Экономика и управление на предприятии
В тоже время надо знать о том, что кредиторы ООО могут при истребовании задолженности возбудить процедуру банкротства юридического лица, в процессе которой могут быть привлечены к субсидиарной, то есть дополнительной ответственности участники (учредители) и руководители ООО. Если судом будет доказано, что ООО приведено к состоянию неплатежеспособности в результате действий или бездействия… Читать ещё >
Экономика и управление на предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Содержание Введение
1. Экономические вопросы создания предприятия
2. Определение персонала фирмы и организация оплаты его труда
3. Калькуляция себестоимости продукции
4. Финансово-экономические результаты предпринимательской деятельности предприятия Заключение Список литературы предпринимательский персонал себестоимость продукция
Введение
Для того чтобы организация начала функционировать, необходима большая подготовительная работа, которая требует много времени, сил, затрат. Обычно на создание своего дела уходит в среднем два месяца.
Многие люди, создавая свое дело, сталкиваются с огромным количеством трудностей, так как не имеют четкого плана действий. Не знают, с чем им придется столкнуться. На мой взгляд предварительная разработка плана имеет огромное значение, так как зная свое будущее действие можно нейтрализовать или избежать возможных проблем, задержек в исполнении задуманного. И поэтому целью моей работы является описать по пунктам, что нужно делать, какое действие за каким идет, с кратким описанием каждого пункта.
Задачей данной курсовой работы является закрепление полученных знаний в области экономики предприятия (организации), развитие практических навыков в экономических расчётах, в определённой степени научиться экономически грамотно вести поиск резервов эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, снижения издержек производства и реализации товара, увеличения рентабельности предпринимательской деятельности предприятия, а также экономически грамотно обосновывать проектные решения.
Задачи работы:
— описать экономические вопросы создания предприятия,
— определить персонал фирмы и организацию оплаты его труда,
— составить калькуляцию себестоимости продукции,
— рассчитать финансово-экономические результаты предпринимательской деятельности предприятия.
1. Экономические вопросы создания предприятия Общество с ограниченной ответственностью — созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого (минимум 10 тыс. рублей) разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
В тоже время надо знать о том, что кредиторы ООО могут при истребовании задолженности возбудить процедуру банкротства юридического лица, в процессе которой могут быть привлечены к субсидиарной, то есть дополнительной ответственности участники (учредители) и руководители ООО. Если судом будет доказано, что ООО приведено к состоянию неплатежеспособности в результате действий или бездействия указанных лиц, то они будут отвечать по обязательствам своей фирмы в полном объеме и за счет своего личного имущества.
Для создания ООО необходимо пройти соответствующую процедуру государственной регистрации ООО в регистрирующем органе ФНС по месту регистрации ООО.
Пройти эту процедуру можно двумя способами:
1. Самостоятельно подготовив все документы.
2. Подготовив документы с помощью услуг регистратора Таблица 1 — Плюсы и минусы каждого варианта[7]
Действия | Стоимость | Плюсы | Минусы | |
Самостоятельная регистрация ООО | 4 тыс. руб. — госпошлина 1 — 1,3 тыс. руб. услуги нотариуса | Получение хорошего опыта по подготовке документов, а также по общению с гос. органами Экономия на услугах регистраторов | Риск получения отказа в связи с неправильным оформлением документов (как следствие потеря 5 тыс. рублей и более) Если нет адреса для регистрации ООО, то придётся его поискать отдельно | |
Регистрация ООО с помощью регистраторов | Стоимость услуг регистраторов от 2 до 10 тыс. рублей плюс 4 тыс. госпошлина и 1 — 1,3 тыс. руб. услуги нотариуса (в среднем 10 тыс. рублей) | Страховка от отказов Возможна экономия времени, если документы за вас будут отвозить и забирать из регистрирующего органа Регистратор поможет с получением адреса для регистрации ООО | Вы будете поверхностно знать свои документы Вы оставляете свои паспортные данные непонятно кому Дополнительные расходы | |
Покупка готовой ООО | Стоимость услуг от 20 тыс. рублей госпошлина 800 рублей за внесение изменений и 1 — 1,3 тыс. руб. услуги нотариуса | Можно купить ООО сразу с историей, необходимой, например, для участия в тендере, где предъявляются требования к сроку жизни ООО | Риск купить проблемную ООО (с долгами либо с «тёмным» прошлым). Этот факт может выявиться через 1−3 года, когда ваша купленная ООО встанет на ноги. | |
Если вы решили подготовить документы для регистрации самостоятельно, то ваши расходы будут следующими (таблица 2):
Таблица 2 — Расход по самостоятельной регистрации ООО [3]
Наименование | Сумма | |
Оплата уставного капитала ООО | от 10 тыс. рублей (минимальный размер УК в сумме 10 тыс. рублей с 1 сентября 2014 года вносится обязательно в денежной форме, замена на имущественный вклад не допускается) | |
Организация юридического адреса (если нет возможности арендовать помещение либо зарегистрировать себя по месту жительства) | от 5000 до 20 000 рублей (первоначальный платёж за закрепление адреса за вами) | |
Оплата услуг нотариуса по заверению подписей в заявлении на регистрацию ООО | от 1000 до 1300 рублей (более 80% суммы у вас уйдёт на оплату каких-то непонятных технических работ нотариуса) | |
Оплата госпошлины за регистрацию ООО | 4 тыс. рублей | |
Расходы на изготовление печати | от 500 до 1000 рублей | |
Открытие расчётного счёта в банке | от 0 до 2 000 рублей | |
Итого: | от 15 000 рублей | |
ООО должно иметь свое собственное полное фирменное наименование на русском языке. При этом полное фирменное наименование должно включать полное наименование ООО, а также указание на его организационно-правовую форму «общество с ограниченной ответственностью», например, Общество с ограниченной ответственностью «Регистрационное бюро». Дополнительно ООО вправе иметь:
— Сокращенное фирменное наименование на русском языке. При этом сокращенное фирменное наименование должно содержать полное или сокращенное наименование ООО, а также аббревиатуру «ООО» .
— Полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ.
— Полное и (или) сокращенное фирменное наименование на иностранных языках.
— Фирменное наименование ООО может включать иноязычные заимствования на русском языке, за исключением обозначения организационно-правовой формы или её аббревиатуры.
В итоге суммарно получается, что ООО может иметь около 6 наименований (полное и сокращённое на русском, полное и сокращённое на иностранном языке, полное и сокращённое на языке народа РФ). Основным фирменным наименованием ООО является только полное наименование на русском языке.
Пример:
Полное фирменное наименование | Общество с ограниченной ответственностью «Регистрационное бюро» | |
Сокращённое наименование | ООО «Регистрационное бюро» | |
Полное наименование на английском языке | Limited Liability Company RegBuro | |
Сокращённое наименование на английском языке | LLC «RegBuro» | |
Полное наименование на татарском языке | <�пока не узнали> | |
Сокращённое наименование на татарском языке | <�пока не узнали> | |
В отдельных случаях закон устанавливает необходимость содержания в фирменном наименовании ООО указания на его деятельность (к примеру, при осуществлении страховой деятельности, в отношении платежных систем, ломбардов).
Кроме того, стоит обратить внимание на ограничения по использованию слов «Россия», «Российская Федерация», «Олимпийский», «Паралимпийский», «Москва», «Московский». [4]
Перед регистрацией необходимо определиться с юридическим адресом ООО. Получить юридический адрес можно тремя способами:
1 снять/арендовать помещение;
2 купить адрес у компании, предоставляющей юридические адреса для регистрации на них ООО;
3 зарегистрироваться ООО на домашний адрес.
Какой бы способы не был выбран, необходимо будет приложить к регистрационным документам подтверждение о том, что есть адрес (закон этого не требует, однако у регистрирующих органов это негласная установка). В первых двух случаях необходимо будет приложить гарантийное письмо от собственника адреса либо управляющей компании, содержащее информацию о том, что указанный адрес будет вам предоставлен по факту успешной регистрации ООО. Дополнительно в письме должны быть указаны необходимые контактные данные собственника или управляющей компании, чтобы сотрудники регистрирующего органа могли связаться с ним/ней и перепроверить этот факт.
При регистрации ООО на домашний адрес руководителя ООО либо одной из учредителей ООО кроме копии паспорта с пропиской может потребоваться:
— свидетельство о праве собственности на квартиру (далеко не все регистрирующие органы требуют этот документ);
— согласие жильцов квартиры с регистрацией вашей ООО по данному адресу (далеко не все регистрирующие органы требуют этот документ).
Далее следует подобрать соответствующие коды деятельности из общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029−2001 (КДЕС Ред. 1). Данный классификатор представляет собой иерархический список, сгруппированный по направлениям.
Минимальный размер уставного капитала ООО составляет 10 000 рублей. Тем не менее, для ряда деятельностей законом установлены иные минимальные значения уставного капитала. [4]
Уставный капитал в минимальном размере с сентября 2014 года можно вносить только деньгами (п. 2 ст. 66.2 ГК РФ). Дополнительно к уже внесенной денежной сумме в 10 000 рублей, уставный капитал можно внести в имущественной форме. Вносить капитал в неденежной форме необязательно, можно вносить капитал только в денежной форме или вообще ограничиться только минимальной суммой. Смысл нового требования ГК РФ в том, чтобы уставный капитал ООО не ограничивался только каким-либо имуществом, а обязательно имел и денежное выражение.
Если учредителей несколько, то надо избегать таких размеров уставного капитала, из-за которых возникают доли с бесконечной дробной частью. Например, невозможно зарегистрировать 3 учредителей с долями 1/3 каждая при размере уставного капитала 10 000 рублей, т. е. доля каждого будет 3333,(3), а их общая сумма не даст 10 000 рублей. В этом случае надо выбирать уставный капитал 12 000 и т. д., т. е. кратный трём.
Если у ООО единственный учредитель, то необходимо подготовить решение об учреждении ООО. В решении необходимо:
1 утвердить наименование ООО (полное, сокращённое, на других языках);
2 указать адрес местоположения ООО;
3 определить размер уставного капитала и способы его вноса и оплаты;
4 утвердить устав ООО;
5 назначить на должность руководителя ООО, указав его должность и срок полномочий.
Если учредителей двое и более, тогда необходимо провести общее собрание учредителей ООО, обсудить на них следующий перечень вопросов:
1 вопрос учреждение ООО и утверждения его организационно-правовой формы;
2 вопрос утверждение наименования и места нахождения ООО;
3 вопрос утверждение размера уставного капитала, размера и номинальной стоимости долей учредителей Общества, порядка и срока оплаты долей учредителей ООО в уставном капитале;
4 вопрос утверждение устава ООО;
5 вопрос назначение руководителя ООО;
6 вопрос утверждение ответственного за государственную регистрацию ООО.
По каждому вопросу необходимо провести голосование, причём по каждому вопросу голосование должно быть единогласным. По результатам собрания участниками собрания подписывается протокол собрания, по одному экземпляру каждому участнику, один экземпляр для ООО и один экземпляр для регистрирующего органа.
Договор об учреждении ООО нужен только в случае нескольких учредителей. Договор об учреждении не является учредительным документом, т.к. регулирует только те договорённости, которые возникли между учредителями при учреждении ООО (т.е. до появления ООО), например:
— порядок совместной деятельности по учреждению ООО;
— размер уставного капитала ООО;
— размер долей учредителей, порядок и сроки их оплаты;
— ответственность учредителей за невыполнение взятых на себя обязательств.
Устав является учредительным документом ООО. Это самый важный документ, определяющий основные правила взаимоотношений между тремя основными участниками ООО: само ООО, руководитель ООО и учредители ООО; а также права и обязанности каждой из сторон.
Основными разделами устава ООО являются:
— Наименование, место нахождения и срок деятельности ООО;
— Участники ООО;
— Цели и виды деятельности ООО;
— Правовой статус ООО;
— Филиалы и представительства ООО;
— Уставный капитал ООО;
— Изменение размера уставного капитала ООО;
— Права и обязанности участников;
— Выход участника из ООО;
— Переход доли в уставном капитале к участникам ООО;
— Переход доли в уставном капитале к третьему лицу;
— Наследование долей в уставном капитале общества;
— Распределение прибыли. Фонды ООО;
— Органы управления ООО;
— Общее собрание участников;
— Исключительная компетенция общего собрания участников;
— Единоличный исполнительный орган;
— Ревизор и аудитор ООО;
— Учет и отчетность. Документы ООО;
— Конфиденциальность;
— Ликвидация ООО. [5]
При создании юридических лиц с сентября 2014 года могут быть использованы типовые уставы, утвержденные в порядке, предусмотренном Законом о госрегистрации юрлиц. При использовании типового Устава в его текст не будут вноситься сведения о наименовании, месте нахождения и порядке управления деятельностью юридического лица. Вся эта информация будет указываться сразу в ЕГРЮЛ (ст. 52(2) ГК РФ), а разрабатывать и утверждать типовые уставы должна ФНС. Реальная возможность регистрации ООО на базе типового устава появится не раньше середины следующего года. Типовые уставы не являются обязательными, и наряду с ними сохраняется возможность создавать собственный устав в желаемой редакции.
Ключевым документом при регистрации ООО является заявление по форме Р11 001. Именно из-за ошибок в заполнении этого заявления регистрирующий орган даёт наибольшее количество отказов в регистрации.
Заявление заполняется либо вручную, либо на компьютере с помощью соответствующего программного обеспечения или сервиса. Заполнять заявление частично на компьютере, частично вручную нельзя.
Заполненное заявление необходимо подписать всеми заявителями-учредителями (но только не руководителем — не учредителем) либо в присутствии нотариуса либо непосредственно регистрирующем органе при подаче документов. Для подписания заявления у нотариуса потребуется предоставить нотариусу следующие документы по ООО: решение и устав либо протокол, договор об учреждении и устав, а также документы, удостоверяющие личность заявителей. Если учредителей несколько, то каждый учредитель должен расписаться на своём листе заявителя в присутствии нотариуса. После этого заявление должно быть пронумеровано и сшито нотариусом. Аналогичным образом можно подписать заявление всеми заявителями непосредственно в присутствии сотрудника регистрирующего органа при подаче документов на регистрации ООО.
Следующим шагом является оплата госпошлины за регистрацию ООО.
Далее следует выбрать систему налогообложения.
Система налогообложения — это порядок уплаты налогов, то есть денежных отчислений, которые лицо, получающее доход, отдаёт государству. И если вы хотите, чтобы ваша предпринимательская деятельность была как можно эффективнее в финансовом плане, вам следует очень ответственно отнестись к выбору системы налогобложения, ведь ошибка на этом этапе может очень дорого обойтись начинающему предпринимателю и загубить на старте даже самую перспективную бизнес-идею. [6]
Таблица 3 — Основные документы, которые нужны для совершения регистрационных действий
Один учредитель | Несколько учредителей | ||
Заявление по форме Р11 001 (1 экз.) | Заявление по форме Р11 001 (1 экз.) | ||
Решение единственного учредителя о создании ООО (1 экз.) | Протокол общего собрания учредителей ООО (1 экз.) | ||
; | Договор об учреждении (1 экз.) | ||
Устав ООО (2 экз.) | Устав ООО (2 экз.) | ||
Квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию ООО (1 экз.) | Квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию ООО (1 экз.) | ||
Гарантийное письмо о предоставлении вам юридического адреса (1 экз.) | Гарантийное письмо о предоставлении вам юридического адреса (1 экз.) | ||
Дополнительно может потребоваться:
— уведомление о переходе на УСН (опционально) — 2 экз.;
— документы, подтверждающие право собственности на квартиру (если адрес квартиру, на которую осуществляется регистрация ООО, отличается от места прописки руководителя либо учредителя) — 1 экз.;
— нотариальное засвидетельствованное согласие жильцов квартиры на регистрацию, если регистрация ООО осуществляется на домашний адрес (на квартиру) — 1 экз.;
— нотариально заверенная доверенность на подачу документов (на случай, если подаёт не заявитель).
Часть перечисленных выше документов необходимо подписать и прошить, если в них больше одной страницы.
Соблюдение всех перечисленных выше правил поможет не допустить досадных ошибок при регистрации ООО, но зачастую региональные налоговые органы могут предъявлять специфические требования, не указанные в явном виде в законодательстве. Срок регистрации ООО составляет не более 5 рабочих дней. Обычно дата выдачи документов указывается в расписке, выдаваемой после приёма документов сотрудником регистрирующего органа.
Если регистрация прошла успешно, остаётся сделать, следующее:
— подписать трудовой договор с руководителем организации и приказ о его назначении;
— зарегистрироваться в ПФР и ФСС;
— оформить работников, если они необходимы;
— подать уведомление о начале работы, если вид деятельности указан в ст. 8 закона № 294-ФЗ от 26.12.08 (общепит, торговля, грузоперевозки, гостиничные и бытовые услуги и др.)
— получить коды статистики;
— получить лицензию, если планируемый вами вид деятельности относится к лицензируемым;
— открыть расчётный счёт в банке;
— составить список учредителей ООО;
— обеспечить ведение бухгалтерского учета;
— приобрести и зарегистрировать кассовый аппарат, если он будет вам нужен;
— при необходимости создать и зарегистрировать обособленное подразделение.
2. Определение персонала фирмы и организация оплаты его труда Потребное количество основных рабочих по каждой профессии, занятых на нормируемых работах, определяется по формуле:
(1)
где ПТн — годовой объём производства товара, в шт.;
Нвр — норма времени (трудоёмкость) изготовления i-го изделия по определённому виду технологической операции (виду работ);
Кн — планируемый коэффициент выполнения норм рабочим i-ой профессии;
Fэф — эффективный фонд времени работы одного рабочего за год, в час.
Эффективный фонд времени работы одного рабочего в свою очередь рассчитывается следующим образом:
(2)
где Fн — годовой номинальный фонд времени работы одного рабочего (берётся из производственного календаря);
Кнев — коэффициент, характеризующий величину невыходов на работу в соответствии с действующим законодательством (принять 0,16)
Используя формулу 2, вычислим эффективный фонд времени работы одного рабочего за год:
эф=2032*(1−0,16)=1706
Используя формулу 1, найдём количество основных рабочих по каждой профессии, занятых на нормируемых работах:
(чел.)
(чел.)
(чел.)
(чел.)
Численность контролеров, которые входят в состав основных рабочих, определяется по формуле:
(3)
где tк — трудоёмкость выполнения контрольных операций;
Кв — коэффициент выборочности контроля качества продукции.
Используя формулу 3, рассчитаем численность контролеров:
(чел.)
Число основных рабочих находится по формуле:
(4)
Используем формулу 4 для расчёта основных рабочих:
Росн=15+28+55+90+8=196 (чел.)
Численность вспомогательных рабочих принять 40% от расчётной численности основных рабочих, т. е.:
(5)
Ссылаясь на формулу 5, вычислим число вспомогательных рабочих:
Рвс=196· 40%=78 (чел.)
Число специалистов принять 20% от численности основных и вспомогательных рабочих, т. е.:
(6)
Используя формулу 6, вычислим число специалистов:
Рспец = (196 + 78) · 20% = 55 (чел.)
Число служащих принять 5% от числа всех рабочих и специалистов, т. е.:
(7)
Пользуясь формулой 7, вычислим число служащих:
Рслуж=(196+78+55)· 8%=26 (чел.)
Управленческий персонал принять в размере 5% от числа всех рабочих, специалистов и служащих, т. е.:
(8)
Пользуясь формулой 8, вычислим число управленческого персонала:
Рупр=(196+78+55+26)· 7%=28 (чел.)
Таблица 4 — Структура работающих предприятия
Категории работающих | Количество человек | % | |
Управленческий персонал Специалисты Рабочие Служащие | 15 29 42 14 | ||
ВСЕГО | |||
3. Калькуляция себестоимости продукции Оплата труда работников предприятия — это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. При оплате труда рабочих могут применяться тарифные ставки, оклады, а также бестарифная система оплаты.
Часовая ставка первого разряда повременщика (базовая) рассчитывается по формуле:
(9)
где ЗПmin — минимальная месячная заработная плата, соответствующая оплате труда 1- го разряда, принятая на предприятии на плановый год;
Дрсреднее число рабочих дней в месяце (принято 21);длительность смены (принята 8 часов).
Минимальную месячную зарплату, установленную на предприятии на плановый год, следует определить следующим образом:
(10)
где МРОТ — минимальный размер оплаты труда, установленный по стране органами федеральной представительной власти;
Кп — поправочный коэффициент, размер которого зависит от финансовых возможностей предприятия (принят 4,0).
Ссылаясь на формулу 10, вычислим минимальную месячную зарплату:
ЗПmin=2300· 4,0=9200 (руб.)
Часовая тарифная ставка соответствующего разряда находится по формуле:
(11)
где Тс1 — часовая тарифная ставка, соответствующая первому разряду;
Кт — тарифный коэффициент, соответствующий разряду работ.
При расчёте часовых тарифных ставок необходимо установить надбавки, исходя из финансовых возможностей предприятия. Размеры надбавок:
сдельщикам — 15% от ставки повременщика;
станочникам — 12% от ставки сдельщика.
Из этих данных следует, что:
часовая тарифная ставка соответствующего разряда сдельщика находится по формуле:
(12)
Часовая тарифная ставка соответствующего разряда станочника находится по формуле
(13)
Таблица 4 — Сдельная расценка по видам работ и по изделиям
Наименование технологических операций | Тр | Тс | Узел-1 | Узел-2 | |||
Нвр | Рс | Нвр | Рс | ||||
Станочные | 106,50 | 1,4 | 149,1 | 1,6 | 170,4 | ||
Слесарные | 85,64 | 2,8 | 239,79 | 2,8 | 239,79 | ||
Монтажно-сборочные | 77,45 | 4,9 | 379,51 | 5,6 | 433,72 | ||
Регулировочные | 95,09 | 6,9 | 656,12 | 9,8 | 931,88 | ||
Итого | ; | ; | ; | 1424,52 | ; | 1775,79 | |
Сдельная расценка определяется по формуле:
(14)
где Нвр — норма времени (трудоёмкость) на выполнение работ (технологических операций) по узлам;
Тс — часовая тарифная ставка, соответствующая разряду работ и условиям труда.
Общая сдельная расценка определяется по формуле:
(15)
Таблица 5 — Тарифная зарплата основных рабочих
Наименование технологических операций | Узел-1 | Узел-2 | Общая ЗПт, руб. | |||||
ПТн | Рс | ЗПт1 | ПТн | Рс | ЗПт2 | |||
Станочные | 149,1 | 170,4 | ||||||
Слесарные | 239,79 | 239,79 | ||||||
Монтажно-сборочные | 379,51 | 433,72 | ||||||
Регулировочные | 656,12 | 931,88 | ||||||
Итого | 1424,52 | 1775,79 | ||||||
Тарифная заработная плата рассчитывается по формуле:
(16)
где ПТн — годовой объём выпуска узлов в натуральном выражении;
Рс — сдельная расценка за изготовление единицы продукции.
Общая тарифная заработная плата основных рабочих рассчитывается по формуле:
— по 1 узлу:
(17)
— по2 узлу:
(18)
Общая тарифная заработная плата (по первому и второму узлам) рассчитывается по формуле:
(19)
Таблица 6 — Расчёт ФОТ основных рабочих
Наименование технологических операций | ЗПт | П | ЗПос | ЗПд | Врк | ФОТ, руб. | |
Станочные Слесарные Монтажно-сборочные Регулировочные | 2 873 370 4 268 262 7 313 641 14 519 264 | 862 011 1 280 479 2 194 092 4 355 779 | 3 735 381 5 548 741 9 507 733 18 875 043 | 597 661 887 799 1 521 237 3 020 007 | 649 953 965 481 1 654 346 3 284 258 | 4 982 995 7 402 021 23 712 286 25 179 308 | |
Итого: | |||||||
Сумма премии, начисляемая за выполнением установленных количественных и качественных показателей (П) (следует принять в размере 30% от тарифной заработной платы). Следовательно:
(20)
где ЗПт — тарифная заработная плата.
Основная заработная плата определяется следующим образом:
(21)
Дополнительная заработная плата (ЗПд) (оплата отпусков, доплата за сокращённый рабочий день подросткам, принять в размере 16% от ЗПос). Следовательно:
ЗПд=ЗПос*16% (22)
Выплата по районному коэффициенту находится по формуле:
(23)
Фонд оплаты труда основных рабочих за год рассчитывается следующим образом:
(24)
Общий фонд оплаты труда вычисляется по формуле:
(25)
Общая тарифная заработная плата основных рабочих (кроме контролёров) составляет 61 276 610 рублей.
Таблица 7 — Расчёт ФОТ вспомогательных рабочих
Наименование профессии | Тр | Тс | Рвс | Fэф | ЗПт | П | ЗПос | ЗПд | Врк | ФОТ, руб. | |
Водитель грузового авто | 74,47 | ||||||||||
Уборщица | 60,78 | ||||||||||
Грузчик | 67,35 | ||||||||||
Транспортный рабочий | 67,35 | ||||||||||
Наладчик оборудования | 74,47 | ||||||||||
Кладовщик | 60,78 | ||||||||||
Упаковщик | 60,78 | ||||||||||
Слесарь-ремонтник | 67,35 | ||||||||||
Столяр | 67,35 | ||||||||||
Дежурный электрик | 60,78 | ||||||||||
Сантехник | 67,35 | ||||||||||
Комплектовщик | 67,35 | ||||||||||
Электросварщик | 74,47 | ||||||||||
Дворник | 60,78 | ||||||||||
Электромонтер | 67,35 | ||||||||||
Тех. контроль | 67,35 | ||||||||||
Итого: | |||||||||||
Тарифная заработная плата находится по формуле:
(26)
где Fэф — эффективный фонд времени работы одного рабочего за год, в час;
Тс — часовая тарифная ставка, соответствующая разряду рабочего;
Рвс — число вспомогательных рабочих определённого разряда.
Общий фонд оплаты труда вычисляется по формуле:
ФОТоб= ФОТ1+…ФОТ15 (27)
Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих зависит от их тарифного разряда и от количества персонала данной специальности на предприятии. Общий фонд оплаты труда составляет 16 914 417 рублей.
Таблица 8 — ФОТ специалистов
Наименование должности | Тр | Ом | Рсп | Число мес. в году | Ог | П | Врк | ФОТ, руб. | |
Главный бухгалтер | |||||||||
Начальник бюро | |||||||||
Зав. лабораторией | |||||||||
Конструктор | |||||||||
Технолог | |||||||||
Программист | |||||||||
Механик | |||||||||
Энергетик | |||||||||
Электронщик | |||||||||
Экономист | |||||||||
Финансист | |||||||||
Бухгалтер | |||||||||
Аудитор | |||||||||
Аналитик | |||||||||
Товаровед | |||||||||
Снабженец | |||||||||
Торговый агент | |||||||||
Юрист | |||||||||
Маркетолог | |||||||||
Психолог | |||||||||
Социолог | |||||||||
Референт | |||||||||
Фин. менеджер | |||||||||
Инспектор по кадрам | |||||||||
Инспектор по охране труда | |||||||||
Итого: | |||||||||
Месячный оклад специалиста можно установить по условию ЕТС (единой тарифной ставки) бюджетной сферы по формуле:
(28)
где Кт — тарифный коэффициент, соответствующий разряду специалиста по ЕТС бюджетной сферы.
Годовой оклад вычисляется по формуле:
(29)
где Рс — число рабочих с соответствующим месячным окладом.
Премия для специалистов вычисляется по формуле:
(30)
Выплаты по районному коэффициенту находится по формуле:
(31)
Годовой фонд оплаты труда специалистов следует определить по формуле:
(32)
Общий фонд оплаты труда составляет 25 415 742 рублей.
Таблица 9 — ФОТ управленческого персонала
Наименование должности | Тр | Ом | Руп | число месяцев в году | Ог | П | Врк | ФОТ, руб. | |
1.Директор предприятия 2.Заместитель директора по экономике и финансам 3.Заместитель директора по маркетингу 4.Заместитель директора по производству и техническим вопросам 5.Заместитель директора по общехозяйственным вопросам 6.Начальник участка 7.Производственный мастер 8.Контрольный мастер | 12 10 | 25 852 22 448 | 1 551 120 1 346 880 | 465 336 404 064 | 302 468 262 642 | 2 318 924 2 013 586 | |||
Итого: | |||||||||
Годовой фонд оплаты труда вычисляется по формуле:
месяцев в году, (33)
где Руп — число управленческого персонала с соответствующим месячным окладом.
Таблица 10 — ФОТ служащих
Наименование должности | Тр | Ом | Рсл | число мес. в году | Ог | П | Врк | ФОТ, руб. | |
Лаборант | |||||||||
Зав. Канцелярией | |||||||||
Оператор компьютера | |||||||||
Охранник | |||||||||
Кассир | |||||||||
Секретарь | |||||||||
Уборщица офиса | |||||||||
Водитель авто | |||||||||
Архивариус | |||||||||
Делопроизводитель | |||||||||
Документовед | |||||||||
Библиотекарь | |||||||||
Курьер | |||||||||
Итого: | |||||||||
Годовой фонд оплаты труда вычисляется по формуле число месяцев в году, (34)
где Рсл — число служащих с соответствующим месячным окладом.
Таблица 11 — Средняя заработная плата персонала
Категория персонала | ФОТ (руб.) | Р (чел.) | Среднемесячная зарплата (руб.) | |
Управленческий персонал Специалисты Рабочие Служащие | ||||
Итого | ||||
Фонд оплаты труда рабочих вычисляется по формуле:
(35)
где ФОТосн — фонд оплаты труда основных рабочих;
ФОТвспом — фонд оплаты труда вспомогательных рабочих.
Среднемесячная заработная плата одного работника предприятия определяется по формуле:
(36)
где ФОТобщ — общий годовой фонд оплаты труда по предприятию (всего персонала);
Роб — общая численность персонала предприятия.
Общая среднемесячная заработная плата персонала определяется по формуле:
(37)
Таблица 12 — Расчёт основной зарплаты производственных рабочих по первому узлу
Наименование укрупнённых операций | Рс (руб.) | П (руб.) | ЗПос (руб.) | |
Станочные Слесарные Монтажно-сборочные Регулировочные | 149,1 239,79 379,51 656,12 | 44,73 71,94 113,85 196,84 | 193,83 311,73 493,36 852,96 | |
Итого | 427,36 | 1851,88 | ||
Сумма премии производственных рабочих высчитывается по формуле:
(38)
Основная заработная плата производственных рабочих вычисляется по формуле:
(39)
Общая основная заработная плата вычисляется по формуле:
(40)
Ссылаясь на формулу 40, вычислим общую основную заработную плату производственных рабочих:
ЗПособщ= 193,83+311,73+493,36+852,96=1851,88(руб.)
По второму узлу
Наименование укрупнённых операций | Рс (руб.) | П (руб.) | ЗПос (руб.) | |
Станочные Слесарные Монтажно-сборочные Регулировочные | 170,4 239,79 433,72 931,88 | 51,12 71,94 130,12 279,56 | 221,52 311,73 563,84 1211,44 | |
Итого: | 532,74 | 2308,53 | ||
Таблица 13 — Калькуляция изделий
Наименование статьи калькуляции | Обозначение | Сумма, руб. | ||
Узел — 1 | Узел — 2 | |||
Затраты на материалы и комплектующие с учётом ТЗР | М | |||
Основная зарплата | ЗПос | 1851,88 | 2308,53 | |
Дополнительная зарплата | ЗПд | 296,3 | 369,36 | |
Выплаты по районному коэффициенту | Врк | 322,23 | 401,68 | |
Отчисления на социальные нужды | Осн | 642,31 | 800,69 | |
Общепроизводственные расходы | Роп | 3703,76 | 4617,06 | |
Общехозяйственные расходы | Рох | 5555,64 | 6925,59 | |
Прочие производственные расходы | Зпр | 92,59 | 115,43 | |
Производственная себестоимость | Спр | 12 506,71 | 15 913,44 | |
Коммерческие расходы | Кр | 2387,02 | ||
Полная себестоимость | Сп | 14 382,71 | 18 300,46 | |
Ссылаясь на формулу 22, вычислим дополнительную заработную плату производственных рабочих:
По первому узлу ЗПд=1851,88· 16%=296,3 (руб.)
По второму узлу ЗПд=2308,53· 16%=369,36 (руб.)
Ссылаясь на формулу 23, вычислим выплаты по районному коэффициенту производственных рабочих:
По первому узлу Врк=(1851,88+296,3)· 15%=322,23 (руб.)
По второму узлу Врк=(2308,53+369,36)· 15%= 401,68(руб.)
Отчисления на социальные нужды необходимо вычислять по формуле:
(41)
Используя формулу 41, вычислим отчисления на социальные нужды:
По первому узлу:
Осн=(1851,88+296,3+322,23)· 30%=642,31 (руб.)
По второму узлу:
Осн=(2308,53+369,36+401,68)· 30%=800,69 (руб.)
Общепроизводственные расходы можно принять 200% от ЗПос, т. е.
(42)
Ссылаясь на формулу 42, вычислим общепроизводственные расходы:
По первому узлу:
Роп=1851,88· 200%=3703,76 (руб.)
По второму узлу:
Роп=2308,53· 200%=4617,06 (руб.)
Общехозяйственные расходы можно принять 300% от ЗПос, т. е.
(43)
Ссылаясь на формулу 43, вычислим общехозяйственные расходы:
По первому узлу:
Рох=1851,88· 300%=5555,64 (руб.)
По второму узлу:
Рох=2308,53· 300%=6925,59 (руб.)
Прочие производственные затраты можно принять 5% от ЗПос, т. е.:
(44)
Ссылаясь на формулу 44, вычислим прочие производственные затраты:
По первому узлу:
Зпр=1851,88· 5%=92,59 (руб.)
По второму узлу:
Зпр=2308,53· 5%=115,43 (руб.)
Производственная себестоимость определяется по формуле:
(45)
Ссылаясь на формулу 45, вычислим производственную себестоимость:
По первому узлу:
Спр=42+1851,88+296,3+322,23+642,31+3703,76+5555,64+92,59=12 506,71 (руб.)
По второму узлу:
Спр=75+2308,53+369,36+401,68+800,69+4617,06+6925,59+115,43=15 913,44 (руб.)
Коммерческие расходы (затраты на маркетинговые исследования, рекламу, тару и т. д.) принять в размере 15% от Спр, т. е.:
(46)
Ссылаясь на формулу 46, вычислим коммерческие расходы:
По первому узлу:
Кр=12 506,71· 15%=1876 (руб.)
По второму узлу:
Кр=15 913,44· 15%=2387,02 (руб.)
Полная себестоимость одного изделия находится по формуле:
(47)
Пользуясь формулой 47, вычислим полную себестоимость одного изделия:
По первому узлу:
Сп=12 506,71+1876=14 382,71 (руб.)
По второму узлу:
Сп=15 913,44+2387,02=18 300,46 (руб.)
Таблица 14 — Себестоимость и цена изделия
Наименование показателя | Обозначение | Узел УЗ-1 | Узел УЗ-2 | |
Полная себестоимость Прибыль от реализации Цена предприятия Налог на добавленную стоимость Отпускная цена за безналичный расчёт | Сп Пр Цпр НДС Цот | 14 382,71 4314,81 18 877,52 | 18 300,46 5490,14 23 790,6 | |
4. Финансово-экономические результаты предпринимательской деятельности предприятия В реальных условиях цена на изделие определяется, в основном, под влиянием спроса и предложения на рынке на данный момент.
Цена предприятия на товар рассчитывается по формуле:
(48)
Где Пр — прибыль от реализации товара;
Ур — уровень рентабельность изделия, который, в основном, зависит от спроса и предложения на данный товар (принять в размере 0,3)
Ссылаясь на формулу 48, вычислим цену на товар:
По первому узлу:
Цпр=14 382,71+0,3· 14 382,71=18 877,52 (руб.)
По второму узлу:
Цпр=18 300,46 +0,3· 18 300,46 =23 790,6 (руб.)
Прибыль от продажи товаров рассчитывается по формуле:
(49)
Пользуясь формулой 49, рассчитаем прибыль от продаж:
По первому узлу:
Пр=18 877,52 -14 382,71=4314,81(руб.)
По второму узлу:
Пр=23 790,6 -18 300,46 =5490,14(руб.)
Налог на добавленную стоимость рассчитывается по формуле
(50)
Используя формулу 50, вычислим налог на добавленную стоимость:
По первому узлу:
НДС=18 877,52 · 18%=3398(руб.)
По второму узлу:
НДС=23 790,6 · 18%=4282(руб.)
Отпускная цена товара за безналичный расчёт определяется по формуле:
(51)
Используя формулу 51, вычислим отпускную цену товара за безналичный расчёт:
По первому узлу:
Цот=18 877,52 +3398=22 276 (руб.)
По второму узлу:
Цот=23 790,6 +4282=28073(руб.)
Таблица 15 — Формирование и использование выручки и прибыли
Наименование показателя | Обозначение | Сумма (руб.) | |
Валовая выручка от реализации товара по рыночной цене (без торговой наценки) Налог на добавленную стоимость Чистая выручка от продажи изделия по цене предприятия (выручка-нетто) Полная себестоимость всего выпуска продукции Прибыль от реализации всех товаров Прибыль от прочей реализации Доходы от внереализационных операций Расходы от внереализационных операций Прибыль до налогообложения Налог на прибыль Экономические санкции Чистая прибыль — всего в том числе направляется: на образование резервного капитала (5% от Пч); на выплату дивидендов (15% от Пч); на другие цели | ВРв НДС ВРч Сп Пр Ппр Vд Vр Пдон Нпр Эс Пч | ||
Величина выручки от реализации продукции по отпускной цене (валовая выручка) определяется по формуле:
(52)
где РТн — количество реализованного товара, в шт. (принять равным количеству выпущенных узлов).
С помощью формулы 52, вычислим величину выручки:
ВРв=22 276 · 7500+ 8073· 10 300=167070000+289 151 900=456221900(руб.)
НДС=3398· 7500+4282·10 300=25485000+44 104 600=69589600(руб.)
Величина чистой выручки от продажи товаров по цене предприятия (выручка нетто) определяется по формуле:
(53)
Ссылаясь на формулу 53, вычислим величину чистой прибыли:
ВРч=18 878· 7500+23 791·10300=141 585 000+245047300=38 663 2300(руб.)
Полная себестоимость всего выпуска продукции вычисляется по формуле:
(54)
Ссылаясь на формулу 54, вычислим полную себестоимость всего выпуска продукции:
Сп=14 383· 7500+18 300·10300=296 362 500 (руб.)
Прибыль от реализации товаров рассчитывается по формуле:
(55)
Пользуясь формулой 55, вычислим прибыль:
Пр=(18 878−14 383)· 7500+(23 791 -18 300)· 10 300=
=33 712 500+56557300=9 026 9800(руб.)
Прибыль от прочей реализации (прибыль от реализации ненужного, излишнего оборудования предприятия, принять в размере 15% от Пр), т. е.:
(56)
Используя формулу, вычислим прибыль от прочей реализации:
Ппр=90 269 800· 15%=13 540 470 (руб.)
Доходы от операционных и внереализационных операций (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях, полученные штрафы, неустойки за нарушение договорных условий другими фирмами и др., принять в размере 10% от Пр), т. е.:
(57)
Ссылаясь на формулу, вычислим доходы от операционных и внереализационных операций:
д=90 269 800· 10%=9 026 980 (руб.)
Расходы от операционных и внереализационных операций (штрафы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение хозяйственных доходов фирмам, принять в размере 3% от Пр), т. е.:
(58)
Пользуясь формулой, вычислим Vр: р=90 269 800· 3%=270 8094(руб.)
ФОТм — фонд оплаты труда предприятия, рассчитанный по уровню МРОТ. Его определяем по формуле:
(59)
Где МРОТ — минимальная месячная зарплата по стране;
Роб — общее число работников предприятия.
Используя формулу 59, вычислим фонд оплаты труда предприятия:
ФОТм=2300· 383·12=10 570 800 (руб.)
Прибыль до налогообложения, характеризующая итоги предпринимательской деятельности, определяется по формуле:
(60)
Применяя формулу 60, вычислим прибыль до налогообложения:
Пдон=90 269 800+13540470+9 026 980 -2 708 094=104420924(руб.)
Налог на прибыль определяется по формуле:
(61)
Используя формулу 61, вычислим налог на прибыль:
Нпр=104 420 924· 20%=25 061 022 (руб.)
Выплата экономических санкций, налагаемых на предприятия государственными структурами (налоговой инспекцией, санэпидемстанцией и др.) — Эс, принимать в размере 1% от Пдон, т. е.:
(62)
Ссылаясь на формулу 62, вычислим выплаты экономических санкций:
Эс=104 420 924· 1%=104 4209(руб.)
Оставшаяся прибыль после уплаты налога и других платежей называется чистой прибылью.
Следовательно, чистую прибыль можно рассчитать по формуле:
(63)
Используя формулу 63, вычислим чистую прибыль:
Пч=104 420 924−25 061 022−1 044 209=78285693 (руб.)
Чистая прибыль расходуется по следующим направлениям:
отчисления в резервный капитал
78 285 693 · 5%=3 914 285 (руб.)
на выплату дивидендов
78 285 693· 15%=11 742 854 (руб.)
на другие цели
78 285 693−3 914 285−11 742 854=62628554 (руб.)
Срок окупаемости капитальных (единовременных) затрат рассчитывается по формуле:
<3 года, (64)
Где Тр — расчётный срок окупаемости единовременных затрат;
КЗ — капитальные затраты на создание предприятия.
Ссылаясь на формулу 64, вычислим срок окупаемости капитальных затрат:
Тр=1 475 200/78285693=0,02 (года) Рентабельность — доходность, прибыльность предприятия; показатель экономической эффективности производства предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности.
Р=Пч/Сп (65)
Рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли равна:
Р=78 285 693/296362500 ~0,26=26%
На величину рентабельности влияет прирост прибыли. Прибыль может возрасти в результате увеличения объема производства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижение себестоимости продукции, рост оптовых цен, при повышении качества выпускаемой продукции. Среди факторов, влияющих на прирост прибыли, ведущая роль принадлежит снижению себестоимости продукции.
Заключение
Ведение бизнеса предполагает выбор той или иной правовой формы: частное предпринимательство (ЧП), индивидуальное предпринимательство (ИП), компании с акционерным капиталом или общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Последняя форма, ООО — это юридическое лицо, учредителем которого выступает один или несколько человек. Уставной капитал ООО складывается из определенных долей, принадлежащих каждому из учредителей. Размер долей закреплен в уставном положении. Последнее, согласно действующему законодательству, считается основным учредительным документом.
Выбор данной правовой разновидности наиболее популярен среди владельцев собственного дела. Объясняется он множеством факторов. Так, учредители ООО подвергают свои капиталы, а в некоторых случаях — собственную свободу, гораздо меньшим рискам, чем частный предприниматель.
В ситуации, когда «частник» потеряет весь свой бизнес, подвергнет риску личное имущество и счета и останется должен кредиторам, учредитель может лишиться лишь доли, принадлежащей ему. То есть, учредитель общества отвечает в рамках своей доли в предприятии, все, что распространяется далее — его не беспокоит.
Открытие ООО не требует больших финансовых вложений, относительно нетрудно и оформление необходимых документов — это также делает данную правовую форму достаточно популярной среди предпринимателей.
1. Агарков А. П. Экономика и управление на предприятии. Учебник для бакалавров [Электронный ресурс] / Агарков А. П. — М.: Издательско-торговая корпорация [Дашков и КВ`k, 2013. — 400 с.
2. Воронцова Н. Д. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс]: учебно-метод. пособие для студентов направлений 80 100.62 «Экономика», 80 200.62 «Менеджмент» всех профилей подготовки, всех форм обучения / Н. Д. Воронцова, Н. Г. Голдованская; ВятГУ, ФЭМ, каф. ЭУФ. — Киров: [б. и.], 2013. — 31 с.
3. Выварец А. Д. Экономика предприятия. Учебник [Электронный ресурс] / Выварец А. Д. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 544 с.
4. Головачев А. С. Экономика предприятия (организации). В двух частях. Часть 1. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Головачев А. С. — Минск: Высшая школа, 2011. — 464 с.
5. Мухина И. А. Экономика организации (предприятия). Учебное пособие [Электронный ресурс] / Мухина И. А. — М.: Флинта, 2010. — 320 с.
6. Романов А. Н. Экономика предприятия. Учебник [Электронный ресурс] / Романов А. Н. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 768 с.
7. Романов А. Н. Экономика предприятия: Тесты, задачи, ситуации. Учебное пособие [Электронный ресурс] / Романов А. Н. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 336 с.
8. Экономика предприятия. Учебник [Электронный ресурс] - М.: Юнити-Дана, 2013. — 664 с.