60% к уровню нормативной потребности, а изношенность техники в АПК составляет около 70%. Коэффициент обновления основных фондов составляет всего 1% (при норме 8−10%) — только 19% активной части производственных фондов соответствуют мировому уровню.

По сравнению с 1992 г. в РФ приобретение тракторов уменьшилось в 10 раз, а зерноуборочных комбайнов в 25 раз. Обеспеченность сельского хозяйства зерноуборочными комбайнами на 1000 га посевов зерновых составляет в среднем 4,5 единицы, тогда как во Франции-14, в США-16, в Германии-20, внесение минеральных удобрений на 1 га посева сократилось в 5 раз, органических-в 3 раза.

Анализ материально-технической базы АПК свидетельствует, что в настоящее время складывается специфический тип расширенного воспроизводства, характеризующийся преобладанием упрощенных технологий в условиях нехватки финансовых ресурсов. Резкое ухудшение технической оснащенности сельскохозяйственного производства приводит к массовому нарушению технологических требований при выполнении полевых работ. Так, нагрузка на тракторы, зерноуборочные комбайны и другую сельскохозяйственную технику в Республике Дагестан превышает нормативные показатели в 2,5 раза.

Слабая обеспеченность материально-техническими ресурсами не позволяет уменьшить площади неиспользуемой пашни в Дагестане (около 90 тыс. га).

Сложившиеся в 1991;2000 гг. тенденции движения затрат и финансовых результатов деятельности агропромышленных предприятий сформировали крайне неблагоприятные экономические условия для инвестиционного процесса расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве.

Важнейшим методологическим подходом при анализе сущности регионального рынка материально-технических ресурсов становится его рассмотрение как относительно однородной социально-экономической системы.

Основными особенностями последней являются специфический способ рыночных связей составляющих его элементов и развитие по определенным законам. В качестве определяющего признака целостной органической экономической системы выступают интегральные качества рынка. Поскольку возникновение и развитие рыночных отношений обуславливаются факторами, находящимися в сфере производства средств производства для сельского хозяйства, исходная категория рынка отражает производственно-техническую сферу и служит начальным моментом для становления рыночных отношений.

Рынок материально-технических ресурсов для сельского хозяйства представлен системой организационно-экономических отношений, обеспечивающих функционирование единого процесса воспроизводства, определяемого в данный момент совокупностью производственных и финансово-экономических отношений.

При исследовании МТО сельского хозяйства необходимо исходить из того, что трансформация действующей системы материально-технического обеспечения АПК в рыночную инфраструктуру может быть осуществлена при соблюдении следующих основных принципов:

— экономическое равноправие снабженческо-посреднических формирований с поставщиками и потребителями;

— демонополизация сферы обращения и создание условий для конкуренции;

— использование многообразных форм собственности, организационных структур и видов хозрасчетной деятельности снабженческо-посреднических формирований;

— предоставление самостоятельности основному звену инфраструктуры-снабженческо-посредническим формированиям и предприятиям ;

— нацеленность экономических интересов работников снабженческо-посреднических формирований и предприятий на увеличение видов и повышение качества произведенных услуг.

Первоочередными мерами на этапе формирования рынка материально-технических ресурсов для сельского хозяйства являются:

— определение приоритетных направлений технологического и научно-технологического развития агропромышленного производства;

— разработка республиканской программы поддержки инновационной деятельности в сельском хозяйстве;

— определение источников финансирования работ по восстановлению научно-технического потенциала АПК.

Торговые наценки агроснабженческих предприятий слабо увязаны с реальным уровнем издержек обращения и рыночной конъюнктурой, т. е. не способствуют становлению дилерской службы, поскольку не включают в себя затраты на предпродажный и послепродажный сервис техники.

Целесообразна дифференциация наценок по 3−5 и более товарным группам, что объективно требует введения дифференцированного учета издержек обращения и дальнейшего перехода к более совершенным формам возмещения издержек обращения фирм-посредников, в частности к торговым скидкам от цены реализуемых товаров, устанавливаемым предприятием-изготовителем. Размеры этих скидок в странах с развитой рыночной экономикой колеблются в широких пределах, однако структура затрат примерно одинакова. Например, цены снижаются в зависимости от величины партии заказанных машин, заказов в осенне-зимний период, за предоплату и поставку техники в несезонный период.

Возмещение издержек обращения возможно путем включения издержек в конечные цены реализации товаров.

В целях стабилизации АПК в числе других мер ценового регулирования целесообразно ввести минимальные гарантированные закупочные цены на стратегическое сельскохозяйственное сырье, нормативные торговые наценки для предприятий оптовой и розничной торговли, гарантированные цены при закупках продукции для государства. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию может быть нивелирован при государственной политике по регулированию цен и тарифов естественных монополий, учете реальных затрат товаропроизводителей и возмещении затрат на уровне общественно необходимых, госрегулировании цен для предприятий, производящих и реализующих материально-технические ресурсы, путем введения специальных государственных дотаций.

Для устранения необоснованного роста цен на технику, передаваемую по лизингу предприятиям сельского хозяйства, повышения эффективности государственного и коммерческого лизинговых механизмов, нужно предусмотреть индексацию лизингового фонда, увеличить продолжительность лизинга на срок фактического износа техники, необходимо разработать эффективный механизм кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей, учитывающих сезонность производства, медленный оборот капитала.

Следует установить жесткий контроль за формированием цен на продукцию предприятий, производящих и реализующих материальнотехнические ресурсы селу. Целесообразно сформировать специальный «Фонд государственной компенсации», образуемый за счет бюджетных отчислений и специального налога на предприятия-монополисты.

Нарушение многолетних хозяйственных связей между поставщиками и потребителями материально-технических ресурсов в РФ подорвало важнейшие принципы формирования и функционирования логистических систем на принципах рыночной экономики, предлагающей экономически эффективную организацию товарных, информационных, финансовых и транспортных потоков в сфере агроснабжения.

Особенность логистики заключается в ее комплексном, межотраслевом характере, регулировании процессов товародвижения и минимизации связанных с этим издержек. Логистические процессы, происходящие на уровне отдельных предприятий, дают возможность обосновать общие закономерности на микроуровне.

С другой стороны, анализ макроэкономических тенденций позволяют научно обосновать практические направления деятельности агропромышленных предприятий. Логистическая система стремиться к снижению уровня затрат как по отдельным звеньям, так и в целом по системе, обладает способностью к адаптации к условиям рынка.

Макрологистические системы в значительной степени предопределяют необходимость маркетинговых исследований. С другой стороны, маркетинг формирует систему целей и задач, реализация которых возможна только методами логсти-ки, т. е. через систему ресурсного обеспечения, складского и трансти ггного хозяйства, торгово-посреднической сети.

Диалектическое взаимодействие логистики и маркетинга дают в совокупности синергический эффект.

Рыночно ориентированная логистика включает комплекс маркетинговых операций в составе логистической цепи: спрос-производство-комплекс марке-тинга-удовлетворение спроса.

Одним из направлений совершенствования торгово-посреднической деятельности является применение маркетинговой стратегии в сфере реализации материально-технических ресурсов для сельского хозяйства, основанной на подчинении производства и реализации материально-технических ресурсов потребностям и платежеспособному спросу потребителей. Маркетинг средств производства охватывает взаимоотношения I сферы АПК с сельским хозяйством, перерабатывающими отраслями и инфраструктурой по обеспечению их материально-технической базы. Межотраслевой подход к организации маркетинга материально-технических ресурсов отличает его от arpapHQro маркетинга и предполагает использование специфических форм и методов маркетинговой деятельности.

Деятельность в системе управления рынками материально-технической продукции должна строиться по вертикальной взаимосвязанной системе прямых и обратных связей маркетинговых служб предприятий и государственных служб районного, областного и федерального уровней. По горизонтали маркетинговые службы находятся между товаропроизводителями, другими рыночными субъектами территории и органами управления соответствующего уровня.

Становление новых организационных структур должно происходить на базе разрабатываемых для каждого уровня (предприятия, района, области, страны) особых стратегических планов (проектов), содержащих необходимые программные, административно-правовые и экономические обоснования деятельности будущей маркетинговой службы.

Особое внимание необходимо обратить на маркетинговые исследования покупательной способности потребителей материально-технических ресурсов (их платежеспособного спроса). Основой изучения должны стать динамика фактических затрат потребителей на приобретение средств производства (с учетом индекса инфляции), прогноз их доходов от реализации продукции, доля прибыли, которая может быть использована на приобретение ресурсов, возможность получения и использования долгои краткосрочных кредитов. Прогноз платежеспособного спроса потребителей должен служить объективным лимитом при заказе ресурсо-производящим отраслям на производство и поставку техники, удобрений, запасных частей и материалов.

При прогнозировании спроса следует обращать первоочередное внимание на возможности приобретения важнейших видов материально-технических ресурсов: тракторов, зерновых комбайнов, грузовых автомобилей, минеральных удобрений. горючего и смазочных материалов, запасных частей и т. д. Основным ограничителем при определении спроса на эти ресурсы должен служить объем фактических продаж в условиях 1992;1999 гг. с корректировкой денежных расходов потребителей, исходя из индексов удорожания ресурсов и инфляции.

На основе изучения и обобщения опыта создания и функционирования в РФ продовольственных агропромышленно-финансовых, производственно-финансовых корпораций, агропромышленных финансовых групп автор приходит к выводу, что перспективным направлением в АПК Республики Дагестан является создание структуры в виде агропромышленной финансовой корпорации (АПФК) с контрольным пакетом акций у Минсельхозпрода РД. Имея в своей структуре оптовые региональные рынки продовольятвия и материально-технических ресурсов, залоговые, инвестиционные и резервный фонды, агропромышленная финансовая корпорация позволит обеспечить устойчивость воспроизводственного процесса и выдержать оптимальный ценовой режим, целенаправленную финансово-экономическую, структурно-инвестиционную и техническую политику в АПК.

Взаимоотношения предлагаемой в работе корпорации (АПФК) и ее участников должен строиться на основе договоров о совместной деятельности и прежде всего с предприятиями системы материально-технического снабжения республики. Финансово-кредитный центр (банк) выступает единственным кредитором участком корпорации в виде акционерного общества открытого типа.

Прибыль, полученная от совместной деятельности, распределяется между участниками договора и затем облагается налогами.

Главными направлениями совершенствования механизма лизинга в настоящее время являются:

— передача бюджетных средств для осуществления лизинговых операций в управление финансовым организациям и лизинговым компаниям-победителям конкурса при условии, что они на рубль бюджетных средств будут направлять не менее рубля собственных финансовых ресурсов.

— регулярная индексация лизингового фонда в соответствии с уровнем инфляции;

— конкурсное участие коммерческих инвесторов в формировании лизинговых фондов под страховые гарантии государственных финансовых органов;

— увеличение срока лизинга до времени наступления полного физического износа техники при одновременном снижении уровня оплаты riepjoro взноса до 8−10%;

— государственный антимонопольный контроль уровня цен на технику в рамках лизингового механизма;

— установление предельной снабженческо-сбытовой наценки при проведении лизинговых операций до 6−8%;

— ужесточение в пользу сельхозтоваропроизводителя требований и материальной ответственности лизингодателя по выполнению гарантийных обязательств;

— изменение периодичности лизинговых платежей с ежеквартальных на годовые.

Для улучшения условий проведения лизинговых операций целесообразно:

— снижение таможенных пошлин на ввозимое технологическое оборудование;

— развитие лизинговой схемы кредитования и межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов в аграрной сфере;

— предоставление государственных гарантий банкам, финансирующим проведение лизинговых операций;

— создание регионального фонда содействия лизинговой деятельности.

Развитие лизинга способствует реструктуризации агропромышленных предприятий и обновление основных производственных фондов, привлечению для этого отечественного капитала, стимулированию внедрения в производство научно-технических достижений. При дефиците федерального и республиканского бюджета, отсутствии собственного капитала и инвестиционных средств лизинг становится одним из важнейших факторов развития агропромышленного производства.

Основными мерами государственной поддержки машинно-технологических с ганций следует считать:

— финансирование МТС через защищенные статьи бюджета, освобождение • от всех видов налогов на 3−5 лет;

— предусмотрение в федеральных и региональных бюджетах расходов на развитие сети МТС и на государственный заказ на производство важнейших видов сельскохозяйственных машин и оборудования, агрегатов и запасных частей;

— освобождение зарубежной техники, предоставляемой по лизингу от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость;

— установление сроков выплат МТС лизинговых платежей равными нормативным срокам амортизации машин, а первоначального взноса в размере не более 8−10% цены производителя;

— определить торговые наценки на сельскохозяйственные машины, оборудование, запасные части, реализуемые предприятиями «Росагроснаба» не более 68% цены производителя;

— развитие сети МТС с расширением их функциональных возможностей от отдельных энергоемких операций до полного технологического цикла производства и переработки сельскохозяйственной продукции. I i * I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Петраков Н. Я. Перестройка управления экономикой: проблемы, перспективы.- М.: Экономика, 1989.
  2. М.Д. Необходимость частной собственности на землю. Материалы научно-практической конференции по проблемам АПК-Махачкала, ДСХА. 1996.
  3. Аграрные реформы и трансформация форм хозяйствования в АПК стран Восточной Европы/ НИИТЭИагропром. Сост. М. Ю. Коган.-М., 1994.
  4. В.П. Проблемы обеспечения сельского хозяйства новой техни-кой//Техника и оборудование для села-1997.-№.6.
  5. В.П., Тарасов Ф. А. Формирование и развитие рынка средств производства для агропромышленного производства.-М., 1999.
  6. В.П. Проблемы обеспечения АПК средствами производства. М., 1990.
  7. М.Х., Овчинников В. Н. Рыночная стратегия материально-технического обеспечения регионального АПК-Нальчик, 1994.
  8. J%. Ахохов М. Х. Развитие системы материально-технического обеспечения регионального АПК.-Ростов-на-Дону, 1992.
  9. Р.С. Проблемы организации и развития крестьянских хозяйств в сельскохозяйственном производстве.-Дисс. конд. экон наук.-М., 1994.
  10. Ю.Аборин Л. А., Храмушин А. Г., Шабаева Т. К. и др. Агросервис и рынок.//Достижения науки и техники АПК.-1994-NN 2−3.
  11. Агропромышленный комплекс: развитие агросервиса (отв. ред. А.А. Кал-ныньш)-Рига, Зинатне, 1988.
  12. П.А., Баутин В. М., Голиков Р. П. и др. Лизинг: общая характеристика, история, применение в аграрном секторе/Минсельхозпрод РФ.-М., 1993.
  13. П.А., Баутин В. М., Голиков Р. П. Создание лизинговых предприятий: Метод, пособие/Минсельхозпрод РФ.-М., 1994.
  14. В. Государственное регулирование предпринимательства.
  15. Хозяйство и право.-1996.-№ 4.
  16. А.И. Рыночная модель производственно-технического обслуживания сельского хозяйства. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук.-Волгоград., 1995.
  17. В.Е. Эффективность использования основных фондов и капитальных вложений в с-ком хозяйстве.-Ленинград, 1988.
  18. В., Алферьев В. Не повторять ошибок службы агросерви-са//Сельская жизнь. 1995.
  19. Л.Г., Карпенков В. Ф., Стрельцов В. Н. и др. Проблемы повышения качества сельскохозяйственной техники/Механизация и электрификация сельского хозяйства.-1996.-№ 9.
  20. Л.В. Оптовая торговля, маркетинг и коммерция-М.: Экономика, 1990.
  21. Е.А. Совершенствование механизма функционирования и формирования производственной инфраструктуры агропромышленного комплекса. М., 1986.
  22. Н.А. О паритете сельского хозяйства.//Экономика сельского хозяйства России-1994.- N 1.
  23. И. Выход из кризиса-в эффективном хозяйствовании.//АПК: экономика, управление,-1996.- N 2.
  24. Н.А. Проблемы ценообразования в АПК.//АПК:экономика, управление-1995.- N6.
  25. Г. Х. Управление процессами реформирования аграрных отношений в КБР: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08. 00. 05.)-Нальчик. 1999.
  26. М.Н. Основные организационно-экономические условия развития крестьянских хозяйств.-Дисс. канд. экон. наук.-М., 1994.
  27. М.О. планировании в крестьянских хозяйствах.//АПК экономика, управление,-1994.-N 2.
  28. Вертикальная интеграция и организация деятельности фермерских кооперативов в развитых зарубежных странах./НИИТЭИагропром. Сост. Н.С.Маркова-М., 1993.
  29. В. Проблемы становления сельскохозяйственной кооперации России.//АПК: экономика, управление-1995-N 1.
  30. В.В. Организационно-экономический механизм управления сельским хозяйством республики в условиях самостоятельности предприятий.-Дисс. канд. экон. наук.-М.: ТСХА, 1992.
  31. Н.Н. Кооперативные формы хозяйствования в условиях становления рыночной экономики.-Дисс. канд. экон. наук.-Ростов-на-Дону, 1994.
  32. Гарантийный фонд поддержки фермеров при стихийных бедствиях (Франция).//НИИТЭИагропром.-М., 1993.
  33. Н.И., Корнеева Н. Н. Организация производственного обслуживания колхозов и совхозов.-М.: Россельхозиздат, 1987.
  34. V 33. Гордон М. П. Материально-техническое снабжение: перестройка организации управления-М.: Экономика, 1989.
  35. М.В. Основы логистики.-М., 1999.
  36. Н.В. Формирование и регулирование тарифов и цен на продукцию предприятий ремонтно-технического агросервиса.-М.: ВНИЭТУСХ, 1996.
  37. В. Проект закона о лизинге отражает интересы корпорации/Финансовые известия,-1996.-5 ноября.
  38. И.Г. Структурные изменения в ремонтно-обслуживающей базе АПК.-М., Информагротех, 1995.
  39. Гоц С. Ф. Экономические проблемы научно-технического прогресса в агропромышленном комплексе (отв. ред. В.Н.Овчинников).-Ростов-на-Дону., 1985.
  40. Герасимова 3., Лукашев Н. Совершенствование ценообразования на сельскохозяйственную технику технику, поставляемую по лизингу//АПК:экономика, управление, № 9, 1999.
  41. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика.-М,-Финпресс, 1998.
  42. Д., Харисева Л. Распределительная логистика.-М., 1997
  43. О. Материально-техническое снабжение: ресурсосберегающая деятельность.-М., 1988.
  44. М.Г. Формирование социально-экономического механизма ресурсосбережения в аграрной сфере. Автореф. канд. дис-и.-М, 1997.
  45. Н.Н. Основные принципы приватизации предприятий по производственно-техническому обслуживанию АПК.-М., 1992.
  46. Н., Путинцева М. МТС: условия ее эффективности.// АПК: экономика, управление,-1996.-N 4.
  47. Д.К. Материально-техническое снабжение малых предпри-ятий.-М., 1991.
  48. А. Теория и практика собственности в современной экономи-ке.//Экономист.-1994.-N10.
  49. Е. К анализу соотношения цен на сельскохозяйственные и промышленные товары.//АПК: экономика, управление.-1995.-Н6.
  50. Е.В. Формирование и развитие системы материально-технического обеспечения сельского хозяйства. Автореф. канд. дис-и-Кисловодск-2000.
  51. Инженерно-техническая служба в АПК: состояние и перспективы (рекомендации)//Э.И. Лшкович, Н. И. Агафонов, Н. П. Бугов и др./ВНИПТИМЭСХ.-Зерноград, 1996.
  52. V/52. Королькова А. П. Реформирование сферы материально-технического обеспечения АПК: опыт и проблемы/Информагротех. Система ДОР. -№ 14−4(2.1.2)795.
  53. А. П. Меркурьев А.И. Кредитно-финансовые проблемы формирования рынка сельскохозяйственной техники//Механизация и электрификация сельского хозяйства-1994.-№ 1.
  54. Л.К., Королькова А. П. Реализация сельскохозяйственной техники на основе лизинга//Инженерно-техническое обеспечение АПК.-1995. № 3.
  55. Л.К., Пахомчик С. А., Новоторова Н. К. Кредитование фермерских хозяйств//Информагротех.-М., 1995.
  56. В.Н., Черенев Г. А., Соломяная Н. В. Аренда и прокат сельскохозяйственной техники: обзор, информ.//Информагротех.-М., 1991.
  57. В. Аренда. Лизинг. Фирменный сервис-Новосибирск: Наука, 1991.
  58. J 58. Касумов Г. А. Материально-техническая база агропромышленного комплекса союзной республики-Баку, Элм. 1988.
  59. Концепция развития инженерно-технического сервиса фермерских хозяйств,-1992.
  60. Л.Ф. Кооперация и интеграция в агросервисе. Концептуальные и организационно-экономические модели. М.: РАСХН, ВНИЭТУСХ, 1996.
  61. Л.Ф. Рынок производственно-технических услуг: генезис и принципы регулирования.-М.: ВНИЭТУСХ, 1996.
  62. Ю.А. Концептуальные подходы к преодолению кризиса в агро-сервисе.//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий-1996.-N 3.
  63. Кооперативы, обслуживающие сельское хозяйство.//Экономика сельского хозяйства России-1995.- N 2.
  64. Концепция организации маркетинга в агропромышленном производст-ве./Ютв. за вып. В. А. Клюкач.-М.: РАСХН, 1993.
  65. Концепция и Программа аграрной реформы республики Дагестан. Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан.- Махачкала, 1994.
  66. Концепция формирования ценового и финансово-кредитного механизма в
  67. АПК./Отв. за вып. Е. Г. Лысенко, Э. А. Сагайдак.-М.: РАСХН, 1994.
  68. В.И. Формирование условий развития и функционирования крестьянских хозяйств.- Дисс. канд. экон. наук.- М., 1992.
  69. А.А. Фермерское хозяйство США./Под ред. В.Ф. Башмачнико-ва.-М.:Агропромиздат, 1989.
  70. А.А. Крупное и мелкое производство.//США: экономика, политика, идеология.-1990.-N 12.
  71. В. Формы организации, кооперации и интеграции фермерских хозяйств.//Международный сельскохозяйственный журнал-1995.- N 6.
  72. В. Формирование многоукладной экономики на Северном Кав-казе.//Экономика сельского хозяйства России.- 1994.- N 5.
  73. Д.С., Глазьев С. Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы.-М., 1992.
  74. З.С. Материально-техническое снабжение: новый механизм хозрасчета. М.-Экономика, 1989.
  75. М. Управление снабжением и запасами. Логистика.-Спб, 1999.
  76. В., Алферьев В. Экономические проблемы организации логистических процессов и маркетинга в системе ресурсообеспечения АПК.-М., 2000.
  77. В. Внедрение методов логистики и маркетинга в системе агро-снабжения.-М., 1999.
  78. Лизинг как метод инвестирования производства. Информ. Листок N 9 495 Одесского ЦНТИ. Сост. Л. И. Нейкова.
  79. Методические рекомендации по анализу паритетности экономических отношений сельхозпредприятий с предприятиями и организациями других отраслей народного хозяйства.-М.: ВНИЭСХ, 1992.
  80. К.М. ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования)-М.: «Наука», 1991.
  81. Материально-техническое обеспечение в условиях перестройки народного хозяйства.-М., 1988.
  82. В.Г. Лизинг-форма предпринимательской деятельности.-Дисс. канд. экон. наук.- М., 1994.
  83. В.Д., Королькова А. П. Экономические взаимоотношения предприятий агротехсервиса с заказчиками услуг в условиях рыночной экономики.-М.: Информагротех, 1996.
  84. К.Ф. Экономические взаимоотношения между МТС и колхозами на современном этапе колхозного производства-Дисс. канд. экон. наук.-Ленинград, 1955.
  85. Ю.М., Попова Л. А. Организация и управление аграрной кооперацией в развитых капиталистических странах: Учебное пособие.-М.:Изд-во МСХА, 1990.
  86. В. Фермерская кооперация.//АПК: экономика, управление1994.-N 3.
  87. С.И. Эффективность кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств (на примере республики Мордовия).-Дисс. канд. эконом, наук. Саранск, 1995.
  88. Материалы методического семинара по разработке систем ведения агропромышленного производства в республиках, краях и областях Российской Федерации. /Отв.за вып. В. И. Афанасьев, Е. Г. Лысенко.-М.:РАСХН, 199^
  89. М.М. Экономико-математические модели в планировании и управлении материально-техническим снабжением.-М., 1990.
  90. Г. Использование энергоносителей и техники в сельском хозяйстве//АПК: экономика, управление-1997.- № 5.
  91. М.И. Экономический анализ хозяйственной деятельности в материально-техническом обеспечении.-М.: Финансы и статистика. 1990.
  92. Д.Т. Перестройка управления материально-техническим обеспе-чением-М. 1989.
  93. Д.Т., Гарнов А. П. Логистичекие системы: их назначение и эффекгивность.-М., 1997.
  94. В. Государственное регулирование сельского хозяйства в странах с развитой рыночной экономикой-М.: Информагробизнес, 1996.
  95. В. Управление материально-техническим обеспечением сельского хозяйства.-Киев. «Наукова думка», 1985.
  96. О совместном заседании координационного совета и коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий.-1997.-№ 5.
  97. JT. Производственно-техническое обеспечение сельского хозяйст-ва//Экономист, 2000.-№ 7.097. Пурлик В. Логистика торгово-посреднической деятельности-М.: «Высшая школ а"-199 5.
  98. Н.А. Экономика сельскохозяйственного производства с основами рыночной экономики и сельского предпринимательства.-М., 1993.
  99. К.И. Научно-техническое развитие регионов России.-М., 1997.
  100. В.М. Рынок инвестиционных товаров и логистика.-М., 1997.
  101. Региональные проблемы перестройки форм и методов МТС в новых условиях хозяйствования. Сб. научн. труд-Караганда, 1990.
  102. Распределительная логистика.-Ростов-на-Дону, 1997.
  103. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономи-ки.-М., РАН, 1997.
  104. Рекомендации по преобразованию убыточных и низкорентабельных колхозов и совхозов в ассоциации крестьянских хозяйств, малых предприятий, сельскохозяйственных кооперативов и другие объединения.-Махачкала, 1992.
  105. Сборник нормативных материалов по бизнес-планированию в АПК. Информагробизнес.-М., 1995.
  106. Сборник нормативных материалов по вопросам налогообложения. Информагробизнес.-М., 1995.
  107. Сборник нормативных материалов по вопросам лизинговой деятельности в АПК. Информагробизнес.-М., 1995.
  108. Сборник нормативных материалов по определению паритета цен на сельскохозяйственную, промышленную продукцию и услуги. Информагробиз-нес.-М., 1995.
  109. Система регионального машиностроения для АПК и элементно-агрегатная база: организационно-технологические основы/Э.И. Липко-вич/ВНИПТИМЭСХ.-Зерноград. 1996.-56с.
  110. Э., Урусов В. Ценовое и финансово-кредитное регулирование в АПК//АПК: экономика, управление. № 4, 1999.
  111. Совершенствование производственной и рыночной инфраструктуры АПК.//АПК: экономика, управление. № 1, 1999.
  112. Н.Н., Гарнов А. П. Организационно-экономический механизм регионального использования материальных ресурсов.-М., 1993.
  113. Организация и планирование матерериально- технического снабжения народного хозяйства-М.: «Экономика», 1986.1 14. Сженанов В. И., Мешков А. А. Экономика и нормирование материальных ресурсов-М., «Высшая школа». 1991.
  114. Федеральная целевая программа стабилизации и развития АПК на 1996−2000 гг. в РФ//Российская газета.-1996.-17 июля.
  115. Программа развития фермерских хозяйств на 1997−2000 гг.//Российская газета.-1997.-4 января.
  116. Постановление Правительства РФ «Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1997 году"//Независимая крестьянская газета.-1997.-25 марта-№ 243.
  117. Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства». -Введ. 14.07.97. г.//Российская газета-1997.-26 июля.
  118. Федеральный закон «О лизинге"-Введ. 29.10.98. № 164-ФЗ//Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий России. -1999. -№ 3-е. 28−34.120. «Программа социално-экономической стабилизации РФ"//Экономикаи жизнь.-1998.-№ 26.
  119. Постановление Правительства РФ «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе РФ с использованием средств федерального бюджета"-Введ. 26.02.99 № 228//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий России-1999. № 3.
  120. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1997 год» от 26.02.97 г. № 29-ФЗ//Экономика сельского хозяйства России.-1997.5.
  121. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций"//Новое дело.-26.30.99.-№ 13.
  122. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О налоге на добаленную стоимость"//Новое дело.-26.30.99.-№ 13.
  123. Э.С., Шестаков В. И. Управление материальными ресурсами.-ML, 1991.
  124. Е.А. Проблемы эффективности принятия решений (на примере MTQ.-M., 1998.
  125. Хозяйственный механизм материально-технического обеспечения (отв. ред. В.Н. Стаханов)-Ростов, РГУ, 1990.
  126. Хозяйственный механизм материально-технического обеспечения (отв. Ред. Стаханов В.Н.). Ростов, 1985.
  127. Ценообразование в агропромышленном комплексе (под ред. Ю.П. Ав-диянца)-М.: Агропромиздат, 1989.
  128. В.А. Техническое обеспечение сельскохозяйственного производства//Экономист.-1996.-№ 11.l31. Шутьков А. Восстановление производственной независимо-сти//Экономист, 1995, № 5.
  129. И.Ф. Инфраструктура сельскохозяйственного производства (вопросы теории и практики).-М.: «Экономика», 1979.
  130. Экономический анализ хозяйственной деятельности материально-технического обеспечения.-М., 1998.168ресурсов
Заполнить форму текущей работой