Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Разработка задних дисковых тормозов легкового автомобиля

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рисунок 1 — Силы, действующие на мобильную машину при торможении на горизонтальном участке дороги Полученные формулы позволяют определить требуемые моменты трения, которые должны развивать проектируемые тормоза автомобиля для полного использования сцепления шин с дорогой и, тем самым, обеспечения максимальной эффективности торможения. Пренебрегая теплоотдачей в окружающую среду, можно считать что… Читать ещё >

Разработка задних дисковых тормозов легкового автомобиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ Кафедра:"Автомобили и бортовые информационноуправляющие системы"

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Методы расчета МГ и КМ»

Тема: Разработка задних дисковых тормозов легкового автомобиля СТУДЕНТ Терёхин С.А.

РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Меркулов А.В.

МОСКВА 2014 г Дано:

ma=1550 кг — Полная масса автомобиля ;

Va=185 км/ч — Максимальная заданная скорость движения автомобиля;

м/с2 — Коэффициент свободного падения;

fo=0,012 — Коэффициент сопротивления качению шин при минимальной скорости;

W=0,367 Н? с2/м4 — Коэффициент обтекаемости;

F=2 м2 — Лобовая площадь автомобиля;

175/65 R14 — Маркировка шины

mш =7 кг — масса шины

Ky = 1.15 — коэффициент увеличения мощности;

Значения устойчивых частот вращения двигателя:

nмин = 1000 мин; nN = 5600 мин; nV = 6200 мин;

iдоп = 1 — дополнительное передаточное число ;

ц = 0.6 — коэффициент сцепления;

mG = 0.66 — коэффициент перераспределение радиальных реакций по ведущим осям в режиме разгона массы автомобиля;

1. Аналитическое построение внешней скоростной характеристики двигателя

1.1 Определение максимальной мощности силовой установки Найдём численную величину веса автомобиля:

Н

Ga==15 200,25 Н

Сопротивление, приведённое к колёсам автомобиля, выражается через эмпирическую зависимость в общем виде:

f? = 0,160 056 601

В точке максимальной скорости движущая сила и сила сопротивления равны.

При этом суммарная сила сопротивления от дороги и окружающей среды на колёсах равна:, Н

Н В точке максимальной скорости движущая сила и сила сопротивления равны.

Pд = Pс = Н Вычислим мощность на ведущих колёсах Nк, v при Vмакс.

кВт

кВт

Эффективная мощность двигателя Ne, v и мощность Nк, v связаны через общий к.п.д. трансмиссии (Узтр, п). Принимаем, что автомобиль с колёсной формулой 4×2 имеет в перечне агрегатов трансмиссии трехвальную коробку передач с прямой передачей.

Обращаясь к пояснениям рис. находим Узтр, п на прямой передаче Узтр, п = 0,98· 0,96 = 0,9408 0,941

Эффективная мощность двигателя при максимальной скорости движения автомобиля равна:

кВт Определение опорных точек для внешней скоростной характеристики ДВС Потребуем от автомобиля более динамичного разгона. С этой целью зададим коэффициент увеличения мощности Кy = 1,15 и найдём максимальную мощность силовой установки NN.

NN = Ne, v · Кy, кВт

NN = · 1,15=152,792 кВт Внешняя скоростная характеристика ДВС, при описании этой зависимости аналитическим выражением, от выбора типа автомобиля может иметь две или три опорные точки. Коэффициент Ку задан больше единицы, что означает введение в расчёт ещё одной опорной точки-1. Третью точку Nmin вычислим, принимая Kmin = 0,15

Nmin= NN· Kmin, кВт

Nmin= 22,919 кВт

1.2 Построение внешней скоростной характеристики двигателя Имея бензиновых двигателей используем формулу Лейдермана с коэффициентами: а=1, b=1 и с=-1. Для того чтобы избежать неточности, отыщем искомую зависимость, разбив её на два участка: левую ветвь и правую ветви с общим максимальным значением ординаты для двух кубических парабол. Так как в действительности величина максимальных и минимальных оборотов «плавают» относительно nN, и через две точки можно провести только одну кубическую параболу с фиксированными коэффициентами (а, b, c,), найдём значение этих коэффициентов для двух кубических парабол — левой и правой с одними и тем же значением максимума NN при nN.

nмин = 1000 мин; nN = 5600 мин; nV = 6200 мин .

Вычислим коэффициенты для левой и правой ветви.

Для левой ветви:

к1л = = 0,16; к2л = (0,16) = 0,025; к3л = (0,16) =0,004;

б = = 0,15

cл = = -1,288 955 694;

bл =-1−2*(-1,288 955 694) = 1,577 911 389; aл = 2+ (-1,288 955 694) = 0,711 044 306

Проверка: -1,288 955 694+1,577 911 389+0,711 044 306= 1

Для правой ветви:

к1п = =0,9; к2п = (0,9)2 = 0.81; к3п =(0.9)3 = 0.72;

б п = = 0,87

cп = =-7,37; bп =-1−2 * (-7,37) = 4,37;

aп = 2−7,37= -5,37

Проверка: -7,37+ 4,37 — 5,37 = 1.

разбивая интервалы по оборотам верхней ветви на 11 участков и нижней на 6 участка (Дnл= 400 мин, Дnп= 150 мин), в результате вычислений, приводят к определению значений мощности и момента в заданных точках.

Эффективная мощность и крутящий момент двигателя в функции оборотов

Ne, i = NN•[ a· ], кВт

Me, i = (Ne, i*30*1000)/ (р*ne, i), Н* м

Таблица 1

точки

ne, мин-1

Ne, КВт

Me, Н? м

25,967

248,091

39,152

267,186

53,289

282,852

67,949

295,089

82,701

303,898

97,114

309,279

110,757

311,230

123,199

309,754

134,011

304,848

142,762

296,514

149,020

284,751

151,080

277,584

152,355

269,560

152,792

260,679

151,110

248,918

145,857

232,257

136,726

208,960

Внешняя скоростная характеристика ДВС.

Статический радиус колеса находим по эмпирическому равенству.

Маркировка шины 175/65 R14

r= 0,5· 14·25,4 + 0.65· 175·0,8 = 268,8 мм.

По уравнению искомая величина радиуса качения равна

rк = 268,8· 1,05 = 282,24 мм.

Полученное значение rк является необходимой составляющей при определении передаточного числа главной передачи i.

V = = 659,35 км/ч, и далее по равенству находим Находим главную передачу

i= = 3,56

Постоянное передаточное число главной передачи i в трансмиссии предназначено для увеличения крутящего момента двигателя, подводимого к ведущей оси, и согласования максимальной линейной скорости движения автомобиля с максимальными оборотами двигателя при этой скорости.

1.3 Определение передаточных чисел в механической коробке передач Найдём величины передаточных чисел в коробке передач, используя закон геометрической прогрессии. Зададим число разгонных ступеней в трёхвальной механической коробке передач n=4, с прямой передачей (i =1) с назначением ряда необходимых вспомогательных параметров, получим численный результат. Вспомогательные параметры: m =0,66; =0,85; Узтр, 1 = 0.98 0.98 0.96=0,921 984 0,922; i =1; Me, м. Отметим, в переменной Узтр, 1 — к.п.д. трансмиссии на первой передаче в формировании потерь участвует два зацепления в коробке передач (трёхвальная) и одно зацепление в главной передаче. Максимальное значение момента двигателя Me, м находится следующим образом. Вычисляем обороты соответствующие максимальному моменту

ne, м = -, мин-1

ne, м =-=3427,69 мин-1

и далее при этих оборотах c коэффициентами кубической параболы для левой ветви вычисляем значение мощности при максимальном моменте.

Ne, i= NN•[ a· ], кВт

Ne, i= 152,792•[ 0,71 104· ] = =111,662 кВт Подставляя Ne, м, рассчитываем величину максимального момента

Me, i = (Ne, i· 30·1000)/ (р· ne, i), Н· м Мe, м = = 311,239 Н· м С учетом всех найденных числовых величин передаточное число для первой передачи равно:

iк1 =? ,

i == 3,037

При определении передаточных чисел по закону геометрической прогрессии. Из простых преобразований ряда получено аналитическое выражение, определяющее закон построения передаточных чисел.

ik, j = ,

Находим передаточное число на второй передаче (m=2)

i== 2,097

на третьей передаче (m=3)

== 1,743

на четвертой передаче (m=4)

== 1,320

на пятой передаче (m=5)

== 1

Находим сумму передаточного числа трансмиссии:

Уiтр, 1=i0*ik1Уiтр, 1 = 10,825

Уiтр, 2 =i0*ik2Уiтр, 2 = 8,200

Уiтр, 3 =i0*ik3Уiтр, 3=6,211

Уiтр, 4 =i0*ik4Уiтр, 4 =4,705

Уiтр, 5 =i0*ik5Уiтр, 5 =3,564

Таблица 2.

Передачи

iк, j

3,037

2,097

1,743

1,320

Уiтр, j

10,825

8,200

6,211

4,705

3,564

(Уiтр, j)2

117,180

67,238

38,581

22,138

12,703

Узтр., j

0,922

0,922

0,922

0,922

0,941

1.4 Построение силового, мощностного балансов, динамического фактора и величин ускорений автомобиля Покажем, в качестве примера, конкретные вычисления параметров Vai, Pдi, Pfi, Pwi, Pci для первой точки и первой передачи.

Vai, j=, м/с

Va1,1= = 9,824 м/с В общем виде сила тяги на колёсах автомобиля вычисляется согласно зависимости.

Pдi, j=, Н

Pд1,1= = 8753,992 Н Сопротивление движению оказываемое дорогой при перекатывании колёс исчисляем как:

Pfi, j=Ga· f0·(1 +), Н

Pf1,1 = 15 200,251?0,012?(1+) = 183,287 Н Сопротивление движению от воздушной среды

Pwi, j= W· F·Va1,12/12.96, Н

Pw1,1= = 5,490 Н Суммарное сопротивление равно:

Pс1,1 =Pf1,1 + Pw1,1, Н

Pс 1,1 = 183,287+ 5,490 = 188,777 Н Силовой баланс по передачам, таблица 3

Первая передача ik1 = 3,031; iтр1 = 10,801

Точки i

Va1, км/ч

Pd1, Н

Pf1, Н

Pw1, Н

Pс1, Н

9,846

8753,992

183,287

5,490

188,777

13,828

9427,758

184,147

10,829

194,976

17,779

9980,544

185,286

17,902

203,187

21,730

10 412,350

186,709

26,742

213,451

25,680

10 723,177

188,418

37,350

225,768

29,631

10 913,024

190,411

49,727

240,137

33,582

10 981,891

192,688

63,871

256,559

37,533

10 929,779

195,251

79,784

275,034

41,484

10 756,687

198,098

97,464

295,562

45,434

10 462,615

201,230

116,913

318,142

49,385

10 047,564

204,646

138,129

342,776

51,361

9794,671

206,461

149,401

355,862

53,336

9511,533

208,347

161,114

369,462

55,312

9198,150

210,305

173,270

383,574

57,287

8854,522

212,333

185,867

398,200

59,262

8480,649

214,433

198,906

413,340

61,238

8076,532

216,604

212,388

428,992

Вторая передача ik2 =2,297; iтр2 = 8,187

Точки i

Va2,км/ч

Pд2, Н

Pf2, Н

Pw2, Н

Pс2, Н

12,991

7316,328

183,942

9,558

193,500

18,187

7879,441

185,420

18,733

204,153

23,383

8341,443

187,390

30,967

218,356

28,579

8702,334

189,852

46,259

236,111

33,776

8962,114

192,807

64,610

257,417

38,972

9120,782

196,255

86,019

282,274

44,168

9178,339

200,195

110,486

310,681

49,364

9134,786

204,627

138,012

342,640

54,561

8990,120

209,552

168,597

378,149

59,757

8744,344

214,970

202,240

417,210

64,953

8397,456

220,880

238,941

459,821

67,551

8186,096

224,020

258,439

482,459

70,149

7949,457

227,283

278,701

505,984

72,747

7687,541

230,669

299,728

530,397

75,346

7400,347

234,178

321,519

555,697

77,944

7087,876

237,810

344,075

581,885

80,542

6750,126

241,565

367,396

608,961

Третья передача ik3 =1,741; iтр3 = 6,205

Точки i

Va3,км/ч

Pд3, Н

Pf3, Н

Pw3, Н

Pс3, Н

17,140

5545,105

185,082

16,639

201,721

23,996

5971,894

187,655

32,612

220,266

30,852

6322,049

191,084

53,909

244,993

37,708

6595,571

195,371

80,531

275,902

44,564

6792,460

200,515

112,477

312,993

51,420

6912,717

206,517

149,748

356,265

58,276

6956,340

213,376

192,343

405,719

65,132

6923,330

221,093

240,262

461,355

71,988

6813,687

229,667

293,506

523,172

78,844

6627,411

239,098

352,074

591,172

85,701

6364,502

249,387

415,966

665,353

89,129

6204,310

254,853

449,909

704,761

92,557

6024,960

260,533

485,183

745,715

95,985

5826,451

266,427

521,788

788,215

99,413

5608,785

272,536

559,724

832,260

102,841

5371,960

278,859

598,991

877,850

106,269

5115,977

285,397

639,589

924,986

Четвертая передача ik4 =1,319; iтр4 = 4,703

Точки i

Va4,км/ч

Pд4, Н

Pf4, Н

Pw4, Н

Pс4, Н

22,615

3767,417

187,067

28,966

216,033

31,661

4057,382

191,545

56,773

248,318

40,707

4295,283

197,516

93,849

291,365

49,753

4481,117

204,979

140,194

345,173

58,799

4614,886

213,934

195,808

409,743

67,845

4696,590

224,383

260,692

485,074

76,891

4726,228

236,323

334,844

571,167

85,937

4703,801

249,757

418,265

668,022

94,983

4629,308

264,683

510,955

775,638

104,029

4502,749

281,102

612,915

894,016

113,075

4324,126

299,013

724,143

1023,156

117,598

4215,289

308,528

783,233

1091,762

122,121

4093,436

318,417

844,641

1163,057

126,644

3958,567

328,678

908,365

1237,044

131,167

3810,681

339,313

974,407

1313,720

135,690

3649,780

350,321

1042,766

1393,088

140,213

3475,861

361,702

1113,443

1475,145

Пятая передача ik5 =1; iтр5 = 3,564

Точки i

Va4,км/ч

Pд4, Н

Pf4, Н

Pw4, Н

Pс4, Н

29,839

2948,027

190,523

50,426

240,949

41,774

3174,927

198,318

98,834

297,153

53,710

3361,086

208,712

163,379

372,091

65,645

3506,502

221,704

244,060

465,764

77,581

3611,178

237,295

340,877

578,172

89,516

3675,111

255,484

453,830

709,314

101,452

3698,303

276,272

582,920

859,192

113,387

3680,754

299,657

728,146

1027,803

125,323

3622,462

325,642

889,508

1215,150

137,258

3523,430

354,225

1067,006

1421,230

149,194

3383,656

385,406

1260,640

1646,046

155,161

3298,490

401,971

1363,508

1765,479

161,129

3203,140

419,186

1470,411

1889,596

167,097

3097,604

437,050

1581,347

2018,397

173,065

2957,856

455,564

1696,317

2151,881

179,032

2759,870

474,727

1815,322

2290,049

185,000

2432,901

494,540

1938,360

2432,901

Силовой баланс автомобиля Проводим расчёт по равенствам:

Эффективной мощности двигателя и мощности на колёсах:

N=, кВт; Ne1,1= кВт;

N=, кВт; Nk1,1= кВт;

Мощности внешних сопротивлений:

N=, кВт; Nf, 1 = = 0,501 кВт;

N=, кВт; Nw, 1= = 0,015 кВт;

N= N+ N, кВт; Nc, 1= 0,501 + 0,015=0,516 кВт

Мощностной баланс, таблица 4.

Первая передача

Точки i

Nc, 1

Nw, 1

Nf, 1

Nk, 1

Ne, 1

0,516

0,015

0,501

23,941

25,967

0,749

0,042

0,707

36,213

39,276

1,003

0,088

0,915

49,289

53,459

1,288

0,161

1,127

62,849

68,166

1,610

0,266

1,344

76,493

82,964

1,977

0,409

1,567

89,824

97,423

2,393

0,596

1,797

102,443

111,109

2,867

0,832

2,036

113,952

123,592

3,406

1,123

2,283

123,952

134,438

4,015

1,476

2,540

132,045

143,216

4,702

1,895

2,807

137,834

149,494

5,077

2,131

2,946

139,739

151,561

5,474

2,387

3,087

140,919

152,841

5,893

2,662

3,231

141,323

153,279

6,337

2,958

3,379

139,767

151,591

6,804

3,274

3,530

134,909

146,322

7,297

3,613

3,685

125,422

136,033

Вторая передача

Точки i

Nc, i

Nw, i

Nf, i

Nk, i

Ne, i

0,698

0,034

0,664

24,435

26,502

1,031

0,095

0,937

36,842

39,958

1,418

0,201

1,217

50,145

54,387

1,874

0,367

1,507

63,940

69,350

2,415

0,606

1,809

77,822

84,405

3,056

0,931

2,125

91,384

99,115

3,812

1,356

2,456

104,222

113,039

4,698

1,892

2,806

115,931

125,738

5,731

2,555

3,176

126,105

136,773

6,925

3,357

3,568

134,339

145,704

8,296

4,311

3,985

140,228

152,091

9,053

4,849

4,204

142,166

154,193

9,860

5,431

4,429

143,366

155,495

10,718

6,057

4,661

143,778

155,941

11,630

6,729

4,901

142,194

154,224

12,598

7,450

5,149

137,252

148,863

13,624

8,220

5,404

127,601

138,395

Третья передача

Точки i

Nc, 3

Nw, 3

Nf, 3

Nk, 3

Ne, 3

0,960

0,079

0,881

24,435

26,502

1,468

0,217

1,251

36,842

39,958

2,100

0,462

1,638

50,145

54,387

2,890

0,844

2,046

63,940

69,350

3,875

1,392

2,482

77,822

84,405

5,089

2,139

2,950

91,384

99,115

6,568

3,114

3,454

104,222

113,039

8,347

4,347

4,000

115,931

125,738

10,462

5,869

4,593

126,105

136,773

12,947

7,711

5,237

134,339

145,704

15,839

9,902

5,937

140,228

152,091

17,448

11,139

6,310

142,166

154,193

19,172

12,474

6,698

143,366

155,495

21,016

13,912

7,104

143,778

155,941

22,983

15,457

7,526

142,194

154,224

25,077

17,111

7,966

137,252

148,863

27,305

18,880

8,425

127,601

138,395

Четвертая передача

Точки i

Nc, 4

Nw, 4

Nf, 4

Nk, 4

Ne, 4

1,997

0,418

1,579

24,435

25,967

3,448

1,147

2,301

36,842

39,152

5,551

2,438

3,114

50,145

53,289

8,493

4,450

4,043

63,940

67,949

12,460

7,346

5,114

77,822

82,701

17,638

11,285

6,353

91,384

97,114

24,213

16,427

7,786

104,222

110,757

32,372

22,934

9,438

115,931

123,199

42,302

30,965

11,336

126,105

134,011

54,188

40,682

13,506

134,339

142,762

68,217

52,244

15,972

140,228

149,020

76,093

58,768

17,325

142,166

151,080

84,575

65,813

18,762

143,366

152,355

93,685

73,399

20,286

143,778

152,792

103,448

81,548

21,901

142,194

151,110

113,887

90,278

23,609

137,252

145,857

125,024

99,610

25,414

125,024

132,863

Пятая передача

Точки i

Nc, 5

Nw, 5

Nf, 5

Nk, 5

Ne, 5

N*

1,357

0,182

1,175

21,904

23,278

29,934

2,184

0,499

1,685

33,026

35,097

41,907

3,295

1,061

2,233

44,952

47,770

53,881

4,770

1,938

2,833

57,318

60,912

65,854

6,692

3,198

3,494

69,762

74,136

77,828

9,142

4,913

4,229

81,919

87,056

89,801

12,199

7,152

5,048

93,428

99,286

101,775

15,947

9,985

5,962

103,924

110,440

113,748

20,465

13,481

6,983

113,044

120,132

125,722

25,834

17,711

8,123

120,425

127,976

137,695

32,137

22,745

9,392

125,705

133,586

149,669

35,664

25,585

10,078

127,442

135,433

155,655

39,454

28,652

10,801

128,518

136,576

161,642

43,518

31,955

11,563

128,887

136,968

167,629

47,866

35,503

12,363

127,468

135,460

173,616

52,508

39,304

13,204

123,037

130,751

179,602

57,454

43,366

14,088

114,385

121,557

185,589

Nk*- Величина подводимой мощности от двигателя к колесу на прямой передаче.

Мощностной баланс

Изменение величин динамического фактора по передачам Di, j рассчитываются по зависимости,

D1,1

Величины динамического фактора в функции скорости массы автомобиля по передачам.

Таблица 5.

Первая передача

Вторая передача

Точки i

Va1

D, 1

Точки i

Va2

D, 2

9,846

0,576

12,991

0,445

13,828

0,620

18,187

0,479

17,779

0,655

23,383

0,506

21,730

0,683

28,579

0,527

25,680

0,703

33,776

0,541

29,631

0,715

38,972

0,550

33,582

0,718

44,168

0,552

37,533

0,714

49,364

0,547

41,484

0,701

54,561

0,536

45,434

0,681

59,757

0,519

49,385

0,652

64,953

0,496

51,361

0,635

67,551

0,481

53,336

0,615

70,149

0,466

55,312

0,594

72,747

0,448

57,287

0,566

75,346

0,426

59,262

0,526

77,944

0,394

61,238

0,471

80,542

0,351

Третья передача

Четвертая передача

Точки i

Va3

D, 3

Точки i

Va4

D, 4

17,140

0,337

22,615

0,227

23,996

0,361

31,661

0,243

30,852

0,381

40,707

0,255

37,708

0,396

49,753

0,264

44,564

0,406

58,799

0,268

51,420

0,411

67,845

0,269

58,276

0,411

76,891

0,266

65,132

0,406

85,937

0,259

71,988

0,396

94,983

0,248

78,844

0,380

104,029

0,234

85,701

0,360

113,075

0,216

89,129

0,348

117,598

0,205

92,557

0,335

122,121

0,194

95,985

0,320

126,644

0,181

99,413

0,302

131,167

0,166

102,841

0,277

135,690

0,146

106,269

0,242

140,213

0,120

Пятая передача

Точки i

Va5

D, 5

29,839

0,191

41,774

0,202

53,710

0,210

65,645

0,215

77,581

0,215

89,516

0,212

101,452

0,205

113,387

0,194

125,323

0,180

137,258

0,162

149,194

0,140

155,161

0,127

161,129

0,114

167,097

0,100

173,065

0,083

179,032

0,062

185,000

0,033

Динамический фактор автомобиля

По условию расчёта заданная колёсная формула автомобиля 4×2. Из справочника масса шины маркировки 175/65 R14 составляет mш =7 кг. Обод колеса выполнен из лёгкого сплава. Из опытных данных соотношение массы обода к массе шины составляет:

= (0,35…0,5)? mш — легкие сплавы.

Назначим величину частного равного 0,5 и подсчитаем массу колеса в сборе: mк = 7 + 0,5· 7 = 10,5 кг.

момент инерции одного колеса вычисляется по формуле

Iк =

Iк = = 0,37 174 кг? м2

Суммарный момент инерции всех четырёх колёс одинарной ошиновки

IУк=0,37 174*4=1,48 697 кг? м2

По равенству mУк = IУк /(rст)2

mУк=1,48 697/(0,282)2= 18,666 кг Собственно обобщённый момент инерции двигателя найдём по формуле:

Iд=, кг? м2

Iд = 380· = 0,390 кг? м2

Выполняя приведение Iд к поступательному движению с учётом зависимости, получим приращение массы на первой передаче от обобщенного момента инерции двигателя.

mд =, кг

mд= кг Найдём значение mУ*, которое для всех передач является величиной постоянной.

mУ* = 1560+ 18,666= 1568,667 кг.

Составляющие массы автомобиля от вращающихся деталей трансмиссии по передачам.

Таблица 6.

Передача

mа, кг

mУк, кг

18,666

18,666

18,666

18,666

18,666

mд, кг

571,537

328,305

188,587

108,329

62,227

mУ, кг

2140,203

1896,972

1757,253

1676,995

1630,893

mУ*, кг

1568,667

1568,667

1568,667

1568,667

1568,667

Ускорение в качестве примера приведём расчёт ускорений для точек 1 и 3 на первой и второй передачах.

jai, j =

Первая точка первой передачи

ja1,1 = = 4,002 м/с2

Третья точка второй передачи

ja2,3 = = 3,955 м/с2

Величины ускорений массы автомобиля по передачам.

Таблица 7.

Первая передача

Вторая передача

Точки i

Va1

ja1

Точки i

Va2

ja2

9,846

4,002

12,991

3,468

13,828

4,314

18,187

3,737

17,779

4,568

23,383

3,955

21,730

4,765

28,579

4,121

25,680

4,905

33,776

4,237

29,631

4,987

38,972

4,301

33,582

5,011

44,168

4,314

37,533

4,978

49,364

4,276

41,484

4,888

54,561

4,187

45,434

4,740

59,757

4,046

49,385

4,535

64,953

3,855

51,361

4,410

67,551

3,740

53,336

4,272

70,149

3,612

55,312

4,119

72,747

3,471

57,287

3,918

75,346

3,289

59,262

3,636

77,944

3,035

61,238

3,245

80,542

2,686

Третья передача

Четвертая передача

Точки i

Va3

ja3

Точки i

Va4

ja4

17,140

2,806

22,615

1,950

23,996

3,020

31,661

2,091

30,852

3,190

40,707

2,197

37,708

3,317

49,753

2,267

44,564

3,399

58,799

2,303

51,420

3,438

67,845

2,303

58,276

3,433

76,891

2,268

65,132

3,384

85,937

2,198

71,988

3,291

94,983

2,092

78,844

3,154

104,029

1,952

85,701

2,973

113,075

1,776

89,129

2,867

117,598

1,675

92,557

2,749

122,121

1,566

95,985

2,620

126,644

1,447

99,413

2,457

131,167

1,303

102,841

2,235

135,690

1,116

106,269

1,934

140,213

0,872

Пятая передача

Точки i

Va5

Ja5

29,839

1,660

41,774

1,765

53,710

1,833

65,645

1,864

77,581

1,860

89,516

1,819

101,452

1,741

113,387

1,627

125,323

1,476

137,258

1,289

149,194

1,065

155,161

0,940

161,129

0,805

167,097

0,662

173,065

0,494

179,032

0,288

185,000

0,000

Ускорение автомобиля.

1.5 Алгоритм расчёта для построения графической зависимости пути, скорости и времени разгона массы автомобиля Падение скорости и величину пути при заданном времени переключения передач tп = 1,5 c

Рассчитаем падение линейной скорости автомобиля и значение пути при переходе с первой передачи на вторую.

км/ч

= ((61,238/3,6) — = 59,761 км/ч

м

S = (61,238/3,6)· 1,5 — = 25,208

Находим начальную точку разгона массы по оборотам двигателя для следующей передачи:

na, мин-1

na2 = = 4600,317 мин-1

Изменение скорости и пути припереключении передач.

Таблица 8

Порядок переключения передач

Vп, км/ч

Sп, М.

naj

мин

tп,

c.

С 1 — ой на 2-ую

59,761

25,208

4600,317

1,5

Со 2-ой на 3-ую

78,446

33,122

4576,728

1,5

С 3-ей на 4-ую

103,084

43,615

4558,232

1,5

С 4-ой на 5-ую

135,135

57,364

4528,848

1,5

Расчёт приращения времени t1,1 для первой передачи и первого интервала i=1 и i+1:

ti, j=, с

t1,1= = 0,266 с.

Приращение пути для выбранного интервала:

Si, j=, м

S1,1= = 0,875 м.

Время и путь разгона автомобиля с учётом параметров переключения передач. Таблица 9

ПЕРВАЯ ПЕРЕДАЧА

Vai,

км/ч

ДVаi,

м/с

Vасрi,

м/с

Jасрi,

м/с2

ДSi, м

Дti, с

УSi, м

УТi, с

9,846

13,828

1,106

3,288

4,158

0,875

0,266

0,875

0,266

17,779

1,097

4,390

4,441

1,085

0,247

1,959

0,513

21,730

1,097

5,487

4,667

1,290

0,235

3,250

0,748

25,680

1,097

6,585

4,835

1,495

0,227

4,744

0,975

29,631

1,097

7,682

4,946

1,705

0,222

6,449

1,197

33,582

1,097

8,780

4,999

1,927

0,220

8,376

1,417

37,533

1,097

9,877

4,995

2,170

0,220

10,547

1,636

41,484

1,097

10,975

4,933

2,441

0,222

12,988

1,859

45,434

1,097

12,072

4,814

2,752

0,228

15,740

2,087

49,385

1,097

13,169

4,637

3,117

0,237

18,857

2,324

51,361

0,549

13,992

4,472

1,717

0,123

20,574

2,446

53,336

0,549

14,541

4,341

1,838

0,126

22,412

2,573

55,312

0,549

15,090

4,195

1,974

0,131

24,385

2,703

57,287

0,549

15,639

4,018

2,136

0,137

26,521

2,840

59,262

0,549

16,187

3,777

2,352

0,145

28,873

2,985

61,238

0,549

16,736

3,440

2,669

0,159

31,542

3,145

ВТОРАЯ ПЕРЕДАЧА

Vai, км/ч

ДVаi, м/с

Vасрi, м/с

Jасрi, м/с2

ДSi, м

Дti, с

УSi, м

УТi, с

12,991

18,187

23,383

28,579

33,776

38,972

44,168

49,364

54,561

59,757

64,953

1,443

17,321

3,951

6,328

0,365

37,943

3,545

67,551

0,722

18,403

3,797

3,498

0,190

41,441

3,735

70,149

0,722

19,125

3,676

3,755

0,196

45,196

3,932

72,747

0,722

19,847

3,541

4,045

0,204

49,240

4,135

75,346

0,722

20,568

3,380

4,392

0,214

53,632

4,349

77,944

0,722

21,290

3,162

4,860

0,228

58,492

4,577

80,542

0,722

22,012

2,860

5,554

0,252

64,046

4,829

ТРЕТЬЯ ПЕРЕДАЧА

Vai, км/ч

ДVаi, м/с

Vасрi, м/с

Jасрi, м/с2

ДSi, м

Дti, с

УSi, м

УТi, с

17,140

23,996

30,852

37,708

44,564

51,420

58,276

65,132

71,988

78,844

1,904

20,949

3,223

12,380

0,591

69,159

5,251

85,701

1,904

22,853

3,064

14,206

0,622

83,364

5,873

89,129

0,952

24,282

2,920

7,918

0,326

91,282

6,199

92,557

0,952

25,234

2,808

8,558

0,339

99,840

6,538

95,985

0,952

26,186

2,685

9,288

0,355

109,129

6,893

99,413

0,952

27,138

2,538

10,180

0,375

119,309

7,268

102,841

0,952

28,091

2,346

11,404

0,406

130,713

7,674

106,269

0,952

29,043

2,084

13,270

0,457

143,983

8,131

ЧЕТВЕРТАЯ ПЕРЕДАЧА

Vai, км/ч

ДVаi, м/с

Vасрi, м/с

Jасрi, м/с2

ДSi, м

Дti, с

УSi, м

УТi, с

22,615

31,661

40,707

49,753

58,799

67,845

76,891

85,937

94,983

104,029

2,513

27,641

2,022

34,347

1,243

182,410

10,371

113,075

2,513

30,153

1,864

40,645

1,348

223,055

11,719

117,598

1,256

32,038

1,726

23,323

0,728

246,378

12,447

122,121

1,256

33,294

1,620

25,814

0,775

272,191

13,222

126,644

1,256

34,551

1,506

28,818

0,834

301,009

14,057

131,167

1,256

35,807

1,375

32,720

0,914

333,729

14,970

135,690

1,256

37,063

1,209

38,507

1,039

372,236

16,009

140,213

1,256

38,320

0,994

48,449

1,264

420,685

17,274

ПЯТАЯ ПЕРЕДАЧА

Vai, км/ч

ДVаi, м/с

Vасрi, м/с

Jасрi, м/с2

ДSi, м

Дti, с

УSi, м

УТi, с

29,839

41,774

53,710

65,645

77,581

89,516

101,452

113,387

125,323

137,258

3,315

36,470

1,383

87,457

2,398

417,165

17,523

149,194

3,315

39,785

1,177

112,048

2,816

529,213

20,340

155,161

1,658

42,272

1,003

69,884

1,653

599,097

21,993

161,129

1,658

43,929

0,873

83,444

1,900

682,542

23,893

167,097

1,658

45,587

0,734

103,016

2,260

785,558

26,152

173,065

1,658

47,245

0,578

135,507

2,868

921,065

29,021

179,032

1,658

48,902

0,391

207,258

4,238

1128,32

33,259

185,000

1,658

50,560

0,144

581,882

11,509

1710,20

44,767

Скорость и путь разгона автомобиля.

1.7 Топливно-экономическая характеристика Топливной экономичностью называется совокупность свойств, определяющих расходы топлива при выполнении автомобилем транспортной работы в различных условиях эксплуатации. Топливная экономичность автомобиля определяется почасовым расходом топлива Gт (кг/ч) — масса топлива, расходуемая в один час, и удельным расходом топлива gе (г/кВт?ч) ;

масса топлива, расходуемого в один час на единицу мощности двигателя.

Топливно-экономическую характеристику автомобиля строим для случая равномерного движения на высшей передаче по дорогам с тремя значениями коэффициента сопротивления дороги ш .

Расход двигателя в литрах на 100 км пробега определим по формуле

Q =, л/100 км,

где gе? удельный расход топлива, г/кВт ч; Ne — мощность двигателя, необходимая для движения автомобиля в заданных условиях кВт;

гт? плотность топлива, кг/л; для бензина гт = 0,725 кг/л, для дизельного топлива гт = 0,825 кг/л.

2. Функциональный и прочностной расчет тормозной системы

2.1 Расчет максимально возможного тормозного момента Прежде чем проектировать тормоза мобильных машин необходимо знать величину максимально возможного тормозного момента, который может быть реализован в определенных условиях эксплуатации машины и уже потом, с учетом найденной величины максимально возможного реализуемого момента, приступить к проектированию тормозов.

Из рассмотрения сил, действующих на мобильную машину при установившемся торможении на горизонтальном участке дороги (рисунок 1), определяем максимальные моменты трения переднего и заднего тормозов проектируемой машины, исходя из условия полного использования сцепления шин с дорогой:

M1 =(ц?r?m?g/(n1?L))?(b+ц?h), Н? м,

M2=(ц?r?m?g/(n2?L))?(a-ц?h), Н? м,

где М1, М2 — максимально возможные моменты трения передних и задних тормозов соответственно в случае одновременного торможения всеми колесами автомобиля;

ц — коэффициент сцепления шин с дорогой, ц = 0.8;

r — радиус качения колеса, r= 0,282 м ;

т — масса автомобиля, т = 975 кг;

а = 1.1068 м, b = 1.0732 м, h = 0.6374 м — координаты центра масс автомобиля;

L — база автомобиля, L = 2.18 м;

;

.

Таким образом, как видно из проведенных расчетов, момент трения на задних колесах меньше чем на передних.

Рисунок 1 — Силы, действующие на мобильную машину при торможении на горизонтальном участке дороги Полученные формулы позволяют определить требуемые моменты трения, которые должны развивать проектируемые тормоза автомобиля для полного использования сцепления шин с дорогой и, тем самым, обеспечения максимальной эффективности торможения.

2.2 Расчет основных геометрических параметров тормозов Для определения основных геометрических параметров однодискового заднего тормоза воспользуемся формулой для расчета величины тормозного момента, Нм,

где коэффициент трения,; средний радиус трения; сила прижимающая накладку к диску ,

Н,

где q — давление жидкости в гидроприводе тормозов;

d — диаметр тормозного цилиндра, м;

Принимаем средний радиус трения Rc = 0.093 м. Давление жидкости в гидроприводе для автомобилей q = 8 — 9 МПа. Принимаем q = 9 МПа. Из выражения определяем силу прижимающую накладку к диску:

Из выражения определяем диаметр тормозного цилиндра:

Основным показателем для окончательного выбора размеров фрикционных накладок является максимальная удельная нагрузка, создаваемая в контакте поверхностей трения тормоза

где F — площадь поверхности трения накладки.

Для дисковых тормозов допустимое значение удельной нагрузки на накладку не должно превышать 500. Принимаем. Тогда площадь поверхности трения накладки равна:

Также площадь поверхности трения накладки можно определить по формуле

где — центральный угол кольцевого сегмента накладки;

R, r — наружный и внутренний радиусы кольцевого сегмента накладки.

Для определения R и r составим систему уравнений:

.

Приняв, получаем

откуда:

.

Для определения диаметра главного цилиндра воспользуемся отношением

где диаметр главного цилиндра, м;

диаметр колесного цилиндра, м.

Принимая 3 и получаем

2.3 Расчет показателей эффективности тормозов Эффективность тормозов оценивается в основном тормозным путем и установившемся замедлением. Приравнивая силу инерции автомобиля и суммарную тормозную силу, найдем выражение для установившегося замедления:

j = ц * g = 0.8 * 9.81 = 7.848 м/с2,

Максимально возможный путь торможения с начальной скоростью 60 км/ч при гидравлическом приводе тормозов рассчитывают по формуле:

S=0.125V0 +V02 /(2?j), м ,

где S — тормозной путь, м;

V0 — начальная скорость торможения, м/с;

V0 = 60 км/ч = 16.66 м/c;

S=0.125?16.66+16.662/2? 7.845 = 19.8 м.

Полученное выражение справедливо для случая одновременного торможения передними и задними колесами автомобиля.

2.4 Расчет показателей энергоемкости тормозов Способность тормозов поглощать и быстро рассеивать накопленное тепло, без существенного снижения эффективности действия, называется энергоемкостью, о которой судят, косвенно, по удельной работе трения тормозов и приросту температуры за одно торможение на фрикционные накладки.

Процесс интенсивного торможения продолжается весьма краткое время, поэтому пренебрегают теплоотдачей в окружающую среду и в соседние, нерабочие участки диска. Тогда удельная работа трения тормоза выразится как:

L=0.051Z1V02/ 2 °F ,

где Z1 — нормальная реакция дороги при торможении на колеса;

V0 — начальная скорость торможения, V0 = 16.66 м/c;

Fплощадь накладок рассчитываемого тормоза. Расчитываем нормальную реакцию дороги на заднее колесо:

Z=(Мg/(2L))(b+цh),

Определим удельную работу трения:

Z 1=(975 ?9.81/(2?2.18))?(1.0732+0.8?0.637)=3469.4 Н.

Lm= 0.051?3469.4? (16.66)2 / (2? 0.227) = 1081 Н * м/см2 < 2000 Н * м/см2.

Пренебрегая теплоотдачей в окружающую среду, можно считать что вся работа трения превращается в тепло. Тогда прирост температуры диска за одно торможение выразится, как где m — масса кольцевой части диска, непосредственно примыкающей к по-верхности трения, где R, r — наружный и внутренний радиусы поверхности трения диска, м;

b — толщина диска, м;

р — плотность материала диска, для стали р = 7.83 ;

c — теплоемкость материала диска, для стали .

Температура находится в допустимых пределах.

3. Устройство задней подвески автомобиля

На автомобиле установлена торсионно-рычажная подвеска задних колес (рисунок 2). Направляющим устройством подвески являются два продольных рычага 2, соединенных между собой упругим соединителем 19. Так как соединитель значительно смещен вперед от оси колес, то по своим кинематическим свойствам подвеска соответствует независимой подвеске на продольных рычагах. Независимость хода каждого колеса обеспечивается за счет скручивания усилителя, имеющего U-образное сечение, которое обладает большой жесткостью на изгиб и малой — на кручение. Продольные рычаги 2 выполнены из трубы. Они приварены к соединителю 19 через усилители рычагов и образуют вместе с соединителем единую балку, шарнирно подвешенную через кронштейны 3 к кузову. Каждый рычаг подвески спереди имеет втулку, в которую запрессован резинометаллический шарнир 32, состоящий из резиновой 4 и металлической 5 втулок. Через распорную втулку 5 проходит болт 6, соединяющий рычаг подвески со штампованным кронштейном 3, который крепится к кронштейну 7 кузова приварными болтами с гайками и шайбами. На болт крепления рычага навертывается самоконтрящаяся гайка. К задней части рычагов приварены кронштейны 31 с проушинами для крепления амортизаторов и фланцами 29 для крепления болтами оси 20 ступицы заднего колеса и щита тормозного механизма заднего колеса. Упругие элементы подвески состоят из пружины 12 и буфера 14 хода сжатия. Пружина выполнена из пружинной стали круглого сечения. Она установлена на амортизаторе 18 и опирается нижней частью на чашку 17, а верхней — в опору 9, приваренную к внутренней арке кузова. Нижняя опорная чашка пружины приварена к амортизатору. Между пружиной и верхней опорой установлена изолирующая резиновая прокладка 11. Пружины задней подвески, как и передней, под контрольной нагрузкой по длине делятся на два класса — А и Б. Пружины класса, А маркируются желтой краской по внешней стороне средних витков, класса Б — зеленой. Буфер 14 хода сжатия выполнен из полиуретана. Он установлен на штоке амортизатора внутри пружины подвески. Сверху буфер упирается в крышку защитного кожуха 16, а при включении в работу — на опору буфера, которая напрессована на верхнюю часть резервуара амортизатора. На наружной поверхности буфера выполнены кольцевые канавки, определяющие место его деформации. Защитный кожух 16 предохраняет от загрязнения и механических повреждений шток 15 амортизатора и буфер 14 хода сжатия. Кожух изготовлен из резины, имеет гофрированную форму для изменения длины при ходах подвески. В верхней части кожуха выполнена изнутри кольцевая канавка, в которую заходит отбортованная часть стальной крышки. Нижняя часть кожуха, за счет своей упругости, поджимается к опорной чашке пружины подвески. К фланцу рычага подвески четырьмя болтами крепится ось 20 заднего колеса. Одновременно с осью этими же болтами крепится щит 26 тормозного механизма заднего колеса. На оси на двухрядном шариковом подшипнике вращается ступица 1 заднего колеса. Ступица крепится на оси гайкой 22 с упорной шайбой 24. Гайка фиксируется на оси обжимом ее пояска в паз оси. Подшипник 25 в ступице фиксируется стопорным кольцом 27. Подшипник закрытого типа, с закладной «вечной» смазкой. С внутренней стороны ступица уплотняется двумя грязеотражательными кольцами 28, одно из которых приварено к ступице колеса, другое к фланцу оси. Между ними образуется лабиринтное уплотнение. Снаружи полость ступицы закрывается колпаком 21. Между ступицей и колпаком устанавливается уплотнительное кольцо 23. Подшипник ступицы колеса в процессе эксплуатации автомобиля не смазывается и не регулируется. К ступице колеса четырьмя болтами крепится диск колеса. Амортизатор 18 задней подвески гидравлический телескопический двухстороннего действия. Нижней проушиной амортизатор крепится к кронштейну 31 нижнего рычага подвески болтом с самоконтрящейся гайкой. Верхнее крепление амортизатора штырьевое: шток крепится к верхней опоре 9 пружины через две резиновые подушки 13 и опорную шайбу 8. Между шайбой и крышкой защитного кожуха установлена распорная втулка 10.

1. Ступица заднего колеса; 2. Рычаг задней подвески; 3. Кронштейн креплений рычага подвески; 4. Резиновая втулка шарнира рычага; 5. Распорная втулка шарнира рычага; 6. Болт крепления рычага задней подвески; 7. Кронштейн кузова; 8. Опорная шайба крепления штока амортизатора; 9. Верхняя опора пружины подвески; 10. Распорная втулка; 11. Изолирующая прокладка пружины подвески; 12. Пружина задней подвески; 13. Подушки крепления штока амортизатора; 14. Буфер хода сжатия; 15. Шток амортизатора; 16. Защитный кожух амортизатора; 17. Нижняя опорная чашка пружины подвески; 18. Амортизатор; 19. Соединитель рычагов; 20. Ось ступицы: 21. Колпак; 22. Гайка крепления ступицы колеса; 23. Уплотнительное кольцо; 24. Шайба подшипника; 25. Подшипник ступицы; 26. Щит тормоза; 27. Стопорное кольцо; 28. Грязеотражатель; 29. Фланец рычага подвески; 30. Втулка амортизатора; 31. Кронштейн рычага с проушиной для крепления амортизатора; 32. Резинометаллический шарнир рычага подвески.

Рисунок 2. Задняя подвеска автомобиля.

3.1 Плавность хода Определим частоту колебаний кузова:

мм где G — 85 000 МПа;

r — радиус витка, r = 57 мм;

Pp — нагрузка на упругий элемент

np — число рабочих витков, np =12;

d — диаметр проволоки, d =12 мм.

Нагрузка на упругий элемент (рисунок 3):

где Rz — реакция опоры колеса;

gk — масса колеса, gk = 18,667 кг;

где m — коэффициент перераспределения по осям, m = 0,56;

G — масса автомобиля, G =1550 кг.

Рисунок 3.

Динамический прогиб подвески лежит в пределах, для легковых автомобилей 10−14 см.

Конструктивно низкая частота колебаний определяется соотношением массы подвески и жесткости амортизаторов.

где Ммасса подвески, М = 380 кг [1];

Ср — жесткость амортизаторов, Ср = 45,2 кН/м.

Конструктивно высокая частота колебаний определяется отношением суммарной жесткости подвески шин и массы не подвешенных элементов подвески:

где См — жесткость шин, См = 400 кН/м;

m — масса не подвешенных элементов, m = 150 кг.

Прогиб упругого элемента равен перемещению колес относительно кузова:

fp = fk = 100 мм.

Напряжение кручения пружины:

где k — коэффициент упругости, k = 1.1;

r — радиус витка, r = 57 мм;

d — диаметр пружины, d = 12 мм.

3.2 Прямолинейное движение Силы, нагружающие направляющее устройство.

Нормальные реакции на колесах (при выжатой нагрузки на колеса):

Rz1 — gn = Rz1 — gk = m1 * G½ * gk = 233.6 Н Тормозные силы:

PT = Rz1*ц = Rz2 * ц = 186.88 H

Тормозной момент:

M1 = PT * rКолеса = 186.88 * 0.286 = 53.45 Н*м Боковые силы:

R1 = R2 = 0.

Запас.

Силы, нагружающие направляющее устройство:

Нормальные реакции на колесах (при выжатой нагрузке на колеса) при запасе:

Hg — высота центра тяжести, Hg = 0,55 м;

В — ширина колес, В = 0,305 м [1];

Боковые силы:

3.3 Основные требования к подвеске:

Частота колебаний кузова:

где f — статический прогиб подвески, f = 149 мм [1];

Вес не подрессоренных масс:

GНМ = 1029 H;

G20' = 3724 H на одно колесо 1862 Н — частичная нагрузка;

G20' = 5488 H на одно колесо 2744 Н — полная нагрузка.

Динамический ход

Fg — динамический ход подвески, Fg = 149 мм.

Жесткость пружины:

CP1 = G20'/ f0 = 1862/149 = 12.5 H/мм;

Статический прогиб при полной нагрузке:

F20'= G20'/ CP1 = 2744/12,5 = 219 мм Величина хода подвески до включения ограничителя хода:

f' = ke' * fg, где ke' = 0.6−0.7;

f' = 0,6 * 149 = 80,4 мм Прогиб подвески при работе:

Fox = fg — f' = 149 — 80.4 = 68,8 мм Коэффициент динамичности: kg = 3;

Максимальная нагрузка возникающая в конце полного хода сжатия:

Gmax = G20' * kg = 2744 * 3 = 8232 Н;

Жесткость ограничения хода Суммарная жесткость:

CУ = CP1 + GOX = 12.5 + 71.4 = 83.9 Н/мм Максимальное перемещение колеса:

fmax = f20' +fg = 219 + 149 = 368 мм

3.4 Расчет амортизатора.

Площадь нагруженной поверхности амортизатора:

где б — коэффициент теплоотдачи б = 50.70;

Tmax = 120. 130 0;

TB — температура окружающей среды, 20 0С.

A — работа перемещаемая амортизатором, А = 45 000 Дж;

t — время, 1 ч.

Наружный диаметр цилиндра резервуара амортизатора:

l — Длина корпуса телескопического амортизатора, l = 0,163 мм.

Площадь поперечного сечения поршня:

Список использованных источников

1. Автомобиль: Устройство, техническое обслуживание и ремонт/А.Д. Просвирин, А. И. Гор, Б. А. Дехтяр и др. — М.: Транспорт, 1984. — 304 с., ил., табл. дисковый тормоз скоростной подвеска

2. Краткий автомобильный справочник. Том 3. Легковые автомобили. Часть 2 / Кисуленко Б. В. и др. — М: Компания «Автополис-Плюс», НПСТ «Трансконсалтинг», 2004. — 560с., ил., табл.

3. Некрасов В. И. Методические указания к выполнению курсовой и контрольной работ по дисциплинам «Устройство автомобилей» «Основы конструкции ТТМ» для студентов специальностей 190 601 АТХ, 190 603 СТЭ очной, заочной и заочно-сокращенной форм обучения. — Сургут: СИНГ, 2008 г. — 33с.

4. Автомобили: Теория и конструкция автомобиля и двигателя: Учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования / В. К. Вахламов, М. Г. Шатров, А. А. Юрчевский; Под ред. А. А. Юрчевского. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 816 с.

5.Расчет тягово-динамических свойств автотранспортных средств. Галевский Е. А., Маков П. В. Москва 2009. 43с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой