Внедрение стандарта OHSAS 18001: 2007 в систему управления охраной труда на примере ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз»
В общем виде аттестация рабочих мест, включающая гигиеническую классификацию условий труда, является в настоящий момент наиболее адекватным инструментом ранжирования рисков от опасностей, генерируемых вредными и опасными производственными факторами. Однако в процедуре аттестации однозначно классифицируются только риски от производственных факторов и полностью отсутствуют механизмы соотнесения… Читать ещё >
Внедрение стандарта OHSAS 18001: 2007 в систему управления охраной труда на примере ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
" НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА Внедрение стандарта OHSAS 18 001:2007 в систему управления охраной труда на примере ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз»
Томск — 2014 г.
Реферат Выпускная аттестационная работа на тему «Внедрение стандарта OHSAS 18 001:2007 в систему управления охраной труда на примере ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз» состоит из текстового документа, выполненного на 49 страницах. Текстовый документ содержит 8 таблиц, 7 рисунков, список использованных источников из 11 наименований.
Ключевые слова: СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТЕЙ, ОЦЕНКА РИСКОВ, АУДИТ.
Объектом исследования теоретической части работы является суть и содержание международного стандарта ОHSAS 18 001:2007 Occupational health and safety management systems — Requirements (Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья — требования). Объектом исследования практической части работы является порядок организации работ по разработке и внедрению системы менеджмента безопасности труда ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз» .
В результате был определен объем работ и проработаны основные и дополнительные меры управления системы управления охраной труда и промышленной безопасности OHSAS 18 001:2007 в ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз» .
- Введение
- 1. Интегрированная система менеджмента
- 1.1 Концепция интегрированной системы менеджмента
- 1.2 Принципиальное отличие систем менеджмента на основе OHSAS 18 001
- 1.3 Терминология OHSAS 18 001
- 1.4 Преимущества внедрения ИСМ
- 1.5 Сертификация систем менеджмента
- 2. Внедрение OHSAS 18 001:2007 на ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз»
- 2.1 Диагностика существующей системы управления
- 2.2 Идентификация опасностей и оценка риска согласно требованиям OHSAS 18 001
- 2.2.1 Определение видов деятельности организации
- 2.2.2 Идентификация опасностей в технологических операциях
- 2.2.3 Определение рисков для каждой операции
- 2.2.4 Определение уровня риска и их ранжирование
- 2.2.5 Разработка мер по управлению рисками
- 2.3 Доработка действующей системы управления в области ОТиПБ
- 3. Внедрение карточки инструктажа «Выявления опасностей и рисков»
- 3.1 Цель интеграции
- 3.2 Описание КИВОР-карты
- 3.3 Порядок введения КИВОР-карты
- 3.4 Ответственность
- Заключение
- Список литературы
- Приложение
- менеджмент управление инструктаж риск
- Введение
- Вступление России во Всемирную торговую организацию открыло свободный доступ на российский рынок иностранным компаниям. Это существенно осложнило положение многих отечественных предприятий, обострило конкуренцию, заставило их активно изучать и внедрять достижения зарубежных фирм в управлении качеством, обеспечении конкурентоспособности продукции, разработке эффективных систем управления предприятиями.
Российские менеджеры понимают, что создание на предприятии системы менеджмента, соответствующей европейскому уровню, станет не только дверью для выхода на рынки стран Европы, но и будет полезно самому руководству.
Все чаще из уст представителей крупных компаний можно услышать фразы, «сертификация на соответствие международному стандарту», аббревиатуры ISO 9001, ISO 14 001, OHSAS 18 001. К сожалению, для очень многих практических работников это воспринимается как очередное веяние моды, хотя на самом деле грамотное использование упомянутых средств может существенно повлиять на эффективность работы компании.
В последние 10−15 лет возникло новое направление исследований и разработок, получившее название «Системный менеджмент организации, ориентированный на всеобщее качество». В его основе лежит один из важнейших принципов менеджмента качества — системный подход к управлению. Это приводит к необходимости создания так называемой интегрированной системы менеджмента (ИСМ). Сегодня ИСМ — часть системы общего менеджмента, отвечающая требованиям нескольких международных стандартов и функционирующая как единое целое (рис.1).
Таким образом, для российских предприятий, испытывающих серьезную конкуренцию со стороны западных производителей, актуальны не просто разработка и внедрение эффективной СМК с последующей ее сертификацией, а создание ИСМ.
В настоящее время ИСМ предприятий, как правило, соответствуют требованиям следующих международных стандартов:
ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» ;
ISO 14 001:2004 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению» ;
OHSAS 18 001:2007 «Система менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Требования» .
Каждый стандарт на системы менеджмента, при этом, имеет свои специфические требования, которые совместно с общими, могут быть реализованы в рамках единой системы менеджмента, как показано на рисунке 1.
Рис. 1. Модель интегрированной системы менеджмента Практика создания таких систем за рубежом показывает, что в большинстве случаев базовой составляющей ИСМ, вокруг которой происходит интеграция остальных, является система менеджмента качества (СМК).
Анализ количества предприятий в мире, сертифицировавших свои ИСМ на соответствие международным стандартам показывает более чем семикратное их увеличение за период 2001;2011 гг. (рис. 2).
Рис. 2. Количество предприятий в мире, сертифицированных на соответствие международным стандартам Среди стран наиболее быстрыми темпами в этом направлении продвигается Китай (рис. 3).
Рис. 3. Количество сертифицированных предприятий на соответствие международным стандартам по странам (данные на конец 2010 г.)
На российских предприятиях ИСМ только начинают создаваться. Их количество исчисляется десятками. Основная причина, препятствующая распространению ИСМ на российских предприятиях — низкий уровень общего менеджмента. Однако изучение и накопление зарубежного опыта в этой сфере, адаптация его к российской специфике, а также ужесточение требования международных рынков к наличию у предприятий сертифицированных ИСМ, безусловно, будут способствовать ускорению этой работы.
Проблемы, связанные с неудовлетворительным менеджментом охраной окружающей среды, менеджментом безопасности и профессионального здоровья крайне велики.
Выплаты предприятия по компенсациям и штрафам, могут быть весьма существенными. Кроме того существуют имиджевые потери и моральный ущерб, связанный с потерей трудоспособности или гибелью сотрудников предприятия, с загрязнением окружающей среды.
И дело не только в том, что затраты компании на выплату компенсаций и штрафов вследствие несчастных случаев и инцидентов на производстве могут оказаться разорительными для компании. Не доказав свою способность системно минимизировать риски для персонала сегодня не выстоять в конкурентной среде. Без этого не выиграть серьезный тендер, не заключить выгодный субподрядный договор. Гарантий производственной безопасности требуют кредиторы и страховщики, организации, выдающие лицензии и разрешения.
Экологическая ситуация, сложившаяся на территории РФ, также требует перехода на инновационный путь развития экономики с внедрением достижений научно-технического прогресса. Внедрение экологичного оборудования и внедрение новых технологий, выпуск экологически чистой продукции — вот что обеспечит России рывок в сторону цивилизации. Однако экологические технологии увеличивают расходы компании и потому неинтересны бизнесу. В связи с этим одна из злободневных современных проблем — сделать взаимоприемлемыми и согласованными интересы бизнеса и общества.
Один из возможных переходов на инновационный путь развития — это введение в России международных стандартов в области экологии.
Характерный пример. Когда в ЕС ввели дополнительные стандарты по выбросу токсических газов от двигателей, нам пришлось ставить дополнительные фильтры, чтобы очищать газ и тем самым уменьшать загрязнение атмосферного воздуха. Выполнение европейских требований к состоянию двигателей машин позволило только за счет использования дизтоплива в 2,7 раза сократить вредные выбросы и в 10 раз — за счет использовании нейтрализаторов. Положительных моментов здесь несколько:
— для государства — внедрение инновационных технологий;
— для бизнеса — формирование спроса;
— для населения — оздоровление окружающей среды.
Учесть все возможные риски и минимизировать, вызываемые ими потери можно одним только способом — в результате комплексного системного решения задач обеспечения промышленной безопасности и охраны здоровья, охраны окружающей среды. Это достигается путем внедрения международных стандартов OHSAS 18 001 «Система профессиональной безопасности и охраны здоровья», ISO 14 001 «Системы экологического менеджмента», требования которых легко интегрируются с требованиями стандарта ISO 9001 «Системы менеджмента качества» .
Целью данной работы является повышение эффективности системы промышленной безопасности и условий охраны труда в ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз» на основе внедрения международного стандарта OHSAS 18 001:2007.
Для достижения поставленной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать этапы внедрения в ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз» международного стандарта ОHSAS 18 001:2007.
2. Интеграция дополнительных инструментов OHSAS 18 001:2007 в действующую систему управления охраной труда и промышленной безопасности в ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз» .
1. Интегрированная система менеджмента
1.1 Концепция интегрированной системы менеджмента В качестве основы для интеграции систем менеджмента принимается подход, основанный на методологии «планируй — выполняй — проверяй — действуй» (рис.4), который положен в основу большинства существующих стандартов на системы менеджмента, включая ISO 9001, ISO 14 001, OHSAS 18 001.
Сущность данного подхода заключается в том, что любая деятельность может быть представлена как следующая последовательность действий:
— «Plan» — определение целей и процессов, необходимых для обеспечения результатов в соответствии с требованиями заинтересованных сторон и в соответствии с политикой организации;
— «Do» — выполнение процессов;
— «Check» — контроль и измерение процессов и продукции для сопоставления с политикой, целями, требованиями и представление результатов;
— «Act» — принятие действий для дальнейшего улучшения выполнения процессов и постоянного улучшения результативности системы менеджмента и деятельности организации в целом.
Общие требования, используемые во всех системах менеджмента, комбинируясь с методологией «PDCA», которой следуют международные стандарты, трансформируются в структуру интегрированной системы менеджмента, представленную на рисунке 4.
Рис. 4. Комбинация цикла PDCA и общих требований международных стандартов.
Элементы, которые рассматриваются как общие, могут иметь определенные различия в пределах содержания отдельных стандартов. Данные специфические требования каждого стандарта на системы менеджмента должны быть приняты и удовлетворены для выполнения требований отдельных стандартов.
Причем требования OHSAS 18 001 должны рассматриваться в качестве приоритетных.
Это объясняется, во-первых, тем, что в свою деятельность предприятие вовлекает огромные, как правило, исчерпаемые природные ресурсы и, во-вторых, тем, что деятельность его вызывает социальные последствия в таких важных областях, как окружающая среда, безопасность производства и продукции, безопасность и права сотрудников.
Экологический менеджмент, менеджмент охраны труда и промышленной безопасности не может рассматриваться в отдельности от общей системы менеджмента организации. Это составные части, позволяющей осуществить подход к деятельности организации с точки зрения приносимого вреда природе, сотрудникам предприятия, заинтересованным лицам.
Разработка и деятельность интегрированной системы в области охраны труда и промышленной безопасности, охраны окружающей среды нацелена на подробное изучение всех тонкостей бизнес-процессов внутри организации, выявление уровня приносимого ими вреда, а также снижение этого уровня до минимальных значений.
Основные элементы системы:
— Политика;
— Планирование;
— Внедрение и функционирование;
— Проверочные и корректирующие;
— Анализ со стороны руководства.
Главным понятием всей деятельности по разработке и внедрению системы является оценка рисков. В качестве риска здесь выступает вероятность нанесения вреда здоровью кадровой единицы или понижения уровня ее безопасности до недопустимого во время выполнения служебных обязанностей, а также вероятность воздействия на окружающую среду. Первичной задачей создаваемой системы должно стать вычисление этой вероятности, далее необходимы меры для снижения уровня риска.
Использование OHSAS 18 001:2007, позволяет организациям существенно снизить производственные риски. Стандарты базируются на системном подходе к инструментам управления рисками, что в свою очередь позволяет эффективно предупреждать аварийные ситуации.
1.2 Принципиальное отличие систем менеджмента на основе OHSAS 18 001
Требования к системе менеджмента, сформулированные в OHSAS 18 001 не являются чем-то необычным. Почти наверняка действующая на предприятии или организации система менеджмента в той или иной мере содержит все требуемые компоненты.
Принципиальные отличия системы менеджмента на основе OHSAS 18 001 от традиционной системы управления:
· расширение области управления (в фокусе стандартные и нестандартные виды деятельности, деятельность всего персонала, имеющего доступ к рабочему месту, деятельность вне управления организации, которая может повлиять на работников организации),
· обстоятельный, развернутый подход к идентификации рисков на производстве;
Кроме установленных Законодательством и нормативными актами РФ требований по
— соответствию гигиеническим нормативам,
— определению класса условий труда по травмобезопасности,
— оценке обеспеченности работников СИЗ, оценке подлежат психофизические факторы, экологические факторы, деятельность подрядчиков, деятельность близлежащих организаций, модернизация, административно-хозяйственная деятельность и т. д.
В процедуре аттестации однозначно классифицируются только риски от производственных факторов и полностью отсутствуют механизмы соотнесения этих рисков с состоянием здоровья работника. Механизм оценки травмобезопасности не способен в полной мере охватить все возможные риски травмирования работника от оборудования и от опасностей, определяемых состоянием производственной среды.
Оценка обеспеченности работника СИЗ на соответствие нормам бесплатной их выдачи носит скорее социальный характер и не связана с фактическими результатами оценки условий труда и соответственно с оценкой защищенности от фактических рисков на рабочем месте.
· предельное расследование происшествий на производстве, включая расследование микротравм, потенциально опасных ситуаций;
· максимальная вовлеченность персонала в организацию работ по охране труда и окружающей среды, оценке возможных рисков;
· четкое распределение ответственности за реализацию мер управления рисками на конкретном участке (вместо размытой фразы в должностной/рабочей инструкции — «Выполняет обязанности по охране труда и пожарной безопасности»);
· доступность информации о функционировании системы для заинтересованных лиц (работников, потребителей, подрядчиков, надзорных органов и т. д.);
· гибкость системы к преобразованиям и изменениям;
Зависимость аттестации рабочих мест от актуальности нормативноправовых актов и технических документов, регламентирующих требования безопасности к оборудованию и работе с ним, делает этот метод в отличие от системы на базе OHSAS 18 001 негибким, не способным реагировать на динамичные изменения, происходящие в технологическом цикле производства и развитии производственной материально-технической базы.
1.3 Терминология OHSAS 18 001
Сначала определимся, что такое «опасность» и что такое «риск», «экологическое воздействие» в трактовке стандартов OHSAS 18 001.
Опасность — источник, ситуация или действие с потенциальным вредом в виде травмы или ухудшения состояния здоровья либо их сочетания.
Экологический аспект — элемент деятельности организации, или продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.
Риск — комбинация вероятности возникновения опасного события или воздействия (-ий) и тяжести травмы или ухудшения состояния здоровья, которые могут быть вызваны данным событием или воздействием (ями).
" Экологическое воздействие" - любое изменение в окружающей среде, неблагоприятное или благоприятное, полностью или частично являющееся результатом проявления экологических аспектов организации.
Самая большая ошибка компаний, которые начинают подобную работу, — путаница в терминах. Если изначально термины будут неправильно истолкованы, то вся деятельность не будет иметь смысла, поскольку без единого понимания терминологии стандартов OHSAS 18 001 систему не построить. Например, понятие «опасность» очень часто путают с понятием «риск» .
Рассмотрим, например, трактовку опасности, связанной со скользким полом. Кто-то расценивает ее как источник, кто-то — как ситуацию («ходьба по скользкому полу»), кто-то — как действие (например, «мытье полов»), В итоге риск получения травмы от падения на скользком полу на практике может возникнуть от нескольких источников (опасностей).
Практика показывает, что целесообразнее расценивать «опасность» как источник риска, а ситуацию и действие — как технологическую операцию. Таким образом, можно построить схему (рис. 5).
Рис. 5. Схема идентификации рисков «Операция — опасность — риск»
В связи с этим единое понимание терминологии OHSAS 18 001 всеми сотрудниками, участвующими в разработке системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья, является одним из ключевых моментов ее эффективного внедрения.
Стандарт может применяться любой организацией для:
а) создания системы менеджмента ОТиПБ для устранения или минимизации рисков для работников и других заинтересованных сторон, которые могут подвергаться опасностям производственных факторов, связанным с их деятельностью;
b) внедрения, обеспечения функционирования и постоянного улучшения системы менеджмента ОТиПБ;
c) уверенности в том, что ее деятельность соответствует заявленной политике в области ОТиПБ;
d) демонстрации соответствия стандарту посредством:
· проведения самооценки и декларирования соответствия или получения подтверждения своего соответствия заинтересованными деятельностью организации сторонами, такими как потребители;
· получения от внешней по отношению к организации стороны подтверждения обоснованности декларации о соответствии;
· проведения сертификации системы менеджмента ОТиПБ.
Все требования стандарта применимы к любой системе менеджмента ОТиПБ. Уровень реализации этих требований в конкретной системе менеджмента ОТиПБ зависит от таких факторов, как политика организации в области ОТиПБ, характер и сложность ее деятельности и связанные с ней риски.
Стандарт предназначен для обеспечения ОТиПБ при осуществлении производственной деятельности и не касается других направлений деятельности, также имеющих отношение к здоровью и безопасности: программ оздоровления сотрудников, обеспечения безопасности продукции и услуг, предотвращения нанесения материального ущерба или вреда окружающей среде.
В стандарте применяются следующие термины и определения:
1.приемлемый риск (acceptable risk) — риск, сниженный до уровня, который организация может допустить, учитывая применимые к ней правовые требования и собственную политику в области ОТиПБ;
2. аудит (audit) — систематический, независимый и документируемый процесс получения «свидетельств аудита» и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения «критериев аудита» ;
3. постоянное улучшение (continual improvement) — повторяющийся процесс совершенствования системы менеджмента ОТиПБ, направленный на улучшение общих показателей деятельности в области ОТиПБ в соответствии с политикой в области ОТиПБ организации;
4. корректирующее действие (corrective action) — действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации;
5. несоответствие (nonconformity) — невыполнение требования;
6. безопасность труда и охрана здоровья (ОТиПБ) (occupational health and safety — OH&S) — условия и факторы, которые влияют или могут повлиять на состояние здоровья и безопасность сотрудников или других работников (включая временных работников и персонал подрядчика), посетителей или других лиц на месте выполнения работ;
7. система менеджмента ОТиПБ (OH&S management system) — часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и реализации ее политики в области ОТиПБ, а также для менеджмента рисков в области ОТиПБ;
8. цель в области ОТиПБ (OH&S objective) — планируемое состояние ОТиПБ, выраженное через показатели деятельности в области ОТиПБ, которое организация сама устанавливает перед собой для его достижения;
9. показатели деятельности в области ОТиПБ (OH&S performance) — измеримые результаты менеджмента рисков в области ОТиПБ, осуществляемого организацией;
10. политика в области ОТиПБ (OH&S policy) — общие намерения и направление деятельности организации по отношению к своим показателям деятельности в области ОТиПБ, официально сформулированные высшим руководством;
11. предупреждающее действие (preventive action) — действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации;
12. процедура (procedure) — установленный способ осуществления деятельности или процесса;
13. риск (risk) — сочетание вероятности того, что опасное событие произойдет или воздействие (ия) будет (ут) иметь место, и тяжести травмы или ухудшения состояния здоровья, которые могут быть вызваны этим событием или воздействием (ями);
14. оценка рисков (risk assessment) — процесс оценивания риска (ов), связанного (ых) с опасностями, с учетом всех существующих мер управления и принятия решения о том, является ли риск приемлемым.
1.4 Преимущества внедрения ИСМ Внедрение системы менеджмента, соответствующей требованиям OHSAS 18 001, дает компании целый ряд преимуществ (таблица 1).
Таблица 1. Преимущества внедрения ИСМ
№ | Категория и характер преимуществ | |
Организационные: | ||
— комплексное планирование развития организации с учетом требований заинтересованных сторон: акционеров, инвесторов, потребителей, персонала, общества и т. д.; | ||
— согласованное взаимодействие процессов и функций: уменьшение конфликта между системами, прежде всего в отношении ресурсов, а также более эффективное их распределение на основе анализа эффективности, затрат и риска планируемых мероприятий; | ||
— минимизация межфункциональных барьеров и разобщенности персонала в организации, возникающих при разработке отдельных систем менеджмента и направленность на обеспечение целей компании; | ||
— сокращение количества процедур и процессов по сравнению с их общим количеством при создании отдельных систем менеджмента, уменьшение дублирования и бюрократии; | ||
— сокращение количества проверок и повышение их результативности; | ||
— повышение результативности и эффективности в результате комплексных мер по управлению процессами; | ||
— повышение качества информации для принятия решений; | ||
— высвобождение высшего руководства для выработки стратегических решений, использование перспективных возможностей улучшения. | ||
Экономические: | ||
— снижение рисков и связанных с ними потерь, объемов штрафов и платежей компании; | ||
— повышение производительности труда; | ||
— эффективное использование ресурсов; | ||
— экономия ресурсов, в том числе в результате снижения затрат на внедрение, сертификацию и поддержание интегрированной системы менеджмента по сравнению с внедрением нескольких систем менеджмента. | ||
Репутационные: | ||
— улучшенные взаимоотношения с заинтересованными сторонами и рост деловой репутации; | ||
— повышение лояльности сотрудников, улучшение психологического климата; | ||
— улучшение отношений с поставщиками; | ||
— повышение инвестиционной привлекательности. | ||
Стратегические: | ||
— увеличение рыночной стоимости (капитализация); | ||
— возможность тиражирования бизнеса; | ||
— трансформация знаний и навыков сотрудников в интеллектуальный потенциал компании; | ||
— подготовленность к реинжинирингу бизнес-процессов. | ||
1.5 Сертификация систем менеджмента Процедура сертификации проходит в соответствии с OHSAS 18 001:2007, так как именно в этих документах содержатся требования, и именно они должны проверяться в ходе сертификационных мероприятий.
Формально внешнее признание не требуется, достаточно, чтобы организация сама сообщила заинтересованным сторонам, что действующая у нее система менеджмента соответствует требованиям OHSAS 18 001. Но даже для очень крупных компаний с устойчивой международной репутацией необходимо получение формального документа — сертификата, признаваемого в других странах.
Весьма серьезным стимулом внешней сертификации становится необходимость формирования положительного имиджа компании, требования акционеров и контрагентов.
При этом особое внимание следует обратить на то, где и кем признается сертификат, который получит ваша компания. К сожалению, в России отсутствует международно признанный орган по аккредитации, в связи с чем сертификаты, выдаваемые российскими компаниями, имеют силу только на территории России. Следует подчеркнуть, что некоторые регионы и структуры признают сертификаты только конкретных компаний — сертификаторов. Избежать подобных проблем можно, если воспользоваться услугами крупных межнациональных компаний, сертификаты которых признаются в большинстве стран мира. В России работают порядка десяти таких компаний.
Несмотря на то, что прохождение этой процедуры — сугубо добровольное дело, все больше компаний стремятся иметь набор документов, подтверждающий прохождение сертификации. Причем, по прогнозам специалистов, с годами число таких предприятий будет расти. Это обусловлено растущими требованиями к своим партнерам со стороны зарубежных компаний и вступлением России в ВТО.
Прохождение сертификации облегчается для тех производств, которые ранее сертифицированы по ISO 9001, так как частично требования ко многим системам пересекаются между собой. Для таких организаций последующие процедуры должны быть проще и дешевле.
В последнее время наблюдается тенденция покупки сертификационных документов в обход создания соответствующих систем. Это опять же обусловлено стремлением компаний выйти на международный рынок. Однако такая нечестная политика может обернуться ловушкой и зря потраченными денежными средствами. Зарубежные потребители являются более привередливыми к качеству товаров, а потому при организации каналов импорта следует, прежде всего, быть уверенными в поставляемой продукции, ее соответствии всем заявленным характеристикам и в том, что она сможет понравиться потенциальным клиентам. А при покупке сертификата происходит самообман, ведь внедрение систем управления различной направленности происходит для самого предприятия, а не для партнеров. К тому же, фиктивность сертификационных документов может быть вычислена партнерами при обращении в соответствующий уполномоченный орган.
Успешная сертификация систем менеджмента на соответствие международным стандартам признанным аккредитованным органом по сертификации обеспечивает предприятию-владельцу сертификата необходимый уровень доверия как на внутреннем, так и на международном рынках.
Условия тендеров и других конкурсных форм размещения заказов на поставки продукции, как на внешнем рынке, так и на внутреннем рынке России обычно включают в себя требования к наличию у поставщика систем управления по международным стандартам. Компании — устроители тендеров, как правило, ориентируются на общепринятую международную практику, в т. ч. Мирового банка реконструкции и развития, требующего сертификаты на системы управления.
Немаловажным фактором является также предоставляемое после успешной сертификации право использования логотипа органа по сертификации, пользующегося международным признанием и известностью, в рекламных и других материалах компании.
2. Внедрение OHSAs 18 001:2007 на ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз»
В 2013 году действующая с 2007 система менеджмента качества ЦБПО ЭПУ на основе ISO 9001, ISO/TS 29 001 была интегрирована с требованиями ISO 14 001:2004, OHSAS 18 001:2007.
В октябре 2013 года успешно пройден сертификационный аудит, по результатам которого система признана соответствующей требованиям международных стандартов ISO 9001:2008, ISO/TS 29 001:2010, ISO 14 001:2004, OHSAS 18 001:2007.
2.1 Диагностика существующей системы управления После принятия руководством ЦБПО ЭПУ решения о необходимости внедрения интегрированной системы менеджмента была разработана и утверждена Программа внедрения интегрированной системы менеджмента (далее — ИСМ).
Работы по внедрению интегрированной системы менеджмента, начались с формирования рабочей группы по внедрению ИСМ под руководством Главного инженера. В состав группы были включены специалисты отдела по разработке и сопровождению бизнес-процессов, специалисты по охране труда и экологи службы охраны труда и промышленной безопасности.
Организовано обучение по требованиям ISO14001/OHSAS18001 заместителей начальника базы, руководителей организационных единиц, проведены беседы с рабочим персоналом по внедрению ИСМ.
Проведена оценка соответствия действующей в организации системы менеджмента в области профессионального здоровья и безопасности, охраны окружающей среды требованиям OHSAS 18 001:2007.
1) Проведен анализ действующей документации СМК на предмет соответствия требованиям OHSAS 18 001 в результате актуализированы:
· Политика в области качества: сегодня Политика ЦБПО ЭПУ устанавливает 3 основных приоритетных направления:
— повышение безопасности условий труда;
— уменьшение негативного воздействия производственной деятельности на окружающую среду;
— поддержание устойчивого доверия Заказчиков нашей продукции и услуг, удовлетворение и предвосхищение их требований и ожиданий.
· Руководство по качеству СМК: доработано в части описания реализации на ЦБПО ЭПУ требований OHSAS 18 001.
· СТО СМК 01−2009 «Управление документами. Основные положения», СТО СМК 16−2011. «Управление записями»: дополнены требованиями по управлению документами и записями в области ОТиПБ, ООС, определен порядок идентификации и доступа к законодательным и другим требованиям.
· СТО СМК 03−2009. «Внутренний аудит»: доработан в части расширения области проверки, доработки формы отчета.
· СТО СМК 04−2009. «Корректирующие действия», СТО СМК 05−2009. «Предупреждающие действия» доработаны в части расширения области применения стандартов;
· СТО СМК 28−2012. «Анализ системы менеджмента качества руководством»: дополнен состав информации для анализа ИСМ руководством с учетом требований OHSAS 18 001;
· СТО СМК 33−2011. «Информирование сотрудников ЦБПО ЭПУ»: организован процесс внутреннего информирования о требованиях и функционировании ИСМ.
2) Проведен анализ соответствия организационной документации в области охраны труда и промышленной безопасности, экологии требованиям OHSAS 18 001: по итогам доработана процедура регистрации выявленных несоответствий с целью создания основы для дальнейшего анализа информации о состоянии условий труда на ЦБПО ЭПУ.
Также внесены необходимые изменения/дополнения в должностные инструкции сотрудников.
Организовано доведение документов ИСМ до соответствующих уровней и функций, проведены обучающие беседы во всех организационных единицах о внедрении документов ИСМ.
Действующая система управления ЦБПО ЭПУ в области охраны труда, промышленной безопасности, охраны окружающей среды по итогам диагностического аудита признана в целом соответствующей требованиям OHSAS 18 001.
2.2 Идентификация опасностей и оценка риска согласно требованиям OHSAS 18 001
Единственным пробелом являлось отсутствие идентифицированных опасностей и оценки рисков и, соответственно, отсутствие процедуры идентификации опасностей, экологических аспектов, оценки риска и определения мер управления.
Частично требования OHSAS 18 001 в части идентификации опасностей закрывает процедура аттестации рабочих мест. Однако при аттестации рабочих мест оценке не подлежат психофизические факторы, экологические факторы, деятельность подрядчиков, деятельность близлежащих организаций, модернизация, административно-хозяйственная деятельность и т. д.
В общем виде аттестация рабочих мест, включающая гигиеническую классификацию условий труда, является в настоящий момент наиболее адекватным инструментом ранжирования рисков от опасностей, генерируемых вредными и опасными производственными факторами. Однако в процедуре аттестации однозначно классифицируются только риски от производственных факторов и полностью отсутствуют механизмы соотнесения этих рисков с состоянием здоровья работника. Механизм оценки травмобезопасности не способен в полной мере охватить все возможные риски травмирования работника от оборудования и от опасностей, определяемых состоянием производственной среды.
Зависимость метода оценки от актуальности нормативных правовых актов и технических документов, регламентирующих требования безопасности к оборудованию и работе с ним, делает этот метод негибким, не способным реагировать на динамичные изменения, происходящие в технологическом цикле производства и развитии производственной материально-технической базы. Оценка обеспеченности работника СИЗ на соответствие нормам бесплатной их выдачи носит скорее социальный характер и не связана с фактическими результатами оценки условий труда и соответственно с оценкой защищенности от фактических рисков на рабочем месте.
Как видно из проведенного выше краткого анализа, применяемые в настоящий момент методы оценки профессиональных рисков имеют недостатки. У каждого из этих методов есть свои сторонники и свои критики. Но с полной уверенностью можно утверждать, что все они направлены на решение одной стратегической цели — сохранение жизни и здоровья работающего человека, а следовательно все положительное, что накоплено ранее, необходимо использовать при разработке новой системы управления профессиональными рисками.
По итогам анализа существующей системы управления охраной труда и охраной окружающей среды на ЦБПО ЭПУ была разработана процедура СТО ИСМ 18−2013 «Управление экологическими аспектами, промышленными опасностями и рисками в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды». Согласно методике была проведена работа по идентификации опасностей и определению рисков.
Работу по идентификации опасностей и оценке рисков можно разделить на несколько этапов, некоторые из них можно объединить (рис.6).
2.2.1 Определение видов деятельности организации На данном этапе рассматриваются два вида деятельности:
— стандартные виды деятельности организации, например производство, складирование, транспортировка продукции;
— нестандартные виды деятельности, которые также должны учитываться при идентификации опасностей: деятельность подрядчиков, деятельность близлежащих организаций, модернизация, административно-хозяйственная деятельность и т. д.
На ЦБПО ЭПУ внедрена система менеджмента качества (СМК) по стандарту ISO 9001, ISO/TS 29 001, что значительно упрощает реализацию данного этапа, т.к. при внедрении СМК применительно к видам деятельности уже выделены следующие бизнес-процессы: основные (выполнение ремонта УЭЦН, прокат оборудования, изготовление оборудования), поддерживающие процессы (обеспечение МТР, поддержание работоспособности оборудования, техническая подготовка производства, подбор и первоначальное обучение персонала и т. д.) и управленческие (планирование ремонта, планирование проката). Таким образом, виды деятельности уже определены, и с ними можно работать дальше.
В итоге мы получаем перечень стандартных и нестандартных видов деятельности с разбивкой (в некоторых случаях) на более детальные направления (например, глобальный процесс выполнение ремонта УЭЦН можно разбить на ремонт ПЭД, ремонт ЭЦН, ремонт ГЗ. Рассмотрим укрупненно основной процесс ремонта установки электроцентробежного насоса (УЭЦН), в рамках которого сосредоточены основные опасности и риски.
Рис. 6. Схема работ по идентификации опасностей и оценке рисков.
Для начала необходимо проанализировать всю технологическую цепочку и разбить ее на отдельные технологические операции (при условии, что отсутствует технологическая документация).
В итоге мы получаем перечень технологических операций (процессов) для конкретного вида деятельности (табл.2).
Таблица 2. Идентификация технологических операций
Вид деятельности | Технологическая операция/процесс | |
Ремонт УЭЦН | разборка УЭЦН | |
ремонт ЭЦН, ПЭД, ГЗ | ||
консервация ЭЦН, ПЭД, ГЗ | ||
комплектация УЭЦН | ||
После идентификации технологических операций можно перейти к основному третьему этапу.
2.2.2 Идентификация опасностей в технологических операциях Идентификация опасностей в технологических операциях — один из самых трудоемких этапов.
Для качественной идентификации опасностей необходимо проанализировать огромное количество информации, а именно:
— документацию существующей системы управления организацией;
— законодательную и нормативную документацию в области охраны труда, применимую к организации в целом и в частности к отдельным технологическим процессам и операциям;
— действующую техническую документацию предприятия (технологические и рабочие инструкции, инструкции по эксплуатации оборудования, ситуационные планы и др.);
— записи по расследованию несчастных случаев, инцидентов и аварий (в том числе на аналогичных предприятиях);
— отчеты по мониторингу и измерениям в области охраны труда, охраны окружающей среды;
— наблюдения об осуществлении «материальных» процессов (производство, логистика и т. п.);
— интервью с сотрудниками, осуществляющими процессы;
— сообщения заинтересованных сторон (общество, государство) и др.
Практика показывает, что для эффективной реализации данной работы необходимо привлекать не только экспертов в области охраны труда (на предприятии это могут быть специалисты и руководители по охране труда), но и руководителей подразделений, т.к. никто не знает лучше, чем, допустим, начальник цеха, обо всех потенциальных рисках в его подразделении.
Идентификация проводилась в 2 этапа. На этапе сбора предварительной информации члены рабочей группы:
— распространили анкеты определения опасных факторов (приложение 1 — Б, СТО ИСМ 18−2013) среди персонала;
— при возникновении вопросов посещали рабочие места, чтобы полностью разобраться во всех опасных факторах, способных повлиять на безопасность;
— заполненные анкеты определения опасных факторов были переданы в ОРиСБП для дальнейшей обработки данных.
Промышленные опасности, экологические аспекты были выявлены на основании:
— Перечня типовых промышленных опасностей, экологических аспектов и связанных с ними промышленных рисков (приложение 2 — А СТО ИСМ 18−2013);
— данных анкет определения опасных факторов (приложение Б СТО ИСМ 18−2013).
Результаты выявления промышленных опасностей, экологических аспектов были занесены в Карты оценки и анализа рисков (КАОР) в столбцы 1,2,3 (приложение Г СТО ИСМ 18−2013) и проверены СОТиПБ на предмет полноты указанных промышленных опасностей, экологических аспектов.
В итоге мы получили перечень опасностей (источников риска) для каждого процесса/операции.
Рассмотрим подробнее выявление опасностей от технологической операции «наружная мойка» процесса «ремонт ЭЦН, ПЭД, ГЗ» (отметим, что в примере представлены не все возможные опасности, а только некоторые из них).
Мойка производится на установке мойки наружной при температуре моечного раствора от 70 до 90 град., т. е. оператор работает на стенде, поверхность которого имеет высокую температуру, применяется моечный раствор, в условиях повышенного уровня шума, т.к. установка работает под давлением.
Исходя из анализа технологической документации, документации по охране труда и экологии, анкет определения опасных факторов рабочей группой определены те опасности, которые будут расценены как источники риска для окружающей среды и человека, работающего на данной операции. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 3.
После реализации данного этапа уже видны первые элементы системы менеджмента — появляется возможность отслеживать опасности различных видов деятельности предприятия.
Таблица 3. Идентификация опасностей в технологической операции
Вид деятельности | Технологическая операция | Опасности | |
" Ремонт ЭЦН, ПЭД, ГЗ" | " Наружная мойка секций насоса" | Токсичные испарения | |
Высокая температура поверхности моечной установки | |||
Повышенный шум от работы моечной установки | |||
Концентрация газа (пары углеводородов) в рабочей зоне | |||
Отходы в виде шлама мойки с содержанием нефтепродуктов | |||
… | |||
2.2.3 Определение рисков для каждой операции На этапе определения рисков необходимо выявить потенциально возможное ухудшение состояния здоровья персонала, воздействие на окружающую среду от идентифицированных опасностей. Например, мы выявили опасность — концентрация газа (пары углеводородов) в рабочей зоне. Рисками от такой опасности могут быть получение оператором отравления, профессионального заболевания, а также выброс загрязняющих веществ в атмосферу через систему вентиляции.
Информацию по рискам можно получить из двух источников:
— нормативной документации по охране труда (ССБT, рабочих инструкций, технологической документации, записей по аттестации рабочих мест, записей о несчастных случаях и инцидентах и т. д.);
— экспертной оценки деятельности сотрудников (например, наблюдение за технологическими процессами, осмотры рабочих мест, средств индивидуальной защиты и т. д.).
Информация по выявленным рискам представлена в таблице 4.
Таблица 4. Идентификация рисков от опасности
Вид деятельности | Технологическая операция | Опасность | Риски | |
" Ремонт ЭЦН, ПЭД, ГЗ" | " Наружная мойка секций насоса" | Концентрация газа (пары углеводородов) в рабочей зоне | Отравление | |
Профессиональное заболевание | ||||
Выброс загрязняющих веществ в атмосферу | ||||
Далее можно перейти к оценке уровня каждого риска.
2.2.4 Определение уровня риска и их ранжирование После того как работа по идентификации опасностей и рисков сделана, можно приступить к ранжированию рисков по значимости.
Единого варианта по оценке рисков нет, методика разрабатывается индивидуально, становясь ноу-хау каждого предприятия. Методика ЦБПО ЭПУ предполагает оценку рисков на основании оценки с использованием матриц оценки промышленных рисков.
Промышленный риск (R=I*P) — мера опасности, определяемая как сочетание вероятности (частоты) реализации риска (I) и потенциального ущерба (последствий) от реализации риска (Р) здоровью человека, окружающей природной среде, и/или имуществу ЦБПО ЭПУ.
Матрица оценки промышленных рисков имеет две оси:
— вертикальная ось представляет серьезность последствий от возможной реализации опасности (ущерб);
— горизонтальная ось представляет частоту или вероятность осуществления определенного события.
В общем виде форма матрицы оценки промышленных рисков с учетом критериев значимости промышленных рисков представлена в таблице 5.
Таблица 5. Матрица оценки промышленных рисков
ШКАЛА ВЕРОЯТНОСТИ (Р) | ||||||
Потенциальный ущерб (I) | A | B | C | D | E | |
A1 | B1 | C1 | D1 | E1 | ||
A2 | B2 | C2 | D2 | E2 | ||
A3 | B3 | C3 | D3 | E3 | ||
A4 | B4 | C4 | D4 | E4 | ||
A5 | B5 | C5 | D5 | E5 | ||
На матрице изображены три зоны разного цвета (красный, желтый, зеленый), позволяющие классифицировать риски по степени значимости промышленных рисков:
ЗначительныеНеприемлемые риски | Значительный — недопустимый риск. | |
Риски, требующие внимания в перспективе | Риск, отмеченный желтым цветом, может быть сокращен до того уровня, насколько это практически обоснованно путём применения мер защиты. | |
Приемлемые — допустимые риски | Риск, отмеченный зеленым цветом, в общих чертах удовлетворителен и не требует дополнительных мер управления. Необходимо лишь поддерживать его на существующем уровне. | |
Каждый случай потенциального риска оценивается посредством определения его позиции в матрице путём группового рассмотрения и принятия решения. В результате выводится сводный индекс, например: D4 или E2 с регистрацией результатов в КАОР. Результаты оценки риска представлены в таблице 6.
Таблица 6. Оценка уровня риска
Вид деятельности | Технологическая операция | Опасность | Риски | Сводный индекс | Уровень риска | |
" Ремонт ЭЦН, ПЭД, ГЗ" | " Наружная мойка секций насоса" | Концентрация газа (пары углеводородов) в рабочей зоне | Отравление | А3 | Допустимый | |
Профессиональное заболевание | А3 | Допустимый | ||||
Выброс загрязняющих веществ в атмосферу | В1 | Допустимый | ||||
На основании полученной информации формируется реестр существенных экологических аспектов организации, в связи с тем, что стандарт ISO 14 001 требует управления существенными экологическими аспектами.
2.2.5 Разработка мер по управлению рисками На данном этапе разрабатываются превентивные мероприятия по управлению рисками и поддержанию их на определенном уровне. Если это касается производственных процессов, это в качестве предупреждающих могут быть приняты меры по обеспечению работоспособности оборудования (осмотры, текущие и капитальные ремонты, техническое обслуживание и т. д.), а также по контролю за производственными процессами и инвентарем (обходы и осмотры оборудования, осмотры рабочих мест, средств индивидуальной защиты и т. д.). Сначала необходимо определить потенциальные причины возникновения того или иного риска, среди которых могут быть неправильно работающее оборудование, непроведенный вовремя инструктаж, нарушение периодичности осмотра оборудования, неповеренное контрольно-измерительное оборудование и т. д. Для успешной реализации данной работы снова подключается рабочая группа как специалистов в области ОТ, так и «производственников». В итоге мы получим результат, представленный в таблице 7.
Таблица 7. Меры по управлению рисками
Вид деятельности | Технологическая операция | Опасность | Риски | Сводн.индекс | Уровень риска | Меры управления риском | |
" Ремонт ЭЦН, ПЭД, ГЗ" | " Наружная мойка секций насоса" | Концентрация газа (пары углеводородов) в рабочей зоне | Отрав-ление | А3 | Допусти-мый | Применение СИЗ | |
Обучение безопасным приемам работ | |||||||
При разработке мер по исключению/снижению до приемлемого уровня промышленных рисков предпочтение отдается мероприятиям, направленным на снижение вероятности возникновения риска.
Первоочередность мер по исключению или минимизации рисков устанавливается согласно иерархии мер контроля:
— устранение: при возможности необходимо полностью устранить источник опасности и полностью избежать риска. Например: устранить возможность падения, предоставив пространство для безопасного доступа и безопасную площадку для работы.
— замещение: использование альтернативных веществ, оборудования, которые являются менее опасными и обладают меньшим риском, или использование более безопасных приемов и методов работ.
— изоляция: источник опасности изолируется так, чтобы риск был снижен до нуля или до допустимого уровня. Примером могут послужить: изоляция электрических кабелей, звукопоглощающие кожухи вокруг шумного оборудования, перемещение опасных веществ внутри трубопроводов.
— ограждение/изоляция людей: ограждение людей от источников опасности с использованием щитков на вращающихся частях оборудования, заграждений вокруг опасного оборудования, перил в местах, где есть опасность падения или ограждение людей от транспорта на рабочей площадке, например, автоцистерн, вилочных погрузчиков и т. д.
— безопасные системы работы: инструкции, планы работы и методы, которые были разработаны, исходя из практического опыта и оценки рисков. Сюда включаются правила по безопасности, указания, положения, системы допусков, методы изоляции и т. д.
Достаточность (количество и вид) мероприятий по управлению значимыми рисками определяется только экспертным путем на основании производственной практики.
На этом работа по формированию реестра опасностей и рисков заканчивается. В него также должны быть включены потенциальные риски, которые могут возникнуть при возможных аварийных ситуациях, т. е. при разработке ИСМ необходимо рассматривать как штатную, так и нештатную деятельность предприятия.
Идея стандартов ISO 14 001, OHSAS 18 001 заключается не только в поддержании вероятности возникновения рисков на определенном уровне, но и в постоянном совершенствовании системы по управлению рисками. В этом заключается еще одно принципиальное отличие от традиционной системы управления.
2.3 Доработка действующей системы управления в области ОТиПБ, ООС На этапе доработки действующей системы на соответствие требованиям ИСМ проведены следующие работы:
1) Организован и проведен внутренний аудит на соответствие OHSAS 18 001, по результатам которого сформирован отчет и разработаны мероприятия по устранению выявленных в ходе аудита несоответствий и их причин.
2) С целью информирования подрядчиков и других посетителей рабочих мест о требованиях ИСМ, существующих рисках разработан «Буклет безопасности посетителей ЦБПО ЭПУ», информирующий о правилах поведения на территории ЦБПО ЭПУ. Буклет выдается посетителям в качестве разового пропуска на проходной ЦБПО ЭПУ.
3) Для повышения заинтересованности работников в качественном и добросовестном исполнении своих обязанностей разработано Положение о проведении Производственно-экономического соревнования между бригадами цехов.
4) Созданы условия для привлечения персонала всех уровней в построение и совершенствование ИСМ путем внедрения процедуры «Общественный контроль»: система подачи предложений по улучшению ИСМ по направлениям — охрана труда, экология, качество — на основании разработанного бланка. Предложение может подать любой сотрудник, опустив заполненный бланк в специальный ящик. По итогам квартала выбирается лучшее предложение, автор которого получает вознаграждение.
5) Разработан и внедрен Паспорт сотрудника ЦБПО ЭПУ в целях создания условий для контроля инженерно-техническим работником процесса собственного обучения и развития, повышения заинтересованности сотрудников в профессиональных достижениях, обеспечения знания сотрудниками Политики ЦБПО ЭПУ, а также создания условий оперативного реагирования в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
6) Организовано применение табличек «Осторожно мокрый пол» при влажной уборке производственных площадок и административных помещений.
7) В целях обеспечения знания сотрудниками основных приемов оказания первой медицинской помощи разработана и выдана каждому сотруднику ЦБПО ЭПУ «Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве» .
8) В целях осведомленности сотрудников о существующих рисках и мерах управления ими разработаны презентации для проведения в организационных единицах «Часа безопасности» по следующим темам:
ь Вредные привычки;
ь Безопасная и комфортная работа за компьютером;
ь Действия при угрозе химического и биологического оружия;
ь Действия сотрудников при пожаре;
ь Общие требования безопасности при осуществлении перевозки работников различными видами транспорта;
ь Основные требования безопасности при нахождении работника на территории административного здания, производственного объекта;
ь Порядок обращения и действия при угрозе отравления;
ь Порядок оказания первой помощи при поражении электрическим током;
ь Применение манометров на производстве;
ь Профилактика ОРЗ, гриппа и заболеваний дыхательной системы;
ь Расследование несчастных случаев на производстве;
ь Требования безопасности в ИТ, автоматизации и связи;
ь Требования нормативно — правового обеспечения в области охраны окружающей среды в ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз» ;
ь Эксплуатация грузоподъемных механизмов на опасных производственных объектах ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз» .
Заключительным этапом работ по внедрению OHSAS 18 001 была процедура сертификации.
Для проведения сертификации был заключен договор с международным органом по сертификации ЗАО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь», имеющим соответствующую аккредитацию.
Сертификация проводилась сотрудниками ЗАО «Бюро Веритас Сертификейшн Русь» в 2 этапа.
На первом этапе специалисты — аудиторы компании провели «настольный» аудит на территории ЦБПО ЭПУ: изучили основополагающие документы ИСМ (Политика, руководство по ИСМ, обязательные процедуры, отчеты по внутренним аудитам, отчеты по анализу ИСМ руководством), составили отчет по первой стадии аудита.
На втором этапе специалисты — аудиторы проверили ИСМ ЦБПО ЭПУ на соответствие требованиям ISO 9001:2008, ISO/TS 29 001:2010, ISO 14 001:2004, OHSAS 18 001:2007 при непосредственном посещении всех производственных участков и организационных единиц.
По итогам двух стадий аудита ЦБПО ЭПУ выданы сертификаты соответствия требованиям ISO 9001:2008, ISO/TS 29 001:2010, ISO 14 001:2004, OHSAS 18 001:2007 в области «Проведение текущих и капитальных ремонтов нефтепромыслового оборудования, прокат и ремонт электропогружных установок для механизированного способа добычи нефти, ремонт энергетического оборудования, изготовление запасных частей и деталей» сроком на три года (до 13.10.2016)
В течение периода до 13.10.2016 ежегодно орган по сертификации проводит надзорные аудиты для получения подтверждения успешного функционирования системы менеджмента.
3. Внедрение карточки инструктажа «Выявления опасностей и рисков»
3.1 Цель интеграции Карточка Инструктажа «Выявление Опасностей и Рисков» (далее по тексту — КИВОР-карта) вводится с целью организации ежедневного инструктирования исполнителей работ при выдаче производственного задания в Сургутском цехе по ремонту ЭПУ ЦБПО ЭПУ ОАО «Сургутнефтегаз» .
3.2 Описание КИВОР-карты КИВОР-карта представляет собой документ для регистрации инструктирования конкретного исполнителя работ при выдаче производственного задания.
КИВОР-карта состоит из 4 разделов:
— титульная страница КИВОР-карты (приложение 1,2);
— «Жизненно-важные правила» ;
— «Алгоритм ведения работ» ;
— «Лист регистрации опасных факторов при выполнении производственных операций» с указанием мер управления этими опасными факторами.
Титульная страница КИВОР-карты предназначена для непосредственной регистрации информации о проведенном инструктировании.
Раздел «Жизненно-важные правила» содержит предписывающие и запрещающие правила безопасности при ведении производственных работ.
Раздел «Алгоритм ведения работ» настраивает работника на ведение работ только в безопасных условиях.
" Лист регистрации опасных факторов при выполнении производственных операций" определяет, какие опасные факторы присутствуют, и какие меры управления этими опасными факторами необходимо соблюдать при выполнении конкретной производственной операции.
Также «Лист регистрации опасных факторов при выполнении производственных операций» содержит поле, позволяющее зарегистрировать исполнителю работ обнаруженные им неучтенные риски и/или неудовлетворительное состояние условий труда.
3.3 Порядок введения КИВОР-карты Ведение КИВОР-карты включает этапы, указанные на рис. 7.
Рисунок 7. Этапы ведения КИВОР-карты Выдача КИВОР-карты исполнителям работ производится руководителем работ (мастером участка) 1 числа каждого месяца каждому работнику. Срок действия КИВОР-карты -1 месяц.
При выдаче КИВОР-карты руководитель работ заносит в нее данные, указанные в таблице 8:
Таблица 8
№ п/п | Раздел КИВОР-карты | Данные для занесения в КИВОР-карту | Примечание | |
Титульная страница | Период действия карты | ; | ||
Дата выдачи КИВОР-карты | ; | |||
Наименование цеха | ; | |||
№ бригады | ; | |||
Наименование участка | ; | |||
ФИО исполнителя работ | ; | |||
Подпись и ФИО руководителя работ, выдавшего КИВОР-карту | ; | |||
Информация о проведенном инструктаже: | ; | |||
дата и время инструктирования | ; | |||
производственные операции к исполнению | С учетом таблицы «Состав укрупненных технологических операций ремонта УЭЦН» (приложение Г) | |||
подпись исполнителя о прохождении инструктажа или причина отсутствия исполнителя работ | Причина отсутствия: выходной, отпуск, больничный, учеба, медицинский осмотр | |||
подпись руководителя работ о проведении инструктажа данному работнику | ; | |||
" Жизненно-важные правила" | ; | ; | ||
" Алгоритм ведения работ" | ; | ; | ||
" Лист регистрации опасных факторов при выполнении производственных операций" | " Прочие опасности" * при выполнении работ исполнителем | Информация заносится в ячейку колонки «Прочие опасности» напротив выполняемой исполнителем операции | ||
* Примечание: «Прочие опасности» возникают при проведении другого вида работ в непосредственной близости от рабочего места (подрядные работы, техническое обслуживание оборудования и т. п.), либо при возникновении дополнительных условий выполнения работ (новое оборудование, новая технология, выполнение работ стажером, выход из строя оборудования и т. п.).
При выдаче КИВОР-карты регистрируются в электронном Журнале регистрации КИВОР-карт (приложение 3). На основании данных Журнала формируется ежедневная сводка об инструктировании при выдаче производственного задания.
Ведение КИВОР-карты в течение периода ее действия заключается в:
— ежедневной регистрации информации о проведенном инструктаже при выдаче производственного задания руководителем работ (см. п. 3.3.2.1);
— регистрации исполнителем работ выявленных им неучтенных рисков либо неудовлетворительного состояния условий труда на его рабочем месте в специально отведенном поле Листа регистрации опасных факторов при выполнении производственных операций.
Обработка данных КИВОР-карты проводится 1 числа каждого месяца руководителем работ и включает:
— регистрацию выявленных работниками в прошлом месяце неучтенных рисков и/или неудовлетворительного состояния условий труда на рабочих местах в Журнале регистрации КИВОР-карт;
— направление копий КИВОР-карт, в которых отмечены неучтенные риски производства, неудовлетворительное состояние условий труда в СОТиПБ для внесения необходимых изменений в КИВОР-карту и документацию по ОТиПБ, ООС.
3.4 Ответственность Ответственность за ведение КИВОР-карты делится между исполнителем работ, его непосредственным руководителем и начальником цеха. Исполнитель работ несет ответственность:
— за обеспечение доступности его КИВОР-карты для просмотра руководством в рабочее время;
— за своевременность предоставления КИВОР-карты руководителю работ для отметки о проведении инструктажа.
Руководитель работ несет ответственность:
— за наличие у каждого работника перед началом работ действующей КИВОР-карты со всеми необходимыми отметками о проведении инструктажа;
— за достоверность и своевременность занесенной в КИВОР-карту информации;
— за соблюдение работниками мер управления при выполнении производственных операций.
Заключение
Приведенная модель системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья по OHSAS 18 001 во многом выглядит идеально, и внедрить ее очень сложно, если не привлекать значительных ресурсов, как человеческих, так и финансовых. Однако практика показывает, что постепенное системное внедрение стандарта OHSAS 18 001 уже на первых этапах позволяет устранить тот хаос в сфере безопасности труда, который наблюдается на многих предприятиях. Забота о сотрудниках, об их здоровье со стороны руководства во многом повышает лояльность персонала и, следовательно, увеличивает производительность труда.
Безопасность зависит не только от усилий инженера по безопасности и службы охраны труда, но составляет часть обязательств и юридической ответственности высшего руководства компании.
Следует особо подчеркнуть, что без заинтересованности высшего руководства организации и без его прямого участия в разработке, внедрении и оценке функционирования системы менеджмента эффективность системы менеджмента будет очень низкой. Кроме того, необходимо добиться лояльного отношения к разрабатываемой системе со стороны среднего звена. Следует обеспечить вовлеченность в соответствующие работы персонала организации, понимания сотрудниками того, что предпринимаемые меры ведут к снижению рисков аварий, несчастных случаев, травм и т. п.
Хорошо разработанная система менеджмента в области профессионального здоровья и безопасности является составной частью действующей в организации системы менеджмента, учитывает специфику организации и действующие в ней традиции, опирается на заинтересованность персонала.
Внедрение разработанной системы оценки и управления профессиональными рисками позволит российским организациям, в том числе с иностранным участием и ориентированным на ведение бизнеса с зарубежными партнерами, избежать ведения «двойной бухгалтерии» в области охраны труда — для соблюдения российского законодательства и соответствия международным нормам, а также без дополнительных затрат и новых усилий проходить сертификацию на соответствие международным стандартам в области профессиональной безопасности.
Список используемой литературы
1. ГОСТ Р 54 934 — 2012/OHSAS 18 001:2007 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья — Требования.
2. Международный стандарт OHSAS 18 002:2008 Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Руководящие указания по OHSAS 18 001:2007.
3. ГОСТ Р ИСО 19 011−2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента (ISO 19 011:2011).
4. Дадонов В. А. Вопросы развития интегрированных систем менеджмента на российских промышленных предприятиях в условиях продвижения продукции на международные рынки. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып.3.URL.
5. Шеханов.Ю. Ф. Роль высшего руководства при внедрении методов менеджмента и инжиниринга качества в ИСМ предприятий//Методы менеджмента качества, 2013. № 10. С.36−38.
6. Хохлов В. Б. Требования OHSAS 18 001:2007 к системам менеджмента профессиональной безопасности и охраны здоровья//Методы менеджмента качества, 2013. № 09. С.20−24.
7. Сборник: Система стандартов безопасности труда. — М.: Стандарт — информ, 2005. — 123 с.
8. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2012 г. N 781 «Об утверждении рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах» .
9. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 марта 2013 г. N 101 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» .
10. Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» .
11. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» .
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Журнал регистрации Приложение 4
Состав укрупненных технологических операций ремонта УЭЦН
№ п/п | Укрупненная операция | Состав операций ремонта ЭЦН | Состав операций текущего ремонта ПЭД | Состав операций капитального ремонта статора ПЭД | Состав операций ремонта ГЗ | Состав операций УРИО | |
Транспортировка | Транспортировка | Транспортировка | Транспортировка | Транспортировка | Транспортировка | ||
Разборка | Наружная мойка секций насоса | Наружная мойка | Подрезка лобовой части статора | Мойка | Разборка двигателя | ||
Мойка внутренней полости секций насоса | Разборка двигателя | Демонтаж обмотки нагревом | Разборка гидрозащиты | Разборка ГЗ | |||
Срез платиков | Разборка ротора | Размягчение гидролизное обмотки ПЭД | Разборка вала | Разборка ЭЦН | |||
Разборка секций насоса | Отсоединение погружного датчика ТМС от ПЭД | Брикетирование демонтированнного провода ППиУ | Разборка ниппеля | Разборка газосепаратора | |||
Мойка внутренней поверхности корпуса насоса | Мойка вала | Мойка статора сольвентом | Разборка диафрагм | ||||
Мойка деталей секций ЭЦН | Мойка узлов и деталей | Очистка | |||||
Мойка статора сольвентом | Мойка | ||||||
Замена моющего раствора | |||||||
Дефектация | Дефектация корпуса насоса | Дефектация вала | Дефектация статора необмотанного | Дефектация | Дефектация деталей и узлов | ||
Дефектация деталей секций насоса | Дефектация деталей | Расшихтовка статора | Мойка статора сольвентом | ||||
Дефектация статора обмотанного | Мойка статорного железа | Мойка узлов и деталей | |||||
Дефектация статорного железа | |||||||
Мойка корпуса статора сольвентом | |||||||
Мойка корпуса статора сольвентом | |||||||
Реставрация деталей/узлов | Правка вала секций насоса | Ремонт выводного кабеля | ; | Реставрация | Правка вала | ||
Закатывание шпонки на вал секции насоса | Сушка статора | Правка вала | Очистка пескоструйная | ||||
Напыление корпуса статора | |||||||
Правка вала | |||||||
Сборка | Комплектация рабочими органами | Комплектация узлов и деталей | Зашихтовка статора методом набора на штангу | Сборка диафрагмы | Сборка двигателя | ||
Сборка пакета ступеней | Сборка ротора ПЭД | Дорновка статора | Проверка диафрагмы на герметичность, сушка | Сборка ГЗ | |||
Сборка ПЭД | Смещение магнитопровода статора с открытым пазом на ½ пакета ротора | Сборка ниппеля | Сборка ЭЦН | ||||
Соединение ПЭД с погружным датчиком ТМС | Сушка статора в печи сушки | Сборка гидрозащиты | Сборка газосепаратора | ||||
Намотка обмотки статора ПЭД | Пайка выводных проводов | ||||||
Пропитка статора | Сушка статора активным током | ||||||
Пайка выводных кабелей | |||||||
Тестирование | Тестирование секций насоса | Тестирование ПЭД | ; | Подготовка гидрозащиты к тестированию | Испытание и обкатка двигателя | ||
Определение состояния рабочих деталей и качества ремонта секции насоса | Гидроиспытания ПЭД (опрессовка) | Заполнение гидрозащиты маслом | Тестирование модуль секции | ||||
Окраска ПЭД | Тестирование гидрозащиты | ||||||
Консервация | Консервация секций насоса | ; | ; | ; | Консервация модуль секции | ||
Заключительные работы | |||||||
Комплектация | Комплектация | Комплектация | ; | Комплектация | Комплектация | ||
Приложение 5
Изменения в законодательстве, в НД за 2 полугодие 2013 г
№ п/п | Наименование законодательного акта | Оценка влияния изменений на деятельность ЦБПО ЭПУ (влияет/не влияет) | Принятые меры — пересмотр/дополнение действующей документации, разработка мероприятий, проведение бесед, проверка и т. п. (в случае влияния) | |
Экология | ||||
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) «Об охране окружающей среды» | не влияет | ; | ||
Охрана труда, промышленная и пожарная безопасность | ||||
ФЗ РФ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» . | влияет | Мероприятия по исполнению ФЗ РФ от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» | ||
Информационные письма за 2 полугодие 2013
№ п/п | Отправитель | Дата | Название | Краткое содержание | Принятые меры | |
ПРИМЕР | ||||||
РОСТЕХНАДЗОР | 08.02.2013 | Об аттестации специалистов | Ответ на обращение: действующая система аттестации руководителей и специалистов ОАО «Сургутнефтегаз» не противоречит действующему законодательству | ; | ||
РОСТЕХНАДЗОР | 20.02.2013 | По вопросу аттестации | Ответ на обращение: документы являются действующими, имеют юридическую силу и не отменяют друг друга | ; | ||
Состояние устранения выявленных нарушений
Вид проверки | Количество нарушений за 2013 год | Мероприятия по устранению несоответствий реализованы | Мероприятия по устранению несоответствий в работе | |
Проверки в области ОТиПБ | ||||
ЛБПО ЭПУ | ||||
НС ПРЦ ЭПУ | ||||
ФБПО ЭПУ | ||||
БПРЦ ЭПУ | ||||
УРЭ ЭПУ ПКП | ||||
Мех.цех | ||||
Цех ЭПУ | ||||
РОТОиАС | ||||
ЦПЛ | ||||
Цех ПКП | ||||
ОМТС | ||||
УМТОиРЗ | ||||
СКК | ||||
ХС | ||||
ПОНиК | ||||
Итого: | ||||
Проверки в области экологии | ||||
ФБПО ЭПУ | ||||
ЛБПО ЭПУ | ||||
НС ПРЦ ЭПУ | ||||
БПРЦ ЭПУ | ||||
Итого: | ||||
Участие в совещаниях по ОТиПБ, ООС
№ | Совещание | Принимал участие | Организатор совещания | Кол-во | Результат | |
ПРИМЕР | ||||||
Оперативно-методическое совещание по ОТиПБ с руководителями СОТиПБ | Заместитель главного инженера | УПБиОТ | Организовать ежемесячное проведение анализа нарушений и требований безопасности, внесенных в персональные книжки работников | |||
Совещание ПДК ЦБПО ЭПУ | Комиссия ПДК | Начальник базы | Состояние условий охраны труда, промышленной и пожарной безопасности признаны удовлетворительными | |||
Совещание ПДК организационной единицы | Сотрудники организационной единицы | Начальник организационной единицы | 6 раз в каждой организационной единице | Состояние условий охраны труда, промышленной и пожарной безопасности признаны удовлетворительными | ||
Совещания по аттестации рабочих мест | Инженер СОТиПБ | УПБиОТ | Изучено ИТ-решение «Планирование аттестации и производственного контроля рабочих мест по условиям труда» | |||