Производственный экологический контроль в области обращения с отходами в ООО «АТП» Вираж
Первоочередной мерой по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций является незамедлительное оповещение соответствующих служб. Содержание мероприятий по контролю при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, определяется в оперативном порядке непосредственно после получения уведомления об аварийной ситуации и зависит от тяжести ситуации. Оценка последствий… Читать ещё >
Производственный экологический контроль в области обращения с отходами в ООО «АТП» Вираж (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Частное образовательное учреждение высшего образования Южный институт менеджмента Центр повышения квалификации и дополнительного профессионального образования Выпускная аттестационная работа на тему
«Производственный экологический контроль в области обращения с отходами в ооо «атп ««Вираж»»
Слушатель Н. А. Галицкая Научный руководитель заместитель начальника отдела мониторинга ГБУ Краснодарского края «КИЦЭМ»
Г. А. Ломакина Нормоконтролер Н. Н. Бурангулова Краснодар 2014
Реферат
Целью выпускной квалификационной работы является изучение на примере ООО «АТП «ВИРАЖ» производственного экологического контроля в области обращения с отходами.
Реализация «Программы производственного экологического контроля» позволит обеспечить экологическую безопасность и минимизировать штрафные санкции специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды и обращению с отходами.
Ключевые слова:
Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;
Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
Обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
Хранение отходов — содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;
Негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к неблагоприятным изменениям качества окружающей среды.
Сокращения основных определений:
ПДВ — предельно-допустимые выбросы;
НООЛР-нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
ЗВзагрязняющие вещества;
СЗЗ — санитарно-защитная зона;
НВОС — негативное воздействие на окружающую среду.
ВВЕДЕНИЕ
Целью производственного санитарно-гигиенического контроля является обеспечение безопасности (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно — противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно — защитная зона, транспорт, инструмент, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, отходы производства и потребления.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами разработан предприятием во исполнение п. 2 ст.26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю», Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.02.2012 г.№ 142 «О департаменте природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края.
Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования.
Экологический контроль направлен на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Основными задачами производственного контроля в области обращения с отходами являются:
— проверка соблюдения требований, условий, ограничений, установленных законами, иными нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды, разрешительными документами в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
— контроль за соблюдением нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду, установленным соответствующими разрешениями, договорами, лицензиями и т. п.;
— предупреждение вреда, наносимого окружающей среде в результате деятельности предприятия;
— контроль за выполнением предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль;
— проверка выполнения планов и мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
— оперативное и своевременное представление необходимой и достаточной информации, предусмотренной системой управления охраной окружающей среды на предприятии;
— своевременное предоставление достоверной информации, предусмотренной системой государственного статистического наблюдения, системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды.
1 МЕТОДОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
1.1 Общие сведения о предприятии
Название организации:
Общество с ограниченной ответственностью «АТП «Вираж»
Сокращенное название: ООО «АТП «Вираж»
Директор — Михитаров Вячеслав Михайлович
Ответственный за охрану окружающей природной среды — Галицкая Наталья Анатольевна.
1.2 Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы
Основным направлением хозяйственной деятельности ООО «АТП «Вираж» является грузоперевозки.
ООО «АТП «Вираж"расположено по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Армавир, ул. Воровского 81А. ООО «АТП «Вираж» арендует земельный участок общей площадью 6235 м², на котором расположено здание проходной конторы «литер А» общей площадью 84,4 м2и здание гаража «литер Б» общей площадью 467,5 м² у гражданки Михитаровой Люды Артаваздовны согласно договору безвозмездной аренды от 10 января 2012 г.
Площадка находится в юго-западной части г. Армавира. От территории земельного участка расположены:
— с севера — территория ООО «Стройдеталь»;
— с северо-востока — пустырь, далее железная дорога;
— с востока, юго-востока и юга — пустырь, далее Армавирское ВВАУЛ;
— с юго-запада и запада — пустырь;
— с северо-запада — территория ООО «Кубаньсельхозпереработка».
В соответствии с санитарной классификацией предприятий согласно СанПиН 2.2.½.1.1.1200−03 (новая редакция, 2010) ООО «АТП «Вираж» относится к IV классу опасности с ориентировочной санитарно-защитной зоной — 100 м (раздел 7.1.12., класс IV, пункт 4 — стоянки (парки) грузового междугородного автотранспорта.
Таблица 1 — Расстояние от границ предприятия до нормируемой территории
с | св | в | юв | ю | юз | з | сз | |
более 100 м | более 100 м | более 100 м | более 100 м | более 100 м | более 100 м | более 100 м | более 100 м | |
В состав предприятия входят следующие здания и сооружения:
гараж открытая стоянка автотранспорта сварочный пост.
административное здание В гараже хранится подвижный состав предприятия (грузовые автомобили) в количестве 8 единиц. Ремонтные плановые работы проводятся в мастерских автосервиса. При выполнении технического ремонта автомобилей образуются следующие опасные отходы:
— аккумуляторы свинцовые отработанные, неповрежденные с не слитым электролитом;
— обтирочный материал, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более);
— фильтрующий элемент отработанных масляных фильтров;
— масла автомобильные отработанные;
— песок, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более);
— покрышки с металлическим кордом отработанные;
— фильтрующий элемент отработанных воздушных фильтров;
— резиноасбестовые отходы (в том числе изделия отработанные и брак);
— лом черных металлов несортированный;
— лом алюминия несортированный.
Для проведения ремонтных сварочных работ на территории предприятия расположен сварочный пост. Газовая резка осуществляется пропан-бутановой смесью, доставляемой в металлических баллонах, а электродуговая сварка с использованием электродов АНО-21. В результате работы данного оборудования образуются отходы:
— лом черных металлов несортированный;
— остатки и огарки стальных сварочных электродов.
Административный корпус для освещения используются энергосберегающие лампы. При производственной деятельности персонала предприятия образуются отходы:
— ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак;
— мусор от бытовых помещений и организаций несортированный (исключая крупногабаритный);
— мусор смет с территории предприятия.
Производственно-хозяйственная деятельность предприятия согласно НТД сопровождается образованием 14 видов отходов производства и потребления в количестве 18,646 т/год, из них 1 отходI класса опасности; 1 отходII класса опасности; 3 отходаIII класса опасности; 5 отходовIV класса опасности; 4 отхода — V класса опасности.
Предприятие проводит все необходимые мероприятия по недопущению загрязнения окружающей среды, предусмотрен раздельный сбор и хранение отходов. Хранение отходов осуществляется в специально организованных предназначенных для этих целей местах. Для минимизации неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления все опасные отходы в местах их временного размещения хранятся в металлических контейнерах, герметичных емкостях на бетонированных площадках.
Предусмотрена передача отходов предприятиям, имеющим лицензии, для последующего их и утилизации обезвреживания. Транспортирование отходов осуществляется транспортом организации-приемщика отходов.
Для отходов, образующихся в результате деятельности ООО «АТП «Вираж» установлены классы опасности и разработаны паспорта опасных отходов. Паспорта опасных отходов выполняются в ФГУ «ЦЛАТИ по ЮФО» и согласованы с заместителем руководителя Северо-Кавказского управления по экологическому технологическому и атомному надзору.
Расчеты классов опасности отходов, отсутствующих в ФККО произведены в соответствии с «Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» № 511 от 15.06.2001 г.
Деятельность с опасными отходами на предприятии направлена на организацию учета отходов в процессе их размещения, соблюдение условий хранения, предусматривающее отсутствие отрицательного влияния на окружающую среду.
Таблица 2 — Объекты производственного контроля в области обращения с отходами
Код опасного отхода (по ФККО) | Вид опасного отхода | Способ и условия сбора | |
353 301 00 13 01 1 | Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак | Собираются в металлический контейнер с крышкой, находящемся в закрытом изолированном помещении, в течение 6 месяцев до передачи ООО Агентство «Ртутная безопасность» | |
921 101 01 13 01 2 | Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом | Собирается в закрытый металлический контейнер с крышкой в спец. помещении с твердым покрытием в течение 3 месяцев до передачи ООО Агентство «Ртутная безопасность» | |
541 002 02 02 03 3 | Масла автомобильные отработанные | Собираются в закрытый металлический контейнер с крышкой в помещении с твердым покрытием в течении 3 месяцев до передачи ООО Агентство «Ртутная безопасность» | |
920 000 00 00 00 0 | Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (отработанные масляные автомобильные фильтры) | Собираются в закрытый металлический контейнер с крышкой в помещении с твердым покрытием в течение 3 месяцев до передачи ООО Агентство «Ртутная безопасность» | |
549 027 01 01 03 3 | Обтирочный материал, загрязненный маслами (15% и более) | Собираются в закрытый металлический контейнер с крышкой в помещении с твердым покрытием в течение 3 месяцев до передачи ООО Агентство «Ртутная безопасность» | |
314 023 03 01 03 4 | Песок, загрязненный маслами (содержание масел 15% и более) | Собираются в закрытый металлический контейнер с крышкой в помещении с твердым покрытием в течение 3 месяцев до передачи ООО Агентство «Ртутная безопасность» | |
275 20 413 004 | Покрышки с металлическим кордом отработанные | Собираются в складском помещении с твердым покрытием в течение 3 месяцев до передачи ООО Агентство «Ртутная безопасность» | |
Код опасного отхода (по ФККО) | Вид опасного отхода | Способ и условия сбора | |
575 30 001 004 | Резиноасбестовые отходы (в том числе изделия отработанные и брак) | Собираются в закрытый металлический контейнер с крышкой в помещении с твердым покрытием в течение 3 месяцев до передачи ООО Агентство «Ртутная безопасность» | |
920 0 | Отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты (отработанные воздушные автомобильные фильтры) | Собираются в закрытый металлический контейнер с крышкой в помещении с твердым покрытием в течение 3 месяцев до передачи ООО Агентство «Ртутная безопасность» | |
912 004 00 01 00 4 | Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) | Собирается в открытый металлический контейнер, который находится на открытой площадке с твердым покрытием на территории предприятия в течение 3 дней до передачи МП г. Армавира «Армавирготранс» | |
912 000 00 00 00 0 | Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (мусор, смет с территории предприятия) | Собирается в открытый металлический контейнер, который находится на открытой площадке с твердым покрытием на территории предприятия в течение 3 дней до передачи МП г. Армавира «Армавирготранс» | |
351 302 00 01 99 5 | Лом черных металлов кусковой форме незагрязненный | Собирается в открытый металлический контейнер в специально организованном месте на площадке с твердым покрытием до передачи ООО «Ирбис» | |
351 216 01 01 99 5 | Остатки и огарки стальных сварочных электродов | Собираются в открытый металлический контейнер на открытой площадке с твердым покрытием в течении 6 месяцев до передачи ООО «Ирбис» | |
353 101 02 01 99 5 | Лом алюминия в кусковой форме незагрязненный | Собираются в открытый металлический контейнер на открытой площадке с твердым покрытием в течении 6 месяцев до передачи ООО «Ирбис» | |
В соответствии с ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы, должны разрабатывать ПНООЛР. Однако данное требование не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства (каковым и является предприятие ООО «АТП «Вираж»). Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов в уведомительном порядке.
Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30 утвержден Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом и составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам. Территориальные органы Росприроднадзора регистрируют отчетность, представленную отчитывающимися субъектами малого и среднего предпринимательства, и ведут учет и контроль отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов при администрировании платы за НВОС в части платы за размещение отходов. Таким образом, представленная во время отчетность служит лимитом на размещение отходов и рассчитывается без превышающего пятикратного размера.
2 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
2.1 Экологический контроль
Производственный экологический контроль — комплекс работ, осуществляемых субъектом хозяйственной и иной деятельности в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Порядок осуществления производственного экологического контроля определяется внутрипроизводственными программами, графиками контроля, технологическими регламентами и другой методической документацией в соответствии с объектами контроля, спецификой хозяйственной деятельности и содержанием документации, регламентирующей природопользование на конкретном предприятии (графики контроля представлены в приложении).
2.2 Перечень объектов производственного экологического контроля на предприятии
Исходя из анализа источников негативного воздействия на окружающую среду, к объектам производственного экологического контроля на предприятии относятся:
Объекты производственного экологического контроля в области охраны атмосферного воздуха:
— стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
— технологическое оборудование (воздух рабочей зоны);
— места временного хранения отходов производства.
Объекты производственного экологического контроля в области охраны водных ресурсов:
— сети и системы хозяйственно-питьевого и производственного водопровода:
— сети и системы бытовой и производственной канализации.
Объекты производственного экологического контроля в области охраны почвы:
— склады и хранилища сырья и материалов, технологическое оборудование, производственные, бытовые и административные помещения как источник образования отходов производства и потребления;
— открытые площадки накопления и временного хранения отходов производства и потребления;
— закрытые площадки накопления и временного хранения отходов производства и потребления (склады, помещения).
2.3 Перечень должностных лиц, привлекаемых организаций, участвующих в осуществлении производственного экологического контроля, их основные функции
1. Директор;
2. Заместитель директора;
3. Ответственный за охрану окружающей среды на предприятии и осуществление производственного экологического контроля — инженер-эколог;
4. Сторонние организации, привлекаемые для осуществления аналитического контроля:
— Филиал «ЦЛАТИ по ЮФО»;
— ООО «Стройдеталь».
Ответственность за организацию системы производственного экологического контроля, за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного экологического контроля несет заместитель директора предприятия.
Оперативное руководство и координация работ по производственному экологическому контролю осуществляет инженер-эколог.
Права, обязанности и ответственность директора отражены в уставе предприятия.
Права, обязанности и ответственность заместителя директора и инженера-эколога отражены в должностных инструкциях (Приложение А).
Права, обязанности и ответственность сторонних организаций, привлекаемых для осуществления аналитического контроля, отражены в договорах на осуществление контроля. Указанные организации несут ответственность за достоверность осуществляемого аналитического контроля.
2.3.1 Взаимодействие подразделений между собой, с органами управления предприятием
Таблица 3 — Перечень должностных лиц, на которых возложены функции по осуществлению производственного контроля
ФИО | Занимаемая должность | |
Шахназарян А.А. | Заместитель директора | |
Должкова В.Г. | Инженер по безопасности движения | |
Галицкая Н.А. | Инженер-эколог | |
Директор:
Организует и проводит совещания по вопросам производственного экологического контроля.
Направляет заместителю директора предписания надзорных органов, запросы организаций, осуществляющих государственный и общественный экологический контроль.
Инженер-эколог:
Получает от заместителя директора предписания надзорных органов, запросы организаций, осуществляющих государственный и общественный экологический контроль.
Направляет заместителю директора отчеты о выполнении предписаний надзорных органов, выполнении запланированных мероприятий, результатах аналитического контроля и инспекционного контроля, ответы на запросы организаций, осуществляющих государственный и общественный экологический контроль.
Получает от сторонних организаций, привлекаемых для осуществления аналитического контроля, результаты анализов, замеров, измерений.
Направляет сторонним организациям, привлекаемым для осуществления аналитического контроля, планы-графики для согласования.
Получает от главного бухгалтера необходимые для ведения первичной отчетной документации.
Подготавливает и направляет в структурные подразделения предприятия обязательные для исполнения предписания по соблюдению экологического законодательства.
Сторонние организации, привлекаемые для осуществления аналитического контроля:
Получают от инженера-эколога планы-графики для согласования.
Направляют инженеру-экологу результаты анализов, замеров, измерений.
природоохранный ликвидация чрезвычайный экологический
2.4 Взаимодействие с организациями, осуществляющими государственный экологический контроль
Мероприятия по контролю могут быть плановыми и внеплановыми.
Плановые мероприятия по контролю проводятся в целях проверки выполнения юридическими лицами обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции.
В отношении одного юридического лица каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в три года.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:
— получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан;
— возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
— обращения граждан с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:
— проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
— осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц либо их представителей;
— требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
— распространять информацию, представляющую охраняемую законом тайну, и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
— превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
Юридические лица обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение производственного контроля.
Должностные лица и (или) представители юридического лица при проведении мероприятий по контролю имеют право:
— непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
— получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
— знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
— обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Юридические лица, их должностные лица и их представители, допустившие нарушение Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)», необоснованно препятствующие проведению мероприятий по контролю и (или) не исполняющие в установленный срок предписания, постановления органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю или их представителям под расписку, либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).
В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.
Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
Юридические лица ведут журнал учета мероприятий по контролю.
В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.
Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица.
При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.
2.5 Контроль за соблюдением требований предупреждения и ликвации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами
Чрезвычайной (аварийной) ситуацией на предприятии ООО «АТП «Вираж» возникающей при обращении с отходами, является возгорание отходов, разрушение ртутных ламп, разрушение аккумуляторов, разлив электролита аккумулятора, разлив нефтесодержащих отходов, антисанитарная обстановка в местах хранения отходов.
Для анализа проб природных объектов, отобранных для оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, привлекаются сторонние лаборатории, в область аккредитации которых входят соответствующие виды измерений.
При возгорании отходов работник предприятия, обнаруживший возгорание, руководители и другие должностные лица действуют согласно инструкциям о порядке действий при пожаре на предприятии.
Таблица 4 — Мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций в области обращения с отходами
Возможные аварийные ситуации при обращении с отходами | Этапы обращения с отходами, на которых возможны аварии | Причины, способные повлечь за собой аварийную ситуацию | |
Возгорание отходов | На любом этапе обращения с отходами | Обращение с отходами с нарушением правил пожарной безопасности | |
Разрушение корпуса лампы с загрязнением окружающей среды ртутью и осколками стекла, загрязненными ртутью | Во время замены и при погрузке-разгрузке ртутных ламп | Неосторожное обращение и нарушение экологических требований при временном хранении отходов | |
Разрушение аккумуляторов и разлив электролита | Во время замены и при погрузке-разгрузке аккумуляторов | Неосторожное обращение и нарушение экологических требований при временном хранении отходов | |
Разлив масел и эмульсии отработанных, содержащих нефтепродукты | При сборе, погрузке-разгрузке, временном хранении масел и эмульсии отработанных, содержащих нефтепродукты | Неосторожное обращение и нарушение экологических требований при временном хранении отходов | |
Антисанитарная обстановка в местах хранения отходов | При хранении отходов | Обращение с отходами с нарушением санитарных правил | |
Для предупреждения возгорания отходов ответственные за их хранение руководствуются инструкциями по обращению с отходами производства и потребления, в которых содержатся экологические требования к временному хранению отходов.
При разрушении корпуса лампы ликвидация аварии проводится путем удаления отхода из места аварии для последующей демеркуризации самого отхода и демеркуризации места аварии. Руководитель подразделения предприятия, на территории которого произошла чрезвычайная ситуация, обязан сообщить о произошедшем в отдел охраны труда и экологу предприятия. Эколог предприятия обеспечивает ликвидацию аварии вызовом специализированной службы демеркуризации по телефонам (86 150) 33−2-19или 33−2-10 (ООО Агентство «Ртутная безопасность»).
При разрушении отработанной аккумуляторной батареи и (или) разливе электролита принимаются экстренные меры. При разливе электролита (25%-ной серной кислоты) разлитую кислоту нейтрализуют 10%-ным раствором кальцинированной соды или щёлочи, собирают и удаляют из помещения, затем место разлива промывают проточной водой и протирают чистой сухой тряпкой. Лица, выполняющие работы по нейтрализации разлитой аккумуляторной серной кислоты, должны пройти инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами.
При разливе масел и эмульсий отработанных, содержащих нефтепродукты, необходимо исключить дальнейшее попадание их в почву, для чего место разлива посыпают песком. Затем загрязненный маслом песок и слой почвы, успевший впитать разлитое загрязненное вещество, собирают в герметичные ёмкости для последующей передачи на утилизацию.
Чтобы не допускать возникновения антисанитарной обстановки в местах хранения отходов, необходимо обеспечивать своевременный их вывоз с территории предприятия, следить за санитарным состоянием контейнеров ТБО, не допускать переполнения контейнеров и захламления окружающей территории.
Первоочередной мерой по предупреждению последствий чрезвычайных ситуаций является незамедлительное оповещение соответствующих служб. Содержание мероприятий по контролю при ликвидации чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, определяется в оперативном порядке непосредственно после получения уведомления об аварийной ситуации и зависит от тяжести ситуации. Оценка последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, т. е. фактическое загрязнение компонентов природной среды на производственной площадке и в пределах зоны влияния производственного объекта, осуществляется по соответствующим нормативным документам с применением МВИ содержание загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, допущенных к применению в установленном порядке. Для оперативной оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, допускается применение методов экспрессного (индикаторного) анализа. Для анализа проб природных объектов, отобранных для оценки последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих при обращении с отходами, привлекаются сторонние лаборатории, в область аккредитации которых входят соответствующие виды измерений.
3 ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
3.1 Организация системы производственного экологического контроля предприятия в зависимости от методов контроля
Система производственного экологического контроля предприятия делится на следующие этапы:
— Ведение первичной отчетной документации.
— Контроль выполнения организационно-технических мероприятий.
— Лабораторный контроль.
— Контроль выполнения предупреждающих и корректирующих действий.
Ведение первичной отчетной документации Осуществляется инженером-экологом.
Первичный учет осуществляется в целях учета негативного воздействия на окружающую среду, подтверждения установленных и разработки новых нормативов ПДВ и НООЛР, расчета платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в систему хозфекальной канализации, размещение отходов производства и потребления, составления статистической отчетности.
Учет первичных данных предусмотренных ст. 30 ФЗ от 04.05.1999 г.№ 96"Об охране атмосферного воздуха", приказом ЦСУ СССР от 09.06.1981 г. № 329 «Об утверждении типовых форм первичной учетной документации по охране воздушного бассейна», а также устанавливается разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.
Учет первичных данных при производственном контроле на предприятии организован по типовым формам: ПОД-1- Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик; ПОД-2-Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха. Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок по формеПОД-3 на предприятии не ведется в связи с отсутствием газопылеочистных установок.
Учет отходов образующихся на предприятии и переданных на использование, обезвреживание и размещение согласно договоров организациям, имеющим лицензии ведется согласно требованиям закона Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721 (Приложение Д; Е). Учет проводится на основании технологической, бухгалтерской документации, актов приема-передачи и договоров. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала, а также по итогам очередного календарного года. Листы таблицы заверяются подписью лица, ответственного за учет отходов (инженера-эколога). Все листы, включая титульный, прошиваются и на последней странице скрепляются подписью и оттиском круглой печати руководителя предприятия. В срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Данные учета оформляются в письменном и электронном виде по приложениям и хранятся 5 лет.
Контроль выполнения организационно-технических мероприятий осуществляется при проведении плановых и внеплановых проверок:
— соблюдения требований природоохранного законодательства;
— соблюдения лицензионных требований и условий в части допуска к деятельности по сбору, использованию, транспортировке, размещению опасных отходов лиц, имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами;
— наличия нормативных и разрешительных документов — технологических регламентов, инструкций;
— соблюдения инструкции по обращению с опасными отходами;
— соблюдения лимитов на размещение отходов, нормативов предельно-допустимых выбросов.
Проверки соблюдения структурными подразделениями норм и требований природоохранного законодательства проводятся с периодичностью один раз в месяц должностными лицами, на которых возложен производственный контроль.
При обнаружении в ходе проверки нарушений норм и требований природоохранного законодательства выдается предписание по инспекционному контролю, обязывающее конкретное ответственное лицо устранить выявленные нарушения в установленные сроки. Виновные лица привлекаются к ответственности. При необходимости разрабатывается план организационно-технических мероприятий.
Внеплановые проверки проводятся комиссией, создаваемой приказом по предприятию при выявлении превышения нормативов качества окружающей среды и грубых нарушениях природоохранного законодательства.
По результатам проверки оформляется акт, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается директором. Результаты проверки обсуждаются на совещании при заместителе директора.
Порядок разработки планов природоохранных мероприятий План организационно-технических мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов разрабатывается инженером-экологом совместно c заместителем генерального директора.
В плане организационно-технических мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов указываются материальные затраты на выполнение природоохранных мероприятий, ожидаемые экологический и экономический эффект от выполнения данного мероприятия. План мероприятий содержит следующие разделы:
— охрана атмосферного воздуха;
— размещение отходов;
— уменьшение выбросов при эксплуатации транспортных средств.
К плану мероприятий прилагается пояснительная записка с обоснованием необходимости выполнения мероприятий.
План мероприятий утверждается директором.
Выполнение природоохранных мероприятий финансируется за счет средств предприятия.
Контроль за выполнением планов мероприятий по охране окружающей среды осуществляет инженер-эколог.
Аналитический контроль осуществляется инструментальным и расчетным методами в целях:
— получения объективной информации о состоянии контролируемого объекта и определения соответствия фактического состояния объекта производственного экологического контроля установленным нормативам;
— оформления отчетных документов и расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Лабораторный контроль осуществляется аккредитованной испытательной лабораторией ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО"(аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.5 119 367.срок действия аккредитации по «20"декабря 2016 г.) по договору № АПВО-8/220и согласованным планам-графикам.
Объекты контроля:
— выбросы ЗВ на источниках выброса на соответствие нормативам ПДВ;
— атмосферный воздух в контрольных точках на границе СЗЗ;
— воздух рабочей зоны;
Производственный аналитический контроль осуществляется сторонними аналитическими лабораториями.
Порядок производственного аналитического и инспекционного контроля определяется планами — графиками.
Планы-графики составляются отдельно для каждого вида воздействий и контролируемых сред (выбросы, воздух, отходы и пр.).
В план-график включаются:
— указание и нумерация точек отбора проб, выполнения измерений или номер источников выброса ЗВ в окружающую среду;
— сведения (по каждой точке) о способах и периодичности отбора проб;
— перечень контролируемых веществ, показателей загрязнения, физических параметров, данные о методиках выполнения измерений, анализа;
— наименования подразделений и организаций, выполняющих отбор и анализ проб.
Планы — графики контроля нормативов ПДВ на источниках выбросов согласовываются ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО».
Копии согласованных планов-графиков на проведение аналитического и инспекционного контроля приведены в приложении И.
3.2 Порядок проведения мероприятий по инспекционному контролю Лицом, уполномоченным на подписание поручений на проведение проверок, является директор ООО АТП «Вираж».
Форма распорядительного документа о проведении инспекционного контроля — приказ или устное распоряжение. В случае издания приказа его копия передается лично контролируемому через бухгалтера, в случае устного распоряжения сообщается лично контролируемому.
Должностные лица, уполномоченные осуществлять инспекционный контроль, имеет право в любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать объекты, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам экологической, промышленной и пожарной безопасности, предъявлять другим работникам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, запрещать эксплуатацию, оборудования в случае выявления нарушений, создающих угрозу возникновения аварий, направлять директору предложения о наказании работников.
Должностные лица, уполномоченные осуществлять инспекционный контроль, обязаны проводить контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами согласно плану-графику, проводить анализ причин нарушения законодательства в области обращения с отходами, организовывать и контролировать выполнение мероприятий по устранению нарушений, представлять руководству общества отчеты (акты) по результатам проверки соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами.
Перечень документов, представляемых руководителем контролируемого объекта для инспекционного контроля — журналы учёта и прочие.
Руководители контролируемого объекта обязаны всячески способствовать проведению контроля. Руководитель контролируемого объекта несёт ответственность за противодействие проверке или отказ от оформления её результатов. В случае если руководитель контролируемого объекта оказывает противодействие проверке или отказывается от оформления её результатов, должностные лица, проводящее проверку, сообщает об этом директору. Решение о наказании виновного принимает директор ООО АТП «Вираж».
Руководители контролируемого объекта имеют право знакомиться с содержащими экологические требования документами, находящимися у инженера-эколога, а также консультироваться по вопросам экологической безопасности.
По результатам проверки составляется акт. В акте обязательно указывается дата, место проверки, состав комиссии, цель проверки, описание контролируемого объекта, выявленные недостатки, предложения и сроки их устранения. Акт составляется, как минимум, в трех оригинальных экземплярах, один передается директору, второй хранится у инженера-эколога, третий остается у руководителя контролируемого объекта.
Руководитель контролируемого объекта должен ознакомиться с актом, о чём делается соответствующая пометка с подписью на всех трёх экземплярах акта.
На контролируемом объекте должны храниться оригиналы внутренних документов (бумажные экземпляры) или их копии с указанием службы, где хранится оригинал.
Директор информируется о результатах проверки в день её окончания посредством передачи ему одного из экземпляров акта.
Результаты проверки оглашаются на еженедельном итоговом совещании или на любом другом ближайшем совещании. Прочие заинтересованные лица могут ознакомиться с результатами проверки у инженера-эколога предприятия.
В случае оформления результатов инспекционного контроля, осуществляемого одновременно с экоаналитическим контролем соблюдения природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду, в акте проверки делается отметка о проведении одновременного экоаналитического контроля, к акту проверки подшиваются акты отбора проб и протоколы результатов выполненных исследований (либо их копии с указанием службы, в которой хранятся оригиналы).
В качестве мер воздействия, применяемых по отношению к нарушителям, может применяться выговор, строгий выговор с занесением в личное дело, лишение премии, отстранение от занимаемой должности, увольнение.
Предложения об устранении выявленных нарушений указываются в результативной части акта проверки либо оформляются отдельным предписанием.
Повторная проверка исполнения выданных предписаний и внесённых предложений осуществляется должностным лицом, выдавшим его, без предварительного сообщения проверяемому. Проверки выполнения предписания осуществляются ежемесячно, о результатах докладывается на еженедельном итоговом совещании. В случае установления короткого срока предписания (до 1 месяца) проверка его исполнения проводится не реже одного раза в неделю.
План-график проведения инспекционного контроля.
Места организованного сбора отходов контролируется раз в месяц в летний период (май — октябрь) и один раз в два месяца в зимний период (ноябрь — апрель).
Внеплановый инспекционный контроль проводится по требованию директора либо в связи с выявлением нарушений государственными контролирующими органами.
При обращении с опасными отходами в подразделениях возможны следующие аварийные ситуации.
Бой люминесцентных ламп. В случае боя люминесцентных ламп возможно загрязнение поверхности соединениями ртути, обладающими высокой токсичностью. В случае боя ртутных ламп отход следует собрать в металлическую (или толстостенную стеклянную) посуду и в течение суток вывезти в ООО «Агентство «Ртутная безопасность» для обезвреживания. Загрязненную поверхность необходимо обработать. Для химической обработки поверхностей используются 20% раствор хлорного железа или 0,2% подкисленный раствор перманганата калия. Поверхность, обработанная указанными растворами, оставляется до полного высыхания на сутки. После этого демеркуризированную поверхность очищают от продуктов реакции, тщательно промывая несколько раз, сначала мыльной, а затем чистой водой. Демеркуризация признается эффективной, если после ее завершения в воздухе рабочей зоны содержание паров ртути не превышает 0,0017 мг/м3, т. е. 30% среднесменной ПДК рабочей зоны, равной 0,005 мг/м3.
О случившемся происшествии необходимо сообщить в Роспотребнадзор по Краснодарскому краю в г. Армавире, Успенском, Новокубанском, Отрадненском районах и вызвать специалистов для проведения контрольных анализов.
Возникновение пожара. К материалам и отходам, обладающим пожароопасными свойствами, которые при их хранении с нарушениями противопожарных правил могут вызвать пожар и отравлять среду обитания, относятся загрязненный маслами обтирочный материал; масла автомобильные отработанные; фильтрующий элемент отработанных автомобильных фильтров;
Для предупреждения возникновения пожаров здание должно быть оборудовано пожарными кранами с присоединенными пожарными рукавами, первичными средствами пожаротушения (углекислотными и порошковыми огнетушителями, ящиками с песком). Необходимы инструкции и планы действия персонала в случае возникновения пожара.
В корпусах пожароопасные отходы должны накапливаться в специальных металлических контейнерах с плотно закрывающимися крышками, обтирочный материал — в ящике с плотно закрывающейся крышкой, отработанные масла — во фляге с плотно запирающейся крышкой. Допускается их хранение в производственных помещениях в течение 3 мес. Затем пожароопасные отходы складируются на специально оборудованных площадках, отдельно от остальных видов отходов, в плотно закрывающихся металлических контейнерах. Площадки их хранения оборудуются асфальтобетонным покрытием. В местах сбора, временного хранения и накопления пожароопасных отходов необходимо предусмотреть средства пожаротушения (огнетушители, бочки с водой, лопаты, песок и др.). В случае возникновения пожара или загорания нужно немедленно сообщить об этом в пожарную часть (по телефону 01) и организовать тушение имеющимися средствами.
Меры долговременные, когда проводимые мероприятия требуют длительного времени, материальных затрат (реконструкция сооружений, строительство, приобретение и установка оборудования и т. д.).
Должностные лица и привлекаемые организации, участвующие в осуществлении производственного экологического контроля несут ответственность за его достоверность и соответствие действующему законодательству в области охраны окружающей среды в соответствии с действующим законодательством.
3.3 Порядок осуществления контроля по объектам производственного экологического контроля Контроль хранения сырья и материалов осуществляется инженером-экологом. Визуально контролируется состояние и оборудование складских помещений, состояние асфальтобетонных покрытий, соблюдение требований санитарных правил.
Контроль источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в виде инструментального контроля (согласно графика) и первичного учета.
Инструментальный контроль источников выбросов в атмосферу проводится согласно утвержденного графика аккредитованная лаборатория, контроль расчетным методом — инженером-экологом.
Первичный учет параметров газовоздушной среды на выходе из стационарного источника, концентрации ЗВ в выбросах, времени работы источников выбросов, количества отходящих веществ от источников выбросов, максимального количества вредных веществ в выбросах осуществляется инженером-экологом в журнале формы ПОД-1 на основании данных аналитического контроля по мере его осуществления.
Контроль концентрации загрязняющих веществ в сточных водах при сбросе в горколлектор на соответствие нормативно допустимых концентраций (НДК) загрязняющих веществ производит аккредитованная лаборатория ГУП КК СВВУК «Курганинский групповой водопровод».
Контроль отходов, источников их образования, движения отходов, объектов их размещения осуществляется в виде первичного учета, визуального осмотра мест хранения инженером-экологом.
Учет образования и движения отходов осуществляется инженером-экологом в журнале, форма которого приведена в приложении, по мере их образования и движения.
На предприятии инженером-экологом осуществляется визуальный осмотр за состоянием мест временного хранения отходов, состоянием асфальтовых и бетонных покрытий -1 раз в неделю.
Контроль воздуха СЗЗ. Контроль уровней шума и воздуха СЗЗ осуществляется методом инструментального контроля аккредитованной лабораторией ООО «Экосервис». Объем, методы и периодичность контроля отражены в программе производственного контроля.
3.4 Производственный экологический контроль в области обращения с отходами Осуществляется, путем ведения первичного учета и отчетной документации и визуальным осмотром.
Контроль в области обращения с отходами включает в себя:
— контроль хранения сырья и материалов;
— контроль отходов, источников их образования, движения отходов, объектов их размещения.
Порядок осуществления контроля этих объектов изложен выше
4. ПЛАНИРОВАНИЕ
4.1 Порядок согласования В соответствии с приказом Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края № 67 от 27 марта 2012 г. «Об утверждении положения о согласовании порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору» утверждается Положение о согласовании порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору.
Юридические лица, подлежащие региональному государственному экологическому надзору, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Разрабатывают Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и направляют его на согласование в Департамент природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края.
В настоящее время не существует положения по содержанию, структуре порядка производственного контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации либо приказом Минприроды России, поэтому законодательно требования к содержанию порядка производственного контроля отсутствуют.
Вместе с этим, содержание порядка производственного контроля определяется в соответствии с требованиями, установленными природоохранным законодательством Российской Федерации, к деятельности в области обращения с отходами, с учетом особенностей и условий осуществляемой юридическими лицами деятельности в области обращения с отходами.
Росприроднадзор может порекомендовать примерную структуру порядка производственного контроля. Главой III Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены общие требования к обращению с отходами, в связи с этим структура порядка производственного контроля может выглядеть следующим образом:
— общие положения (нормативные правовые документы и акты, в соответствии с требованиями которых разработан порядок производственного контроля);
— цели и задачи порядка производственного контроля;
— общие сведения о предприятии с указанием наименования юридического лица; вида деятельности; юридического и фактического адреса; должностных лиц или организационной структуры предприятия, ответственных или организующих производственный контроль в области обращения с отходами и охраны окружающей среды;
— данные об организационной структуре юридического лица;
— данные о должностных лицах, ответственных за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в хозяйствующем субъекте, за допуск работников к работе с отходами;
— объекты производственного контроля в области обращения с отходами и их характеристики;
— состав производственного контроля в области обращения с отходами;
— контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами с указанием обязанностей и функций должностных лиц хозяйствующего субъекта в области охраны окружающей среды;
— контроль лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV класса опасности, проводимый предприятием;
— привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами;
— ответственность юридических и должностных лиц за ненадлежащую организацию производственного контроля в области обращения с отходами и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды.
Порядок производственного контроля должен быть единым для всех подразделений (филиалов) юридического лица.
Вместе с этим, возможна разработка порядка производственного контроля для отдельных подразделений (филиалов) юридического лица и согласовывать их отдельно.
Результатом исполнения является согласование Порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору, либо отказ в согласовании порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору (далее — Порядок), согласовывается сроком на 3 года. Отчет о выполнении мероприятий производственного контроля юридические лица обязаны представлять в Департамент ежегодно до 20 марта года, следующего за отчетным.
Для исполнения согласования Порядка Заявитель должен представить в Департамент заявление на согласование Порядка, утвержденный Заявителем порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и комплект документов, подготовленный в соответствии с перечнем. Основаниями для отказа в рассмотрении Порядка является непредставление полного комплекта документов, несоответствие Порядка требованиям, отказ в исполнении согласования Порядка оформляется в виде мотивированного решения заместителя руководителя Департамента по вопросам рассмотрения порядка производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим региональному государственному экологическому надзору, по отказу в согласовании порядка.
Основанием для начала исполнения согласования является регистрация заявления о согласовании Порядка.
Прием и регистрация заявления осуществляется уполномоченным должностным лицом Департамента, ответственным за ведение делопроизводства, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения такого заявления почтовым отправлением, либо в день его предоставления лично Заявителем, либо его представителем.
Затем должностное лицо, ответственное за прием документов, в течение одного рабочего дня с даты регистрации, поступившего заявления с резолюцией заместителя руководителя Департамента, курирующему управление государственного экологического надзора направляет его для исполнения в управление государственного экологического надзора Департамента, ответственное за рассмотрение и согласование Порядка.
Решение о согласовании или отказе в согласовании Порядка, оформляется на бланке Департамента за подписью заместителя руководителя Департамента и направляет его Заявителю.
4.2 Первичный учет и отчетность Статистическая форма 2ТП отходы Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
При этом Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721.
Согласно абз. 2 п. 6 Порядка заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.
Одновременно, согласно п. 7 указанного Порядка данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.
Следует отметить, что в соответствии с п. 6 Порядка данные учета в области обращения с отходами юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оформляются в письменном и/или электронном виде.
При этом Порядок предусматривает следующие образцы таблиц данных учета:
— Данные учета в области обращения с отходами по структурному подразделению;
— Данные учета отходов, принятых;
— Данные учета отходов, переданных;
— Данные учета в области обращения с отходами.
Указанные образцы таблиц предусматривают возможность внесения данных учета по итогам квартала или года.
Таким образом, Порядком учета в области обращения с отходами, утв. Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 г. № 721, не установлены образцы таблиц данных ежедневного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Ввиду изложенного, с целью обеспечения непрерывности ведения учета в области обращения с отходами индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом ежедневный учет может вестись, в том числе, по самостоятельно разработанным формам.
Рекомендации по ведению журнала По структурным подразделениям нужно вести только журнал по приложению 1. Это следует из наименования журнала. Журналы по приложениям 2, 3, 4 — ведутся в целом по юридическому лицу (или ИП).
По предприятию, ведущему деятельность по образованию отходов необходимо сдать за год форму приложения — 3 и 4.
В журнал по отходам 1−3 класса заносятся данные с точностью до 3х знаков после запятой, а 4−5 до 1-го знака. И если количество отхода меньше чем допускается для отражения его в журнале то он не учитывается вовсе в самом журнале, но тогда сам акт по которому идет такое малое количество отхода прикладывается к листу.
Все листы, включая титульный, прошиваются и на последней странице скрепляются оттиском круглой печати и подписью индивидуального предпринимателя (руководителя юридического лица), в результате деятельности которого образуются отходы и/или который осуществляет деятельность в области обращения с отходами и подписью лица, ответственного за осуществление учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Все документы, подтверждающие передачу отходов вторым лицам, должны храниться на предприятии в течение календарного года.
Ежегодный государственный учет отходов ведется по форме государственного статистического отчета 2-тп (отходы), своевременно (не позднее 03 февраля) сдается в Управление Ростехнадзора и в органы государственной статистики (п. 2 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
При проверке достоверности данных отчета 2-тп (отходы) сверяются сведения из журналов первичного учета, актов приема-передачи отходов, накладных на перемещение отходов, а также количества отходов в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный год.
Отходы производства не должны постоянно накапливаться на территории предприятия, часть из них может быть переработана на самом предприятии, часть передана сторонним организациям для дальнейшей переработки и утилизации. Все эти вопросы должны быть отражены в Плане мероприятий по переработке и утилизации отходов. Предприятие обязано выполнять мероприятия, связанные с утилизацией отходов производства (п. 1 ст.51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ; ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Деятельность с опасными отходами на предприятии направлена на организацию учета отходов в процессе их размещения, соблюдений условий сбора, внедрения технологий обезвреживания и наиболее полного и экологически целесообразного использования отходов, на безопасную транспортировку отходов, а также на временное размещение отходов, предусматривающее отсутствие отрицательного влияния на окружающую природную среду, в том числе загрязнения атмосферного воздуха, почвенного покрова и водных объектов.
В ходе производственно-хозяйственной деятельности ООО «АТП «Вираж» осуществляется сбор и временное размещение образовавшихся опасных отходов. Сброс и временное размещение отходов на предприятии осуществляется в специализированные емкости, расположенные в пределах площадок обустроенных в соответствии с нормативными документами.
Для минимизации неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления все опасные отходы в местах их временного размещения хранятся в металлических контейнерах, герметичных емкостях, на бетонированных площадках.
Транспортировка отходов осуществляется специализированным транспортом сторонних организации.
На основании вышеизложенного и руководствуясь AP-52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» считаю, что методы обращения с опасными отходами на ООО «АТП «Вираж» соответствуют действующим нормативным требованиям санитарных норм и правил в области охраны окружающей среды.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 «Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», Утв. Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. № 703;
2 Приказ МПР РФ от 15июня 2001 г. № 511 «Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды»;
3 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа 2007 г. № 570 «Об организации работы по паспортизации опасных отходов»;
4 Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 г. N 643 «Об утверждении административного регламента федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов»;
5 Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.09.2007 г.;
6 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200−03;
7 Приказ МПР России от 30 июля 2003 г. № 663 «О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом МПР России от 02.12.2002 N786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;
8 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», СанПиН 2.1.7.1322−03;
9 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», М., 1988 г., Минздрав СССР (СанПиН 42−128−4690−88);
10 «Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья», М., 1982 г., Минздрав СССР;
11 «Временные рекомендации по расчету выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска за загрязнение атмосферного воздуха», Госкомэкологии России, Москва, 1992 г;
12 «Методические рекомендации по оценке объемов образования отходов производства и потребления», ГУ НИЦПУРО, Москва, 2003 г;
13 Приказ ГУПР и ООС МПР России по Ханты-Мансийскому автономному округу 75-Э от 16 июня 2004 г. «Об утверждении примерного компонентного состава опасных отходов, присутствующих в ФККО, которые не нуждаются в подтверждении класса опасности для окружающей природной среды» ;
14 Методические рекомендации по разработке проекта нормативов предельного размещения отходов для теплоэлектростанций, теплоэлектроцентралей, промышленных и отопительных котельных. Санкт-Петербург 1998 г.;
15 «Компонентный состав отходов», автор Р. С. Кузьмин, изд-во «Дом печати», Казань, 2007 г.;
16 «Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления», Москва, 1999 г.;
17 СНиП 2.07.01−89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
«Временный рекомендации по расчету нормативов образования отходов производства и потребления» «, СПб, 1998 г.
.ur