Религиозный фактор в геополитике
Разгоревшаяся борьба за влияние в молодых исламских государствах показала, что сами республики, их проблемы не нужны «новым игрокам». Весь смысл борьбы за влияние направлен только на вытеснение России. Однако, Россия «после Ельцина» это уже другая Россия. Новое руководство избавлено от иллюзий рубежа восьмидесятых и девяностых годов. Стало очевидно, что общие либеральные ценности в экономических… Читать ещё >
Религиозный фактор в геополитике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Религиозный фактор в геополитике
Во все времена религия и религиозность в какой-либо конфессиональной форме были важнейшей составной частью групповой и индивидуальной идентичности социального субъекта и, следовательно, конфессиональная социализация личности всегда была наполнена общественным, гражданско-правовым и собственно патриотическим смыслами.
Групповая религиозная солидарность и конфессиональный коллективизм определяют социальную востребованность религии в историческом, а значит и геополитическом процессе.
Поэтому религия не может не присутствовать в мировой и региональной геополитике т.к. является одной из форм общественного сознания, а её исторические корни уходят в тысячелетнюю толщу времени, в большей части которой она вообще доминировала и даже замещала собой мировоззрение целых эпох.
Государство всегда нуждалось в мощном интегративном потенциале религии. Этот потенциал означал амортизацию проблем социального неравенства, так как предлагал формулу межличностного и межгруппового равенства перед богом, перед верховной сверхъестественной силой.
Однако, интегративный контент не менее важен обществу и в ситуации «надгруппового» бытия, в ситуации противопоставления иным надгрупповым сообществам в различных сферах и, прежде всего, в геополитической.
Любое государственное сообщество социальных групп «погружено» в геополитические коммуникации своей эпохи. В геополитических взаимодействиях нация демонстрирует не только военную и экономическую силу, но и так называемую силу духа. А чтобы дух был силой он должен быть воспитан таковым. Веками религиозные институты предлагали своим последователям не только, вероучительный контент, но и парадигмальные начала всех других форм общественного сознания. Священные писания и Священные предания предлагали алгоритмы восприятия и преодоления не только доктринальных, но и многих других трудностей. Священные тексты мировых религий служили назиданием и сакрализированным обоснованием правильного поведения, в том числе, в этноконфессиональных и этнополитических взаимодействиях.
Геополитический фон исторического бытия буддизма, христианства и ислама всегда предлагал его адептам проблему выбора технологий коммуникаций с другими игроками географического и политического континуума.
Мировые религии «вызревали» в системах этноконфессиональных противостояний и их геополитический масштаб измерялся и наличием внятных ответов о критериях тех или иных предпочтений как в духовной, так в других видах социальной практики.
Из названных религий лишь буддизм не противопоставляет людей друг другу по какому-либо признаку, в том числе и по этническому. Для буддизма все люди равны, более того — равны все живые существа: люди, животные, птицы, насекомые… Согласно этой религии, любое живое существо после смерти снова возрождается в виде нового, но теперь уже иного живого существа (человека, животного и т. п.), иначе говоря, душа умершего может перейти в тело другого человека, либо животного, а иногда даже — в растение или предмет неживой природы (скалу, реку и т. п.). Вот почему, согласно буддизму, все живые существа должны жить в мире, не нанося вреда друг другу, и в гармонии с природой. Миротворческая религия буддизма у европейцев распространена мало. Она свойственна населению ряда стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. (В России — это большая часть коренных жителей Бурятии, Калмыкии, Тывы (Тувы) и меньшая часть жителей Якутии).
Священные Писания связывают деление человечества на различные этносы с волевым решением Бога. То есть для человечества существование этносов, а, следовательно, и геополитических проблем связанных с их существованием, извечно и объективно.
Деление человеческого рода на отдельные этнокультурные сегменты осознаётся древними мудрецами не только как богоданность, но и как социальная норма, часть сакрального социального проекта, предписанный образ социального бытия.
Появление различных этнических групп Тора связывает с детьми Ноя — Симом, Хамом и Иафетом и их потомством: «От сих населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт. 10:5).
Как известно, отношение Торы (Бога) к детям Ноя неодинаково. Самым «нелюбимым» был Хам за свой «хамский» поступок. Считается, что от Хама ведут свою родословную «хамитские» «низшие» народы — североафриканцы: египтяне, эфиопы, ханаане и др. От Сима, пристыдившего Хама, ведут свою родословную благородные «семитские» народы: евреи, ассирийцы, арамеи и др. От Иафета — остальные народы — арийцы, греки, армяне, скифы.
Волевым решением Бога, согласно Торе, было и возникновение языков (Бог помешал строительству Вавилонской башни смешением языков строителей). Т. е. древним мыслителям, осознававшим геополитические реалии, пришлось теоретизировать по поводу такого важного средства социальной коммуникации как язык и его этнических форм бытия. Пришлось размышлять над поиском причины этого явного геополитического неудобства и дезинтегрирующего фактора. Интересно, что подобная дезинтеграция рассматривается не как естественная, а как сверхъестественная и, даже, как божественное наказание (!) за попытку проникновения в суверенное пространство божества.
Древние иудеи не сомневались, что Бог говорит на их языке и через их язык благословляет израильский народ и все другие народы.
Христиане считают, что Дух Святой «провещевал» им «говорить на иных языках» (Деян. 2:4). Иноязычие стало одним из фундаментальных положений христианства.
Коран считает, что Аллах обращается к каждому народу на его родном языке и отправляет своих посланников «только с языком их народа» (14.4). Однако сам Коран ниспослан на арабском, а не каком-либо другом языке (20:112 (113); 23:195 (195); 41:44 (44)).
Согласно Торе Бог делает израильтян «особоизбранным», «богоизбранным» народом: «Сынов Израилевых Он избирает из всех, заявляя: «…вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:5,6). Однако при условии «если вы будете слушать гласа моего и соблюдать завет мой» (там же).
В случае нарушения «гласа и завета» Бог обещает народу Израиля наслать на него проклятия, причем половина проклятий (20 стихов из 49) связана с угрозой завоевания Израиля другими народами, языки которого Израиль не разумеет. Не будем забывать, что Тора — часть христианского канона и, следовательно, так сказать, неравновесная и неравноправная геополитика предписана свыше как социальный стереотип мировосприятия для сотен миллионов христиан.
Другие народы Бог «подчиняет один одному», либо отдает в рабство (Быт.9:25, 25:23). Конечно, рационалист понимает, что древние авторы лишь отразили современные им геополитические реалии. Интереснее другое. В конце второго тысячелетия до нашей эры люди не тешили себя иллюзиями всеобщего братства и этнокультурной гармонии, глобальное мироустройство мыслится в категориях соподчинения, а не равноправия.
В отличие от Торы (Ветхого Завета), где говорится о вечном официальном неравенстве народов, христианское учение в Новом Завете дает более «мягкую» формулировку: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу Земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 27,26).
Временной промежуток в почти полторы тысячи лет не мог не дать новых мотивов в мироосмысление в поиск принципов мироустройства. Указанный тезис с одной стороны солидаризирует людей по происхождению, а с другой стороны сакрализирует геополитическую локализацию во временном и географическом пространстве.
Здесь некоторые теоретики видят первоистоки идей о культурно-цивилизационных массивах, о том, что у каждого народа свой путь, своя судьба, ограниченные как во времени, так и в пространстве. В частности, первоистоки идей о культурно-исторических типах Данилевского, локальных культурах у Шпенглера, региональных цивилизациях Тойнби и др.
В Коране о собственно межэтнических отношениях практически не говориться. Классический ислам по своей сути интернациональная религия. Здесь регулируются взаимоотношения людей безотносительно к их этническому составу и происхождению. Согласно Корану люди и народы отличаются друг от друга не этническими признаками, а чисто религиозными. Однако и Коран делит всех людей на три большие социальные группы:
a) мусульмане — истинно верующие: люди Писания;
b) иудеи и христиане, у них тот же Бог, что и у мусульман. Аллах через посланников передал им Священное Писание, но они исказили его;
c) неверные — последователи остальных вероисповеданий и, тем более, атеисты.
Весьма кратко, всего в двух аятах говорится о «международных» отношениях. В одном аяте запрещается брать друзей среди неверных, предписывается «хватать и убивать неверных», но делается важная оговорка: «кроме тех, которые связаны с народом, между которыми и вами есть союз» (4:92(90)). То есть, Мухаммед говорит о возможности союза с народом иной веры и даже — неверными.
Однако Коран, как и Тора, и христианское учение, настроен весьма агрессивно по отношению к неверующим. Хорошо известны фрагменты содержащие прямой призыв «сражаться» с неверующими (8:40), творить «великое избиение их» (47:4).
Практика межэтнических отношений как контекста геополитики в текстах Торы Ветхого Завета отражается, в основном, как отношения войны. Интерес к свойствам чужого этноса связан с интересом с точки зрения военных действий. К примеру, когда Моисей посылает своих разведчиков в землю Ханаан, он наказывает им: «И осмотрите землю, какова она, и народ, живущий на ней — силен ли он или слаб, малочислен ли он или многочислен? И какова земля, на которой он живет, хороша ли она или худа? И каковы города, в которых он живет, в шатрах ли он живет или в укреплениях?» (Числ. 13:19,20). Бог обещает сынам Израиля избавить их от рабства и вывести в землю хорошую и пространную, в том числе — в землю Иевусеев, при этом, обещая истребить последних (Исх. 3:8; 23:23).
В отношении к некоторым этническим группам Ветхий Завет меняет систему геополитических приоритетов. Их необязательно истреблять, с ними можно жить по соседству, но ни в коем случае не ассимилировать их в состав своего народа (Втор. 23:3).
Необходимо особо подчеркнуть, что в текстах Священных Писаний содержатся отнюдь не только «разъединительные», конфронтационные тенденции и «установки». И на религиозном языке человечество давно стало осознавать приоритет общечеловеческих начал над религиозно-этническими различиями. В Писаниях фиксируется новый подход к взаимоотношениям людей: не «око — за око, и зуб — за зуб», а «добром побеждать зло, поступать с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой» .
Мирная и интегративная тенденции содержатся и в описаниях первого опыта мирного разрешения межэтнических проблем. Так, из Ветхого Завета следует, что представителям отдельных народов разрешалось при определенных условиях входить в состав иудейского этноса: «не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его; дети, которые у них родятся в третьем поколении, могут войти в общество израильтян» (Втор. 23:7,8).
Тора допускает, признает: мирное объединение сынов Израиля с хивийцами в один народ (Быт. 34:16); переговоры посредством посольств (Числ. 21:21); запреты на войну с родственными народами (Втор. 2:4−9); межэтнические союзы, кроме тех народов «союз с которыми запрещен Писанием» (Исх. 23:28−32); постепенное на протяжении нескольких поколений вытеснение другого народа (Исх. 23:29).
Все это говорит о зарождении цивилизованных форм взаимоотношения народов, государств и других субъектов геополитики в далеком прошлом.
Апостол Петр в Деяниях говорил язычникам Кесерии: «Вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником, но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10:28). Данный стих, как и стих: «От одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 27,26) и др. находятся в основе известного христианского догмата о всеобщности человечества.
Миролюбивые и другие гуманистические идеи и тенденции, содержащиеся, а Священных Писаниях, были развиты в процессе, так называемой, модернизации — обновлении, «осовременивании» вероучений и культа.
Обновленчество в католицизме наглядно проявляется в выступлениях в защиту мира, за предотвращение и прекращение военных конфликтов. Реформаторская деятельность католицизма направлена на то, чтобы избавиться от архаизмов и очевидных нелепостей Священных Писаний (точнее, не выдвигать их на передний план), сделать более привлекательными для верующих церковные каноны и культовые обряды. В частности ватиканская Конституция о литургии предписывает сочетать латинское богослужение с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских странах; в некоторых частях мессы и при отправлении обрядов использовать местные разговорные языки, национальную музыку, шире поставить на службу религии все виды искусства, в том числе — джазовую музыку.
Второй Ватиканском собор (1962;1965 гг.) заявил и обосновал положение о единой вселенской универсальной церкви, в которую по-разному входят и должны войти как все христиане, так и верующие нехристианских религий, где спасение может происходить различными путями, сообразно с верой человека.
Эти положения содержатся в «Догматическом положении о церкви» — главном документе собора и «Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям». Согласно Догмату о церкви (пп. 13−16) собор заявляет, что «кафолическому единству народа Божия (т.е. ко Вселенской Церкви) «по-разному принадлежат или предназначены» все, «призванные благодатью Божией ко спасению»: и все христиане, и ещё не принявшие Евангелие «различными путями» иудеи, мусульмане и другие, признающие Творца, и те, которые только ищут Бога, — всех их объемлет Промысел Божий, и они могут «наследовать вечное спасение» .
Это учение собора повторяют католический катехизис (1992 г.) и папа Иоанн Павел Второй в своей книге «Переступить порог надежды» (1994 г.), которые выражают официальную позицию Ватикана.
В упомянутой книге папа Иоанн Павел Второй, ссылаясь на решения Второго Ватиканского собора, говорит, что в предании (католической церкви) издавна укоренилось представление о так называемых semina Verbi (семенах Слова). Семена эти есть во всех религиях". То есть все религии в той или иной мере Богооткровенны и в них уже присутствует Иисус Христос как Сын Божий, Бог слово (Логос). «Можно сказать, — отмечает папа, — что позиция собора воистину вдохновлена заботой обо всех. Церковь руководствуется верой, что Бог Создатель хочет спасти всех в Иисусе Христе… Он всех искупил». Поэтому «Святой Дух плодотворно действует и вне видимого организма Церкви». (Папа Иоанн Павел Второй. Переступить порог надежды. С. 112−113. М. 1995).
Таким образом, один из древнейших и авторитетнейших субъектов европейской геополитики в новых, изменившихся условиях старается отразить интеграционные процессы современного мира. Новая, и по сути своей, геополитическая доктрина католической церкви, подчёркивая призвание нехристиан Божьей благодатью ко спасению различными путями, доказывает существование духовной близости к христианам иудеев, мусульман и даже представителей политеистических религий.
Модернистское бытие в геополитике католической церкви, безусловно, положительный пример для всех соучастников конфессионального геополитического процесса. Обновленческий интегративизм безусловно отвечает и интересам народов и адекватен вызовам конфронтационных тенденций современного мира.
Однако, стремление к межконфессиональному геополитическому интегративизму не единственное, к сожалению, направление в движении политических сил на мировой арене. Деструктивные, дезинтеграционные векторы преобладают в «розе ветров» мировых штормов и бурь.
Например, к середине 90-х гг. на постсоветском пространстве насчитывалось 180 точек, где межнациональная напряженность могла перейти в военное столкновение между противоборствующими сторонами. В орбиту территориального передела вошли бывшие союзные республики с территорией в 7 млн. кв. км и населением более 30 млн. человек.
Между тем процессы, происходящие на территории бывшего Советского Союза, требуют более глубокого анализа, так как отражают противоборство двух конфессиональных геополитических миров. Взрыв исламской активности в мире на рубеже третьего тысячелетия представлял для России огромные проблемы.
В современной политической науке термин «ислам» имеет широкое значение.
Прежде всего, это название одной из трех мировых религий, зародившейся на Ближнем Востоке. Как геополитическое пространство «ислам» означает страны, исповедующие в большей мере мусульманство.
Под термином «ислам» в политологической литературе, часто понимают также совокупность идеологических принципов, противостоящих западному миру и его мировоззренческим ценностям.
Исламский мир сегодня многолик и разнообразен. Он объединяет страны, имеющие различное политическое устройство, неодинаковый уровень экономического развития, значительные культурные различия. География его обширна и включает различные регионы мира.
Страны Арабского Магриба и Иран, Индия и Пакистан, Индонезия и Албания — все они, исповедуя в большей или меньшей мере основные постулаты ислама, являются важным фактором в современной общественно-политической жизни мирового сообщества.
Для России исламский мир заключен в громадных пространствах, как на территории самой России, так и на прилегающих территориях стран СНГ.
Географически исламский массив включает район Центральной Азии и республик Закавказья, регион Северного Кавказа и Поволжья.
С экономической точки зрения между Россией и исламскими республиками существует вековая связь сотрудничества и взаимодействия, потеря которой грозит обеим сторонам значительным ослаблением позиций.
В связи с этим особое внимание следует обратить на геополитическую роль исламских республик в исторических регионах. Все они находятся в непосредственной близости к России. Этим соседством будет определяться не только их современное состояние, но и будущее. Ибо, как показывают события, исламские республики не будут развиваться, не испытывая влияния своих соседей.
Особую роль приобретают упомянутые республики в связи с их сырьевым потенциалом.
По самым приблизительным оценкам, Казахстан — малонаселенная страна с огромной территорией, располагает колоссальными запасами нефти, природного газа, золота, урана и многих, минералов.
Азербайджан и Туркмения также малонаселенны и имеют не меньшие запасы нефти и газа. Узбекистан со значительным населением и дешевой квалифицированной силой является крупным производителем хлопка и имеет значительные запасы золота. Киргизия богата водными ресурсами, которые, по прогнозам, через несколько десятков лет станут дороже нефти. И только Таджикистан не богат ресурсами. Имея незначительные запасы золота, он приобрел горькую судьбу. Трудно предсказать, какая судьба постигнет эти страны, станут ли они процветать, как Норвегия или Кувейт. А может, станут, похожи на Нигерию. Несомненно, одно — в XXI в. они будут постоянно оставаться в поле зрения лидирующих стран.
История свидетельствует, что с начала XX в. США постоянно пытались влиять на события, происходящие на территории российской государственности. От прямого вооруженного вмешательства после Октябрьской революции до политики непризнания Советского Союза. Такой подход — яркое свидетельство гегемонистских устремлений США в отношении Советской России.
Не замедлили США с действиями и после распада Советского Союза. Они одни из первых признали независимость центрально-азиатских республик: Казахстана, Киргизстана, Таджикистана, Узбекистана (декабрь 1991 г.), Туркменистана (март 1992 г.). В 1992 г. в США был принят специальный закон, согласно которому свои отношения с центральноазиатскими республиками США будут развивать в политической, военной и экономической областях.
Дестабилизирующим фактором явились события последних лет, которые отражали контакты по военной линии между США и азиатскими республиками.
Анализ ситуации в Закавказье позволяет сделать вывод: в этом регионе идут процессы параллельно с Центрально-Азиатским. Отличие в одном — основой для соглашений являются нефтяные договоренности. Пристальное внимание Запада в связи с этим привлекает Азербайджан с его нефтяными запасами. геополитика религия человеческий этнокультурный Способствуют тому несколько причин геополитического плана. Прежде всего, это стремление помешать Армении разыгрывать русскую карту, Азербайджану — иранскую, Казахстану — китайскую. По общей оценке аналитиков, эти страны находятся в одной из богатейших в мире зон нефтяных месторождений. Запасы нефти в Каспийском море действительно огромны. По ценам сегодняшнего дня они оцениваются в 4 трлн. долл.
Как известно, США заморозили свои отношения с Азербайджаном из-за войны с Арменией за Нагорный Карабах. Сейчас между этими странами сохраняется хрупкий мир, но Карабах остается одним из самых взрывоопасных мест в регионе Каспия. Активно помогая Армении, США в 1992 г. наложили запрет на оказание помощи Азербайджану. В сложившейся ситуации США готовы оказывать помощь Азербайджану, но только в финансировании нефтяных проектов. Параллельно с Азербайджаном разыгрывается и иранская карта, поскольку для США самая трудная задача в этом регионе — отношения с Ираном. Наиболее короткий маршрут транспортировки нефти к Персидскому заливу проходит через Иран. Изолировать Иран США не удалось, поэтому в ближайшее время они предпримут попытки вступить с ним в диалог.
Между тем исламский фактор в Закавказье не ограничивается только Азербайджаном. За Кавказским хребтом находятся пять национальных автономий: Абхазия, Аджария и Южная Осетия в Грузии, Нагорный Карабах и Нахичевань в Азербайджане. По ту сторону Кавказского хребта — Дагестан, Чеченская и Ингушская республики.
Закавказье — это территория, являющаяся с древнейших времен мостом из Черного моря в Каспийское. Примечательно, что именно эта территория расколота по национальному и конфессиональному признаку. Православная Грузия, григорианская Армения и шиитский Азербайджан не могли объединиться на протяжении многих веков. Даже попытки создать в советский период Закавказскую республику потерпели провал. В силу указанных причин эти государства, существуя раздробленно, не могли играть самостоятельную роль в политике.
Провоевав за присоединение Кавказа 77 лет, Россия стала проводить политику стабилизации в этом регионе. И это ей во многом удавалось. Между тем ошибки при устройстве государственных образований, в частности в определении границ, а также отдельные территориальные уступки, сделанные при подписании договора с Турцией в 1921 г., заложили бомбу замедленного действия.
Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия. Далеко не полный перечень горячих точек на Кавказе и в Закавказье, которые не замедлили о себе заявить после распада Советского Союза.
В 1997 г. Грузия пошла на активные контакты с Азербайджаном, предоставив свою территорию для строительства нефтепровода, по которому каспийская нефть будет направляться в Поти и Батуми. минуя российскую территорию. Такой шаг позволяет руководству Грузии сохранять определенную стабильность в стране, оставаться фигурой в геополитическом раскладе, помогая Западу ограничивать роль России в Закавказье.
Разгоревшаяся борьба за влияние в молодых исламских государствах показала, что сами республики, их проблемы не нужны «новым игрокам». Весь смысл борьбы за влияние направлен только на вытеснение России. Однако, Россия «после Ельцина» это уже другая Россия. Новое руководство избавлено от иллюзий рубежа восьмидесятых и девяностых годов. Стало очевидно, что общие либеральные ценности в экономических стратегиях не означают партнёрства на геополитическом пространстве. Завершающееся первое десятилетие двадцать первого века объективно востребовало от политической элиты понимания места духовных, мировоззренческих и идеологических институтов в геополитике. Колоссальную роль в стабилизации геополитических бурь вокруг России будут играть религиозные организации.
Анализ Священных Писаний и конкретного опыта их реализации показывает, что религиозные идеи могут стать идеями социальной справедливости, равенства и дружбы народов. В особенности, в тех регионах мира, где народы не имеют возможности обратиться к светскому мировоззрению, по той причине, что на определенной ступени развития народов такого мировоззрения еще нет (некоторые развивающиеся страны Африки, Азии).
Но, к сожалению, религиозные идеи могут стимулировать и негуманистические процессы. И в этом аспекте примеры, факты преобладают. Не случайно современный американский социолог Смелзер пишет: «Религиозная ортодоксальность versus гуманизм». (Лат. Versus означает противопоставление в логическом смысле) (См. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс. 1994, с.522).
По существу, вся история человечества — это история религиозных войн, конфликтов и столкновений, целью которых было: и насаждение вероучения, обращение людей в «свою веру», и получение религиозной свободы, и спасение братьев — единоверцев, и освобождение святынь данной религии и борьба с расколами, ересями и т. п.
Многие национальные религии изначально, по определению обосновывают особое положение одного народа — этноса среди других (джайнизм, сикхизм, индуизм в Индии; синтоизм в Японии; даосизм, конфуцианство в Китае; зороастризм в Юго-Западной Азии и другие). Мировые религии также, по определению, противопоставляют народы, хотя и не по этническому, но по религиозному признаку. Например, католики и протестанты, православные — в христианстве; сунниты, шииты, друзы и многие другие — в исламе и т. п.
Кровавые религиозные войны — печальный факт как древней, так и современной истории человечества. Внутренние конфессиональные конфронтации никогда не были чистым религиозным спором о том, чей способ связи с общим богом лучше. Ещё раз напомним, что любая религия это социальный институт, а социальные институты в составе целостности социального организма «погружены» в геополитический котёл современной ему исторической эпохи. Поэтому, даже суверенно внутренний для государства конфессиональный конфликт всегда отражается на его геополитическом статусе — ослабляет или делает весомее в глазах мирового сообщества. Статус конфессиональных меньшинств в государстве часто предопределяет качество и количество межгосударственных связей, отношение международных экономических и гуманитарных организаций, военных блоков и союзов.
Российская Федерация исторически представляет собой конгломерат культурно-цивилизационных комплексов. Важнейшей составной частью, более того, основой таких комплексов являются этноконфессиональные системы, которые часто имеют центробежную ориентацию.
Религия действительно является одной из основ человеческой духовности и нравственности, но не по всем параметрам. При решении проблем межэтнических отношений и геополитических противоречий обращение к религии наиболее уместно лишь при конфронтации последователей одной конфессии.
Этносы, принадлежащие к разным конфессиям, к разным мировым религиям, примирить, тем более объединить, при помощи религиозных лозунгов — весьма проблематично. В сфере межэтнических отношений обращение к религиозным лозунгам может отозваться и отрицательным результатом: к межэтническим противоречиям могут добавиться еще и противоречия межрелигиозные.
К сожалению, конфессиональная идентичность не может рассматриваться в геополитике как предустановленный гарант от силовой конфронтации субъектов конфликта.
Вот почему среди факторов неконфликтного взаимодействия народов религия может играть лишь вспомогательную роль, отнюдь не главную. Регионально-религиозное сознание может выступать лишь посредником, не всегда надежным, в предотвращении межэтнической напряженности и конфликтов.
Необходима целенаправленная практически-политическая деятельность государственных органов и структур, средств массовой информации. В дополнение к ним следует привлекать и традиционные цивилизационные социальные институты — этнические советы старейшин, различные формы общественных организаций культурно-национальной автономии, в том числе религиозные общества, и др. Переоценивать самостоятельную роль каждого из культурно-цивилизационных институтов нецелесообразно, их преобразующая сила в гармонии.
1. С. Караганов. Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут изменить все. М., 2008 г.
2. М. Лебедева Мировая политика. М. 2004.
3. А. Вишневский Великая малонаселенная держава // Россия в глобальной политике. Т. 1 № 3, 2003.
4. С. Капица Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле: Очерк теории роста человечества. М., 1999.
5. М. Максимова Общемировые проблемы // Современные международные отношения. М., 2000 г.
6. В. Бутов Экономическая и социальная география зарубежного мира и российской Федерации. М, 2006.
7. Андреева Л. А. Религия и власть в России. М. Ладомир. 2001.
8. Георгиева Т. С. Христианство и русская культура. М. 2001
9. Медведев Н. П. Политическая регионалистика. М. Альфа — М., 2005
10. Мечковская Н. Б. Язык и религия. М. 1998.
11. А. С. Панарин Глобальное политическое прогнозирование. М., 2002 г.
12. А. С. Панарин. Искушение глобализмом. М., 2002.
13. Дж. Масионис. Социология. М., 2004.
14. Д. Барышников. Конфликты и мировая политика. М., 2008.
15. М. Лебедева. Мировая политика. М., 2008.
16. Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут изменить мир. М., 2008.
17. Ф. Фукуяма. Великий разрыв М., 2002.