Бакалавр
Дипломные и курсовые на заказ

Наука теории государства и права в контексте учебной дисциплины

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такая ситуация возможна по нескольким причинам. Во-первых, может оказаться, что избранный объект научного познания исследован достаточно хорошо и никаких новых закономерностей исследователю обнаружить не удается, по той, хотя бы причине, что их просто нет, правда данный случай является достаточно редким в истории науки. Во-вторых, исследователь просто не видит новых закономерностей в исследуемом… Читать ещё >

Наука теории государства и права в контексте учебной дисциплины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реферат

Наука теории государства и права в контексте учебной дисциплины

1. Понятие, принципы и методы научного познания

наука юридический государство дисциплина Научное познание — это вид познания закономерностей того или иного эмпирически проверяемого объекта, которое осуществляется при помощи известных и апробированных в той или иной области науки методов. Научное познание в отличие от других видов познания всегда опирается на факты, является предметным и целенаправленным, в основе него лежат твердо установленные достоверные факты.

Научное познание имеет свой объект. Что же собой представляет. Объект научного познания — это часть реальности, специально выделяемая исследователем с целью познания закономерностей данной части реальности. При этом еще раз подчеркнем — объект научного познания должен быть эмпирически проверяемым, то есть его существование не должно вызывать сомнения у других исследователей. Этим научное познание отличается от так называемого ненаучного познания, к коему без сомнения можно отнести такую дисциплину как уфологию (" науку об НЛО"), поскольку в данном случае объект изучения не является эмпирически проверяемым: непонятна природа самого объекта и факт его существования как такового также вызывает большие сомнения.

Наряду с объектом научное познание имеет свой предмет. Как же соотносится между собой объект и предмет научного познания. Как уже было установлено выше объект научного познания — это часть реальности, которая специально выделяется исследователем для его изучения. Предмет же научного познания — это то, на что непосредственно направлено научное познание. Поскольку научное познание направлено на получение новых знаний относительно закономерностей объекта научного познания, следовательно, мы можем сделать вывод о том, что предметом научного познания являются закономерности и законы объекта научного познания.

Следующим элементом научного познания является цель научного познания. Цель научного познания — это тот результат, к которому стремится субъект научного познания. Поскольку субъект научного познания стремиться к получению новых знаний относительно закономерностей объекта научного познания, следовательно, целью научного познания является получение новых знаний относительно закономерностей объекта научного познания. Достижение данной цели, однако, не всегда завершается успехом. Вполне возможен такой вариант, когда исследователю не удается обнаружить новые закономерности в исследуемом объекте.

Такая ситуация возможна по нескольким причинам. Во-первых, может оказаться, что избранный объект научного познания исследован достаточно хорошо и никаких новых закономерностей исследователю обнаружить не удается, по той, хотя бы причине, что их просто нет, правда данный случай является достаточно редким в истории науки. Во-вторых, исследователь просто не видит новых закономерностей в исследуемом им объекте. Это может быть обусловлено следующими факторами. Во-первых, исследователь не обладает достаточными знаниями, чтобы увидеть новые закономерности в исследуемом объекте. Во-вторых, исследователь применяет такие методы научного познания, которые не могут обнаружить указанные закономерности. В-третьих, над исследователем может довлеть влияние предшественников, которые без достаточных к тому оснований утверждали, что данный объект научного познания исследован достаточно досконально и что никаких новых закономерностей в научном познании обнаружить не удаться. В-четвертых, исследователь может думать, что данный объект научного познания исследован достаточно досконально и что никаких новых закономерностей в научном познании обнаружить не удаться. Существуют и другие причины, почему процесс научного познания не всегда завершается успехом.

Следующим элементом научного познания являются его принципы. Принципы научного познания — это основные начала, в соответствии с которыми осуществляется научное познание. К числу таких принципов можно отнести: принцип объективности, принцип всесторонности, принцип историзма, принцип конкретно-исторического подхода. Что же собой представляют эти принципы. В литературе существуют различные точки зрения на содержание принципа объективности научного познания. А. Б. Венгеров полагает, что «принцип объективности предполагает методологическое умение в исследовании сочетать собственные отечественные достижения и изучение зарубежного опыта» .

По мнению же В. М. Сырых «объективность же познания формулируется, как требование изучать, исследовать вещи, явления, процессы такими, какими они существуют на самом деле, в реальной жизни, ничего не добавляя к ним и ничего не отнимая от них. Возникает, однако, вопрос, каким образом исследователь может убедиться, что он исследует вещи, явления или процессы именно такими, какими они есть в действительности? Здесь кроется одно из противоречий научного познания. С одной стороны для того, чтобы изучать, исследовать вещи, явления, процессы такими, какими они существуют на самом деле, в реальной жизни, ничего не добавляя к ним и ничего не отнимая от них нужно уже их знать досконально, чтобы быть уверенным, что при их изучении не было ничего добавлено к ним, либо не было ничего отнято от них.

Таким образом, принцип объективности познания предполагает наличие теоретико-методологической рефлексии, то есть в процессе исследования того или иного объекта научного познания должен постоянно спрашивать себя, насколько адекватны полученные им знания состоянию объекта научного познания. Для того чтобы качественно выполнять подобного рода работу необходимо знать, что принцип объективности научного познания предполагает опору на определенные факты реальной действительности. Только при условии, если исследователь, осуществляя научное познание, опирается на факты реальной действительности можно говорить об объективности научного познания.

Следующим принципом научного познания является принцип всесторонности научного познания. Как отмечает В. М. Сырых, принцип всесторонности научного познания означает то, что исследование объекта научного познания должно осуществляться со всех сторон во всем многообразии его сторон, связей и отношений. Далее он пишет: «в силу всеобщей связи и взаимозависимости явлений их объективное познание невозможно без учета этой многообразной связи. Лишь в процессе функционирования, взаимодействия каждый предмет обнаруживает свои внутренние свойства, качества и, соответственно, чтобы их познать их нужно вначале выявить и изучить отношения, связи, в которых это свойство проявляется наиболее полно и очевидно. При этом надлежит исследовать как внешние связи, так и внутренние, характеризующие структуру, взаимосвязь компонентов единого целого, системы. Однако здесь возникает определенное противоречие.

С одной стороны принцип всесторонности научного познания требует изучения объекта научного познания со всех сторон, но с другой стороны познавательные возможности одного исследователя ограничены, и он не может изучить объект научного познания со всех сторон.

По мнению В. М. Сырых указанное противоречие разрешается тем, что «требование всесторонности познания носит стратегический характер и направлено в первую очередь против всяких попыток проявления одностороннего подхода в познании, стремлении абсолютизировать одну, какую — либо сторону, свойство явления. Познание же всех без исключений связей и зависимостей объективного мира под силу лишь всему человечеству и на всем протяжении его существования. Каждый же отдельный человек в силу ограниченности его познавательных возможностей способен изучить лишь определенную часть всеобщей связи взаимозависимости. Принцип всесторонности ценен тем, что предостерегает нас от ошибок в познании, от догматизации существующих знаний. Следующим принципом научного познания является принцип системности. Принцип системности означает то, что любое явление в данном мире является необходимой составляющей, какой либо системы, так как оно не является абсолютно изолированным от других явлений, но активно взаимодействует с другими явлениями. Базовой категорией системного подхода является категория «система» В общей теории систем наибольшее распространение получило следующее определение системы: «система — это как минимум совокупность двух элементов, взаимодействующих и взаимосвязанных между собой» .

Таким образом, суть принципа системности как принципа научного познания состоит в поиске и выделении тех элементов реальности, которые являются элементами данной системы, а также поиск самой системы, которая объединяет в единое целое различные явления и позволяет их структурировать. Принцип системности как принцип научного познания является очень важным, ибо он позволяет структурировать различные объекты научного познания в определенные классы, выявлять взаимосвязи между различными явлениями действительности, определять их функции.

Следующим принципом научного познания является принцип историзма. Еще с Гераклита известно выражение: «все течет». Явления, являющиеся объектом научного познания не являются статичными, но изменяются с течением времени, поэтому задача исследователя состоит в том, чтобы описать происходящие с данным явлением изменения, на протяжении эпохи его существования, а также определить хронологические рамки существования данного явления. Успешно подобного рода операции можно осуществлять, опираясь на такой принцип научного познания как принцип историзма. Суть данного принципа познания состоит в том, что весьма важно учитывать временные исторические границы исследуемого статического состояния и не подменять структурную связь исследуемого явления с внешней средой, его генетической связью с предшествующими состояниями.

Следующим принципом научного познания является принцип конкретно-исторического подхода. Суть данного принципа научного познания состоит в том, что при исследовании какого — либо явления, в том числе и правового, требуется «во-первых, брать предмет, явление в их конкретных условиях, в той обстановке, среде, которая существует в объективной реальности и которая оказывает существенное влияние на исследуемое; во-вторых, учитывать временные параметры существования исследуемого состояния и развития предмета, явления и не допускать огульного распространения знаний о предшествующих этапах истории исследуемого на его современное состояние, равно как и наоборот, знания, характеризующие современное состояние распространять на предшествующие и последующие этапы развития исследуемого» .

Помимо объекта, предмета и принципов научное познание имеет свои методы. Что же они собой представляют. Методы научного познания — это те приемы и способы, с помощью которых исследователь изучает объект познания. Какие же методы научного познания выделяются в современной науке.

Во-первых, в современной науке выделяются следующие группы методов:

а) общефилософские методы: диалектика и метафизика;

б) общенаучные методы: системный подход, системно-деятельностный подход, функциональный подход; наблюдение, измерение сравнение и другие;

в) логические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение;

г) частно-научные методы — методы, используемые несколькими науками: анкетирование, интервьюирование, социальный эксперимент, математические, культурологические и другие методы;

д) специальные методы — методы, используемые конкретной отраслью науки. В юридических науках используются такие специальные методы как формально-юридический и сравнительно-правовой методы, методы толкования норм права.

Кроме того, методы научного познания можно подразделить на методы научного познания направленные на получение эмпирических данных об исследуемом объекте; методы направленные на систематизацию полученных данных об исследуемом объекте; и методы объяснения полученных данных об исследуемом объекте.

Таким образом, можно выделить следующие этапы научного познания: получение эмпирических данных об исследуемом объекте; систематизация этих данных и объяснение этих данных с помощью той или иной концепции, ранее существующей, либо разработанной исследователем.

От научного познания следует отличать научные исследования, поскольку научное познание является составной частью научного исследования. Понятие научное исследование с одной стороны шире понятия научного познания, с другой стороны научное познание шире понятия научное исследование. Каким же образом соотносятся понятия: научное познание и научное исследование? Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать структуру научного познания и структуру научного исследования.

Научное познание, равно как и научное исследование имеет свой объект, предмет, субъектов, цели, принципы, методы, этапы и результаты.

С точки зрения системного подхода, для того, чтобы отличить научное познание от научного исследования необходимо проанализировать основные составляющие научного познания и сопоставить их с основными составляющими научного исследования с целью выявления сходств и различий.

Во-первых, и у научного познания и у научного исследования имеется свой объект. Но если объект научного познания может включать в себя целый класс явлений, подлежащих изучению, то объект научного исследования всегда конкретен: им может выступать только одно какое-то конкретное явление действительности.

Во-вторых, если предметом научного познания могут быть закономерности и законы объекта научного познания, то предметом научного исследования всегда является та совокупность проблем, которая должна быть решена в ходе проведения того или иного исследования.

В-третьих, научное познание отличается от научного исследования по своим целям. Если целью научного познания является всегда получение новых знаний относительно законов и закономерностей объекта научного познания, то целью научного исследования может быть наоборот опровержение существующих концепций того или иного явления, без получения новых знаний о предмете исследования (получение отрицательного результата), который имеет также важное значение для науки.

В-четвертых, научное исследование отличается от научного познания по своим этапам.

Если основными этапами научного познания являются получение эмпирических данных об исследуемом объекте; систематизация этих данных и объяснение этих данных с помощью той или иной концепции, ранее существующей, либо разработанной исследователем, то основными этапами научного исследования являются:

а) разработка программы исследования, б) реализация программы исследования и получение результатов;

в) оформление и публикация результатов научных исследований.

Рассмотрим эти этапы более подробно.

На этапе разработки программы научного исследования определяются:

а) проблема, подлежащая изучению;

б) объект исследования;

б) предмет исследования;

г) цели и задачи исследования;

в) методы и основные этапы проведения исследования;

д) в необходимых случаях определяется рабочая гипотеза и предполагаемые результаты исследования.

На этапе реализации программы исследования и получение результатов осуществляются научно — исследовательские процедуры, заявленные в программе исследования, которые направлены на получение эмпирических данных об исследуемом объекте; систематизацию этих данных и объяснение этих данных с помощью той или иной концепции, ранее существующей, либо разработанной исследователем.

На этапе оформление и публикация результатов научных исследований составляется так называемый отчет о проведенном научном исследовании, который включает в себя следующие разделы:

а) актуальность научного исследования;

б) объект и предмет исследования;

в) цели и задачи исследования;

г) методы исследования (методы научного познания);

д) основные результаты проведенного исследования и их научная новизна;

е) ход и содержание проведенного научного исследования.

На основе отчета о проведенном научном исследовании готовятся публикации основных результатов научных исследований.

В-пятых, научное исследование отличается от научного познания по своим результатам. Если результатом научного познания всегда являются новые знания об объекте научного познания, то результатом научного исследования могут быть как новые знания о предмете научного исследования, так и отрицательные результаты, выразившиеся в подтверждении существующих знаний об объекте научного исследования, либо в опровержении существующих знаний об объекте научного исследования, либо в доказательстве неразрешимости поставленной проблемы.

Совокупность результатов научных исследований полученных исследователями составляет научный фонд, а совокупность проведенных научных исследований взятых в единстве с полученными результатами образует то, что называется состоянием науки.

Кроме того, наука может рассматриваться и как социальный институт. Как социальный институт, наука включает в себя:

а) систему научных учреждений;

б) систему статусов и ролей научных работников;

в) систему норм, регулирующих деятельность научных работников как правовых, так и этических;

г) систему воспроизводства научных кадров;

д) систему сознания и культуры научных работников (идеологический компонент, не путать с политической идеологией).

Одной из важнейших составляющих науки является понятие «область науки». Область науки — это совокупность объектов научного познания и проблем, подлежащих разрешению в ходе научных исследований. В зависимости от особенностей области науки и осуществляется классификация наук по отраслям.

От области науки следует отличать научную парадигму. Научная парадигма — это система обобщенных представлений, способов и концепций, с помощью которых исследователь объясняет явления окружающей действительности. Смена научных парадигм, как правило, происходит в ходе так называемых научных революций.

Вопрос о критериях классификации наук, является одним из сложнейших вопросов научной эписистемологии и является достаточно запутанным.

В первом приближении можно сказать, что все науки делятся на:

а) естественные науки, объектом которых выступает природа, созданная Богом;

б) социальные, объектом которых являются проблемы человеческого общества, в) технические, объектом которых выступает созданные человеком предметы;

г) математические науки, объектом которых выступают количественные величины и их соотношения;

д) гуманитарные науки, объектом которых выступает человек;

е) философские, объектом которых выступают духовные вещи.

Может возникнуть вопрос, к каким наукам относятся математические науки. В настоящее время не существует отдельной области математических наук, и они относятся к физико-математическим наукам. Думается, что это не совсем верно. Математические приложения используются в различных отраслях наук, в том числе в экономике, социологии, политологии, педагогике, физике, химии, медицине, ветеринарии и.т.д. Поэтому математические науки должны быть выделены в самостоятельную область научного знания.

В свою очередь социальные (общественные) науки могут быть подразделены на: экономические, объектом которых выступает экономическая система современного общества, ее компоненты и элементы; политические науки, объектом которых выступает политическая система современного общества, его компоненты и элементы; собственно социальные науки; объектом которых выступает социальная система современного общества, ее компоненты и элементы и юридические науки, объектом которых выступает правовая система современного общества.

Каково же место юридических наук в системе научного знания? Для ответа на данный вопрос необходимо проанализировать особенности объекта и предмета общественных наук. Общим объектом всех общественных наук является общество, его жизнь. Но каждая из общественных наук, точнее каждая из научных отраслей имеет свой особый родовой объект. Так родовым объектом экономической науки выступает экономическая жизнь общества, объектом политической науки выступает политическая жизнь общества, объектом правовой науки выступает правовая жизнь общества, объектом этнологий выступает жизнь того или иного этноса, особенности его культуры. Но одного определения родового объекта той или иной отрасли науки еще недостаточно, поскольку в общественной жизни все ее составляющие очень тесно взаимодействуют между собой. Поэтому возможна ситуация, когда родовой объект той или иной науки может изучаться и другими общественными науками. Следовательно, возникает необходимость выделить в число критериев деления общественных наук и такой признак как особенности предмета той или иной науки. Из курса философии известно, что предметом той или иной науки выступают закономерности становления, развития и функционирования того или иного объекта науки.

Поэтому, каждая из общественных наук имеет не только свой специфический объект изучения, но и свой специфический предмет.

Так предметом экономической науки выступают закономерности становления развития и функционирования, а также взаимодействия экономических систем, их компонентов и элементов. Предметом политической науки являются закономерности развития и функционирования, а также взаимодействия политических систем, их компонентов и элементов. Предметом социологической науки выступают закономерности становления развития и функционирования, а также взаимодействия социальных систем, их компонентов и элементов. Предметом же юридической науки выступают закономерности становления развития и функционирования, а также взаимодействия правовых систем, их компонентов и элементов.

Обратите внимание! Предметом всех общественных наук выступают закономерности становления развития и функционирования тех или иных систем: экономических, политических, правовых, социальных.

Это не случайно! Поскольку системная организация является важнейшей предпосылкой возможности существования жизни вообще, и жизнедеятельности общества в частности. Вне рамок, какой либо системы жизнедеятельность протекать не может. Поэтому и предметом той или иной общественной науки выступают закономерности становления развития и функционирования той или иной системы, ее компонентов и элементов, которая корреспондирует соответствующей области общественной жизни.

При этом юриспруденция как общественная наука изучает собственные закономерности становления, развития и функционирования правовой системы, ее компонентов и элементов.

Помимо специфики объекта и предмета каждая общественная наука, в том, числе и юриспруденция, имеет свои специфические методы. Какие же методы используются в юриспруденции для изучения закономерностей входящих в ее предмет и как их можно классифицировать? Под методом той или иной науки следует понимать совокупность, а точнее систему приемов и способов, с помощью которых та или иная наука изучает те или иные закономерности, входящие в ее предмет.

Применительно к юриспруденции под методами юридической науки следует понимать, систему приемов и способов, с помощью которых в юридической науке изучаются закономерности, становления, развития и функционирования, а также взаимодействия правовых систем, их компонентов и элементов.

Из курса философии известно, что все методы юридической науки можно подразделить на: общенаучные, частно-научные и специальные.

К общенаучным методам можно отнести: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, диалектический и метафизический метод, системный подход.

К частно-научным методам можно отнести: структурно-функциональный анализ, социологические, политологические, культурологические методы и другие.

К специальным методам можно отнести:

а) формально-юридический метод;

б) сравнительно-правовой метод;

в) методы толкования права.

Обратите внимание! Специальные методы используются всеми или почти всеми отраслями юридической науки. Ни одна из дисциплин юридической науки не изобрела своего собственного метода, который бы использовался только ей и никакой другой дисциплиной. Это связано с тем, что наличие своих специальных методов — атрибут отрасли наук, а не дисциплины или специальности.

Каким же образом классифицируются юридические науки? В России традиционно все юридические науки делятся на фундаментальные, отраслевые, и специальные. Деление юриспруденции на фундаментальную и прикладную для российской юридической науки не характерно.

При этом к фундаментальным юридическим наукам относятся: теория права и государства, история права и государства, история учений о праве и государстве. К отраслевым юридическим наукам можно отнести: конституционное право, гражданское право, уголовное право, гражданско-процессуальное право, трудовое право, международное право, международное частное право, семейное право, земельное право, экологическое право и. т.д. К специальным юридическим дисциплинам следует отнести: криминалистику, криминологию, судебную медицину, судебную психиатрию, судебную бухгалтерию и.т.д.

Критериями разграничения фундаментальных, отраслевых и специальных юридических дисциплин являются особенности предмета той или иной отрасли права.

Так, предметом теории государства и права выступают общие закономерности становления, развития, функционирования и взаимодействия государственно-правовых явлений; предметом истории государства и права выступают закономерности исторического развития правовой системы той или иной страны (история права и государства) отдельных стран); либо мира в целом (всеобщая история права и государства); предметом истории учений о праве и государстве выступают закономерности эволюции политико-правовой мысли в различных странах.

Предметом же отраслевых юридических наук выступают закономерности становления, развития и функционирования той или иной отрасли права.

Предметом же специальных юридических дисциплин выступают закономерности использования неюридических знаний в юридической деятельности. Таким образом, критерием деления юридических наук на фундаментальные, отраслевые и специальные выступает особенности предмета той или иной юридической науки.

2. Наука теории государства и права Что же представляет собой теория государства и права как юридическая наука? Теория государства и права является фундаментальной мировоззренческо-методологической юридической наукой изучающей общие закономерности становления развития и функционирования государственно-правовых явлений, образующих правовую систему общества.

Исходя из данного определения, легко можно определить место теории государства и права в системе юридических наук. В системе юридических наук теория государства и права занимает место фундаментальной науки, поскольку ее предметом выступают общие закономерности становления развития и функционирования государственно-правовых явлений, образующих правовую систему общества. Знание же этих закономерностей необходимо для более глубокого познания закономерностей становления развития и функционирования той или иной отрасли права, поскольку в основе закономерностей становления развития и функционирования той или иной отрасли права, лежат общие законы становления развития и функционирования государственно-правовых явлений, познание которых входит в задачу теории государства и права.

Как и любая другая юридическая наука, теория государства и права имеет свои специфические цели, задачи, объект, предмет и методы.

Под целями теории государства и права следует понимать тот результат, на достижение которого направлена теория государства и права как фундаментальная юридическая наука: познание общих закономерностей становления, развития и функционирования государственно-правовых явлений; уточнение категорий юридической науки; выработка новых методов и методологических подходов познания закономерностей становления, развития и функционирования государственно-правовых явлений; разработка методики прогнозирования дальнейшей эволюции государственно-правовых явлений. К числу задач теории государства и права можно отнести:

а) описательные задачи: описание государственно-правовых явлений общего характера);

б) объяснительные задачи: (объяснение особенностей государственно-правовых явлений общего характера);

в) эвристические (поисковые) — поиск новых закономерностей становления, развития и функционирования государственно-правовых явлений общего характера;

г) прогностические — прогноз дальнейшего развития и функционирования государственно-правовых явлений, общего характера;

д) методологические — разработка методологии для юридических наук: принципов, методов, способов юридических научных исследований.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что теория государства и права имеет свою систему целей и задач, отличающихся от целей и задач другой отрасли науки.

Теория государства и права отличается от других наук также по объекту и предмету, поскольку объектом теории государства и права является правовая система в целом, его компоненты и элементы как таковые.

Предметом теории государства и права выступают общие закономерности становления, развития, функционирования и взаимодействия государственно-правовых явлений.

Помимо объекта и предмета, целей и задач важнейшим атрибутом теории государства и права как юридической науки выступают методы теории государства и права, под которыми следует понимать те приемы и способы, с помощью которых добываются знания, составляющие научный фонд теории государства и права.

К числу методов теории государства и права можно отнести:

а) общенаучные, к которым можно отнести: анализ, синтез, индукцию, дедукцию, диалектический и метафизический метод, системный подход;

б) частно-научные методы, к которым можно отнести: структурно-функциональный анализ, социологические, политологические, культурологические методы и другие;

в) специальные методы, к числу которых можно отнести: формально-юридический метод; сравнительно-правовой метод; методы толкования права.

Обратите внимание! Теория государства и права не имеет своих собственных методов, отличных от методов всей остальной юридической науки, но, адаптирует методы юридической науки для достижения своих целей и задач.

Теория государства и права как юридическая наука также имеет свои функции. Под функциями теории государства и права следует понимать основные направления решения задач, стоящих перед теорией государства и права.

К числу функций теории государства и права относятся следующие функции:

а) онтологическая;

б) познавательная;

в) эвристическая;

г) методологическая;

д.) прогностическая.

Каждая из этих функций имеет свою специфику.

Так онтологическая функция направлена на раскрытие сущности того или иного государственно-правового явления; познавательная функция направлена на познание общих закономерностей государственно-правовых явлений; эвристическая функция направлена на поиск новых общих закономерностей становления, развития и функционирования государственно-правовых явлений; методологическая функция направлена на разработку новых методов познания государственно-правовых явлений; прогностическая же функция направлена на разработку прогноза дальнейшего развития и функционирования государственно-правовых явлений, общего характера.

Теория государства и права, как и любая другая наука, имеет свою структуру. Вопрос об основных структурных составляющих теории государства и права является одним из достаточно сложных вопросов юридической науки.

На наш взгляд к числу основных структурных элементов теории государства и права можно отнести: методологию юридической науки, теорию происхождения государства и права; собственно теорию государства; теорию правового государства; собственно теорию права; теорию правовых процессов, которая включает в себя:

а) общую теорию правовых процессов;

б) теорию правового регулирования;

в) теорию правотворчества;

г) теорию реализации права;

д) теорию толкования права;

е) теорию систематизации правовых актов; социальную теорию государства и права, которая изучает взаимодействие государства и права с другими социальными явлениями.

Кроме науки теория государства и права является еще и учебной дисциплиной.

Как учебная дисциплина теория государства и права изучается на первом курсе высших юридических учебных заведений в качестве базового курса и на последнем курсе в качестве проблемного курса. Кроме того, практически во всех высших юридических учебных заведениях в качестве обязательного государственного экзамена выступает теория государства и права.

В результате изучения дисциплины: Теория государства и права, у обучающихся формируются представления о сущности и особенностях государственно-правовых явлениях общего характера, таких как государство, право, нормы права, источники права, нормативно — правовой акт, правоотношения, юридические факты, правонарушения, юридическая ответственность, юридическая практика, правовое регулирование, правотворчество, реализация права, толкование права, правоприменение, правомерное поведение, правосознание, правовая культура, законность, правопорядок, и другие. Кроме того, у студентов юридических вузов формируется определенная точка зрения на соотношение государства и права; государства, права и общества, места и роли государства и права в условиях глобализации, а также на будущее государства и права.

Все это содействует формированию правовой культуры будущего юриста и значительно облегчает изучение отраслевых юридических дисциплин.

1. Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 // Российская газета — 25.12.2013 — № 237.

2. Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. // Собрание законодательства РФ — 29.01.2014 — № 5 — ст. 410.

3. Федеральный закон РФ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

4. Алексеев С. С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2010. — 381 с.

5. Алексеев, С. С. Проблемы теории права: курс лекций: в 2 т. М.: ДАНА, 2011. — 293 с.

6. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. — Изд. 2-е изм. и доп. — М., 2009. — С. 12.

7. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник для вузов. — М., 2011. — С. 331.

8. Безуглов А. А., Беломестных, Л. Л. Конституционное право России. М., 2010 — 832 с.

9. Беспалов Ю. Ф. Теория государства и права. Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 932 с.

10. Бондарев А. С. Социальная природа и соотношение общих (статусных) и конкретных (статусно-ролевых) правоотношений в жизни общества // Ленингр. юрид. журнал. 2009. № 1. — С. 183−185

11. Бондаренко Э. Н. Муниципальное образование как работодатель // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / под ред. К. Н. Гусова. М., 2011. — С. 39−41

12. Бошно С. В. Теория права и государства: учебник. — М., 2010. — С. 229−293

13. Бринчук М. М. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. — Система «ГАРАНТ», 2010. — 372 с.

14. Василенко Г. Н. Правовые основы финансового контроля в России и Европейском Союзе. — СПб.: Юнити-Дана, 2010. — 88 с.

15. Вопленко Н. Н. Правовые отношения: понятие и классификация // Ленингр. юрид. журнал. 2009. № 1. С. 180−182

16. Гревцов Ю. И., Хохлов Е. Б. О юридико-догматических химерах в современном российском правоведении // Правоведение. 2011. № 5. — С. 286

17. Деркач А. А. Теория государства и права. 2-е изд. — М.: РАГС, 2011. — 161 с.

18. Евтушенко В. Ф. К вопросу о соотношении категорий «субъект налогового права» и «субъект налогового правоотношения» // Финансовое право. — 2013. — № 4. — С. 12−17.

19. Ермолаева А. Е. Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды // Законодательство и экономика, 2011, № 7. С. 37−41

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой