Порядок уплаты таможенных платежей.
Плательщик таможенных платежей
Белорусские инвестиции в Россию на протяжении всех последних лет ограничивались реализацией отдельных проектов, весьма ограниченных по масштабам. Подавляющее число инвестиций Беларуси в Россию было связано с созданием товаропроводящих сетей, при этом объем таких инвестиций не превышал 1 млн долл. на сделку. Так, в 2009 г. с созданием товаропроводящих сетей было связано 27 сделок из 30; в 2010 г… Читать ещё >
Порядок уплаты таможенных платежей. Плательщик таможенных платежей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ФГОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (МИИТ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра «Правовое регулирование и экономика таможенного дела»
Курсовая работа по дисциплине: «таможенные платежи и таможенная стоимость в различных таможенных процедурах»
на тему: «Порядок уплаты таможенных платежей. Плательщик таможенных платежей»
Выполнил студент группы ЮТТ-561: ЦупиковР.В.
Проверила работу: доц. Коровяковский Д.Г.
Москва 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ
1.1 Правовое регулирование внешнеэкономических связей России и Белоруссии ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ
2.1 Внешнеторговые отношения России и Белоруссии
2.2 Кредитно-финансовые отношения России и Белоруссии
2.3 Перспективы двустороннего сотрудничества России и Белоруссии в топливно-энергетической сфере, в сфере промышленности и связи ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Введение Актуальность темы исследования. В рамках евразийской интеграции ключевой и конструктивной опорой в настоящее время является Союзное государство России и Белоруссии, поэтому его не зря называют фундаментом постсоветского единения. Подписанный 8 декабря 1999 г. Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии стал важным фактором развития интеграционных процессов, межгосударственного сотрудничества, а также поиска взаимоприемлемых компромиссов между двумя нашими странами. Фактически Россия и Белоруссия стали первыми государствами в СНГ, осознавшими необходимость тесной интеграции. В силу этого Союзное государство России и Белоруссии в настоящее время является уникальным с точки зрения развития экономических интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
В настоящее время следует говорить о значительном изменении условий функционирования Союзного государства. В условиях растущих внешних вызовов — кризиса на Украине, существенной корректировки ее внешнеполитического вектора (с переводом России на позиции противника на международной арене), крайне деструктивной санкционной политики Запада, России и Союзному государству в целом, предстоит в значительной степени скорректировать свою внешнюю политику. В условиях враждебного европейского окружения и экономических санкций особенно актуальным для России становится союз с Республикой Беларусь, являющейся важнейшим политическим и экономическим партнером. В условиях успешного, хотя и не беспроблемного, функционирования союза Белоруссии и России, главным направлением внешнеполитической стратегии этих стран также является расширение и укрепление связей с партнерами по Евразийскому Союзу.
В 2014 году интеграционные процессы на постсоветском пространстве получили определенное развитие и достигли, если можно так сказать, кульминации. Так, был подписан договор о создании ЕАЭС — страны перешли к более высокой и всесторонней форме сотрудничества. Значительный вклад в эту важную работу был внесен Республикой Беларусь, ее президентом, парламентом. Именно Минск всячески способствовал и способствует интегрированию, расширению связей с партнерами по Евразийскому Союзу.
Вместе с тем, происходящие кризисные явления, коснувшиеся нашего государства, сказались на внешнеэкономических связях России и Белоруссии, что выразилось, прежде всего, в снижении товарооборота, а также в вопросах топливно-энергетических отношений двух государств. Безусловно, дестабилизация ситуации на Украине несет в себе геополитические, культурные и экономические угрозы для нормального функционирования Союзного государства. Одной из существенных проблем является проблема крайне низкой эффективности профессионального уровня правящих политических элит. В этой связи партнеры по Союзному государству должны наладить единую систему подготовки политических кадров, способных решать серьезные системные проблемы. В настоящее время для России и Белоруссии наступило время, когда необходимо усилить консолидацию сил, расширить военное, политическое, экономическое сотрудничество, преодолеть зачастую искусственные, надуманные разногласия.
Таким образом, в настоящих условиях исследование особенностей функционирования внешнеэкономических связей России и Белоруссии, выявление динамики их развития, а также проблем, препятствующих их полноценному развитию, представляется весьма актуальным.
Следует также отметить, что вопросам внешнеэкономических отношений двух государств (России и Белоруссии) в литературе посвящено достаточно большое количество научных трудов, а также публикаций. Так, вопросы геополитических и экономических условий функционирования Союзного государства рассматривали С. В. Виноградов, С. В. Голубев, А. К. Дейко, С. В. Молева и др.
Объектом исследования являются внешнеэкономические отношения в рамках Союзного государства.
Предмет исследования составляют экономико-правовые основы внешнеэкономических связей Российской Федерации и Республики Беларусь.
Целью исследования является комплексный анализ особенностей возникновения, развития и эффективности внешнеэкономических связей России и Белоруссии.
Задачи исследования: 1) представить исторический обзор особенностей формирования внешнеэкономических связей России и Белоруссии; 2) определить правовую базу внешнеэкономических связей России и Белоруссии; 3) рассмотреть специфику внешнеторговых отношения России и Белоруссии; 4) проанализировать кредитно-финансовые отношения России и Белоруссии; 5) обозначить перспективы двустороннего сотрудничества России и Белоруссии в топливно-энергетической сфере и промышленности; 6) выявить проблемы развития внешнеэкономических связей России и Белоруссии; 7) определить возможные пути повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества России и Белоруссии.
Теоретическая основа исследования базируется на учебных и научных материалах, включающих учебные пособия, научные статьи, публикации и другие работы по теме исследования.
Нормативную основу данного исследования составляют нормы отечественного и международного законодательства, регулирующего сферу международных отношений России и Белоруссии.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Организационно-правовые основы внешнеэкономических связей России и Белоруссии
1.1 Правовое регулирование внешнеэкономических связей России и Белоруссии Присоединение России к ВТО и развитие интеграции в рамках Таможенного союза (далееТС) и Единого экономического пространства (далее — ЕЭП) нацелено на устранение барьеров в торговле, улучшение инвестиционного климата, создание единого внутреннего рынка, рост бизнеса в условиях усиления добросовестной конкуренции, создание эффективной системы разрешения споров, участие в выработке новых правил внутренней и мировой торговли.
В настоящий момент правовое регулирование внешнеэкономических связей России и Республики Беларусь осуществляется как в рамках Союзного государства, так и в рамках существующих на постсоветском пространстве таких экономических интеграционных групп, как Содружество Независимых Государств (далее — СНГ), Союз России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество (далее — ЕврАзЭС), Единое экономическое пространство. Самым весомым по макроэкономическим показателям является ЕврАзЭС. В этих процессах особую остроту приобретает задача формирования и функционирования «единого правого пространства» как особой сферы регулирования и согласования национального и международного права для эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Правовые аспекты регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях развития Таможенного союза выступают ключевым звеном создания условий конкурентоспособности экономики и снижения правонарушений. Условия развития внешнеэкономических связей России и Республики Беларусь, в рамках единого таможенного пространства, обусловливают значимость их правового регулирования.
Система нормативно-правового регулирования в Таможенном союзе стран — членов ЕврАзЭС включает международные договоры государств — членов Таможенного союза; решения комиссии Таможенного союза; таможенные кодексы, федеральные законы государств — членов Таможенного союза; решения правительства государств — членов Таможенного союза; нормативные правовые акты таможенных служб государств — членов Таможенного союза. В частности, правовыми документами в данной области являются Таможенный кодекс Таможенного союза Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // СЗ РФ. — 2010. № 50. — Ст. 6615., Федеральный закон от 08.12.2003 г. 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» СЗ РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4850., Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (с изм. и доп. от 18.05.2015) СЗ РФ. — 2010. — № 48. — Ст. 6252.
С 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз — объединение, созданное на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана.
В Договоре о Евразийском экономическом союзе Договор о Евразийском экономическом союзе: Подписан в г. Астане 29.05.2014 (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // СПС «КонсультантПлюс». предусмотрено, что в ЕврАзЭС осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом союза, международными договорами и актами, составляющими право союза, положениями самого договора о Евразийском экономическом союзе.
Говоря о гармонизации законодательства, следует отметить, что российское законодательство уже соответствует праву ВТО: принято более 25 федеральных законов, постановлений правительства и указов Президента РФ. Однако важнее их правильно применять. Россия приняла на себя большое количество международных обязательств по двусторонним и многосторонним соглашениям, в том числе с Европейским сообществом, трехсторонние соглашения в рамках СНГ, соглашения ВТО (1995 г.), приложения к Марракешскому соглашению.
В соответствии с Договором о ТС в рамках многосторонней торговой системы от 19 мая 2011 г. обязательства по ВТО становятся частью правовой системы ТС с приоритетом правил ВТО. Важно отметить, что из трех стран ТС пока только Россия является членом ВТО.
Помимо соглашений ЕврАзЭС и ТС нормативную базу дополняют соглашения ЕЭП, принятые с 2009 г.
Первоочередной задачей по гармонизации законодательства, стоящей перед ЕЭК — стало налаживание эффективной работы внешнего таможенного контура. Следовало добиться качественного состояния дел в сфере таможенного регулирования и сфере технического регулирования в этой части.
Для стимулирования процессов интеграции Межпарламентская ассамблея СНГ ведет разработку модельных законов. Рассмотрено более 300 модельных законов, кодексов, рекомендаций, комментариев. В основу этой работы положены принципы гармонизации и сближения национальных правовых систем стран СНГ, учет международных правовых стандартов.
Национальное законодательство стран-членов ТС, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, должно регламентировать порядок применения статей Таможенного кодекса ТС (ТК ТС) и регулировать вопросы, не затронутые им.
Недолгое членство в ВТО уже демонстрирует примеры разногласий между национальным законодательством и правом ВТО, поскольку после вступления право ВТО является правом прямого действия в России. Естественно, возникли противоречия с ТК ТС. Вступление в ВТО единым комплексом, в качестве ТС трех стран, оказалось невозможным из-за отсутствия такого пункта в праве ВТО. Необходимо приводить в соответствие ТК ТС и право ВТО, причем, как подсказывает опыт, за счет внесения изменений в ТК ТС.
С учреждением ТС на евразийских просторах появился огромный общий рынок с населением почти 170 млн человек. Его расширение становится одним из приоритетов российской внешней политики. Создается уникальная возможность после развала СССР возродить на новых принципах особое экономическое образование, где бы могли быть созданы все условия для беспрепятственного движения товаров, услуг, рабочей силы и капиталов. Обкатка этой модели проходит на базе ТС. И чем меньше будет недоработок, тем большую привлекательность будет иметь ТС для потенциальных его членов.
Эффективное законодательство в области применения мер защиты внутреннего рынка возможно только в том случае, если иностранные правовые институты будут не просто копироваться и насаждаться на российскую почву, а исследоваться и применяться лишь в той части, которая действительно совпадает с интересами отечественной экономики и с национальной спецификой права.
В правовом регулировании внешнеэкономических связей России и Белоруссии, вполне естественно, отведено именно Договору о создании Союзного государства, основными целями которого являются:
— повышение благосостояния и уровня жизни населения Союзного государства;
— создание единого экономического пространства для обеспечения социальноэкономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников.
За прошедшие годы достигнуты значительные результаты по всем направлениям сотрудничества двух государств.
Основными направлениями экономического сотрудничества в рамках Союзного государства являются:
— проведение согласованной макроэкономической политики;
— объединение транспортных, энергетических систем, создание общего рынка услуг связи;
— формирование единого научно-технологического пространства, проведение единой структурной промышленной политики, разработка и реализация программ Союзного государства;
— развитие торговых отношений;
— межрегионального сотрудничества;
— интеграция экономик обеих стран в мировую экономику;
— гармонизация и унификация законодательной и другой нормативно-правовой базы.
Глава 2. Структура и содержание внешнеэкономических связей России и Белоруссии
2.1 Внешнеторговые отношения России и Белоруссии правовой регулирование внешнеэкономический энергетический На протяжении всего постсоветского периода Беларусь выступает ключевым торговым и важным инвестиционным партнером России на пространстве СНГ. Для Беларуси значение торгово-экономического сотрудничества с Россией выходит за рамки регионального масштаба и в значительной степени определяет ее экономическую динамику. На Россию в январе — июле 2014 г. приходилось 48,2% товарооборота Беларуси, 40,9% экспорта и 55,2% импорта При этом в последние годы, в связи с созданием сначала Таможенного союза — Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, а с 2015 г. — Евразийского экономического союза, отношения между двумя странами приобретают новое качество, заслуживающее детального анализа. Именно переход к углубленным форматам интеграционного взаимодействия наряду с посткризисным восстановлением российской, белорусской и мировой экономики, в значительной степени обусловил специфику торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия двух стран на современном этапе.
С 2010 г. наблюдается интенсивное углубление интеграционного взаимодействия России и Беларуси: в рамках Таможенного союза функционирует единая таможенная территория; в целом действует единая система таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли и таможенного администрирования (осуществлен перенос таможенного и других согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу), единая система санитарно-ветеринарных и фитосанитарных требований, что по существу соответствует модели таможенного союза, который был создан в Европе к концу 1960;х годов.
В то же время функционирование интеграционной группировки происходит на фоне продолжающейся посткризисной стагнации мировой экономики, ухудшения ряда макроэкономических показателей России и Беларуси, изменения конфигурации внешнеторговых связей стран региона, что вносит существенные коррективы как в динамику российскобелорусского экономического взаимодействия в различных сферах, так и в систему взаимосвязей хозяйственных комплексов двух стран в целом.
Интеграция Республики Беларусь и Российской Федерации в мировое экономическое сообщество, создание Таможенного Союза и Единого Экономического пространства, а в 2015 году и Евразийского союза, развитие внешнеэкономических связей, международного разделения труда, все это обусловило возможность использования кластерного подхода к инновационному развитию и повышению конкурентоспособности экономических систем и в наших странах с учетом национальных особенностей и специфики экономических моделей развития.
Основным показателем взаимного притяжения, взаимодополнения наших экономик, экономического интеграционного движения является объем взаимной российско-белорусской торговли, который год от года растет. Этому способствует облегчение условий торговли и снятие ряда ограничений административного характера.
Сотрудничество Беларуси и России в торгово-экономической сфере плодотворно развивается. Ежегодно растет взаимный товарооборот, который в 2012 году достиг рекордных объемов — 43,8 млрд долл. США. Так, Республика Беларусь является одним из основных торговых партнеров Российской Федерации и по итогам 2012 года заняла шестое место во внешнеторговом обороте России, уступив лишь Китаю, Германии, Нидерландам, Италии и Украине.
Экспорт России в Беларусь — 27,5 млрд долларов (рост на 8,1%), импорт — 16,3 млрд долларов (рост на 12,2%). По сравнению с 2011 годом товарооборот вырос на 9,6%. Положительное сальдо для России выросло до 11,3 млрд долларов. Взаимный товарооборот Беларуси и России только за два последних года вырос почти на 15,8 млрд долларов. Республика Беларусь осуществляет торгово-экономические, научно-технические и гуманитарные связи практически со всеми регионами Российской Федерации. Более 60 регионов России связаны с Беларусью соглашениями (договорами) о сотрудничестве Дейко А. К. Союзное государство: реалии интеграционных процессов // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2013. — № 13. — С. 23−24.
Наиболее активные торгово-экономические связи сложились между Беларусью и Москвой, СанктПетербургом, Республиками Татарстан, Башкортостан, Удмуртской Республикой, Пермским краем, а также Московской, Смоленской, Брянской и Тюменской областями. С целью активизации торговоэкономического взаимодействия Правительством Республики Беларусь и администрациями регионов России создано 14 двусторонних советов, комиссий, рабочих групп по сотрудничеству между Республикой Беларусь и соответствующими российскими регионами.
В 2012 году подписано 37 документов о сотрудничестве Республики Беларусь с 21 субъектом Российской Федерации.
Экономики России и Беларуси демонстрировали устойчиво высокие темпы роста на протяжении нескольких лет, кроме последнего периода, связанного с влиянием мирового экономического кризиса. Однако этот рост был обусловлен главным образом благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырьевых ресурсов и, поэтому, не может быть гарантом устойчивого развития. Важным показателем, отражающим социально-экономическое развитие страны, является индекс развития человеческого потенциала (далее — ИРЧП). В состав ИРЧП входят индексы, характеризующие уровень образования, ожидаемую продолжительность жизни (далее — ИОПЖ), ВВП на душу населения.
По данным ПРООН в 2012 году по показателю ИРЧП Россия заняла 55 место среди 187 стран и территорий вместо прежнего 66-го, поднявшись на одиннадцать позиций. Белоруссия заняла 50 место, поднявшись на 15 позиций. В рейтинге конкурентоспособности по Индексу глобальной конкурентоспособности (ИГК) за 2010; 2013 гг. по оценке Всемирного экономического форума и НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» Беларусь ухудшила свои позиции на 5 мест с 93 места в 2011/12 гг. до 98 места в 2013/14 гг., Россия наоборот поднялась с 66 места в 2011/12 гг. до 64 места Романчук Я. Беларусь теряет конкурентоспособность [Электронный ресурс] / Я. Романчук; НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия». — URL: http://liberty-belarus.info/ Tendentsii/Belarus-teryaet-konkurentosposobnost.html.
Экономический рост России и Беларуси пока не стал инновационным. Факторы инновационности в оценке глобальной конкурентоспособности в Беларуси и России примерно одинаковы и находятся по оценке 2013/14 гг. в Беларуси — на 104 месте из 148 стран, а в России — на 99 месте, выше на 6 позиций. Результативность инновационной деятельности в наших странах довольно низкая. Так, в Беларуси в 2011 г. доля новой продукции в общем объеме производства составила 14,0%, в России — 6,1%. По сравнению со Швейцарией (24,9%), Германией (17,4%) — это невысокий уровень Российский статистический ежегодник [Электронный ресурс] // Росстат. 2012. — URL: http:// www.gks.ruy.
Таким образом, анализ выявил общие проблемы в социально-экономическом развитии России и Беларуси: низкий уровень конкурентоспособности экономик; низкую инновационную активность и результативность инновационной деятельности; асимметрии между уровнем развития человеческого капитала и результативностью инноваций. Одними из признанных в мире инструментов инновационного развития и повышения конкурентоспособности являются кластеры.
Кластер товаропроизводителей рассматривается как сетевая структура комплементарных, территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в том числе услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра, которая связана отношениями партнерства с местными учреждениями и органами управления с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики. Кластеры, благодаря своим специфическим особенностям, способствуют инновационному развитию экономики за счет следующих факторов: знания, конкуренция, сотрудничество, кластерные связи Яшева, Г. А. Кластерная стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси // Управление экономическими системами. — 2014 — № 2(62). — 2014. — С. 8.
Основной целью кластерной политики является формирование условий для устойчивого развития страны/региона и повышения национальной/региональной конкурентоспособности посредством организации кластеров и развития сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства Яшева Г. А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства: монография. — Витебск: ВГТУ, 2010. — С. 158−169.
На основе сформулированной цели определяются задачи кластерной политики (табл. 1). Субъектами проведения политики являются органы управления наднационального, национального и регионального уровня. Над национальными органами управления в условиях Евразийской интеграции выступают Евразийский Экономических Союз (представленный законодательными и исполнительными, финансовыми органами), ЮНИДО, Европейский Банк Реконструкции и Развития и др., которые финансируют донорские кластерные проекты.
Таблица 1. Задачи кластерной политики в Беларуси и России В условиях Евразийской интеграции и создания Единого экономического пространства важным направлением инновационного развития экономик содружества является создание транснациональных и международных кластеров. Для реализации кластерной политики необходимы меры государственной поддержки кластеризации во всех странах Евразийского экономического содружества, которыми могут быть следующие:
— обеспечение поддержки реализации мероприятий программ развития транснациональных и международных кластеров в рамках федеральных целевых программ, государственных программ Российской Федерации и Республики Беларусь и международных программ;
— привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития транснациональных и международных кластеров;
— стимулирование участия крупных компаний с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, в деятельности транснациональных и международных кластеров.
К началу 2013 г. потенциал опережающего роста взаимной торговли России и Беларуси оказался по существу исчерпанным. После прекращения практики экспорта Беларусью «растворителей и разбавителей» российско-белорусская торговля начала показывать отрицательную динамику. Существенное негативное воздействие на взаимное торговое взаимодействие оказало развитие кризисных явлений в экономиках двух стран, следствием которых явилось начавшееся в 2012 г. и продолжившееся в 2013;2014 гг. сокращение спроса на инвестиционные товары, в частности, продукцию белорусского машиностроения.
В 2013 г. по сравнению с 2012 г. экспорт России в Беларусь снизился на 16,9%, экспорт Беларуси в Россию возрос на 3,2%; товарооборот двух стран сократился на 9,4%. Снижение объема российских поставок в Беларусь было обусловлено преимущественно падением на 28,4% продаж минеральных продуктов, которые в совокупности обеспечивали 54,5% общего объема российского экспорта в республику, а также металлов и изделий из них — на 5,9% (12,1% поставок). В то же время физические объемы поставок в Россию белорусских грузовых автомобилей снизились на 31,5%, седельных тягачей — на 58,2%, тракторов — на 10,5%, сельскохозяйственной техники — на 9,6%, холодильников, морозильников и холодильного оборудования — на 6,8%,
лекарственных средств, расфасованных для розничной продажи, — на 16,9%. Наметившиеся в 2012;2013 гг. негативные тенденции проявились и в 2014 г. Так, по данным белорусской статистики, в январе-июле 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года экспорт Беларуси сократился на 1,1%, импорт — на 4,4%, товарооборот — на 2,7%.
Уменьшение стоимостного объема экспорта товаров было обусловлено падением средних экспортных цен, импорта — как средних цен, так и физических объемов ввозимых товаров. Снижение общих показателей экспортно-импортных операций Беларуси было в значительной степени обусловлено сокращением стоимостных объемов торговли с Россией и Украиной, связанных как со снижением платежеспособного спроса на белорусские товары в этих странах, так и с девальвацией их валют. Так, на фоне роста экспорта Беларуси в страны за пределами ТС-ЕЭП на 1,8%, и в частности в ЕС — на 5,3%, в январе-июле 2014 г. экспорт республики в Россию в стоимостном выражении снизился на 5,9% (импорт — на 2,2%).
Положительный эффект на экспорт в Беларусь оказывает темп роста нефтяных цен, что, вероятно, связано с тем, что нефть выступает одной из главных экспортных статей России. Кроме того, положительный эффект оказывает динамика российского производства, что может быть обусловлено существенной ролью в промышленном производстве Беларуси ТЭКа (нефтепереработка), который также ориентируется на экспорт, и межотраслевым связями в обрабатывающих отраслях промышленности России и Беларуси (прежде всего в машиностроении). Белорусское производство выступает наиболее существенной объясняющей переменной. По-видимому, это связано с зависимостью белорусского производства от российского экспорта, в первую очередь это нефть и нефтепродукты, необходимые для машиностроительной и сельскохозяйственной отраслей белорусской экономики. Теперь рассмотрим экспорт Беларуси в Россию.
В первую очередь значимым показателем выступает сам экспорт в Россию, что может быть обусловлено наличием краткосрочных ожиданий относительно торговли с Россией. Во-вторых, реальный обменный курс белорусского рубля к российскому, рост которого, как и следовало ожидать, отрицательно влияет на белорусский экспорт в Россию.
Положительное влияние также оказывает и динамика нефтяных цен, что, вероятно, связано с ростом поставок нефтепродуктов в Россию. Кроме того, положительный эффект отмечается со стороны доходов населения в Беларуси и динамики инвестиций в основной капитал. Влияние роста доходов на экспорт в Россию достаточно необычно. С одной стороны, его можно рассматривать как движущую силу экономического роста в целом (в том числе в отраслях, нацеленных на экспорт) (своеобразный эффект дохода). С другой стороны, рост доходов может приводить к увеличению импортного потребления, что приводит к переключению части выпуска на внешние рынки (эффект замещения). Рост инвестиций в основной капитал позволяет наращивать производственные мощности, что в конечном итоге влияет и на выпуск экспортных отраслей.
Для российской экономики вполне ожидаемо сильное воздействие со стороны цен на нефть на торговый канал, что связано с высокой долей нефти и нефтепродуктов в товарной структуре экспорта. Что касается Беларуси, то здесь, по-видимому, существует влияние на нефтеперерабатывающую отрасль, а также с точки зрения улучшения экономического положения в России как основном внешнеторговом партнере.
В настоящее время актуальными являются проблемы, возникшие в сфере внешнеэкономических отношений России, поскольку в свете происходящих изменений в геополитической обстановке, экономических санкций, применяемых в отношении нашего государства, были затронуты и экономические взаимоотношения России и Беларуси. В частности, товарооборот между государствами в 2014 году снизился на 5%, составив 37 млрд долл. В результате этого, в рамках заседания Высшего госсовета Союзного государства России и Беларуси, прошедшего в Москве 3 марта 2015 г., стороны подписали межправительственный план мероприятий по созданию дополнительных условий для развития торгово-экономического сотрудничества. Новый план нацелен на создание дополнительных условий для развития торгово-экономического сотрудничества.
Проведенный анализ позволяет констатировать, что специфика развития взаимной торговли России и Беларуси в посткризисный период в значительной степени определялась эффектами, обусловленными процессом формирования Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, которые, однако, до настоящего времени носили среднесрочный или краткосрочный характер. Фактически высокая положительная динамика взаимного торгового взаимодействия России и Беларуси в первые годы после создания Таможенного союза опиралась на экстенсивные факторы роста товарного обмена. Вместе с тем продолжает оставаться актуальной задача создания надежного фундамента для возникновения интеграционных эффектов в сфере торговли двух стран, которая сопряжена с реализацией потенциала формирования полноценного общего рынка, создания на нем стабильных условий для улучшения экономической динамики, модернизации структуры хозяйства и развития глубоких форм производственной кооперации.
2.2 Кредитно-финансовые отношения России и Белоруссии Особенности денежно-кредитного регулирования в России определяются: структурой экономики; недостаточной интенсивностью процесса создания добавленной стоимости; соотношением экспорта и импорта; значительным вывозом капитала; вероятностью внешних шоков, прежде всего колебаний мировых цен на энергоносители. Указанные особенности оказывают непосредственного влияния на такие элементы монетарной политики, как формирование денежного предложения и процентных ставок, курсообразование, воздействие на ценовую динамику, управление золотовалютными резервами.
К специфике денежно-кредитного регулирования России следует отнести основную цель политики Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), состоящую в обеспечении ценовой стабильности, трактуемой как поддержка стабильно низких темпов инфляции. Эта цель установлена законодательно. Как известно, в большинстве развитых стран целями денежно-кредитной политики помимо низкой ценовой динамики являются обеспечение устойчивого экономического роста и высокая занятость. В настоящее время в качестве основного мотива отказа ЦБ РФ от активной поддержки национальной экономики обычно называется нециклический характер замедления хозяйственного развития России.
Как известно, к характерным явлениям циклического спада относятся рост безработицы и снижение темпов инфляционного процесса. Причем может наблюдаться даже падение цен, то есть дефляционные тенденции. В подобных условиях стандартным методом преодоления кризисных явлений считается монетарное стимулирование, то есть снижение процентных ставок при увеличении денежного предложения. И напротив, при преобладании в экономике структурных проблем считается, что поддержка платежеспособного спроса со стороны центрального банка способна вызвать инфляцию, но не повлиять на рост производства, то есть привести к стагфляции.
Отказ ЦБ РФ от активной политики стимулирования экономического роста также стремятся обосновать низкой безработицей и высокой степенью загрузки производственных мощностей. Действительно, при такой ситуации отсутствуют возможности по дальнейшему наращиванию выпуска мерами денежно-кредитной политики. Но низкий показатель официально зарегистрированных безработных сочетается в России со значительным числом самозанятых, особенно в малых городах и населенных пунктах.
Российская Федерация и Белоруссия имеют совместную историю кредитно-финансовых отношений. Примером тому является одобренный правительством России 27 марта 2015 г. кредит в размере 6,2 млрд. Кредит был предоставлен Белоруссии в соответствии с Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о предоставлении Беларуси государственного финкредита. Согласно этому Соглашению, погашение кредита со стороны Белоруссии начнется в 2019 г. и будет осуществляться ежегодно вплоть до 2025 г. посредством перечисления России двух траншей в год. Весомым в данном отношении является условие, согласно которому, во избежание рисков, связанных с колебанием валютных курсов, погашение и обслуживание долга будет производиться в российских рублях РФ предоставила Беларуси кредит в 6,2 миллиарда рублей [Электронный ресурс] // Newsme. — URL: http://newsme.com.ua/.
Анализ официальной статистики ТС-ЕЭП (данные Евразийской экономической комиссии) позволяет констатировать, что создание ТС-ЕЭП трех стран пока не привело к возникновению долговременных позитивных эффектов в сфере взаимного инвестирования (табл. 2, 3).
Таблица 2. Прямые иностранные инвестиции из России и Беларуси в 2007;2013 гг., млн долл.
Таблица 3. Прямые иностранные инвестиции в Россию и Беларусь в 2007;2013 гг., млн долл.
Так, в 2010 г., то есть в первый год фактического функционирования Таможенного союза, отток прямых иностранных инвестиций из России в страны, ТС и в частности в Беларусь демонстрировал отрицательные темпы роста по сравнению с предыдущим годом, на фоне роста общего объема российских прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ) за рубеж на 21,6%. В 2011 г. ситуация улучшилась, однако уже в 2012 г. ПИИ России в страны ТС показали не только отрицательную динамику (падение почти на 60%), но и худшую, чем общий объем российских ПИИ (которая сократилась на 27%). При этом объем прямых российских инвестиций в Беларусь в 2012 г. по сравнению с 2011 г. упал почти на 80%.
По итогам 2013 г., отток ПИИ России в Беларусь возрос почти в 1,5 раза (на 46,1%), однако темпы его роста уступали аналогичному показателю для всех российских ПИИ (77,6%). В целом же можно констатировать, что динамика российских инвестиций в Беларусь в последние годы определялась главным образом сделкой по покупке «Газпромом» ОАО «Белтрансгаз» (современное название — «Газпром трансгаз Беларусь»).
Прямые инвестиции Беларуси в российскую экономику в посткризисный период также демонстрировали неустойчивую динамику, находясь при этом на чрезвычайно низком уровне — от 110 до 130 млн долл. ежегодно. В 2012 г. по сравнению с предыдущим годом отток ПИИ Беларуси в Россию сократился на 7,6%, в 2013 г. — возрос на 17,6%. В данном контексте, однако, следует отметить существенные разночтения в статистике России и Беларуси. Так, по данным о поступлении ПИИ в Россию, приток прямых инвестиций в Россию из Беларуси в 2012 г. в годичном исчислении возрос на 16,8%, а в 2013 г. — на 63,8% (табл. 3).
Белорусские инвестиции в Россию на протяжении всех последних лет ограничивались реализацией отдельных проектов, весьма ограниченных по масштабам. Подавляющее число инвестиций Беларуси в Россию было связано с созданием товаропроводящих сетей, при этом объем таких инвестиций не превышал 1 млн долл. на сделку. Так, в 2009 г. с созданием товаропроводящих сетей было связано 27 сделок из 30; в 2010 г. — 26 из 27. Начиная с 2011 г. наблюдалось существенное сокращение белорусских ПИИ в товаропроводящие сети, которые в 2014 г. должны подвергнуться коренной трансформации. Первым действительно крупным капитальным вложением Беларуси в России стала покупка компанией «Белоруснефть-Сибирь» (дочерняя компания «Белоруснефти») в 2013 г. 100% акций нефтяной компании «Янгпур» в ЯмалоНенецком АО у банка ВТБ39. Стоимость сделки оценивается в 3,575 млрд руб. Внешние шоки для экономики и денежно-кредитной системы России и Беларуси: последствия и пути преодоления / Отв. ред. В. К. Бурлачков, М. Ю. Головнин. — M.: ИЭ РАН, 2014. — С. 154.
Значимыми белорусскими инвестиционными проектами также выступают организация сборочного завода и сервисного центра в Брянской области (2009 г., инвестор — БелАЗ (дочерняя структура «Амкодор-Брянск»), оценочная стоимость на конец 2012 г. — 30 млн долл.) и создание логистического склада в Подмосковье (2011 г., инвестор — Санта Бремор (белорусско-немецкое СП), оценочная стоимость на конец 2012 г. — 17 млн долл.)
Введение
против России санкций, ограничивших доступ банков и корпораций с государственным участием к ресурсам международного финансового рынка, предопределяет необходимость ускоренного реформирования системы рефинансирования коммерческих банков, радикального расширения участия ЦБ РФ в кредитовании модернизации ведущих отраслей отечественной экономики.
Основным направлением такого реформирования должен стать переход к рефинансированию среднеи долгосрочных кредитов коммерческих банков и государственных институтов развития в инфраструктуру и инвестиционные проекты, обеспечивающие инновационное развитие отечественной экономики. В этой связи особое значение имеет превращение поддержки экономического роста и занятости в одну из целей денежно-кредитной политики Банка России. Это предполагает:
— формирование денежного предложения (то есть денежных агрегатов) в значительной мере на основе рефинансирования среднеи долгосрочных кредитов банковских учреждений реальному сектору;
— обеспечение связи между процентными ставками и рентабельностью бизнес-структур;
— проведение курсовой политики с учетом интересов импортеров производственного оборудования;
— оптимизацию золотовалютных резервов и их частичное размещение в национальной банковской системе.
Кроме того, стимулирование экономического роста предполагает тесную координацию денежно-кредитной политики с бюджетной политикой, в том числе при формировании процентных ставок, определяющих стоимость обслуживания правительственных заимствований, монетизации государственного долга, то есть скупки центральным банком правительственных облигаций, формировании золотовалютных резервов.
Обеспечение экономического роста и занятости как цели денежно-кредитной политики предполагает использование специфичного трансмиссионного механизма. Его основными каналами являются процентный и кредитный. Причем основное значение имеет регулирование среднеи долгосрочных процентных ставок и предоставление на такие же сроки кредитных ресурсов. Формирование золотовалютных резервов (ЗВР) России не осуществляется на традиционных для мировой практики подходах, таких как объем критического импорта и потребность в ресурсах для обслуживания внешнего долга.
Основной причиной скупки Банком России иностранной валюты является необходимость поддержки относительно стабильного курса рубля в условиях колебаний мировых цен на энергоносители. Кроме того, следует отметить, что в состав ЗВР ЦБ РФ как в актив его баланса автоматически входят учитываемые по пассиву баланса средства фондов, формируемых в составе федерального бюджета — Резервного и Национального благосостояния.
Но расходование по решениям Правительства РФ средств этих фондов не может осуществляться путем конвертации валюты в рубли, поскольку ЗВР размещены в иностранные активы на различные сроки. Поэтому при использовании Минфином РФ средств резервных фондов ЦБ РФ проводит рублевую эмиссию. В 2014 г. Минфин РФ планировал самостоятельно выходить на валютный рынок для формирования резервных фондов в иностранных валютах. Но такая практика, на наш взгляд, не способна улучшить ситуацию и лишь может создать дополнительные проблемы.
Во-первых, выход Минфина на валютный рынок только усилит волатильность курса и будет способствовать росту спекулятивной активности.
Во-вторых, в случае использования в кризисных условиях резервных фондов, размещенных в иностранной валюте, конверсионные операции Минфина РФ, состоящие в обмене валюты на рубли, будут приводить к изъятию рублевой ликвидности и тем самым усиливать ее дефицит с соответствующими негативными последствиями для макроэкономической ситуации в целом.
В апреле 2014 г. Минфин РФ отказался от самостоятельного выхода на валютный рынок и возобновил покупку валют для пополнения Резервного фонда у Банка России.
В январе 2014 г. ЦБ РФ сделал заявление о прекращении влияния на валютный курс рубля в связи с переходом к инфляционному таргетированию. Руководство банка, видимо, предполагало, что свободное курсообразование позволит широко использовать для регулирования монетарной сферы ключевую процентную ставку. Но в случае ее резкого повышения приток в страну иностранного спекулятивного капитала сдерживался бы повышением курса национальной валюты. Прекращение влияния центрального банка на курсообразование активизировало деятельность спекулянтов.
Возросшая волатильность рубля заставила импортеров перенести валютные риски на потребителей, то есть повысить цены в рублях. Поэтому эффект от попытки перехода к инфляционному таргетированию оказался для ЦБ РФ противоположным ожидаемому — ускорился рост цен. Однако такой результат был вполне прогнозируемым. Впоследствии ЦБ РФ был вынужден возобновить валютные интервенции и тем самым обеспечить стабилизацию курса рубля. В августе 2014 г. Банк России повторил попытку перехода к свободному курсообразованию в рамках таргетирования инфляции. Заметим, что особая опасность этой попытки состояла в изменившейся геополитической ситуации — введении против России экономических санкций, изменивших условия внешней торговли и доступа российских компаний к рынкам капитала. Результат второй попытки был аналогичен результату первой — ускорение инфляции.
Распространенным аргументом в пользу использования в России инфляционного таргетирования являются ссылки на опыт развитых стран, в том числе Австралии и Канады, использующих эту модель денежно-кредитной политики. Но в этих странах, в отличие от России, в течение трех последних десятилетий устойчивая повышательная ценовая динамика не наблюдалась. Соответственно, изменения валютного курса не влияют на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов.
В отличие от указанных стран в России снижение курса национальной валюты неизбежно приводит к увеличению как розничных, так и оптовых цен, причем не только на импортируемые товары. Очевидно, что увеличение рефинансирования коммерческих банков центральным банком создает риск усиления инфляционного процесса. Это связано с ростом доходов домашних хозяйств, частных предпринимателей, компаний. Поэтому меры по расширению рефинансирования должны быть согласованы с ростом производства в потребительском секторе.
Кроме того, следует учитывать, что рост платежеспособного спроса приведет к увеличению импорта и, соответственно, давлению на курс рубля. Разумеется, существование таких рисков не является поводом для отказа от модернизации отечественной экономики, тем более в условиях санкций. Следует учитывать, что ужесточение денежно-кредитной политики в условиях инфляции может приводить к противоречивым результатам и даже усиливать ценовую динамику, если бизнес-структуры в условиях устойчивых инфляционных ожиданий предпочтут финансировать потребности в капитале за счет увеличения цен, а не привлечения дорогих кредитов.
На наш взгляд, в существующих условиях Банку России целесообразно отказаться от перехода к инфляционному таргетированию, продолжить осуществление мер по минимизации колебаний национальной валюты, а также расширить рефинансирование коммерческих банков и повысить значение среднеи долгосрочных процентных ставок в регулировании макроэкономических процессов.
Таким образом, активизация интеграционного процесса в рамках ТС-ЕЭП пока не оказала существенного воздействия ни на динамику, ни на структуру российских вложений в Беларусь и белорусских инвестиций в Россию. В этих условиях потенциал взаимного инвестирования России и Беларуси остается в значительной степени нереализованным. Раскрытие этого потенциала, равно как и переход к более эффективной модели торгово-экономического взаимодействия двух стран, связано с изменением качественных характеристик экономик России и Беларуси и фундамента их сотрудничества, формированием полноценного общего рынка в рамках Евразийского экономического союза, созданием на нем стабильных условий для улучшения экономической динамики, модернизации структуры хозяйства и развития глубоких форм производственной кооперации.
В подведение итого следует отметить, что особое значение для России и Республики Беларусь в условиях роста внешнеполитических угроз, приобрели задачи создания не только сырьевой и производственной, но и мощной независимой финансовой базы, ухода от всеобъемлющего использования доллара во внешнеэкономической деятельности. На наш взгляд, Россия и Беларусь в настоящее время могут и должны для упрочения своего положения создать мощный союз, укрепить свое положение среди существующих союзников и привлечь новых, создать мощную экономическую базу и независимую от доллара финансовую систему.
2.3 Перспективы двустороннего сотрудничества России и Белоруссии в топливно-энергетической сфере, в сфере промышленности и связи Сотрудничество России и Беларуси в энергетической сфере направлено на развитие взаимовыгодных экономических связей в нефтяной, газовой, электроэнергетической отраслях, атомной энергетике, укрепление энергетической безопасности, обеспечение потребностей внутреннего рынка обоих государств в энергоресурсах и выход на внешние рынки. В рамках Союзного государства ежегодно разрабатываются и утверждаются балансы топливно-энергетических ресурсов Союзного государства: нефтяного сырья, бензина автомобильного, дизельного топлива, мазута топочного, по газу, углю, электрической энергии.
Новый вектор в энергетической политике России и Белоруссии был прочно закреплен активизацией работы по формированию ЕЭП. В частности, большую роль в этом сыграло подписание Россией, Белоруссией и Казахстаном 9 декабря 2010 года Соглашения «О единых принципах и правилах конкуренции» СЗ РФ. — 2012. — № 5. — Ст. 545. С этого момента сближение стран, приобретавшее все более устойчивый характер, позволило выйти на новые рубежи интеграции. С 1 июля 2011 года в рамках единого таможенного пространства были упразднены пункты контроля на границах. С 1 января 2012 г., в связи со вступлением в силу 17 базовых соглашений, единое экономическое пространство (ЕЭП) оформилось в полной мере.
Новым в энергетическом сотрудничестве является начало строительства Атомной станции в Беларуси. Создана правовая основа сотрудничества в этой области. 18 июля 2012 года подписан Генеральный контракт на строительство Белорусской АЭС в Островецком районе Гродненской области. АЭС будет состоять из двух энергоблоков суммарной мощностью до 2,4 тыс. МВт. Проект предусматривает ввод в промышленную эксплуатацию первого блока АЭС в ноябре 2017 года, второго — в июле 2018 года.
В 2011;2012 гг. экспорт России в Беларусь рос опережающими темпами по сравнению с поставками в дальнее зарубежье, однако разница в темпах роста не была достаточно значимой для того, чтобы подтвердить наличие эффекта «создания торговли». При этом, однако, важной характеристикой торгового взаимодействия России с партнерами по Таможенному союзу, и в частности с Беларусью, в 2011 г. явилось превышение темпов роста импорта из стран ТС над аналогичным показателем для импорта из третьих стран, а также над темпами роста российского экспорта. Данное обстоятельство указывает на то, что Беларусь в большей мере, по сравнению с Россией, смогла реализовать преимущества, полученные при формировании интеграционного объединения.
Следует отметить, что эффекты создания Таможенного союза, проявившиеся в торговле России и Беларуси, оказались не только первыми, но и наиболее существенными. Так, проведенное эконометрическое исследование подтвердило, что создание Таможенного союза привело к росту российско-белорусской торговли в 2010;2012 гг., в то время как эффекты для российско-казахстанской и белорусскоказахстанской торговли оказались неопределенными. Иными словами, активизация торгового обмена между Россией и Беларусью оказалась единственным подтвержденным эконометрически интеграционным эффектом в сфере торговли.
Для Беларуси это было обусловлено воздействием, главным образом, двух факторов — спецификой поставок углеводородного сырья и некоторой активизацией экспорта на рынки России и Казахстана белорусской готовой продукции, в частности, продовольствия, машин и оборудования. Именно активизация торговли топливно-энергетическими товарами, связанная с отменой экспортных пошлин на нефть в российско-белорусской торговле, оказалась наиболее значимым отраслевым эффектом, выявленным эконометрическим исследованием.
Данный фактор явился важнейшим для развития внешней торговли Беларуси в 2011;2012 гг. Так, после ратификации Беларусью пакета соглашений по Единому экономическому пространству в июле 2010 г. экспортные пошлины при вывозе нефти из России в Беларусь были отменены, а экспортные пошлины, уплачиваемые при экспорте нефтепродуктов из Беларуси за пределы единой таможенной территории, стали перечисляться в российский бюджет.
В результате в 2011 г. произошло резкое увеличение поставок нефти из России в Беларусь и, соответственно, стоимостных объемов белорусского импорта из России, сокращение поставок из Казахстана и наращивание объемов экспорта нефтепродуктов и продукции нефтехимии в страны дальнего зарубежья (главным образом, ЕС). Как следствие, под воздействием создания Таможенного союза и активизации импорта нефти из России темпы роста поставок Беларуси в страны дальнего зарубежья в 2011 г. превысили относительно высокий аналогичный показатель для взаимной торговли с Россией: экспорт Беларуси в Россию возрос на 45,8%, а в третьи страны — в 1,6 раза.
Фактически столь масштабный прирост экспорта в третьи страны был обусловлен преимущественно резким увеличением поставок таких товарных позиций, как растворители и разбавители, а также смазочные масла, экспортная пошлина на которые в российский бюджет не перечислялась (в отличие от экспортной пошлины на светлые нефтепродукты). В условиях отсутствия экспортных пошлин на нефть при импорте из России вывоз светлых нефтепродуктов под видом «растворителей и разбавителей», а также «биодизеля» позволил обеспечить полную загрузку двух белорусских НПЗ и принес белорусской стороне существенную прибыль.
С учетом ощутимых потерь российского бюджета в середине 2012 г. в ходе переговоров данная ситуация была урегулирована, и практика экспорта Беларусью нефтепродуктов под видом товарных позиций, вывозные пошлины на которые не взимаются в российский бюджет, была прекращена. В результате с августа 2012 г. экспорт Беларуси в третьи страны начал показывать отрицательную динамику. За счет сокращения поставок в республику простейших нефтепродуктов, использовавшихся в качестве сырья для переработки на белорусских НПЗ, ухудшилась и динамика российского экспорта в Беларусь.
В результате в 2013 г. по сравнению с 2012 г. физические объемы импорта нефтепродуктов в Беларусь из России сократились на 99%, физические объемы экспорта нефтепродуктов из Беларуси в страны вне СНГ — на 28,7% (в том числе в ЕС — на 28,1%, на Украину — на 31,6%), а импорт Беларуси из России в целом снизился по стоимости на 16,9%. При этом произошла активизация поставок нефтепродуктов из Беларуси в страны Таможенного союза. Так, экспорт Беларуси в страны ТС по товарной группе «минеральные продукты» в годовом исчислении в 2011 г. возрос по стоимости на 74,9%, в 2012 г. — в 2,2 раза, а в 2013 г. — в 2,4 раза.
Еще в 1999 году Российская Федерации и Республика Беларусь договорились о проведении единой структурной промышленной политики. Соответствующее Соглашение было заключено в Минске 8 сентября 1999 года.
Единая структурная промышленная политика Союзного государства является составной частью экономической политики обоих государств-участников и представляет собой комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения стабильного роста промышленного производства на основе повышения его эффективности и конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также формирования современной структуры национальных промышленных комплексов.
В этом плане стоят весьма сложные задачи, в частности:
— преодолеть на новом технологическом уровне продолжающееся относительное сокращение производственного потенциала и обеспечить приток инвестиций в производство;
— понизить уровень материалоемкости машиностроительной продукции и повысить ее энергоэффективность;
— преодолеть отрыв промышленного сектора от научно-технологической сферы и обеспечить прорыв в области инновационных разработок.
На сегодняшний день в Российской Федерации действуют десятки совместных сборочных производств с белорусскими предприятиями, а в Республике Беларусь десятки предприятий с российским участием, однако для решения задачи этого недостаточно, необходим комплексный подход. На прошедшем 12 декабря 2012 г. заседании Совета Министров Союзного государства была достигнута договоренность о реализации ряда ключевых проектов по формированию крупных объединенных промышленных структур. Среди них:
— совместная автомобильная корпорация «РОСБЕЛАВТО» (МАЗ-КАМАЗ); - холдинг сельхозмашиностроения «Гомсельмаш-Ростсельмаш»;
— совместное высокоэффективное машиностроительное производство на базе Минского завода колесных тягачей с возможными партнерами с российской стороны: ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ГК «Ростехнологии», ОАО «Концерн Сириус»;
— совместное высокоэффективное электронное производство на базе Государственного научно-производственного объединения точного машиностроения «Планар» (Республика Беларусь) и таких возможных партнеров с российской стороны, как ОАО «НИИМЭ и Микрон», ОАО «Российская электроника», ОАО «НИИПМ», ОАО «НИИТМ», ОАО «НИИТОП», ОАО «Авангард». Процесс этот запущен, между партнерами уже идут интенсивные переговоры.
Основным инструментом реализации промышленной политики Союзного государства являются его целевые программы, финансируемые из союзного бюджета. Эта форма на практике доказала свою эффективность. В разработке и реализации программ были задействованы десятки научных и производственных коллективов двух стран. В результате их реализации разработаны и внедрены уникальные образцы новой техники и технологий.
В Союзном государстве сложился такой механизм частно-государственного партнерства, в котором инновационные разработки в основном финансируются из союзного бюджета, а постановка новых образцов продукции на производство осуществляется за счет внебюджетных ресурсов.
В 2013 году плановые расходы бюджета, направляемые на финансирование программ и мероприятий, составили около 80% от всех расходов бюджета. Очевидно, что модернизация промышленности и переход на новый технологический уклад невозможны без инноваций. Поэтому из всех средств бюджета, направляемых на союзные программы и мероприятия, свыше 50% идут на инновационные программы, затрагивающие такие сферы сотрудничества, как космос, сверхвысокопроизводительные вычислительные системы, электронная компонентная База (ЭКБ), СВЧ-электроника и микросистемотехника (МСТ).
В области космической деятельности: — созданы базовые элементы, входящие в контур управления российско-белорусской космической системы дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), наземная станция приема информации в интересах обеспечения функционирования космических аппаратов российско-белорусской системы ДЗЗ, защищенный канал обмена целевой информацией между национальными операторами ДЗЗ России и Беларуси; бортовая научная аппаратура для мониторинга состояния земной атмосферы.
В области суперкомпьютерных вычислительных систем созданы высокопроизводительные вычислительные комплексы и аппаратно-программные средства, предназначенные для моделирования сложных процессов и объектов. Суперкомпьютерные и спутниковые технологии связаны между собой. Для обработки космических данных нужны сверхмощные компьютеры. Теперь, после того как у Беларуси появился свой спутник, на белорусско-российском суперкомпьютере «СКИФ К-1000−05», который установлен в Белорусском государственном университете, будет вестись обработка полученных с орбиты данных для ДЗЗ.
Аналогичные суперкомпьютеры: «СКИФ МГУ — (Чебышев)», установленный в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, и «СКИФ-Аврора», установленный в Южно-Уральском государственном университете (г. Челябинск), могут быть использованы в этих же целях. Специалисты смогут использовать информацию со спутника для экологического мониторинга, контроля за землепользованием, наблюдения и предотвращения чрезвычайных ситуаций, обновления топографических карт и других целей.
В области создания оборудования и технологий для производства изделий ЭКБ и СВЧ электроники и МСТ:
— создаются конкретные типономиналы ЭКБ повышенной степени интеграции с высокими надежностными, функциональными и точностными характеристиками и соответствующей группой стойкости к специальным факторам внешнего воздействия и освоение производства разработанной ЭКБ на предприятиях России и Беларуси;
— ведется разработка МСТ новых поколений изделий гражданского, специального и двойного применения на основе использования базовых систем контроля и мониторинга безопасности жизнедеятельности в области жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), промышленности, энергетики, транспорта, городского и регионального хозяйства, обеспечивающих в целом технологическую безопасность Союзного государства;
— осуществляется разработка и изготовление опытных образцов конкурентоспособного оборудования для производства полимеров, новых композиционных материалов, волокон и изделий на их основе, прогрессивных технологий и техники для производства композиционных материалов на базе высокопрочных полиэтиленовых и непрерывных базальтовых нитей, углеродных волокон, фторопластов, заменителей асбеста, обладающих уникальными свойствами радиопоглощения, электромагнитного экранирования, шумопоглощения, вибропоглощения, защиты информации от несанкционированного доступа, защиты средств жизнеобеспечения населения, конкурентоспособных материалов для армирования современных композитов, в том числе аксиальных текстильных полотен, углеродных волокон на основе непрерывного гидратцеллюлозного жгута, нанонаполнителей, полимерного армирующего наполнителя бетона и других материалов.
Объединение на инновационной основе научных и научно-технологических ресурсов Беларуси и России в рамках Союзного государства позволяет существенно повысить эффективность всех видов исследований при значительно меньших бюджетных затратах.
В 2006 году Совет Министров Союзного государства одобрил Основные направления формирования единого научнотехнологического пространства Союзного государства. Сегодня можно утверждать, что основные цели и задачи начального этапа формирования единого научно-технологического пространства достигнуты. Согласовываются представляющие взаимный интерес приоритетные направления и тематика проблемно-ориентированных поисковых и прикладных исследований, а также разработок в целях получения новых знаний, составляющих основу технологических инноваций. Развивается сотрудничество в области подготовки специалистов с высшим образованием, профессиональной переподготовки и повышения их квалификации для научнотехнологической сферы России и Беларуси.
С 2008 года ежегодно готовится и представляется в Совет Министров Союзного государства Перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации. В 2012 году разработаны и приняты Критерии отбора приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства.
Одним из важнейших направлений интеграции Союзного государства является формирование Объединенной транспортной системы, однако работу в этом направлении каждое государство — участник Союзного государства ведет самостоятельно.
В Республике Беларусь и Российской Федерации утверждены соответствующие федеральные и государственные программы (в Российской Федерации — Федеральная программа «Развитие транспортной системы России (2010;2020 годы) О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)»: Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (ред. от 28.04.2015) // СЗ РФ. — 2001. — № 51. — Ст. 4895., а в Республике Беларусь — Государственная программа развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011;2015 годы Об утверждении Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2010 № 1852 // http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic03/text658.htm.).
Координация работы по реализации этих программ и проводимой работы в целом в области развития транспорта возложена на Координационную комиссию по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства, которая создана и функционирует как орган управления в области транспорта. Она разрабатывает соответствующие Планы работы на 2−3-летний период, контролирует ход его выполнения.
Оптимизация работы объединенной транспортной системы Союзного государства на внутреннем и внешнем рынках транспортных услуг, ее интеграция в международную транспортную систему являются приоритетным направлением в интеграционной деятельности, а успешное решение этих задач позволит обеспечить дальнейшее развитие торговли, транспортных услуг и благоприятно скажется на развитии национальных экономик и экономики Союзного государства в целом.
При взгляде на карту становится понятной безусловная географическая выгодность расположения Союзного государства, соединяющая Европу и Азию. Именно этим объясняется прохождение через нее двух основных трансъевропейских транспортных коридоров: «Берлин (Германия)? Познань? Варшава (Польша) — Брест? Минск (Беларусь)? Смоленск? Москва? Нижний Новгород (Россия) с возможной перспективой его продления до Екатеринбурга и далее по Транссибу до дальневосточных морских портов) (Россия)» и № IX: Хельсинки (Финляндия) — Выборг? Санкт-Петербург — Псков — Москва — Калининград (Россия) — Киев? Любашевка /Роздильна (Украина) — Кишинев — Бухарест — Димитровград? Александрополис (с ответвлением IXВ: Киев (Украина) — Минск (Беларусь) — Вильнюс — Клайпеда (Литва) — Калининград (Россия).
Вопросы развития инфраструктуры этих участков ежегодно рассматриваются на заседаниях Координационной комиссии, включаются в среднесрочные Планы мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства.
В настоящее время в рамках Союзного государства прорабатывается вопрос о разработке программы «Создание высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления видами транспорта», которая позволит создать единую комплексную систему управления движением скоростных (до 160 км/ч) и высокоскоростных (до 400 км/ч) поездов, обеспечить комплексную многоуровневую безопасность движения и интеллектуальную среду пользователей высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Заключение
2 апреля 2015 г. Россия и Беларусь отметили 19-летие подписания Договора об образовании Сообщества (Союз — со 2 апреля 1997 г.) Беларуси и России. Для граждан наших государств это, можно сказать, праздничный день, хоть он и не отмечен красным цветом в календаре. Сближение двух братских государств с каждым годом становится все ощутимее. Беларусь остается самым приоритетным партнером для России На постсоветском пространстве сегодня реально существует одно из самых эффективных и динамично развивающихся интеграционных объединений. В подтверждение такому выводу — многократное увеличение товарооборота между Россией и Беларусью, успешная реализация десятков совместных производственных программ и проектов, достижения в деле обеспечения безопасности, социальной сфере, культуре, науке, спорте. Процесс объединения народов России и Беларуси, несмотря на историческую близость, сам по себе очень сложный. Отношения России и Беларуси сегодня имеют прочную правовую основу. Так, в настоящий момент действует более 150 договоров и соглашений. Наши государства активно взаимодействуют в военной области: в экономической, гуманитарной, культурной сферах, то есть, можно сказать, во всех ключевых направлениях.
Россию объединяет с Беларусью, пожалуй, наиболее длительная история интеграционных инициатив на постсоветском пространстве и стремление к построению наиболее глубоких форматов интеграции. В 1997 г. были подписаны документы о создании Союза России и Беларуси, трансформировавшегося позднее в Союзное государство России и Беларуси. Начиная с 2010 г. Россия и Беларусь наряду с Казахстаном формируют Таможенный союз, который с 2012 г. начал преобразовываться в Единое экономическое пространство, а в конце мая 2014 г. руководителями трех стран был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, подразумевающий переход с 2015 г. на новый уровень интеграции.
Активное участие Беларуси в российских интеграционных проектах на постсоветском пространстве не случайно. Экономика Беларуси наиболее тесно среди всех остальных партнеров в регионе связана с российской экономикой. Причем эта связь присутствует не только в традиционных экспортных отраслях российской экономики (прежде всего в нефтегазовом комплексе), но и в области машиностроения и других отраслях обрабатывающей промышленности.
Прочный и взаимовыгодный союз Беларуси и России может и должен стать источником силы, как для российской, так и для белорусской государственности, залогом ее свободного и гармоничного развития наших народов. Такой Союз — это своеобразный, целостный и самодостаточный мир. Его самостоятельность, процветание и стабильность является необходимым условием для сохранения и приумножения культурно-цивилизационного богатства и разнообразия человечества. Надлежащее идейно-концептуальное обоснование этого может стать мощным созидательным фактором строительства союзной государственности.
Список использованной литературы Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изм. от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе: Подписан в г. Астане 29.05.2014 (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // СПС «КонсультантПлюс».
3. О Таможенном союзе: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 (с изм. от 10.10.2014) // СЗ РФ. — 1996. — № 45. — Ст. 5057.
4. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 2 апреля 1997 г. [Электронный рсурс] // Информационно-аналитический портал Союзного государства. — URL: http://www.soyuz.by/ru/?guid=10 264.
5. О евразийской экономической интеграции: Декларация от 18.11.2011 // СПС «Консультант Плюс».
6. Договор о Евразийской экономической комиссии: Договор от 08.11.011 // СПС «Консультант Плюс».
7. О Регламенте работы Евразийской экономической комиссии: Решение Высшего Евразийского экономического совета от 18.11.2011 г. № 1 // СПС «Консультант Плюс».
8. О создании Союзного государства: Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 // СЗ РФ. — 2000. — № 7. — Ст. 786.
9. О равных правах граждан: Договор между РФ и Республикой Беларусь от 25.12.1998 // СЗ РФ. — 1999. — № 47. — Ст. 2625.
10. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) // СЗ РФ. — 2010. № 50. — Ст. 6615.
11. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) // СЗ РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4850.
12. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (с изм. и доп. от 18.05.2015) // СЗ РФ. — 2010. — № 48. — Ст. 6252.
13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 330 // СЗ РФ. — 2014. — № 18 (часть IV). — Ст. 2174.
14. О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)»: Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (ред. от 28.04.2015) // СЗ РФ. — 2001. — № 51. — Ст. 4895.
15. Об утверждении Государственной программы развития транзитного потенциала Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.12.2010 № 1852 // http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic03/text658.htm.
Специальная литература
16. Виноградов С. В. Геополитические и экономические условия функционирования Союзного государства // Современная научная мысль. — 2015. — № 1. — С. 75−81.
17. Внешние шоки для экономики и денежно-кредитной системы России и Беларуси: последствия и пути преодоления / Отв. ред. В. К. Бурлачков, М. Ю. Головнин. — M.: ИЭ РАН, 2014. — 194 c.
18. Волох В. А. Трудовая миграция: политико-правовые и социально-экономическиеаспекты привлечения и использования иностранной рабочей силы: Монография. — М.: Спутник+, 2010. — 252 с.
19. Голубев С. В. Уроки истории и перспективы строительства Союзного государства Беларуси и России // Ученые записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. — 2013. — Т. 16. — № 2. — С. 72−76.
20. Дейко А. К. Союзное государство: реалии интеграционных процессов // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. — 2013. — № 13. — С. 19−25.
21. Лапидус В. М. Союзное государство России и Белоруссии в контексте интеграции // Научно-аналитический журнал Обозреватель — Observer. — 2013. — № 3 (278). — С. 20−26.
22. Молева С. В. Развитие торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России — важная составляющая успешного функционирования Союзного государства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2012. — № 6 (24). — С. 60−66.
23. Сагиндиков Р. Е. Некоторые проблемы обеспечения экономической безопасности таможенного союза России, Беларусси и Казахстана //Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. — 2014. — № 5. — С. 82−90.
24. Яшева, Г. А. Кластерная стратегия инновационного развития экономик России и Беларуси // Управление экономическими системами. — 2014 — № 2(62). — 2014. — С. 7−12.
25. Яшева Г. А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства: монография. — Витебск: ВГТУ, 2010. — 373 с.