Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Здания клубного типа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Незначительные размеры и вытянутые пропорции отведенного под строительство клуба участка чрезвычайно осложняли проектирование. И. Голосов использовал 9/10 площади участка под застройку, а затем как бы компенсировал застроенную территорию двора, создав обширную террасу на плоской крыше. Стесненность участка заставила И. Голосова консольно вынести часть помещений верхних этажей за красную линию… Читать ещё >

Здания клубного типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Министерство образования и науки Украины Кафедра архитектуры зданий и сооружений Реферат на тему: «Здания клубного типа»

Вып. ст. гр. А-379

Андрусяк О. А Преп. доц. Снядовський Ю.А.

ст.преп. Москалюк Е.В.

асс. Крамаренко М.А.

Одесса 2015

Введение

В настоящее время разветвленную сеть учреждений культуры можно характеризовать по территориальному признаку. Территориальный признак учитывает численность учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края, республики. Профсоюзная сеть претерпевает кардинальные изменения в связи с переходом на рыночные отношения. Многие предприятия отказываются содержать Дворцы культуры, и им приходится менять профиль работы.

В процессе реформирования культурного строительства сложились различные типы — это клубы, дома культуры, Дома творческой интеллигенции, парки культуры и отдыха, библиотеки, музеи, кинотеатры, центры досуга, культурные комплексы.

Самым распространенным типом учреждений культуры остался клуб, который представляет собой полифункциональный комбинат, способный создать человеку разнообразные условия для развития и отдыха, оказать на него комплексное интеллектуальное и эмоциональное воздействие. Клубные учреждения — обобщенное понятие. К ним относятся и маленькие клубы, и большие дома и дворцы культуры. Между клубом, Домом и Дворцом культуры нет принципиальной разницы. Их отличие — в возможностях, которыми они располагают, в объеме и масштабе работы. Несмотря на то, что на селе идет процесс деколлективизации, приватизации, разгосударствления, здесь сохранились в основном клубные учреждения. Это районный Дом культуры, сельский Дом культуры, сельский клуб.

История проектирования клубов Клуб (от англ. clob или club через нем. club) — место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными, коллекционированием и пр.), зачастую официально объединённых в сообщество, организацию или ассоциацию. Обычно занимает определённое помещение и служит для регулярных встреч и общения своих участников.

Рабочий клуб стал в 20-е годы важнейшим очагом распространения новой социалистической культуры. Уже впервые послереволюционные годы в городах, поселках и сельских населенных пунктах возникли клубы, красные уголки, народные дома, избы-читальни и т. д. Эти еще только формировавшиеся тогда новые типы общественных зданий рассматривались как центры и агитационно-массовой работы, и повышения культурного уровня трудящихся, и организации досуга широких слоев населения. Проводятся конкурсы на проекты различных типов нового культурно-просветительного учреждения. И. Голосов участвует в конкурсах на проекты типового сельского Народного дома (1920), Народного дома имени В. И. Ленина в Иваново-Вознесенске (1924), проектирует Народный дом для разработанного им конкурсного проекта рабочего поселка Грознефть (1922) и т. д.

Массовое строительство рабочих клубов и домов культуры развернулось во второй половине 20-х годов, причем клубы этих лет как бы поглотили и растворили в себе функции целого ряда культурно-массовых и зрелищных зданий. Это привело к усложнению их программы и к повышению их функциональной и композиционной роли в системе жилого комплекса.

Практически все архитекторы в 20-е годы считали, что рабочий клуб должен своим внешним обликом выделяться среди рядовой застройки. Однако подход к созданию внешнего облика клуба не был одинаковым.

К. Мельников, например, решал здание клуба единой крупной формой, создавая легко запоминающуюся композицию (как правило, симметричную). Последовательные сторонники функционального метода конструктивизма предпочитали использовать при проектировании клубов прием павильонного объемно-пространственного построения без обязательного выделения главного композиционного акцента (проекты Весниных).

И. Голосов при проектировании клубов не стремился создавать единую крупную форму, не «собирал» все элементы клуба в общую четкую по форме пластическую композицию (как это делал Мельников). Он создавал сложные объемные построения, однако (в отличие от клубов Весниных) главный акцент во внешнем облике здания он всегда переносил на один из объемных элементов композиции, решая именно его крупно и предельно лаконично, а все остальные элементы нарочито усложняя и измельчая, чтобы зрительно подчинить их этой крупкой форме (или, как он ее называл, субъективной массе). Для подчеркивания главенствующей роли крупно решенного элемента в общей композиции (обычно, асимметричной) он использовал приемы динамичного построения, контрасты стекла и глухой стены.

В построенном по проекту И. Голосова клубе им. Зуева в Москве (1927;1929) вертикальный стеклянный цилиндр лестничной клетки как бы прорезает горизонтальный параллелепипед верхнего этажа, являясь главным композиционным элементом сложной и в достаточной степени расчлененной объемной композиции здания.

Сочетание цилиндра и параллелепипеда — один из излюбленных приемов И. Голосова. Согласно его представлениям, цилиндр как абсолютно симметричная форма с вертикальной осью в сложной объемной композиции сохраняет самостоятельность и играет роль главного элемента. И. Голосов много экспериментирует с этой формой, пытаясь выявить, что именно делает ее независимой от примыкающих к ней объемов и в то же время главенствующей в общей композиции. Причем И. Голосов имел в виду именно цилиндр, а не широко применявшиеся в 20-е годы приемы скруглення угла или создания на плоскости фасада полукруглых или сегментных выступов. И. Голосов помещает свои цилиндры в угловой части здания. Практически по форме (по плану) это не цилиндры, а почти те же полуцилиндры, которые, когда они размещаются в торце здания или делаются в виде выступов на фасаде, оказываются подчиненной формой. Но в том-то и проявлялось композиционное мастерство И. Голосова, что он использует здесь закономерности зрительного восприятия объемной композиции. Для простого скруглення прямого угла достаточно и четверти цилиндра, но если с каждой стороны немного заглубить этот цилиндр в тело здания, создав практически всего лишь полуцилиндр (в плане), то у зрителя возникает иллюзия, что он ясно видит полный цилиндр.

В голосовском проекте «Аркоса» изрезанные и пластически беспокойные фасады противопоставлены угловому цилиндру, композиционное звучание которого, однако, как бы приглушено усложненной обработкой его поверхности. В проекте Электробанка цилиндр использован как чистая геометрическая форма. Но и фасады здания здесь тоже решены лаконично и лишены пластики. В результате композиционная роль цилиндра едва ли возросла по сравнению с «Аркосом». Кроме того, в обоих проектах цилиндры наглухо закрыты сверху «плитой» верхних этажей, что как бы приостанавливает (или нейтрализует) движение вверх, характерное, по И. Голосову, для такой формы с вертикальной осью (и соответствующей ей «линией тяготения»).

В клубе им. Зуева И. Голосов учел свой опыт проектирования «Аркоса» и Электробанка. Фасады клуба запроектированы с обогащенной пластикой, что позволило лаконично решенному цилиндру стать главным элементом всей композиции здания. Этому немало способствовал и необычный прием «прорезания» стеклянным цилиндром перекрывающей его «плиты» верхнего этажа. Внутреннее движение вертикальной цилиндрической формы как бы преодолело тяжесть горизонтальной формы и вырвалось на простор.

Рис. 1. Клуб им. Зуева в Москве, 1927;1929. Планы В результате был создан чрезвычайно выразительный художественный образ клуба, но, в отличие от клубов Мельникова, процесс восприятия образа клуба им. Зуева более сложен. Образ действительно яркий, сразу бросающийся в глаза и надолго остающийся в памяти. Но вот что удивительно — запоминается не вся объемно-пространственная композиция клуба, а именно сочетание углового стеклянного цилиндра со сложным по пластическому решению параллелепипедом корпуса. В принципе, не меняя общих габаритов и характера расчленения корпуса, можно было бы предложить, по-видимому, много вариантов конкретного расчленения фасадов (лоджии, балконы, террасы, окна, остекленные галереи), при которых сохранилось бы общее впечатление от найденного образа. Следовательно и здесь, как и в других проектах И. Голосова, детали сами по себе не играют существенной роли в формировании художественного образа, который создается прежде всего крупной формой. Это подтверждается и сохранившимися эскизами проекта клуба. Они показывают, что И. Голосов искал прежде всего оптимальное соотношение размеров всего корпуса и углового цилиндра.

Есть эскиз, где цилиндр значительно больше, чем в осуществленном варианте, и поэтому он выглядит уже не столько главным объемом сложной структуры, подчинившим себе все остальные элементы по законам художественной композиции, сколько самодовлеющей формой, подавившей все своими абсолютными размерами. Такой форме уже тесно в окружении других объемов, ей нужно открытое пространство, чего не было и не могло быть в конкретных условиях узкого (с соотношением 1: 3) углового участка, отведенного для клуба.

Другой эскиз с меньшим по сравнению с окончательным вариантом цилиндром показывает, что в этом случае внешний облик клуба фактически лишается четко выявленного главного объемного элемента.

Незначительные размеры и вытянутые пропорции отведенного под строительство клуба участка чрезвычайно осложняли проектирование. И. Голосов использовал 9/10 площади участка под застройку, а затем как бы компенсировал застроенную территорию двора, создав обширную террасу на плоской крыше. Стесненность участка заставила И. Голосова консольно вынести часть помещений верхних этажей за красную линию первого этажа — вертикальные и горизонтальные выступы. Главный вход в здание устроен с торцевого фасада, который решен более крупно — в его средней части над входом на высоту всех этажей устроен вертикальный выступ с открытыми лоджиями в верхней части. Объемные элементы продольного фасада дают ритмическое нарастание движения к угловой части и к главному входу в клуб. Клуб имеет два зала — большой на 950 мест и малый на 285 человек. Внутренние помещения здания, несмотря на то, что автору приходилось преодолевать сложности, связанные с узким участком, запроектированы свободно, хорошо связаны между собой и не производят впечатления затесненности. Основные несущие конструкции и стены здания выполнены из железобетона и кирпича. Клуб им. Зуева — бесспорно, одно из лучших и самых известных произведений И. Голосова. Он был высоко оценен и современниками. Один из авторов писал в начале 30-х годов: «Среди общественных сооружений последних лет архитектура этого клуба относится к числу удачных. Как постройка переходного периода она должна найти свое положительное место в будущей истории советской архитектуры» .

Действительно, это произведение И. Голосова прочно вошло в историю советской архитектуры, в ее золотой фонд.

Проект клуба им. Зуева был создан И. Голосовым в 1927 г. Выше отмечалось, что в одном из эскизов он пытался сделать цилиндр не только главным элементом, но и основой всей композиции, и что такое решение вошло в противоречие с конкретной ситуацией участка. Однако через год, в 1928 г., И. Голосову представилась возможность испробовать этот композиционный прием при создании проекта Дворца культуры в Сталинграде, для которого был отведен свободный участок. Здесь И. Голосов использует цилиндрическую форму не для лестницы (как это сделано в клубе им. Зуева), а для одного из основных помещений Дворца культуры — большого зала для цирковых представлений на 2230 мест. В клубе им. Зуева цилиндр сделан стеклянным и противопоставлен массиву корпуса в целом. Во Дворце культуры в Сталинграде огромный по размерам цилиндр, прорезанный в нижней части горизонталями окон, противопоставлен всем остальным различным по размерам и форме врезанным в него вертикальным и горизонтальным прямоугольным объемам (почти полностью остекленным или с большим количеством окон), композиция которых усложнена и измельчена балконами, козырьками, вертикальными щитами и т. д.

Отношение И. Голосова к цилиндрической форме в конструктивистский период его творчества претерпело своеобразную эволюцию. Сначала, увлекшись характерными для конструктивизма призматическими объемами с остекленным каркасом, И. Голосов использует в общем хоре; затем цилиндрическая форма становится солистом хора; далее она делается как бы премьером (Дворец культуры в Сталинграде). В дальнейшем, продолжая эксперименты с цилиндрической формой, И. Голосов освобождает ее от всех примыкающих к ней прямоугольных объемов и полностью раскрывает ее, положив ее геометрические свойства в основу формирования архитектурного образа (конкурсный проект Дворца Советов, 1932).

Размещение клубов в городской (сельской) застройке Области применения клубов досуговых, общего профиля, любительских определяются достигнутым и прогнозируемым уровнем социально-экономического развития каждого региона, числом жителей и административным статусом населенного места, сложившейся и прогнозируемой активностью посещений клубов и насыщенностью культурной сети.

По мере роста культурного потенциала, повышения уровня урбанизации населенных мест, дифференциации культурного спроса населения и становления самоорганизующихся клубных коллективов исходная сеть досуговых клубов должна пополняться (и частично вытесняться) клубами общего профиля, а затем и любительскими. В развитой клубно — досуговой сети присутствуют все указанные типы клубов.

Распределение типов клубов по территории области, сельского района, города подчиняется, как правило, следующей закономерности: более высокая типологическая ступень клубов — в центре, более низкая — на периферии сети. Кроме того, центр сети имеет большее типологическое разнообразие клубов, представительство как нижних, так и верхних типологических ступеней. Периферийные территории города или сельского района предполагают преимущественное развитие досуговых клубов, а центральные территории — как досуговых, так и клубов общего профиля, в крупнейших городах — также и любительских клубов.

Размещение, величина и состав земельных участков клубов определяются согласно требованиям СНиП 2.07.01−89 и требованиям настоящего раздела Пособия. Площадь земельного участка принимается из расчета 10−15 м2 на 1 посетителя клуба (20−25 м2 на 1 место в зрительном зале).

Земельный участок клуба разделяется на следующие зоны:

общественная или представительная (площадки перед входами из расчета не менее 0,2 м² на 1 посетителя, памятник, Доска почета и т. п.);

зрелищная (рекламная и киноконцертная площадки, танцевальная площадка, открытая эстрада);

спортивная (комбинированная площадка для волейбола и баскетбола, другие площадки);

зона отдыха (павильон для чтения и настольных игр, площадка для аттракционов, детские площадки);

хозяйственная (площадка для транспортных средств, хозяйственный склад, навес для тары, мусоросборник).

При проектировании клубов в составе сложившейся городской застройки и на затесненных территориях допускается уменьшать площадь их земельных участков при сохранении необходимых площадок перед входами в здание и выходами из него, а также хозяйственной площадки.

Стоянки индивидуальных автомашин посетителей клуба следует предусматривать не далее 400 м от входов в здание клуба из расчета 2−5 мест для автомашин на 100 посетителей с учетом местных условий строительства.

На месте автомобильной стоянки необходимо выделить место с отличительными знаками для парковки автомобилей инвалидов. Ширина стоянки для автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

На земельных участках клубов в IV строительно-климатическом районе рекомендуется предусматривать устройство навесов, пергол и других затеняющих сооружений. В зданиях необходимо обеспечивать оптимальную ориентацию основных помещений.

зрительный зал фойе клуб Архитектурно — планировочные решения Форма, концентрируя в себе сущность сооружения, его смысловое значение, соотносимое с социальным и эстетическим содержанием, вкладываемым в него эпохой, материализована в определенной конструктивной системе. Эта система находится в тесной взаимосвязи с планом здания, обусловленным его функциональным назначением. Обращение к пространственным характеристикам форм новых конструкций позволит понять их роль в сооружении через систему категорий, используемых в архитектуре как средство гармонизации: масштаб, силуэт, соотношение масс, ритм, пропорциональность и т. д. Таким образом, при поиске наиболее рациональных решений среди множества вариантов, которые дают современные пространственные конструкции, можно выбрать такой, когда конструктивная форма будет отвечать всем условиям, предъявляемым к ней архитектурным замыслом.

Помещения универсального назначения рекомендуется проектировать с горизонтальным полом и сборно-разборным оборудованием (эстрадами, помостами, рабочими столами, мебелью и т. п.). Следует предполагать как последовательное во времени использование универсального помещение для разных видов клубных занятий, так и одновременное использование разных зон универсального помещения, выделенных сборно-разборным оборудованием, мебелью, озеленением, рельефом пола и т. п.

Специализированные помещения досуговых клубов (аудитории, мастерские, кабинеты домоводства, буфеты и другие помещения со стационарным оборудованием) следует предусматривать согласно заданию на проектирование.

Вестибюли и фойе досуговых клубов рекомендуется проектировать с учетом возможности присоединения к универсальным помещениям клубов.

Состав и площади помещений универсального назначения в досуговых клубах рекомендуется принимать по табл.4. 1. Основное универсальное помещение малого клуба — универсальная гостиная, представляющая собой пространство многоцелевого назначения, рассчитано на одновременное использование его для разных целей, в соответствии с которыми оно может подразделяться на функциональные зоны (место для просмотра телевизора, место настольных игр, чаепития, нерегламентированного общения и др.). Структура такого пространства должна предусматривать возможность его использования и для одной цели — собрание, вечер отдыха, дискотека, детская елка, занятие группы общефизической подготовки, детского хореографического кружка и др. Помещение зала-гостиной должно иметь плоский пол. Допускается устройство небольшой эстрады или подиума со стационарными местами по периметру.

Таблица1

Помещения универсального назначения досуговых клубов

Площадь, м2, на 1 посетителя

Универсальная гостиная

1,3−1,8

Универсальный зал

1,1−1,7

Универсальная рекреация

2,2−3,2

Кладовые мебели и инвентаря

0,05

Рис. 2

Особенность функционального процесса представлена в схеме, отражающей требования к взаимосвязи основных помещений. В ней четко отражено деление клуба на две зоны: зрелищную и клубную. Также показана последовательность связей, что определяет направление движения посетителей в пространстве (вестибюльфойе — зрительный зал) Ядром досугового клуба с универсальным залом является общее зальное пространство вместимостью от 200 до 1000 чел., в котором проводятся не только вечера отдыха, кинопоказ, концертные выступления и собрания, но и физкультурно-спортивные мероприятия. Поэтому рекомендуется предусматривать здесь открытую в зал (сборно-разборную) эстраду, плоский пол (на глубину до 12 м от края эстрады) и оборудование трансформации зрительских мест. Допускается организация рельефа пола (платформы, блитчеры и т. д.). Предполагается возможность размещения в общем пространстве эстрады, зоны зрительских мест, свободного пространства фойе, зоны буфета и т. п. Общее пространство, позволяет мобильно использовать помещение зала, в том числе эпизодически увеличивать его вместимость в 1,5 раза на аншлаговых концертах и иных программах.

Зрительный зал является необходимым планировочным элементом клубов общего профиля всех типов. Зал предназначается для проведения собраний, кинопоказа, концертных программ, театральных постановок (профессиональных спектаклей в выездном оформлении и любительских спектаклей). В клубах типов I и II залы вместимостью до 300 мест включительно используются не только для зрелищ, но и для празднеств и гражданских обрядов, поэтому в таких залах рекомендуется предусматривать горизонтальный пол на глубину до 9−12 м от эстрады, а группу остальных мест располагать на наклонном амфитеатре. Допускается оборудование балкона. Места на горизонтальном участке пола целесообразно проектировать съемными секциями, предусматривая кладовую для их хранения. Форму зрительных залов целесообразно избирать согласно требованиям комфортной видимости.

Вестибюльная группа При проектировании приемно-вестибюльной группы помещений нужно учитывать что она является связующим звеном между посетителями и обслуживающим персоналом, поэтому помещения этой группы создают первое впечатление о клубе. Основными функциями этой группы являются прием, оформление и размещение посетителей.

Приемно-вестибюльная группа включает следующие помещения:

— вестибюль со службой приема и зонами отдыха;

— помещение администратора;

— гардероб;

— камера хранения;

— туалет;

— киоски и магазины;

— медпункт;

— лестнично-лифтовый узел .

В малых и средних клубах типов I и II вестибюль может выполнять также функции фойе. Это вызвано тем, что в этом помещении не только происходит накопление посетителей перед началом мероприятия, но также возможны занятия кружковой работой, танцы и т. д.

Членение внутреннего пространства вестибюля на отдельные и вместе с тем связанные друг с другом зоны: входную, гардеробную и отдыха — даст возможность перераспределения площадей зон в зависимости от проводимого мероприятия, количества посетителей, времени года и т. д. Эти зоны выделяются в основном мебелью или технологическим оборудованием, поэтому необходимо использование гибкого трансформируемого оборудования. Так, при большом наплыве посетителей можно увеличить гардеробную зону за счет зоны отдыха, а в летнее время года гардеробная зона может быть присоединена к зоне отдыха.

Гардеробную желательно располагать на некотором расстоянии от основного потока посетителей.

Рекомендуется пристраивать гардероб к глухой стене и не заслонять естественный свет. Глубину гардеробной (от барьера до стены) следует принимать не более 4 м, высоту — не менее 2,1 м в свету. Ширина прохода перед барьером должна составлять не менее 2,5 м, между барьерами — не менее 5 м. Длину барьера гардеробной следует определять из расчета 1 м на 50 посетителей.

Кружковые Помещения клубной части, включающей кружковые комнаты, библиотеку, иногда спортзал, бассейн, обычно группируются в блок, функционирование которого возможно в режиме, независимом от зрелищной части. Поэтому в клубах большой вместимости могут быть два вестибюля, разделенные для клубной и зрелищной частей. Если в состав клуба входит кафе, работающее в общей сети предприятий питания, то при нем могут быть свои вестибюль, гардероб и санузлы. В этом случае буфетная стойка выносится в фойе зала.

Особо шумные помещения клуба — хореографические, музыкальные, хоровых кружков и репетиционных залов, мастерских — следует группировать в отдельные блоки. Комнаты для таких занятий нецелесообразно блокировать с аудиторией и библиотекой.

При проектировании кружковых комнат следует иметь ввиду, что строгой специализации каждой комнаты добиться не удается, так как число занятий одного кружка не превышает трех в неделю, и при закреплении за ним специальной комнаты она большую часть времени пустовала бы, поэтому за каждой комнатой закрепляется несколько кружков, занимающихся в разное время.

В блоках кружковых помещений (раздельно тихих и шумных) может быть предусмотрена гибкая планировка, благодаря чему число и величину отдельных помещений можно изменять в зависимости от конкретной надобности. Могут применяться и раздвижные перегородки.

При всех вариантах планировки нужно предусмотреть достаточную площадь кладовых для хранения убирающейся мебели, крупного инвентаря, стеллажей и стенных шкафов для имущества каждого кружка (от 0.02 до 0.05 м2 на одно место).

Библиотека должна иметь непосредственный вход из вестибюля или удобную связь с ним, чтобы обслуживать не только посетителей читального зала, но и читателей, берущих книги на дом. Помещения библиотеки включают: помещение каталога и выдачи книг на дом и в читальный зал (абонемент), книгохранилище, читальный зал, помещение для приема и обработки новых поступлений.

Книгохранилище целесообразно проектировать частично с открытым доступом к книгам. Закрытое книгохранилище должно размещаться в самостоятельном непроходном помещении. Связь открытой части книгохранилища с читальным залом может осуществляться либо непосредственно, либо через помещение выдачи книг. Помещение выдачи книг должно располагаться между книгохранилищем и читальным залом. В помещении выдачи книг следует предусмотреть место для книжной выставки, каталогов, а в крупных библиотеках — место библиографа.

Читальный зал не должен быть проходным; в том случае, если библиотека занимает одно помещение, это требование относится к читальной зоне, выделенной с помощью мебели. В зданиях клубов, проектируемых для строительства в третьем, четвертом климатических районах, в читальном зале желательно предусматривать открытую или закрытую террасу в парковой зоне участка, при которой должен быть склад мебели.

В клубной части должны быть помещения для отдыха (гостиные). Они могут быть либо изолированными, либо открытыми, включенными в кулуары или коридоры.

Спорт-группа помещений клуба может иметь один, иногда несколько спортивных залов, бассейн и ряд сопутствующих помещений — раздевалки, душевые, уборные, помещения для инвентаря и персонала (тренера, врача).

Правила их проектирования те же, что и для спортивных сооружений. Наиболее употребительный в клубном строительстве размер спортзала — 12*24 м2, бассейна — с длиной ванны 25 м.

Рис. 3 Схемы планировки помещений для занятий Фойе Фойе является помещением, связывающим вестибюль со зрительным залом. В зданиях клубов, особенно небольших, помещения фойе предназначены для универсального использования: отдыха во время антрактов, танцев, организации выставок, вечеров, детских праздников.

Фойе, используемое как зал массовых мероприятий, следует проектировать в клубах II и III типов (допускается в клубах IV и V типов).

При таком фойе следует предусматривать кладовую для мебели. Целесообразно в таких случаях обеспечить возможность одновременного использования фойе и зрительного зала различными посетителями. Для этого необходимо предусмотреть вход в зрительный зал непосредственно из вестибюля. Площадь фойе-зала массовых мероприятий проектируют из расчета 0,63 м² на одно место й зале.

В клубах IV и V типов следует проектировать фойе с буфетной стойкой и подсобным помещением при буфете из расчета 0,42 м² на одно место в зале.

В клубах I типа фойе объединяют с вестибюлем (допускается в клубах II типа). Площадь фойе-вестибюля составляет 0,45 м² на одно место в зрительном зале.

Архитектурно-композиционные решения Каждый клуб попеременно работает в нескольких режимах функционирования, различающихся характером использования помещений и видами мероприятий.

Все мероприятия клуба условно разделяются на рабочие (кружки, репетиции, лекции, посещение библиотеки, будничные клубные программы) рекреационные (вечера отдыха, встречи, концерты и т. п.) .

Использование помещений клуба может быть совместным (совместная работа зрелищной и клубной части, разных групп помещений клуба) и раздельным (независимая и параллельная работа частей и групп помещений).

Будничный режим работы предполагает независимое и параллельное использование всех групп помещений клубов общего профиля. Занятия кружков и студий вечером осуществляются одновременно с кинопоказом или концертом в зале. Гостиные используются как рабочие помещения или места бесед. В дневное время зал и фойе также могут использоваться для занятий.

Разновидности будничного режима — репетиции.

Основными композиционными приемами, позволяющими использовать клубные помещения в разных режимах работы, являются: в зрительном зале — устройство горизонтального пола на глубину до 12 м от эстрады и съемных секций кресел (скамей), трансформация оркестровой ямы, возможность прохода в зал из вестибюля (минуя фойе), устройство тамбуров при входах в зал или другие приемы звукоизоляции зрительного зала, расположение части кружковых вблизи эстрады зала для подключения их в качестве артистических при гастролях; естественное освещение зала и зашторивание окон.

Рис. 4. Трансформация оркестровой ямы: а, б — перекрытие оркестровой ямы в уровне планшета сцены и в уровне пола зала поперечными накладными щитами; в — перекрытие оркестровой ямы в уровне планшета сцены откидными щитами; гв уровне пола зала накладными щитами по балкам; д, е — перекрытие оркестровой ямы в уровне планшета сцены и в уровне пола зала при помощи подъемно-опускных механизмов Рис. 5. Трансформируемое оборудование: а — эстрада секционная складная; б — рабочая трибуна лекционная с пультом управления (передвижная, складная); в — банкетки; г — стулья секционные складные, складируемые; д — скамьи складные, складируемые; е — секция кресел, складируемая на 3 и 4 места Для более удобного и комфортного пребывания посетителей используют приём трансформации. В состав трансформации входят: изменение габаритов помещений (плоскостная трансформация — замена мебели и оборудования, разделение помещения на секции без акустической изоляции; пространственная трансформация с помощью раздвижных и иных перегородок — увеличение и уменьшение вместимости зала и иных помещений, в том числе за счет подсоединения смежных помещений и т. д.);изменение планировочной структуры помещения (организация помостов, изменение уклонов, применение блитчеров, изменение формы и назначение функциональных зон и т. д.); временное объединение помещения клуба (зал, фойе, рекреация) с экстерьерным пространством в летнее время.

Перегородки по способу устройства можно, условно разделить на сборно-разборные, раздвижные, подъемно-опускные и поворотные (рис.).

Рис. 6. Трансформируемые перегородки: а — перегородка раздвижная створчатая телескопическая; б — перегородка раздвижная створчатая; в — перегородка прямораздвижная створчатая; г — перегородка раздвижная; е — перегородка-сетка подъемная скручивающаяся Средствами плоскостной трансформации являются трансформируемые оборудование и мебель:

складируемые стулья, скамьи, кресла, банкетки;

складные столы, пюпитры;

выдвижные, складные и наклонные трибуны;

разборные стенки, подъемно-опускные щиты, складируемые столы для настольного тенниса;

лекционные складные стенды, встроенные шкафы, складные щиты и экраны.

Рис. 7. Трибуны зрительские: а — трибуны-скамьи раздвижные; б — трибуны-скамьи сборно-разборные; в — трибуна зрительская — шведская стенка Применение этих средств обеспечивает возможность проведения различных мероприятий клуба в одном помещении, используя максимум пространства функциональных зон.

Конструктивные решения Несовпадение габаритов зон зрительных мест при различных зрелищах создает реальную потребность трансформации габаритов зала, что может обогатить пластику интерьера зала. При организации трансформации зала зрительские места подразделяются на основные (на которых обеспечиваются комфортные условия восприятия всех видов зрелищ) и резервные, находящиеся за пределами габаритов и увеличивающие вместимость зала при каком-либо особом мероприятии.

В практике строительства клубных залов известны различные приемы размещения резервных мест, наиболее распространенный — за задней стеной зала; за боковой стеной основного зала — используется сравнительно редко. С противоположной стороны сцены, — по существу, — два зала, работающих на базе одной сценической площадки, разделяемой убирающейся стеной. Сверху (движущийся потолок) и снизу (движущийся партер).

По своей архитектуре клубный зал мало чем отличается от зрелищных залов. Среди специфических особенностей клубных залов можно назвать: 1) устройство естественного освещения в залах малой вместимости, где возможно проведение лекций и собраний (в случае отсутствия специального лекционного зала в составе помещений клуба) и где затемнение зала легко осуществимо.

Противопожарные требования к зрительному залу аналогичны требованиям для залов кинотеатров, и только в залах вместимостью 800 мест и более с глубинной сценой колосникового типа, где велика возможность возникновения пожара на сцене, расположение зрительных мест должно отвечать требованиям, предъявляемым к театральному залу.

Игровая площадка, проектируемая в клубе, как правило, глубинная, при этом зрители располагаются с одной из четырех ее сторон. Существует четыре типа таких клубных площадок различных габаритов и степени оснащенности сценическим оборудованием. Эстрада — игровая площадка, находящаяся в едином пространстве с залом (не отделенная от него порталом):

Тип, А — с высотой, совпадающей с высотой зала. Обеспечивает возможность проведения концертов, кинопоказа, общественных мероприятий;

Тип Б — с высотой, допускающей скрытое от зрителей размещение осветительной арматуры (обычно разница высот эстрады и зала достигается устройством потолка соответственно по низу и по верху конструкции перекрытия). Обеспечивает возможность проведения помимо указанных мероприятий спектаклей со стационарными декорациями. Сцена — игровая площадка, отделенная от зала портальной стеной. Сцены должны иметь просцениум — пространство перед занавесом — глубиной не менее 1 м.

Рассмотрим более подробно конструктивные особенности клуба имени Русакова в Москве, архитектором которого является К. Мельников.

Сложная объёмно-пространственная композиция определяется секторной планировкой центрального зала и трёх примыкающих к нему балконов — аудиторий. Зрительный зал, занимающий большую часть здания (сравнительно небольшие собственно клубные и артистические комнаты располагались за сценой), проектировался с расчётом на многофункциональность, возможность разделять его перегородками-диафрагмами. Благодаря выделению снаружи глухих торцов аудиторий в самостоятельные консольные объёмы, чётко огранённые, остро и динамично сопоставленные, разделённые простенками с вертикальными полосами остекления (за ними внутри располагались лестничные клетки), энергично очерченные объёмы здания приобрели пластическую расчленённость и разнообразие ракурсов.

Рис. 8. Разрез (макет) Интерьеры зрительных залов Высота помещения. Высота зрительного зала устанавливается в зависимости от кубатуры воздуха (не менее 5 м³ на 1 чел.) и ряда технических требований (габариты портала сцены, угол подъема мест для зрителей, угол зрения в вертикальной плоскости).Минимальная высота в свету под ярусами 2,3 м.

Минимальная высота помещений, где разрешено курить, 2,8 м.

Вместимость зрительных залов и высота их размещения. Допустимая высота размещения зала общественного назначения определяется разностью отметок самой низшей точки пола зала и уровня земли у входа в театральное здание.

Залы вместимостью не более 600 чел. можно размещать на 3 м ниже уровня земли при условии, что перекрытие зала не менее чем на 75 см выше уровня земли, а в боковой стене предусмотрены вентиляционные проемы, выходящие наружу.

Уровень пола первого ряда партера может быть на 1 м ниже, а уровень последнего ряда партера на 2 м выше уровня планшета сцены. Уклон пола в партере до 1:20. Если за последним рядом партера (который обслуживается кулуарами партера) устраивается амфитеатр, то ряды амфитеатра (число которых не может быть более шести), образуют отдельный отсек, который в отношении уклона, условий превышения мест и числа рядов аналогичен ярусам и сообщается со специальными коридорами и лестницами.

Число мест в рядах ярусов не должно превышать 12 со стороны боковых проходов и 6 с каждой стороны от среднего прохода. В рядах, имеющих общий выход, превышение одного ряда над другим в направлении продольной оси зала при расстоянии между рядами 80 см не может быть более 55 см. Последний ряд зала может быть расположен до 1 м выше отметки порога двери для выхода в коридор Выходные двери следует располагать так, чтобы при выходе из зала большинство зрителей двигалось от сцены к выходу по кратчайшим и наиболее удобным путям.

Зрительный зал может иметь до трех ярусов. Верхний ярус не должен выходить за пределы угла 30°, вершина которого находится у кромки планшета сцены. На каждом ярусе может быть до шести рядов мест (при отсчете по центральной оси зала). Ярусы консольно выступают над нижележащими ярусами, амфитеатром или партером. При необходимости размещения в пределах яруса более шести рядов допускается устройство еще шести рядов («двойной ярус») позади основных мест.

Таблица 2. Допустимая высота размещения зала над уровнем земли, м

Тип зала

Число мест

До 300

До 600

До 1200

До 2000

Свыше 2000

Без сцены

Высота размещения не ограничена

С эстрадой

Со средней или большой сценой

Создание концертных залов с хорошей акустикой было и остается сложнейшей задачей, которая до недавнего времени решалась исключительно опытом, интуицией и искусством архитекторов и акустиков. Хорошее качество звучания музыки в концертном зале требует обеспечения всех упомянутых в разделе субъективных критериев: жизненности, полноты, пространственности, тембра, баланса, интимности, громкости, отсутствия эха, низкого уровня шумов и т. д., — а следовательно, и соответствующей структуры и параметров реверберационного процесса, из которых основными являются следующие: время реверберации, время и направление прихода первых отражений, уровень боковых отражений, отношение энергии ранних отражений к энергии поздних отражений и др. Все эти параметры определяют требования прежде всего к форме и размерам концертных залов, а также к их системам звукопоглощения, звукоотражения и звукоизоляции.

Находящийся в закрытом помещении слушатель воспринимает, помимо непосредственно доходящего до него прямого звука от источника, ещё и ряд его запаздывающих повторений, возникающих в результате отражения от стен, потолков и иных поверхностей, и следующих друг за другом с малыми интервалами.

Так как при отражениях часть звуковой энергии поглощается, более поздние повторы оказываются слабее. После выключения источника звука количество отражённой энергии в помещении убывает до тех пор, пока она не будет поглощена. Процесс постепенного затухания звука называется реверберацией.

Продолжительность реверберации — важнейший параметр, определяющий акустическое качество помещения. Излишне длительное затухание уменьшает чёткость звучания и разборчивость речи, а звучание музыки становится ритмически неопределённым. При короткой реверберации речь звучит глухо, а музыкальное исполнение (особенно композиции со значительным числом инструментов) утрачивает слитность и выразительность.

Оптимальные параметры реверберации существенно отличаются не только для речи и музыки, но принципиально зависят от характера и жанра музыкальных произведений.

Исходя из этого, акустическое проектирование концертных залов (включающее в себя выбор площади и формы зала, размещение слушателей, применение материалов для стен, рассеивающих и поглощающих конструкций, установка отдельных элементов и т. п.) требует в большинстве случаев компромиссных решений.

В залах большой вместимости условия слышимости улучшают применением систем звукоусиления с электронными способами получения искусственной реверберации. Это позволяет контролировать свойства зала в более широких пределах.

Инженерное оборудование Общественные здания требуют развитой сети инженерного оборудования различного назначения и сложности. Особенно насыщены инженерными устройствами крупные здания.

К инженерному оборудованию общественных зданий относят санитарно-технические устройства отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, холодного и горячего водоснабжения, канализации; электрооборудование; слаботочные сети телефона, радио и телевидения; устройства по уходу за помещениями; системы мусороуборки, пылеудаления, вертикальный транспорт. Многие общественные здания оборудуют специальными инженерными устройствами технологического характера, связанными с функциональным назначением этих зданий, например оборудование киноаппаратной в кинотеатрах, клубах и конференц-залах, сцены в театрах и домах культуры.

Устройства холодного и горячего водоснабжения, канализации и газоснабжения общественных зданий по схемам решения мало чем отличаются от подобных устройств в жилых зданиях.

Особое место в оборудовании общественных зданий инженерными устройствами занимают системы отопления, вентиляция и кондиционирование воздуха, которые, как правило, связаны между собой.

Отопление имеет своей конечной целью создание определенной температуры в помещениях. В качестве теплоносителя в общественных зданиях, как правило, применяют воду и воздух. Приборы отопления, передающие тепло в помещения, играют роль и в решении интерьера.

В помещениях с низким расположением подоконников применяют нагревательные приборы малой высотыконвекторы или регистры (нагревательные приборы из труб).

Панельное отопление широко применяют в зданиях различного назначения, при этом змеевики располагают как в боковых стенах, так и под подоконниками.

В крупных общественных зданиях используют системы воздушного отопления, которые сочетаются с приточной вентиляцией. Источником тепла в этих системах служат специальные нагревательные приборы-калориферы.

Вентиляция предназначается для создания микроклимата помещений и выполняет две функции — создает благоприятные условия для людей и сохраняет конструкции и оборудование.

Вентиляция осуществляется подачей в помещения чистого наружного воздуха после определенной его обработки-приточная вентиляция и извлечением из помещений загрязненного воздуха — вытяжная. Как правило, они совмещаются, образуя приточно-вытяжную систему вентиляции. Наиболее совершенным и современным способом создания микроклимата в помещениях является кондиционирование воздуха. Кондиционеры представляют собой комплекс приточных и вытяжных вентиляционных установок.

Противопожарные требования Главным условием получения разрешения от органов пожарного надзора является выполнение требований пожарной безопасности. Даже для предприятий отнесенных к группе, на которую распространяется уведомительный принцип, все противопожарные меры остаются обязательными к исполнению. Пределы огнестойкости ограждающих конструкций переходов между зданиями (корпусами) определенной степени огнестойкости должны соответствовать требованиям, предъявляемым к конструкциям зданий этой степени огнестойкости. При разных степенях огнестойкости зданий (корпусов), соединяемых переходом, ограждающие конструкции переходов должны соответствовать требованиям, предъявляемым к конструкциям зданий более высокой степени огнестойкости.

Коммуникационные, в т. ч. пешеходные, тоннели следует проектировать из негорючих материалов. Ограждающие конструкции тоннелей и стены зданий в пределах сечения тоннелей следует предусматривать из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 120. Двери в проемах этих стен должны быть противопожарными 1-го типа.

В каждом отсеке подвальных или цокольных этажей (заглубленных более чем на 0,5 м) должно быть не менее двух люков шириной не менее 0,6 м и высотой не менее 0,8 м или окон шириной 0,75 м и высотой 1,5 м, кроме случаев, оговоренных в задании на проектирование органами Гражданской обороны. Площадь такого отсека должна быть не более 700 м².

Из помещений общественных зданий, театральные кресла, бизнес центры независимо от их назначения (зрительных залов, аудиторий, учебных и торговых помещений, читальных залов и других, кроме кладовых горючих материалов и мастерских) один из эвакуационных выходов может быть непосредственно в вестибюль, гардеробную, поэтажный холл или фойе, примыкающие к открытой лестнице 2-го типа.

При размещении в цокольном или подвальном этаже фойе, гардеробных, курительных и уборных можно предусматривать отдельные открытые лестницы из подвального или цокольного этажа до первого этажа.

В зданиях определенного класса функциональной пожарной опасности допускается размещать части здания (пожарные отсеки) других классов функциональной пожарной опасности. При этом здание, как правило, становится многофункциональным. Этаж здания, выделенный противопожарными перекрытиями 1-го типа, следует рассматривать как пожарный отсек. При отделении этажа хотя бы одним перекрытием, не относящимся к противопожарному перекрытию 1-го типа, этажу должен быть присвоен класс функциональной пожарной опасности как группе помещений в составе пожарного отсека. При вертикальном размещении пожарных отсеков в здании, в том числе в многофункциональных зданиях, пожарный отсек не следует считать отдельным зданием, поскольку: все пожарные отсеки должны быть одинаковой степени огнестойкости и одинакового класса конструктивной пожарной опасности; фактическую высоту здания следует принимать по высоте расположения верхнего этажа.

При горизонтальном разделении здания на пожарные отсеки их допускается рассматривать как отдельные здания.

При разделении помещений на части трансформируемыми перегородками следует предусматривать эвакуационные выходы из каждой части разделенного помещения.

1. Рекомендации по проектированию концертных залов: Москомархитектура, 2004 г.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой