Административное регулирование предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность, как и любая коммерческая деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами. Изначальный недостаток подходов… Читать ещё >
Административное регулирование предпринимательской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
- Введение
- Понятие и сущность административно — правового регулирования.
- Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности
- Общие положения о предпринимательстве в России
- Правовой статус субъектов предпринимательства в Российской Федерации.
- Правовой механизм регулирования предпринимательской деятельности.
- Взаимоотношения предпринимателя с административной властью.
- Заключение
- Список литературы
- Введение
- Предпринимательская деятельность, как и любая коммерческая деятельность, в значительной степени регулируется государством. Прежде всего, это относится к правовым основам, особенностям создания и функционирования коммерческих организаций. Как известно, эти вопросы регулируются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, соответствующими федеральными законами. Изначальный недостаток подходов различных зарубежных школ и наших соотечественников к вопросам управления заключался в том, что они сосредотачивали внимание на каком-либо одном элементе, а не рассматривали эффективность управления как результирующую и зависящую от многих факторов деятельности. В этой связи применение теории систем к управлению позволяет представить организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Системный подход необходим и к пониманию государственного регулирования. Системность проявляется и в том, что регулирование осуществляется по трехуровневой системе управления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (областных), а также на уровне органов местного самоуправления. В каждом из них созданы соответствующие структуры со всеми конкретными целями, задачами и функциями. Предпринимательская деятельность все глубже проникает в жизнь каждого гражданина. В связи с этим все более насущней становится потребность в административно — правовом регулировании. Одной из целей данной работы, разобраться в том на какую глубину проникает административно — правовое регулирование в предпринимательскую деятельность и на сколько оправданно глубина того или иного вида административноправового регулирования. Какие изменения произошли в институте административного права — административноправовом, государственном регулировании. Так как произошли значительные изменения во всем экономическом строе страны, а насколько изменились методы, используемые для управления субъектами предпринимательской деятельности. Ведь переход от командно-административной политики к рыночной экономике предусматривает и перестроение всей системы управления. Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно, гражданина, предполагает формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное воздействие. Хозяйственникам предпринимателям нужно чтобы не было административно региональных барьеров для движения товаров, действовала свободная от монополии добросовестная конкуренция, разумным было налогообложение, доступным кредит. Каждый гражданин надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы желающим делать деньги из воздуха, устранит использование средств из бюджета в узко корыстных интересах (что происходит и по сей день), будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций. На сколько государство сможет выполнить данные требования? Каким образом оно будет это осуществлять? И на сколько это является целесообразным? Вот наиболее важные вопросы, которые будут рассмотрены в данной работе.
Понятие и сущность административно — правового регулирования
Административно-правовое регулирование в сфере предпринимательской деятельности, являясь важным элементом взаимодействия государства и гражданского общества, обуславливает объективную необходимость установления и реализации конкретных административно-правовых режимов в этой области. В работах современных ученых по данной проблематике все чаще встречаются такие понятия, как правовой режим и административно-правовой режим. В юридической науке все чаще оказываются востребованным применение более сложных конструкций, одной из которых и является понятие правовой режим. В связи с этим использование в юридической науке более широкого понятия правовой режим, в отличие от простого подразделения на формы и методы государственного регулирования, позволяет взглянуть на государственное регулирование как в целом, так и на его административно-правовую составляющую в сфере предпринимательской деятельности при помощи комплексного и объемного инструмента. Правовое регулирование представляет собой «единство социологического, нормативного и практического аспектов». Она начинается тогда, когда в целях, содержании, требованиях закона назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное представление, какого — либо органа власти, а именно то, что в сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни. Формирование нормативно — правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом. Основой правового регулирования является нормативный аспект, т. е. разработка и юридическое закрепление (установление) норм (правил) поведения людей. Такие нормы (правила) воспринимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу, очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, например, трудового, семейного, жилищного и т. д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а передают людям опыт.
В нормативно — правовом акте, установленном государственной властью различают три элемента:
Гипотеза — часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, в которых она действует.
Диспозиция — часть нормы, раскрывающая содержание, смысл, самого правила поведения, т. е. юридические права и обязанности, возникающие у субъекта поступка или действия.
Санкция — часть нормы, характеризующая меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения диспозиции и гипотезы соответствующей нормы.
Поэтому качество нормативного аспекта правового регулирования во многом зависит от того, как уполномоченные на то государственные органы формулируют юридические нормы — правила поведения. Необходимо отметить, что любая юридическая норма является «пустым сотрясением воздуха», если ее реализация не опирается на соответствующие организационно — государственные структуры и не обеспечивается их возможностями. Ведь не все нормы и не всеми воспринимаются позитивно, с желанием их исполнить, многие, в особенности, требующие от человека изменения его поступков и действий, вызывают неприятие и сопротивление. В итоге можно констатировать, что правовое регулирование есть деятельность государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения государственного аппарата. Правовое регулирование это — требование государства, необходимое для упорядочивания общественной жизни. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере административного права. Административное право, связанно с социальным явление получившим название «управление». В самом широком смысле управление означает руководство чем — либо кем — либо, но необходимо раскрыть содержание этого «управления», а так как нас интересует административное управление, то мы рассмотрим именно государственное управление. Термин «государственное управление» широко используется в отечественной и зарубежной литературе. Но конституция Российской Федерации 1993 года заменяет этот термин другим — исполнительная власть. Чаще всего органы государственного управления рассматриваются в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической реализации законодательства, а также иных правовых актов органов государственной власти. Государственно — управленческая деятельность — это есть функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций. И исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в некоторых позициях отказывается от функции непосредственного управления. На данной основе появляется совершенно другая функция — функция государственного регулирования, что особенно заметно в экономике. Если государственное управление есть постоянное, непосредственное вмешательство органов управления в жизнь объектов, то сейчас основным направлением является предоставление относительной самостоятельности. Однако между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. По своей сути регулирование непременный элемент государственно — управленческой деятельности, одна из ее функций. В данном случае речь идет о различном, большем или меньшем участии государства в экономических и иных процессах. Тем не менее, все это является условным так как «управляя, государство регулирует, а, регулируя, — управляет». По существу, государственное управление — понятие более широкое по сравнению с государственным регулированием.
Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование предпринимательской деятельности
Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности: — торгово-промышленная палата Российской Федерации; - Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественных объединений, предпринимателей страны. Основные регулирующие органы : — Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП);- Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП;- Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;- Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества (Роскомпредпринимательства) — Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ. Органы, контролирующие все стороны коммерческой деятельности и их функции : — Госторгинспекция;- Госстандарт России;- ГНС РФ;- Министерство здравоохранения РФ;- ГТК РФ. Взаимодействие ГТК с Госторгинспекцией с целью осуществления контроля за товарооборотом. Контролирующие органы, проверяющие отдельные виды торговли и выполняемые ими функции : — Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию (осуществляет специальные исполнительные, контрольные и разрешительные функции по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции);- Министерство финансов РФ (осуществляет контролирующие функции в отношении торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями их содержащими);- Министерство природных ресурсов РФ и Государственный комитет по Охране Окружающей Среды (осуществляют контроль за продажей меховых товаров);- Российская ассоциация развития малого предпринимательства (осуществляет защиту прав предпринимателей; обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий; оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства).
Общие положения о предпринимательстве в России
предпринимательство административный регулирование правовой
Государственно регулирование малого предпринимательства — одна из приоритетных задач государства в России. В стране сложилась система регулирования малого бизнеса.
Система государственного регулирования малого предпринимательства — это экономическое, правовое и организационное обеспечение среды для эффективного и устойчивого развития.
Малые предприятия — коммерческие организации различных организационно-правовых форм, осуществляющие предпринимательскую деятельность в небольших масштабах, соответствующие определенным требованиям, установленным действующим законодательством. Малое предпринимательство в странах с развитым рыночным хозяйством является важнейшим регулятором экономики, поскольку способствует созданию конкурентной среды, и надежным социальным фундаментом, обеспечивая воспроизводство среднего класса общества Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Рос. эк. журнал.- 2011. № 2. С. 6.
Гражданский Кодекс РФ определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке Торкановский Е. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса //Хоз. и право.- 2008. — № 5. С. 12 — 18.
Предпринимательскую деятельность можно характеризовать следующими признаками:
1. Предпринимательская деятельность характеризуется самостоятельностью. Имущественная самостоятельность определяется наличием у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Организационная самостоятельность — это возможность принятия самостоятельных решений, начиная от принятия решения заниматься такой деятельностью, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей.
2. Предпринимательская деятельность сопряжена с риском.
3. Предпринимательская деятельность направлена на систематическое получение прибыли. Получение прибыли, являясь основной целью предпринимателя, придает его деятельности коммерческий характер.
4. Предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Предпринимательство — род деятельности людей, имеющих склонность к деловой активности, поиску новых сфер приложения своих сил. В нашей стране количество лиц, обладающих такими качествами, становится всё больше.
Однако не каждый бизнесмен может быть назван предпринимателем. В обыденной жизни к предпринимателям относят всех, кто занят бизнесом, но в строгом смысле этого слова ими являются только те деловые люди, чьё поведение на рынке отличается поисковым характером. Необязательно, чтобы предприниматель лично занимался освоением новых рынков, переходом к производству новых товаров, услуг и т. д. Главное — организация, предприимчивость, создание творческой атмосферы в коллективе. Предпринимательство носит поистине творческий характер и ничего общего не имеет с получением прибыли каким угодно путем и во что бы то ни стало, из чего фактически исходит ряд законов о предпринимательской деятельности, принятых в нашей стране.
Сектор малого предпринимательства охватывает различные виды производственной деятельности и типы работ, отвечающих широкому спектру возможностей рынка.
Получение дохода на вложенный труд и капитал — главная задача каждого предпринимателя.
Предпринимательство можно определять с различных позиций, таких как:
деятельность, которая направлена на максимизацию прибыли;
инициативную деятельность граждан, которая заключается в разработке товаров и услуг, направлена на получение прибыли;
прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;
процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;
действия, которые направлены на увеличение капитала, присвоение прибыли и развитие производства;
специфический вид деятельности, которые направлен на постоянный поиск изменений в уже существующих формах жизни предприятий и общества.
Большинство исследователей и ученых акцентируют внимание на получении прибыли, рассматривая ее как главную цель предпринимательства. Но предпринимательская деятельность имеет своей главной целью не столько прибыль, сколько постоянность, непрерывность воспроизводственного процесса, который связан с воспроизводством спроса и удовлетворением непрерывно меняющихся, постоянно повышающихся потребностей индивида или социальной группы, общества в целом.
В связи с этим предпринимательство более правильно называть процессом постоянного поиска изменений в спросе, потребностях конечного потребителя на услуги и продукцию, удовлетворения данной потребности путем организации производства, маркетинга, сбыта, менеджмента, логистики, ориентированных на наилучшие новации, которые приносят максимум производительности в каждой стадии процесса воспроизводства.
В таком определении акцент ставится не на максимизацию прибыли, а на самого потребителя, на его потребности, удовлетворяя которые благодаря высокому уровню организации предпринимательской деятельности, он может приносить максимальную прибыль.
Предпринимательство — это не просто бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы постоянной инициативы, антибюрократизма, новаторства, ориентации на различные нововведения в процесс производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. В то время как бизнес — это репродуктивная деятельность в области производства, организации, распределения и реализации товаров и услуг без инициативы в развитии инновационных процессов, без новаторства. Это осуществление одного и того же производства, распределения, сбыта или какой-либо еще деятельности из года в год.
Границы осуществления, содержание предпринимательства тесно связаны с видами и формами предпринимательской деятельности. В связи с общепринятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) можно выделить четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Остальные виды предпринимательской деятельности, такие как маркетинговая, инновационная, включены в состав четырех сфер предпринимательства.
Субъекты предпринимательской деятельности — лица, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью. Данной деятельностью может заниматься любой гражданин, который не ограничен в правах; любой гражданин другого государства и лицо без гражданства в пределах полномочий, которые установлены законодательством Российской Федерации, и объединения граждан — коллективные предприниматели.
Статус предпринимателя может быть приобретен с помощью государственной регистрации предпринимателя в порядке, который предусмотрен законодательством Российской Федерации. Без регистрации осуществление предпринимательской деятельности запрещается.
Индивидуальная предпринимательская деятельность — предпринимательская деятельность, которая осуществляется без использования наемного труда. Предприятие — предпринимательская деятельность с привлечением наемного труда.
Если предприниматель действует самостоятельно и от своего собственного имени, не создавая предприятия, то он сам отвечает своим имуществом, исключая то, на которое не налагается взыскание по законодательным актам. Если создается или приобретается предприятие, которое является юридическим лицом, то предприниматель должен действовать от имени и под имущественную ответственность предприятия, т. е. за имущество отвечает это предприятие (в пределах уставного капитала), а сам предприниматель не несет ответственности своим личным имуществом.
Имеются некоторые ограничения в субъектах предпринимательства. Например, закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не позволяет должностным лицам, работающим в органах государственного управления, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия, самостоятельно или через представителя голосовать при принятии решений общим собранием акционерного общества, товарищества посредством принадлежащих им акций, долей участия, паев, занимать управляющие должности в органах хозяйствующего объекта.
Объекты предпринимательской деятельности — это виды предпринимательской деятельности, которыми занимается предприниматель. Он может осуществлять виды хозяйственной деятельности, которые не запрещены законодательством. Но для некоторых видов предпринимательства необходимо особое разрешение органа местного управления. К примеру, по законодательству Российской Федерации для осуществления предпринимательской деятельности может быть необходим квалификационный аттестат и т. п.
В разрешении может быть отказано, если производство не соответствует медицинским или экологическим нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации. а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
Принятая в стране система налогообложения бизнеса оказывает огромное влияние на его развитие. Налоговый кодекс РФ, устанавливая общий режим налогообложения, предусматривает также возможность применения отдельными хозяйствующими субъектами специальных режимов налогообложения. При этом для субъектов малого предпринимательства наиболее актуальные такие режимы, как
— упрощенная система налогообложения,
— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
На практике субъекты предпринимательства часто применяют упрощенную систему налогообложения, которая предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется организациями добровольно. Перечень организаций, которым запрещено применять упрощенную систему налогообложения, закреплен ст. 346.12 НК РФ «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Российская газета. № 148−149. 06.08.1998. Преимуществами упрощенной системы налогообложения по сравнению с общей системой являются значительное сокращение документооборота, снижение затрат на ведение налогового учета, а в ряде случаев и уменьшение величины взимаемых налогов Борисов Е. Ф. Основы экономики. — М.: «Юристъ», 2006. с. 34.
Довольно часто субъекты малого и среднего предпринимательства применяют также специальный режим налогообложения в виде единого налога на вмененный налог (ЕНВД). Особенность и сущность этого режима налогообложения состоит в том, что налоговая база определяется на основе нормативной величины базовой доходности разных видов деятельности, к которой применяются корректирующие коэффициенты. Единый налог на вмененный доход может применяться по решению субъекта РФ в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Предприятиям, уплачивающим единый налог на вмененный доход, необходимо вести бухгалтерский учет.
С 1 января 2013 года была введена патентная система налогообложения для индивидуальных предпринимателей, которую могут применять вместе с общей системой, УСН или ЕНВД. Патентная система применяется в отношении отдельных видов бытовых услуг, розничной торговли и услуг общественного питания. Список допустимых видов деятельности приведен в п. 2 ст. 346.43 НК РФ Беляйкина Г. В. Дифференцированные ставки налога при УСН уже применяются // Упрощенка.- 2012. № 4. С. 12 — 18.
Срок, на который может быть выдан патент, составляет от 1 до 12 месяцев в пределах одного календарного года.
Правовой статус субъектов предпринимательства в Российской Федерации
В большинстве юридических энциклопедий раздел о субъекте права начинается с положения, что субъектом прав является человек, физическое лицо. Положение, что люди являются субъектами прав, само собой очевидно и не нуждается в разъяснении Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1909. История применения термина «субъект» в отношении юридического лица зародилась в римском праве Новицкий И. Б. Римское право. М., 2008. На практическом и теоретическом уровне осознавалось, что правовая жизнь не может обойтись без юридического признания существования и соответствующего оформления особого рода субъектов права, не совпадающих с физическими лицами. И хотя римские юристы не разработали понятия юридического лица, но было дано его основное практическое выражение: «…выработаны понятие правоспособности, независимой от лица физического, понятие дееспособности, и основные типы юридических лиц, которые получили в дальнейшем свою разработку в юриспруденции (корпорации и учреждения)» Стукалова Ю. В. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности в России XIX — начала XX века: Автореф. дис. … к. ю.н.: 12.00.01. Воронеж, 2007. С. 12.
Субъект права характеризуется следующими признаками: — это лицо, участник общественных отношений, которое по своим особенностям фактически может быть носителем субъективных юридических прав и обязанностей. Для этого оно должно обладать определенными качествами, которые связаны со свободой воли человека, коллектива людей и к числу которых относятся: внешняя обособленность, персонификация (выступление вовне в виде единого лица — персоны), способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю; - это лицо, которое реально способно участвовать в правоотношениях, приобрело свойства субъекта права в силу юридических норм. Иными словами, юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права. Правосубъектность является свойством лица — таким его общественно-юридическим состоянием, которое по своей природе неотъемлемо от лица. В современной юридической литературе выделяются две позиции к пониманию в общей системе субъектов права коллективных субъектов. Первая позиция связана с традицией, сложившейся в немецкой науке в XIX в., согласно которой всякие субъекты права, не являющиеся естественными индивидами, обозначаются общим термином «юридическое лицо», после чего исследование темы переносится в рамки старой юридической дискуссии о природе и сущности юридического лица. Вторая позиция в понимании субъектов права была высказана в науке в 70-х годах XX в. В. И. Леушин предлагает следующую общую классификацию субъектов права: индивиды, организации (делятся на государственные, в том числе само государство, и негосударственные) и социальные общности (народ, нация, население региона и трудовой коллектив) Теория государства и права. М., 2002.
И. В. Самылов предлагает выделять наряду с индивидами «коллективные субъекты права, которые можно рассматривать как относительно устойчивые объединения людей, характеризующиеся определенной степенью единства воли и цели, а также определенной внутренней организацией» Самылов И. В. Понятие и система коллективных субъектов права // Вестник Пермского университета. URL: http://www. jurvestnik. psu. ru.
Категория «субъекты предпринимательской деятельности» появилась в научном обороте сравнительно недавно. Своим рождением она во многом обязана Закону РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445−1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в преамбуле которого было записано: «Положения настоящего Закона действуют на всей территории РСФСР по отношению ко всем субъектам предпринимательской деятельности и предприятиям, независимо от формы собственности и сферы деятельности» Ведомости СДН и ВС РСФСР. 1990. N 30.
Понятие предпринимательской деятельности закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации, согласно которому «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» Гражданский кодекс РФ. М., 1997. С. 22. Опираясь на указанную статью ГК РФ, можно назвать ряд признаков, позволяющих выделить предпринимательство из хозяйственной деятельности в целом. Этими признаками являются: самостоятельная деятельность; получение прибыли как цель деятельности; систематический характер получения прибыли; хозяйственный риск; необходимость государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
Совокупность субъектов предпринимательской деятельности можно представить в виде схемы.
Субъекты предпринимательской деятельности До 01.09.2014 ГК РФ применял классификацию на открытые и закрытые АО, однако с изменением законодательства в России применяется классификация на публичные и непубличные акционерные общества Обратимся к характеристике правового статуса предпринимателя. Основополагающим для определения этого статуса является положение Конституции Российской Федерации, согласно которому «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности» Конституция Российской Федерации. М., 2010. С. 11.
Юридическим фактом, предшествующим началу осуществления предпринимательской деятельности, является государственная регистрация субъекта этой деятельности. Порядок создания и регистрации всех форм собственности и организационно-правовых форм также был предусмотрен Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Согласно ст. 33 этого Закона предприятие могло быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в порядке, предусмотренном законодательством Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.
Если предприятия признавались субъектами хозяйственного права (хотя не предпринимательскими) и в условиях плановой экономики, то правосубъектность граждан как индивидуальных предпринимателей — явление новое, возникшее при переходе к рыночному хозяйству. Оно получило правовое выражение в Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в котором содержались положения о правах и обязанностях не только предприятий, но и индивидуальных предпринимателей в отношениях как по горизонтали, так и по вертикали. С принятием в 1994 г. первой части Гражданского кодекса указанный Закон был отменен, а в ГК вошли некоторые нормы об индивидуальных предпринимателях; их мало, и они касаются лишь прав и обязанностей индивидуальных предпринимателей в отношениях по горизонтали. В результате оказались утраченными существовавшие ранее государственные гарантии, установленные для индивидуальных предпринимателей в отношениях по вертикали, и возник общий «дефицит» правовых норм об индивидуальных предпринимателях. Среди немногих специальных нормативных актов, относящихся к этому вопросу, надо отметить Закон о государственной поддержке малого предпринимательства от 14 июня 1995 г. СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343., в котором в качестве субъектов малого предпринимательства рассматриваются не только малые предприятия, но и индивидуальные предприниматели. Ценность этого Закона — в установлении как частноправовых, так и публично-правовых норм, относящихся к малому предпринимательству.
В то же время в связи с недостаточностью в законодательстве специальных норм об индивидуальных предпринимателях в п. 3 ст. 23 ГК предусматривается, что к их предпринимательской деятельности могут применяться нормы о юридических лицах, являющихся коммерческими организациями Гражданский кодекс РФ. М., 1997. С. 22. Данное правило позволяет решать вопросы при недостаточности частноправовых норм об индивидуальных предпринимателях. Если же не хватает публично-правовых норм, то можно использовать общее правило о применении норм законодательства СССР, не противоречащих современному российскому законодательству, что было предусмотрено еще Постановлением Верховного Совета РСФСР 12 декабря 1991 г. Вед. Съезда нар. депутатов РСФСР и Верх. Сов. РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1798. В частности, для восполнения таких пробелов можно использовать некоторые нормы Закона об общих началах предпринимательства граждан в СССР от 2 апреля 1991 г. Вед. Съезда нар. депутатов РСФСР и Верх. Сов. РСФСР. 1991. N 16. Ст. 442.
Вместе с тем можно согласиться с мнением В. В. Лаптева, что определение правового положения индивидуального предпринимателя путем приравнивания его к юридическому лицу и использования законодательства Советского Союза — метод весьма несовершенный Лаптев В. В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право. 1999. N 11. С. 18. Конечно же, в сегодняшнем законодательстве необходимо ясно и полно определить правовое положение индивидуального предпринимателя. Возможно, для этого следовало бы издать закон об индивидуальных предпринимателях.
Принципы единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, закрепленные в Конституции, предоставляют каждому предпринимателю право реализовывать свои товары и услуги на всей территории России, в любом регионе; он имеет право доступа к любому рынку того или иного товара наравне с другими предпринимателями. Каждому предпринимателю в соответствии с общеправовым принципом равенства должны быть предоставлены равные возможности для ведения предпринимательской деятельности и одинаковое правовое положение по сравнению с другими предпринимателями независимо от места его регистрации или нахождения. Вместе с тем на предпринимателя возложен и определенный круг обязанностей — как по отношению к обществу в целом (например, по охране природной среды), так и к разным категориям лиц — потребителям продукции (по поводу ее безопасности и качества), контрагентам (точное выполнение договоров), конкурентам (добросовестность), наемным работникам. По отношению к последним предприниматель обязан обеспечивать благоприятные условия для трудовой деятельности, полностью рассчитываться согласно заключенным договорам, независимо от финансового состояния предприятия; осуществлять социальное, медицинское и другие виды обязательного страхования граждан, работающих по найму; выполнять решения центральных и местных органов власти по социальной защите инвалидов и других лиц ограниченной трудоспособности. Предприниматель обязан своевременно предоставлять декларацию о доходах предприятия и уплачивать налоги в порядке и размерах, которые определяются законодательством; заявлять о банкротстве предприятия в случае невозможности исполнения обязательств перед кредиторами. При соблюдении всех изложенных условий государство гарантирует предпринимателям: свободный выбор сферы деятельности в пределах, установленных законодательством; право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для их деятельности имущество; недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности; недопущение дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц; равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм; защиту имущества предприятий от незаконного изъятия; право предпринимателя в соответствии с законодательством, уставом предприятия и договором, заключенным с собственником, самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства; экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности; возможность страхования предпринимательского риска страховыми обществами; недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции Витрянский В. В. Защита имущественных прав предпринимателей. М., 1992. С. 9.
Предприниматели самостоятельно распоряжаются конституционными правами и свободами, в том числе и правом на защиту; речь о государственной защите прав и интересов предпринимателей наступает тогда, когда эти права и интересы нарушены. Юридическое закрепление разносторонних прав и интересов предпринимателей осуществляется в целях обеспечения их оптимальной хозяйственной, социальной и иной деятельности. В случае неисполнения, несоблюдения закрепленных в законодательстве прав и интересов предпринимателей совершается правонарушение, которое, являясь юридическим фактом, влечет за собой определенные неблагоприятные последствия для нарушителя Ионов В. И. Бизнес-право. М., 1998. С. 33. Однако эти последствия могут наступать лишь при наличии четких юридических механизмов, обеспечивающих реальную защиту прав и интересов предпринимателей.
Общая характеристика юридических механизмов защиты прав и интересов предпринимателей условно подразделяется на систему внутренних и внешних мер по обеспечению правовой безопасности. К внутренним мерам правовой безопасности относятся деятельность бухгалтерского и юридического отделов, служб анализа и контроля, системы охраны и т. д. К внешним мерам относятся обращение к деятельности традиционных правоохранительных органов: прокуратуры, милиции, налоговой полиции, таможни, суда, арбитражного суда и т. д. Рыночная экономика возродила многие традиционные для дореволюционной России формы защиты бизнеса, а также дала жизнь новым организационно-правовым формам защиты прав и интересов предпринимателей. К ним относятся услуги адвокатских, аудиторских, детективных и страховых фирм, обновленная деятельность профсоюзов и др. Мирзоев Г. Б. Юридическая защита предпринимательства в России. М., 1997. Отметим, что система правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства состоит из правовых актов различной юридической силы и уровня принятия.
Рассматриваемая проблематика неоднократно обсуждалась в научной литературе. Так, С. А. Коноплев обосновал положение о том, что «нормативно-правовое регулирование предпринимательства представляет собой иерархичную систему актов, состоящую из семи элементов Коноплев С. А. Правовой режим субъектов малого предпринимательства: дис. … к.ю.н. М., 2011. С. 10 — 11, 49.:
— международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;
— Конституция РФ 1993 г.;
— кодексы и иные федеральные законы: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 02.05.2015) // Российская газета. № 256. 31.12.2001., Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ;
— нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ;
— нормативные правовые акты субъектов РФ;
— корпоративные нормативные акты;
— обычаи делового оборота" .
В целом соглашаясь с данной системой (предложенной автором в 2006 г.), отметим, что подобная иерархия актов может быть предложена для регулирования деятельности всех субъектов предпринимательства.
Специальных международных договоров, касающихся малого и среднего бизнеса, РФ не заключено. Конституция РФ, определяющая принципиальные положения регулирования предпринимательской деятельности и закрепляющая само право на ее ведение, также не устанавливает специфики малого и среднего предпринимательства.
При этом, законодательное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Закон о малом и среднем предпринимательстве). Данный Закон, регулируя отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет категории субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.
Положениями Закона о малом и среднем предпринимательстве устанавливаются также особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Конкретизацию эти положения находят в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах. Это, в частности, НК РФ, ТК РФ, Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете «Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» // Российская газета. № 278. 09.12.2011., Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. № 80. 12.04.2013., Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. № 266. 30.12.2008. и целый ряд иных актов, анализ положений которых представлен в данной главе.
Поскольку малые и средние предприятия, индивидуальные предприниматели отнесены к числу субъектов предпринимательской деятельности, на них распространяются и иные законодательные акты, данную деятельность регулирующие (Федеральные законы от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. № 97. 06.05.2011., от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2014)// Российская газета. № 245. 31.12.2002. и др.).
Таким образом, мы можем утверждать, что законодательный уровень нормативного правового регулирования предпринимательства включает в себя акты двух видов:
— специального законодательства, регулирующего малое и среднее предпринимательство;
— общего законодательства о предпринимательской деятельности.
Следовательно, законодательное регулирование малого и среднего предпринимательства можно рассматривать:
— в узком смысле, включая сюда лишь нормативные правовые акты, определяющие специфику малого и среднего бизнеса;
— в широком смысле, имея в виду общее регулирование предпринимательской деятельности малых и средних предприятий.
Помимо федерального законодательства, большую роль в правовом регулировании деятельности субъектов предпринимательства играют нормативные правовые акты субъектов РФ. В большинстве субъектов РФ приняты специальные законы и направленные на их исполнение подзаконные нормативные правовые акты. В качестве примера законодательных актов назовем: Закон г. Москвы от 26 ноября 2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» Закон г. Москвы от 26.11.2008 № 60 (ред. от 23.04.2014) «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 70, 16.12.2008, Закон Тюменской области от 5 мая 2008 г. № 18 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тюменской области», Закон Брянской области от 30 мая 2000 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Брянской области», Закон Кемеровской области от 27 декабря 2007 г. № 187-ОЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства», Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. № 1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае» .
Во исполнение законодательных и подзаконных нормативных правовых актов утверждены и действуют региональные целевые программы поддержки малого и среднего предпринимательства, которые также являются нормативными правовыми актами. Так, в Московской области реализуется Долгосрочная целевая программа Московской области «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области на 2013 — 2016 годы» «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области на 2013 — 2016 годы», утвержденная Постановлением Правительства Московской области от 28 августа 2012 г. № 1053/32. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 декабря 2010 г. № 1151 утверждена Республиканская программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 — 2013 годы. В Тюменской области действует Долгосрочная целевая программа «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области на 2012 — 2014 годы». Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2013 — 2015 годы утверждена Постановлением правительства области от 7 декабря 2012 г. № 1387-п. Постановлением администрации Липецкой области от 23 августа 2012 г. № 345 утверждена областная целевая программа «Программа развития малого и среднего предпринимательства в Липецкой области на 2013 — 2020 годы» .
Программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства приняты и на муниципальном уровне. В качестве примера назовем Долгосрочную целевую программу «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город Екатеринбург на 2011 — 2013 годы», утвержденную Постановлением главы Екатеринбурга от 1 ноября 2010 г. № 5034.
Правовой механизм регулирования предпринимательской деятельности
Правовое регулирование предпринимательской деятельности имеет особое значение. Раньше эта деятельность находилась под запретом, за нее была установлена уголовная ответственность. Это до сих пор психологически сдерживает тех, кто хотел бы заниматься предпринимательством.
В системе российского права отсутствует отрасль, специально рассчитанная на регулирование предпринимательской деятельности и складывающихся в связи с ее осуществлением общественных отношений. Функцию такого регулирования выполняют нормы самых различных отраслей права: конституционного, международного, гражданского, административного, трудового, финансового, экологического, земельного и др. Совокупность таких норм, имеющих отношение к регулированию предпринимательства, часто объединяют под общим названием «предпринимательское право». Это не означает, разумеется, что перед нами самостоятельная правовая отрасль, существующая наряду с правом гражданским, административным и т. п. Данная совокупность состоит из неоднородных норм, относящихся к разным отраслям права, причем как частного, так и публичного.
Особо важное значение в таком регулировании имеют конституционные гарантии предпринимательства. Согласно Конституции РФ (ст. 34) каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Тем самым на конституционном уровне установлена необходимая предпосылка свободного предпринимательства — всеобщая предпринимательская правоспособность граждан. Кроме того, признавая право частной собственности, в том числе на землю и другие природные ресурсы, Конституция РФ закрепляет важнейшую экономическую гарантию предпринимательской деятельности (ст. 35, 36).
И все же основная роль в регулировании предпринимательства принадлежит нормам гражданского и административного права. Гражданским правом определяется правовое положение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в имущественном обороте, регулируются отношения собственности и договорные отношения. Нормы административного права устанавливают порядок государственной регистрации субъектов предпринимательства, порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности и т. д. При этом гражданское право является основой частно-правового регулирования предпринимательской деятельности, а административное — публично-правового. Ведущая роль в механизме правового регулирования предпринимательства принадлежит нормам частного права, и в первую очередь гражданского. Это и не удивительно, если вспомнить характеризующие предпринимательскую деятельность признакиорганизационную и экономическую независимость, инициативность, осуществление на свой риск, направленность на получение прибыли. Совершенно очевидно, что эта деятельность по самой своей природе не терпит императивных, административно-командных методов воздействия: они абсолютно несовместимы с ее самостоятельностью, другими внутренне присущими ей качествами. Управляемая подобными методами, производственная деятельность перестает быть свободной, инициативной, а экономика, утрачивая механизм саморегуляции, превращается в плановую. Практика такого подхода к регулированию производственных отношений, когда государство предписывало предприятиям, что им нужно производить, кому и по каким ценам продавать, уже была известна нашей экономике и ничего хорошего не принесла. Напротив, диспозитивный метод, используемый гражданским правом, как нельзя более соответствует самому характеру предпринимательской деятельности.
Основными направлениями гражданско-правового регулирования в данной сфере являются:
определение организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. Существуют две такие формы:
а) предпринимательство без образования юридического лица (индивидуальное предпринимательство) и
б) предпринимательство с образованием юридического лица;
регулирование порядка создания и прекращения юридических лиц, установление процедуры банкротства предпринимателей;
регулирование «внутренних» отношений в коммерческих организациях, т. е. отношений между участниками организации, а также между участниками и самой организацией (корпоративное право);
охрана средств, индивидуализирующих участников предпринимательской деятельности, их товаров, работ и услуг, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания и др.;
регулирование и охрана отношений собственности и производных от них отношений (вещное право);
регулирование и охрана договорных отношений, в которые вступают предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности (договорное право);
установление оснований, форм и размера имущественной ответственности предпринимателей за гражданские правонарушения, совершенные ими в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
Наиболее важные гражданско-правовые нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, сосредоточены в Гражданском кодексе РФ — основном гражданском законе, имеющем приоритет перед всеми другими нормативными актами, содержащими нормы гражданского права. К таким актам относятся: федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты органов исполнительной власти федерального уровня (министерств и ведомств). Согласно принципу верховенства Гражданского кодекса, закрепленному в ст. 3 ГК РФ, нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу. В случае же противоречия применяться должен ГК РФ, а не противоречащий ему закон.
Среди Федеральных законов, регулирующих деятельность предпринимателей можно назвать следующие: ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в России», ФЗ «О финансово-промышленных группах» от 30.11.95, ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.05.96., ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.95., ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ» от 4.05.99, ФЗ закон «О внешнеторговой деятельности» и важный Указ Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» от 28.02.95.
Абсолютная экономическая свобода всегда связана со злоупотреблениями — появлением на рынке некачественных товаров, работ и услуг, иногда представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей, возникновением мошеннических предпринимательских структур, «безвозвратно» привлекающих сбережения граждан, заключением договоров на невыгодных, кабальных для экономически слабой стороны условиях, намеренным ограничением и устранением свободной конкуренции — необходимой предпосылки нормального функционирования рынка и многими другими. Предупреждение этих вредных явлений и устранение их негативных последствий составляет задачу публичного права, прежде всего административного.
Основными направлениями публично-правового регулирования в сфере предпринимательства являются:
* установление порядка государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, т. е. процедуры приобретения ими статуса предпринимателя;
* регулирование отношений, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности;
* антимонопольное регулирование;
* регулирование отношений по стандартизации, обеспечению единства измерений и сертификации;
* охрана предпринимательства путем установления публично-правовых санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности.
Некоторыми видами деятельности, предприниматели могут заниматься только на основании лицензии. Лицензия ~ это разрешение на осуществление некоторьгх видов деятельности, в том числе предпринимательской, выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления (лицензирующим органом). Лицензирование представляет собой управленческую деятельность, а потому регулируется нормами административного права. Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Основным нормативным актом в сфере лицензирования является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ст. 4 этого закона к лицензируемой относится деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Статья 17 данного закона содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. Вместе с тем лицензирование некоторых видов деятельности, например банковской и страховой, осуществляется в соответствии со специальным законодательством.
Смысл лицензирования заключается в том, что лицензирующие органы получают возможность контролировать соблюдение лицензиатами (лицами, получившими лицензии) установленных законом требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности (так называемых лицензионных требований и условий). В случае выявления неоднократных нарушений или одного грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии. При этом он устанавливает срок до шести месяцев для устранения лицензиатом допущенных нарушений. Если в этот срок нарушения не будут устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Основным условием нормального развития рыночных отношений является здоровая конкуренция между их участниками. Противоположность конкуренции — монополия (от греч. продаю один), т. е. господство одного или нескольких совместно действующих субъектов на рынке определенного вида товаров, работ или услуг. Доминирующее положение позволяет монополисту по своему усмотрению, не опасаясь невыгодных для него экономических последствий, которые неминуемо наступили бы в условиях конкуренции, односторонне воздействовать на общие условия оборота соответствующих товаров (работ, услуг).Чтобы этого не происходило, государство разрабатывает комплекс мер, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, а также обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Данные меры составляют государственную антимонопольную политику и устанавливаются антимонопольным законодательством, относящимся к сфере административного права.
Целью антимонопольного регулирования является также предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции, под которой, в частности, понимается распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение производимых или реализуемых товаров с товарами других предпринимателей и другие подобные действия.
Основой антимонопольного законодательства является норма п. 2 ст. 34 Конституции РФ, прямо запрещающая деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Главным нормативным актом в системе антимонопольного законодательства является Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции к ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (см. прил.).
Целями публично-правового регулирования являются также обеспечение безопасности производимой продукции, работ и услуг для жизни, здоровья и имущества граждан, обеспечение их качества, технической и информационной совместмости, взаимозаменяемости. Эти цели достигаются путем стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации. Государственное управление в области стандартизации, обеспечения единства измерений и сертификации на федеральном уровне осуществляет Госстандарт России (Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации).
Сертификация представляет собой процедуру подтверждения компетентным органом (организацией) соответствия продукции (услуги) установленным требованиям. В случаях, предусмотренных законодательством, сертификация обязательна. Это относится, например, к пищевым продуктам, посуде, лекарственным средствам и многим другим товарам и услугам. Реализация последних на территории Российской Федерации возможна только при наличии специального документа — сертификата соответствия. Изготовители (продавцы) товаров и исполнители услуг, подлежащих обязательной сертификации, обязаны обеспечивать их соответствие установленным требованиям и маркирование знаком соответствия. Основными нормативными актами в данной сфере правового регулирования являются: законы РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации», от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений» и от 10 июня 1993 г. «О сертификации продукции и услуг».
Косвенно регулирует предпринимательскую деятельность финансовое право, в частности, налоговое, основным источником которого является Налоговый кодекс РФ. Оно не определяет прав и обязанностей в сфере собственно предпринимательских отношений и может воздействовать на них лишь опосредованно — путем установления различных режимов налогообложения, налоговых ставок, льгот и т. д. Но сами отношения по налогообложению, регулируемые финансовым правом, не являются производственными, а, следовательно, и предпринимательскими.
Создание цивилизованных рыночных отношений, повышающих эффективность экономики, требует строгого соблюдения законодательства и дальнейшего его совершенствования. Прежде всего, это касается отношений собственности. В настоящее время наблюдается неопределенность этих отношений, поскольку приватизация осуществлялась не на основе законов, а в соответствии с указами Президента РФ и ведомственными нормативными актами Госкомимущества. По ряду принципиальных вопросов они противоречили ранее принятым законам. В частности, не предусматривалось использование для приватизации ваучеров. Подобные юридические факты могут быть использованы для возбуждения дел о признании приватизационных сделок, совершенных с помощью ваучеров, недействительными. Необходима также выработка правовых норм защиты интересов мелких акционеров от произвола собственников контрольных пакетов акций.
Учитывая, что в нынешних условиях наиболее эффективным собственником для ряда крупных и средних собственников может быть государство, следует обеспечить более весомую поддержку государственной собственности с учетом ее особенностей. Одним из правонарушений, наносящих серьезный ущерб рыночной экономике, является использование корпоративными структурами государственной собственности в групповых интересах. Для данного правонарушения возникли условия. Они связаны с «размыванием» прав собственности, смешением ее форм, нечеткостью трактовки понятия «государственное предприятие», пассивностью государства как хозяйствующего субъекта и законодателя для госсектора, невыполнением им необходимых в этом отношении функций. Не выработано четких правовых документов в отношении сфер прямого участия государства — производства «общественных благ», оборонных предприятий, естественных монополий, отраслей, требующих особого надзора (наркосодержащих материалов), объектов социального значения, наукоемких и хронически убыточных отраслей, компаний со значительной долей государственного капитала. Следует усилить роль парламента в решении этих вопросов, прежде всего в общем контроле и текущем управлении через комитеты и комиссии.
Среди функций государства по управлению госсектором особое значение имеет разработка соответствующих прав по назначению руководителей предприятий, осуществление кадровых изменений при преобразовании государственных предприятий в казенные.
Назрела необходимость усиления контроля за проведением конкурсов, совершенствования соответствующего законодательства. В настоящее время государственные органы допускают серьезные организационные ошибки, юридические просчеты в регламенте и процедуре инвестиционных конкурсов, залоговых аукционов, оставивших, по выражению британской «Файнэншл тайм», впечатление откровенного сговора. Акционированные государственные предприятия подвергаются разграблению в гигантских масштабах. Те банки, которые хотели бы положить этому конец, защитить национальные интересы, оказались бессильны что-либо сделать, так как обычно отстраняются от участия в торгах. По условиям таких торгов победитель обязуется в течение трех лет сделать инвестиции либо представить гарантии их с третьей стороны. Наделе все не раз оборачивалось грубым обманом.
В российском законодательстве нет понятия условной сделки. А потому нет никаких легитимных препятствий тому, чтобы ценные бумаги, приобретенные сегодня, завтра не были бы проданы другому лицу вообще без каких-либо обязательств. Действующая нормативная база по приватизации это разрешает. В результате предприятие лишается контрольного пакета, так и не получив ни рубля, ни доллара на капвложения. Лишь недавно с большим опозданием принято постановление Правительства РФ по инвестиционным торгам, согласно которому выигравший конкурс подписывает договор купли-продажи только после того, как в течение месяца внесет не менее 20% заявленного объема инвестиций'. Для производства появилась хоть какая-то страховка.
В последние годы нередко не соблюдаются нормы законодательства о труде в коммерческих структурах: решения в процессе приема и оформления на работу, учета рабочего времени, начисления заработной платы принимаются только для уклонения от налогов. В связи с этим необходимо повысить роль Гострудинспекции как органа, который наделен огромными полномочиями: в частности, при грубом нарушении правил охраны труда инспектора этой службы вправе даже требовать закрытия предприятия. Такое же право следует предоставить им и при выявлении систематических нарушений законодательства о труде.
Крупной проблемой, требующей дальнейшего совершенствования правового механизма, являются постоянные нарушения законодательства о предпринимательской деятельности. В значительной мере российский бизнес располагается на стыке с преступным миром. Согласно опросу челябинских предпринимателей, из 40 обладателей крупных состояний 30 считают невозможным заниматься бизнесом, не нарушая законодательства; 90% всех респондентов убеждены, что нельзя заниматься бизнесом, не давая взятки работникам финансово-контрольных органов, 55% — депутатам различных уровней, 32% — работникам милиции, 27% — сотрудникам суда и прокуратуры. Анонимный опрос московских коммерческих компаний, проведенный корреспондентами «Капитала», показал, что представители всех фирм давали взятки должностным лицам города — в подавляющем большинстве на уровне префектур — с целью «ускорения решения своих деловых проблем». В числе этих необходимых расходов — взятки за получение права аренды и предоставление льготных арендных справок санэпидемстанции, пожарной охраны и милиции, а также разрешений префектуры на торговлю тем или иным товаром. В системе взяточничества, во всяком случае, в Москве, уже сформировался слой посредников между префектурами и бизнесменами.
Коррупция (от греч. «коррумпере» — порча) в России принимает все большие масштабы по мере развития рыночных отношений и нарастания сложности их регулирования. Она приводит к удорожанию продукции, отвлечению средств, нарушению правил конкуренции, криминализации бизнеса. В конечном счете коррупция усугубляет экономический кризис, тормозит переход к рыночной экономике, дискредитирует и предпринимательство, и государственную службу, и политических деятелей. Коррупция имеет место в связи с регистрацией компаний и лицензированием деятельности, приватизацией, выделением льготных кредитов, отсрочкой выплат, предоставлением налоговых льгот, размещением государственного заказа, служебным продвижением «нужных» людей, судебным разбирательством, сокрытием нарушений и других действий (или бездействий) государственных служащих.
Коррупции способствует ряд социальных факторов, прежде всего низкая зарплата госслужащих, несовершенство подбора кадров и организации прохождения государственной службы, завышение полномочий и бесконтрольность в их осуществлении, устарелость и несовершенство законодательства, отсутствие механизмов его реализации и др.
Одной из экономических баз коррупции является теневая экономика, которая в развитых странах составляет, по оценкам экспертов. 10—15% ВВП, в развивающихся странах до 60—70%. Одной из причин этой незаконной деятельности является несоблюдение субъектами рынка правовых ограничений в связи с недостаточной способностью государства противодействовать нарушителям закона. Это сдерживает развитие цивилизованного предпринимательства. Предприниматели и менеджеры, участвуя в теневой экономике, скрывают значительную часть доходов. Они не заинтересованы в показе прибыли и выплате налогов и дивидендов по акциям. С этой целью увеличивается себестоимость продукции; сокращается выручка: расширяются бартерные операции, исключающие получение средств, облагаемых налогом; работы выполняются без оформления договора (особенно на малых предприятиях), за наличный расчет, капиталы размещаются за рубежом, где более лояльное налогообложение, осуществляются контрабанда и уход от акцизов; выделяются льготы для организаций и отдельных личностей, близко стоящих к властным структурам.
Восстановление законности в решении этих проблем требует максимальной осторожности, чтобы не скатиться к налоговому террору, массовому беззаконию, полицейскому государству. Прежде всего, требуется гласность решений и льгот по налогам, или, скорее, замена льгот дотациями или субвенциями. Для этого необходимо устранить пробелы в законодательстве.
Особую опасность приобретает криминализация бизнеса. Одной из ее причин является отставание в разработке законодательства о регулировании хозяйственной деятельности от запросов практики. Так, в России отмывание капиталов до сих пор не является уголовно наказуемым, отказ от возвращения кредитов очень редко квалифицируется как уголовное преступление.
Основной формой легализации мафии является создание собственных коммерческих структур. В сферу интересов нелегалов попадают все сферы бизнеса, приносящие наибольший доход: экспорт нефти и металлов, импорт продовольствия и др. Реальные владельцы фирм глубоко законспирированы и известны лишь узкому кругу лиц.
По расчетам Аналитического центра РАН, 35% капитала и 80% «голосующих» акций перешло сегодня в руки криминального капитала посредством взимания «дани» с коммерческих структур в виде акций'. Это позволяет организованной преступности делегировать своего представителя в правление или Совет директоров.
Таким образом, улучшение правового механизма регулирования предпринимательства предполагает дальнейшее совершенствование законодательства, особенно в сфере регистрации предприятий, лицензирования, стимулирования, борьбы с коррупцией и мафией, обеспечения безопасности предпринимателей.
Взаимоотношения предпринимателя с административной властью
Вместе со становлением рыночных отношений в государстве все большее число видных экономистов и предпринимателей считают необходимым признание роли государства в регулировании хозяйственной и предпринимательской деятельности. Так как опыт последних лет по «разгосударствлению» экономики и предпринимательской деятельности наглядно показал неэффективность данного метода ведения экономики. Сейчас происходят значительные перемены в структуре государственной власти. А именно «отказ от отождествления государства с административным аппаратом, децентрализация управления, демократизация государственных институтов, усиление начал самоуправления, признание ведущей роли законодательного регулирования общественных отношений, прежде всего в экономической сфере, повышение уровня, класса работы аппарата управления, за счет его информационных, аналитических, консультативных звеньев» .
1.
Введение
общих правил экономической деятельности (согласование интересов хозяйствующих субъектов и оценка результатов их деятельности
2.Содействие формированию благоприятной экономической среды и условий для нормального функционирования рынка (создание и функционирование единой денежной, финансово — кредитной систем, установление налогов, которые будут стимулировать предпринимателя, а не «давить» его своей мощью, и иных обязательных платежей, регулирование индекса цен, формирование важнейших государственных программ
3. Обеспечение социальных гарантий трудящихся, повышение культурно-образовательного уровня граждан
4.Предотвращение образования монополистических явлений в экономике, борьба с коррупцией, преступностью в сфере экономики.
5.
Введение
законодательного запрета государственным органам вмешиваться в деятельность предприятий, без основательных причин, введение ответственности за принятие ошибочных решений и за причиненные убытки. Сейчас уже происходят некоторые изменения в государственном механизме управления. Хотя как не прискорбно, но при выработке теории управления государственные органы действовали «методом проб и ошибок», разовым отказом от командно-административной системы без какой — либо выработанной концепции и в результате разгул коррупции, произвол местных властей, и т. д. и т. п. Сейчас исполнительные органы стали единственными властными структурами, влияющими на экономику. Государство расширяет свою помощь малому предпринимательству. Это государственные программы поддержки, это признание фондов поддержки малого предпринимательства, это привлечение для оказания «услуг» государству, это производственно-техническая поддержка, это содействие образованию и деятельности союзов (ассоциаций) малого предпринимательства. Об упрощенной системе учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, разрешает местным органам самоуправления на выбор установить порядок исчисления налога:
1. Объектом обложения единым налогом организаций в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование
3. Доходная выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и вне реализационных доходов.
Заключение
Государственное регулирование современной экономики осуществляется с помощью системы типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера правомочными государственными учреждениями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации: общества защиты прав потребителей, профсоюзы, политические партии и др Проблема административно-правового регулирования возникла сравнительно недавно, с момента перехода от административно-командной системы к рыночной. Целью данной работы являлось рассмотрение методов административно-правового регулирования, возможности сужения или наоборот расширения влияния государства на предпринимательскую деятельность. В последнее время, в связи с повышающимся ростом предпринимательской деятельности, все более насущней становится потребность в регулировании предпринимательства и предпринимательской деятельности. Но данное регулирование должно исходить из требований и потребностей предпринимателя, а не из «возможностей» государства. На данном этапе развития предпринимательства, у государства существует огромное количество способов и методов воздействия на предпринимательскую деятельность. И взаимодействие власти и предпринимательских структур приобретает все более важное значение как в экономическом так и в политическом контексте. Предпринимательство видит в устойчивости власти, в стабильности общества главную гарантию своего развития. А государство приобретает в их лице экономическую поддержку и эффективное содействование государству в достижении им социальных задач. Но экономические проблемы как предпринимателей, так и государства должны решаться не путем установления необдуманных и нерациональных, одной стороной для другой, а путем нахождения компромиссов. Функции государства не замыкаются только в регулировании, государство должно еще и поддерживать предпринимательство (в особенности малое) для формирования среднего класса. Помощь субъектам предпринимательства может быть весьма разнообразной по своим формам. Она осуществляется и на государственном уровне и в регионах путем признания государственной поддержки одним из важнейших направлений экономической реформы. Для поддержки используются как комплексные программы, так и налоговые льготы, выделение кредитных ресурсов на льготных условиях. Организуется информационное и консультативное обслуживание. Сейчас необходимым является изменение отношения власти к предпринимателю, нужно всеми силами осуществлять поддержку предпринимательства, ведь предприниматель является основой продвижения общества к более высокоразвитому, индустриальному государству, которое является основой благосостояния каждого гражданина страны.
1. Конституция Российской Федерации. М., 2010. С. 11.
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 08.06.2015) // Российская газета. № 148−149. 06.08.1998.
3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 02.05.2015) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.
4. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» // Российская газета. № 278. 09.12.2011.
5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. № 80. 12.04.2013.
6. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. № 266. 30.12.2008.
7. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. № 97. 06.05.2011.
8. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О техническом регулировании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.12.2014)// Российская газета. № 245. 31.12.2002.
9. Закон г. Москвы от 26.11.2008 № 60 (ред. от 23.04.2014) «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» // «Вестник Мэра и Правительства Москвы», № 70, 16.12.2008
10. «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области на 2013 — 2016 годы», утвержденная Постановлением Правительства Московской области от 28 августа 2012 г. № 1053/32
11. Ведомости РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418.
12. СЗ РФ. 1995. N 25. Ст. 2343.
13. Гражданский кодекс РФ. М., 1997. С. 22.
14. Вед. Съезда нар. депутатов РСФСР и Верх. Сов. РСФСР. 1991. N 51. Ст. 1798.
15. Вед. Съезда нар. депутатов РСФСР и Верх. Сов. РСФСР. 1991. N 16. Ст. 442.
16. Андреев В. «Государственный контроль за хозяйственной деятельностью», Государственная юстиция 2005
17. Атаманчук Г. В. «Теория государственного управления», М., Юридическая литература, 1997.
18. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Рос. эк. журнал.- 2011. № 2. С. 6.
19. Бахрах Д. Н. Административная ответственность. — М., Юриспруденция, 1999.
20. Бельский К. С., Козлов Ю. М., и др. Административное право / Под ред. Ю. М. Козлова и Л. Л. Попова. — М., Юрист, 1999.5. Козлов Ю. М. «Административное право РФ», М., Зерцало, 1992.
21. Беляйкина Г. В. Дифференцированные ставки налога при УСН уже применяются // Упрощенка.- 2012. № 4. С. 12 — 18.
22. Борисов Е. Ф. Основы экономики. — М.: «Юристъ», 2006. с. 34
23. Ведомости СДН и ВС РСФСР. 1990. N 30
24. Витрянский В. В. Защита имущественных прав предпринимателей. М., 1992. С. 9.
25. Гражданский кодекс РФ. М., 1997. С. 22.
26. Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. «Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность». Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Логос, 2006.
27. Ионов В. И. Бизнес-право. М., 1998. С. 33.
28. Коноплев С. А. Правовой режим субъектов малого предпринимательства: дис. … к.ю.н. М., 2011. С. 10 — 11, 49.
29. Лаптев В. В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право. 1999. N 11. С. 18.
30. Мамутов В. К. «Сближение современных систем правового регулирования хозяйственной деятельности», Государство и право, № 8, 1996.
31. Мирзоев Г. Б. Юридическая защита предпринимательства в России. М., 1997.
32. Новицкий И. Б. Римское право. М., 2008
33. Пикулькин А. В. «Система государственного управления», М., Закон и право, 1997.
34. Самылов И. В. Понятие и система коллективных субъектов права // Вестник Пермского университета. URL: http://www. jurvestnik. psu. ru.
35. Стукалова Ю. В. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности в России XIX — начала XX века: Автореф. дис. … к. ю.н.: 12.00.01. Воронеж, 2007. С. 12.
36. Теория государства и права. М., 2002.
37. Тихомиров Ю. А. «Предприниматель и закон», М., Экономика, 1996.
38. Торкановский Е. Организационно-правовые меры развития малого бизнеса //Хоз. и право.- 2008. — № 5. С. 12 — 18.
39. Трубецкой Е. Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1909