Могильник Берель
Могильник, к которому принадлежит Большой Берельский курган, состоит из полутора десятков каменных насыпей, расположенных тремя группами на плато, возвышающемся на 25 м над надпойменной террасой правого берега реки Бухтармы в 6 км ниже впадения в неё реки Белой Берели (КазССР, Усть-Каменогорская область, Катон-Карагайский район). Климатические условия — холодные зимы, поздние весенние и ранние… Читать ещё >
Могильник Берель (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
Берельский курган — памятник культуры древнего Восточного Казахстана
Курган № 1
Исследование кургана В. В. Радловым Заключение
берельский курган восточный Введение Берель — село в Урыльском сельском округе Катон-Карагайского района Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан. Расположено в устье реки Белая Берель при впадении её в Бухтарму. Через село проходит автомобильная трасса Большенарымское — санаторий Рахмановские Ключи. В непосредственной близости от села находится туристическая достопримечательность района — уникальный археологический памятник Берельские могильники. Здесь на высоте 1200 м над уровнем моря, в долине Бухтармы, получившей в научных кругах название «Царской долины», обнаружен курган с захоронением сакского князя, датируемый IV в. до н. э. и ставший сенсацией в современной науке. Работы по дальнейшему изучению долины продолжаются археологами по сей день. В данной работе мы рассмотрим основные положения данного кургана, как? Где? и кем он был открыт? и в чем особенность данного кургана?
Актуальность темы
:
Уникальные раскопки продолжаются по сей день. Берельская земля оказалась настолько богата тайнами, что загадок хватит не на одно поколение казахстанских ученых. 15 «открытых» курганов требуют детального изучения, а впереди — еще целая цепочка древних могил. Только на сегодняшний день ученые насчитали 70 курганов, но предполагают, что многие пока не обнаружены, прячутся в земле. В ближайшие десять лет до них у ученых просто не дойдут руки, нужно разобраться с первым десятком загадок и найти ответ на главный вопрос.
Степень изученности:
Археологи раскопали только 15 курганов в Берельской долине казахстанского Алтая, впереди еще более полусотни. И с каждой новой раскопкой у ученых все меньше ответов и все больше вопросов.
К раскопкам Берельских курганов казахстанские ученые приступили 10 лет назад. То, что ученые увидели внутри древних курганов, поразило не только казахстанских специалистов, но стало находкой мирового уровня. В курганах «спали» мумии царя и его верной конницы.
Цели:
Берельский курган — памятник культуры древнего Восточного Казахстана Задачи:
Что писали о саках античные и персидские источники.
Что обозначает этноним сак.
Политическая история саков Военная тактика Объект изучения:
Эпоха раннего железа на территории Казахстана VII — IV в до н.э.
Предмет изучение:
Берельский курган.
Берельский курган — памятник культуры древнего Восточного Казахстана Могильник Берель насчитывает около 70 курганов скаменными насыпями различного размера. Основу его составляет несколько параллельных цепочек курганов, вытянутых в направлении с северо-запада на юго-восток. «Большой Берельский курган», раскопанный в 1865 году В. В. Радловым, с примыкающими к нему мелкими насыпями курганов образует отдельную группу.
Погребенного под Большим Берельским курганом знатного человека сопровождало, судя по отчетам, захоронение из 17 лошадей. За северной стенкой погребальной камеры, в 4 ряда по 4 лошади в каждом ряду было уложено 16 животных. Одна лошадь была захоронена внутри сруба, возле колоды (Сорокин, 1969, с.219). Берельские курганы интересны, прежде всего, тем, что в последние десятилетия XX века в сопредельном регионе — на Российском Алтае были открыты новые памятники, имеющие непосредственное отношение к «феномену пазырыкских мумий». Имеются в виду находки мумифицированных останков в подкурганной мерзлоте на плато Укок, расположенного в 80 — 100 км от Берели.
Эти открытия, по сути, положили начало разработке проблем этногенеза и этнической истории древних, средневековых и современных народов центрально-азиатского региона на принципиально новом уровне — молекулярно-биологическом, который в свою очередь, способствовал к активному внедрению междисциплинарного подхода в методику археологического поиска. Некрополь Берель стал известен широкому кругу общественности с 1998 года, благодаря уникальным находкам, полученным в одном из его самых крупных курганов, обозначенного под № 11.
В 1997 — 1999 годах в Береле работала международная экспедиция археологов казахского института археологии им. А. Х. Маргулана, в состав которой входили ученые из ряда научно-исследовательских институтов, университетов республики, Восточно-казахстанского краеведческого музея, а также археологической миссии Франции в Центральной Азии и итальянского научно-исследовательского центра Лигабуе. Этой группой исследователей, под руководством, Самашева было обнаружено царское захоронение. Царь с царицей и тринадцать рыжих лошадей в полном убранстве покоились в Кургане более двух тысяч лет. Его диаметр составил 33,5×22,8 м; максимальная высота сохранившейся насыпи около 3 метров.
Курган № 11
Курган № 11 представляет собой специальное сооружение, возведенное для погребения персоны, занимавшей самое высокое положение в социальной лестнице общества кочевых скифо-сакских племен Алтайского субрегиона. Его устройство свидетельствует о высокой строительной культуре, архитектуре и сложных религиозных представлениях населения региона в IV — III в.в. до н.э. Главной его надземной частью является каменная наброска, сооруженная из крупнообломочного материала осыпей и валунно-галечника без мелкоземистого заполнителя, выполняющая роль аккумулятора природного холода. В этой искусственно созданной пористой толще происходит формирование многолетней мерзлоты при положительных средних годовых температурах воздуха. В свою очередь, наличие подкурганной мерзлоты обеспечивало хорошую сохранность всего органического материала на протяжении более чем двух тысяч лет.
Основу наземного сооружения памятника составляет платформа из крупных плит, уложенных на поверхности почвы подготовленной ровной площадки. Имеющийся небольшой уклон площадки к середине кургана, установленный при расчистке каменной наброски, свидетельствует о естественной просадке песчанистых глин под многотонной каменной нагрузкой. Не случайно, выдавленная глина заполняла пустоты между каменными плитами в нижних слоях наброски, что создавало ложное впечатление о применении глинистого раствора при их укладке. Края каменной насыпи укреплены крупными плитами, уложенными плашмя в несколько рядов или установленными на ребро. Сверху они закрыты дерновым слоем, содержащим мелкие плитки и галечник. Насыпь всредней части состоит из плит разного размера, уложенных в различном положении, но большая их часть находится в горизонтальном положении. Верхний слой насыпи образуют мелкие плитки и галечник, плотно покрывающие нижележащие камни.
Вокруг кургана, с восточной и северо-восточной стороны, выявлены различной конфигурации сооружения, вероятно, ритуального характера. Есть полное основание утверждать, что все изделия, обнаруженные в Береле (так же как сам курган с его наземной и внутри — могильной конструкциями), являются величайшими творениями местных мастеров.
Берельский могильник являлся своеобразным святилищем, местом погребения знати и вождей какого-то субэтноса Центральноазиатского региона, создавшего своеобразную и яркую культуру, известную в науке, как пазырыкская.
Это определялось рядом факторов, таких как пространственно-ландшафтные условия и микротопографическая структура планировки курганных групп и цепочек, усложненная конструкция доминирующих объектов и система примыкающих к ним внекурганных сооружений. Также о значимости могильника Берел свидетельствуют богатство и роскошь положенных в могилу вещей и их хорошая сохранность в погребальной камере вместе с телами умерших персон, благодаря многолетней мерзлоте, сформировавшейся под каменной наброской кургана.
Пазырыкская культура при всей кажущейся однородности, безусловно, полиэтническое образование, состоявшее из множества групп населения, различавшихся по этнографическому облику культуры, и обитавших на территории всей Алтайской горной страны. Таким образом, берельскую группу памятников, имеющую некоторые этнографические отличия в сравнении с памятниками Алтая, следует рассматривать на данном этапе исследований как локальный вариант Пазырыкской культуры.
Исследование кургана В. В. Радловым Большой Берельский курган был исследован академиком В. В. Радловым ещё в 1865 г. Точной фиксации при раскопках непроизводилось. Поэтому до настоящего времени не было возможности составить полное представление об этом важном в археологическом отношении памятнике ни по архивным материалам, ни по данным, имеющимся в печати.
В 1959 г. мною проведено доследование Большого Берельского кургана. Экспедиция была организована Ленинградским отделением Института археологии АН СССР по инициативе С. И. Руденко. Предполагалось собрать материалы, документирующие конструкцию погребения, взять образцы древесины для радиокарбонного и дендрологического исследований, а также, если обстоятельства будут благоприятными, пополнить коллекцию берельских древностей новым материалом.
Могильник, к которому принадлежит Большой Берельский курган, состоит из полутора десятков каменных насыпей, расположенных тремя группами на плато, возвышающемся на 25 м над надпойменной террасой правого берега реки Бухтармы в 6 км ниже впадения в неё реки Белой Берели (КазССР, Усть-Каменогорская область, Катон-Карагайский район). Климатические условия — холодные зимы, поздние весенние и ранние осенние заморозки, чистота воздуха и обилие влаги — (70/71) благоприятствуют образованию здесь линз многолетней мерзлоты под большими каменными насыпями. Большой курган к моменту раскопок 1959 г. представлял собой каменный кольцеобразный вал шириной 6−7 м, высотой 2 м и внешним диаметром около 30 м. Исследование этого вала показало, что насыпь кургана первоначально имела 20 м в диаметре и около 7 м высоты. Раскопки могильной ямы, доведённые до материка, пополнили коллекцию берельских древностей некоторым количеством находок (были обнаружены обломки лиственничного саркофага, тёсаные брусья от погребальной камеры, обрывки берёсты), а также позволили получить новые данные, касающиеся конструкции погребения, которую теперь можно себе представить с достаточной полнотой и точностью.
На подготовленной у края платоплощадке была вырыта ориентированная длинной осью по линии С-Ю прямоугольная могильная яма размером 6Ч7 м в плане и глубиной 5,5 м. В её южном крае было сделано также прямоугольное в плане углубление 5Ч2,5 м, глубиной около 1 м, ориентированное длинной осью по линии З-В. Дно этого углубления оказалось на таком уровне, где вода уже сильно выступала из почвы, и пропитанная влагой песчанистая материковая глина приобрела характер плывуна. Весьма вероятно, что края углубления начали оплывать уже тогда, когда яму только ещё готовили для погребения. Это обстоятельство могло определить, и по всей вероятности определило, некоторые черты конструкции погребального сооружения.
Прежде всего в углублении была устроена камера из толстых тёсаных лиственничных брусьев, уложенных по два один на другой вдоль длинных стен и укрепленных в распор такими же, но более короткими брусьями вдоль коротких сторон. Такую камеру, устроенную в яме, стены которой оплывали, нельзя было перекрыть накатом из жердей и брёвен, положенных прямо на брусья или на грунт, — накат неминуемо должен был раздавить и стенки камеры и края ямы и осесть прямо на крышку саркофага. Недостаточно было также опереть перекрытие на толстые брёвна-переводы, положенные без какого-либо дополнительного укрепления. Плывущий грунт не позволил ограничиться такой конструкцией, и внутри камеры по её углам были выложены из плоских подквадратной или квадратной формы камней невысокие столбики, которые и послужили надёжной опорой для балок, поддерживавших перекрытие. Для того, чтобы земля не проникла в камеру, перекрытие сверху было застлано берёстой.
Благодаря исследованию 1959 г. собран также материал, который позволяет составить правильное общее представление о конструкции гроба-саркофага. Из половины толстого лиственничного ствола была выдолблена вся нижняя часть саркофага. Затем её борта надстроили тёсаными слегка выгнутымидосками. Крышка, видимо, была цельнодолблёная. Саркофаг был обтянут берёстой и украшен бронзовыми фигурками мифических птиц.
Относительно устройства северной части могилы, в которой были погребены лошади, числом 16, ничего дополнительного к сказочному в отчётах В. В. Радлова, доследование 1959 г. не дало.
Для целей радиокарбонного анализа в Ленинградское отделение Института археологии доставлены образцы древесины как из верхних горизонтов заполнения могильной ямы, где древнее дерево проросло корнями выросших после раскопок В. В. Радлова деревьев, так и из нижнего горизонта, куда корни деревьев не проникли. Собраны также образцы обгорелого древнего дерева. Для целей дендрологического анализа с западного и восточного склонов долины и с плато, на котором расположен Берельский могильник, взяты поперечные срезы восьми сваленных нами лиственниц.
Заключение
В чем же, спросите Вы, уникальность данного кургана? — В том, что в нем была обнаружена подкурганная мерзлота, которая образовалась искусственным путем. Т. е., древние кочевники, учитывая природно-климатические условия местности, создавали такие погребальные сооружения, внутри которых образовывалась искусственная мерзлота. Выбиралось специальное место, где царили длительные тени, и, благодаря этому, был короткий световой день. Благодаря «линзе вечной мерзлоты» в кургане № 11 в неизменном виде сохранились не только предметы из кости, но и из органики, вплоть до того, чем питалась лошадь перед тем, как была убита. Берельский курган один из самых известных курганов в Казахстане, он является достопримечательностью нашей родины.
Список использованной литературы Ибраев А. «Долина царей» открывает сокровища саков // Известия — Казахстан — 2003 — 12 ноября.
Культура Восточного Казахстана. Душа и память народа. — Усть-Каменогорск, 2003. — 125 с.
Байпаков К. М. Археология Казахстана / К. М. Байпаков, Ж. К. Таймагамбетов, Т. Жумагамбетов. — Алматы, 1993 — 352 с.
Шевченко В. Тайны древних курганов // Казахстанская правда — 1999 — 19 августа.
Шевченко В. О чем поведали курганы // Казахстанская правда — 2006 — 14 января.