Этнографическое изучение народов Дагестана
В 50-х гг. роль Института этнографии АН СССР в исследованиях усиливается. Это был новый этап, характеризующийся своей планомерностью, систематичностью и более широкими масштабами изучения. Важнейшим результатом явилось издание книги «Народы Дагестана». Авторам удалось выявить как общие черты, так и локальные особенности, и проследить изменения в годы советской власти. Этнография народов Дагестана… Читать ещё >
Этнографическое изучение народов Дагестана (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГОУ ВПО «Южный Федеральный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИСТИТУТ Исторический факультет Отделение истории
Доклад на тему
Этнографическое изучение народов Дагестана
Выполнила:
Студентка 2курса, 21 гр.
Азизханова Анжела Незирхановна Ростов-на-Дону
План
1. Досоветский период
2. Советский период
3. Современный этап Вывод Литература
Для начала обозначим цель реферата, которая состоит в том, чтобы выяснить вклад исследователей работавших в годы совет. Власти.
Рамки доклада ограничивают возможности, поэтому остановимся на этнографическом изучении.
Сведения об этническом и демографическом облике, особенностях хозяйственной деятельности, семейном и общественном быте, иллюстрируют материальное богатство дагестанских народов. Многообразие, большая палитра специфических особенностей и этнокультурных явлений показывает, что многие проявления и феномены культуры даг. народов, воспринимаемые как национально специфические, особенные — по сути варианты, дереваты, местные проявления более общих моделей, имеющих общедаг, зачастую и общесеверокав., общекав. и даже общечеловеческий характер.
1. Досоветский период
На начальном этапе исследования культуры даг народов, главным этнодифференцирующим признаком был язык. 1−73] Но также необходимы были знания в области военного потенциала. Разделив народы по языку и создав определенную лингвистическую классификацию исследовали обнаружили и многочисленные соответствующие им этнокультурные различия и особенности. Однако при этом подчас недооценивался ряд факторов и обстоятельств, способствовавших общих черт в культуре народов: генетические корни, сходные условия экологической ниши и хозяйственных занятий, общность исторических судеб и этнокультурных контактов, внутри даг-е общение и взаимодействие на почве хозяйственно-экономических, отгон скота на равнину, привлечение горцев в уборочную страду и другие виды с/х работ, обмен продукцией земледелия, скотоводства, различных промысел и ремесел, военно-оборонительных интересов.
О том, какое большое распространение имели эти контакты, свидетельствует и удивительный феномен полиглоссии в Даг., для жителей которого знание одного-двух и даже 3-х языков соседних народов было обычным явлением.
Этнография народов Дагестана привлекала внимание многих ученых еще до революции. Их труды содержат ценный материал, не потерявший своего значения и до наст. Времени. особенно много сделали М. М. Ковалевский и П. К Услар. Все же большинство работ не выходили за рамки кратких, отрывочных описаний. Многие стороны культуры и быта вообще не получали нём освещения.
2. Советский период
Великая Октябрьская революция явилась началом нового этапа в изучении истории и этнографии Д. впервые же годы в связи с практической необходимостью социалистического строительства в республике, осуществлением культурной революции, а также с возросшим интересом к культуре самих народов, развернулась исследовательская работа.
Первое серьезное историко-этнографическое изучение состоялось в 1923;1925гг. был изучен язык, культура и быт народов Дагестана.
В 20-е гг. вышли в свет работы посвященные истории материальной и духовной. В том стоит отдать должное Институту дагестанской культуры, впоследствии преобразованный в Институт истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, В конце 20-х начале 30-х г. кавказовед, юрист Б. К. Далгат собрал и обобщил материалы по обычному праву и общественному строю.
В конце 30-х гг. публикуется серия статей о художественных промыслах Дагестана, написанная Е. М. Шиллингом. В работе было уделено внимание ковроткачеству, обработке металла, производству художественной керамики.
Первым крупным исследователем был Е. М. Шиллинг, который констатировал, что культурное многообразие даг народов сочетается с их базовой общностью, единством и что, «этнографическая дробность не столь велика, как языковая"[1−74].
В советское время прогрессивные изменения в культурной области, рост урбанизации, процессы унификации, внедрение промышленных стандартных предметов и изделий материальной культуры, господство новых идеологических форм русской и европейской культуры также способствовали сближению, взаимному уподоблению современных форм культуры и быта.
В 40-е гг. состоялась этнографическая экспедиция, целью которой был сбор материала по культуре и быту народностей — на основе собранных данных были созданы монографии. Например: «Кубачинцы и их культура».
В 50-х гг. роль Института этнографии АН СССР в исследованиях усиливается. Это был новый этап, характеризующийся своей планомерностью, систематичностью и более широкими масштабами изучения. Важнейшим результатом явилось издание книги «Народы Дагестана». Авторам удалось выявить как общие черты, так и локальные особенности, и проследить изменения в годы советской власти.
В историко-этнографическом изучении Дагестана крупный вклад внес М. О. Косвен. На основе большого фактического материала ему удалось воспроизвести, сложную и мало изученную структуру большой семьи и других родственных групп, проследить за ее изменением в период господства сельской общины. («История, география и этнография Дагестана»).
В последующие годы коллектив ученых занимался разработкой важнейших проблем как исторической, так и современной этнографии, охвачены все без исключения народности и этнические группы. По одним изданы монографические труды, по другим — очерки, касающиеся важнейших вопросов.
Также особое внимание уделено созданию историко-этнографическому атласу Дагестана.
Большое внимание уделяется изучению художественных промыслов. Огромный вклад принадлежит А. С. Иванову и Э. В. Кильчевскому.
В 40-х и 50-х гг. проводились антропологические исследования: М. С. Акимов, М. А. Булатов (антропология лезгин и аварцев), Н. Н. Миклашевская (антропология даргинцев и кумыков).
3. Современный этап
В середине 90-х в связи с обострением социально-экономической обстановки обострилась и этнополитическая ситуация, появилось много всяких национальных, а по существу националистических организации и движений издающих периодику, лит-ру, доказывающую исключительное происхождение, к примеру о зороастризме, зародившемся якобы в даг. высокогорье и т. д. и т. п. дошло до того что духовное управление мусульман распалось на национальные квартиры[2−560].
Случай вторжения в 1999 г.- единство.
Далее современные изменения — урбанизация, глобализация!
Постсоветское оживление в области национальных, особенно этнознаковых форм духовной культуры (язык, история, обряды) свидетельствуют о том что этническая деформация и ассимиляция этносам не угрожает, хотя в перспективе могут ожидаться у малых общностей, охваченных массовом переселением на равнину. Тяжелая экономическая ситуация с сопутствующей масштабной безработицей способствует напряженности общественно-политической обстановки в республике, в том числе и межэтнической ситуации, однако, серьезные национальные конфликты, этническая или гражданская война, и тем более развал республике не грозит.
Вывод
Благодаря всем выше перечисленным исследованиям Дагестан стал одним из наиболее изученных районов страны.
Все же не стоит останавливаться на достигнутом, а идти дальше включая в работу смежные дисциплины, использование новых методик, увеличение фронта исследования, привлечение как можно большего количества специалистов. Вместе с тем идеологическая политика советского времени, зачастую отождествляли народные традиции с пережитками феодально-патриархальной культуры, препятствовало функционированию народных обычаев, праздничных обрядов, подрывало устои положительного в целом горского менталитета.
Одной из ошибок того времени была и директивная нацеленность на этническую консолидацию родственных народов вокруг крупнейшего из них — аварцев. Однако годы после распада СССР показали тщетность усилий по поддержанию навязанной «консолидированности».
1. Журнал «Этнографическое обозрение», ст. С. Ш. Гаджиевой «Этнографическое изучение народов Дагестана в годы советской власти»
2. История Дагестана. 1-й том. М. 2004.
3. Народы Дагестана под.ред. С. А. Арутюнова. М. 2002.