Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Этнокультурные особенности индусов

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Четвертая часть населения Индии говорит на дравидских языках. Языки этой группы распространены преимущественно в южной Индии, частично в центральной части страны, в восточном Бихаре. Четыре дравидских языка признаны официальными: каннада, малайялам, тамильский и телуджу. Манипури и другие тибетские языки распространены в северо-восточной Индии. Языками межнационального общения (лингва-франко… Читать ещё >

Этнокультурные особенности индусов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный Университет Морского и Речного Флота им. адмирала С. О. Макарова Факультет Вечерне-заочного обучения Курсовая работа На тему: Этнокультурные особенности индусов

Исполнитель:

студентка 4-го курса ФЗО факультет рекламы Абрамова Е.В.

Санкт-Петербург 2013

1. Общая физико-географическая характеристика

1.1 Географическое положение

1.2 Климатические особенности

1.3 Флора и фауна

2. Этнографическая характеристика

2.1 История Индии

2.2 Население Индии

3. Этнокультурная характеристика

3.1 Культура Индии

3.2 Национальная кухня

3.3 Религия

3.4 Психологическое изменение индийской и русской культур по индексам Э. Холла, Р. Льюиса, Г. Ховстеде Заключение Список литературы

Данная тема является актуальной, так как Индия занимает седьмое место в мире по площади, а также второе место по численности населения. Индия граничит с Пакистаном на западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке.

Индийский субконтинент является родиной Индской цивилизации и других древних цивилизаций. На протяжении большей части своей истории Индия выступала как центр важных торговых маршрутов и славилась своими богатствами и высокой культурой.

В Индии зародились такие религии как индуизм, буддизм, сикхизм и джайнизм. В первом тысячелетии нашей эры на индийский субконтинент пришли также зороастризм, иудаизм, христианство и ислам, которые оказали большое влияние на формирование разнообразной культуры региона.

Целью данной курсовой работы является раскрытие этнокультурных особенностей индусов.

Предметом исследования являются этнокультурные особенности нации.

Объектом исследования являются сами индусы.

Задачи, решаемые в исследовании:

1) Дать общую физико-географическую характеристику станы (географическое положение, климат, флора и фауна);

2) Охарактеризовать этнографический уровень (население, история);

3) Дать этнокультурную характеристику (традиции, религия…);

4) Сравнить психологические изменения индийской и русской культур.

Данная тема недостаточно широко освещена в трудах отечественных и зарубежных авторов, её исследованность незначительна.

1. Общая физико-географическая характеристика

1.1 Географическое положение

Индия расположена в Южной Азии, большей частью на полуострове Индостан. Страна занимает седьмое место в мире по площади (3 287 590 кмІ, в том числе, суши: 90,44%, водной поверхности: 9,56%) и второе место по численности населения (1 192 910 000 чел.). Индия имеет сухопутные границы с Пакистаном на западе, с Китаем, Непалом и Бутаном на северо-востоке, с Бангладеш и Мьянмой на востоке. Кроме того, Индия имеет морские границы с Мальдивскими островами на юго-западе, со Шри-Ланкой на юге и с Индонезией на юго-востоке. Спорная территория штата Джамму и Кашмир имеет границу с Афганистаном. [3, c. 23]

Побережье Индии, длина которого составляет более 7 тыс. км., омывается водами Индийского океана — Бенгальским заливом с юго-востока и Аравийским с юго-запада. Площадь территории Индии составляет 3,3 млн. кмІ, по этому показателю страна занимает седьмое место в мире.

Индия расположена к северу от экватора между 6°44' и 35°30' северной широты и 68°7' и 97°25' восточной долготы. [9, c. 57]

Большая часть Индии расположена в пределах докембрийской Индостанской плиты, которая слагает одноимённый полуостров и прилегающую к нему с севера Индо-Гангскую равнину и является частью Австралийской плиты. Изначальная Индостанская плита сохранилась до наших дней как полуостров Индостан, древнейшая и геологически наиболее устойчивая часть Индии, простирающаяся на север до горных хребтов Сатпура и Виндхья в центральной Индии.

Внутреннюю часть полуострова Индостан занимает плоскогорье Декан, разбитое сбросами на низкие и средневысотные горы со сглаженными вершинами и обширные плоские или волнистые плато, над которыми возвышаются холмы и столовые горы с обрывистыми склонами. Декан богат месторождениями железных, медных, марганцевых, вольфрамовых руд, бокситов, хромитов, слюды, золота, алмазов, редких и драгоценных камней, а также каменного угля, нефти и газа. [10, c. 134]

По территории Индии Гималаи протягиваются дугой с севера на северо-восток страны, являясь естественной границей с Китаем на трёх участках, прерываемых Непалом и Бутаном, между которыми, в штате Сикким, расположена высочайшая вершина Индии гора Канченджунга.

Внутренние воды Индии представлены многочисленными реками, которые в зависимости от характера питания делятся на «гималайские», полноводные в течение всего года, со смешанным снегово-ледниковым и дождевым питанием, и «деканские», преимущественно с дождевым, муссонным питанием, большими колебаниями стока, паводком с июня по октябрь. На всех крупных реках летом наблюдается резкий подъём уровня, часто сопровождающийся наводнениями. [3, c. 145]

Самые крупные реки, берущие своё начало в Гималаях и большей своей частью протекающие по территории Индии, это Ганга и Брахмапутра; обе они впадают в Бенгальский залив. Главные притоки Ганги это Ямуна и Коши. Их низкие берега каждый год становятся причиной катастрофических наводнений. Другие важные реки Индостана, это Годавари, Маханади, Кавери и Кришна, также впадающие в Бенгальский залив, и Нармада и Тапти впадающие в Аравийское море — крутой берег этих рек не даёт их водам разливаться. Многие из них имеют важное значение как источники орошения.

Значительных озёр в Индии нет. Чаще всего встречаются озёра-старицы в долинах крупных рек; есть также и ледниково-тектонические озёра в Гималаях. Самое крупное озеро Самбхар, расположенное в засушливом Раджастхане, используется для выпарки соли. [9, c. 198]

Длина береговой линии составляет 7,517 км, из которых, 5,423 км принадлежат континентальной Индии, и 2,094 км — Андаманским, Никобарским, и Лаккадивским островам. Побережье континентальной Индии имеет следующий характер: 43% - песчаные пляжи, 11% каменистый и скалистый берег, и 46% ватты или болотистый берег. Слабо расчленённые, низкие, песчаные берега почти не имеют удобных естественных гаваней, поэтому крупные порты расположены либо в устьях рек (Калькутта), либо устроены искусственно (Ченнай).

Частью Индии являются два архипелага: коралловые атоллы Лакшадвип к западу от Малабарского берега; и Андаманские и Никобарские острова, — цепь вулканических островов в Андаманском море. [10, c. 202]

1.2 Климатические особенности

На климат Индии оказывают сильное влияние Гималаи и пустыня Тар, вызывая муссоны. Гималаи служат преградой холодным центрально-азиатским ветрам, таким образом делая климат на большей части Индии более тёплым, чем на тех же широтах в других регионах планеты. Пустыня Тар играет ключевую роль в привлечении влажных юго-западных ветров летнего муссона, которые в период с июня по октябрь обеспечивают большую часть Индии дождём. В Индии преобладают четыре основных климата: влажный тропический, сухой тропический, субтропический муссонный и высокогорный. [3, c. 188]

На большей части территории Индии выделяются три сезона: жаркий и влажный с господством юго-западного муссона (июнь — октябрь); относительно прохладный и сухой с преобладанием северо-восточного пассата (ноябрь — февраль); очень жаркий и сухой переходный (март — май). В течение влажного сезона выпадает свыше 80% годовой суммы осадков. Наиболее увлажнены наветренные склоны Западных Гат и Гималаев (до 6000 мм в год), а на склонах плато Шиллонг находится самое дождливое место на Земле — Черрапунджи (около 12 000 мм). Наиболее сухие районы — западная часть Индо-Гангской равнины (менее 100 мм в пустыне Тар, сухой период 9−10 месяцев) и центральная часть Индостана (300−500 мм, сухой период 8−9 месяцев). Количество осадков сильно колеблется в разные годы. На равнинах средняя температура января возрастает с севера на юг от 15 до 27 °C, в мае повсеместно 28−35 °C, иногда доходя до 45−48 °C. Во влажный период на большей части страны температуры равны 28 °C. В горах на высоте 1500 м в январе ?1 °C, в июле 23 °C, на высоте 3500 м соответственно ?8 °C и 18 °C. [3, c. 201]

Основные центры оледенения сосредоточены в Каракоруме и на южных склонах хребта Заскар в Гималаях. Питание ледников осуществляется за счёт снегопадов во время летних муссонов и метелевого переноса снега со склонов. Средняя высота снеговой линии понижается с 5300 м на западе до 4500 м на востоке. Вследствие глобального потепления ледники отступают. [9, c. 146]

1.3 Флора и фауна

Индия расположена в Индо-Малайской зоогеографической области и является одной из стран мира с наибольшим биоразнообразием. Индия — родина 7,6% видов всех млекопитающих, 12,6% всех птиц, 6,2% всех пресмыкающихся, 4,4% всех земноводных, 11,7% всех рыб, и 6,0% всех цветковых растений. Многие экорегионы, такие как леса шола — дождевые леса юго-западных Гат, характеризуются необыкновенно высоким уровнем эндемизма; в общей сложности, 33% видов растений Индии являются эндемичными. За тысячелетия хозяйственного освоения Индии, естественный растительный покров на бомльшей части её территории сохранился мало, однако, он отличается большим разнообразием: от тропических дождевых лесов Андаманских островов, Западных Гат, и Северо-восточной Индии, до хвойных лесов Гималаев. На равнинах внутренних районов Индостана преобладают вторичные саванны из акаций, молочаев, пальм, баньянов, редкостойные леса и колючие кустарники антропогенного происхождения. В горах сохранились муссонные леса из тика, сандала, бамбуков, терминалий, диптерокарповых. На северо-востоке полуострова растут листопадные смешанные леса с преобладанием сала, на наветренных склонах Западных Гат — вечнозелёные смешанные леса. [1, c. 248]

Приморская полоса восточного побережья местами заболочена. Естественный растительный покров Индо-Гангской равнины не сохранился, а её ландшафты изменяются от пустынь на западе до вечнозелёных смешанных лесов на востоке. Высотная поясность отчётливо проявляется в Гималаях и Каракоруме. От подножия Западных Гималаев вверх поднимаются тераи (до 1200 м), выше идут муссонные леса, горные сосновые леса с вечнозелёным подлеском, темнохвойные леса с участием вечнозелёных и листопадных пород, а на высоте 3000 м начинаются горные луга и степи. На востоке Гималаев влажные тропические вечнозелёные леса поднимаются до 1500 м, сменяясь выше горными субтропическими лесами, темнохвойными лесами и горными лугами. [1, c. 250]

К основным деревьям Индии принадлежит ниим, широко используемый в аюрведийских медицинских препаратах. Под священным баньяновым деревом (Дерево Бодхи), изображение которого были обнаружены на печатях в Мохенджо-Даро, Будда Гаутама достиг просветления после многолетней медитации в Бодх-Гае. [10, c. 155]

Многие индийские виды являются потомками таксона, появившегося на суперконтиненте Гондвана, частью которого когда-то являлся индийский субконтинент. Последующее движение полуострова Индостан и его столкновение с Лавразией привели к массовому смешению видов. Однако, вулканическая активность и климатические перемены, произошедшие 20 млн. лет назад, послужили причиной вымирания многих эндемических индийских видов. Вскоре после этого, в Индии появились млекопитающие, пришедшие из Азии через два зоогеографических прохода с обеих сторон зарождавшихся Гималаев. Как следствие этого, среди индийских видов, только 12,6% млекопитающих и 4,5% птиц являются эндемичными, в сравнении с 45,8% пресмыкающимися и 55,8% земноводными. Наиболее замечательные эндемики, это лангур Нилгири и коричневая Керальская жаба, обитающие в Западных Гатах. В Индии существует 172 вида, которые находятся в списке видов под угрозой вымирания Всемирного союза охраны природы, что составляет 2,9% от общего числа видов в списке. К ним принадлежит Азиатский лев, Бенгальский тигр, а также Бенгальский сип, который чуть не вымер из-за поедания разлагающейся плоти крупного рогатого скота, для лечения которого использовался диклофенак. [1, c. 206]

Высокая плотность населения Индии и преобразование естественных ландшафтов привели к обеднению животного мира страны. За последние десятилетия, расширение хозяйственной деятельности людей представило угрозу дикому миру страны. В ответ на это был создан ряд национальных парков и заповедников, первый из которых появился в 1935 году. В 1972 году в Индии был принят «Закон о защите дикой природы» и «Проект тигр» с целью сохранения и защиты его местообитания; вдобавок к этому, в 1980 году был принят «Закон о сохранении лесов». В настоящее время в Индии существует более 500-т национальных парков и заповедников, в том числе 13 биосферных заповедников, четыре из них являются частью Всемирной сети биосферных заповедников ЮНЕСКО; 25 водно-болотных угодий были официально зарегистрированы как объекты охраняемые положениями Рамсарской конвенции. [1, c. 208]

2. Этнографическая характеристика

2.1 История Индии

Бронзовый век. Бронзовый век начался на индийском субконтиненте около 3300 года до н.э. с появлением цивилизации долины реки Инд. Характерной особенностью этого периода является широкое развитие металлургии, с выплавкой меди, бронзы, свинца и олова. Расцвет Индской цивилизации пришёлся на период с 2600 по 1900 года до н. э. В это время на индийском субконтиненте появились города и началось монументальное строительство.

Отличительными особенностями Индской цивилизации являются города, построенные из кирпича, высокоразвитая канализационная система и многоэтажные дома. В результате высыхания реки Сарасвати и изменения русла реки Инд произошли крупные геологические и климатические изменения, которые привели к исчезновению лесов и опустыниванию региона. Эти факторы послужили причиной упадка и исчезновения Индской цивилизации. [2, c.28]

Железный век. (Ведическая цивилизация) Ведическая культура — это индоарийская культура, ассоциируемая с Ведами — священными писаниями индуизма, составленными на ведийском санскрите. По принятому в науке мнению, ведическая цивилизация существовала в период с середины II до середины I тысячелетия до н.э., что оспаривается некоторыми индийскими историками и западными учёными, которые относят начало ведического периода к IV тысячелетию до н.э. и ассоциируют Индскую цивилизацию с ведической. Именно в этот период сформировались индийская культура, язык и религия. [6, c. 102]

В XIX веке европейские колонизаторы Индии выдвинули теорию «арийского завоевания», согласно которой в начале II тысячелетия до н. э. индийский субконтинент подвергся массовому единовременному вторжению кочевых племён ариев, которые принесли с собой ведическую культуру. Однако, последующие археологические находки опровергли эту гипотезу. Вместо неё учёные выдвинули различные гипотезы «индоарийских миграций», согласно которым, индоарийские племена переселились в северо-западные регионы индийского субконтинента, передав им свой язык и ведическую культуру. Другого мнения придерживаются сторонники теории исхода из Индии, которые утверждают, что арии изначально были коренным населением индийского субконтинента и позднее расселились за его пределы в результате ряда миграций.

К X веку до н.э. в Северо-Западной Индии начался железный век. К этому периоду учёные относят составление «Атхарва-веды», — первого древнеиндийского текста, в котором упоминается железо. Считается, что в этот период произошёл переход от преобладавшей ранее системы пастушеских племён к установлению множества маленьких княжеств, называемых Махаджанапады. Именно этим периодом учёные датируют памятники древнеиндийской эпической поэзии — «Махабхарату» и «Рамаяну». [2, c. 89]

Махаджанапады. (История буддизма) К концу ведического периода на индийском субконтиненте появился ряд маленьких царств и городов-государств, многие из которых упоминаются в ведической и раннебуддийской литературе, датируемой периодом после X века до н.э.

В это время множество городов-государств назывались джанападами. Согласно брахманской теории, общество времён Будды, по всей видимости, не имело кастовой системы, являясь слабо структурированным. Там не существовало полноценной монархии, скорее всего оно было похоже на олигархию или же на некоторую форму республики.

К V веку до н.э. образовалось 16 царств или «республик», известных как Махаджанапады. Они раскинулись по Индо-Гангской равнине от современного Афганистана до Махараштры и Бенгалии. В это время начался второй крупный период урбанизации после Индской цивилизации. На остальной части субконтинента, по всей видимости, существовало множество других маленьких государственных образований, о которых известно по упоминаниям в литературе. Основным языком образованных людей в то время являлся санскрит, а простое население Северной Индии общалось на различных местных диалектах, так называемом пракрите. К V веку до н. э., то есть ко времени рождения Будды, многие из 16 царств объединились и образовали четыре более крупных государства.

В доктринах буддизма акцентировался аскетизм и распространялись они на языке пракрите, что позволило этим вероучениям приобрести большое количество приверженцев среди народных масс. Они оказали огромное влияние на практики индийских религиозных традиций, связанные с вегетарианством, запретом на убийство животных и ахимсой. [2, c. 112]

Персидское и греческое вторжение. Около 520 года до н.э., во время правления персидского царя, северо-западная часть индийского субконтинента были завоёваны персидской империей Ахеменидов, оставшись подвластными ей в течение двух последующих столетий. В 334 году до н.э. Александр Македонский, завоевав Малую Азию и империю Ахеменидов, достиг северо-западных границ индийского субконтинента. Там он одержал победу над царём Пором в Битве на Гидаспе и завоевал большую часть Пенджаба.

Персидское и греческое вторжение оказали значительное историческое влияние на развитие индийской цивилизации. Политическое устройство персов повлияло на возникшие позднее формы правительства субконтинента, включая административную структуру династии Маурьев. [6, c.157]

Ранние срединные царства — золотой век. Срединный период ознаменовался заметным развитием культуры.

Династия Гуптов. В IV—V вв.еках династия Гуптов объединила в одну империю большую часть Северной Индии. В этот период, известный как Золотой век Индии, индуистская культура, наука и политическая система достигли новых высот в своём развитии. Империя прекратила своё существование после вторжения гуннов из Центральной Азии. [2, c. 218]

Поздние срединные царства — классический период. Классический период в истории Индии начался в VII веке с возрождения Северной Индии во время правления царя Харша, и завершился с падением Виджаянагарской империи на юге после мусульманского вторжения в XIV веке. В этот период произошёл расцвет индийского искусства и развитие основных религиозных и философских систем, послуживших основой для различных направлений современного индуизма, буддизма и джайнизма.

В VII веке царь Харша успешно объединил Северную Индию в одно государство, которое, однако, распалось вскоре после его смерти. В период с VII по IX века три династии состязались за контроль над Северной Индией: Пратихары, бенгальская династия Пала, и деканские Раштракуты. Позднее, династия Сена захватила царство Пала, а держава Пратихаров распалась на маленькие царства.

Южноиндийские царства распространили своё влияние до Индонезии, взяв под свой контроль обширные заморские территории в Юго-Восточной Азии. Южноиндийские портовые города были активно вовлечены в торговлю с Европой на западе и Юго-Восточной Азией на востоке. В классический период, наибольшего расцвета достигли литература на местных языках и архитектура. Это продолжалось вплоть до начала XIV века, когда южноиндийские царства подверглись нападению Делийского султаната, который к тому времени прочно обосновался на севере индийского субконтинента со столицей в городе Дели. Империя Виджаянагара в конце концов прекратила своё существование под его натиском. [6, c. 264]

Исламские султаны. После того, как мусульмане завоевали древнего западного соседа Индии — Персию, основным объектом их внимания в регионе стала Индия, в то время являвшаяся богатейшей классической цивилизацией, с бурной международной торговлей и единственными известными в то время в мире приисками алмазов. После сопротивления со стороны различных североиндийских царств, продолжавшегося несколько веков, на севере индийского субконтинента возник ряд исламских империй (султанатов), которые просуществовали несколько столетий.

Во времена султанатов произошло культурное возрождение Индии. Возникшая в результате индо-мусульманская культура оставила после себя синкретические памятники в архитектуре, музыке, литературе, религии и одежде. В период Делийского султаната появился также язык хиндави, предшественник урду. Это произошло в результате общения местных носителей санскритского пракрита с персидскими, тюркскими и арабскими иммигрантами.

Узнав о гражданской войне в Индии, тюркско-монгольский полководец Тимур в 1398 году начал военную кампанию против правившего султана Насируддина Махмуда, принадлежавшего к династии делийских Туглакидов. 17 декабря 1398 года армия султана потерпела поражение. Тимур вошёл в Дели, полностью разграбив и разрушив город. [2, c. 300]

Империя великих монголов. В 1526 году потомок Тимура и Чингисхана Бабур, принадлежавший к династии Тимуридов, перешёл через Хайберский перевал и основал Империю Великих Моголов, которая просуществовала более 200 лет. К началу XVII века под контролем династии Моголов оказалась большая часть индийского субконтинента. С начала XVIII века империя стала постепенно приходить в упадок и после Восстания Сипаев 1857 года прекратила своё существование.

В период правления Моголов на субконтиненте произошли огромные социальные перемены — индусы, составлявшие большинство населения, оказались под правлением мусульманских могольских императоров, некоторые из которых придерживались либеральных взглядов и оказывали покровительство индуистской культуре, тогда как другие наоборот проявляли крайнюю нетерпимость, разрушая храмы и облагая немусульман огромными налогами. После того, как империя Моголов пришла в упадок, на её месте образовались несколько маленьких царств. Считается, что династия Моголов была богатейшей династией из всех когда-либо существовавших. [6, c. 299]

Колониальная эра. Открытие португальским мореплавателем Васко де Гама нового морского пути из Европы в Индию положило начало прямой индоевропейской торговле. Португальцы основали торговые колонии в Гоа, Дамане, Диу и Бомбее. За ними пришли голландцы, датчане и англичане, создав в 1619 году торговый пост в портовом городе Сурат на западном побережье. Затем пришли и французы. Внутренние конфликты между индийскими царствами позволили европейским торговцам постепенно установить политическое влияние и приобрести земли.

Британская Индия. После того как династия Моголов прекратила своё существование, Индия перешла под непосредственное управление Британской короны как колония Британской Империи. Различные территории управлялись либо непосредственно, либо находились в подчинении как вассальные княжества. Эксплуатации индийских колоний была важнейшим источником накопления английских капиталов и промышленной революции в Англии. [2, c. 277]

Индийское национально-освободительное движение. Первым шагом к индийской независимости и установлению демократии западного образца явилось назначение индийских советников в администрации британского вице-короля. С 1920 года такие лидеры как Махатма Ганди начали массовую кампанию против британского колониального правительства. В ноябре 1929 года в целях раскола национально-освободительного движения, парламент Великобритании предоставил Индии права доминиона Британской империи. По всему индийскому субконтиненту началось революционное движение против британского правления, которое в 1947 году привело к обретению независимости субконтинента от Британской империи. [6, c. 310]

Независимость и раздел Индии. Вместе с желанием независимости, на протяжении многих лет развивалась также напряжённость между индусским и мусульманским населением. Мусульмане, всегда представлявшие меньшинство, боялись оказаться под властью индуистского правительства и настороженно относились к идее независимости. Они были склонны в равной степени не доверять индусскому правлению и противостоять британскому колониальному правительству. В 1915 году Махатма Ганди возглавил индийское национально-освободительное движение и призвал обе стороны к единству. Его лидерство в конце концов привело Индию к независимости.

Огромное влияние, которое оказал Ганди на Индию в её борьбе за независимость посредством ненасильственного массового народного движения сделали его одним из самых замечательных лидеров в мировой истории. Индийцы назвали его махатмой, что в переводе с санскрита означает «великая душа».

Территории Британской Индии получили независимость в 1947 году, после чего Индия была разделена на Индийский Союз и Пакистанский доминион. По причине разделения Пенджаба и Бенгалии, начались кровавые столкновения между индусами, сикхами и мусульманами, в результате которых погибло более 500 000 человек. Разделение Индии также привело к одной из самых больших миграций населения в современной истории мира — около 12 миллионов индусов, сикхов и мусульман расселились по территории недавно созданных государств Индии и Пакистана. [2, c. 156]

Будучи многонациональным и многорелигиозным государством, после обретения независимости Индия переживает распри и противостояния на религиозной и социальной почве в разных частях страны. Тем не менее, Индия оказалась способна поддерживать свой статус светского государства с либеральной демократией, за исключением короткого периода с 1975 по 1977 год, когда премьер-министр Индира Ганди объявила чрезвычайное положение с ограничением гражданских прав.

Одной из основных угроз национальной безопасности Индии является терроризм, в особенности в Джамму и Кашмире, северо-восточной Индии, а к началу XXI века — в таких больших городах, как Дели и Мумбаи.

Во второй половине XX века у Индии регулярно возникали проблемы с соседними государствами из-за споров вокруг границ. Спор с Китаем не разрешён до сих пор, в 1962 году он вылился в непродолжительную войну (Китайско-индийская пограничная война). С Пакистаном Индия воевала трижды: в 1947, 1965 и 1971 годах. Последний конфликт между Индией и Пакистаном (Каргильская война) произошёл в 1999 году, в штате Кашмир.

В 1974 году Индия провела подземные испытания ядерного оружия, став, таким образом, новым членом «ядерного клуба». Реформы, начавшиеся в Индии в 1991 году, превратили экономику страны в одну из самых быстро развивающихся в мире.

Сегодня Индия является федеративной республикой, состоящей из двадцати восьми штатов, шести союзных территорий и Национального столичного округа Дели.

Все штаты и союзные территории разделены на административные и правительственные единицы, называемые округами. В Индии существует более 600 округов. Округа в свою очередь делятся на более мелкие административные единицы талуки. [6, c. 319]

2.2 Население Индии

Этнический состав: в Индии насчитывается несколько сот наций, народностей и племен; крупнейшие из них: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, каннара,. пенджабцы и др. Индуисты составляют 80% населения, мусульмане — 14%, христиане — 2,4%, сикхи — 2%, буддисты — 0,7%. Этнические и лингвистические корни племен, первыми заселивших полуостров Индостан, неизвестны. Точно известно, что раннеарийская цивилизация распространилась с северо-западной и северо-центральной части Индии (2000;1500 гг. до и. я.) на юго-запад и восток. На формирование индийского этноса большое влияние оказали также персы, арабы, монголы, турки, афганцы, англичане. Причем последние оставили самый небольшой след в культуре Индии. Народы северо-восточной Индии имеют много общего с народами Южной Европы, Кавказа, Юго-Западной и Центральной Азии, часть населения северо-восточной Индии, Западной Бенгалии, Западных Гималаев и штата Джамму и Кашмир — с тибетцами и бирманцами. У племен северо-восточной Индии (часть этнографов относит их к австралоидной языковой семье) много общих черт с народами юго-восточной Азии. Небольшие этнические группы южной Индии ведут свое происхождение от восточноафриканских племен или от так называемых негритос — народе, расселившимся небольшими общинами от Андаманских островов до Филиппин и Новой Гвинеи. [1, c. 176]

Языки. Индия является родиной индоарийской языковой группы (74% населения) и дравидийской языковой семьи (24% населения). Остальные относятся к тибетской и австроазиатской языковым группам. Из 18 языков, признанных государственными, 13 относятся к индоарийской, 4 — к дравидской языковым группам и 1 — к тибетской. Индоарийские языки восходят своими корнями к древнеарийскому языку — санскриту, ныне почти не употребляющемуся. Хинди подразделяется на множество диалектов, часто весьма удаленных, но сведенных в два основных — восточный и западный. Хинди признан официальным языком в северных штатах Индии. Остальные индоарийские языки: бенгали, гуджарати, ассами, кашмири, конкани, маратхи, непали, орийя, пенджаби. Язык урду — основной язык индийских мусульман на севере и юге Индии. В пограничных с Пакистаном районах штата Гуджарат распространен язык синдхи (здесь проживают эмигранты, бежавшие из пакистанской провинции Пенджаб после раздела страны в 1947 г.). Английский язык, который широко используется в бизнесе и администрации, имеет статус «вспомогательного официального языка»; он также играет большую роль в образовании, в особенности в среднем и высшем. В Конституции Индии определён 21 официальный язык, на которых говорит значительная часть населения или которые имеют классический статус. В Индии насчитывается 1652 диалекта. [3, c. 201]

Четвертая часть населения Индии говорит на дравидских языках. Языки этой группы распространены преимущественно в южной Индии, частично в центральной части страны, в восточном Бихаре. Четыре дравидских языка признаны официальными: каннада, малайялам, тамильский и телуджу. Манипури и другие тибетские языки распространены в северо-восточной Индии. Языками межнационального общения (лингва-франко) являются хинди и английский. При этом английский является, скорее, языком высших классов общества: родным его признают не более 5% населения, но он широко используется в престижных школах, вузах, СМИ, шоу-бизнесе (киноиндустрия, популярная музыка), предпринимательских кругах. Индия — родина одной из мировых религий — индуизма. В наши дни индуизм представлен множеством направлений, сект, религиозно-философских учений. Точные данные о составе этой религиозной общины и ее численности неизвестны. Можно утверждать, что наиболее широко распространены культы поклонения Вишну или одному из его воплощений — Кришне — и Раме (северная и центральная Индия), поклонники Шивы составляют большинство в Тамилнаде, Карнатаке, западной Махараштре, нескольких Гималайских районах, культ Шакти (матери-богини) распространен в западной Бенгалии, Ассаме, Утта-Прадеш. Международное распространение получило поклонение лидерам некоторых индуистских сект. [1, c. 180]

Индийская мусульманская община — одна из крупнейших в мире, по своей численности она превосходит мусульманское население стран Ближнего Востока, уступая только общинам Индонезии, Пакистана и Бангладеш. Мусульманское население сконцентрировано в штатах Джамму и Кашмир, западной Бенгалии, западной части Утта-Прадеш. Остальные религиозные общины: христиане (в большинстве католики) сосредоточены на северо-востоке страны, в Бомбее и на юге; сикхи — в Пенджабе и смежных районах, буддисты — в Джамму и Кашмир, районах Гималаев; бахай (недавно резко увеличившие свою численность за счет активной миссионерской деятельности); зороастрийцы — в Бомбее, прибрежных районах Гуждарата; иудаисты — на западном побережье; анимисты — на северо-востоке страны. [3, c. 215]

Население Индии составляет свыше 1,21 млрд. человек, что являет собой одну шестую населения Земли. Индия — самая населённая страна на Земле после Китая.

Индия — многонациональная страна. Крупнейшие народы: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, каннара, пенджабцы.

Около 80% населения является приверженцами индуизма. Мусульмане составляют 14% населения, христиане — 2,4%, сикхи — 2%, буддисты — 0,7%.

Большинство индийцев — сельские жители.

Средняя продолжительность жизни: 65,8 лет.

Крупные города:

• Мумбаи — 13 073 926 жителей,

• Дели — 11 904 217 жителей,

• Бангалор — 5 281 927 жителей,

• Калькутта — 5 080 019 жителей,

• Ченнай — 4 376 400 жителей,

• Ахмадабад — 3 819 497 жителей,

• Хайдарабад — 3 665 106 жителей.

Первая всеобщая перепись населения Индии была проведена в 1872 году при правлении королевы Виктории.

Таблица 1: Динамика численности [10]

Год

Население

98 200 000

95 000 000

96 200 000

133 800 000

200 724 000

235 800 000

284 500 000

357 561 000

1 014 003 800

1 169 733 970

2030 (прогноз)

1 449 078 000

2050 (прогноз)

1 706 951 000

3. Этнокультурная характеристика

3.1 Культура Индии

Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.

Исторически индийская культура распространена далеко за пределы современного государства Индия, этот исторический культурный регион называют «Большая Индия», и в него входят территории от Средней до Юго-Восточной Азии.

В современной Индии существует культурное и религиозное многообразие, даже в зависимости от района страны. Южная, Северная и Северо-Восточная части имеют свои отличительные особенности, а практически все штаты выкроили свою собственную культурную нишу. Несмотря на это уникальное культурное разнообразие, вся страна едина как цивилизация из-за своей общей истории, тем самым сохраняя национальную самобытность. [1, c. 65]

Индия является местом рождения религиозных систем, таких, как индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, которые оказывают серьёзное влияние не только на Индию, но и весь мир. После Исламского вторжения и последующего иностранного господства с десятого века, на культуру Индии сильно повлияли персидская, арабская и тюркская культуры. В свою очередь, различные религии и традиции Индии повлияли на Юго-Восточную Азию и другие части мира. Марк Твен писал:

«Индия — колыбель человеческой расы, колыбель человеческой речи, мать истории, бабушка легенды, и прабабушка традиций. Наши самые ценные и наиболее важные из материалов в истории человечества хранятся только в Индии!» [7, c. 40]

Семья и брак. Исторически и в настоящее время в некоторых регионах Индии совместная семья играет важную роль. На Индию в течение многих поколений оказывала влияние господствующая традиция совместного устройства семьи. Это устройство, при котором увеличивалось количество членов семьи за счёт родителей, детей, супругов детей и их потомства и т. д., и все они жили вместе. Как правило, главой такой семьи является самый старый мужчина. Он берёт на себя право решать все важные вопросы и устанавливать правила, а все члены семьи должны соглашаться с этим.

На протяжении веков браки по договорённости были традицией в индийском обществе, хотя мужчины и женщины всегда имели выбор, с кем они хотят заключить брак. В наше время большинство браков в Индии запланировано родителями пары или уважаемыми членами семьи, хотя и с согласия самих невесты и жениха.

В большинстве случаев семья невесты предоставляет приданое невесте для того, чтобы материально обеспечить её и её детей, если муж скоропостижно скончается. Исторически в большинстве семей наследство передавалось по мужской линии. В 1956 году индийское законодательство уравняло мужчин и женщин в праве наследования без юридического завещания. Индийцы всё больше и больше используют юридическое завещание для передачи наследства и собственности своим преемникам, причём за 2004 году им воспользовались около 20% граждан Индии. В Индии доля разводов очень низкая и составляет 1%.

Недавние исследования показали, что индийская культура уходит от традиции браков по договорённости. [7, c. 80]

Праздники. Индия, будучи мультикультурной и мультирелигиозной страной, отмечает праздники разных религий. Четыре национальных праздника в Индии: День независимости Индии, День республики, День рождения Ганди, Первое мая отмечаются с большим размахом и энтузиазмом по всей Индии. Кроме того, многие индийские штаты и регионы имеют собственные праздники в зависимости от преобладающей религии и языка. Такие индусские праздники как: Наваратри, Дивали, Ганеша-чатуртхи, Дурга-пуджа, Холи, Угади, Ракша-бандхан — очень популярны в Индии. Несколько праздников урожая такие как Макара-санкранти, Понгал и Раджа Парба также довольно популярны.

Некоторые праздники в Индии одновременно отмечаются последователями разных религий. Яркий пример — Дивали, который одновременно празднуется индусами, джайнистами и сикхами, а Буддх Пурнима буддистами. Сикхские праздники, такие как Гуру-Нанак-Джаянти отмечаются и сикхами, и индусами. Ещё большего разнообразия культуре Индии добавляет праздник Дри, который является одним из родовых праздников Индии, отмечаемый народом Апатани в долине Зиро, находящийся в самом восточном штате Индии Аруначал-Прадеш.

Ислам — вторая, по численности верующих, крупная религия в Индии (135 миллионов последователей). Исламскими праздниками в Индии, которые строго соблюдаются и объявлены как нерабочими днями, являются Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид ан-Наби, Плач Муххарама. Некоторые индийские штаты объявили выходными днями наиболее популярные местные праздники, такие как Ночь предопределения.

Христианство — третья по величине религия в Индии. В общей сложности в Индии проживает 23 миллиона христиан, из которых 17 миллионов — католики. Индия также является домом для многих христианских праздников. Страна отмечает Рождество Христово и Великую пятницу как каникулы.

Местные ярмарки также праздничны и общедоступны в Индии. Например, Пушкарская ярмарка — один из крупных рынков верблюдов в мире, а Сонепурская — одна из крупных ярмарок домашнего скота в Азии. [7, c. 98]

Одежда. Традиционная одежда в Индии меняется в зависимости от региона. Сильное влияние на неё оказали местная культура, география, климат, сельское и городское устройство. Популярные стили одежды в Индии включают в себя драпированные, такие как сари для женщин, дхоти и лунги для мужчин. Сшитая одежда также популярна в Индии, например, чуридар или salwar-kameez (шаровары) для женщин, с дупаттой (длинный шарф), закинутый через плечо. Сальвар часто находится в свободной состоянии, в отличие от чуридара, который сильно облегает тело. Для мужчин, сшитые варианты включают курта-пижама и штаны европейского стиля, и рубашки. В центрах городов можно увидеть людей в джинсах, штанах, рубашках, костюмах, куртах и в других модных стилях одежды.

Индийский этикет запрещает появляться в общественных и религиозных местах в прозрачных и обтягивающих нарядах и костюмах, а также с оголёнными частями тела. Большинство индийской одежды сделано из хлопка, который является идеальным для местного жаркого климата. Поскольку климат Индии жаркий и дождливый, большинство индийцев ходят в сандалиях.

Индийские женщины имеют совершенное чувство шарма и моды с макияжем и украшениями. Бинди, менди, серьги, чури (браслеты) и другие украшения — традиционны для Индии. В особых случаях, таких как свадьба и праздники, женщины могут одевать наряды ярких и весёлых цветов с украшениями, сделанные из золота, серебра и других местных металлов и драгоценных камней. [7, c. 111]

Бинди очень часто является существенной частью макияжа индийской женщины. Некоторые считают, что носимый на лбу бинди, является благоприятной меткой. Традиционно, красный бинди носят только замужние индийские женщины, а разноцветный — одинокие, но сейчас все цвета и блески стали частью женской моды. Некоторые женщины носят синдур — традиционный красный или оранжево-красный порошок (вермильон) на разделённых частях волос (местное название — «манг»). Синдур — традиционная отметина замужних женщин в индуизме. Одинокие индуистские женщины синдур не носят, как и свыше 100 миллионов женщин, исповедующие другие религии или являющиеся агностиками и атеистками, которые могут быть замужними.

Стили индийской одежды постоянно развивались на протяжении всей истории страны. В древних Ведах упоминается одежда, сделанная из коры и листьев (известная как пхатака). В Риг-веде XI века до н. э. упоминается окрашенные и сшитые предметы одежды (известные как паридхан и песас), что показывает развитие техники по производству сложных предметов одежды во время ведийской эры. В V веке до н. э. древнегреческий историк Геродот описал богатое качество индийской хлопковой одежды. Ко II веку н. э. муслины, произведённые на юге Индии, импортировались Римской империей, а шёлковая ткань была одним из главных предметов экспорта Древней Индии вместе с индийскими специями. Сшитая одежда получила своё развитие ещё до X века н. э. и была наиболее популяризована в XV веке после установления Мусульманской империи в Индии. Драпированные стили одежды оставались наиболее популярными среди индуистского населения Индии, в то время как мусульмане всё более и более использовали сшитые предметы одежды.

Всё больше женщин вовлекаются в индустрию моды, и всё больше изменяется отношение индийцев к мультикультурализму. Эти изменения сыграли главную роль в моде индийских и западных стилей одежды. [7, c. 114]

Эпос. Рамаяна и Махабхарата — самые известные древнеиндийские эпосы, написанные на санскрите. Разные версии этих эпосов были приняты как эпосы Юго-Восточных азиатских стран, таких как Таиланд, Малайзия и Индонезия. Рамаяна содержит 24 000 стихов в семи книгах и рассказывает историю Рамы (воплощение или Аватара индуистского бога-спасителя Вишну), чья жена Сита была похищена демоном Равана, повелителем Ланки. Этот эпос сыграл главную роль в становлении роли дхармы как основной идеал ведущей силы для индуистского жизненного пути. Ранние тексты Махабхараты датируются 400 годом до н.э. и предположительно достигли своей конечной формы в IV веке н.э. в начале эпохи существования государства Гуптов. Другие версии этих эпосов, а также несвязанные с ними литературные произведения, включают в себя тамильский Рамаватарам, на языке каннада Пампа Бхарата, на языке хинди Рамачаритаманаса и на языке малаялам Адхьятхмарамаянам. Кроме того, у этих двух великих древнеиндийских эпосов существует 4 главные поэмы на классическом тамильском языке: Силаппатикарам, Манимекалай, Чивака Чинтамани, Валаяпатхи. [1, c. 121]

Танцы. В Индии всегда было тёплое и трепетное отношению к искусству танца. Натья-шастра (Наука танца) и Абхиная Дарпана (Отражение жеста) — два сохранившихся произведения на санскрите. Возраст обоих оценивается в 1700—2200 лет.

По словам Рагини Дэви, индийское искусство танца, как учение в этих двух древних книгах, является выражением внутренней красоты и божественного в человеке. Это — отточенное искусство, которое не оставляет шанса на ошибку: каждый жест стремится передать идеи, каждое выражение лица — эмоции.

Индийский танец включает в себя 8 классических форм, многие из которых имеют элементы из индийской мифологии. 8 классических форм признаны Национальной академией музыки, танца и драмы Индии как классические индийские танцы, которыми являются: бхаратанатьям штата Тамилнад, катхак штата Уттар-Прадеш, катхакали и мохини-аттам штата Керала, кучипуди штата Андхра-Прадеш, якшагана штата Карнатака, манипури штата Манипур, одисси штата Орисса, штата Ассам.

Кроме того, в индийских регионах официальные танцы имеют устойчивые формы и народные танцевальные традиции. Наиболее известными региональными народными танцами являются: bhangra региона Пенджаб, bihu штата Ассам, zeliang штата Нагаленд, chhau штата Джаркханд, qauwwalis, birhas и charkulas штата Уттар-Прадеш, jat-jatin и saturi штата Бихар, одисси штата Орисса, ghoomar штата Раджастхан, dandiya raas и garba штата Гуджарат, kolattam штата Андхра-Прадеш, якшагана штата Карнатака, lavani штата Махараштра и deknni штата Гоа.

Недавно в Индии начали проводить программы по применению международных танцев в крупных городах страны, а также, благодаря христианской общины штата Керала, внедряются новые формы в индийские классические танцы, чтобы таким образом можно было рассказывать истории из Библии. [7, c. 132]

Музыка. Музыка — неотъемлемая часть индийской культуры. В Натья-шастре — произведении на санскрите, которому уже 2000 лет, описываются пять систем таксономии в классификации музыкальных инструментов. Одна из этих древних систем делит музыкальные инструменты на четыре основных источника вибрации: струны, мембраны, тарелки, дудение. По словам Рейз Флоры эта система похожа на западноевропейскую теорию органологии. Археологии сообщили о находке в Санкарджанге, в штате Орисса, которой насчитывается 3000 лет, это был искусно отточенный базальтовый литофон, состоящий из 20 пластин.

Наиболее старейшим, сохранившийся до наших дней, пример индийской музыки — это мелодии Сама-веды (1000 год до н. э.), которые по-прежнему исполняются в определённых ведийских жертвоприношениях Шрауты, — это самые ранние индийские музыкальные гимны. Сама-веда предлагала тональную структуру, состоявшую из семи нот, которые идут в порядке убывания: Крушт, Пратхам, Двития, Трития, Чатуртх, Мандра, Атисвар. Все они относились к нотам флейты, так как только этот инструмент имел фиксированные частоты. Сама-веда и другие индуистские тексты в значительной степени повлияли на индийскую классическую музыку, которая известна сегодня в двух отличных друг от друга стилях: карнатакская и хиндустанская классическая музыка. Карнатакская и хиндустанская музыкальные системы основаны на Раге, исполняемая в ритмичном цикле, известный как Тала. Эти принципы были усовершенствованны в Натья-шастре (200 год до н. э.) и Даттиламе (300 год н.э.). [7, c. 150]

В настоящее время индийская музыка включает в себя многочисленные варианты религиозной, народной, популярной и эстрадной музыки.

Наиболее видные современные стили индийской музыки — фильмовая и индийская поп-музыка. Фильмовая музыка относится к широкому рангу музыки, написанной и исполненной специально для индийского кинематографа, преимущественно для Болливуда, и насчитывает более 70% от всех продаж музыкальных произведений в стране. Индийская поп-музыка — один из наиболее популярных стилей современной музыки в Индии, который является сплавом индийской народной и классической музыки с западной или западной с суфийской. [1, c. 188]

3.2 Национальная кухня

Пища — неотъемлемая часть любой человеческой культуры. Человеку, где бы он ни был, для выживание требуется всего лишь простая пища. Но человеческие культуры, на протяжении веков, экспериментируют, изобретают и развивают изощрённые кухни. Кухни становятся более, чем просто источником питания, они отражают человеческие знания, культуру, искусство и выражение любви.

Индийская еда — разнообразна, как и сама Индия. Индийские кухни используют большое количество ингредиентов, развёртывают широкий ассортимент приготовленной пищи, кулинарной техники и подношения. От салатов к соусам, от вегетарианских блюд к мясным, от острых специй к мягким пряностям, от хлебов к десертам, индийская кухня неизменно сложна. Гарольд Мак Ги пишет: «Ни одна страна на земле не может сравниться с Индией по изобразительности в использовании молока, как важного компонента блюд.»

Особый акцент в индийской кухне делается на вегетарианских блюдах сабджи из бобов и овощей, приправленных традиционными специями, среди которых одно из первых мест занимает смесь специй карри. В основе индийской кухни также присутствует рис, который вместе с лепёшкой и специями образует блюдо тхали, а также подаётся вместе с блюдом карри. Первые блюда представлены, в частности, супом дхал из бобовых. Ярким индийским десертом является ваттилаппам. [5, c. 58]

Под влиянием религии индуизма, говядина исключается, поскольку корова считается священным животным. Начиная с правления буддийского царя Ашоки, мясные блюда стали нехарактерными для индийской кухни. Однако под влиянием ислама мясная кухня, представленная цыплятами тандури, стала вновь возвращаться в рацион индусов. Особый кулинарный регион составляет северо-запад Индии, чья кухня называется муглай и восходит к временам мусульманской Империи Великих Моголов узбекского происхождения.

Некоторые индийские десерты имеют сотни вариантов. В определённых частях Индии существуют сладости, которые называют mithai. Сахар и десерты имеют долгую историю в Индии: примерно к 500 году до н. э., индийцы развивали технологии получения сахарных кристаллов. [5, c. 67]

По словам Санджива Капура, члена Международной Кулинарной Группы Сингапурских Авиалиний, индийская еда уже давно является выражением мировой кухни. Капур утверждает: «Если бы Вы заглянули в индийскую историю и увидели какую еду ели наши предки, то Вы заметите как много уделялось внимания планированию и приготовлению пищи. Великая мысль была отдана вкусу и структуре каждого блюда.» Существует одна историческая запись, такая как Mвnasollвsa, (Восхищение ума), в которой говорится о необходимости менять кухню и еду в зависимости от времени года, разные методы приготовления, лучшие ароматные смеси, чувство разной еды, планирование и стиль трапезы среди прочих вещей. [5, c. 70]

Индия известна за свою любовь к еде и специям. Индийская кухня меняется от религии к религии, отражая при этом местную продукцию, культурное разнообразие, многообразное население страны. Индийскую кухню можно разделить на пять категорий: северную, южную, восточную, западную и северо-восточную. Разнообразие индийской кухни характеризуется различным использованием многих специй и трав, широким ассортиментом рецептов и кулинарных техник. Хотя значительная доля индийской кухни — вегетарианская, многие традиционные индийские блюда включают курятину, козлятину, ягнятину, рыбу и другие виды мяса. Рыбная кухня является обычной для восточных штатов, особенно, для Западной Бенгалии. [5, c. 78]

Несмотря на это многообразие, существует объединяющая нить. Разные способы использования специй являются неотъемлемой частью определённых приготовлений, которые используются для усиления запаха блюд и создание неповторимых ароматов. На кухню по всей Индии также повлияли различные культурные группы, которые приходили в Индию в течение всей её истории, такие как персы, моголы и европейские колонизаторы. [5, c. 80]

Индийская кухня — одна из наиболее популярных кухонь во всём мире. В большинстве индийских ресторанов, находящиеся за пределами самой Индии, меню не содержит огромного многообразия индийских блюд: в большинстве случаев на стол подают блюда из пенджабской кухни (например, куриная Тикка Масала — очень популярное блюда в Великобритании). Существую рестораны, которые специализируются на кухнях из прочих регионов Индии, хотя таких мало и они далеки друг от друга. Исторически индийские специи и травы — одни из главных предметов поиска других цивилизаций после торговли товаров. Дорога специй между Индией и Европой привела к росту и господству арабских торговцев до такой степени, что европейские исследователи, такие как Васко да Гама и Христофор Колумб, отправились искать новые торговые пути в Индию, что привело к началу Великим географическим открытиям. Популярность карри по всей Азии, чья родина — Индия, нередко приводило к тому, что это блюдо называли «паназиатским».

Кухня в регионах Индии продолжает развиваться. Сплав восточноазиатского и западного методов готовки с традиционными кухнями, вместе с местными вариантами фастфуда, занимают видное место в крупных городах Индии. [5, c. 96]

3.3 Религия

индия культура кухня религия Индия — уникальная в религиозном плане страна. Такого количества и разнообразия религий, которое мы находим в Индии, пожалуй, нам не удастся повстречать ни в одном другом государстве. Практически все жители Индии глубоко религиозны. Религия и духовность пропитывает их повседневную жизнь и является неотъемлемой частью быта. Такое количество храмов, ашрамов, ступ, святилищ, мелких и крупных святынь как в Индии, наверное, трудно повстречать где-либо еще. Поэтому посещение разных священных мест естественным образом становится неотъемлемой частью любых туров в Индию. Вне зависимости от того, каковой изначально является цель вашей туристической поездки, эта сторона жизни Индии так или иначе обязательно вас коснется. [8, c. 34]

В Индии представлены все основные мировые религии: буддизм, христианство, ислам, индуизм, иудаизм. Также здесь можно повстречать зороастрийцев, джайнов и сикхов. Индия является родиной буддизма, индуизма, джайнизма и сикхизма. За свою историю Индия дала миру, пожалуй, рекордное число религиозных деятелей и духовных наставников, как таких как Будда Шакьямуни или Махавира, религии, основанные которыми насчитывают уже более 2-х с половиной тысяч лет, так и таких, более современных, но, наверное, не менее известных учителей как Ошо, Шри Ауробиндо, Сай Баба, Шри Чинмой, Кришнамурти, Раман Махариши, Чайтанья Махапрабху и многих других.?Еще одна уникальная черта Индии — ее веротерпимость. Несмотря на всю пестроту представленных в стране религий и мелких верований, в Индии никогда не возникало крупных религиозных конфликтов. По конституции Индия является светским государством и в ней разрешается исповедовать любую религию.

Таблица 2. Распространение религий в Индии на 2001 год. [4, c. 78]

Религия

Население

Процент

Все

1,028,610,328

100,00%

Индуизм

827,578,868

80,456%

Ислам

138,188,240

13,434%

Христианство

24,080,016

2,341%

Сикхизм

19,215,730

1,868%

Буддизм

7,955,207

0,773%

Джайнизм

4,225,053

0,411%

Другие

6,639,626

0,645%

Вне религии

727,588

0,07%

1) Индуизм: 80 процентов населения Индии — индуисты. Индуизм — одна из древнейших религий мира. Считается, что она сложилась примерно в середине 1 тысячелетия до нашей эры, но фактически корни ее уходят настолько далеко вглубь веков, что с уверенностью говорить о ее зарождении именно в этот период достаточно сложно. Индуизм не имеет ни какого-то конкретного основателя, ни какого-либо основополагающего текста, который бы можно было считать основной его базой (таких текстов много и возникали они в разное время: веды, упанишады, пураны и многие другие).

В индуизме сохранилось много элементов первобытных верований (поклонение священным животным, явлениям природы, культ предков и т. п.). Индуизм является религией, породившей кастовую систему Индии, и строго регламентирует все права и обязанности человека на протяжении всей его жизни. [8, c. 127]

Центральным учением в индуизме является учение о перевоплощении душ, происходящим по закону воздаяния за добрые или злые поступки в течение жизни. В зависимости от того, какую жизнь ведет человек в этом своем воплощении, определяется его будущая жизнь — какое тело он приобретет после смерти при новом рождении, в какой касте родится, если посчастливится обрести тело человека, будет ли беден или богат и т. д.

Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества.

В настоящее время в индуизме существует два основных течения: вишнуизм и шиваизм. Вишнуизм отличается своей способностью вбирать в себя различные местные верования и религии. Так, например, Будда наряду с Кришной и Рамой в вишнуизме — аватар Вишну. Вишну, являясь хранителем мира, в разное время принимал разные облики для того, чтобы его спасти. Вишнуизм наиболее распространен на севере Индии.

Основным догматом шиваизма является утверждение о отсутствии во Вселенной чего-либо постоянного, кроме Шивы, уничтожающего и возрождающего все существующее. В начале космического цикла Шива создает Вселенную, а затем сам ее уничтожает. Культ Шивы распространен в основном в южной Индии. [8, c. 195]

2) Буддизм: Несмотря на то, что Индия является родиной буддизма, в настоящее время количество его последователей в Индии довольно невелико. Они составляют всего лишь 0,7% всего населения Индии. Буддизм зародился в Индии в 5 веке до н.э. Пережив свой расцвет в первые 5 веков после своего зарождения, буддизм в Индии был ассимилирован индуизмом. Позднее, буддийские монахи преследовались мусульманами и большая часть последователей буддизма покинула Индию, переселившись в соседние Китай, Тибет, Непал и в страны Юго-Восточной Азии. В наше время буддизм в Индии распространен, в основном, в шриланкийском варианте буддизма Тхеравады. Уже многие столетия, не являясь буддийской страной, Индия, тем не менее, привлекает к себе множество буддистов со всего мира. Среди них чрезвычайно популярны туры в Индию для посещения святых буддийских мест: Бодхгая — место, где Будда обрел просветление, является — главным святым местом паломничества в Буддизме, Лумбини — место рождения принца Сиддхартхи, будущего Будды Гаутамы, Сарнатх — место, в где Будда прочел свою первую, после достижения Нирваны, проповедь, Кушинагар — место ухода Будды в Паринирвану. В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: существует страдание, существует причина страдания, существует прекращение страдания и существует путь к прекращению страдания. Этим путем является срединный или Восьмеричный Путь, связанный с тремя разновидностями добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Человек, практикующий этот Восьмеричный Путь, постепенно освобождается от трех ядов: от гнева, зависти и невежества и получает доступ к истинному пониманию реальности, которое дает ему освобождение от страданий и возможность помочь освободиться другим живым существам. Буддизм не признает каст, утверждая абсолютное равенство всех живых существ. [4, c. 66]

3) Джайнизм: в VI веке до нашей эры Вардхамана, он же Джина или Махавира, создал и распространил в Индии религиозное учение джайнизм. Основой его является аскетизм, воздержание и отказ от насилия. Цель джайнов — освобождение от цепи перерождений — выход из сансары, которого можно достичь с помощью строгой аскезы и соблюдения принципа ахимсы (непричинения вреда живым существам). Джайны известны тем, что носят на лице марлевые повязки, чтобы избежать вдыхания мелких живых существ, и подметают перед собой путь, чтобы случайно не раздавить какое-нибудь насекомое. В джайнизме имеются два основных течения: дигамбары («одетые небом»), которые считают, что древние тексты утрачены, и отказываются от всех мирских соблазнов, включая необходимость носить одежду, и шветамбары («одетые в белое»), которые пытаются восстановить утраченные тексты и исповедуют менее строгий подход к жизни. Сейчас в Индии насчитывается около 1 млн. джайнов, которые играют важную роль в индийском обществе, так как последователи джайнизма принадлежат к наиболее зажиточным и образованным слоям населения Индии. Джайнистская община в Индии славится строительством многих уникальных по архитектуре и внутреннему убранству храмов, привлекающих к себе внимание многочисленных туристов. [4, c. 98]

4) Сикхизм: Еще одна религия, родиной которой является Индия. Сикхизм, основанный гуру Нанаком в XVI веке, стал проявлением протеста мелких торговцев, ремесленников и крестьян против феодального гнета и кастового строя в Индии. Сикхизм был направлен против фанатизма и нетерпимости мусульманских правителей того времени, а также против кастовой дискриминации и сложных ритуалов индуизма. В современной Индии насчитывается около 17 млн. последователей сикхизма. Храмы сикхов в большом количестве расположены в северных районах Индии. В сикхских храмах нет изображений богов, а церемония богослужения сводится к чтению «Гуру Грантх Сахиба». Главной святыней сикхов является «Золотой храм» в г. Амритсаре.

5) Ислам: В Индии насчитывается около 130 млн. мусульман и она занимает второе место по численности мусульманского населения в мире. Большинство индийских мусульман — сунниты, примерно 20 процентов мусульман Индии — шииты. Существуют также некоторые отдельные секты (например, ахмадийцев), а также сложившиеся общины — бохра, исмаилиты, кашмирские мусульмане, мемоны, мопла и т. д. [4, c. 109]

6) Христианство: По легенде христианство принес в Индию апостол Фома, которому приписывается создание сирийской христианской церкви на юге Индии. «Сирийской» она называется потому, что в ее богослужении используются литургия и писания на арамейском, или сирийском, языке. В XVI веке португальские колонизаторы начинали насильственное обращение жителей Индии в христианство, которое продолжалось под покровительством папства в течение нескольких сотен лет. С XVIII века в Индии развивается деятельность протестантских миссионеров из США и Европы. Сейчас в Индии проживает около 20 миллионов христиан всех возможных направлений — католики, протестанты, православные и т. д. [4, c. 132]

7) Зороастризм: во времена Персидской империи зороастризм являлся основной религией Западной Азии и в форме митраизма распространился по всей Римской империи вплоть до Британии. В настоящее время численность последователей во всем мире — не больше 130 тысяч человек. Из них около 10 тысяч проживает в Иране, а то почти все остальные живут в Индии, причем большинство — в г. Мумбаи. Прасы почитают 4 элемента Вселенной — воду, огонь, землю и воздух. В зороастрийских храмах постоянно поддерживается вечный огонь. [4, c. 150]

8) Иудаизм: Первые контакты жителей Индии с последователями иудаизма относятся к 973 году до нашей эры. Это были купцы царя Соломона, покупавшие у индусов специи и другие товары. В 586 году Иудея была захвачена вавилонянами и некоторые иудеи переселяются в тот период в Индию на Малабарское побережье. В настоящее время в Индии иудаизм распространен в основном в штатах Керала и Махараштра, хотя представителей этой религии можно встретить и в других частях страны. [4, c. 167]

3.4 Психологическое изменение индийской и русской культур по индексам Э. Холла, Р. Льюиса, Г. Ховстеде

Некоторые особенности индусов:

1) Индусы очень гостеприимный и дружелюбный народ в силу характера и религии. К русским в этой стране особенно хорошее отношение в силу давних и тесных отношений между нашими государствами.

2) В Индии считается нормальным выбрасывать мусор просто на улицу.

3) В Индии не приняты публичные поцелуи и объятия, а приветствуют индусы друг друга складывая ладони в приветственном жесте.

4) При входе в храм, перед захоронениями, в офисах, медицинских учреждениях или в гостях принято снимать обувь.

5) Все постройки, особенно религиозные сооружения, следует обходить с левой стороны.

6) Индусы очень экономичны, однако, они охотно тратят деньги на золото для своих жен.

7) Большинство семей экономят даже на еде, никаких заморских продуктов не покупают, едят только традиционную пищу.

8) Астрология занимает важное место в жизни индуса. Без резюме астролога не состоится ни свадьба, ни крупная сделка, ни поездка.

9) В Индии нет нерелигиозных людей. Мусульмане, хинду, панджаби, католики, буддисты, сикхи и другие — все живут рядом.

10) Индусы встают рано, в 6, а то и в 5 утра, принимают душ, молятся. В каждом доме есть комната, или место, типа маленького храма, где индусы молятся сидя, называется пужа. Затем завтракают и едут на работу, по дороге заскочив в храм.

11) Индусы очень терпеливые, любят рассуждать и говорить о любви и счастье.

12) К любви у индусов отношение серьезное. Любовь, как правило, на всю жизнь, хотя сейчас разводы встречаются чаще.

Таблица 3. Различия и сходства индусов и русских по типам культур

Индусы

Русские

Э. Холл

— Низкоконтекстуальная культура:

· Прямая выразительная манера речи

· Открытое выражение недовольства

— Полихронная:

· Делают несколько дел одновременно

· Часто меняют свои планы

— Высокая степень распространения информации

— Высококонтекстуальная культура:

· Скрытая манера речи

· Серьезная роль невербального общения

· Отсутствие открытого выражения недовольства

— Полихронная

— Высокая степень распространения информации

Г. Ховстеде

— Большая дистанция власти

— Коллективистская

— Средняя степень избежания неопределенности

— Феминность

— Средняя дистанция власти

— Коллективистская

— Средняя степень избежания неопределенности

— Переход от феминности к Мускулинности

Р. Льюис

— Полиактивные

— Привыкшие делать много дел сразу, не по расписанию, а по степени привлекательности

— Ориентированы на людей

— Непунктуальные

— Между полиактивными и моноактивными

— Предпочитают планировать всё заранее

— Ориентированы на строгое расписание

— 1 дело в 1 момент

Таблица 4. Различия и сходства индусов и русских

Индусы

Русские

Религия

Индуизм

Православие

Экономика

Индустриальная страна

Индустриальная страна

Культура

Развито танцевальное искусство

Развита литература

Национальный характер

Доброжелательность, спокойствие, медлительность, пофигизм

Душевность, борцы за справедливость, нетерпимость, щедрость

Жестикуляция

Умеренная

Умеренная

Кухня

Острота и пряность блюд, обилие риса, бобовых, отсутствие мясных и рыбных блюд.

В основном зерновые культуры, хлеб, молочная пища, овощи и фрукты, мясные и рыбные блюда.

Традиции

Непосредственно связаны с вероисповеданием, национальная одежда

Наряду с высокоразвитой культурой храним национальные традиции, уходящие корнями в православие (Пасха, Рождество) и язычество (Иван Купала, Масленица).

Заключение

В заключении можно сделать следующие выводы: Индия — страна одной из древнейших цивилизаций мира, богатейших природных условий и теплого климата.

Культура Индии была сложена из различных эпох истории, обычаев, традиций и идей, как захватчиков, так и иммигрантов. Многие культурные обычаи, языки и памятники приводятся в примеры такого смешения в течение столетий.

Индия является местом рождения религиозных систем, таких, как индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, которые оказывают серьёзное влияние не только на Индию, но и весь мир.

Легенды о сказочных богатствах, таинственных государствах во все времена влекли путешественников. И в наши дни людей по-прежнему притягивает к себе экзотика этой далекой азиатской страны, ее традиции, нравы местного населения, содержание философской мысли.

В этой стране все не так как у нас, все живет по иным правилам. Индия — страна контрастов. И если «цивилизованное» общество живет по законам денег, то индусы живут по закону Кармы.

Марк Твен писал: «Индия — колыбель человеческой расы, колыбель человеческой речи, мать истории, бабушка легенды, и прабабушка традиций. Наши самые ценные и наиболее важные из материалов в истории человечества хранятся только в Индии!»

1. Бонгард-Левин Г. М. Индия. — М.: Наука, 2003. — 364 с.

2. Кей Дж. История Индии. — М.: Астрель, 2011. — 768 с.

3. Горкин А. П. Современная энциклопедия по географии. — М.: Росмэн, 2006. — 624 с.

4. Желябовская Л. В. Религии Индии. — М.: Мир, 2006. — 234 с.

5. Ле Пти Фюте. Путеводитель «Индия». — М: Мос, 1997. — 332 с.

6. Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. Т.2. — М.: Дельта, 1982. — 53 с.

7. Окно в мир. Путеводитель «Индия». — М.: Москва, 1998. — 289 с.

8. Жоль К. К. Индуизм в истории Индии. — М.: АСТ, 2006. — 310 с.

9. Романов А. А., Саакянц Р. Г. География туризма. — М.: Москва, 2004. — 156 с.

10. Статья. Географическое положение Индии. URL.: http://souindia.ru (дата обращения: 05.05.2013).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой