Административно-правовое принуждение: понятие, значение, отличительные черты
Перечень подобного рода мер четко ограничен законом. В их числе — доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание… Читать ещё >
Административно-правовое принуждение: понятие, значение, отличительные черты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа
Административно-правовое принуждение понятие, значение, отличительные черты
административный правовой принуждение Актуальность данной темы заключается в том, что согласно ст. 1 Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) наша страна является правовым государством, но в реальной жизни эта цель в нашем обществе еще не достигнута. Абсолютно каждый день мы только и слышим, что о многочисленных нарушениях закона, а иногда и о просто вопиющих случаях беззакония, нарушающих права и свободы обычных людей, хотя они и провозглашены высшей ценностью, и государство обязуется их защищать.
А значит, значительную роль в охране и защите прав и свобод граждан должны играть правоохранительные и иные органы исполнительной власти, наделенные для этого соответствующими государственными полномочиями. Они обязаны оперативно и своевременно реагировать на противоправные действия, применяя в отдельных случаях, различные меры принудительного воздействия на правонарушителей. Эти меры направлены на предотвращение и пресечение противоправных деяний, а также недопущение наступления общественно опасных последствий.
Поэтому намеченная цель построения правового российского государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и определила потребность в постепенном реформировании всей правовой системы РФ, подборе таких мер государственного воздействия, которые снизят негативное воздействие противоправных факторов, помогут предотвратить и пресечь как проступки, так и преступления. И одной из таких мер является административно-правовое принуждение.
Целью данной курсовой работы является комплексный анализ теоретических и практических вопросов, связанных с институтом административно-правового принуждения в административном праве.
Объектом данной работы являются правовые отношения, связанные с правовым принуждением, направленным на реализацию правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, а предметом — нормы права, регулирующие указанные правоотношения, а также практика их применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующее задачи:
— дать понятие и общую характеристику административного принуждения;
— рассмотреть виды административно-правового принуждения;
— выявить отличительные особенности каждого вида административно-правового принуждения;
— проанализировать практику.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов, Н. М. Конин, М. И. Жумагулов и другие.
Нормативную основу работы составляют Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (далее — КоАП РФ).
Методологическую основу курсовой работу составляют такие методы как анализ, синтез, обобщение, сравнительный метод, структурно-функциональный и исторический методы.
Структура работы определена с учетом характера и специфики исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных нормативных актов и научной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации.
В первой главе рассмотрены общетеоретические вопросы такие как: понятие и сущность административно-правого принуждения, как одного из главных институтов административного права.
Во второй главе рассматриваются основные виды административно-правового принуждения и раскрываются их особенности.
В заключении делаются выводы и прогнозы по работе.
1. Понятие и особенности административного принуждения
1.1 Понятие административного принуждения
В современных обстоятельствах в качестве функциональных способов направленного воздействия на сознание и поведение людей выделяют два универсальных способа государственного управления — убеждение и принуждение.
Принуждение (государственное и общественное) является одним из методов воспитательного воздействия, при котором на передний план выступает принудительное навязывание воли государства, коллектива, общественной организации, преследующее цель обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны общественного порядка, прав, интересов и личных свобод граждан от противоправного посягательства.
Административное принуждение возможно рассматривать только как составной элемент государственного принуждения с учeтом того, что это принуждение основывается на нормах административного права.
В науке административного права нет единства подходов к определению понятия административного принуждения.
Связано это может быть, прежде всего, с расхождениями мнений ученых по поводу определения субъекта административного принуждения, оснований и целей его применения.
В научной и учебной литературе немало написано об административном принуждении, но корректнее было бы говорить об административно-правовом. История СССР, России и многих других стран дает достаточно оснований для горьких выводов: административное принуждение намного шире административно-правового и нередко оно связано с произволом и насилием. Для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством, как для уголовной ответственности. Сейчас оно состоит из двух частей: административного произвола и административно-правового принуждения. И первая ее часть постепенно сокращается.
Административно-правовое принуждение — это метод принудительного обеспечения должного поведения физических и юридических лиц (граждан и организаций) в сфере исполнительной власти в целях исполнения общественных правил и норм в конкретных областях жизнедеятельности общества (охрана общественного порядка, безопасность дорожного движения, разрешительная система, санитарная, пожарная безопасность и т. п.).
В определении административного принуждения, данного в учебном пособии В. Г. Розенфельда и Ю. И. Старилова, авторы определяют его как «вид государственного принуждения, психическое либо физическое воздействие на сознание и поведение субъектов, с целью принудить их путем угрозы применения, предусмотренных законодательством административных санкций, к должному поведению, либо к подчинению установленным запретам и ограничениям, а равно само применение с соблюдением процессуальных требований уполномоченными органами, должностными лицами, представителями общественных организаций мер административного воздействия, сопровождающихся отрицательными последствиями личностного, организационного, материального характера с целью предупреждения правонарушений, для пресечения противоправного поведения, предотвращения вредных последствий, наказания виновных в совершении административных правонарушений, обеспечения прав и свобод граждан, общественного порядка, различных видов собственности, создания режима законности, государственной дисциплины, восстановления нарушенных прав и интересов государства, юридических лиц и граждан».
Нас как юристов административно-правовое принуждение интересует, прежде всего, как средство охраны правопорядка, как метод государственной деятельности.
1.2 Отличительные черты административно-правового принуждения
Особенности административного принуждения:
1. меры административно-правового принуждения применяются только в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами. Основание их применения — административное правонарушение;
2. административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, т. е. при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами публичной функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной, административной власти;
3. множественность субъектов, уполномоченных осуществлять принуждение. Применять административно-правовое принуждение вправе десятки видов государственных и муниципальных органов и их должностных лиц;
4. правовое принуждение персонифицировано, оно применяется только к конкретным субъектам права (физическим и юридическим лицам), которые нарушили юридические нормы;
5. применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права — меры административного принуждения охраняют не только административно-правовые нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного и иных отраслей права, реализацию которых призваны обеспечить субъекты публичной исполнительной власти;
6. закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
7. применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
8. применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
9. применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.
Таким образом, правовое принуждение как метод обеспечения правопорядка должно применяться строго на правовой основе, специально уполномоченными государством органами и лицами, только к конкретным субъектам права в связи с их неправомерными действиями, в установленном порядке.
1.3 Правовое значение административного принуждения
Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере государственного управления. Сюда можно отнести правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т. д.
Назначение административного принуждения складывается в восстановлении общественной справедливости, воспитании правонарушителей, предотвращении новых правонарушений. При этом такое принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство.
Однако, вместе с тем, оно охватывает карательный и устрашающий элементы, которые носят подчинительный характер и ориентированы на предостережение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их осуществивших.
Правильное применение метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, гарантирует действенность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, непоколебимость правопорядка, формирует условия для постепенного уменьшения и ликвидации правонарушений.
2. Виды административного принуждения и их правовая характеристика
2.1 Административно-предупредительные меры принуждения
Административно-предупредительные меры — это меры принудительного характера, которые применяются в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов, защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.
Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.
Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления.
В законодательстве определены следующие виды мер административного предупреждения: введение карантина; проверка документов, удостоверяющих личность; прекращение либо ограничение движения транспорта и пешеходов; освидетельствованием медицинского состояния лиц; административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; проведение карантинных мероприятий; установление комендантского часа; досмотр ручной клади, багажа и личный досмотр пассажиров граждан и так далее.
Рассмотрим подробнее одну из таких мер, а именно — комендантский час.
Комендантский час для подростков регулируется на основании федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 02.12.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому несовершеннолетние дети и подростки до 18 лет больше не могут свободно находиться вне дома поздним вечером и ночью. В каждом городе России с 22:00 до 6:00 по местному времени действует комендантский час.
Так согласно ст. 5.1 и 5.2 закона Свердловской области от 14.06.2005 № 52-ОЗ (в ред. от 14.07.2014) «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» — неисполнение обязанности по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
А неисполнение обязанности по недопущению нахождения детей, не достигших возраста 16 лет, в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В настоящее время статье 5.35. КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Регионам дается право устанавливать меры, запрещающие детям находиться в ночное время в определенных общественных местах без сопровождения родителей или других взрослых, например, на улицах, стадионах, в парках, скверах, на транспорте, а также в интернет-кафе.
Многие студенты и старшеклассники недовольны законом, не очень рада и часть родителей — видимо, те, кто опасается платить штрафы. Тем не менее, если поглядеть на Европу, то ущемления прав не наблюдается: к примеру, в Германии комендантский час для лиц младше 16 лет строго выполняется, а посещение поздно вечером и ночью развлекательных мест несовершеннолетними запрещено практически во всех цивилизованных странах.
Однако это всего лишь попытка защитить детей и подростков от преступности. Ведь дети очень доверчивы, и именно они в первую очередь становятся легкой добычей для различных извращенцев и преступников. А в результате мы имеет высокие показатели сексуального насилия и педофилии. За последние 5 лет число зарегистрированных случаев педофилии в России увеличилось в 25 раз, а за последние семь лет — в 30 раз.
Но подчас криминальную обстановку обостряют сами же подростки. Подростковые компании, больше похожие на банды, в алкогольном опьянении или под действием наркотиков сами пристают к прохожим, могут и ограбить, и даже убить. В этом случае введение так называемого «детского комендантского часа» дает ощутимые положительные результаты. Например, в Ивановской области после введения такой ограничительной меры на 20 процентов снизился уровень преступлений, совершаемых подростками.
К примеру, в Усть-Илимском районе с начала года выявлено 866 нарушений комендантского часа, при этом их львиная доля приходиться на город — 715 нарушений. Заметим, что значительная часть фиксируется в период с 22:00 до 24:00. Сотрудники полиции констатируют: за время действия комендантского часа число подростковых преступлений, совершавшихся в вечернее и ночное время, сократилось в половину.
Таким образом, мы видим, что это одна из весьма действенных административно-предупредительных мер.
2.2 Меры административного пресечения
Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния, предотвращения его общественно опасных последствий, а также в целях создания возможности для последующего привлечения нарушителя к юридической ответственности.
Цель административного пресечения — прекратить противоправные деяния и не допустить новые. Оно, как правило, применяется при наличии неправомерного деяния и должно быть оперативным, а потому осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, о характере противоправного деяния, его субъекте.
Фактическим основанием пресечения, как правило, является правонарушение, виновное противоправное действие. Но меры пресечения используются и для прекращения объективно-противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. В то же время помещение в медвытрезвитель, применение огнестрельного оружия и иные средства административного пресечения могут быть использованы и в связи с преступлениями. Иными словами, круг оснований пресечения шире, чем у административной ответственности.
С этой особенностью теснейшим образом связана другая: более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.
Меры пресечения используются как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя. Скажем, помещение правонарушителя, находящегося в общественном месте в сильной степени опьянения, в медицинский вытрезвитель предохраняет его от возможного ограбления, а иногда (при низкой температуре воздуха) предохраняет его от утраты здоровья и замерзания. Целям оказания медицинской помощи служит принудительное лечение. Пресечение противоправной деятельности нередко позволяет предотвратить действия и события, которые усугубили бы вину нарушителя и, следовательно, усилили бы ответственность виновного.
К мерам административного пресечения правонарушений и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относятся, например, прекращение работ и приостановление деятельности отдельных предприятий и организаций или их частей, применение специальных средств, оружия и физической силы работниками МВД, ФСБ, полиции и других силовых структур, меры административного надзора за некоторыми лицами, оцепление (блокирование) отдельных участков местности, домов, дворов и некоторые другие аналогичные по своему предназначению меры, а также перечисленные в ст. 27.1. КоАП РФ меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Перечень подобного рода мер четко ограничен законом. В их числе — доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности; залог за арестованное судно; помещение иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ, в специальные учреждения.
Эти меры носят процессуальный характер, обладают явной спецификой, их легко вычленить в системе прочих административно-принудительных мер. Меры процессуального обеспечения применяются в целях пресечения административных правонарушений, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Арсенал мер пресечения весьма разнообразен: от требования прекратить правонарушение до применения оружия. По своей сущности это могут быть меры психического (угроза применить средства принуждения), материального или физического воздействия, в том числе с использованием технических (специальных) средств и оружия, а также оперативные действия, связанные с личным, организационным или имущественным ограничением, благодаря совершению которых правонарушитель лишается возможности продолжать правонарушение, побуждается к исполнению правовых обязанностей.
Применение мер пресечения связано с непосредственным вмешательством в противоправные и иные опасные действия. В ряде случаев они являются не только эффективным, но и единственственно возможным средством пресечения преступления (например, применение оружия).
Основания, порядок применения и использования мер административного пресечения определяются законами и иными нормативно-правовыми актами.
Разберем конкретный пример, в котором ярко выражены меры административного пресечения.
Сегодня одна из серьезных проблем в нашей стране — дураки на дорогах — те, кто не думает ни о своей жизни, ни о жизни других людей, садясь за руль в состоянии алкогольного опьянения.
Ночью 21 июня 2014 года в Нижнем Тагиле, во время проведения операции «Стоп-контроль», сотрудникам ДПС пришлось дважды выстрелить в воздух для того, чтобы пресечь незаконные действия нетрезвых правонарушителей.
Экипаж ДПС остановил для проверки автомобиль ВАЗ-21 093, который передвигался со скоростью, не соответствующей дорожным условиям. Водитель отказался предъявить документы. Инспекторы, общаясь с мужчиной, уловили исходящий от него запах алкоголя и обратили внимание на несвязную речь. Гражданину предложили пройти в патрульный автомобиль для прохождения освидетельствования.
Сотрудники полиции попытались усадить нарушителя в патрульный автомобиль, однако пьяные пассажиры «девятки» в количестве 4 человек решили «помочь» товарищу, и оказали активное сопротивление стражам порядка.
Один из мужчин попытался завладеть табельным оружием полицейского, лейтенанту полиции пришлось сделать предупредительный выстрел в воздух. В это время второй инспектор сумел сообщить об инциденте в дежурную часть.
Несмотря на выстрел, нападавшие и не думали прекращать противоправные действия. Инспектору пришлось произвести второй выстрел в воздух и предупредить о намерении стрелять на поражение. В этот момент к правоохранителям подоспела подмога.
Нападавшие были задержаны с применением физической силы и спецсредств, после чего доставлены в отделение полиции. 25-летний водитель ВАЗа за неповиновение законному требованию сотрудников полиции был арестован на трое суток по решению суда.
В отношении пассажиров автомобиля составлены протоколы по статье 20.21 КоАП РФ. По факту применения насилия в отношении сотрудников полиции проводится проверка, материалы были переданы в Следственный отдел по Ленинскому району Нижнего Тагила.
Таким образом, данные действия сотрудников полиции, возможно, спасли жизнь пешеходам или пассажирам других транспортных средств, которые могли пострадать от противоправных действий такой пьяной компании.
Развитие системы административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере дорожного движения, характеризуется устойчивой тенденцией к усилению административно-правового принуждения, что, несомненно, является адекватной реакцией государства на уровень правовой культуры участников данных отношений.
Вместе с тем, при ужесточении административной ответственности количество проблем, связанных с реализацией тех или иных мер, отнюдь не сокращается. Анализ практики применения КоАП РФ судьями, сотрудниками Госавтоинспекции и другими субъектами административной юрисдикции, непосредственное общение со специалистами в области дорожного движения, позволяют сделать вывод о наличии конкретных проблем, связанных с изданием индивидуальных актов управления и несовершенством административного законодательства, регулирующего применение мер административного принуждения.
Следовательно, можно сделать вывод, что меры административного пресечения играют очень важную роль в нашей жизни. Поскольку их непосредственной целью является предотвращение вредных последствий уже совершенного правонарушения или же пресечение в самом зародыше начинающегося правонарушения, недопущение его развития и превращения в более серьезное и тяжкое по своему содержанию и последствиям правонарушение.
Однако до совершенства этот вид административного принуждения еще не доведен. Даже на примере обеспечения безопасности дорожного движения, это требует, прежде всего, качества подготовки водителей; состояние улично-дорожной сети; укомплектованность материально-технической базы подразделений Госавтоинспекции; уровень правовой культуры участников дорожного движения, их правосознание и желание соблюдать правила дорожного движения; наличие качественной нормативно-правовой базы, с обязательным закреплением механизмов, обеспечивающих ее эффективность, в том числе посредством применения принуждения.
2.3 Административно-восстановительные меры принуждения
Под административно-восстановительными мерами понимаются урегулированные нормами административного права конкретные властные действия уполномоченных государственных (прежде всего правоохранительных) органов, применяемые в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом юридических обязанностей либо злоупотребления своими правами, что влечет нарушение прав и свобод другого лица и призванные восстановить нарушенное правоотношение или обеспечить надлежащее исполнение лицом своих юридических обязанностей.
Восстановительные меры имеют своей целью возместить причиненный противоправным действием ущерб, восстановить положение вещей, существовавшее до совершения правонарушения. Чаще всего это меры материального характера.
К ним относятся: меры материальной ответственности (взыскание ущерба); снос самовольно возведенных строений и сооружений; административное выселение из самовольно занятых жилых помещений; изъятие у организаций незаконно полученного, так бюджетное учреждение, нецелевым образом использовавшее бюджетные средства, выделенные ему по смете доходов и расходов, обязано вернуть израсходованные средства в бюджет; пеня; взыскание недоимки.
Ст. 4.7 КоАП РФ предусматривает, что судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. По делу об административном правонарушении, рассматриваемому иными уполномоченными органом или должностным лицом, спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом в порядке гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Восстановительные меры применяются чаще всего к лицам, признанным виновными в совершении административного правонарушения, и следовательно, тесно связаны с применением мер административной ответственности.
Разберем конкретный пример.
В ходе различных опросов и аналитических исследований было установлено, что порядка 60% жителей России сегодня нуждаются в улучшении жилищных условий либо хотели бы расширить или улучшить имеющиеся жилые площади.
К сожалению, часто граждане улучшают свои жилищные условия с нарушением действующего законодательства. Так, негативной тенденцией последнего десятилетия является увеличение случаев самозахвата жилья — вселения лиц, не имеющих каких-либо законных оснований для проживания в жилом помещении.
Материально-правовым основанием для подачи иска о выселении в данном случае является статья 301 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 05.05.2014), предусматривающая, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Но выселение людей, которые заняли жилое помещение самоуправно, может осуществляться только после вступления в законную силу решения суда об их принудительном выселении.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд может привлечь людей, самоуправно занявших чью-то жилплощадь, к уголовной ответственности согласно ст. 330 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) в случаях, когда самоуправными действиями причинен какой-либо ущерб. Следует учитывать и то, что на лиц, которые заняли жилое помещение, не имея на то законных оснований, не распространяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) о неприкосновенности жилья и недопустимости произвольного изъятия этого жилья (п. 2, 3 ст. 3 ЖК РФ).
Так, районным судом г. Екатеринбурга рассматривалось дело по иску прокурора в интересах Администрации г. Екатеринбурга о выселении М. Прокурор указал, что нанимателем квартиры по ул. Гагарина являлась К., которая проживала с сыном и сестрой. В настоящее время семья выехала в г. Тюмень. В квартире никто не зарегистрирован. Однако в нее самоуправно вселился М. Прокурор просил суд выселить М. из самоуправно занятого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
М. исковые требования не признал и пояснил, что он давно проживает в указанной квартире, сделал ремонт, у кого снимал эту квартиру, он не помнит.
Поскольку М. не имеет документов, дающих право на проживание в квартире, и занял ее самовольно, суд удовлетворил в полном объеме требования прокурора о выселении ответчика, без предоставления ему другого жилого помещения.
Таким образом, очевиден вывод, восстановительные меры восстанавливают положение вещей, которое существовало до совершения правонарушения.
Заключение
Поставленная в начале научно-исследовательской работы цель была выполнена в полном объеме, путем реализации поставленных задач. Так нами было дано понятие и общая характеристика административно-правового принуждения, рассмотрены его виды, и выявлены отличительные особенности каждого вида, а также проанализирована практика по актуальным вопросам воздействия мер принуждения.
На основании проведенного исследования можно сформулировать несколько основных выводов.
В настоящем времени, и в ближайшем будущем административно-правовое принуждение играет, и будет играть важнейшую роль в охране правопорядка, прав и интересов граждан и их объединений, различных видов собственности, а также создавать нормальные условия для деятельности аппарата публичной власти. Это хотя и не главный, но важный и необходимый метод властвования.
Лишь его правильное использование органами государственного управления, в том числе и правоохранительными органами, поможет обеспечить эффективность управленческой деятельности, функционирование административно-правовых институтов, незыблемость и устойчивость правопорядка, сформировать условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений в самых различных сферах жизни общества.
Принуждение в сфере управленческой деятельности направлено к тому, чтобы обеспечить правомерность поведения участников управленческих отношений. Оно в полной мере подчиняется общим принципам права и применяется на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия на нарушителей правовых предписаний.
Административно-правовое принуждение с одной стороны, выступает как средство обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а с другой — по своей сути и содержанию являются определенным ограничением конституционных прав и свобод. При этом в целях достижения баланса интересов и защиты личности, охраны прав и свобод человека оно должно быть законным и обоснованным, а его применение — обеспечиваться установленными законом гарантиями.
На законодательном уровне было бы целесообразным поднять вопрос о повышении уровня правосознания и правовой культуры граждан.
Поскольку их повышение поможет снизить негативное воздействие противоправных факторов. Тогда как меры административно-правового принуждения могли бы быть выше, чтобы предотвращать и пресекать лишь преступления. Но это идеальный вариант, и пока со всеми противоправные факторами борьба идет лишь превентивными или карательными мерами административного принуждения.
1. Батычко В. Т. Административное право: конспект лекций. 2008. Электронный ресурс — [http://www.aup.ru/books/m228/82.htm].
2. Бахрах Д. Н. Административное право России: учебник. 5-е изд. М.: 2010. 608 с.
3. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. 3-е изд. М.: 2008. 815 с.
4. Безуглый А. Выселение без предоставления нового жилья. 73 с.
5. Главное управление МВД России по Иркутской области. Комендантский час для подростков. Электронный ресурс — [http://liveangarsk.ru/news/20 111 030/komendantskii-ch].
6. Главное управление МВД России по Свердловской области. Электронный ресурс — [https:// 66.mvd.ru/news/item/2 313 636].
7. Дмитриев Ю. А. Административное право Российской Федерации. Электронный ресурс — [http://studlib.com/content/view/1337/23].
8. Дорохин Ф. Комендантский час для детей: «за» и «против». Электронный ресурс — [http://newsland.com/news/detail/id/362 921/].
9. Егоршин В. М., Федосеев Г. А. Психолого-педагогические особенности предупреждения преступлений оперативными аппаратами органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2. 2012. 240 с.
10. Жумагулов М. И. Сущность мер государственного принуждения в административном праве // Современное право. 2006. № 7. 164 с.
11. Конин Н. М. Административное право России: учебник. М.: 2010. 448 с.
12. Коренев А. П. Административное право России: учебник. Часть 1. М.: 2000. 280 с.
13. Коркин А. В. Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции. Автореферат диссертации. 2004. Электронный ресурс — [http://lawtheses.com/institut-administrativno-pravovogo-prinuzhdeniya-mery-primenyaemye-sotrudnikami-militsii].
14. Макарейко Н. В. Административное право. Конспект лекций. Электронный ресурс — [http://www.5rik.ru/na5/15−46.htm#TOC_id54712977].
15. Мальцев Р. Выселение граждан самоуправно занимающих жилые помещения. Электронный ресурс — [http://www.sudmos.ru/articles/vyselenie/vselenie343.html].
16. Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации: курс лекций. Электронный ресурс — [http://radnuk.info/ros-pidrychnuk/admin-pravo/519-melexin/12 002;111.html].
17. Лобова Н. Порядок выселения лиц, самоуправно занявших жилое помещение. Электронный ресурс — [http://www.nlobova.ru/useful/zhilishnye-spory/porjadok-vyselenija.php].
18. Пустовойт И. И. Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения // Вестник Краснодарского университета МВД России. № 3. 2012. 104 с.
19. Россинский Б. В. Административное право. Словарь-справочник. Электронный ресурс — [http://administrative_law.academic.ru].
20. Семенов Н. С. О некоторых проблемах применения административного принуждения в целях обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право. № 1. 2010. 308 с.
21. Чуйкина О. О. Евразийский юридический журнал. № 12. 2013. 198 с.