Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором — постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма — в СССР, Болгарии, Венгрии, Польше. В настоящее время подобным органом является… Читать ещё >

Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Курсовая работа

Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах

выборы власть конституционный правовой

Актуальность исследования определяется тем, что:

глава любого зарубежного государства является центральной и важнейшей фигурой в системе высших органов власти вне зависимости от того кто это, монарх, либо президент. Глава государства олицетворяет собой единство нации; является символом государства; представляет страну на международной арене; выполняет высшие государственные функции во внутриполитической жизни страны; служит связующим звеном между высшими органами власти.

Главы зарубежных государств играют значимую роль в судьбе не только самого государства, но и в судьбе его народа, а следовательно не только обладают большими властными полномочиями, но и несут огромную ответственность. Таким образом, по мнению автора, такие важные элементы государственного механизма как должность главы государства и его конституционно-правовой статус не должны оставаться без внимания и их следует изучить более подробно. Изучение данных понятий необходимо для более полного понимания статуса главы государства в системе государственных органов и жизни зарубежных стран.

Целью исследования является необходимость:

изучить конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах.

Поставленная цель может быть достигнута посредством решения ряда задач исследования:

1) выявить основные подходы к пониманию термина глава государства, а также определить роль главы государства в системе разделения властей;

2) проанализировать существующие формы глав государства, а также особенности замещения поста и прекращения полномочий главы государства в государствах с разными формами правления;

3) провести классификацию полномочий главы государства;

4) изучить особенности ответственности главы государства;

Объектом исследования:

являются конституционно-правовые отношения, складывающиеся в процессе осуществления главой государства возложенных на него полномочий в зарубежных странах.

Предмет исследования:

составляют конституционные нормы, закрепляющие статус главы государства и процесс реализации его полномочий при взаимодействии с органами государственной власти в зарубежных странах.

Теоретическая основа исследования:

данный вопрос исследовали такие известные учёные как А. А. Мишин, М. А. Крутоголов, И. П. Ильинский, С. А. Егоров, А. Е. Козлов, Ф. М. Решетников, Ю. П. Урьяс, которые высказывали различные мнения о конституционно-правовом статусе главы государства в зарубежных странах.

Методами исследования являются метод анализа, сравнения, а также формально-юридический метод.

Структура работы предопределяется особенностями ее содержания, и включает в себя: введение, две главы, включающие семь пунктов, заключение, библиографический список.

1. Глава государства: теоретико-правовой аспект

1.1 Подходы к пониманию термина «глава государства» и его место в системе разделения властей

Пост главы государства существует при всех формах правления и является неотъемлемой частью любого государства. Данная особенность объясняется тем, что каждое государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Именно эти потребности реализует глава государства.

Употребление данного понятия в различных источниках происходит в неодинаковых значениях и смыслах:

1) Исходя, из первого подхода, «глава государства» зачастую может определяется как высшее государственное должностное лицо, считающееся верховным представителем государства". При этом «глава государства» ставится над существующей триадой (законодательной, исполнительной, судебной) властей и, таким образом, выводится из системы разделения властей, получая особый статус с дополнительными полномочиями. Автор отдаёт большее предпочтение данному подходу так, как считает, что данный подход более полно отражает понятие и роль главы государства в функционировании государственного механизма.

2) Согласно второму подходу, понятие «глава государства» употребляется как синоним понятия «глава исполнительной власти».

3) Третий подход, указывает на то, что «глава государства» определяется как конституционный орган и одновременно как высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, является символом государственности народа.

В учебной литературе по государственному праву главой государства называется официальное должностное лицо, занимающее высшее место в иерархии государственных институтов и осуществлявшее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами.

Профессор А. С. Автономов определяет главу государства, как лицо, которое занимает формально высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляет верховное представительство, как во внутриполитической жизни, так и на международной арене. При этом глава государства является носителем исполнительной власти, осуществляемой им либо единолично, либо совместно с правительством.

В разных странах глава государства в соответствии с их Конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т. е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен. В качестве примера можно привести монарха в Великобритании и президента в Индии. Либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства. Например, в таких государствах, как Египет и США. Либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти. Например, как это существует в Германии и Италии. Также глава государства может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем, как в Омане и Саудовской Аравии.

Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо. В некоторых странах, например в США, на главу государства возложено осуществление функции исполнительной власти. Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет.

Так, среди 15 государств — членов Европейского Союза только в одной Франции глава государства участвует в осуществлении исполнительной власти и в этом своем качестве входит в состав высшего руководящего органа Европейского Совета. В этом случае вряд ли оправдано рассматривать главу государства как составную часть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государства должен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционного строя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией, национальным законодательством и практикой функционирования государственных институтов. Априорная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданно. Здесь необходим конкретный анализ. Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы государства в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а следовательно исказить применение самого принципа разделения властей.

Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима.

В странах, где глава государства наделен одновременно широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными делами, формулирует политический курс и обеспечивает его воплощение в жизнь.

При парламентарных формах правления глава государства непосредственного участия в управлении государственными делами не принимает. Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияния на политический процесс, а в случае возникновения кризисных или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные органы могут заметно возрастать.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует различные подходы к пониманию термина глава государства, но они все свидетельствуют о том, что глава государства это неотъемлемая часть всего государственного механизма. Данное лицо призвано осуществлять высшие государственные функции, служить связующим звеном между высшими органами власти, а также осуществлять интегрирующую и контролирующую функции по отношению к системе разделения властей. Автор, склоняется к мнению о том, что у любого государства должен быть его глава потому, что только в таком единстве государства могут продуктивно развиваться.

1.2 Глава государства и формы правления

Как уже было сказано, глава государства — это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации.

Его конституционно-правовой статус зависит от формы правления, которая представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

Категория «форма государственного правления» дает возможность уяснить:

— как создаются высшие органы государства, и каково их строение;

— как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;

— как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

— в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

По указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

— монархические (единоличные, наследственные)

— республиканские (коллегиальные, выборные) Монархия (дуалистическая; абсолютная; парламентарная, конституционная) — это форма государства, где высшие позиции в управлении страной занимает государь, получающий свой титул по наследству. Например, князь, царь, король, император. Монарх юридически остаётся главой государства, но реально он не принимает участия в управлении страной. Правительство в конституционной монархии ответственно только перед парламентом. Такая форма государства сложилась в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Японии и в некоторых других странах.

Главой государства в монархии является монарх, который рассматривается правовой доктриной и нередко законодательством как суверен, верховный представитель, а в ряде стран и как верховный носитель государственной власти. По его уполномочию формально действует правительство, состоящее из министров короны; от его имени издаются законы; его именем выносятся судебные постановления.

Важнейшие сферы государственной деятельности формально резервируются за монархом, образуя королевскую прерогативу. Действительное положение монарха в подавляющем большинстве государств значительно отличается от формально прокламируемого в законе. Реальное сосредоточение всей полноты государственной власти в его руках имеет место лишь в тех странах, в которых приверженность демократическим традициям и ценностям отсутствует, а власть сосредоточена в руках феодальной или трибальной верхушки.

Монарх в дуалистической и тем более в абсолютной монархии занимает центральное положение во всей системе государственных органов. По своему усмотрению монарх назначает и смещает правительство, даже если предусмотрена формальная ответственность последнего перед парламентом (в некоторых дуалистических монархиях).

Глава государства в значительной мере контролирует формирование и деятельность парламента. Нередко члены парламента или часть парламентариев назначаются монархом. Он пользуется правом досрочного роспуска парламента или одной из его палат и правом вето на принимаемые последним законопроекты.

Монарх является верховным руководителем вооруженных сил. Он назначает на все высшие военные и гражданские должности, включая судей. В ряде стран его власть практически не знает правовых ограничений.

В дуалистической, так же как в абсолютной, монархии глава государства реально осуществляет полномочия по руководству и управлению страной и играет решающую роль в определении внутренней и внешней политики государства. Однако формально его полномочия могут быть ограничены конституцией, а законодательная власть поделена с парламентом (дуализм).

Заметно отличается от описанного выше фактическое положение монарха в парламентарных монархиях. В некоторых из них, например в Японии или Швеции полномочия монарха подверглись существенному ограничению даже в формально-юридическом плане. Японская конституция характеризует императора как символа единства нации, но не содержит прямых указаний на признание за ним качества главы государства. Заметный шаг в сторону ограничения королевской власти делает и последняя Конституция Швеции. Важнейшие полномочия, касающиеся взаимоотношений короля с правительством, переданы либо самому парламенту, либо правительству и премьер-министру. В подавляющем большинстве других парламентарных монархий глава государства номинально, по закону наделён исключительно важными прерогативами, однако на практике они осуществляются иными государственными органами, прежде всего руководителем правительства. Монарх, таким образом, должен действовать по совету своих министров, которые и несут политическую ответственность за эти действия.

Было бы, однако, неверным недооценивать возможности воздействия монарха, царствующей семьи и двора на решение государственных дел. Не имея власти, монарх, бесспорно, обладает влиянием, которое позволяет ему участвовать в процессе выработки и принятия решений.

Республика (президентская и парламентская) — это такая форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам, избираемым на определенный срок. Яркими примерами республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

Главой государства в республиканских странах является, как правило, выборный президент. Его реальный статус и действительная политическая роль в решающей степени зависят от разновидности республиканской формы правления и особенностей политического режима. Так, в президентской республике глава государства играет гораздо большую роль, нежели в парламентарной, а во многих освободившихся странах с однопартийной системой президент, будучи лидером правящей партии, обладает полномочиями, которые на практике далеко выходят за рамки, очерченные конституцией.

Президент парламентарной республики не располагает правительственной властью и активного участия в управлении государственными делами не принимает. Он выполняет функции преимущественно представительского характера, хотя, в зависимости от конкретной политической обстановки, и особенно если он принадлежит к руководству правящей партии, может оказывать весьма значительное влияние на ход государственных дел. Иногда президент принадлежит к оппозиционной партии. Такое положение имело место в отдельные периоды в Италии, ФРГ, Австрии. Сравнительно редко подобный «ослабленный» институт главы государства встречается в освободившихся странах. Он существует, например, в Индии, хотя конституция страны формально предоставляет президенту республики большие полномочия.

Во всех случаях, когда глава государства в парламентарной республике наделён по закону более или менее значительными полномочиями, их осуществление на практике находится в ведении правительства. Акты президента в действительности исходят от правительства. Они нуждаются в скреплении подписью премьер-министра или заинтересованного министра, что служит обязательным условием их действительности.

Исключительно важную роль в руководстве и управлении государственными делами играет президент в странах, где он наделен правительственной властью и формально является единоличным носителем исполнительной власти. Он как бы совмещает в одном лице полномочия главы государства и главы правительства. Подобное положение типично, прежде всего, для президентских республик (США, ряд стран Латинской Америки.). Очень большой властью обладает президент во многих освободившихся странах.

Глава государства в президентских республиках наделяется широкими полномочиями в области политического руководства. Он располагает определенными средствами воздействия на законодательный процесс, обладает распорядительной властью, важными прерогативами в области руководства вооруженными силами и гражданской администрацией.

Весьма значительными собственными полномочиями обладает глава государства в республиках со смешанными формами правления. Так, президент Французской Республики при назначении премьер-министра, досрочном роспуске Национального собрания, использовании чрезвычайных полномочий и осуществлении некоторых других мер формально принимает решение самостоятельно, и издаваемый им акт не нуждается в контрасигнации. На практике, однако, полнота власти президента зависит от расстановки политических сил, поскольку правительство должно пользоваться поддержкой парламентского большинства государства.

Исходя, из данного пункта можно сделать вывод о том, что существуют две формы правления: монархия и республика, данные формы отличаются друг от друга и соответственного имеют разное содержание, а также стиль, который используют главы в своём управлении. От существующей формы государственного правления будет зависеть положение главы в системе государственного механизма, а также сама структура государственных органов и, безусловно это окажет влияние на судьбу граждан данного государства.

1.3 Формы главы государства

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором — постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма — в СССР, Болгарии, Венгрии, Польше. В настоящее время подобным органом является Государственный совет па Кубе, где нет президента (по конституции глава государства — председатель Государственного совета). В Китае по конституции главой государства является избираемый парламентом председатель республики, но многие функции главы государства он выполняет совместно с Постоянным комитетом парламента, а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между Руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц — мусульман, и президентом республики. В Швейцарии функции главы государства осуществляет правительство, а президент избираемый парламентом на один год существенных полномочии не имеет. В ОАЭ существует «коллективный монарх», в Малайзии — выборный монарх.

Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада.) полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, но осуществляет их генерал-губернатор — его представитель. Он утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа-Новой Гвинее избирается парламентом. После военных переворотов функции главы государства обычно принадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президенту. Так было во многих странах Латинской Америки, Африки, Азии.

Иногда руководитель хунты сам провозглашает себя президентом. При коллегиальной форме президентуры основные полномочия главы государства осуществляются коллегией, а менее значительные, церемониальные (например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей) — председателем коллегии или его заместителем.

Существует семь вариантов реализации должности или функции главы государства:

наиболее древний и традиционный — это глава государства в лице монарха. Есть три способа, посредством которых он занимает престол:

а) наследование (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Япония, Таиланд);

б) назначение либо избрание своей семьей, старейшинами династий (Саудовская Аравия, Свазиленд, Катар и другие ближневосточные монархии);

в) избрание другими монархами, своими коллегами, которые возглавляют субъекты федераций (Малайзия);

глава государства — президент. Есть также три способа приобретения этой должности:

а) избрание народом, гражданами;

б) избрание парламентом;

в) избрание специальными коллегиями, составленными, например, из членов парламента и представителями местных органов власти;

достаточно нетипичный — коллегиальный орган, избираемый парламентом на определенный срок (Куба). Поскольку он не может выполнять ряд функций, присущих главе государства, в силу того что они должны выполняться индивидуально, то какие-то полномочия передаются одному из представителей этого органа. Например, один член (или глава) коллегиального органа подписывает документы, принимает верительные грамоты от иностранных послов;

глава государства по совместительству. Такую функцию, например, выполняет глава Правительства — премьер-министр в землях ФРГ;

главой государства «как бы является» генерал-губернатор (представитель британского монарха в государствах — бывших доминионах, а ныне именующихся членами сообщества) там, где нет своего главы государства (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Барбадос, Ямайка). Он представляет главу государства, но с определенными оговорками;

также нестандартный и находящийся вне рамок нормального государственного механизма вариант — единоличный или коллегиальный глава государства, который получил свою власть незаконно путем узурпации власти. Обычно это военные, возглавившие военный переворот, главы военных хунт, провозгласившие себя главой государства, верховными начальниками;

наиболее экзотический, но вполне легитимный (в отличие от предыдущего) — племенной вождь, который по традиции, признаваемой народом и другими государствами, возглавляет государство (Западная Самоа).

Таким образом можно выделить следующие основные формы главы государства:

— наследственный монарх, т. е. суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью (реже встречается институт выборного монарха, где последний избирается на определенный срок, например Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты);

— выборный президент, т. е. должностное лицо (первый чиновник в государстве), законно властвующее в течение определенного срока в силу прямого или косвенного народного волеизъявления. Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение из общего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин, удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;

— узурпатор, т. е. лицо, властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований (например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота, незаконного захвата власти);

— коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период — Албания, Болгария, Венгрия, Польша). В Швейцарии существует Федеральный совет — коллегиальный орган, в состав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один год председателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия в качестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.

Таким образом, было выяснено, что глава государства бывает единоличным и коллегиальным. Если это единоличный глава государства, то им может быть наследственный монарх, выборный президент, узурпатор. Данные лица могут по-разному прийти к власти, а также быть различными в понимании того, какой она должна быть. Коллегиальный же орган может быть в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, совершающий отдельные действия в качестве главы государства.

Исходя из информации, приведённой в данной главе можно сделать вывод о том, что теоретико-правовой аспект главы государства представляет обширную область, которая включает различные подходы к пониманию термина глава государства, а также его значительное место в системе разделения властей. Не остаются без внимания и формы правления, а также ту роль, которую осуществляет в них глава государства. Не стоит забывать и про формы глав государства потому, что их изучение позволяет получить более детальное представление о главах государства, а также о том, как они функционируют и приходят к власти.

2. Элементы конституционно-правового статуса главы государства

2.1 Замещение поста и прекращение полномочий главы государства в монархии. Выборы и прекращение полномочий президента республики

В зарубежных странах применяются два основных способа формирования института главы государства, соответствующие монархической либо республиканской форме правления.

Глава государства — монарх — занимает свой пост автоматически на основе действующего в стране порядка престолонаследия. Как правило, наследник престола становится главой государства сразу же при открытии вакансии в связи со смертью или отречением царствовавшего монарха, в соответствии с формулой «король умер, да здравствует король».

Законодательство о престолонаследии отличается значительным разнообразием. В известной мере это объясняется историческими особенностями развития тех или иных стран. Соответствующие постановления образуют обычно составную часть конституции либо рассматриваются как акты конституционного значения (в странах, где отсутствует единая писаная конституция). Таковы, например, Закон о престолонаследии 1953 года в Дании или аналогичный Закон 1810 года с поправками 1974 года в Швеции.

Наследование престола осуществляется на основе принципа первородства, в силу которого наследником престола признается старший прямой нисходящий потомок царствующего монарха, чаще всего мужского пола, или его прямые потомки, если прямого наследника уже нет в живых к моменту открытия вакансии. В странах, в которых наследование допускается не только по мужской, но и по женской линии (Великобритания, Нидерланды, Испания, Дания, Люксембург), женщина может унаследовать престол только при отсутствии прямых потомков мужского пола (кастильская система). Лишь в Швеции принцип первородства распространен и на нисходящих потомков женского пола. В ряде стран женщины до сих пор исключены из круга наследников престола (салическая система). Царствующая королева в отличие от королевы-матери или супруги монарха является полноправным и единоличным главой государства. Супруг царствующей королевы титул короля не получает.

В монархических странах Востока женщины исключены из круга наследников престола (Марокко, Иордания, Саудовская Аравия, Катар, Кувейт).

При наследовании престола несовершеннолетним монархом или при временной недееспособности последнего прерогативы главы государства осуществляет специальный опекун-регент или регентский совет.

Действующее законодательство о престолонаследии, как правило, детально регламентирует вопросы старшинства, совершеннолетия, назначения регентства, порядок и процедуру вступления на престол (провозглашение, коронация.)

Во многих странах обязательным условием вступления на престол является принадлежность к господствующей религии. Так, в Великобритании предусмотрена обязательная принадлежность монарха к англиканской церкви. Из круга наследников исключаются римские католики и те, кто вступает в брак с римскими католиками. В Норвегии и Дании монарх должен исповедовать евангелическо-лютеранскую, а в Швеции — истинно евангелическую религию. В мусульманских странах обязательное условие занятия престола — принадлежность к исламу.

В парламентарных монархиях смена главы государства не влияет непосредственно на деятельность других высших государственных органов и не влечет за собой ни досрочного роспуска парламента (возможно лишь продление сессии), ни отставки правительства.

Значительным своеобразием отличается порядок замещения поста главы государства в выборных монархиях. К числу последних относят страны, в которых глава государства избирается на определенный срок монархическими правителями областей (княжеств) из своей среды. Одними из немногих примеров такой монархии являются Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты. (далее ОАЭ) Причем в ОАЭ глава государства, избираемый на пять лет абсолютистскими правителями эмиратов, именуется президентом.

Поскольку монарх — это пожизненная должность, то отстранении его практически невозможно. За исключением тех случаев, когда монарх по причине душевной болезни или физическое нездоровье не может выполнять свои функции в этих случаях является институт регентства, когда назначают кого-либо из видных политических деятелей регентом (то есть опекуном), и он выполняет функции главы государства или при больном недееспособном монархе, или при малолетнем. В некоторых случаях парламент может принять решение об отстранении монарха от власти или это решает династия, королевская семья на предложение законодательных органов или по совместному решению законодательной и исполнительной властей.

В странах с республиканской формой правления глава государства — президент — является выборным должностным лицом (первым чиновником государства), избранным на определенный срок в соответствии с требованиями и в порядке, установленными конституцией и специальными законами.

Глава государства в парламентарных республиках избирается чаще всего представительным учреждением либо коллегией выборщиков с участием парламентариев, а в президентских республиках — путем прямых выборов. Однако подобный порядок в настоящее время не является общепринятым, и строгое единообразие в способах избрания главы государства в зависимости от формы правления отсутствует. Таким образом, глава государства избирается путем либо прямых, либо косвенных выборов.

Прямые выборы президента всеобщим голосованием имеют место, например, во Франции, Исландии, Ирландии, Австрии, в странах СНГ, в большинстве стран Латинской Америки, во многих развивающихся странах. Голосование проводится в один или два тура в зависимости от того, требуется ли для избрания абсолютное или относительное большинство голосов. Так, во Франции в соответствии с конституционной реформой 1962 года в том случае, если ни один из кандидатов не соберет в первом туре абсолютное большинство голосов, проводится второй тур голосования, в ходе которого могут баллотироваться только два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре.

При избрании главы государства путем косвенных выборов образуется коллегия выборщиков. Способы ее формирования могут быть различны. В ряде европейских стран (ФРГ, Италия), в некоторых освободившихся странах (Индия) коллегия выборщиков образуется из парламентариев и представителей местных выборных собраний (земель, областей, штатов). Но и в этих странах порядок формирования коллегий и способы определения результатов значительно различаются.

В ФРГ федеральный президент избирается коллегией выборщиков, именуемой «Федеральное собрание», в которую входят депутаты Бундестага и равное им число представителей от ландтагов земель. Избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов.

В Италии коллегия по выборам президента республики состоит из депутатов, сенаторов.

Говоря, о прекращении полномочий президента вспоминают процедуру импичмента. Импичмент — это устранение главы государства (президента) от власти за допущенные нарушения конституции, закона, какие-либо правонарушения, т. е. за совершение действий, не совместимых с высокой должностью главы государства.

Президент США, например, может быть подвергнут процедуре импичмента в случае совершения измены, или иного тяжкого преступления. Процедуру импичмента осуществляет парламент — Конгресс США. Нижняя палата — палата представителей — возбуждает дело и рассматривает конкретные обстоятельства, а затем принимает решение о виновности, выступая, как суд присяжных Конгрессмены решают голосованием, виновен президент или не виновен. Если вину президента подтвердит нижняя палата, то дело будет рассматривать Сенат под председательством главы Верховного суда.

Другие конституции также предусматривают варианты привлечения главы государства к ответственности. Такой порядок в Конституции Франции. Дело о правонарушении, совершенное главой государства, рассматривается в обеих палатах парламента, обе палаты должны подтвердить обвинения 2/3 голосов. Затем формулу обвинения будет рассматривать Верховный суд.

Так, в Албании основаниями отрешения главы государства от должности называются серьезное нарушение конституции или совершение тяжкого преступления; в Болгарии — государственная измена и нарушение конституции; в Грузии — государственная измена, совершение других преступлений или нарушение конституции; в Италии — государственная измена или посягательство на конституцию; в Литве — грубое нарушение конституции, нарушение присяги, совершение преступления; на Филиппинах — нарушение конституции, измена, взяточничество и другие тяжкие преступления, в Финляндии — измена Родине, совершение тяжкого преступления или преступления против человечества.

Конституция Бразилии основанием импичмента называет злоупотребление властью, состав которого образуют акты президента, посягающие на федеральную конституцию и на существование Союза; свободное осуществление законодательной власти, судебной власти, прокуратуры и конституционных полномочий единиц Федерации; осуществление политических, личных и социальных прав; внутреннюю безопасность страны; в частности в административном управлении; бюджетный закон; исполнение законов и судебных решений. Эти преступления определяются специальным законом, который включает процессуальные нормы и нормы о вынесении судебных решений.

В зарубежных странах применяются два основных способа формирования института главы государства, соответствующие монархической либо республиканской форме правления. Если в монархической форме правления власть к главе государства переходит исключительно по наследству и прекращается только в момент смерти данного главы, то в республиканской форме правления глава государства является выборной должностью, имеет определённый срок, в течение которого он вправе осуществлять свою государственную деятельность. И его полномочия могут прекратиться, если в отношении его будет действовать процедура импичмента.

2.2 Классификация полномочий главы государства

Глава государства — это такая государственно-правовая и политическая фигура, которая имеет присущую только ей специфику и характерные черты, а также полномочия.

1) Наиболее универсальными и характерными полномочиями является представительские функции (функции представительства) т. е. обычаи, правила и нормы, согласно которым глава государства представляет свою страну во внутренних и внешних отношениях. Глава государства председательствует на различных торжественных церемониях, на праздновании национальных праздников, он обращается с посланием к народу по поводу знаменательных дат или важных событий. Имеет право проводить переговоры, подписывать международные договоры и соглашения.

2) Вторую группу полномочий можно обозначить как полномочия главы государства в сфере государственного управления. Эти полномочия можно расшифровать так: глава государства, так или иначе, участвует в назначении правительства и в его отставке, то есть в формировании исполнительной власти. Это право может быть реальным или номинальным. В парламентарных республиках и монархиях глава государства обязан (согласно закону, обычаю) назначить премьер-министром, главой правительства лицо, пользующееся доверием парламента. Как правило, это лидер партии, победившей на выборах. Классическим примером является Великобритания.

3) Следующая важнейшая группа полномочий может быть обозначена как полномочия главы государства, связанные с деятельностью парламента в законодательной сфере. Глава государства в некоторых странах имеет право созывать парламент на очередные или внеочередные сессии, открывать или закрывать сессию, в ряде случаев распускать палату или обе палаты и назначать новые парламентские выборы.

4) Полномочия главы государства, которые есть практически у любого главы государства — это право издания различных нормативных и ненормативных (имеющих персональный характер) актов. Эти акты могут называться декретам, прокламациями, исполнительными приказами. В парламентарных республиках и монархиях акты, издаваемые от имени главы государства, практически всегда являются актами правительства, который использует главу государства, чтобы оформить свои акты его именем. В президентских республиках и дуалистических монархиях акты главы государства имеют вполне самостоятельный характер, и глава государства, наделенный правительственной властью, — это важный творец права.

5) Важная часть полномочий главы государства — это военная сфера. В большинстве стран мира формально (юридически) глава государства провозглашается верховным главнокомандующим. Конституции многих стран предусматривать среди важнейших обязанностей президента обеспечение независимости, суверенитета и безопасности своего государства.

6) Следующая группа полномочий принадлежит главе государства в сфере правосудия или в судебной сфере. К ним относится назначение на высшие судебные должности, хотя это может быть отнесено также к сфере государственного управления.

7) Стоит назвать еще одну специфическую группу полномочий, которая, как правило, не называется и не выделяется среди других. Но это очень важная группа полномочий ее можно назвать полномочиями главы государства в сфере определения экономического курса страны, в сфере выбора экономических решений. Это очень значимые полномочия, особенно для современного мира.

8) Существует не менее актуальная группа отношений, которые именуют полномочиями главы государства в сфере личного статуса. Речь идет о полномочиях, касающихся отдельных граждан. Это награждение орденами и медалями, присвоение различных званий, предоставление гражданства. Глава государства во многих странах мира решает вопросы о предоставлении гражданства иностранцам. Во всяком случае, в ряде стран мира от имени главы государства оно жалуется подающим просьбы о приеме. От имени главы государства лицо может быть, напротив, лишено гражданства. Актом главы государства или от его имени гражданство может быть восстановлено. Аналогичным способом может быть предоставлено политическое убежище.

9) Главе государства в большинстве случаев принадлежат определенные полномочия в сфере государственной безопасности — это проявляется в координации вопросов, связанных с разведкой, контрразведкой, борьбой с подрывными проявлениями. Главы государств часто возглавляют специальные межведомственные органы, занимающиеся этой сферой (советы национальной безопасности). При главах государств есть специальные органы, которые занимаются этими делами, помощники по национальной безопасности. Это также одна из сфер деятельности главы государства.

10) В ряде стран законодательство предоставляет главе государства право введения или назначения чрезвычайного положения. Таким образом, можно выделить группу полномочий, которые можно назвать полномочиями в сфере чрезвычайных ситуаций или чрезвычайными полномочиями главы государства. В большинстве стран эти полномочия предусмотрены либо соответствующими статьями конституции, а в некоторых странах есть специальное законодательство. В ФРГ есть целый пакет законов, посвященных чрезвычайному законодательству. Однако следует отметить, что если наступят предусмотренные этим законодательством события и в стране будет объявлено чрезвычайное положение, то во главе страны, по немецким законам, становится не Президент, а Канцлер — глава правительства, потому что ФРГ — парламентская республика.

11) Следует назвать еще одну специфическую группу полномочий, которая, как правило, не называется и не выделяется среди других. Но это очень реальная группа полномочий. Ее можно назвать полномочиями главы государства в сфере определения экономического курса страны, в сфере выбора экономических приоритетов. Это очень важные полномочия, особенно для современного мира. Выбор экономических направлений, экономической стратегии иной раз является главным стержнем предвыборной программы, главным приоритетом в деятельности того или иного кандидата на должности президента. Выбор вектора экономической стратегии часто определяет судьбу страны и его граждан на длительное время. Поэтому полномочия президента в сфере экономической стратегии следует выделить в отдельную группу. Это те полномочия, которые можно назвать полномочиями главы государства как главного экономиста. Американцы, говоря о своем президенте, говорят, что он главный дипломат, законодатель, командующий, а в данном случае, он еще и главный экономист страны.

Естественно, такие полномочия принадлежат главе государства, наделенному сильными полномочиями: это президент президентской республики или монарх абсолютной или дуалистической монархии. При парламентских формах правления президент «главным экономистом» не является.

Исходя, из вышеперечисленного можно сделать вывод о, том, что полномочия главы государства являются достаточно обширными и включают множество функции. Такими функциями являются представительские, функций в сфере государственного управления, также в военной сфере и сфере правосудия. Несмотря на многообразие существующих полномочий, они являются обязательными и неотъемлемыми для исполнения в любом государстве.

2.3 Ответственность главы государства

Юридическая ответственность главы государства является, пожалуй, самым убедительным показателем правового государства. До тех пор, пока глава государства свободен от ответственности за свои действия, идея правового демократического государства не может состояться. Не случайно, в странах авторитарных, юридическая ответственность первых лиц государства отсутствует.

Ответственность главы государства характеризует его конституционное положение, является элементом конституционно-правового статуса наряду с правами и обязанностями главы государств.

Как свидетельствует практика, основания ответственности главы государства имеют существенное значение в правовой квалификации этой ответственности, в виду чего они требуют тщательного законодательного формулирования. И. А. Алексеев справедливо указывает, что «одним из структурных элементов содержания ответственности являются ее основания»

Можно выделить следующие основания импичмента главы государства в зарубежных странах:

1) нарушение конституции — Австрия, Молдова, Хорватия;

2) нарушение конституции или законов — Венгрия, Македония; Туркменистан;

3) государственная измена — Казахстан, Турция, Франция, Чехия;

4) совершение тяжкого преступления — Азербайджан, Румыния;

5) государственная измена (измена Родине), совершение других (тяжких) преступлений — Армения, Грузия, Белоруссия, Республика Кипр;

6) совершение правонарушений — Ирландия;

7) нарушение присяги — Литовская Республика;

8) недостойное поведение — Мальта, Руанда.

Практика отрешения главы государства от должности свидетельствует, что отрешению всегда предшествует предъявление главе государства обвинения, то есть привлечение его к ответственности, формулирование статей импичмента. Причем отрешение от должности и предъявление обвинения, как правило, осуществляется разными субъектами, что гарантирует объективность процесса. В двухпалатном парламенте функции обвинения и наказания всегда разделены по палатам.

В зависимости от степени парламентского участия в импичменте можно выделить следующие разновидности механизма ответственности главы государства:

А) Полная парламентская ответственность главы государства Ее специфика заключается в том, что обвинение главы государства и его отрешение от должности осуществляются в парламентских стенах, в рамках специальной парламентской процедуры. Подобная ответственность в мире является преобладающей.

Б) Неполная парламентская ответственность главы государства (полупарламентская ответственностъ) Особенность этой модели в том, что обвинение выдвигается парламентом (палатами парламента), а решение об отрешении главы государства от должности осуществляется вне парламента, иными субъектами конституционного права.

Существуют три основных модели проведения импичмента главы государства:

Согласно первой модели, весь процесс реализации конституционной ответственности проистекает в парламенте как таковом; по его завершении могут последовать судебные процессы, которые могут рассматривать суды общей юрисдикции.

Вторая модель заключается в том, что парламент (либо одна из палат парламента) выступает как обвинение в процессе, а дело о конституционной ответственности решается в судебном органе, специально образуемом парламентом из своей среды, причем этот орган разрешает вопрос не только о конституционной ответственности, но и, при необходимости, вопросы уголовной ответственности, действую как обычный суд.

Третья модель схожа как с первой, так и со второй, здесь парламент также выступает как обвинительная сторона, однако далее дело по существу рассматривается органом конституционной юстиции, который выносит решение об импичменте, после чего дело может быть передано в суд общей компетенции.

Примером первой модели может послужить процедура импичмента в США. Возбуждает дело об импичменте Палата представителей). Сначала заявленная инициатива рассматривается в юридическом комитете Палаты, который вырабатывает формулу обвинения в виде статей импичмента. Затем Палата представителей обсуждает его, и если утверждает простым большинством голосов, то передает в Сенат, который правомочен разрешить дело. Приступая к процедуре, сенаторы должны принести присягу или сделать торжественное заявление. При процедуре импичмента председательствует в Сенате главный судья Верховного Суда. Заслушав мнения сторон, Сенат тайным голосованием принимает решение по каждой статье импичмента, причем для обвинительного решения требуется большинство не менее двух третей присутствующих сенаторов. Только если по всем статьям импичмента такое большинство имеется, обвиняемое лицо смещается с должности президента. Во время рассмотрения дела Сенат имеет право вызывать и заслушивать свидетелей и совершать другие процессуальные действия по исследованию доказательств. Таким образом, вся процедура досрочного смещения с должности главы государства осуществляется в рамках Конгресса.

Процедура импичмента во Франции является примером второй модели. Президенту Республики может быть предъявлено обвинение только двумя палатами Национального собрания, выносящими идентичные решения абсолютным большинством членов Парламента. Далее дело передается в Высокую палату правосудия, которая рассматривает дело по существу предъявленных обвинений. Высокая палата правосудия, согласно состоит из 24 членов, выбираемых на паритетных началах Национальным собранием и Сенатом, называемых постоянными судьями, а также 12 заместителей. Если Высокая палата правосудия принимает решение об импичменте Президента, то далее она действует как Высшая судебная инстанция общей компетенции.

Пример третьей модели проведения импичмента можно рассмотреть на основе Конституции ФРГ. Конституция Германии дает право, как Бундестагу, так и Бундесрату, возбудить перед Конституционным Судом обвинение против Президента в умышленном нарушении им Конституции либо иного федерального закона. Предложение о возбуждении обвинения должно быть представлено от имени не менее чем четверти депутатов Бундестага либо четверти представителей Бундесрата. Решение о возбуждении обвинения принимается не менее двух третей одной из палат Парламента.

Некоторые конституции зарубежных стран предусматривают иной порядок проведения процедуры импичмента, которые, хотя и схожи с вышеперечисленными моделями, однако, имеют свои существенные особенности.

Таким образом, было уяснено, что глава государства привлекается к ответственности путём импичмента, который также зависит от степени парламентского участия. И может подразделяться на полную парламентскую ответственность главы государства и не полную, каждая из данных разновидностей имеет свою особенность, но безусловно является показателем правового государства.

Делая вывод по информации из вышеприведённой главы, необходимо сказать, что элементы конституционно — правового статуса главы государства представляются достаточно разнообразными. Из данной области можно увидеть неодинаковый порядок прихода к власти глав государства, а также прекращение их полномочий, как в республике, так и в монархии. Можно заметить и обширную классификацию полномочий глав государства, в которую входят различные функции, осуществляемые главой государства, а также ответственность, которую несут главы государства за совершённые им проступки, данная ответственность может осуществляться процедурой импичмента как это происходит в республике, а может и не осуществляться вовсе, как можно увидеть это в монархи.

Заключение

Подводя итог, можно сделать вывод о проделанном исследовании и достигнутой цели изучить конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах. В ходе исследования были выявлены:

1) основные подходы к пониманию термина глава государства, которые при обобщении приводят к единому пониманию о том, что глава государства — это высшее государственное должностное лицо, представляющее государство вовне и внутри страны и являющееся символом государственности народа.

2) роль главы государства в принципе разделения властей, которая заключается в том, что главу государства не принято ассоциировать с какой-либо одной ветвью власти, во многих странах глава государства существует в качестве гаранта национального единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти.

3) роль главы государства в существующих формах правления, достаточно различна и зависит от данной формы правления. Например, в монархии, монарх юридически остаётся главой государства, но реально он не принимает участия в управлении страной. В республике если же глава государства президент, то он активно принимает участие в управлении государством и фактически и юридически.

4) существующие формы глав государства. Проделанное исследование позволяет сделать вывод о том, что существуют четыре формы глав государства: наследственный монарх, выборный президент, узурпатор, коллегиальный орган. Безусловно данные формы имеют отличия по таким критериям как: каким образом глава государства пришёл к власти, на какой срок, каким способом осуществляется его власть и другие критерии.

5) процедуру замещения поста и прекращения полномочий главы государства в монархии, данная процедура заключается в том, что монарх занимает государственный пост автоматически по принципу престолонаследия и его нельзя отстранить от должности, а также прекратить действие его полномочий.

6) процедуру выборов и прекращения полномочий президента республики, которая заключается в том, что президент республики избирается выборным путём и его полномочия могут быть прекращены, если произведена процедура импичмента.

7) классификацию полномочий главы государства, которая является разнообразной и включает в себя такие полномочия как: представительские функции, функции государственного управления, полномочия в военной сфере, право на издание нормативных и ненормативных актов.

8) ответственность главы государства, которая заключается в нарушении Конституции и законов государства, государственной измене, нарушении присяги и зависит от степени парламентского участия в импичменте.

Таким образом, вопрос о конституционно — правовом статусе главы государства в зарубежных странах является достаточно актуальным и значимым для понимания и представления роли главы государства в большом государственном механизме, особенно это проявляется при рассмотрении и сравнении правового — статуса глав различных государств.

Библиографический список

1. Автономов.А.С., Савицкий.В. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебное пособие/А.С. Автономов., В. А. Савицкий; под ред. А. С. Автономова — М.: Юриспруденция, 2001. — 118 с.

2. Андреева.Г.Н., Кашин.С. Ю. Иностранное Конституционное право: учебное пособие/Г.Н. Андреева., С. Ю. Кашин; под ред. В. В. Маклакова. — М.: Юрист, 2005. — 512 с

3. Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран: учебное пособие/ К. В Арановский.-М.: Юрид. лит, 2007. -752 с.

4. Баглай.М. В. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие/М.В. Баглай. — М.:Норма, 2004. — 820 с.

5. Горенберг М. Б. Глава государства // Конституционное государство/М.Б. Горенберг // Общественная польза. — 2006. — С. 74−121

6. Лафитский В. И. Роль главы государства в системе разделения властей в зарубежных странах. Сравнительно-правовое исследование/В.И. Лафитский // - М.:Юрист, 2005. — 305 с

7. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие/А.А. Мишин. — М.: Юстицинформ, 2009. — 322 с.

8.18 Соломонов П. Г. Полномочия главы государства в зарубежных странах. Сравнительно-правовое исследование /П.Г. Соломонов // -М.:Норма, 2006. — 382 с

9. Страшун.Б. А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие/Б.А. Страшун. — М., 2004. — 656 с

10. Смоленский.М.Б., Иванников.И. А. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие/М.Б. Смоленский., И. А. Иванников.-М.:Дашков и Ко, 2008. — 336 с.

11. Серёгин.А. В. Монархическая форма правления/А.В. Серёгин. // ДЮИ. — 2004. — 180 С.

12. Четвёрин Д. А. Процедура привлечения к ответственности главы государства в зарубежных странах/Д.А. Четвёрин // -М.:Норма, 2005. — 370

13. Черкасов.А. И. Глава государства и правительство в странах современного мира: учебное пособие/А.И. Черкасов.-М.: Экзамен, 2008. — 244 с.

14. Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебное пособие/М.Ф. Чудаков.-М.: Мысль, 2005. — 562с

15. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебное пособие/В.Е. Чиркин. — М.: Юрист, 1997. — 268 с

16. Чиркин.В. Е. Глава государства. Сравнительно-правовое исследование/В.Е. Чиркин // - М.: Норма: Инфра-М, 2010. — 240 с.

17. Шашкова.А. В. Конституционнное право зарубежных стран: учебное пособие/А.В. Шашкова. — М.:Норма, 2008. — 288 с.

18. Сайт Конституций государств (стран) мира. URL: http://worldconstitutions.ru

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой