Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Физиология труда

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формы труда Труд физический, требующий значительной мышечной активности и, следовательно, связанный с большими энергозатратами. Все виды физических работ совершаются при участии мышц, которые, сокращаясь, совершают работу в физиологическом смысле слова. Пополнение энергии мышц происходит за счёт потребления ими питательных веществ, поступающих постоянно с кровотоком. Этим же кровотоком от мышц… Читать ещё >

Физиология труда (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

РЕФЕРАТ

Дисциплина: «БЖД»

Тема: Физиология труда

Выполнил Бодалев Р.Д.

студент гр.33 903/1

Проверил Чумаков Н.А.

доцент, к.пс.н.

Санкт-Петербург

Оглавление Введение Формы труда Некоторые понятия в физиологии труда Гигиена труда Заключение Список использованной литературы

Введение

Физиология труда — раздел физиологии и гигиены труда, который исследует функциональные сдвиги в организме при работе и разрабатывает меры по сохранению и повышению работоспособности, предупреждению отрицательного влияния на здоровье рабочих процесса трудовой деятельности.

Существует большое разнообразие видов труда, и в настоящее время продолжается его дальнейшее разделение. Не всякий труд непосредственно связан с созданием материальных ценностей. С физиологической точки зрения он является функциями человеческого организма, и каждая такая функция есть трата энергии, связанная с деятельностью человеческого мозга, мускулов, нервов, органов чувств. Разные виды труда имеют как общие черты, так и различия. Издавна принято условно делить труд на физический и умственный. Это остается в силе и теперь, хотя механизация многих видов труда, которые раньше выполнялись вручную, постепенно стирает грани между умственным и физическим трудом. Все в большей степени автоматизируются производственные процессы, а за человеком остаются преимущественно функции контроля и управления.

Формы труда Труд физический, требующий значительной мышечной активности и, следовательно, связанный с большими энергозатратами. Все виды физических работ совершаются при участии мышц, которые, сокращаясь, совершают работу в физиологическом смысле слова. Пополнение энергии мышц происходит за счёт потребления ими питательных веществ, поступающих постоянно с кровотоком. Этим же кровотоком от мышц уносятся отработанные вещества — продукты окисления. Основным источником энергии является процесс окисления гликогена кислородом, тоже содержащимся в крови.

Физические работы принято делить на три группы по степени их тяжести. В основе этого деления лежит потребление кислорода как один из доступных для измерения объективных показателей энергозатрат. В связи с этим различают работы: лёгкие, средней тяжести и тяжёлые.

К лёгким относятся работы, выполняемые сидя, стоя или связанные с ходьбой, но без систематического напряжения, без поднятия и переноса тяжестей. Это работы в швейном производстве, в точном приборостроении и машиностроении, в полиграфии, в связи и т. д.

К категории средней тяжести относятся работы, связанные с постоянной ходьбой и переноской небольших (до 10 кг) тяжестей, и выполняемые стоя. Это работа в механосборочных цехах, в механизированных мартеновских, прокатных, литейных, кузнечных, термических цехах и т. д.

К категории тяжёлых относятся работы, связанные с систематическим физическим напряжением, а также с постоянным передвижением и переноской значительных (более 10 кг) тяжестей. Это кузнечные работы с ручной ковкой, литейные с ручной набивкой и заливкой опок и т. д.

Механизированные формы труда, связанные с обслуживанием различных станков и машин, например, труд токаря. Механизированный труд — это вид трудовой деятельности, который характеризуется снижением мышечных нагрузок, по сравнению с тяжелым физическим трудом, и усложнением программы действий. Повышается нагрузка на мелкие группы мышц, увеличиваются требования к точности и скорости движений. Типичным примером механизированного труда является работа станочника по обработке металлов (токаря, фрезеровщика, строгальщика).

В индивидуальном производстве работа станочника достаточно многообразна, двигательные функции играют вспомогательную роль, основное — четкое программирование своей трудовой деятельности. В мелкосерийном производстве возрастает монотонность, повышается скорость работы вследствие повторяемости рабочих операций. В крупносерийном производстве двигательная функция упрощается и начинает преобладать фактор монотонности. Следует отметить, что механизация вне зависимости от рассмотренных нами трех особенностей позволяет совершенствовать технологию, повышать качество и производительность труда. В то же время обслуживание механизмов требует знания их конструкции, определенной умственной нагрузки. Это существенно отличает механизированный труд от простого физического труда.

Конвейерный или групповой труд. Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Интеллектуальные формы труда: профессии, занятые в сфере материального производства — инженеры, мастера, бухгалтеры и др., и профессии вне сферы материального производства — писатели, педагоги и др. Умственный труд охватывает весьма широкий диапазон различных по характеру и содержанию видов деятельности. К их числу относятся:

научный труд — труд научных работников, занимающихся научно-исследовательской работой;

инженерный труд — труд инженерно-технических работников, занимающихся проектной, конструкторской и технологической работой;

педагогический труд — труд профессоров, преподавателей и учителей;

врачебный труд;

управленческий труд — труд руководителей и специалистов, осуществляющих управление трудовыми коллективами;

производственный труд — труд рабочих и специалистов, осуществляющих управление сложными технологическими процессами, оборудованием, автоматизированными и роботизированными системами;

вспомогательный труд — труд работников, ведущих бухгалтерский учёт и др.

Умственный труд заключается в переработке и анализе большого объёма разнообразной информации, и как следствие этого — мобилизация памяти и внимания, а мышечные нагрузки, как правило, незначительны. Этот труд характеризуется значительным снижением двигательной активности (гипокинезией), что может приводить к сердечнососудистой патологии; длительная умственная нагрузка угнетает психику, ухудшает функции.

Некоторые понятия в физиологии труда Эффективность трудовой деятельности человека в значительной степени зависит от следующих факторов: предмет и орудия труда, организация рабочего места, условия труда, технико-организационные мероприятия. Эффективность согласования указанных факторов с возможностями человека во многом зависит от наличия определенной работоспособности.

Работоспособность — величина функциональных возможностей организма, характеризующаяся количеством и качеством работы, выполняемой за определенное время. Уровень функциональных возможностей человека зависит от условий труда, состояния здоровья, возраста, степени тренированности, мотивации к труду и других факторов.

На уровень и динамику работоспособности существенно влияют специфические особенности каждой конкретной деятельности. Состояние работоспособности оценивается по физиологическим показателям функционального состояния центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной и других систем, обеспечивающих данную конкретную деятельность.

Изменения работоспособности в течение дневной рабочей смены имеют несколько фаз или сменяющих друг друга состояний человека Фаза высокой устойчивой работоспособности. Для нее характерно сочетание высоких трудовых показателей с относительной стабильностью или даже некоторым снижением напряженности физиологических функций. Ее продолжительность может быть 2 —2,5 ч и более в зависимости от степени нервно-психических, физических нагрузок и в целом условий труда.

Фаза снижения работоспособности (утомление). Падение работоспособности сопровождается уменьшением функциональных возможностей основных работающих систем и органов человека. Наблюдаемое к обеденному перерыву падение работоспособности проявляется в ухудшении функций сердечнососудистой (изменение артериального давления, частоты пульса), нервной (увеличение времени протекания рефлексов, снижение внимания, появление лишних движений, ошибочных реакций, замедление скорости решения задач) и других систем.

Фаза восстановления работоспособности. Во время отдыха после первой половины рабочей смены она характеризуется увеличением жизненных функций организма.

Динамика работоспособности повторяется и после междусменного перерыва. Перед самым концом работы наблюдается некоторое повышение работоспособности — так называемый конечный порыв перед наступлением отдыха.

Изменение работоспособности может быть и в течение недели, так как за выходные дни в известной мере угасают трудовые условные рефлексы. Отсюда и народное наблюдение — понедельник тяжелый день. Конец рабочей недели знаменуется накоплением утомления. Аналогично динамика изменения работоспособности, правда, не столь выраженная наблюдается и при годовом цикле работы.

Работоспособность меняется в течение жизни. Наивысшей она является у женщин в возрасте 20 — 38 лет, а у мужчин — 21 — 40 лет. Постепенное понижение работоспособности наблюдается у женщин, начиная примерно с возраста 48 лет, а у мужчин — с 51 года.

Гигиена труда работоспособность труд рабочий Исходя из гигиенических критериев, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные условия труда (1-й класс) — такие условия, при которых сохраняется здоровье работающих, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов условно за оптимальные принимаются такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы отсутствуют, либо не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.

Допустимые условия труда (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным .

Вредные условия труда (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное действие на организм работающего или его потомство.

Опасные условия труда характеризуют способность причинять вред.

Заключение

Современные формы и виды труда коренным образом меняют направление функциональной нагрузки на системы организма работающих. Труд становится интеллектуально напряжённым в сочетании с вынужденными производственными позами. Все виды труда, к тому же, могут происходить в разных условиях производственной обстановки при одновременном воздействии нескольких санитарно-гигиенических факторов. Совершенствование и усложнение труда, трудового процесса предъявляют иные требования к функциональным системам. Основными нагрузочными являются опорно-двигательный аппарат. Технический прогресс вносит свои особенности в технологические процессы, расширяется сфера вредных и опасных факторов, воздействующих на организм работающего не только в производственной, но и непроизводственной сферах — экономические работы, операторские, труд врачей и педагогов, учащейся молодёжи.

1. Википедия: https://ru.wikipedia.org

2. Студопедия: http://studopedia.ru/

3. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/Н. Г. Занько, В. М. Ретнев. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 2-е изд., стер. — 288 с.

4. Ляпина О. П. Безопасность жизнедеятельности. Управление охраной труда и промышленной безопасностью. Новосибирск: СГГА, 2009.-250 с.

5. Ляпина О. П., Мучин П. В. Безопасность жизнедеятельности: Вредные и опасные факторы производственных процессов. — Учебное пособие. — Новосибирск: СГГА, 1998. — 77с

6. Мучин П. В. Безопасность жизнедеятельности: Общие вопросы охраны труда. — Учебное пособие. — Новосибирск: СГГА, 2003. — 78с.

7. Фролов А. В., Бакаева Т. Н. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда: Учебное пособие для ВУЗов — Ростов-на-Дону, 2008 — 750с

8. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С. В. Белов, В. А. Девисилов, А. В. Ильинская и др.; Под общей редакцией С. В. Белова. 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.

9. Глебова Е. В. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е. В. Глебова. — 2-е издание, переработанное и дополненное — М: Высшая школа, 2007. — 382 с:

10. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б. С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. — 320 с.: ил.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой