Специфика зарождения и становления партий в Беларуси на рубеже XIX-XX веков
В период перехода к массовой агитации националистические и сепаратистские тенденции проявились и в еврейском социал-демократическом движении. В 1895 г. на первомайском собрании еврейских социал-демократов в Вильно Ю. Мартов высказал мысль о необходимости создания «специально еврейской социал-демократической организации, которая являлась бы руководителем и воспитателем еврейского пролетариата… Читать ещё >
Специфика зарождения и становления партий в Беларуси на рубеже XIX-XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования Республики Беларусь Институт парламентаризма и предпринимательства Кафедра политологии
Курсовая работа
по дисциплине: «История общественных движений и политических партий»
тема: Специфика зарождения и становления партий в Беларуси на рубеже XIX-XX вв.
Выполнила студентка группы 22 128 № 22 128/ 46
Лемешевич Ирина Геннадьевна Научный руководитель:
доктор политических наук, профессор Тарасов Сергей Васильевич,
- Введение
- Глава 1. Революционно-демократические партии
- Глава 2. Монархические партии
- Глава 3. Либерально-буржуазные партии
- Заключение
- Список использованных источников
Политические партии и общественные движения являются неотъемлемой частью политической системы современного демократического государства, в число которых входит и Республика Беларусь. В современной Беларуси в условиях существования демократического строя и наличия множества партий возникает потребность в тщательном изучении начала процесса возникновения партий. Однако исследователи редко задаются вопросом о специфике зарождения и существования общероссийских партий конца XIX — начала XX вв. на территории Беларуси. Поэтому данная тема не теряет своей актуальности.
История возникновения партий достаточно хорошо освещена в отечественной и зарубежной историографии.
В первую очередь необходимо отметить существование больших монографий и энциклопедий, освещающих весь процесс существования партий от формирования до окончания существования. Это, в частности, «История политических партий России» под редакцией А. И. Зевелева. В книге на основе использования ранее недоступных, большей частью архивных, материалов впервые воссоздается обобщающая история образования, программ и деятельности наиболее значительных российских политических партий — социал-демократических (большевиков и меньшевиков), неонароднических (социалистов-революционеров, народных социалистов, анархистов), либерально-буржуазных и правобуржуазных (кадетов, прогрессистов, октябристов) и консервативно-монархических. Книгу отличает стремление авторов отрешиться от прежних стереотипов в оценке политических партий, показать их подлинную роль и значение в общественно-политической жизни России.
Также нельзя не упомянуть «Политические партии России, конец XIX — первая треть ХХ века» под редакцией В. В. Шелохаева. Здесь раскрывается история политических партий императорской России, партийная печать, список газет и журналов, издававшихся партиями, содержатся политические биографии лидеров и видных функционеров, списки членов ЦК ведущих политических партий России (Союз русского народа, Союз 17 октября, прогрессисты, кадеты, социал-демократы, эсеры).
Появились собрания документов, в частности, освещающих историю партии конституционных демократов — «Съезды и конференции конституционно-демократической партии» под редакцией О. Н. Лежнева. Трехтомное издание документов и материалов съездов и конференций конституционно-демократической партии является логическим продолжением шеститомной публикации «Протоколы Центрального Комитета и заграничных групп конституционно-демократической партии» и призвано показать подлинное место в политической истории России одной из ведущих либеральных партий. В первый том вошли документы пяти общепартийных съездов конституционно-демократической партии, состоявшихся в период первой русской революции, когда стремительно активизировалась общественно-политическая жизнь в стране. Они наглядно свидетельствуют о том, как в новых исторических условиях происходило организационное оформление кадетской партии, разрабатывались и принимались ее программные и уставные положения, намечались стратегия и тактика ее деятельности, пути привлечения масс на свою сторону, способы расширения влияния на общественную жизнь страны.
Активная деятельность кадетов на территории Беларуси раньше привлекала мало внимания в историографии, так как беларуская территория из-за отсутствия в начале XX в. высших учебных заведений и земств рассматривалась как непригодная для сколь-нибудь масштабной деятельности конституционных демократов. В связи с выборами и работой Государственной думы I и II созывов о деятельности конституционных демократов писали М. А. Мартюхова и Н. М. Забавский. Некоторые аспекты истории Конституционно-демократической партии в Беларуси затронуты в статье Н. С. Сташкевича. Взаимодействие кадетов с польским национальным движением на белорусских землях показано в книге А. Ф. Смоленчука. На отношения между конституционными демократами и местной властью в Могилевской губернии проливает свет работа А. А. Воробьева. Обобщает все эти разрозненные сведения Д. С Лавринович в статье «Идеология и тактика белорусских кадетов в 1905;1907 гг.» .
Основные аспекты возникновения первых политических партий на территории Беларуси, их основные идейные направления рассматривает И. И. Ковкель в своей довольно объемной статье. В основном он касается социал-демократического движения.
Изучением истории партии эсеров занимался П. И. Бригадин.
В целом можно сказать, что данная тема в достаточной степени обеспечена источниками и литературой.
В историографии принято разделять общественно-политическое развитие этого периода на три ветви — революционно-демократическую, монархическую и либерально-буржуазную.
Целью исследования является освещение процесса возникновения и развития политических партий на территории Беларуси на рубеже XIX — XX вв.
Задачи исследования:
— выявить специфику формирования на территории Беларуси революционно-демократических партий;
— охарактеризовать роль монархических партий в сдерживании революционных движений;
— показать место буржуазных партий в развитии общественно-политических отношений Беларуси.
Объект исследования — политическая история Беларуси на рубеже XIX — XX вв.
Предмет исследования — процесс формирования первых партий различной направленности на территории Беларуси на рубеже XIX — XX вв.
Методологическая база исследования являются принципы объективности и историзма. Использовались общенаучные и специально-исторические методы исследования, историко-логический подход.
Положения, выносимые на защиту:
1. Под влиянием массового революционного движения на рубеже XIX — XX вв. активизировалась политическая деятельность мелкобуржуазных политических движений. Идеология их формировалась под действием, с одной стороны, жесткого политического и национального гнета царизма, а с другой — все большего развития пролетарского движения во главе с революционной марксистской партией.
2. Правительство попыталось противостоять растущей революционной угрозе с помощью активизации правомонархических сил, и это отчасти удалось. В Беларуси эти силы были особенно активны и достаточно популярны.
3. Либерально-буржуазный лагерь не был достаточно силен, чтобы всерьез бороться в начале XX века за власть, поэтому революция 1905 — 1907 гг. не закончилась значительным изменением существующего строя.
4. Появление политических партий в Беларуси свидетельствует о росте освободительного движения, причем нарастание недовольства происходило во всех слоях российского общества (так как политические лагеря представляли все сферы общества). Начала меняться политическая структура российского государства, которое, хотя и медленно, стало двигаться в направлении преобразования в конституционную монархию.
Структура и объем курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников, который содержит 15 позиций. Количество страниц — 34.
Глава 1. Революционно-демократические партии
У истоков революционно-демократичного направления общественно-политической жизни Беларуси во второй половине XIX в. находилось революционное народничество. Народники считали неизбежным переход России от феодализма к социализму путем крестьянской революции. Экономическую основу социализма они видели в крестьянской общине. Потому главной движущей силой революции они считали не рабочий класс, а крестьянство. Руководящая роль в обществе, на мысль народников, должна была быть у интеллигенции. Она должна была вести за собой народные массы [5, c. 23].
Из народничества идейно выросли группы, придерживавшиеся марксистских взглядов. Первой такой группой была группа «Освобождение труда», возникшая по инициативе Г. В. Плеханова. Все свои усилия группа направила на распространение марксизма в России и на борьбу с народнической идеологией. Во второй половине 80-х гг. марксистские кружки образовались и в Беларуси [6, c. 16]. Их руководителями были Э. Абрамович и И. Гурвич.
Начало распространения марксизма в Беларуси и зарождение местного социал-демократического движения связаны также с первой польской рабочей партией «Пролетариат» [6, c. 16]. Она возникла в сентябре 1882 г., когда была опубликована программа, в которой давалась марксистская характеристика капиталистического строя и формулировалась цель борьбы пролетариата — построение социализма. Авторы программы (Л. Варыньский и другие видные польские социалисты) в целом уже стояли на платформе марксизма, но они не видели еще необходимости буржуазно-демократической революции в России, в качестве тактических средств избрали политический и экономичный террор. Правда, этим средствам придавалась только подсобная роль, а главные свои усилия партия направляла на развитие классовой сознательности рабочих и массового рабочего движения.
Организационное оформление партии завершилась в январе 1883 г. на съезде революционных кружков и групп Варшавы, Петербурга, Вильно, Москвы и Киева. На территории Беларуси партия действовала в Пинске, Вилейке, Минску, Бресте, Гродно и Витебске. В рядах «Пролетариата» действовало немало уроженцев Беларуси, которые занимались в учебных учреждениях Петербурга, Варшавы, Москвы, Киева. Некоторые из их играли важную роль в деятельности партии. Одним с создателей и руководителей партии был Т. Рахневский, студент Петербургского университета, уроженец Минской губернии [9, c. 57]. То же самое можно сказать о Марии Богушевич, Иосифе и Юлии Розумейчиках, Михаиле Манцевиче — руководителях партии на последнем этапе ее деятельности. Все они также были уроженцами Беларуси. Ответственные партийные поручения исполняли Мария и Болеслав Ануфровичи, уроженцы Калинковичей [9, c. 58].
Как и в целом в России, период с 1884 по 1894 гг. в беларуском социал-демократическом движении был периодом «возникновения и закрепления теории и программы социал-демократии» [12, c. 17]. Социал-демократические кружки еще не были тесно связаны из рабочим движением. Основной упор они делали на пропаганду. В реальную борьбу рабочих за улучшение своего положения кружки не вмешивались. Среди пропагандистов того времени существовала мысль, что только таким путем можно через некоторое время добиться осознания рабочим классам своей исторической миссии.
Но эти иллюзии скоро развеялись. Поскольку в Беларуси кружки складывались в основном из рабочих мелкой промышленности и ремесленного производства, приказчиков торговых учреждений, то отдельные рабочие, прошедшие полный цикл подготовки в марксистских кружках, не желали делиться полученными знаниями с товарищами по работе. Напротив, некоторые из их использовали приобретенные знания в предпринимательских целях и превращались в мелких эксплуататоров [6, c. 19].
В этих условиях в 1894 г. была сформулирована фундаментальная идея стратегии и тактики марксистского направления в рабочем движении — идея союза рабочего класса и беднейшего крестьянства в революционной борьбе при руководящей роли рабочего класса и его партии. Теоретическое обоснование эта идея получила позже в книге В. И. Ленина «Развитие капитализма в России» (1898 г.), которая была прямым продолжением «Капитала» К. Маркса. Одновременно с теоретической разработкой проблем революционного движения рабочего класса местные социал-демократы разворачивали агитационную пропаганду средь рабочих. В этом они широко опирались на опыт «Союза польских рабочих» (СПР), который возник в 1889 г. и два из лишним годы успешно применял массовую агитацию на экономической почве. В 1891 — 1893 гг. польские социал-демократы перешли уже к массовой политической агитации. В 1893 г. в итоге объединения «Союза польских рабочих» и «Пролетариата II» (образованного после разгрома первого) образовалась Социал-демократия Королевства Польского (СДКП), программа которой, принятая в марте 1894 г., провозглашала окончательной целью своей деятельности построение социалистического общества. Путем ее достижения считались конфискация у капиталистов всех средств производства и передача их в общественную собственность для организации планового производства в интересах общества. Осуществление этих преобразований обуславливалось завоеванием диктатуры пролетариату. В программе-минимум на первое место ставилась борьба за свержение самодержавия. Реализация всех требований программы связывалась с рабочим классом, с его организацией, из единством действий польских и русских рабочих [4, c. 47].
Значительное влияние на рабочее движение Социал-демократия Королевства Польского имела в Вильно и Минске. В 1895 г. в Вильно стачечные кассы существовали уже в 15 ремеслах и объединяли в каждом из их от 40 к 100 процентов рабочих [6, c. 21]. Под воздействием социал-демократической агитации экономические стачки на мелких предприятиях стали обычным явлением. В 1894 — 1896 гг. они вспыхивали 45 раз. Характерным явлением этих стачек было широкое применение экономического террора. Боевые дружины рабочих силой снимали с рабочих мест штрейкбрехеров и так или иначе заставляли предпринимателей принимать условия стачечников. Рабочим движением в Вильно в это время управляли социал-демократы Е. Гурвич, П. Берман, Б. Фрумкин и примкнувшие к им в то время народовольцы Е. Гальперин, К. Шишечников, И. Волин. Им вдалось объединить все кассы и союзы в одну организацию, которая насчитывала около 1000 рабочих [9, c. 88].
В Минске в 1894 г. существовали два социал-демократических кружка среди фабричных рабочих [11, c. 54]. Организаторам обоих кружков был Станислав Трусевич. Социал-демократом он стал в Минске еще в 1888 г. В 1891 — 1892 гг. Трусевич принимал активное участие в деятельности «Союза польских рабочих» и СДКП, за что в 1894 г. был выслан в Минск. Минская социал-демократическая группа поддерживала контакты с Социал-демократией Королевства Польского, а после вошла в Рабочий союз Литвы.
Социал-демократические кружки рабочих в это время существовали также в Витебске, Гомеле, Гродно, Бресте, Сморгони и вели массовую агитацию среди рабочих. Некоторые из их находились под влиянием Польской партии социалистической (ППС), организационно которая оформилась в 1893 г. ППС была создана на базе программных установок, разработанных на Парижском съезде польских социалистов в 1892 г. Они предусматривали защиту интересов рабочих и организацию их борьбы за построение социалистического общества. В качества главной цели деятельности партии в программе провозглашалось возрождение польской государственности. Польское государство, согласно с проектом программы, должна была возродиться в границах, которые существовали к разделу Речи Посполитой в 1772 г. Новая Речь Посполитая представлялась участниками съезда как добровольная федерация равноправных народов [11, c. 91]. Возрождение польской государственности планировалась лидерами ППС без связи с борьбой революционных сил России, Германии и Австро-Венгрии, в состав которых в то время входили польские земли, без чего практически невозможно было как социальное, так и национальное освобождение польского народа.
Часть польских социалистов, несогласная с такой трактовкой партийных задач, основала отдельную партию — Социал-демократию Королевства Польского, которая в 1900 г. приобрела новое название — Социал-демократия Королевство Польского и Литвы (СДКПиЛ) [9, c. 23].
Группа виленских социалистов, в которую входили Ю. Пилсудский, А. Сулькевіч, С. Беляк, Л. Зайковский и Д. Рымкевич, поддержали идеи съезда и провозгласили себя литовской секцией ППС (имелась в виду Литва историческая, то есть Литва и Беларусь). Фактически силами этой группы при участии представителя Заграничного союза польских социалистов в июне 1893 г. в Вильно была проведено совещание, которое вошло в историю как первый съезд ППС. Число членов ППС на Литве и Беларуси увеличивался очень медленно. В 1894 г. существовала небольшая группа ППС в Белостоке [11, c. 104].
Постепенно важным центрам деятельности ППС в Беларуси становился Гродно. В 1895 г. тут возник социал-демократический кружок молодых интеллигентов, который находился под влиянием ППС. Основал его Петр Шумов. Через Шумова начала поступать в Гродно нелегальная литература ППС. В 1896 — 1897 гг. члены его кружка развернули пропаганду социалистических идей среди рабочих. Но пропаганда первоначально велась исключительно среди евреев, которые в то время составляли 58% всех рабочих города [6, c. 23].
Переход социал-демократов к массовой агитации средь рабочих привел к расширению и укреплению их собственных рядов, возникновению первых региональных социал-демократических организаций. Первой идейно и организационно оформилась польско-литовско-белорусская социал-демократия Литвы и Беларуси. В конце апреля — начале мая 1896 г. в Вильно произошел съезд представителей нееврейских социал-демократических групп и кружков Вильно, Минска, Сморгони, на котором была создана Литовская социал-демократическая партия (ЛСДП). Съезд принял программу и утвердил основные принципы тактики партии.
Программа ЛСДП была составлена по примеру Эрфуртской программы Германской социал-демократической партии и программы ППС. В целом она носила марксистский характер [11, c. 114]. Содержание программы-минимум по сути дела исчерпывалось требованием провозглашения Литовской демократической республики, основанной на добровольной федерации с Польшей, Беларусью и Украиной. Окончательной целью деятельности партии провозглашалось построение социалистического общества. Путь к нему ЛСДП видела в достижения широких политических свобод и в совместной борьбе пролетариата всех стран.
С. Трусевич, выступавший против сепаратистских настроений съезда, вышел сразу же из ЛСДП и в мае 1896 г. создал «Рабочий союз Литвы» (РСЛ) в составе Виленской, Минской и Сморгонскай организаций. Союз установил контакты с группой «Освобождение труда». Программа «Рабочего союза Литвы», принятая в 1896 г., была строго социал-демократической и интернационалистской. В противопоставление националистическому и сепаратистскому курсу ЛСДП, РСЛ заявлял, что «борьба с русским деспотизмом может быть успешной только при условии тесного объединения всех социал-демократических групп в России» [4, c. 89] и на этой основе признавал для себя необходимым вступление в будущую Российскую социал-демократическую партию на правах автономной группы. Самой важной и актуальной своей задачей РСЛ признавал «агитацию среди рабочих масс Литвы» [4, c. 90] на почве их повседневных экономичных интересов.
В период перехода к массовой агитации националистические и сепаратистские тенденции проявились и в еврейском социал-демократическом движении. В 1895 г. на первомайском собрании еврейских социал-демократов в Вильно Ю. Мартов высказал мысль о необходимости создания «специально еврейской социал-демократической организации, которая являлась бы руководителем и воспитателем еврейского пролетариата в борьбе за экономическое, общественное и политическое освобождение» [4, c. 101]. Идея создания специально еврейской рабочей организации в условиях территориальной рассеянности еврейских рабочих означала отрыв их от общей массы рабочих данного предприятия, города, района. Это вело бы к разрушению всяких предпосылок объединения рабочих. Этой идеей управлялся I съезд представителей еврейских социал-демократических организаций ряда городов Беларуси, Литвы и Польши, который проходил в Вильно 25 — 27 сентября 1897 г. Съезд принял решение о создании Бунда — «Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России» [6, c. 25]. Определяя характер нового союза, съезд объявил, что он будет включать в себя весь еврейский пролетариат, широко открывая двери каждому рабочему, который желает сражаться за лучшую жизнь. Съезд признал необходимым вхождение Бунда в общероссийскую социал-демократическую партию при условии сохранения за ним автономного положения в сфере обслуживания специальных нужд еврейского пролетариата. Центральным органом Бунда была утверждена возникшая незадолго до этого газета «Арбайтер Штимме». На съезде был избран также ЦК Бунда в составе А. Кремера, А. Мутника и В. Косовского (Левинсона) [4, c. 108].
Сразу же после съезда в Беларуси развернулась агитация за присоединение к Бунду рабочих организаций. Популярность Бунда объясняется тем фактом, что большая часть населения городов Беларуси и, соответственно, рабочих, была еврейского происхождения [5, c. 136]. Осенью 1897 г. к Бунду присоединилась Брестская организация, какая скоро была разгромлена полицией. Гомельские социал-демократы, боясь раскола рабочего движения, отказались присоединиться к Бунду. В Гродно произошел раскол. Большая часть раньше единственной рабочей организации пошла за бундовцами. Возглавил их Гродненский социал-демократический комитет. Меньшая часть выступила против экономизма и сепаратизма Бунда и создала отдельную организацию во главе с Рабочим комитетом. Последний, однако, также недолго держался на платформе интернационализма, ведь вступил в Польскую социалистическую партию, которая не желала взаимодействовать с российским пролетариатом и его партией.
Не согласились с вступлением в Бунд и многие члены Минской еврейской рабочей организации. Противники Бунда в Минске скоро объявили о создании Рабочей партии политического освобождения России (РППВР). Руководителями ее являлись Л. Радионова-Клячко, Р. Гершуни, К. Брешко-Брешковская, А. Бонч-Осмоловский [5, c. 147]. Они поддерживали связи с революционными организациями в Петербурге, Москве, Киеве, Симферополе и за границами России.
Активизация рабочего движения в России в связи с массовой агитацией социал-демократов, создание на этой основе крупных общегородских социал-демократических организаций («Союза борьбы за освобождение рабочего класса» в Петербурге, «Рабочего союза» в Москве и др. городах России) ставили ребром вопрос о создании общероссийской социал-демократической рабочей партии. Широкое распространение социал-демократических идей среди рабочих в Беларуси привело к тому, что Минск был избран местом для проведения первого съезда партии. Это предложение высказали руководители Бунда, в частности, его ЦК, который в 1897 г. переехал из Вильно в Минск.
Съезд проходил 13 марта 1898 г. в доме П. В. Румянцева, железнодорожного служащего, местного социал-демократа. Съезд объявил о создании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) на основе объединения всех имеющихся в это время социал-демократических организаций в России — «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», группы «Рабочей газеты» и «Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польши и России» (Бунда).
Но фактически партия еще не была создана. Социал-демократические организации не имели еще статуса, программы, не было у них организационного и идейного единства. Тем не менее, решения съезда и «Манифест РСДРП» [9, c. 159], опубликованные после съезда, за краткое время стали известны на всей территории России, а это содействовало консолидации местных социал-демократических групп. Многие из их стали превращаться в партийные комитеты.
Развитие рабочего движения и влияние на его социал-демократов вызвали серьезную обеспокоенность царизма. В его политике начали проявляться даже некоторые шатания. Это нашло отображение в так называемой «зубатовщине», или «полицейском социализме» [5, c. 107]. Суть этой политики, инициатором которой был начальник Московского охранного отделения полковник С. В. Зубатов, заключалась в том, чтобы вбить клин между социал-демократией и рабочим движением. Зубатов предлагал правительству взять на себя заботы об удовлетворении элементарных экономических и культурных требований рабочих с тем, чтобы ликвидировать почву для антиправительственной агитации, изолировать и привести к распаду социал-демократические организации.
В июле 1901 г. рабочие, поддерживавшие зубатовцев, создали еврейскую независимую рабочую партию (ЯНРП). Она пропагандировала необходимость послушания властям и полное политическое невмешательство рабочих, повышение «по мере возможности» [4, c. 123] экономического и культурного уровня еврейского пролетариата путем создания касс взаимопомощи, просветительских клубов, широких экономических организаций и т. д. Отделения ЯНРП в скором времени появились и в других городах Беларуси. Велась полемика с бундовцами. В итоге к концу 1901 г. из Минской организации Бунда перешло в ЯНРП 15 из 20 профессиональных союзов ремесленных рабочих, и она почти распалась [6, c. 27].
Кампания против ЯРНП, организованная остальными социал-демократами, а также жалобы от предпринимателей (ведь партия иногда добивалась улучшения экономических условий рабочих), вынудили правительство отказаться от услуг Зубатова. Лишенная поддержки полиции, дискредитированная агитаторами-революционерами, ЯНРП также потеряла влияние среди рабочих и летом 1903 г. самораспустилась.
По итогам арестов, имевших место в марте и июле 1898 г., РСДРП потеряла свой ЦК. При отсутствии программы и статуса она снова распалась на ряд отдельных самостоятельных организаций и комитетов. В конце 90-х гг. почти все они вели борьбу только за улучшение экономического положения и повышение культурного уровню рабочего класса. Такое направление в социал-демократическом движении получило название «экономизма» [5, c. 134]. Поддерживал его и Бунд, который входил в состав РСДРП на правах автономной организации. Ему вдалось в этих обстоятельствах значительно укрепить свои позиции. Бундовские комитеты и группы были созданы во всех уездных городах и местечках Беларуси. В 1901 г. IV съезд Бунда, в противовес решениям I съезда РСДРП, провозгласил себя единственной национальной партией еврейского пролетариата в России и выдвинул требование об организационной перестройке РСДРП на федеративных началах.
Борьбу с экономизмом и сепаратизмом Бунда в РСДРП возглавили Г. В. Плеханов и В. И. Ленин. С конца 1900 г. центром объединения российской революционной социал-демократии стала газета «Искра», которая издавалась под их руководством. «Искра» вела борьбу из всеми партиями и организациями, которые, на ее взгляд, не стояли на позициях революционного марксизма, или отступали от них. Критика в «Искре» «экономизма» и «полицейского социализма» Зубатова содействовала перехода комитетов Бунда к политической борьбе [6, c. 29].
На II съезде РСДРП, который проходил в июле 1903 г., победу получили искровцы. Съезд принял разработанную редакцией «Искры» программу партии, в которой ее конечной целью провозглашалось завоевание диктатуры пролетариата и построение социализма, а более близкой — свержение самодержавия и установление демократической республики. За эту программу голосовали и бундовцы, но в связи из отклонением подавляющий большинством делегатов требования о организационной перестройке РСДРП на принципах федерации, делегация Бунда заявила о выхождении из партии и оставила съезд [12, c. 27]. Борьба на съезде завершилась расколом искровцев по организационному вопросу на большевиков и меньшевиков. Большевики во главе из В. И. Лениным выступали за создание строго законспирированной и централизованной партии с безусловным подчинением нижестоящих организаций центру. Меньшевики, к которым в скором времени после съезда присоединился Г. В. Плеханов, отвергли ленинские организационные принципы, связывая из ними возможность установления в партии диктатуры центра и культа вождя. После съезда между большевиками и меньшевиками развернулась бескомпромиссная борьба за руководящую роль в партии. Ленин был вынужден выйти из высших органов РСДРП. Но к концу 1904 г. ему вдалось создать большевистские организационные центры, в том числе газету «Вперед», которые повели борьбу за созыв III съезда РСДРП.
В связи с выходом Бунда из РСДРП сторонники «Искры» с помощью ЦК развернули активную деятельность по созданию на территории Беларуси местных организаций своей партии. Несмотря на сопротивление Бунда, в конце 1903 и в 1904 г. они появились в Минске, Гомеле, Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, Мозыре, Полоцке, Орше, Горках, Копыле и других населенных пунктах. Возглавили их Полесский и Северо-западный комитеты РСДРП, созданные ЦК партии в январе-марте 1904 г. [5, c. 146].
Становление революционной социал-демократии проходило также в жестокой борьбе с народнической идеологией. Народничество в то время распалось на несколько течений. Сначала наиболее многочисленной и влиятельной группой были либеральные, или, как их еще называли, легальные народники. В их рядах выросла программа, рассчитанная на то, чтобы «улучшить» положение крестьянства при сохранении основ имеющегося строя. Либеральные народники уже не мечтали о крестьянской революции, а только просили царизм все хорошо оборудовать [6, c. 30].
К рубежу XIX — XX вв. относятся и попытки объединения второй группы народников, стоявших на леворадикальных позициях, в партию социалистов-революционеров. Наибольшую роль в создании партии и формировании ее программы отыграли «Рабочая партия политического освобождения России», «Южная партия социалистов-революционеров» и «Аграрно-социалистическая лига». «Рабочая партия политического освобождения России» возникла в Минске в 1899 г., и проповедовала тактику индивидуального террора. В 1900 г. она была разгромлена полицией, а ее уцелевшие группы влились затем в партию эсеров. Руководитель партии Г. А. Гершуни стал руководителем боевой организации ПС-Р, которая осуществляла террористические акты [14, c. 68].
В конце 1900 г. за границей начались переговоры основных народнических организаций, существовавших в это время в России и в эмиграции, в итоге которых в январе 1902 г. было провозглашено создание партии социалистов-революционеров. Ее официальным органом была признана газета «Революционная Россия». Но партия не торопилась оформить свои теоретические взгляды и программные требования. Первый съезд, принявший официальную программу, соберется только в декабре 1905 г. — январе 1906 г., а к этому времени программу заменяли статьи, которые публиковались в партийных газетах.
В документах эсеровских групп 1900 — 1904 гг. не шла речь и о передаче земли общинам и вообще община на первый план не выдвигалась. Только некоторые группы выступали за дополнительную прирезку земли к крестьянским наделам [6, c. 31]. «Южная партия социалистов-революционеров» признавала необходимость национализации всей земли и раздачи ее крестьянам. Вообще, под воздействием марксизма эсеры считали именно рабочих главной движущей силой революции. Но это было только вначале. Когда же крестьянское движение активизировалось, эсеровские группы снова объявили крестьянство наиболее восприимчивым к революционной пропаганде и стали противопоставлять Россию Западу. В 1902 — 1904 гг. эсеровские организации возникли в Минске, Витебске, Гомеле и других городах. В 1904 г. они объединились в Северо-западную организацию ПС-Р [12, c. 29].
Из групп Польской социалистической партии (ППС), которые действовали на территории Беларуси, в июне 1902 г. была ППС на Литве. Она объединила 5 из 17 имеющихся в то время местных рабочих комитетов ППС: в Сувалках, Белостоке, Гродно, Вильно и Ковно [9, c. 189]. ППС на Литве начала выдавать свой орган — газету «Валька» («Борьба»). Ее первый номер появился в октябре 1902 г.
Руководство ППС отрицательно относилась к Бунду, поскольку он выступал против борьбы за независимость Польши. Членам ППС запрещалась участвовать в его акциях. Но в Беларуси нельзя было не считаться с Бундом. Вот почему конференция Центрального Рабочего Комитета ППС (июнь 1903 г., Вильно) в качества исключения разрешила комитетам ППС на Литве принимать участие в манифестациях Бунда. Чтобы противостоять Бунду, руководство ППС в эти годы активизировала свою работу среди еврейского населения. На VI съезде ППС было решено создать в ППС отдельную Еврейскую организацию и ее руководящий орган — еврейский комитет. Первая конференция Еврейской организации ППС произошла в Гродно в апреле 1903 г., вторая — в октябре этого же года. На ней был создан Еврейский комитет.
Разворачивая активную деятельность на территории Беларуси, ППС пристальное внимание обращала на беларуский вопрос. Было принято решение содействовать национальному движению ради ослабления царизма. Но беларуское национальное движение уже разворачивалось самостоятельно.
Первая беларуская национально-революционная партия — Беларуская Революционная партия (БРП) была создана в 1902 г. на базе культурно-просветительных кружков беларуской молодежи, существовавших в Вильно, Минске и Петербурге [14, c. 46]. В декабре 1903 г. в Вильно произошел съезд партии, на каком она была переименована в Беларускую Революционную Громаду (БРГ). Организаторами и идейными вдохновителями партии были братья Иван и Антон Луцкевичи, К. Кастравицкий (К. Каганец), В. Ивановский, А. Власов, Ф. Умястовский, А. Пашкевич (Тетка), А. Бурбис и др [6, c. 33]. Почти все они происходили из мелкопоместной шляхты, а фактически принадлежали к разночинной интеллигенции. Программа БРГ, принятая на первом съезде, содержала основные социал-демократические требования: ликвидацию капиталистического строя, переход в общественную собственность земли, средств производства и коммуникаций, 8-часового рабочего дня, равной оплаты при одинаковой работе, государственного страхования от несчастных случаев, краевой автономии Беларуси и т. д. В 1904 г. БРГ была переименована в БСГ (Беларуская Социалистическая Громада).
В первые годы своего существования БРГ-БСГ активно взаимодействовала с идейно близкими ей ППС, ПС-Р, Литовской социал-демократической партией, Латышским социал-демократическим союзом. Но наиболее тесные контакты она поддерживала с ППС [12, c. 31].
Лидеров ППС волновало отношение БРГ и БСГ к вопросу о будущих федеративных отношениях с Польшей. В программе БСГ, принятой на съезде, этот вопрос не поднимался. Это, по-видимому, явилось одной из причин того, что ППС в 1904 г. инициировала создание еще одной беларуской организации — Социалистической партии Белой Руси (СПБР). Деятели этой партии — члены Гродненской организации ППС на Литве Бронислав Шушкевич, братья Станислав и Казимир Трушковские, а также Марьян Фальский и Франтишек Завадский — происходили из Беларуси и знали беларуский язык [11, c. 234]. СПБР создала свои организации в Варшаве, Гродно и Минске. Партия издала несколько воззваний, но большего сделать не сумела и прекратила свою деятельность в конце 1905 г.
В начале XX в. в Беларуси действовали также группы социал-демократии Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ). Она была создана в 1900 г. в Минске. Во главе ее стояли Ф. Э. Дзержинский и С. Трусевич [9, c. 239]. Партия стремилась к тесному союзу с российским революционным движением, стояла на интернационалистских позициях, вела борьбу с сепаратизмом ППС, взаимодействовала с Бундом. В апреле 1906 г. на правах автономной организации вступила в РСДРП.
Таким образом, на рубежи XIX — XX вв. на территории Беларуси действовал ряд социалистических партий, которые выражали интересы рабочих, крестьян и других демократических слоев населения. В качестве основной цели своей деятельности они провозглашали построение социалистического общества. Но каждая из их придерживалась своих взглядов на социализм. Разными были у них стратегия и тактика борьбы. На территории Беларуси были очень популярны еврейские партии, так как большинство рабочих края составляли именно представители этого народа. Именно территория Беларуси являлась одним из центров революционно-демократического движения в Российской империи.
Глава 2. Монархические партии
демократический монархический партия беларусь
В отличие от социал-демократических партий, монархические партии начали активно набирать популярность только во время и после революции 1905 — 1907 гг. Первой организацией правомонархического толка стало «Русское собрание», созданное в 1900 году [1, c. 15].
Идейные основы монархического консерватизма были заложены ещё ранее, однако организационное оформление сторонников «охранения» традиционных институтов приходится на время, когда Российскую империю охватила революционная смута. Ответом на радикализацию общества стала консолидация общественных сил, выступавших в поддержку традиционной самодержавной власти.
По всей стране начали создаваться многочисленные черносотенные организации [1, c. 18]. Среди них можно назвать возникшее в Санкт-Петербурге Общество активной борьбы с революцией и анархией, Общество русских патриотов в Москве, Русское братство в Киеве, Патриотическое общество в Тифлисе, Царско-народное русское общество в Казани, Союз «Белое знамя» в Нижнем Новгороде, и десятки других монархических организаций, звавших народ на борьбу с революцией.
Наиболее значительными объединениями традиционалистской направленности, которые исследователи зачастую относят к политическим партиям, были «Русское собрание», «Русская монархическая партия», «Союз русских людей» и «Союз русского народа». Их программные и уставные позиции практически не различались. Главной своей целью они видели «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорого нашего отечества — России единой и неделимой» [1, с. 35]. Идеологи традиционализма выступали за самобытный путь развития России, против перенесения на российскую почву разрушительных революционных и либеральных западноевропейских «ценностей». Они отстаивали существовавшие тогда в стране политические, социально-экономические, религиозные, духовные и бытовые устои российской жизни. В незыблемом сохранении православия, самодержавной власти и первенстве русской народности они видели благо России.
В 1906 — 1908 г. правомонархическое движение становится самым массовым общественно-политическим течением.
Следует также отметить наиболее всесословный характер правомонархического движения, что отличало его от партий и организаций либеральной и леворадикальной направленности. В нём принимали участие рабочие и крестьяне, ремесленники и мещане, купцы и интеллигенция, духовенство и дворяне, служащие. При этом руководящую роль в движении играли представители русского православного духовенства и русской национальной интеллигенции.
Главной всероссийской правомонархической организацией (партией) был «Союз русского народа» (СРН), образованный в Петербурге 8 ноября 1905 г. [5, c. 343]. Его отделения действовали в большинстве губерний Российской империи. Наиболее активно они были представлены в Беларуси и Украины, где сильно было влияние антирусских сил: здесь насчитывалось более половины всех членов СРН. Так, в Беларуси отделения СРН действовали в 36 населенных пунктах и насчитывали в своих рядах около 29.5 тыс. членов [1, с. 41]. Так в Виленской губернии действовали 2 организации (1000 человек), Витебской — 9 (10 071), Гродненской — 3 (900), Минской 15 (4420), Могилевской — 20 (11 652) [5, с. 196].
Кроме отделений Союза русского народа в Беларуси действовали идейно родственные СРН организации, в частности общество «Крестьянин», основанное в конце 1905 г., и возникший в 1906 г. «Русский окраинный союз», который впоследствии был реорганизован в «Русское окраинное общество». В 1908 г. в результате раскола общества «Крестьянин» возникло «Белорусское общество», в которое входили представители интеллигенции, служащие и крестьяне. Примерно в тоже время в Минске стало действовать ещё одна организация традиционалистского толка «Православное братство», а в Гродно и Витебске вели работу отделения партии «правого порядка». В 1910 г. в Гродно был создан «Русский Национальный Союз Гродненской губернии» [19, с. 270 — 271].
В целом все правомонархические организации Беларуси, несмотря на отдельные различия, стояли на позициях «западнорусизма» и относили белорусов наряду с великороссами и малороссами к составной части триединого русского народа. В тоже время идеологи черносотенства отмечали некоторую культурную специфику белорусского народа, а политическое, этнокультурное и духовное развитие белорусов связывали с укреплением русской народности, которая должна была иметь в России первенствующее, главенствующее положение. Главной угрозой этому в западных губерниях, по их мнению, выступал польский элемент, влияние которого сильно ощущалось во всех сферах общественной жизни.
Правомонархические объединения принимали активное участие в выборах в Государственные думы. А создание некоторых из них как раз и вызвано было проведением избирательных компаний. Так, например «Русский окраинный союз», который выступал за «единую и неделимую Россию», ликвидацию экономического влияния польских землевладельцев и еврейской буржуазии и требовавший запретить участие в выборах поляков и евреев, при поддержке государственных учреждений и православной церкви провёл во II Думу 15 депутатов. На выборах в III и IV Думы правые в белорусских губерниях получили абсолютное большинство мест. Так, в последней Думе 30 из 36 депутатов от Белоруссии входили в правый блок [4, с. 73].
Таким образом, правомонархическое движение явилось важным фактором общественной жизни Белоруссии в рассматриваемый период. Поддерживаемое со стороны государства, оно было довольно популярным, сдерживая наступление революции. Деятельность правых партий, союзов и иных обществ также формировала у местного населения навязываемую официальную идеологию. Также необходимо отметить всесословность правомонархического движения, большую, чем у других общественно-политических движений.
Глава 3. Либерально-буржуазные партии
Во время Первой русской революции после Манифеста 17 октября были созданы также буржуазные партии «Союз 17 октября» (октябристов) и Конституционных демократов (кадетов) с программой конституционной монархии, культурно-национальной автономии для народностей, местного самоуправления, демократических свобод. Влияние в Беларуси эти партии не получили (в основном в Минске и Пинске), что свидетельствовало о слабости буржуазии, отсутствии авторитета и влияния на политическую жизнь в крае [5, с. 262].
Из двух этих партий активно действовали в Беларуси только кадеты. Организации конституционных демократов в Беларуси начали формироваться еще до учредительного съезда кадетской партии. Так, в Вильно образовалась еврейская демократическая группа [5, с. 262]. Могилевская организация, созданная в начале сентября 1905 г., сначала не называлась кадетской. По воспоминаниям одного из ее лидеров: «…был возбужден вопрос о том, чтобы назвать эту группу конституционно-демократической; но большинство высказалось, что слово „демократическая“ среди крестьян вызывает недоразумения и крайне непопулярно» [5, с. 311].
18 сентября могилевские либералы издали воззвание «совершенно в духе кадетской партии». Но только после учредительного съезда могилевчане провозгласили себя конституционными демократами. Окончательно же могилевская организация партии кадетов оформилась в декабре 1905 г. [5, с. 351].
Кроме Вильно и Могилева, в течение 1905;1907 гг. отделы Конституционно-демократической партии были образованы в Витебске, Гродно и Минске; подотделы — Белостоке, Пинске, Гомеле, Малятичах и Светскополье. Точное количество их членов неизвестно. Численность виленских кадетов составляла около 100 чел., столько же членов кадетской партии было в Витебске [7, с. 93]. Больше всего кадетов было в Могилеве — около 300 чел. [7, с. 93]. Таким образом, в среднем губернский отдел насчитывал приблизительно 150 — 180 членов. Если предположить, что в подотделы записывалось в 2 раза меньше людей, то в целом численность Конституционно-демократической партии в Беларуси составляла примерно 1−1,2 тыс. чел. Всего же в России насчитывалось более 360 кадетских комитетов, объединявших 50−60 тыс. членов [9, с. 252].
Значительно отличался от общероссийского и национальный состав организаций конституционных демократов в Беларуси. В число кадетов записывалось много поляков. В некоторых отделах они составляли большинство. Одним из наиболее активных деятелей кадетской партии в Витебской губернии был польский помещик С. Лопацинский, в Минской — адвокат А. Р. Ледницкий, гласный городской думы В. О. Янчевский, землевладелец — Е. И. Любанский, в Могилеве — помещики Г. В. Выковский и А. Я. Хоментовский, в Пинске — князь Ф.Я. Друцкой-Любецкий. Значительной поддержкой Конституционно-демократическая партия пользовалась и со стороны еврейской общественности.
Но все же ядро Конституционно-демократической партии в белорусских губерниях, пожалуй, только за исключением Виленской, составляли православные русские и беларусы. В основном это были представители местной интеллигенции и служащие. Например, гродненский губернатор сообщал в Департамент полиции, что среди членов кадетской партии в его губернии значатся, главным образом, «лица свободных профессий и чиновники» [8, с. 93]. Заявления о приеме в кадетскую партию поступали от крестьян в Могилевский комитет [7, с. 95]. Крестьяне в целом составляли 20% от численности партии. Одним из самых активных конституционных демократов в Могилевской губернии был крестьянин М. Е. Семенов [3, с. 28].
Конституционно-демократическую партию поддерживали многие национальные организации, которым импонировало признание кадетами принципа равенства народностей. Наиболее сильной из таких организаций был Союз для достижения полноправия еврейского народа в России, образованный в марте 1905 г. на съезде еврейских общественных деятелей в Вильно. Его программные установки перекликались с основными положениями политической платформы кадетской партии. Не удивительно поэтому, что многие еврейские общественные деятели были одновременно видными конституционными демократами. Так, М. М. Винавер, официальный лидер союза, входил в кадетский Центральный комитет. Отделы союза, кроме Вильно, существовали и в других белорусских городах: Белостоке, Витебске, Гомеле, Гродно, Игумене, Могилеве, Невеле, Орше, Пинске и Слониме. Поддерживали Конституционно-демократическую партию и сионистские организации, консолидировавшиеся вокруг Центрального бюро сионистов в Вильно [8, с. 49]. На стороне кадетов выступали также отдельные польские либерально-демократические группировки. В частности, к ним относился Польский прогрессивно-демократический союз, одним из лидеров которого был А. Р. Ледницкий [9, с. 308]. Под влиянием конституционных демократов находились некоторые профессиональные объединения интеллигенции: например, Минское общество врачей, основанное в 1867 г.
Белорусские конституционные демократы и их союзники развернули большую издательско-пропагандистскую деятельность. Под их контролем находились газеты «Северо-западный голос», «Новая заря», «Свободное слово», «Газета виленская», «Витебская жизнь», «Минская жизнь», «Голос провинции», «Могилевский голос» [8, с. 48; 22, с. 198; 28, с. 298, 302]. Распространялись также общероссийские кадетские газеты и журналы.
Главным полем деятельности кадетов с весны 1906 г. стала I Государственная дума. Выработка тактики конституционных демократов в «народном представительстве» происходила на II (5−11 января 1906 г.) и III (21−25 апреля 1906 г.) съездах кадетской партии в Санкт-Петербурге. Делегаты от Беларуси выступили с собственным вариантом программы деятельности кадетской фракции в Думе. Наиболее полно он был представлен в речи Ф.Я. Друцкого-Любецкого 21 апреля 1906 г. На первое место пинский кадет поставил вопрос о введении гражданских свобод, равенства всех сословных и национальных групп. Вторым пунктом программы кадетской фракции, по мнению оратора, должен быть вопрос о расширении круга выборщиков Государственной думы. Третьей задачей, по мысли князя, было улучшение положения крестьянства, так как без введения всеобщего обязательного обучения этот вопрос не решался. Наконец, Друцкой-Любецкий заявил о необходимости введения ответственности министров перед Думой. Вскоре Друцкой-Любецкий дополнил свои предложения пунктом о необходимости повсеместного введения всесословного земства на основе всеобщего избирательного права [5, с. 298].
Выборы в I Государственную думу проходили в марте-апреле 1906 г. В ходе кампании кадеты заключали союзы с национальными либеральными организациями. В Минске кадеты вошли в Прогрессивный блок избирателей совместно с польской независимой партией, белорусско-литовской группой, предвыборным комитетом землевладельцев Минской губернии, объединявшим польских помещиков, комитетами русских и еврейских избирателей [8, с. 48]. В Могилевской губернии кадеты заключили блок с Союзом для достижения полноправия еврейского народа в России [8, с. 48]. Подобные блоки были и в других белорусских губерниях.
Кадеты сумели одержать победу. Однако I Дума, собравшаяся 27 апреля 1906 г., проработала всего два с половиной месяца и была распущена по указу Николая II 9 июля того же года. В знак протеста сложил полномочия члена Государственного совета и Г. В. Выковский [11, с. 171].
Избирательная кампания во II Государственную думу в конце 1906 — начале 1907 г. проходила для кадетов в условиях нараставших правительственных репрессий. В то же время склонность кадетов к компромиссам по программным вопросам, и особенно по аграрному, оттолкнула от Конституционно-демократической партии часть ее бывших сторонников как вправо, так и влево. В этих условиях особенно актуальной стала поддержка кадетов со стороны национальных организаций, в частности, еврейских. Но из-за противодействия польских землевладельцев кадеты и их союзники проиграли выборы. Все депутатские места от Виленской губернии заняли поляки. В других белорусских губерниях благодаря поддержке властей победу одержали октябристы и правые. Во II Государственную думу прошел только 1 конституционный демократ от Беларуси — латыш Э. А. Казарич (Витебская губерния). Поражение белорусских кадетов на выборах показало усталость населения от революционных потрясений, стремление вернуться к спокойной жизни. Программу кадетской партии в 1905;1907 гг. реализовать не удалось.
Таким образом, кадеты в Беларуси находили поддержку у представителей различных национальных, социальных и профессиональных групп, и при этом были достаточно популярны, настолько, что власти были вынуждены применять репрессии, чтобы не допустить избрания кадетов в Думу. Но если в период революции партии не удалось закрепиться в политике, тем не менее, ее популярность осталась значительной и в дальнейшем.