Элементы традиционной культуры в современном индийском кино
Индийская цивилизация насчитывает более четырёх тысяч лет. «Эти тысячелетия были наполнены борьбой, подъемами и спадами, складывались новые школы в философии, архитектуре, ваянии, музыке и танцевальном искусстве». Однако, все эти цивилизационные процессы, характерные в принципе для всех народов, практически не изменили основных элементов традиционной индийской культуры. Культуру Индии нельзя… Читать ещё >
Элементы традиционной культуры в современном индийском кино (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Студентка 402 гр. ФК и СКД БГУ культуры и искусств Яматина А.А.
Научный руководитель:
Гафаров Х. С. д.ф.н., профессор кафедры философии
Элементы традиционной культуры в современном индийском кино
Индийская цивилизация насчитывает более четырёх тысяч лет. «Эти тысячелетия были наполнены борьбой, подъемами и спадами, складывались новые школы в философии, архитектуре, ваянии, музыке и танцевальном искусстве». Однако, все эти цивилизационные процессы, характерные в принципе для всех народов, практически не изменили основных элементов традиционной индийской культуры. Культуру Индии нельзя назвать статичной — она развивается, впитывая в себя новые достижения науки и техники, мировую моду и др. Но, по словам индийского философа Сарвепалли Радхакришнана (1888 — 1975), «сталкиваясь с новыми культурами или быстрым прогрессом знаний, индийцы не поддаются минутному искушению, а крепко держаться за свои традиционные верования, приспосабливая, на сколько это возможно, новое к старому».
Так, индийские деятели культуры с энтузиазмом восприняли в начале прошлого века новый вид искусства — кино. Однако и здесь индийцы не изменили своему главному правилу сохранения самобытной культуры. Интерес к индийскому кино не ослабевает вот уже несколько десятков лет не только в самой Индии, но и в других странах. Данная работа посвящена одному из факторов популярности индийского кино — использованию элементов традиционной культуры.
Если взять одну из классификаций культуры на материальную и нематриальную, то, по мнению автора, целесообразно будет начать анализ с нематериальной т. к. именно её элементы являются первоосновой современного индийского кино.
К нематериальной культуре относят ценности и нормы общества, искусство, философию, науку и т. д. Основными элементами традиционной нематериальной культуры, используемыми в индийском кино, являются:
Ш религиозно-мифологический характер главных героев Ш сюжетная линия Ш отсутствие жанра трагедии Ш танец Ш музыка Сюжетная линия и религиозно-мифологический характер героев — являются отличительной чертой индийского кино. Базой для сюжетов всего art-cinema (традиционного индийского кино) являются 2 величайших эпических произведения «Рамаяна» «Рамаяна» — древнеиндийская эпическая поэма в 7 томах на санскрите, приписывается легендарному поэту Вальмики. Современный вид приобрела ко II в. Посвящена подвигам бога Рамы и его борьбе с демоном Раваной за возвращение похищенной супруги Ситы. Источник сюжетов и образов многих литературных произведений в Индии и других азиатских странах. и «Махабхарата» «Махабхарата» — великая древнеиндийская эпическая поэма, авторство которой приписывается легендарному Вьясе. Современный вид приобрела к середине V в. Состоит из 18 книг (100.000 двустиший), вводных эпических сказаний главным образом фольклорного характера («Сказание о Нале», «Повесть о Савитри»). Главная сюжетная линия — война между братьями Пандавами и Кауравами за овладение царством. В некоторых фильмах также можно отметить и ссылку на другие произведения Древности (такие как «Испытание человека» («Пуруша-парикша») Видьяпати-поэта, народные индийские сказки и др.).
Что касается главных героев — их образы сопоставимы с образами героев названных произведений. Т. е., положительный герой всегда красив, умен, добродетелен, благочестив, неправдоподобно силён; отрицательный — глуп, некрасив, слаб, порочен. Эти образы переходят из фильма в фильм, режиссёры и актёры не стремятся детально «прописать» личность со всем многообразием её внутреннего мира.
Следующая черта индийского кино — отсутствие жанра трагедии. Все фильмы всегда имеют счастливый финал. Это также элемент традиционной культуры — жизнь для индийца представляется бесконечной цепью реинкарнаций — колесо сансары. Но для каждого живого существа есть доступный способ освобождения из этого колеса, а, следовательно, в мировосприятии индуса нет места пессимизму — ведь даже во «вселенском масштабе» всё всегда заканчивается хорошо.
Ещё одной характерной чертой индийского кино являются традиционные танцы — в каждом фильме присутствует от трёх до семи танцевальных номеров. Искусство танца восходит к жреческим ритуалам III — II тысячелетий до н. э.". Некоторые движения классических индийских танцев (стили катхак, одисси, бхаратанатьям), запечатленные на стенах древних культовых сооружений, дошли до наших дней в неизменном виде.
Т. о., танец является неотъемлемой частью традиционной индийской культуры, которая в киноискусстве выполняет не только роль украшения, но и своеобразного связующего звена между божественным и человеческим.
Музыка: согласно древним трактатам об искусствах, «Звук есть высшее лоно, звук — причина всего. Весь мир, состоящий из неживых предметов и живых существ, наполнен звуком, который, однако, разделяется на проявленный и непроявленный» [2, с. 481]. Такое отношение к музыке делает её одним из основополагающих элементов киноленты — все индийские фильмы отличаются особой музыкальностью. Музыка становится не просто фоном, усиливающим эффект актёрской игры, а отдельным как бы самостоятельным героем, который наравне с актёрами раскрывает сюжет.
Т. о., элементы традиционной духовной культуры прочно закрепились в индийском кино, что делает его доступным для индусов (т. к. эти элементы представляют своеобразную этническую память каждого человека) и притягательными для иностранцев (своей экзотичностью и познавательной ценностью).
Что же касается элементов традиционной материальной культуры, то здесь можно выделить следующее:
Ш Национальный костюм Ш Традиционное жилище Ш Традиционные семейно-бытовые отношения Национальный костюм: присутствует во всех кинолентах. Особое внимание уделяется традиционной женской одежде (сари, шальвар-камиз, чоли, легенгха, дуппада и др.), однако во многих фильмах встречаются элементы и мужского национального костюма (дхоти, курта, тюрбан и др.). Красочность, яркость традиционной индийской одежды придаёт особый колорит фильмам. Также немалое внимание уделяется национальным украшениям и ритуальным татуировкам. Особенно четко это видно на свадебных церемониях, которые украшают многие киноленты.
Что касается традиционного жилища, в индийском кино чётко прослеживается деление на касты: высшие сословия имеют роскошные особняки, где одновременно могут проживать до 100 человек — все ближайшие родственники; в то время как жилища низших каст напоминает скорее шалаши из подручных материалов, чем настоящие дома.
Традиционные семейно-бытовые отношения индийцев представляют сложную систему родственных связей, сложившуюся не одно столетие назад. Черты этой системы также ярко проявляются в индийском киноискусстве, не спеша уступать место европейским или американским семейным отношениям.
Т. о., элементы традиционной материальной культуры также являются неотъемлемой частью каждого индийского фильма, органично вписываясь в канву сюжета.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что элементы традиционной культуры (как нематериальной, так и материальной) являются одним из главных факторов популярности индийского кино как среди местного населения — традиционные сюжеты, музыка, танцы, одежда делают любой фильм понятным для всех; так и за пределами Индии — все те же элементы в современных условиях глобализации и универсализации культур наполняют индийское кино экзотикой и неповторимым колоритом.
Список литературы
и источников:
индийское кино традиционная культура
1. Чаттерджи, С., Датта, Д. Древняя индийская философия / С. Чаттерджи, Д. Датта / Под ред. В. И. Кальянова — М.: Издательство Иностранной литературы, 1954
2. Радхакришнан С. Индийская философия // Открытие Индии. Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. М ., 1987.
3. Эрман, В. Г. Очерк истории ведийской литературы / В. Г. Эрман — М.: Наука, 1980
Интернет-источники:
1. http://www.krugosvet.ru
2. http://www.newacropol.ru/Alexandria/civilization/india/india_simv/
3. http://sbiblio.com/biblio/archive/kijashenko_sovremennie/06.aspx
4. http://www.india.ru/india/tradition/marriage2.shtml
5. http://www.krishna.ru/culture-and-tradition/86-vaishnavism/364-stage-of-bhakti.html