Современные требования к охране труда в Российской Федерации на примере ЗАО «СЕВЭКО»
Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, подлежат периодическому изменению с учетом развития технического оснащения процесса трудовой деятельности. По общему правилу государственные нормативные требования по охране труда утверждаются полномочными органами федеральной исполнительной власти на срок в пять лет. Решение о продлении срока действия или об отмене… Читать ещё >
Современные требования к охране труда в Российской Федерации на примере ЗАО «СЕВЭКО» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Современные требования к охране труда в Российской Федерации на примере ЗАО «СЕВЭКО»
Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ введенный в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс РФ к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относит обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
На современном этапе развития общества перед государством стоит задача повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. Решение этой задачи под силу только людям, профессиональный уровень которых отвечает современным квалификационным требованиям, а совокупность их физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет им выполнять работу определенного объема и качества в течение установленной продолжительности рабочего времени без ущерба своему здоровью, т. е. при осуществлении надежной охраны их труда. Возникла необходимость в новых подходах к формированию человеческого капитала, в том числе необходимость в совершенствовании правового механизма охраны здоровья работающего населения, с учетом перспектив развития общества.
Охрана жизни и здоровья работников — первостепенная задача и государства, и работодателя по отношению к результатам трудовой деятельности, что является общечеловеческим принципом, отвечающим Всеобщей декларации прав и свобод человека, конвенциям и декларациям Международной организации труда, а также соответствует международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации.
За последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов по охране труда (или непосредственно связанных с охраной труда) в стране сформирована правовая база охраны труда работников организаций. В том числе определены содержание прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, а также круг обязанностей работодателей.
Как свидетельствуют многочисленные наблюдения, нарушение требований охраны труда происходит в основном по вине представителей администрации. Многие из них имеют весьма слабое представление о своих обязанностях в области охраны труда работников, несмотря на то, что за нарушение указанных обязанностей на них возлагается дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность.
Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод, что выбранная проблема чрезвычайно актуальна.
Объектом исследования являются требования к охране труда в современной России.
Предметом исследования является процесс реализации государственной политики по охране труда на примере ЗАО «СЕВЭКО»
Для достижения поставленной цели в данной дипломной работе решаются следующие задачи:
— изучить законодательство РФ об охране труда и сферу его применения.
— определить понятие охраны труда, условий труда.
— вскрыть проблемы охраны труда на предприятии;
— дать характеристику исследуемого предприятия, его системы охраны труда.
— сформулировать предложения по совершенствованию организации охраны труда на предприятии.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и приложений.
Во введении раскрывается актуальность исследуемой темы, цели и задачи дипломной работы.
В первой главе дипломной работы рассмотрены общие понятия и современные требования к охране труда в Российской Федерации.
Во второй главе дипломной работы рассматривается законодательство г. Санкт-Петебурга в области охраны труда обязанности собственника и работников, а также порядок проведения обучения по охране труда в организациях.
В третьей главе дипломной работы дано описание исследуемого предприятия, определены основные причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также сформулированы пути совершенствования охраны труда в ЗАО «СЕВЭКО».
В заключении даны выводы по изученной проблеме и перечислены решенные в ходе написания дипломной работы задачи.
В приложениях указаны утвержденные нормы микроклимата и освещения в производственных помещениях, а также план мероприятий по улучшению условий труда в Санкт-Петербурге на 2009;2012 годы.
Глава 1. Теоретические и правовые основы охраны труда в Российской Федерации
1.1 Законодательство Российской Федерации о современных требованиях к охране труда
Понятие «охрана труда» появилось в науке трудового права и трудовом законодательстве неслучайно. Это стало возможным благодаря рецепции советским правительством опыта международного рабочего движения Западной Европы XIX века, где данная дефиниция была упомянута в целом ряде политических документов. В частности, понятие охраны труда закреплялось в актах Лионского социалистического конгресса (1877 г.), Конгресса французских социалистов (1884 г.), Съезда швейцарских рабочих организаций (Цюрих, 1883 г.), Базельского конгресса рабочих организаций (1897 г.) и др. Необходимо отметить, что с XIX века в правовой доктрине значение понятия охраны труда имеет гуманистическую направленность и включает в себя целый ряд аналогично направленных определений, таких как оздоровление труда и охрана здоровья рабочей массы, безопасность жизни и здоровья рабочих, безопасность труда. Аналогичные подходы отразили и первые советские трудовые кодексы.
Однако в 1930;е гг. в связи с известными историческими событиями (голод, форсированные пятилетки, коллективизация) меняется отношение как к трудовому праву вообще, так и к институту охраны труда в частности. Именно в эти годы, законодательство о труде рассматривается как средство повышения производительности труда, и только затем — как средство охраны труда. В послевоенные годы на основе принятого в середине XX века понимания охраны труда был сформулирован конституционный принцип, однако как принцип отрасли трудового права охрана труда получила свое юридическое закрепление значительно позже: в преамбуле и в ст. 2 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принятых 15 июля 1970 г. и введенных в действие с 1 января 1971 г.
Определяя содержательное наполнение института охраны труда, следует отметить, что различные специалисты определяют его по-разному, однако традиционно включают следующие элементы:
— общие нормы по охране труда, правила и нормы по технике безопасности и производственной санитарии (единые, межотраслевые и отраслевые);
— нормы, устанавливающие обеспечение работников средствами индивидуальной защиты и нейтрализацию вредных воздействий на работающих производственных факторов (нормы, предусматривающие организацию лечебно-профилактического питания, выдачу молока, мыла, спецодежды и т. д.);
— специальные нормы о труде женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью.
Анализируя динамику подходов к пониманию института охраны труда в советское время, можно сделать вывод о том, что его понимание зависело не только от уровня развития непосредственно права, но и, в большой степени, от его идеологической направленности. Несмотря на его изначальную гуманистическую направленность, законодательство о труде в целом на протяжении XX века рассматривалось как средство повышения производительности труда, и только затем — как средство охраны труда. Однако, несмотря на то, что трудовое законодательство советского периода было несовершенно и нормы, их содержание и структура не давали однозначного ответа на проблемные понятийные вопросы, в частности на вопрос о природе и характере норм, определяющих и регулирующих охрану труда, данный трудоправовой институт можно отнести к числу достаточно подробно разработанных трудоправовых категорий, во многом реципированных действующим трудовым законодательством и, несомненно, явившихся его базой.
Из содержания действующей Конституции РФ следует, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровья людей (ст. 7), что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37). Конституция РФ провозглашает также, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). Именно в силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, государство обеспечивает охрану труда и здоровья работающего населения, осуществляя соответствующие функции.
Такая направленность социальной политики государства определяется международными принципами и нормами. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 гг.) подчеркивается также, что устойчивые и высокие темпы экономического роста невозможно обеспечить без развития рынка труда и создания условий для организации эффективных рабочих мест. Существенным фактором, негативно влияющим на качество занятости и рынка труда, является состояние условий труда. Около 20% рабочих мест в российской экономике связано с опасными и вредными условиями труда. Производственный травматизм увеличивает численность граждан с ограниченной трудоспособностью, для которых затруднен подбор новых рабочих мест. В связи с этим программа предусматривает необходимость разработки механизмов, способствующих повышению мотивации работодателей к созданию безопасных и безвредных условий труда с одновременным законодательно закрепленным усилением мер их ответственности за охрану труда и др.
Решение конкретных проблем улучшения условий труда и охраны здоровья работающего населения достигается в процессе осуществления государством таких важнейших функций, как формирование государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; создание нормативно-правовой базы, в том числе государственных нормативных требований охраны труда, направленных на охрану труда работников; обеспечение реализации этих актов; государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями требований охраны труда.
Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Трудового Кодекса Российской Федерации, других федеральных законов, содержащих нормы по охране труда в различных отраслях производства, таких, например, как Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Федеральный закон от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»; Федеральный закон от 8 апреля 2000 года N 50-ФЗ «О ратификации Конвенции 1986 г. об охране труда при использовании асбеста», Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», а также законов и иных нормативных правовых актов, принятых субъектами Российской Федерации.
Такие нормативные акты позволяют учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и соответственным образом обеспечить охрану их труда.
Некоторые Федеральные законы, регулирующие социально-экономические отношения, затрагивают вопросы, связанные с охраной труда, такие как:
— Федеральный закон от 1 мая 1999 года N 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» ;
— Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» .
Законы и иные нормативные акты по охране труда, принятые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по совместным предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Действие законодательства о труде и об охране труда распространяется согласно статье 11 ТК РФ на:
— трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения;
— другие отношения, связанные с применением личного труда, если это предусмотрено ТК РФ либо иным федеральным законом;
— работодателей (физических и юридических лиц), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
— трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных либо учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если другое не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Согласно той же статье 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном ТК РФ порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
— военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
— члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
— лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
— другие лица, если это установлено федеральным законом.
На граждан, работающих на территории иностранного государства, распространяется законодательство о труде и охране труда этого государства. А что касается иностранных работников, работающих на территории Российской Федерации, то на них распространяется наше законодательство, если только международным договором между Российской Федерацией и этим государством не предусмотрено иное.
В соответствии с частью 2 статьи 10 ТК РФ правила международного договора применяются в случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами, которые обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции)и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 года N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» утвержден Перечень нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда, определены органы, полномочные издавать такие акты, а также порядок их издания и пересмотра. Постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 года N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Действующее законодательство позволяет выделить следующие виды нормативных правовых актов, имеющих в своем содержании государственные нормативные требования по охране труда.
Во-первых, межотраслевые правила по охране труда, которые призваны обеспечить безопасность работников от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих межотраслевой характер, например газосварочных работ, а также при применении оборудования и машин в отдельных отраслях экономики. Межотраслевые правила по охране труда предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и соответствующие профсоюзные органы, они утверждаются Минздравом РФ.
Во-вторых, можно выделить отраслевые правила по охране труда, которые призваны оградить работника от воздействия опасных и вредных факторов при выполнении работ, имеющих отраслевой характер, а также при применении оборудования и машин в отдельной отрасли экономики. Отраслевые правила по охране труда также предварительно направляются на рассмотрение и согласование в федеральную инспекцию труда и в соответствующие отраслевые профессиональные союзы федерального уровня. Отраслевые правила по охране труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Минздравом РФ.
На основании межотраслевых и отраслевых правил по охране труда разрабатываются межотраслевые и отраслевые типовые инструкции по охране труда. Межотраслевые и отраслевые инструкции по охране труда также направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзы федерального уровня, межотраслевые типовые инструкции по охране труда утверждаются Минздравом РФ, а отраслевые — соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда являются нормативными правовыми актами федерального уровня. В связи с чем они могут быть обжалованы в Верховный Суд РФ. Несоблюдение процедуры согласования, предусмотренной законодательством, является основанием для их признания в судебном порядке недействующими. Процедура согласования предполагает рассмотрение предложений участвующих в ней органов при разработке нормативных правовых актов, содержащих государственные требования по охране труда. Несоблюдение данной процедуры приводит к нарушению прав органов, которые в соответствии с законодательством должны в ней участвовать. В связи с чем позиция указанных органов, лишенных возможности участия в процедуре разработки нормативного правового акта, является основанием для его признания недействующим, так как предложения этих органов не были учтены, им не была дана надлежащая оценка. Поэтому можно сделать вывод о том, что в подобной ситуации не были учтены обстоятельства, имеющие правовое значение при разработке нормативного правового акта о государственных требованиях по охране труда.
В-третьих, нормативными правовыми актами, содержащими государственные требования по охране труда, являются строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, своды правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда. Перечисленные нормативные правовые акты предварительно направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие отраслевые профсоюзные органы федерального уровня. Указанные акты также принимаются федеральным органом государственной власти по согласованию с Минздравом РФ. Несоблюдение предусмотренной законодательством процедуры согласования названных актов также позволяет требовать их признания недействующими в Верховном Суде РФ.
Нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, подлежат периодическому изменению с учетом развития технического оснащения процесса трудовой деятельности. По общему правилу государственные нормативные требования по охране труда утверждаются полномочными органами федеральной исполнительной власти на срок в пять лет. Решение о продлении срока действия или об отмене рассмотренных актов должно быть принято не позднее чем за 9 месяцев до окончания срока их действия федеральным органом исполнительной власти, который их принял. Таким образом, государственные нормативные требования охраны труда могут стать предметом судебного контроля. Из ч. 1 ст. 211 ТК РФ следует, что нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, могут быть приняты не только на федеральном, но и на региональном уровне. Однако акты субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральным законодательством, в частности, по сравнению с нормативными правовыми актами, принятыми федеральными органами исполнительной власти.
Нормативные правовые акты в сфере охраны труда, принятые на региональном уровне, могут быть обжалованы в суд соответствующего субъекта РФ, в том числе и на предмет их несоответствия федеральному законодательству.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.
Также сюда входят государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
Одним из важных направлений является расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Необходима так же защита законных интересов работников пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Координация деятельности в области охраны труда, организация статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях — все это очень важные направления государственной политики.
Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
1.2 Понятие охраны труда, условия труда
Охрана труда представляет собой систему законодательных актов, социально-экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. К охране труда относятся вопросы трудового законодательства, техники безопасности, производственной санитарии, гигиены труда, противопожарной безопасности, а также контроль и надзор за выполнением требований правил и норм охраны труда.
Трудовое законодательство устанавливает основные трудовые права и обязанности рабочих и служащих, порядок приема их на работу и освобождения от работы, заключения коллективных договоров, обеспечения здоровых и безопасных условий труда, проведения инструктажа по технике безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и другим правилам охраны труда, предоставления льгот рабочим и служащим, совмещающим работу с обучением, порядок рассмотрения трудовых споров, участия рабочих и служащих в управлении производством, а также содержит вопросы, касающиеся надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Техника безопасности — это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.
Опасный производственный фактор — это производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
К мероприятиям по технике безопасности относятся, совершенствование производственных процессов, конструкций машин и оборудования, технологической оснастки и приспособлений, ручного инструмента, установка оградительной техники, блокировочных устройств, средств сигнализации, применение средств коллективной и индивидуальной защиты.
Производственная санитария — это система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных, производственных факторов.
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. В зависимости от уровня и продолжительности воздействия вредный производственный фактор может стать опасным.
Предельно допустимый уровень производственного фактора — уровень производственного фактора, воздействие которого при работе установленной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к травме, заболеванию или отклонению в состоянии здоровья в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Требования безопасности труда — требования, установленные законодательными актами, нормативно-технической документацией, правилами и инструкциями, выполнение которых обеспечивает безопасность работающих.
Безопасность труда — состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных производственных факторов.
Гигиена труда — включает комплекс санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий по оздоровлению условий труда, к которым относятся создание на рабочих местах нормальной воздушной среды, освещенности, устранение вредного воздействия шума и вибрации, оборудование необходимых санитарно-бытовых помещений.
В ч. 1 ст. 209 ТК РФ охрана труда определена как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Перечисленные мероприятия призваны оградить работников в процессе трудовой деятельности от воздействия вредных производственных факторов и опасных производственных факторов. Под вредным производственным фактором понимается воздействие на работника условий труда, которое может привести к его профессиональному заболеванию. Опасным производственным фактором является воздействие на работника условий труда, которое может привести к травме.
Деятельность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается не только путем издания и реализации нормативных правовых актов в сфере охраны труда, но и выделением соответствующих материальных средств, проведением организационных и иных мероприятий. В связи с чем можно сделать вывод о том, что охрана труда как система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности выходит за рамки чисто правовой деятельности. Тогда как охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, создающих правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Правовая составляющая в системе мероприятий по охране труда должна занимать ведущее место, поскольку создаваемые полномочными органами правила поведения призваны сохранить жизнь и здоровье работников в процессе трудовой деятельности. Хотя внедрение новых способов защиты жизни и здоровья людей во многом зависит от материального положения работодателей, с которыми они состоят в трудовых отношениях, а также от их желания оградить работников от воздействий вредных и опасных производственных факторов. Поэтому материальное положение и поведение работодателей оказываются на современном этапе общественного развития решающими факторами в области охраны труда.
Введение
обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний привело к тому, что обязанность по выплате возмещения вреда жизни и здоровью работников, который причинен в процессе трудовой деятельности, перешла от работодателей к органам Фонда социального страхования РФ. До принятия и введения в действие нормативных правовых актов об обязательном социальном страховании работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обязанность по возмещению вреда жизни и здоровью, причиненного при исполнении трудовых обязанностей, возникала у работодателей. Изменение порядка возмещения данного ущерба привело к тому, что у работодателей поубавилось заинтересованности в сохранении жизни и здоровья работников. Многие современные работодатели вообще склонны к тому, чтобы избежать страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также возмещения пострадавшим вреда. Очевидно, что в силу первого направления государственной деятельности, призванного создавать приоритетные условия для защиты жизни и здоровья работников, пострадавшие не должны нести бремя неблагоприятных последствий за нарушения работодателем действующего законодательства, в частности, по оформлению трудовых отношений и уплате страховых взносов по страхованию данного вида. Поэтому бремя неблагоприятных последствий при нарушении работодателем своих обязанностей перед работником и государством должно быть возложено именно на работодателя, который должен выплатить не только страховые взносы за весь период трудовой деятельности работника, но и уплатить соответствующие штрафные санкции и компенсировать работнику моральный вред. Отсутствие у полномочных государственных органов возможности обеспечить выплату работодателем соответствующих сумм по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не должно служить основанием для лишения пострадавших права на получение страхового возмещения.
В подобной ситуации бремя неблагоприятных последствий должно быть возложено на государство, органы которого не смогли обеспечить соблюдение работодателем законодательства в области охраны труда.
Данное правило вытекает из ст. 2 Конституции РФ, в которой реализация прав граждан, в том числе в сфере охраны труда, вменена в обязанность государственных органов. Следовательно, невыполнение данной обязанности является основанием для возложения ответственности на государство. В связи с чем пострадавший от неправомерных действий работодателя должен при любых обстоятельствах получать страховое возмещение. В свою очередь, Фонд социального страхования РФ имеет право потребовать соответствующего возмещения понесенных расходов от государственных органов, которые не обеспечили выполнение работодателем своих обязанностей перед работником и органами Фонда социального страхования РФ.
Следует отметить, что правомерное поведение работодателя в сфере охраны труда может быть обеспечено не только через деятельность полномочных государственных органов, но и самих работников, которые могут отказаться от выполнения трудовых обязанностей до устранения работодателем нарушений законодательства, в частности по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таким образом, правовой институт охраны труда состоит из норм, которые создают правовую основу для проведения мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Нормы данного института реализуются работодателями, органами Фонда социального страхования РФ под контролем полномочных государственных органов, органов местного самоуправления, полномочных представителей работников, а также при осуществлении работниками самозащиты своих прав в сфере охраны труда, в том числе и права на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как уже отмечалось, нормы института охраны труда призваны создавать условия трудовой деятельности, исключающие воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов. В связи с чем нормы рассматриваемого института трудового права следует разделить на два пединститута. Первый пединститут состоит из совокупности правил по технике безопасности, которые призваны оградить работника от воздействия опасных факторов. Второй пединститут составляют правила по производственной санитарии, которые направлены на то, чтобы оградить работников от воздействия вредных факторов. Деление норм института охраны труда на пединституты имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Контроль за соблюдением правил по технике безопасности и производственной санитарии осуществляют специальные государственные органы. Поэтому принудительное воздействие на работодателя с целью выполнения правил по технике безопасности осуществляют специально уполномоченные органы, которые осуществляют государственный надзор за соблюдением норм этого пол-института трудового права. Контроль за соблюдением правил по производственной санитарии также осуществляют специально уполномоченные на это государственные органы, в частности санэпидемнадзор. Нарушение норм рассматриваемых подинститутов может привести к различным правовым последствиям. В частности, несоблюдение правил по технике безопасности приводит к несчастным случаям на производстве, то есть к получению работником травмы. Нарушение правил по производственной санитарии может привести к профессиональному заболеванию. В связи с изложенным, должны использоваться различные способы и средства защиты от воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов. Следовательно, применение норм указанных подинститутов имеет свои правовые особенности. Таким образом, охрана труда как институт трудового права представляет собой совокупность норм, которые создают правовую основу для сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, состоит из двух подинститутов — правил по технике безопасности и производственной санитарии, которые призваны оградить работников соответственно от воздействия опасных и вредных производственных факторов. Нормы данного института реализуются через деятельность работодателей, Фонда социального страхования РФ.
Глава 2 . Решение проблем охраны труда в Санкт-Петербурге
2.1 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт охраны труда и Государственная инспекция об основных задачах по охране труда
труд охрана травматизм Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт охраны труда ордена Знака Почета является одним из старейших институтов в своей области.
Восстановление хозяйства после первой мировой войны и революции, индустриализации страны, возникновение новых видов производств и технологических процессов поставили новые и сложные задачи в области охраны труда. Жизнь и практика диктовали необходимость более глубоко вникать в особенности того или иного производства, изучать и обобщать наблюдения, разрабатывать научно-обоснованные гигиенические нормативы, обосновывать четкие требования по оздоровлению условий труда. Снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, разработка мер по повышению эффективности вентиляции, рациональному освещению и т. п. оказались невозможными без создания научных основ этих дисциплин. Осуществление этих задач было невозможно без создания специализированной научно-исследовательской базы.
Бурный рост промышленности, реконструкция старых предприятий и строительство новых настолько увеличили объем работы секции, что стало ясно — организационные структуры созданной секции уже давно перестали соответствовать запросам промышленности в области охраны труда.
Для выполнения нарастающего объема работ необходимы были новые, хорошо оснащенные профессиональные лаборатории, пригодные для решения многочисленных и весьма сложных задач.
В связи с этим было решено на базе Ленинградского Губпрома создать научноисследовательский институт. Такой институт по решению Народного Комиссариата труда РСФСР был открыт 3 декабря 1927 года — «Научно-исследовательский институт гигиены труда и техники безопасности», ныне Санкт-Петербургский НИИ охраны труда", с конкретной задачей деятельности — изучение трудовых процессов и окружающей санитарно-технической обстановки.
Работа института предполагалась конкретной и многоплановой:
— изучение влияния на здоровье работающих трудового процесса и окружающей санитарно-гигиенической обстановкой труда.
— изучение причин производственного травматизма и разработка мероприятий по его снижению.
— разработка методов учета и анализа производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
— создание типовых оградительных устройств и приспособлений для находящегося в эксплуатации оборудования.
— разработка мероприятий по оздоровлению условий труда и создание рационального гигиенического режима труда.
Научно-практическая и консультативная помощь инспекции труда профсоюзов и хозяйственным организациям по вопросам профессиональной гигиены, санитарной техники и техники безопасности.
В институте были созданы отделы технического нормирования, экономики труда и организации производства.
Началось массовое внедрение разработок Института. В 1937;1938гг. Институт передал для внедрения в промышленность 57 работ, ими воспользовались 337 предприятий, научноисследовательских и проектных учреждений.
В структуре Института были открыты отделы: техники безопасности, промышленной вентиляции, промышленного освещения, промышленной гигиены, спецодежды и индивидуальных защитных приспособлений, физико-химическая лаборатория, бюро консультаций и пропаганды охраны труда, ученый секретариат, экспериментальная мастерская.
Лаборатория электробезопасности проводила исследования по изучению влияния электрического тока и электромагнитных полей на человека, занималась разработкой защитных мероприятий, контрольноизмерительных приборов, профилактикой электротравматизма. Оказывала конкретную помощь предприятиям по вопросам электробезопасности.
Лаборатория промышленной вентиляции работала в 3-х направлениях:
Экспериментальные и теоретические исследования по обоснованию способов вентиляции и методов расчета систем вентиляции применительно к производственным помещениям различного назначения.
Разработка нормативных документов по проектированию промышленной вентиляции.
Оказание научнотехнической помощи промышленным предприятиям.
Лаборатория кондиционирования воздуха разрабатывала принципы и типовые решения систем кондиционирования воздуха для улучшения условий труда работающих в особо неблагоприятных метеорологических условиях.
Лаборатория промышленного освещения проводила анализ особенностей зрительной работы в различных производствах и устанавливала конкретные принципы нормирования.
Физико-химическая лаборатория создавала газоаналитические приборы для быстрого контроля содержания вредных веществ в воздушной среде промышленных предприятий. Разрабатывала новые более совершенные методы оценки загрязнения воздушной среды на промышленных объектах.
Лаборатория промышленной гигиены систематически анализировала состояние условий труда на предприятиях различных отраслей промышленности. Вела учет общей и профессиональной заболеваемости работающих. Проводила специальные исследования для обоснования оздоровительных мероприятий и оценке их эффективности.
Лаборатория шумоглушения не только контролировала уровни шума и вибрации на промышленных предприятиях, но и разрабатывала технические решения для их снижения. Лаборатория разработала комплекс мер по снижению шума на компрессорных станциях магистральных газопроводов. Были разработаны эффективные глушители шума всасывания на газотурбинную установку и редуктор. Лаборатория занималась снижением шума мощных компрессоров доменного дутья.
СанктПетербургский научноисследовательский Институт охраны труда на протяжении многих лет возглавляли такие крупные организаторы науки как Б. Б. Койранский, М. А. Николаев, В. И. Филиппов, В. И. Филатов, Э. А. Колодин, А. А. Кольцов.
Работы Санкт-Петербургского НИИ охраны труда в последние годы велись в следующих направлениях:
— оценка состояния условий труда и трудовых нагрузок работающих;
— разработка технических решений по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов;
— разработка технических решений по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов;
— разработка теоретических основ и технических решений по созданию эффективных глушителей шума для промышленного оборудования;
— эргономическое обоснование конструирования и организации рабочих мест, пультов и органов управления;
— оценка средств индивидуальной защиты работающих;
— разработка нормативных документов по охране труда, в том числе государственных стандартов;
— обследование и аттестация условий труда на предприятиях Санкт-Петербурга и других городах России;
— техническая помощь предприятиям и организациям;
— пропаганда и обучение в области охраны труда.
Для обеспечения работы по этим направлениям в институте аккредитованы:
Для этих целей в институте была аккредитована испытательная лаборатория по аттестации рабочих мест по условиям труда и отдел дополнительного профессионального образования С 1995;2008 года ими проведена аттестация 5964 рабочих мест на 332 предприятиях России, сертифицировано 7 предприятий по охране труда, испытано 257 видов и сертифицировано 383 наименований отечественных и зарубежных средств индивидуальной защиты (далее СИЗ), обучено 8745 руководителей и специалистов по вопросам охраны труда, институтом выполнено 114 научных тем в рамках Федеральных и Региональных целевых программ улучшения условий охраны труда, лабораторией гигиены труда — 594, лаборатории средств индивидуальной защиты (далее СИЗ) — 372, лабораторией химических исследований — 240 отдельных тем и работ. Институт продолжает оставаться ведущим по научно-исследовательской и нормативной работе в области охраны труда при сварочных, плазменных и родственных технологиях, а также при процессах напыления.
Институт входит в состав Технического комитета Госстандарта России. На базе института с 1966 года функционирует Подкомитет «Средства индивидуальной защиты органов дыхания», в рамках которого разработано 15 проектов государственных стандартов. Эти стандарты гармонизированы со стандартами Европейского комитета по стандартизации.
Институт принимает участие не только в разработке Федеральных целевых программ улучшения и условий охраны труда, но и в их реализации, выполнив порядка 37 заданий. Наиболее значимым из них явилось участие в разработке государственной системы управления охраной труда в Российской Федерации;
Институт активно участвует в разработке и реализации целевых программ Санкт-Петербурга, выполнив исследования по следующим направлениям:
— выделение приоритетных научных направлений по проблемам охраны труда с разработкой перспективного плана НИР для региона;
— создание городского банка данных по условиям охраны труда и профзаболеваниям по организациям и районам Санкт-Петербурга;
— организация сертификации средств индивидуальной защиты и мероприятий по контролю рынка этих средств в Санкт-Петербурге;
— создание информационной базы о работающих во вредных и опасных производствах женщин с целью их переподготовки и выведения из этих производств;
— оценка условий труда водителей городского транспорта и разработка технических решений по их оптимизации и организации рабочих мест;
— создание программных продуктов:
Институт является постоянным организатором работы секции «Охрана труда в сварочном производстве» Международной выставки «Сварка», проходящей один раз в два года в Санкт-Петербурге.
Государственная инспекция труда в городе Санкт-Петербурге (далее Инспекция) является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости (далее Роструд), осуществляющим функции по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Организация работы Инспекции по осуществлению государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности базируется на положениях Конституции Российской Федерации, Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947), ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ, международными договорами, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Трудовом кодексе Российской Федерации, Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральном законе от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положении о Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге.
Свою работу по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства о труде и охране труда Инспекция осуществляет в соответствии с планами работы Роструда, планами Инспекции, разрабатываемыми в соответствии с требованиями Приказа Роструда от 28.10.2010 № 455 «Об утверждении Методических рекомендаций по планированию государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации мероприятий по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», учитывающими положения Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007.
Инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти в Северо-Западном Федеральном округе, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.
Для более эффективной реализации полномочий по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства инспекцией заключены соглашения о взаимодействии с органами исполнительной власти, органами наделенными полномочиями по осуществлению надзора и контроля:
— комитетом по труду и занятости населения Санкт-Петербурга;
— управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (Роспотребнадзором);
— главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу (Пожнадзором).
— межрегиональным территориальным управлением технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Северо-Западному федеральному округу (Ростехнадзором).
В 2010 году госинспекторами труда (по охране труда) проведено 3432 проверки.
В ходе проведённых проверок в 2010 году было выявлено 21 738 нарушений трудовых прав работников в сфере охраны труда, в целях устранения которых работодателям выдано 2330 предписаний, из них в установленные сроки было исполнено 2088 предписаний, а удельный вес устранённых нарушений по охране труда составил свыше 96%.
По результатам анализа качественных и количественных показателей работы в 2010 году, проведенного Рострудом, Государственная инспекция труда в городе Санкт-Петербурге находится на 3 месте среди государственных инспекций труда субъектов Российской Федерации, а по эффективности работы по вопросам охраны труда — на 1 месте.
Подавляющее число нарушений выявляется в организациях транспорта и связи (26,5%); строительстве (18,8%); в оптовой и розничной торговле (9,7%,), в обрабатывающих производствах (9,1%).
Государственная инспекция труда в городе Санкт-Петербурге постоянно проводит изучение характеристик производственного травматизма с целью разработки направлений и конкретных мероприятий по предупреждению этого опасного социального явления.
В целях получения исчерпывающей информации по несчастным случаям, произошедшим с работниками Санкт-Петербургских предприятий, в целях исключения возможного сокрытия несчастных случаев, а также выполняя требования Приказа Роструда от 21.02.2005 № 21 «О порядке представления оперативных и аналитических сведений о групповых несчастных случаях с тяжелыми последствиями и иных чрезвычайных происшествиях и о состоянии и причинах производственного травматизма» Государственной инспекцией труда в городе Санкт-Петербурге проведена сверка сведений о произошедших несчастных случаях с органами Прокуратуры Санкт-Петербурга, Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Санкт-Петербургу, Управления ГИБДД, Комитета по здравоохранению, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и Государственным учреждением — Санкт-Петербургское региональное отделение фонда социального страхования РФ.
В результате данной работы не только уточнено количество несчастных случаев, но и выявлен ряд нарушений, допущенных в ходе расследования несчастных случаев. По каждому факту выявления нарушений инспекцией принимаются исчерпывающие меры инспекторского реагирования.
Общее количество учтенных несчастных случаев — 381;
в т.ч. — групповых — 11; смертельных — 90.
В первом квартале 2011 году Инспекцией было принято к учету 32 несчастных случая, произошедших с работниками предприятий Санкт-Петербурга.
Анализ результатов и материалов проведенных проверок свидетельствует о нарушениях законодательства о труде и охране труда, допускаемых работодателями по порядку проведения расследований несчастных случаев на производстве:
— несвоевременное информирование соответствующие надзорные органы по травмам с тяжелым исходом;
— отсутствие комиссий по расследованию обстоятельств и причин несчастного случая на производстве с легким исходом;
— неполнота оформления установленных форм по проведению расследований несчастных случаев на производстве с легким исходом;
— отсутствие в Актах по форме Н-1 записи об ознакомлении работника с данным актом и вручении на руки.
Большая работа проводится и по такому направлению деятельности, как аттестация рабочих мест по условиям труда, которая является эффективной мерой профилактики производственного травматизма.