Ядерная программа КНДР
11 декабря 2008 года в Пекине прошел очередной раунд переговоров глав делегаций «шестерки», главной темой которого стала верификация сворачивания ядерных программ КНДР. По информации сторон, им не удалось сблизить позиции по обсуждаемому вопросу. Главная проблема — разногласия Пхеньяна и Вашингтона относительно конкретных мер по верификации сворачивания ядерных программ КНДР. США настаивают… Читать ещё >
Ядерная программа КНДР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА КНДР
ядерный оружие программа переговоры Северокорейская ядерная проблема стала в последние годы предметом повышенной озабоченности со стороны мирового сообщества и постоянной темой обсуждения как в многостороннем формате, так и в ходе двусторонних контактов между заинтересованными государствами.
Ситуация вокруг Корейского полуострова была достаточно напряженной в течение фактически всех последних шести десятилетий. Пережив в начале пятидесятых кровопролитную четырехлетнюю войну, полуостров стал ареной сложного, порой драматического процесса межкорейского урегулирования. Дополнительную сложность существующих здесь политических проблем обусловливало то обстоятельство, что в этой части Северо-Восточной Азии пересекаются интересы не только непосредственно находящихся в ней двух корейских государств, но и четырёх крупнейших мировых держав — России, Китая, США и Японии.
Однако в конце 2002 года Корейский полуостров стал, бесспорно, главной болевой точкой всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Причиной резкого обострения обстановки стали претензии Северной Кореи на обладание ядерным оружием в условиях, когда эта страна находится вне контроля Международного Агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и вне рамок Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) Ядерную программу КНДР можно разделить на два составных этапа. Первыйс середины 50-х до конца 70-х, — когда закладывались основные исследования КНДР в ядерной области, создавалась соответствующая инфраструктура, начиналась подготовка научных и технических кадров. Эта деятельность осуществлялась при содействии СССР, частично КНР. Второй этап — с конца 70-х по настоящее время. Данный период характеризуется развитием научно-производственной базы в основном с опорой на собственные силы, одновременно сопровождается попытками привлечения значительной иностранной помощи для создания атомно-энергетического комплекса в стране, способного существенно снизить остроту энергетического кризиса в КНДР. В это же время КНДР присоединяется к ДНЯО, возникают кризисы 1993;94, 2002;2003 годов, связанные с выполнением обязательств КНДР по ДНЯО и соглашению об осуществлении гарантий МАГАТЭ.
1. История возникновения
1.1 Ядерная программа КНДР. 50-е -70-е гг.
История развития ядерных исследований, создания обширной ядерной инфраструктуры, подготовки специалистов в области военных технологий в КНДР показывает, что около двадцати последних лет своей жизни Ким Ир Сен придавал первостепенное значение их ракетно-ядерной направленности. Он одним из первых среди лидеров стран третьего мира оценил значение нового оружия и, несмотря на серьезные трудности, стал добиваться овладения им. Первый наглядный урок ему преподали США, когда нанесли атомные удары по Хиросиме и Нагасаки. Ошеломляющие результаты этих «натурных» испытаний нового оружия наглядно показали северокорейскому вождю, что атомная бомба отнюдь не «бумажный тигр» и применение ее в военных целях может сыграть решающую роль в достижении победы над противником. Второй урок ему был преподан во время Корейской войны 1950;1953 годов, когда военно-политическое руководство США практически рассматривало возможность использования ядерного оружия против Северной Кореи. В опубликованном после войны отчете министерства авиации «Воздушная война в Корее» указывалось, что эти планы, в частности, предусматривали сбрасывание 40-килотонной бомбы в районе Тхончхона и шести бомб в треугольнике Пхенган-Чхорвон-Кимхва. В результате нанесения этих ударов должна быть уничтожена крупная группировка северокорейских войск, что по замыслу командования США, привело бы к решающему перелому в ходе всей кампании. Однако Г. Трумэн не решился отдать второй в своей жизни приказ о применении ядерного оружия. Ким Ир Сен оказался прилежным учеником и создание огромной армии, оснащение ее разнообразным вооружением и военной техникой, разработка ядерного оружия стало одной из главных целей КНДР.
Еще в 1947;1950 годах советскими специалистами проводились геологоразведочные работы по поиску запасов урановых руд на территории КНДР. В те же годы на обнаруженных месторождениях сооружались рудники. Советский Союз вывез из КНДР около 9 тысяч тонн урансодержащей руды.
Первые признаки интереса северокорейского руководства к ядерной энергии относятся к декабрю 1952 года, когда было принято решение об организации Научно-исследовательского института атомной энергии при Академии наук КНДР. Однако реализовать серьезную программу по использованию ядерной энергии в то время было невозможно, поскольку Северная Корея не располагала необходимыми для этого кадрами специалистов.
В середине 1950;х годов было принято решение о подготовке собственных научно-технических кадров в области ядерных исследований. В 1956 году было подписано соглашение между СССР и КНДР о помощи в подготовке северокорейских специалистов. Студенты из КНДР проходили обучение в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ), в Московском высшем техническом училище им. Баумана (МВТУ) и в Московском авиационном институте (МАИ). Северокорейские специалисты проходили стажировку в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. Всего в Советском Союзе прошли обучение и стажировку около 300 студентов и специалистов из КНДР.
В середине 1950;х годов в КНДР было создано еще несколько научно-исследовательских организаций в области ядерной физики. В 1955 году был создан НИИ радиохимии, и было принято решение о создании НИИ ядерной физики. Основной задачей этих институтов было проведение научных исследований в области ядерной физики, а также подготовка необходимых собственных научно-технических кадров.
В 1959 году было подписано межправительственное соглашение между КНДР и СССР о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. В том же году КНДР заключила аналогичное соглашение с Китайской Народной Республикой.
Соглашение 1959 года между СССР и КНДР послужило основой для развития совместной деятельности в области мирного использования ядерной энергии. На основании этого соглашения стороны подписали ряд так называемых договоров Серии 9559, которые касались таких областей взаимного сотрудничества, как проведение геологических изысканий, создание ядерного исследовательского центра (в то время в КНДР этот объект именовался «мебельной фабрикой»), а также подготовка северокорейских специалистов7.
В результате проведенных совместных геологических изысканий было выбрано место для строительства Центра ядерных исследований на правом берегу реки Куронган в 8 километрах от уездного города Ненбене в провинции Пхенан-Пукдо. Центр находится в 92 километрах севернее столицы страны Пхеньяна. Строительство центра было начато в 1961 году, а в 1964 году Центр ядерных исследований начал свою работу. Советские специалисты участвовали в строительстве центра и помогали организовать его работу на начальном этапе. Ключевые посты в новом центре заняли представители первого поколения северокорейских специалистов, вернувшихся на родину после окончания обучения в СССР.
В рамках межгосударственного соглашения о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии, СССР поставил для центра в Ненбене исследовательский ядерный реактор бассейнового типа ИРТ-2000 ИРТ-2000; это исследовательский легководный реактор бассейнового типа с бериллиевым отражателем нейтронов. Такой реактор нельзя использовать для наработки материалов для ядерного оружиянапример, для производства плутония. (или ИРТ-2М) тепловой мощностью 2 МВт. Сооружение реактора началось в 1962 году, и было завершено в 1965 году. С этого момента Центр ядерных исследований в Ненбене стал играть ключевую роль в ядерной программе КНДР.
Кроме того, в середине 1960;х годов СССР поставил для центра в Ненбене радиохимическую лабораторию, известную в КНДР как Лаборатория по производству изотопов, бетатрон Б-25, кобальтовую гамма-установку К 60 000 и другое оборудование. Бетатрон Б-25 позволял проводить исследование структуры материалов с помощью электронов, ускоренных до энергии в 25 МэВ. Кобальтовая гамма-установка К 60 000 позволяла облучать различные материалы гамма-излучением изотопа кобальт 60 общей активностью в 60 000 Кюри. Советский Союз также поставил для центра в Ненбене критсборку тепловой мощностью 0,1 МВт на двуокиси урана с обогащением до 10%.
Общие затраты на организацию Центра ядерных исследований в Ненбене составили около 500 миллионов долларов в ценах 1962 года.
В 1965 году, после завершения основных строительных работ в Центре ядерных исследований в Ненбене, советские специалисты уехали из КНДР. Однако сотрудничество продолжилось в форме авторского надзора за эксплуатацией бетатрона и кобальтовой гамма-установки, а также в виде поставок Советским Союзом топлива для исследовательского реактора ИРТ-2000.
В 1970;х годах Северная Корея проводила исследования в области создания собственного полного ядерного топливного цикла. Видимо тогда же по указанию политического руководства страны северокорейские ученые начали изучать возможности создания собственного ядерного оружия.
В 1974 году КНДР стала членом Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), что предоставило ей доступ к открытым материалам по вопросам создания ядерно-энергетической инфраструктуры. Поскольку Северная Корея не являлась в то время участником Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), она не заключала соглашения о полномасштабных гарантиях с МАГАТЭ. Тем не менее, в 1977 году КНДР подписала трехстороннее соглашение о гарантиях с МАГАТЭ и СССР Советский Союз участвовал в этом соглашении, поскольку он поставлял топливо для исследовательского ректора ИРТ-2000. В соответствии с этим соглашением под гарантии МАГАТЭ были поставлены исследовательский реактор ИРТ-2000 и урановая критсборка.
Существует информация, что в середине 1970;х годов Северная Корея обращалась к КНР за помощью в развитии своей ядерной оружейной программы. В 1977 году представители КНДР присутствовали при проведении китайского ядерного испытания.
1.2 Ядерная программа КНДР 1970-2003 гг.
Вторая очередь крупного строительства в Ненбене начинается с 1980 года. КНДР начала сооружать собственный реактор типа Магнокс 5 Мвт (электр.), завод по производству топливных сборок. Одновременно строится завод по рафинированию урановой руды (в UO2) в Пьянсане. С 1985 года разворачивается строительство 50 Мвт (эл.) реактора в Ненбене, 200 Мвт (эл.) в Тэчоне, предприятия по переработке ОЯТ в Ненбене.
12 декабря 1985 года КНДР подписала ДНЯО. Это было одно из условий СССР по оказанию содействия Пхеньяну в строительстве 4 блоков (ВВЭР-440) АЭС. Изыскательские работы проводились вплоть до 1991 года, когда сотрудничество было прекращено из-за отказа КНДР оплачивать уже выполненные работы.
С 1985 по 1992 год с переменным успехом продолжались переговоры о заключении соглашения между КНДР и МАГАТЭ о применении полномасштабных гарантий. Пхеньян обусловливал его заключение политическими условиями, в т. ч. прогрессом в нормализации отношений Север — Юг. В итоге соглашение было заключено только в январе 1992 года. В соответствии с ним под гарантии Агентства были поставлены: исследовательский реактор ИРТ, 5 Мвт реактор, завод по производству топлива по переработке ОЯТ, хранилище ЯТ, подкритическая сборка (Пхеньян). Согласно первоначальному заявлению КНДР об имевшихся ядерных материалах, она располагала около 100−300 г. плутония, выделенного в ходе переработки поврежденных топливных стержней, изъятых во время остановки в 1989 году 5 Мвт реактора. МАГАТЭ, однако, обнаружило несоответствие между заявленным количеством и результатами анализов, проведенных в местах хранения радиоактивных отходов в Ненбене, которые свидетельствовали о возможности наличия у КНДР недекларированного плутония.
Первый ядерный кризис КНДР.
В мае 1992 года началась инспекционная деятельность МАГАТЭ в КНДР. Реакцией на настойчивые требования допустить специнспекции двух объектов, которые не были заявлены Пхеньяном как ядерные, а являлись, по его утверждению, военными, стало заявление правительства КНДР от 12 марта 1993 года о выходе из ДНЯО.
В ответ Россия полностью приостановила сотрудничество с КНДР в ядерной области, в т. ч. строительство АЭС с легководными реакторами (ЛВР) в районе Синпхо, и активизировала продвижение своей инициативы о проведении международной конференции по безопасности и безъядерному статусу Корейского полуострова для нахождения в комплексе взаимоприемлемых развязок узла корейских проблем. Резолюция СБ ООН от 11 мая 1993 года Резолюция СБ ООН принята 11 мая 1993 года на 3212-м заседании 13 голосами при 2 воздержавшихся (Китай, Пакистан), причем никто не голосовал против. с призывом к Пхеньяну вернуться в ДНЯО и продолжить сотрудничество с МАГАТЭ была расценена Северной Кореей как вмешательство в ее внутренние дела и посягательство на суверенитет страны.
В июне 1993 года КНДР в обмен на обязательства США не вмешиваться в ее внутренние дела и не угрожать применением силы заявила о «приостановлении» вступления в силу решения о выходе из ДНЯО. Пхеньян обусловил свое окончательное решение о продолжении участия в Договоре урегулированием военно-политических вопросов на Корейском полуострове и нормализацией своих отношений с США.
13 июня 1994 года КНДР в ответ на решение Совета управляющих МАГАТЭ после недопущения инспекторов Агентства на отдельные объекты о прекращении техсодействия Пхеньяну в осуществлении ряда проектов заявила о выходе из МАГАТЭ и об отказе от инспекций Агентства.
Результатом первого ядерного кризиса стало подписание рамочного соглашения 21 октября 1994 года между КНДР и США, предусматривавшее замораживание всей ядерной деятельности Пхеньяна и поставки мазута в КНДР на время строительства там АЭС с ЛВР, на завершающей стадии которого КНДР должна возобновить полное выполнение своих обязательств по соглашению о гарантиях с МАГАТЭ.
В марте 1995 года представителями Республики Корея, США и Японии в развитие Рамочного соглашения было подписано соглашение о создании международного консорциума «Организация энергетического развития Корейского полуострова» (КЕДО) для строительства в КНДР АЭС. Затем к деятельности консорциума присоединился ЕС.
В августе 1997 года в КНДР (район Синпхо) были начаты практические работы по строительству АЭС. КНДР неоднократно предъявляла США обвинения в недобросовестном выполнении обязательств по Рамочному соглашению.
В ходе визита в КНДР зам. Госсекретаря США Дж. Келли 3−5 октября 2002 года северокорейцы, по его словам, признали, что КНДР осуществляет ядерную программу.
Пхеньян разъяснил, что он увязывает решение ядерного вопроса на Корейском полуострове с заключением договора о ненападении между КНДР и США.
29 ноября 2002 года Совет управляющих (СУ) МАГАТЭ одобрил без голосования резолюцию, в которой признается, что осуществление КНДР военной ядерной программы, или осуществление какой-либо иной скрытой ядерной деятельности, было бы нарушением ее международных обязательств (в т.ч. ДНЯО и соглашения с МАГАТЭ о гарантиях) и осуждаются публичные заявления Пхеньяна о праве на обладание ядерным оружием.
Второй ядерный кризис КНДР.
12 декабря 2002 года было обнародовано заявление северокорейской стороны о возобновлении своей ядерной программы, которая была заморожена по Рамочному соглашению 1994 года между КНДР и США в обмен на строительство к 2003 году АЭС и поставку мазута для ТЭС до завершения строительства. Такое решение КНДР пыталась оправдать действиями США, которые требовали отказа КНДР от своей ядерной программы и прекратили поставки мазута. В конце декабря КНДР убрала камеры наблюдения и пломбы со всех ядерных объектов, а также предложила инспекторам МАГАТЭ покинуть КНДР.
6 января 2003 года внеочередная сессия СУ МАГАТЭ консенсусом приняла резолюцию, в которой содержится призыв к КНДР продолжать сотрудничество с Агентством, восстановить функционирование оборудования по мониторингу и обеспечить возвращение в страну инспекторов МАГАТЭ. Важно также, что в резолюции отмечается необходимость урегулирования возникшей ситуации мирным путем.
9−12 января состоялись неофициальные контакты губернатора штата Нью-Мексико У. Ричардсона и зам. постпреда КНДР при ООН Хан Сон Ера, где им было отфиксировано стремление корейцев продемонстрировать готовность к обсуждению ядерной программы в формате переговоров.
10 января 2003 года КНДР официально уведомила Председателя Совета безопасности ООН и все страны-участники ДНЯО о выходе из договора. Специалисты по вопросам международного права до сих пор спорят о том, является ли выход КНДР из ДНЯО правильным с юридической точки зрения. Можно считать, что с 11 апреля 2003 года Северная Корея де-факто находится вне рамок Договора о нераспространении ядерного оружия.
18 апреля 2003 года Центральное телеграфное агентство КНДР опубликовало заявление Министерства иностранных дел, в котором говорилось, что КНДР «успешно перерабатывает более 8000 облученных топливных элементов… после возобновления нашей ядерной деятельности в декабре прошлого года».
10 февраля 2005 года Министерство иностранных дел КНДР выступило с заявлением, в котором говорится, что Северная Корея обладает ядерным оружием, и что страна будет «наращивать свой ядерный арсенал ради защиты выбранных нашим народом идей, строя, свободы и демократии». Это заявление было сделано в ответ на «враждебную политику США в отношении КНДР», которая «требует того, чтобы наша страна обладала ядерным сдерживанием».
2. Современное состояние Северо-Корейской ядерной проблемы. Пути ее решения
ядерный оружие программа переговоры Из первой главы нам стало известно, что Северная Корея боится, в буквальном смысле этого слова, США и основная причина того, зачем она продолжает разработки по созданию ядерного оружия это — стремление обеспечить безопасность собственного режима. США, в свою очередь, не спускают глаз с Пхеньяна в связи с поддержкой им террористической деятельности, что послужило основанием для применения Вашингтоном экономических санкций против Северной Кореи. Наблюдая последствия войн в Афганистане и Ираке, Пхеньян допускает, что может стать следующей мишенью для атаки со стороны США. Поэтому Северная Корея стремится к созданию ядерного оружия, надеясь, что это поможет удержать США от применения военной силы. Вторая причина состоит в том, что обладание ядерным оружием создает для Пхеньяна преимущества на переговорах. Безопасности северокорейского режима можно добиться просто путем улучшения отношений с Соединенными Штатами. Северная Корея считает, что обладание ею ядерным оружием побудит Вашингтон к улучшению с ней отношений. Вот почему Северная Корея убеждена, что наличие у нее собственной ядерной программы — эффективный способ усадить США за стол переговоров и обеспечить собственную безопасность. Помимо этого Пхеньян рассчитывает извлечь экономические выгоды, в частности, в рамках программ оказания помощи. Также наличие причин невоенного характера. Важной целью Пхеньяна, по мнению большинства экспертов, является политическое и физическое выживание существующего режима, и именно в этом контексте следует рассматривать задачи ядерной программы КНДР в невоенной сфере. Такими задачами являются: выход из тяжелого экономического положения, чего можно добиться, получив гуманитарную помощь в обмен на свертывание ядерной программы, привлечение инвестиций и решение проблемы нехватки энергии. Демонстративное развитие ядерной программы, позволяющее в течение длительного времени обеспечивать мобилизацию общества, его лояльность и преданность, может быть также использовано для укрепления правящего режима. Для этого Пхеньян создает образ врага и поддерживает миф о непобедимости северокорейских вооруженных сил. Поэтому вполне можно сказать, что осуществление ядерной программы — важная часть национальной стратегии Северной Кореи.
На сегодняшний день существуют, по моему мнению, временно эффективные меры по урегулированию северокорейской ядерной проблемы.
Это переговоры, будь они двусторонние, или так называемые «шестисторонние переговоры», куда входят такие страны как: Россия, Китай, Япония, США, Южная и Северная Корея.
2.1 Шестисторонние переговоры как путь решения. Предыстория
С наступлением 2003 года, начинаются попытки урегулирования ядерного вопроса в Северной Корее и организовывается встреча с главами делегаций шести стран: КНР, КНДР, РК, РФ, США и Япония. Первые три раунда переговоров Первый раунд шестисторонних переговоров состоялся 28 августа 2003 года, второй раунд- 25 февраля 2004 года, третий состоялся 26 июня 2004 года.
не дали особых результатов. Во время проведения этих трех раундов было заметное сильное противостояние КНДР и США. Америка добивалась полного свертывания программы ядерной разработки, КНДР в свою очередь не соглашалась на условия, которые предоставляли Соединенные Штаты. Так с каждым раундом шестисторонних переговоров выдвигались новые условия и предложения по денуклеаризации Корейского полуострова. И только в ходе четвертого раунда встречи «шестерки» были заметны определенные сдвиги в решении ядерной проблемы Корейского полуострова.
Четвертый раунд шестисторонних переговоров по ядерной проблеме на Корейском полуострове проходил в два этапа 26 июля — 7 августа и 13 — 19 сентября 2005 года в Пекине. Впервые за всю историю шестисторонних переговоров участникам удалось добиться принятия совместного документа. Итоговый документ о принципах денуклеаризации в форме совместного заявления был принят 19 сентября 2005 года по завершении переговоров. В Заявлении признается право КНДР на мирную атомную деятельность: «Северокорейская сторона заявляет о своем праве на мирное использование атомной энергии. Прочие участники переговоров уважают эту позицию и соглашаются обсудить вопрос о предоставлении КНДР легководного реактора в должное время». Кроме того, в документе отмечается, что «северокорейская сторона подтверждает обязательства отказаться от всего ядерного оружия и осуществляемых ядерных программ, как можно скорее вернуться в Договор о нераспространении ядерного оружия, а также под инспекции МАГАТЭ». КНДР и США заявляют о намерении уважать суверенитет друг друга, мирно сосуществовать и стремиться к нормализации отношений. Помимо этого, в заявлении говорится о готовности КНДР и Японии «предпринять шаги, направленные на нормализацию двусторонних отношений, в соответствии с Пхеньянской декларацией на основе преодоления негативного исторического прошлого и урегулирования остающихся нерешенных проблем». Китай, Япония, Южная Корея, Россия и США заявили о намерении предоставить КНДР энергетическое содействие. Южная Корея подтвердила свое предложение от 12 июля 2005 года о предоставлении КНДР двух миллионов киловатт электроэнергии.
Первый этап пятого раунда прошел в Пекине 9 — 11 ноября 2005 года. С российской стороны в переговорах приняла участие делегация во главе с заместителем министра иностранных дел РФ Александром Алексеевым. По итогам первой сессии пятого раунда по согласованию сторон было принято Заявление Председателя, в котором выражается настроенность стран-участниц на дальнейшую работу на основе укрепления взаимного доверия и выполнения всех обязательств на различных направлениях и на базе скоординированного и своевременного подхода с учетом обеспечения баланса интересов и выигрыша для всех. Несмотря на договоренность сторон вернуться за стол переговоров как можно скорее, Пхеньян прервал пятый раунд переговоров после того, как США заморозили зарубежные счета нескольких северокорейских компаний, обвинив КНДР в отмывании денег, производстве фальшивых долларов и контрабанде наркотиков.
Девятого октября 2006 года КНДР объявила об успешном проведении в стране ядерного испытания, после чего последовали несколько недель интенсивных дипломатических усилий по урегулированию ситуации. 14 октября 2006 года Советом Безопасности ООН была единогласно принята резолюция, осуждающая действия Пхеньяна и вводящая против него ограниченные санкции.
18 — 23 декабря 2006 года состоялся второй этап пятого раунда шестисторонних переговоров. Он завершился безрезультатно и без объявления даты следующего раунда.
Третий этап пятого раунда переговоров прошел 8 — 13 февраля 2007 года в Пекине. В принятом по итогам дискуссий совместном документе содержится договоренность о первоначальных шагах в целях денуклеаризации Корейского полуострова в рамках реализации Совместного заявления от 19 сентября 2005 года. Ее важнейшим элементом является взятое на себя КНДР обязательство в короткий срок остановить деятельность ядерных объектов в Йонбене, включая реактор и завод по переработке ОЯТ, а также допустить на них инспекторов МАГАТЭ для осуществления необходимых проверок и мониторинга. В обмен на это КНДР получит экономическую, энергетическую и гуманитарную помощь в эквиваленте до одного миллиона тонн топочного мазута, включая первые поставки в эквиваленте 50 тысяч тонн. Было также согласовано создание пяти рабочих групп: по денуклеаризации Корейского полуострова; экономическому и энергетическому сотрудничеству; механизму мира и безопасности в Северо-Восточной Азии; по нормализации двусторонних отношений КНДР с США и Японией.
19 — 22 марта 2007 года в Пекине прошел первый этап шестого раунда переговоров. Диалог оказался прерван из-за того, что КНДР так и не смогла получить 25 млн долларов, которые полтора года были заморожены в банке BDA в рамках односторонних санкций США. Санкции были отменены для решения ядерной проблемы, однако сам банк оказался в «черном списке» Вашингтона.
С 27 по 30 сентября 2007 года в Пекине прошли заседания второго этапа шестого раунда шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова. Участники переговоров одобрили совместный документ «О втором этапе осуществления Совместного заявления» (от 19 сентября 2005 года). Согласно документу, КНДР обязуется до 31 декабря 2007 года вывести из строя свои ядерные объекты в Йонбене — действующий ядерный реактор мощностью 5 МВт, радиохимическую лабораторию и завод по переработке ядерного топлива.
10 — 12 июля 2008 года в Пекине прошла очередная встреча глав делегаций на шестисторонних переговорах по ядерной проблеме КНДР. В опубликованном по итогам встречи коммюнике говорилось, что «стороны согласились в рамках шестистороннего процесса создать механизм верификации денуклеаризации Корейского полуострова, который включает в себя посещение объектов, изучение документов, консультации с техническим персоналом». В этой работе будут принимать участие специалисты из всех шести стран — Китая, России, США, Японии и обоих корейских государств.
Прогресс на переговорах наметился после того, как Пхеньян 26 июня передал Китаю как стране-хозяйке переговоров сведения о своих атомных программах. 27 июня Северная Корея взорвала охладительную башню ядерного центра в Йонбене.
К концу октября 2008 года КНДР обязалась завершить ведущийся под присмотром инспекторов МАГАТЭ и американских экспертов демонтаж объектов в Йонбене, а остальные участники процесса — поставить Северной Корее 1 млн. тонн топлива для ТЭЦ и оказать другую экономическую помощь.
8 — 11 декабря 2008 года в Пекине прошел очередной раунд переговоров глав делегаций «шестерки», главной темой которого стала верификация сворачивания ядерных программ КНДР. По информации сторон, им не удалось сблизить позиции по обсуждаемому вопросу. Главная проблема — разногласия Пхеньяна и Вашингтона относительно конкретных мер по верификации сворачивания ядерных программ КНДР. США настаивают на том, чтобы процесс верификации включал в себя взятие проб на ядерных объектах в научно-исследовательском центре в Йонбене, однако КНДР до настоящего момента заявляла, что не пойдет на этот шаг из-за отсутствия подобного пункта в предыдущих договоренностях. 5 апреля 2009 года КНДР запустила ракету-носитель «Ынха-2» («Млечный путь») для вывода на орбиту экспериментального спутника связи «Кванменсон-2» («Яркая звезда»). Совет безопасности ООН на открытом заседании принял заявление председателя с осуждением запуска северокорейской ракеты. В заявлении отмечается, что запуск противоречит резолюции СБ ООН 1718. В документе также говорится о возможности усиления санкций в отношении Северной Кореи. В ответ 14 апреля Северная Корея объявила о том, что выходит из шестисторонних переговоров по ядерному разоружению и намерена вновь ввести в эксплуатацию объект по производству оружейного плутония. Обидчивые северокорейские власти отреагировали заявлением Министерства иностранных дел: в нем отмечалось, что действия ООН, как и шестисторонние переговоры по ядерным вопросам, являются покушением на суверенитет страны, и КНДР 'более не будет участвовать в переговорах… и не считает себя связанной любыми соглашениями, достигнутыми в ходе шестисторонних переговоров'.
В заявлении, распространенном официальным информационным агентством KCNA, также говорилось, что Северная Корея намерена 'всеми способами развивать ядерные силы сдерживания в целях самообороны', самым тщательным образом рассмотреть вопрос о строительстве собственного реактора на легкой воде, 'вновь ввести в эксплуатацию ядерные объекты и отправить в переработку использованные топливные стержни'.
2.2 Шестисторонние переговоры на современном этапе. Позиции участников
14 апреля 2009 — официальная дата прекращения шестисторонних переговоров.
Каковы же мнения участников и стоит ли возобновлять данные переговоры?
Позиция России:
«Мы с сожалением узнали о том, что Корейская Народно-Демократическая Республика в одностороннем порядке вышла из шестисторонних переговоров. Мы полагаем, что это приемлемый формат, хорошо себя зарекомендовавший в практическом плане. Все-таки с помощью именно шестисторонних переговоров нам совсем недавно удалось выйти на достаточно неплохие, приемлемые для всех участников этого процесса решения», — сказал Путин.
По его словам, нужно зафиксировать положительные результаты, достигнутые в рамках шестистороннего формата ранее, и «без всяких эмоций и без всего, что могло бы мешать возобновлению процесса, вернуться к нему».
«В то же время, на мой взгляд, было бы абсолютно неправильным, если бы мы не только повысили эмоциональный градус восприятия того, что происходит сегодня, но и воспользовались бы этим для того, чтобы дестабилизировать ситуацию в регионе, либо начать какую-то гонку вооружений. Мне кажется, что это было бы самой большой ошибкой, которая вообще завела бы ситуацию в тупик», — подчеркнул российский премьер.
Он также отметил, что мир должен стремиться к всеобщему и полному ядерному разоружению.
«Если переходить к осуществлению этого плана, то он должен быть всеобщим. Одна или две стороны не могут в одностороннем порядке разоружиться и оставить другие страны на пути наращивания ядерных вооружений. Это сложный и долгий процесс, но, как в таких случаях говорят, дорогу осилит идущий. Нужно начинать это движение», — отметил Путин. Интервью Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Путина японскому информационному агентству «Киодо Цусин», телерадиокорпорации «Эн-Эйч-Кей» и газете «Нихон кэйдзай» («Никкэй») от 10 мая 2009 года
Китай:
«Шестисторонние переговоры помогут наладить общение между участниками, будут способствовать денуклеаризации Корейского полуострова, установлению мира и стабильности в Северо-Восточной Азии. Китай считает, что необходимо возобновить переговоры как можно раньше, и делает для этого всё необходимое. Проведённая в экстренном порядке встреча — это не возобновление переговоров, а, надеюсь, встреча, которая поможет улучшить условия для возобновления переговоров», — У Давэй.
Япония:
«Япония подойдёт серьёзно к решению данной проблемы в сотрудничестве с Республикой Корея и США», — генеральный секретарь кабинета министров Тэцуро Фукуяма. Позиции Китая, Японии 29 ноября.2010 в Сеуле по поводу возобновления шестисторонних переговоров
США и Южная Корея:
Китай разочарован отказом США от проведения шестисторонних переговоров. 2 декабря 2010 года Китай выразил недоумение в связи с отказом США и их союзников от предложения Пекина провести срочные консультации стран-участников переговоров по ядерной программе Северной Кореи. В то время как Россия выразила поддержку китайской инициативе.
Накануне Республика Корея и США решили, что шестисторонние переговоры не должны возобновляться, пока КНДР не продемонстрирует «ответственное отношение» к своим недавним провокациям. Южнокорейский министр иностранных дел Ким Сонхван и госсекретарь США Хиллари Клинтон отметили, что КНДР должна ответственно отнестись к инциденту с обстрелом острова Енпхендо 23 ноября 2010 года Северная Корея произвела артиллерийский обстрел южнокорейского острова Енпхендо. Войска Южной Кореи открыли ответный огонь. КНДР о потерях со своей стороны не сообщила; по версии Пхеньяна, южнокорейские военные открыли огонь первыми. После инцидента обе страны обменялись взаимными угрозами.
и продемонстрировать искреннее желание начать процесс ядерного разоружения перед тем, как возобновить шестисторонние переговоры. Китай неоднократно призывал к возобновлению переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова, также предлагал провести «экстренные консультации» в декабре 2010 года в Пекине. Официальный Сеул фактически отказался от этих предложений, сославшись на необходимость длительного рассмотрения таких предложений.
И, наконец, «виновник торжества» — Северная Корея:
Северная Корея заявила о своей готовности возобновить шестисторонние переговоры по ядерной программе КНДР, включая обсуждение вопроса об урановом компоненте программы. Однако в Сеуле считают, что это заявление лишь очередная дипломатическая уловка Пхеньяна, направленная на то, чтобы развернуть ситуацию в выгодном для себя направлении.
Представитель МИД КНДР, комментируя итоги переговоров с находившимся в Пхеньяне с визитом заместителем министра иностранных дел России Алексеем Бородавкиным, заявил, что Северная Корея готова обсудить «предложения российской стороны» «на основе принципа взаимности». Среди выдвинутых Москвой инициатив — введение моратория на производство и испытание баллистических технологий, согласие на освидетельствование объекта по обогащению урана экспертами МАГАТЭ и включение «уранового досье» страны в повестку шестисторонних переговоров.
Экспертов особенно привлекла готовность Севера обсуждать урановый компонент программы. Правда в Сеуле достаточно настороженно отнеслись к северокорейскому предложению. Анализируя сложившуюся ситуацию, на Юге сейчас высказывают мнение, что Север таким образом пытается развернуть ситуацию в более благоприятном для Пхеньяна направлении.
Дело в том, что недавно этот вопрос пытались обсуждать в рамках Совета Безопасности ООН, однако не смогли прийти к общему мнению. По слухам, причиной того стала позиция Пекина, который единственный из всех постоянных членов Совбеза выступил против выражения озабоченности урановыми наработками Пхеньяна. Правда очевидно, что в таком случае КНР остается в одиночестве, тогда как не только США, Франция и Великобритания, но и Россия были готовы достаточно жестко высказаться по поводу ядерных амбиций КНДР.
Переводя разговор про «северокорейский уран» в плоскость шестисторонних контактов, Пхеньян, как считают в Сеуле, пытается перехватить инициативу. Эти консультации проходят под председательством Китая, в китайской столице, что уже гораздо выгоднее северянам. Кроме того, таким образом устраняется опасность для КНДР все же получить весьма жесткую резолюцию со стороны Совбеза ООН, что имело бы достаточно серьезный международный резонанс.
Комментируя ситуацию, южнокорейское информагентство «Енхап» со ссылкой на неназванного сотрудника правительства страны отметило, что включение вопрос об уране в повестку дня переговоров отнюдь не означает решения проблемы. «Практически очевидно, что в случае возобновления консультаций Пхеньян будет настаивать, что его урановый компонент носит исключительно мирный характер. При таком развороте событий трудно надеяться на какой-либо успех», — весьма скептически заявил южнокорейский правительственный чиновник.
В этой связи в Южной Корее высказано мнение, что в ближайшее время заинтересованные державы продолжат скрытую дипломатическую борьбу по поводу того, где же все-таки обсуждать урановый компонент ядерной программы КНДР — в Совбезе ООН, как настаивают США и Южная Кореи, либо все же на шестисторонних переговорах, что уже больше в интересах Пекина и Пхеньяна.
Заключение
Ядерная проблема КНДР существует и, по моему мнению, будет существовать вечно. В самом факте переговоров или факте стремления к переговорам Пхеньян видит гарантии безопасности режима, а в той экономической помощи, которую он получает за участие в переговорах (от Пекина) или в моменты ослабления напряженности (от мирового сообщества), — источник своего хозяйственного выживания. КНДР манипулирует миром, заставляя его жить по ее правилам. Вопрос только в том, насколько это серьезно, и могут ли, на первый взгляд, такие достаточно привычные «выходки» Северной Кореи действительно превратится в реальную угрозу всему человечеству.
1) Воронцов В, Агальцов П. Ядерная интрига Корейского Полуострова // Азия и Африка сегодня, Октябрь 2010, № 10 C. 24−29
2) Примаков Е. Мировые проблемы. Ядерная проблема КНДР: перспективы развития // Россия в глобальной политике. -2004. № 002 С 6−22
3) Мирзаян Г. В США и Северокорейская Ядерная программа // США — Канада. Экономика, политика, культура, 2007 № 6 С 35−48
4) Иванов П Режим нераспространения ядерного оружия: история вопроса // Свободная мысль, август 2007, № 8 С. 77−92
5) Джеймс Т. Лейни Под прицелом? Что делать с Северной Кореей? // Foreign Affairs № 2 2003 Council on Foreign Relations, Inc.