Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Концептуальные основы внешней политики Республики Беларусь

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В декабре 1991 г. независимая Беларусь была признана Европейскими Сообществами, и на первых порах отмечалось устойчивое развитие отношений между Белоруссией и ЕС. В 1995 г. было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (Partnership and Cooperation Agreement) в политической, экономической и торговой сфере. Белоруссия получала значительную помощь в рамках программы ТАСИС и по иным… Читать ещё >

Концептуальные основы внешней политики Республики Беларусь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • Глава 1. Внешнеполитический потенциал и национально-государственные интересы современной Беларуси
  • 1.1 Понятие внешнеполитического потенциала и его роль в достижении целей внешней политики государства
  • 1.2 Геополитический фактор, научный и технологический потенциал в формировании национально-государственных интересов Беларуси
  • Глава 2. Внешнеполитический механизм Республики Беларусь
  • 2.1 Понятие, основные функции, средства и методы внешней политики
  • 2.2 Роль Президента, Парламента, Министерства иностранных дел Беларуси в области международных отношениях
  • Глава 3. внешняя политика Республики Беларусь в третьем тысячелетеии
  • 3.1 Принципы, цели и задачи внешнеполитической деятельности Республики Беларусь
  • 3.2 Основные направления и приоритеты внешнеполитического курса Республики Беларусь
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Введение
  • Изучение концептуальных основ внешней политики Республики Беларусь, понимание ее слабых и уязвимых мест, осмысление факторов, определяющих ее национальные интересы и внешнеполитические задачи, исследование практических шагов по их реализации являются актуальными и необходимыми, с научной и практической позиций. Это позволяет глубже понять суть внешней политики Беларуси, приоритетность внешнеполитических направлений, причины успехов и неудач, аргументировано прогнозировать возможности дальнейшего развития внешнеполитического курса страны.
  • В связи с этим в исследовании большое внимание уделяется наиболее проблемным моментам современной внешней политики Республики Беларусь. Поскольку политические процессы, происходящие в стране, свидетельствуют, что от того, какой путь изберет для себя Беларусь сегодня, будет зависеть будущность не только ее самой, но и соседей, в том числе России. Представляется очевидным, что данные аспекты делают вопрос изучения и осмысления внешней политики Беларуси не только актуальным с научной, но и своевременным с политической точки зрения.
  • Наконец, актуальность темы обусловлена еще и тем, что с момента распада СССР и до настоящего времени комплексных, фундаментальных работ, посвященных исследуемой проблематике не появилось ни в отечественной, ни в зарубежной историографии.
  • Объектом исследования является процесс внешнеполитический потенциал Республики Беларусь, а также факторы и механизмы, воздействующие на развитие её внешнеполитических приоритетов.
  • Предметом исследования является внешняя политика Республики Беларусь.
  • В ходе работы были использованы труды отечественных и зарубежных авторов. Среди авторов следует выделить: А. Розанова, В. Сенько, М. Хвостова, А. Челядинского, В. Улаховича. Заметным вкладом в разработку концептуальных основ внешней политики Беларуси стали работы Г. Василевича, В. Мельника, С. Решетникова
  • Следующая группа исследований представлена работами белорусских специалистов, посвященных евроатлантическому направлению внешней политики Республики Беларусь. Эта группа представлена работами широкой группы исследователей: Е. А. Достанко, С. Мартынов, А. В. Русакович, А. Н. Садовская, А. В. Тихомиров, Л. Хухлындина, В. Г. Шадурский, С. А. Шатохин и др.
  • Наконец, еще одна группа исследований белорусских авторов представлена работами, посвященными белорусско-российским отношениям. Среди авторов следует выделить: В. А. Мельника, А. В. Шарапо.
  • Целью исследования с позиции требований исторической науки является комплексный анализ основных приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь, их характер и особенности.
  • В соответствии с данной целью, были определены следующие задачи:

1) определить концептуальные основы внешней политики Республики Беларусь, выявить факторы, влияющие на формирования её внешнеполитического курса,

2) проанализировать механизмы выработки и принятия решений во внешней политики Беларуси;

3) исследовать основные геополитические факторы во внешней политике Республики Беларусь;

4) выявить и проанализировать аспекты российско-белорусской интеграции;

5) изучить основные направления внешнеполитического курса Беларуси на пространстве СНГ;

6) проанализировать евроатлантическое направление внешней политики Республики Беларусь, специфику ее взаимодействия с НАТО и ЕС, определить роль США в белорусском внешнеполитическом курсе.

Методология исследования основывается на таких методах научного познания, как принцип историзма, научной объективности и достоверности, принцип системного анализа. Так, например, системный метод позволил изучить внешнюю политику Республики Беларуси как комплексный процесс, выявляя на общем фоне развитие наиболее значимых элементов. Принцип историзма позволил рассмотреть происходящие события во внешнеполитической истории Беларуси, выявить причинно-следственные связи, проследить складывающиеся тенденции и закономерности развития белорусско-российских отношений, сделать соответствующие выводы, обобщения и рекомендации.

Важнейшими законодательными источниками, позволяющими с необходимой полнотой представить содержание внешней политики Республики Беларуси, являются такие базовые документы, как: Конституция Республики Беларусь (1994 г.); Концепция национальной безопасности; Закон «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь»; Положение о МИД Республики Беларусь.

Глава 1. Внешнеполитический потенциал и национально-государственные интересы современной Беларуси

1.1 Понятие внешнеполитического потенциала и его роль в достижение целей внешней политики государства Внешнеполитический потенциал — это суммарный ресурс, затрачиваемый на внешнюю политику, он складывается из финансовых потоков, реализуемых через аппарат внешней политики. Хотя нередко трудно четко определить, что относится к внешней, а что к внутренней политике, тем не менее, существуют некоторые институты, которые однозначно встроены во внешнеполитический процесс. Это — министерства иностранных дел, министерства обороны, информационно-пропагандистские службы, пограничная охрана, внешнеэкономические организации, службы внешней безопасности или разведки и т. д. [36, c. 85]

Все составляющие внешнеполитического потенциала центра силы работают на реализацию всех аспектов национальных интересов, однако объемы ресурсов на каждом из основных направлений внешней политики определяют тип «центра силы»: экономический, политический или военно-стратегический.

Международная безопасность является отражением геостратегической структуры мира. Основной каркас данной структуры формируют наиболее мощные в экономическом и сильные в политическом отношении государства, что позволяет им навязывать остальному миру свои национальные интересы, превращая их в интересы международные. Существуют два способа добиться этого: или самому стать сильным, или присоединиться к сильным государствам.

История международных отношений показывает, что наибольшее число «мирных» инициатив обычно поступает от слабых государств. Подтекст этой активности заключается в стремлении путем мирной дипломатии на многосторонней основе связать взаимными обязательствами все субъекты определенного стратегического пространства в некую систему коллективной безопасности. Идея системы весьма проста — втянуть в нее государство, потенциально угрожающее инициатору «коллективной» безопасности, и тем самым нейтрализовать гегемонистские интенции коллективными обязательствами [17, c. 68].

Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавший свою эффективность и жизнеспособность. Неотъемлемые черты этой стратегии — последовательность, прагматизм и, вместе с тем, гибкость, способность адекватно реагировать на вызовы современности, находить разумные компромиссы в отношениях с партнерами.

Ключевой приоритет внешней политики Республики Беларусь — страны-соседи. Стратегическим союзником Беларуси остается Россия, которая является основным торгово-экономическим партнером Беларуси, оказывает нашей стране практическую поддержку на международной арене. Строя отношения с Россией на союзнической основе, Беларусь считает принципиально важным сохранение своего суверенитета и международной правосубъектности [37, c. 98].

Приоритетом для Беларуси является сотрудничество в рамках СНГ. Беларусь — последовательная сторонница укрепления и развития политических, экономических, научных и культурных связей в Содружестве. Обеспеченный за последние годы стабильный рост товарооборота практически со всеми странами СНГ — свидетельство последовательной реализации Беларусью своих интересов на постсоветском пространстве.

Беларусь вошла в число стран-лидеров борьбы с одной из самых острых проблем современности — торговлей людьми. Предложение Беларуси о формировании под эгидой ООН глобального движения «Партнерство против рабства и торговли людьми в XXI веке» вызвало заинтересованную реакцию со стороны стран-членов Организации, ряда учреждений системы ООН и находит свою практическую реализацию.

Существенная часть политического диалога Республики Беларусь со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ, которую Беларусь рассматривает в качестве ключевой структуры по обеспечению безопасности и стабильности в Европе. Усилия белорусской стороны в области взаимодействия с ОБСЕ направлены на укрепление всех составляющих сотрудничества в формате этой организации, содействие ее прогрессивному реформированию, в первую очередь по пути более полного учета интересов каждого государства-участника [37, c. 100].

Беларусь — единственная из европейских стран — является полноправным членом Движения неприсоединения (ДН), рассматривая ДН в качестве стабилизирующего центра силы, способного стать фундаментом многополярного мира. Членство в Движении создает дополнительную возможность для продвижения инициатив Беларуси в ООН. Вместе с партнерами по Движению Беларусь противостоит практике применения «двойных стандартов» в мировой политике, выступает за построение справедливого международного экономического порядка, эффективную интеграцию развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировую хозяйственную архитектуру, укрепляет веру в уникальность и разнообразие путей политического, социально-экономического и культурного развития человечества [17, c. 104].

Сохранение суверенного права на выбор собственного пути развития, на принятие самостоятельных решений является обязательным элементом демократического, справедливого мироустройства. Республика Беларусь решительно не приемлет вмешательства в свои внутренние дела, не позволяя себе при этом подобных шагов в отношениях с другими странами, и, соответственно, осуждает в международных отношениях практику применения односторонних принудительных мер для оказания давления на суверенные государства. Такая принципиальная позиция делает Беларусь уважаемым и привлекательным партнером для членов международного сообщества.

Как донор международной безопасности Беларусь играет существенную роль в формировании новой системы общеевропейской безопасности. Работа на этом направлении включает в себя, с одной стороны, создание целостной системы национальной обороны, с другой — последовательное расширение участия Беларуси в процессах укрепления международной и региональной безопасности и стабильности.

Республика Беларусь исходит из убеждения, что мировой порядок XXI века должен основываться на механизмах коллективного решения ключевых проблем, на приоритете положений Устава ООН и общепризнанных норм международного права. Стабильность системы международных отношений может быть достигнута только на основе реального равноправия всех ее субъектов, взаимного уважения и сотрудничества, призванного обеспечить надежную безопасность каждого члена мирового сообщества в политической, военной, экономической, гуманитарной и иных сферах.

1.2 Геополитический фактор, научный и технологический потенциал в формировании национально-государственных интересов Беларуси Термин «геополитика» был введен шведским ученым Р. Челленом в начале ХХ века. Геополитика (от греч. ge — земля + politike — политика) это учение, которое изучает зависимость государственной политики и международных отношений от системы политических, военно-стратегических, экономических и иных взаимосвязей, обусловленных влиянием географических факторов [17, c. 110].

Основными геополитическими факторами, на основе которых строится государственная политика, являются:

— географические (размеры территории, месторасположение, рельеф, протяженность и конфигурация границ и т. д.);

— геофизические (климат, наличие природных ресурсов, наличие водных ресурсов и др.);

— политические (политический режим, особенности правления и государственного устройства и т. п.);

— социальные (уровень жизни, особенности социальной структуры, степень урбанизации населения и т. д.);

— экономические (степень развитости экономики, темпы и перспективы экономического роста, инфраструктура, наличие стратегических запасов и др.);

— военные (боеспособность вооруженных сил, наличие современного вооружения, численность армии, наличие ядерного оружия и т. д.);

— культурно-религиозные (конфессиональные и национальные традиции, уровень развития науки, образования, здравоохранения и т. п.);

— демографические (численность населения, его состав, плотность заселенности, уровень рождаемости и смертности и др.);

— экологические (состояние окружающей среды и т. д.) [37, c. 84].

Беларусь по своему географическому положению находится в срединной части Европы. Территория ее компактная: протяженность с севера на юг — 560 км, с запада на восток — 600 км. Республика Беларусь граничит с пятью государствами: на севере и востоке — с Российской Федерацией (протяженность границ — 990 км), на юге — с Украиной (975 км), на западе — с Польшей (399 км), на северо-западе — с Литвой (462 км) и Латвией (143 км); общая протяженность границ составляет 2969 км. [37, c. 121]

Беларусь — внутриконтинентальная страна, одна из 37 стран мира, которые не имеют прямого выхода к морю. Однако этот недостаток компенсируется развитой внутрирегиональной речной системой и возможностью использования морских портов соседних государств (Калининград, Вентспилс, Клайпеда, Гданьск), которые находятся на расстоянии 250—350 км от белорусских рубежей. Границы с соседними государствами проходят в основном по равнинной местности, что способствует созданию удобных транспортных магистралей и развитию интенсивных экономических связей не только с непосредственными соседями, но и с дальним зарубежьем.

В геополитическом аспекте Беларусь является страной, находящейся на стратегическом перекрестке: на пересечении транспортных путей «север—юг-запад-восток». К западу от нее находятся страны Центральной и Восточной Европы (Польша, Чешская Республика, Словакия, Венгрия), вошедшие в один из крупнейших геополитических центров сил — Европейский союз. К северо-западу располагаются страны Балтии, также активно интегрирующиеся в Европейский союз, а к югу — страны Черноморского бассейна (Украина, Молдова и государства Юго-западной Азии). К востоку простирается Россия. По оси «север-юг» Беларусь является соединительным «мостом» между Черноморским и Прибалтийским регионами, а по восточно-западной оси — жизненно важным коридором для России и стран Центральной Азии, активно развивающих экономические связи с Европейским союзом [36, c. 157].

Немаловажен для республики и демографический фактор. Значительное уменьшение общего уровня рождаемости и старение населения могут впоследствии стать причиной нехватки трудовых ресурсов и обусловить необходимость привлечения их извне.

Объективная реальность геополитического положения Беларуси сегодня — это ее экономическая и политическая интеграция в Содружество Независимых Государств. Однако по причине неэффективности функционирования СНГ приоритетными по многим направлениям являются белорусско-российские отношения. Россия — основной экономический, торговый и стратегический партнер Беларуси. Она представляет собой главный рынок сбыта для белорусской промышленности и сельского хозяйства (58%), является главным поставщиком необходимых стране энергоресурсов. В свою очередь, Беларусь значительно усиливает геополитическое положение России, обеспечивая ей прямой доступ к границам европейских государств. Транспортный коридор по территории республики обеспечивает доступ российского сырья на европейские рынки (через территорию Беларуси проходит около 80% российских транзитных грузоперевозок в страны ЕС) [9, с. 86]. Общие исторические и социокультурные корни также стимулируют развитие белорусско-российской интеграции.

Научно-технический потенциал, способность создавать и эффективно внедрять собственные наукоемкие технологии, присутствие на мировом рынке технологий в качестве равноправного и заинтересованного партнера — эти факторы сегодня являются одними из основных для оценки места страны в системе международных отношений.

В 2011 г. в стране насчитывалось 468 организаций, выполняющих научные ИР (научные исследования и разработки), включая микроЃ] и малые организации. По сравнению с 2006 г. их число увеличилось на 130 единиц. Это произошло благодаря происходящим в научной сфере процессам реорганизации и поиска ее оптимальной структуры в условиях возрастающих требований со стороны общества к результативности ИР. [21]

Основное число организаций (303 единицы), выполняющих научные ИР, расположено в г. Минске. Среди них — научные учреждения НАН Беларуси, отраслевые научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения. В 2011 г. их количество в г. Минске по сравнению с 2006 г. увеличилось на 89 единиц [7, c. 22].

Наибольшее число организаций, выполняющих научные ИР, входит в систему НАН Беларуси: в 2011 г. здесь было сконцентрировано 17,7% (83 единицы) всех научных учреждений страны, объединяющих 31,6% от общей численности исследователей (6290 человек).

В секторе высшего образования научные ИР в 2011 г. выполняли 63 организации (в 2006 г. — 57). Численность исследователей в секторе высшего образования в конце 2011 г. составила 1980 человек, или 10,0% от общей численности исследователей в целом по республике (в 2006 г. — 1972 человека, или 10,7%) [7, c. 22].

Министерство промышленности по числу организаций, выполняющих научные ИР, и численности исследователей занимает второе место: здесь функционируют 79 организаций, выполняющих научные ИР (16,9%), где работает 4826исследователей (24,3%), в системе Министерства здравоохранения — 21 научная организация (4,5%) с численностью исследователей 821 человек (4,1%), в системе Государственного военно-промышленного комитета — 18 научных организаций (3,8%) с численностью исследователей 2058 человек (10,4%).

По количеству присужденных в 2006;2011 гг. ученых степеней наибольшее их количество присуждалось по медицинским, техническим и физико-математическим отраслям науки. Далее следовали биологические, сельскохозяйственные, экономические, филологические, исторические и юридические науки.

По оценкам ООН, Беларусь имеет неплохой научно-технический потенциал. Например, такой показатель, как доля высокои средне-технологических товаров в общем экспорте, в Беларуси равен 46,5% (выше, чем в Австралии (16,2%), Новой Зеландии (15,4%), Израиле (45%), Гонконге (33,6%), Греции (17,6%), Португалии (40,7%), а также в Норвегии, Польше, Бельгии и ряде стран Восточной Европы). Однако высокотехнологического экспорта в Беларуси только 5% (по этому показателю мы отстаем от Литвы (7%), Латвии (6%), Эстонии (17%)). По расходам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы Беларусь (1,1% от ВВП) опережает такие страны, как Новая Зеландия, Испания, Греция, Португалия, Словакия, Венгрия, Польша, Россия и ряд других стран [7, c. 28].

Однако в научно-технической сфере перед Республикой Беларусь стоят следующие угрозы: сброс в республику технологий «второго сорта», «технологическая инфляция», выезд из страны высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, геополитический фактор Республики Беларусь в современных условиях развивается достаточно динамично. Однако технологический отрыв развитых стран предопределяет перераспределение мирового дохода в их пользу, а усиление экономической зависимости от них остального мира, в том числе и Беларуси, ограничивает рефинансирование наиболее прибыльных отраслей хозяйственного комплекса.

Подводя итог данной главы можно сделать следующие выводы.

Совокупность всех факторов, определяющих внешнюю политику Беларуси, создает благоприятные предпосылки для развития страны в качестве полноценного участника международных процессов.

Геополитическое положение определяет место Беларуси в системе международных отношений, так как страна находится на стратегическом перекрёстке пересечения транспортных путей Север — Юг и Запад — Восток. Поэтому Беларусь может играть роль моста между Западом и Востоком, Севером и Югом Европы. Такое положение Беларуси играет большую роль не только для нее самой, но и для других стран.

Таким образом, развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры, значительные водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых, относительно развитый научно-технический потенциал, многоотраслевой промышленный комплекс, высокий образовательный уровень населения и развитые Вооруженные Силы создают условия для достижения максимальных успехов в развитии внешней политики страны и ее интеграции в мировое сообщество.

Глава 2. Внешнеполитический механизм Республики Беларусь

2.1 Понятие, основные функции, средства и методы внешней политики Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ — в системе международных отношений. Поэтому и различают политику внутреннюю и политику внешнюю. Они имеют много общего и в то же время отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней, она сформировалась позже и осуществляется в иных общественных условиях. Однако и внутренняя, и внешняя политика решают одну задачу — обеспечить сохранение и упрочение существующей в данном государстве системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене. Это общий курс государства в международных делах [40, c. 15].

Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определённые методы и способы их реализации. В связи с этим необходимо рассмотреть такие категории, как «национальный интерес» и «национальная безопасность».

Сущность внешней политики определяется целями, которые она ставит перед собой, и средствами их достижения, что зависит от многих обстоятельств: социально-политического устройства государства, формы правления, политического режима, уровня социально-экономического развития, участия в международных организациях и прежде всего военно-политических блоках, политической динамики государства, уровня политической культуры и т. д. Традиционными целями внешней политики государства можно назвать: повышение материального и духовного уровня жизни населения, экономического и политического могущества государства; обеспечение безопасности государства, его национального суверенитета и территориальной целостности; недопустимость вмешательства во внутренние дела извне; повышение престижа и роли государства в международных отношениях; защита определенных политических и экономических позиций во внешнем мире. Все перечисленные цели тесно взаимосвязаны между собой. Успешная реализация каждой из них способствует благоприятным условиям реализации всех остальных [44, c. 25].

Цели внешней политики весьма разнообразны. И в современных условиях их формулирование и разработка обусловлены различными обстоятельствами: социально-политическим устройством страны, формами правления, уровнем развития экономики, союзами с другими государствами. В зависимости от этих факторов можно выделить несколько групп целей внешнеполитической деятельности современных государств. Это — обеспечение национальной безопасности; возрастание экономического и политического могущества государства; укрепление его международных позиций.

Укрепление национальной безопасности — одна из важнейших задач государства. В периоды наибольшей угрозы национальной безопасности государства обычно подчиняют все другие цели обеспечению своей безопасности с тем, чтобы создать эффективные гарантии от любой внешней угрозы. В истории государств немало примеров, иллюстрирующих эту закономерность. Классическим примером является Великая Отечественная война СССР против гитлеровского фашизма [46, c. 137].

Одной из важнейших групп целей внешней политики государства является обеспечение роста его экономического и политического потенциала. Отстаивание национальных интересов тесно связано с обеспечением оптимальных условий функционирования государства. Могущество государства зависит от его внутренней политической стабильности, способности регулировать противоречия различных слоев общества. Государство через свою внешнюю политику может способствовать эффективному экономическому развитию страны, повышению уровня жизни населения. Государство способно приумножить свое национальное достояние через участие в различных экономических и политических группировках.

Важной задачей государства является создание позитивного международного имиджа, престижа и прочных международных позиций среди государств мирового сообщества. Перечисленные группы целей внешней политики тесно взаимосвязаны. Так, формирование положительного имиджа страны на международной арене невозможно без реализации двух предыдущих. Например, политическая дестабилизация общества серьезно подрывает национальную безопасность государства, ослабляет его международные позиции. Понятно, что достигнуть идеального состояния, при котором обеспечивается оптимальная реализация всех целей государства, весьма трудно, а порой и просто невозможно. Необходимо также помнить, что цели внешней политики всегда являются производными от экономического потенциала страны, уровня развития демократии и политической культуры. Поэтому рациональная внешняя политика всегда состоит в поиске баланса условий, при которых отсутствие успехов в реализации целей на одном из направлений политики компенсируется достижениями на других направлениях [46, c. 140].

Практическая значимость внешней политики выражается через реализацию ее функций.

Интеграционная функция, связана со стремлением государств к интеграции в различных сферах деятельности;

Охранительная функция, направлена на защиту национальных интересов за рубежом, прав и свобод своих граждан;

Регулятивная функция, связана с разработкой государствами общепризнанных норм и принципов международного права;

Информационно-представительная функция, связана с распространением положительной информации о стране с целью создания положительного имиджа о ней [36, c. 97].

Внешнеполитические цели достигаются различными средствами. Важнейшими из них являются: политические средства, связанные прежде всего с активной работой дипломатических представителей за рубежом; идеологические средства, представляющие собой использование средств массовой информации для пропаганды на зарубежные страны; экономические средства, которые используются для поддержки слаборазвитых в экономическом отношении государств и наоборот, возможность получения различного рода займов, льгот; военные средства, представляющие собой наличие боеспособной армии.

Внешняя политика государства должна рассматриваться на двух уровнях:

1) как элемент в иерархически организованной политической системе государства, где решения принимаются центрами государственной власти и обязательны для исполнения адресатами, в том числе аппаратом государства;

2) как элемент в полииерархических международных системах, где отсутствуют центры власти и решения принимаются суверенными субъектами права (государствами), которые не имеют обязательной силы, как это имело бы место в рамках отдельного государства [37, c. 55].

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, зависит от множества факторов, выполняет в обществе разнообразные функции и использует различные средства для достижения своих целей. Она направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

Развитие международных отношений, практическая реализация внешней политики во многом зависит от деятельности международных объединений и организаций. Международные организации — постоянные объединения межправительственного и неправительственного характера, создаваемые на основе международного соглашения (устава, статуса или иного конституционного документа) в целях содействия решению международных проблем.

Планы создания подобных организаций выдвигались, начиная с глубокой древности. Однако первые международные организации появились лишь в XIX в. Особенно быстро они начали создаваться после второй мировой войны. В современных условиях их количество огромно.

Международные организации подразделяются на межправительственные, создаваемые на основе многосторонних международных договоров и объединяющие государства (ООН, ЮНЕСКО, МСС, ОАЕ и др.), и неправительственные, включающие национальные общественные организации (ВПФ), частных лиц (Совет Пагуошского движения), города (Всемирная федерация породненных городов), научные учреждения (Международный совет научных союзов) и др. объединения. Подразделяются они также на всемирные и региональные [37, c. 61].

Международные организации являются важных субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом.

2.2 Роль Президента, Парламента, Министерства иностранных дел Беларуси в области международных отношений

Внешняя политика осуществляется определенными государственными структурами. В соответствии со ст. 79 Конституции страны в сфере внешней политики Президент играет ведущую роль в разработке и реализации основных направлений внешнеполитического курса, является гарантом реализации внешнеполитических решений, представляет Беларусь в отношениях с иностранными государствами и международными организациями, ведет переговоры, подписывает международные договоры. Также к функциям Президента Беларуси во внешнеполитической области относится исполнение им функций Верховного Главнокомандующего.

Важная роль в осуществлении внешней политики принадлежит Президенту Республики Беларусь: обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики, ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств (пункты 13, 20, 21 ст. 84 Конституции).

Парламент Республики Беларусь рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, об объявлении войны и заключении мира.

На Правительство возлагается разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по ее реализации; осуществление координации в области отношений Республики Беларусь с другими государствами и международными организациями; принятие практических мер по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь; заключение международных договоров по вопросам, относящимся к его компетенции; принятие мер по обеспечению выполнения международных договоров Республики Беларусь.

Министерство иностранных дел Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Правительству Республики Беларусь.

В соответствии с Положением о Министерстве иностранных дел, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь, МИД проводит государственную политику в сфере внешних связей и осуществляет координацию внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности нашей страны.

В систему МИД входят центральный аппарат, дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом, а также Информационное республиканское унитарное предприятие «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».

МИД обеспечивает выполнение комплекса задач в сфере международной деятельности, включая обеспечение прав и интересов Республики Беларусь в международных отношениях; защиту прав и интересов белорусских граждан и организаций за рубежом; создание благоприятных условий для продвижения наших экономических интересов за рубежом; сбор и анализ информации о факторах и тенденциях международного развития; подготовку предложений по стратегическим направлениям внешнеполитического и внешнеэкономического курса Республики Беларусь и др. [21]

МИД также координирует сотрудничество государственных органов Беларуси с соответствующими органами иностранных государств, международных организаций и межгосударственных образований; ведет подготовку и участвует в осуществлении визитов государственных и правительственных делегаций Республики Беларусь за рубеж; проводит переговоры с представителями иностранных государств, международных организаций и межгосударственных образований; принимает участие в организации международных форумов в Республике Беларусь и за рубежом и др.

На сегодняшний день (по состоянию на октябрь 2012 года) Беларусь поддерживает дипломатические отношения со 172 государствами мира, в 50 из которых открыто 48 посольств, 2 посольств/постоянных представительства при международных организациях, 2 постоянных представительства при международных организациях, 9 генеральных консульств и 1 консульство. За границей функционируют также 13 отделений посольств Республики Беларусь. Руководители 23 загранучреждений дополнительно аккредитованы в 40 странах и при 11 международных организациях и межгосударственных интеграционных структурах по совместительству.

Иностранные государства представлены в Беларуси 44 посольствами, 3 отделениями посольств, 1 торгпредством, 25 консульскими учреждениями (включая почетных консулов); международные организации — 17 представительствами. По совместительству в стране аккредитовано 85 иностранных диппредставительств.

Республикой Беларусь осуществляется исполнение около 3,5 тысяч международных договоров, в том числе более 1900 — двусторонних, около 1500 — многосторонних.

Министерства иностранных дел координирует многостороннюю активность во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, как страны в целом, так и отдельных субъектов национальной экономики. Такая координация направлена на усиление эффективности реализации конкретных интересов государства и его граждан. Автор заключает, что с помощью имеющихся механизмов формирования и реализации внешней политики, таких как Президент, Правительство, Министерство иностранных дел, Национальное собрание, нацеленных на защиту национальных интересов страны на международной арене, Беларусь имеет возможность проводить сбалансированную многовекторную внешнюю политику.

международный геополитический президент

Глава 3. Внешняя политика республики беларусь в третьем тысячелетии

3.1 Принципы, цели и задачи внешнеполитической деятельности Республики Беларусь В Республике Беларусь 14 ноября 2005 года принят программный Закон «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь», который определяет принципы, стратегические цели, основные задачи и сферы внутренней и внешней политики государства.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» 14 ноября 2005 г. № 60-З внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

· соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;

· соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;

· повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;

· развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

· добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;

· приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;

· отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь [2, п. 23].

Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются:

· защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

· защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов [2, п. 24].

Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

· содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;

· равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

· создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;

· формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;

· обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;

· содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;

· содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

· расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;

· привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;

· участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты прав человека [2, п. 25].

Внешняя политика Республики Беларусь реализуется в следующих основных сферах:

· внешнеэкономическая деятельность;

· международное экономическое сотрудничество;

· международное сотрудничество в области космической деятельности;

· международное военное сотрудничество;

· международное сотрудничество по реализации государственной пограничной политики;

· международная безопасность;

· гуманитарное сотрудничество и права человека;

· международное сотрудничество в области здравоохранения, образования, науки, информации и информатизации, культуры, спорта, туризма, охраны окружающей среды;

· международное сотрудничество в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· сотрудничество в области кодификации и прогрессивного развития международного права;

· трансграничное сотрудничество [2, п. 26].

Таким образом, Закон Республики Беларусь 14.11.2005 № 60-З «Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь» определяют принципы, стратегические цели, основные задачи и сферы внешней политики государства.

3.2 Основные направления и приоритеты внешнеполитического курса Республики Беларусь

Сложившаяся в результате конституционной реформы 1996 года система органов государственной власти и управления создала необходимые условия для защиты независимости и территориальной целостности государства, его конституционного строя, поддержания законности и правопорядка в стране.

Республика Беларусь последовательно развивает международное сотрудничество в рамках ООН, ОБСЕ, СНГ, принимает активное участие в Договоре о коллективной безопасности и Движении неприсоединения, а также в деятельности иных международных организаций [46, с. 238].

Важнейшим фактором внешней безопасности является союз с Российской Федерацией. Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией как на двустороннем уровне, так и в рамках Союзного государства и интеграционных структур на постсоветском пространстве. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями [12, c. 58].

Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности сторон, ответственного выполнения ими своих международных обязательств.

В Белоруссии размещены два военных объекта российских ВС:

РЛС «Волга» (Барановичи) — входит в состав системы предупреждения о ракетном нападении. Поставлена на боевое дежурство 1 октября 2003 года. Станция дециметрового диапазона позволяет отслеживать пуски МБР на северо-западном ракетоопасном направлении. Согласно соглашениям, подписанным 6 января 1995 года, всё недвижимое имущество и занимаемый «Волгой» и её инфраструктурой земельный участок переданы российской стороне в пользование на 25 лет (до 2020 года).

43-й узел связи ВМФ (Вилейка) — обеспечивает связь на сверхдлинных частотах Главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в районах Атлантического, Индийского и частично Тихого океанов [12, c. 59].

Беларусь уделяет серьезное внимание участию в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — перспективных, динамично развивающихся интеграционных объединениях.

Активное участие Республики Беларусь в развитии Евразийского экономического сообщества создает основу для продвинутого уровня межотраслевого взаимодействия. ЕврАзЭС вплотную подошло к такому этапу, на котором, помимо сугубо экономической интеграции — стержня данной международной структуры, появляется все большая потребность в новых гранях сотрудничества: в социальной сфере, науке, образовании, здравоохранении.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) вносит весомый вклад в обеспечение региональной безопасности. В повестке дня ОДКБ — противодействие терроризму, незаконной разработке и распространению оружия, в том числе оружия массового поражения, наркоторговле, нелегальной миграции. Беларусь рассматривает ОДКБ как организацию, которая в состоянии обеспечить защиту национальных интересов входящих в нее государств, и активно, предметно работает в ОДКБ [22, c. 42].

Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.

В декабре 1991 г. независимая Беларусь была признана Европейскими Сообществами, и на первых порах отмечалось устойчивое развитие отношений между Белоруссией и ЕС. В 1995 г. было подписано Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (Partnership and Cooperation Agreement) в политической, экономической и торговой сфере. Белоруссия получала значительную помощь в рамках программы ТАСИС и по иным каналам. Развитию отношений между Белоруссией и ЕС помешали, однако, некоторые меры руководства Белоруссии, которые были восприняты на Западе как ущемление демократии. Евросоюз отказался признать изменения в Конституции Белоруссии 1994 года, внесённые в 1996 г. В 1997 г. Совет Министров ЕС отказался продлить Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве и поддержать вступление Белоруссии в Совет Европы; были приостановлены двусторонние отношения на министерском уровне и заморожены программы технической помощи ЕС [11, c. 24].

После прихода к власти Александра Лукашенко в 1994 году, отношения между Минском и ЕС ухудшились, и остались холодными и дистанционными. Отношения с тех пор стали улучшаться с октября 2008 года [7, c. 23].

В условиях, когда ЕС по ряду позиций демонстрирует неконструктивные подходы в отношении Беларуси, наша страна продолжает твердо отстаивать принципы равноправия, взаимоуважения и добрососедства как единственно возможной основы для партнерских отношений и активизации диалога с Европейским союзом [7, c. 24].

Беларусь — надежный партнер Евросоюза не только с точки зрения поддержания социально-экономической стабильности в регионе, но и по стратегически важным вопросам общеевропейского значения: обеспечения военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией [13, c. 17].

Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой были установлены в январе 1992 года.

В своей внешней политике оба государства высказываются в поддержку создания многополярной системы международных отношений и в целом стараются поддерживать друг друга на международной арене. В частности, белорусский МИД поддержал КНР в связи с беспорядками в Синьцзян-Уйгурском автономном районе летом 2009 года. Нынешнее состояние отношений двух государств официально оценивается как стратегическое взаимодействие.

Во время своего визита в Китай в 2005 году Александр Лукашенко заявил о двусторонних отношениях следующее: «У нас абсолютно единые позиции на международной арене, единые концептуальные взгляды на мироустройство. У нас нет абсолютно никаких проблем во взаимоотношениях. Наши отношения — это действительно отношения друзей».

Беларусь намерена укреплять и расширять дальнюю «внешнеполитическую дугу» союзников и партнеров в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками на уровень стратегического партнерства. Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами названных регионов планеты являются важной предпосылкой роста для экспортоориентированной белорусской экономики.

Основные направления развития отношений — активизация политического и экономического взаимодействия с традиционными партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Австралия, Индонезия, Катар, Колумбия, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Месика, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие).

Дипломатические отношения двух стран были установлены 28 декабря 1991 г. В первые годы был создан основной фундамент для сотрудничества во всех сферах. Однако со второй половины 1990;х гг. (в ответ на ряд внутриполитических шагов руководства Беларуси) США начали осуществлять в ее отношении политику «избирательного взаимодействия», которая привела к снижению уровня сотрудничества. США обвинили Беларусь в нарушении базовых принципов демократии, прав человека и рыночной экономики. В 2000 г. были введены санкции в отношении Беларуси, а также было объявлено о планах добиваться отстранения от власти белорусского президента А. Г. Лукашенко [10, c. 68].

Республика Беларусь выступает за развитие конструктивного и равноправного диалога с США, расширение полноформатного двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие распространению наркотических и психотропных веществ, противодействие киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов [42, c. 25].

Несмотря на сложные политические отношения, Беларусь продолжает прилагать усилия для нормализации сотрудничества по всему спектру двустороннего взаимодействия.

В условиях кризиса отношений двух стран позиция Беларуси в отношении сотрудничества с США состояла в том, что будущее белорусско-американского диалога зависит от полной отмены санкционных мер. Ведь, по сути, Республика Беларусь никогда не была заинтересована в ухудшении отношений с США. Наоборот, белорусская сторона выступает за дальнейшее развитие двусторонних отношений на принципах взаимного уважения и партнерства. В этой связи автор замечает, что с приходом к власти в США Б. Обамы наметился прагматичный подход новой американской администрации к Беларуси, что открывает возможности для нормализации отношений между странами [10, c. 69].

Как государство, имеющее общую границу с НАТО, Беларусь придает особое значение развитию отношений с Альянсом и его государствами-членами. Автор прослеживает эволюцию развития контактов Беларуси с НАТО в исследуемый период, выявляя проблемные стороны. Так, в начале 1990;х гг. Беларусь позитивно оценивала роль НАТО в системе европейской и международной безопасности и стремилась развивать сотрудничество в интересах безопасности и стабильности в регионе. Со второй половины 1990;х гг. вследствие осуществления белорусским руководством политики коррекции политического курса в стране, государства Западной Европы и США ограничили контакты с руководством страны, что отразилось и на уровне ее отношений с НАТО [19, c. 212].

Важной проблемой, существенно осложнившей взаимоотношения Беларуси с НАТО, явилась реакция руководства страны на вступление в Альянс государств Восточной Европы. Это послужило одним из аргументов в пользу внешнеполитического курса на военно-политическое и экономическое сближение с РФ. В начале нового десятилетия руководство Беларуси предпринимало попытки повысить уровень отношений с НАТО и выдвигало инициативы, призванные улучшить отношения с новыми членами Альянса — соседями Беларуси [19, c. 212].

Таким образом, считая, что стабильность и безопасность в евроатлантическом регионе могут быть достигнуты только путем сотрудничества и совместных действий, Беларусь рассматривает развитие сотрудничества с НАТО как важный шаг на пути достижения стратегической цели — интеграции страны в единое и неделимое общеевропейское поле безопасности. В то же время неоднократно заявленная руководством Беларуси позиция в отношении расширения НАТО состоит в том, что оно не должно происходить в ущерб безопасности других стран, в особенности сопредельных.

В 1946 году на 1-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе делегации БССР была принята резолюция «О выдаче и наказании военных преступников». В дальнейшем положения резолюции нашли свое отражение в Конвенции ООН о неприменимости строка давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности [27, c. 74].

В 1990 году на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция 45/190 «Укрепление международного сотрудничества и координация усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы», инициатором разработки которой выступила Беларусь. Эта резолюция дала начало чернобыльскому направлению деятельности Организации. Впоследствии был создан «чернобыльский» секретариат ООН, организована работа Межучрежденческой группы в составе 11 органов и учреждений системы ООН.

К концу 1991 года с территории Беларуси было выведено ядерное оружие. 23 мая 1992 года Беларуси подписала Лиссабонский протокол, в соответствии с которым обязалась присоединиться к Договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), ликвидировать все стратегические вооружения на своей территории, а также присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерного государства. В 1993 году Республика Беларусь присоединилась к ДНЯО [16, c. 64].

Беларусь явилась инициатором принятия на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1992 году резолюции «Интеграция стран с переходной экономикой ТВ мировое хозяйство».

Важной инициативой Республики Беларусь в рамках Организации Объединенных Наций стало предложение Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко создать в Центральной и Восточной Европе пространство, свободное от ядерного оружия. Данная инициатива была вынесена на рассмотрение мирового сообщества на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, и в декабре 1998 года Генеральная Ассамблея приняла соответствующую резолюцию 53/77 «региональное разоружение» «[16, c. 65].

В 2000 году на 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе Беларуси была принята резолюция 55/82 «Меры, которые должны быть предприняты против расизма, политических платформ и деятельности, основанных на доктринах превосходства, в основе которых лежит расовая дискриминация или этническая исключительность и ксенофобия, включая, в особенности, неонацизм».

Весной 2003 года, отвечая на вызовы современности и оценивая уроки иракского и ближневосточного кризисов, делегация Республики Беларусь на 59-й сессии Комиссии ООН по правам человека совместно с делегацией Кубы инициировала проект резолюции «Укрепление мира в качестве важного требования для полного осуществления прав человека».

На 60-й юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2005 года Президент Беларуси Александр Лукашенко выступил с международными инициативами: призвал международное сообщество признать многообразие путей прогрессивного развития стран и народов мира и принять действенные меры по борьбе с торговлей людьми.

В октябре 2010 г. подписана первая в истории Рамочная программа ООН по оказанию помощи в целях развития для Республики Беларусь на период 2011 — 2015 годов. Это документ стратегического планирования взаимодействия Правительства Республики Беларусь со всеми специализированными учреждениями, фондами и программами системы ООН, работающими в Беларуси. Он предусматривает реализацию в стране проектов международной технической помощи на общую сумму в 490 млн. долларов США.

К многостороннему сотрудничеству также относится взаимодействие Республики Беларусь с международными структурами, членом которых наша страна не является (ЕС, НАТО, ШОС и др.), участие белорусских делегаций в многосторонних международных форумах самой различной направленности.

Подводя итог данной главы можно сделать следующие выводы.

Интеграция России и Беларуси в единое Союзное государство идет весьма медленно. Белорусско-российский интеграционный процесс является, безусловно, важным и необходимым для обеих стран.

Успех на пути создания Союзного государства будет достигнут тогда, когда будет ликвидирован перекос в демократических институтах, экономическом и политическом устройстве двух государств, а экономика достигнет высокого уровня, станет привлекательной для государств-соседей и на Востоке и на Западе, будет восприниматься ими без опасений.

Беларусь рассматривает интеграцию на пространстве СНГ как важный внешнеполитический приоритет. Политика Беларуси в отношении СНГ отличается сегодня высокой степенью координации.

Руководство страны выступает за укрепление СНГ, сохранение и развитии его потенциала, превращение СНГ в эффективное интеграционное сообщество.

Установлено, что, несмотря на полное расхождение взглядов ЕС и Беларуси на внутриполитическую ситуацию в стране, сторонам удается достичь некоторых результатов на пути совместного взаимодействия. Европа перестает быть биполярной, а значит, Беларусь перестает быть пограничным государством между Западом и Россией. Вырастает геополитическое значение ее территории как основного транспортного коридора между РФ и Европой, и это уникальное транзитное значение Беларуси позволит привлечь накопления, достаточные для модернизации белорусской экономики.

Беларусь проводит линию на установление политического диалога и развитие неконфронтационного сотрудничества с НАТО, исходя из общепризнанных принципов международного права. Считая, что стабильность и безопасность в евроатлантическом регионе могут быть достигнуты только путем сотрудничества и совместных усилий.

Выявлено, что, белорусско-американские отношения переживают трудный и неоднозначный период. Несмотря на имеющиеся противоречия, Беларусь заинтересована в развитии конструктивных отношений с США — лидера в современном мире. Но, к сожалению, политические стереотипы, недопонимание, а часто и попытки давления на Беларусь со стороны США не могут позволить сегодня белорусско-американскому сотрудничеству продвинуться вперед.

Заключение

Проанализировав источники по теме исследования можно сделать следующие выводы.

Подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество, Союз с Россией — вот ее принципы.

Глава государства последовательно и планомерно проводит в жизнь миролюбивую политику добрососедства, избегая шагов, которые могут втянуть страну к участию в международных конфликтах. В то же время проводится создание современной армии, способной надежно защитить отечество от любой угрозы.

Несмотря на имеющиеся сложности во взаимоотношениях со странами НАТО, руководство страны считает, что с ним можно и нужно налаживать нормальные отношения, конструктивно решать имеющиеся европейские и мировые проблемы, особенно в области борьбы с терроризмом, незаконным оборотом наркотических средств, транснациональной преступностью.

Планомерность и постепенность государственной политики заключается в том, чтобы свести к минимуму негативные последствия расширения Евросоюза, восстановить полноценный политический диалог, обеспечить дальнейшее наращивание усилий по развитию всего комплекса отношений.

Одним из приоритетных принципов внешней политики белорусского государства является планомерное строительство Союзного государства России и Беларуси.

Республика Беларусь неизменно проводит многовекторную внешнюю политику, выступает за укрепление Содружества Независимых Государств, что обусловлено общностью наших совместных интересов. Отношение со странами, членами Содружества Независимых Государств, выявили как сложности процесса интеграции, так и его потенциальные возможности. Страны Содружества — важнейший торгово-экономический партнер Республики Беларусь. Беларусь выступает за скорейшее формирование Единого экономического пространства в рамках Содружества.

Последовательность внешней политики проявляется в отношениях с государствами «пояса добрососедства». Выступая на втором Всебелорусском народном собрании, Президент Беларуси А. Г. Лукашенко подчеркнул: «Польша, Украина, Литва, Латвия — это наши соседи, а их, как известно, не выбирают. Они Богом даны». Логично, что формирование «пояса добрососедства», развитие отношений с Украиной является одной из основных задач внешней политики белорусского государства. Белорусская сторона нацелена на динамичное развитие всего комплекса двусторонних отношений с Киевом. Уже немало сделано для достижения поставленной цели, в то же время потенциал белорусско-украинских связей пока использован далеко не в полной мере.

Задача укрепления экономики Беларуси как фундамента благосостояния народа выдвинула в число важнейших приоритетов внешней политики экономическую дипломатию. Задача неуклонного наращивания экспортного потенциала страны была в числе важнейших приоритетов социально-экономического развития Беларуси на период 2011;2015 годов. Важным направлением внешнеэкономической деятельности стало привлечение в Беларусь иностранных инвестиций. Возросший объем международных связей, задачи интеграции белорусской экономики в систему современных мирохозяйственных связей и эффективного использования имеющегося отечественного научно-технического потенциала, настоятельно требуют обновления основных производственных фондов, внедрения новейших зарубежных технологи.

Список использованных источников

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск: Амалфея, 2010. — 48 с.

2. Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 14 ноября 2005 года, № 60-З // Консультант Плюс: Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2013.

3. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 года, № 421-З// Консультант Плюс: Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2013.

4. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 9 ноября 2010 г., № 575; в ред. Указа Президента Республики Беларусь, 30 декабря 2011 г. // Консультант Плюс: Беларусь Технология 3000 / ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2013.

5. Вопросы Министерства иностранных дел Республики Беларусь: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 31 июля 2006 г., № 978: в ред. постановления Совета Министров Республики Беларусь, 28 апреля 2010 г. // Консультант Плюс: Беларусь Технология 3000/ ООО «ЮрСпектр». — Минск, 2013.

6. Арбатова Н. К. Кризис и Европейский союз: политические аспекты / Н. Арбатова // Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — № 11. — С. 33—42.

7. Бабосов Е. М. Противоречия во взаимоотношениях Европейского союза и Республики Беларусь / Е. М. Бабосов // Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук = Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук = Proceedings of the National Academy of Sciences of Belarus. Humanitarian Series. — 2012. — № 3. — С. 21—29.

8. Байгот М. С. Механизмы регулирования внешнеэкономической деятельности Беларуси в аграрной сфере: вопросы теории, методологии, практики / М. С. Байгот. — Мн.: Беларуская навука, 2010. 366с.

9. Бобков В. Безопасность не продается/В. Бобков // Беларуская думка.- 2008. № 10. С. 82−89.

10. Богданов А. «Война идей» и внешняя политика США / А. Богданов // Свободная мысль.- 2009. № 7. С. 67−80.

11. Боричевский А. Беларусь тяготеет к Евросоюзу / А. Боричевский // Директор.- 2008. № 8. C. 23−25.

12. Боришполец К. П. Российско-белорусские отношения: угрозы реальные и мнимые / К. Боришполец, С. Чернявский // Мировая экономика и международные отношения. — 2012. — № 11. — С. 57—63.

13. Борко Ю. А. От Евросоюза-I к Евросоюзу-II /А.Ю. Борко// Белорусский экономический журнал.- 2010. № 3. С. 16−35.

14. Бородин П. Главный проект Союза / П. Бородин // Союзное государство.- 2009. № 8. C. 10−19.

15. Бычковская О. М. Трансформация современных трансатлантических отношений / О. М. Бычковская // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы. Серыя 1, Гісторыя і археалогія. Філасофія. Паліталогія. — 2012. — № 1. — С. 146—154.

16. Варановіч В.М. Рэспубліка Беларусь у сусветным супольніцтве / В. М. Варанович // Беларускі гістарычны часопіс.- 2009. № 3. С. 65−67.

17. Василевич Г. А. Конституционно-правовые основы суверенитета Республики Беларусь / Г. А. Василевич. -Минск: высшая школа, 2002. -523с.

18. Васильков, А. Перезагрузка Союзного государства / А. Васильков// Беларуская думка.- 2010. № 3. С. 36−39.

19. Виноградова К. В. Проблема отношений Белоруссии и НАТО/К.В. Виноградова // Современные проблемы международных отношений и мировой политики. Материалы Шестой Межвузовской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — М.: Изд-во РУДН, 2010. — С. 212−219.

20. Владимирова, Т. Беларусь-Венесуэла: стратегический альянс / Т. Владимирова // Рэспубліка.- 2006. 26 ліпеня.- С.1

21. Внешняя политика / Министерства иностранных дел Республики Беларусь — 2013.

22. Вярцінская Т.С. Механізм кіравання знешнеэканамічнымі сувязямі на субнацыянальным узроўні ў Рэспубліцы Беларусь / Т.С. Вярцінская // Весці Нацыянальнай Акадэмiі Навук Беларусi.- Серыя гуманітарных навук.- 2008. № 3. С. 33−43.

23. Глеб У. М. Рэспубліка Беларусь і еўрапейскія міжурадавыя арганізацыі / У.М. Губ// Весці Нацыянальнай Акадэмiі Навук Беларусi.- Серыя гуманітарных навук.- 2010. № 2. С. 68−77.

24. Государственная политика / Внешняя политика / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь — 2013.

25. Гришкевич А. Беларусь — Венесуэла: стратегия партнерства // А. Гришкевич/ Народная газета.- 2007. 4 красавіка.- C.14

26. Гулевич А. Беларусь-Бразилия: через региональные связи к расширению сотрудничества /А. Гулевич// Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом.- 2010. № 22. C. 14−16.

27. Гуринович, А. Е. Участие Белорусской ССР в деятельности ООН / А. Е. Гуринович. — Мн.: Беларусь, 1982. 143с.

28. Достанко Е. А., Воротинская, Т. В. Политика расширения Европейского Союза на Восток / Е. А. Достанко, Т. В. Воротинская. -Минск: Новое знание, 2007. -489с.

29. Дьякова Н. США — страны СНГ: военные аспекты политики / Н. Дьякова // Международная жизнь. — 2012. — № 9. — С. 42—56.

30. Есин Р. Европейский вектор в региональной стратегии развития / Р. Есин // Беларуская думка.- 2010. № 7. С. 14−21.

31. Есин Р.. Региональное измерение пояса европейского политического добрососедства для Республики Беларусь / Р. О. Есин // Проблемы управления. — 2011. — № 4. — С. 135—142.

32. Кизима С. Белорусский менталитет в российско-белорусских отношениях/ С. Кизима // Свободная мысль.- 2009. № 2. С. 47−60.

33. Кизима С. Белорусско-венесуэльская интеграция / С. Кизима// Беларуская думка.- 2010. № 2. С. 25−29.

34. Мартынов С. Беларусь и Европейский союз / С. Мартынов // Беларусь в мире. -2002. -№ 1 (21). -С. 23−30

35. Мельник В. А. Государственная идеология Республики Беларусь: концептуальные основы. — Минск: Новое знание, 2004. -451с.

36. Решетников С. В. Политология в Республики Беларусь: теоретико-методологические и прикладные аспекты. — Минск: БГЭУ, 1999. -584с.

37. Розанов А. Республика Беларусь: внешнеполитические ориентации /А. Розанов// Белоруссия на перепутье: в поисках международной идентичности. — Минск: БГЭУ, 1998. -421с.

38. Русакович, А. Основные проблемы взаимоотношений между Республикой Беларусь и Организацией Североатлантического Альянса в 1990;е гг./А. Русакович // Белорусский журнал международного права и международных отношений — 2003 — № 2. -С.32−37.

39. Садовская А. Н. Взаимоотношения Европейского союза с Республикой Беларусь: проблемы и перспективы/ А. Н. Садовская // Юридический журнал. — 2005. — № 3. — С.64−66.

40. Сенько В. Внешняя политика Республики Беларусь: основные направления и перспективы развития / В. Сенько// Беларусь в мире. -1996. -№ 1. -С.12−19.

41. Тихомиров А. В. Беларусь в международных отношениях 1772−2002 гг. / А. В. Тихомиров. — Минск: БГЭУ, 2003. -567с.

42. Тихомиров А. В. Взаимодействие Республики Беларусь с США: ретроспектива десятилетия (1991;2001 гг.) / А. В. Тихомиров // Вопросы внешней политики Республики Беларусь. — Минск: БГЭУ, 2001. -С. 20−27.

43. Улахович В. Формирование основ внешней политики Республики Беларусь (1991;2005 гг.) / М. Улахович. — Минск: Новое знание, 2009. -402с.

44. Хвостов, М. Внешняя политика Республики Беларусь: прагматизм в отстаивании национальных интересов / М. Хвостов// Беларусь в мире. -2002. -№ 3 (23). -С. 25−29.

45. Хухлындина Л. М. Европейский союз: становление и развитие / Л. М. Хухлындина. — Минск: РИВШ БГУ, 2004. -515с.

46. Челядинский А. А. Теория международных отношений / А. А. Челядинский — Минск: БГУ, 2004. -503с.

47. Шадурский В. Г. Отношения Республики Беларуси и Европейского союза: внутренний и внешний контекст / В. Г. Шадурский // Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2003. № 1. — С. 45−48.

48. Шарапо А. В. Беларусь и Россия в XXI веке / А.В. Шарапо// Белорусский журнал международного права и международных отношений. — 2003. — № 3. — С. 43−45.

49. Шатохин С. А. Беларусь как фактор европейской безопасности / С. А. Шатохин. — Минск: Новое знание, 1997. -203с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой