Сотрудничество в области противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств
Значительный рост фармацевтического рынка, увеличение объемов фармацевтической продукции и ее доступность способствует удовлетворению потребностей населения. При этом повышение качества фармацевтической продукции является одной из важнейших задач государства в области здравоохранения. Фальсифицированные лекарственные средства являются серьезной проблемой общественного здравоохранения. Помимо… Читать ещё >
Сотрудничество в области противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Международное сотрудничество в области противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств.
Аннотация: авторы определяют оборот фальсифицированных лекарственных средств как транснациональное преступление, в связи с чем, осуществляя противодействие данному преступлению необходимо взаимодействовать с другими государствами. В статье на основе литературных источников рассмотрены основные направления международного сотрудничества в сфере противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств.
Ключевые слова: фальсифицированное лекарственное средство, оборот фальсифицированных лекарственных средств, противодействие, международное сотрудничество, Всемирная организация здравоохранения.
Значительный рост фармацевтического рынка, увеличение объемов фармацевтической продукции и ее доступность способствует удовлетворению потребностей населения. При этом повышение качества фармацевтической продукции является одной из важнейших задач государства в области здравоохранения. Фальсифицированные лекарственные средства являются серьезной проблемой общественного здравоохранения. Помимо того, что они создают угрозу прогрессу, достигнутому в области общественного здравоохранения, и подрывают доверие ко всей системе здравоохранения, создается угроза прямого вреда, наносимого больным в виде риска для жизни и неудачного лечения.
Проблема оборота фальсифицированных лекарственных средств безусловно является международной. Следует согласиться с Ж. Р. Дильбархановой, что оборот фальсифицированных лекарственных средств является транснациональным деянием с присущими ему особенностями, среди которых отмечается: высокая прибыльность данного вида деятельности; постоянное увеличение доходов, в результате осуществления данного вида незаконной деятельности; широкомасштабная незаконная деятельность; такая деятельность практически не отличается по своему строению и организации от крупных легальных предприятий и корпораций, располагающих постоянными специализированными структурами для легального оборота лекарственных средств; контроль над огромными финансовыми средствами; применение коррупции для достижения основных целей. Поэтому и противодействие обороту фальсифицированных лекарственных средств требует использования эффективных и современных методов в международном масштабе.
Международное сотрудничество в борьбе с преступностью — это специфическая деятельность государств и других участников международного общения в сфере предупреждения преступности, борьбы с ней и обращения с правонарушителями.
Как справедливо отмечает О. П. Грибунов, прежде чем противодействовать преступлениям, необходимо на законодательном уровне закрепить понятийный аппарат, касающийся конкретного преступления. Официальное определение понятию «фальсифицированного лекарственного средства» впервые было дано в 1992 году в совместном документе Всемирной организации здравоохранения и Международной Федерацией фармацевтических фирм-изготовителей (МФАФИ). В 1999 году это определение было включено в подготовленное Всемирной организацией здравоохранения Руководство по разработке мер борьбы с фальсифицированными лекарственными препаратами и звучало: «Фальсифицированным является то лекарство, которое преднамеренно и обманным образом снабжено ложной маркировкой в отношении его подлинности и (или) источника». В Российском законодательстве еще длительное время отсутствовало данное понятие. Разумеется, осуществление действенного противодействия обороту фармацевтического фальсификата, в том числе на международном уровне, не могло осуществляться. Только в августе 2004 г. Российский законодатель дополнил ФЗ «О лекарственных средствах», определением понятия «фальсифицированное лекарственное средство» [4], которое полностью перенесено в действующий Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» .
Международное сотрудничество в сфере противодействия обороту фальсифицированных лекарств предполагает осуществление своевременного обмена информацией о фактах выявления фальсифицированных лекарственных средств.
Координировать международные усилия в сфере противодействия обороту фальсифицированной медицинской продукции и лекарственных средств и фактов их выявления призвана Всемирная организация здравоохранения.
Одной из последних реакцией государств на тенденцию распространения оборота фальсифицированных лекарственных средств, явилось проведение в 2010 г. международной конференции в Швейцарии, участником которой была и Россия «На пути к реализации Конвенции Совета Европы о фальсификации медицинской продукции и сходных преступлениях, угрожающих здоровью населения (Конвенция MEDICRIME)» .
В результате конференции была подписана итоговая Декларация, где страны участники брали на себя обязательства по осуществлению противодействия всем видам фальсификации медицинской продукции и сходным преступлениям, угрожающим здоровью населения, путем:
— установления уголовной ответственности за определенные деяния;
— профилактики правонарушений;
— защиты пострадавших;
— развития межведомственного взаимодействия на внутригосударственном уровне и международного сотрудничества по уголовным и административным делам;
— учреждения в целях контроля за реализацией положений Конвенции специального механизма.
Открытость Конвенции для стран, не входящих в Совет Европы, создает объективные условия для трансформации её в межрегиональный инструмент борьбы с преступлениями в сфере оборота медицинской и фармацевтической продукции.
Однако Россия еще длительное время нарушала требования подписанной Декларации, не устанавливая уголовную ответственность за фальсификацию лекарственных средств. Устранение законодательных пробелов произошло только в 2015 г.
В рамках уголовного преследования на международном уровне приоритетная роль отводится МВД России в реализации межправительственных соглашений о сотрудничестве в борьбе с оборотом фальсифицированных лекарственных средств, на основании которых взаимодействие необходимо осуществлять правоохранительными органами России со всеми правоохранительными структурами государств — партнеров.
Так например, совершенно оправдано, что Китай является лидером в производстве фальсифицированных лекарственных средств и происходит взаимопроникновение фармпреступности двух сопредельных государств, бороться с которым становится все сложнее. В апреле 2015 г. Подмосковье возбуждено первое в РФ уголовное дело по факту обращения фальсифицированных лекарственных средств (п. «а» ч.2 ст. 238.1 УК РФ). Группа преступников на территории Подмосковья осуществляла закупку, фасовку и сбыт фальсифицированных лекарственных препаратов. Было установлено, что фальсифицированные лекарства ввозились в Подмосковье из Китая. Ранее в 2014 г. в Ростове задержали группу лиц, которая подделывала и распространяла лекарства для ВИЧ-инфицированных и больных онкологическими заболеваниями. Преступники переправляли из Китая просроченные лекарства и фармацевтическое сырьё, и на складе в Шахтах изготавливали подделки таких дорогостоящих препаратов. За период преступной деятельности было получено около полмиллиарда рублей.
фальсифицированное лекарственное средство преступление В этой связи закономерно встает вопрос о расширении сотрудничества правоохранительных органов Китая и России в борьбе с фармпреступностью. Правовой основой такого сотрудничества могут служить Договор о правовой помощи по гражданским и уголовным делам между двумя государствами (1992 г.), межведомственные соглашения между Министерством общественной безопасности КНР с ФСБ, МВД, а также между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховной прокуратурой Китайской Народной Республики.
Важным для соблюдения исполнения таких договоров является обязательства государств — участников признать рассматриваемое деяние преступным и оказывать друг другу правовую помощь в борьбе с ними.
Россия длительное время не имела возможности исполнять соглашения о сотрудничестве, учитывая то факт, что только в 2015 г. оборот фальсифицированных лекарственных средств был криминализирован.
Кроме Всемирной организации здравоохранения вопросом противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств занимаются и Совет Европы, Европейского союза, международные ассоциации фармацевтических предприятий и др.
Однако, несмотря на то, что вопросами борьбы с оборотом фальсифицированными лекарственными средствами внимание уделяют многие международные организации, их деятельность не всегда согласована и скоординирована. Одним из показателей недостаточной координации является отсутствие полной статистики оборота фальсифицированных лекарств. Поэтому в настоящее время возникает необходимость создания единого Международного Центра, который объединял и анализировал соответствующую статистику. К тому же имеющиеся различия в национальных законодательствах в отношении предупреждения и пресечения данных деяний не соответствуют реалиям глобализации и транснационализации фальсификации лекарств. В этих условиях ни одно из государств не может быть застраховано от массового наплыва подделок, зачастую неконтролируемо распространяемых через Интернет.
Таким образом, основными направлениями международного сотрудничества в области противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств:
развитие потенциала государств — участников в противодействии обороту фальсифицированных лекарственных средств;
предупреждение, выявление, раскрытие и расследование преступлений, связанных с оборотом лекарственного фальсификата, а также минимизация последствий от преступления;
содействие неотвратимости наказания за рассматриваемые преступления;
совершенствование правовой базы сотрудничества в противодействии обороту фальсифицированных лекарственных средств;
анализ факторов и условий, способствующих распространению фальсификации лекарств;
взаимодействие с гражданским обществом и средствами массовой информации в целых повышения эффективности противодействия обороту фальсифицированных лекарственных средств.
В рамках международного сотрудничества необходимо создать жесткий правовой механизм для поддержки уголовных преследований, создание целевых программ по противодействию обороту фальсифицированных лекарственных средств.
1. Дальбарханова Ж. Р. Теория и практика использования специальных знаний при расследовании отдельных видов транснациональных преступлений: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Алмата, 2007. С. 24.
2. Грибунов О. П. К вопросу о противодействии экстремизму на объектах транспорта // Вестник Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел России. 2013. № 3 (66). С.9−16.
3. Максимов С. В. Фальсификация лекарственных средств в России: опыт экспертного мониторинга // Государство и право. 2006. № 12. С. 48.
4. Федеральный закон РФ от 22.06.1998 № 86 «О лекарственных средствах» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3006. (документ утратил силу с 1 сентября 2010 года в связи с принятием Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ).
5. СКР возбудил первое в России уголовное дело по факту закупки и сбыта поддельных лекарств. URL: http://www.rosbalt.ru/moscow (дата обращения 09.04.2015).
6. В Ростове распространяли поддельные лекарства для ВИЧ-инфицированных. URL: http://www.rostov. aif.ru (дата обращения 03.02.2015).